Водная оболочка земли 3 класс: Конспект урока «Гидросфера — водная оболочка земли» ( Окружающий мир 3 класс) – Презентация по окружающему миру по теме «Водная оболочка Земли». 3 класс. УМК 21 век

Конспект урока «Гидросфера — водная оболочка земли» ( Окружающий мир 3 класс)

«Гидросфера — водная оболочка земли»

( Окружающий мир 3 класс)

Цели: Познакомить учащихся с понятием гидросфера, с частями гидросферы, с понятием Мировой океан. С помощью опыта показать свойства воды. Расширить знания детей о значении воды в природе и для человека.

Задачи: Познакомить учащихся с понятием гидросфера. Закрепить знания об оболочках земли. Познакомить с физической картой полушарий, умением работать с картой. Изучить свойства воды через лабораторную работу. Изучить проблемное состояние воды и меры в экономии воды.

Развивать логическое мышление, память, внимание, речь. Развивать умение владеть картой, развивать умения приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывать бережное отношение к природе, к воде, окружающему миру.

Оборудование: Карта полушарий, колба с водой, проектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я прошу вас быть внимательными и собранными во время урока, поскольку многое при изучении темы будет зависеть от вас.

2. Вступительное слово учителя.

Академик А.П.Карпинский писал, что вода – это не просто минеральное сырьё, это не только средство для развития промышленности и сельского хозяйства, вода – это живая кровь, которая создаёт жизнь там, где её не было.

“Земля умирает, если уходит вода”.

И лозунгом нашего урока я выбрала “Где вода, там и жизнь!».

3. Самоопределение к деятельности

Тема урока: “ Гидросфера – водная оболочка Земли”.

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Цель нашего урока:

1. Познакомимся с понятием Гидросфера.

2. Узнать из чего состоит гидросфера.

3. Почему Мировой океан называют “Мировым”?

4. Познакомимся с понятием Море.

5. Узнаем, на какие группы делятся все моря.

6. Какое значение вода имеет вода в природе и жизни человека.

4. Изучение нового материала

Но прежде чем перейти к изучению нового материала, посмотрите внимательно на доску, это физическая карта мира. Наша планета Земля. Учёные, космонавты утверждают, что из космоса наша планета Земля самая красивая, яркая, разнообразная. На карте синим цветом показана вода, а все остальное это суша.

— Давайте вспомним, из каких оболочек состоит наша планета.

— Скажите, что больше на нашей планете суши или воды?

Правильно вода покрывает 3/4 части поверхности земного шара.

Вся вода, которая имеется на Земле ,образует очень важную и нужную оболочку земли – ГИДРОСФЕРУ.

Моря, океаны, реки, озёра – это всё гидросфера.

Слово “Гидросфера” произошло от 2 х греческих слов “ гидро” — вода, “ сфера” — шар. (Запись в тетрадь)

Но мы видим, что океан отличается от ручейка, море от реки. Поэтому мы должны выяснить, что входит в гидросферу, и из чего она состоит.

ГИДРОСФЕРА (учебник стр. 13)

Мировой океан воды суши воды атмосферы.

Мировой океан – это основная часть гидросферы. А кто назовет, какие океаны вам известны? Обратимся к карте. Мировой океан состоит из 4 океанов:

1) Тихий океан – самый большой (180 млн. км 2).

2) Атлантический океан – в 2 раза меньше Тихого.

3) Индийский океан – меньше Атлантического, но на его площади могут поместиться 3 материка: С.Ю.Америка и Африка.

4) Северный Ледовитый океан – самый холодный и маленький океан. (Работа с картой)

Границ между океанами нет , они свободно сообщаются между собой. Эти океаны едины и называются МИРОВЫМ.

Но к Мировому океану относятся не только 4 океана, но и АЙСБЕРГИ.

Это отколовшиеся глыбы льда, или плавающие ледяные горы. Образуются айсберги по берегам ледяной Антарктиды (45 км – в ширину; 170 км – в длину; 200 км – толщина).

Большая часть айсберга находится под водой.столкновения судна с ним очень опасно. Титаник.

— Посмотрите ребята внимательно на карту, чем Чёрное море отличается от Аравийского?

— Правильно Черное море ограничено сушей со всех сторон – такое море ВНУТРЕННЕЕ, а Аравийское, Филиппинское только с одной стороны. А с другой стороны впадает в океан – такие моря называют ОКРАИННЫМИ и относят к Мировому океану.

Еще раз перечислите части гидросферы?

Части мирового океана?

Как называют моря, которые впадают в океан?

— Но вода располагается не только в океане, она есть и на суше. Поэтому второй компонент гидросферы – это воды суши.

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река. (Н.Палькин)

— Скажите, есть ли отличия между озером и водохранилищем?

— А чем отличается река от родника? (Река – на поверхности, родник – под землёй)

— На какие группы можно разделить всю воду суши?

ВОДА СУШИ

Поверхностные

Подземные

  • грунтовые

  • межпластовые

Антропогенные

ВОДА АТМОСФЕРЫ

Но, гидросфера не была бы целой без воды, которая находится в атмосфере. Какая вода может находиться в атмосфере?

— Это водяной пар, капельки воды, кристаллики. В атмосфере они образуют осадки которые выпадают на Землю. Какие осадки знаете?

— Посмотрите, у нас получилась большая схема, на которой видно из каких частей состоит гидросфера. А как вы думаете, могут ли эти части гидросферы взаимодействовать друг с другом?

Путешествие капельки

Капелька выпала на землю и через множество мелких родников- в малые реки – в реку Олень, в реку Упа , в реку в реку Дон – в Азовское море – в Черное море – Средиземное море – через пролив – Атлантический океан – через большой пролив – в Тихий океан – испарение – осадки – на землю .

Т.е. мы видим, что наша капелька проделала огромный путь от родничка до Тихого океана. Мы видим, что все части гидросферы – ЕДИНЫ, и существовать друг без друга не могут.

Состояние Мирового океана в наших руках как вы это понимаете, объясните? (Листовка)

Практическая работа

— Давайте посмотрим на воду, которую употребляем и определим её физические свойства.

— Нет цвета, запаха, вкуса, чаще в жидком состоянии.

— А если мы добавим капельку зелёнки, что произойдёт с водой?

— А если мы переместим колбу с водой в холодное место, что произойдёт?

— А если мы переместим колбу с водой обратно она примет жидкое состояние? Почему?

— А если мы захотим переместить воду в другой сосуд, то она примет форму предмета или нет? Почему?

ВОДА УНИВЕРСАЛЬНА!

В ней могут растворяться разные вещества. В 1 литре океанской воды растворяется в среднем 35 гр веществ. В ней есть: медь, алюминий, серебро, золото. Но чтобы добыть 1 гр золота надо переработать 2000 тонн воды. НЕВЫГОДНО. Но если выпарить всю воду в океане, то вещества покроют дно океана высотой 60 метров.

ВОДА

Солёная – 98% 

Пресная – 2% (твердая – ледники,  жидкая – суша)

— Это скопление пресного льда на суши.

— И так, какими свойствами обладает вода?

— Какое значение имеет вода в природе и для человека?

На 3,2% взрослые люди состоят из воды, на 99% медуза, картофель на 77%.

— А какие вы знаете организмы, которые состоят из воды?

Игра “ Третий лишний”.

5. Закрепление изученного

Фронтальный опрос.

Мы видим, что водная оболочка очень важная, очень нужная оболочка. Все её части едины, и существовать отдельно не могут.

ГДЕ ВОДА, ТАМ И ЖИЗНЬ!”

Оценки.

Домашнее задание: стр.12-15. Подготовить ответ на вопросы: « Какие погодные условия связаны с гидросферой?» « Какие из них бывают опасны и приносят разрушения?».

Технологическая карта урока окружающего мира в условиях реализации ФГОС «Водная оболочка Земли» 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

Технологическая карта урока окружающего мира

в условиях реализации ФГОС

«Водная оболочка Земли»

3 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

Составила: Андрейкина Екатерина Сергеевна

учитель начальных классов

Подольск, 2016

Тема: Водная оболочка Земли

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

УМК: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.– 3 изд., дораб. – М.: Вентага-Граф, 2012. – 160 с.

Цель урока: расширить представления школьников о строении и особенностях водной оболочки Земли

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты:

— познакомить школьников с особенностями водной оболочки Земли;

— приводить примеры природных и искусственных водоёмов и водотоков, их использования человеком.

Универсальные учебные действия (УУД)

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • под руководством учителя ставить новые учебные задачи;

  • учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

  • проводить сравнение и классифицировать объекты по заданным критериям;

  • работать с источниками биологической информации;

Коммуникативные:

  • совместно с одноклассниками решать учебную задачу;

  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии;

  • учиться слушать и понимать речь других;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • обсуждать полученные результаты, сравнивать разные точки зрения;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Личностные:

  • расширение мотивационной основы учебной деятельности: учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • элементы экологической культуры: понимание ценности природы, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

Оборудование:

Структура урока

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута).

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

— Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

—  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится всё больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности, но мы с ними обязательно справимся.

—  Клад — это богатство, деньги, золото.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

2. Актуализация знаний (5 минут)

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

— Сейчас мы проверим, какой багаж знаний вы собрали на прошлом уроке.

— Какую тему изучали?

— Выполните задание «Одним словом» по теме «Значение Солнца для жизни на Земле» (Приложение 1)

1) Солнце – это …

2) Солнце – источник — ….

3) Солнце – источник …

4) Воображаемая линия, делящая земной шар на Северное и Южное полушария — …

5) Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за один …
— Какое слово можно составить из букв в красных квадратиках?

— Верно. Сегодня на уроке мы будем говорить о воде.

Девочка вода: Я самое обычное и в тоже время самое удивительное вещество на Земле.

-Ребята, а что вы знаете обо мне?

Прочитайте тему урока.

— Давайте разберем каждое слово темы.

— Водная…..что это значит?

— Земля ?

— Оболочка?

— Давайте воспользуемся словарем С. И. Ожегова

— Значение Солнца для жизни на Земле.

Учащиеся работают по индивидуальным карточкам.

— … звезда

— … тепла

— … света

— … экватор

— … год

— Вода

Ответы детей

— Водная оболочка Земли.

— Вода

— Планета

— Обволакивает, покрывает

Принцип деятельности.

УУД: личностные, коммуникативные.

  1. Постановка учебной задачи (1минута)

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

— Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

— Правильно, сегодня на уроке мы расширим представления о строении и особенностях водной оболочки Земли.

— Что поможет нам ответить на поставленные вопросы?

— Сравните на глобусе территорию, которая «занята» синим (голубым) цветом, и территорию, «занятую» коричневым (жёлтым) цветом.

— Что такое водная оболочка Земли?

— Из чего она состоит?

— Для чего она нужна?

— Информация в учебнике, рассказ учителя, глобус.

— Морей на Земле больше, чем суши.

— Теперь точнее видно, что воды на Земле больше, чем суши.

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование,

  1. «Открытие новых знаний» (10 минут)

Цель: формировать особенности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

Девочка вода: Я – вода! И без меня жизнь была бы невозможна. Ребята докажите этот факт.

— У нас сформированы 4 группы. Каждой группе будут даны разные задания. Ну а мы проверим, как вы справились.

1 стол. Вам необходимо найти в тексте, при какой температуре и сколько дней человек может прожить без воды.

Сколько человек может прожить без воды?

Время, которое человек может прожить без воды, зависит от температуры и влажности окружающей среды, а также от степени двигательной активности человека. Американский физиолог Е.Ф. Адольф исследовал влияние этих факторов на жажду и вот что обнаружил.

Если человек находится в состоянии покоя в тени, при температуре 16—23°С, то он может не пить 10 дней. При температуре воздуха 26°С этот срок сокращается до 9 дней, при 29°С — до 7, при 33°С — до 5, а при 36°С — уже до 3 дней. При температуре воздуха 39°С в покое человек может не пить не более 2 дней.

Однако возможности человеческого организма нередко превышают средние показатели. Так, после землетрясения в Мехико в 1985 году под руинами здания был найден живым 9-летний мальчик, который находился там без еды и воды 13 суток.

2 стол. Вам надо собрать пазлы и ответить на вопрос: от чего зависит многообразие растений в разных частях Земли? Работа с учебником стр. 24

3 стол. Рассмотрите рисунки на с. 25 и сделайте вывод: «Какие источники пресной воды есть на земле?»

4 стол. Вам надо раскрасить рисунки.

Дети читают текст и находят ответы на вопросы.

Дети читают текст учебника и сопоставляют картинки

Дети отвечают на поставленные вопросы.

— Ледники и снега, родники и ключи, водоёмы и водные потоки, осадки.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

  1. Применение нового знания (15 минут)

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Деятельность учителя

— Физкультминутка (показать когда человеку холодно или жарко).

— Что происходит с человеком, когда его организм не получает достаточного количества воды? Наступает обезвоживание, а это плохо влияет на работу всех органов. Через какое-то время человек погибает.

Физкультминутка (Высокие деревья, низкие, широкие).

— От чего зависит многообразие растений в разных частях Земли?

Физкультминутка (Игра – рыбка)

— Большую часть вод нашей планеты составляют соленые воды океанов, на пресные воды суши приходится лишь малая часть. Но именно пресная вода необходима всем живым организмам.

— Выставка рисунков

— Многие художники посвящают свое творчество водной стихии.

— учебник стр. 26. Представлена картина И. К. Айвазовского «Девятый вал»

Иван Константинович Айвазовский страстно любил море.»Море-это моя жизнь»,-сказал художник. Творчество Айвазовского выразило не только его собственную душу, его чувства, настроения, но и извечную любовь человека к бескрайней водной стихии.

«Девятый вал» — одна из самых знаменитых картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского.

Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

Несмотря на то, что корабль разрушен, осталась только мачта, люди на ней живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

— Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на картину?

— Какие краски использовал художник?

Деятельность учащихся

Ответы 1 группы

Ответы 2 группы

Ответы 3 группы

4 группа

Картинная галерея

Ответы детей

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

6. Итог. Рефлексия деятельности (3 минуты)

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

— Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Вода: Ребята давайте проведем игру аукцион! Какая группа назовет больше о воде.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

Определяют степень своего продвижения к цели.

.

УУД: познавательные, регулятивные

7. Оценивание работы учащихся, домашнее задание. (2 минуты)

Учитель оценивает работу учащихся, даёт домашнее задание (с.25, подготовить рассказ-описание любого водоёма)

Дети записывают домашнее задание.

Литература

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 3 изд., дораб. – М.: Вентага-Граф, 2012. – 160 с.

  2. Окружающий мир: 3 – 4 классы: методическое пособие \ Н.Ф. Виноградова. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 232 с.

  3. Самкова В.А. Окружающий мир с AFSTM. . Тематическое поурочное планирование: 1 – 4 классы. – М.:ПКГ «РОС», 2012. – 162 с.

  4. Начинаем изучать! Основы естественных наук. Научный редактор книги: Самкова В.А. (Перевод книги американской компании Vernier, которая в течение многих лет занимается разработкой электронного и цифрового школьного оборудования)

Приложение 1.

1) Солнце – это … звезда.

2) Солнце – источник — …. тепла.

3) Солнце – источник … света.

4) Воображаемая линия, делящая земной шар на Северное и Южное полушария — … экватор.

5) Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за один … год.

Приложение 2.

Приложение 3.

I ряд:

1) Без чего невозможна жизнь на Земле?

2) На что влияет запас воды на Земле?

II ряд:

1) Что такое стёганое одеяло?

2) Какой воды больше – пресной или солёной?

III ряд:

1) Какая вода необходима живым организмам?

2) Что происходит с человеком, когда его организм не получает достаточное количество воды?

Приложение 4.

Таблица данных (перед экспериментом)

Температура воды

Температура воды со льдом

Температура воды со льдом и солью

…. 0С

0С

…. 0С

Таблица данных (после эксперимента)

Температура воды

Температура воды со льдом

Температура воды со льдом и солью

22 0С

0 0С

— 5 0С

Приложение 5.

Анализ полученных данных

  1. Что произошло с температурой воды при добавлении льда?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Как вы думаете, что произойдёт, если положить в воду больше льда? Удастся ли вам при этом охладить воду до отрицательной температуры?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Что вас удивило, когда вы добавили соль?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Как ещё можно снизить температуру?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Анализ полученных данных (ответы)

  1. При добавлении в воду льда температура понижается.

  2. При добавлении достаточного количества льда температура воды может снизиться до 0 0 С.

  3. Ответы могут варьироваться, однако при этом обязательно должно быть отмечено, что благодаря соли температура воды падает.

  4. Ответы могут варьироваться, но необходимо указать, что температура снижается при добавлении большего количества льда или соли.

Приложение 6.

Анкета самооценки ученика

Ф.И. _________________________ Дата_______________

  1. Что больше всего запомнилось?

  2. Могу ли я еще что-нибудь сделать по этой теме?

  3. Нужна ли мне была помощь?

  4. Были ли трудности?

  5. Что нового я узнал о воде?

  6. Понравился ли мне урок?

Эксперимент «Холодная как лёд»

Задачи:

  • изучим, как соль влияет на температуру замерзания воды;

  • выясним, до какого предела можно понижать температуру воды, чтобы она при этом не замёрзла.

Материалы и оборудование:

  • компьютер с установленной программой Logger Lite; датчик температуры;

  • стакан;

  • водопроводная вода;

  • кубики льда;

  • пластмассовая ложка;

  • две столовые ложки поваренной соли;

  • бумажные салфетки или тряпка;

  • пластиковый поднос.

Проблемный вопрос

На сколько можно снизить температуру воды, не допустив при этом её замерзания?

Методика проведения

  1. Подключить датчик температуры к компьютеру.

  2. Запустить программу Logger Lite.

  3. Наполнить стакан водой на 1/3 объёма.

  4. Погрузить в стакан щуп датчика температуры.

  5. Определить температуру воды.

  6. Записать данные в таблицу в графу «Температура воды».

  7. Положить в стакан столько льда, чтобы уровень воды поднялся до 2/3 объёма.

  8. Определить температуру воды со льдом.

  9. Показания температуры занести в графу «Температура воды со льдом».

  10. Добавить 2 столовые ложки соли в стакан с ледяной водой.

  11. Определить температуру воды.

  12. Показания температуры занести в графу «Температура воды со льдом и солью».

Анализ полученных данных

  1. Что произошло с температурой воды при добавлении льда?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Как вы думаете, что произойдёт, если положить в воду больше льда? Удастся ли вам при этом охладить воду до отрицательной температуры?http://city.ck.ua/upload/images/picfull2_51c81586a1b75.jpg

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Что вас удивило, когда вы добавили соль?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Как ещё можно снизить температуру?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

13


Конспект урока по окружающему миру «Водная оболочка Земли».

Конспект урока

Предмет: окружающий мир с использованием ИКТ

Тип урока: изучение нового материала

Тема: «Водная оболочка Земли».

Цель: познакомить учащихся с понятием гидросфера, с частями гидросферы, с понятием Мировой океан. Расширить знания детей о значении воды в природе и для человека.

Задачи:

  • изучить проблемное состояние воды и меры в экономии воды;

  • развивать логическое мышление, память, внимание, речь. Развивать умение владеть картой, развивать умения приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

  • воспитывать бережное отношение к природе, к воде, окружающему миру.

Оборудование: презентация, видео, сосуд с водой, зеленка, памятки.

Ход урока:

  1. Орг. момент

— Здравствуйте. Меня зовут Анна Дмитриевна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

  1. Вступительное слово учителя.

— Прочитайте на слайде слова известного французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери и подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока. (Слайд)

Д: водная оболочка земли.

— Но прежде чем перейти к изучению нового материала, посмотрите внимательно на доску, (Слайд) это физическая карта мира. Наша планета Земля. Учёные, космонавты утверждают, что из космоса наша планета Земля самая красивая, яркая, разнообразная. На карте синим цветом показана вода, а все остальное это суша.

— Скажите, чего больше на нашей планете суши или воды?

Д: Воды.

— Правильно вода покрывает 3/4 части поверхности земного шара.

(Слайд)

  1. Изучение нового материала

— Вся вода, которая имеется на Земле ,образует очень важную и нужную оболочку земли – ГИДРОСФЕРУ. (Слайд)

— Моря, океаны, реки, озёра – это всё гидросфера.

Слово “Гидросфера” произошло от 2 х греческих слов “ гидро” — вода, “ сфера” — шар.

(Слайд)

— Посмотрите на слайд и скажите, из чего состоит гидросфера?

Д: Мировой океан, воды суши (подземные, поверхностные), вода в атмосфере.

— Мировой океан – это основная часть гидросферы. А кто назовет, какие океаны вам известны?

-Мировой океан состоит из 4 океанов:

1) Тихий океан – самый большой (180 млн. км 2).

2) Атлантический океан – в 2 раза меньше Тихого.

3) Индийский океан – меньше Атлантического, но на его площади могут поместиться 3 материка.

4) Северный Ледовитый океан – самый холодный и маленький океан.

Границ между океанами нет, они свободно сообщаются между собой. Эти океаны едины и называются МИРОВЫМ.

Но к Мировому океану относятся не только 4 океана, но и АЙСБЕРГИ. (Слайд)

— Это отколовшиеся глыбы льда, или плавающие ледяные горы. Образуются айсберги по берегам ледяной Антарктиды.

-Большая часть айсберга находится под водой. Столкновения судна с ним очень опасны. Примером такого столкновения может служить Титаник.

  1. Физкультминутка « Вода — не вода»

Игра на внимательность. Учитель называет слова.

— Если названное слово обозначает то, что содержит воду (облако, снег, лужа, сосулька, иней, снежинки, туча), то дети должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши.

Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба, водоросли, волны), дети качаются из стороны в сторону.

Если называется предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, пустыня, гора), дети приседают.

  1. Изучение материала

— Но вода располагается не только в океане, она есть и на суше. Поэтому второй компонент гидросферы – это воды суши. Воды суши — часть водной оболочки Земли. К ним относятся подземные воды, реки, ледники, озера и болота.

ВОДА АТМОСФЕРЫ

— Но, гидросфера не была бы целой без воды, которая находится в атмосфере. Какая вода может находиться в атмосфере?

Д: Это водяной пар, капельки воды, кристаллики.

— В атмосфере они образуют осадки которые выпадают на Землю. Какие осадки знаете?

Д: Дождь, снег, град. (Слайд)

— А как вы думаете, могут ли эти части гидросферы взаимодействовать друг с другом?

Д: Да, они взаимосвязаны друг с другом.

«Путешествие капельки»

Капелька выпала на землю и через множество мелких родников- в малые реки – в реку Олень, в реку Упа , в реку Дон – в Азовское море – в Черное море – Средиземное море – через пролив – Атлантический океан – через большой пролив – в Тихий океан – испарение – осадки – на землю .

— Посмотрев мультфильм, какой вывод можно сделать?

Д: мы видим, что наша капелька проделала огромный путь от родничка до Тихого океана. Мы видим, что все части гидросферы – ЕДИНЫ, и существовать друг без друга не могут.

  1. Практическая работа

— Давайте посмотрим на воду, которую употребляем и определим её физические свойства.

— Нет цвета, запаха, вкуса, чаще в жидком состоянии.

— А если мы добавим капельку зелёнки, что произойдёт с водой?

Д: Окрасится.

— А если мы переместим колбу с водой в холодное место, что произойдёт?

Д: замерзнет.

— А если мы переместим колбу с водой обратно она примет жидкое состояние? Почему?

Д: при положительной температуре лед тает и вода принимает свое изначальное состояние.

— А если мы захотим переместить воду в другой сосуд, то она примет форму предмета или нет?

Д: Да.

-ВОДА УНИВЕРСАЛЬНА!

В ней могут растворяться разные вещества. В 1 литре океанской воды растворяется в среднем 35 гр веществ. В ней есть: медь, алюминий, серебро, золото. Но чтобы добыть 1 гр золота надо переработать 2000 тонн воды. НЕВЫГОДНО. Но если выпарить всю воду в океане, то вещества покроют дно океана высотой 60 метров.

— И так, какими свойствами обладает вода?

Д: не имеет цвета, запаха, вкуса, замерзает.

— Какое значение имеет вода в природе и для человека?

Д: Без воды все живое умрет. Погибнут растения, цветы, животные и рыбы. Человек без воды тоже не может жить.

— Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды – водопои. Ими могут быть ручьи, родники, реки, озёра. Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот.

Без воды нельзя построить дом. Не будут работать фабрики и заводы. Не вырастить без неё культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания. Без воды погибнут животные.

Поэтому в данное время очень актуальна проблема загрязнения воды.

В водоёмы сливают отработанную и загрязнённую воду фабрики и заводы. Дожди смывают удобрения с полей. Попадают в них бытовые отходы. Иногда даже случается так, что обитатели водоёмов погибают.

— Ребята, а какие правила по бережному отношению к воде вы знаете?

ПАМЯТКА

  1. Закрывайте водопроводные краны.

  2. Своевременно ремонтируйте краны (10 капель воды в минуту равносильны потере 2000 литров питьевой воды)

  3. Не засоряйте водоемы (не бросайте в водоёмы разбитое стекло и мусор).

  4. Не оставляйте мусор на берегу водоема.

  5. Нельзя мыть транспортные средства в водоёмах.

Жизнь без воды на земле невозможна,

И будем действовать мы осторожно,

Чтоб сохранилась твоя чистота-

Незаменимая наша вода!

  1. Итог урока.

— С какой темой мы сегодня познакомились?

— Что нового узнали?

— Важна ли в жизни человека вода? Как он ее использует?

Резерв — мультфильм

План-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) по теме: открытый урок экологии «День воды»

ДЕНЬ    ВОДЫ

Методическая разработка экологической игры.

Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.

Задачи:

1. Образовательные:
— обобщить знания учеников о воде как веществе;
— обобщить и расширить знания учеников о гидросфере – водной оболочке Земли;
— продолжить формирование элементарных экологических понятий, выделив взаимные связи «природа-человек», показать последствия воздействия человека на природу; 

-привить навыки экономного расходования воды в домашних условиях;

2. Воспитательные:
— продолжить формирование убежденности в необходимости охраны окружающей среды (в частности гидросферы).

3. Развивающие:
— развитие познавательного интереса учащихся к глобальным проблемам современности.
Оборудование: глобус, указка, стакан, трехлитровая банка с водой, карта мира, штатив, спиртовка, лед, спички, карточки 2 видов,  чистые листы бумаги, ручки, карандаши, стакан с водой, кусок сахара,  трубочка, ложечка, плакаты по теме, пластмаска, карточки для рефлексии.

На доске – эпиграф урока:

«Мы унаследовали Землю от наших предков.
Мы берем ее взаймы у наших потомков».
( Антуан де Сент-Экзюпери).

Ход занятия:

  1. Вступительное слово учителя:

-Тему нашего занятия вы определите сами, отгадав  загадку:

На свете нет ее сильнее, На свете нет ее буйнее.

В руках ее не удержать, И на коне не обогнать.

О себе она сказала бы так:

Меня льют, меня пьют, всем нужна. Кто такая?

-Как вы считаете, чему будет посвещано наше занятие?(воде)

-День 22 марта объявлен Международным днем воды. В преддверье этого праздника мы проведем  наше занятие. Этот праздник  отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она все чаще требует защиты. Так много ли воды на нашей планете, хватает ли ее всем?

( Показывает детям глобус, напоминает, что голубым цветом на нем изображена вода.)

  1. Беседа о значении воды на Земле в сопровождении опыта:

«Вода — это жизнь,- говорит народ.

Вода наполняет все клеточки, из которых состоят живые организмы.

К каждой клеточке надо доставить кислород, пищу, отвести углекислый газ и другие вредные вещества. Роль транспортного средства выполняет вода.

У животных — это кровь, а у растений — соки, растворы веществ.

И кровь, и соки, и клеточки наполовину, а то и гораздо больше состоят из воды. Вот почему потеря воды — это смерть.

-А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую ее часть составляют моря и океаны — это соленая вода.

-Чтобы лучше это понять, возьмем 3-литровую банку  и представим, что это вся вода, которая есть на планете. Пресная вода(реки и озера) составляют от общего количества водной массы всего 3 %(переливаю в стакан половину).

Микроитог: Теперь вы можете представить, как мало в окружающей среде пресной воды.

  1. Различные состояния воды:

Сказка «Состояния воды»

«Собрались как-то Орел, Щука и фигуристы-спортсмены, и разговорились о том, какое вещество на свете им больше нравится.

Фигуристы: — «Наше вещество твердое, как камень, совершенно прозрачное, на солнце блестит и искрится — душу радует.

Щука: — «А я люблю текучее, жидкое вещество.

Орел: — «А мне нравится бесцветное вещество. Оно вокруг нас».

Опыт

Показали фигуристы свое любимое вещество (кусочки льда на блюдце). Показала щука свое — вода в жестянке.

А Орел и говорит: — «У меня здесь нет его, но это не беда — сейчас будет».

(На штативе друг под другом располагаются: спиртовка — жестяная тарелка с водой — блюдце со льдом. Наблюдение за испарением и конденсацией пара.)

— Откуда на дне блюдца взялись капли воды?

-Почему в блюдце появилась вода? (Пар от кипящей воды поднимался вверх, а на холодном блюдце снова превращался в воду; лед в блюдце начал от тепла таять — превращался в воду).

-Засмеялись радостно Орел, Щука и Фигуристы. Оказывается, любили они одно и то же вещество — воду, но наблюдали каждый по-разному.

— И пошли они всем загадывать загадку:

«Книзу летит капельками, а кверху — невидимками (Вода)».

— И мы можем наблюдать воду в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

На доске: лед –вода- пар.

Микроитог: Итак, перечислите, о каких состояниях воды  мы говорили?          (жидкое, твердое и газообразное)

  1. Блиц-опрос:

Океаны, моря и реки регулируют кругооборот жизни на Земле. Они занимают огромную площадь поверхности планеты и играют решающую роль в функционировании ее систем: регулировании климата и сохранении животного и растительного мира.

(учащиеся показывают указкой ответы на  карте мира)

Реки, океана и озера:

  1. Сколько на нашей планете океанов?   (4)
  2. Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким?
    (Тихий океан и Северный Ледовитый океан.)
  3. Белое(где Мурманск), Красное(где Египет), Черное(Сочи), Желтое(где Вьетнам)-что это? (Названия морей.)
  4. Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море.)
  5. Как называются начало и конец реки? (Исток, устье.)
  6. У какого водоема бывают рукава? (Река, т.е. ее ответвления).
  7. Какая река является самой длинной на Земле? (Нил-в Египте священная река)
  8. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая
    часть пресной воды всей планеты? (Байкал.)
  9. По руслу какой реки протекает пятая часть всей речной воды мира?
    (Амазонка-В Латинс. Америке)
  1. Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70 %.)
  2. Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3 %)
  1. Конкурс«Знаете ли вы ?»

-А теперь поиграем:

 -Знаете ли вы, кто не может обходиться без воды и неразрывно с ней связан?

  1. У кого оба глаза на одном боку? (Камбала.)
  2. У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск.)
  3. Кто одной ноздрей дышит? (Кашалот.)
  4. Кто клыками дно пашет? (Морж.)
  5. Какую птицу море отучило летать? (Пингвин.)
  6. Что такое «морская капуста»? (Водоросли.)
  7. Какая перелетная стая обещает снег? (Стая гусей.)
  1. Физкультминутка « Вода — не вода»

Игра на внимательность. Ведущий называет слова.

 Если названное слово обозначает то, что содержит воду (облако, снег, лужа, сосулька, иней, снежинки, туча), то дети должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши.

Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба, водоросли, волны), дети качаются из стороны в сторону.

Если называется предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, пустыня, гора), дети приседают.

  1. Биологический диктант (текст на доске).-         

Цель: проверить усвоение знаний учащимися по теме: «Вода»

-У вас на партах карточки. Допишите пропущенные слова в предложения:
1) Реки, озера, моря входят в состав (гидросферы – водной системы).
2) (Гидросфера) — это водная оболочка Земли.
3) Прозрачность, цвет, запах – это (физические) свойства воды.
4) В природе постоянно происходит (круговорот) воды.
5) Вода является хорошим (растворителем ).
6) По современным представлениям жизнь зародилась (в водной )среде.
7) Твердое, жидкое, газообразное — это  (физическое) состояния воды.
8) Вода занимает (3/4) поверхности земли.
9) Примеси в воде можно определить по внешним (признакам).
-А теперь проверим, правильно ли вы ответили а вопросы.(Коллективная проверка) 

  1. Конкурс «С улыбкой по стране».                        

-Наш следующий конкурс называется «С улыбкой по стране».

Вы сейчас поймете, почему мы его так назвали.

  1. Какой приток реки Самары течет по проводам? (Ток.)
  2. В Амурской области есть река, в которую прячутся мыши. Как она называется? (Нора.)
  3. Какой приток Волги вытекает из пораненной березы? (Сок.)
  4. Какая река Валдайской возвышенности протекает между полями? (Межа.)
  5. У реки Вятки есть «ядовитый» приток, а у Пра — «неядовитый». Назовите
    эти притоки. (Кобра, Уж.)
  1. Конкурс «Где мы используем воду?»

-В самом начале занятия мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (и человеку в том числе) ее нужно много.

 Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества.

Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется.

-Для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку? Напишите.(1 минута)

(Детям предлагается написать, где человек использует воду.

 Ответы зачитываются. Детям показывают таблицу «Расход воды».- 

Для чего нужна вода?

Расход воды в день (л)

Умывание

10 л ( + 45 туалет )

Купание

40 л (ванна) + 150л(душ)

Приготовление пищи

5 л

Мытье посуды

10 л

Стирка

15 л

Мытье полов, окон

50 л

Поливка цветов, огорода

100 л

-Человек использует воду в личных целях или использует ее в промышленных масштабах (гидроэлектростанции). Раньше использовали водяные мельницы.

-С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода — и жизнь становится невозможной. Потому что вода — это эликсир жизни. Но над водой нависла угроза — загрязнение. Заводы, фабрики, города зачастую отравляют сточными водами реки, озера. Если не принимать срочных мер, водоем умрет, умрет целый мир существ, обитающих в нем и подле него. Писатели — фантасты в своих произведениях рисуют подчас страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться такие предсказания? Да, если мы будем безразличны к воде! И беречь надо не только речную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Из-за того, что люди не берегут водопроводную воду, треть подаваемой в краны воды бесполезно утекает в канализацию. Представь себе, что кто-то отъедает каждый день треть вашего завтрака.

В одном из своих стихотворений русский поэт Владимир Маяковский так сказал:

Эй, горожане,

Берегите воду!

Бережней относитесь к нашему водопроводу!

А ты не забыл закрыть водопроводный кран?    

-Как вы уже знаете, пресной воды на планете мало, поэтому нужно как можно экономнее  расходовать её. Как это? (не забывать выключать кран после умывания, без надобности не включать кран).

  1.  Игра

(проводится игра по ТРИЗу — «Хорошо-плохо»)

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач.

Рассматривается ситуация:

Директор завода

Речной царь

Я построил завод по выпуску игрушек — это хорошо (дети радуются)

Но он сливает отходы прямо в реку — это плохо (гибнет всё живое)

Я провел дорогу к городу, люди, живущие рядом с заводом, могут ей пользоваться — это хорошо

Зато вырубили много деревьев, а оставшиеся страдают от грязи и паров бензина — это плохо.

— Как же нам рассудить этих двух уважаемых людей?

 — Что надо сделать, чтобы и завод работал, и окружающая среда не страдала?

  1. Требуется обустроить сточные сливы капитальными очистными сооружениями.
  2. Перенести автостоянку и дорогу подальше от реки.

Высадить вдоль дороги деревья (для очищения воздуха от паров бензина).

11. Значение воды для  растений

 (стакан с водой, кусок сахара,  трубочка, ложечка)

-А растениям нужна вода? Они пьют? (Конечно пьют).

У воды очень важная роль в питании растения.

Откуда берут пищу растения? (Из воздуха — СО2).

Корни пронизывают почву и берут из нее минеральные вещества.

-У меня на тарелочке кусочек сахара (представьте, что это питательное вещество в почве) и трубочка для коктейля (это ваш корешок). Тяните корешком в себя сахар. Получается? Что надо сделать, чтобы растение получило нужное ему вещество? (Растворить в воде).

Бросьте сахар в стакан с водой. Теперь вы сможете корешком вытянуть сахар «из почвы»?

Итог опыта: Растения не могут взять сухие минеральные вещества, которые им нужны. Сначала необходимо растворить эти вещества в воде.

Вывод: Вода имеет огромное значение в питании растений.

12. Экологическая задача «Как Таня растения поливала».

В Танином доме растут растения. На южном окне — большой столетник — алоэ и маленькие кактусы. На северном окне — бегония королевская и фикус.

Поручила мама Тане ухаживать за ними. Таня девочка старательная, каждый день принялась поливать растения. Подойдет к бегонии и фикусу, а они ей будто шепчут: «Спасибо, Танюша, мы воду любим….. А вот кактусы и алоэ стали что-то грустными. Как будто тихонько стонут, когда Таня льет воду в их горшки.

Через три недели совсем плохи стали растения на южном окне. Подошла мама к подоконнику и руками всплеснула: Ой, Танюша, погибают наш столетник и кактусы. Таня удивилась: Почему это погибают? Фикус и бегония хорошо растут, листочки новые на них появились. А мама расстроилась и говорит: Я, дочка, виновата — не предупредила тебя о том, что…

— Почему стали погибать столетник и алоэ? (это растения, которые произрастают в пустыне и привыкли обходиться без большого количества влаги. А Таня залила их.)

— О чем мама не предупредила Таню?

(Только малую часть воды, которая в них поступает, растения используют. Куда же девается остальная вода?

Часть воды насыщает клетки, остальная испаряется.

Испаряется — значит, выходит из листа через маленькие окошечки — устьица в виде пара. Одно растение кукурузы за время роста от всходов до созревания зерен испаряет большую бочку воды. Береза испаряет 6 ведер воды в день, а тополь — большую бочку воды.

Пары воды, окружающие растение, охлаждают его в самый жаркий день

13.Учитель всех благодарит за работу на уроке и читает стихи:
 
ДАВАЙТЕ СОХРАНИМ
Нам жить в одной семье.
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как, природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся,
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся!!!
( Н. Старшинов)

14.Домашнее задание: подумайте и напишите, где и как можно сэкономить воду.

15.Рефлексия: если урок вам понравился,  поднимите голубую капельку, если нет – белый кружок.

Резерв:

                   Различные состояния воды:

Хлеб, воздух, вода — простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воздухе, которым дышим, или о воде, которую каждый день пьем? Знаете ли вы, что состав и свойства обычной водопроводной воды не менее загадочны, чем происхождение марсианских каналов? Мир привычных вещей таит в себе очень много загадок. И настоящий ученый  всегда стремится разгадать их.

Конкурс  « Загадочный»

  • Что бежит без прогону?    (Вода.)
  • Висит за окошком кулек ледяной,

             Он полон капели и пахнет весной.     (Сосулька.)

  • Без крыльев — летит,

             Без ног — бежит,

           Без паруса — плывет.    (Облако.)

  • В белом бархате деревья,

           И заборы, и дома,

          А как ветер нападет

          Этот бархат опадет.      (Иней.)

  • Летит сова по синему небу,

           Крылья распластала,

           Солнышко застлала.    (Туча.)

     Не руками сделано,

          Не ткалось и не кроилось

        С неба на землю свалилось.                      (Снег.)

  • Что за звездочки сквозные

           На пальто и на платке?

           Все сквозные, вырезные,

       А возьмешь — вода в руке.      (Снежинки.)

Микроитог: Итак, перечислите, о каких состояниях воды  говорилось в загадках? (жидком, твердом и газообразном)

Приложение

Технологическая карта урока окружающего мира в условиях реализации ФГОС «Водная оболочка Земли» 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

Технологическая карта урока окружающего мира

в условиях реализации ФГОС

«Водная оболочка Земли»

3 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

Составила: Андрейкина Екатерина Сергеевна

учитель начальных классов

Подольск, 2016

Тема: Водная оболочка Земли

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

УМК: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.– 3 изд., дораб. – М.: Вентага-Граф, 2012. – 160 с.

Цель урока: расширить представления школьников о строении и особенностях водной оболочки Земли

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты:

— познакомить школьников с особенностями водной оболочки Земли;

— приводить примеры природных и искусственных водоёмов и водотоков, их использования человеком.

Универсальные учебные действия (УУД)

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • под руководством учителя ставить новые учебные задачи;

  • учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

  • проводить сравнение и классифицировать объекты по заданным критериям;

  • работать с источниками биологической информации;

Коммуникативные:

  • совместно с одноклассниками решать учебную задачу;

  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии;

  • учиться слушать и понимать речь других;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • обсуждать полученные результаты, сравнивать разные точки зрения;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Личностные:

  • расширение мотивационной основы учебной деятельности: учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • элементы экологической культуры: понимание ценности природы, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

Оборудование:

Структура урока

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута).

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

— Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

—  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится всё больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности, но мы с ними обязательно справимся.

—  Клад — это богатство, деньги, золото.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

2. Актуализация знаний (5 минут)

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

— Сейчас мы проверим, какой багаж знаний вы собрали на прошлом уроке.

— Какую тему изучали?

— Выполните задание «Одним словом» по теме «Значение Солнца для жизни на Земле» (Приложение 1)

1) Солнце – это …

2) Солнце – источник — ….

3) Солнце – источник …

4) Воображаемая линия, делящая земной шар на Северное и Южное полушария — …

5) Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за один …
— Какое слово можно составить из букв в красных квадратиках?

— Верно. Сегодня на уроке мы будем говорить о воде.

Девочка вода: Я самое обычное и в тоже время самое удивительное вещество на Земле.

-Ребята, а что вы знаете обо мне?

Прочитайте тему урока.

— Давайте разберем каждое слово темы.

— Водная…..что это значит?

— Земля ?

— Оболочка?

— Давайте воспользуемся словарем С. И. Ожегова

— Значение Солнца для жизни на Земле.

Учащиеся работают по индивидуальным карточкам.

— … звезда

— … тепла

— … света

— … экватор

— … год

— Вода

Ответы детей

— Водная оболочка Земли.

— Вода

— Планета

— Обволакивает, покрывает

Принцип деятельности.

УУД: личностные, коммуникативные.

  1. Постановка учебной задачи (1минута)

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

— Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

— Правильно, сегодня на уроке мы расширим представления о строении и особенностях водной оболочки Земли.

— Что поможет нам ответить на поставленные вопросы?

— Сравните на глобусе территорию, которая «занята» синим (голубым) цветом, и территорию, «занятую» коричневым (жёлтым) цветом.

— Что такое водная оболочка Земли?

— Из чего она состоит?

— Для чего она нужна?

— Информация в учебнике, рассказ учителя, глобус.

— Морей на Земле больше, чем суши.

— Теперь точнее видно, что воды на Земле больше, чем суши.

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование,

  1. «Открытие новых знаний» (10 минут)

Цель: формировать особенности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

Девочка вода: Я – вода! И без меня жизнь была бы невозможна. Ребята докажите этот факт.

— У нас сформированы 4 группы. Каждой группе будут даны разные задания. Ну а мы проверим, как вы справились.

1 стол. Вам необходимо найти в тексте, при какой температуре и сколько дней человек может прожить без воды.

Сколько человек может прожить без воды?

Время, которое человек может прожить без воды, зависит от температуры и влажности окружающей среды, а также от степени двигательной активности человека. Американский физиолог Е.Ф. Адольф исследовал влияние этих факторов на жажду и вот что обнаружил.

Если человек находится в состоянии покоя в тени, при температуре 16—23°С, то он может не пить 10 дней. При температуре воздуха 26°С этот срок сокращается до 9 дней, при 29°С — до 7, при 33°С — до 5, а при 36°С — уже до 3 дней. При температуре воздуха 39°С в покое человек может не пить не более 2 дней.

Однако возможности человеческого организма нередко превышают средние показатели. Так, после землетрясения в Мехико в 1985 году под руинами здания был найден живым 9-летний мальчик, который находился там без еды и воды 13 суток.

2 стол. Вам надо собрать пазлы и ответить на вопрос: от чего зависит многообразие растений в разных частях Земли? Работа с учебником стр. 24

3 стол. Рассмотрите рисунки на с. 25 и сделайте вывод: «Какие источники пресной воды есть на земле?»

4 стол. Вам надо раскрасить рисунки.

Дети читают текст и находят ответы на вопросы.

Дети читают текст учебника и сопоставляют картинки

Дети отвечают на поставленные вопросы.

— Ледники и снега, родники и ключи, водоёмы и водные потоки, осадки.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

  1. Применение нового знания (15 минут)

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Деятельность учителя

— Физкультминутка (показать когда человеку холодно или жарко).

— Что происходит с человеком, когда его организм не получает достаточного количества воды? Наступает обезвоживание, а это плохо влияет на работу всех органов. Через какое-то время человек погибает.

Физкультминутка (Высокие деревья, низкие, широкие).

— От чего зависит многообразие растений в разных частях Земли?

Физкультминутка (Игра – рыбка)

— Большую часть вод нашей планеты составляют соленые воды океанов, на пресные воды суши приходится лишь малая часть. Но именно пресная вода необходима всем живым организмам.

— Выставка рисунков

— Многие художники посвящают свое творчество водной стихии.

— учебник стр. 26. Представлена картина И. К. Айвазовского «Девятый вал»

Иван Константинович Айвазовский страстно любил море.»Море-это моя жизнь»,-сказал художник. Творчество Айвазовского выразило не только его собственную душу, его чувства, настроения, но и извечную любовь человека к бескрайней водной стихии.

«Девятый вал» — одна из самых знаменитых картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского.

Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

Несмотря на то, что корабль разрушен, осталась только мачта, люди на ней живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

— Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на картину?

— Какие краски использовал художник?

Деятельность учащихся

Ответы 1 группы

Ответы 2 группы

Ответы 3 группы

4 группа

Картинная галерея

Ответы детей

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

6. Итог. Рефлексия деятельности (3 минуты)

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

— Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Вода: Ребята давайте проведем игру аукцион! Какая группа назовет больше о воде.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

Определяют степень своего продвижения к цели.

.

УУД: познавательные, регулятивные

7. Оценивание работы учащихся, домашнее задание. (2 минуты)

Учитель оценивает работу учащихся, даёт домашнее задание (с.25, подготовить рассказ-описание любого водоёма)

Дети записывают домашнее задание.

Литература

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 3 изд., дораб. – М.: Вентага-Граф, 2012. – 160 с.

  2. Окружающий мир: 3 – 4 классы: методическое пособие \ Н.Ф. Виноградова. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 232 с.

  3. Самкова В.А. Окружающий мир с AFSTM. . Тематическое поурочное планирование: 1 – 4 классы. – М.:ПКГ «РОС», 2012. – 162 с.

  4. Начинаем изучать! Основы естественных наук. Научный редактор книги: Самкова В.А. (Перевод книги американской компании Vernier, которая в течение многих лет занимается разработкой электронного и цифрового школьного оборудования)

Приложение 1.

1) Солнце – это … звезда.

2) Солнце – источник — …. тепла.

3) Солнце – источник … света.

4) Воображаемая линия, делящая земной шар на Северное и Южное полушария — … экватор.

5) Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за один … год.

Приложение 2.

Приложение 3.

I ряд:

1) Без чего невозможна жизнь на Земле?

2) На что влияет запас воды на Земле?

II ряд:

1) Что такое стёганое одеяло?

2) Какой воды больше – пресной или солёной?

III ряд:

1) Какая вода необходима живым организмам?

2) Что происходит с человеком, когда его организм не получает достаточное количество воды?

Приложение 4.

Таблица данных (перед экспериментом)

Температура воды

Температура воды со льдом

Температура воды со льдом и солью

…. 0С

0С

…. 0С

Таблица данных (после эксперимента)

Температура воды

Температура воды со льдом

Температура воды со льдом и солью

22 0С

0 0С

— 5 0С

Приложение 5.

Анализ полученных данных

  1. Что произошло с температурой воды при добавлении льда?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Как вы думаете, что произойдёт, если положить в воду больше льда? Удастся ли вам при этом охладить воду до отрицательной температуры?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Что вас удивило, когда вы добавили соль?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Как ещё можно снизить температуру?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Анализ полученных данных (ответы)

  1. При добавлении в воду льда температура понижается.

  2. При добавлении достаточного количества льда температура воды может снизиться до 0 0 С.

  3. Ответы могут варьироваться, однако при этом обязательно должно быть отмечено, что благодаря соли температура воды падает.

  4. Ответы могут варьироваться, но необходимо указать, что температура снижается при добавлении большего количества льда или соли.

Приложение 6.

Анкета самооценки ученика

Ф.И. _________________________ Дата_______________

  1. Что больше всего запомнилось?

  2. Могу ли я еще что-нибудь сделать по этой теме?

  3. Нужна ли мне была помощь?

  4. Были ли трудности?

  5. Что нового я узнал о воде?

  6. Понравился ли мне урок?

Эксперимент «Холодная как лёд»

Задачи:

  • изучим, как соль влияет на температуру замерзания воды;

  • выясним, до какого предела можно понижать температуру воды, чтобы она при этом не замёрзла.

Материалы и оборудование:

  • компьютер с установленной программой Logger Lite; датчик температуры;

  • стакан;

  • водопроводная вода;

  • кубики льда;

  • пластмассовая ложка;

  • две столовые ложки поваренной соли;

  • бумажные салфетки или тряпка;

  • пластиковый поднос.

Проблемный вопрос

На сколько можно снизить температуру воды, не допустив при этом её замерзания?

Методика проведения

  1. Подключить датчик температуры к компьютеру.

  2. Запустить программу Logger Lite.

  3. Наполнить стакан водой на 1/3 объёма.

  4. Погрузить в стакан щуп датчика температуры.

  5. Определить температуру воды.

  6. Записать данные в таблицу в графу «Температура воды».

  7. Положить в стакан столько льда, чтобы уровень воды поднялся до 2/3 объёма.

  8. Определить температуру воды со льдом.

  9. Показания температуры занести в графу «Температура воды со льдом».

  10. Добавить 2 столовые ложки соли в стакан с ледяной водой.

  11. Определить температуру воды.

  12. Показания температуры занести в графу «Температура воды со льдом и солью».

Анализ полученных данных

  1. Что произошло с температурой воды при добавлении льда?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Как вы думаете, что произойдёт, если положить в воду больше льда? Удастся ли вам при этом охладить воду до отрицательной температуры?http://city.ck.ua/upload/images/picfull2_51c81586a1b75.jpg

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Что вас удивило, когда вы добавили соль?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Как ещё можно снизить температуру?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

13


Водная оболочка Земли.

Класс: 3 «б».

Дисциплина:Познание мира

Тема:Водная оболочка Земли.

Приемы:таблица ЗХУ, синквейн.

Средства:учебник, ИКТ, колбы, макет пруда, кораблики, лед, вода.

Ход урока.

Стадия вызов.

Мозговая атака( уберите лишнее)

Река, океан, ручей, остров, пруд, озеро, море.

Почему лишним является слово Остров? (Ответы детей)

Чем являются оставшиеся слова? Что между ними общего?

Правильно, мы сегодня будем говорить про воду, а вернее про водную оболочку земли.

Заполнение таблицы ЗХУ (1 столбца).

Итак дети , что вы знаете про воду? Перед вами таблица ЗХУ , в первый столбик вы записываете все что знаете о водной оболочке земли.( Дети записывают всю информацию которой владеют).

Дождик прошёл и родился ручей,
Он побежал, сам не зная, за чем,
Он побежал, сам не зная, куда.
Весёлым потоком струилась вода.

А знаете ли вы, откуда берутся ручьи? ( ручьи по своему происхождению бывают разные)

1.Серое сукно. Тянется в окно (пар, туман)

2.На дворе горой, а в избе водой (лед)

3.Я и туча, и туман

Я ручей и океан

И летаю, и бегу

И стеклянной быть могу (вода)

А что это все объединяет? Лед, пар, и вода-это все одно вещество?

Заполнение 2 столбца таблицы ЗХУ. ( Дети записывают , что они хотели бы узнать о свойствах воды)

Практическая работа: (толстые и тонкие вопросы)

У нас есть кусочек льда (круглый).А лед вода? Вода, но в каком состоянии твердом, жидком или газообразном? Как вы думаете можем ли мы изменить его состояние?

Для этого нам понадобится: кусочек льда, горелка.

Демонстрация нагревания. Переход из жидкого в твердое называется плавлением.

Итак, когда вода находилась в твердом состоянии она меняла форму?( переливаем воду в разные емкости, тем самым демонстрируем изменение формы воды в жидком состоянии)

Что вы видим? Правильно, вода в жидком состоянии может менять форму, это состояние называется текучестью.

Чтобы вода перешла из жидкости в газообразное состояние нам нужно ее нагреть, изменить ее температуру.

А что такое температура?

Отгадайте загадку: Мы согрели самовар, а под чашкой вьется (пар)?

Пар-это вода в газообразном состоянии. Приведите примеры когда бывает пар?

Давайте посмотрим как это происходит: нагреем небольшое количество воды до полного или частичного испарения. У нас с вами имеются две колбы с одинаковым уровнем жидкости. Нагреваем до полного испарения( одна колба закрыта).Что вы ведете?

Вода в открытой колбе превратилась в пар и полностью исчезла, а в колбе №2 мы видим, что вода превратившись в газообразную форму заняла весь объем колбы. Значит пар занимает весь представленный ему объем.

В чем различия воды находящейся в разных состояниях?

Урок познания мира в 3 классе. Водная оболочка Земли. — Начальная школа — В помощь учителю — Учительские университеты

Тема: Водная оболочка земли
Цель: Обобщить знания учащихся о свойствах воды, учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, формировать знания об экологической целостности природы. Развивать логическое мышление, внимание, память. Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: Интерактивная доска

1. Организационный момент.
Здравствуйте! Закройте глаза, опустите голову. Очень давно вокруг ничего не было, кроме тьмы. Затем возник голубой сверкающий шар. Это Земля. Началась жизнь. Где началась жизнь?
Как вы считаете, о чем будем говорить на сегодняшнем уроке? (о воде) Слайд

3.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы вспомним все, что знаем о воде, ее свойствах.

3.Работа по теме.
Составление кластера Слайд

Вода

С чем ассоциируется слово вода?

Сообщение Д З читает ученик.( Трошкина П.) Слайд
Вода занимает ¾ поверхности земли. Рассмотрите глобус. Если его быстро крутить, то покажется, что вся планета голубого цвета. Вода есть в воздухе, под землей, в организме любого живого существа. Наше тело на 2/3 состоит из воды. Вода поит, кормит, моет, делает бумагу, бетон, резину, хлеб и многое другое.

Практическое задание Слайд
Как схематически изобразить Землю? (круг)
Как определить ¾ ? (разделить на 4 части и 3 закрасить)
Как круг разделить на 4 равные части? (согнуть пополам и еще раз пополам)
Индивидуальная работа с моделями Земли

Я хочу рассказать вам одну историю Слайд
Жила – была река. Сначала она была маленьким ручейком, который весело бежал по камням с горки. Каждый камушек был виден на её дне. И все говорили: «Какая чистая вода!»

О каких свойствах воды здесь говорится? Какие свойства вы еще знаете? Слайд
-бесцветная
-без запаха
-прозрачная
-текучесть
-растворитель

Слайд
Река текла дальше и очутилась в городе. Там были большие дома, машины, заводы, жили люди. Люди увидели реку и попросили ее остаться . Она согласилась остаться, если люди отгадают загадку:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (слайд)

О чем говорится в загадке? (три состояния воды)
Слайд

лед – вода — пар

твердое жидкое газообразное

Подпиши схематическое изображение воды. Слайд. (работа по карточкам)

ООООО – лёд
О О О О О – вода
О О О — пар

Какое явление, к какому состоянию воды относится? Слайд

туман снег лужа иней
дождь айсберг облако
(работа на ИД)

Все ли явления вам понятны?

Ученик готовит ДЗ сообщение о тумане. Слайд

Что такое туман?
Днем воздух над рекой нагрелся. В нем собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю.
Туман может быть везде, если теплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда может быть таким густым, что машины днем включают фары, чтобы не столкнуться.
А пригреет солнышко, и туман исчезнет.

Что же происходит сейчас с нашей речкой? Слайд
Осталась река с людьми. Заковали ее в бетонные берега, по ней ходили пароходы, она помогала добывать свет, поила, кормила весь город, мыла. Все делали с ее помощью хлеб, бетон, лекарства.

Какую функцию выполняла вода? Слайд
Работа в группах

вода

Выступают спикеры. Запись на ИД

Физмин. Слайд
В каких целях использовал хомячок воду? ( В целях личной гигиены)
Сколько примерно человек расходует воды в день? Слайд
А сколько воды расходуют 30 человек в день?

Шло время. Люди делали с рекой все, что хотели. Построили завод и сбрасывали отходы в реку. Возили по ней нефть. Вся река была в масляных пятнах. Её вода и берега были грязными, там уже никто не гулял. Растения и рыба исчезли, воды стало мало. И река решила уйти, пока совсем не погибла. Слайд

Как вы считаете, куда могла уйти река? ( испариться)
Как происходит этот процесс?
(Мелкие частицы воды под воздействием солнечных лучей нагреваются, поднимаются с поверхности реки в воздух и образуют облака.)
Кто может рассказать, что происходит потом?
(Происходит охлаждение. Мелкие частицы соединяются в более крупные капли и в виде осадков выпадают на землю)
Как называется этот процесс ?
(Круговорот воды)
Схема-опора. Слайд

Мы подошли к концу нашей истории. Это была сказка или быль? Почему?
Какой литературный прием использовал автор.
Вам понравился конец? (Нет)
Что могло случиться с людьми?
Вернули ли они реку? Как?

Работа в группе:
Что сделали бы вы, чтобы такого не случилось? (беречь, экономить, не загрязнять)
Выступление спикеров.

Итог урока.
Давайте все самое главное попробуем отобразить в пятистишие
1 Существительное
2 2 прилагательных
3. 3 глагола
4. 4-6 слов моего отношения
5. Синоним
У меня получилось так
Вода
Чистая, текучая
Кормит, поит, растворяет
Без неё нельзя прожить
Жизнь

Ученики сами оценивают себя.
Как поработали вы? Если не так, как хотели, то что еще нужно сделать?
Дом.з. Написать конец сказки, используя материал учебника с. 52-54

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *