Воздушная оболочка земли – Презентация урока для интерактивной доски (окружающий мир, 2 класс) на тему: Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

Содержание

Как называется воздушная оболочка Земли?

Очень люблю воздух в горах. Я, конечно, не альпинист, моя максимальная высота была 2300 м. Но, если подняться на 5 км над уровнем моря, то самочувствие может резко ухудшиться, так как кислорода станет меньше. Об этих и других особенностях воздушной оболочки я сейчас расскажу.

Воздушная оболочка Земли и ее состав

Оболочка вокруг нашей планеты, состоящая из газов, называется атмосферой. Именно благодаря ей мы с вами можем дышать. В ее составе имеются:

  • азот;
  • кислород;
  • инертные газы;
  • углекислый газ.

78% в составе воздуха занимает азот, а вот кислорода, без которого мы не смогли бы существовать, в нем 21%. Объемы углекислого газа в атмосфере регулярно увеличиваются. Причина этому — человеческая деятельность. Промышленные предприятия и автомобили выбрасывают в атмосферу огромное количество продуктов горения, а площадь лесов, которые могли бы ситуацию исправить, стремительно сокращается.

Также в атмосфере есть озон, из которого вокруг планеты образовался защитный слой. Находится он на высоте около 30 км и защищает нашу планету от опасного воздействия Солнца.

На разной высоте воздушная оболочка имеет свои особенности. Всего в атмосфере выделяют 5 слоев: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера и экзосфера. Ближе всего к поверхности земли тропосфера. Дождь, снег, туман формируются именно в пределах этого слоя.

Какие функции выполняет атмосфера

Если бы у Земли не было оболочки, то вряд ли бы на ее территории могли бы находиться живые существа. Во-первых, она защищает все живое на планете от солнечной радиации. Кроме этого, атмосфера позволяет поддерживать комфортную для жизни температуру. Мы привыкли видеть голубое небо над головой, возможно, это благодаря различным частицам в воздухе.

Воздушная оболочка распределяет солнечный свет, а также позволяет распространяться звуку. Именно благодаря воздуху мы можем слышать друг друга, пение птиц, падающие капли дождя и ветер. Конечно же, без атмосферы не смогла бы перераспределяться влага. Воздух создает для человека, животных и растений благоприятную среду обитания.

travelask.ru

Как называется воздушная оболочка Земли? Строение, физические свойства и состав атмосферы

Ни для кого не секрет, что воздух — крайне важная часть биосферы. Ведь именно его уникальный состав обеспечивает возможность жизни на планете. Но как называется воздушная оболочка Земли? Что она собой представляет и чем уникальна? Каков ее химический состав и физические свойства? Эти вопросы интересуют многих.

Как называется воздушная оболочка Земли?

как называется воздушная оболочка Земли

Известно, что жизнь на Земле возможна во многом благодаря уникальному составу воздуха. И газовая оболочка носит название атмосферы. Эта часть биосферы полностью окружает планету и удерживается вокруг небесного тела благодаря гравитации.

Естественно, эта оболочка имеет определенные химические и физические свойства. Что же касается границ, то четко их провести невозможно. Ближе к земной поверхности атмосфера контактирует с литосферой и гидросферой. А вот определить, где заканчивается газовая оболочка и начинается открытый космос, крайне тяжело. На сегодняшний день границу принято проводить на высоте 100 км, где находится так называемая линия Кармана — в этом районе аэронавтика уже невозможна.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли, значение которой трудно переоценить. Ведь не стоит забывать, что практически все небесные тела находятся под воздействием ионизирующих и ультрафиолетовых излучений, которые губительны для живых организмов. Именно в газовой оболочке эти лучи нейтрализуются.

Теория возникновения атмосферы

На самом деле, множество людей задается вопросом о том, как образовалась воздушная оболочка Земли. Ответ на этот вопрос вряд ли может быть точным, так как на сегодняшний день существует несколько разных теорий о происхождении атмосферы.

Согласно самой распространенной гипотезе, первичная атмосфера образовалась четыре миллиарда лет назад из легких газов, а именно — гелия и водорода, которые были захвачены из межпланетного пространства. В связи с высокой вулканической активностью в дальнейшем создалась вторичная газовая оболочка, которая была насыщена углекислым газом, водяным паром и аммиаком.

Третичная атмосфера была образована благодаря многим процессам — химические реакции (например, грозовые разряды), ультрафиолетовое воздействие, утечка гелия и водорода обратно в межпланетное пространство.

Химический состав атмосферы

Теперь, когда выяснилось, как называется воздушная оболочка Земли, стоит рассмотреть ее химический состав, который считается уникальным. Сразу же следует отметить, что различными газами насыщены лишь нижние слои атмосферы. В частности, в воздухе, который мы вдыхаем, преобладает азот (78,08 %). Уровень кислорода составляет 20,95 %. Это два основных газа.

Кроме того, воздушная оболочка Земли включает в себя и другие компоненты — это углекислый газ, водород, аргон, гелий, ксенон, метан, окиси серы и азота, озон, аммиак.

Строение воздушной оболочки Земли

Атмосферу принято разделять на несколько основных слоев, каждый из которых имеет разные физические и химические характеристики.

  • Тропосфера — самый близкий слой к поверхности земли. Именно здесь сконцентрировано 80 % всего воздуха. И именно здесь возможна жизнедеятельность человека. Кстати, в этом слое сосредоточена почти вся атмосферная вода (90 %). Здесь образуются облака и осадки. Тропосфера простирается на 18 км от поверхности земли. С подъемом вверх температура здесь снижается.
  • Стратосфера (12-50 км) — слой, который считается наиболее спокойной частью атмосферы. Именно здесь находится озоновый защитный слой.
  • Термосфера — часть атмосферы, верхняя граница которой находится примерно на 700-800 км. Здесь температура с подъемом начинает резко повышается, и в некоторых участках составляет около 1200 градусов по Цельсию. В границах этого слоя находится так называемая ионосфера, где воздух сильно ионизируется под воздействием солнечной радиации.
  • Экзосфера — зона рассеяния, которая на высоте 3000 км переходит в космическое пространство. Воздух здесь насыщен легкими газами, в частности водородом и гелием.

Основные физически характеристики атмосферы

Безусловно, физические свойства воздуха крайне важны. Например, зная их, можно определить, как атмосфера воздействует на человеческий или любой другой живой организм. Кроме того, измерение физических параметров просто необходимо для определения оптимальных характеристик летательных аппаратов, самолетов и т. д. В частности, во внимание берутся следующие физические показатели:

  • Температура воздуха измеряется по следующей формуле: t1 = t – 6,5H (здесь t — температура воздуха у земной поверхности, а Н — высота).
  • Плотность воздуха — это масса воздуха на кубический метр.
  • Давление, которое может быть измерено как в Паскалях, так и в атмосферах.
  • Влажность воздуха демонстрирует количество воды в единице воздуха. Следует отметить, что нулевая влажность возможна только в лабораторных условиях. Чем выше этот показатель, тем ниже плотность воздуха, и наоборот.

Кстати, наука, дающая ответ на вопросы о том, как называется воздушная оболочка Земли, каковы ее свойства и характеристики, — это метеорология. Ученые занимаются не только изучением атмосферы, но также следят за ее постоянными изменениями, которые влияют на погоду и климат.

Атмосфера и ее значение

Важность газовой оболочки Земли очень трудно переоценить. Ведь всего несколько минут без воздуха приводят к потере сознания, гипоксии и необратимым повреждениям мозга. Только благодаря удивительному составу атмосферы живые организмы могут получать необходимый им кислород.

Кроме того, воздушная оболочка защищает поверхность планеты от вредных космических излучений. Вместе с тем, сквозь атмосферу проходит достаточное количество ультрафиолетовых лучей, которые согревают Землю. Ученые говорят, что уменьшение ультрафиолета приведет к снижению общей температуры и замерзанию. Кроме того, под воздействием солнечных лучей (в разумном количестве) в кожных тканях человека образуется витамин Д.

Озоновый слой и его значение

В стратосфере, на высоте 12-50 км от поверхности земли, находится озоновый слой. Эта часть атмосферы была открыта в 1912 году французскими учеными Ш. Фабри и А. Буиссоном.

Озон представляет собой бесцветный газ с резким характерным запахом. Он состоит из трех атомов оксигена. Именно эта часть газовой оболочки обеспечивают защиту поверхности земли от опасных космических излучений.

К сожалению, в связи с техническим и промышленным прогрессом, в воздушной оболочке Земли повысилось количество вредных веществ, которые постепенно разрушают озоновый слой. Так называемые озоновые дыры — крайне опасная проблема.

К сожалению, постоянное загрязнение воздуха, которое связано преимущественно с развитой промышленностью, приводит к массе ухудшений. К таким опасным изменениям относят так называемый парниковый эффект. Дело в том, что земные тела излучают волны преимущественно инфракрасного спектра — они далеко не всегда могут проникать сквозь атмосферу. Повышение концентрации парниковых газов, которые поглощают инфракрасные излучения (водяной пар, углекислый газ), приводит к повышению общей температуры в нижних слоях атмосферы, что, соответственно, влияет на климат.

Кислотные дожди — еще один результат промышленного загрязнения воздушной оболочки Земли. Оксиды серы и азота, которые выбрасываются в воздух тепловыми электростанциями, автомобилями, металлургическими заводами и некоторыми другими предприятиями, могут вступать в реакцию с водяным паром атмосферы — под воздействием солнечного излучения здесь образуются кислоты, которые выпадают вместе с другими осадками.

fb.ru

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав воздуха.

Урок 11.Тема урока: Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав воздуха.

Задачи урока:

1. Образовательные: сформировать понятие об атмосфере, как внешней газовой оболочке Земли, о составе и строении Атмосферы.

2. Воспитательные: развитие умений выявлять атмосферные явления и связанные с ними процессы в литературно-художественных, исторических и научных описаниях.

3. Развивающие: — развитие познавательного интереса к изучению природных атмосферных явлений;- развитие стремления к самостоятельному поиску знаний.

Оборудование: учебник.

Ход урока

Организационный момент:

Проверка готовности к уроку, тема, цели, задачи урока.

Изучение нового материала

1. Вводное слово учителя.

Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами преступаем к изучению новой оболочки Земли. А о какой оболочке пойдет речь — догадайтесь, пожалуйста, отгадав загадки.

— Что всегда в комнате есть, а увидеть его нельзя и потрогать нельзя?

— Места не занимает, цвета не имеет, запаха нет, а без него нельзя?

— Нужен мне, нужен тебе, нужен рыбке в море, галке на заборе.

— Собирал его горстями, положил в лукошко. Посмотрел – ничего не видать!

О чем идет речь в загадках?

Правильно, о воздухе. Значит, с сегодняшнего урока мы с вами будем изучать воздушную оболочку Земли – Атмосферу.

Тема урока: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Это внешняя, самая легкая оболочка нашей планеты, которая удерживается у поверхности силой земного притяжения. Мы с вами живем на самом дне прозрачного воздушного океана. Вся его толща отделяет нас от безжизненного Космоса.

Сегодня на уроке мы с вами:

— Сформулируем понятие об атмосфере, как внешней газовой оболочке Земли,

— Выясним, какой состав и строение имеет Атмосфера.

План урока:

1. Понятие об атмосфере.

2. Из чего состоит воздух?

3. Каково строение атмосферы?

4. Значение атмосферы.

5. Выводы.

6. Тест.

2. Понятийный этап — понятие «Атмосфера»

Атмосфера – составная часть планеты Земля, одна из ее основных оболочек. Вместе с Землей она вращается вокруг оси, движется по орбите вокруг Солнца, участвует во вращении Земли вокруг центра Галактики. Находясь на дне воздушного океана, мы не видим окружающую нас атмосферу потому, что газы, входящие в ее состав прозрачны. Космические аппараты позволили сфотографировать атмосферу, но на этих снимках виден не столько воздух, сколько висящие в небе облака и огромные облачные вихри. Атмосфера удерживается у Земли силой ее притяжения и поэтому не рассеивается в Космосе. Малые космические тела, например, Луна или астероиды, не имеют атмосферы, так как сила их притяжения очень мала.

3. Состав атмосферы.

— Продемонстрировать опыт с пробиркой.

Ребята, у меня в руках пробирка (пустая). Есть ли в ней содержимое? (Воздух).

— А почему он невидим? (потому что он состоит из мелких частичек)

— Каких? (молекул веществ, входящих в состав воздуха)

Из чего же состоит воздух?

Атмосферный воздух – это смесь газов. Всего их насчитывают около 20.

Основные из них:

Азот – 78% — нитрогениум, т.е. безжизненный, а без него жизнь невозможна.

Кислород – 21%

На остальные газы – 1% из них

На 1-м месте – аргон

На 2-м – углекислый газ – 0.03%

— водяной пар

— частицы пыли

— частицы отмерших растений

— бактерии, микроорганизмы

— Какие же газы входят в состав атмосферы? Заполните диаграмму (раздаточный материал).

— Каково значение этих газов?

— Найдите на столе среди раздаточного материала информацию о значении газов.

Раздаточный материал

Кислород.

Кислород необходим всем живым организмам для дыхания.

Являясь очень активным элементом, участвует в окислительных процессах.

Без кислорода невозможен процесс горения.

Азот.

Самый распространенный газ в нижних слоях атмосферы. Он играет очень важную роль «разбавителя» кислорода. Если бы мы дышали неразбавленным кислородом, то все процессы в организме протекали бы очень быстро. Значит, азот атмосферы регулирует скорость биологических процессов на всей планете.

Азот входит в состав белков, нуклеиновых кислот.

Соединения азота обеспечивают минеральное питание растений.

Углекислый газ. Содержание углекислого газа в атмосфере невелико, всего – 0,03%, но он очень важен для жизни на Земле:

Его используют зеленые растения для фотосинтеза.

Он создает так называемый парниковый эффект, т.е. пропускает тепловые лучи на Землю и препятствует их обратному излучению от Земли в космическое пространство.

Озон – на высоте 20-25 км образует озоновый экран, который имеет огромное значение для всего живого на Земле, т.к. поглощает губительную для живых организмов ультрафиолетовую радиацию Солнца.

Уменьшение количества озона в воздухе в разных местах земного шара ученые заметили в 80-е годы 20 века. Так называемые «Озоновые дыры» были обнаружены в атмосфере над Антарктидой, Арктикой, Австралией, в некоторых других местах.

Точные причины этого опасного явления пока неизвестны, но некоторые ученые также связывают его с хозяйственной деятельностью человека.

Водяной пар – участвует в образовании облаков и осадков, в создании парникового эффекта.

Мелкие твердые частицы – ядра конденсации, вокруг которых образуются капли воды.

3. Строение Атмосферы

Просмотр видеофрагмента с акцентированием внимания обучающихся на характеристику слоев атмосферы

Глядя вверх с поверхности Земли, мы видим либо темное ночное, либо светлое глубокое небо, которое кажется, не имеет границ.

Действительно, есть ли верхняя граница у Атмосферы, какова ее толщина?

Было установлено, что точно определить границу Атмосферы невозможно. Ее просто нет.

С высотой количество воздуха постепенно уменьшается, и воздух становится все менее плотным. Так постепенно Атмосфера переходит в космическое пространство.

В космонавтике верхней границей Атмосферы считают высоту в 100 км. Именно на такой высоте летают все космические аппараты.

В географии верхнюю границу проводят на высоте 2000-3000 км. Здесь еще можно встретить отдельные частицы атмосферных газов.

По температуре и ее изменению на разной высоте географы выделяют в атмосфере несколько слоев. Каждый слой отличается от другого содержанием и свойствами газов и примесей, плотностью воздуха и давлением.

Выделяют несколько слоев.

— Характеристика слоев атмосферы с использованием материала видеофрагмента и заполнение схемы (раздаточный материал).

Слои атмосферы высота

Характеристика слоев

Экзосфера (внешняя)

800-3000

Сфера рассеяния постепенно переходит в межпланетное пространство. Здесь частицы газов находятся на таком большом расстоянии. Что двигаясь с огромной скоростью преодолевают земное притяжение и улетают в межпланетное пространство. Медленно и непрерывно идет утечка легких газов из верхней атмосферы.

Ионосфера

Термосфера

85-800

До высоты 250 км температура возрастает, а еще выше остается почти постоянной. В дневное время она может достигать 1200-1400 и выше. В пределах термосферы (100-120) расположена ионосфера – слой сильно разреженного наэлектризованного воздуха, от которого как от зеркала отражаются длинные и средние радиоволны, на чем основаны радиопередачи на большое расстояние. В ионосфере возникают полярные сияния – свечение разреженных газов под влиянием электрически заряженных, летящих от Солнца частиц.

Мезосфера (средняя)

50-85 км

В пределах мезосферы температура сперва несколько повышается, а затем падает до -107. у верхней границы изредка наблюдаются серебристые облака. Они бывают видны в средних широтах на ночном небе в летнее время. Эти облака светятся серебристым светом и настолько прозрачны, что через них видны звезды. Замечено, что они чаще всего появляются в период повышенной солнечной активности.

Стратосфера (слой)

50 км

Ее верхняя граница лежит на высоте приблизительно 50 км над поверхностью земли. Ранее предполагалось, что на такой высоте господствует абсолютный покой, отсутствует всякое перемещение воздуха. Отсюда название стратосфера – слой. В действительности же газы в стратосфере перемешиваются. Так же были обнаружены струйные течения со скоростью до 300 км/ч. Эти потоки используются самолетами с целью экономии горючего и времени. Воздух стратосферы очень разрежен и дышать им нельзя. Водяного пара содержится так мало, что из него могут образоваться только прозрачные перламутровые облака, из которых никогда не выпадают осадки.

В пределах стратосферы, на высоте 25-30 км расположен озоновый слой. Озон неустойчив. Много его образуется после грозы. Количество озона подвержено сильным колебаниям в зависимости от времени года и суток.

Тропосфера (поворот, направление)

10-18

Самый плотный и влажный слой атмосферы. В ней сосредоточено более 80% всего воздуха и заключен почти весь водяной пар. С движением и свойствами воздуха тропосферы связаны все изменения погоды, образование облаков, выпадение осадков. Воздух тропосферы, не нагреваясь пропускает солнечные лучи к земной поверхности. Его нагревание идет от земли. Поэтому, чем выше поднимаешься в тропосфере, тем холоднее: на каждые 100 м температура падает на 0.6 градуса. У верхней границы температура достигает -50-60

0.

4. Значение атмосферы (беседа с учащимися).

1. При помощи воздуха – дыхание.

2. Защищает все живое от ультрафиолетовых лучей, от космических лучей.

3. От метеоритов.

4. Предохраняет от чрезмерного перегревания днем и охлаждения ночью.

5. Осадки.

5. Выводы.

— Ребята, а теперь давайте подведем итог нашему уроку и сделаем выводы о том, что мы узнали нового на уроке. Перед вами на слайдах подсказки. На них дано начало вывода, а вы должны его продолжить.

1. Атмосфера – внешняя, самая легкая оболочка Земли, часть нашей планеты.

2. Вещество Атмосферы – это смесь газов, каждый из которых играет в жизни планеты важную роль. В атмосфере также содержатся твердые, жидкие, газообразные примеси, от которых зависит ее запыленность и влажность.

3. Атмосфера состоит из нескольких слоев: тропосферы, стратосферы, мезосферы, термосферы, экзосферы.

4. Наиболее важными оболочками атмосферы являются: тропосфера и стратосфера. В тропосфере происходят все основные процессы, влияющие на формирование климата, погоды.

5. Атмосфера играет огромное значение в жизни нашей планеты и населяющих ее организмов.

Она защищает Землю от внешних космических воздействий, сохраняет тепло, обеспечивает живые организмы кислородом.

6. Рефлексия.

1). Каков состав атмосферы:

1. Азот, кислород, аргон.

2. Кислород, водород, углекислый газ.

3. Озон, водяной пар, водород.

2). Как изменяется температура воздуха при подъеме вверх в тропосфере?

1. уменьшается с высотой

2. растет с высотой.

3. остается неизменной.

3). Как называются два самых важных слоя в атмосфере?

1. тропосфера и стратосфера.

2. мезосфера и стратосфера.

3. термосфера и экзосфера.

4). Что такое атмосфера?

1. Совокупность всех оболочек Земли.

2. Воздушная оболочка Земли.

3. Водная оболочка Земли.

5). Что такое «Озоновая дыра»

1. Область в атмосфере с пониженным содержанием озона.

2. Область в атмосфере с отсутствием воздуха.

3. Область в атмосфере с повышенной концентрацией озона.

6). В каком слое образуются облака?

1. в тропосфере.

2. в стратосфере

3. в верхних слоях атмосферы.

4. во всех слоях атмосферы.

7). Оказывает ли влияние атмосфера на здоровье людей?

1. Да.

2. Нет

Домашнее задание: параграф .

infourok.ru

Презентация урока для интерактивной доски (окружающий мир, 2 класс) на тему: Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

(слайд 1 компьютерной презентации)  Сегодня я вам расскажу об атмосфере, ее строении и какую роль занимает атмосфера в жизни Земли.

(слайд 2 компьютерной презентации) “Мы живем на дне воздушного океана”, – эти слова принадлежат известному ученому итальянцу Эванжелисто Торричелли.

(слайд 3 компьютерной презентации) Древние греки думали, что окружающий нас воздух – это испарившаяся вода, и назвали оболочку, окружающую планету – АТМОСФЕРОЙ (от греческих слов (атмос – пар) и (сфера – шар).

(слайд 4 компьютерной презентации). Если глобус диаметром 35 см мысленно окружить слоем воздуха толщиной 3 см, то получится модель, показывающая сравнительные размеры Земли и атмосферы. Наша атмосфера имеет реально толщину более 1000 км. 

Одинакова ли толщина атмосферы на разных высотах?

(слайд 5-6 компьютерной презентации). Нет, она различная. Атмосферу условно делят на несколько слоев – тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу, экзосферу.

Как показали полеты космических кораблей, атмосфера на разных высотах различна. Границы условных слоев следующие:

  1. тропосфера – до 16 км;
  2. стратосфера – до 50 км;
  3. мезосфера – до 80 км;
  4. термосфера – до 150 км; 
  5. экзосфера – 150км и выше  преходящая в космическое пространство.

(слайд 7 компьютерной презентации). 90% всей массы воздуха сосредоточена в тропосфере. Ее толщина не везде одинакова. Над экватором – 17 км, в полярных областях – 8-9 км, в средних широтах –10-11 км. Как вы думаете, почему? 

В экваториальных широтах воздух сильно нагревается, расширяется и увеличивается в объеме. В полярных широтах – наоборот.

(слайд 8 компьютерной презентации). Названия слоев атмосферы произошли от греческих и латинских слов:

  1. тропосфера — “тропос” — греческое слово – поворот. В ней находится весь водяной пар, это родина облаков и всех природных явлений;
  2. стратосфера – “стратум” латинское слово – настил, слой. Здесь находится 1/5 часть атмосферы, это царство стужи, перламутровых облаков, состоящих из кристаллов льда и капелек переохлажденной жидкости, небо здесь черное или темно-фиолетовое;
  3. мезосфера – “мезо” — греческое слово – средний, промежуточный; воздух здесь разряжен, содержит озон, серебристые облака, которые видны только в сумерки;
  4. термосфера – “термо” — греческое слово – тепло; здесь невиданная жара при сильно разряжении;
  5. экзосфера – внешняя оболочка атмосферы, простирающаяся на 500-600 км, это слой рассеяния

Сравним массы и объемы слоев атмосферы, рассмотрев слайд 8 компьютерной презентации.

(слайд 9 компьютерной презентации).

«Какие летательные аппараты вы знаете, которые могут подниматься на разные высоты?» Самолет, он летает на границе тропосферы и стратосферы; стратостат в стратосфере; радиозонд летает в стратосфере; космический корабль в термосфере; первый советский искусственный спутник Земли на границе термосферы и экзосферы; метеорологический спутник в экзосфере.

Рассмотрите последнюю вертикальную ось на рисунке и ответьте на вопрос:

Как изменяется плотность атмосферы с высотой? Плотность атмосферы с высотой уменьшается. Измерения показывают, что плотность воздуха быстро убывает с высотой. Так, на высоте 5,5 км над уровнем моря плотность воздуха в 2 раза меньше, чем у поверхности Земли. На высоте 11 км в 4 раза меньше и так далее… чем выше, тем воздух разреженнее. И наконец, в самых высоких слоях – сотни и тысячи км над Землей – атмосфера постепенно переходит в безвоздушное пространство. Таким образом, четкой границы атмосфера не имеет.

Что такое воздух? То, чем мы дышим? Стихия? Ветер? Нечто однородное? Сложное соединение? (слайд 10 компьютерной презентации).

До середины XVIII века ученые не знали, воздух – это смесь газов. Ученые многих стран и разных эпох занимались этой проблемой:

Роберт Бойль (Англия), М.В.Ломоносов (Россия), Карл Шееле (Швеция), Джозеф Пристли (Англия), Антуан Лавуазье (Франция), Генри Кавендиш (Англия), Уильям Рамзай (Англия).

(слайд 11 компьютерной презентации). В соответствии с современными представлениями в состав воздуха входят газы. Рассмотрите круговую диаграмму. Мы видим, что азота – 78%, кислорода – 21%, инертных газов – 0,94%, углекислого газа – 0,03%

В воздухе есть переменные составные части, на их долю приходится 0,03%. Что это за переменные составные части?

Это – оксиды азота, серы, угарный газ, аммиак, элементарная сера, сероводород, вода и пыль. Эти вещества попадают в атмосферу естественным путем. Вода в составе воздуха определяет ее влажность, способствует образованию облаков и осадков. Остальные вещества играют отрицательную роль. Они являются загрязнителями атмосферы.

(слайд 12 компьютерной презентации) – при извержении вулкана в атмосферу попадают сернистый газ, сероводород, элементарная сера.

– пылевые бури способствуют появлению пыли.

– попаданию оксидов азота в атмосферу способствуют грозовые разряды, во время которых азот и кислород воздуха реагируют друг с другом, а также лесные пожары, горение торфяников.

Процессы разрушения органических веществ сопровождаются образованием различных газообразных соединений серы.

Важное значение имеет слой озона, (слайд 13 компьютерной презентации) расположенный в статосфере.  Озон образуется в верхних разреженных слоях под влиянием ультрофиолетовых лучей.

(анимация — слайд 14 компьютерной презентации).

Почему у Земли есть атмосфера? Какие силы действуют на воздух? (слайд 15 компьютерной презентации).

Воздух объемом 1м3 имеет массу 1,3 кг. (слайд 16 компьютерной презентации). Со стороны Земли на воздух, как на всякое другое тело действует сила тяжести. Он притягивается Землей. Но молекулы газов, входящих в состав атмосферы, не падают на поверхность Земли. Они находятся в непрерывном хаотичном движении.

Почему же тогда молекулы не покидают Землю? Чтобы покинуть Землю, молекуле, как и ракете, нужно иметь скорость11,2 км/с (вторая космическая скорость) (слайд 17 компьютерной презентации), но скорость движения молекул газов много меньше данного значения. Итак, два фактора – беспорядочное движение и действие силы притяжения, приводят к тому, что молекулы располагаются вокруг Земли, образуя атмосферу.

В Солнечной системе на планетах атмосфера есть, но иная.

(слайд 18 компьютерной презентации) – на Венере и Марсе – углекислый газ, на планетах-гигантах – гелий, метан, аммиак (слайд 19 компьютерной презентации), на Луне и Меркурий атмосферы нет (слайд 20 компьютерной презентации).

В 1862 году английский естествоиспытатель Джеймс Глейшер с другом отправились путешествовать на воздушном шаре в одних пиджаках. (слайд 21 компьютерной презентации). Поднявшись на высоту 11 км, путешественники потеряли сознание и сильно обморозились. Они не знали, что с подъемом на каждые 1500 м температура падает на 8○С.

Почему так происходит?

(слайд 22 компьютерной презентации). Трудности, с которыми столкнулись путешественники:

1. Облака – это густой холодный туман, в котором ничего не видно;

2. Недостаток кислорода, т.к. с изменением высоты воздух становится разряженным;

3. Холод – на каждый километр высоты t° падает на 6°С;

(слайд 23 компьютерной презентации). На больших высотах воздух разряжен и молекулы редко сталкиваются, поэтому скорость их движения уменьшается, и температура воздуха понижается. Но такая картина в тропосфере на высоте 17 км. На этой высоте над тропиками температура — 750С, в стратосфере температура повышается до 00С, в мезосфере падает до – 850С, в термосфере на высоте 400 км температура 7270-9270С, в экзосфере температура 10000 – 12000С.

(слайд 24 компьютерной презентации).

Как на таких высотах летают космические корабли? Атмосфера очень разрежена, почти достигая вакуума. Такая атмосфера не оказывает сопротивления кораблям, что позволяет им годами оставаться на орбитах. 

(слайд 25 компьютерной презентации).

Береги свою планету!

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Здесь в траве живет беспечно

Стрекотун-певун кузнечик,

Юный ветер, хулиган,

Щекочет старый океан,

Грациозные дельфины

Вальс танцуют и поют,

В общем, счастливо живут.

Здесь лишь утро золотое,

Воздух нежно-голубой,

Дышится легко и вволю.

Забываем мы порой:

Воздух дан в аренду нам,

Он один на всех землян.

Чтобы жизнь торжествовала,

Охранять нам воздух надо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

                                 Галина Маршанова.

(слайд 26 компьютерной презентации).

Значение атмосферы:

  1. Защищает землю от перегрева и переохлаждения.
  2. Защищает от метеоритов.
  3. Защищает от ультрафиолетового излучения.
  4. Необходима для дыхания.
  5. Эстетическое значение

(анимация — слайд 27 компьютерной презентации).

(анимация — слайд 28 компьютерной презентации).

Роль атмосферы в жизни Земли

(слайд 29 компьютерной презентации).

(слайд 30 компьютерной презентации).

  1. Воздух необходим для всего живого на Земле.
  2. Атмосфера – броня Земли – предохраняет  от бомбардировки метеоритов
  3. Озоновый слой задерживает вредные космические излучения
  4. Атмосфера – это мир звуков
  5. Без атмосферы Земля была бы безжизненной как Луна, на ней не было бы рек, озёр, морей
  6. Атмосфера – это одежда Земли, она не позволят теплу уходить в космос

nsportal.ru

Урок географии «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» (6-й класс)

Цели:

  1. Образовательные: изучение нового материала (атмосфера, свойства воздуха, состав атмосферы, её строение- представление о трёх основных слоях, особенностях тропосферы; о значении атмосферы)
  2. Развивающие: развивать умение высчитывать температуру воздуха на разных высотах; способности анализировать, делать выводы.
  3. Воспитательные: повышение интереса к изучению предмета, экологическое воспитание; формирование научного мировоззрения.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Какие оболочки изучили?

Отгадайте загадку.

Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило.
Да при том не видно было,
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!

Итак, мы приступаем к изучению третьей оболочки нашей планеты- атмосферы.

Откройте учебник на стр. 89.

Как называется раздел учебника. (Атмосфера – воздушная оболочка Земли)

Что на Земле «Самое.… Самое…»

Откройте стр. 90. Прочитайте, что на уроке будем изучать.

(Сегодня на уроке вы узнаете о свойствах воздуха, о составе, строении, значении атмосферы, будете решать задачи на определение температуры воздуха на высоте.)

Запишем название темы в тетради. (Атмосфера и её строение)

От греческого «атмос» — воздух, «сфера» — шар.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

В тетрадях запишем определение понятия «атмосфера».

Сейчас мы познакомимся со свойствами воздуха. Проведём опыта.

Опыты проводит учитель.

1) Нагреваю пробирку, что мы видим?

Из пробирки по трубочке выходит воздух, нам видны пузырьки.

Почему воздух выходит?

Воздух нагревается и расширяется.

2) Через небольшой промежуток времени, жидкость поднимается по трубочке, почему? Пробирка остывает, воздух сжимается. Место, где был воздух, заполнилось водой.

3) Имеет воздух вес?

Сейчас мы это определим.

Учитель ставит на стол весы с прикреплённой к одной их части колбой. Весы уравновешены. Колбу он нагревает. Через некоторое время весы выходят из равновесия.

Какие свойства воздуха ещё знаете? (воздух бесцветный, без запаха, имеет свойство упругости, плотности)

Что произошло с колбой. На весах нарушено равновесие, колба стала легче, поднялась вверх. При нагревании воздух, находящийся в колбе расширился, и часть его вышла из сосуда. Какой можно сделать вывод из этого опыта? (воздух очень лёгкий, но всё-таки имеет вес).

Как вы думаете, что произойдёт, когда колба охладится? (в ней станет прежнее количество воздуха и весы придут в равновесие)

Вы узнали свойства воздуха, перечислите их.

Работа с электронным приложением.

С составом, строением атмосферы и с озоном мы познакомимся по электронному приложению.

Проведение инструкции: «Работа на компьютере»

Познакомимся с новым материалом по теме «Атмосфера».

Найдите раздел «Атмосфера».

Прочитайте, что такое «атмосфера».

Ф. «Атмосфера Земли из космоса» (слайд-шоу, 4 фото)

Наверное, очень красива родная планета, если смотреть из дальнего космоса, мягко светящийся голубой шар, очертания которого размыты сияющей дымкой. Эта дымка отгораживает нашу планету от космоса. Она бережёт планету от губительных излучений Вселенной, от смертоносных колебаний температуры, которые несёт в космос смена дня и ночи. Она поддерживает неугасимый огонь жизни, питая его кислородом.

Лёгкая на вид атмосфера становится грозной преградой для пришельцев из космоса. В ней бесславно сгорают «каменные гости» — метеориты.

С. Воздух.

Р. Состав атмосферы.

Рассмотрим диаграмму «Газовый состав атмосферы»

В атмосфере больше всего, какого газа? (78% азота)

Каково значение азота? (азот входит в состав белков, его соединения обеспечивают минеральное питание растений)

Сколько процентов приходится на кислород? (21%)

Каково значение кислорода? (без кислорода невозможно дыхание, горение, окислительные процессы)

1% приходится на другие газы.

Невелико содержание углекислого газа, всего 0,1%,?

Каково значение углекислого газа? (он важен для жизни на Земле: его используют зелёные растения для фотосинтеза, он и «утеплитель» Земли, он пропускает солнечную энергию, но задерживает тепловое излучение )

Учёные считают, что современная земная атмосфера появилась около 1 млрд. лет назад. Как появилась атмосфера?

Найдите верхний лист географического блокнота на стр. 90. Прочитаем об одной из гипотез происхождения атмосферы.

Атмосфера возникла в результате выделения газов при вулканических извержениях. На её формирование впоследствии оказало влияние появление океанов и биосферы.

Строение атмосферы.

Мы узнали о составе воздуха, узнали о происхождении атмосферы.

Теперь познакомимся со строением атмосферы.

Р. «Строение атмосферы».

Принято считать, что толщина атмосферы — воздушной оболочки Земли более 2000 км.

Нижнюю границу атмосферы трудно установить, потому что воздух проникает в горные породы земной коры. Мы с вами живём на дне воздушного океана.

Но особенно трудно определить верхнюю границу атмосферы, так как на большой высоте – до 3000км – воздух настолько разрежен, что обнаружены только его следы.

В вертикальном отношении атмосфера неоднородна. По характеру изменения температуры воздуха с высотой и другим физическим свойствам она делится на следующие слои-сферы: тропосфера, стратосфера, мезосфера, верхние слои атмосферы.

Тропосфера — самый нижний слой, в нём сосредоточено 80% воздуха всей атмосферы, 90% водяного пара.

Слой снегов, дождей и ветров –
Атмосферы слой живой,
Восемнадцать километров
Этот самый нижний слой.
Есть здесь всё, но в большей мере –
Кислород, азот,
В малых долях – йод и гелий,
Водород, неон, радон.

Нижний слой – тропосфера нагревается от Земли, которая в свою очередь нагревается от Солнца. Наиболее прогретые слои тропосферы прилегают к Земле. С высотой нагрев уменьшается, и это понижает температуру воздуха. Это связано с вертикальным градиентом температуры, на каждые 100 м температура понижается на 0,6 градусов.

Тропосферу называют «фабрикой погоды», «кухней погоды». Почему?

Воздух нагревается от земной поверхности, явления погоды происходят только в тропосфере, только в ней есть водяной пар, образуются облака и выпадают осадки.

В тропосфере больше всего примесей природного происхождения, например пепла, выброшенного извергающимися вулканами, пыли, песчанок, поднятые ветром.

На приземном слое особенно много примесей, которые поступают в воздух в результате деятельности человека: копоти, газов, что чрезвычайно вредно для человека, растений, животных.

По электрическому составу атмосфера делится на нейтросферу (три нижних слоя) и ионосферу (верхние слои).

Какие слои атмосферы относятся к нейтросфере? (Тропосфера, стратосфера, мезосфера)

До какой высоты простирается стратосфера? (До высоты 50 – 55км)

Воздух разрежен, что им нельзя дышать. В стратосфере с высоты 25 км температура начинает повышаться и на верхней границе достигает 0 градусов.

До какой высоты простирается мезосфера? (До высоты 50-80 км)

В мезосфере температура понижается с высотой до -90 градусов. Воздух разрежен, не поглощает солнечное тепло.

Как называют слой лежащий над мезосферой до 800 км? ( Термосферой).       

В термосфере температура растёт и на высоте 600 км достигает +1500 градусов.

На какой высоте сосредоточена основная масса озонового слоя? (На высоте 20-25 км)

Где наблюдаются полярные сияния? ( В ионосфере)

В каком слое летают пассажирские самолёты? (В тропосфере и в нижних слоях стратосферы)

Как изменяется давление? (давление с высотой уменьшается)

Р. Мощность тропосферы. Её верхняя граница проходит на экваторе на высоте 18 км, а над полюсами — на высоте 8- 9 км.

Ф. Полярное сияние (слайд – шоу, 7 фото)

Полярное сияние — необыкновенно красивое явление. Оно наблюдается в ионосфере, в полярных широтах Северного и Южного полушарий. Под действием заряженных частиц, движущихся к Земле со стороны Солнца, разреженный воздух сам заряжается электричеством и начинает светиться. Полярное сияние, переливающее всеми цветами радуги, может продолжаться от нескольких минут до нескольких суток.

Рассмотрим нижний лист блокнота, нажмите на жёлтый треугольник.

С. Озон (переход влево).

С. Озоновый слой.

Р. Образование и разрушение озона.

Образование озона.

Из атомов и молекул кислорода образуются молекулы озона.

Разрушение озона.

Озон распадается под влиянием хлора и веществ, которые содержит хлор. Хлор содержит фреоны.

Причиной разрушения озонового слоя являются фреоны. Фреоны – вещества в холодильниках, очищающие вещества, химические средства для тушения пожаров.

Р. Значение озонового слоя.

Озоновый слой поглощает «жёсткие» ультрафиолетовые солнечные лучи, губительные для живых организмов. В 80-годы 20 века учёные заметили уменьшение озона, назвали это явление «озоновыми дырами».

Р. Исследования. (Слайд – шоу)

Они были обнаружены над Антарктидой, Арктикой и в некоторых других районах.

Мы видим изменения размеров и местоположения озоновых дыр.

Закройте электронное приложение.

Сообщение учащегося.

Жизнь на Земле существует потому, что она защищена от губительных космических излучений. Эту защиту создаёт слой озона, разновидности кислорода. При электрических разрядах (например, во время грозы) и под действием ультрафиолетового излучения Солнца к двум атомам кислорода в молекуле присоединяется ещё один – О3. Его запах знаком всем — вспомните ощущение воздуха после грозы. По-гречески слово «озон» означает «пахнущий».

Основная масса озона в атмосфере располагается на высоте 20-25 км. Озон поглощает короткие волны солнечного спектра и практически не пропускает ультрафиолетовое излучение. Он не пропускает около 20% излучения, исходящего от Земли, а это препятствует охлаждению планеты. От содержания и перераспределения озона в атмосфере зависит жизнедеятельность всей биосферы.

В 80-е годы 20 века учёные заметили уменьшение озона. Было установлено, что наблюдаемое накопление газа фреона в атмосфере может быть причиной разрушения озона. В 1987 году в городе Монреаль, в Канаде состоялась Международная конференция, посвящённая угрозе озоновому слою. Страны договорились о сокращении производства фреонов, заменять эти вещества на менее безопасные.

2. Изменение температуры воздуха с высотой.

Мы изучали по электронному приложению новый материал, а сейчас будем учиться решать задачи на определение температуры воздуха.

Как в тропосфере изменяется температура с высотой?

Вертикальный градиент температуры – это понижение температуры на 0,6 градусов на каждые 100 м.

Будет ли лежать снег на вершине г. Памира, высота 7495 м, если температура воздуха в июле у подножия составляет +36 градусов?

Высоту 7495м округлим до 7500 м.

1) Узнаем, сколько раз по 1000 м содержится в 7500 м.

7500: 1000 = 7,5 раз

2) На сколько градусов понижается температура с высотой?

-6 .7,5 раз = — 45 градусов

3) Узнаем какая температура на вершине Памира?

— 45+36= -9 градусов

Снег на вершине Памира будет, так как даже при температуре +36 градусов на вершине -9 градусов.

3. Игра «Где я нахожусь»

Теперь мы полетаем на воздушном шаре над Землёй.

Учащийся прикрепляет контур воздушного шара на чертёж к тому слою атмосферы, о котором идёт речь в описании, называя высоту над уровнем моря, на которой, согласно описанию, должен находиться шар. Кто первым хочет начать полёт?

1) Сейчас мы находимся в том месте, где при температуре 0 градусов масса 1куб. метра воздуха равна 1кг 175г.

(Тропосфера у поверхности Земли, т. е. на уровне моря).

2) Теперь вы находитесь на высоте, где температура воздуха — 6 градусов при температуре у поверхности Земли 0 градусов.

(Тропосфера на высоте 1 км над уровнем моря)     

3) Вы успели достичь максимальной концентрации озона, где его плотность в 10 раз больше его плотности у земной поверхности. Не забудьте, что воздух здесь сильно разрежен. ( Стратосфера на высоте около 25 км над уровнем моря)

4) Мы снова опустились – на этот раз туда, где температура воздуха, при нулевой температуре у поверхности Земли, достигает -18 градусов. (Тропосфера на высоте 3 км над уровнем моря)

5) Мы достигли максимальной для воздушного шара высоты — 40 км. Здесь 1куб. метр воздуха весит всего 4 г. (Стратосфера)

Срочно спускаемся, здесь нельзя долго находиться.                                                              

Итак, мы успешно завершили полёт на воздушном шаре.

7 – 10 учащихся выполняют тест на компьютере, остальные играют в игру «Осколки»

4. Значение атмосферы в природе и жизни человека.

Какое значение имеет атмосфера для жизни?

Игра «Осколки».

Учащиеся получают запись в виде двух столбиков: первый – начало предложения, второй — конец предложения. Нужно собрать предложения.

1) Атмосфера рассеивает днём солнечные лучи, ночью не даёт Земле быстро охлаждаться.

Учитель. Благодаря газообразной оболочке, поверхность Земли не нагревается днём и не остывает ночью так сильно, как поверхность Луны. Если бы не было атмосферы, земная поверхность нагрелась бы более чем на+50 градусов, а ночью остывала бы до – 100 градусов. Как невидимое одеяло удерживает тепло.

2) Атмосфера предохраняет Землю от метеоритов.

Учитель. Атмосферу называют бронёй планеты Земли, так как сотни метеоритов – небесных камней – не долетают до Земли, сгорая в атмосфере. Особенно хорошо это видно в летнюю звёздную ночь. В народе такие сгорания в воздухе метеоритов иногда называют «падающими звёздами». Луна испытывает целую метеоритную «бомбёжку».

3) Озоновый экран защищает человечество от избыточных ультрафиолетовых излучений.

Роль озона велика. Хотя его в атмосфере мало, а концентрация наблюдается на высоте 20 -25 км (озоновый экран), он поглощает ультрафиолетовые лучи Солнца, большая доза которых губительна для организмов.

4) Без атмосферы был бы невозможен круговорот воды.

5) Кислород необходим всем живым организмам для дыхания.

5. Проверка теста.

Чем, прежде всего первичная атмосфера отличалась от современной атмосферы?

А) составом

2. Распределите газы по мере уменьшения их доли в составе атмосферного воздуха.

2) кислород 3) аргон 1) азот

3.Верхняя граница тропосферы над экватором проходит на высоте. В) 18 км

4.В каком слое атмосферы наблюдается полярное сияние? Б) ионосфере

5. Пассажирские самолёты летают. В)

6. Атмосфера защищает Землю от: В) сильных перепадов температур

7.Установите последовательно

urok.1sept.ru

Методическая разработка по географии (5 класс) по теме: Воздушная оболочка Земли

Цель урока: получение новых знаний об атмосфере, ее составе, значении, явлениях, происходящих в атмосфере.

Задачи:

Образовательные:

формировать представление об атмосфере как оболочке Земли;

изучить состав воздуха и содержание понятий климат, погода;

уметь объяснить образование облаков и ветра.

развивающие:

Продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания;

 расширить кругозор детей;

формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать чувство ответственности, формировать навыки общения внутри группы;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе и подгруппами.

методы изложения нового материала:

а) демонстрация презентации при устном изложении изучаемого материала;

 б) беседа;

 в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником;

 г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: задача.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

I. Организационный момент (2 мин.)

– Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Проверьте, пожалуйста, свои рабочие места

II. Повторение (3 мин.)

Вы уже знаете, что Земля обладает уникальными особенностями — её поверхность опоясывают, взаимодействуя между собой, несколько оболочек, иногда их называют сферами. Давайте вспомним их название.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

Гидросфера – водная оболочка Земли

Литосфера – каменная оболочка

Биосфера – живая оболочка Земли.

III. Изучение новой темы (30 мин.)

– Тему сегодняшнего урока вы назовете сами, если

Разгадайте ребус   АРЕФСОМТА

(Запись темы урока )

Что вы знаете о воздухе? Какой он?

Для ответа используем подсказку загадку

Учитель: Напишите в рабочем листе, что нового вы бы хотели узнать по теме урока.

ПЛАН

Состав воздуха

Строение атмосферы

Явления, происходящие в атмосфере

Значение атмосферы

Состав воздуха

Какие вещества могут входить в состав воздуха?

Простое и привычное понятие «воздух» на самом деле не так просто – состав воздуха сложен, а все компоненты взаимосвязаны друг с другом. Если «взглянуть» на воздух с научной точки зрения, то это сложная смесь различных газов, подобранных в определенной пропорции.

В состав атмосферы входит 78% азота, 21% кислорода и 1% приходится на долю прочих газов, в т.ч. углекислого газа.

Отметьте, пожалуйста, на диаграммах количественное содержание азота, кислорода и других газов в атмосфере.

Строение атмосферы

Толщина воздушной оболочки Земли более 2000 км. Атмосфера состоит из нескольких слоев. Самый нижний слой, прилегающий к земной поверхности, имеет толщину 10-18 км – тропосфера. За пределы этого слоя не залетают птицы, да и облака редко поднимаются выше. В этом слое атмосферы протекает жизнь всех живых организмов. В этом слое формируется погода.

Следующий слой стратосфера достигает 50-60 км. В этом слое атмосферы находится слой озона, так называемый защитный экран, который поглощает часть ультрафиолетовой радиации Солнца. Одним из результатов этого является потепление воздуха в этом слое. Но более важно то, что озон препятствует проникновению на Землю ультрафиолетовых лучей. Часть этих лучей полезна, но значительное количество ультрафиолета губит жизнь на Земле. Поэтому очень важно, чтобы все выбросы в атмосферу не оказывали разрушительного воздействия на озоновый слой. В последнее время замечено возникновение так называемых «озоновых дыр». Некоторые ученые связывают их появление с тем, что в атмосферу в результате деятельности человека поступает большое количество газов, разрушающих озон. Через озоновую дыру солнечные ультрафиолетовые лучи в избытке попадают на нашу планету, что отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и некоторых видов растений.

За стратосферой – безвоздушное пространство. Здесь начинается космос.

Проблемный вопрос? А сейчас, ребята, я попрошу вас помочь мне ответить на давно интересующий меня вопрос. Почему большинство горных вершин всегда покрыты снегом, ведь они так близко к солнцу?

Развитие внимательности

Читают информацию о том, как с высотой изменяется температура. Дают ответ на вопрос, делают записи в рабочем листе.

Проведение игры “Вокруг света на воздушном шаре” (10 мин.)

Условия игры:

Класс делится на группы по 2-3 человека — это экипаж воздушного шара.

1 экипаж – изучает облака и осадки;

2 экипаж – изучает вопросы, связанные с возникновением ветра и грозы;

3 экипаж – изучает основную информацию о погоде и климате;

Пакет заданий для групп (выдается каждой группе):

тема. “Облака”

Прочитай раздаточный материал. Ответьте на вопросы

Как образуются облака?

Какие бывают облака ?

На какой высоте образуется каждый вид облаков?

С какими облаками связано выпадение осадков?

тема. “Ветер”

Прочитай раздаточный материал . Составь краткую статью для газеты (ведь по прибытию журналисты будут брать у вас интервью) о ветре, его образовании, грозах и молниях. Будь готов прочитать свою заметку.

тема “Погода и климат”

Прочитай раздаточный материал . Ответь на вопросы и запиши ответы в тетрадь:

Погода – это…(определение).

Климат – это…(определение).

Найди отличия погоды от климата.

Чем характеризуется погода (перечисли элементы погоды) ?

 Значение атмосферы (5 мин.)

Учитель: внимательно прослушайте стихотворение, и определить, какое значение для планеты играет наличие атмосферы.

Но значительна роль атмосферы

 Для Земли и для жизни людей,

 Ведь такая воздушная сфера

 Защищает от многих вещей:

 От мороза ли темною ночью,

 От перегрева в солнечный день,

 От паденья на Землю кучи

 Самых разных космических тел.

 Много вредных космических лучиков

 Атмосфера не пустит без ключика.

 Для непрошеных злобных лучей

 Не должно быть открытых дверей.

 Наш воздушный большой океан,

 Омывающий множество стран,

 Наш защитник, обидчик, помощник,

 Без которого жить невозможно.

 Выполняя защитную функцию,

 Атмосфера нам воздух дает.

 Значит, вывод верный:

 Человек без неё не живет!

V. Рефлексия

Синквейн на тему атмосфера

Правила составления синквейна: В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным). Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные) Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия) Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи) Пятая строка – одно слово, синоним темы.

VI. Домашнее задание: параграф 12.

Облака́ — взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара, видимые на небе с поверхности земли.

Облака состоят из мельчайших капель воды и/или кристаллов льда (называемых облачными элементами). Капельные облачные элементы наблюдаются при температуре воздуха в облаке выше −10 °C; от −10 до −15 °C облака имеют смешанный состав (капли и кристаллы), а при температуре в облаке ниже −15 °C — кристаллические.

При укрупнении облачных элементов и возрастании их скорости падения, они выпадают из облаков в виде осадков. Как правило, осадки выпадают из облаков, которые хотя бы в некотором слое имеют смешанный состав (кучево-дождевые, слоисто-дождевые, высоко-слоистые). Слабые моросящие осадки (в виде мороси, снежных зёрен или слабого мелкого снега) могут выпадать из однородных по составу облаков (капельных или кристаллических) — слоистых, слоисто-кучевых.

Кроме всего прочего, облака — известный лирический образ, используемый многими поэтами (Державин, Пушкин) в своих произведениях, писатели часто обращаются к этому образу, если требуется описать нечто высокое, мягкое или недосягаемое. Они ассоциируются с покоем, мягкостью и безмятежностью. Облака часто олицетворяют, придавая им мягкие черты характера.

Ветер – это перемещение воздуха их одного мета в другое, движение воздуха в горизонтальном направлении. От ветра может стать теплее или похолодать.

Почему дует ветер?

Ветер дует, потому что холодные воздушные массы постоянно передвигаются на место поднимающегося вверх теплого воздуха. Когда Солнце нагревает какую-то часть поверхности Земли, воздух легче холодного. Он поднимается вверх, а холодный опускается на его место. В других местах наоборот: солнце греет слабо, воздух охлаждается, идет вниз и вытесняет теплый воздух.

Гроза́ — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.

Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений: по количеству зарегистрированных смертных случаев только наводнения приводят к бо́льшим людским потерям.

ПОГОДА, состояние атмосферы в рассматриваемом месте в определенный момент или за ограниченный промежуток времени (сутки, месяц). Обусловлена физическими процессами, происходящими при взаимодействии атмосферы с космосом и земной поверхностью. Характеризуется метеорологическими элементами и их изменением. Многолетний режим погоды называют климатом.

Пого́да — совокупность значений метеорологических элементов и атмосферных явлений, наблюдаемых в определённый момент времени в той или иной точке пространства. Понятие «Погода» относится к текущему состоянию атмосферы, в противоположность понятию «Климат», которое относится к среднему состоянию атмосферы за длительный период времени. Если нет уточнений, то под термином «Погода» понимают погоду на Земле. Погодные явления протекают в тропосфере (нижней части атмосферы) и в гидросфере. Погоду можно описать давлением, температурой и влажностью воздуха, силой и направлением ветра, облачностью, атмосферными осадками, дальностью видимости, атмосферными явлениями (туманами, метелями, грозами) и другими метеорологическими элементами.

nsportal.ru

План-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему: Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

«Атмосфера – воздушная оболочка Земли».

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представление об атмосфере как оболочке Земли;

развивающие: 

  • Продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания;
  • расширить кругозор детей;
  • формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство ответственности, формировать навыки общения внутри группы;

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока.

  1. Орг момент.
  2. Постановка темы урока отгадывание загадок.

1.Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь?

(Воздух)

2. Ты без него не сможешь жить

Ни есть, ни пить, ни говорить.

И даже, честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня.

(Воздух)

3. Есть неведимка: в дом не просится, а прежде людей бежит торопится.

(Воздух)

4. Чего в комнате не видишь?

(Воздух)

5. Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели.

(Воздух)

6. Рассыпался горох по сту дорог, никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красна девица, ни бела рыбица 

7.Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.

(Воздух)

Правильно, сегодня мы будем изучать воздух, а правильнее сказать атмосферу.

Что такое атмосфера: читаю стих.

Что такое Атмосфера?

Может это литосфера? – нет!

Может это гидросфера? – нет

Может, это просто точка? –нет

Значит это оболочка? –да

Из чего она? из камня? –нет!

Состоит из смеси газов? –да!

Той, что воздухом зовут,

Они жизнь для нас дают!

  1. Изучение нового материала.

Как все исследователи мы будем вести дневник исследования. Подписали его и название нашего исследования.

Дневник юного исследователя.

Атмосфера — от греческого «atmos» — пар, «sharia» — шар, воздушная, газовая оболочка Земли.

  1. Поставьте во второй колонке + или -.

Утверждения

1 колонка

2 колонка

1.

Атмосфера есть только на нашей планете.

2.

Больше всего в атмосфере содержится кислорода.

3.

Атмосфера имеет резкую границу при переходе в космос.

4.

Воздух это смесь газов.

5.

В воздухе никогда не бывает примесей (пыли, сажи, копоти)

  1. Что такое воздух-

Расставьте правильно цифры.

               

  1. Углекислый газ
  2. Кислород
  3. Азот
  1. Свойства воздуха.

Подчеркните только свойства воздуха.

  1. Имеет запах.
  2. Не имеет запах.
  3. Бесцветный
  4. Занимает объем.
  5. Не поддерживает горение.
  6. Хорошо проводит тепло.
  7. Плохо проводит тепло.
  8. Имеет горький вкус.
  9. Не имеет вкуса.
  10. Упругий.
  11. Твердый.
  1. Слои атмосферы. 
  1. Домашнее задание: прочитать учебник стр. 85 и написать сочинение « Что нужно сделать, чтобы воздух в нашем поселке стал чище».

Работа в группах по исследованию воздуха.

Задания для группы, изучающей состав воздуха.

  1. Прочитайте первый абзац – стр. 85
  2. В атмосфере больше всего, какого газа?
  3. Каково значение азота?
  4. Сколько процентов приходится на кислород?
  5. Каково значение кислорода?
  6. 1% приходится на другие газы. Невелико содержание углекислого газа, всего 0,1%,?
  7. Каково значение углекислого газа?

(он важен для жизни на Земле: его используют зелёные растения для фотосинтеза, он и «утеплитель» Земли, он пропускает солнечную энергию, но задерживает тепло.

  1. Выйти к доске и подписать состав воздуха:

Задания для группы, изучающей свойства воздуха.

  1. Прочитать описание опытов, затем воспроизвести их всему классу.

1. Воздух свою, определенную форму не имеет, он может иметь “форму” тела, которую он заполняет. Надуть воздушный шар.

2. 3анимает место. Твердые тела занимает определенное место. Чтобы занять место твердых тел, необходимо их оттуда убрать. Занимает ли место воздух?

Стакан опускаем вверх дном в сосуд  с водой. Вода не входит в стакан: ей мешает туда войти воздух. Вывод — воздух занимает место.

3. Воздух имеет вес. Твердые тела можно легко взвесить. А как взвесить воздух?

Опыт: Берется большой полиэтиленовый мешок. Его нужно аккуратно сложить так, чтобы внутри не остался воздух. Взвесить. Набрать в мешок воздух, завязать, взвесить. Найти разницу, это и будет массой воздуха в мешке.

Уже давно подсчитано, что 1 м3 воздуха весит 1 кг 300 г. Так что, если объем нашей классной комнаты, например, 100 м3, то вес воздуха, находящегося в ней, равен 130 кг.

4. Цвет. Воздух не имеет определенного цвета. Голубое небо — это толстый слой воздуха. Берется кусок полиэтилена. Его нужно прикладывать к учебнику, через один слой пленки видно всё. Если сложить пленку в несколько слоёв, то она становится белой и непрозрачной.

5. Прозрачность. Чтобы в этом убедиться достаточно посмотреть в окно и наблюдать то, что можно увидеть через воздух.

6. Вкус, запах. Не имеет.

7. Сжимаемость. 

Мячи — они отскакивают и подпрыгивают!

8. Воздух упруг. Когда мяч ударяется о пол, воздух в нем больше сжимается. Но, так как сжатый воздух упруг, он сейчас же расширяется, и мяч с силой отскакивает от пола.

9. Что делается с воздухом при нагревании? Опыт. В колбу ставится пробка со стеклянной трубкой. Конец трубы опускается в стакан с водой. Колба нагревается руками. Скоро можно заметить, что из трубочки начинают выходить пузырьки. Вывод. Это происходит потому, что при нагревании воздух расширяется. Ю. Что делается с воздухом при охлаждении?

На колбу предыдущего опыта нужно положить снег. Вода заходит из стакана в колбу по трубке. Значит, воздух при охлаждении сжимается. Вывод. Воздух так же, как и твердые тела, расширяется при нагревании и сживается при охлаждении.

Задания для группы, изучающей слои атмосферы.

Прочитать и рассказать о слоях воздуха.

Тропосфера — самый нижний слой, в нём сосредоточено 80% воздуха всей атмосферы, 90%   водяного пара

Нижний слой – тропосфера нагревается от Земли, которая в свою очередь нагревается от Солнца. Наиболее прогретые слои тропосферы прилегают к Земле. С высотой нагрев уменьшается, и это понижает температуру воздуха. на каждые 1000 м температура понижается на 6 градусов. Мощность тропосферы. Её верхняя граница проходит на экваторе на высоте 18 км, а над полюсами — на высоте 8- 9 км.

Тропосферу называют «фабрикой погоды», «кухней погоды».

На приземном слое особенно много примесей, которые поступают в воздух в результате деятельности человека: копоти, газов, что чрезвычайно вредно для человека, растений, животных.

СТРАТОСФЕРА

Над тропосферой до высоты 50-55 км лежит стратосфера, Воздух разрежен, что им нельзя дышать.

Стратосфера характеризуется еще тем, что преимущественно в ней содержится атмосферный озон. Озоновый слой поглощает «жёсткие» ультрафиолетовые солнечные лучи, губительные для живых организмов. В 80-годы 20 века учёные заметили уменьшение озона, назвали это явление «озоновыми дырами». Они были обнаружены над Антарктидой, Арктикой. Причиной разрушения озонового слоя являются фреоны. Фреоны – вещества в холодильниках, очищающие вещества, химические средства для тушения пожаров.

МЕЗОСФЕРА

Над стратосферой лежит слой мезосферы, примерно до 80 км. Здесь температура с высотой падает до нескольких десятков градусов ниже нуля .

Мезосфера имеет самую холодную температуру в атмосфере: от -2 до — 138 градусов Цельсия. Здесь же находятся самые высокие облака : в ясную погоду их можно видеть при закате.

Воздух разрежен, не поглощает солнечное тепло.

ТЕРМОСФЕРА
Воздух в ионосфере чрезвычайно разрежен.

В ионосфере наблюдаются полярные сияния — необыкновенно красивое явление. Оно наблюдается в ионосфере, в полярных широтах. Под действием заряженных частиц, движущихся к Земле со стороны Солнца, разреженный воздух сам заряжается электричеством и начинает светиться. Полярное сияние, переливающее всеми цветами радуги, может продолжаться от нескольких минут до нескольких суток.

Температура в ионосфере растет с высотой до очень больших значений. На высотах около 800 км она достигает 1000°.
ЭКЗОСФЕРА

Выше 800-1000 км атмосфера переходит в экзосферу и постепенно в межпланетное пространство.

  1. Охрана воздуха – географическая почта.

Распределить высказывания или в +, или в -.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск