Временные границы серебряного века русской поэзии: Тест по литературе (11 класс) на тему: Тест по теме «Серебряный век русской поэзии» – Attention Required! | Cloudflare

Тест по литературе (11 класс) на тему: Тест по теме «Серебряный век русской поэзии»

Тест по теме «Серебряный век русской поэзии»

1. Укажите временные границы Серебряного века русской поэзии

       1. Начало XX века                                           2. Конец XIX — начало XX века

       3. Начало — середина XX века                         4. Конец XIX века

2. Кто из философов первым предложил название «Серебряный век»?

                     1. В.Соловьёв                               2. Н.Оцуп

                     3. Н.Бердяев                                 4. И.Анненский

3. Как называлась художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века и воплотившаяся в системе самостоятельных художественных направлений и течений?

                     1. декаданс                                          2. модернизм

                     3. символизм                                       4. футуризм

4. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?

                         1. символизм                                   2. имажинизм

                         3. футуризм                                     4. акмеизм

5. Какое поэтическое течение было первым в литературе Серебряного века?

                         1. символизм                        2. акмеизм

                         3. футуризм                          4. имажинизм

6. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?

                          1. символизм                           2. имажинизм

                          3. футуризм                             4. акмеизм

7. Кто обосновал теоретические основы символизма?

                        1. В.Соловьёв                           2. Ф.Сологуб

                        3. В.Брюсов                              4. Д.Мережковский

8. Название какого поэтического течения переводится с греческого как «высшая степень чего-либо»?

                           1. акмеизм                                   2. имажинизм

                           3. футуризм                                 4. символизм

9. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?

                            1. Н.Гумилёв                                           2. А.Ахматова

                            3. В.Брюсов                                             4. О.Мандельштам

10. Кто из поэтов является представителем имажинизма?

                             1. С.Есенин                                   2. З.Гиппиус

                             3. А.Белый                                    4. В.Маяковский

11. Кто из поэтов является представителем футуризма?

                              1. А.Блок                                      2. В.Маяковский

                               3. М.Цветаева                              4. А.Ахматова

12. «Цех поэтов» — это название союза:

                          1. символистов                                2. имажинистов

                          3. футуристов                                   4. акмеистов

13. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» — это призыв:

                          1. акмеистов                              2. имажинистов

                          3. футуристов                            4. символистов

14. Что, по мнению акмеистов, должно было приобрести свой изначальный смысл?

                         1. стихотворение                                        2. образ

                         3. слово                                                        4. время

15. Что К.Бальмонт считал основой лирики?

                      1. магию слов                             2. личность

                       3. рифму                                      4. образ

16. Кто из поэтов осмелился напрямую обвинить И.В.Сталина в геноциде собственного народа?

                       1. Н.Гумилёв                                  2. А.Ахматова

                       3. В.Брюсов                                    4. О.Мандельштам

17. Слова какой части речи И.Северянин образовывал от существительных, добавляя приставку «о»?

                         1. наречие                                 2. междометие

                         3. глагол                                    4. прилагательное

18. Что в качестве краеугольного камня было положено в поэзии акмеизма?

                         1. тайна                               2. слово

                         3. мимолётность                4. реалистический взгляд на вещи

19. Кто проповедовал слияние искусства с ускоренным жизненным процессом ХХ века путём разрушения форм и условностей?

                           1. символисты                      2. имажинисты

                           3. футуристы                        4. акмеисты

20. Как назывался первый манифест футуристов?

                   1. «Садок судей»                       2. «Пощёчина общественному вкусу»

                  3. «Адище города»                     4. «Из улицы в улицу»

Ответы

1. 2

2. 3

3. 2

4. 3

5. 1

6. 4

7. 4

8. 1

9. 3

10. 1

11. 2

12. 4

13. 3

14. 3

15. 1

16. 4

17. 3

18. 4

19. 3

20. 2

Тест по литературе для 11 класса «Серебряный век русской поэзии»

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени

А.Д. Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Тест по литературе для 11 класса

«Серебряный век русской поэзии»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

2013

Пояснительная записка

Данный тест позволяет определить уровень знаний учащихся 11 класса темы «Серебряный век русской поэзии». Работа содержит вопросы об основных литературных течениях Серебряного века.

К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа.

Представленный тест можно использовать на заключительном уроке литературы по данной теме.

Критерии оценки:

«5» — 19 – 20 баллов

«4» — 16 – 18 баллов

«3» — 11 – 15 баллов

«2» — 0 – 10 баллов

1. Укажите временные границы Серебряного века русской поэзии

1. Начало XX века

2. Конец XIX — начало XX века

3. Начало — середина XX века

4. Конец XIX века

2. Кто из философов первым предложил название «Серебряный век»?

1. В.Соловьёв

2. Н.Оцуп

3. Н.Бердяев

4. И.Анненский

3. Как называлась художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века и воплотившаяся в системе самостоятельных художественных направлений и течений?

1. декаданс

2. модернизм

3. символизм

4. футуризм

4. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?

1. символизм

2. имажинизм

3. футуризм

4. акмеизм

5. Какое поэтическое течение было первым в литературе Серебряного века?

1. символизм

2. акмеизм

3. футуризм

4. имажинизм

6. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?

1. символизм

2. имажинизм

3. футуризм

4. акмеизм

7. Кто обосновал теоретические основы символизма?

1. В.Соловьёв

2. Ф.Сологуб

3. В.Брюсов

4. Д.Мережковский

8. Название какого поэтического течения переводится с греческого как «высшая степень чего-либо»?

1. акмеизм

2. имажинизм

3. футуризм

4. символизм

9. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?

1. Н.Гумилёв

2. А.Ахматова

3. В.Брюсов

4. О.Мандельштам

10. Кто из поэтов является представителем имажинизма?

1. С.Есенин

2. З.Гиппиус

3. А.Белый

4. В.Маяковский

11. Кто из поэтов является представителем футуризма?

1. А.Блок

2. В.Маяковский

3. М.Цветаева

4. А.Ахматова

12. «Цех поэтов» — это название союза:

1. символистов

2. имажинистов

3. футуристов

4. акмеистов

13. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» — это призыв:

1. акмеистов

2. имажинистов

3. футуристов

4. символистов

14. Что, по мнению акмеистов, должно было приобрести свой изначальный смысл?

1. стихотворение

2. образ

3. слово

4. время

15. Что К.Бальмонт считал основой лирики?

1. магию слов

2. личность

3. рифму

4. образ

16. Кто из поэтов осмелился напрямую обвинить И.В.Сталина в геноциде собственного народа?

1. Н.Гумилёв

2. А.Ахматова

3. В.Брюсов

4. О.Мандельштам

17. Слова какой части речи И.Северянин образовывал от существительных, добавляя приставку «о»?

1. наречие

2. междометие

3. глагол

4. прилагательное

18. Что в качестве краеугольного камня было положено в поэзии акмеизма?

1. тайна

2. слово

3. мимолётность

4. реалистический взгляд на вещи

19. Кто проповедовал слияние искусства с ускоренным жизненным процессом ХХ века путём разрушения форм и условностей?

1. символисты

2. имажинисты

3. футуристы

4. акмеисты

20. Как назывался первый манифест футуристов?

1. «Садок судей»

2. «Пощёчина общественному вкусу»

3. «Адище города»

4. «Из улицы в улицу»

Ответы

1. 2

2. 3

3. 2

4. 3

5. 1

6. 4

7. 4

8. 1

9. 3

10. 1

11. 2

12. 4

13. 3

14. 3

15. 1

16. 4

17. 3

18. 4

19. 3

20. 2

Контрольный тест по поэзии Серебряного века

Тест «Поэзия Серебряного века»

Вариант 1

Начало формы

1. Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии.

1) начало 20 века
2) конец 19 – начало 20 века
3) начало-середина 20 века
4) конец 19 века

2. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?

1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм

3. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?

1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм

4. О каком поэтическом течении «серебряного века» идет речь?

«Направление в литературе и искусстве, проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах». (Словарь С. Ожегова)

______________________________________

5. Назовите модернистское течение конца XIX — начала XX.в.в., которому были присущи следующие принципы: «Отказ от мистической туманности, стремление к конкретности, красочности, предметности образов».

__________________________________________

6. Кто из поэтов является представителем футуризма?

1) В. Маяковский
2) А. Блок
3) М. Цветаева
4) А. Ахматова

7. «Цех поэтов» — это название союза:

1) символистов
2) акмеистов
3) новокрестьянских поэтов
4) футуристов

8. Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни»?

1) С. Есенина
2) В. Иванова
3) К. Бальмонта
4) И. СеверянинаКонец формы

9. Творчество какого поэта Серебряного века (из перечисленных ниже) не было связано с футуризмом?

  1. В. Маяковского

  2. Б. Пастернака

  3. В. Хлебникова

  4. Н. Гумилева

10. Кто из перечисленных поэтов Серебряного века не принадлежал к какому-либо поэтическому течению?

  1. В. Брюсов

  2. К. Бальмонт

  3. М. Цветаева

  4. Н. Гумилев

11. Что такое символ?

  1. поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления

  2. слово или оборот в иносказательном значении

  3. художественный прием, основанный на преувеличении

  4. художественный прием, основанный на противопоставлении

12. К какому литературному течению конца XIX — начала XX в.в. относились В. Брюсов, З. Гиппиус, К. Бальмонт?

  1. к акмеизму

  2. к футуризму

  3. к символизму

  4. новокрестьянская поэзия

13. Соотнесите приведенный ниже стихотворный отрывок с названием модернистского течения, в стиле которого оно написано:
Боэбоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиээй пелся облик,
Гзи-гзи-гзи пелась цепь.

  1. Символизм

  2. Акмеизм

  3. Футуризм

  4. имажинизм

14. Соотнесите название модернистского течения конца XIX — начала XX.в.в. с принципами, ему присущими: «Элитарность, возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность. Ориентация на читателя — соавтора».

  1. Новокрестьяская поэзия

  2. Акмеизм

  3. Футуризм

  4. символизм

 15.Какое из произведений не принадлежит Блоку?

а) «Анна Снегина»; б) «Незнакомка»; «На поле Куликовом»; «Вхожу я в тёмные храмы…».

16.Назовите художественный приём, использованный в стихотворении С.А. Есенина: «Дымом половодье зализало ил, / Желтые поводья месяц уронил…».

 ____________________________________________________

17.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Ахматовой: «У меня сегодня много дела: / Надо память до конца убить, / Надо, чтоб душа окаменела, / Надо снова научиться жить».

____________________________________________________

18.Определите средство художественной выразительности, используемое в стихотворении С. Есенина: «Все мы, все мы в этом мире тленны, / Тихо льётся с клёнов листьев медь…».

_________________________________________________

19.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Блока: «О Русь моя! Жена моя! До боли / На ясен долгий путь!».

_____________________________________________

20.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А.А. Ахматовой: «Заплаканная осень, как вдова / В одеждах чёрных, все сердца туманит…»

____________________________________________________

21. «Стоит передо мной моя тема <…> Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». О какой теме писал А. Блок?

а) тема революции; б) тема любви; в) тема прошлого; г) тема России.

22.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом».

_______________________________________ 

23.Укажите соответствия (цифра – буква), с каким из направлений соотносится творчество каждого из нижеприведённых поэтов:

1. В. Маяковский а) символизм

2. С. Есенин б) акмеизм

3. А. Ахматова в) футуризм

4. В. Брюсов г) новокрестьянская поэзия

24.Манифестом какого литературного течения модернизма была «Пощёчина общественному вкусу»?

а) символизма; б) акмеизма; в) футуризма; б) имажинизма.

25. Кто является автором поэтического сборника «Вечер»?

1) М. Цветаева
2) З. Гиппиус
3) А. Ахматова
4) Н. Гумилёв

26.Какая тематика раскрывается в стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»?

а) любовная; б) философская; в) тема поэта и поэзии; г) тема родины.

27. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?

1) В. Брюсов
2) Н. Гумилев
3) А. Ахматова
4) О. Мандельштам

 Часть II

 

Прочитайте и проанализируйте стихотворение В. Маяковского «А вы могли бы?»

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

 

1913

Тест «Поэзия Серебряного века»

Вариант 2

Начало формы

1. Как называется период русской литературы, предшествующий «серебряному веку»?

1) золотой век
2) бронзовый век
3) медный век
4) нет правильного ответа

2. Название какого поэтического течения переводится как «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора».

1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм

3. Какое поэтическое течение было первым в литературе «серебряного века»?

1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм

4. Определите, о каком поэтическом течении «серебряного века» говорится в определении.

«…провозгласил освобождение поэзии от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова». (Большая Советская Энциклопедия)

___________________________________________

5. Определите, о каком поэтическом течении «серебряного века» говорится в определении.

«Направление, отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, который должен был бы разрушить все традиции и приёмы старого искусства». (Словарь С. Ожегова)

_____________________________________

6. Кто из поэтов является представителем новокрестьянской поэзии?

1) В. Маяковский
2) А. Ахматова
3) С. Есенин
4) Н.Гумилев

7. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» — это призыв:

1) акмеистов
2) имажинистов
3) футуристов
4) символистов

8. Кто из перечисленных русских поэтов не принадлежал к Серебряному веку русской поэзии?

  1. Н. Гумилев

  2. В. Маяковский

  3. Ф. Тютчев

  4. А. Блок

9. Кто из перечисленных поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного акмеизмом?

  1. В. Брюсов

  2. К. Бальмонт

  3. И. Анненский

  4. Н. Гумилев

10. Как назывался манифест футуристов?

  1. «Дохлая луна»

  2. «О прекрасной ясности»

  3. «Пощечина общественному вкусу»

  4. «Долой Пушкина с корабля современности»

11. Лирический герой — это

  1. Автор

  2. Рассказчик

  3. образ героя, чьи переживания, мысли и чувства отражены в стихотворении

  4. образ героя, наиболее симпатичного рассказчику

12. К какому модернистскому течению конца XIX — начала XX в.в. примыкали Д. Бурлюк, В. Хлебников?

  1. Футуризм

  2. Акмеизм

  3. Имажинизм

  4. символизм

13. Какое модернистское течение В. Брюсов называл «поэзией намеков»?

  1. акмеизм

  2. футуризм

  3. новокрестьянская поэзия

  4. символизм

14.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «литературно-художественное течение, ставившее целью искусства подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, характеризующееся музыкальностью, возвышенностью тематики, многозначностью образов, мистической настроенностью».

______________________________________

15.Какой теме посвящён микроцикл «На поле Куликовом»?

а) теме революции; б) любовной теме; в) теме родины; г) теме одиночества.

16.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении В. Маяковского: «В сто сорок солнц закат пылал, / в июль катилось лето…»

_____________________________________________

17.Определите средство художественной выразительности, используемое в поэме А. Блока «Двенадцать»: «Чёрный вечер. / Белый снег. / Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек».

_________________________________________

18.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Ахматовой: «Из ребра твоего сотворённая, / Как могу я тебя не любить?».

__________________________________________

19.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении С. Есенина: «Не жаль мне лет, растраченных напрасно, / Не жаль души сиреневую цветь…»

______________________________________________

20.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Блока: «А Непрядва убралась туманом, / Что княжна фатой».

____________________________________________

21.Какую тему можно считать ведущей в поэтическом творчестве С.А. Есенина

а) тема любви, б) тема одиночества; в) тема революции, г) тема родины.

22.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «модернистское течение, провозглашавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла, повышенное внимание к художественной детали».

 ___________________________________________

23.Укажите соответствия (цифра – буква), с каким из направлений соотносится творчество каждого из нижеприведённых поэтов.

1. А. Блок а) символизм

2. Н. Гумилев б) новокрестьянская поэзия

3. Д. Бурлюк в) футуризм

4. С. Есенин г) акмеизм

24.Какое из модернистских течений имело второе название «адамизм»?

а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм; г) новокрестьянская поэзия.

 25. Соотнесите отрывок из литературного манифеста с литературным направлением: «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание».

  1. Акмеизм

  2. Символизм

  3. Футуризм

  4. Новокрестьянская поэзия

26.Кто стоял во главе «Цеха поэтов»?

а) А. Ахматова; б) О. Мандельштам; в) Н. Гумилёв; г) М. Кузмин.

27. Кто является автором сборника «На поле Куликовом»

1. А.Блок

2. Н. Гумилев

3. С. Есение

4. В. Маяковский

Часть II 

Прочитайте и проанализируйте стихотворение А. Блока

***

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

 

Умрешь — начнешь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

 

10 октября 1912

Ответы:

  1. 2

  2. 2

  3. 1

  4. Символизм

  5. Акмеизм

  6. 1

  7. 2

  8. 1

  9. 4

  10. 3

  11. 2

  12. 3

  13. 3

  14. 4

  15. А

  16. олицетворение

  17. Анафора

  18. Метафора

  19. Обращение

  20. Сравнение

  21. Г

  22. Футуризм

  23. 1в 2г 3б 4а

  24. В

  25. 3

  26. Б

  27. 1

Вариант 2

  1. 1

  2. 1

  3. 4

  4. Акмеизм

  5. Футуризм

  6. 3

  7. 3

  8. 3

  9. 4

  10. 3

  11. 3

  12. 1

  13. 4

  14. Символизм

  15. В

  16. Гипербола

  17. Противопоставление

  18. Риторический вопрос

  19. Анафора

  20. Сравнение

  21. Г

  22. Акмеизм

  23. 1а 2г 3в 4б

  24. Б

  25. 3

  26. В

  27. 1

Шкала для оценивания теста.

Серебряный век русской поэзии

Определение 1

Серебряный век — период, выделяемый в истории русской поэзии конца XIX — начала XX века, характеризующийся её расцветом, возникновением в ней принципиально новых поэтических течений и поэтов, которые проповедовали эстетику, принципиально отличную от ранее существовавших идеалов.

Принято считать, что образное название, подобранное по аналогии с «золотым веком», этому отрезку времени дал философ Н. Бердяев, хотя на авторство претендовали также поэты В. Маяковский и Н. Оцуп.

Направление русской поэзии Серебряного века

Указанный исторический период на стыке столетий воспринимался не иначе как глубокий кризис, ощущение перелома запускало в сознании людей процесс умирания прежних идей и устоев и рождение новых. Отношение к такому «перезапуску» сознания было неоднозначным – абсолютно каждый ощущал в себе одновременно и «волю к жизни», и «волю к смерти». Именно поэтому поэзия Серебряного века наполнена трагизмом, ощущением неизбежной смерти, специфическими мотивами увядания и разрушения. Но гибель здесь мыслится не как конец, а как начало новой, лучшей жизни, надежды на которую лелеяли поэты этого периода.

Мотивы, так или иначе, определяют использование поэтами мистической символики. Причём мистикой поэты окутывали практически все вечные темы:

  • родины,
  • творчества,
  • природы,
  • любви.

Немаловажное значение поэты Серебряного века придавали формам, не боясь экспериментировать с рифмами и словом, в котором их интересовали самые тонкие оттенки значения и поэтические возможности, оказывающиеся практически безграничными в умелых «руках» мастеров.

Поэзия Серебряного века на фоне литературного наследия предыдущих эпох выделяется не только особыми мотивами, порождёнными сложным мировоззрением авторов, но и наличием множества направлений, основными среди которых можно назвать следующие:

  1. Символизм;
  2. Акмеизм;
  3. Футуризм

Символизм. В основе символизма лежит так называемая «эстетика намёка», согласно которой поэт отходит от чёткого изображения материального мира и пишет только об ассоциациях, вызванных у него теми или иными предметами. Поэты-символисты были убеждены, что именно символ выступает средством познания окружающей действительности, что одним лишь разумом невозможно постичь все то прекрасное, что несёт в собе искусство, на изображение тонкостей которого они были ориентированы. Поэтому основной темой произведений символистов является религия, а лирические герои представлены образами пророков и мучеников. Также они считали, что искусство далеко от «грязи» мира политики и общественного быта, поэтому не касались этих тем в своём творчестве.

К представителям символизма относятся такие поэты, как В. Брюсов, Д. Мережковский, К. Бальмонт, З. Гиппиус.

Акмеизм — течение, пришедшее на смену символизму. Хотелось бы отметить, что некоторые современные филологи предпочитают не выделять указанное течение в отдельное направление, считая его лишь ветвью символизма. Однако изначально акмеизм появился как «ответ» молодых поэтов разочаровавшему их символизму и отличался от него тем, что:

  • тема религии в поэзии акмеизма перестала быть столь навязчивой, фокус внимания сместился с мистики на описание земного, менее возвышенного, не столь сакрального, но более близкого и понятного;
  • в произведениях акмеистов нет непостижимой тайны, как это было у символистов. Некая загадка все же остаётся, но к ней, поразмыслив, вполне реально подобрать ответ.

Поэты, творившие в направлении акмеизма, являются выходцами из знаменитого «Цеха поэтов», возглавляемого Н. Гумилевым и С. Городецким. Среди них: А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов, Н. Оцуп, Нарбут.

Футуризм — течение стало по-настоящему авангардным, первым в своём роде в русской литературе. Основная идея программы футуризма — разрушение существовавших в литературе стереотипов и прежних ценностей. Помимо этого футуристы ставили перед собой задачу эпатировать публику как смыслом, вкладываемым в произведения, так и самой формой, нередко пытаясь не самым эстетичным способом видоизменять слова. Поэты-футуристы утверждали, что воспевают искусство будущего, а параллельно с этим нередко возвеличивали и собственное «я». Основателями направления в России принято считать членов петербургской группы «Гилея», которые представляли собой наиболее влиятельное, но далеко не единственное объединение поэтов-футуристов, наряду с «Ego», «Центрифугой», «Мезонином поэзии» и другими.

Наиболее яркими представителями направления стали: И. Северянин, В. Маяковский, В. Хлебников, Е. Гуро, Н. Бурлюк.

Временные границы Серебряного века русской поэзии

Хронологические рамки Серебряного века являются несколько размытыми, так как исследователи расходятся во мнениях по поводу конкретных десятилетий, положивших начало и завершивших один из наиболее примечательных периодов отечественной поэзии. Обычно за точку отсчета принимают середину 1890-го года, как это зафиксировано в большинстве научных трудов. Тем не менее, к поэзии данного периода зачастую причисляют творчество В. Соловьева и А. Плещеева, поэтика которых была сформирована уже в 70-80 гг.

На вопрос об окончании Серебряного века большинство исследователей отвечают довольно точно, называя конкретную дату, а именно 25 октября 1917 года — начало революции, как было принято считать в рамках советского литературоведения. Однако далеко не все современные учёные разделяют эту точку зрения, приводя довольно логичный довод о том, что литературный процесс не мог остановиться и поменяться буквально за один день. Кроме того, неизбежное приближение государственного переворота отчасти как раз благоприятно повлияло на дальнейшее развитие уже сформировавшихся за четверть века до начала революции течений и направлений в литературе. Поэтому современные литературоведы тяготеют к тому, чтобы раздвигать хронологические рамки Серебряного века вплоть до начала 1920-х годов, учитывая и тот факт, что и какое-то время после революции некоторые поэты творили далеко за пределами позиций социального реализма.

Замечание 1

Какими бы ни были точные временные отрезки данного периода в истории литературы, очевидно одно — формирование мировоззрения относимых к нему поэтов пришлось на рубеж веков, что во многом определило особенности их творчества и, соответственно, поэзии Серебряного века в целом.

Время, когда сознание и жизнь большинства писателей и поэтов были надломлены зверствами революции, стало самым насыщенным периодом в истории русской литературы, открыло огромные таланты, оставившие после себя невероятно богатое наследие и продемонстрировавшие в очередной раз величие русской классической литературы.

Контрольная работа «Поэзия Серебряного венка»

Контрольная работа по поэзии Серебряного века

11 класс

1. Укажите временные границы Серебряного века русской поэзии

1. Начало XX века

2. Конец XIX — начало XX века

3. Начало — середина XX века

4. Конец XIX века

2. Кто из философов первым предложил название «Серебряный век»?

1. В.Соловьёв

2. Н.Оцуп

3. Н.Бердяев

4. И.Анненский

3. Как называлась художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века и воплотившаяся в системе самостоятельных художественных направлений и течений?

1. декаданс

2. модернизм

3. символизм

4. футуризм

4. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?

1. символизм

2. имажинизм

3. футуризм

4. акмеизм

5. Какое поэтическое течение было первым в литературе Серебряного века?

1. символизм

2. акмеизм

3. футуризм

4. имажинизм

6. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?

1. символизм

2. имажинизм

3. футуризм

4. акмеизм

7. Кто обосновал теоретические основы символизма?

1. В.Соловьёв

2. Ф.Сологуб

3. В.Брюсов

4. Д.Мережковский

8. Название какого поэтического течения переводится с греческого как «высшая степень чего-либо»?

1. акмеизм

2. имажинизм

3. футуризм

4. символизм

9. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?

1. Н.Гумилёв

2. А.Ахматова

3. В.Брюсов

4. О.Мандельштам

10. Кто из поэтов является представителем имажинизма?

1. С.Есенин

2. З.Гиппиус

3. А.Белый

4. В.Маяковский

11. Кто из поэтов является представителем футуризма?

1. А.Блок

2. В.Маяковский

3. М.Цветаева

4. А.Ахматова

12. «Цех поэтов» — это название союза:

1. символистов

2. имажинистов

3. футуристов

4. акмеистов

13. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» — это призыв:

1. акмеистов

2. имажинистов

3. футуристов

4. символистов

14. Что, по мнению акмеистов, должно было приобрести свой изначальный смысл?

1. стихотворение

2. образ

3. слово

4. время

15. Что К.Бальмонт считал основой лирики?

1. магию слов

2. личность

3. рифму

4. образ

16. Кто из поэтов осмелился напрямую обвинить И.В.Сталина в геноциде собственного народа?

1. Н.Гумилёв

2. А.Ахматова

3. В.Брюсов

4. О.Мандельштам

17. Слова какой части речи И.Северянин образовывал от существительных, добавляя приставку «о»?

1. наречие

2. междометие

3. глагол

4. прилагательное

18. Что в качестве краеугольного камня было положено в поэзии акмеизма?

1. тайна

2. слово

3. мимолётность

4. реалистический взгляд на вещи

19. Кто проповедовал слияние искусства с ускоренным жизненным процессом ХХ века путём разрушения форм и условностей?

1. символисты

2. имажинисты

3. футуристы

4. акмеисты

20. Как назывался первый манифест футуристов?

1. «Садок судей»

2. «Пощёчина общественному вкусу»

3. «Адище города»

4. «Из улицы в улицу»

Контрольная работа по поэзии Серебряного века

11 класс

Критерии оценки:

«5» — 19 – 20 баллов

«4» — 16 – 18 баллов

«3» — 11 – 15 баллов

«2» — 0 – 10 баллов

Ответы

1. 2

2. 3

3. 2

4. 3

5. 1

6. 4

7. 4

8. 1

9. 3

10. 1

11. 2

12. 4

13. 3

14. 3

15. 1

16. 4

17. 3

18. 4

19. 3

20. 2

Тест по поэзии Серебряного века 11 класс

Тест по поэзии Серебряного века для 11 класса

1. Укажите временные границы Серебряного века русской поэзии

  1. 1. Начало XX века

  2. 2. Конец XIX — начало XX века

  3. 3. Начало — середина XX века

  4. 4. Конец XIX века

2. Кто из философов первым предложил название «Серебряный век»?

1. В.Соловьёв

2. Н.Оцуп

3. Н.Бердяев

4. И.Анненский

3. Как называлась художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века и воплотившаяся в системе самостоятельных художественных направлений и течений?

1. декаданс

2. модернизм

3. символизм

4. футуризм

4. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?

1. символизм

2. имажинизм

3. футуризм

4. акмеизм

5. Какое поэтическое течение было первым в литературе Серебряного века?

1. символизм

2. акмеизм

3. футуризм

4. имажинизм

6. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?

1. символизм

2. имажинизм

3. футуризм

4. акмеизм

7. Кто обосновал теоретические основы символизма?

1. В.Соловьёв

2. Ф.Сологуб

3. В.Брюсов

4. Д.Мережковский

8. Название какого поэтического течения переводится с греческого как «высшая степень чего-либо»?

1. акмеизм

2. имажинизм

3. футуризм

4. символизм

9. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?

1. Н.Гумилёв

2. А.Ахматова

3. В.Брюсов

4. О.Мандельштам

10. Кто из поэтов является представителем имажинизма?

1. С.Есенин

2. З.Гиппиус

3. А.Белый

4. В.Маяковский

11. Кто из поэтов является представителем футуризма?

1. А.Блок

2. В.Маяковский

3. М.Цветаева

4. А.Ахматова

13. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» — это призыв:

1. акмеистов

2. имажинистов

3. футуристов

4. символистов

11. 2

12. 4

13. 3

14. 3

15. 1

16. 4

17. 3

18. 4

19. 3

20. 2

hello_html_bf57c9c.png

Серебряный век русской поэзии — Википедия

Сере́бряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX — началу XX века[1][2], данное по аналогии с золотым веком (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики Николай Оцуп, Владимир Маяковский[3].

Хронологические рамки

Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Условно серебряный век датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX в.[4][5] Если в определении начала Серебряного века исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Одни исследователи полагают, что Серебряный век окончился с началом Гражданской войны. Другие полагают, что Серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва. Также, существует точка зрения, что концом Серебряного века можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского.

Литературные течения и объединения

Символизм

Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных[источник не указан 462 дня] общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного сознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература Серебряного века ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма — 1890-е годы — 1910 год. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:

Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения (например, «старшие» и «младшие» символисты).

«Старшие» символисты

К «старшим» символистам относятся:

«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

«Младшие» символисты

К «младшим» символистам относятся А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном ключе. Для них символизм был философией, преломленной в поэтическом сознании.

Акмеизм

Акмеизм (адамизм) выделился из символизма[источник не указан 460 дней] и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие.

Футуризм

Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, а также группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку.

Кубофутуризм

В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использование окказионализмов. В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.

Эгофутуризм

Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие.

Новокрестьянская поэзия

Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Поэты, причисляемые к данному направлению, себя так не называли и не образовывали литературного объединения или направления с единой теоретической платформой. Однако всем «новокрестьянским» поэтам в той или иной мере были присущи обращения к теме деревенской России (вопреки России «железной»), связь с миром природы и устного народного творчества. Вместе с тем им были внятны и стилевые устремления «русского модерна».

Известнейшими новокрестьянскими поэтами периода Серебряного века были Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков и Сергей Есенин.

Имажинизм

Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов: прямого и переносного[источник не указан 451 день]. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич. К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман.

Авторы

Марина Цветаева

Анна Ахматова

Александр Блок

Иван Бунин

Сергей Есенин

Владимир Маяковский

Антологии и сборники

  • Серебряный век: Поэзия. Сост Т. Бек. ― М., АСТ, 1998. С. 671 ISBN 5-7390-0346-6
  • Поэты Серебряного века: Серебряный век русской поэзии XIX—XX вв. Сост. И. Мазнин ― М., Эксмо-Пресс, 2001. С. 381 ISBN 5-04-008528-1
  • Серебряный век в 3-х тт. Сост. И. Гарин. ― М., Терра, 1999 ISBN 5-300-02612-3
  • Поэты Серебряного века. Сост. Н. Сухова. Серия «Школьная библиотека». ― М., Детская литература. С. 300 ISBN 5-08-003848-9
  • Сто одна поэтесса Серебряного века. Сост. М. Гаспаров. ― СПб., ДЕАН, 2000. С. 238 ISBN 5-93630-004-8
  • Поэзия Серебряного века. 1880—1925. Сост. Е. Осетров, Е. Капустин. ― М., Художественная литература, 1991. С. 574 ISBN 5-280-01557-1
  • Русская поэзия Серебряного века. 1890—1917. Антология. ― М., Наука, 1993. С. 782 ISBN 5-02-011490-1
  • Поэзия Серебряного века в 2-х тт. ― М., Дрофа, Вече, 2002. С. 366 ISBN 5-7107-6682-8
  • Лирика Серебряного века. Сост. С. Дмитренко. ― М., Олма-пресс, 2004. С. 653 ISBN 5-224-04795-1
  • Поэзия Серебряного века. Стихотворения. Сост. П. Басинский. ― М., Эксмо, 2004. С. 478 5-699-07582-8
  • Антология поэзии Серебряного века. Сост. Карен Джангаров

См. также

Примечания

  1. ↑ Серебряный век // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Глав. ред. и состав. А. Н. Николюкин. — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 966—971.
  2. ↑ «Серебряный век» // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. А. П. Горкина. — М.: Росмэн, 2006.
  3. ↑ Воскресенская М. А. Символизм как мировидение Серебряного века: Социо-культурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX—XX веков. — М.: Логос, 2005. — С. 75—85.
  4. ↑ Серебряный век // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Глав. ред. и состав. А. Н. Николюкин. — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 966—971.
  5. ↑ «Серебряный век» // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. А. П. Горкина. — М.: Росмэн, 2006.

Литература

  • Багно В. Е. Русская поэзия Серебряного века и романский мир. — СПб.: Гиперион, 2005. — 228 с.
  • Барковская Н. В. Поэзия «серебряного века». — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический институт, 1999. — 170 с.
  • Воскресенская М. А. Символизм как мировидение Серебряного века: Социо-культурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX—XX веков. — М.: Логос, 2005. — 236 с.
  • Воспоминания о серебряном веке / Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. — М.: Республика, 1993. — 559 с.
  • Маковский С. К. На Парнасе Серебряного века. — М.: Наш дом — L’Age d’Homme; Екатеринбург: У-Фактория, 2000. — 400 с.
  • Серебряный век в России / Под ред. В. В. Иванова, В. Н. Топорова, Т. В. Цивьян. — М.: Радикс, 1993. — 340 с.
  • Рыков, А.В. Сумерки Серебряного века. Политика и русский религиозный модернизм в романе Д.С. Мережковского «Наполеон»// Studia Culturae. 2016. Вып. 1 (27). C. 9-17 [1]
  • Щербак Нина, Любовь поэтов серебряного века. Кумиры. Истории Великой любви. М. Астрель-СПб, 2012

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *