Лётчик — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 января 2019; проверки требуют 18 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 января 2019; проверки требуют 18 правок.Лётчик — человек, управляющий летательным аппаратом (самолёт, вертолёт, планёр, дирижабль и так далее).
Это может быть как профессией, специальностью, так и увлечением. Лётчиков также называют авиаторами, пилотами. В РККА ВС Союза назывались красвоенлёты, краслёты. В литературе встречаются словосочетания: Военный лётчик, Гражданский лётчик и так далее.
Наиболее часто лётчиков делят на военных, гражданских и любителей (деление условное, так как порой военные лётчики переходят на гражданскую службу в гражданскую авиацию — например, это было характерно после окончания Второй мировой войны). Существуют также лётчики экспериментальной авиации (лётчик-испытатель), производящие испытания как совершенно новых воздушных судов, так и заводской облёт серийно выпускаемых.
Обучение профессиональных лётчиков производится в лётных училищах, лётчиков-любителей — в аэроклубах.
С появлением авиационных симуляторов, доступных широкому кругу пользователей персональных компьютеров, в посвящённых симуляторам интернет-сообществах говорят о появлении нового вида лётчиков — виртуальных. Несмотря на это, данное понятие не имеет отношения к настоящей авиации.
Существует легенда о том, что русское слово «лётчик» придумал Велимир Хлебников, легенда была опровергнута в 1979 году[1].
- Братья Райт — американские изобретатели-авиаконструкторы, создатели первого в мире самолёта, совершившего документально подтвержденный полёт (17 декабря 1903 года).
- Ефимов, Михаил Никифорович (1881—1919) — первый русский лётчик, который получил диплом пилота-авиатора. 8 марта 1910 года на аэроплане «Фарман-4» он совершил первый полёт с пассажиром в небе России, превысив мировой рекорд продолжительности полёта с пассажиром, установленный Орвилом Райтом. В течение 1910 года на международных авиационных турнирах в Вероне, Будапеште, Руане, Реймсе Ефимов взял первые места и лучшие призы в состязаниях по дальности, продолжительности полётов, грузоподъемности и точности посадки.
- Зверева, Лидия Виссарионовна — первая русская женщина-лётчик (лётчица).
- Кэйли, Джордж — английский учёный и изобретатель, один из первых теоретиков и исследователей в области летательных аппаратов.[источник не указан 2312 дней]
- Лилиенталь, Отто — немецкий инженер, один из пионеров авиации, объяснивший причины парения птиц.
- Пегу, Адольф — французский пионер авиации.
- Колман, Бесси — первая чернокожая лётчица США.
- Шаховская, Евгения Михайловна — княгиня, одна из первых русских женщин-авиаторов и первая в мире военная лётчица.
- Квон Киок — первая летчица Китая, первая кореянка-лётчица.
- Пак Кёнвон — первая лётчица Кореи.
- Кокс, Джессика — первая лётчица без рук.
Военный лётчик — лётчик, летающий на самолётах и вертолётах военной авиации.
В современной России — военнослужащий по контракту (в офицерском звании), состоящий на действительной военной службе на лётной должности и допущенный установленным порядком к самостоятельному управлению летательным аппаратом.
Военный лётчик-инструктор — военнослужащий преподавательского состава военного учебного заведения, непосредственно занимающийся обучением курсантов лётного училища практическому пилотированию.
В зависимости от квалификации, военному лётчику, после выполнения утверждённых нормативов, присваивается классная квалификация: один из трёх классов — третий, второй или первый. Наивысшим внеклассным квалификационным званием является лётчик-снайпер.
Термин лётчик имеет отношение только к лицам, непосредственно управляющим полётом летательного аппарата, и неприменим к штурманам и бортовым специалистам.
В военной авиации термин «пилот» не применяется.
Лётчик-испытатель — лётчик, получивший дополнительное профессиональное образование и выполняющий полёты в рамках лётных испытаний и исследований авиационной и иной техники. В зависимости от квалификации лётчику-испытателю присваивают один из трёх классов (наивысший класс — первый).[2] Для признания особых заслуг в лётно-испытательной работе 14 августа 1958 года учреждено почётное звание «Заслуженный лётчик-испытатель».
Лётчик-космонавт — звание, присваиваемое космонавтам по факту выполнения космического полёта. Лётчикам-космонавтам, совершившим выдающиеся полёты в космос, Президентом Российской Федерации может быть присвоено почётное звание «Лётчик-космонавт Российской Федерации». В СССР существовало аналогичное почётное звание «Лётчик-космонавт СССР».
- ↑ БОРИС БУХШТАБ. Философия «заумного языка» Хлебникова // НЛО. — 2008.
- ↑ Федеральные авиационные правила о порядке подготовки, аттестации и допуска к деятельности авиационного персонала летно-испытательных подразделений экспериментальной авиации // Росавиакосмос : приказ. — 1999. — 22 декабря (№ 418).
- Амирьянц Г. А. Лётчики-испытатели: Михаил Нюхтиков со товарищи. — М.: Кучково поле, 2008. — 664 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-901679-74-6. (в пер.)
- Амирьянц Г. А. Лётчики-испытатели: Туполевцы. — М.: Кучково поле, 2008. — 760 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9950-001-3. (в пер.)
- Хайрулин М. А., Кондратьев В. И. Военлёты погибшей Империи: Авиация в Гражданской войне. — М.: Эксмо, Яуза, 2008. — 432, [40] с. — (Имперский стяг). — 4 100 экз. — ISBN 978-5-699-25314-2. (в пер.)
ru.wikipedia.org
Пилот — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуПило́т:
- Пилот — лётчик, управляющий летательным аппаратом (самолётом, вертолётом, планером, дирижаблем)[1].
- Пилот — профессиональный автогонщик[1].
- Пилот — спортсмен, управляющий картом, бобом[1].
- Пилот — космонавт, управляющий космическим кораблём.
- Пилот — эпоним сетевого фильтра марки Pilot компании ЗИС, ставшие одними из первых популярных сетевых фильтров на территории России
[2]. - «Пилот» — мультипликационная студия.
- «Пилот» — российская рок-группа, образованная в 1997 году Ильёй Кнабенгофом (известный под псевдонимом Илья Чёрт).
- «Пилот» — бывший советский футбольный клуб (Рига).
- «Пилот» — спутниковая система слежения и мониторинга транспорта.
- «Пилот» — ежемесячный журнал, издаваемый в Великобритании и во всём мире.
- «Пилот» — литовский фильм 2008 года.
- «Пилоты» — советско-чехословацкий фильм 1988 года.
- Пилот, Керстин (род. 1965) — немецкая гребчиха.
- Пилот, Пьер (1931—2017) — канадский хоккеист, член Зала хоккейной славы.
- Пилотный эпизод, пилот (жарг.) — пробный выпуск телепередачи или телесериала, специально снятый для демонстрации заказчику (телеканалу), и часто становящийся первым выпуском телепередачи или телесериала в случае успешных съёмок.
- Pilot — однопользовательская многозадачная операционная система, разработанная в Xerox PARC.
- Pilot — шотландская поп-роковая группа.
- Pilot — японская компания по производству пишущих принадлежностей.
- Pilot — сингл американского рэпера 50 Cent.
- ↑ 1 2 3 Пилот. Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд. [Электронная версия: Грамота.ру, 2014] Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998.
- ↑ Андрей Жвалевский. Компьютер без напряга. Энциклопедия.. — Питер, 2010. — С. 218. — 3500 экз.
ru.wikipedia.org
описание, обязанности, навыки и знания, обучение
- Подробности
- Обновлено: 04.11.2019 11:27
- Опубликовано: 08.05.2017 18:17
- Автор: Сергей Краковский
Пилотом является летчик — авиатор, который управляет летательным аппаратом.
История профессии
Профессия пилот имеет родоначальников — братьев Монгольфье. После долгих лет кропотливого труда над конструированием своего детища, им все же удалось успешно взмыть в воздух на специальном воздушном шаре. О них узнал весь мир.
Вместе с тем, первыми профессиональными пилотами являются братья Райт. Они в 1903 году подняли в воздух самолет «Флайер-1».
Особенности профессии
Состав летного экипажа напрямую зависит от таких факторов, как тип воздушного судна и условия полета.
Плюсы профессии пилота:
Работа пилотом имеет как преимущества, так и недостатки. К плюсам следует отнести высокую зарплату, социальную защищенность, возможность посещать новые страны. Пилотам международных рейсов предоставляется несколько дней на отдых перед обратным путем, поэтому они могут беспрепятственно гулять по городу и любоваться его достопримечательностями. Дополнительно, авиакомпания заботится как о физическом, так и моральном состоянии пилотов.
Минусы профессии пилота:
Несмотря на свою престижность и востребованность, профессия пилот не лишена недостатков. В их число входит значительная ответственность и повышенная эмоциональная нагрузка.
Находясь за штурвалом, командир отвечает за жизнь экипажа и всех пассажиров.
Бывают случаи, когда на принятие решений отводятся считанные минуты, поэтому необходимо действовать незамедлительно, сохраняя холодный рассудок, ведь цена даже малейшей ошибки слишком велика.
Обязанности
Первый пилот управляет самолетом. Также на нем лежит ответственность относительно принятия решений о взлете и заходе на посадку, за действия экипажа в случае возникновения экстренных ситуаций на борту вверенного ему воздушного судна.
Пилот должен неустанно следить за всеми приборами, погодными условиями и пребывать на связи с диспетчерами. Наиболее напряженными моментами принято считать взлет и посадку, так как их благополучный исход напрямую зависит от профессионализма специалиста, чих руки сжимают штурвал.
Пилот — это специалист, обладающий достаточным количеством летных часов, который в обязательном порядке должен приложить максимум усилий, чтобы самолет вовремя прибыл в требуемую точку. Слаженные и правильные действия всего экипажа являются залогом удачного полета вплоть до посадки.
Важные качества
Необходимые качества, которыми должен обладать пилот:
- ответственность;
- задатки лидера;
- отсутствие боязни высоты;
- стрессоустойчивость;
- мгновенная реакция;
- усидчивость;
- отсутствие проблем со слухом и зрением;
- терпеливость;
- умение анализировать;
- решительность;
- педантичность;
- пунктуальность;
- внимательность.
Навыки и знания
Пилот — это квалифицированный специалист, который знает особенности конструкции вверенного ему летательного аппарата, его технические характеристики, правила безопасности и обладает навыками управления.
Дополнительно, не обойтись без знания английского языка. Не исключено, что в будущем появится возможность работать на международных рейсах.
Учитывая тот факт, что перемещение в воздухе — это область, требующая строгой отчетности, специалист должен уметь правильно заполнять служебную документацию.
Перспективы и карьера
Профессия предусматривает хорошие возможности для продвижения по карьерной лестнице. Для этого помимо профессиональных навыков также необходимо наличие интереса к работе и стараний.
В будущем пилотом вправе стать каждый выпускник соответствующего вуза.
Следует учесть, что для работы в солидной компании необходимо наличие определенного количества летных часов. Наработать опыт получиться как в небольших компаниях, так и легкой авиации.
Через 2 года молодой летчик имеет возможность стать вторым пилотом, а спустя время — командиром экипажа, получив соответствующую квалификацию.
Обучение
Работа пилотом подразумевает наличие у претендента на должность диплома вуза по одной из следующих специальностей:
- «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»;
- «Системы управления летательными аппаратами»;
- «Аэронавигация».
Авиаторы периодически должны сдавать экзамены, тем самым подтверждая и повышая имеющуюся квалификацию.
Поделитесь в сети:profitworks.com.ua
Пилот (группа) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Пилот.«Пилот» (также часто используется написание «ПилОт») — российская рок-группа, образованная в 1997 году Ильёй Кнабенгофом (Илья Чёрт).
Выступление группы в рамках акции «Мир против наркотиков», 2008 год11 января 1997 года на осколках питерского гранж-пионера Military Jane под руководством Валерия Карпенкова рождается группа «Пилот» в следующем составе: Илья Чёрт (вокал), Роман Чуйков (гитара), Станислав Марков (бас-гитара), Виктор Кузьмичёв (барабаны). С января по май группа записывает свой первый альбом «Война» на студии «Нева-Рекордс», который выходит в декабре.
Коллектив начинает постоянно выступать на различных рок-фестах, в том числе на фестивалях «Песни конца XX века», «Наполним небо добротой», «Новая Волна Питерского Рока», «Рок против наркотиков», «Балтийский берег», «Невский десант 2». В начале 1998 года группа выпускает второй альбом — «Жывой Концерррт».
В первые месяцы 1999 года группу покидают Виктор Кузьмичёв (на смену ему приходит Денис «Денс» Можин) и скрипачка Мария Нефёдова, перешедшая в культовую хоррор-панк группу «Король и Шут» (которую заменяет Макс Йорик). В феврале появляется официальный сайт группы и выходит клип на песню Трамвайная, который начинают показывать на канале MTV Россия. 23 октября проходят съёмки концерта в питерском клубе «Спартак». Осенью выходят CD «Жывой концерррт» и видео-книжка «Пилот. Часть первая официальная». MTV начинает ротацию клипа на песню Транзит. 30 сентября группа выпускает видео «Концерт в Санкт-Петербурге ЗПТ» с клипом на песню Война.
В 2000 году в группу приходит Николай Лысов на место ушедшего Можина. В мае 2001 года заканчивается работа над альбомом «Сказка о Прыгуне и Скользящем». Осенью свет увидел клип на песню «Тюрьма», запущенный в ротацию Муз-ТВ и попавший в хит-парад «ПепсиЧарт» на НТВ. Зимой осуществляются съёмки клипов на песни «Небо» и «7 часов утра».
22 февраля 2002 года ознаменовалось выходом альбома «Наше Небо», презентация которого проходит в Санкт-Петербурге и Москве.
В октябре 2002 года записан и выпущен альбом «Джоконда».
В 2003 году музыканты становятся лауреатами Премии «Побороll» в номинации «Группа года: Выбор слушателей». Весной выходит мини-альбом «Времена года». В этом же году снимается клип на песню Мама.
В начале 2004 года на VIII церемонии вручения музыкальных наград «Премия FUZZ» группа побеждает в номинации «Группа Года — 2003».
20 апреля 2004 выходит альбом «Рыба, Крот и Свинья». Концерт-презентация новой программы состоялась 25 апреля во Дворце Спорта «Лужники». В июне выпускается клип «Шнурок», а в ноябре — «Ждите солнца».
2005 год ознаменовался приходом в группу Виктора Бастракова и уходом Романа Чуйкова. Выходит клип на песню Рок.
В марте 2006 года группа издаёт альбом «Ч/б».
11 января 2007 года группа отмечает своё 10-летие в Санкт-Петербурге в ДС Юбилейный, открывает новый интернет-сайт и выпускает юбилейный альбом «10 лет — полёт нормальный». В октябре из группы уходит Макс Йорик. На замену ему приходит Андрей Казаченко.
18 сентября 2008, после выхода в свет DVD «10 лет — полёт нормальный», группа выпускает альбом «1+1=1».
Осенью 2009 года группа даёт концерты в поддержку нового альбома «Содружество».
1 сентября 2011 года был представлен очередной альбом группы под названием «Осень», тур в поддержку которого прошел по 25 городам.
В феврале 2012 года группа отмечает своё 15-летие большими концертами в Санкт-Петербурге и Москве, собрав на каждом несколько тысяч поклонников. В марте группа начинает тур «15 лет рока — это срок».
6 июля группа выступает на фестивале «Нашествие 2012» в качестве хэдлайнера первого дня фестиваля, отыграв полуторачасовую юбилейную программу. Осенью 2012 года коллектив продолжает юбилейный тур, который закончился первым посещением города Норильск в середине декабря.
24 февраля 2013 года группа стала лауреатом премии «Чартова Дюжина», получив приз в номинации «Песня» за композицию «Осень». В том же году, в преддверии выхода нового альбома, коллектив расстался с Николаем Лысовым и Стасом Марковым. На смену им пришли барабанщик Никита Белозеров и басист Сергей Вырвич (ex-«Ю-Питер»). С ними коллектив начал записывать новый альбом, релиз которого состоялся осенью 2013 года.
В июне 2013 года музыканты приняли участие во втором рок-фестивале «Остров» в Архангельске[1], а также рок-фестивалях «Доброфест», «Нашествие» и «Крылья». 2 октября 2013 года начался гастрольный тур группы в поддержку альбома «13».
8 августа 2014 года, из-за оторвавшегося тромба скончался Виктор Бастраков.
6 сентября 2015 года был выпущен альбом «Изолятор»[2]. Весной 2016 года группа выпустила альбом «Кукушка». 11 января 2018 года, в 21-летие группы, был выпущен альбом «Пандора». 2019 год группа посвящает гастрольному туру «15 лет альбому «Рыба, крот и свинья».
К 2019 году выпущено 13 номерных альбомов, снято 20 видеоклипов. Сольные концерты собирают более 6000 человек. А 2017 год ознаменовался для ПИЛОТа самым масштабным гастрольным туром за всю историю группы: музыканты выступили более чем в 50 городах с юбилейной программой «Двадцатничек», а на юбилейном концерте в Санкт-Петербурге, помимо гостей группы, на сцене появился и ex-басист группы — Станислав Марков, сыграв с группой песню «Тюрьма».[3]
Текущий состав
- Илья Чёрт — вокал, электрогитара, акустическая гитара, губная гармошка, ударные (1997—наши дни)
- Андрей Казаченко — клавишные, электрогитара (2007—наши дни)
- Сергей Вырвич — бас-гитара (2013—наши дни)
- Никита Белозёров — барабаны, вокал (2013—наши дни)
Бывшие участники[править | править код]
Сессионные музыканты[править | править код]
- Сергей Смородинский — гитара (2004—2005)
- Павел Пиковский — гитара (участник записи альбома «Кукушка»)
- Егор Убель — гитара (альбом «Изолятор»[5]), гитара и скрипка (альбом «Кукушка»[6])
Временная шкала[править | править код]
Основная статья: Дискография Пилот
Студийные альбомы[править | править код]
ru.wikipedia.org
Пилот-инструктор — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Отец и его сын-инструктор (спереди) готовятся к вылету на самолёте EA-18G GrowlerПилот-инструктор или лётчик-инструктор — лётчик, осуществляющий практическую лётную подготовку обучаемого. Задачей лётчика-инструктора является обучение управлению летательным аппаратом. В качестве обучаемого может быть человек, не владеющий никакими навыками (первоначальное обучение), а также действующий лётчик, переучивающийся на новый тип воздушного судна.
В большинстве случаев для обучения используются двухместные летательные аппараты. Посадочные места при этом расположены либо друг за другом, либо плечом к плечу. Часто, но не всегда, при первоначальном обучении используются учебные ЛА, которые изначально создавались для учебных целей. Примером таких аппаратов для СССР могут являться По-2.
Для первоначальной подготовки военных лётчиков могут использоваться учебно-боевые самолёты, которые созданы специально для обучения, но могут использоваться и как боевые (т.е. имеют вооружение и узлы навески боеприпасов).
Часто в случае военных самолётов серийная версия имеет только одно место лётчика. В этом случае с целью обучения и проверки навыков в ограниченных количествах могут выпускаться специальные двухместные версии, называемые в просторечии «спарка». Примерами могут являться МиГ-21УМ и МиГ-23УБ.
При записи времени учебного налёта инструктор оставляет свою подпись в лётной книжке, а также ставит оценку за выполнение упражнения.
Во времена СССР существовало специальное учебное заведение — Волчанское авиационное училище, специализирующееся на подготовке лётчиков-инструкторов для летательных аппаратов различных типов — планеров, поршневых самолётов, реактивных самолётов L-29, вертолётов (Ми-2).
Теоретические занятия
Контрольная проверка исправности лётного снаряжения
-
Предполётный инструктаж
Заключительные указания перед взлётом
Предварительный разбор полёта по приземлении
ru.wikipedia.org
Лётчик — это… Что такое Лётчик?
Лётчик — человек, управляющий летательным аппаратом, а также означает профессию и хобби. Синонимы: аэронавт, пилот, авиатор.
Общая информация
Наиболее часто лётчиков делят на военных, гражданских и любителей (деление условное, так как порой военные лётчики переходят на гражданскую службу в гражданскую авиацию — например, это было характерно после окончания Второй мировой войны).Существуют также лётчики экспериментальной авиации, производящие испытания как абсолютно новых воздушных судов, так и заводской облёт серийно выпускаемых.
Исторически сложилось так, что в России в военной авиации используется термин лётчик, а в гражданской авиации — пилот. Обучение профессиональных лётчиков (пилотов) производится в лётных училищах, пилотов-любителей — в аэроклубах.
С появлением авиационных симуляторов, доступных широкому кругу пользователей персональных компьютеров, в посвящённых симуляторам интернет сообществах говорят о появлении нового типа лётчиков — виртуальных. Несмотря на это, данное понятие не имеет отношения к реальной авиации.
Существует легенда о том, что русское слово «лётчик» придумал Велимир Хлебников, легенда была опровергнута в 1979 году[1].
Первые лётчики
- Можайский Александр Фёдорович — российский изобретатель-авиаконструктор первого в мире самолёта (первый в мире патент на самолёт от 3(15).11.1881 г. по заявке от 4(16).06.1880 г.), испытанного 20 июня 1882 г.
- Братья Райт — американские изобретатели-авиаконструкторы, создатели первого в мире самолёта, совершившего документально подтвержденный полёт (17 декабря 1903 года).
- Зверева, Лидия Виссарионовна — первая русская женщина-пилот.
- Кэйли, Джордж — английский учёный и изобретатель, один из первых теоретиков и исследователей в области летательных аппаратов.
- Лилиенталь, Отто — немецкий инженер, один из пионеров авиации, объяснивший причины парения птиц.
- Пегу, Адольф — французский пионер авиации.
- Колман, Бесси — первая чернокожая лётчица США.
- Шаховская, Евгения Михайловна — княгиня, светская львица начала XX века, одна из первых русских женщин-авиаторов и первая в мире женщина военный летчик.
Военный лётчик
Советский лётчик на пяти рублях 1937 г. |
В 1965 году введены почетные звания Заслуженный военный лётчик СССР и Заслуженный военный штурман СССР, в 1992 году — Заслуженный военный лётчик Российской Федерации и Заслуженный военный штурман Российской Федерации.
В числе выдающихся военных лётчиков:
Лётчик-испытатель
14 августа 1958 — Учреждено почётное звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».
Известные лётчики
- Гагарин Ю. А.
- Султан, Амет-хан
- Бахчиванджи Г. Я.
- Галлай М. Л.
- Гризодубова В. С.
- Гастелло Н. Ф.
- Гарнаев, Юрий Александрович
- Гарнаев, Александр Юрьевич
- Горшков, Георгий Георгиевич
- Кожедуб И. Н.
- Леваневский С. А.
- Мезох, Владимир Чемгуевич Герой Российской Федерации
- Панков, Илья Михайлович
- Покрышкин А. И.
- Покрышев П. А.
- Попков В. И.
- Речкалов Г. А. (незаслуженно забыт[источник не указан 692 дня]; Дважды Герой Советского Союза)
- Савицкая С. Е.
- Сафонов Б. Ф.
- Симонов, Михаил Васильевич
- Талалихин В. В.
- Уточкин С. И.
- Чкалов В. П.
- Шестаков С. А (незаслуженно забыт[источник не указан 692 дня]; участник (командир экипажей) дальних перелётов Москва—Токио—Москва (1927) и Москва—Нью-Йорк (1929))
- Антуан де Сент Экзюпери
- Осканов С. С.
- Луи Блерио
- Чарльз Линдберг
- Амелия Эрхарт
- Ганс-У́льрих Ру́дель
- Эрих Хартманн
- Герман Геринг
- Ханна Райтш
- Рихтгофен, Манфред фон
- Эрнст Удет
- Апакидзе, Тимур Автандилович
- Ткаченко, Игорь Валентинович
Профессия лётчика в кино
См. также: Категория:Фильмы о лётчиках
Мемуарная литература
Документальные фильмы
Примечания
Литература
- Амирьянц Г. А. Лётчики-испытатели: Михаил Нюхтиков со товарищи. — М.: Кучково поле, 2008. — 664 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-901679-74-6 (в пер.)
- Амирьянц Г. А. Лётчики-испытатели: Туполевцы. — М.: Кучково поле, 2008. — 760 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9950-001-3 (в пер.)
- Хайрулин М. А., Кондратьев В. И. Военлёты погибшей Империи: Авиация в Гражданской войне. — М.: Эксмо, Яуза, 2008. — 432, [40] с. — (Имперский стяг). — 4 100 экз. — ISBN 978-5-699-25314-2 (в пер.)
Иллюстрации
Ссылки
dic.academic.ru
Лётчик-ас — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Ас.Ас (фр. as — «туз»; первый в своей области) — мастер воздушного боя. Впервые это слово было применено в Первую мировую войну к военным лётчикам, на высоком уровне владеющим искусством пилотирования и воздушного боя. По одним сведениям, изображениями тузов на своих самолётах французские лётчики обозначали сбитые самолёты противника. По другим, изображение туза появилось на самолётах одной из лучших французских эскадрилий, и с того времени, если о лётчике хотели сказать, что это выдающийся лётчик, то говорили «Это ас» (то есть туз). В ходе войны закрепилось, что правом именоваться асом имеет лётчик, одержавший пять или более побед.
Существует также версия, что «асами» стали называть лётчиков по аналогии с небожителями древнегерманской мифологии — Асами[1]. В русский язык слово пришло предположительно из немецкого (нем. ass) и потому до середины XX века писалось как «асс» — см. например ранние издания словаря Ожегова[2], художественную и техническую литературу первой половины XX века. Современное общепринятое написание «ас».
Лучшим асом в истории авиации — 352 победы — считается ас (эксперт) люфтваффе Эрих Хартманн. 104 лётчика нацистской Германии сбили по 100 и более самолётов, а 34 немецких аса имели на личном боевом счету по 150 и более побед (общее число сбитых ими машин — 6582). Среди асов других стран лидерство принадлежит финну Эйно Илмари Юутилайнену, на счету которого 94 самолёта противника. Лучшим асом СССР и союзников является Иван Кожедуб, сбивший 64 (не считая американские) самолёта. Первым асом Второй мировой войны стал гауптман Йоханес Гентцен, сбивший к 14 сентября семь польских самолётов.
После окончания Второй мировой войны и появления реактивной авиации число сбитых самолётов на одного лётчика упало, что было вызвано сравнительной ограниченностью локальных конфликтов. Появление новых асов отмечено только в Корейской, Вьетнамской, ирано-иракской, арабо-израильских и индо-пакистанских войнах. Рекордное количество побед на реактивном самолёте одержали советские лётчики Николай Сутягин и Евгений Пепеляев во время Корейской войны — 21 и 20 самолётов противника соответственно. Третье место по числу сбитых самолётов в истории реактивной авиации занимает полковник ВВС Израиля Гиора Эпштейн — 17 самолётов, причём 9 из них — за двое суток.[3]
В скобках указано число подтверждённых побед (как правило, личных).
Первая мировая война[править | править код]
Хотя Россия и вошла в Первую Мировую войну с количеством самолётов в 4 раза большим, чем, например, в Англии, в нашей стране так и не удалось организовать производство собственных самолётов в достаточных количествах к 1916 г., а те самолёты, которые поступали из-за границы, были уже заведомо устаревшие и их было ещё меньше. Основным типом самолётов в авиации России в 1914-15 г.г. были безоружные устаревшие разведчики и бомбардировщики «Фарман» и «Вуазен», что в определённой мере компенсировалось примитивным вооружением германских самолётов.
В 1915 г., во второй год войны, воздушные бои оставались редкостью. В большинстве случаев экипажи отправлялись на задания, располагая только карабинами и пистолетами, но и с таким оружием некоторые лётчики добивались воздушных побед.
Так, 25 февраля российский лётчик-доброволец француз Пуаре с наблюдателем поручиком Шебалиным вылетели на трофейном аэроплане «Эйлер» на разведку района Лович-Неборов-Болилов. Над своими позициями между Камионом и Сулишевым они атаковали немецкий аппарат. С дистанции 40-50 м по нему было произведено 5 выстрелов из карабина. Согласно донесению лётчиков 2-го армейского авиаотряда, «после третьего выстрела самолёт противника пошёл с поворотом книзу и опустился под Скверневицами».
15-го июля во время разведки к востоку or Золотой Липы лётчики 2-го Сибирского Корпусного Авиаотряда поручик Покровский и корнет Плонский заметили неприятельский аэроплан. Из оружия у них были только пистолеты Маузер. Несмотря на это, они атаковали противника и после непродолжительной перестрелки вынудили его опуститься. Австрийский аэроплан «Авиатик» (бортовой номер 31-13) достался призом в совершенно неповреждённом состоянии вместе с двумя лётчиками из 7-й авиароты. Оба русских героя были награждены орденами Св. Георгия 4-й степени.
Лучшие пилоты по состоянию на 1 октября 1915 г.: | ||
---|---|---|
Страна | Фамилия | Число побед |
Германия | Бельке | 4 |
Франция | Гарро | 3 |
Франция | Жильбер | 3 |
Франция | Брокар | 2 |
Россия | Нестеров | 1 (таран) |
Россия | Казаков | 1 (таран) |
Россия | Ткачёв | 1 |
Франция | Гийнемер | 1 |
Германия | Рихтгофен | 1 |
Производство самолётов в годы Первой Мировой войны:
- Франция — 52.1 тыс. экз.
- Англия 47.8 тыс.экз.
- Германия — 47.3 тыс. экз.
- США — 13.8 тыс. экз.
- Россия − 3.5 тыс. экз.
Из германских асов на Восточном фронте сражались: М. фон Рихтгофен, Г. Пиппарт, К. Менкхофф, Ф. Руми, К. Одебрет, О. Фрюхнер, Х. Дилти, Л. Анслингер, Д. Аверес, Г. Беккер, Э. Бёме, В. Фриккерт, О. Фрунер, К. Галльвиц, Г.-Э. Гандерт, Г. Кнаппе, К. Кюпперс, Р. Отто, Р. Виндиш.
Из них асами на Восточном фронте стали лишь Пиппарт (воевал с февраля 1916 г. по апрель 1917 г.) и Анслингер, остальные удостоились титула «аса» тогда, когда были переведены на Западный фронт. А Дилти вообще летал в России с 1914 по май 1917 г., но асом стал лишь на Западном фронте (правда, пока неясно, в каком качестве Дилти служил в России — пилота или летнаба).
Ас Вильгельм Фриккерт на Восточном фронте одержал 7 побед, но из них всего лишь 2 приходится на самолёты (типа «Вуазен»), а остальные 5 — на аэростаты. Карл Галльвиц «заработал» на Востоке Железные Кресты 1-го и 2-го классов, но оба за 2 русских аэростата.
Анализ результатов боевых действий перечисленных выше германских пилотов показывает, что их победы на Востоке, в основном, приходятся на аэростаты и устаревшие бомбардировщики «Фарман» и «Вуазен», на протяжении всей войны составлявшими основу российских бомбардировочных и разведывательных авиаотрядов.
При этом только 7 % от общего числа потерь самолётов Российского Императорского Воздушного Флота приходится на сбитые огнём истребительной авиации и ПВО противника.
В то же время из германских асов на Восточном фронте были сбиты Вильгельм Герберт, Франц Кнаппе (3 раза), Ганс-Эберхард Гандерт (зенитным огнём). Австрийский ас Франк фон Линко-Кроуфорд (30 побед над союзными самолётами) три раза проигрывал воздушные схватки русскому асу Евграфу Крутеню.
Вообще, в Первую Мировую войну главной задачей авиации было не уничтожение аппаратов противника, а разведка и штурмовые удары по наземным целям.
В представлении Главного Военно-Техническое Управления Русской Армии в Генеральный штаб сказано:
«На первом месте должна стоять задача разведки, если эта задача будет заслонена погоней за превращением аппаратов в средство воздушного боя, то может случиться… что ни та, ни другая задача не будет достигнута».
Вторая мировая война[править | править код]
Другие конфликты[править | править код]
Бои на Халхин-Голе
Корейская война
Вьетнамская война
Арабо-израильский конфликт
Индо-пакистанские конфликты
- Пакистан — Мохаммед Алам (9, включая 4 неподтверждённые и 1 вероятную)[7]
Ирано-иракская война
- ↑ Виктория Андреева, Куклев Валентин, Аркадий Ровнер. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы. — М. : Астрель, АСТ, 2006. — 556 с. — 7000 экз. — ISBN 5-17-021672-6, 5-271-07986-4.
- ↑ Словарь русского языка. Составил С. И. Ожегов. Издание третье, 52000 слов. Москва 1953
- ↑ Михаил Жирохов, Олег Грановский. «Ас миспар эхад» (Ас номер N1 ВВС Израиля Гиора Эпштейн) Архивная копия от 31 декабря 2008 на Wayback Machine
- ↑ Group Captain Clive Robertson Caldwell
- ↑ Спик М. Приложение 6. Асы истребительной авиации государств-союзников Германии в годы Второй мировой войны, 1939-1945 гг. // Асы люфтваффе. — Смоленск: Русич, 1999. — С. 426. — 432 с. — (Мир в войнах). — 11 000 экз. — ISBN 5-8138-0053-0.
- ↑ Из 23 одержанных побед Пепеляев отдал 3 своему ведомому, из-за чего лучшим советским асом в Корее официально является Николай Сутягин с 21 победой.
- ↑ Спик, Майк. Истребители. Асы XX века 1914—2000. Москва: «Эксмо», 2001. — 320 с., илл. — ISBN 5-04-009045-5. — С.249—251.
- ↑ 1 2 Iranian F-۱۴ Tomcat Units in Combat by Tom Cooper & Farzad Bishop, 2004, Oxford: Osprey Publishing, pp. ۸۵-۸۸, ISBN 1 84176 787 5
- Финне К.Н. Русские воздушные богатыри И. И. Сикорского. — М. : АСТ, 2005. — 224 с. — ISBN 5-17-030184-7, 985-13-2878-2.
- Александров А. О. Гидропланы М-5 и М-20. Б. С. К.. Санкт-Петербург 1998 г.
- Кибовский А. и др. Униформа Российского Воен. Возд. Флота. Том 1 (1890—1935). АСТ.Москва. 2004 г.
- Кондратьев В., Хайрулин М. Авиация Гражданской войны. — М. : Техника-Молодёжи, 2000. — 168 с. : ил. — (Библиотека журнала «Техника-молодёжи»). — ISBN 5-93848-002-7.
- Покрышкин А. И. Познать себя в бою. — М. : ДОСААФ, 1986. — 492 с. — 95 000 экз.
- Сергей Иванов. Наша дорога в небо: Русский путь // Популярная механика : журнал. — 2006. — № 12 (50).
ru.wikipedia.org