Все предложения в тексте – Attention Required! | Cloudflare

Содержание

Текст. Заголовок текста. Части текста. Видеоурок. Русский язык 2 Класс

Чтобы понять, что такое текст, рассмотрим две группы предложений и определим, в каком наборе предложения связаны по смыслу:

1. На день рождения мне подарили щенка.

Оля мечтает стать учительницей.

Наступила золотая осень.

2. Маша живет в селе Луговом. Она учится во втором классе. Летом девочка часто ходит на ферму. Там работает ее мама.

В первой группе предложения не связаны по смыслу, а во второй все предложения связаны по смыслу: в первом предложении  говорится о Маше, которая живет в селе, во втором – что Маша учится во втором классе, из третьего предложения мы узнали, куда Маша ходит летом, а из четвертого – где работает мама Маши. Можно сделать вывод, что вторая группа предложений – это пример текста.

Текст – это два или несколько предложения, связанных по смыслу.

Выберем предложения, из которых можно составить текст:

Вот прилетела стайка воробьев. В давние времена книги переписывали от руки. Пожарная машина мчится на вызов. Они весело зачирикали под окном. Ребята учатся решать задачи. Птицы проворно начали клевать хлебные крошки.

Проверим:

Вот прилетела стайка воробьев. Они весело зачирикали под окном. Птицы проворно начали клевать хлебные крошки (рис. 1).

Рис. 1. Воробьи (Источник)

Эти предложения связаны между собой по смыслу и составляют текст.

Теперь узнаем, могут ли предложения в тексте располагаться беспорядочно, и проверим это. Прочитайте предложения. Подумайте, можно ли их назвать текстом. Если нет, то восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст:

1. И все цыплята залезли к ней под крыло.

2. Во дворе ходила курочка с цыплятами.

3. 

Вдруг пошел сильный дождь.

4. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила.

Проверим:

Во дворе ходила курочка с цыплятами. Вдруг пошел сильный дождь. Курочка скорей на землю села, все перышки растопырила. И все цыплята залезли к ней под крыло (рис. 2).

Рис. 2. Курочка и цыплята (Источник)

Если в тексте предложения связаны по смыслу и стоят в определенном порядке, то такой текст называется связанным. Если нарушается этот порядок, то и нарушается связь между предложениями, текст распадается. Узнаем, как же связываются предложения в тексте.

Прочитайте текст:

На лесной поляне мы заметили медведя. Лесной житель пробирался сквозь деревья. Он решил полакомиться ягодами малины. Могучий великан наелся и отправился дальше (рис. 3)

.

Рис. 3. Медведь (Источник)

Обратим внимание, что первое и второе предложения связаны с помощью слов «лесной житель». Второе и третье – с помощью местоимения «он». Четвертое с третьим – с помощью слов «могучий великан» (так автор назвал медведя).

Предложения в тексте могут быть связаны с помощью синонимов или местоимений, чтобы избежать повторов.

Интересный факт

Русак – это серый заяц, который не меняет свою окраску зимой и летом (рис. 4).

Рис. 4. Русак (Источник)

Прочитайте текст, отредактируйте его, используя слова зайчик, косой, он.

Русак перескочил через дорогу. Русак подошел к своей старой норке. Выбрал русак местечко повыше. Раскопал русак снег, лег в новую норку. Уложил русак не спине уши и заснул с открытыми глазами.

Проверим.

Русак перескочил через дорогу. Он подошел к своей старой норке. Выбрал косой местечко повыше. Раскопал зайчик снег, лег в новую норку. Уложил русак не спине уши и заснул с открытыми глазами (рис. 5).

Рис. 5. Заяц-русак в снегу (Источник)

 


 

Это интересно

Существует маленький секрет правильного написания текста.

Рассмотрим один из вариантов текста.

Весна пришла. Быстро растаял снег. Реки затопили берега. Однажды рыбак пробирался на лодке сквозь торчащие из воды кусты. На одном из них он увидел странный рыжий гриб. Вдруг гриб прыгнул прямо в лодку. Это была белка.

Поставим вопросы к глаголам.

Весна (что сделала?) пришла. Снег (что сделал?) растаял. Реки (что сделали?) затопили. Рыбак (что делал?)  пробирался. Рыбак (что сделал?) увидел. Гриб (что сделал?) прыгнул. Белка (что делала?) была.

Несложно заметить, что все глаголы употреблены в одном времени – прошедшем.

Употребление глаголов в одном и том же времени в тексте называется единым временным планом текста. Благодаря использованию глаголов в одном времени предложения связываются между собой.

 

В любом тексте можно определить его тему и основную мысль.

Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте.

Основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор в своем тексте. Более подробно об этом вы узнаете на следующих уроках.

Рассмотрим, что такое

заголовок текста и как озаглавить текст.

Озаглавить текст – значит дать ему название. Заголовок может отражать тему или основную мысль текста.

Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста.

Была у Бори собака Шарик. Идет мальчик в школу, а собака за ним бежит. Боря в школе сидит, учится, а Шарик во дворе лежит, ждет. Шарик – настоящий друг (рис. 6).

Рис. 6. Мальчик с собакой (Источник)

Проверим.

Тема: мальчик и собака

Основная мысль: собака – настоящий друг.

Озаглавить текст можно так: «Боря и Шарик» (этот заголовок отражает тему текста), «Настоящий друг» (этот заголовок отражает главную мысль текста).

В каждом тексте можно выделить

опорные слова. Узнаем, что это такое.

Прочитайте текст. Определите, без каких слов не было бы текста.

Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам стояли крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих зайчат (рис. 7).

Рис. 7. Зайчиха с зайчатами (Источник)

Проверим.

Слова весна, морозы, норка, мать, зайчиха, накормит – это опорные слова.

Опорные слова связывают предложения в тексте в единое целое.

Составим текст, используя только опорные слова:

весна, дети, лодочка, бумага, сделали, ручей, пустили, поплыла, бежали, смеялись.

Проверим.

Наступила весна. Дети сделали из бумаги лодочку. Ребята пустили ее в ручей. Лодочка быстро поплыла. Они бежали за ней и смеялись

(рис. 8).

Рис. 8. Лодочка из бумаги (Источник)

Чтобы передать основную мысль текста, его разбивают на смысловые части – абзацы. Каждый абзац – это новая мысль автора. Абзац пишется с красной строки.

Прочитаем текст и определим его части, выразим основную мысль каждого абзаца.

На льдине

Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.

Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.

Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.

(По Б. Житкову)

Рассмотрим первый абзац. В этой части рассказывается о том, как рыбаки отправились на рыбалку:

Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.

Основная мысль второго абзаца – начался шторм, и рыбаки оказались на льдине в открытом море:

Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.

Основная мысль третьего абзаца – помощь пришла:

Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.

Озаглавим каждый абзац:

1. Рыбаки в море.

2. Страшный шторм.

3. Помощь пришла.

Таким образом, у нас получился план текста.

Памятка по работе с текстом

1. Прочитайте текст.

2. Определите тему текста.

3. Определите главную мысль текста.

4. Озаглавьте текст.

5. Разбейте текст на части.

6. Озаглавьте каждую часть.

7. Составьте план текста.

8. Определите опорные слова.

9. Перескажите текст.

10. Запишите текст по памяти.

С помощью этой памятки вы сможете подготовиться к пересказу текста или изложению.

 

Список литературы

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс, 2012

3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа, 2013

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник)

2. Интернет-сайт openclass.ru (Источник)

3. Интернет-сайт infourok.ru (Источник)

 

Домашнее задание

1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Озаглавьте его.

На снег деревья отбрасывали лиловые тени. Чуткое ухо ловило первые знакомые звуки весны. Скрипнула старая ветка. Весенний ветер царствовал в лесу. Он промчался по верхушкам деревьев. Во все стороны полетела снежная пыль. Она спугнула лесную мышь. Мышь подъедала остатки своего завтрака. Забарабанил лесной музыкант. Он радостно встречал весну. Здравствуй, весна! Лес просыпался.

2. Из приведенных опорных слов составьте текст: набежала, темная, тучка, грянул, хлынул, дождик, гром, веселые, ручейки.

3. *Составьте план текста-описания своего домашнего любимца. Устно подготовьте по этому плану текст.

interneturok.ru

Урок развития речи в 5-м классе «Как связываются предложения в тексте»

Цели урока:

  1. Познавательная: дать понятие о цепной (последовательной) и параллельной связи, научить учащиеся применять полученные знания на практике, пополнить словарный запас учащихся.
  2. Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, их творческие способности, умение работать в группах, самостоятельно исследовать текст, делать выводы, аргументировать свое мнение.
  3. Воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову, к урокам русского языка.

Форма: урок развития речи.

Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический,  игровой, исследовательский.

Деятельность учащихся: групповая, парная, индивидуальный опрос.

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая и технология встречных усилий

Средства: печатный материал, учебник, мультимедийная техника.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, экран, диск с презентацией (Приложение 1), дидактический пакет (карточки №1,2, схемы 1,2), бандероль (сюрприз для поощрения).

Ожидаемые результаты урока:

  • умение отбирать материал к ответу на вопрос;
  • умение находить «данное» и «новое» в предложениях текста;
  • умение определять способ связи предложений в тексте;
  • умение составлять небольшие тексты;
  • умение работать в группах и парах,
  • системность знаний;
  • обогащение словарного запаса;
  • создание комфортной обстановки для восприятия учебного материала.

Ход урока

1. Оргмомент. «Вхождение в урок».

Цель: подготовить учащихся занятию; психологически настроить на совместную работу.

1.1. Актуализация знаний.

Цель: проверить ранее усвоенные знания.

— Здравствуйте, ребята! Представляете, иду я сегодня на работу, а меня догоняет почтальон Печкин Игорь Иванович на снегоходе и говорит: «Вы, Наталья Павловна, случайно не в 5 «А» класс идете? Передайте им, пожалуйста, вот эту бандероль, а то я очень спешу. Только вы ее сразу не отдавайте. Пусть они вам сначала урок расскажут. Так интереснее будет». Пока я рассматривала адрес, Печкин уехал. Видите, написано 5 «А» класс, школа №2. Перепутал! Но я дала обещание почтальону, придется проводить урок. Договорились?

— Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

— Ребята, а что вы знаете о тексте?

— А вы можете назвать основные средства грамматической связи предложений в тексте?

— А я сейчас проверю, так ли это. Посмотрите внимательно на экран. Давайте прочитаем! (Ученик читает вслух содержимое слайда, карточки).

1. Мини-исследование текста. (Приложение 1. Слайд № 2).

Цель: учить находить нарушение логической связи в тексте, стремиться её скорректировать.

«Мои мама и папа!

Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Мама и папа я без вас скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете…А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои мама и папа. Жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей – не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю. А днем я люблю на крышу вскарабкиваться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. Дорогие папа и мама, вы меня просто теперь не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно даже зимой на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо-ух! Если на выставку попаду, медали мне обеспечены. За красоту и сообразительность. До свидания. Ваш сын – дядя Фарик».

2. Беседа по вопросам.

Цель: обсуждение результатов и объяснение ошибок.

— Вы узнали, откуда этот отрывок? Молодцы!

— Чем необычно это письмо? Кто его написал?

— А можно это письмо назвать текстом? Докажите.

Ребята делают вывод:

— Это не текст. Нарушена смысловая связь предложений. Непонятно, кто его написал.

Вопрос учителя:

— А каким должен быть текст?

— А что нужно сделать нашим героям, чтобы текст письма стал понятен родителям дяди Федора?

— А сколько текстов можно выделить из этого письма? (3 — Шарика, Матроскина и дяди Фёдора) Учащиеся высказываются.

3. Работа с тестовым заданием. (Приложение 1. Слайд 3).

Цель: повторить признаки текста, учиться находить неверное утверждение.

— Шарик утверждает, что…

  • Текст – это высказывание на определенную тему.
  • В тексте есть основная мысль.
  • К тексту можно подобрать заголовок.
  • Текст может быть большим и маленьким.
  • В тексте все предложения связаны между собой грамматически.
  • В тексте есть смысл.
  • В тексте может быть нарушен порядок предложений.

— Согласны ли вы с мнением Шарика? Докажите.

Ученики высказываются.

— Какой можно сделать вывод? Какой вывод сделал Шарик? (Приложение 1. Слайд 4)

Вывод: «Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью».

3. Целеполагание.

Цель: сформулировать тему урока и цель урока, отталкиваясь от проблемного вопроса.

— Ребята, а вы знаете, как связываются предложения в тексте?

— Как вы думаете, что нового мы сегодня должны узнать на уроке? (Проблемный вопрос.)

— Как связываются предложения в тексте.

— Значит, как мы обозначим сегодняшнюю тему урока? Правильно!

— Запишите в тетради число, тему урока «Как связываются предложения в тексте».

— Чему мы должны научиться сегодня на уроке? И что должны запомнить наши друзья из Простоквашино? (Приложение 1. Слайд № 5)

4. Изучение нового материала.

1. Работа с учебником.

Цель: подготовка к восприятию нового материала через личные наблюдения, самостоятельное знакомство с теоретическим материалом; объяснить логику построения текста.

— Давайте поможем нашим друзьям в изучении этой непростой темы. Предлагаю вам самостоятельно поработать с учебником (стр. 38), прочитать теоретический материал.

2. Работа в парах.

— А теперь прочитайте задание и проведите между собой в парах диалог. Попеременно задавайте вопросы и отвечайте на них предложениями из текста. При этом выделяйте слово, которым начинается ответ и слово, которым заканчивается вопрос (начиная со второго). Текст запишите в тетради.

3. Взаимопроверка.

— А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.

4. Проверка.

Вопросы:

— Как вы думаете, что помогает связать данные предложения в тексте?

Учащиеся отвечают:

— Связать предложения в тексте могут повторяющиеся слова.

5. Работа со схемой №1.

Цель: показать, что предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, однокоренных, местоимений и других языковых средств и предложений, содержащих новую информацию; учить сравнивать, анализировать, сопоставлять.

— Сегодня вы должны усвоить главное: связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов. В зависимости от того, как развивается мысль в тексте, и различают цепную и параллельную связь предложений. (Приложение 1. Слайд 6)

— Рассмотрите внимательно схему 1. (Приложение 1. Слайд 7). Проведите небольшой эксперимент: у вас на парах лежат карточки с разными предложениями. Попробуйте из них составить текст и определите, как они связываются.

Карточка №1.1.

Малыша мы назвали Кнопкой. На день рождения мама подарила мне крошечного пушистого котенка. Он был дымчатый, с белой грудкой, звездочкой на голове и маленьким носом.

Карточка№1.2.

Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. В одном городе жили коротышки. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.

Карточка №1.3.

Ёлки густо зеленели. В березках светились светло-золотые искорки. В лесу было тихо и нарядно. А осинки стояли румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями.

— Зачитайте свой текст. Какой вывод сделаете? При помощи чего связываются предложения в тексте?

Вывод: предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, (однокоренных, местоимений, синонимов). Предложения в тексте могут связываться и без цепляющих слов. Они, начиная со второго, связываются по смыслу и грамматически.

6. Работа с текстом. (Приложение 1. Слайд 8)

Цель: научить ребят находить в тексте «данное» и «новое».

— Теперь обратите внимание на текст слайда и найдите «данное», которое содержит имеющуюся информацию и «новое», которое содержит новую информацию.

Разговор двух, реже нескольких лиц называется диалогом. Диалог состоит из реплик. Репликой называются слова, обращенные к собеседнику.

— А кто такие собеседники? Являются ли ими наши герои?

— Вы убедились, что Шарик и Матроскин вступили в диалог, который состоял из реплик?

— А теперь попробуйте найти «данное» и «новое» в своих составленных текстах.

7. Работа со схемой №2. (Приложение 1. Слайд 9)

Цель: показать различие в схемах между цепной и параллельной связью.

— Ребята, а чем интересна схема 2? Сможете доказать, что цепная (последовательная) связь отличается от параллельной?

Ребята высказываются, делают вывод.

Вывод: в тексте с цепной (последовательной) связью предложения связаны по цепочке и связываются при помощи повторяющихся слов, местоимений, однокоренных слов, синонимов, а в тексте с параллельной связью первое предложение содержит тему, а остальные с ним связаны по смыслу и грамматически.

5. Физкультминутка. (Приложение 1. Слайд 10).

Цель: помочь учащимся снять напряжение, расслабиться, отвлечься от серьезной работы. (Ребята изображают цепную связь и параллельную связь в пространстве).

— В Простоквашино, ребята, мы сейчас оправимся,
Потому что настроением оно добрым славится.
Встаньте, связь изобразите ту, что очень нравится.
Без сомнения, друзья, вы с заданием справитесь!

6. Закрепление изученного материала.

1. Игра «Редактор». (Карточка № 2)

Цель: закрепить понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте и повторить орфографию: правописание безударных гласных в корне слова, правописание проверяемых согласных в корне слова познакомиться со словом «редактор». (Соревновательный момент)

— А теперь пришло время показать на практике, что вы готовы справиться с любым текстом. Представьте себе, что вы — редакторы. Знаете, кто это? (Учащиеся высказываются).

— Редактор – это специальность, лицо, которое обрабатывает текст, редактирует, подготавливает его для печати. Вам нужно отредактировать материал так, чтобы получился связный текст. Чья группа быстрее и правильнее выполнит задание, получит право первой распечатать бандероль в конце урока.

Ребята составляют и записывают текст в тетради.

1 группа. Карточка №2.1.

Клу(п,б)ки размотались, и за каждым тянулась толстая ш(и,е)рстяная нитка – хвостик. В комнате на сером половичке копошились серые пушистые существа. (?) были похожи на большие клубки шерсти.

2 группа. Карточка №2.2.

Во дворе выкопали колодец. (?) целыми днями с(и,е)дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое в(и, е)дро. Возле колодца поселилась лягушка.

3 группа. Карточка №2.3.

В (?) попадались большие луговины и глухие озера с огромными соснами по б(и,е)регам. Сосны все время тихонько шумели. Вокруг города по ни(з,с)ким пологим холмам раскинулись леса.

2. Проверка.

— Давайте проверим, как вы справились с заданием. С каким способом связи предложений в тексте вы встретились? Как вы это определили?

Учащиеся высказываются.

7. Домашнее задание. (Приложение 1. Слайд 11).

— Ребята, а вы знаете, кто написал книгу «Дядя Федор, кот и пес»? Вы ее читали? Я и почтальон Печкин предлагаем вам домашнее задание на выбор:

  1. Написать небольшое сообщение об Э.Успенском или о его замечательных героях, используя цепную или параллельную связи предложений.
  2. А тот, кто затрудняется, может выполнить упражнение 62, § 9. (Из данных предложений составить текст, озаглавить его, записать и подчеркнуть сцепляющие слова).

8. Подведение итогов. Рефлексия. (Приложение 1. Слайды 12, 13).

Цель: подвести итоги данного урока, прорефлексировать знания учащихся.

— Ребята, что вам сегодня в новой теме запомнилось? Чему вы научились? Что не поняли?

— Как связываются предложения в тексте?

— В чем особенность цепной связи?

— А какой урок извлекли наши герои?

Учащиеся высказываются.

— Мне было приятно сегодня работать с вами. Я поняла, что вы добрые, отзывчивые ребята, любите читать произведения современных писателей. И самым активным ученикам я поставлю только отличные оценки.

9. Итог урока. Р.S.

Вручение бандероли.

— Получите, пожалуйста, бандероль. Я бы вам и так ее отдала. А что передать Печкину?

— Спасибо, ребята, за гостеприимство. Я желаю вам хороших успехов и удачи.

Использованная литература:

  1. Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот. Повесть-сказка. РИО., Самовар, 1995.
  2. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2008.
  3. Иллюстрации Аркадия Шера к произведению «Дядя Фёдор, кот и пес».

Использованные ресурсы:

  1. http://pitermediaport.narod.ru/images/sound/mult/prosto/prosto.jpg
  2. http://shop.avanta.ru/upimg/big/9/6/5/208965.jpg
  3. http://www.labirint-shop.ru/images/books3/111177/big.jpg
  4. http://pics.livejournal.com/toplesss/pic/0000arek
  5. http://pitermediaport.narod.ru/sound/mult/prosto/theme.mp3
  6. http://www.logvanov.r52.ru/popup.php?catid=6&page=7#
  7. Музыкальный эффект «Стук»

urok.1sept.ru

От предложения к тексту. Что такое текст. Красная строка

Вы уже хорошо знаете, что из слов нашей речи составляются предложения. Все слова в предложении связаны по смыслу и интонацией. Каждое предложение высказывает какую-то мысль. Эту мысль можно произнести с нужной интонацией: рассказать, спросить, воскликнуть. В зависимости от этого в конце предложения во время письма мы выбираем нужный знак препинания – точку, вопросительный знак или восклицательный. Знаки препинания показывают границы предложений. Если предложение построено неправильно, то его мысль можно не понять. Сегодня на уроке мы повторим, что такое предложение, узнаем, как из предложений построить связный текст, познакомимся с правилами записи текста.

Прочитайте стихотворение Агнии Львовны Барто «Сильное кино» и подумайте, понравился ли девочке фильм (рис. 1).

Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

– Они ползут,

А он им – раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей – раз!

Она им – раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла.

Рис. 1. Девочка

Почему же так получилось, что девочка ничего не поняла? Её брат не смог хорошо рассказать, правильно построить предложения. Хорошо построенные предложения умеют складываться в рассказы, стихи, сказки, песни. Предложения могут многое рассказать обо всём, только надо относиться с уважением к строгим законам предложений.

Выполните задание.

Найдите границы предложений.

наступила весна тепло начал таять снег

С чего начнем выполнять задание? Прочитаем предложенные слова: наступила весна тепло начал таять снег.

Теперь прочитаем с остановками – паузами.

наступила весна / тепло / начал таять снег

Найдём первую мысль: наступила весна. В конце предложения надо поставить точку. Исправим первую букву – начало предложения надо писать с заглавной буквы.

Наступила весна.

Найдём вторую мысль: тепло. Исправим первую букву предложения на заглавную, в конце поставим точку.

Тепло.

Третье предложение: начал таять снег. Исправим его.

Начал таять снег.

Мы выделили три предложения. В конце второго предложения можно поставить восклицательный знак. Тогда прочитаем это предложение с другой интонацией.

Тепло!

Итак, предложение – это одно или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Все слова в предложении связаны по смыслу.

Будьте внимательны: даже если только два слова поменять местами, мысль предложения может поменяться.

Сравните.

Даже Никита не смог сосчитать пример.

Никита даже не смог сосчитать пример.

В первом предложении речь шла о том, что пример был трудный, и даже умный Никита не смог его сосчитать. Во втором предложении мысль была совсем другой. В предложении сказано, что Никита плохо считает.

А теперь попробуйте к каждому из этих предложений найти продолжение – второе предложение, которое подтверждает мысль первого предложения.

Варианты.

Очень трудное было задание.

Он плохо считает.

Попробуем соединить предложения. Прочитаем, что получилось:

Даже Никита не смог сосчитать пример. Очень трудное было задание.

Никита даже не смог сосчитать пример. Он плохо считает.

У нас получилось два высказывания, научно говорят – два текста.

Что же такое текст? Текст – латинское слово. Переводится оно как «ткань, сочетание слов, словесное единство». Если вы внимательно рассмотрите любую ткань, то заметите, что состоит она из ниточек, которые переплетены между собой так, что составляют единое, крепкое целое.

Так и в тексте – все предложения переплетены одной главной мыслью и все рассказывают об одной теме.

Тексты бывают разные. В них может быть всего два предложения и больше.

Найдите среди двух записей текст.

1. У Саши жил пёс. Саша любит сказки. Оля ест яблоко.

2. У Саши есть собака. Её зовут Жулька. Мальчик любит с ней играть. 

3. Когда? Разве? Гуляю.

Будем рассуждать так. Первая запись не является текстом. Это разные предложения. Они не связаны по смыслу между собой.

Третья запись – ответы на чьи-то вопросы, не связанные между собой по смыслу. Она также не является текстом.

Вторая запись – это текст. Все предложения связаны общим смыслом, они рассказывают про собаку, которая была у Саши. К тексту можно нарисовать картинку (рис. 2).

Рис. 2. Иллюстрация к тексту (Источник)

К тексту можно придумать ещё предложение-продолжение. Например: Каждый день Саша выходит с Жулькой на прогулку.

Вы, наверное, замечали, что у стихов, рассказов, сказок, которые вы читали, бывает заголовок. Он записывается посередине перед текстом. Давайте попробуем придумать заголовок к нашему тексту. Для этого определим, о ком был текст. О Саше и Жульке. Вот и заголовок готов: «Саша и Жулька». Часто по заголовку можно сразу догадаться, о ком или о чём будет говориться в тексте.     

В книгах, журналах, учебниках вы тоже читаете тексты. В большом тексте может быть не одна важная мысль, а несколько. Чтобы их показать, текст делят на части. Каждая часть имеет свою важную мысль. Но чтобы легче было найти каждую часть, её начинают писать с красной строки. Я думаю, вы слышали такое выражение, «красная строка», но что оно означает? Почему именно красная, а не синяя или зелёная?

Когда-то в древние времена, когда ещё не были изобретены машины, которые умеют печатать, книги переписывали от руки. Был даже такой специальный человек – писарь.

Рис. 3. Писарь (Источник)

Перед ним стояли две баночки с краской. Чёрной краской писарь переписывал весь текст, а вот новую страницу начинал с рисования красивой красной буквы (рис. 4). Наши предки слово «красный» употребляли в значении «очень красивый»: красна девица, красноречие, красное словцо, прекрасный. А вот цвет словом «красный» стали называть позже. В наши дни красивых букв никто не рисует, а название «красная строка» осталось.

Рис. 4. Красная строка (Источник)

Давайте прочитаем отрывок из рассказа Николая Сладкова. Это тоже текст. Понаблюдаем, как он записан.

Простаки эти голуби!

Воробьи похитрее.

Голуби честно ищут корм, а воробьи-хитрюги за ними подглядывают. Как увидят, что голуби на подоконник слетелись, толкаться начали, так и мчат сразу, но не на подоконник, а под окно.

Наверху толкотня, драка: зёрна и крошки сыплются вниз. Воробьи внизу не зевают: клюют себе с выбором. Вот пройдохи!

Красная строка – это небольшой отступ от края строки. С красной строки начинают писать не любую часть текста, а такую, в которой содержится новая мысль. Сколько раз начинал Н. Сладков писать с красной строки? Четыре раза. Часть текста от одного отступа (красной строки) до другого называется абзац. Абзац может состоять только из одного предложения, но может быть и большим. Зависит это от той мысли, которую он выражает.

Итак, сегодня на уроке вы узнали о том, что предложения могут соединяться по смыслу и создавать тексты. Тексты могут произноситься и записываться. Тексты – это и стихи, и рассказы, и объявления, и письма, которые мы пишем и читаем. Но все предложения в тексте рассказывают о чём-то, передают информацию и имеют обязательно общий смысл. У каждого текста, как и у предложения, есть своя важная мысль. У него может быть заголовок. Заголовок к тексту, если его нет, вы можете придумать сами.

 

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания Источник)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. – М.: Баллас. (ссылка для скачивания Источник)
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Festival.1september.ru (Источник).
  2. Festival.1september.ru (Источник).
  3. Festival.1september.ru (Источник).

 

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

2. Вставьте в предложения слова. Вам помогут слова для справок. Можно ли эти предложения назвать текстом?

Вот… пчёлка от своего зимнего сна. … глазки мохнатыми лапками. … подруг.

К. Ушинский

Слова для справок: прочистила, проснулась, разбудила.

3.Прочитайте предложения. Найдите три предложения, которые можно объединить по смыслу и получить текст.

Таня читает книгу. Мама купила молоко и хлеб. В книге много интересных сказок. Полил сильный дождь. Самая интересная сказка про Золушку. У Ильи есть друг.

4.Определите, сколько в тексте предложений. Придумайте заголовок.

Дима искал в лесу грибы вдруг в кустах что-то зашуршало мальчик испугался в траве показался ёж.

5. Добавьте к каждому предложению ещё 1–2 предложения, объединив их по смыслу.

Вчера я был в цирке.   …

Петя обидел своего товарища.   …

Чудесное время года – лето!   …

6. Рассмотрите рисунки Н. Радлова. Придумайте к каждому предложение. Составьте текст.

interneturok.ru

предложение в тексте — Перевод на английский — примеры русский

На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать грубую лексику.

На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику.

Не пытайтесь запомнить каждое предложение в тексте, это почти невозможно.

Поэтому последнее предложение в тексте данного пункта вводит в заблуждение и его следует исключить.

The last sentence of the paragraph was therefore misleading and should be deleted.

Однако его делегация хотела бы упростить последнее предложение в тексте поправки, с тем чтобы оно гласило: «Кроме того, они, индивидуально или совместно, предотвращают загрязнение международных водотоков из точечных источников и диффундирующих источников».

However, his delegation wished to simplify the final sentence of the amendment so that it would read: «In addition, they shall, individually or jointly, prevent pollution at source of international watercourses from point sources and diffuse sources».

[Примечание для Комиссии: Комиссия, возможно, пожелает рассмотреть вопрос о том, следует ли сохранить последнее предложение в тексте рекомендации или включить его в комментарий.]

Предложение в тексте сохраняет элемент намерения, которое может быть продемонстрировано посредством доказательства оказания помощи или содействия при осведомленности об обстоятельствах.

The proposal in the text retains the element of intent, which can be demonstrated by proof of rendering aid or assistance with knowledge of the circumstances.

Предпоследнее предложение в тексте, предложенном для пункта 6.8.3.2.9, исключено.

«The required capacity of the safety valves shall be calculated in accordance with the formula contained in 6.7.3.8.1.1.»

Г-н Кон (наблюдатель от Ассоциации коммерческого финансирования) говорит, что второе предложение в тексте предлагаемой новой рекомендации 187 позволяет предположить, что обеспечительное право невозможно принудительно осуществить до тех пор, пока не будет полностью погашено обязательство перед продавцом.

Mr. Kohn (Observer for the Commercial Finance Association) said that the second sentence of proposed new recommendation 187 implied that the security right could not be enforced until the obligation to the seller had been paid in full.

Г-н Макдональд говорит, что второе предложение в тексте предлагаемой новой рекомендации разъясняет, хотя и не особенно изящно, что право на приобретение или другим образом обеспеченных кредиторов возникает сразу же и поэтому будет иметь силу в производстве по делам о банкротстве.

Mr. Macdonald said that the second sentence of the proposed new recommendation made it clear, albeit inelegantly, that the right of the acquisition or other secured creditor arose immediately and would therefore be opposable in bankruptcy proceedings.

Изменить последнее предложение в тексте инструкции Р205 (9) следующим образом: «Однако если максимальная масса брутто этих упаковок не превышает 10 кг, достаточно соблюдения общих положений, изложенных в пунктах 4.1.1.1, 4.1.1.2 и 4.1.1.54.1.1.7».

Change the last sentence of P205 (9) to read: «Nevertheless, if these packagings have a maximum gross mass of not more than 10 kg, compliance with the general provisions of 4.1.1.1, 4.1.1.2 and 4.1.1.5 to 4.1.1.7 shall be sufficient.»

Предложить пример

Другие результаты

В этой связи было предложено включить это предложение в текст Председателя.

Сопредседатели неофициальных консультаций представили компиляционный перечень рабочих совещаний, предложенных в тексте для переговоров.

The co-chairs of the informal consultations presented a compilation of the workshops suggested in the negotiating text.

Однако, по его мнению, Рабочая группа не имела намерения превращать основное предложение в текст, параллельный предложенному Мексикой.

Для обеспечения полного и непосредственного применения настоящего предложения в текст Соглашения требуется внести поправки.

The proposal requires amendment of the Agreement in order for it to be fully and directly usable.

Эксперт от Польши выразил обеспокоенность в связи с определением запуска двигателя в холодном состоянии, предложенным в тексте документа.

ОИС приветствует включение ее предложений в текст данного проекта резолюции.

Ему не удалось найти каких-либо предложений в тексте этого документа.

С целью облегчить идентификацию этих идей и предложений в тексте, когда это возможно, указывается Сторона, представившая их.

In order to facilitate such identification and to the extent possible, reference to a proposing Party has been added.

Эксперт от Российской Федерации предложил включить эти предложения в текст Правил, а не в определения.

The expert from the Russian Federation suggested to insert these provisions in the text of the Regulation rather than in the definition.

С учетом этого они просили исключить второе и третье предложения в тексте по подпрограмме 2.

They therefore requested the deletion of the second and third sentences under subprogramme 2.

Лорд КОЛВИЛЛ предлагает сохранить в тексте предложение в квадратных скобках.

context.reverso.net

ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том

«Текст»

2 занятие

 


же. Предложения в тексте как бы держатся за руки — рас­ положены в определенном порядке. Каждое очередное пред­ ложение добавляет что-то новое к тому, о чем мы узнали из предыдущего. Если этот порядок нарушить, текст «рассы­ плется», получится бессмыслица. Все вместе предложения текста помогают понять, о чем хотел сказать автор.

Итог занятия

— Что называется текстом?

— Что такое тема текста?

Текст. Основная мысль текста.

• формировать умения определять тему текста,
определять и формулировать основную мысль
текста, определять диалогическую, монологиче­
скую речь;

• обобщать знания о грибах;

• развивать умение подбирать слова по данному
последнему слогу.

загадки, тексты, запись на доске.

ТЕМА .

ЦЕЛИ :

ХОД ЗАНЯТИИ :

1. Организационный момент

Игра «Слоговой аукцион. Кто больше?»

Слушай и запоминай, И красиво называй; Все слова со слогом СА: Полоса, коса, оса. Все слова со слогом СЫ: Косы, бусы и весы.

ОБОРУДОВАНИЕ :

— Кто больше придумает слов, заканчивающихся на слог
СОК:

Слушай и запоминай, И красиво называй; Все слова со слогом СОК: Лесок, носок, песок, кусок…

Беседа — повторение

— Отгадайте загадки и определите, для какого вида речи
необходимы эти предметы.

Поле белое, овцы черные.

(Бумага, буквы письменная речь.)

Стальной конек по белому полю бегает, За собой черные следы оставляет.

(Ручка письменная речь.) Без языка живет.

Не есть и не пьет.                                                  .

А говорит и поет.

(Радиоустная речь.)

Белый камешек растаял, На доске следы оставил. (Мел письменная речь.)

Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам, На одном таком листе Много разных новостей.

(Газета письменная речь.)

Через поле и лесок Раздается голосок. Он бежит по проводам. Скажешь здесь, а слышно там.

(Телефон устная речь?)

— Чем отличается устная речь от письменной?

— Как вы думаете, какой вид речи появился раньше?

— Из чего состоит речь?

— Что называется текстом?

— Что такое тема текста?

«Текст»

3. Диалог. Монолог. Стихотворный текст. Тема текста

На доске:

Сыроежка с белой ножкой

Притаилась у дорожки,

Опустила шляпку вниз,                                               !

Мол, попробуй, приглядись.

А заметишь — поспеши

И в корзинку положи.

Послушайте стихотворение. (Учитель-логопед читает
выразительно.)

Прочитайте стихотворение выразительно.

Что значит притаилась? (Спряталась.)

Можно ли назвать прочитанное текстом? Докажите. (Во
всех предложениях сообщается о сыроежке. Предложения
связаны по смыслу, на одну тему.)

Какой это текст: монолог или диалог? Почему? (Моно­
лог
речь одного лица.)

О чем это стихотворение? Какова его тема?

На доске:

ЛЮБОПЫТНЫЙ СУСЛИК

Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей Норки:

— Где вы были?

— У Лисички!

Что вы ели там?

— Лисички!

(Я. Козловский)

Послушайте стихотворение. (Учитель-логопед читает
выразительно.)

Что я прочитала? (Текст.) Объясните свой ответ. (Пред­
ложения связаны по смыслу, на одну тему.)

О чем это стихотворение? Какова его тема?

Какой это текст: монолог или диалог? Почему? (Диа­
лог
это речь двух или нескольких лиц.)

Назовите слова, которые употреблены в переносном зна­
чении. Что они означают?

Перечислите участников беседы. (Суслик. Норка.)

т

2 занятие

— Разыграйте сценку, используя этот диалог. (Вырази­
тельное чтение по ролям.)

5. Запись числа, темы занятия

6. Текст. Признаки текста. Тема. Основная мысль текста

— Послушайте. (Учитель-логопед читает текст.)

Осенью мы ходили в лес за грибами. Крепкие рыжики спрятались под сухими листьями. А вот на старом пне большая семья опят. Подберезовик, на длинной ножке под березкой. И только мухомор не прячется: стоит на самом видном месте.

Что я прочитала? (Текст. Рассказ.)

Докажите. (Во всех предложениях сообщается о грибах.
Предложения связаны по смыслу, на одну тему.)

О чем этот рассказ? Какова тема текста? (Это рассказ о
грибах, которые растут в лесу.)

Озаглавьте текст. (Грибы)

«В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе —

Ты только вдумайся,

Только всмотрись —

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой —

Ты только вдумайся,

Только всмотрись —

Откроется самая главная мысль».

(Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика».)

Ребята, о грибах можно рассказать разное: как они вы­
глядят, где растут, что можно из них приготовить и многое
другое. А что я выбрала для своего рассказа? (Где растет
каждый из грибов).

Это и есть основная мысль текста.

 

Какие грибы спрятались под сухими листьями? (Ры­
жики.)

Какие грибы выросли на старом пне? (Опята.)

А какой гриб вырастает под березами? (Подберезовик.)

«Текст»

2 занятие

 

Какой гриб не прячется, стоит на самом видном месте?
(Мухомор.)

— Определите основную мысль этого текста. (Где растут
грибы.)

— Запишите определение в тетрадь (орфографическая дик­
товка учителя-логопеда.)

studopedia.net

ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том


⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 25Следующая ⇒

«Текст»

2 занятие

 


      
  
 
  
 
 

же. Предложения в тексте как бы держатся за руки — рас­положены в определенном порядке. Каждое очередное пред­ложение добавляет что-то новое к тому, о чем мы узнали из предыдущего. Если этот порядок нарушить, текст «рассы­плется», получится бессмыслица. Все вместе предложения текста помогают понять, о чем хотел сказать автор.

Итог занятия

— Что называется текстом?

— Что такое тема текста?

Текст. Основная мысль текста. • формировать умения определять тему текста, определять и формулировать основную мысль текста, определять диалогическую, монологиче­ скую речь; • обобщать знания о грибах; • развивать умение подбирать слова по данному последнему слогу. загадки, тексты, запись на доске.

ТЕМА.

ЦЕЛИ:

ХОД ЗАНЯТИИ: 1. Организационный момент Игра «Слоговой аукцион. Кто больше?» Слушай и запоминай, И красиво называй; Все слова со слогом СА: Полоса, коса, оса. Все слова со слогом СЫ: Косы, бусы и весы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

— Кто больше придумает слов, заканчивающихся на слог
СОК:

Слушай и запоминай, И красиво называй; Все слова со слогом СОК: Лесок, носок, песок, кусок…

Беседа-повторение

— Отгадайте загадки и определите, для какого вида речи
необходимы эти предметы.

Поле белое, овцы черные.

(Бумага, буквы письменная речь.)

Стальной конек по белому полю бегает, За собой черные следы оставляет.

(Ручка письменная речь.) Без языка живет.

Не есть и не пьет. .

А говорит и поет.

(Радиоустная речь.)

Белый камешек растаял, На доске следы оставил. (Мел письменная речь.)

Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам, На одном таком листе Много разных новостей.

(Газета письменная речь.)

Через поле и лесок Раздается голосок. Он бежит по проводам. Скажешь здесь, а слышно там.

(Телефон устная речь?)

— Чем отличается устная речь от письменной?

— Как вы думаете, какой вид речи появился раньше?

— Из чего состоит речь?

— Что называется текстом?

— Что такое тема текста?

«Текст»

3. Диалог. Монолог. Стихотворный текст. Тема текста

На доске:

Сыроежка с белой ножкой

Притаилась у дорожки,

Опустила шляпку вниз, !

Мол, попробуй, приглядись.

А заметишь — поспеши

И в корзинку положи.

Послушайте стихотворение. (Учитель-логопед читает
выразительно.)

Прочитайте стихотворение выразительно.

Что значит притаилась? (Спряталась.)

Можно ли назвать прочитанное текстом? Докажите. (Во
всех предложениях сообщается о сыроежке. Предложения
связаны по смыслу, на одну тему.)

Какой это текст: монолог или диалог? Почему? (Моно­
лог
речь одного лица.)

О чем это стихотворение? Какова его тема?

На доске:

ЛЮБОПЫТНЫЙ СУСЛИК

Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей Норки:

— Где вы были?

— У Лисички!

Чтовы ели там?

— Лисички!

(Я. Козловский)

Послушайте стихотворение. (Учитель-логопед читает
выразительно.)

Что я прочитала? (Текст.) Объясните свой ответ. (Пред­
ложения связаны по смыслу, на одну тему.)

О чем это стихотворение? Какова его тема?

Какой это текст: монолог или диалог? Почему? (Диа­
лог
это речь двух или нескольких лиц.)

Назовите слова, которые употреблены в переносном зна­
чении. Что они означают?

Перечислите участников беседы. (Суслик. Норка.)

т

2 занятие

— Разыграйте сценку, используя этот диалог. (Вырази­
тельное чтение по ролям.)

5. Запись числа, темы занятия

6. Текст. Признаки текста. Тема. Основная мысль текста

— Послушайте. (Учитель-логопед читает текст.)

Осенью мы ходили в лес за грибами. Крепкие рыжики спрятались под сухими листьями. А вот на старом пне большая семья опят. Подберезовик, на длинной ножке под березкой. И только мухомор не прячется: стоит на самом видном месте.

Что я прочитала? (Текст. Рассказ.)

Докажите. (Во всех предложениях сообщается о грибах.
Предложения связаны по смыслу, на одну тему.)

О чем этот рассказ? Какова тема текста? (Это рассказ о
грибах, которые растут в лесу.)

Озаглавьте текст. (Грибы)

«В каждомпараграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе —

Ты только вдумайся,

Только всмотрись —

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой —

Ты только вдумайся,

Только всмотрись —

Откроется самая главная мысль».

(Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика».)

Ребята, о грибах можно рассказать разное: как они вы­
глядят, где растут, что можно из них приготовить и многое
другое. А что я выбрала для своего рассказа? (Где растет
каждый из грибов).

Это и есть основная мысль текста.

 

Какие грибы спрятались под сухими листьями? (Ры­
жики.)

Какие грибы выросли на старом пне? (Опята.)

А какой гриб вырастает под березами? (Подберезовик.)

«Текст»

2 занятие

 

Какой гриб не прячется, стоит на самом видном месте?
(Мухомор.)

— Определите основную мысль этого текста. (Где растут
грибы.)

— Запишите определение в тетрадь (орфографическая дик­
товка учителя-логопеда.)


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *