Химия 8 класс определение соли – «Как выделить формулы средних, кислых и основных солей из перечня формул ?» – Яндекс.Знатоки

Соли

С солью люди знакомы еще из глубокой древности. Значение соли отражено во многих пословицах и поговорках: «Хлеб да соль» — такое пожелания использовали люди вовремя приема пищи, в этом выражении подчеркивалось значение соли наравне с хлебом. Хлеб и соль стали символом гостеприимства и радушия русской души. Говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Оказывается, двое людей за 2 года съедают пуд соли (16 кг). Каждый человек в год потребляет 3 – 5,5 кг соли.

В названиях многих городов и поселков присутствует слово соль: Соликамск, Соль-Илецк, Усолье, Солт-Лейк-Сити, Солтвиль, Зальцбург и др.

Соли образуют мощные отложения в земной коре. В Соль-Илецке, толщина пласта соли превышает 1,5 км. Огромное количество соли содержится в воде морей и океанов. Солью, извлеченной из Мирового океана, можно было бы засыпать сушу земного шара слоем 130 м. Во многих странах Азии и Африки соль добывают из соляных озер, а в европейских странах – из соляных шахт.

Соли могут иметь различную окраску: голубую, синюю, фиолетовую розовую и т.д. Некоторые озера имеют окраску из-за присутствия в них окрашенных солей. Например: Розовое, Красное, Малиновое.

Слово «соль» мы часто используем в повседневной жизни, а в химии соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.    

По составу соли схожи с кислотами, но в кислотах атом водорода и кислотный остаток, в солях – ион металла и кислотный остаток. Поэтому соли являются продуктами замещения атомов водорода в кислоте на ионы металла.   Например, поваренная соль – NaCl – продукт замещения атома водорода в соляной кислоте – HCl – на ион натрия. Заряд иона натрия 1+, хлора 1-, т.к. соединение электронейтрально, то формула поваренной соли – Na+Cl-.

Все соли делятся на средние соли и кислые. В состав средней соли входят ионы металла и кислотного остатка, кислые соли состоят из ионов металла и кислотного остатка, содержащего 1 или 2 иона водорода. Посмотрите, NaNO3, K2CO3 – средние соли, а NaHSO4, KH2PO4 – кислые соли. Кислые соли образуют только многоосновные.

Выведение формулы соли

Если нужно вывести формулу хлорида кальция, то поступают следующим образом, обозначают заряды ионов, из которых состоит соль – Ca2+, Cl1-. Заряд иона кальция 2+, т.к. это металл II A группы, у хлора заряд 1-, т.к. в соляной кислоте заряд иона хлора 1-. Находим наименьшее общее кратное числовых значений зарядов ионов кальция и хлора, т.е. 2 и 1, оно равно 2.

Находим индексы, разделив наименьшее общее кратное на величины зарядов: 2 делим на 2 = 1. Индекс у кальция 1, он не пишется, 2 делим на 1 = 2, значит, индекс у хлора 2. Записываем формулу: CaCl2.

Аналогично выводят формулы солей кислородсодержащих кислот. Выведем формулу фосфата бария – бариевой соли фосфорной кислоты. Обозначаем заряды ионов, из которых состоит соль, т.е. у Ва будет 2+, т.к. это металл II A группы, у РО4 – кислотного остатка фосфорной кислоты будет 3-, т.к. в составе кислоты 3 атома водорода. Находим наименьшее общее кратное числовых значений зарядов ионов бария и фосфат-иона. Наименьшее общее кратное 6, 6 делим на 2 = 3, значит, индекс у бария 3, индекс у фосфат-иона будет 2, т.к. 6 делим на 3 = 2. Отсюда, формула будет иметь вид – Вa3(PO4)2.

Название солей

Для того чтобы дать название солей, поступают следующим образом: сначала называют ион кислотного остатка в именительном падеже, затем ион металла в родительном падеже. Если металл имеет переменную степень окисления, то при названии солей в скобках римскими цифрами указывают численное значение степени окисления. Например, соль Al2(SO4)3 называется сульфат алюминия, т.к. кислотный остаток серной кислоты – SO42- имеет название – сульфат.

Назовем соль Fe(NO3)3. Название начинаем с иона кислотного остатка – остаток азотной кислоты называется нитрат, добавляем название иона металла. Получается нитрат железа, т.к. железо имеет переменную степень окисления, то в скобках указываем численное значение степени окисления. В данном случае, степень окисления железа +3, поэтому соль называется нитрат железа (III).

По растворимости в воде соли делят на: растворимые в воде, малорастворимые и нерастворимые. Для того чтобы определить растворима или нерастворима соль в воде, используют таблицы растворимости. Если на пересечении иона металла и кислотного остатка стоит буква «Р», значит, соль растворима в воде, если на пересечении стоит буква «М», значит, соль малорастворима, если буква «Н», то нерастворима. Из таблицы видно, что соли азотной кислоты – нитраты, все растворимы, почти все соли соляной кислоты – хлориды тоже растворимы, за исключением AgCl, PbCl2. Растворимы соли натрия и калия. Растворимы все соли серной кислоты – сульфаты, кроме BaSO4, PbSO4, CaSO4, Ag2SO4. Нерастворимы все фосфаты, силикаты, карбонаты, силикаты, сульфиды, кроме этих солей для натрия и калия.  

Рассмотрим несколько примеров солей.

Поваренная соль – NaCl хлорид натрия, хорошо растворяется в воде, она очень важна для человека, животных и растений: в крови создает условия для жизни красных кровяных телец, в мышцах способствует возбудимости, в желудке образует соляную кислоту. Хлорид натрия используют для получения натрия, хлора, соляной кислоты, приготовления пищи, консервирования.

Карбонат кальция – СаСО3 нерастворимая в воде соль, из нее построены раковины моллюсков, покровы раков, кораллы. Остатки коралловых полипов образуют атоллы и коралловые рифы. Наиболее известен Большой Барьерный риф в Австралии. Их раковины за много миллионов лет сформировали пласты соединений кальцияизвестняк. Мрамор, используемый в строительстве, тоже имеет формулу СаСО3, как и мел, который добывают из меловых гор или карьеров. Из известняка получают негашеную и гашеную известь, которую используют в строительстве. Из карбоната кальция строят свой скелет наземные животные. Мрамор идет на изготовление статуй, им отделаны станции метро.

Фосфат кальция – Са3(РО4)2 нерастворим в воде. Это основная часть фосфоритов и апатитов. Из них производят фосфорные удобрения, без которых невозможно получить высокие урожаи. Кроме того, фосфат кальция входит в состав костей животных.

Разработка урока по химии в 8 классе "Соли. Определение,состав,классификация и номенклатура"

План урока по химии

Подготовила:_________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

Тема урока: «Соли. Определение, состав, классификация и номенклатура», 8 класс.

Тип урока: освоение новых знаний.

Цели урока: сформировать знания учащихся о составе, классификации, номенклатуре средних и кислых солей. Обучить составлению химических формул солей. Выработать умения определять принадлежность веществ к классу солей по их формулам.

Планируемые результаты.

Предметные:Умения устанавливать внутрипредметные связи- применять усвоенную последовательность действий по составлению формул бинарных соединений при написании формул солей; формулировать определения понятия «соли»; приводить примеры средних и кислых солей; определять принадлежность веществ к классу солей по их формулам; записывать химические формулы солей по их названиям; называть соли по формулам; выявлять сходства и различия в составе солей, характеризовать важнейшие соли.

Метапредметные.Познавательные УУД: Умения определять понятия; устанавливать аналогии, классифицировать; самостоятельно выбирать признаки классификации; готовить сообщения; строить речевые высказывания в устной и письменной формах.

Личностные УУД: Умение аргументированно отстаивать собственную позицию по отношению к сообщениям средств массовой информации, связанным с вопросами химии.

Регулятивные УУД: Умения определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; корректировать свою деятельность , представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД: Умения воспринимать информацию на слух; строить эфективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Личностные. Осознание необходимости приобретённых знаний для безопасного обращения с веществами и материалами; необходимости соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей среде.

Задачи.

Образовательные:

- Сформировать знания учащихся о солях как классе неорганических соединений;

 - Привести в систему знания учащихся о классификации солей;

 - Познакомить с разнообразием, классификацией и применением солей.

Развивающие:

- Развить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;

- Развитие умений по составлению формул солей

- Развивать умения наблюдать и делать выводы.

- Развитие умений работать в парах и группах.

Воспитательные:

- Формирование всесторонне развитой личности;

 - Воспитывать любовь к родному краю;

- Экологизация

Оборудование: раздаточный материал – карточки; образцы солей и минеральной воды; этикетки от минеральной воды, «Химическое лото»

Ход урока.

1.Мотивирование.

Это самый многочисленный класс из неорганических соединений.

Одно вещество из этого класса все вы используете в пищу.

Когда- то в Голландии существовала мучительная казнь: осуждённые получали только хлеб и воду без добавления этого вещества.

Через некоторое время эти люди умирали, а их трупы мгновенно начинали разлагаться…

А жители некоторых островных государств, чтобы утолить потребность в этом веществе, ели сырую рыбу, обмакивая её в морскую воду. Что же это за вещество?

Загадка.Отдельно- я не так вкусна,

Но в пище каждому нужна.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.

 На демонстрационном столе образцы:

  1. мел (карбонат кальция)

  2. сода пищевая(карбонат натрия)

  3. медный купорос (сульфат меди)

  4. поваренная соль (хлорид натрия)

О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О солях)

Заполните, пожалуйста, 2 первые колонки в карточке «Моё отношение к уроку»

Что знаю по теме урока?

Что хотел бы узнать?

Что узнал на уроке?

Моё настроение на уроке

Соли- это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков. Водород в кислотах замещается ионом металла. H2SO4 – серная кислота.ZnSO4- сульфат цинка. Какая связь существует в этих соединениях?

Лабораторный опыт. Ознакомление с образцами солей.

Классификация солей

Соли

Средние Кислые

NaClNa HSO4

Составление формул солей.

Пошаговый алгоритм при составлении формул солей:

  1. Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать их заряды

  2. Найти наименьшее общее кратное значений зарядов

  3. Разделить полученное число:

-на заряд металла и записать индекс внизу справа от знака металла;

- на заряд кислотного остатка и написать индекс кислотного остатка.

Проверка: произведение значения заряда металла на его индекс должно быть равно аналогичному произведению кислотного остатка.

Рассмотрим на примере K2CO3, CuSO4, используя таблицу растворимости и ПСХЭМ.

3.Построение проекта выхода из затруднения

Учащиеся выходят к доске по очереди и пишут с свободных клетках готовые формулы солей с указанием индексов).

NO -3

нитрат

Cl

хлорид

SO42-

сульфат

CO32-

карбонат

PO4 3-

ортофосфат

  1. Реализация построенного проекта выхода из затруднения.

Назначение детей- консультантов в помощь тем, кто не справился с заданием.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Na2CO3

CuSO4

NaHCO3

NaHSO4

Проговаривание с указанием принадлежности к группе(средние или кислые), название солей, растворимость.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задание. В пустые клетки записать соответствующие химические формулы солей и их названия

Соль серной кислоты

Соль угольной кислоты

Соль соляной кислоты

  1. Включение в систему повторения знаний.

Игра в группах «химическое лото». Деление класса на группы по 4 человека. Комплект лото раздаётся из расчёта 1 на группу.

Задание Необходимо правильно сопоставить пары «формула- название вещества- класс неорганических веществ».

Выставление оценок за урок.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Заполните, пожалуйста, 3, 4колонку в карточке «моё отношение к уроку».

  1. Домашнее задание: § 27,

Творческое задание 1

Используя этикетку от минеральной воды, исследуйте ее солевой состав:

  1. сделайте заголовок – название воды;

  2. найдите химический состав, в тетради запишите отдельно катионы (ионы +) и анионы (ионы - )

  3. составьте из ионов формулы солей

  4. подчеркните формулы кислых солей, назовите их.

  5. подсчитайте общее число получившихся формул солей

Творческое задание 2.

Какие соли содержатся в Черном море, составить их формулы и дать названия? Какова соленость Черного моря и в чем она измеряется? Какие организмы не прижились в водах Черного моря из-за особенности ее солености?

Презентация по химии. 8 класс. Тема "Соли"

Описание слайда:

3.Выпаривание, осуществляют для концентрирования раствора, выделения растворенного вещества или получения чистого растворителя. Выпариванию подвергают главным образом водные растворы. Теплоносителем чаще всего служит водяной пар (давл. 1,0—1,2 МПа), который называют греющим, или первичным; пар, образующийся при кипении раствора, называют вторичным. Движущая сила выпаривания— разность температур греющего пара и кипящего раствора, называется полезной. Она всегда меньше, чем разность температур первичного и вторичного пара. Это обусловлено тем, что раствор кипит при более высокой температуре, чем чистый растворитель (физико-химическая, или концентрационная, депрессия). Кроме того, температура кипения раствора повышается из-за более высокого давления в растворе, чем в паровом пространстве. Причины повышения давления: гидростатическое давление раствора; гидравлическое сопротивление при движении кипящей (парожидкостной) смеси; увеличение скорости движения этой смеси вследствие того, что она занимает значительно больший объем, чем исходный раствор (соответственно гидростатическая, гидравлическая и инерционная депрессия). 4.Центрифугирование, разделение суспензий, эмульсий и трехкомпонентных систем (эмульсий, содержащих твердую фазу) под действием центробежных сил. Применяется для выделения фракций из суспензий и эмульсий, а также для определения молекулярных масс полимеров, дисперсионного анализа. Центрифугование по принципу фильтрования чаще всего используют для разделения суспензий и шламов с относительно малым содержанием жидкой фазы и осуществляют в циклически работающих машинах. Суспензия подается в непрерывно вращающийся ротор порциями; после заполнения осадком части ротора подача суспензии прекращается, жидкая фаза отжимается, а осадок срезается ножом и удаляется. Применяются также центрифуги с пульсирующей выгрузкой осадка с помощью толкателя (вибрационно-поршневые, с пульсирующим поршнем), а также с гидравлической выгрузкой, когда сгущенная твердая фаза выводится из ротора, снабженного пакетом конических тарелок, через сопла.

Урок химии по теме "Соли". 8 класс

 Тип урока: изучение нового материала.

Цели и задачи урока:

1. Обучающие:

2. Развивающие:

3. Воспитательные:

Планируемые результаты (учащиеся должны):

  • Уметь определять принадлежность веществ к определённому классу (оксидов, кислот, оснований, солей).

Методы, приемы работы: словесно-наглядные, диалогические методы, практический  эксперимент.

Необходимое оборудование и материалы для занятия:  компьютер, медиапроектор, тетрадь, ручка, учебник.

 

Ход урока

 I. Организационный момент.  Мотивационно - ориентировочный этап.

Химический диктант (один ученик записывает формулы веществ на обратной стороне доски, остальные – в тетрадях).

CaO,  CO2 ,  MgO,    H2 CO3, Ca(ОН)  NaCl,  Ca(OH)2,  NaOH, CaCO3, H2 SO4.

HNO3   Ca3 (PO4 )2

Проверяем правильность написания химических формул.

Индивидуальные задания: Распределить данные вещества по классам.

Оксиды. Кислоты. Основания.

К какому классу отнести оставшиеся вещества?

 

II. Вводная часть. Нацеливание на изучение новой темы.

Творческое  задание учащихся: "Угадайте вещество"

 «О каком веществе идёт речь? У травоядных животных потребность в этом веществе велика. В тех странах, где этого вещества мало, люди прибегали к различным способам чтобы его добыть.   Меланезийцы каждое утро пили морскую воду, в Новой Зеландии пищу запивали морской водой. В год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг  этого вещества; это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации; говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

Это-……(соль).

 Диалог:

Первый: Ты знаешь соль?

Второй: Знаю.

Первый: А какая она?

Второй: Белая с крупинками, а самое главное- солёная.

Её ещё в пищу добавляют.

Первый: Я не понимаю. Так она что - одна?!

Второй: Конечно, одна - разъединственная.

Первый: А почему они говорят о солях? Значит, их много?!

 

Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса. Итак, какая тема урока сегодня? 

   NaCl       CaCO3        Ca3 (PO4 )2     Na2 SO4

Какие виды ионов входят в состав солей? Отрицательно заряженные ионы – это кислотные остатки

Дайте определение солям

 

Порядок составления формул солей

 

Алгоритм действий при составлении формулы соли

Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать их заряды.

Найти наименьшее общее кратное значений зарядов.

Разделить полученное число:

-на заряд металла и записать индекс внизу справа от знака металла;

-на заряд кислотного остатка и записать индекс кислотного остатка.

 Проверка: произведение значения заряда металла на его индекс должно быть равно аналогичному произведению кислотного остатка. (Примеры)

 

Fe2 (SO43   ALCL3   KCL  Na2 CO3

 

  Номенклатура солей (Таблица №5 учебника)

 

V. Закрепление изученного материала.

 

  1. Тренажер "Составление формул солей кальция".

  1.  Задание: составьте формулы солей, назовите вещества 

Применение солей

Соли соляной кислоты.

Из хлоридов больше всего используют хлорид натрия и хлорид калия.
Хлорид натрия (поваренную соль) выделяют из озерной и морской воды, а также добывают в соляных шахтах. Поваренную соль используют в пищу. В промышленности хлорид натрия служит сырьём для получения хлора, гидроксида натрия и соды.
Хлорид калия используют в сельском хозяйстве как калийное удобрение.

Соли серной кислоты.

В строительстве и в медицине широко используют полуводный гипс, получаемый при обжиге горной породы (дигидросульфата кальция). Будучи смешан с водой, он быстро застывает, образуя дигидрат сульфата кальция, то есть гипс.
Декагидрат сульфата натрия используют в качестве сырья для получения соды.

Соли азотной кислоты.

 Нитраты больше всего используют в качестве удобрений в сельском хозяйстве. Важнейшим из них является нитрат натрия, нитрат калия, нитрат кальция и нитрат аммония. Обычно эти соли называют селитрами.

Из ортофосфатов важнейшим является ортофосфат кальция. Эта соль служит основной составной частью минералов — фосфоритов и апатитов.Фосфориты и апатиты используются в качестве сырья в производстве фосфорных удобрений, например, суперфосфата и преципитата.

VI. Подведение итогов урока.

 

VII. Домашнее задание:  §21, упр. 2 стр. 113; учить таблицу 5 

Творческое задание

Заполнить анкету.  Поставьте себе отметку за урок.

1.На уроке я работал
 2.Своей работой на уроке я
 3.Урок для меня показался
 4.За урок я
 5.Мое настроение
 6.Материал урока мне был
  
7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен

полезен / бесполезен
    интересен / скучен
    легким / трудным
    интересно / не интересно

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о