Вспомогательное слово к творительному падежу – Как отличить родительный падеж от винительного в существительных? Хитрости, советы и правила — Справочник по русскому языку — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Склонение слова «вспомогательное» по падежам

1. вспомогательное — Прилагательное

Мужской род, ед.ч.:
падежСлово
Именительный падежвспомогательный
Родительный падежвспомогательного
Дательный падежвспомогательному
Винительный падежодуш.вспомогательного вспомогательный
неод.вспомогательный вспомогательный
Творительный падежвспомогательным
Предложный падежвспомогательном
Женский род, ед.ч.:
падежСлово
Именительный падежвспомогательная
Родительный падежвспомогательной
Дательный падежвспомогательной
Винительный падежодуш. вспомогательную
неод. вспомогательную
Творительный падежвспомогательною
Предложный падежвспомогательной
Средний род, ед.ч.:
падежСлово
Именительный падежвспомогательное
Родительный падежвспомогательного
Дательный падежвспомогательному
Винительный падежодуш. вспомогательное
неод. вспомогательное
Творительный падежвспомогательным
Предложный падежвспомогательном
Множественное число
падежСлово
Именительный падежвспомогательные
Родительный падежвспомогательных
Дательный падежвспомогательным
Винительный падежодуш.вспомогательных вспомогательных
неод.вспомогательные вспомогательных
Творительный падежвспомогательными
Предложный падежвспомогательных
Крутой тест для тебя!Тесты по русскому языку.Пройти >>Склонение слова вспомогательное по падежам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. В множественном числе и в единственном числе по родам (муж.,жен.,ср.).

См. также в других словарях:

Методическая разработка «Сказка о падежах. Этимология названий падежей»

Сказка о падежах. Этимология названий падежей

ПАДЕЖ — это грамматическая форма, выражающая отношение данного существительного к другим словам в предложении.

Название

Вспомогательное слово

Вопрос

Именительный

Есть

Кто? Что?

Родительный

Нет

Кого? Чего?

Дательный

Дать

Кому? Чему?

Винительный

Винить

Кого? Что?

Творительный

Доволен

Кем? Чем?

Предложный

Думаю

О ком? О чём?

СКАЗКА О ПАДЕЖАХ

У слова есть шесть падежей, 
Шесть верных маленьких пажей, 
Они проходят чередой, 
За слово в бой готов любой! 

Вверяют окончаниям 
Судьбу и жизнь свою! 
И про свое призвание 
На ушко им поют: 

Я Именительный падеж


И нет на мне чужих одежд. 
Меня легко все узнают 
И в подлежащие зовут. 
Предлогов с детства не люблю, 
С собою рядом не терплю. 
Мои вопросы кто? и что? 
Ни с чем не спутает никто. 

А я падеж Родительный 
Характер мой общительный. 
КОГО? ЧЕГО? И вот он я! 
Предлоги часто мне друзья. 
Похож я на винительный 
Бываю иногда, 
Но в тексте различите вы 
Два падежа всегда. 

Я называюсь Дательным
Работаю старательно. 
КОМУ отдать? К чему призвать? 
Лишь только я могу сказать. 

А я Винительный падеж
И я во всем виню невежд. 
Зато отличников люблю, 
Для них «пятерки» я ловлю. 
Кого назвать, во что играть, 
Готов ребятам подсказать. 
Не прочь с предлогами дружить, 
Но и без них могу прожить. 

А я Творительный падеж 
Исполнен всяких я надежд. 
Творите! – Чем? Творите! — С кем? 
Я подскажу вам — нет проблем! 

А я

падеж Предложный
Со мною случай сложный. 
Мне без предлогов свет не мил. 
О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил? 
Ах да, нужны предлоги: 
Без них мне нет дороги. 
Тогда смогу я рассказать, 
О чем мечтать и в чем гулять.

У слова есть шесть падежей, 
Шесть верных маленьких пажей, 
Они проходят чередой, 
За слово в бой готов любой! 

ЭТИМОЛОГИЯ НАЗВАНИЙ ПАДЕЖЕЙ

Именительный — начальная форма для наименования предметов («имя» предмета).

Родительный — буквально «полученный с рождения», потому что родительный падеж без предлога при существительном очень часто обозначает лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца).

Дательный — от слова «дать» — название адресата, то есть имя лица, которому дают.

Винительный — объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу). «Вина» — «причина» (в старославянском языке).

Творительный — от глагола «творить», так как одним из основных его значений является значение орудия действия (резать ножом).

Предложный — название введено М. Ломоносовым; этот падеж употребляется с предлогами.

  1. Включите данное слово в предложения в нужных падежах.

Учительница велела мне просклонять слово ПОДОРОЖНИК. Я отвечаю ей так, как меня раньше учили…

И. – Около тропинки рос ________________. Р. – Мы увидели в траве листья __________________. Д. – Мы подошли к ___________________. В. – Мы сорвали __________________. Т. – Мы вернулись домой с ____________________. П. – Ведь мы знаем о _________________, что он целебная трава.

  1. Угадайте, какое слово пропущено, определите падеж этого слова.

Доброе … само себя хвалит.

От слова до … целая верста.

Кончил … — гуляй смело.

Велик телом, да мал … .

Конец – всему … венец.

И умён, и пригож, и в … гож.

  1. Вставьте пропущенные буквы в словах и надпишите падеж существительных.

Дар з.мли, радоваться д.ждю, улыбка в.сны, дов.рять людям, повт.рил ошибку, встр.чаться с другом, под.рил фиалку, пахнет гр.бами, спрятался в тр.ве, зацвёл в с.ду.

  1. В каком падеже стоят выделенные слова?

1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный ПРУД.

2. ОСЕНЬ рощи подожгла.

3. Замела седая ВЬЮГА поле снежным полотном.

4. Льёт в окошко зимний месяц золотистый СВЕТ.

5. МЯТА луговая уронила цвет.

6. Ночь на миг ДЫХАНЬЕ задержала.

7. Сердце гложет и тревожит тайная ДОСАДА.

8. Щекочет ГУБЫ чьё-то имя.

9. Вальсы играет ГАРМОНЬ вдалеке.

10. Осенний ДОЖДЬ размыл мой свежий след.

11. ДОМИК наш одноэтажный опоясали ручьи.

12. Метнула туча огненные КОРНИ.

Беседа о падежах имён существительных

Интересно, а почему падежей в русском языке именно шесть, а не два или четыре, например? Количество падежей в русском языке тесно связано со способом выражения падежа – в русском языке он выражается окончанием. Значит, падежей столько, сколько окончаний? Это так, но не совсем.

Именно шесть падежей (и не меньше) прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения. Учёные подсчитали, какие падежи в литературном языке самые частотные, то есть наиболее употребительные: на именительный приходится 33 % всех падежных форм, на родительный – 24 %, на винительный – 20 %. А на остальные три падежа приходится всего 23 % а в разговорной речи на именительный приходится целых 50 %, на винительный – 20 %, на родительный – 15 %. В деловой речи самыми употребительными являются родительный – 40 % и именительный – 25 %. Какой же вывод можно сделать из этих подсчётов?

В любой речи самыми частотными являются именительный, родительный и винительный падежи. Именно поэтому на эти падежи и нужно обратить особое внимание!

Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение

. Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой. Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских и представляют их дословный перевод. Именительный – имя предмета – начальная форма наименования. Родительный буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры и т.п.). Дательный – от слова «дать», так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку). Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина», в семантике (происхождении) которого в древнерусском языке было также значение «причина». Творительный
– связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так М.В. Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным.)

Итак, в русском языке шесть падежей. В других языках мира иначе. В немецком, например, их только четыре, а у финнов насчитывается целых пятнадцать! Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А ваша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

«Дельные» пословицы

Единственное число:

И.п. Дело шуток не любит.

Р.п. От слова до дела целая верста.

Д.п. Не по сути дело, а по делу суть.

В.п Ты за дело, а дело за тебя.

Т.п. Велик телом, да мал делом.

П.п. И умён, и крепок, и в деле гож.

Множественное число:

И.п. Дела как сажа бела.

Р.п. Всех дел не переделаешь.

Д.п. По твоим делам о тебе судят.

В.п. Жизнь дана на добрые дела.

Т.п. Языком не спеши, а делами не смеши.

П.п. Умён на словах, да глуп на делах.

Ленительный падеж

Спросили Лежебокина:

— А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

— В том не моя вина,

Пусть им сперва учёные

Изменят имена,

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться, а тем более

Творить

Я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями

Не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

— Да, переделка, кажется,

Серьёзная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

— Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный,

И, наконец, простительный!

(Г. Граубин)

Склонения

Именительный-

это ты

собирающая

цветы,

а родительный-

для тебя

трель

и щелканье соловья.

Если дательный-

все тебе,

счастье, названное

в судьбе,

то винительный-

нет, постой,

я в грамматике

не простой,

хочешь-

новые падежи

предложу тебе?

-Предложи!

— Повстречательный есть падеж,

узнавательный

есть падеж

полюбительный,

обнимательный,

целовательный есть падеж.

Но они

не одни и те ж-

ожидательный

и томительный

расставательный,

и мучительный,

и ревнивый

есть падеж.

У меня их сто тысяч есть,

А в грамматике только шесть!

(С. Кирсанов)

По условию задачи

Есть мышонок, кот и сыр.

И её решеньем будет

Заучить падеж до дыр.

Кто? Конечно кот в засаде.

Что? Прекрасен сыр и свеж.

Применяется, конечно,

Именительный падеж.

Нет кого? Конечно мыши.

Нет чего? И сыр исчез!

Применяется, конечно, здесь

Родительный падеж.

Если б дал кому? Мышонку

Тот кусочек сыра Васька,

Дательный падеж тогда бы

Стал бы дружным и прекрасным!

Если б котик поделился

С кем и чем???

С мышонком сыром,

То творительный падеж

Завершился б вкусным пиром.

И кого теперь винить?

Мышь? Или что?

Кусочек сыра?

Нет! Винительный падеж

Не закончит дело миром!

А теперь, куда ж деваться,

В падеже предложном котик

Думает о чём? О сыре!

И урчит пустой животик.

Склонение слова «вспомогательную» по падежам

1. вспомогательную — Прилагательное

Мужской род, ед.ч.:
падежСлово
Именительный падежвспомогательный
Родительный падежвспомогательного
Дательный падежвспомогательному
Винительный падежодуш.вспомогательного вспомогательный
неод.вспомогательный вспомогательный
Творительный падежвспомогательным
Предложный падежвспомогательном
Женский род, ед.ч.:
падежСлово
Именительный падежвспомогательная
Родительный падежвспомогательной
Дательный падежвспомогательной
Винительный падежодуш. вспомогательную
неод. вспомогательную
Творительный падежвспомогательною
Предложный падежвспомогательной
Средний род, ед.ч.:
падежСлово
Именительный падежвспомогательное
Родительный падежвспомогательного
Дательный падежвспомогательному
Винительный падежодуш. вспомогательное
неод. вспомогательное
Творительный падежвспомогательным
Предложный падежвспомогательном
Множественное число
падежСлово
Именительный падежвспомогательные
Родительный падежвспомогательных
Дательный падежвспомогательным
Винительный падежодуш.вспомогательных вспомогательных
неод.вспомогательные вспомогательных
Творительный падежвспомогательными
Предложный падежвспомогательных
Крутой тест для тебя!Тесты по русскому языку.Пройти >>Склонение слова вспомогательную по падежам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. В множественном числе и в единственном числе по родам (муж.,жен.,ср.).

См. также в других словарях:

Разработка урок русского языка » Творительный падеж»

Русский язык.

Тема: «Творительный падеж имён существительных»

Цель: Познакомить с особенностями творительного падежа, его основными значениями: вопросами, предлогами. Формировать умение сознательно употреблять в речи существительные в творительном падеже, совершенствовать умения определять изученные падежи имён существительных, отрабатывать умения писать слова с изученными орфограммами.

Оборудование: Таблица (падежи, вопросы + вспомогательные слова, карточки для парной работы, карточки для групповой работы, слайды 1-8).

Ход урока

1. Организация класса

2. Чистописание: Тт товарищ тишь тетрадь труд

3. Учитель: Ребята! Какую тему мы сейчас изучаем по русскому языку? (Падежи)

Сколько падежей вы знаете? Для чего нужны они?

Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о падежах. Тему нашего урока, т.е. с каким падежом мы будем знакомиться, вы скажите сами. Наш урок начнём с орфографической разминки.

1-й слайд

Пейза…, р…сунок, алма…, …льбом, доро…ка, б…рёза, обл…ко, е…кий, т…пор, яг…да, жемчу…, г…рой, …прель.

( На какие две группы можно разделить данные слова, запишите их в два столбика и выделите карандашом в столбиках первые буквы слов)

2-й слайд

пейзаж рисунок

алмаз альбом

дорожка берёза

едкий облако

жемчуг топор

ягода

герой

апрель

Объясните значение слов: пейзаж, едкий.

Учитель: Какие слова получились?

Дети: падеж – работяга

Учитель: Значит, с каким падежом мы познакомимся? Как вы думаете, почему его так назвали?

3-й слайд

Учитель: Беру слово – работяга. С какими словами ассоциируется это слово? О каком падеже идет речь? Какой это падеж?

работяга

труд

работа

творить

Дети: Творительный

Дети: Стихотворение о падеже.

Учитель: На какие вопросы отвечают существительные в творительном падеже?

4-й слайд

Мы делали подвесную кормушку для птиц. Из фанеры пилкой вырезали детали. Дощечки зачистили напильником. Оля с Надей повесили кормушку под окнами. Вечером над кормушкой закружились синицы.

Учитель: Ребята! Как можно озаглавить текст. А как вы помогаете птицам зимой? Почему птицам нужно помогать? Что страшнее для птиц зимой? (голод или холод)

Дети: отвечают

Учитель: Из текста выписываем существительные в творительном падеже.

5-й слайд (Проверка)

Вырезали (чем?) пилкой

Зачистили (чем?) напильником

Повесила (под чем? где?) под окнами

Закружились (над чем? где?) над кормушкой

Повесила (с кем?) с Надей

Закружились (чем? когда?) вечером

Наблюдение над окончаниями существительных в творительном падеже.

Учитель диктует слова, дети записывают их в Т.падеже

Зима – зимой, земля — землей, снег – снегом, ветер – ветром, серебро – серебром, гребень – гребнем, полоса – полосой, луна – луной, цепь – цепью.

6-й слайд

Творительный падеж

Вопросы

Вспомогательные слова

Предлоги

Окончания

кем?

Доволен

над, за

-ой, -ом

чем?

Горжусь

под, перед

-ей, -ем

с, со, между

-ью

Работа с учебником стр.52 упр.94

Физкультминутка.

Снегири летят, крыльями машут,

Проснувшись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на ветке садятся.

Групповая работа.

Определите падеж имён существительных.

1-я группа.

Пословицы

  1. Март с водой, апрель с травой

  2. Не спеши языком, торопись делом

  3. Пишут не пером, а умом

  4. Мы сильны дружбой

2-я группа

Фразеологизмы

  1. Не заманишь калачом

  2. Кривить душой

  3. Показать товар лицом

  4. Не по зубам

3-я группа

Предложения

  1. Около изгороди раздаётся свист птички

  2. С первым снегом птичка появляется у жилья человека

  3. Стайка снегирей обсыпала вершину дерева

4-я группа

Словосочетания

Растёт на дереве, сидит за партой, спрятались от холода, подарил товарищу, поставил на стол, мечтаю о походе, выследил волка.

7-й слайд. Проверка групповой работы.

Работа с проектами «Зимняя страничка»

Учитель: Ребята! Вы составили словарь зимних слов, нарисовали картинки к ним, подбирали загадки, пословицы, стихи о зиме. Назовите, пожалуйста, какие слова вы подобрали.

Ответы детей.

Учитель: Готовясь к уроку, я тоже составила свой словарь зимних слов, но мне хотелось бы, чтобы вы просклоняли это слова в паре.

Парная работа (Раздаю комбинированные карточки со словами)

  1. Почему они состоят из двух частей? ( 1-я часть – основа, 2-я часть – окончания). Почему 2-я часть разделена на 6 частей? (у существительных 6 падежей). Почему 1-я часть карточки не разделена? (она означает основу, а основа слова не меняется)

зим

а

Зима, снежинка, гололёд, горка, холод, мороз, снеговик, наст.

8-й слайд

Учите русский год за годом

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда – в нём самом

Итог урока

Чему учились на уроке? Подумайте, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания.

Оценка своей работы: Игра «Светофор»

— Урок понравился, я справился со всеми заданиями – руки вверх.

— Задания были не такие уж лёгкие; мне было трудно, но я справился – стоять смирно.

— Задания на уроке оказались слишком трудные; мне нужна помощь – сели за парту.

Склонение слова «Вспомогательный» по падежам / Вспомогательный во множественном числе

На данной странице вы можете узнать склонение слова «Вспомогательный» по падежам. Единственное и множественное число слова — Вспомогательный. Чтобы просклонять любое другое слово, воспользуйтесь специальной формой сверху.

Единственное число

ПадежВопросЧисло
Именительный(кто, что?)вспомогательный
Родительный(кого, чего?)вспомогательного
Дательный(кому, чему?)вспомогательному
Винительный(кого, что?)вспомогательный
Творительный(кем, чем?)вспомогательным
Предложный(о ком, о чём?)вспомогательном

Множественное число

ПадежВопросЧисло
Именительный(кто, что?)вспомогательные
Родительный(кого, чего?)вспомогательных
Дательный(кому, чему?)вспомогательным
Винительный(кого, что?)вспомогательные
Творительный(кем, чем?)вспомогательными
Предложный(о ком, о чём?)вспомогательных

Конспект урока по русскому языку УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ДАТЕЛЬНОГО И ТВОРИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖЕЙ

Урок 46
Упражнение в распознавании дательного и творительного падежей
имен существительных

регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Организационная структура урока

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, учебник).

Минутка чистописания.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте задание 121. Укажите падеж имен существительных.

– Назовите грамматическую основу в каждом предложении.

– Прочитайте словосочетания: выделенные имена существительные и те слова, с которыми они связаны по смыслу.

– Прочитайте предложения из упражнения 142, употребляя в них любое из данных существительных сначала в именительном падеже, затем в винительном. Укажите падеж имен существительных.

Проводит минутку чистописания.

– Запишите буквосочетания.

– Составьте из слов предложение, запишите его, подчеркните грамматическую основу.

Вершины, солнце, берег, золотит.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Объясняют выполнение задания.

Муравей тащит хвоинку. Шмели перелетали с цветка на цветок. В вышине парили огромные ястребы. Над водой кружились белые чайки. Корабль плыл к берегу.

Тащит (что?) хвоинку, перелетали (с чего?) с цвет-

ка, парили (в чем?) в вышине, кружились (над чем?)

над водой, плыл (к чему?) к берегу.

Читают предложения:

Солнце (И. п.) осветило верхушки деревьев. Гриша нарисовал солнце (В. п.).

Выполняют чистописание.

hello_html_3fc59e5f.png

Солнце золотит вершины берез.

Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Работа над словами с непроверяемым написанием

hello_html_m7b372fed.png

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадку.

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам, –

Скажешь тут,

А слышно там.

(Телефон.)

(См. РМ, Приложение 2.)

– Запишите словарное слово.

– Подберите однокоренные слова к слову «телефон»

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Подбирают однокоренные слова к словарному слову.

III. Сообщение темы урока. Опреде-

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Принимать

и сохранять учебную цель

ление целей урока

– Установите соотношение между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня на уроке будем учиться различать дательный и творительный падежи имен существительных

Устанавливают соответствие с помощью стрелок:

и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 145)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте. Составьте словосочетания, употребляя в них существительные в дательном падеже. Если необходимо, используйте для связи слов

в словосочетании предлоги. Запишите.

– Что обозначают слова «телефон», «телефонист»?

– По каким признакам можно определить имена существительные в дательном падеже?

– Подберите другие имена существительные, первой частью которых является часть «теле-»

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Составляют словосочетания.

Объясняют значения слов.

Подбирают существительные с указанной частью.

(См. РМ, Приложение 3.)

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Осуществлять контроль
по результату

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 146)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте. Назовите сказку В. Катаева. («Дудочка и кувшинчик».)

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Определяют падеж выделенных существительных.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать уси-

– Объясните значения словосочетаний «лезть на глаза», «сесть на корточки».

– Определите падеж выделенных имен существи-

тельных. Какие из них отвечают на вопрос «куда?»?

(По лесу, на полянку, к земле, под листики.)

– По каким признакам вы различили эти падежи?

Пошла Женя по лесу (Д. п.) искать такую полянку

(В. п.), где земляника сама на глаза (В. п.) лезет
и в кувшинчик просится. Девочка побежала
на полянку (В. п.), нагнулась к земле (Д. п.), села на корточки, заглянула под листики (В. п.) и стала рвать ягоды (В. п.).

Выполняют разбор слова по составу.

hello_html_583c8050.png

лия по решению учебной задачи

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 147)

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Прочитайте. Придумайте к стихотворению название.

– Выпишите выделенные словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому. Определите падеж имен существительных в данных словосочетаниях.

– Найдите в предложениях олицетворения – слова, которые помогают представить неодушевленные предметы в образе живого существа. (Листик машет ладошкой.)

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения.

Записывают словосочетания.

Зябнет (за чем? где?) за окошком (Т. п.), машет

(чем?) ладошкой (Т. п.), прощается (перед чем? когда?) перед зимой.

Выполняют морфологический разбор слова по заданию, звуко-буквенный разбор слова «зимой».

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

точку зрения

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

– Что нового узнали на уроке?

– На какие вопросы отвечает имя существительное
в творительном падеже.

– Какие предлоги употребляются с именами существительными в творительном падеже?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Продолжают высказывания:

• Сегодня я узнал…

• Было трудно…

• Я выполнял задания…

• Я понял, что…

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 122 в рабочей тетради

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

Приложение 1

Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Ну и грамотно писать.

Сообщают о готовности к уроку.

Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).

Приложение 2

Работа над словами с непроверяемым написанием

– Разгадайте ребус.

hello_html_m493ccda7.png

ТЕЛЕФОН – 1. Система технических приспособлений для передачи звуков на расстояние по проводам при помощи электрической энергии. 2. Аппарат для разговора таким способом. 3. Номер такого аппарата. Слово образовано от греческого ТЕЛЕ – «далеко, вдаль» и ФОНЕ – «звук, речь, голос». ТЕЛЕФОН – ТЕЛЕ, ФОНЕ = «далёкий звук».

Однокоренные слова: телефонист, телефонный, телефонистка, телефонизировать, телефонщик, телефонировать.

Приложение 3

Работа по учебнику

Упражнение 145.

Составляют словосочетания.

Говорить по телефону, подойти к телефону, позвонить по телефону. Сказать товарищу, сказать врачу, сказать телефонисту.

Объясняют значение слов.

ТелефО́н [см. теле… + …фон] – 1) прибор, преобразующий электрические колебания в звуковые; 2) телефонная связь, система электрических аппаратов и устройств для передачи на расстояние звука, гл. обр. речи; 3) аппарат для осуществления такой связи; 4) номер такого аппарата.

Телефони́ст – работник телефонной станции.

Подбирают слова.

Телепрограмма, телевизор, телеграф, телешоу, телемост, телеграмма, телестудия, телепрограмма.

Упражнение 147.

Ладошкой – сущ., чем?, н. ф. – ладошка, 1 скл., ж. р., Т. п., ед. ч., дополнение.

Выполняют звукобуквенный разбор слова «зимой».

Зимой – [з’эмо́й’] – 2 слога.

з – [з’] – согласный, звонкий парный, мягкий парный;

и – [э] – гласный, безударный;

м – [м] – согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;

о – [о] – гласный, ударный;

й – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.

––––––––––––––––––––––––––––

5 букв, 5 звуков.

hello_html_m493ccda7.png

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *