Решение неравенств второй степени с одной переменной. Метод интервалов 9 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей |
Тема 6.
Решение неравенств второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Неравенства вида
ax2 + bx + c > 0 и ax2 + bx + c
где x – переменная, a, b и c – некоторые числа и a ≠ 0, называют неравенствами второй степени с одной переменной.
Решение неравенства ax2 + bx + c > 0 или ax2 + bx + c y = ax2 + bx + c принимает положительные или отрицательные значения. Для этого достаточно проанализировать, как расположен график функции y = ax2 + bx + c в координатной плоскости: куда направлены ветви параболы – вверх или вниз, пересекает ли парабола ось
Пример:
Решить неравенство: x2 + 2x — 48
Введем функцию y = x2 + 2x — 48.
Графиком этой функции является парабола, ветви которой направлены вверх, так как a = 1.
Выясним, как расположен график этой функции относительно оси x. Для этого решим квадратное уравнение x2 + 2x — 48 = 0.
Это уравнение имеет два корня:
x1 = -8 и x2 = 6.
Значит, парабола y = x2 + 2x — 48 пересекает ось x в двух точках, абсциссы которых равны -8 и 6. Схематично изобразим эту параболу.
Ответ: x∈-8;6
Решим неравенство:
—x2 + 2x + 15
График функции y = —x2 + 2x + 15 – это парабола, ветви которой направлены вниз, так как a
Выясним, как расположен график функции y = —x2 + 2x + 15 в координатной плоскости, пересекает ли он ось x и в каких точках.
Для этого решим уравнение:
—x2 + 2x + 15 = 0
x1=-3; x2=5
Схематично изобразим эту параболу
Функция принимает отрицательные значения при x принадлежит -∞;-3 или 5;+∞.
Ответ: x∈-∞;-3∪5;+∞
Решим неравенство:
2x2 — 3
Графиком функции y = 2x2 — 3x + 8 является парабола, ветви которой направлены вверх, так как a > 0. Выясним, как располагается эта парабола относительно оси x. Для этого решим квадратное уравнение:
2x2 — 3x + 8 = 0
D = 9 — 4 ∙ 2 ∙ 8 = -55
Данное уравнение не имеет корней, значит, парабола не пересекает ось x. Схематично покажем, как располагается эта парабола относительно оси x.
Из рисунка видно, что данная функция принимает положительные значения при любом значении x.
Ответ: -∞;+∞
Итак, для решения неравенств вида
ax2 + bx + c > 0 и ax2 + bx + c
- Выяснить имеет ли квадратный трехчлена ax2 + bx + c имеет ли трехчлен корни;
- Если трехчлен имеет корни, то отмечают их на оси x и через отмеченные точки проводят схематически параболу, ветви которой направлены вверх, если a > 0 или вниз, если a a > 0 или в нижней полуплоскости при a
- На оси x найти промежутки, для которых точки параболы расположены выше оси x (если решают неравенство ax2 + bx + c > 0) или ниже оси x (если решают неравенство ax2 + bx + c
Рассмотрим функцию
fx=x+1x-2x+3
Областью определения этой функции является множество всех чисел. Точки -3, -1 и 2 нули функции, которые разбивают область определения на промежутки -∞;-3,-3;-1,-1;2,2;+∞. Выясним знак функции в каждом из указанных промежутков.
Выражение (x + 1)(x — 2)(x + 3) представляет собой произведение трех множителей. Знак каждого из этих множителей в рассматриваемых промежутках указан в таблице.
-∞;-3 |
-3;-1 |
-1;2 |
2;+∞ |
|
x + 3 |
— |
+ |
+ |
+ |
x + 1 |
— |
— |
+ |
+ |
x — 2 |
— |
— |
— |
+ |
Отсюда ясно, что:
Если x∈-∞;-3, то fx<0;
Если x∈-3;-1, то fx>0;
Если x∈-1;2, то fx<0;
Если x∈2;+∞, то fx>0;
Видно, что в каждом из промежутков
-∞;-3,-3;-1,-1;2,2;+∞ функция сохраняет знак, а при переходе через точки -3, -1 и 2 ее знак изменяется.
fx=x-x1x-x2…x-xn, где x – переменная, а x1, x2, …, xn не равные друг другу числа. Числа x1, x2, …, xn являются нулями функции. В каждом из промежутков, на которые область определения разбивается нулями функции, знак функции сохраняется, а при переходе через ноль знак изменяется.
Это свойство используется для решений неравенств вида:
x-x1x-x2…x-xn>0,
x-x1x-x2…x-xn<0.
x-5x+3x+7>0
Введем функцию fx=x-5x+3x+7
Найдем нули функции: -7, -3 и 5
Определим знак функции в каждом из этих промежутков. В крайнем правом промежутке функция положительна, а далее знаки чередуются.
Ответ: -7;-3∪5;+∞
Итак, чтобы решить неравенство методом интервалов, надо:
- Ввести функцию;
- Найти нули этой функции;
- Нанести нули функции на числовую прямую;
- Определить знак в каждом промежутке;
- Посмотреть знак и выделить нужный интервал.
неравенства | Справочник по математике
1. Если a > b, то b < a; наоборот, если а < b, то b > a.
Пример. Если 5х – 1 > 2x + 1, то 2х +1< 5x – 1.
2. Если a > b и b > с, то а > с. Точно так же, а < b и b < с, то a < с.
Пример. Из неравенств
3. Если a > b, то a + c > b + с и a – c > b – c. Если же а < b, то а + с<b+c и a – c<b – c, т.е. к обеим частям неравенства можно прибавить (или вычесть) одну и ту же величину
Пример 1. Дано неравенство х + 8>3. Вычитая из обеих частей неравенства число 8, находим х > – 5.
Пример 2. Дано неравенство х – 6 < – 2. Прибавляя обеим частям 6, находим х < 4.
4. Если a > b и с > d, то a + c >b + d; точно так же если а < b
и с < d, то a + с < b + d, т. е. два неравенства одинакового смысла ) можно почленно складывать. Это справедливо и для любого числа неравенств, например, если a1 > b1, a2 > b2, a3 > b3, то a1 + a2 + a3 > b1+b2 +b3.Пример 1. Неравенства – 8 > – 10 и 5 > 2 верны. Складывая их почленно, находим верное неравенство – 3 > – 8.
Пример 2. Дана система неравенств (1/2)х + (1/2)у < 18; (1/2)х – (1/2)у < 4. Складывая их почленно, находим x < 22.
Замечание. Два неравенства одинакового смысла нельзя почленно вычитать друг из друга, так как результат может быть верным, но может быть и неверным. Например, если из неравенства 10 > 8
5. Если a > b и c < d, то а – с > b – d; если а < b и с – d, то а – с < b – d, т. е. из одного неравенства можно почленно вычесть другое неравенство противоположного смысла ), оставляя знак того неравенства, из которого вычиталось другое.
Пример 1. Неравенства 12 < 20 и 15 > 7 верны. Вычитая почленно второе из первого и оставляя знак первого, получаем верное неравенство – 3 < 13. Вычитая почленно первое из второго и оставляя знак второго, находим верное неравенство 3 > – 13.
Пример 2. Дана система неравенств (1/2)х + (1/2)у < 18; (1/2)х – (1/2)у > 8. Вычитая из первого неравенства второе, находим y < 10.
6. Если а > b и m — положительное число, то ma > mb и a/n > b/n, т. е. обе части неравенства можно разделить или умножить на одно и то же положительное число (знак неравенства остается тем же).Если же a > b и n – отрицательное число, то na < nb и a/n < b/n, т. е. обе части неравенства можно умножить или разделить на одно и то же отрицательное число, но при том знак неравенства нужно изменить на противоположный.
Пример 1. Разделив обе части верного неравенства 25 > 20 на 5, получим верное неравенство 5 > 4. Если же мы делим обе части неравенства 25 > 20 на – 5, то нужно переменить знак > на < , и тогда получим верное неравенство – 5 < – 4.
Пример 2. Из неравенства 2х < 12 следует, что х < 6.
Пример 3. Из неравенства -(1/3)х – (1/3)х > 4 следует, что x < – 12.
Пример 4. Дано неравенство х/к > у/l; из него следует, что lx > ky, если знаки чисел l и k одинаковы, и что lx < ky, если знаки чисел l и k противоположны.
«Веление времени — иметь хорошую обратную связь с обществом»
В конце 2020 года в Казахстане создано Агентство по стратегическому планированию и реформам. В интервью “Ъ” глава агентства Кайрат Келимбетов, управляющий Международным финансовым центром «Астана» (МФЦА), рассказывает о приоритетах в реформировании системы управления экономикой Казахстана, о том, что происходило в ней в 2021 году, и о вызовах будущих лет.
— Агентство — каково его место в системе управления экономикой Казахстана? Расскажите об идеологии работы агентства, что вызвало его появление?
— В Казахстане к реформам традиционно относятся с большим вниманием, этот посыл был четко задан первым президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым. Именно реформирование постсоветской экономики, совершенствование экономической политики позволяли привлекать прямые иностранные инвестиции, которые стали основой успеха с точки зрения экономического роста. Напомню, что по уровню ВВП на душу населения за 30 лет мы вышли приблизительно на уровень Российской Федерации. Это хороший показатель. А по прямым иностранным инвестициям на душу населения мы сопоставимы со странами Восточной Европы.
Благодаря чему это получалось? В Казахстане последовательно принимались и реализовывались долгосрочные стратегии развития. Первый такой документ мы приняли в 1997 году, сейчас действует стратегия до 2050 года. Это позволило построить ту экономическую модель, которая кормит нас до сих пор.
Экономический рост нашей страны основан на открытой рыночной экономике, иностранных инвестициях и энергетических ресурсах. Мы добываем 1,8 млн баррелей в день, мы в топ-20 мировых производителей нефти. Вроде бы все хорошо, с одной стороны. С другой стороны, тревожные звоночки появлялись постоянно, мы их слышали. В 2008–2009 годах мировой финансовый кризис сильно ударил по казахстанской банковской системе и рынку жилищного долевого строительства. Благодаря тому, что у нас есть Национальный фонд, аналог российского ФНБ, счет Министерства финансов, которым управляет Национальный банк, мы могли из имевшихся $23 млрд в фонде использовать $10 млрд и сделать кризис преодолимым. В 2014–2015 годах цены на нефть упали с $140 до $40 за баррель, и мы вслед за Россией перешли к инфляционному таргетированию. Это тоже был своего рода кризис. Наконец, в 2020 году нас догнала пандемическая история. Ответ на нее в нашей стране, я считаю, был достаточно адекватным: у нас сегодня 75% взрослого населения вакцинировано, мы начали ревакцинацию и вакцинацию детей. Кстати говоря, в основном благодаря «Спутнику V».
При этом многие люди, прежде всего представители малого и среднего бизнеса, потеряли возможность работать, особенно в крупных городах. В этих условиях государство пошло на эксперимент по прямой поддержке населения: несколько месяцев мы выплачивали по $100 всем, кто потерял работу, это 4 млн человек. Мы единственная постсоветская страна, которая это делала за счет средств Национального фонда. Я не говорю уже о необходимости налаживания производства ПЦР-тестов и всех элементов санитарной инфраструктуры. Так получилось, что в 2020 году у нас было очень много таких событий в режиме пожаротушения, и правительство в принципе с этим хорошо справлялось.
Но, как и в 1997 году, так и где-то в 2020 году, мы работали с пониманием того, что мы должны переходить из режима пожаротушения в долгосрочное стратегическое планирование, понимать, какая экономическая политика должна реализовываться с учетом общемировых трендов. Ведь очевидно, что есть целый ряд глобальных процессов, которые серьезно влияют на экономическую политику Казахстана.
— И как в стране определяют эти вызовы?
— Первый — это четвертая индустриальная революция, переход на новые технологии. Есть возможность запрыгнуть в этот вагон, и есть очень большой риск отстать навсегда на 50–100 лет. Для нас это главный тренд, он в первую очередь нас затрагивает,— тотальная цифровизация, необходимость которой подчеркивает президент Касым-Жомарт Токаев, является на нее ответом.
Второй тренд — это декарбонизация. Это переход в новое состояние от энергетической модели, в которой у нас энергетика на угле занимает 70%. Мы принимаем различные долгосрочные обязательства: Казахстан к 2060 году должен стать углеродно-нейтральным. Мы были в Глазго, к 2030 году мы должны на 15% снизить объем выбросов углекислого газа. Как это будет происходить? Нам нужно привлекать инвестиции в солнечную и ветровую энергетику, но это не заменит нам уголь полностью. Где-то нужен газ, и здесь мы сотрудничаем с «Газпромом», но, скорее всего, Казахстану придется строить атомную станцию. Переговоры в том числе и с «Росатомом», мы уже ведем. Впрочем, декарбонизация — это не только уход от угля, это переход от старой энергетической модели, где мы зарабатывали на нефти и газе, к некой экономической модели, где роль электроэнергетики другая. И тарифы другие. Понятно, что тариф у нас сегодня достаточно невысокий, повышение не самая хорошая новость для населения и промышленности, последняя становится менее конкурентоспособной. Но это реальность.
И другой тренд, о котором я говорил и до пандемии,— это геополитические сдвиги, когда мир от однополярной модели переходит к серьезному противостоянию как на глобальном, так и на региональном уровне, и сразу возникает много факторов нестабильности, влияющих на экономику. Тридцать лет назад картина была более предсказуема, чем сейчас.
Четвертый фактор — это социальное расслоение. Неравенство очень сильно растет: если раньше к этому, может быть, в мире относились толерантнее, то сейчас та модель общества, которой мы ранее придерживались, должна быть дополнена различными видами инклюзивности. Особенно в контексте пандемического шока, приведшего к кризису переполненности для системы образования, информационных систем, физической инфраструктуры здравоохранения, падения выездного туризма, вообще логистических цепочек, угрозы продовольственной безопасности.
— Это актуализованные риски, но они существовали и ранее.
Все это говорит о том, что нужно корректировать модель. Поэтому в Казахстане было принято решение о переходе к стратегическому среднесрочному планированию, когда решения нужно принимать быстро и без бюрократических проволочек. Долгосрочно у нас есть стратегия «Казахстан-2050», она предполагает выход к 2050 году в топ-30 развитых стран мира. Для реализации этой стратегии президент Казахстана создал Высший совет по реформам — туда входит сам президент, который принимает участие во всех дискуссиях, премьер-министр, председатель Национального банка, глава финансового регулятора, глава бизнес-ассоциации, со стороны правительства присутствуют люди, которые курируют макроэкономику,— министр финансов, министр экономики, руководитель администрации президента, его заместители по экономической части и по безопасности. В 2020–2021 годах совет собирался пять-шесть раз. У совета создан рабочий орган — Агентство по стратегическому планированию реформ. Оно существовало исторически с 1997 года, потом стало частью Министерства экономики, сейчас его отдельно выделили. Агентству также передали Бюро по национальной статистике Казахстана. Бюро по статистике — это часть агентства, но руководитель бюро назначается непосредственно президентом страны.
— Агентство работает вне структуры правительства Казахстана?
— Агентство — это орган, подотчетный и подчиненный президенту. У нас в Казахстане есть несколько агентств со схожим статусом. Счетный комитет, аналог российской Счетной палаты,— отдельная структура, он занимается аудитом с бюджетной точки зрения. Агентство — стратегическим аудитом, бюро дает анализ социально-экономических индикаторов.
Одновременно с решением о создании агентства было решено разработать пятилетний план развития Казахстана — национальный план развития до 2025 года. Нам необходимо создать новые приоритеты. И здесь мы активно смотрели на опыт стратегического планирования в Российской Федерации. Я имею в виду постановку национальных целей и приоритетов и их реализацию через национальные проекты, которые получили новое звучание в новом правительстве Михаила Мишустина. Идея о том, что надо перейти от старого типа громоздких государственных программ к национальным проектам, нам близка.
Первое, что было сделано,— указом президента Казахстана утверждены десять приоритетов развития. Почему на уровне президента? На уровне правительства больше гибкости, иными словами, приоритеты каждый день могут меняться. А на уровне президента — это один раз нужно убедить всех, что наиболее важны такие приоритеты, как образование, здравоохранение, технологический рывок через цифровизацию. Здесь, честно говоря, важнее всего человекоцентричность. Приоритеты ориентированы на потребности граждан Казахстана. У нас политической установкой главы государства стала концепция «слышащего государства». Сегодня веление времени — иметь хорошую обратную связь с обществом. Эта обратная связь и в каком-то смысле даже придает дополнительный драйв госпроектам, которые мы сейчас принимаем. Старые госпрограммы — это многостраничные документы министерств, посвященные самим проблемам. В них процентов восемьдесят приходилось на описание проблем, экономический анализ и диагностику. И самая маленькая часть — размытый план мероприятий. Аудиторы через пять-десять лет проверяли исполнение госпрограмм. Когда они говорили «оказывается, программа была неэффективна!», или неполная, или непрофинансированная — ну, в общем, было уже поздно какие-то решения по этому поводу принимать.
И самое главное, конечно, госпрограммы были частью общего процесса перехода на программно ориентированный бюджет Казахстана. Но сам бюджет всегда был ориентирован на результаты конкретных мероприятий, а не на их влияние на общество, в нем человекоцентричных принципов нет. В бюджете указано: надо строить дороги… А для чего их надо строить? Ну, для того чтобы построить. А из каких-либо приоритетов это не вытекало. К тому же, к сожалению, многие из госпрограмм были недофинансированы на уровне примерно 30–50%. А когда они недофинансированы, трудно с кого-то что-то требовать. Всем сестрам по серьгам — хороший принцип, но он не работает, когда есть ограничения по ресурсам.
— Как определялись пятилетние приоритеты? Это довольно конфликтный процесс, по крайней мере в России он был непростым.
— Когда мы начали определять приоритеты, конечно, каждое министерство хотело, чтобы все, чем оно занимаются, было приоритетом. Именно поэтому наши десять приоритетов — это те, что охватывают 90% потребностей населения. Что нужно населению? Нетрехсменная школа для детей, отсутствие очередей в больнице, понятные социальные выплаты, возможность получить работу, автодороги между теми пунктами, где они живут и работают. Список национальных проектов буквально из них вытекал.
И вот здесь началась битва за обладание национальными проектами. Каждое министерство говорило: «Мне нужно два национальных проекта» (министерства в Казахстане многоотраслевые, к примеру Министерство экологии занимается водными ресурсами и экологией). Министерство спорта предлагает отдельную программу по спорту в дополнение к здравоохранению. А спорт у вас для чего, просто для своего удовольствия?
И к тому же с советского времени традиция: каждое ведомство — это отдельный информационный колодец. Сначала информационные колодцы были бумажными, потом стали экипированы информационно, цифровым способом. Но колодцами они быть не переставали: они замкнуты, один колодец с другим, по сути, не разговаривают. Косвенный признак таких колодцев — это население, которое носит справки из одного министерства-колодца в другое, вместо того чтобы, как это нормально в цифровом зрелом государстве, государство само справлялось с этими справками внутри себя, а по-хорошему, вообще отменило бы их. Поэтому мы перешли от ведомственных колодцев к новой модели, которую мы для себя называем кластерным подходом. В нем правительство, как предполагается, управляется как единая корпорация. Был создан офис цифрового правительства. Внутри офиса цифрового правительства мы создали три больших направления: есть аналитический центр, агентство, которое анализирует, что происходит, правильно мы реализуем нацпроект или нет; есть центр цифровой трансформации, который занимается бизнес-реинжинирингом государственных услуг, то есть переделывает их так, как это должно быть; и есть третье — это национальные проектные офисы.
— То есть речь шла об окончательном переходе к проектному подходу в госуправлении на высшем уровне.
— Идея была в том, чтобы не ждать, когда через десять лет кто-нибудь напишет заключение о том, что все делалось не так, а на ежедневной, еженедельной основе заниматься project-менеджментом каждого национального проекта. За каждый национальный проект отвечают несколько конкретных министров, их курирует конкретный заместитель премьер-министра или сам премьер-министр. У них есть ключевые показатели, впрочем, если в предыдущей управленческой модели KPI было всего около 10 тыс. (когда у человека 10 тыс. KPI, значит, у него нет ни одного), сейчас их число резко сократили. В системе 10 программ — это 40 направлений, 100 задач и 200 KPI. На каждого замминистра приходится примерно 2–3 KPI: за это можно с человека требовать и можно его мотивировать, можно его и освободить, если он не справляется. Причем не через пять лет, а тогда, когда это надо, когда вы почувствовали, что что-то происходит не то. Эта система начинает работать с 1 января.
Десять индикаторов исполнения целей — человекоцентричны и конкретны. Мы хотим увеличить продолжительность жизни в Казахстане с 71 до 75 лет. Достаточно амбициозная задача, особенно в условиях пандемии. Вторая задача — хотим стопроцентный доступ населения к водоснабжению. Сейчас он где-то 91%. Хотим создать 1 млн новых рабочих мест. Демография в стране развивается в другом направлении от трендов России: у нас беби-бум, в следующее десятилетие на рынок образования (сначала детсады, потом школа, университеты, потом уже на работу) придет где-то 1,5–2 млн человек. Для них нужен этот 1 млн рабочих мест.
— Какой самая острая краткосрочно проблема сейчас видится в социальной сфере Казахстана?
— Я думаю, проблема номер один — школа. Так, мы должны построить ровно 1 тыс. школ. У нас есть проблема трехсменных школ, мы поставили задачу уйти от трехсменных школ. Ежегодно в систему образования приходит 250 тыс. новых школьников. Нужны новые школы на западе, в крупных городах и на юге. Эту задачу мы решим до 2025 года. Но самое главное, конечно, чтобы все школы давали хорошее качественное образование нашим детям.
34% населения Казахстана — это люди до 17 лет, дети в возрасте до 5 лет — 12% населения. В западных и южных регионах и мегаполисах от трех до пяти детей в каждой семье. Конечно, это будет угасать с урбанизацией. Но пока это подъем, в том числе в городе.
Кроме того, наша проблема — больницы со старой советской инфраструктурой, им по 50 лет. И мы сейчас строим новые госпитали. Как и в случае со школами, мы строим их в основном по ГЧП-принципу. Это 20 новых госпиталей. Инвесторы разные — турецкие, работаем с ЕБРР. Мы рассматриваем это как инфраструктуру. Ее нужно обновлять.
— Какое место национальные проекты занимают в бюджете Казахстана?
— С января до августа в стране работает бюджетная комиссия, с тем чтобы к сентябрю внести в парламент бюджет на следующий год и на три года вперед, то есть сразу трехлетний бюджет. В трехлетнем бюджете (и плюс один год, сами национальные проекты рассчитаны на четыре года, до 2025 года) проектные расходы заняли около 60%. Это основные сферы — образование, здравоохранение, социальная политика. В основном то, что в бюджете, касается социальной части. Есть вторая часть, которая связана с созданием рабочих мест, с привлечением инвестиций. У каждого министерства есть свой мандат по привлечению инвестиций в ту или иную отрасль. Глава правительства возглавляет инвестиционный штаб, в этот штаб входят все министры государственного сектора, у каждого есть план — обрабатывающая промышленность, нефтегазохимический кластер, предпринимательство, туризм. Инвестиции второй части расписаны и должны быть привлечены.
— О каких планах по привлечению инвестиций идет речь в цифрах?
— По примерным оценкам в госбюджете у нас предусмотрено около $25 млрд инвестиций в экономику на четыре года вперед, а в целом инвестиций должно быть привлечено за четыре года $60 млрд. Ежегодно в лучшие годы Казахстан привлекал $20–25 млрд в год. Сейчас мы говорим: из $20 млрд процентов семьдесят инвестиций должны идти через национальные проекты или быть увязаны с реализацией национальных проектов.
— Но главное все-таки, как это должно управляться. Что поменяется в практиках госуправления, кроме системы планирования?
— Здесь мы переходим на гибкий клиентоориентированный подход на управление национальными проектами. То есть это одна внутренняя система координат. Сверху есть одновременно Агентство по стратегическому планированию, оно ведет аналитическое сопровождение, выясняет, что происходит, действительно ли мы достигаем тех результатов, которые планируются, и специальная комиссия во главе с премьер-министром и счетным комитетом, которая проверяет целевое и эффективное использование средств в режиме реального времени. Дисциплина нужна — средства выделены в достаточно сложное время, за них нужно отвечать.
Переход на национальные проекты в целом изменил систему государственного планирования. Иерархия документов выстроена: сверху стратегия «Казахстан-2050», далее приоритеты до 2025 года, далее национальные проекты.
Есть и другие документы — мы их принимаем в 2022 году, они в высокой степени готовности. Во-первых, это план территориального развития: среднесрочный документ, который показывает нишу каждого из 17 регионов Казахстана. У нас есть северный и центральный районы, которые граничат с Российской Федерацией, с сибирскими регионами РФ. Есть западные регионы, которые ближе к поволжским регионам РФ. Северные города много работают с городами-миллионниками Российской Федерации. Есть города, которые находятся на юге и юго-востоке Казахстана — южные города Шымкент, Туркестан, они, скорее всего, больше ориентированы на работу с Ташкентом, вместе там мегаполис в 10 млн человек в перспективе. В двух городах-миллионниках – Алматы (2 млн) и Нур-Султане уже скорее постиндустриальная экономика. Есть регионы, которые направлены на агроиндустриальное направление.
Мы определяем планы развития регионов — у каждого есть своя ниша, но в каждом регионе Казахстана должен быть одинаковый уровень оказания услуг, в том числе и образования, и здравоохранения, устранение диспаритетов встроено в программы. Так, в образовании благодаря возможностям цифровизации предполагается поднятие его на более высокий уровень. План территориального развития направлен также на большую связанность регионов. У нас не всегда в советское время запад с востоком были связаны — мы сейчас строим дороги, которые соединяют Казахстан не только по вертикальным направлениям, с севера на юг, но и по горизонтальным — с востока на запад. Второй план — это стратегия перехода к низкоуглеродной энергетике, о которой мы уже говорили. Нужно сделать большую работу уже к 2030 году. Здесь было принято решение о совместных проектах с инвесторами ОАЭ в сфере возобновляемой энергетики — 2 гигаватта солнечной и ветровой энергетики. В десяти крупных городах идет повсеместная газификация ТЭЦ, которые раньше работали на угле. Роль солнца и ветра с 3% нынешних мы поднимем до 15%, газа — с 20% до примерно 38% до 2030 года. Если будет принято решение по атому, это изменит цифры и продолжит процесс снижения доли угля в энергетике. Сейчас мы думаем, что должны появиться технологии улавливания углекислого газа, которые позволят нам правильно управлять процессом эволюции угольного сектора.
— Речь идет только о решении проблем или о новом позиционировании отрасли?
— Ну, конечно, технологически это задача для следующих поколений, как правильно распорядиться будущими переменами. Я считаю, что сейчас очень важно построить энергетическое пространство — Казахстан, Центральная Азия, Россия. В советское время все это была единая энергосистема, ее нужно восстановить. Она позволит решить вопросы временных, сезонных дефицитов энергии и правильного управления ресурсами. Задача энергетического консорциума Центральной Азии стоит давно, лидеры стран Центральной Азии сейчас над этим работают. Мне кажется, и Россия могла бы принять в этом активное участие — есть хорошая возможность создавать в том числе в рамках Евроазиатского экономического союза энергетические коридоры. А может быть, в перспективе выходить в регионы Южной Азии, если стабилизируется ситуация в Афганистане.
В любом случае, декарбонизация — новая реальность, к которой нужно готовиться. Нужно работать над новыми технологиями. Как и в России, драйвером процесса должно быть наше Министерство экономики, и оно должно балансировать интересы охраны окружающей среды, Министерства энергетики, Министерства индустрии. Мы должны ориентироваться на практики, которые есть в Европейском союзе и в Китае, для нас это два самых важных партнера. В торговле, напомню, 50% для Казахстана — это ЕС, 20% — Россия, 20% — Китай. Но в нашем экспорте 65% — это ЕС и КНР, а 35% импорта — из Российской Федерации. В стратегии декарбонизации многое — это возможности, но нам надо придерживаться более осторожных подходов к теме, которых сейчас придерживаются Китай, Россия, Индия. Будущая торговля квотами — это тоже целая наука, здесь мы как страна должны встроиться в мировую систему координат.
— В Казахстане сейчас разрабатывается Социальный кодекс. Обычно реформы в экономике без социальных реформ невозможны — что предполагается поменять?
— У нас сейчас большой спрос на модернизацию пенсионной системы, а в целом Социальный кодекс рассматривается как часть нового общественного договора. Есть система социального контракта: работник—работодатель—государство. В нашей пенсионной системе есть элементы солидарной системы и накопительной. Нужно дорабатывать модель.
Казахстан в 1998 году перешел от солидарной системы к накопительной по чилийской модели — первых ее этапов, в чилийской модели, напомню, пять-шесть этапов реформ. На старте мы привлекали в накопление 10% выплат от работника, в принципе люди начали накапливать себе пенсии. Но солидарная система, сохраняющаяся у нас до 2040 года, должна дожить свое — эти выплаты заканчиваются, а накопительная, напротив, только набирает обороты. Были ожидания быстрого развития фондового рынка, все было очень взаимоувязано.
Но, к сожалению, модель частных пенсионных фондов себя не оправдала: в 2008 году они все были в полубанкротном состоянии, государство приняло решение консолидировать их на базе государственного накопительного инвестиционного фонда, который был фондом по умолчанию при Национальном банке. Мы создали Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ), за счет консолидации сумели выравнять баланс активов и обязательств. Сегодня под управлением ЕНПФ 13 трлн тенге. Теперь мы начинаем ЕНПФ управлять как Нацфондом. Но в процессе пришлось принять ряд изменений, в рамках которых при достаточности накоплений граждане могли использовать свои накопленные средства в том числе в кризисное время — в виде жилищной помощи, это элемент подхода, работающего в Сингапуре. Мы в любом случае имеем дело с тем, что в 2040 году нужно смотреть на коэффициент замещения. Так, на 2023 год был отложен дополнительный взнос работодателя в накопительную систему, сейчас у нас работодатель на опасных производствах платит 5% от ФОТ, с 2023 года это должно коснуться всех работодателей. Это решение было принято еще в 2014 году, его реализация откладывалась на 2023 год из-за кризисов.
Теперь в обществе есть вопрос, который состоит в следующем. Предприниматели просят не повышать никаких налогов, особенно на ФОТ (иначе он уйдет в серую зону), или отложить платеж работодателя. В их предложениях те, кому не хватит накоплений, должны получать минимальную гарантированную пенсию. То есть речь идет о смешанной системе — накопительной с элементами солидарной. Сейчас принимаются решения на следующие пять лет по фискальной политике. Второе —– нужно ли нам увеличивать нагрузку на самого работника или увеличивать бюджетные расходы? Те, кому не хватит накоплений, кажется, большой слой населения, мы им должны доплачивать достаточно серьезную сумму. У нас около 9 млн трудоспособного населения, из них 6,6 млн — платят взносы (2,2 млн — платят нерегулярно), больше 2 млн — вообще не участвуют в системе. Это так называемые самозанятые, которые не были в предыдущее время заинтересованы в участии в социальной системе. Сейчас по проекту Социального кодекса получение любой социальной помощи увязано с формализацией своего присутствия в системе.
— То есть с регистрацией и формальным возвращением в официальный сектор?
— Да. И конечно, есть разные настроения, особенно в связи с пандемией. Нам говорят: давайте теперь за все государство будет отвечать, зачем нам что-то накапливать. Мы на это отвечаем: это же социальный договор. Если мы сегодня увеличим минимальную гарантированную пенсию и будем ее платить всем, цена вопроса — около $1 млрд в год. Миллиард — это налоги в другом месте: денег в тумбочке больше нет, проедать Национальный фонд, а это фонд будущих поколений, нельзя. Это возможно, но все решения взаимоувязаны. Да, государство может увеличивать дефицит бюджета, занимать больше денег на внутреннем или внешнем рынках. Нам нужно понять цену новых решений в пенсионной системе и соответствующее развитие системы государственных финансов — это же сообщающиеся сосуды. Поэтому весь следующий год мы будем обсуждать Социальный кодекс в этой концепции.
Одновременно мы также переходим к новым правилам накопления средств национального фонда. Сегодня ненефтяной дефицит бюджета Казахстана — 10,5%, мы хотим его к 2030 году снизить до 5%, то есть в два раза. Кроме этого, мы хотим увеличить активы Национального фонда с сегодняшних $55 млрд до $100 млрд к 2030 году. Что для этого нужно сделать? Нужно перейти от проциклического использования национального фонда, когда мы проедаем деньги в хорошие годы, а в плохие годы еще быстрее, к контрциклическому бюджетному правилу. Контрциклическое правило простое: есть цена отсечения, например $40 за баррель, и этот гарантированный трансферт, то есть то, что мы извлекаем из Нацфонда, не должен превышать поступлений. Расходы бюджета не должны расти быстрее, чем в среднем за последние пять лет. И в рамках новой концепции управления Нацфондом мы переходим от консервативной модели — меньше в акции, больше в облигации — к модели более агрессивной: больше акций, меньше облигаций. Да, сейчас это увеличит волатильность, но горизонт у фонда долгосрочный, и в течение десяти лет мы сможем увеличить свой доход, условно говоря, с 3% до 4% годовых, и цели увеличения размера Нацфонда к 2030 году будут достигнуты.
И следующая возникающая часть — это увеличение социальных расходов. Нам нужны качественные кадры в здравоохранении, образовании, а без повышения зарплаты это невозможно — нагрузка на бюджет выросла. А волшебных денег, денег из ниоткуда, больше нет. Либо мы повышаем налоги, либо пенсионная система будет сама себя балансировать за счет отношений работника и работодателя.
Вот эти все решения надо принять. Для этого нужен стратегический консенсус, он будет обсуждаться на Высшем совете по реформам.
— Какой в рамках новой системы видится роль банковской системы? В России переход на схожую систему сопровождался бурным ростом розничного кредита, в Казахстане модель развития экономики обычно отличалась в этом плане от российской.
— Как вы помните, в начале 2000-х годов мы очень серьезно развили свою банковскую систему. От той системы, которая была успешна, нам достались человеческий капитал и компетенции в финансовом секторе. История 2004–2007 годов — это даже больше внутренняя история, чем предыстория глобального финансового кризиса. В 2008 году кризис выстрелил, наши банки все были частными, система корпоративного управления дала сбой из-за конфликта интересов — менеджеры банков, акционеры и советы директоров были одними и теми же людьми,— и без должного регулирования мы получили большую дыру. Три из четырех системообразующих банков — too big to fail — были в предбанкротном состоянии. Государство в 2008–2009 годах, используя $10 млрд из Национального фонда, вошло в капитал этих банков.
Почему мы входили? Мы спасали не акционеров этих банков, которые теряли там свое право собственности, мы защищали депозиты населения. В каждом банке почти по $3 млрд депозитов населения, мы защищали и депозиты национальных компаний. Это было серьезное испытание: деньги из Нацфонда мы извлекали, когда там было всего $23 млрд. Извлекли $10 млрд, но потом быстро восстановили. Была проведена большая реструктуризация внешних обязательств банков: долг банковского сектора Казахстана был $50 млрд, сейчас — $5 млрд.
Мы вычистили эту сторону проблемы к 2009–2011 годам, но осталась внутренняя проблема. Проблемные активы банков, плохие кредиты никуда не делись, их нужно было списывать, для банков это достаточно болезненно, проседает капитал. Мы за последние, наверное, несколько лет списали 6,6 трлн тенге плохих кредитов, они за последние два-три года снизились до 4,3% активов всей системы. То есть в принципе это меньше 5%, то есть это уже нестрашно. Но как эта проблема возникла? Банки в 2004–2007годах под то, что у нас есть Национальный фонд (хотя они частные, но внешние кредиторы смотрят на подушку безопасности как как на гарантию), занимали «вкороткую», на год, и выдавали в ипотеку на пять лет. Занимали в долларах, отдавали в тенге. Сама система выдачи кредитов была проблемной, риск-менеджмент не построен. Выдача кредитов нашей банковской системой составляла 50–60% ВВП, сейчас — 20% ВВП. Половина сейчас — это кредиты населения, ипотека и потребительское кредитование. Получается, что реальному сектору остается кредитоваться в 10% ВВП в год. Сейчас наши банки мало рискуют выдавать кредиты и больше занимаются денежными операциями с Национальным банком. Это выгодно и нужно, на самом деле банковский сектор Казахстана очень доходен, у них миллиардные прибыли, но они не занимаются самым главным — долгосрочным и среднесрочным кредитованием экономики.
— Отчасти создание Международного финансового центра «Астана», которым вы также руководите, было ответом на эти события.
— Проблема, которая актуализовалась в 2015 году, в том, что мы понимали, что модель, которая основана только на банковском заимствовании, европейская континентальная модель, уже недостаточно хороша для нас. Заемщиков, которые могут позволить себе банковские ставки, мало, они перекредитованы, надо перезапускать экономику. И мы решили создать дополнительный канал — сектор прямых инвестиций, портфельных инвестиций в капитал компаний. Компании не стали ждать, пока банки будут готовы вернуться к кредитованию, они начали привлекать заемные средства из головных структур крупнейших глобальных банков. Мы в ответ начали «приземлять» эти глобальные банки в нашей юрисдикции. Например, China Development Bank, China Construction Bank открыли у нас свои представительства и напрямую уже из МФЦА кредитуют компании, в том числе внутри Казахстана.
— Как МФЦА удается влиять на интерес мировых игроков к Казахстану?
— Мы только за три года привлекли $6 млрд инвестиций, в том числе через банки — $3 млрд. Сегодня мы их видим, сегодня у нас созданы банковские группы, которые работают внутри МФЦА, люди платят налоги, эти налоги стали перекрывать те расходы, которые на наши структуры выделяет государство. Задача сейчас — уже $6 млрд привлеченных инвестиций, а мы хотели бы к 2025 году $10 млрд, я думаю, что мы досрочно выполним эту задачу. Была задача — 2 тыс. компаний в МФЦА. Сейчас здесь 1,13 тыс. компаний из 60 стран мира. Очень большой бум в сфере инвестиционных фондов, которые через нас структурируются, так, например, это в МФЦА делает Chevron. Пришли и многие российские компании, управляющие инвестициями.
Есть возможность создавать новые формы бизнес-деятельности в финансовом секторе, особенно связанные в том числе с криптовалютой, с криптобиржей. Все равно граждане этим занимаются, лучше перевести это в легитимную форму. При этом мы максимально интегрировались в систему государственных органов с точки зрения налогов, регулирования, правовых аспектов.
— МФЦА с точки зрения бизнеса — это де-факто отдельная юрисдикция с английским правом. С вашей точки зрения, эта модель долгосрочно будет работать?
— Чтобы это сделать, нужно было принять изменения в конституцию Казахстана, и это было смелое политическое решение первого президента Казахстана Н. А. Назарбаева. Это работает. У нас, например, 20 кейсов деловых споров в суде в МФЦА и 880 — в арбитражном центре. То есть инвесторы поверили в нас как юрисдикцию. Недавно было дело, в котором инвестор выиграл у государственного органа.
— У вас как у государственного чиновника должно быть двойственное чувство: вы как представитель корпорации проиграли, но пользователь системы, которую вы в том числе строите, выиграл. Что побеждает?
— Философский вопрос. Инвестиционный климат — это когда инвесторы доверяют государству. Если государственный орган (который необязательно должен быть идеальным) совершил ошибки, суд признал его неправоту и обязал компенсировать убытки инвестору, инвесторы будут больше верить в такое государство, чем в административно ориентированное. У нас такие истории начали появляться, и мы верим, что это будет работать. Международный финансовый центр, интегрированный в государственную концепцию развития,— сильная идея. А в перспективе мы видим экспансию в регионе, мы видим себя как финансовый хаб для всего Центрально-Азиатского региона. Очень многие компании на постсоветском пространстве могли бы структурировать свои инвестиции у нас. Чем мы в МФЦА хуже того же Кипра? То же законодательство, те же принципы, та же защищенность, ну и плюс мы дружественная русскоязычная среда. И работать с нами гораздо дешевле, чем с теми же европейскими юрисдикциями.
Интервью подготовил Дмитрий Бутрин
Генсек ООН призвал сплотиться ради победы над пандемией и восстановления экономики, ради возвращения к нормальной жизни и мира на Земле — АЗЕРТАДЖ
Баку, 29 декабря, АЗЕРТАДЖ
Сплотиться ради победы над пандемией коронавируса и восстановления экономики, ради возвращения к нормальной жизни и мира на Земле. К этому в новогоднем обращении призвал Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш, сообщает АЗЕРТАДЖ.
Новый 2022 год мир встречает в непростых условиях. Надежды человечества на благополучное будущее подвергаются серьезным испытаниям. Углубляется нищета, усиливается неравенство. Обеспечить равномерное распространение вакцин против COVID по всему миру пока не удалось, а взятые правительствами обязательства по борьбе с изменением климата не выполняются. При этом не стихают конфликты, растут разногласия, многие из которых подпитываются дезинформацией.
Такую оценку текущей ситуации дал Антониу Гутерриш в видеообращении по случаю Нового года. Причем, как считает глава ООН, эти проблемы не просто политического характера, это проверка моральных ценностей, которую устраивает нам жизнь.
Но сколь бы трудными ни были испытания, уверен генсек, человечество сможет их пройти — если мы возьмем на себя обязательство сделать 2022-й годом восстановления для всех. Для этого нужно сообща решить проблему пандемии – путем повсеместной вакцинации, восстановить экономику – при поддержке развивающихся стран богатыми, преодолеть недоверие и разногласия – руководствуясь научными данными, проверенными фактами и здравым смыслом.
Ключевыми факторами успеха, как считает глава ООН, должны стать урегулирование конфликтов на основе диалога, компромисса и примирения, а также восстановление нашей планеты – при условии выполнения климатических обязательств, соответствующих и масштабам кризиса, и неотложности его решения.
Антониу Гутерриш предлагает рассматривать время выпавших на долю человечества испытаний как эру больших возможностей и идти вперед к исполнению надежд вместе – единой семьей.
AZERTAG.AZ :Генсек ООН призвал сплотиться ради победы над пандемией и восстановления экономики, ради возвращения к нормальной жизни и мира на Земле
© При использовании информации гиперссылка обязательна.
При обнаружении в тексте ошибки, надо ее выделить, нажав на клавиши ctrl + enter, и отправить нам
{2} + \ left (a + b \ right) x + ab = \ left (x + a \ right) \ left (x + b \ right). Чтобы найти a и b, настройте систему, которую нужно решить.-1, -16-2, -8-4, -4
Так как ab положительное число, a и b имеют одинаковый знак. Поскольку a + b отрицательно, a и b оба отрицательны. Перечислите все такие пары целых чисел, дающие результат 16.
-1-16 = -17 -2-8 = -10-4-4 = -8
Вычислите сумму для каждой пары.
a = -8 b = -2
Решение — пара, которая дает сумму -10.
\ left (x-8 \ right) \ left (x-2 \ right)
Перепишите факторизованное выражение \ left (x + a \ right) \ left (x + b \ right), используя полученные значения.{2} -4ac}} {2a}.
x = \ frac {- \ left (-10 \ right) ± \ sqrt {100-4 \ times 16}} {2}
Square -10.
x = \ frac {- \ left (-10 \ right) ± \ sqrt {100-64}} {2}
Умножить -4 на 16.
x = \ frac {- \ left (-10 \ справа) ± \ sqrt {36}} {2}
Добавьте 100 к -64.
x = \ frac {- \ left (-10 \ right) ± 6} {2}
Извлеките квадратный корень из 36.
x = \ frac {10 ± 6} {2}
Противоположность -10 равно 10.
x = \ frac {16} {2}
Теперь решите уравнение x = \ frac {10 ± 6} {2}, когда ± плюс. {2}} = \ sqrt {9}
Извлеките квадратный корень из обеих частей уравнения.
x = 8 x = 2
Добавьте 5 к обеим частям уравнения.
Решение Неравенства: обзор (стр. 2 из 3) Сечения: линейные неравенства, Квадратичные неравенства, Другое неравенства Предыдущие неравенства называются «линейными» неравенствами, потому что мы имеем дело с линейные выражения типа « x » 2 «(» x > 2 «просто « x 2> 0 «, до вы закончили его решать).Когда у нас есть неравенство с « x 2 » как член наивысшей степени, это называется «квадратичным неравенством». Способ решения более сложный. Сначала мне нужно найти x- перехватывает ассоциированной квадратичной, потому что точки пересечения находятся там, где y = x 2 3 х + 2 равно равно к нулю. Графически такое неравенство просит меня найти, где график находится выше или ниже оси x . Проще всего найти, где на самом деле пересекает ось x , так что я начну с этого. Факторинг,
Получаю x 2 3 х + 2 = ( х 2) Есть два разных алгебраические способы проверки этой положительности или отрицательности на интервалы. Я покажу оба. 1) Метод контрольных точек. Интервалы между интерцептами x являются (отрицательная бесконечность, 1), (1, 2), и (2, положительная бесконечность).Я выберу точку (любую точку) внутри каждого интервала. Рассчитаю значение у в таком случае. Каким бы ни был знак на этом значении, это знак за весь этот интервал. Для (отрицательная бесконечность,
1),
допустим, я выбираю x = 0; затем у = 0
0 + 2 = 2, что
положительный. Это говорит о том, что y положительна на всем интервале (отрицательная бесконечность, 1),
и этот интервал, таким образом, является частью решения (поскольку я ищу
решение «больше нуля»). Для интервала (1, 2) я заберу, скажем, х = 1,5; затем y = (1,5) 2 3 (1,5) + 2 = 2,25 4,5 + 2 = 4,25 4,5 = 0,25, что отрицательно. Тогда y отрицательна на всем этом интервале, и тогда этот интервал не является частью решения. Для интервала (2, положительная бесконечность), я выберу, скажем, x = 3; затем y = (3) 2 3 (3) + 2 = 9 9 + 2 = 2, что положительно, и тогда этот интервал является частью решения.Тогда полное решение неравенства: x <1 и x > 2. Это решение указывается по-разному:
Частное решение формат, который вы используете, будет зависеть от вашего текста, вашего учителя и вашего вкуса. Все форматы одинаково допустимы. авторское право Элизабет Стапель 1999-2011 Все права защищены 2) Факторный метод. Факторинг, I получаем y = х 2 3 х + 2 = ( х 2) ( х 1). Сейчас я рассмотрю каждый из этих факторов в отдельности. Фактор x 1 положительно для х > 1; аналогично x 2 положительно для х > 2.Вспоминая когда я впервые узнал о негативе числа, я знаю что (плюс) (плюс) = (плюс), (минус) (минус) = (плюс) и (минус) (плюс) = (минус). Итак, чтобы вычислить знак y = х 2 3 х +2, я только правда нужно знать приметы факторов. Тогда я могу применить то, что знаю про приумножение негативов.
Тогда решение x 2 3 х + 2> 0 — это два интервала со знаком «плюс»: (отрицательный бесконечность, 1) и (2, положительная бесконечность). Сначала я нахожу нули,
которые являются конечными точками интервалов: y = 2 x 2 + 5 x + 12 = Найти интервалы где y является отрицательным по методу контрольных точек, я просто выбираю точку в каждом интервале. Я могу использовать такие точки, как x = 2, х = 0 и x = 5. Найти интервалы
где y является отрицательным по методу фактора, я просто решаю каждый множитель: 2 x 3 положительно для
2 х 3> 0, 3> 2 x , 3/2> x ,
или x < 3 / 2 ;
и x 4 положительно для х 4> 0, Тогда решение это неравенство — все x в (отрицательный бесконечность, 3 / 2 ] и [4, положительная бесконечность) . << Предыдущая Вверх | 1 | 2 | 3 | Возвращение к указателю Вперед >>
|
Решение квадратичных неравенств
. .. и более …
Квадратичный
Квадратное уравнение (в стандартной форме) выглядит так:
Квадратичное уравнение в стандартной форме
( a , b и c могут иметь любое значение, за исключением того, что a не может быть 0.)
Вышеупомянутое уравнение (=), но иногда нам нужно решить такие неравенства:
Обозначение | слов | Пример | ||
---|---|---|---|---|
> | больше | x 2 + 3x> 2 | ||
< | менее | 7x 2 <28 | ||
≥ | больше или равно | 5 ≥ х 2 — х | ||
≤ | меньше или равно | 2 года 2 + 1 ≤ 7 лет | ||
Решение
Решение неравенств очень похоже на решение уравнений. .. мы делаем почти то же самое.
При решении уравнений мы пытаемся найти точек , , например, помеченные «= 0» |
Но когда мы решаем неравенств мы пытаемся найти интервалов , , например, помеченные «> 0» или «<0" |
Итак, что мы делаем:
- найти «= 0» точек
- между точками «= 0» — это интервалов , которые либо
- больше нуля (> 0) или
- меньше нуля (<0)
- , затем выберите тестовое значение, чтобы узнать, какое оно (> 0 или <0)
Вот пример:
Пример: x
2 — x — 6 <0x 2 — x — 6 имеет эти простые множители (потому что я хотел упростить!):
(х + 2) (х − 3) <0
Сначала , давайте найдем, где равно ноль:
(х + 2) (х − 3) = 0
Равно нулю, когда x = −2 или x = +3
, потому что, когда x = −2, тогда (x + 2) равно нулю
или
когда x = +3, то (x − 3) равно нулю
Итак, между −2 и +3, функция будет либо
- всегда больше нуля или
- всегда меньше нуля
Мы не знаем какой. .. пока что!
Давайте выберем промежуточное значение и проверим его:
При x = 0: x 2 — x — 6
= 0–0–6
= −6
Таким образом, между -2 и +3 функция на меньше, чем на ноль.
И это тот регион, который нам нужен, так что …
x 2 — x — 6 <0 в интервале (−2, 3)
Примечание: x 2 — x — 6> 0 на интервале (−∞, −2) и (3, + ∞)
А вот график x 2 — x — 6:
|
Также попробуйте Grapher неравенства.
Что делать, если он не проходит через ноль?
Вот график x 2 — x + 1 Нет баллов «= 0»! Но от этого все становится проще! | |
Поскольку линия не пересекает y = 0, это должно быть либо:
Итак, все, что нам нужно сделать, это проверить одно значение (скажем, x = 0), чтобы увидеть, выше или ниже оно. |
Пример «Реальный мир»
Каскадер прыгнет с 20-метрового здания.
Высокоскоростная камера готова заснять его на высоте от 15 до 10 метров над землей.
Когда его снимать на камеру?
Мы можем использовать эту формулу для расстояния и времени:
d = 20 — 5т 2
- d = расстояние от земли (м) и
- t = время от прыжка (секунды)
(Примечание: если вам интересна формула, она упрощена от d = d 0 + v 0 t + ½a 0 t 2 , где d 0 = 20 , v 0 = 0 и a 0 = −9.81 , г. в ускорение свободного падения.)
Ладно, поехали.
Сначала , давайте набросаем вопрос:Требуемое расстояние от 10 м до 15 м :
10 И мы знаем формулу для d: 10 <20-5 т 2 <15 Сначала вычтем 20 с обеих сторон: −10 <−5t 2 <−5 Теперь умножьте обе части на — (1/5). Но поскольку мы умножаем на отрицательное число, неравенства изменят направление… прочтите «Решение неравенств», чтобы понять, почему. 2> т 2 > 1 Для наглядности меньшее число должно быть слева, а большее — справа. Так что давайте поменяем их местами (и убедимся, что неравенства по-прежнему указывают правильно): 1 Наконец, мы можем безопасно извлекать квадратные корни, поскольку все значения больше нуля: √1 Съемочную группу можем сказать: «Фильм из 1.От 0 до 1,4 секунды после прыжка » Те же идеи могут помочь нам решить более сложные неравенства: Во-первых, приведем его в стандартном виде: x 3 — 3x 2 — x + 4 ≥ 0 Это кубическое уравнение (наивысший показатель — куб, т. {2} + bx + c = 0 \).{2} \) член, равный \ (\ text {1} \) путем деления всего уравнения на \ (a \). Возьмите половину коэффициента при члене \ (x \) и возведите его в квадрат; затем сложите и вычтите его из уравнения так, чтобы
уравнение остается математически правильным. В приведенном выше примере мы добавили \ (\ text {1} \), чтобы завершить
квадрат, а затем вычли \ (\ text {1} \), чтобы уравнение осталось верным. Запишите левую часть как разность двух квадратов.2 & = 0 \\
\ left [\ left (x-5 \ right) + 6 \ right] \ left [\ left (x-5 \ right) — 6 \ right] & = 0
\ end {выровнять *} Обратите внимание, что оба метода дают одинаковый ответ. 2 & = 0 \\
\ left (x — \ frac {3} {2} — \ sqrt {\ frac {29} {4}} \ right) \ left (x — \ frac {3} {2} + \ sqrt {\ frac {29 } {4}} \ right) & =
0
\ end {выровнять *} Обратите внимание, что эти корни иррациональны, поскольку \ (\ text {29} \) не является полным квадратом.{2} — 4пр}} {2п}
\ end {выровнять *} Теперь решим!
Выше квадратичной
Пример: x
3 + 4 ≥ 3x 2 + x Упростите и решите для \ (x \)
\ begin {align *}
(х + 1) (х-11) & = 0 \\
\ поэтому x = -1 \ text {или} x & = 11
\ end {выровнять *} Напишите окончательный ответ
\ [x = -1 \ text {или} x = 11 \] Решите относительно \ (x \)
\ begin {align *}
\ left (x — \ frac {3} {2} — \ frac {\ sqrt {29}} {2} \ right) \ left (x — \ frac {3} {2} + \ frac {\ sqrt {29 }} {2} \ right) & =
0 \\
\ text {Следовательно} x = \ frac {3} {2} + \ frac {\ sqrt {29}} {2} & \ text {или} x = \ frac {3} {2} — \ frac {\ sqrt {29}} {2}
\ end {выровнять *} Решение квадратичных неравенств
Решение квадратичных неравенств
Чтобы решить квадратное неравенство, выполните следующие действия:
Решите неравенство, как если бы это было уравнение.
Реальные решения уравнения становятся граничными точками для решения неравенства.
Обведите граничные точки сплошными кружками, если исходное неравенство включает равенство; в противном случае сделайте граничные точки открытыми кружками.
Выберите точки из каждой области, созданной граничными точками. Замените эти «контрольные точки» исходным неравенством.
Если контрольная точка удовлетворяет исходному неравенству, то область, содержащая эту контрольную точку, является частью решения.
Представьте решение в графическом виде и в виде набора решений.
Пример 1
Решить ( x -3) ( x + 2)> 0.
Решить ( x — 3) ( x + 2) = 0. По свойству нулевого произведения
Отметьте граничные точки. Здесь граничные точки — белые кружки, потому что исходное неравенство не включает равенство (см. Рисунок 1).
Выберите точки из разных созданных регионов (см. Рисунок 2).
Посмотрите, удовлетворяют ли контрольные точки исходному неравенству.
Поскольку x = –3 удовлетворяет исходному неравенству, область x <–2 является частью решения.Поскольку x = 0 не удовлетворяет исходному неравенству, область –2 < x <3 не является частью решения. Поскольку x = 4 удовлетворяет исходному неравенству, область x > 3 является частью решения.
Изобразите решение в графическом виде и в виде набора решений. Графическая форма представлена на рисунке 3.
Форма набора решений: { x | x <–2 или x > 3}.
Рисунок 1.Граничные точки.
Рисунок 2. Созданы три региона.
Рисунок 3. Решение примера
Пример 2
Решить 9 x 2 — 2 ≤ –3 x .
По факторингу,
Отметьте граничные точки сплошными кружками, как показано на рисунке 4, поскольку исходное неравенство включает равенство.
Выберите точки из созданных регионов (см. Рисунок 5).
Посмотрите, удовлетворяют ли контрольные точки исходному неравенству.
Поскольку x = –1 не удовлетворяет исходному неравенству, область не является частью решения. Поскольку x = 0 удовлетворяет исходному неравенству, область является частью решения. Поскольку x = 1 не удовлетворяет исходному неравенству, область не является частью решения .
Изобразите решение в графическом виде и в виде набора решений.Графическая форма представлена на рисунке 6.
Установленная форма
Рис. 4. Сплошные точки означают включение.
Рисунок 5. Области для тестирования для примера
Рисунок 6. Решение примера.
Пример 3
Решить 4 t 2 — 9 <–4 t .
Так как этот квадратичный фактор не так просто факторизовать, квадратная формула используется для его решения.
Уменьшите, разделив общий множитель 4.
Так как примерно 3,2,
Отметьте граничные точки открытыми кружками, как показано на рисунке 7, поскольку исходное неравенство не включает равенство.
Выберите точки из различных созданных регионов (см. Рисунок 8).
Посмотрите, удовлетворяют ли контрольные точки исходному неравенству.
Поскольку t = 3 не удовлетворяет исходному неравенству, область не является частью решения.Поскольку t = 0 удовлетворяет исходному неравенству, область является частью решения. Поскольку t = 2 не удовлетворяет исходному неравенству, область не является частью решения.
Изобразите решение в графическом виде и в виде набора решений. Графическая форма представлена на рисунке 9.
Форма набора решений —
Рис. 7. Открытые точки означают исключение.
Рисунок 8. Области для тестирования для примера.
Рисунок 9.Решение примера.
Пример 4
Решить
Поскольку эта квадратичная функция не факторизуется с использованием рациональных чисел, для ее решения будет использоваться формула квадратичной зависимости.
Это вымышленные ответы, и их нельзя изобразить на числовой прямой. Следовательно, неравенство x 2 + 2 x + 5 <0 не имеет реальных решений.
Дробное неравенство
Привет, Джессика,
Я хочу рассмотреть [x 2 -9] / [x-5]> 0.([x 2 -9] / [x-5] = 0 легко. Это может произойти только в том случае, если x 2 = 9, то есть x = ± 3.)
Чтобы [x 2 -9] / [x-5]> 0 было истинным, либо числитель и знаменатель либо положительны, либо отрицательны. Это дает нам два случая для изучения.
Вариант 1: x 2 — 9> 0 И x — 5> 0
x 2 — 9> 0 означает x 2 > 9, то есть x> 3 или x <-3. На этом этапе я бы нарисовал диаграмму, чтобы помочь я «вижу», что происходит. Числа x, удовлетворяющие x 2 — 9> 0 — это числа зеленого цвета в числовой строке под номером
.x — 5> 0 означает x> 5 и, следовательно, числа x, удовлетворяющие x — 5> 0, — это числа, окрашенные в зеленый цвет в числе строка ниже
Таким образом, числа, которые удовлетворяют x 2 — 9> 0 И x — 5> 0 — это числа, окрашенные в зеленый цвет в обоих диаграммы.Это числа x, удовлетворяющие x> 5.
Случай 2: x 2 — 9 <0 И x - 5 <0
Числа, удовлетворяющие x 2 — 9 <0 это
и числа, удовлетворяющие x — 5 <0
Таким образом, числа, удовлетворяющие обоим неравенствам окрашены в зеленый цвет на обеих диаграммах, следовательно,
Наконец, числа, удовлетворяющие неравенству [x 2 -9] / [x-5]> 0 попадают в любой случай 1 ИЛИ случай 2 и следовательно, числа, окрасившиеся в зеленый цвет либо в случае 1 аргумент или аргумент case 2. Таким образом, это числа
. Надеюсь, это поможет,
Пенни