Художественная культура это определение – 1.Понятие культуры (функции и задачи культуры, понятие материальной и духовной культур, культурные стили, понятие художественного образа, основные виды и жанры искусства и т. Д.).

Художественная культура. Классификация видов искусства

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 9Следующая ⇒

Сущность худ. Культуры заключается в том, что человек, называемый художником (а им может быть не только профессионал, но и народный умелец), благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме, будь то стихотворение, романс или танец.
Все, что создано профессионалами и любителями, включается в понятие художественной культуры. А то, что создано мастерами своего дела, профессионалами, и достойно сохраниться в веках как имеющее наивысшую ценность для общества, составляет искусство. Искусство — часть художественной культуры. Оно — вершина айсберга.
Характер материала задает вид искусства. Звук дает нам музыку. Слово дает сразу два вида искусства: устное слово — ораторское мастерство, письменное — литературу. И так далее.
Какую бы область художественной культуры мы ни взяли — теоретическую или практическую, фундаментальную или прикладную,— всякая деятельность, доведенная до наивысшего мастерства, превращается в искусство.

Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Виды искусства — это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую — входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа — Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция — Музыка, Литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами — Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.

Архитектура (греч. «architecton» — «мастер, строитель») — монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

Графика (в переводе с греческого — «пишу, рисую») — это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

Живопись — плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на:

— монументальную — фреска (от итал. Fresco) — живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта — цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.

— станковую (от слова «станок») — полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis — род, вид) — художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):

— Портрет — основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

— Пейзаж — воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

— Натюрморт — изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

— Исторический жанр — рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

— Бытовой жанр — отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

— Иконопись (в переводе с греческого «молитвенный образ») — основная цель направить человека на путь преображения.

-Анимализм — изображение животного, как главного героя художественного произведения.

В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства — Мультимедийное искусство.

Скульптура — пространственно — изобразительное искусство, ос-ваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

— горельеф — высокий рельеф,

— барельеф — низкий рельеф,

— контррельеф — врезной рельеф.

Декоративно-прикладное искусство — вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

— Резьба по дереву — Богородская, Абрамцево-кудринская;

— Роспись по дереву — Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

— Декорирование изделий из бересты — тиснение по бересте, роспись;

— Художественная обработка камня — обработка камня твердой и мягкой породы;

— Резьба по кости — Холмогорская, Тобольская. Хотьковская

— Миниатюрная живопись на папье-маше — Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра

— Художественная обработка металла — Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

— Народная керамика — Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

— Кружевоплетение — Вологодское кружево, Михайловское кружево,

— Роспись по ткани — Павловские платки и шали

— Вышивка — Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

Литература — вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

Основными жанрами литературы являются:

— Лирика — один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

— Драма — один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.

— Эпос — повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:

— Эпопея — крупное произведение эпического жанра.

— Новелла — повествовательный прозаический (гораздо реже — стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.

— Повесть (рассказ) — литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой

— Рассказ — Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.

— Роман — большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.

— Баллада — лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.

— Поэма — сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.

Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература — живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.

Музыка — (от греч. musike — букв. — искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.

Хореография (гр. Choreia — пляска+ grapho — пишу) — вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.

Театр — вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.

Основа театра — драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера.

Театральные постановки подразделяются по жанрам:

— Драма;

— Трагедия;

— Комедия;

— Мюзикл и т.д.

Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т. д.

Фотография(гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) — искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.

Кино — искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии, и т. д.

Кино передает динамику эпохи; работая временем как средством выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней логике.




В чем разница понятия художественная культура и искусство

Культура — это все, что связано с человеком, чел. обществом. художественная культура, соответственно, это ее часть, касающаяся творческой жизни человека, включая ее результаты. Искусством можно именовать только профессиональную художественную деятельность. Таким образом, художественная культура, включающая также народное, самодеятельное, стихийное и дилетантское творчество — явление более широкое, чем искусство. это не синонимы! художественная культура включается себя само искусство, эстетические вкусы и идеи, художественную критику и потребление.

так в чём дело определения слов в викепедии скажут красноречивее всех…

мне кажется что более точным синонимом к понятию «худ. культуры» будет «изобразительное искусство».. а изобразительное искусство более узкое понятие нежели просто «искусство». такие ввыводы из-за того, что искусство — это и музыка, и театр, и архитектура и т. д. что явно не похоже на художество.. . поэтому понятие худ. культуры уже чем искусства

Художественная культура- это скажем так непосредственно кисти краски карандаши вообщем рисование, а искусство — это и тоже рисование и музыка и литература… и всё в этом роде. Вот такто.

1.Сущность, структура, функции народной художественной культуры

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

Культура – это сложный комплекс достижений человека, в области материальной и духовной жизни, полученный им в результате его общественно-исторической практики. При деятельностномподходе культуру в целом современная наука определяет как совокупность материальных (овеществлённых) и духовных результатов деятельности человека. . В духовной сфере она являет собой область высших достижений человека в виде литературы, искусства, музыки, философии, религии, морали.

Сущность народной художественной культуры в совокупности художественных ценностей и идеалов, созданных и укоренившихся в том или ином этносе.

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификойнародной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.

НХК – коллективная память поколений, в которой накапливается и перерабатывается их опыт.

НХК – совокупность художественных ценностей того или иного народа, а также форм и способов их создания, сохранения, распространения, бытования в народной среде.

НХК – система этнических стереотипов художественной деятельности, ее предметных результатов – произведений народного творчества и опосредующих их компонентов этнохудожественного сознания.

Этнос – это группа людей, объединённых общностью происхождения, языка, хоз.деятельности, уклада жизни, территории проживания, самосознания, религиозных представлений, отличающих эту группу от других. Главные этнические признаки: язык, культура, самозознание.

Народность – пришла на смену племени в результате консолидации племён. Народность – ок. 100 тыс. человек. Народ – объединение народностей в государстве (более 100 тыс.).

Нация – крупное объединение людей, свыше 100 тыс. чел, возникшее в период индустриального развития.

НХК играет важную роль в жизни общества, что проявляется в следующих функциях:

* Познавательная. При помощи НХК человек осваивает окружающий мир, и пытается постичь его основные стороны. Процесс постижения строится на основе художественных образов.

* Мировоззренческая. НХК формирует тип мышления в обществе, который применяется конкретно к каждому человеку и служит основой для его мировосприятия и деятельности.

* Социализирующая. НХК приобщает подрастающее поколение к традициям своего народа посредством художественных образов

* В.С. Цуккерман выделяет в системе народной культуры, три составные части: материальную культуру, культуру социального управления (точнее — самоуправления) и духовную культуру. В духовной культуре он различает следующие структурные элементы: народное мировоззрение,

* народную экономическую культуру,

* народную нравственную культуру,

* народную педагогику, народное правосознание,

* народную художественную культуру

* Народная художественная культура синтезирует другие виды народной культуры. Интегрирующей является их связь со средой обитания и жизнедеятельности, с трудовой деятельностью и бытом народа

.Народное искусство — создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народных массах поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драмы, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное искусство является частью художественной культуры. Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, служат красоте и пользе. Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Сегодня, сложилась уникальная ситуация сосуществования всех форм народного художественного творчества — фольклора и декоративно-прикладного искусства, городского «примитива», любительства и художественной самодеятельности. Тесное переплетение современных форм народного художественного творчества можно проследить на конкретных явлениях и процессах. Так, если на свадьбе спонтанно исполняются народные песни с импровизацией, то это фольклор; если один из «самородков» собирает вокруг себя ансамбль, чтобы вечерами вместе играть и петь — это любительство; если ансамбль песни занимается в клубном учреждении под руководством педагога — это уже художественная самодеятельность. Когда в авторской песне звучат интонации фольклора и иных музыкальных направлений и стилей — это городской «примитив». Многочисленные изделия

народных ремесел, которые мы сегодня в изобилии видим на рынках в качестве сувениров или изделий быта — это явление городского «примитива» либо декоративно-прикладного искусства в народных традициях. Важность возрождения, сохранения и развития народного художественноготворчества обусловлена его воздействием на духовный мир человека. Заботясьосохранении народной культуры, мы формируем в людях чувство принадлежности к своему народу, сохраняем нравственные нормы, выработанныепредшествующими поколениями. В последнее время повысилась его значимость в развитии национальных чувств. Но в то же время народнаякультураво многом утрачивает свои позиции в регулировании социального поведения и впередаче нравственных норм и ценностей. Она не способна обеспечитьрешение всех проблем, связанных с социализацией личности в сложных современных условиях, но ее роль и воздействие на человека могли бы бытьзначительно выше.

23. Древнеславянские истоки русской народной песни. пытающиеся собиратели и исполнители нарочных песен 19-20века.русская народная музыка берет начало в фольклоре славянских племен, живших па территории Киевской Руси Так как этнический состав населения 5ыл очень разнородным, русская музыка включала в себя, кроме славянских, также финно-угорские, тюркские и другие прототипы Многие виды дошедших до нашего времени (начало XXI века; песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядовости. Именно русская песня сопровождает человека на протяжении всей его жизни: от колыбели до могилы. Авторы некоторых из них забыты, и песни считаются народными. Многие созданы выдающимися композиторами-песенниками — Г. Пономаренко, Е. родыгиным, Я Захаровым. В. Мокроусовым и другими. С огромны.» трудом можно найти записи великолепных исполнителей русских песен — Ф. Шаляпина. М. Михайлова, Г. Пирогова, С. Лемешева. И. Козловского, В. 7евко и других Ирина Андреевич Федосова (1831 — 1899) — русская ■сказительница, плакальщица. Многие ее плачи и песни записаны учеными-шнгвиепшми.

Первые записи русских народных песен относятся еще к 17 веку Особенно наивно собиранием исторических и лирических песен заинтересовались на рубеже 18-19 веков. Среди собирателей — имена А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя. Изучением песен занимались ученые А.И Веселовский, Л.Х.Востоков. З.Я.Пронп.

Лирические песни — народные песни, выражающие личные чувства и «строения поющих. По содержанию лирические песни можно разделить натесин любовные и песни семейные.

1о характеру своему народная русская лирика отличается большего частью грустным тоном, но наряду с грустными, протяжными, есть безудержные, бесшабашные, дышащие весельем песни.

Лирические песни эго фольклорные эпические, лиро-эпические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы парода. Известно более 600 сюжетов исторических песен. Их персонажи — конкретные, реально существовавшие деятели истории (Иван Г ротный.Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов, Кутузов), а около них — простой пушкарь, солдат или народ.

26. Русский фольклор и любительское (самодеятельное) творчество в России в 19-20в. Выдающиеся собиратели и исполнители Народ всегда создавал замечательные художественные ценности. Наряду с профессиональным искусством жило народное художественнее творчество — безымянный «фольклор». Народные песни, сказки, легенды, пословицы были и остаются неисчерпаемым источником вдохновения профессиональных художников.

Не вызывает сомнений, что художественная самодеятельность вышла из фольклора До середины XX века как такового различия между данными понятиями не существовало. «Относится ли самодеятельность к области фольклора — такой вопрос не ставился, да в сущности и не мог’ быть поставлен, потому по фольклор и народное творчество были понятиями совершенно тождественными. Потому в фольклорных сборниках 30-50-х годов, наряду с собственно фольклорными материалами, мы можем обнаружить и немало песен, сложенных в самодеятельных коллективах, В представлении тогдашней фольклористки все эти материалы были в равной степени фактами народного творчества, без каких-либо дополнительных квалификаций.

С течением времени понятия «фольклор» и «художественная самодеятельность» стали более различимы.

Основное, что отличат самодеятельность от фольклора — организованность. Самодеятельность — «форма, предполагающая не только вообще наличие творческих моментов, но и определенные средства организации.» Фольклор, “так же будучи проявлением первичных творческих устремлений, возникает, однако, стихийно, “незапланировано» и уже по одному этому не предполагает никакой предварительной организации. Иначе говоря, возникновение фольклорного произведения никем не может быть предусмотрено. С ним всякий раз приходится считаться как с фактом, принимать его или отвергать, но предусмотреть, когда и кем оно будет создано, на какую сторону действительности будет направлено, — этого сделать нельзя ни при каких обстоятельствах. Потому и невозможно представить себе организацию или организации, в задачу которых входило бы, скажем, воспитание фольклорных кадров, изучение творческих потребностей фольклорных авторов, управление развитием фольклора, тогда как аналогичные задачи по отношению к самодеятельности ни у кого не вызывают удивления.’

В фольклоре создаются художественные произведения. Самодеятельное же связана как с созданием, так и с исполнением, при этом исполняться могут произведения как фольклорные, так и профессиональных авторов. Если авторы фольклора, как правило, неизвестны, го в самодеятельности мы знаем и авторов, и исполнителей.

СОБИРАТЕЛИ И ИСПОЛНИТЕЛИ:

Серия «Былины» — первая в порядке создания Свода русского фольклора.это диктуется не только высоким общественным и эстетическим значением данного круга памятников культуры, но и обусловлено на>чной подготовленностью отечественной фольклористики к изданию названного вида народной поэзии (большое число исследований былин в аспектах филологических, исторических, музыковедческих, солидная традиция издания песенного эпоса начиная с трудов К. Ф Калайдовича. П. В. Киреевского, П. Н. Рыбникова, А. Ф. Гильфердинга)

Русский фольклор (В. С. Галкин. «Сибирские сказы»

Одним из первых крупных изданий, посвященных несенному фольклору Самарской губернии, стала работа видного фольклориста-собирателя. исследователя народного творчества, переводчика В.Г. Варенцоиа «Сборник песен Самарского края»

Несколько самарских хороводных песен Ставропольского уезда вошли в известный «Сборник русских народных несен” М.А. Балакирева В 1898г. вышел первый том книга П.В. Шейна «Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, легендах и т.п.»

На рубеже веков была издана крупнейшая за истекшее столетие работа, посвящённая традиционным песням — семитомник «Великорусские народные песни, изданные проф. А.II. Соболевским»

Одной из первых крупных работ XX века стала книга известного фольклориста, публициста, археографа П.В. Киреевского. В многотомное издание вошли сотни текстов песен, записанных в разных регионах России В 1937 голу фольклору нашей области был посвящён сборник, составленный В. Сндельннковым и В. Крупинской «Волжский фольклор»

2.Народная художественная культура в структуре культуры общества.

36. Ко́локол — инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. При этом, в различных моделях, раскачиваться может как купол колокола, так и его язык. В Западной Европе наиболее распространен первый вариант приведения колокола в действие. В России повсеместно распространён второй, что даёт возможность создавать колокола чрезвычайно больших размеров («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. Материалом для большинства колоколов служит так называемая колокольная бронза, хотя известны колокола из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.

В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики часто используются в декоративных целях. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.

Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э. Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. Звон колокольчиков, как правило — коровьих, а иногда и обычных сковород, котлов или другой кухонной утвари по древним поверьям, бытующим в разных регионах планеты, защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверья, грызунов, змей и прочих гадов, изгонял болезни. На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, синтоистов, буддистов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое и характерно для многих первобытных культов.

Некоторые, заблуждаясь, утверждают, что церковные колокола в Россию пришли с Запада. Однако в западноевропейских странах звон создаётся с помощью расшатывания колокола. А в России чаще всего ударяют языком о колокол (поэтому назывались — язычные), что придаёт особенное звучание. Кроме того, такой способ звона уберегал колокольню от разрушения и давал возможность устанавливать огромные колокола, а археологи в древних курганах находят множество маленьких колокольчиков, используя которые наши далёкие предки (язычники) проводили ритуальные обряды и поклонялись богам и силам природы. В русских летописях впервые о колоколах упоминается 988 год. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. Археологические находки позволяют считать, что в древнем Киеве колокола отливались еще в начале XIII века. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем «великий звон». Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком. Развитие русского литейного искусства позволило создать непревзойденные в Европе колокола: Царь-колокол 1735 г. (208 тонн), Успенский (действует на колокольне Ивана Великого) 1819 г. (64 тонны), Царь в Троице-Сергиевой Лавре 1748 г (64 тонны, уничтожен в 1930 г).

В Русской Православной Церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые колокола.

Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на Богослужение. Их можно подразделить на следующие виды: Праздничные колокола используются в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Настоятель Храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение престола в храме. Праздничный колокол должен быть самым больши́м по весу в наборе колоколов. Воскресные колокола используются в воскресные дни и в великие праздники. При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу. Колокольные звоны стали органичной частью музыкального стиля и драматургии произведений русских композиторов-классиков как в оперном, так и в инструментальном жанрах.

Колокольный звон широко применялся в творчестве русских композиторов XIX века. М. Глинка использовал колокола в заключительном хоре «Славься» оперы «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя», Мусоргский — в пьесе «Богатырские ворота…» цикла «Картинки с выставки» и в опере «Борис Годунов», Бородин — в пьесе «В монастыре» из «Маленькой сюиты», Н. А. Римский-Корсаков — в «Псковитянке», «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китеже», П. Чайковский — в «Опричнике». Одна из кантат Сергея Рахманинова получила название «Колокола». В XX веке эта традиция была продолжена Г. Свиридовым, Р. Щедриным, В. Гаврилиным, А. Петровым и другими.

Художественная культура общества — объемное, полиэлементное образование, свидетельство чему — около 400 существующих определений ее. Вполне возможно, «что ответ на этот вопрос предопределен самим характером явления, выступающего как всеобщая духовная среда существования и жизнедеятельности человека. Художественная культура — часть более общего явления — культуры», которая в общепринятом понимании трактуется

как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. На наш взгляд, это определение представляется узким, односторонним, не учитывающим всей многообразности феномена культуры как эпицентра человеческого бытия, как жизнетворчества по преобразованию природы и общества, совершенствованию всех сущностных человеческих сил.

— культура осуществляет связь времен и преемственность поколений в процессе производства, хранения, распространения и потребления материальных и духовных ценностей;

— культура остается, пожалуй, единственной интегрирующей силой в мире, способной обеспечить гражданское согласие и стабильность, выступая как посланник мира, полпред добрососедских отношений, уважения к другим народам без различий — политических, национальных, религиозных — в общих чувствах добра, справедливости, правды, уважения человеческого достоинства.

В совокупности всех этих функций и проявлений народная художественная культура выступает стержневой основой всего «древа» культуры, ее наиболее древней и монолитной частью, так как она — результат творчества всего народа. В ее формирований, развитии, становлении, сохранении участвовали и участвуют все социальные группы и слои общества, каждое из которых имеет свое специфическое «лицо», свою определенную точку отсчета включения в культурно-творческую деятельность. В этой связи, применительно к песенному фольклору, для нас чрезвычайно интересно заключение Н. М. Лопатина: «Народная песня в пору расцвета народного творчества создавалась не исключительно простонародьем, — пишет он,— в иных народных песнях видны следы образования их в среде боярской, в среде военно-служилых людей».

В соответствии с этим и рассматривать народную художественную культуру необходимо в этнической, историко-стадиальной многослойности как целостную систему:— генезис и эволюция данного явления;— сущность, назначение, структура и содержание, а также ее место в общей системе культуры в целом.Более того, на определенных этапах истории (язычество, средневековье) народная художественная культура являлась универсальным пластом культуры всего общества. Выделяя в русской народной культуре три периода ее развития (языческий, архаический и урбанистический) ученые-исследователи называют архаический пласт культуры «золотым» ядром народной культуры. Народная художественная культура все больше втягивается в сферу государственных интересов, в результате чего отдельные ее звенья — песенно-инструментальный, хореографический фольклор, художественные промыслы — вытесняются за пределы естественных форм культурного процесса.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *