Художественная культура и искусство – Раздел 4. Искусство в системе культуры

Художественная культура и искусство: соотношение понятий.

Вопросы к экзамену по курсу

«Введение в МХК» (1 курс)

Художественная культураэто особая сфера культуры, духовной практической деятельности человека, где создаются произведения искусства и материальные предметы, реализующие эстетическое освоение мира, совершенствование человека красотой. Культура же в целом выступает как определение специфически человеческого мира, характеризуемого как пространство человеческого общения, пространство значений и смыслов, мир предметов, способствующих совершенствованию жизни человека, мир ценностей.

Художественная культура – одна из составляющих в системе функционирования «второй природы» человека, или культуры. Пожалуй, это один из наиболее устойчивых

гуманитарных  компонентов культуры вообще, в котором в особой образной форме выражаются представления каждого конкретного типа культуры о духовных ценностях данной культурной эпохи.  Интересно, что в повседневном, широко распространенном представлении о том, что такое культура, преобладает представление о том, что культура- это то, что связано с эстетической деятельностью вообще и с искусством, частности. Именно в сфере художественной культуры создается целостное видение всех особенностей, сложностей и закономерностей бытия культуры, выраженное в особой форме языков конкретных видов искусств.

Художественная культура осваивает сферу художественных ценностей, которые имеют самое непосредственное отношение к эстетическим ценностям, представленным в культуре. Понятие эстетического является более широким понятием, чем художественное, поскольку эстетическое, будучи включенным в систему культурных ценностей, необязательно имеет рукотворную природу. Так, например, можно говорить о различных способах эстетизации природы (т.е. включенности ее в человечески ценностные отношения) в различных типах культур (природа в восточных культурах — и представление об эстетическом в природе в западноевропейской традиции).

В основе эстетической деятельности лежит представление о прекрасном как о центральной универсальной эстетической категории. Кроме этого, в ней представлены, возвышенное,  комическое,  трагическое и другие эстетические категории. Эстетическая деятельность реализуется в необычайно разнообразных сферах человеческой деятельности:

  • Практическая деятельность (ландшафтная архитектура, дизайн)

  • Художественно-практическая деятельность (карнавалы, праздники, ритуалы, обряды)

  • Создание произведений искусства — творческая деятельность

  • Восприятие произведений искусства, оценка, художественный вкус, эстетические идеалы и др.

Художественная культура — это сложное системное образование, в существовании которого можно выделить две важнейшие стороны:

Во-первых, это то, что связано с организационной стороной функционирования художественной культуры. В любом, пожалуй, историческом типе культуры существуют особые социальные институты, которые отвечают за обеспечение условий функционирования художественной культуры, за создание, распространение и восприятие эстетических ценностей. Это, прежде всего, система образовательных учреждений, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность в отношении к эстетическим ценностям; издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность и др. Это и научно-исследовательские организации самого широкого профиля — начиная с искусствоведческих групп и заканчивая социологическими лабораториями, которые изучают закономерности функционирования художественной культуры, особенности  художественного восприятия, зрительскую аудиторию. В современной нам культурной ситуации особое значение в распространении, трансляции художественных ценностей приобретают средства массовой коммуникации.

Во-вторых, это та часть художественной культуры, которая непосредственно связана с  творческой деятельностью в сфере искусства  и  результатами этой деятельности. Это, прежде всего сами произведения искусства с их особым языком, присущим каждому виду искусства в отдельности,  творческий процесс их создания, особые отношение между автором и созданным им произведением искусства, отношения между автором — произведением — и реципиентом (тем, кто воспринимает произведение искусства).  Именно благодаря искусству возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.

Искусство — это сложная функционирующая система, логика развития которого не может быть сведена  к некоторым схемам. Оно может быть изучено только как целостная система, в которой можно найти несколько вариантов взаимодействия искусства с другими сферами человеческого бытия.

Искусство — это особый род творческой деятельности и результаты этой деятельности по преобразованию мира по законам красоты, результатом чего является создание художественно-образной системы. То есть искусство — это, прежде всего, творчество, т. е. инновационная деятельность, поиск новой художественной формы.

studfile.net

Художественная культура

Вводные замечания

Термин художественная культура означает как совокупность художественных ценностей, так и всю систему их воспроизводства и функционирования в обществе. Без тех знаний, которых достиг человек в области науки, философии, права, религии, морали, невозможно понять художественную культуру той или иной эпохи. Среди духовных ценностей по своему содержанию можно выделить научные, нравственные и художественные. Художественная культура (или искусство) имеет особое значение, так как она воздействует на его внутренний мир и на разум человека.

Культура формируется на основе бережного сохранения лучших элементов старого, путем создания нового культурного богатства в процессе творчества. Каждая национальная культура уникальна, неповторима. а потому требует бережного отношения к ней. Вместе с тем национальные культуры взаимодействуют между собой, взаимообогащая друг друга. Результатом такого взаимодействия становятся общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы.

Замечание 1

Художественная культура включает в себя несколько подсистем: собственно художественного творчества, его организационной и материальной структуры, художественного образования, эстетического воспитания и просвещения, реставрации и сохранения художественного наследия и некоторые другие.

Искусство

Содержательным ядром художественной культуры является искусство (включая художественную литературу), которое является одним из главных механизмов познания феномена человека и окружающего его мира, аккумулирующее это знание и социальный опыт людей, порождающее и отбирающее специфические ценностные установки бытия людей и актуализирующее эти ценности, представляя их в художественных образах.

Замечание 2

Искусство создает проекцию мира воображаемых реалий, представленных так, чтобы заострить внимание людей на нравственных, эстетических или других проблемах, описываемых в данном произведении.

Эти проблемы изображаются в эмоционально окрашенной форме, они должны вызвать ответное эмоциональное переживание воспринимающего, соотнесение самого себя с предметом переживания. Искусство в отличие от других форм познания мира тяготеет к образному отображению жизни и познанию ее при помощи создания комплексных моделей, в которых противопоставлено позитивное начало негативному.

Функции художественной культуры

  1. Основные социокультурные функции художественной культуры связаны прежде всего с обобщением социального опыта людей, на основе которого происходит формирование эталонных образцов ценностно-нормативного поведения. Это во многом связывает художественную культуру с религией и философией, однако реализация подобных задач происходит специфическим способом.
  2. Кроме того, они выполняют задачи социализации и инкультурации личности, внедрения ее в систему нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения, существующих в обществе. Функция такого рода делает искусство одним из главных инструментов регулирования социальной жизни общества, способствует использованию его элементов при воздействии на сознание людей тех форм культуры, которые отличаются наиболее массовым распространением.
  3. И, наконец, еще одной функцией художественной культуры является создание эстетически организованной среды обитания людей, наполненной эталонными образцами художественно-культурных ценностей, порожденных искусством. В этом случае искусство начинает смыкаться со сферой материального производства и строительства; в результате их взаимодействия появились жанры монументального искусства, архитектура, прикладное искусство, дизайн.

spravochnick.ru

Художественная культура Нового времени

Новое время

Эпоха Нового времени является значительным этапом в истории Европы, когда укрепляются национальные границы государств, происходят коренные экономические изменения, социальные конфликты, зарождается капиталистический строй, обретается самосознание наций.

В художественной культуре Нового времени так же наметились и осуществились значительные изменения.

Музыка

периода $17$-го века встала на путь постепенного освобождения от культовых форм и светских элементов. Так начинают формироваться и развиваться совершенно новые музыкальные жанры:

  • Опера
  • Оратория
  • Инструментальная музыка

Замечание 1

В процессе складывания национальных границ европейских государств изобразительное искусство подстроилось под эти изменения, в связи с чем стали зарождаться национальные художественные школы. Английское пуританское движение неблагоприятно выступало в пользу развития изобразительного искусства. В Германии после народных революций приходит застой этого вида искусства. В Италии, не смотря на ее раздробленность, была сильна традиция Возрождения, поэтому изобразительное искусство остаётся ведущим в области художественной культуры Европы.

Периодизация

Начало $17$-го века ознаменовано борьбой с маньеризмом, когда начинается формироваться прогрессивные тенденции реализма с его характерным изображением мира.

Середина $17$-го века является периодом наиболее успешным для достижения высот художественной культуры. Это было возможно благодаря творческой деятельности:

  • Рубенса,
  • Ван Дейка,
  • Рибера,
  • Сурбарана,
  • Веласкеса,
  • Вермеера,
  • Пуссена,
  • Бернини.

В отличие от эпохи Ренессанса, художники $17$-го века работали в период конфликта феодализма и капитализма, и действительность представала перед ними во всей своей красе и остроте, поэтому все искусство этой эпохи имеет сложные пути развития. Но не смотря на это основной тенденцией искусства остается человек в его реальном бытии.

Замечание 2

Ведущим жанром Нового времени становится тот, который отражает окружение человека, портретный жанр получает мощнейший импульс для своего развития. Художники дают отчётливую социальную окраску своих образов. Даже жанры: натюрморт, пейзаж, — несут в себе общественное мировоззрение творца.

С расширением художественных форм отражения реального мира возникает острый вопрос, касающийся стиля. Ключевым качеством стиля является синтез через единство образов всех видов пластических искусств, где ведущая роль отводиться архитектуре.

Стили художественной культуры Нового времени

Стиль является художественной системой, в которой заключается единство идейных и образных принципов и приемов художественного языка.

Таким образов, в эпоху Нового времени основными стилями становятся барокко и классицизм.

  1. Барокко

    Изобразительное барокко понимается в совокупности с архитектурой. Барочные культовые постройки соединяют в себе синтез архитектуры, скульптуры, декоративного искусства и живописи.

    Барокко несет в себе большую эмоциональность, патетический характер образов, благодаря масштабам объектов и монументов, динамику форм, повышенную пластическую выразительность.

  2. Классицизм

    Параллельно со стилем барокко возник классицизм, который был призван решать другие задачи с других позиций, при помощи своеобразных изобразительных средств. Задачей классицизма было прославить могущество абсолютизма.

    Классицизм нес в себе величественное торжество архитектурных образов при помощи разумной ясности. Монументальные комплексы отличались особой ясностью и логикой, простотой и сложностью. Мастера классицизма обращались к вдохновению у античности.

    В изобразительном искусстве классицизма ведущей темой была тема торжества общественного над индивидуальным, тема долга, уважения моральных принципов.

spravochnick.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *