Основные понятия фонетики (стр. 1 из 3)
Основные понятия фонетики
Фонетика раздел языкознания, изучающий звуковые формы языка, их акустические и артикуляцию, свойства, законы, по которым они образуются, вила функционирования.
Основные фонетические единицы
Звук речи — это минимальная единица вой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определенными фонетическими свойствами.
Звук является основной единицей языка со словом и предложением, но сам по себе он имеет никакого значения.
Звуки выполняют в языке важную смысл, значительную роль: они создают внешнюю оболочку слов и тем самым помогают отличить слова друг от друга.
Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.
Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. В речевом аппарате можно выделить следующие части:
1) дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея), который создает необходимое для образования звуковых колебаний давление воздушной струи;
2) гортань, где происходят колебания голосовых связок и образуется тон звука;
3) полости рта и носа, где под влиянием колебаний голосовых связок происходят колебания воздушной массы и создаются дополнительные тоны и обертоны, наслаивающиеся на основной тон, возникший в гортани.
4) Полости рта и носа являются резонаторами, усиливающими дополнительные тоны звука; органы произношения, т. е. язык, губы.
5) 5) головной мозг и нервная система человека, управляющие всей работой речевого аппарата.
Артикуляционно все звуки речи делятся на гласные и согласные. Основные различия между ними связаны со способом образования этих звуков и их ролью при формировании слога. Слогообразующими являются гласные» которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных.
Принципы классификации звуков речи
Звуки русского языка по особенностям образования и акустическим свойствам делятся на гласные и согласные.
Гласные — это звуки, которые состоят только из голоса, при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград. Фонетическая функция гласных — в организации звуковой целостности слога, слова.
В русском языке основных гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Гласные звуки бывают ударными (например, шум — [у], лес — [э]) и безударными (например: вода — [а], весна — [и]).
Согласные — это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта. При образовании согласных необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции.
Согласные как класс звуков противостоят гласным еще и потому, что они не являются слогообразующими: само название «согласный», т. е. встречающийся вместе с гласным, указывает на подчиненную роль согласного в слоге.
Наконец, следует отметить еще один важный признак в противопоставлении гласных и согласных — их роль как носителей определенной информации. Поскольку гласных значительно меньше, чем согласных, они чаще встречаются, выбор их довольно прост. Согласных значительно больше гласных, поэтому возможность выбора необходимого из них труднее.
В зависимости от степени участия голосовых связок при образовании согласных они делятся на звонкие и глухие.
Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными.
При артикуляции звонких согласных голосовые связки напряжены и находятся в состоянии колебания, в артикуляции глухих согласных они не участвуют. В большинстве артикуляционных признаков согласных учитывается степень участия шума.
В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные и сонорные (от лат. Зопогиз — звучный).
Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (друг — [к], ложка — [ш]).
Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, Ну м, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением (просьба — [з’]).
Слог. Ударение
Слог — это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог — это наименьшая единица произнесения слова. Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытый слог, например по-ра, го-ра,), либо на согласный (это закрытый слог, например док-тор, чер-ный).
Ударение — это выделение слога в слове с большей силой при произнесении слова с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона).
Ударение всегда падает на гласный звук в слоге, например: кни-га, ве-сен-ний, при-гла-ситъ.
В зависимости от расположения ударения в слоговой структуре слова выделяют ударение свободное и связанное. Свободное ударение — это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова (в русском языке, например, оно может быть на последнем слоге: хорошо, на предпоследнем: подруга, на третьем от конца: дорого.
Связанное ударение — это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (во французском языке оно находится на последнем слоге, в английском на первом).
По отношению к морфологической структуре слова ударение может быть подвижным и неподвижным.
Подвоенное ударение — это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной и той же морфеме, например: гора — гору.
Неподвижное ударение — это постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ слова, например: книга, книгу, книгой.
Ударение может различать значения слов или разные формы слова: атлас (собрание географических карт) — атлас (блестящая шёлковая ткань), окна (им.п. мн.ч.) — окно (род.п. ед.ч.)
Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает побочное ударение (например: мединститут, двухэтажный).
Для обозначения ударения на письме в нужных случаях используется знак а вверху над ударной гласной.
В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: одновременно и одновременно, творог — творог, иначе — иначе, мышление и мышление.
Русское ударение в изменяемых словах при их сложении или сопряжении может сохраняться на той же части слова, на который оно было в начальной форме: гора — горы, большой — большого, песчаный — песчаного, выбрать — выберу, а может переходить на другую часть слова, например: дружок — дружка, занять — заняла.
Фонема как единица языка
В каждом языке существует огромное разнообразие звуков. Но все многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу единиц языка (фонем), участвующих в смысловой дифференциации слов или их форм.
Фонема — это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка.
В русском языке 5 гласных фонем, а число согласных фонем колеблется от 32 до 37.
Как любая единица языка, фонема обладает присущими ей фонологическими признаками. Одни из них являются «пассивными» признаками, другие — «активными», например: твердость, звонкость, взрывность. Чтобы определить фонему, необходим мо знать набор ее дифференциальных признаков.
Чтобы определить фонему, надо найти такую позицию в слове, в которой различается больше всего фонем (сравните: мал — мол — мул — здесь под ударением в одном и том же фонетическом окружении различаются фонемы [а], [о], [у]).
Позиция — это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. Различают сильную и слабую позиции.
Сильная позиция — это позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Фонема выступает здесь в своем основном облике, что позволяет ей наилучшим образом выполнять свои функции. Для гласных русского языка это позиция под ударением. Для глухих/звонких согласных — позиция перед всеми гласными, например: [г]ол — [к]ол.
Слабая позиция — это позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц, потому что фонемы имеют ограниченные возможности для выполнения своей различительной функции, например: с[а]ма — сама и сома.
Для гласных русского языка слабая позиция— это позиция без ударения. Для глухих/звонких»согласных — позиция конца слова, где они не различаются, совпадая в одном звуке, например: леса — лиса [лиса], съезд — съест [сйэст].
Транскрипция
Транскрипция — это особая система письма, используемая для точной передачи звукового состава устной или письменной речи. Транскрипция строится на строгом соблюдении принципа соответствия знака и звука, передаваемого этим знаком: один и тот же знак должен во всех случаях соответствовать одному и тому же звуку.
Различают несколько видов транскрипций. Чаще всего используется фонетическая транскрипция.
Фонетическая транскрипция используется для передачи слова в полном соответствии с его звучанием, т. е. с ее помощью фиксируется звуковой состав слова. Она строится на основе какого-либо алфавита с использованием надстрочных или подстрочных знаков, служащих для обозначения ударения, мягкости, долготы, краткости. Среди фонетических алфавитов наиболее известен алфавит Международной фонетической ассоциации, построенный на основе латинского алфавита, например, слова окно и день передаются следующим образом: [акпо\ [йуепу].
В России, кроме того, используется транскрипция, имеющая в своей основе русскую графику: [лтсно], [д*эн’].
В транскрипции не используются знаки препинания и прописные буквы.
mirznanii.com
Проект: орфоэпия русского языка
О проекте «Электронный орфоэпический словарь русского языка»
Электронный орфоэпический словарь русского языка по состоянию на 19.09.2017 охватывает 104648 слов и 2089415 словоформ, что в сумме составляет 2194063 словарных статей. Каждая статья содержит указание на нормативное произношение слова.
Онлайн-словарь при фонетическом разборе слова не только дает характеристику каждому звуку, но и указывает правило, в соответствии с которым он произносится.
Иногда трудно определиться, как правильно произносится тот или иной звук. Зачастую это обусловлено вариативностью произнесения, т. е. звук в одной и той же позиции может произносится как мягко, так и твёрдо, как с редукцией, так и без. Поэтому словарь указывает по возможности все варианты произнесения слова или его формы.
При этом в словаре указываются только нормативно правильные варианты произношения; варианты произнесения слов, помеченных в печатных изданиях как неправильные, устаревшие и т. д., в настоящем словаре не приводятся.
При чтении фонетической транскрипции учащиеся школ могут столкнуться с трудностями, поскольку авторы многочисленных учебных комплексов по русскому языку не выработали единой записи для обозначения мягких и твёрдых непарных согласных, а также безударных гласных. В связи с этим планируется создать сервисы, позволяющие настраивать транскрипцию слова под конкретный школьный учебник.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с.
Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Ок. 110 000 слов. / А.А. Зализняк. — Изд. 6-е, стер. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. — 800 с.
Русский язык: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография : учеб. пособие / В.Н. Мусатов. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2012. – 246 с.
Русская грамматика. Т. Ⅰ: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н. Ю. Шведова (гл. ред.). — М.: Наука, 1980.
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под. ред. В.В. Лопатина. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. — 432 с.
fonetika.su
Фонетические единицы языка
ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ.
ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ
ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка. Это подуровень общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания, предложения, представляющие более высокие уровни, — являются знаками. Ведь помимо смысловой стороны – обозначаемого (значения), все они имеют и материальную сторону, доступную органам чувств — обозначающее (звуки и их сочетания). Между обозначаемым и обозначающим существует условная (не природная, не естественная) связь. Так, слово мечта имеет материальное выражение – это сочетание пяти звуков, служащее для выражения значения «нечто, созданное воображением, мысленно представляемое». Предметом фонетики является матеральная (звуковая) сторона языка.
Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Изучать фонетику можно с разными целями и разными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику, описательную фонетику, сопоставительную фонетику, историческую фонетику, экспериментальную фонетику.
Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.
Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.
Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.
Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.
Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.
Таким образом, фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.
Всефонетические единицы языка — фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки – связаны между собой количественными отношениями.
Фраза – самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.
Интонация – совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания. С помощью интонации производится членение речи на синтагмы.
Синтагма – объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы. Например: Увидимся завтра I вечером. Увидимся I завтра вечером. В данных предложениях паузой отделены синтагмы. Надо отметить, что термин «синтагма» понимается учеными по-разному. Академик В.В.Виноградов, в частности, отграничивает синтагму от речевого такта как интонационно оформленную семантико-синтаксическую единицу речи, вычленяемую из состава предложения
Речевой такт – часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).
Фонетическое слово — часть речевого такта (если фраза делится на такты) или фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова:
.Слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим, словам называются клитиками. В зависимости от того, какое место они занимают по отношению к слову, имеющему ударение, различают проклитики и энклитики. Проклитикаминазывают безударные слова, стоящие впереди ударного, к которому они примыкают: , энклитиками — безударные слова, стоящие после ударного, к которому они примыкают: , . В качестве проклитик и энклитик обычно выступают служебные слова, однако энклитикой может оказаться и знаменательное слово, когда предлог или частица принимает на себя ударение: по´ воду [по´въду].Слог — часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым (см. раздел «Слогоделение. Типы слогов»).
Звук — наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.
mirznanii.com
Предмет фонетики. Методы фонетических исследований.
Фонетика – учение о звуковой стороне языка. Имеет дело с материальной стороной языка, звуковыми средствами, обычно лишенными самостоятельного значения.
Фонетика:
Общая фонетика. Предмет изучения: всё, что свойственно звуковой стороне всех языков, т.е. строение речевого аппарата человека и использование его при образовании звуков речи, звуки речи с акустической точки зрения и со стороны восприятия их человеком, закономерности изменения звуков в речевом потоке, классификация звуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц (фонем). О.Ф. устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы. Также О.Ф. описывает методы исследования звуковых единиц.
Описательная фонетика. Предмет: звуковая система языка на определенном этапе.
Историческая фонетика. Предмет: изменения, происходившие в языке с течением времени, язык в его развитии.
Сопоставительная фонетика. Предмет: изучение нескольких языков/сопоставление родного языка и чужого/ сравнение родственных языков.
Методы фонетических исследований:
Артикуляционный аспект:
самонаблюдение
палатографирование(красим небоговорим)
лингвографирование
одонтографирование
фотографирование
киносъёмка
рентгеносъёмка.
искусственное нёбо
Акустический аспект:
Осциллографирование (опр.частоту звука, т.е. )
спектрографирование
интонографирование.
2. Сегментные и суперсегментные единицы.
Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.
Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи:
Фраза – отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами. Ф. соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию, нельзя отождествлять с предложением (т.к. это грамматическая единица), они относятся к разным ярусам языка и могут линейно не совпадать. Фраза членится на фонетические синтагмы.
Фонетическая синтагма
Фонетическое слово – отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Мжет соответствовать одной или нескольким лексическим единицам. Фонетическое слово делится на слоги
Слог — наименьшая единица речевой цепочки. Слоги делятся на звуки.
Звук — минимальная фонетическая единица.
Суперсегментные единицы (просодические или интонационные) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).
Слоговость/неслоговость звуков
Ударение
Интонация
Слог – как суперсегментная единица, единство слогового и неслогового звуков.
Слоги объединяются в фонетические слова благодаря словесному ударению. Фонетические слова объединяются в фонетические синтагмы благодаря синтагменному ударению и интонации. Интонация и фразовое ударение служат для объединения синтагм во фразе.
studfile.net