Что изучает пунктуация в русском языке 7 класс: Attention Required! | Cloudflare – ГДЗ Русский язык 7 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов Номер *

Содержание

Урок русского языка в 7 классе "Пунктуация

Урок, разработка которого предлагается, проводится в 7 классе в системе занятий по учебному комплексу В.В.Бабайцевой, предусматривающих наряду с изучением нового материала по морфологии, повторение сведений по орфографии и пунктуации. В учебнике «Практика» данный материал обозначен следующим образом: «Повторим орфографию» и «Повторим пунктуацию». Чтобы разнообразить эти учебные занятия, сделать их увлекательными и познавательными, стимулирующими творческую активность учащихся-семиклассников, мы предложили урок по теме «Повторим пунктуацию» в том виде, который отражает сценарий урока, предлагаемый на конкурс в одноимённой номинации.

Сценарий урока русского языка

в 7 классе на тему «Пунктуация – это…».

Цель урока: помочь учащимся, осмысливая практический материал урока, понять важность правильной расстановки знаков препинания

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Учитель предлагает учащимся открыть учебник на странице 104. Учащиеся читают тему, обозначенную в учебнике, - «Повторим пунктуацию».

У. А знаете, давайте немного изменим нашу тему и сделаем это вместе. Пока напишем следующее: «Пунктуация – это…» Запись мы не завершим и вернёмся к ней немного позже.

Теперь прошу вас, опираясь на записи, которые были сделаны при выполнении домашнего задания, рассказать о происхождении слова «пунктуация».

О. Слово «пунктуация» произошло от лат. слова «punktum» («точка»).

У. Каким словарём вы воспользовались, чтобы узнать это?

О. Этимологическим, т.е. словарём, объясняющим историю слова, его происхождение.

У. А что же такое пунктуация?

О. Это раздел науки о языке, который изучает нормы употребления знаков препинания.

У. Прошу вас обратиться к упражнению 280. Подготовьтесь прочитать его выразительно. Почему прочитать написанное и понять не так уж и просто?

О. Для того, чтобы прочитать и понять написанное, нужно определить границы предложений и поставить знаки препинания.

У. Вот эту работу вы и выполните и через 2-3 минуты прочитаете текст выразительно.

После чтения текста упражнения учитель предлагает найти в нём предложения, которые соответствуют схемам, зачерченным на доске.

1 – [ ]?

2 – [ ].

3 - [ , -.-.-.-.- ].

4 - [ ],(зачем )

Учащиеся находят данные соответствия, дают синтаксическую характеристику предложениям, объясняют поставленные знаки препинания.

У. Итак, завершая нашу работу с этим текстом, ответим на вопрос, зачем же нужны знаки препинания.

После ответов учащиеся завершают незаконченное ранее предложение:

Пунктуация – это… важно, необходимо, значимо!»

3.Перед началом урока на партах учеников разложены листы с напечатанными на них текстами и заданиями.

У. Прочитайте стихотворение Б.Заходера.

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном горит.

Чей-то дом

Хвостом виляет.

Пёсик

Из ружья стреляет.

Мальчик

Чуть

Не слопал мышку.

Кот в очках

Читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет,

Улетая:

«Вот что значит запятая!»

*Почему мы смеёмся, читая это стихотворение?

*Запишите финальные строчки, расставив знаки препинания и объяснив их (в распечатках знаки препинания пропущены).

*Как вы поняли слова воробья: «Вот что значит запятая!»

О. Без запятых, расставленных правильно, смысл высказывания искажается, получается путаница. Поэтому так важно поставить запятые там, где это необходимо.

У. И снова возвратимся к вашему домашнему заданию. Каково происхождение слова «запятая»?

О. Запятая – исконно русское по происхождению слово, оно является страдательным причастием от глагола запять – «задержать». Значит, запятая – это то, что позволяет передать задержку, запинку в речи.

У. Прочитаем ещё 4 строчки, которые есть у вас в распечатках.

Нравится ли вам это стихотворение?

О. Стихотворение не получилось. Его, вероятно, написал не очень хороший поэт.

У. Вот теперь я предлагаю вам выступить в роли хороших поэтов и написать настоящее стихотворение, правильно расставив знаки препинания. Время работы 5-6 минут.

После выполнения самостоятельной работы проверяются написанные тексты, анализируются варианты расставленных знаков препинания. Затем предлагается записанный на доске текст для самопроверки.

Семейство Слонов перепугано насмерть-

Слонёнок простужен: и кашель, и насморк.

Лекарства достали, компрессы готовы,

Но где продаётся платок хоботовый?

У. Что бы вы сказали о теме нашего урока теперь? Пунктуация – это важно. Но только ли?

О. Пунктуация – это ещё и интересно, увлекательно.

У. Конечно, знаки препинания – это совсем не скучно. Давайте попробуем решить ещё одну занимательную задачку, связанную с пунктуацией. Сравните три предложения:

Всего лишь знаки препинания!

Всего лишь знаки препинания?

Всего лишь знаки препинания…

О. Предложения становятся иными по цели высказывания, меняется эмоциональная окрашенность и смысловая наполненность предложений.

У. А как бы вы объяснили смысл последнего предложения? Как оно должно прозвучать?

Учащиеся читают предложение с той интонацией, которая кажется им наиболее правильной, точной, обосновывают свой выбор.

У. Вы обратили внимание на то, какой интересный знак препинания многоточие. Мы сейчас запишем предложение, расставим в нём знаки препинания и объясним их.

Многоточие – это следы слов, ушедших на цыпочках.

У. Эти слова принадлежат писателю Владимиру Набокову. Как вы их понимаете? Интересным ли кажется вам такое определение, данное знаку препинания?

О. Предложение Набокова красивое. Оно действительно говорит о многоточии очень образно. Вероятно, так можно сказать только о любимом знаке препинания.

У. Действительно, знаки препинания можно любить. Так, Марина Цветаева любила тире. В её стихотворениях этот употребляется очень часто. А у вас есть знаки препинания, которые вы очень любите? Дома вы должны были выполнить творческое задание: приготовить устное высказывание на тему «Мой любимый знак препинания» или сочинить сказку о знаках препинания. Теперь мы вас послушаем.

4. Звучат творческие задания учащихся. Они обсуждаются и оцениваются.

5. Подведение итогов урока.

Завершая наш урок, предлагаю вам послушать четверостишье. При чтении я буду пропускать слово или не завершать строку. Ваша задача – угадать, о каком знаке препинания идёт речь.

Я преклоняюсь перед ( Точкой) -

она по первому приказу,

не зная страха, в одиночку,

как гильотина, рубит фразу!

***

Прекрасна жизнь, но непроста;

мы лепим глупости, ликуя,

и часто мысли пустота

не замечает ( Запятую)

***

Простой и скромный ( Знак Вопроса),

он видел много горемык;

не одного оставил с носом,

не одного загнал в тупик!

***

Каждый Фома убедится воочию:

сколько три точки, что в тексте повисли

если по-русски сказать –( многоточие),

прячут в себе недосказанной мысли...

***

Чуждый унылости и релаксации,

гордый, чувствительный, смелый, мечтательный,

сын вдохновения и кульминации -

знак восхищения, (Знак Восклицательный)!

Вот этим восклицательным знаком мы завершаем наше занятие. Сформулируйте основные выводы, которые можно сделать по его итогам.

  • Пунктуация – это очень важно. Без знаков препинания мы не смогли бы полноценно общаться, не понимали бы друг друга или понимали бы неверно.

  • Пунктуация – это интересно. У каждого знака есть своя история. Все знаки препинания выполняют свою, только им присущую функцию.

  • Знаки препинания – наши друзья. Они делают нашу речь разнообразной интонационно.

Домашнее задание ( по выбору) :

  1. Выполнить небольшую компьютерную презентацию для учеников младших классов, с помощью которой можно было бы рассказать об одном из знаков препинания.

  2. Выполнить упражнение

Методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме: Пунктуация. Пунктуационный разбор

Урок З (7 класс)

Тема: Пунктуация. Пунктуационный разбор(§ 2)

Цели: а) повторить знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, обобщающих словах;

             б) закрепить знания, полученные на предыдущем уроке;

             в) продолжить работу по овладению орфографическими навыками и умениями;

             г) р/р. Уметь конструировать предложения по заданным схемам.

Ход урока

1.  Орг. момент.

Проверка домашнего задания

(Используя составленные в классе словосочетания упр. 7, нужно было придумать и записать текст на тему «Любимый уголок природы»; стр. 5 (ответьте на вопросы).

Тетради собрать на проверку после урока.

3.  Тестирование

(учитель читает задание, дети в тетрадях проставляют только верные ответы).

1. Отметьте нераспространённые предложения.

а)   Утро.

б)   Зимний день.

в)   В октябре похолодало.

г)   Прошёл поезд.

2.  Выделите предложения с однородными второстепенными членами.

а)    Петя и Вера шли рядом на лыжах.

б)    Рады встрече и взрослые, и дети.

в)    Белым, розовым цветут сады.

г)    Он читал громко, уверенно.

3.  Укажите сложные предложения.

а)     Снова нахмурилось небо, и будет ненастье.

б)     И берёзка мила, и при солнце, и в самый серый день, и при дождике.

в)     Тёплое пасмурное утро, и чуть-чуть моросит.

г)     Я сел под большим деревом отдохнуть и вскоре уснул.

Ответы: 1- а, г;  2 – в, г; 3 – а, в.

        Урок 3

        (7 класс)

4.  Вопросы к классу.

—  Что изучает пунктуация?

—  Перечислите знаки препинания, завершающие предложение.

—  Перечислите выделительные знаки препинания.

—  Какие знаки ставятся между однородными членами предложения?

—  Какие знаки препинания ставятся при обращении?

—  Расскажите о знаках препинания при прямой речи.

—  Расскажите о знаках препинания при диалоге.

5.  Закрепление.

Задание 1.

Упр. 10 выполняется на доске.

Задание 2.

К каждой группе однородных членов подберите обобщающее слово.

Составьте и запишите предложения, включив в них обобщающее слово и несколько однородных членов из каждой группы.

Туапсе, Батуми, Саранск, Екатеринбург. Жуковский, Толстой, Лесков, Тургенев. Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Тициан Вечеллио. Перов, Крамской. Репин.

Шостакович, Кабалевский, Хачатурян. Прокофьев 

(слова для справок:   города; писателиXIXвека; художники Итальянского Возрождения; художники-передвижники; композиторы).

Составьте схему одного из предложений с обобщающим словом.

     (Схемы на доске.)

                                                                           

        Урок 3

        (7 класс)

Задание 3.

Вспомните, что такое обращение. Является ли оно членом предложения?

Подумайте и запишите предложения на каждую схему.

3адание 4. * 

На доске записано предложение. Спишите, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. (Можно дать сильным ученикам в качестве карточки.)

Когда закат прощальными лучами спокойных вод оз..л..тит стекло и ляж..т тень ноч..ная над полями и зам..лчит весёлое село и на траве душистой бл..снёт трава посланница небес и тканию тумана сер..бристой оден..тся темно-кудрявый лес с какой отрадой непонятной на божий мир я в этот час гляжу и в тишине природы необъятной покойумуи сердцу нах..жу.

                                                                                                            (И. Никитин)

Задание 5. 

Упр. 11 (на доске выполняются только разборы, остальной текст проговаривается по цепочке по мере выполнения).

6.  Выводы по уроку.

—   Что изучает пунктуация?

—   Какие знаки препинания вам известны?

—   Какие трудности возникли у вас при повторении данной темы?

—   Какие орфограммы встретились вам на сегодняшнем уроке?

…………………………………………………………………………………………………..

Домашнее задание. 

 § 2. Стр.6, вопросы; упр. 12.

        Урок 3

        (7 класс)

3адание 4. * 

Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, выделяя орфограммы.

Когда закат прощальными лучами спокойных вод оз..л..тит стекло и ляж..т тень ноч..ная над полями и зам..лчит весёлое село и на траве душистой бл..снёт трава посланница небес и тканию тумана сер..бристой оден..тся темно-кудрявый лес с какой отрадой непонятной на божий мир я в этот час гляжу и в тишине природы необъятной покойумуи сердцу нах..жу.

                                                                                                                (И. Никитин)

………………………………………………………………………………………………..

        Урок 3

        (7 класс)

3адание 4. * 

Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, выделяя орфограммы.

Когда закат прощальными лучами спокойных вод оз..л..тит стекло и ляж..т тень ноч..ная над полями и зам..лчит весёлое село и на траве душистой бл..снёт трава посланница небес и тканию тумана сер..бристой оден..тся темно-кудрявый лес с какой отрадой непонятной на божий мир я в этот час гляжу и в тишине природы необъятной покойумуи сердцу нах..жу.

                                                                                                                (И. Никитин)

…………………………………………………………………………………………………….

        Урок 3

        (7 класс)

3адание 4. * 

Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, выделяя орфограммы.

Когда закат прощальными лучами спокойных вод оз..л..тит стекло и ляж..т тень ноч..ная над полями и зам..лчит весёлое село и на траве душистой бл..снёт трава посланница небес и тканию тумана сер..бристой оден..тся темно-кудрявый лес с какой отрадой непонятной на божий мир я в этот час гляжу и в тишине природы необъятной покойумуи сердцу нах..жу.

                                                                                                                (И. Никитин)

……………………………………………………………………………………………………

Повторим пунктуацию. 7 класс.

7 класс

«Повторим пунктуацию»

Цели: 1. Совершенствовать пунктуационные навыки семиклассников; показать роль

интонации, отмеченной на письме знаками препинания, в понимании смысла

текста.

2. Оживить восприятие знаков препинания, показать необходимость их соответ-

ствия смыслу текста.

3. Углубить понятие о сходстве и различии сложносочинённых и сложноподчи-

нённых предложений.

4. Совершенствовать навык самоконтроля.

Ход урока.

  1. Слово учителя с элементами беседы.

- Сегодня на уроке мы повторим пунктуацию. Термин «пунктуация» встретился нам не первый раз. Что он обозначает? ( Это собрание правил постановки знаков препинания и расстановка знаков препинания в тексте)

- Легко догадаться, что появилось раньше – знаки препинания или правила пунктуации. Люди постепенно изобретали знаки препинания. Они были разными, но все они должны были помогать лучше понимать текст. (Ученик читает отрывок из

«Энциклопедического словаря юного филолога», сост. Панов М.В.; М.: Педагогика,

1984. стр. 245, 246.)

- Каким графическим знакам препинания посвящён текст?

- Итак, зачем же нужны знаки препинания? (С их помощью легче понимать написанное, можно точнее выражать свои мысли и чувства на письме.)

- Что же нам помогает правильно употреблять их?

2. «Записка»

- Прочитайте эту записку. Подумайте, какие затруднения должна была испытать девочка, читая послание подруги? Почему?

Мариночка приглашаю тебя на день рождения если хочешь помочь приходи пораньше часов в пять соберётся вся наша компания тапочки свои не забудь подарок необязателен фартук у меня есть до свидания Маша.

(Она могла не понять, во сколько ей приходить, то ли приносить фартук, то ли нет, во сколько соберутся гости, потому что Маша не поставила знаки препинания.)

3.Работа с текстом.

Дарите радость.

Долго можно смотреть на маленький ручей что вытекает из родника смотреть на игру журчащей воды слушать её нежную песню. Но если родник и ручей благоустроены тобой радость испытываешь вдвойне.

А сделали ли вы и ваши товарищи радостный подарок людям? Чистые берега пруда обсаженные тополем и ивой подземные ключи превращённые в чистый колодец полезные и добрые дела школьников.

Дарите друг другу радость люди!

Задания и вопросы к тексту.

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста:

    • прочитайте про себя;

    • определите главную мысль текста.

    • Какие предложения по цели высказывания и по интонации использовал автор?

    • Какие пунктуационные правила нужно применить, чтобы правильно записать предложения?

(Запятая при однородных членах предложения, запятая при обращении,

запятые при причастном обороте, тире между подлежащим и сказуемым,

запятые в сложном предложении.)

  1. Запишите текст, расставляя знаки препинания. (Индивидуальные карточки со схемами слабым ученикам)

  1. Прочитайте текст вслух.

  2. К какому стилю речи можно отнести текст? (Публицистическому)

  3. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста? (Например, вытекает – гл. 1 спр.; испытываешь – гл. 1 спр., 2-ого лица, ед. ч. и т.п.)

4. Работа с изречениями.

«Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не

дают ему рассыпаться». (К. Паустовский)

«Патриотизм начинается с самого простого: с дерева возле дома, с

переулочка, сбегающего вниз к речке, с запаха антоновских яблок или

степной полыни». (И. Эренбург)

«Будь мужчиной в учении, юноша! Твоё достоинство – учиться в

полную меру своих сил. Презирай лень мысли!» (В. Сухомлинский)

  • Прочитайте изречения, записанные на доске. Обратите внимание на авторов высказываний. Какое из них связано с темой нашего урока?

  • А какое – идейно перекликается с текстом « Дарите радость»?

  • А для кого актуально третье изречение? Убедительно ли оно звучит?

  • Объясните расстановку знаков препинания в этих изречениях.

  • Данные высказывания запишите в составе предложений с прямой речью. Вспомним о пунктуации при прямой речи. Хочу напомнить, как важно, именно из уважения к автору высказывания, не извратить содержание и оформление изречения, ибо каждый знак в нём значим.

5. А теперь обратимся к художественной литературе. (Текст у каждого ученика)

Вот север тучи нагоняя

Дохнул завыл и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла,/ рассыпалась;/ клоками/

Повисла на суках дубов;/

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

  • Перед вами, ребята, текст. Представьте себе: ваш одноклассник, читая вслух отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», сделал паузы в выделенных строках так, как это отмечено в тексте чёрточками. Что нарушено таким чтением? Что чтец не принял во внимание? (Нарушен смысл, ученик не принял во внимание знаки препинания)

  • Докажите, что текст можно отнести к художественному стилю речи.

  • Что помогает выразительно прочитать текст?

  • Расставьте знаки препинания в первом предложении.

( Перед союзом И дети чаще ставят запятую, а у Пушкина тире. Объяснить.)

  • - Ребята, А.С.Пушкин поставил тире, потому что тире требует более продолжительной паузы и указывает на неожиданный результат. Тире усиливает значение второй части сложного предложения. Этот текст вы запишете по памяти. На какие орфограммы нужно обратить внимание?

  • Запись по памяти. ( Можно части текста)

6. Коммуникативная ситуация.

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. («Осень»)

  1. Чем различаются предложения?

  2. В чём различие сочинительных и подчинительных союзов?

7. Пунктуационная задача.

  1. Запишем предложение:

Ночью месяц тускл и поле сквозь туман уж серебрит. (М.Ю.Лермонтов)

  1. Какое оно: сложное или простое?

  2. Нужна ли запятая перед союзом И?

  3. Подчеркните члены предложения.

  4. А чем интересно следующее предложение?

Во тьме трепетно вспыхивали молнии и гремел гром.

(Оно сложное, но запятая в нём не нужна, потому что в начале предложения стоит общий второстепенный член предложения: Во тьме… С таким случаем вы встретитесь в девятом классе.)

8. Самостоятельная работа.

- Из текста выписать предложения с пропущенными знаками препинания.

В шестидесятые годы поселился я в деревне. Возле запущенной одичалой избы которую купил я по дешёвке тесно росли друг друга затеняя черёмухи. В них жил и каждую весну пел соловей.

Уж как хорошо было сердцу сладостно от пения этого залётного певуна!

По всей речке опоясанной белопенной лентой упоительно взахлёб подпевали нашему соловью собратья его.

Одной весной не слышно и не слышно нашего соловья. Я подумал что чистый слух певца обеспокоили мои частые гости. Улетел он вить гнездо в другое место.

(По В.Астафьеву)

9. Итоги.

- К какому выводу пришли мы с вами на уроке?

( Мы поняли, что очень важно правильно ставить знаки препинания,

чтобы не исказился смысл высказывания. Сегодня мы повторили

пунктуационные правила.)

10. Домашнее задание.

- Обратитесь к Записке (см. начало урока) и поработайте корректорами, специалистами по исправлению ошибок. Какой вариант записки соответствует авторскому замыслу?

Узнайте также по словарю, чем по значению различаются слова компания и кампания.

Пунктуация. Справочник для 5-11 классов / Русский на 5

Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить  всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В 20 главах изложены  главные закономерности расстановки знаков препинания, которые изучаются в школе. Все правила иллюстрируются наглядными примерами. Удели им особое внимание. Запомнишь пример — избежишь ошибки.

Автор раздела: Кутырева Н. А., Кутырев Ю. В.

  • Введение: Что такое пунктуация?

    §1. Значение термина пунктуация
    §2. Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском зыке?
    §3. Какую роль играют знаки препинания?

  • Глава 1. Знаки законченности-незаконченности мысли. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Многоточие

    Точка, вопросительный и восклицательный знаки
    Многоточие в конце предложения 

  • Глава 2. Знаки незаконченности высказывания. Запятая, точка с запятой

    §1. Запятая
    §2. Точка с запятой

  • Глава 3. Знак незаконченности высказывания. Двоеточие

    Зачем нужно двоеточие?
    Двоеточие в простом предложении
    Двоеточие в сложном предложениии

  • Глава 4. Знак незаконченности высказывания. Тире

    §1. Тире
    §2. Двойное тире

  • Глава 5. Двойные знаки. Кавычки. Скобки

    §1. Кавычки
    §2. Скобки

  • Глава 6. Пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

    Тире ставится
    Тире не ставится 

  • Глава 7. Пунктуация простого предложения с осложнённой структурой. Знаки препинания при однородных членах

    §1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова
    §2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

  • Глава 8. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным определением

    §1. Обособление согласованных определений
    §2. Обособление несогласованных определений
    §3. Обособление приложений

  • Глава 9. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством

    Обстоятельства обособляются
    Обстоятельства не обособляются 

  • Глава 10. Пунктуация простого предложения, осложнённого уточняющими или поясняющими членами предложения.

    §1. Уточнение
    §2. Пояснение

  • Глава 11. Пунктуация простого предложения, осложнённого вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями

    §1. Предложения с вводными словами
    §2. Предложения с вводными предложениями
    §3. Предложения со вставными конструкциями

  • Глава 12. Пунктуация при обращении

    Обращения и их пунктуационное оформление в письменной речи

  • Глава 13. Пунктуация при сравнительных оборотах

    §1. Выделение запятыми сравнительных оборотов
    §2. Обороты с союзом как: сравнительные и не сравнительные

  • Глава 14. Пунктуация при прямой речи

    §1. Пунктуационное оформление прямой речи, сопровождаемой словами автора
    §2. Пункуационное оформление диалога

  • Глава 15. Пунктуация при цитировании

    Способы оформления чужой речи при цитировании

  • Глава 16. Пунктуация в сложносочинённом предложении

    Знаки препинания ставятся
    Знаки препинания не ставятся 

  • Глава 17. Пунктуация сложноподчинённого предложения

    §1. Знаки препинания, используемые в сложноподчинённых предложениях
    §2. Случаи постановки запятых в предложениях с несколькими придаточными
    §3. Случаи, когда запятые не ставятся

  • Глава 18. Пунктуация бессоюзного сложного предложения

    Запятая в бессоюзном предложении
    Точка с запятой в бессоюзном предложении
    Двоеточие в бессоюзном предложении
    Тире в бессоюзном предложении 

  • Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи

    Сложные случаи пунктуации в предложениях с разными видами синтаксической связи:
    сочинительный и подчинительный союзы, стоящие рядом
    подчинительные союзы, стоящие рядом 

План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему: Урок русского языка в 7 классе "Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация" Харченко О.Е. МОУСОШ №2 г.Буденновска

 

Урок русского языка в 7 классе

по теме:

« Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация».

 Учитель русского языка и литературы:

                                                Харченко О.Е.                                                

Тема урока: « Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация».

Цели урока: 1. Повторить сведения из раздела « Синтаксис и пунктуация».

                     2. Закрепить умение ставить знаки препинания в простом  и            

                       сложном предложениях.

                     3. Воспитывать любовь к родной природе.

 

        Ход урока.

  1. Организационный   момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  1. Беседа с учащимися по материалу домашнего задания.

- В какую группу славянских языков входит русский язык?

-Какие доказательства их родственности вы можете привести?

- Как вы докажите , что язык – развивающееся явление?

- Как называется наука о языке?

- Какие разделы  науки о языке вы изучали?

- Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?

- Какие знаки препинания вы знаете?

2. Разбор предложения:

Семечко у клена с ветки сорвалось и на крепких крыльях быстро унеслось.

                - Что является грамматической основой предложения?

                - Какие словосочетания входят в предложения? Выпишите их.

                - Какие члены предложения вы обозначили?  Сколько всего членов      

                  предложения в русском языке?

                 - Охарактеризуйте предложение. Поставили ли вы запятую перед и 

                   Почему? Докажите.

3.Пока работает класс, несколько учащихся ( сильные) выполняют работу по карточке.

 КАРТОЧКА:

1. Разобрать предложение: Туман струится в перелеске, уходит в неба синеву, и белоствольные березки роняют желтую листву.

                  2. Построить схему данного предложения.

                  3. Объяснить все изученные орфограммы.

III. Закрепление синтаксических навыков.

        1. Работа с текстом.

                   - Устная работа. Угадайте времена года.

          - Письменно. Объясните постановку запятых в предложениях.

                    Снежинки во двор прилетели, и лужицы стынут во льду. Скорей

                     закрывайте, метели, кусты и деревья в лесу.

                    Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер    

                    прихотливый золотые лепестки.

  1. Упражнение на развитие.

На доске предложение: Вера видела, что её подруга шла по улице и поприветствовала её.

Задание: расставить знаки препинания так, чтобы стало ясно, кто кого  поприветствовал.

        ( Выполнив задание, учащиеся приходят к выводу, что знак

                  препинания – смысловой знак.)

  1. Самостоятельная работа.

Учащиеся из простых предложений  составляют сложные, используя подходящие по смыслу союзы и расставляя знаки препинания.

 Мы остановились на ночлег. Наша лодка причалила к берегу .В саду падали и падали листья. Шелест травы не прекращался. Всё вокруг  осветилось. Ствол березки стал серебряным. На опушке есть малинник. Мы взяли с собой кружки..

        4. Упражнение №12 с. 7

    IV. Итог урока.

     

  • Что изучает пунктуация?
  • Как связана пунктуация с синтаксисом?
  • Расскажите о знаках препинания в сложном предложении.
  • Приведите примеры сложных предложений.

 

   V. Домашнее задание.

 Упражнение №12, п. 2, стр.6-7

Конспект урока по русскому языку на тему "Синтаксис и пунктуация" (7 класс)

Русский язык 7 класс. ТЕМА УРОКА: «Синтаксис и пунктуация».

Баканова Мария Александровна, учитель русского языка и литературы\

Цель урока:

1. Формировать у учащихся понятие о синтаксисе, пунктуации, о словосочетании и предложении, как единицах синтаксиса;

2. Развивать навыки выполнения синтаксического разбора словосочетания и предложения;

3. Воспитывать интерес к богатству русского языка.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: проектор, учебное пособие, доска.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Дежурный сдача рапорта.

2.Опрос домашнего задания.

Итак, на прошлом уроке мы вспоминали самостоятельные части речи.

- Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных.

- Назовите самостоятельные части речи.

- Назовите служебные части речи.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

А теперь, ребята, посмотрите на рисунки и прочитайте тему нашего урока по первой букве (файл 1)

hello_html_m23e735aa.pnghello_html_2c0f2ce6.pnghello_html_1f3cf7c6.pnghello_html_82d832a.pnghello_html_79054606.pnghello_html_m7c40c48c.png

hello_html_m1f1846ae.pnghello_html_2c0f2ce6.pnghello_html_1f7b2e9c.png

- Давайте вспомним, что такое синтаксис.

(Наука о языке, которая изучает словосочетания и предложения).

Основные единицы синтаксиса:

-Словосочетание; 

-Предложение;

-Текст.

Главная единица синтаксиса – предложение.

(Тяжелые тучи висят над землей.)

Синтаксис всегда изучается вместе с пунктуацией.

- Что такое пунктуация?

(Наука о языке, которая изучает знаки препинания и правила из постановки).

Казнить нельзя помиловать? (Предложение записывается на доске и делается акцент, на изменение смысла при постановке запятых).

«Знаки препинания – ноты при чтении». 
 А.П. Чехов

4. Усвоение полученных знаний.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего сегодняшнего урока: Синтаксис и пунктуация.

- Давайте вспомним, чем словосочетание отличается от предложения?

▪ Признаки словосочетания:

☀ состав словосочетания – два (и более) самостоятельных слова;

☀ смысловое единство слов;

☀Структура словосочетания: главное слово и зависимое.

- Какие словосочетания являются именными, а какие глагольными?

(У именных главное слово – существительное, прилагательное, числительное, местоимение, а у глагольных – глагол).

Не является словосочетанием

▪ сочетание подлежащего и сказуемого

светит солнце,

▪ сочетание однородных членов

☀ цветы и травы,

▪ сочетание предлога и слова

у колодца

Словосочетание является элементарной единицей синтаксиса, служащей «строительным материалом» для предложения.

Студёный ветер резко рвал полы его шинели.

- Давайте выпишем из данного предложения всевозможные словосочетания и выполним их разбор.

- Хорошо, молодцы! Как мы и говорили раньше, словосочетание – «фундамент» для строительства предложений.

Правильное ударение в предложениях очень важно! Что вы знаете об особенности русского ударения?

Рассмотрим пример (использование проектора, файл 2):

Петя сегодня пойдет в школу?

- Теперь давайте вспомним, какие бывают предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске?

(Повествовательные\ побудительные\вопросительные; восклицательные; невосклицательные).

- Вы знаете, что бывают простые и сложные предложения. В чем же их отличие?

(Таблица-презентация, использование проектора, файл 3)

- Давайте приведем примеры простых предложения.

(Мама мыла раму).

- А теперь сложных!

(Мама мыла раму, а папа готовил обед).

5. Закрепление знаний и способов действий

- Закрепим полученные знания, используя материалы учебника. Откройте учебники на странице 101, самостоятельно прочитайте текст №1 и найдите в нем сложное предложение. (Ребята находят, одно разбираем)

- Найдите в тексте простое предложения. (Одно разбираем).

6. Подведение итогов занятий.

Итак, сегодня мы вспомнили, что же такое синтаксис и пунктуация, вспомнили, чем отличаются словосочетания от предложений. Я довольна вашей работой на уроке.

Эти знания пригодятся нам в дальнейшем на уроках русского языка, помогут вам грамотно оформлять свои мысли устно и письменно.

- У кого есть вопросы?

7. Информация о домашнем задании.

А для закрепления полученных знания, я предлагаю вам выполнить дома индивидуальные задания.

(Индивидуальные задания).

I Проверьте себя, умеете ли вы применять правила пунктуации: расставьте недостающие знаки препинания в следующих предложениях.

1) Он не просит ничего помогает в деле: только глянешь на него вспомнишь день недели

2) Ах не трогай меня Обожгу и без огня!

3) В слове альфа заменяем ф на б, прибавим трос, сразу птицу получаем Что за птица Вот вопрос

4) Ловит рыбку старичок, а на чем висит крючок

5) Тает снежок ожил лужок день прибывает. Когда это бывает

II Выполните синтаксический разбор предложения 4.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III 1.  Укажите правильное утверждение:

1) Предложение — это соединение слов, в конце которого всегда ставится точка

2) Каждое предложение имеет грамматическую основу.

3) Грамматическая основа предложения — это сказуемое.

4) Подлежащее не зависит от сказуемого.

2. Найдите пример, который не является словосочетанием.

1)нашел под кусточком 
2) нашел и собрал 
3) собрал корзинку 
4) корзину грибов

I Из данных слов составьте предложения, запишите их.

1)    Середина, была, марта. Весна, дружная, в, году, этом, выдалась. Изредка, короткие, дожди, выпадали.
2)    Березовые, набухли, почки. Барашки, пожелтели, на, вербах. Вылетели, из, пчелы, ульев, за, взятком, первым.
3)    Весной, ищет, корм, свой, скворец, на, земле. Истребляет, в, садах, и. он, огородах, насекомых, вредных.

II Выполните синтаксический разбор предложения:

От свежих щепок веяло приятным запахом, они грудами лежали около влажных пней______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III 1.  Укажите правильное утверждение:

1) Предложение — это соединение слов, в конце которого всегда ставится точка.
2) Каждое предложение имеет грамматическую основу.
3) Грамматическая основа предложения — это сказуемое.
4) Подлежащее не зависит от сказуемого.

2. Найдите пример, который не является словосочетанием.

1) нашел под кусточком 
2) нашел и собрал 
3) собрал корзинку 
4) корзину грибов

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Синтаксис и пунктуация»

Конспект урока по русскому языку в 7 «Г» классе

на тему:

«Синтаксис и пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разбор»

Дата проведения_________________

Подпись учителя________________

Тип урока: урок - обобщение

Тема урока: Синтаксис и пунктуация

Цели урока: Образовательные: повторить сведения из раздела « Синтаксис

и пунктуация»;

Развивающие: закрепить умение ставить знаки препинания в

простом и сложном предложениях;

Воспитательные: прививать любовь к слову и русскому

языку.

Оборудование: учебники, презентация, карточки.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

эвристический.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Приветствие. Объявление темы и цели урока.

II. Актуализация знаний учащихся.

1.Вопросно-ответная беседа с учащимися по изученному ранее материалу.

-Какие разделы науки о языке вы изучали?

-Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?

-Какие знаки препинания вы знаете?

2. Разбор предложения:

«Семечко у клена с ветки сорвалось и на крепких крыльях быстро унеслось».

-Что является грамматической основой предложения?

-Какие словосочетания входят в предложения? Выпишите их.

-Какие члены предложения вы обозначили? Сколько всего членов

предложения в русском языке?

-Охарактеризуйте предложение. Поставили ли вы запятую перед и ?

3. Работа с раздаточным материалом.

КАРТОЧКА:

1. Разобрать предложение: Туман струится в перелеске, уходит в неба синеву, и белоствольные березки роняют желтую листву.

2. Построить схему данного предложения.

3. Объяснить все изученные орфограммы.

III. Закрепление изученного.

1. Работа с текстом. Объяснить постановку запятых в предложениях.

«Снежинки во двор прилетели, и лужицы стынут во льду. Скорей закрывайте, метели, кусты и деревья в лесу».

«Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые лепестки».

2.Упражнение на развитие полученных знаний и навыков.

На доске предложение: «Вера видела, что её подруга шла по улице и поприветствовала её».

Задание: расставить знаки препинания так, чтобы стало ясно, кто кого поприветствовал. ( Выполнив задание, учащиеся приходят к выводу, что знак препинания – смысловой знак.)

3.Самостоятельная работа.

Учащиеся из простых предложений составляют сложные, используя подходящие по смыслу союзы и расставляя знаки препинания.

«Мы остановились на ночлег. Наша лодка причалила к берегу. В саду падали и падали листья. Шелест травы не прекращался. Всё вокруг осветилось. Ствол березки стал серебряным. На опушке есть малинник. Мы взяли с собой кружки…».

IV. Подведение итогов урока.

  • Что изучает пунктуация?

  • Как связана пунктуация с синтаксисом?

  • Расскажите о знаках препинания в сложном предложении.

  • Приведите примеры сложных предложений.

V. Домашнее задание. Упр. 24,25, стр. 14

VI.Комментирование оценок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *