Хороший учитель – личностные и профессиональные качества хорошего педагога. Самые значимые навыки в профессии современного преподавателя

Содержание

Хороший учитель — это не только результаты тестов

Если оценки в дневнике ребёнка хорошие, то мы делаем вывод, что учитель справился со своей задачей, хорошо объяснил и научил. Но можно ли оценивать работу учителя только по результатам контрольных и тестов? Наш блогер Ангелина Фокина, изучающая психологическую педагогику, рассуждает о том, каким образом стоит ставить оценку учителю.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Очевидно, что хороший учитель занимается не только объяснением своего предмета, но и учит ряду социальных навыков, которые понадобятся школьникам, чтобы стать взрослыми. Недавнее исследование показало, насколько важно способствовать развитию этих навыков: учителя, которые помогают учащимся улучшить некогнитивные навыки (саморегуляцию, самомотивацию) повышают оценки учеников и вероятность окончания ими средней школы больше, чем учителя, которые фокусируются исключительно на результатах тестов.

«Хорошие учителя могут влиять на студентов значительно сильнее, чем подготовка к тестам и их результаты», — объясняет автор исследования К. Кирабо Джексон, профессор экономики в Northwestern University.

Анализируя данные о более чем 570 000 учеников в Северной Каролине, было обнаружено, что учителя девятого класса, которые улучшали некогнитивные навыки, включая мотивацию, способность адаптироваться к новым ситуациям, а также саморегуляцию, оказали серьезное влияние на этих учеников: уровень посещаемости и оценкок повысился. Эта тенденция сохранялась на протяжении всей средней школы.

Проблема заключается в том, что навыки, которые являются ценными для будущего успеха, обычно не измеряются тестами. Хотя учителей часто хвалят за способность поднимать результаты тестов, анализ показывает, что учителя, которые работают над личностью учащегося, дают лучшие долгосрочные результаты.

Было обнаружено, что увеличение показателей некогнитивных навыков учащихся повысило их вероятность окончить среднюю школу на 1,47% по сравнению с 0,12% для аналогичного увеличения результатов теста.

Как измерять эффективность учителей?

По оценкам К. Кирабо Джексона, результаты тестов отражают лишь часть того, на что способны учителя. Педагоги играют важную роль в общем благосостоянии учащихся, пусть это не всегда и заметно сразу. Исследование, проведенное в 2015 году, показало, что содействие социальному и эмоциональному благополучию студентов привело к значительным долгосрочным экономическим выгодам — ​​возврату в размере 11 долларов на каждый вложенный 1 доллар.

В основном это произошло благодаря лучшим результатам в области долгосрочного здоровья, образования и занятости студентов, а также снижения вероятности преступности среди несовершеннолетних и взрослых.

Не все навыки, необходимые во взрослом возрасте, хорошо отражаются в результатах тестов. Если мы измеряем ценность учителя исключительно по тому, насколько он повышает оценки за тестирование, мы можем упустить из виду общую картину.

Наука обучения

Новое исследование в области нейробиологии и психологии помогает объяснить, почему улучшение некогнитивных навыков имеет долгосрочные преимущества.

«Наука говорит нам, что когда мозг функционирует и развивается, ему нужны безопасность, тепло и даже объятия, — сказала в недавнем интервью профессор Стэнфордского университета Линда Дарлинг-Хаммонд. — Мы учимся в состоянии положительных эмоций гораздо эффективнее, чем в состоянии отрицательных. Это имеет огромное значение для того, что мы делаем в школах».

Деятельность великих учителей не имеет никакого отношения к тестам. Они дают возможность ученикам почувствовать себя любимыми, верят в них, вселяют чувство безопасности, демонстрируют терпение и помогают полностью раскрыть потенциал.

Вывод

  • Полная оценка ценности учителя выходит далеко за рамки его влияния на результаты тестов.
  • Долгосрочный успех студентов часто сводится не к академическим метрикам, а к поведению.
  • Лучший способ сделать пребывание учеников в школе продуктивным — дать им почувствовать, что они важны.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Unsplash (Megan Soule)

10 причин быть учителем | Мел

Среди наших блогеров есть учителя, которых эта профессия выбрала сама, а есть те, для кого это было призванием с самого начала. Десятиклассница Варвара Гатауллина не представляет себя в этой роли, но очень ценит труд педагога. Она поговорила с учителями своей школы и выяснила, почему учить детей — это круто.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Уважаю многих учителей, но себя в этой роли представить не могу. Возможно, всё ещё успеет поменяться, но сейчас для меня настоящий учитель — это человек с таким набором качеств, сочетание которых редко встречается в природе.

Сама я не обладаю сразу всеми этими качествами, поэтому вместо выдумывания причин из ниоткуда решила опросить учителей своей школы, чтобы собрать достоверную информацию и не врать читателю («используйте только свой собственный опыт» — одно из главных правил публицистики).

Хочу сказать спасибо учителям, которых тормошила, пытаясь разузнать положительную информацию о том, чем они занимаются (к слову, все эти люди любят свою работу). Для них это было сложно, так что некоторые причины могут показаться несерьёзными. Но каждая из них проверена и правдива.

1. Это дар, которым хочется делиться

Существует мнение, что у каждого человека есть призвание: дело, в котором он профессионал. Даже если вы пока на стадии поиска этого самого призвания — не волнуйтесь: если упорно искать, щупать и пробовать, рано или поздно вы сможете его найти.

У кого-то так происходит с работой учителя — чувствуешь, что нет иного пути как, например, идти преподавать математику. Я за свою недолгую шестнадцатилетнюю жизнь встречала мало таких учителей математики (хотя проучилась три года в лицее с физико-математическим уклоном). Это именно те люди, которые обладают недюжинным терпением и по-настоящему кайфуют от своего дела.

Причём каждый такой человек (необязательно связанный с математикой), рассказывающий или объясняющий что-то, от чего он по-настоящему получает удовольствие, притягивает к себе окружающих. Таких сразу видно. Особенно когда на вопрос «Как дела?» они отвечают: «Ну такое, по синусоиде».

2. Это позволяет делать мир (и людей) лучше

Конечно, существует масса других способов творить добро, но что может быть прекраснее впихивания в нерадивых школьников информации, не желающей усваиваться в их головах (шутка)? А если серьёзно, то действительно бывает, когда обладаешь знанием и хочешь «нести его в массы», чтобы окружающие говорили «красИвее» вместо «красивЕе» или знали, что Столетняя война на самом деле длилась не сто лет (с этим знанием детство заканчивается у всех, я серьёзно).

В конце концов, нынешние дети через какое-то время превратятся во взрослых, и, согласитесь, было бы гораздо приятнее видеть их интеллигентными и образованными людьми. Ведь если кто-то не знает того, что знаешь ты, надо исправлять это досадное упущение. Будет плюс один (или даже не один) более просветлённый человек на планете.

3. Отсутствие рутины

Если вы всё-таки попали в сферу образования учителем, то вам точно гарантированы насыщенные рабочие будни. Даже если все уроки вы будете проводить у одного и того же класса (как происходит в начальной школе), они будут разнообразными. Это и есть один из главных плюсов работы с людьми — никогда нельзя знать наверняка, как всё пройдёт. Будет ли тот мальчик с галёрки сегодня опять кидаться бумажками во время урока? Почему у всего класса одинаковые работы? Но ведь именно это делает жизнь необычной (пусть порой и хочется их всех… или уволиться).

4. Живое общение

Этот пункт плавно вытекает из предыдущего. И это опять же про детей и подростков. Подростки — наиболее неоднозначный, непредсказуемый и сложный тип людей, с которыми, как ни странно, «приятнее всего проводить время» (учительская цитата). От многих учеников заряжаешься энергией, ловишь идеи, и это помогает найти новые силы для того, чтобы придумывать, делать, организовывать.

Это происходит в определённой степени оттого, что именно в период времени, когда человек находится на границе между взрослым и не совсем взрослым миром, ему в голову приходят наиболее необычные идеи, мысли, которыми он может делиться, вдохновляя иногда устающее от жизни старшее поколение. Так что практика знает случаи, когда ученики становятся интересными собеседниками.

Когда проводишь наибольшую часть своей жизни, работая с теми, кто младше и неопытнее тебя, учишься сам (работает принцип «отдаёшь — получаешь»). Тебе постоянно прилетают новые задачи и возможности для развития. В школе чувствуешь себя живым!

5. Коллеги-единомышленники

Круто, когда тебя окружают химики, биологи, физики, но ещё круче иметь возможность поговорить с людьми, интересующимися тем же, чем и ты. Вы мыслите с ними в одном «потоке»: можете делиться опытом, обсуждать наболевшее (постмодернизм и литературные мемы, например). В общем, плюсов здесь много. Только смотрите, чтобы вашу крепкую дружбу не разрушила всего одна просьба коллеги заменить его на уроке.

6. Возможность постоянно говорить

После того, как начался урок, учитель обретает возможность творить всё, что ему вздумается. Желательно, конечно, в разумных пределах. Но если от жизни вы желаете одного — говорить как можно больше о чём-то, что вам нравится — смело ступайте на «тропу войны» (то есть, преподавания). Ведь любимая тема ваших разговоров может оказаться предметом школьной программы.

Представьте: 40 минут рассказывать только о том, в чём вы хороши, что доставляет вам удовольствие. А ещё никто не перебивает. Запомните: когда человек о чём-то увлечённо говорит, его будут слушать.

7. Право сомневаться и совершать ошибки

Когда работаешь с людьми, довольно трудно избегать ошибок. Непонятно, что будет хорошо, а что плохо. Грань между правильным и неправильным здесь настолько нечёткая и размытая, что иногда вообще становится сложно делать выбор и принимать решение: стоит что-то говорить или нет. Ведь воспринять и трактовать все могут по-разному. Иногда вообще сам начинаешь сомневаться в том, что слышишь/говоришь/думаешь. Но это стоит делать. «Сомневаться — значит мыслить, то есть существовать. Нет правильных ответов в профессии учителя. Это прекрасно. Я могу сомневаться. Не всегда, конечно. В чём-то лучше быть уверенным, но сомнение даёт пищу для ума».

8. Открытие себя, других, мира

Учиться в школе можно (и нужно) у всех: в равной степени как у детей, так и у коллег. У первых — всему тому, чего не хватает во взрослой жизни. А у вторых — не только профессиональным навыкам, которые можно перенять, но и чему-то новому из области их предмета. Это как курсы обо всём на свете: под предлогом «работы» можно пойти на чужой урок слушать про Великую французскую революцию или валентность металлов (кто сказал, что эта информация не важна для урока английского?). Таким образом можно расширять границы своего собственного мира. Особенно в том случае, если понимаете, что без этой «учёбы по обмену» найти в себе силы заниматься саморазвитием вы вряд ли сможете.

9. Возможность влиять на чужую жизнь

Всё то, что учитель говорит и делает во время уроков, сказывается на его учениках. Тогда зачем брать на себя такую ответственность и идти преподавать именно в школу? Ведь, по логике, с детьми должно быть сложнее, чем уже со взрослыми, состоявшимися студентами, с которыми можно обсуждать не азы, а глубокие темы? Да, сложнее, зато интереснее.

Студентов уже вряд ли получится перевоспитать, что-то изменить в их сознании. А вот когда ребёнок только начинает познавать мир и его особенности, у учителя море возможностей. Он имеет законное право не только «подсматривать» за развитием его жизни, но и вносить некоторые коррективы, влиять на его мировоззрение и рост. В самом хорошем смысле. Это будет отнимать много сил, времени, энергии, но оно того стоит. Со временем начинаешь это понимать, и отдавать силы, время и энергию становится проще. «Если мой сегодняшний ученик победил себя вчерашнего — это же космос! А я рядом, и я радуюсь».

10. Честность и умение меняться

Детям врать нельзя. Даже если хочешь — просто не получится. «Придут дети и раскусят тебя. Посмотрят прямо в твоё сердце и всё поймут. Патологоанатомы учительской души».

Это повод следить за собой, взвешивать, что говоришь. И тот человек, которым станет учитель после определённого времени преподавания, будет сильно отличаться от того, который начинал свою работу. Меняться он будет вместе с учениками. Когда через тебя проходит большое количество детей, каждый из них как-то действует на тебя, оставляет определённый отпечаток. Надо быть гибким, готовым к этому воздействию. А то тяжко будет всем.


Нельзя не упомянуть оставшиеся причины, которые мне называли учителя, но которые по некоторым соображениям не попали в основной список.

  • Стабильная зарплата. Довольно весомый аргумент. Пока искусственный интеллект не захватил нашу планету, профессия учителя будет актуальна и нужна всем.
  • Если просто хочется. Спорный вопрос. С одной стороны, если чего-то хочется, значит, на это есть причины. А с другой, желание заниматься чем-то может просто внезапно прийти и не отпустить — просто хочешь писать тексты или рассказывать о феодальной раздробленности, и ничего тут не поделаешь. Придётся подчиниться зову сердца, а то вдруг оно остановится.
  • Возможность почувствовать себя значимым. Если вдруг хочется поруководить процессом или просто быть в центре внимания — идите в учителя не раздумывая! А ещё можно «мучить детей» (цитата-шутка (надеюсь)). Получится такой своеобразный, но весьма действенный способ отвести душу.

5 простых способов стать хорошим учителем

Добавьте в уроки юмор и показывайте ученикам, что заботитесь о них

Педагог — это профессия, для которой, безусловно, нужны стальные нервы и куча энергии. А ещё — постоянная мотивация расти и желание становиться лучше. Издание Edutopia опубликовало советы школьного учителя истории о том, как стать классным преподавателем и не выгорать на работе.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Помогайте другим и обменивайтесь опытом

Вне зависимости от того, как долго вы работаете учителем, всегда найдётся тот, кто более успешен в какой-то области преподавания. Когда я был на первом курсе, один мой коллега, который давно работал в школе, попросил рассказать, как мне удалось заинтересовать студентов Американской революцией. Я поделился с ним планом своего урока, финалом которого стала дискуссия о том, правильно ли поступили колонисты, когда восстали против британского правления. После этого я чувствовал себя более уверенным, когда мне приходилось обращаться к этому коллеге за помощью. А делать это приходилось часто — тот писал отличные письменные отзывы.

2. Найдите надёжного наставника

Неважно, сколько у вас опыта: обязательно положитесь на того, кто будет вам помогать. Когда я только стал учителем, я провёл бесчисленное количество часов, болтая с коллегами о работе и об ошибках, которые я допускал. Коллеги ни разу меня не осудили и не намекнули на то, что какую-то из ошибок нельзя исправить. Вместо этого они предлагали работающие советы о том, как можно всё переделать. Независимо от предмета, очень ценно, когда и молодые, и опытные учителя помогают вам стать лучше в работе. И помните: ни у кого нет монополии на хорошие идеи.

3. Наблюдайте за коллегами

Я стараюсь смотреть за другими учителями в действии. Например, недавно я наблюдал, как один мой коллега использовал юмористические задания, чтобы сделать атмосферу в классе чуть более спокойной, но при этом эффективной. Я попытался достичь такого же равновесия в своем предмете — и это помогло. Ученики стали чаще делиться идеями и учиться на своих ошибках.

Я всегда стараюсь брать пример с учителей, которые вносят изменения в ежедневную рутину. Конечно, гораздо легче преподавать одинаково из года в год, однако такой подход быстро приводит к выгоранию, поскольку это невероятно скучно. Сейчас я работаю над обновлённой версией моей программы по истории, чтобы идти в ногу с тем, что дети изучают на уроках литературы. Например, когда мы с ними будем проходить холодную войну, на уроках английского они будут читать «Хранителей» Алана Мура. Это роман в комиксах с кучей наград, где речь идёт как раз о холодной войне.

4. Объясните ученикам, зачем им ваш предмет

Я считаю, что дети имеют право знать, как им в реальной жизни пригодится то, что они изучают в классе. На уроках истории я стараюсь перейти от механического запоминания к тому, чтобы ученики анализировали события. Это важный инструмент, который в итоге пригодится детям и в колледже, и на работе. Во время проверочных работ я разрешают использовать тетрадки. Мне кажется, что в эпоху Google важно не то, сколько знают ученики, а то, какой смысл они могут извлечь из информации, которая теперь настолько доступна для них. А ещё на всех занятиях я чётко даю понять, что каждому из учеников в жизни обязательно пригодится умение писать.

5. Покажите, что вы о них заботитесь

Чтобы мотивировать детей учиться, я стараюсь показать, что забочусь о них не только в классе. Я сопровождаю их во время поездок, хожу на их спортивные игры, спектакли и студенческие постановки. Я консультирую клуб «Модель ООН» — это помогает мне показать свой интерес к дипломатии и желание содействовать переменам.

Я тренирую детей на занятиях по кросс-кантри, чтобы помочь им увидеть, что я ценю спорт так же, как и умственное развитие. Все самые классные учителя, которых я знаю, отлично понимают, что их роль выходит далеко за рамки предмета, который они преподают. Такие учителя оказывают самое глубокое влияние на учеников, которое заметно ещё много лет после окончания школы.

Хотите побольше узнать о том, как живут учителя со всей России (и не только!), какими лайфхаками пользуются на уроках и как справляются с выгоранием? Подписывайтесь на нашу рассылку «Привет, учитель!» — и ждите новое письмо каждые две недели по четвергам. Да, письма пишут сами учителя!

Иллюстрации: Shutterstock (Unitone Vector, Treter, miniwide)

Как понять, что учитель – профессионал: 5 основных признаков

На чем нужно сконцентрировать свое внимание при выборе будущего педагога, расскажет наш эксперт Александра Павлова – директор школы «Дари детям добро», педагог-психолог высшей категории.

Важен ли возраст учителя?

Родители иногда ошибочно считают, что возраст в этом вопросе – решающий фактор. На самом деле молодые учителя могут заинтересовать школьников, стимулировать у них желание учиться так же, как и их старшие коллеги. Если педагогу удается ежедневно вдохновлять учеников на изучение собственного предмета, то возраст в этом случае значения не имеет.

Еще один миф – после 60 лет учитель не способен дать знания, необходимые для современной жизни. Но многие преподаватели в этом возрасте полны активности, готовы к усвоению новой информации для того, чтобы передать ее детям.

Решающим фактором являются личностные, а не возрастные, особенности педагога. В любом возрасте можно найти как положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому ориентироваться только на возраст специалиста крайне опрометчиво.

Грамоты и награды: плюс или минус?

Для многих мам и пап важным показателем профессионализма становятся свидетельства об участии и победах в конкурсах. Однако в последнее время мероприятия для учителей часто превращаются в постановочные шоу, рассчитанные на зрителей. Они имеют мало общего с реальным процессом обучения.

Если вы видите у педагога большое число подобных грамот и наград, то стоит задуматься. Вполне вероятно, что вместо получения знаний на занятиях ваш ребенок будет постоянно готовиться к «открытым» урокам.

Так же как кандидат или доктор педагогических наук может быть прекрасным теоретиком, но при этом иметь крайне скудный практический опыт общения с детьми.

Основные критерии выбора

Родители обязательно отметят уровень профессионализма учителя  при посещении одного, а лучше – нескольких уроков. При этом важно, чтобы вы попали на обычное занятие по расписанию, а не на постановочную версию.

Опытный педагог делает ставку на три важных аспекта:

  • Подход к обучающему процессу. Чтобы дети лучше поняли пройденный материал, опытный преподаватель всегда пользуется наглядными пособиями. Это визуальные модели, макеты, шире раскрывающие тему урока. Многие из учителей создают собственные компьютерные презентации для каждого занятия.
  • Эмоциональный фон в классе. Педагог поощряет разные виды деятельности учеников: индивидуальную, групповую. Детям разрешается проявлять собственную инициативу, создавать творческие проекты.
  • Атмосфера на уроке. Нет ощущения «железной дисциплины», но при этом все дети в классе активно задействованы и без состояния хаоса.

Увлекательная подача материала в сочетании с благоприятным эмоциональным фоном помогают ученикам глубже погружаться в процесс учебы. Вы сразу почувствуете, что сами школьники заинтересованы в получении новых знаний. И преподаватель всегда готов предложить им свою помощь.

5 признаков учителя-профессионала

Педагогам необходимо обладать набором из так называемых «человеческих чувств» – доброты, внимательности, умения быть справедливым. А чувство юмора поможет найти общий язык с учениками и коллегами по цеху.

Но кроме этих особенностей характера, преподавателю необходимы и профессиональные навыки. Какие личностные качества помогут определить специалиста высокого уровня?

1. Умение увлечь своим предметом

Если вы видите, что учитель ведет урок без конспекта, с горящими глазами, приводя примеры и аналогии из жизни, – перед вами профессионал.

Такие педагоги смело используют игровые сценки, проводят конкурсы и соревнования на уровне класса, даже дарят детям символические призы, например ручки или календарики-закладки. Школьники стараются не пропускать их занятия, всегда к ним готовятся – каждый урок становится для них сюрпризом!

2. Создание благоприятной атмосферы для обучения.

Профессионалы умеют мотивировать своих учеников. У них нет любимчиков и «черного списка», куда лучше не попадать. И к отличнику, и к неуспевающему ученику они находят свой подход, помогающий ребенку лучше усвоить материал.

3. Умение выстраивать доверительные отношения

Детям часто бывает необходимо с кем-то поделиться своими проблемами. Способность выслушать, высказать свое мнение без давления, стать авторитетом для растущего человека – качество, без которого невозможно стать хорошим преподавателем.

Вы заметите, что к хорошему учителю дети стараются подойти во время перемены, после урока, рассказать что-то или задать вопрос, обнять, если это учитель начальной школы. Все это важные маркеры педагогического мастерства.

4. Постоянное желание учиться

Да-да, педагоги тоже постоянно пополняют свой запас знаний! На уроке нужно быть готовым ко всему, особенно к неожиданным вопросам школьников. А курсы повышения квалификации всегда помогают уследить за последними новостями по своему предмету. Главное, чтобы они не превратились в самоцель для учителя и применялись на практике, улучшая образовательный процесс и подход к детям.

5. Ответственность

Профессионал знает, что отвечает не только за учебный процесс во время урока. Он умеет задавать планку, которой должны соответствовать все: и он сам, и его ученики. Если взялись за дело, то выполняем его до конца. Поэтому у таких педагогов почти всегда домашние задания сдаются вовремя – школьники улавливают заданный темп и стараются его придерживаться. Усвоение материала в таких классах выше – дети успевают освоить и глубоко проработать все пройденные темы.

Скрыть эти качества невозможно. Вам будет достаточно одного ознакомительного посещения урока, чтобы увидеть, обладает педагог нужными навыками или нет. Помните и о личной беседе с учителем. Во время разговора понаблюдайте за тем, как он выстраивает диалог, узнайте, какие требования он выдвигает к детям. Оцените, насколько ваши сын или дочь готовы к выполнению этих условий.

Кому принадлежит право выбора

Необходимо, чтобы ваш ребенок тоже присутствовал на этой встрече, а еще лучше – на уроке, вместе с вами. Обязательно спросите у него, что он думает по поводу занятия и учителя. Часто дети сами высказывают, насколько им понравился тот или иной преподаватель, хотят ли они у него учиться.

Даже малыши способны почувствовать, как к ним относятся окружающие, – через свои эмоции, чувства. Если преподаватель и ученик не смогут найти общего языка, это  обязательно отразится на желании ребенка учиться в дальнейшем. Когда контакт налажен с первого же дня общения, то школьнику процесс обучения будет даваться легко. Поэтому мнение ребенка в этой ситуации решающее.

Понять, насколько учитель соответствует вашим ожиданиям, можно по одному простому признаку. Если каждый день ваш ребенок радостно бежит в школу, чтобы получить новые знания, – вы сделали правильный выбор!

Александра Павлова – директор школы «Дари детям добро», педагог-психолог высшей категории.

Фото: Getty Images

Учитель и ученик: цитаты | NUR.KZ

Учитель и ученик всегда идут бок о бок, взаимодействуя на разных этапах жизни. Чаще всего выпускники с теплотой вспоминают о своих преподавателях, ведь каждый из них вложил в воспитанников частичку мудрости и знаний. В преддверии Дня учителя предлагаем вспомнить лучшие цитаты об учителях и учениках.

Фото: m-club.spb.ru

Цитаты про учителей на День учителя

Каждый из нас учился в школе и получил бесценный опыт. Поэтому за всю историю человечества появилось немало крылатых выражений о профессии учителя и его роли в жизни человека. А так как педагогика зародилась в Древней Греции, первыми, кто составил афоризмы о профессии педагога, стали древнегреческие философы.

Лучшие цитаты об учителе звучат так:

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций).
Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (Уинстон Черчилль).
Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. (Сенека).
Профессия учителя дает пожизненную гарантию от похищения с целью выкупа. (Станислав Моцарский).

Фото: Мультиурок

Учителя — это люди, которыми восхищаются, ведь им необходимо не только обладать знаниями, но и любить свою работу. По этому поводу придуманы такие афоризмы:

Учитель — это человек, который может делать трудные вещи легкими. (Ральф Эмерсон).
Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. (Лафайет Хаббард).
Учительство не утраченное искусство, но уважение к учительству — утраченная традиция. (Жак Барзэн).
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. (Лев Толстой).
Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, — даже к самому себе.(Фридрих Ницше).
Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. (Тадеуш Котарбинский).

Фото: Комсомольская правда

Также великие философы и известные люди рассуждали о сложности профессии и о том, как стать хорошим учителем. Это подтверждают такие цитаты:

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. (Иоганн Гёте).
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. (Адольф Дистервег).
Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность. (Павел Блонский).
Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. (Марк Порций Катон Старший).
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. (Василий Ключевский).

Фото: LiveLib

Профессия учителя весьма трудная, поэтому стоит относиться к ней с уважением. Возможно, прочитав цитаты о педагогах, немного задумаетесь об их роли в жизни каждого человека и измените свое отношения к представителям одной из самых сложных профессий.

Читайте также: Цитаты про образование и учителя

Учитель и ученик: красивые цитаты

Так как учителя и ученики не могут существовать друг без друга, об их взаимодействии также придумано немало афоризмов. В большинстве случаев это изречения о том, какими вырастают дети, окончившие учебное заведение. Об этом говорят такие цитаты:

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя. (Леонардо да Винчи).
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. (Дмитрий Менделеев).
Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. (Виссарион Белинский).
Хорошие учителя создают хороших учеников. (Михаил Остроградский).
Пока ученик не достигнет уровня знаний учителя, он не знает по-настоящему своего учителя. (Абу Хамид Аль-Газали).
Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика. (Шарлотта Бронте).
Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения. (Адольф Дистервег).

Фото: Легкополезно

Педагог — это человек, которому необходимо наладить контакт с каждым своим учеником. Важно, чтобы учитель искренне относился к воспитанникам и стремился передать им не только накопленные знания, но и жизненный опыт.

Кроме того, педагогу необходимо постоянно развиваться. Очень важна и обратная связь на уроке: работая с детьми, учитель показывает, как необходимо учиться.

Это подтверждают такие цитаты:

Многому я научился у своих наставников, еще большему у своих товарищей, но больше всего — у своих учеников. (Мудрецы Талмуда).
Соберите всех великих учителей вместе в одной комнате, и они будут согласны во всём друг с другом. Соберите вместе их учеников, и они во всем будут спорить друг с другом. (Брюс Ли).
Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. (Плутарх).
Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади. (Аристотель).
Обучать — значит вдвойне учиться. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер).
Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей. (Антон Лигов).
Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. (Максим Горький).

Фото: zabotaschool.ru

И напоследок немного юмора:

Если бы небо услышало молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного живого учителя. (Персидское изречение).
На одного человека, желающего учить, приходится около тридцати, не желающих думать. (Уолтер Селлар и Роберт Йитман).
Учитель — человек с юмором. Представьте учителя без юмора и поймете, что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги. Слава богу, что Создатель настоящего учителя учел это важное качество, которое не переходит в количество, а так и остается качеством! (Александр Рыжиков).

Фото: top-gid.ru

Каким должен быть современный учитель? Каждый сам даст себе ответ на этот вопрос. Педагоги бывают разными. Внешность, возраст и социальный статус не важны. Главное, чтобы учитель находился на своем месте.

Читайте также: Когда День учителя в Казахстане

10 признаков хорошего учителя / TeachMePlease

Компетентность

Хороший преподаватель – талантливый ученик. Он постоянно занимается самообразованием: в наше время знания динамичны, открытия происходят каждый день. Если педагог не в тренде, однажды он рискует опростоволоситься перед любознательным учеником.

Владение методикой

Во времена, когда во Всемирной паутине можно отыскать ответы на любые вопросы, учитель перестаёт быть транслятором знаний. И задача его не выложить факты на блюдечке, а научить эти знания добывать, проводить исследования, проверять достоверность, допускать возможность оспаривать. Учитель должен знать свой предмет на высоком уровне, но ещё лучше он должен уметь обучать.

Любовь к работе

Звучит высокопарно, но иначе хорошим учителем стать не получится. Лишь подходя к преподаванию с положительными эмоциями, удастся разжечь интерес к предмету. Ученики чутко улавливают такой настрой и проникаются доверием. Иначе процесс обучения выглядит так, как если бы вегетарианец рассказывал о пользе и вкусе мяса. Незаурядный учитель‑предметник всегда будет считать свой предмет самым лучшим. А как же иначе, ведь это любовь!

Индивидуальный подход

За этим формальным словосочетанием скрывается умение видеть в каждом обучающемся личность. У профессионала нет плохих учеников, а есть педагогические задачи, которые он старается решить так, чтобы каждый смог достигнуть поставленных целей.

Ответственность

А также пунктуальность, вежливость, честность. К учителю устремляются взгляды, его оценивают, с него берут пример. И конечно, образец для подражания должен быть достойным. Причем профессия обязывает быть таковым и за пределами учебного заведения, иначе педагога могут уличить в лицемерии. Педагог – это образ жизни.

Всестороннее развитие

Хороший учитель — яркая личность, с которой интересно общаться. Мысли его не ограничены работой. У него есть увлечения и собственный взгляд на различные вопросы. Наличие всего этого можно сравнить с соусом, без которого блюдо съедобно, но с ним гораздо вкуснее.

Чувство юмора

Это замечательное качество позволяет проще относиться к тому, что происходит вокруг, к ученикам, к себе. Умеренная самоирония, а также умение признавать свои ошибки укрепляют доверие и помогают не бояться промахов. В такой атмосфере обучаться гораздо легче.

Человеколюбие

Педагог должен быть терпим к людям, уметь сопереживать, видеть в ученике прежде всего человека и принимать его со всеми особенностями. Для такого преподавателя успехи обучающегося – лучшая награда и ради неё он готов сделать многое.

Требовательность

Причём и к ученикам, и к себе. Высокая планка – это стимул, маяк, к которому следует стремиться. И если эту планку снижать, то можно так и не узнать, какой потенциал скрыт в каждом. Преподаватель начинает с себя, выкладывается по максимуму, чтобы быть примером для учеников.

Успешность

Хороший учитель доволен жизнью, но не стоит на месте. Он стремится к успеху в работе, в личной жизни, в общественных делах. Иначе у ученика возникает закономерный вопрос о том, правильно ли его учат. Сомнительно лечить зубы у стоматолога без зубов или стричься у непричёсанного парикмахера.

Указанные десять признаков лишь обобщённый образ. Преимущество каждого отличного преподавателя в индивидуальности, которую нельзя загнать в рамки или перекроить под заданные идеалы. Но если описанный здесь портрет срисован с вашего педагога, будьте уверены, вам крупно повезло!

А какие признаки хорошего учителя вы считаете главными?

7 учителей из фильмов и книг, у которых мы все хотели бы учиться

Хороший учитель — не всегда тот, кто знает свой предмет от и до. Гораздо чаще ученики с благодарностью вспоминают тех, с кем пили чай после уроков, сплавлялись по реке и вели философские беседы. Любимый педагог класса может быть строгим, но справедливым, или чудаковатым и забывчивым. Но всё же у всех будет общая черта — они принимают близко к сердцу проблемы учеников, а те не боятся поговорить с ними о самом главном.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Месье Матье из «Хористов»

Месье Матье работает учителем музыки в интернате для трудных подростков. Ректор интерната уверен, что непослушные подростки заслуживают самых строгих условий, но его издевательства не только не смиряют подростков, но делают их ещё агрессивнее. Месье Матье не может изменить отношение директора к воспитанникам, но может сам относиться к ним по-другому. Учитель музыки создаёт школьный хор, к которому подростки поначалу относятся равнодушно и скептически. Но урок за уроком он объясняет им ноты, хвалит за успехи, относится к ним по-доброму и с участием, и постепенно отстранение от репетиций становится для учеников не менее серьёзным наказанием, чем розги. Их агрессия, с которой никто не мог справиться, растворяется в музыке и добродушии месье Матье.


Нестор Петрович из «Большой перемены»

Смешного и немного нелепого Нестора Петровича, который искренне пытается разобраться в проблемах 9 «А», в опросе Superjob россияне назвали образцом для подражания у современных учителей. Молодой преподаватель приходит в вечернюю школу, думая, что будет преподавать историю, а вместо этого ему приходится вытаскивать своих учеников из милиции, спасать их отношения и семьи, помогать с работой. Казалось бы, его ученики — уже взрослые люди, но хлопот с ними не меньше, чем с подростками. Повесть, ставшая основой «Большой перемены», изначально называлась «Иду к людям»: преподавательская деятельность Нестора Петровича становится миссией, в которой школьные предметы — далеко не самое важное.


Профессор Люпин из «Гарри Поттера»

У профессора Люпина есть свои странности: он оборотень, и за это его серьёзно недолюбливают родители учеников. Но зато он учит действительно нужным вещам (например, как победить боггарта или дементора), несмотря на свои проблемы с полнолунием успевает помогать ученикам решать личные проблемы, а также становится полюбившим его школьникам настоящим другом.


Джон Китинг из «Общества мёртвых поэтов»

Учитель английской словесности Джон Китинг пренебрегает мнением коллег и предписаниями школьной программы, зато по-человечески и с душой говорит о литературе и вдохновляет учеников консервативного колледжа со строгой дисциплиной жить настоящим. Свой первый урок он начинает с напоминания о неотвратимости смерти и, цитируя Горация, призывает учеников проживать первый день как последний, потому что жизнь — это не черновик, который можно переписать набело. Идти против системы непросто, и следование принципам Китинга приводит к последствиям, которые могут показаться трагичными, но ведь не менее трагично прожить жизнь, подчиняясь чужим желаниям.


Танечка из «Вам и не снилось»

Татьяна Николаевна Кольцова — учительница литературы, которую её подопечные из 9 «А» за глаза зовут «Танечкой». Они относятся к ней чуть ли не снисходительно, а она между тем помнит о каждом из них. О «здоровячке» Алёне, которая ждёт похвалы своей новой стрижке, и о новеньких, которым будет трудно среди ребят, уже девятый год учащимся вместе. Она внимательно слушает, как ученики рассуждают про театр, литературу и любовь и не смотрит на них скептически, как обычно делают взрослые. Конечно, она не из тех учителей, которые за долгие годы выверили каждое своё слово и не сомневаются, что всё делают правильно. Танечка сомневается, совершает ошибки, но это неизбежно, когда стараешься поступать не по методичке.


Илья Семёнович из «Доживём до понедельника»

Илья Семёнович Мельников — не самый простой человек в общении: он прям и требователен к ученикам, их родителям, к коллегам-учителям. Но больше всего он требователен к себе: Мельников недоволен собой и своей работой, потому что «сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает белена и чертополох». Но в отличие от других учителей, в безрезультатности своего труда он винит не учеников, а в первую очередь себя. И продолжает стараться: его уроки истории — это не втолковывание фактов, а беседа на равных, в ходе которой раскрывается смысл и значение давних событий.

С учениками он неизменно строг, но готов отстаивать и защищать их перед другими учителями и директором, если считает, что они поступают правильно. Возможно, именно поэтому ученикам он ближе, чем опытная учительница литературы Светлана Михайловна, которая считает, что лучше учеников знает, что такое счастье, или молодая учительница английского, которая не знает, как с ними быть.


Служкин из «Географ глобус пропил»

Об учителе географии Служкине никак не скажешь, что он правильно живет. Да что там — совсем неправильно, и по педагогическим меркам, и по человеческим. Но именно о таких учителях школьники часто вспоминают на встречах выпускников. Они не скажут, что он хорошо научил их географии. У Служкина проблемы с личной жизнью, с алкоголем и с самодисциплиной, но для многих подростков он оказался первым взрослым человеком, который не смотрел на них свысока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.