Химические и физические явления химия – Урок №5. Физические и химические явления

Вещества и их свойства. Физические и химические явления.

Разнообразие веществ

За последние 200 лет человечество изучило свойства веществ лучше, чем за всю историю развития химии. Естественно, количество веществ так же стремительно растет, это связано, прежде всего, с освоением различных методов получения веществ.

В повседневной жизни мы сталкиваемся с множеством веществ. Среди них – вода, железо, алюминий, пластмасса, сода, соль и множество других. Вещества, существующие в природе, например, кислород и азот, содержащиеся в воздухе, вещества, растворенные в воде, и имеющие природное происхождение, называются природными веществами. Алюминия, цинка, ацетона, извести, мыла, аспирина, полиэтилена и многих других веществ в природе не существует.

Их получают в лаборатории, и производит промышленность. Искусственные вещества не встречаются в природе, их создают из природных веществ. Некоторые вещества, существующие в природе, можно получить и в химической лаборатории.

Так, при нагревании марганцовки выделяется кислород, а при нагревании мела – углекислый газ. Ученые научились превращать графит в алмаз, выращивают кристаллы рубина, сапфира и малахита. Итак, наряду с веществами природного происхождения существует огромное множество и искусственно созданных веществ, не встречающихся в природе.

Вещества, не встречающиеся в природе, производятся на различных предприятиях: фабриках, заводах, комбинатах и т.п.

В условиях исчерпания природных ресурсов нашей планеты, сейчас перед химиками стоит важная задача: разработать и внедрить методы, при помощи которых можно искусственно, в условиях лаборатории, или промышленного производства, получать вещества, являющиеся аналогами природных веществ. Например, запасы топливных ископаемых в природе на исходе.

Может настать тот момент, когда нефть и природный газ закончатся. Уже сейчас ведутся разработки новых видов топлива, которые были бы такими же эффективными, но не загрязняли окружающую среду. На сегодняшний день человечество научилось искусственно получать различные драгоценные камни, например, алмазы, изумруды, бериллы.

Агрегатное состояние вещества

Вещества могут существовать в нескольких агрегатных состояниях, три из которых вам известны: твердое, жидкое, газообразное. Например, вода в природе существует во всех трех агрегатных состояниях: твердом (в виде льда и снега), жидком (жидкая вода) и газообразном (водяной пар). Известны вещества, которые не могут существовать в обычных условиях во всех трех агрегатных состояниях. Например, таким веществом является углекислый газ. При комнатной температуре это газ без запаха и цвета. При температуре –79°С данное вещество «замерзает» и переходит в твердое агрегатное состояние. Бытовое (тривиальное) название такого вещества «сухой лед». Такое название дано этому веществу из-за того, что «сухой лед» превращается в углекислый газ без плавления, то есть, без перехода в жидкое агрегатное состояние, которое присутствует, например, у воды.

Это интересно:  Химические свойства кислорода

Таким образом, можно сделать важный вывод. Вещество при переходе из одного агрегатного состояния в другое не превращается в другие вещества. Сам процесс некоего изменения, превращения, называется явлением.

Физические явления. Физические свойства веществ.

Явления, при которых вещества изменяют агрегатное состояние, но при этом не превращаются в другие вещества, называют физическими. Каждое индивидуальное вещество обладает определенными свойствами. Свойства веществ могут быть различными или сходными друг с другом. Каждое вещество описывают при помощи набора физических и химических свойств. Рассмотрим в качестве примера воду. Вода замерзает и превращается в лед при температуре 0°С, а закипает и превращается в пар при температуре +100°С. Данные явления относятся к физическим, так как вода не превратилась в другие вещества, происходит только изменение агрегатного состояния. Данные температуры замерзания и кипения – это физические свойства, характерные именно для воды.

Свойства веществ, которые определяют измерениями или визуально при отсутствии превращения одних веществ в другие, называют физическими

Испарение спирта, как и испарение воды – физические явления, вещества при этом изменяют агрегатное состояние. После проведения опыта можно убедиться, что спирт испаряется быстрее, чем вода – это физические свойства этих веществ.

К основным физическим свойствам веществ можно отнести следующие: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, плотность, температура кипения, температура плавления, теплопроводность, электропроводность. Такие физические свойства как цвет, запах, вкус, форма кристаллов, можно определить визуально, с помощью органов чувств, а плотность, электропроводность, температуру плавления и кипения определяют измерением. Сведения о физических свойствах многих веществ собраны в специальной литературе, например, в справочниках. Физические свойства вещества зависят от его агрегатного состояния. Например, плотность льда, воды и водяного пара различна.

Газообразный кислород бесцветный, а жидкий – голубой Знание физических свойств помогает «узнавать» немало веществ. Например, медь – единственный металл красного цвета. Соленый вкус имеет только поваренная соль. Иод – почти черное твердое вещество, которое при нагревании превращается в фиолетовый пар. В большинстве случаев для определения вещества нужно рассматривать несколько его свойств. В качестве примера охарактеризуем физические свойства воды:

  • цвет – бесцветная (в небольшом объеме)
  • запах – без запаха
  • агрегатное состояние – при обычных условиях жидкость
  • плотность – 1 г/мл,
  • температура кипения – +100°С
  • температура плавления – 0°С
  • теплопроводность – низкая
  • электропроводность – чистая вода электричество не проводит

Кристаллические и аморфные вещества

При описании физических свойств твердых веществ принято описывать структуру вещества. Если рассмотреть образец поваренной соли под увеличительным стеклом, можно заметить, что соль состоит из множества мельчайших кристаллов. В соляных месторождениях можно встретить и весьма крупные кристаллы. Кристаллы – твердые тела, имеющие форму правильных многогранников Кристаллы могут иметь различную форму и размер. Кристаллы некоторых веществ, таких как поваренная сольхрупкие, их легко разрушить. Существуют кристаллы довольно твердые. Например, одним из самых твердых минералов считается алмаз. Если рассматривать кристаллы поваренной соли под микроскопом, можно заметить, что все они имеют похожее строение. Если же рассмотреть, например, частицы стекла, то все они будут иметь различное строение – такие вещества называют аморфными.

К аморфным веществам относят стекло, крахмал, янтарь, пчелиный воск. Аморфные вещества – вещества, не имеющие кристаллического строения

Химические явления. Химическая реакция.

Если при физических явлениях вещества, как правило, лишь изменяют агрегатное состояние, то при химических явлениях происходит превращение одних веществ в другие вещества. Приведем несколько простых примеров: горение спички сопровождается обугливанием древесины и выделением газообразных веществ, то есть, происходит необратимое превращение древесины в другие вещества. Другой пример: со временем бронзовые скульптуры покрываются налетом зеленого цвета. Дело в том, что в состав бронзы входит медь. Этот металл медленно взаимодействует с кислородом, углекислым газом и влагой воздуха, в результате на поверхности скульптуры образуются новые вещества зеленого цвета Химические явления – явления превращений одних веществ в другие

Процесс взаимодействия веществ с образованием новых веществ называют химической реакцией. Химические реакции происходят повсеместно вокруг нас. Химические реакции происходят и в нас самих. В нашем организме непрерывно происходят превращения множества веществ, вещества реагируют друг с другом, образуя продукты реакции. Таким образом, в химической реакции всегда есть реагирующие вещества, и вещества, образовавшиеся в результате реакции.

  • Химическая реакция – процесс взаимодействия веществ, в результате которого образуются новые вещества с новыми свойствами
  • Реагенты – вещества, вступающие в химическую реакцию
  • Продукты – вещества, образовавшиеся в результате химической реакции

Химическая реакция изображается в общем виде схемой реакции РЕАГЕНТЫ -> ПРОДУКТЫ

  • реагенты – исходные вещества, взятые для проведения реакции;
  • продукты – новые вещества, образовавшиеся в результате протекания реакции.

Любые химические явления (реакции) сопровождаются определенными признаками, при помощи которых химические явления можно отличить от физических. К таким признакам можно отнести изменение окраски веществ, выделение газа, образование осадка, выделение тепла, излучение света.

Многие химические реакции сопровождаются выделением энергии в виде тепла и света. Как правило, такими явлениями сопровождаются реакции горения. В реакциях горения на воздухе вещества реагируют с кислородом, содержащимся в воздухе. Так, например, металл магний вспыхивает и горит на воздухе ярким слепящим пламенем. Именно поэтому вспышку магния использовали при создании фотографий в первой половине ХХ века. В некоторых случаях возможно выделение энергии в виде света, но без выделения тепла. Один из видов тихоокеанского планктона способен испускать ярко-голубой свет, хорошо заметный в темноте. Выделение энергии в виде света – результат химической реакции, которая протекает в организмах данного вида планктона.

Итог статьи:

  • Существуют две большие группы веществ: вещества природного и искусственного происхождения
  • В обычных условиях вещества могут находиться в трех агрегатных состояниях
  • Свойства веществ, которые определяют измерениями или визуально при отсутствии превращения одних веществ в другие, называют физическими
  • Кристаллы – твердые тела, имеющие форму правильных многогранников
  • Аморфные вещества – вещества, не имеющие кристаллического строение
  • Химические явления – явления превращений одних веществ в другие
  • Реагенты – вещества, вступающие в химическую реакцию
  • Продукты – вещества, образующиеся в результате химической реакции
  • Химические реакции могут сопровождаться выделением газа, осадка, тепла, света; изменением окраски веществ
  • Горение – сложный физико-химический процесс превращения исходных веществ в продукты сгорания в ходе химической реакции, сопровождающийся интенсивным выделением тепла и света (пламени)

idaten.ru

Опыты по химии. Физические и химические явления

«Вулкан» — разложение дихромата аммония

Суть химического явления — в изменении состава веществ. Физические явления протекают без изменения состава веществ. Химические явления бывают очень зрелищными. Если поднести лучинку к горке вещества оранжевого цвета — дихромата аммония, начинается бурная реакция. Образуется серо-зеленое вещество – оксид хрома, выделяется газ, появляется пламя. Происходит превращение вещества – химическое явление. Все праздничные фейерверки и салюты основаны на химических явлениях. Наш опыт тоже немножко похож на фейерверк.

Оборудование: лучина, металлическая пластинка, шпатель, спички.

Техника безопасности. Не допускать попадания на кожу дихромата аммония.

Соблюдать меры пожарной безопасности.

Постановка опыта – Елена Махиненко, текст – к.п.н. Павел Беспалов.

Выделение света – признак химической реакции (свечение люминола)

Некоторые из вас, вероятно, наблюдали, как светятся в темноте насекомые – светлячки. Подобное свечение можно наблюдать и в химической лаборатории. В раствор люминола (индикатора) прильем немного раствора пероксида водорода. В полученную смесь бросим немного кристаллов красной кровяной соли. Наблюдаем яркое свечение раствора. При прибавлении новой порции кристаллов соли свечение увеличивается. Выделение света в процессе химической реакции называется хемилюминесценцией. Свечение — признак химической реакции.

Оборудование: химический стакан, стеклянная палочка, шпатель.

Техника безопасности. Соблюдать правила обращения с ядовитыми веществами, не допускать попадания красной кровяной соли на кожу.

Постановка опыта и текст – к.п.н. Павел Беспалов.

Горение – признак химической реакции (самовозгорание парафина).

Некоторые вещества имеют свойство самовоспламеняться. Посмотрим, как самовоспламеняется парафин. В большую пробирку поместим кусочки парафина. Осторожно нагреем парафин. Он плавится и превращается в бесцветную прозрачную жидкость. Плавление — физический процесс. Продолжаем нагревать расплавленный парафин, через некоторое время он закипает. Кипение — тоже физическое явление. Кипящий парафин готов загореться, нужен только хороший контакт с кислородом воздуха. Осторожно выливаем кипящий парафин в кристаллизатор с водой. Кипящий парафин загорается в воздухе. Парафин загорелся — это значит, что произошла химическая реакция.

Оборудование: горелка газовая, пробирка, зажим для пробирок, кристаллизатор.

Техника безопасности. Соблюдать правила пожарной безопасности и правила работы с горючими веществами. Не допускать попадания парафина на кожу и одежду.

Постановка опыта и текст – к.п.н. Павел Беспалов.

Выделение дыма — признак химической реакции (дым без огня)

Один из признаков химической реакции – выделение дыма. В колбу поместим поташ – карбонат калия. Прильем немного раствора аммиака — нашатырного спирта. К полученной смеси прильем соляную кислоту. Из колбы бурно выделяется густой белый дым. Это признак химической реакции.

Оборудование: колба коническая, химический стакан.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с кислотами и аммиаком. Опыт проводить только под тягой.

Постановка опыта и текст – к.п.н. Павел Беспалов.

Дым без огня — взаимодействие аммиака с хлорводородом

Аммиак реагирует с кислотами с образованием солей. Соли аммиака называются солями аммония. В одной из колб – раствор аммиака. В другой колбе концентрированная соляная кислота. Соединяем колбы горлышками — появляется густой белый дым — это выделяется хлорид аммония. При взаимодействии аммиака и соляной кислоты происходит реакция с образованием соли — хлорида аммония.

NH3 + HCl = NH4Cl

Хлоридом аммония обрабатывают поверхность металлов перед пайкой — при высокой температуре он очищает поверхность металлов от оксидов, затрудняющих процесс пайки.

Оборудование: колбы, стеклянные пластины.

Техника безопасности. Следует соблюдать правила обращения с концентрированными кислотами и аммиаком.

Постановка опыта – Елена Махиненко, текст – к.п.н. Павел Беспалов.

«Змея» — разложение глюконата кальция

Глюконат кальция продается в аптеке. Такие таблетки принимают для укрепления костной ткани. Глюконат кальция — соль органической кислоты — при нагревании разлагается с образованием более простых веществ. Происходит химическое явление. Признак химического явления – изменение цвета и увеличение объема таблетки. Таблетка принимает причудливую форму.

Оборудование: пинцет, спиртовка.

Техника безопасности. Следует соблюдать правила обращения с нагревательными приборами.

Постановка опыта – Елена Махиненко, текст – к.п.н. Павел Беспалов.

Изменение цвета – признак химической реакции (колебательная реакция Бриггса-Раушера)

Одним из признаков протекания химических реакций является изменение цвета веществ или растворов веществ. В трех стаканах находятся бесцветные растворы веществ. Одно из них вам знакомо — это раствор пероксида водорода. В аптеке пероксид водорода продается под названием «перекись водорода». Смешаем три раствора в большом стакане. Постепенно раствор желтеет, затем внезапно принимает синюю окраску, затем снова становится бесцветным. Циклические изменения цвета продолжаются в течении 5-10 минут. Изменение цвета — признак химической реакции. Следует заметить, что изменения цвета сопровождают и некоторые физические явления.

Оборудование: химические стаканы, стеклянная палочка.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с кислотами.

Постановка опыта и текст – к.п.н. Павел Беспалов.

Плавление парафина

Плавление — химическое или физическое явление? Перед нами парафин. Суть химического явления — в изменении состава веществ. Физические явления протекают без изменения состава веществ. При плавлении происходит переход вещества из твердого состояния в жидкое без изменения состава. Плавление парафина — физическое явление.

Оборудование: спиртовка, штатив, металлическая пластина.

Техника безопасности. Требуется соблюдение правил работы с нагревательными приборами.

Постановка опыта – Елена Махиненко, текст – к.п.н. Павел Беспалов.

«Фараонова змея» (разложение нитроацетанилида)

Некоторые реакции протекают с одновременным изменением цвета и выделением газов. Смешаем в фарфоровом тигле органическое вещество белого цвета — нитроацетанилид и серную кислоту. Нагреем смесь. Через несколько секунд из тигля выбрасывается масса черного цвета. Выделяющиеся газы делают массу очень пористой и рыхлой. Признаки этой реакции — изменение цвета и выделение газа.

Оборудование: фарфоровый тигель, треугольник, штатив, горелка, стеклянная палочка, шпатель.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с концентрированной серной кислотой. При выполнении опыта не наклоняться над тиглем. Опыт выполняется под тягой.

Постановка опыта и текст – к.п.н. Павел Беспалов.

Физические и химические явления — взаимодействие соды с соляной кислотой

Суть химических явлений – в изменении состава веществ. В два стакана наливаем воду и соляную кислоту. Добавим в каждый пищевую соду — гидрокарбонат натрия. В воде сода растворяется. Когда сода попадает в стакан с соляной кислотой, начинается бурное выделение углекислого газа. Происходит превращение и соды, и кислоты ‑ химическое явление (выделение газа — признак химического превращения).Такой же процесс может произойти у каждого из нас в желудке, если проглотить немного соды (как известно желудочный сок содержит соляную кислоту). Изжога – проявление избытка кислоты в желудке.

Оборудование: химические стаканы, шпатель.

Техника безопасности. Следует соблюдать правила обращения с растворами кислот.

Постановка опыта – Елена Махиненко, текст – к.п.н. Павел Беспалов.

Физические и химические явления — растительное масло с водой и раствор хлорида бария с серной кислотой

Суть химического явления — в изменении состава веществ. Физические явления протекают без изменения состава веществ. При перемешивании растительного масла с водой не происходит изменения состава веществ, мы наблюдаем физическое явление. В другом стакане — раствор хлорида бария. Добавляем разбавленную серную кислоту. Образуется осадок, произошло изменение состава веществ — химическое явление. Выделение газа, изменение цвета или появление осадка указывают на превращения веществ — химические явления.

Оборудование: химические стаканы, стеклянная палочка.

Техника безопасности. Не допускать контакта кожи и слизистых оболочек с раствором хлорида бария и серной кислотой.

Постановка опыта – Елена Махиненко, текст – к.п.н. Павел Беспалов.

Физические и химические явления: обугливание крахмала при нагревании и прокаливание поваренной соли

Будут ли происходить изменения состава поваренной соли и крахмала при прокаливании? В одной фарфоровой чашке — поваренная соль, в другой — крахмал. Кристаллы поваренной соли при прокаливании нагреваются, при этом их состав не меняется — происходит физическое явление. Крахмал обугливается, меняет цвет, значит, происходит изменение состава крахмала — перед нами химическое явление. Крахмал, как всякое органическое вещество, содержит углерод. Углерод — «рождающий уголь». Когда на кухне подгорает картошка (а в нашей чашке — картофельный крахмал) — происходит похожее химическое явление.

Оборудование: фарфоровые чашки, штатив, спиртовка, шпатель.

Техника безопасности. Следует соблюдать правила обращения с нагревательными приборами.

Постановка опыта – Елена Махиненко, текст – к.п.н. Павел Беспалов.

www.yoursystemeducation.com

Физические и химические явления. Признаки химических реакций

Цели: знать

1) особенности физических и химических явлений;

2) признаки химических реакций.

Уметь:

1) различать физические и химические явления;

2) по признакам распознавать химические реакции.

Ход урока

I. Организационный момент

— Здравствуйте, дети, садитесь. Начинаем урок химии.

II. Сообщение темы и цели урока

Тема нашего урока “Физические и химические явления. Признаки химических реакций” (записываем в тетради).

— Сегодня мы должны будем узнать о физических и химических явлениях и о признаках химических реакций. Это мы должны узнать.

— А что же мы должны будем с вами уметь? А уметь мы должны будем различать химические явления от физических и по признакам распознавать химические реакции.

III. Изучение нового материала

— Итак, начинаем.

Учитель: В мире все находится в движении, все изменяется. Изменения, происходящие с веществами, называют явлениями. Например: испарение воды, плавление железа, ржавление металлов и т.д. Различают физические и химические явления.

Физические явления сопровождаются изменением формы, агрегатного состояния, объема, температуры, степени измельчения вещества и т.д., но при этом не происходит превращения одних веществ в другие. Состав вещества остается неизменным.

Например, таяние льда или кипение воды – это физические явления и здесь происходит изменение агрегатного состояния вещества, а само вещество – вода остается неизменным. В данном случае происходит изменение физических свойств вещества.

Кроме физических свойств каждое вещество обладает определенными химическими свойствами.

Химические свойства вещества – это способность данного вещества превращаться в другие вещества. Химические свойства веществ проявляются в химических явлениях.

Химические явления, которые называют химическими реакциями, сопровождаются превращением одних веществ в другие.

В результате химической реакции всегда образуются новые вещества, которые отличаются от исходных составом и свойствами.

Таким образом, при физических явлениях качественный и количественный и количественный состав веществ сохраняется, при химических состав исходных веществ не сохраняется, они превращаются в другие вещества.

На дом вам было предложено творческое задание - составить рассказ о встрече с физическими и химическими явлениями или нарисовать увиденное. Итак, ребята, кто приготовился?

А пока будут звучать рассказы, все остальные должны будут подумать, о каком явлении идет речь о физическом или о химическом.

— Ребята, прошу вас.

1 учащийся: Пользуясь сведениями из биологии, вы знаете, что в клубнях картофеля содержится крахмал, который образуется в листьях на свету, а затем откладываются в клубнях. Если взять разрезать этот клубень и капнуть на срез настойку йода, то бурый цвет йода превратится в синий. Произошло это потому, что между крахмалом и йодом произошла реакция, и образовалось новое вещество синего цвета, (демонстрирует опыт).

— Хорошо, молодец, садись.

— Ребята, как вы думаете, о каком явлении рассказал ученик?

Учащиеся: Речь шла о химическом явлении.

— А ты как думаешь?

— Правильно, это химическое явление.

Кто еще приготовился?

2 учащийся: Собрались мы как-то с мамой напечь блинчиков. Для этого взяли молоко, муку, сахар, соль. Мама насыпает в чайную ложку питьевую соду и капают туда столовый уксус. И что мы наблюдаем?! Эта смесь “закипает”! Это в результате реакции выделяется углекислый газ. “ Зачем ты это делаешь? — спросила я у мамы. Оказывается, если эта смесь попадает в тесто, блинчики становятся “воздушными” и вкусными. После урока могу поделиться с вами своим фирменным рецептом.

— Молодец, хорошо, садись.

— Ребята, а о каком явлении здесь шла речь?

Учащиеся: Речь шла опять о химическом явлении.

— Ещё кто как думает?

— Молодцы, хорошо ребята, правильно ответили. Ещё послушаем ученика.

3 учащийся: А я, изучая литературу для юных химиков, решил дома сделать такой эксперимент. Взял стакан с мыльной водой, добавил несколько капель столового уксуса и обнаружил, что вместо пены в жидкости оказались светло- серые хлопья осадка, посмотрим что получается, (демонстрирует опыт).

— Молодец, хорошо, садись. О каком явлении нам рассказывал Ученик?

Учащиеся: Здесь было рассказано о химическом явлении. (А ещё кто скажет?)

— Правильно, дети, это химическое явление.

— Кто ещё подготовил выступление?

— Пожалуйста, слушаем.

4 учащийся: А я решил свои явления нарисовать. Посмотрите, что у меня получилось и послушайте мой рассказ.

Ясный знойный день (показывает рисунок). Вода испаряется с Поверхности земли в виде пара, который всегда находится в воздухе Чем дальше от поверхности земли, тем температура ниже и поэтому из пара образуются мельчайшие капельки воды. Из таких капелек состоит туман. Облака — это тот же туман, находящийся в воздухе высоко над землей (меняет рисунок). Маленькие капельки, в облаках сливаясь, друг с другом, постепенно увеличиваются. Облако темнеет и становится тучей. Тяжелые капли воды не могут держаться в воздухе и падают на землю в виде дождя (меняет рисунок). Зимой из пара образуются снежинки. Водоемы зимой замерзают, покрываясь льдом. Вот где веселая ребятня. Итак, ребята, какие явления я вам представил?

Учащиеся: Здесь представлены физические явления, а именно изменение агрегатного состояния воды.

— Молодец, садись, хорошо подготовлена работа.

5 учащийся: Я изобразила процесс мытья рук. Когда мы моем руки с мылом, мыло в воде распадается на два вещества: щелочь и жирную кислоту. Щелочь связывает жир, которым покрыта наша кожа, а жирная кислота образует обильную пену. Пена захватывает и вместе с водой уносит все мельчайшие частички грязи, которые были на нашей коже.

6 учащийся: На этом рисунке изображен процесс приготовления теста. Замесив муку, добавляют сахар, масло, дрожжи. Часть крахмала, содержащегося в муке, превращается в сахар. На этот сахар тут, же “набрасываются” дрожжи и разлагают сахар на спирт и углекислый газ. В тесте газ стремится вырваться наружу и при этом он поднимается и разрыхляет тесто. Вот почему тесто становится пористым, а хлеб или пирог пронизан дырочками.

И здесь налицо ряд химических реакций.

— Хорошо, молодец, садись. Вы, верно, поняли материал. Всем участникам творческой работы я ставлю отметку “5” (шесть оценок).

— Итак, ребята, какие же явления называются физическими?

Учащиеся: Физические явления — это явления, которые сопровождаются изменениями формы, агрегатного состояния, объема, температуры, степени измельчения, при этом не происходит превращения одних веществ, в другие. Состав вещества остается неизменным.

— Хорошо, молодец, садись. А какие явления называются химическими? Кто скажет?

Учащиеся: Химические явления — это явления, которые сопровождаются превращением одних веществ, в другие. При этом состав исходных веществ не сохраняется, а в процесс химической реакции они превращаются в другие вещества.

— Молодец, хорошо, правильно, садись.

— Итак, давай еще раз прокомментируем выступление ваших одноклассников. (На доске) –

Реагирующие вещества Признак химической реакции

По щелчку появляются сразу реагирующие вещества, затем признаки этих реакций:

Крахмал и йод Изменение цвета
Сода и уксус Выделение газа
Мыльная вода и уксус Выпал осадок

— Давайте откроем тетради и запишем признаки химической реакции. Записали заголовок “Признаки химических реакций”.

  • Изменение цвета.
  • Выделение газа.
  • Выпадение осадка.

И тема нашего урока “Признаки химических реакций”.

— Так по каким признакам распознаются химические реакции? (Перечисляем).

— Но это ещё не все признаки, есть ещё ряд признаков, о которых я вам сейчас расскажу.

— Внимание, дети, продолжаем изучать новую тему. Сейчас я вам покажу опыты, которые сопровождаются признаками, о которых мы с вами уже говорили и те, о которых вы еще не знаете

(Демонстрирую опыты с признаками химических реакций с диска “Школьный химический эксперимент” 8 класс часть 1):

  • выпадение осадка;
  • растворение осадка;
  • изменение цвета;
  • звуковой эффект;
  • выделение газа.

— Итак, по каким признакам распознаются химические реакции.

Учащийся: Перечисляет признаки химических реакций и записывают в тетрадь.

Кто повторит? Повторяет ещё один ученик.

— Хорошо, молодцы, а теперь дети, отдохнем! А то я вижу — вы устали.

(Физминутка)

Итак, переходим к закреплению.

IV. Закрепление материала

Ребята, откройте учебники параграф 28 страница 97. Внимательно посмотрите, найдите:

— пример реакции, протекающей с изменением цвета, и зачитайте. Кто нашел? Пожалуйста… А какой мы с вами рассмотрели пример?

— Химическую реакцию, протекающую с образованием осадка… А у нас на уроке какой был пример?

— С выделением газа? А на уроке у нас какой опыт был с таким признаком?

— С выделением теплоты.

— С изменением цвета.

— С появлением запаха.

— Так какие признаки характерны для химических реакций?

— Внимание, переходим к следующей работе. В качестве закрепления вы выполните тестовые задания (Приложение 1) и сделаете самооценку. На столах у вас лежат тестовые задания. На каждый вопрос даны варианты ответа. Вам нужно будет выбрать правильный ответ (один или несколько) и обвести в кружочек. Но для начала не забудьте написать на листке свою фамилию и имя. Выполняем (5-7 минут).

— А теперь проверим, как вы поняли тему урока. Обменяйтесь листами друг с другом и сделайте проверку теста по ключу (вывожу на доску ключ с правильными ответами). Посмотрите на доску и сверьте свой ответ. Если вариант неправильный, то зачеркнуть и обвести правильный. Если нет ошибок — поставьте “5”. Если допущена 1-2 ошибки “4”. Если больше 2 ошибок — “3”.

— Проверили? Честно скажите, кто получил “5”, кто “4”, кто “3”.

— Молодцы, вы хорошо усвоили тему!

V. Итог

— Итак, ребята, что вы узнали на уроке?

Учащийся: Мы узнали, какие бывают признаки химических реакций.

— Какую работу мы с вами выполнили?

Учащийся: Выполнили творческие задания, демонстрацию опытов и рисунков, а так же смотрели видеофрагменты “Признаки химических реакций”

— А чему мы научились?

Учащийся: Научились распознавать химические реакции по признакам.

— А чему ещё?

Учащийся: Закрепили методику выполнения тестов.

— Молодцы, ребята, хорошо.

— Итак, какие же признаки химических реакций вы знаете? (ответы учащихся)

— Молодцы, ребята, хорошо усвоили новую тему.

VI. Задание на дом

А теперь задание на дом: параграф 28 изучить, №1,2 – обязательное для всех, а № 3 — для учащихся, имеющих “4” и “5” по предмету.

Записали домашнее задание, урок окончен. До свидания.

Литература:

  • учебник “Химия. 8 класс”. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская;
  • А.Храповский. Занимательные очерки по химии; И.Вольпер. Юным химикам.

urok.1sept.ru

Химические и физические явления

Тема урока: Физические и химические явления.

Цель урока :вы сможете систематизировать знания о физических явлениях происходящих в природе, пробрести новые знания о химических явлениях – реакциях, их признаках, условиях протекания, о первой классификации химических реакций.

Ожидаемые результаты:

Знать: понятия « физические и химические явления», химические реакции ,признаки химических реакций, условия протекания.

Уметь: работать в парах, в группах, с текстом учебника, со слайдами презентации .различать физические и химические явления, определять признаки химических реакций .

Понимать :отличие физических явлений от химических.

Тип урока :изучение нового материала

Форма обучения: индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование: компьютерная презентация, учебник «Химия 8 класс» под редакцией Нурахметова Н.Н., дидактический материал, тесты , видеофильм « признаки течения химических реакций».

Организационный момент

Просмотр фрагмента видеоклипа «Дружба»

Хочу пожелать Вам удачи в достижении цели нашего сегодняшнего урока. Предлагаю Вам для этого разбиться на 3 группы.(Дух соперничества)

Рассчитайте на 1,2,3. Все первые номера за стол №2 Вторые номера №2 Третьи номер №3

У каждого из вас на столах лежат листы самооценивания, где вы в течении урока будет фиксировать свои достижения. Выберите спикера группы (он будет оценивать работу группы

Актуализация знаний

1. В каждой группе один человек работает по карточке с вариантами A .B.C. у доски. Выберите уровень задания с котором вы можете справиться.

2.Мозговой штурм для остальных

1.Опредиление понятия химическая формула?

2.Какие формулы вы знаете? (молекулярные ,структурные)

3.Что можно определить по формуле ?( Mr M валентность ,качественный и количественный состав., массовые отношения элементов ,массовые доли элементов.)

4.В чем отличие молекулярной массы от молярной?

5.Что такое моль?

6.Сколько молей составляет 320 г серы?

7.Какие соединения называются бинарными?

8.Определение оксидов?

9.Кто ввел понятие валентность?

10.Определение валентности у элементов на слайде?

11. Назовите элементы с постоянной валентностью?

12 Определите валентность в формулах соединений на слайде.

13. Расставьте индексы в формулах следующих соединений на слайде.

Работа с листами самооценивания. Проверка работы у доски.

Мы с вами продолжаем осваивать язык химии.
Что изучает химия?

Посмотрите на слайд ? Как можно назвать все что изображено здесь?( физические явления).

Название какого предмета переводится «природные явления» ? (физика)

Есть ли взаимосвязь между химическими превращениями и природными ( физическими) явлениями?

Тема нашего урока ( записать в тетрадях.)Физические и химические явления.

Цель урока :вы сможете систематизировать знания о физических явлениях происходящих в природе, пробрести новые знания о химических явлениях – реакциях, их признаках, условиях протекания, о первой классификации химических реакций.

Ожидаемые результаты:

Знать: понятия « физические и химические явления», химические реакции ,признаки химических реакций, условия протекания.

Уметь: работать в парах, в группах, с текстом учебника. Со слайдами презентации .различать физические и химические явления, определять признаки химических реакций .

Понимать : отличие физических явлений от химических.

Задания

Первое. Откройте учебник на странице 42-43 §12 ,прочитайте материал .Восстановите тексты по памяти на листах (приложение №1) Опорные слова выписываете в тетрадь .На работу 5-7 мин. Выделите самое важное.

Второе. Чем отличаются физические явления от химических?

На доске и тетради.

Явления

Физические химические

1)Изменение агрегатного состояния 1)Изменение состава в-ва

2)Изменение формы 2)Получение новых в-в

3) Химические явления -химические реакции.

Третье. Просмотр фрагмент фильма « Признаки химических реакций» о получении новых веществ. Какие условия были созданы для получения новых веществ?

Запишите признаки реакций которые запомнили в своих тетрадях. Проверьте себя? Все ли признаки перечислены?(Озвучивание признаков) . (лист самооценивания)

В основе одной из классификаций химических реакций лежит такой признак как изменение тепла.

Слайд №8

Реакции

Экзотермические эндотермические

Запись определений экзотермических и эндотермических реакций в тетрадь.

Четвертое .Я вас просила подумать над условиями протекания данных реакций. (лист самооценивания)

Запись условий протекания химических реакций в тетрадь из слайда

Пятое. Посмотрите следующий фрагмент фильма? Показ видеоопыта «Вулкан».

Назовите признаки реакции и условия протекания. ( Ответ обсудите в группе) (лист самооценивания)

Спикеры групп зачитайте ваши ответы.

Шестое. Тесты (слайды презентации)

Домашнее задание ( слайд).

Рефлексия :На стикерах записать мнение об уроке: понравился не понравился, мне было интересно изучать много нового, мне было не интересно ,не понял тему, свои пожелания

Спикером оценить работу в группе. Выставление оценок.

Спасибо за урок, желаю удачного продолжения дня.

infourok.ru

«Физические и химические явления. Химические реакции».

Задания для оценки достижения планируемых результатов

Тема: «Физические и химические явления. Химические реакции».

Планируемый результат: характеризовать сущность химических явлений по наличию определенных признаков и объяснять их отличие от физических явлений.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

  • различать химические и физические явления, выделяя их существенные признаки;

  • устанавливать характер наблюдаемого явления по наличию определенных признаков

Умение: различать химические и физические явления, выделяя их существенные признаки;

Примеры заданий

Задание 1 (базовый уровень)

Какой из названных признаков является характерным для всех химических реакций?

  1. изменение агрегатного состояния веществ

  2. образование новых веществ

  3. изменение объема, занимаемого веществами

образование однородной смеси веществ.

Ответ: 2

Задание 2 (базовый уровень)

К химическим явлениям относится процесс:

  1. распространение запаха духов

  2. измельчение кристаллов соли в ступке

  3. образование осадка при смешивании двух растворов

  4. конденсации пара

Ответ: 3

Задание 3 (повышенный уровень)

В приведенном ниже перечне явлений к химическим реакциям относится:

  1. образование инея на деревьях

  2. почернение медной пластинки при накаливании

  3. выпадение на почве росы после тумана

  4. ржавление гвоздя

  5. испарение бензина

Ответ: 2, 4

Умение: устанавливать характер наблюдаемого явления по наличию определенных признаков.

Примеры заданий

Задание 1 (базовый уровень)

Взаимодействие соды и уксусной кислоты сопровождается:

  1. выделением газа

  2. появлением запаха

  3. выпадением осадка

  4. изменением цвета

Ответ: 1

Задание 2 (базовый уровень)

Верны ли следующие суждения об описанных явлениях?

А) Любой металл можно перевести в жидкое состояние и далее превратить в газ. Оба эти явления относятся к физическим явлениям.

Б) Помутнение известковой воды при продувании через нее выдыхаемого воздуха относится к физическим явлениям.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 1

Задание 3 (повышенный уровень)

Смешали голубой прозрачный раствор медного купороса с бесцветным прозрачным раствором щелочи. Полученная смесь растворов мгновенно перестала быть прозрачной, поскольку образовалось голубое студенистое вещество, которое постепенно выпало в осадок. Составьте уравнение реакции и охарактеризуйте описанное явление по наличию указанного признака – выпадению осадка.

Элементы ответа:

  1. Указано, что выпадение осадка является признаком протекания химической реакции между растворами.

  2. Составлено уравнение реакции:

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 ↓+ Na2SO4

infourok.ru

Презентация к уроку по химии: Физические и химические явления

«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и, не принимаясь за химические операции». (М.В. Ломоносов)

Слайд 2

Химическая реакция и ее признаки. Вещества в природе и их физические признаки

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (РЕАКЦИИ) ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ- ЭТО ЯВЛЕНИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ПРОИСХОДИТ ПРЕВРАШЕНИЕ ОДНИХ ВЕЩЕСТВ В ДРУГИЕ.

Слайд 6

Слайд 7

1. ГОРЕНИЕ УГЛЯ – ЭТО ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ. 2.СКИСАНИЕ МОЛОКА – ЭТО ХИМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ. 3.ДИФФУЗИЯ ПАРОВ ДУХОВ – ЭТО ФИЗИЧЕСКОЕ. ЯВЛЕНИЕ. 4.НАГРЕВАНИЕ МЕДНОЙ ПРОВОЛОКИ В ПЛАМЕНИ СПИРТОВКИ – ЭТО ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.

Слайд 8

Признаки химических реакций: Выделяется газ Выпадает осадок 3) Происходит изменение окраски веществ Выделяется или поглощается тепло, свет

Слайд 9

Запишите уравнение реакции Na 2 CO 3 +Ca(OH) 2 =CaCO 3 +2NaOH Признак: выпадение осадка.

Слайд 10

Запишите уравнение реакции СаСО 3 +Н 2 S О 4 =Са S О 4 +Н 2 О+СО 2 Признаки: растворение осадка, выделение газа.

Слайд 11

Запишите уравнение реакции FeCl 3 +3KSCN=Fe(SCN) 3 +3KCl Признак: изменение окраски.

Слайд 12

Огромное количество энергии в виде тепла и света выделяется при извержении вулканов.

Слайд 13

РЕАКЦИИ, ПРОТЕКАЮЩИЕ С ВЫДЕЛЕНИЕМ ТЕПЛОТЫ И СВЕТА, НАЗЫВАЮТ РЕАКЦИЯМИ ГОРЕНИЯ РЕАКЦИИ, ПРОТЕКАЮЩИЕ С ВЫДЕЛЕНИЕМ ТЕПЛОТЫ – ЭКЗОТЕРМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ, ПРОТЕКАЮЩИЕ С ПОГЛОЩЕНИЕМ ТЕПЛОТЫ – ЭНДОТЕРМИЧЕСКИЕ

Слайд 14

Запишите уравнения реакции (NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 =N 2 +Cr 2 O 3 +4H 2 O Признак: выделение тепла и света.

Слайд 15

По числу и составу реагирующих веществ: Реакции, идущие без изменения состава веществ В неорганической химии к таким реакциям можно отнести процессы получения аллотропных модификаций одного химического элемента, например: С (графит) С (алмаз) 3О 2 (кислород) 2О 3 (озон) S ( ромбическая ) S (пластическая) Р (красный) Р (белый) КЛАССИФИКАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ:

Слайд 16

АЛЛОТРОПИЯ СЕРЫ: S ( ромбическая ) S (пластическая)

Слайд 17

АЛЛОТРОПИЯ ФОСФОРА: Р (красный) Р (белый)

Слайд 18

РЕАКЦИИ, ИДУЩИЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ СОСТАВА ВЕЩЕСТВА РЕАКЦИИ СОЕДИНЕНИЯ – ЭТО ТАКИЕ РЕАКЦИИ, ПРИ КОТОРЫХ ИЗ ДВУХ И БОЛЕЕ ВЕЩЕСТВ ОБРАЗУЕТСЯ ОДНО СЛОЖНОЕ ВЕЩЕСТВО. А ) ПОЛУЧЕНИЕ ОКСИДА СЕРЫ( IV ): S + O 2  SO 2 — ИЗ ДВУХ ПРОСТЫХ ВЕЩЕСТВ ОБРАЗУЕТСЯ ОДНО СЛОЖНОЕ, Б) ПОЛУЧЕНИЕ ОКСИДА СЕРЫ( VI ) : 2 SO 2 + O 2 2SO 3 — ИЗ ПРОСТОГО И СЛОЖНОГО ВЕЩЕСТВ ОБРАЗУЕТСЯ ОДНО СЛОЖНОЕ, В) ПОЛУЧЕНИЕ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ: SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4 — ИЗ ДВУХ СЛОЖНЫХ ВЕЩЕСТВ ОБРАЗУЕТСЯ ОДНО СЛОЖНОЕ .

Слайд 19

2. РЕАКЦИИ РАЗЛОЖЕНИЯ – ЭТО ТАКИЕ РЕАКЦИИ, ПРИ КОТОРЫХ ИЗ ОДНОГО СЛОЖНОГО ВЕЩЕСТВА ОБРАЗУЕТСЯ НЕСКОЛЬКО НОВЫХ ВЕЩЕСТВ. А) РАЗЛОЖЕНИЕ ОКСИДА РТУТИ( II ) : 2HGO  T 2HG + O 2  — ИЗ ОДНОГО СЛОЖНОГО ВЕЩЕСТВА ОБРАЗУЮТСЯ ДВА ПРОСТЫХ. Б) РАЗЛОЖЕНИЕ НИТРАТА КАЛИЯ: 2KNO 3  T 2KNO 2 + O 2  — ИЗ ОДНОГО СЛОЖНОГО ВЕЩЕСТВА ОБРАЗУЮТСЯ ОДНО ПРОСТОЕ И ОДНО СЛОЖНОЕ. В) РАЗЛОЖЕНИЕ ПЕРМАНГАНАТА КАЛИЯ: 2KMNO 4  T K 2 MNO 4 + MNO 2 + O 2  — ИЗ ОДНОГО СЛОЖНОГО ВЕЩЕСТВА ОБРАЗУЮТСЯ ДВА СЛОЖНЫХ И ОДНО ПРОСТОЕ.

Слайд 20

3. РЕАКЦИИ ЗАМЕЩЕНИЯ – ЭТО ТАКИЕ РЕАКЦИИ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРЫХ АТОМЫ ПРОСТОГО ВЕЩЕСТВА ЗАМЕЩАЮТ АТОМЫ КАКОГО-НИБУДЬ ЭЛЕМЕНТА В СЛОЖНОМ ВЕЩЕСТВЕ. А) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЩЕЛОЧНЫХ ИЛИ ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ С ВОДОЙ: 2 NA + 2H 2 O = 2NAOH + H 2  СА + 2Н 2 О = СА(ОН) 2 + H 2  Б ) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТАЛЛОВ С КИСЛОТАМИ В РАСТВОРЕ: ZN + 2HCL = ZNCL 2 + H 2  В) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТАЛЛОВ С СОЛЯМИ В РАСТВОРЕ: FE + CU SO 4 = FESO 4 + CU

Слайд 21

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЩЕЛОЧНОГО МЕТАЛЛА НАТРИЯ С ВОДОЙ: 2 NA + 2H 2 O = 2NAOH + H 2 

Слайд 22

4. РЕАКЦИИ ОБМЕНА – ЭТО ТАКИЕ РЕАКЦИИ, ПРИ КОТОРЫХ ДВА СЛОЖНЫХ ВЕЩЕСТВА ОБМЕНИВАЮТСЯ СВОИМИ СОСТАВНЫМИ ЧАСТЯМИ ЭТИ РЕАКЦИИ ХАРАКТЕРИЗУЮТ СВОЙСТВА ЭЛЕКТРОЛИТОВ И В РАСТВОРАХ ПРОТЕКАЮТ ПО ПРАВИЛУ БЕРТОЛЛЕ, ТО ЕСТЬ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБРАЗУЕТСЯ ОСАДОК, ГАЗ ИЛИ МАЛОДИССОЦИИРУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО (НАПРИМЕР, Н 2 О). А) РЕАКЦИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ, ИДУЩАЯ С ОБРАЗОВАНИЕМ СОЛИ И ВОДЫ: NAOH + HNO 3 = NANO 3 + H 2 O ИЛИ В ИОННОМ ВИДЕ: ОН — + Н + = Н 2 О Б) РЕАКЦИЯ МЕЖДУ ЩЕЛОЧЬЮ И СОЛЬЮ, ИДУЩАЯ С ОБРАЗОВАНИЕМ ГАЗА: 2NH 4 CL + CA(OH) 2 = CACL 2 + 2NH 3  + 2 H 2 O В) РЕАКЦИЯ МЕЖДУ ЩЕЛОЧЬЮ И СОЛЬЮ, ИДУЩАЯ С ОБРАЗОВАНИЕМ ОСАДКА: СИ SO 4 + 2KOH = CU(OH) 2  + K 2 SO 4

Слайд 23

2. По изменению степеней окисления химических элементов, образующих вещества: ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ – РЕАКЦИИ, ИДУЩИЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ СТЕПЕНЕЙ ОКИСЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ. 0 +1 +2 0 0 0 +2 -2 А) MG + H 2 SO 4 = MGSO 4 + H 2  Б) 2М G + O 2 = 2MGO 0 +2 0 +2 MG – 2E¯  MG – ОКИСЛЕНИЕ MG – 2E¯  MG 2 – ОКИСЛЕНИЕ +1 0 0 -2 2Н + 2E¯  H 2 – ВОССТАНОВЛЕНИЕ O 2 + 4E¯  2O 1 –ВОССТА — НИЕ

Слайд 24

НЕ ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ: К НИМ ОТНОСЯТСЯ ВСЕ РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, НАПРИМЕР : NA 2 CO 3 + 2HCL = 2NACL + Н 2 СО 3 НО Т.К. УГОЛЬНАЯ КИСЛОТА – ОЧЕНЬ СЛАБАЯ, ОНА МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ ТОЛЬКО В РАЗБАВЛЕННЫХ РАСТВОРАХ, А В ПРИСУТСТВИИ БОЛЕЕ СИЛЬНЫХ КИСЛОТ НЕУСТОЙЧИВА И РАЗЛАГАЕТСЯ НА УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ И ВОДУ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ УРАВНЕНИЕ ИМЕЕТ ВИД: NA 2 CO 3 + 2HCL = 2NACL + CO 2  + H 2 O, Не окислительно-восстановительные реакции – реакции, идущие без изменения степеней окисления элементов.

Слайд 25

3 . ПО УЧАСТИЮ КАТАЛИЗАТОРА: КАТАЛИЗАТОРЫ – ЭТО ВЕЩЕСТВА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ИЗМЕНЯЮЩИЕ ЕЕ СКОРОСТЬ ИЛИ НАПРАВЛЕНИЕ, НО ПО ОКОНЧАНИИ РЕАКЦИИ ОСТАЮЩИЕСЯ НЕИЗМЕННЫМИ КАЧЕСТВЕННО И КОЛИЧЕСТВЕННО. НЕКАТАЛИТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ: НЕКАТАЛИТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ — РЕАКЦИИ, ИДУЩИЕ БЕЗ УЧАСТИЯ КАТАЛИЗАТОРА: 2HGO  T 2HG + O 2  2AL + 6HCL  T 2ALCL 3 + 3H 2  КАТАЛИТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ: КАТАЛИТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ – РЕАКЦИИ, ИДУЩИЕ С УЧАСТИЕМ КАТАЛИЗАТОРА: H 2 O 4AL + 3 I 2  2ALI 3

Слайд 26

4. ПО АГРЕГАТНОМУ СОСТОЯНИЮ РЕАГИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ (ФАЗОВОМУ СОСТАВУ): ГЕТЕРОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ: ГЕТЕРОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ – РЕАКЦИИ, В КОТОРЫХ РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА И ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ НАХОДЯТСЯ В РАЗНЫХ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЯХ (В РАЗНЫХ ФАЗАХ): 2 AL( Т ) + 3С U С L 2 ( Р-Р ) = 3С U( Т ) + 2ALCL 3 ( Р-Р ) ГОМОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ: ГОМОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ – РЕАКЦИИ, В КОТОРЫХ РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА И ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ НАХОДЯТСЯ В ОДНОМ АГРЕГАТНОМ СОСТОЯНИИ (В ОДНОЙ ФАЗЕ ): H 2 ( Г ) + F 2 ( Г ) = 2HF( Г )

Слайд 27

5 . ПО НАПРАВЛЕНИЮ: НЕОБРАТИМЫЕ РЕАКЦИИ: НЕОБРАТИМЫЕ РЕАКЦИИ ПРОТЕКАЮТ В ДАННЫХ УСЛОВИЯХ ТОЛЬКО В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ. К ТАКИМ РЕАКЦИЯМ МОЖНО ОТНЕСТИ ВСЕ РЕАКЦИИ ОБМЕНА, СОПРОВОЖДАЮЩИЕСЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ОСАДКА, ГАЗА ИЛИ МАЛОДИССОЦИИРУЮЩЕГО ВЕЩЕСТВА (ВОДЫ) И ВСЕ РЕАКЦИИ ГОРЕНИЯ: ГОРЕНИЕ ПОРОХА

Слайд 28

ОБРАТИМЫЕ РЕАКЦИИ: ОБРАТИМЫЕ РЕАКЦИИ В ДАННЫХ УСЛОВИЯХ ПРОТЕКАЮТ ОДНОВРЕМЕННО В ДВУХ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ. ТАКИХ РЕАКЦИЙ ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО. НАПРИМЕР: 2 SO 2 + O 2 2SO 3 N 2 +3H 2 2NH 3

Слайд 29

ВСЕМ СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО И ПЛОДОТВОРНЫЙ ТРУД! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *