Виды в русском языке – Совершенный и несовершенный вид глагола, как определить вид в русском языке

Содержание

Вид глагола — это… Что такое Вид глагола?

  • вид глагола — грамматическая категория, объединяющая все глагольные формы. Общее значение вида глагола – осуществление события во времени. Один вид представляет событие в его осуществлении (несовершенный), другой – в его пределе (совершенный). Семантика вида… …   Литературная энциклопедия

  • вид глагола — Глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой их форме. Различаются: а) соотносительные видовые… …   Словарь лингвистических терминов

  • Вид глагола —         грамматическая категория Глагола многих языков, обобщённо отражающая те или иные типы протекания действия. Категория вида в разных языках весьма различна как по составу противопоставленных значений, так и по внешним формам их выражения. В …   Большая советская энциклопедия

  • вид глагола (аспект) — Грамматическая категория глагола, обозначающая особые свойства, характер протекания данного процесса, т.е. в его отношении к внутреннему пределу, результату, длительности, повторяемости и т.п. В русском языке выделяются глаголы совершенного вида… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • несовершенный вид глагола — Форма глагола, менее конкретная по значению, нежели совершенный вид глагола. Поэтому Н. в. г. наиболее употребителен в научной, официально деловой речи, так как и научный , и официально деловой стили более отвлеченны по своему характеру. Например …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • совершенный вид глагола — Форма глагола, более конкретная по значению, нежели несовершенный вид глагола, поэтому наиболее употребительная в художественной, разговорной речи, особенно при описании действия: Колхозный председатель сбежал к речке, плеснул в лицо водой,… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • несовершенный вид глагола со значением многократности действия в прошлом — Форма глагола, употребляемая как одно из языковых средств разговорной речи, выражающее ее экспрессивный характер: говаривал, хаживал, гащивал …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Вид — В Викисловаре есть статья «вид» Слово вид имеет много значений в русском языке. В прямом смысле: То, что доступно взгляду. Картина окружающего пространства, складывающаяся при наблюдении из заданной точки обзора. (Пейзаж, «Вид из окна».) В… …   Википедия

  • Вид — морфол. категория глагола, отражающая различия в характере протекания действия и выражающаяся в противопоставлении соверш. (перфективного) и несоверш. (имперфективного) В. Соверш. В. обозначает целостное действие, огранич. пределом; ср.:… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Вид

    — глагольный (в международной терминологии  аспект)  грамматическая категория глагола, обобщённо указывающая, «как протекает во времени или как распределяется во времени» (А. М. Пешковский) обозначенное глаголом действие. В отличие от категории… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    образование и правильное употребление :: SYL.ru

    И снова глагол. Коварная часть речи, изучение которой включает множество правил и исключений из них. В этой статье коснемся понятия вида глагола и правильного употребления в речи глаголов того или иного вида.

    вид глагола в русском языке

    Что такое вид глагола?

    Вид глагола в русском языке определяется по задаваемому к слову вопросу. Если спрашиваем что делать? — это несовершенный вид, если что сделать? — совершенный. Иными словами, действие может быть либо совершённым на момент речи, либо не совершённым — этим и определяется вид.

    Читать книгу (что делать? несовершенный вид) — действие не закончено, оно совершается в настоящий момент. Прочитать книгу (что сделать?) — действие уже выполнено, оно совершено, следовательно, вид этого глагола — совершенный.

    Как связаны вид глагола и время?

    Время и вид глагола в русском языке очень тесно связаны. О действии, которое не совершено, можно говорить в форме любого времени: я пекла пироги, я пеку пироги, я буду печь пироги. Иными словами, глаголы несовершенного вида могут принимать форму любого из трех времен. Следует запомнить, что такие глаголы имеют форму сложного будущего времени (инфинитив с модальным глаголом).

    В отличие от них глаголы совершенного вида могут стоять только в прошедшем или будущем времени. Иными словами, действие либо было совершено, либо будет совершено. Категории настоящего времени у таких слов нет. Ведь глаголы совершенного вида обозначают либо начало действия, либо его результат, в то время как форма настоящего времени подразумевает протяженность действия, период его совершения. Следовательно, эти два понятия исключают друг друга.

    При образовании будущего времени используется простая форма. Я испекла пироги — я испеку пироги.

    Основные способы образования видов глаголов

    Теперь мы разобрались, что такое вид глагола в русском языке. Как же образуются слова совершенного или несовершенного вида?

    Чаще всего для образования совершенного вида достаточно добавить слову приставку. Изменяется значение — меняется и вопрос. Ехать (что делать?)приехать, уехать, заехать (что сделать); плыть — заплыть, доплыть, переплыть; рисовать — нарисовать, дорисовать, пририсовать и т.д.

    Однако не стоит думать, что вид можно определить по наличию приставки. Например, слово купить приставки не имеет, но отвечает на вопрос что сделать?, а значит, относится к совершенному виду.

    Вид глагола в русском языке можно изменить и при помощи суффикса. Уплотнять — уплотнить, приглашать — пригласить, кричать — крикнуть.

    Нечастый случай: замена основы

    Бывают случаи, когда заменой основы образуется другой вид глагола (таблица). Русский язык сложен и коварен. Для носителей языка нет ничего странного в том, что при изменении вида может поменяться все слово полностью, а вот иностранцам приходится многое заучивать наизусть. Приведем несколько примеров.

    Что делать?Что сделать?
    -Класть--Положить-
    -Брать--Взять
    -Искать--Найти-
    -Ловить--Поймать

    Это лишь несколько «особенных» глаголов, о которых нужно помнить. Особое внимание следует удалить глаголу «класть» — его корень употребляется только без приставки, а вот при добавлении ее меняется на корень -лож- (положить, сложить и т.д.).

    Вид глагола таблица русский язык

    Двувидовые глаголы

    Бывает так, что видовые формы глаголов в русском языке можно отличить только в контексте, потому что слова, имея разное значение, звучат одинаково. Чаще всего такие слова можно распознать по суффиксу -ирова- или -ова- (-ева-). Атаковать, премировать, вакцинировать, стартовать и др. Он очень долго стартовал (что делал?)Он удачно стартовал (что сделал?).

    Чтобы определить вид такого глагола, нужно очень внимательно вникнуть в контекст и правильно задать вопрос.

    Для чего нужно знать о видах глагола?

    Казалось бы, что может быть сложного в таком понятии как вид глагола? В русском языке бывают правила и сложнее. Но, как ни странно, именно с данным правилом связана одна из самых распространенных ошибок в построении предложений и даже текстов. Дело в том, что вид глагола и всех глагольных форм (напомним, что причастие и деепричастие одни лингвистические школы относят к самостоятельным частям речи, другие — к особым формам глагола) должен быть единым в определенном речевом отрезке. То есть действие либо совершено (будет совершено), либо совершается в момент речи.

    что такое вид глагола в русском языке

    «Бабушка испекла пирожки, заваривала чай, пригласила нас обедать, и мы хотели остаться» — в одном предложении чередуются глаголы и того, и другого вида, из-за чего смысл фразы трудно уловить. «Зайдя к соседу, я спрашивал, есть ли у него соль» — в этом предложении не совпадает вид деепричастия и глагола, действие вроде бы уже совершено, но в то же время и нет. Правильнее построить фразу так: «Зайдя к соседу, я спросил…«

    Подведем итоги

    Итак, вид глагола определить очень просто: нужно всего лишь задать вопрос («что делать?» или «что сделать?»). Глаголы несовершенного вида употребляются в форме любого времени; совершенного — только в прошедшем или будущем. Очень важно правильно употреблять форму того или иного вида глагола, чтобы фраза была логически правильной и понятной!

    видовые формы глаголов в русском языке

    Надеемся, что статья поможет избежать речевых ошибок. Будьте грамотными!

    www.syl.ru

    Вид (лингвистика) — это… Что такое Вид (лингвистика)?

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вид.

    Вид, или аспект, — грамматическая категория, выражающая то, как говорящий осмысливает протекание действия во времени (например, видит он действие как продолженное, одномоментное, постоянное и проч.). С точки зрения морфологии вид может быть как словоизменительной (как часто считается для русского и других славянских языков), так и словоклассифицирующей категорией. Во многих языках вид не имеет самостоятельного выражения: вместо этого определённые видовые значения связаны с разными временными формами. Категория вида близка категории способа действия (

    Aktionsart, акциональности), связанной с тем, какая информация о способе протекания действия содержится в лексическом значении глагола.

    Вид в русском языке

    В русском языке, как и во многих других славянских, вид является грамматической категорией: это значит, что каждый глагол охарактеризован как относящийся либо к совершенному, либо к несовершенному виду (за исключением небольшого числа двувидовых глаголов вроде «жениться», «обжаловать»). Кроме собственно аспектуальных значений, виды различаются и морфологически: присоединение одного и того же набора окончаний даёт будущее время в случае глаголов совершенного вида и настоящее — в случае несовершенного вида (а будущее образуется аналитической конструкцией с глаголом «быть»).

    В русском языке существует множество видовых пар — пар глаголов, значения которых совпадают с точностью до вида. Для их определения иногда используется так называемый критерий Маслова

    (названный в честь предложившего его Ю. С. Маслова), связанный с возможностью замены одного глагола другим (например, при пересказе событий в настоящем времени).

    См. также

    Ссылки

    Литература

     Просмотр этого шаблона Морфология
    Основные понятияМорфема • Корень • Аффикс: суффикс, префикс (приставка), циркумфикс, инфикс, трансфикс, дисфикс • флексия • Нулевой аффикс • Форматив • Морфемика • Словообразование • Словоизменение • Формообразование • Грамматическая форма • Грамматическое значение • Грамматическая категория: аспект, залог, актантная деривация, время, лицо, наклонение, таксис; определённость, одушевлённость, падеж, согласовательный класс, род, именной класс, число • Граммема • Парадигма • Лексема • Словоформа • Часть речи
    ПерсоналииФ. Ф. Фортунатов • Дж. Гринберг • И. А. Мельчук • А. А. Зализняк
    Связанные темыУровни языка • Грамматика • Синтаксис • Грамматическая семантика • Морфонология • Лингвистическая типология
    Фонетика и фонология • Синтаксис • Портал:Лингвистика

    dic.academic.ru

    Разновидности русского национального языка

    Литературный язык – основная наддиалектная форма существования языка, которая характеризуется обработанностью, полифункциональная, стилистическим разнообразием, информированностью

    Просторечие – одна из форм национального языка вместе с народными говорами и жаргонами составляет устную некодифицированную сферу общенациональной речевой коммуникации. Просторечие это общепонятная для носителя языка речь.

    Для просторечия характерны экспрессивно сниженные слова, которым можно подобрать нейтральные синонимы. Само понятие просторечие, сформировалось в сочетании двух слов простая речь. Русское просторечие представляет собой один из источников, формировавшихся в 18-19 веках литературного языка, нового времени.

    Диалект – понятие взято из греческого языка, это разновидность данного языка, употребляемая связанная лицами территориальными или профессиональными областями. Различают территориальные и социальные диалекты. Территориальные диалект всегда представляет собой часть целого данного языка или одного из его диалектов. Территориальные диалект имеет обще русскую основу, но обладает определенными особенностями, которые распространены только на части территории, где распространены национальный язык. Существуют следующие виды диалектов: фонетические, фонологические, грамматические, лексические диалектизмы. Границы распространения диалектов сложны и пересекают русскую территорию в различных направлениях. С возникновением национального языка территориальные диалекты и говоры вытесняются из употребления, становятся особенностями речи сельского населения.

    Социальные диалекты – язык определенных социальных групп. В древности это языки сапожников. Выделяют групповые и корпоративные социальные диалекты. Выделяют так же групповые и социальные диалекты, жаргон или сленг учащихся, студентов и других молодежных коллективов. Выделяют так же тайные языки, языки асоциальных элементов. Жаргон это разновидность речи, используемая в устном общении отдельной, относительно устойчивой социальной группой, объединяющие людей по признаку профессии, социальному статусу, общностью интересов, возрасту

    Вывод: перечисленные разновидности или формы национального языка отличаются от высшей формы литературного языка, литературный язык становится единственно возможным средством общения в самых разнообразных сферах жизни деятельности человека

    Формирование норм русского

    Старославянский или церковно-славянский язык стал основой языка. В современном русскому литературном языке мы наблюдаем варианты однокоренных слов. Эти слова обладают определенными признаками, которые указывают на их происхождение

    Славянизмы

    Исконно-русские слова

    Начальное «Е», Единый

    Начальное «О», Один

    ШТ, текущий

    Ч, текучий

    Неполногласие, ЛА РА РЕ в корне и приставке, безбрежный

    Сочетание «ОЛО» «ОРО» «ЕРЕ» в соответствующей позиции, берег

    Сочетание ЖД, чуждый рождение

    Чужой рожать

    Начальное ЛА РА, Растение, Ладья

    ЛО РО, рослый

    Язык и речь, культура речи, коммуникация, основные единицы общения.

    Лекция №2.

    Язык и речь. Культура речи. Коммуникации. Основные единицы общения. Речевые события, ситуация, взаимодействия.

    План:

    1. Понятие язык. Основные функции. Понятие язык. Естественные языки, искусственные языки

    2. Язык и речь

    3. Виды речи

    4. Культура речи, 3 аспекта культуры речи

    5. Основные единицы общения: речевое события, речевая ситуация, речевое взаимодействие

    Литература:

    1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Москва. Логос. 2002. Стр. 12-14. Раздел 3. Стр. 247-359.

    2. Введенская, Черкасова. Русский язык и культура речи. Ростов на дону. Феникс. 2003. Стр. 17-37. Стр. 53-84.

    3. Филиппова, Филиппов. Русский язык и культура речи. Тюмень. Издательство ТюмГУ. 2007. 47-45.

    Язык – это система знаков любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности.

    Языки подразделяются на естественные и искусственные.

    Естественные язык – язык повседневного общения, форма выражения мыслей, чувств, эмоций людей, средство коммуникации.

    Искусственные языки создаются людьми для решения определенных прикладных задач. Различают языки математических символов, химических теорий и многие другие.

    Основные функции языка: связаны со знанием человека о действительности (создание, хранение, передача информации). Полифункциональная система.

    Первые языковые системы – изображения.

    Выбор звуков и графических знаков не являлся случайным.

    Первоначально фонетическая структура слов имела звукоподражательных характер (имитация криков животных).

    В развитии письменности выделяют след. этапы:

    Пиктографическое письмо (рисуночное письмо) (письменность индейцев Америки, жители тропической Африки, аборигены Австралии)

    Идеографическое письмо (основано на условном изображении) (народы майя)

    Иероглифическое письмо (основа – обозначение целых понятий)(Египет, Китай. Япония)

    Фонетическое (звуковое)

    Возникновение языка происходит естественным образом. Язык – способ выражения мысли с помощью физиологического процесса. Изучение знаковых систем – наука семиотика (учение о знаках)

    Речь – это говорение, протекающее во времени, обличенную в звуковую, включая внутреннее проговаривание, и письменную форму.

    Речь – процесс (речевая деятельность) и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или на письме)

    Речь и язык обычно противопоставляется. Язык – система знаков особого рода. Речь – деятельность человека использующего данную систему.

    Сопоставим признаки характеризующие язык и речь:

    Язык

    1. Абстрактен, содержит абстрактные аналоги единиц речи(лексемы)

    2. Отражает опыт коллектива

    3. Объективен

    4. Обязателен

    5. Статическое явление

    6. Ограничен набором составляющих

    Речь

    1. Речь материальна (при помощи слуха или зрения)

    2. Отражает опыт индивидуума

    3. Субъективна

    4. Произвольна

    5. Динамична, развивается во времени

    6. Бесконечна

    Речь — внешняя и внутренняя

    Внешняя – устная и письменная.

    Устная – монолог, диалог, полилог.

    Устная – акустический код. Письменная – графический код.

    Монолог – форма или тип речи, представляющее собой высказывание, завершенное смысловым отношением.

    Диалог – форма или тип речи, состоящее из обмена высказываниями, репликами между адресатом и адресантом.

    Полилог – разговор между несколькими или многими лицами.

    Внутренняя речь.

    1. Это планирование и контроль в уме речевых действий

    Близка мышлению и рассматривается как одна из форм его реализации.

    1. Это внутреннее проговаривание.

    Беззвучная речь выполняет те же функции планирования и контроля. Возникает в определнных ситуациях деятельности.

    Соколов (советский психолог) обнаружил скрытые артикуляции, мелкие моторные движения в процессе внутренней речи.

    1. Это один из этапов внутреннего программирования, как фазы порождения речевого высказывания (планирование, замысел соотносимое с общением)

    Теория фазовой структуры речевого акта была выдвинута советским психологом и получила развитие психолингвистики.

    Согласно данной теории порождение речи состоит из следующих этапов:

    1. Интенция, желание,

    2. Мотив

    3. Внутреннее программирование

    4. Реализация

    Культура речи.

    1. Совокупность наиболее эффективных вербальных и не вербальных средств общения, которые используются в соответствии с требованиями нормированности, правильности, точности, логичности, чистоты, уместности, выразительности и богатство языка.

    2. Представляет собой область особую область лингвистических знаний, научную дисциплину, раздел языкознания.

    Основная задача:

    Охрана норм литературного языка на всех его уровнях (дело национальной важности).

    Нормативный аспект является одним из важнейших, предполагает правильность речи.

    Выбор необходимых для решения поставленных целей языковых средств – это основа коммуникативного аспекта культуры речи.

    Этический аспект – приписывает знание и применения правил языкового поведения в конкретных ситуациях.

    Этические нормы общения – речевой этикет (речевые формы приветствия, поздравления, вопроса, просьбы, благодарности и др.). Это выбор обращения на ты или на вы. Выбор полного или сокращенного имени при обращении.

    Уже в древних риториках отдавалось предпочтение нравственному критерию. Речь должна быть правдивой, цели благородной.

    Важными являются лингвистические критерии оценки речи (правильность, нормированность, точность, логичность, уместность, чистота, выразительность, богатство или разнообразие речи.

    Коммуникация – то, что делает общим, связывает при общении, общение, обмен мыслями, сведениями, идеями. Это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

    Основные единицы общения.

    Событие. Ситуация. Взаимодействие (речевое).

    Речевое событие – это основная единица коммуникации или речевого общения.

    Представляет собой законченное целое и состоит из 2 компонентов.

    1)речевое поведение – то о чем сообщается, говорится (вербальная, словестная речь) и то, чем речь сопровождается (мимика и жесты). Форма взаимодействия человека и мира, выраженная в речи. Обусловлено целевой установкой говорящих, условиями общения, коммуникативными потребностями, национально-культурной спецификой поведения. Тактика речевого поведения может меняться в зависимости от официальности или неофициальности общения, времени, места, соц. статуса собеседника, языка высказывания и т.д.

    2)речевая ситуация – условие, обстановка в которой происходит речевое общение и сами участники общения. Составляющие: адресант, адресат (получатель сообщения), цель сообщения, контекст общения, межличностные отношения участников общения. Диктует правила построения диалога и определяет уместность тех или иных стилистических средств языка.

    Типы речевых поступков:

    Сообщение информации, убеждения, побуждение к действию, оценка, похвала или порицание, просьба, завоевания расположения слушателя и другие.

    Вывод: в речевом соответствии людей соблюдение этических правил и правил речевого поведения имеют очень важное значение.

    21.03.13.

    Синтаксические единицы — элементы синтаксического строя, определяющие его специфику.

    Синтаксический уровень словоформ — это участие словоформ в выражении синтаксических отношений в разной степени.

    Характерными признаками единиц синтаксиса являются их структура и функции

    С функциональной позиции выделяют 2 единицы:

    1) предложение (функция коммуникации)

    2) словосочетание (номинативная функция)

    по структурному принципу выделяют 5 единиц

    1) синтаксическая норма (синтаксема) — форма слова(иногда со служебным словом), обладающяя определенной синтаксической семантикой

    пример: возле озера в парке

    реализуется семантика местоположения

    2) словосочетание — грамматическое соединение полнозначных слов

    пример: синее море

    3)простое предложение

    пример: ярко светило солнце

    4)сложное предложение

    пример: когда мы вышли с вокзала, слабый свет уже брезжил над Феодосией.

    5)сложное синтаксическое целое

    Синтаксические отношения между синтаксическими единицами или их компонентами носят бинарный или парный характер.

    Синтаксические отношения: равнозначные или неравнозначные.

    Равнозначные отношения реализуются в виде соединительных разделительных противительных отношений в ряду сложносочиненных предложениях или сложноподчиненных предложений.

    (например: Реализуются соединительные отношения между однородными определениями.)

    Неравнозначные отношения реализуются в виде атрибутивных, объектных и релятивных предложений в словосочетании а также в виде условных причинно-следственных и целевых отношений в сложноподчинненном предложении.

    Пример: Если будет хорошая погода, то мы пойдет в парк.

    Синтаксические отношения выражаются с помощью средств подчинительной и сочинительной связи, с помощью форм слов, предлогов, союзов, интонации.

    Синтаксические средства — основа системы синтаксиса. С их помощью оформляются синтаксические категории, строятся единицы синтаксиса, выражаются синтаксические отношения. В наборе синтаксических средств и их взаимодействии проявляется национальная специфика русского синтаксиса. Все синтаксические средства( формы слов в их взаимодействии, служебные слова, порядок слов, интонация) имеют своеобразное физическое проявление(звуковой или графический облик, линейность, протяженности во времени и пространстве).

    Формальные показатели: связывают словоформы, выражают отношения между ними а также грамматические отношения единиц синтаксиса. Например: Птицы поют. окончание ют является показателем согласования, зависимость сказуемого от подлежащего, предикативные отношения, показатель времени и наклонения, оформление категории синтаксической модальности и синтаксического времени.

    Служебные слова: выполняют свои функции или вместе с формами слов или независимо от них. Например: предлоги соединяются к формам слов. (Возвратились на рассвете.) Союзы более автономны, они не влияют прямо на форму слов и не зависят от них (Мать жила с детьми и для детей). Частицы могут быть автономными показателями модальности предложения(скорей бы весна).

    При отсутствии или недостаточности фликтичных показателей и служебных слов порядок слов играет роль главного показателя. Например: трудиться — не лениться.

    Интонация: универсальное синтаксическое средство русского языка, т к действует всегда в том числе при отсутствии фликтичных показателей.

    Лекция №6.

    Виды норм современного русского литературного языка.

    План:

    1) интонационные нормы или нормы интонации

    2) стилистические нормы русского языка

    3) роль норматичного аспекта культуры речи в современном обществе

    4) пунктационные нормы русского языка

    Интонационные нормы.

    Интонация — (громко произношу — интоно) — представляет собой единство взаимосвязанных компонентов(мелодики, интенсивности, темпа речи, длительности, тембра произнесения). Некоторые исследователи включают в состав компонентов интонации паузы(остановка, прекращение). Паузы — перерывы в речи, которым соответствует отсутствие звука. физиологически — остановка в работе речевых органов.

    Вместе с ударением интонация образует просодическую систему языка(ударение, припев), которое представляет систему фонетических средств(высотные, силовые, временные), реализующиеся в речи на всех уровнях речевых сегментах(слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смысло- различительную роль.

    Интонация является важным средством формирования высказывания и выявление его смысла.

    Синтагма — (синтагма — вместе построенное, соединенное) — интонационное смысловое единство, которое выражает в данном контексте и данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения.

    Пример: Брат уезжает в Москву. Синтагма — все предложение.

    БРАТ уезжает в Москву. Кто и куда уезжает. 2 синтагмы. Внешне омонимичные.

    В высказывании интонация выполняет след функции: различает коммуникативные типы высказывания (побуждения, вопрос, восклицания, повествование, импликация или подразумевания)

    Интонация различает части высказывания из соответствия их смысловой важности, выделенности.

    Интонация оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы, выражает конкретные эмоции, раскрывает подтекст высказывания, характеризует говорящего и ситуацию общения.

    Две первые функции относят интонацию к системе языка, а остальные связаны с речевой сферой и речевой реализации. Особую роль играет интонация в рамках определенного текста. Интонация различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров, расчленяет текст на разные смысловые фрагменты, осуществляет межфразовую связь, является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя. В художественном тексте интонация играет изобразительную функцию, отображая элементы действительности. Быстрое и медленное движение сюжета, эмоциональное состояние персонажа и многие другие функции.

    С точки зрения акустики интонация представляет собой взаимосвязанные изменения частоты основного тона и интенсивности, развертывающей во времени.

    Регулярности воспроизведения данных модификаций создают ритм речи. Единица интонации (интонема) — представляет собой совокупность интонационных признаков, достаточных для дифференциации значения высказывания или его части, передающих коммуникативный тип высказывания, смысловую важность синтагм, деление на тему и рему.

    Тема — (тэмо — то, что положено в основу(греч)) — известная информация, распознается по начальной позиции в предложении.

    Рема — (Рэмо — слово, изречение, буквально сказанное) — то, о чем спрашивается, о чем рассуждается (о теме).

    Пример: Жить — значит дышать.

    Жить — тема.

    В системе интонации выделяются также фигуры — повышение и понижение мелодического движения на различных участках фразы. Восходящая интонация и нисходящяя интонация. Мелодические пики. Пример: Ожидать — это тоже предчувствие счастья.

    Интонация может компенсировать отсутствие союзов в бессоюзных сложных предложениях. Изучение интонаций ведется с конца 19 века.

    В отечественном языкознании изучением занимались: В. А. Богородецкий, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба.

    Результаты исследования интонаций используются при изучении иностранному языку, при разработке систем автоматического распознавания и синтеза речи.

    Стилистические нормы русского языка.

    Стил. нормы — нормы правильного употребления слов в зависимости от стиля речи.

    Стиль — (латин. стилус — остроконечная палочка для письма, манера письма) — многозначное понятие.

    1 значение) Разновидность языка, закрепленная в обществе традицией за одной из наиболее общей сфер социальной жизни, и частично отличающейся от других разновидностях того же языка по всем основным параметрам: лексикой, грамматикой, фонетикой.

    В современных национальных языках существует три стилевые разновидности языка: 1)нейтральный стиль 2) книжный стиль, высокий 4) разговорный. сниженный, низкий.

    2 значение) функциональный стиль — в соответствие с основными соц. функциями языка (коммуникация, хранение и передача информации, воздействие на слушателя или читателя) выделяют 4 книжных стиля, научный, официально деловой, публицистический, литературно художественный и разговорный стили.

    3 значение) общепринятая манера, традиционный способ исполнения речевых воспроизведений определенного тип а(ораторская речь, судебная речь и многие другие). В данном случае — стиль характеризуется не только набором языковых средств, но и композицией произведения.

    4 значение) общепринятая манера, характеризуется композицией произведения

    индивидуальная манера, способ представления данного речевого произведения, в том числе литературно художественного

    5 значение) языковая парадигма эпохи (состоянии языка в стилевом отношении в определенную эпоху)

    стиль характеризуется принципом отбора и комбинацией языковых средств.

    понятие отбора предполагает представление о том, что является правильным, т е соотнесение с понятием нормы.

    понятие комбинации предполагает представление о соразмерности и гармонии.

    в истории стиля с точки зрения состава элемента 3 стилевых характеристики языка: книжный стиль восходит к литературно письменному языку предшествующего периода

    во всем славянских языках книжный стиль восходит в литературному языку эпохи средневековья (старославянскому)

    язык летописи и других письменных документов Киевской Руси написаны на литературном языке

    нейтрально разговорный язык восходит к общенародному языку ( к языку городской части населения)

    фамильярно просторечный стиль имеет в своих источниках языки проф. групп, жаргоны

    на системе стилей сказывается их литературная обработка и кодификация

    норма литературного языка формировалась в конце 18 веков ( начале 19) во времена Пушкина (эпоха становления литературного реализма), благодаря чему в литературный стиль были допущены демократические элементы языка а нейтральный стиль оказался приближенным к разговорной речи

    прообраз 3 стилей языка существовал уже в латинском языке древнего Рима

    1) урбанитес (речь Рима) — образцовая

    2) рустититес (деревенский, сельский) — не вполне правильная речь сельской местности

    3) полигринетес (чужеземный) — речь отдаленных римских провинций ( из которых в последствии развелись романские языки)

    у 3 стилей языка был и другой источник основных жанров словесности

    теория 3 стилей была наиболее популярной в эпоху литературного классицизма(17, 18 век в Европе)

    в России разрабатывал: ломоносов (теория 3 штилей)

    классификация лексических и иных средств языка была произведена путем уменьшения стилей от посредственного

    ломоносов сформулировал жанровый принцип отбора языковых средств

    низкий стиль — комедия

    высокий — трагедия

    средний — деловые бумаги

    в истории стиля с точки зрения принципов отбора наиболее древним принципом оказывается принцип социального престижа

    синонимы:

    высокий — лик

    средний — лицо, физиономия

    понятие стиля как индивидуальной манеры речи и письма появляется в речи

    в 20 веке было сформулировано общее для науки

    стиль — предмет изучения стилистики

    в современном языкознании выделяются экспрессивные стили (выражение) выражающие функцию воздействия

    1) торжественный стиль(высокий, риторических)

    2) официальный

    3) фамильярный, сниженный)

    3) шутливый (иронический)

    4) насмешливый (сатирический)

    данным стилям противопоставлен нейтральный — лишенный экспрессии

    изучением занимались: Потебняк, Винокур, Виноградов, Щерба.

    Стилистика.Функциональные стили русского языка. Научный стиль

    План:

    1) общая характеристика научного стиля

    2) подстили и жанры научного стиля

    3) основные понятия научного стиля, термины, образование и употребление терминов, признаки терминов

    4) специфика употребления основных единиц в научном стиле

    5) методы логической организации текстов научного стиля: дедукция, индукция, проблемное изложение, аналогия

    Литература к теме:

    1) Голуб, «русский язык и культура речи» стр 35-44

    2) Вединская, Черкасова стр 85-91

    3) Бельчиков, «стилистика и культура речи» Москва 2000

    Научные знания выделяются в научный стиль достаточно поздно. В первой пол 18 века в русском языке выделяется язык научного общения.

    Научный стиль характеризуется отвлеченностью и строгой логичностью изложения

    основные стилеобразующие факторы научного стиля: доминирующая языковая функция — информативная, основная форма речи — письменная, типичный вид речи — монолог, тон речи — нейтральный.

    основной целью научного стиля является сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания.

    адресатами преимущество являются специалисты

    в жанровом отношении научный стиль — разнообразен

    функционально стилевая классификация научного стиля:

    подстиль жанры

    научный монография, доклад, статья

    научно — информативный реферат, аннотация, патентное описание

    научно справочный словарь, справочник, каталог

    учебно научный учебник, словарь, методическое пособие, лекция

    научно — популярный очерк, книга, лекция, статья

    Основными способами создание жанров научной литературы являются описание и рассуждение

    основные языковые единицы — термины

    термины являются смысловым ядром спец языка и передают основную содержательную информацию

    Термин — слово или словосочетание означающее понятие спец области знания или действия, действительности

    к спец особенностям термина относятся:

    1) системность

    2) наличие дефиниции

    3) тенденция к однозначности

    4) стилистическая нейтральность

    5) отсутствие экспрессии

    в научном стиле соблюдается лингвистическая нормативность — система правил образования и употребления терминов

    правила терминообразования и терминоупотребления изложены в кратком методическом пособии по разработке и упорядочиванию научно технической терминологии

    Требования, предъявляемые к терминам:

    1) термин должен обладать фиксированным содержанием (1 знак — одно понятие)

    2) точность (спец понятие должно иметь точные границы, которые устанавливаются с помощью дефиниции терминов)

    3) однозначность

    studfile.net

    Виды глаголов в русском языке — Студопедия.Нет

    Вид – это категория глагола, отражающая то, как говорящий видит течение действия во времени: закончившимся, длящимся, повторяющимся, разовым. В русском языке различают два вида: совершенный и несовершенный.

     

    Глаголы несовершенного вида передают смысл действия, не указывая на его завершенность. Под эту категорию попадают слова трех типов:

    1. Обозначающие длительное действие. Например: «Он долго смотрел ей в глаза», «Она бесконечно долго шла по улице».

    2. Передающие значение повторяющегося действия. Пример: «Каждое утро она садится а автобус», «Он ходит в школу изо дня в день».

    3. Характеризующие постоянное действие. Рассмотрим пример: «Город находится на возвышенности».

    Глаголы несовершенного вида во многих случаях сопровождаются наречиями «долго», «часто», «обычно», передающими периодичность, с которой совершается действие. Слова этого типа можно выразить тремя временами: настоящим, прошедшим, будущим.

    Глаголы, относящиеся к совершенному виду, передают значение законченности действия. Ограничивают его временными рамками. Слова этого типа могут выражать:

    1. Действие, которое закончилось достижением какого-либо результата. Например: «Настя нарисовала прекрасную картину», «Папа забил гвоздь в стену».

    2. Действие, граница которого определяется его началом. К примеру: «В зале заиграла чудесная музыка», «Девушка запела прекрасный романс».

    3. Однократное действие при условии, что слово образовано при помощи суффикса «ну»: «Он случайно толкнул меня в коридоре», «От злости он пнул портфель ногой».

    Слова совершенного вида предстают только в формах прошедшего и будущего простого времени.

    Глаголы обоих типов иногда образуют видовые пары. К этой категории относятся омонимичные слова, имеющие одно и то же значение, но с разными смысловыми оттенками. Рассмотрим примеры:

    1. Оправдать и оправдывать. В первом случае мы видим завершенное действие, во втором — длительное.

    2. Удвоить и удваивать. Первое слово передает значение действия, которое закончилось по достижении результата. Второе показывает продолжительность.

    Чаще всего подобные глаголы образуются от одной основы. Но бывают исключения, такие как «брать и взять» или «поймать и ловить».

     

     

    Наклонения в русском языке

    Наклонение глагола выражает отношение действия, обозначаемого глаголом, к действительности. Наклонение бывает трех типов:

    1. изъявительное наклонение, которое также носит название «индикатив». Эта форма означает, что действие произошло, происходит или произойдёт на самом деле. Глаголы в изъявительном наклонении меняются по временам. Причём для глаголов несовершенного вида имеют место все три времени: прошедшее, настоящее и сложное будущее.

    например: думал – думаю – буду думать, делал – делаю – буду делать, искал – ищу – буду искать

    А для совершенного вида – только два: прошедшее и простое будущее.

    например: придумал – придумаю, сделал – сделаю, нашёл – найду.

    В будущем и настоящем временах гласная, стоящая в конце основы инфинитива в некоторых случаях пропадает.

    например: слышать – слышу, видеть – вижу.

    2. повелительное наклонение, которое также носит название «императив». Эта форма означает просьбу, совет, приказ или побуждение к действию. Глаголы в повелительном наклонении чаще всего употребляются во 2-ом лице. В этом случае они имеют нулевое окончание в единственном числе и окончание «-те» во множественном. Также они не меняются по временам. Образуется повелительное наклонение с помощью основы глагола в настоящем или простом будущем времени, к которой прибавляется суффикс «-и-» или в некоторых случаях нулевой суффикс.

    Например: Учти, ты должен это сделать! Брось заниматься ерундой! Посмотрите этот фильм!

    3. условное или сослагательное наклонение, которое также носит название «субъюнктив». Эта форма означает, что действие в реальности не произошло, а только является желаемым, планируется в дальнейшем, несбыточно или осуществится при выполнении каких-то необходимых условий.

    Например: Я полетел бы в космос изучать далёкие звёзды. Через год я хотел бы съездить на море. Я читал бы чужие мысли. Я пошёл бы гулять, если дождь прекратится.

    Глаголы в настоящем и будущем времени для образования условного наклонения не используются. Оно составляется исключительно с помощью глагола прошедшего времени (то есть основы инфинитива, прибавления к ней суффикса «-л-»), а также частицы «бы» или «б». Данные частицы могут находиться как перед глаголом, так и после него, а также быть с ним разделены прочими словами.

    Например: Я сходил бы в музей. Я сходил с удовольствием бы в музей.

    Глаголы в условном наклонении меняются по числам, а в единственном числе ещё и по родам, но никогда не меняются по лицам и, как уже оговаривалось, по временам.

    Например: посмотрел бы, посмотрела бы, посмотрели бы.

     

     

    studopedia.net

    «Глагольный вид является едва ли не самым сложным для изучения»

    — А что вообще можно исследовать в этом пространстве?

    — Делаются попытки исследовать правила употребления видов: в каких случаях мы вынуждены употреблять несовершенный вид, в каких — совершенный, в каких можно употребить и то и другое, но какие при этом возникают различия по смыслу. Бывают вещи совершенно неочевидные. Например, если я скажу: «К окну нельзя подойти», скорее всего, это будет означать, что есть какие-то препятствия для осуществления этого действия. Я хочу подойти к окну, но не могу. А если я скажу: «К окну нельзя подходить», употребив глагол несовершенного вида, это скорее будет запрет, который я адресую другим. Вещь совершенно неочевидная, потому что из самого понятия о видах это различие никак не следует. Оно следует из некоторых вспомогательных правил, которые надо изучить и выявить. Такое примитивное правило говорило бы следующее: «Если речь идет о словах типа „нельзя“ и подобных, то совершенный вид обозначает невозможность, а несовершенный — запрет». Но это тоже не всегда так. Скажем, есть анекдот про мужа, который приходит домой и говорит: «Кто здесь хозяин?» На что жена строго ему говорит: «Что?» И он робко говорит: «Уж и спросить нельзя?» «Спросить нельзя» обозначало бы невозможность, но ясно, что это действие уже реализовано и речь идет о запрете, который он приписывает своей жене.

    — А что еще в русском языке, помимо аспектологии, является большим препятствием для изучения?

    — Я бы сказал, что из русской грамматики именно глагольный вид является едва ли не самой трудной вещью. Остальное отчасти зависит от того, о каких иностранцах идет речь. Скажем, для носителей английского и французского языков, для людей, не привыкших к тому, что существительные изменяются по падежам, трудным является склонение и выбор нужного падежа существительного. Но это вещь менее интересная, так как там меньше всего можно изучать, а больше нужно фиксировать в словаре. Есть лексическая семантика, где значение каждого слова заслуживает отдельного портрета. Потому что слова в разных языках кажутся иногда похожими друг на друга, но на самом деле означают совершенно разное.

    — А что еще специфического может быть для иностранцев, изучающих русский язык?

    — В русском языке есть много грамматических трудностей, которые носители языка употребляют совершенно автоматически, не задумываясь, например обязательная замена совершенного вида на несовершенный в настоящем времени. Скажем, множество носителей языка, даже школьники, которые, казалось бы, это изучают и должны знать и помнить, если их попросить назвать глагол «дать» во втором лице настоящего времени, скажут: «даешь». Тем, кто хорошо знает школьную грамматику, должно быть понятно, что «даешь» — это форма глагола «давать». А глагол «дать» не может иметь настоящего времени, потому что глаголы совершенного вида настоящего времени в русском языке не имеют. Но замена автоматическая: «дать» меняется на «давать». Когда надо употребить настоящее время автоматически, носитель русского языка об этом не задумывается.

    — А зачем вообще в языке нужен совершенный и несовершенный вид?

    — Дело в том, что есть разные типы явлений, которые обозначаются. Для русского языка существенны изъявления, различия между событиями, процессами и состояниями. Мы можем подразделить все происходящее на три типа: события, процессы, состояния. В русском языке совершенный вид предназначен для обозначения событий, а несовершенный — для обозначения процессов и состояний. Но само отличие одного от другого немного схоластическое. Скажем, когда лампочка горит — это, скорее всего, состояние, то есть она включена. Если горит свеча — это больше похоже на процесс, потому что она догорает и в конце концов прекращает свое существование. Для обозначения событий предназначен совершенный вид. «Петя пришел» — это событие. «Он поднялся по лестнице, вошел в комнату, сел на диван». Но поскольку в настоящем времени у русских глаголов совершенного вида нет, то, если мы хотим вести повествование в настоящем времени, нам приходится автоматически менять совершенный вид на несовершенный. «Петя входит в подъезд, поднимается по лестнице, входит в комнату…», — перед этим, возможно, отпирает дверь ключом, — «и садится на диван». Здесь все глаголы несовершенного вида. Если бы мы говорили о прошедшем времени, то использовали бы совершенный вид.

    Вообще, все, что связано со значением отдельных слов, является интересным и сложным. Например, носители языка во время устной речи автоматически делают жесты. Носители русского языка время от времени машут рукой и говорят: «А!..», «Да ну!..», «Плевать!» или что-то подобное. Это хороший способ быть легко опознанным в мире, потому что это специфический русский жест, у которого по-русски есть специальное обозначение — «махнуть рукой». Существует даже фразеологизм «махнул рукой на что-то». Мы все понимаем, что имеется в виду, хотя человек, может быть, формально этого жеста и не сделал. Это отличается от выражения «помахать рукой». «Помахать рукой» тоже совершенный вид, но это жест прощания, и он есть в большинстве культур, а «махнуть рукой» — это специфический русский жест. Но интересно, что, когда русский делает этот жест, он может сказать: «А, плевать!..» И это же действие может обозначаться фразой «я плюнул». Например: «Хотел пройти на какую-то выставку, но была большая очередь, и я плюнул». Обычно, когда человек произносит слово «плюнул», он не плюет в это время, а именно машет рукой. Это очень естественный жест, но при этом он может сказать: «Я махнул рукой и не пошел на выставку». Когда человек делает этот жест, он может сказать: «А, плевать!», но не может сказать: «А, махнуть рукой!» или «А, махать рукой!» То есть говорит он одно, а делает другое.

    postnauka.ru

    Обстоятельство в русском языке. Виды обстоятельств и примеры. Anews

    Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия, его качество или условие. Отвечает на вопросы как? когда? где? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии? вопреки чему?

    Обстоятельства часто бывают выражены наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами, словосочетаниями.

    Мы встретились (где?) в маршрутке.

    Дело шло (как?) медленно.

    Она ждала (как долго?) две недели.

    Чаще всего обстоятельство в предложении характеризует сказуемое.

    Двигался (где?) впереди.

    Он шел (как?) вразвалку.

    Я рассмеялся (почему?) от облегчения.

    Не приходите (при каком условии?) без предупреждения.

    При разборе предложения обстоятельство подчеркивается штрихпунктиром — черточками и точками: — · — · —

    Обстоятельство описывает, где и когда совершается действие, как и почему оно совершается, с какой целью и при каком условии, вопреки чему и подобно чему.

    Обстоятельство может указывать на интенсивность действия или его признака:
    Я был раздосадован (в какой степени?) очень сильно.
    Мне (в какой мере?) немного жаль.

    Второстепенные члены предложения: дополнение, определение и обстоятельство

    К второстепенным членам предложения относятся дополнение, определение и обстоятельство.

    Дополнение обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем?
    Мы купили (что?) пирог.

    Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
    Мы купили (какой?) вкусный пирог.

    Обстоятельство обозначает признак действия, его качество, условие или состояние. Отвечает на вопросы как? когда? где? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?

    Мы купили пирог (где?) на рынке.

    Второстепенные члены предложения служат для пояснения подлежащего и сказуемого. Они могут иметь собственные поясняющие их второстепенные члены. Если в предложении есть второстепенные члены, оно называется распространенным.

    Если в предложении нет второстепенных членов, а есть лишь грамматическая основа (подлежащее и/или сказуемое), то это нераспространенное предложение.

    Обособленное обстоятельство

    Обособленные обстоятельства выделяются запятыми. Например, запятыми выделяются деепричастные и сравнительные обороты, обстоятельства уступки.

    Несмотря на ненастье, мы пошли гулять.

    Она улыбалась, глядя на подругу.

    Подумав, профессор ответил на вопрос.

    Парусник проплыл мимо, подобно белокрылой птице.

    Также могут обособляться распространенные обстоятельства причины или условия, если они стоят между подлежащим и сказуемым.

    Поездку мы, ввиду неожиданно возникших проблем с деньгами, отложили.

    Прибор, согласно вашему вчерашнему распоряжению, был выключен.

    Читайте подробнее: Обособленное обстоятельство. Примеры предложений и правила

    Какими частями речи выражаются обстоятельства

    Обстоятельство может выражаться различными частями речи:

    1. Знаменательными наречиями:
    ехать верхом
    хитро улыбнулся
    напился вусмерть

    2. Местоименными наречиями:
    прибыл оттуда
    шутили по-всякому
    никогда не слышала

    3. Существительными в форме косвенных падежей с предлогами и без них:
    сиять огнями
    заплакать от обиды
    петь баритоном
    стереть в порошок

    4. Деепричастиями и деепричастными оборотами:
    говорил, улыбаясь
    заперев дверь, вернулся

    5. Инфинитивом — неопределенной формой глагола:
    прилетел отдохнуть
    зашел взглянуть

    6. Словосочетаниями
    случилось несколько лет тому назад
    с тех пор помню

    7. Фразеологизмами:
    работал спустя рукава
    я прочел учебник от корки до корки

    Виды обстоятельств. Обстоятельства места, времени, причины, образа действия

    В связи с этим по значению различают следующие виды обстоятельств:

    • Обстоятельства места
      приехал (откуда?) за город
      пошли гулять (куда?) в парк

    • Обстоятельства времени
      приехал (когда?) позавчера
      живу в Москве (с каких пор?) с детства

    • Обстоятельства причины
      пропустил встречу (по какой причине?) из-за болезни
      не заметил (отчего?) сослепу

    • Обстоятельства цели
      сделал (зачем?) назло
      приехал (с какой целью?) повидаться

    • Обстоятельства образа действия
      ехать (как?) быстро
      путешествовать (каким образом?) втроем

    • Обстоятельства меры и степени
      очень (в какой мере?) обширные знания
      ответил чрезвычайно (насколько?) по-доброму

    • Обстоятельства сравнения
      топорщится (подобно чему?) ёршиком
      лед обжигает, (подобно чему?) как огонь

    • Обстоятельства уступки
      несмотря на ливень, (несмотря на что?) вышли на улицу
      вопреки возражениям, (вопреки чему?) сделали по-своему

    • Обстоятельства условия
      при желании (при каком условии?) ты мог бы поучаствовать
      обращайся (при каком условии?) в случае необходимости

    Обстоятельства в предложениях. Примеры из литературы

    Через десять минут въехал он на барский двор. (А.С. Пyшкин)

    Я ехал на перекладных из Тифлиса. (М.Ю. Лермонтов)

    Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. (Н.А. Некрасов)

    А он мало спустя опять зашипел, да уже совсем на другой манер, — как птица огненная. (Н.С. Лесков)

    На пятые сутки наступила ясная и ветреная погода. (И. Ефремов)

    Это была странная семья, члены которой не слишком долго наслаждались совместной жизнью. (Э. Казакевич)

    www.anews.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *