Тема класс простейшие 7 класс биология – Методическая разработка по биологии (7 класс) по теме: Урок биологии «Особенности организации простейших. Их классификация» 7 класс

Презентация для 7 класса по теме ПРОСТЕЙШИЕ

План урока:   1. Организационный момент  2. Актуализация знаний  3.Изучение нового материала:  А.   ТИП САРКОМАСТИГОФОРЫ, ИЛИ ТИП САРКОЖГУТИКОНОСЦЫ  -   Класс саркодовые (корненожки)  -  Класс жгутиковые  Б. ТИП ИНФУЗОРИИ  4. Итоги урока

План урока:

1. Организационный момент 2. Актуализация знаний 3.Изучение нового материала: А.   ТИП САРКОМАСТИГОФОРЫ, ИЛИ ТИП САРКОЖГУТИКОНОСЦЫ —   Класс саркодовые (корненожки) —  Класс жгутиковые Б. ТИП ИНФУЗОРИИ 4. Итоги урока

Прежде, чем начать новую тему, давайте вспомним, что называют клеткой? Расскажите строение животной и растительной клетки? В чем их различие?

Прежде, чем начать новую тему, давайте вспомним, что называют клеткой? Расскажите строение животной и растительной клетки? В чем их различие?

На Земном шаре насчитывается около 1,5 млн. видов животных. Все они объединяются в одно царство Животные. Но это царство, исходя из уровня организации животных, можно разделить на два подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Какие вы знаете одноклеточные растения?

На Земном шаре насчитывается около 1,5 млн. видов животных. Все они объединяются в одно царство Животные. Но это царство, исходя из уровня организации животных, можно разделить на два подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Какие вы знаете одноклеточные растения?

На Земном шаре насчитывается около 1,5 млн. видов животных. Все они объединяются в одно царство Животные. Но это царство, исходя из уровня организации животных, можно разделить на два подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Какие вы знаете одноклеточные растения?
Морфологически представляют собой одну клетку, но функционально - целостный организм, способный двигаться, самостоятельно питаться.

Морфологически представляют собой одну клетку, но функционально — целостный организм, способный двигаться, самостоятельно питаться.

Размеры маленькие от нескольких микрон до нескольких сантиметров.  Обязательным условием существования является наличие жидкой среды.

Размеры маленькие от нескольких микрон до нескольких сантиметров. Обязательным условием существования является наличие жидкой среды.

Движение осуществляется с помощью ложноножек (временных выростов цитоплазмы), жгутиков (длинные тонкие нити цитоплазмы на переднем конце тела) и ресничек (многочисленных выростов цитоплазмы, расположенных по всей поверхности). Скорость передвижения разная.

Движение осуществляется с помощью ложноножек (временных выростов цитоплазмы), жгутиков (длинные тонкие нити цитоплазмы на переднем конце тела) и ресничек (многочисленных выростов цитоплазмы, расположенных по всей поверхности). Скорость передвижения разная.

Движение осуществляется с помощью ложноножек (временных выростов цитоплазмы), жгутиков (длинные тонкие нити цитоплазмы на переднем конце тела) и ресничек (многочисленных выростов цитоплазмы, расположенных по всей поверхности). Скорость передвижения разная. Движение с помощью: Ложноножек Ресничек Жгутиков

Движение с помощью:

  • Ложноножек
  • Ресничек
  • Жгутиков
Питание готовыми органическими веществами, бактериями в основном путем всасывания (гетеротрофно), а также путем заглатывания твердых пищевых частиц.

Питание готовыми органическими веществами, бактериями в основном путем всасывания (гетеротрофно), а также путем заглатывания твердых пищевых частиц.

Питание путем Всасывания заглатывания

Питание путем

  • Всасывания
  • заглатывания
Явление раздражимости - одно из важнейших свойств живого организма - проявляется у простейших в виде таксисов (ответ на раздражение движением в направлении раздражителя или от него).

Явление раздражимости — одно из важнейших свойств живого организма — проявляется у простейших в виде таксисов (ответ на раздражение движением в направлении раздражителя или от него).

Размножаются простым делением клетки пополам

Размножаются простым делением клетки пополам

Неблагоприятные условия простейшие переносят в состоянии цисты . При этом клетка сильно обезвоживается и покрывается плотной оболочкой, пока не попадают в благоприятные условия.

Неблагоприятные условия простейшие переносят в состоянии цисты . При этом клетка сильно обезвоживается и покрывается плотной оболочкой, пока не попадают в благоприятные условия.

Простейшие играют важную роль в круговороте в-в в природе. Они служат пищей более крупным беспозвоночным. Радиолярии, фораминиферы, раковинные амебы формируют морские осадочные породы, которые используются в строительстве. Многие виды паразитических простейших вызывают тяжелые формы заболеваний человека, животных и растений .

Простейшие играют важную роль в круговороте в-в в природе. Они служат пищей более крупным беспозвоночным. Радиолярии, фораминиферы, раковинные амебы формируют морские осадочные породы, которые используются в строительстве. Многие виды паразитических простейших вызывают тяжелые формы заболеваний человека, животных и растений .

ТИП САРКОМАСТИГОФОРЫ, ИЛИ ТИП САРКОЖГУТИКОНОСЦЫ

ТИП САРКОМАСТИГОФОРЫ, ИЛИ ТИП САРКОЖГУТИКОНОСЦЫ

Этот тип включает свободноживущих и паразитирующих простейших, органоидами движения которых служат ложноножки или жгутики. В тип включены два класса: саркодовые и жгутиконосцы.

Этот тип включает свободноживущих и паразитирующих простейших, органоидами движения которых служат ложноножки или жгутики. В тип включены два класса: саркодовые и жгутиконосцы.

ТИП САРКОМАСТИГОФОРЫ, ИЛИ ТИП САРКОЖГУТИКОНОСЦЫ Саркодовые Жгутиконосцы

ТИП САРКОМАСТИГОФОРЫ, ИЛИ ТИП САРКОЖГУТИКОНОСЦЫ

  • Саркодовые
  • Жгутиконосцы
Класс саркодовые (корненожки) Самые примитивные, не имеющие постоянной формы тела из-за отсутствия плотной оболочки.

Класс саркодовые (корненожки)

  • Самые примитивные, не имеющие постоянной формы тела из-за отсутствия плотной оболочки.
  Типичный представитель корненожек - амеба обыкновенная , обитают в пресной воде и почве.

  Типичный представитель корненожек — амеба обыкновенная , обитают в пресной воде и почве.

 

 

В кишечнике человека обитает множество амеб, которые питаются перевариваемой пищей и кишечными бактериями, не принося никакого вреда. Дизентерийная амеба может вызывать болезнь дизентерию (амебиаз) - болезнь грязных рук.

В кишечнике человека обитает множество амеб, которые питаются перевариваемой пищей и кишечными бактериями, не принося никакого вреда. Дизентерийная амеба может вызывать болезнь дизентерию (амебиаз) — болезнь грязных рук.

Раковинная амеба использует для своих раковин известняк, соли стронция, органическое в-во. Каждая раковина особенна.

Раковинная амеба использует для своих раковин известняк, соли стронция, органическое в-во. Каждая раковина особенна.

Дифлюгия

Дифлюгия

Фораминифора

Фораминифора

Радиолярия

Радиолярия

Класс жгутиковые

Класс жгутиковые

Свободноживущие жгутиковые населяют пресные и морские водоемы, паразитические формы обитают в теле человека и животных.

Свободноживущие жгутиковые населяют пресные и морские водоемы, паразитические формы обитают в теле человека и животных.

Число жгутиков от 1-ого до 2-ух, реже больше. Представитель класса - эвглена зеленая .

Число жгутиков от 1-ого до 2-ух, реже больше.

  • Представитель класса — эвглена зеленая .
Число жгутиков от 1-ого до 2-ух, реже больше. Представитель класса - эвглена зеленая .
Жгутиковые, имеющие хлорофилл, играют большую роль в жизни водоемов, так как образуют кислород, необходимый для дыхания водных организмов.

Жгутиковые, имеющие хлорофилл, играют большую роль в жизни водоемов, так как образуют кислород, необходимый для дыхания водных организмов.

Среди жгутиковых есть много паразитических форм, вызывающих заболевания человека: лямблия обитает в верхнем отделе тонкой кишки и в желчевыводящих протоках и вызывает заболевания лямблиоз;

Среди жгутиковых есть много паразитических форм, вызывающих заболевания человека: лямблия обитает в верхнем отделе тонкой кишки и в желчевыводящих протоках и вызывает заболевания лямблиоз;

Лейшмания паразитирует внутри клеток и тканей и вызывает болезнь лейшманиоз;

Лейшмания паразитирует внутри клеток и тканей и вызывает болезнь лейшманиоз;

Лейшмания паразитирует внутри клеток и тканей и вызывает болезнь лейшманиоз; Трипаносома является возбудителем африканской сонной болезни (паразит крови теплокровных животный и человека, не передается от человека к человеку, только при обязательном участии переносчика - комары, москиты, клещи)

Трипаносома является возбудителем африканской сонной болезни (паразит крови теплокровных животный и человека, не передается от человека к человеку, только при обязательном участии переносчика — комары, москиты, клещи)

ТИП ИНФУЗОРИИ К типу инфузории относят около 6000 видов простейших, органеллами движения которых служит большое количество ресничек.

ТИП ИНФУЗОРИИ

  • К типу инфузории относят около 6000 видов простейших, органеллами движения которых служит большое количество ресничек.
Для большинства инфузорий характерно присутствие двух ядер: крупного вегетативного - макронуклеуса (имеет полиплоидный набор хромосом, регулирует процессы обмена в-в) - и более мелкого генеративного - микронуклеуса (содержит диплоидный набор хромосом и участвует в половом процессе).

Для большинства инфузорий характерно присутствие двух ядер: крупного вегетативного — макронуклеуса (имеет полиплоидный набор хромосом, регулирует процессы обмена в-в) — и более мелкого генеративного — микронуклеуса (содержит диплоидный набор хромосом и участвует в половом процессе).

Для большинства инфузорий характерно присутствие двух ядер: крупного вегетативного - макронуклеуса (имеет полиплоидный набор хромосом, регулирует процессы обмена в-в) - и более мелкого генеративного - микронуклеуса (содержит диплоидный набор хромосом и участвует в половом процессе). Среди инфузорий есть свободноживущие обитатели пресных и морских водоемов и паразиты человека и животных

Среди инфузорий есть свободноживущие обитатели пресных и морских водоемов и паразиты человека и животных

К свободноживущим инфузориям относят инфузорию-туфельку. Инфузория-туфелька - самая сложноустроенная одноклеточная. Инфузория имеет постоянную форму, так как эктоплазма уплотнена и образует пелликулу (дополнительную оболочку).

К свободноживущим инфузориям относят инфузорию-туфельку.

  • Инфузория-туфелька — самая сложноустроенная одноклеточная.
  • Инфузория имеет постоянную форму, так как эктоплазма уплотнена и образует пелликулу (дополнительную оболочку).
У человека в просвете толстого кишечника может паразитировать инфузория балантидий - возбудитель балантидиоза.

У человека в просвете толстого кишечника может паразитировать инфузория балантидий — возбудитель балантидиоза.

Конспект урока по биологии «Простейшие» (7 класс)

hello_html_35e70901.gifКонспект урока

Тема. Общая характеристика Простейших.

Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных

Задачи:

дать первичные представления о строении и жизнедеятельности

одноклеточных животных;

продолжить формировать умения работать с текстом учебника и

дополнительной литературой, готовить микропрепараты, работать с микроскопом;

работать с презентацией и интернет — ресурсами, развивать умения анализа и синтеза материала;

заполнять таблицу;

воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.

Тип урока: комбинированный

Вид: с элементами исследования в виде лабораторной работы.

Оборудование: таблицы, презентация, учебник, ученическая тетрадь. Микроскоп. Культура простейших. Микроскоп, предметные стекла, кусочек ваты. Карта урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка д/з.

— индивидуальный письменный опрос в виде тестов и самопроверка

Тесты.

Вариант №1

1. Наука, которая изучает животных называется:

А) ботаника

Б) зоология

В) микология

Г) география

2. Сколько подцарств входит в царство Животные

А) 2

Б) 3

В) 1

Г) 4

3. В клетке животного отсутствует

А) ядро

Б) пластиды

В) Аппарат Гольджи

4. Животные в отличие от растений обладают

А) корнями

Б) подвижностью

В) красотой

5. Для растений характерен тип питания

А) гетеротрофное

Б) автотрофное

В) миксотрофное

6. Животные имеют

А) клеточные стенки

Б) системы органов

В) крупные вакуоли с клеточным соком.

Тесты

Вариант №2.

1. В клетке животного отсутствует

А) ядро

Б) пластиды

В) Аппарат Гольджи

2. Животные в отличие от растений обладают

А) корнями

Б) подвижностью

В) красотой

3. Наука, которая изучает животных называется:

А) ботаника

Б) зоология

В) микология

Г) география

4. Сколько подцарств входит в царство Животные

А) 2

Б) 3

В) 1

Г) 4

5. Животные имеют

А) клеточные стенки

Б) системы органов

В) крупные вакуоли с клеточным соком.

6. Для растений характерен тип питания

А) гетеротрофное

Б) автотрофное

В) миксотрофное

— фронтальный опрос

Назовите отличительные признаки животных от растений.

Гетеротрофный тип питания – это…

В царство животные входит сколько подцарств?

  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Игра «Чёрный ящик»

Вопрос: Антоний ван Левенгук открыл мир маленьких существ. Только при помощи этого прибора.

Как вы думаете, а зачем этот прибор нам на уроке.

Правильно мы будем изучать царство Одноклеточные.

(Записать тему урока в тетрадь)

Тема. Общая характеристика Простейших.

4.Сообщение нового материала

Попытаться сформулировать цель урока.

Давайте вспомним наш девиз на уроке «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Протистология –это наука изучающая одноклеточные Эукариотические организмы.

Откройте учебник на странице 87 и назовите, из каких типов состоит п\ц Одноклеточные.

Мы сегодня будем учеными биологами и будем изучать п\ц одноклеточные.

Поставить задачу: в течении всего урока найти доказательства или опровержения высказывания о том что инфузория туфелька сложноорганизованный организм.

Перед вами карта урока с ней мы будем работать.

Карта урока.

Общая характеристика Простейших

  1. Тело состоит из 1 эукариотической клетки.

Структура

Амеба

Инфузория-туфелька

Оболочка

Форма тела

Цитоплазма

Ядро

Органоиды движения

Тип питания

Пищеварительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Ротовое отверстие

Порошица

Наличие цисты

Жизненный цикл

Сообщение Ники

(фронтальный опрос)

Пресноводные животные. Размеры 5-6см.

Питание
Амёба протей питается путем фагоцитоза, поглощая бактерий, одноклеточных водорослей и мелких простейших. Образование псевдоподий лежит в основе захвата пищи. На поверхности тела амёбы возникает контакт между плазмалеммой и пищевой частицей, в этом участке образуется «пищевая чашечка». Её стенки смыкаются, в эту область (с помощью лизосом) начинают поступать пищеварительные ферменты. Таким образом формируется пищеварительная вакуоль. Далее она переходит в центральную часть клетки, где подхватывается токами цитоплазмы. Кроме фагоцитоза, амебе свойствен пиноцитоз — заглатывание жидкости. При этом образуется на поверхности клетки впячивания в форме трубочки, по которой поступает внутрь цитоплазмы капелька жидкости. Образующая вакуоль с жидкостью отшнуровывается от трубочки. После всасывания жидкости вакуоль исчезает.
Передвижение
Тело Амёбы протей образует выступы — ложноножки. Выпуская ложноножки в определённом направлении, амёба протей передвигается со скоростью около 0,2 мм в минуту.
Реакция на раздражение
Положительный таксис на пищу и свет, отрицательный на соль.
Размножение
Только агамное, бинарное деление. Перед делением амёба перестает ползать, у неё исчезают диктиосомы аппарата Гольджи и сократительная вакуоль. В начале делится ядро, потом происходит цитокинез. Полового процесса нет.

5.Физкультминутка

Ответы на вопросы да – хлопнуть, нет – топнуть

Страна, в которой мы живём Россия – да

У нас все мальчики в классе – нет

Изучаем сегодня — многоклеточных – нет

Амёба движется с помощью ресничек – нет

Циста – это состояния покоя – да.

Нам интересно на уроке –

Гимнастика для глаз.

6. Лабораторная работа

Тема: Строение инфузории- туфельки

 

 

Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности инфузории туфельки.

Оборудование: Культура инфузории туфельки, готовый материал о простейших, микроскоп, предметные стекла, кусочек ваты.

 

Техника безопасности:

 

1. Микроскоп должен располагаться на расстоянии 5-8 см от края стола.

2. Свет направляется зеркалом в отверстие предметного столика.

3. Поместив препарат на предметный столик, пользуясь винтом, опустите тубус так, чтобы нижний край объектива находился на 1-2 мм от препарата.

4. Смотря  в окуляр, медленно поднимайте тубус пока не появиться четкое изображение предмета.

5. После работы уберите предметное стекло, промойте его водой или поместите в специально отведенную для этого ванночку, готовые препараты необходимо убрать в коробку.

6. После работы микроскоп убрать в футляр.

7. При работе с предметными стеклами и готовыми препаратами следует проявлять осторожность, чтобы не разбить их.

Инструктивная карточка

Ход работы:

1. Прочитайте дополнение. 

1.1. Поместите на предметное стекло каплю культуры инфузории туфельки

2. Накройте каплю покровным стеклом. Рассмотрите препарат, обратите внимание на форму тела простейших.

3. Рассмотрите готовые препараты на презентации. Сравните увиденное с рисунками и таблицами. Определите передний (тупой) и задний (заостренный) конец, предротовое углубление.

4. Зарисуйте инфузорию туфельку.

5. Сделайте вывод об особенностях строения и передвижения инфузории туфельки. Для этого сформулируйте ответы на вопросы:

А) По каким признакам инфузорию можно назвать животным

Б) Можно ли инфузорию назвать более сложноорганизованным животным по сравнению с амёбой и почему.

 Лабораторная работа

 

Тема: Строение инфузории- туфельки

 

 

Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности инфузории туфельки.

Оборудование: Культура инфузории туфельки, готовый материал о простейших, микроскоп, предметные стекла, кусочек ваты.

 

Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Записать в словарь терминов: псевдоподии, реснички, макронуклеус, микронуклеус, пелликула.

Дополнение.

Название «инфузория» происходит от латинского слова «инфузум», что означает влитый куда-либо, т. к. впервые инфузории были обнаружены в воде, настоянной на травах. У инфузории-туфельки одноклеточное тело, покрытое плазматической мембраной, с внутренней стороны окружено эластичной и тонкой пелликулой. Вся поверхность тела покрыта ресничками, которые располагаются косыми рядами. Такое расположение ресничек способствует вращению тела вдоль продольной оси при движении. Отверстия – на поверхности тела проходящие, в пелликулу. Для удержания пищи или при опасности через эти отверстия выбрасываются трихоцисты, похожие на тонкие стрелы. Внутренняя полость заполнена цитоплазмой, в которой находятся малое и большое ядро, сократительная вакуоль, пищеварительная вакуоль. От переднего конца и до середины тела проходит околоротовая воронка, и, сужаясь, переходит в глотку. Глотка заканчивается клеточным ртом. Две сократительные вакуоли инфузории туфельки сокращаются поочередно. Продукты жизнедеятельности и вода собираются из цитоплазмы и по канальцам поступают к сократительным вакуолям. За процесс размножения отвечает малое ядро и дает начало большим ядрам.

Конъюгация

Бесполое размножение повторяется много раз подряд, но время от времени в жизненном цикле инфузорий происходит половой процесс, который носит характер конъюгации . Главное отличие конъюгации инфузорий заключается в том, что она представляет временное соединение двух инфузорий. Последние обмениваются частями своего ядерного аппарата, после чего расходятся. Полного слияния конъюгирующих особей не происходит, поэтому их нельзя приравнять к гаметам прочих простейших. Во время конъюгации инфузории сходятся попарно и чаще всего прикладываются друг к другу брюшной стороной.

У некоторых видов на месте соприкосновения пелликула обеих особей растворяется и между конъюгантами образуется более или менее широкий соединительный цитоплазматический мостик. У других видов во время конъюгации целостность пелликулы не нарушается.

Существенные изменения во время конъюгации претерпевает ядерный аппарат. Макронуклеус конъюгантов распадается на части и постепенно резорбируется в цитоплазме. Микронуклеус сначала делится дважды. Это мейоз, во время которого происходит редукция числа хромосом, и диплоидный комплекс их превращается в гаплоидный, далее три из четырех ядер разрушаются и резорбируются в цитоплазме, а четвертое снова делится.

В результате каждый конъюгант обладает двумя ядрами, происшедшими из микронуклеуса. Это половые ядра — пронуклеусы. Одно из них (мигрирующее, или мужское) покидает конъюгант и переходит в соседнюю особь, где и сливается с единственным оставшимся в нем стационарным (женским) ядром; то же происходит и в другом конъюганте. Оба половых ядра (стационарное и мигрирующее) сливаются, и таким образом восстанавливается диплоидный комплекс хромосом. У некоторых инфузорий на мигрирующем ядре появляется на одном конце острый носик, на другом — хвостообразный вырост и оно по строению становится похожим на живчик, лишний раз подтверждая мужскую природу мигрирующего ядра.

Так, к концу конъюгации каждый конъюгант имеет по одному ядру двойственного происхождения, или синкарион . Примерно в это время инфузории отделяются друг от друга. У разошедшихся конъюгантов (которые теперь называются эксконъюгантами) происходит процесс реконструкции нормального ядерного аппарата. Он довольно сложен и в деталях протекает неодинаково у разных видов инфузорий. Сущность его сводится к тому, что синкарион митотически делится один, два или три раза и часть ядер — продуктов деления — становится микронуклеусами, другая часть преобразуется в макронуклеусы. Процесс преобразования продуктов деления синкариона в макронуклеусы выражается прежде всего в повышении содержания ДНК, в основе которого лежит многократная репликация макромолекул. В развивающемся макронуклеусе появляются многочисленные ядрышки, которые в микронуклеусах и синкарионе отсутствуют. После завершения реконструкции ядерного аппарата инфузории вновь приступают к бесполому размножению.

Выводы сделали,

7 . Закрепление (таблицу заполнили.), см. карту урока.

Если останется время, то работа с текстом и кроссворд.

8. Подведение итогов

Ответить на вопросы 1-5 на стр.98 учебника. Рабочая тетрадь выполнить задание№49, №51.

*подготовить сообщение с презентацией Темы «Эвглена зелёная», «Малярийный плазмодий», «Раковинные амёбы»

План-конспект урока по биологии (7 класс) по теме: многообразие простейших

«Многообразие простейших, их значение в природе и в жизни человека. Паразитические простейшие»

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать и расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни человека.

Задачи урока.

1. Образовательные:

  • на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом, создать современное представление о многообразии простейших, их строении, происхождении, классификации и значении в природе и в жизни человека;
  • раскрыть особенности строения паразитических простейших;
  • выяснить основные отличия между представителями различных классов простейших.

2. Развивающие:

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;
  • развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;
  • развивать логическое мышление.

3. Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;
  • прививать экологическую культуру учащимся;
  • развивать мировоззренческие позиции.

Оборудование: таблицы: « Одноклеточные животные»; «Строение желудка крупно-рогатого скота», «Строение ротового аппарата мухи», рисунки представителей простейших; карточки; схемы, компьютер, презентация к  уроку, основной раздаточный материал.

Структура урока.

По содержанию урок комбинированный , проблемно-развивающий; урок повторения и расширения знаний.

  1. Организационный момент:
  2. Приветствие.

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, желтыми листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. 

Послушайте рассказ. (Идет презентация слайды № 1-11)

— Ребята, послушайте, одну историю. Встретились как-то между собой три представителя подцарства Простейших и заспорили. Кому и где лучше живется?

Первая говорит : — И все- таки, живу я лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пищи навалом. Человек ведь всеядное существо – глядишь, и колбаски, и яблочка перепадет, правда, в полупереваренном виде, да это ничего терпимо.

А как, что не по мне, так я ему – человеку – мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это просто.

Тут другая подхватывает  : — Ну, да тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное, знает, как себя лечить – мигом таблеток наглотается – и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.

Первая говорит: — Ой-ой-ой, напугала та? А ты думаешь, тебе в животе термита живется лучше?

Другая: — Ну, вот еще. Ведь я живу в помещении, в отдельном кармашке, а непросто, как некоторые, в кишечнике болтаюсь. Тут мне и дом, и стол, — добром и сахарком хозяин готов расплачиваться, только знай себе усваивай. И никаких тебе антибиотиков?

Тут третья вмешалась: — Нет, братцы, вот я вас послушала и поняла, что лучше моей родной лужи мест просто не бывает. Плыви куда хочешь, ешь что хочешь, правда всё это тяжелым трудом достается, да и невзгоды и лишения всякие приходиться терпеть. Например, пересохла моя лужа на прошлой неделе, так пришлось немного полетать, пока дождь снова её не наполнил. Но, зато полная свобода.

Так долго они ещё спорили, но к единому мнению так и не пришли.

— Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

— Ребята, скажите, можно ли разрешить их спор?

Это проблема, решить которую мы, и постараемся на уроке. А сейчас открываем тетради и записываем тему урока: «Многообразие простейших, их значение в природе и в жизни человека. Паразитические простейшие». 

Реализация домашнего задания.

  1. Работа по карточкам для более слабых учащихся ( 3 ученика)
  2. Индивидуальный опрос.
  • Какое строение имеет амеба обыкновенная?

 Амеба обитает на дне небольших пресных водоемов. Ее величина 0,5 мм. И не имеет постоянной формы тела, так как лишена плотной оболочки. Она питается бактериями, одноклеточными животными и водорослями, мелкими органическими частицами. Наталкиваясь на добычу, амеба захватывает ее ложноножками и обволакивает со всех сторон. Для переваривания пищи ей требуется от 12 часов до 5 суток.

  • Каковы особенности строения и жизнедеятельности эвглены зеленой?

 Эвглена зеленая- очень необычное существо. Ее описание можно встретить в учебниках ботаники и в учебниках зоологии. Эвглена живет в пресноводных водоемах, богатых органическими соединениями. Тело ее вытянутое, длиной около 0,05 мм. Ее передний конец притуплен, задний заострен. У эвглены, в отличии от растительных клеток, нет клеточной стенки. Наружный слой цитоплазмы плотный, он образует вокруг тела эвглены оболочку.  На переднем конце тела эвглены находится жгутик, при помощи которого она передвигается. Эвглена обладает положительным фототаксисом – ее цитоплазма содержит светочувствительный глазок. В цитоплазме эвглены  содержится около 20 хлоропластов, придающих  ей зеленый цвет. В хлоропластах  находится хлорофилл. На свету эвглена питается как  растения – путем фотосинтеза. В темноте она усваивает готовые органические вещества, образующиеся при разложении различных отмерших  организмов, т. е. питается как животное.

  • Каковы особенности строения и жизнедеятельности инфузории- туфельки?

  Туфелька – обитатель стоячих водоемов с большим количеством органического материала.  Она имеет постоянную, удлиненную форму тела, длина которого достигает 0,1-0,3мм.  Все тело инфузории покрыто продольными рядами многочисленных коротких ресничек, при помощи которых туфелька плавает тупым концом вперед. Инфузория туфелька отличается от других  простейших сложностью внутриклеточной организации. В клетке имеется два ядра: вегетативное, регулирующее процессы  питания, движения, выделения, и генеративное , отвечающее за процесс размножения.

Ближе к переднему концу тела инфузории находится углубление- перистом( ротовая воронка), которое ведет в глотку. Реснички желобка постоянно работают, создавая ток воды.  Вода подхватывает и подносит ко рту основную пищу туфельки- бактерий. Через глотку бактерии попадают внутрь тела инфузории. В цитоплазме вокруг них образуется  пищеварительная вакуоль. Переваривание пищи и усвоение питательных веществ у туфельки происходит так же, как и у амебы.  Непереваренные остатки выбрасываются наружу через отверстие- порошицу.

  • Давайте, вспомним,  как передвигаются представители Простейших.  Способы передвижения простейших разнообразны. Наиболее простым является движение за счет изменения формы тела. В этом случае образуются непостоянные органеллы движения, которые получили название ложноножки. Так передвигаются амебы, со скоростью 0,2 мм в минуту.

У эвглены зеленой на переднем конце тела имеется жгутик. Он тянет тело эвглены за собой.

На поверхности тела инфузории- туфельки имеются реснички. Сокращение  ресничек приводит тело инфузории в движение. Скорость движения 2,5 мм в секунду.

У инфузории сувойки развиваются особые сократительные волокна. С их помощью сувойка быстро сокращает длинный стебелек.

Игра «Горячий стул».

Термины для игры:

ложноножка,  амеба Протей,  стигма, реснички, сократительная вакуоль,  хлоропласты, порошица, фотосинтез, вегетативное ядро, жгутик.

Работа в группах. Ученики делятся на 2 группы.

Давайте, сравним изученные нами простейшие, используя знания об их  особенностях, заполним  таблицу, поставив знак «+» там, где верный ответ. Ответы  затем сверим  с таблицей на экране.

«Сходство и различия простейших».

Органоиды

П р о с т е й ш и е

Амеба

Эвглена зеленая

Инфузория-туфелька

1.Оболочка

+

+

+

2.Цитоплазма

+

+

+

3 Ядро

+

+

+(2)

4. Ложноножка

+

5. Жгутик

+

6. Ресничка

+

7.Пищеварительная вакуоль

+

+

8.Сократительная вакуоль

+

+

+(2)

9.Ротовое отверстие

+

10.Порошица

+

11.Хлоропласты

+

12.Светочувствительный глазок

+

Учащиеся обмениваются таблицами,  и осуществляется взаимопроверка.

Игра – викторина «Вопросы из бочонка»

Вопрос № 1: Что произойдет с амебой, если поместить её в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой?

( Амеба или погибнет, или образует цисту, так как кипяченая вода бедна кислородом и в ней отсутствуют микроорганизмы, которыми амеба питается).

Вопрос №2: Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей?

( Сократительные вакуоли удаляют избыток воды из организма, при их отсутствии простейшие могут погибнуть от высокого внутреннего давления)

Вопрос № 3: Некоторые амебы, например, раковинные и лучевики, имеют раковины с отверстиями, через которые выходят ложноножки. Каково значение этих раковин?

( Раковины – средство защиты, кроме того, выросты, шипы обеспечивают плавучесть морских амеб).

Вопрос № 4: В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории «взобрались» на пальму?

(Неблагоприятные условия, например, пересыхание водоема, инфузории переживают в состоянии цисты. Цист много в пыли на берегу озера. Ветром цисты могли быть занесены на пальму).

Вопрос № 5: В ходе опытов отметили, что эвглена зеленая всегда плывет из более темной в более светлую часть водоема; инфузория-туфелька- из капли соленой жидкости в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями.

(Эти явления – проявление раздражимости – ответной реакции организма на изменение окружающей среды. В опытах наблюдаем положительные пищевой и световой \таксисы, таксис – это направленное движение простейших, отрицательный хемотаксис).

Вопрос №6. Могут ли жить простейшие в песках пустыни?

(Не могут, простейшие живут только в жидкой среде- в воде разнообразных водоемов- от морей до капелек болот, в увлажненной  почве, внутри  растений и животных)

Масса всех инфузорий в желудке коровы может достигать 3 кг. А что они там делают?

   Многие жвачные животные (крупный рогатый скот, верблюды, овцы, антилопы) постоянно жуют. Желудок этих животных устроен очень сложно, он состоит из нескольких отделов. Сначала пища поступает в рубец, здесь пищеварительный сок не выделяется, зато здесь живет огромное количество инфузорий и бактерий, которые и переваривают целлюлозу, скатывая её в шарики, которые в свою очередь скатываются в другой отдел желудка – сетку, а от туда снова в рот. Это и есть та «жвачка», которую усердно пережёвывают животные. Затем пища вновь проглатывается в следующий отдел желудка – книжку, а из неё в сычуг. Где и окончательно переваривается под действием пищеварительного сока.

Ю.И.Полянский пишет: «Если взять каплю содержимого рубца и рассмотреть её под микроскопом, то в поле зрения инфузории буквально кишат. Трудно даже в условиях культуры получить такую массу инфузорий. Количество инфузорий в 1куб.см содержимого рубца достигает миллиона, а нередко и более» 

Работа с микроскопами (дифференцированная)

Задание 1. Среди готовых препаратов найти  препарат эвглены зеленой.

Задание 2.  Приготовить микропрепарат амебы, используя  ранее подготовленную культуру простейших,  рассмотреть под микроскопом.  

Задание 3. Приготовить микропрепарат инфузории, используя  ранее подготовленную культуру простейших,  рассмотреть под микроскопом.  

Физминутка для глаз.

Изучение  нового материала.

-Какую же роль играют простейшие в нашей жизни?

Составление схемы «Роль простейших в природе и жизни человека», при помощи цветных карточек. 

Схема выстраивается совместно с учащимися на доске при помощи магнитов. 

Мы   с вами выяснили роль простейших, давайте познакомимся с паразитическими простейшими.

ТРИПАНОСОМА

— Класс Жгутиконосцы, вид Трипаносома. Паразитирует у человека и млекопитающих (овцы, козы, свиньи, иногда собаки). Переносчиком служат муха це-це ( это только для Западной Африки). Муха при сосании крови больного животного заражается трипаносомами, которые попадают в желудок мухи, где активно размножаются. После чего передвигаются в хоботок насекомого и слюнные железы. (смотри таблицу «Строение ротового аппарата мухи»). Кусая человека муха ему передает трипаносом со слюной. Паразиты попадают в кровь и лимфу, затем переходят в лимфатические сосуды, спинно-мозговую жидкость, а там, в ткани головного и спинного мозга. Основная профилактика – уничтожение мухи це-це и мест её размножения (водоемов).

ЛЕЙШМАНИЯ

Среди паразитических жгутиконосцев особое внимание заслуживают паразиты многих позвоночных –лейшмании. Они очень мелкие: длина их тела всего 2-4 мкм. Лейшмании являются внутриклеточными паразитами, так как вызывают тяжелые поражения внутренних органов и кожи (лейшманиозы). Паразиты передаются через укусы москитов В организме человека паразит теряет жгутик, а в теле москита его жгутик восстанавливается.Один из видов лейшманий, распространенных в Южной Европе, Индии и Средней Азии вызывает болезнь человека кала Азар, при которой увеличиваются печень и селезенка. Болезнь сопровождается непрерывной лихорадкой, малокровием, истощением и чаще всего заканчивается смертельным исходом. Другой вид лейшманий вызывает болезнь кожи , рапространенную в Северной Африке, Южной Европе и Южной Азии, Закавказье и Средней Азии.

Профилактика. Личная – индивидуальная защита от укусов москитов; общественная – уничтожение природных резервуаров (бродячих собак, шакалов, грызунов и т. д.) Одновременно рекомендуется проводить санитарно-просветительную работу среди населения, а также делать прививки.

Продолжим знакомство с паразитическими простейшими. Послушаем проектно-исследовательскую работу.

ДИЗЕНТЕРИЙНАЯ АМЕБА  (ПРОЕКТНАЯ РАБОТА)

В своей работе я хочу рассказать о дизентерийной  амёбе

Чтобы миновать личного знакомства, надо хорошо её знать заочно!

Это простейшее из отряда амёб; возбудитель амёбной дизентерии.

  • Дизентерия — заразное инфекционное кишечное заболевание. Встречается по всему миру у людей всех возрастов, но особенное распространение получает в жаркий сезон.
  • Источником заражения служит больной человек. Дизентерия — это болезнь грязных рук . Впрочем, можно заболеть, и употребляя заражённую воду или продукты, мытые такой водой и недостаточно обработанные термически.
  • Зрелые цисты, попав в желудочно-кишечный тракт человека, проникают в начальные отделы толстого кишечника и внедряются в стенку кишки. Амебы активно разрушают окружающие ткани, проникая в подслизистый слой кишки, где образуются микроабсцессы (микрогнойники), а затем и язвы, иногда распространяющиеся достаточно глубоко, приводя к прободению стенки кишечника. Нарушение проницаемости сосудов в слизистой оболочке может повлечь за собой кишечное кровотечение.

Сообщение ученика

                                               

                                                     Малярия

Одним из опасных болезнетворных простейших является малярийный плазмодий, относящийся к типу Споровиков. Это простейшие животные, ведущие паразитический образ жизни и обитающие внутри клеток других организмов. В кровь человека малярийный плазмодий проникает при укусе малярийного комара на стадии очень мелких червеобразных одноядерных клеток. Они с током крови попадают в печень человека, где растут и размножаются делением. Образовавшиеся в процессе размножения клетки попадают в кровяное русло и внедряются в эритроциты, где также размножаются. Когда паразиты выходят из эритроцитов, ядовитые продукты их жизнедеятельности попадают в кровь – происходит изнуряющий больного приступ лихорадки. При сосании крови больного человека малярийным комаром плазмодии попадают в желудок насекомого. Там происходит половое размножение малярийного плазмодия, в результате чего снова образуется множество очень мелких клеток. Они проникают в слюнные железы комара, а в момент укола человека вновь проникают паразиты. Вызываемая малярийным плазмодием малярия — очень опасная болезнь. Раньше от неё умирало много людей. Распространена малярия в тропиках и субтропиках. Для профилактики  применяют различные лекарственные препараты, прививки. Осушают болота, в которых выводятся малярийные комары.

А вы знаете, как борются с малярией на Кавказе?

Просмотр видео о гамбузии.

Закрепление изученного материала.

Составление памятки профилактики.

Говоря о заболеваниях, которые вызывают простейшие, необходимо повторить с учащимися профилактические меры

  • соблюдение правил личной гигиены;
  • кипячение воды;
  • добросовестное приготовление пищи
  • требования к качеству сырых продуктов;
  • своевременное прохождение медицинских исследований (медосмотр)
  • научно-просветительская работа среди населения.

Рефлексия. На доске нарисовано озеро. Если вам понравился урок приклейте веселый смайлик  так чтобы озеро «зацвело».

Итоги урока. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Стр.§- 12, стр 52- 54. Повторить гл.1-3, подготовиться к контрольной работе.

Презентация к уроку по биологии (7 класс) по теме: многообразие простейших

Слайд 6

«Многообразие простейших, значение в природе и в жизни человека. Паразитические простейшие» Урок биологии в 7 классе Учитель Журтова З.А.

Слайд 7

Цели урока повторить, обобщить, систематизировать и расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни человека. раскрыть особенности строения паразитических простейших;

Слайд 8

Какое строение имеет амеба?

Слайд 9

Каковы особенности строения и жизнедеятельности эвглены зеленой?

Слайд 10

Каковы особенности строения и жизнедеятельности инфузории туфельки?

Слайд 11

Игра «Горячий стул». Термины для игры: ложноножка, амеба Протей, стигма, реснички, сократительная вакуоль, хлоропласты, порошица, фотосинтез, вегетативное ядро, жгутик.

Слайд 12

Давайте, сравним изученных нами простейших, используя знания об их особенностях, заполним таблицу, поставив крестик там, где верный ответ. Ответы затем сверим с таблицей на экране.

Слайд 13

« Сходство и различие простейших» Органоиды П р о с т е й ш и е Амеба Евглена зеленая Инфузория-туфелька 1.Оболочка + + + 2.Цитоплазма + + + 3 Ядро + + +(2) 4. Ложноножка + — — 5. Жгутик — + — 6. Ресничка — — + 7.Пищеварительная вакуоль + — + 8.Сократительная вакуоль + + +(2) 9.Ротовое отверстие — — + 10.Порошица — — + 11.Хлоропласты — + — 12.Светочувствительный глазок — + —

Слайд 14

Игра – викторина «Вопросы из бочонка»

Слайд 15

Работа с микроскопами

Слайд 18

Трипаносома. Последствия сонной болезни

Слайд 19

Лейшмания

Слайд 20

Цикл развития лейшманий

Слайд 21

Последствия лейшманиоза

Слайд 22

Дизентерийная амеба

Слайд 24

Малярийный плазмодий

Слайд 25

Малярийный плазмодий внедряется в эритроциты

Слайд 27

А вы знаете, как ведется борьба с малярией на Кавказе? Гамбузия

Слайд 28

Профилактические меры по защите от паразитических простейших соблюдение правил личной гигиены; кипячение воды; добросовестное приготовление пищи требования к качеству сырых продуктов; своевременное прохождение медицинских исследований (медосмотр) научно-просветительская работа среди населения.

Слайд 29

Домашнее задание Стр.§- 12, стр 52- 54. Повторить гл.1-3, подготовиться к контрольной работе.

Конспект урока по биологии на тему «Животный организм как целостная система. Простейшие» (7 класс)

Урок. Животный организм как целостная система. Простейшие.

Цель урока: познакомить учащихся с предметом изучения науки зоологии. Установить черты сходства и различия между растениями и животными. Рассказать о средах жизни и местообитаниях животных, их приспособленности к условиям обитания и взаимоотношениями между ними. Дать понятие об одноклеточных животных, выполнив лабораторную работу. 

Задачи: — формировать знания учащихся   о многообразии животного мира, обобщить, систематизировать знания об одноклеточных животных;

— закрепить знания о внутреннем строении представителей типа Саркодовые и Жгутиконосцы, Инфузории;  уметь сравнивать процессы жизнедеятельности представителей данных типов;

— закрепить знания о положении представителей данных типов в системе органического мира и их значение в природе и жизни человека.

— воспитание бережного отношения к живым организмам.

Оборудование:  рисунки одноклеточных  животных, учебник

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.

Ход урока

  1. Анализ К/р №1 «Царство Растения».

— Низшие растения. Особенности строения

— Какие отделы растений относятся высшим растениям?

— На какие две группы делятся высшие растения?

— Чем спора отличается от семени?

— На какие классы делится отдел покрытосеменные?

— В чем их разница?

  1. Актуализация опорных знаний

Вы продолжаете изучать биологию.

В: Что изучает биология?

Биология изучает живые организмы. Их многообразие, строение, жизнедеятельность, историческое развитие.

Все живые организмы на нашей планете выделены в четыре царства.

В: кто скажет, какие?

— бактерии (дробянки), грибы, растения, животные.

С представителями царств бактерии, грибы и растения вы познакомились.

Какая наука изучает бактерий? — бактериология, грибы? – микология, растения? – ботаника.

Какая наука изучает представителей царства животные? (зоология)

II. Изучение новой темы

1. Зоология – система наук о животных

Современная зоология – это система наук о животных. Одни из них изучают внешнее и внутреннее строение животных, процессы их жизнедеятельности, поведение, развитие, взаимосвязь с окружающей средой, распространение на Земле, историю развития и многое другое. Это такие науки, как морфология, анатомия, физиология, этология, эмбриология, экология, зоогеография, эволюция. Другие науки изучают отдельные группы животных. Энтомология изучает насекомых, ихтиология – рыб, орнитология – птиц.

2. Признаки животных

Несмотря на большое разнообразие, все животные имеют сходные признаки.

В: Почему же животных выделили в отдельное царство?

— животные имеют ряд отличительных признаков:

  • способны к активному передвижению;

  • питаются готовой пищей — гетеротрофы;

  • системы органов

  • ограниченный рост

  • симметрия – двусторонняя (активные животные), лучевая (малоподвижные, сидячие)

  • клетки животных отличаются по строению от клеток растений.

Давайте сравним строение растительной клетки и животной клетки.

Сверху клетка растений покрыта плазматической мембраной, поверх которой расположена плотная целлюлозная оболочка. Под оболочкой находится цитоплазма. В цитоплазме расположены ядро, вакуоли, заполненные клеточным соком и хлоропласты.

В: Какова роль хлоропластов?

— принимают участие в процессе фотосинтеза.

Познакомимся со строением клеток животных.

Сверху клетка животных также покрыта плазматической мембраной, но в отличие от растительной клетки, поверх плазматической мембраны нет твердой целлюлозной оболочки. Под оболочкой находится цитоплазма с ядром. А вот вакуолей в клетках животных нет. Нет и хлоропластов.

В: Как вы думаете, почему? — животные потребляют готовые органические вещества.

3. Среды жизни животных. Местообитание

Конкретный участок среды жизни, населённый теми или иными животными, называют местообитанием этих животных.

В: Какие среды обитания освоили живые организмы? Приведите примеры.

(водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную (обитание одних организмов на теле или в теле других организмов).

В любой среде жизни животные занимают те участки, которые наиболее благоприятны для их жизни. Например раки, акулы, камбалы – обитатели водной среды. Но раки живут в реках и озёрах с чистой водой, илистым дном, обрывистыми глинистыми берегами; акулы – в толще морской воды; камбалы на дне.

Крупные животные занимают большие участки среды жизни, маленькие – меньшие участки. У разных животных местообитанием могут служить одни и те же участки. Например, лес служит местообитанием зайца, волка, лисы, медведя.

4. Приспособленность животных к среде обитания

К каждой среде обитания у живых организмов выработались многочисленные приспособления, способствующие сохранению животных в природе.

Строение животных чаще всего настолько соответствует их поведению и местообитанию, что по внешнему облику можно сказать, где животное обитает, чем питается, как передвигается.

В настоящее время зоологи подразделяют царство животных на два подцарства Одноклеточные и многоклеточные.

5. Подцарство Одноклеточные или простейшие

— Почему животные этой группы получили название одноклеточные или простейшие?  (они просто устроены, их тело состоит из одной клетки).

— Правильно, но несмотря на простоту строения, это настоящие живые организмы. А как вы считаете? (да, они способны передвигаться, питаться, размножаться, дышать, для них характерен обмен веществ и энергии, они живут независимо и умирают)

➣ Антони Ван Левенгук вначале всех Простейших назвал «инфузориями» и отнес к одной группе животных. В настоящее время выделяют целых семь самостоятельных типов одноклеточных. Почему? (потому что все они имеют различия в строении тела)

Мы ознакомимся с простейшими:

Тип Саркожгутиконосцы 1. Класс Саркодовые (Корненожки) — амебы, раковинная амеба, радиолярия, фораминифире —  клетки не имеют плотной оболочки, поэтому у них нет постоянной формы, у некоторых имеются внешние раковины, или минеральный скелет;

2.Класс Жгутиковые – вольвокс, эвглена зеленая, трипаносома, лямблия – наличие жгутиков, органы движения и захвата пищи.

Тип Споровики – (малярийный паразит, кокцидии – поселяются в клетках кишечника и желудка кроликов, кур и др. животных, заболевшие животные отказываются от питания и погибают) – паразитические , паразитируют в клетках и тканях и органах животных и человека, у них нет органов захвата пищи и передвижения

Тип Инфузории (Ресничные) – инфузория туфелька, инфузория трубач, балантидий сувойка, опалина — снаружи тело покрыто плотной оболочкой, передвигаются с помощью ресничек, имеют два ядра, клеточный рот, глотку

— Какое внутреннее строение имеют Простейшие? Ответим на этот вопрос, выполнив Л/р.

Этот организм можно встретить в водоёмах с опавшими листьями, где много органических останков.

Пресноводное простейшее длиной 0,2 – 0,3 мм. За 1 секунду проплывает путь, в 8 – 10 раз превышающий длину ее тела. Рекордсмен среди простейших. В процессе эволюции возникло важное приспособление для передвижения- реснички. Заостренный конец является — задним, а тупой конец – передним. Передвигается задним концом вперед. У неё постоянная форма тела. Поверхность клетки покрыта ресничками их количество около 10 тысяч.

Лабораторная работа №3

Тема: «Строение инфузории туфельки».

Цель: изучить строение инфузории – туфельки.

Оборудование: микроскоп, готовый микропрепарат «Инфузория – туфелька»

Подготовьте микроскоп к лабораторной работе.

Техника безопасности.  Ответственно относитесь к правилам работы с микроскопом. При переводе объектива на большое увеличение аккуратно работайте с винтом, чтобы не раздавить микропрепарат.

Ход работы.

1. Рассмотреть внешний вид и внутреннее строение инфузории под микроскопом.

2. Зарисовать инфузорию и обозначить названия ее органов (большое – макронуклеус, (регулирует процессы питании, движения, выделения,) и малое ядро – микронуклеус (координирует процессы размножения), сократительная вакуоль, глотка, пищеварительная вакуоль, рот, оболочка, цитоплазма, порошица, реснички).

3. Подвести итог работе, охарактеризовав особенности строения и функционирования инфузории – туфельки.

Вывод: сложноорганизованные одноклеточные организмы, имеют постоянную форму тела, покрытого ресничками.

III Закрепление

На Земле простейших насчитывается 70000 видов. Их не видно невооруженным глазом, однако они оказывают огромное влияние на окружающую среду и жизнь человека.

1. Ответить на вопрос:

В пробирку с культурой Эвглены зеленой добавили небольшое количество картофельного отвара. Пробирку поставили в темноту. Через две недели зеленая окраска культуры исчезла. Как вы думаете, погибли ли эвглены? Что будет, если пробирку поставить на свет?

Ответ: организмы не погибли, хотя и лишились своей зелёной окраски. Если пробирку поставить на свет, то появится зеленая окраска культуры.

В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории «взобрались» на пальму?

Ответ: неблагоприятные условия, например, пересыхание водоема, инфузории переживают в состоянии цисты. Ветром цисты могли быть занесены на пальму

IV. Домашнее задание стр. 88-97, таблица в тетради, творческое задание, подготовить кроссворд

➣ Чем похожи и чем различаются Простейшие разных групп?

Задание: заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Простейших».

Процессы жизнедеятельности

Амеба

Эвглена Зеленая

Инфузория-туфелька

1. Движение

2. Питание

3. Дыхание

4. Выделение

5. Размножение

6. Переживание неблагоприятных условий

7.Значение в природе и жизни человека.

➣ Чем похожи и чем различаются Простейшие разных групп?

Задание: заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Простейших».

Процессы жизнедеятельности

Амеба

Эвглена Зеленая

Инфузория-туфелька

1. Движение

При помощи ложноножек

При помощи жгутика

При помощи ресничек

2. Питание

Фагоцитоз, ложноножки, пищеварительная вакуоль

Фотосинтез

Рот, глотка, пищеварительные вакуоли

3. Дыхание

Через оболочку

Через оболочку

Через оболочку

4. Выделение

Сократительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Сократительная вакуоль и порошица

5. Размножение

Бесполое

Бесполое

Бесполое и половое

6. Переживание неблагоприятных условий

Образование цисты

Образование цисты

Образование цисты

7.Значение в природе и жизни человека.

План-конспект урока по биологии (7 класс) на тему: Тема: Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Тема: Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Цель урока: повторение, обобщение, систематизация и расширение знаний о многообразии простейших, определение их роли в природе и жизни человека.

Задачи урока.

1. Образовательные:

  • на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом, сформировать современное представление о многообразии простейших, их строении, происхождении, классификации и значении в природе и в жизни человека;
  • раскрыть особенности строения паразитических простейших;
  • выяснить основные отличия между представителями различных классов простейших.

2. Развивающие:

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;
  • развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;
  • развивать логическое мышление.

3. Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношения к природе и к своему здоровью;
  • прививать экологическую культуру учащимся;
  • развивать мировоззренческие позиции.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты представителей простейших; компьютер, презентация урока, видеофильм «Простейшие», проекты «Многообразие простейших и их значение в природе и жизни человека», «Паразитические простейшие», «Модели простейших», схемы, основной раздаточный материал.

Структура урока.

  • изучения и первичного закрепления новых знаний
  • комплексного применения ЗУН
  • обобщения и систематизации знаний

ХОД УРОКА

I Организационный момент.

 Приветствие класса    (10сек.)

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелаем успеха себе и своим друзьям. Мы одна команда и я надеюсь на нашу совместную плодотворную работу в течении всего урока.

II. Основная часть урока

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, через повторение ранее изученного

1. Систематика простейших. 

Урок мы начнем с того, что вспомним систематику и заполним схему «Классификация простейших» (на доске и в инструктивных картах).

Вопросы:

  1. Какое царство живых организмов мы изучаем? (Животные)
  2. Какие подцарства к ним относятся? (Одноклеточные и многоклеточные)
  3. Какое подцарство мы изучаем? (Простейшие или Одноклеточные)

Какие типы и классы подцарства Простейших мы изучили?

  1. С какими представителями подцарства мы познакомились? (Амёба Протей, Эвглена Зелёная, Инфузория Туфелька)

Составить классификацию простейших животных (Слайд 1)

II Актуализация знаний.

Итак, сегодня на уроке мы попытаемся нарисовать «Большой портрет маленьких животных», увидеть которых можно только при увеличении. Для этого создадим «художественную мастерскую» и все вместе нарисуем такой портрет.

Вспомним отличительные особенности строения простейших, выполнив следующие задания. К сегодняшнему уроку группа учащихся готовила проект по созданию макетов простейших

1. У доски 1 ученик отчитывается по  заданию к проекту.

Задание для проекта. Сделать модель амёбы, эвглены и инфузории-туфельки.

Из ватмана изготовлены отдельные органоиды клеток и контуры самих клеток простейших. (Прикрепляются при помощи магнитов).

Из имеющихся макетов составить модели клеток амёбы, инфузории и эвглены.

2. ЗАДАНИЕ   «Узнай простейшее»

Предлагаю ученику рассмотреть микропрепарат под микроскопом и назвать организм, который он увидит. Объяснить по каким признакам он его определил.

Эвглена зеленая (имеет зеленый цвет на свету и жгутик)

3. Каждый ученик заполнит таблицу, поставив крестик там, где верный ответ.

Учащиеся обмениваются таблицами,  и осуществляется взаимопроверка.

Ответы сверьте с таблицей на экране и поставьте оценку товарищу. (Приложение. Слайд 2).

     

«Сходство и различия простейших».

Органоиды

П р о с т е й ш и е

Амеба

Эвглена зеленая

Инфузория-туфелька

1.Оболочка

+

+

+

2.Цитоплазма

+

+

+

3 Ядро

+

+

+(2)

4. Ложноножка

+

5. Жгутик

+

6. Ресничка

+

7.Пищеварительная вакуоль

+

+

8.Сократительная вакуоль

+

+

+(2)

9.Ротовое отверстие

+

10.Порошица

+

11.Хлоропласты

+

12.Светочувствительный глазок

+

III.Изучение нового материала

Сейчас мы с вами посмотрим фильм о представителях простейших.

Учащиеся отвечают на вопрос после просмотра фильма.

– Так кто же такие простейшие? Что вы знаете об этих организмах?

– Это – одноклеточные организмы, клетка которых выполняет все функции, присущие целому организму.

– А что бы хотели узнать?
Узнать, какие животные еще относятся к простейшим. Получить знания о болезнях, которые вызывают простейшие и как от них уберечься.

На сегодняшнем уроке, ребята, мы и должны привести в систему наши знания о простейших, на основе знакомства с многообразием и значением простейших в природе и жизни человека, с паразитическими простейшими.

– Какова будет тема нашего урока? Записать в инструктивных картах и на доске.
Слайд 3
– А какова цель урока?
Уч-ся отвечают на вопрос

  1. Изучить многообразие простейших и их значение в природе и жизни человека.
  2. Выяснить какие болезни вызывают простейшие организмы.
    Слайд 4

Эпиграф: Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» (Слайд 5)

Ребята, как вы думаете, почему я взяла эти слова к эпиграфу сегодняшнего урока?

1. Известно около 70 000 простейших, ежегодно ученые открывают новые виды. Мы рассмотрим лишь несколько из них.

Несмотря на то, что они отличаются друг от друга по строению, размножению, особенностям жизнедеятельности,  все простейшие животные сочетают в себе функции клетки и самостоятельного организма

Начнем рассматривать многообразие и значение простейших в ходе отчета по мини-проекту на данную тему

Отчет ученика по мини-проекту «Многообразие и значение простейших в природе и жизни человека»

Слайд 6

-Какую же роль играют простейшие в нашей жизни?

Составление совместного кластера «Роль простейших в природе и жизни человека» на доске и в тетради 

 (Ученики дополняют кластер материалом из текста к заданию 3 в инструктивной карте.. Учащиеся приводят пример простейших, имеющих то или иное значение, например:

  • осадочные породы, мел и кремнезем, образованы раковинами фораминифер и лучевиков;
  • инфузория — туфелька может служить биологическим фильтром;
  • морские простейшие составляют планктон и являются пищей для других организмов и т.д.;

в кишечнике человека обитает кишечная амеба, питающаяся кишечными бактериями (симбиоз).

Слайд 27

                                         Участвуют в круговороте веществ

Сформулируем вывод по данному кластеру.

                ЗАДАНИЕ   «Здоровьесберегающий компонент»

  • Простейшие медленно, но движутся, а мы с вами засиделись, немного разомнемся (выполняют физкультминутку под музыку)

Слайд 29

Учитель. Понадобилось два столетия после открытия Левенгука, чтобы отделить простейших от иных организмов. Лишь к началу ХХ века ученые проникли в мир паразитических простейших и узнали, что такие тяжелые заболевания, как малярия, сонная болезнь, преследовавшие человека с древних времён, вызываются паразитическими простейшими.

— Простейшие – паразиты. Давайте вспомним, кого в биологии мы называем паразитами?

(Паразиты – это организмы, которые живут за счет других живых организмов, питаясь их соками и нанося вред)

Давайте ваши знания сравним с энциклопедическими (Слайд 30). Ребята, в чем разница?

— В организме человека паразитирует около 30 видов простейших.

Давайте познакомимся с паразитическими простейшими подробнее. Над мини-проектом по данной теме у нас работали 2 уч-цы и сейчас они представят отчет.

В ходе рассказа вы заполните таблицу «Заболевания, вызываемые Простейшими»

Слайды 31-44

Таблица. Заболевания, вызываемые Простейшими

Болезнь

Возбудитель

Саркодовые

Жгутиконосцы

Споровики

Учитель. Ребята, давайте попробуем составить памятку, отправляющемуся в турпоездку, чтобы путешествующий смог уберечься от болезней, возбудителями которых являются простейшие.

Уч-ся предлагают меры профилактики данных болезней. Обсуждаем и сравниваем с памяткой, составленной в ходе выполнения проекта.

Слайд 45

(Можно раздать памятки.)

Обобщение и выводы по теме

Сегодня мы с вами закончили изучение главы Подцарство Простейшие.

Вопросы: Для чего мы изучаем простейших?

1.После того, как отрыли простейших и изучили их, люди смогли бороться со многими заболеваниями.

2. Значение простейших?

-Образовали минералы и горные породы.

-Являются пищей для других животных.

— Являются показателями загрязненности водоемов.

-Содействуют геологической разведке.        

— Являются возбудителями заболеваний животных и человека

Закрепление. Ребята, сейчас при помощи кубика Блума вы сами сформулируете и  зададите друг другу вопросы по теме «Подцарство Простейшие». Напоминаю вам, что вопросы должны начинаться со слова, которое указано на кубике. Поймавший кубик Блума, отвечает на вопрос и передает другу. Вопросы будут разного уровня сложности: легкие, средней сложности и сложные. Начинаем игру.

Домашнее задание: изуч. п.12 в учебн., заполнить таблицу.

Сравнить особенности строения и жизнедеятельности простейших животных, отметив сходство и различия (строение, тип питания, движение).

Процесс жизнедеятельности

Амеба

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька

Движение

С помощью ложноножек (псевдоподий)

С помощью жгутика

С помощью ресничек

Питание

Фагоцитоз,   пиноцитоз,   пищеварительные вакуоли

Автотрофно, гетеротрофно (клеточный рот, глотка, пищеварительная вакуоль)

Гетеротрофно      (клеточная воронка, рот,  глотка, пищеварительная вакуоль, порошица)                      

Выделение

Сократительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Сократительные вакуоли

Основная   форма размножения

Бесполое, путем

деления

Бесполое, путем деления.

Бесполое, путем деления

Рефлексия (2-3 мин)

– Итак, подведем итог урока. Выставление оценок.

Слайд 46

Продолжите фразы:

 — На сегодняшнем уроке мне больше всего понравилось …

 — На сегодняшнем уроке мне больше всего запомнилось …

 — Я никогда не думал, что …

 — Теперь я буду знать, что …

 — Наиболее трудным на уроке было …

Инструктивная карта

Тема урока;__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

1. Заполнить схему «Классификация простейших»

 2. Сходства и различия в строении Простейших

Задание. Заполнить таблицу, используя значки «+» и «–».

Органоиды

П р о с т е й ш и е

Амеба

Эвглена зеленая

Инфузория-туфелька

1.Оболочка

2.Цитоплазма

3 Ядро

4. Ложноножка

5. Жгутик

6. Ресничка

7.Пищеварительная вакуоль

8.Сократительная вакуоль

9.Ротовое отверстие

10.Порошица

11.Хлоропласты

12.Светочувствительный глазок

.

Задание 3.             Многообразие   простейших:       ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4:

Составить кластер «Значение простейших»

Значение простейших как в природе, так и в жизни человека весьма велико. Простейшие поедают бактерий и микроскопические водоросли. Они служат пищей различным водным организмам – мельчайшим рачкам, малькам рыб и земноводным. Поэтому простейшие играют важную роль в круговороте веществ на Земле. Многие водные простейшие, питающиеся взвешенными органическими частицами и бактериями, играют существенную роль в биологической очистке вод.

 Паразитические простейшие, обитающие в органах растений, животных и человека, наносят серьезный вред растениеводству, животноводству и вызывают тяжелые заболевания у людей. Ряд видов простейших составляют полезную группу симбионтов высших животных, улучшающих пищеварение в организме.

Таблица. Заболевания, вызываемые Простейшими

Болезнь

Возбудитель

Саркодовые

Жгутиконосцы

Споровики

             


Домашнее задание: заполнить таблицу

Сравнить особенности строения и жизнедеятельности простейших животных, отметив сходство и различия (строение, тип питания, движение).

Процесс жизнедеятельности

Амеба

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька

Движение

Питание

Выделение

Основная форма размножения

План-конспект урока по биологии (7 класс) на тему: Простейшие

План-конспект урока

ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (ПРОСТЕЙШИЕ)

Цель: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.

Задачи:

Образовательные: систематизировать и развить представления об одноклеточных животных; среды обитания представителей класса Саркодовые их строения и жизнедеятельности на примере амебы протей.

Развивающие: продолжить формирование умений публично выступать, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, работать с микроскопом.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Тип урока: усвоения новых знаний.

План урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3.Изучение нового материала:

А. ТИП САРКОМАСТИГОФОРЫ, ИЛИ ТИП САРКОЖГУТИКОНОСЦЫ

— Класс саркодовые (корненожки)

— Класс жгутиковые

Б. ТИП ИНФУЗОРИИ

4. Итоги урока

1.Организационный момент 1-2 мин.

2. Прежде, чем начать новую тему, давайте вспомним, что называют клеткой? Расскажите строение животной и растительной клетки? В чем их различие?

3. На Земном шаре насчитывается около 1,5 млн. видов животных. Все они объединяются в одно царство Животные. Но это царство, исходя из уровня организации животных, можно разделить на два подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Какие вы знаете одноклеточные растения?

Морфологически представляют собой одну клетку, но функционально — целостный организм, способный двигаться, самостоятельно питаться. Размеры маленькие от нескольких микрон до нескольких сантиметров.

Обязательным условием существования является наличие жидкой среды.

Движение осуществляется с помощью ложноножек (временных выростов цитоплазмы), жгутиков (длинные тонкие нити цитоплазмы на переднем конце тела) и ресничек (многочисленных выростов цитоплазмы, расположенных по всей поверхности). Скорость передвижения разная.

Питание готовыми органическими веществами, бактериями в основном путем всасывания (гетеротрофно), а также путем заглатывания твердых пищевых частиц.

Явление раздражимости — одно из важнейших свойств живого организма — проявляется у простейших в виде таксисов (ответ на раздражение движением в направлении раздражителя или от него). Размножаются простым делением клетки пополам. Неблагоприятные условия простейшие переносят в состоянии цисты. При этом клетка сильно обезвоживается и покрывается плотной оболочкой, пока не попадают в благоприятные условия.

Простейшие играют важную роль в круговороте в-в в природе. Они служат пищей более крупным беспозвоночным. Радиолярии, фораминиферы, раковинные амебы формируют морские осадочные породы, которые используются в строительстве. Многие виды паразитических простейших вызывают тяжелые формы заболеваний человека, животных и растений.

ТИП САРКОМАСТИГОФОРЫ, ИЛИ ТИП САРКОЖГУТИКОНОСЦЫ

Этот тип включает свободнодвижущих и паразитирующих простейших, органоидами движения которых служат ложноножки или жгутики. В тип включены два класса: саркодовые и жгутиконосцы.

Класс саркодовые (корненожки)

Самые примитивные, не имеющие постоянной формы тела из-за отсутствия плотной оболочки. Типичный представитель корненожек — амеба обыкновенная, обитают в пресной воде и почве.

Голая амеба

Тело покрыто элементарной мембраной, под которой находится цитоплазма с различными включениями. Наружный, более вязкий однородный слой цитоплазмы называется эктоплазмой, внутренний, зернистый и более жидкий — эндоплазмой. Способность цитоплазмы осуществлять взаимный переход экто- и эндоплазмы друг в друга лежит в основе образования ложноножек, с помощью которых осуществляется движение амебы. Также с помощью ложноножек амеба захватывает пищу. Вокруг пищевой частицы, оказавшейся в цитоплазме, образуется пищеварительная вакуоль. Непереваренные остатки выталкиваются в любом участке тела амебы. Пищей амебе служат бактерии, одноклеточные водоросли или другие простейшие.

В цитоплазме имеется сократительная вакуоль, функция которой — регуляция осмотического давления внутри тела амебы. Концентрация растворенных в-в в теле амебы выше, чем в окружающей среде. Благодаря разности осмотического давления внутри и вне тела амебы вода непрерывно поступает в цитоплазму через наружную мембрану. Избыток воды, вместе с продуктами обмена в-в, выводится наружу с помощью сократительных вакуолей.

Размножение у амебы бесполое, происходит путем деления клетки надвое. При наступлении неблагоприятных условий амеба превращается в цисту.

В кишечнике человека обитает множество амеб, которые питаются перевариваемой пищей и кишечными бактериями, не принося никакого вреда. Дизентерийная амеба может вызывать болезнь дизентерию (амебиаз) — болезнь грязных рук.

Раковинная амеба использует для своих раковин известняк, соли стронция, органическое в-во. Каждая раковина особенна.

Диффлюгия (раковинная) Фораминиферы (известняк) Радиолярии (стронций)

Класс жгутиковые

Свободнодвижущие жгутиковые населяют пресные и морские водоемы, паразитические формы обитают в теле человека и животных. Число жгутиков от 1-ого до 2-ух, реже больше. Жгутик является органом передвижения. Представитель класса — эвглена зеленая. Как и все зеленые жгутиковые, эвглена имеет хроматофоры и способна синтезировать органические в-ва из неорганических, используя энергию солнца. Запасание питательных в-в может быть в виде крахмала. При длительном содержании эвглены в темноте хлорофилл у нее теряется, и она переходит к питанию растворенными в воде органическими в-вами. Такая способность к смешанному питанию обеспечивает возможность выживания в различных условиях существования.

Избыток воды и часть продуктов обмена в-в из тела эвглены удаляются при помощи сократительной вакуоли. Размножается эвглена бесполым путем — продольным делением. При неблагоприятных условиях образует цисту.

Жгутиковые, имеющие хлорофилл, играют большую роль в жизни водоемов, так как образуют кислород, необходимый для дыхания водных организмов. Кроме того, они используются в качестве кормовых объектов для многих животных. Среди жгутиковых есть много паразитических форм, вызывающих заболевания человека: лямблия обитает в верхнем отделе тонкой кишки и в желчевыводящих протоках и вызывает заболевания лямблиоз; лейшмания паразитирует внутри клеток и тканей и вызывает болезнь лейшманиоз; трипаносома является возбудителем африканской сонной болезни (паразит крови теплокровных животный и человека, не передается от человека к человеку, только при обязательном участии переносчика — комары, москиты, клещи)

ТИП ИНФУЗОРИИ

К типу инфузории относят около 6000 видов простейших, органеллами движения которых служит большое количество ресничек. Для большинства инфузорий характерно присутствие двух ядер: крупного вегетативного — макронуклеуса (имеет полиплоидный набор хромосом, регулирует процессы обмена в-в) — и более мелкого генеративного — микронуклеуса (содержит диплоидный набор хромосом и участвует в половом процессе).

Среди инфузорий есть свободноживущие обитатели пресных и морских водоемов и паразиты человека и животных. К свободноживущим инфузориям относят инфузорию-туфельку. Инфузория-туфелька — самая сложноустроенная одноклеточная. Инфузория имеет постоянную форму, так как эктоплазма уплотнена и образует пелликулу (дополнительную оболочку).

Питается инфузория бактериями, одноклеточными водорослями, которые перевариваются в пищеварительных вакуолях. Непереваренные остатки выбрасываются через порошицу.Сократительные вакуоли состоят из резервуара и 5-7 канальцев. Жидкие продукты и вода из цитоплазмы сначала поступают в приводящие канальцы, затем канальцы все сразу сокращаются и изливают свое содержимое в резервуар, после чего последний сокращается и выбрасывает жидкость через отверстие наружу. Вакуоли сокращаются поочередно.

Бесполое размножение осуществляется путем поперечного деления и сопровождается делением макро- и микронуклеусов. Размножение повторяется 1-2 раза в сутки. Через несколько поколений в жизненном цикле инфузорий происходит половой процесс конъюгация, при которой число инфузорий не увеличивается, а обновляются наследственные св-ва маконуклеуса и возникают новые комбинации генетической информации.

У человека в просвете толстого кишечника может паразитировать инфузория балантидий — возбудитель балантидиоза. Создает многие виды колоний, является сидячим животным. Тяжелое заболевание выражается в кровавом поносе, коликах, лихорадке и мышечной слабости. Основным разносчиком являются свиньи, зараженные балантидиями. Балантидии в кишечнике свиней образуют цисты, с фекалиями попадающие во внешнюю среду, где сохраняются долгое время. Заражение человека происходит при занесении цист в пищеварительный трат с грязными руками или пищей.

4. Выставить отметки. Записать домашнее задание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.