Художественная литература как искусство слова – 1.1 Художественная литература как искусство слова

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

 

Художественная литература (от лат. «буква», «буква») — это вид искусства, который осваивает мир в художественном слове.

Искусством называют воспроизведения жизнь в художественных образах. Оно всегда было и есть одним из важнейших факторов духовной жизни человечества, ведь стимулирует творческую деятельность, обогащает жизнь человека эмоциональными переживаниями и размышлениями.

Существуют разные виды искусства. их условно разделяют на три типа.

К первому относятся так называемые пространственные виды искусства, к которым относят живопись, скульптуру и архитектуру, художественную фотографию. Название «пространственные» они имеют потому, что объекты, которые они изображают, человек воспринимает в неподвижном виде, словно замершие в пространстве.

Второй тип — это временные виды искусства, к которым относятся музыка, пение, танец, пантомима и художественная литература. Временными их называют потому, что, в отличие от статической формы изображения, характерной для пространственных искусств, они воспроизводят жизнь в руси, в его развитии, что происходит в течение определенного времени.

Третий тип — это так называемые синтетические виды искусства, сочетающие элементы как пространственных, так и временных видов. Форма изображения в театре, кино и на телевидении реализуется как в пространстве, так и во времени.

Виды искусства отличаются и тем материалом, в котором стоят их произведения и которым они пользуются для художественного воспроизведения жизни. За такими «материальными» признаками мы определяем литературу как искусство слова, по сравнению, например, со скульптурой — искусством камня или глины, живописью — искусством краски, танком — искусством ритмических движений тела, пантомимой — искусством жестов и мимики, музыкой — искусством звуков и т.д.

Литература — это самый высокий вид искусства, она имеет преимущества над другими видами, ведь работает со словом, поэтому способна не ограничиваться в изображении, раскрытии внутреннего и внешнего мира человека, его тончайших переживаний. Это главное ее отличие от других видов искусства. Значение слова было акцентированное еще в Библии (Евангелия от Иоанна), где провозглашено его божественную сущность. Слово является основным элементом литературы, который создает связь между материальным и духовным.

Итак, слово — материал литературного образу. Еще немецкий философ Гегель назвал слово найпластичнішим материалом. Средствами слова — этого наиболее гибкого материала — можно воспроизводить изображаемое почти каждым другим видом искусства. Так, поэзия приемами своей звуковой организации приближается к музыке. Прозаические словесные образы могут создавать иллюзию пластического изображения и т.д. Кроме того, слово — единственный из материалов искусства, что дает возможность изображать человеческую речь. Словами можно описать звук, цвет, запах, передать настроение, «рассказать» мелодию, «нарисовать» картину. Словесный образ может соперничать с живописным и музыкальным. И все же у него есть свои пределы. Литература пользуется только словами.

В доисторические времена литература существовала в устном виде. С возникновением письменности начался новый этап развития литературы, хотя фольклор не теряет своего значения как основа литературы и до сих пор.

Литература существует в трех раВНОвидностях художественного текста (родах): эпос (дословно — рассказ), лирика (дословно — то, исполняемый под звуки лиры), драма (дословно — действие). Отличается один раВНОвидность от другой способом формирования художественного образа. Например, драма объединяет произведения, предназначенные для исполнения на сцене, ее жанры: трагедия, комедия, драма, мелодрама, фарс. Лирика чаще всего безсюжетна, отличается высокой эмоциональностью, субъективностью, насыщенностью художественного образа. Назначение эпоса — выложить последовательную рассказ о череде событий. В письменной литературе эпическими жанрами являются роман, повесть, новелла, рассказ, очерк. Характеристика каждого из этих жанров тоже требует уточнений. Так, например, исторические предания древности составили основу для средневековых рыцарского и комического романа, а потом развились в бытовой, исторический, приключенческий, любовный и другие романы.

Никакие другие художественные впечатления не могут заменить художественное чтение. Это объясняется опорой литературы на естественное речи, в котором сконцентрирован опыт человечества, ее ориентацией на творческое восприятие, на работу воображения, фантазии, на улавливание глубинного смысла (подтекста).

Виды искусства не являются изолированными, они контактируют между собой, взаимодополняют друг друга, широко и всесторонне раскрывая жизнь человека, глубины ее души. Каждый вид вносит в казну мировой художественной культуры что-то свое, новое, оригинальное. В частности мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладут в основу многих произведений других видов искусства — живописи, скульптуры, театра, балета, оперы, музыки, кино.

Всемирный литературный процесс — это историческое движение мировой литературы, которая развивается в сложных связях и взаимодействиях. Это одновременно история создания и накопления морально-этических и художественных ценностей от древнейших времен до современности.

Мировая (всемирная) литература — термин, введенный Иоганном Вольфгангом Гете в XIX ст. Гетевське понимание мировой литературы предусматривает совместное развитие литератур отдельных наций, которые, вступая во взаимодействие, в то же время сохраняют своеобразие и уникальность.

До определенного времени литературный процесс в каждой стране имел относительно замкнутый, сугубо национальный характер. Но с развитием экономических и культурных связей с многих национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература.

Всемирный литературный процесс обусловлен развитием различных национальных литератур, которые имеют собственную своеобразие, но в то же время существуют общие закономерности, присущие литературе в целом.

Литературный процесс в разных странах и национальных культурах проходит похожие этапы, и развитие жанров, методов и стилей отражает это.

Национальная литература — литература отдельной нации, народа, которой присуща собственная национальное своеобразие, обусловлена рядом факторов (прежде всего ментальностью народа) и воспроизведена в системе содержательных и формально-стилевых особенностей, присущих произведениям представителей определенных наций.

Развитие и функционирование литературного процесса происходит как за определенной эпохи, так и на протяжении всей истории нации, страны, мира. В истории мировой литературы известны несколько этапов развития.

Каждый писатель опирается на традиции как ближайших, так и отдаленных (во времени и пространстве) предшественников, участников литературного процесса отечественной и зарубежных литератур, определенной мере используя весь опыт художественного развития человечества.

Важную роль в литературном процессе играет взаимодействие литературы с другими видами искусства, с культурными и общественными явлениями, с наукой, философией. История литературы тесно связана с историей общества, однако ей присущи собственные, внутренние законы развития.

 

Этапы развития мировой литературы

Мифология, устное народное творчество

Античная литература (VIII в. до н. э. — V в. н. э.)

Литература эпохи Средневековья (V-ХV вв.)

Литература эпохи Возрождения (ХV-ХVII вв.)

Литература XVII ст.: барокко и классицизм

Литература эпохи Просвещения (конец XVII — XVIII ст.): просветительский реализм, просветительский классицизм, сентиментализм, рококо

Литература XIX ст.: романтизм и реализм

Литература конца XIX — второй половины XX вв.: модернизм (параллельно развиваются другие направления — реализм, романтизм)

Литература последней трети XX — начала XXI вв.: постмодернизм, развитие других направлений

zarlitra.in.ua

Литература как искусство слова

Цель: дать понятие литературы как вида искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Материал к уроку:

  • А.П. Чехов “Дома”.
  • В.В.Вересаев “Состязание”.
  • Р.Брэдбери “451◦ по Фаренгейту”.
  • Музыкальный ряд:
  • ♪ И. Крутой. Музыка из к/ф “Долгая дорога в дюнах”.
  • ♪ Г. Свиридов. “Время, вперед!”.
  • ♪ Бетховен “Лунная соната”.

Зрительный ряд:

  • Слайды на тему “МЫ”(Слайды можно взять у автора).
  • “Портрет Джиневры де Бенчи” Леонардо да Винчи.

Конспект урока

Эпиграф:

  • «Прекрасное пробуждает доброе». Д.С. Лихачев.
  • Прекрасное пленяет навсегда.
    К нему не остываешь. Никогда
    Ему не впасть в ничтожество…
    С.Наровчатов.

Пролог: <♪ Звучит инструментальная композиция И.Крутого из к/ф “Долгая дорога в дюнах”>.

− Огромная Вселенная. В ней дуют космические ветры, бушуют космические вьюги, века в ней пролетают как один день. В этой огромной холодной Вселенной есть голубая планета с названием Земля. Здесь шумят леса, текут реки. Зима сменяет осень, а вслед за весной всегда приходит лето. И вслед за днем наступает ночь, а вслед за ночью неизменно наступает день.

На этой огромной голубой планете есть один день. В этот день на свет появился ты. И любящие женские глаза роняли слезы счастья. А сердце материнское тебе пожелало доброго пути. И материнские руки благословили твои первые шаги по этой земле. И загадали звезду с твоим именем. И в ту же секунду в небе зажглась новая звезда. Твоя звезда. Она светит тебе всю жизнь, даже если ты об этом не знаешь. Это звезда твоей любви, твоего счастья, твоей жизни. Ты не выбирал её. Она дана тебе от рождения, как жизнь. А все остальное в своей жизни ты выбираешь сам. Это твое право. Право человека. И если ты выберешь правильный путь, то твоя звезда осветит его. И только от тебя зависит, не погаснет ли она раньше времени.

Пусть твоя звезда горит долго, ты можешь и должен сделать это!

Постановка проблемы:

<♪ Г. Свиридов “Время, вперед!”; слайдовый ряд “МЫ”>

XXI век. Начало столетия. Мы живем в веке, когда один диктатор угрожает: «Я утоплю вас в крови!». Когда другой политик обещает: «Я подниму Россию с колен!»

А где-то там, в сибирской глуши, районный детский врач выписывает рецепт. Он выписывает рецепт… на яблоко, на молоко. Так было. Так есть. Так будет?!

XXI век называют веком науки и техники. Прогресс создаёт иллюзию, что именно наука и техника, уровень их развития, стали мерилом человеческих ценностей. Так ли это? А каково наше отношение к культуре? Искусству? Литературе?

Разработка I. Ввод.

Да, книги уходят из жизни современных школьников. И страшно представить осуществление той ситуации, которая смоделирована в фантастической антиутопии американского писателя Рея Дугласа Брэдбери “451◦ по Фаренгейту”. В этой антиутопии изображен город, в котором чтение и хранение книг является страшным преступлением. Там уже давно уничтожены все книги. И теперь, если у кого-то находят хоть одну книгу, её сжигают вместе с домом, а хозяина предают смертной казни. Там нельзя сохранить книги, не погибнув самому. Пожарные в этом городе существуют не для того, чтобы тушить пожары. А для того, чтобы сжигать книги и дома, в которых они найдены. Герой романа Гай Монтег – пожарный. Десять лет он добросовестно и даже с удовольствием выполнял свою страшную работу. Но вот однажды во время дежурства он приехал в дом старой женщины, которая. Не желая расставаться со своими книгами, сгорела вместе с ними. С того дня все изменилось в жизни Монтега. Его стал мучить вопрос: что же написано в этих книгах. Если из-за них люди идут на смерть? И чтобы получить ответ, он начинает читать…

Экспресс-анкета:

  1. С кем были бы вы, если бы оказались в этом фантастическом городе:
  • с теми, кто спокойно обходится без книг;
  • с теми, кто тайно читал книги и хранил их в памяти;
  • с теми, кто уничтожал книги.
  1. Признайтесь себе честно, нужны ли вам книги, когда есть телевидение, кино, компьютер?

(Обработка результатов экспресс-анкеты и подведение итогов).

Разработка 1I. Литература как вид искусства.

Литература – не просто учебный предмет, дающий определенную сумму знаний, но, прежде всего, литература – это вид искусства.

Словарь литературоведческих терминов:

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

(Запись определений в словарик)

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Разработка III. “Литература – учебник жизни”.

Но слова в человеческой речи и в художественной литературе не живут порознь. Их объединяет и согласует мысль, идея произведения и одушевляет человеческая речь. Простое привычное человеческое слово. Но силой своего таланта, как волшебной палочкой, писатель или поэт поворачивает к нам слово неожиданной стороной, заставляя нас чувствовать, мыслить, сопереживать.

У Антона Павловича Чехова есть рассказ: он называется “Дома”. Вот его краткое содержание: “Евгению Павловичу Быковскому, прокурору окружного суда, только что вернувшемуся из заседания, гувернантка его семилетнего сына пожаловалась, что Сережа курит, и что табак он берет из письменного стола отца.

− Пришлите его ко мне, — сказал Евгений Петрович.
− Я на тебя сердит, и больше тебя не люблю, — оборвал приветствие мальчика отец. – Сейчас Наталия Семеновна мне жаловалась, что ты куришь. Это правда?
− Да, я раз курил, это верно.
− Вот видишь, ты еще и лжешь вдобавок, — сказал прокурор. – Наталия Семеновна два раза видела, как ты курил. Значит, ты уличен в трех нехороших поступках: куришь, берешь из стола чужой табак и лжешь. Три вины!
− Ах, да-а, — вспомнил Сережа. И глаза его улыбнулись. – Это верно, верно! Я два раза курил: сегодня и прежде.

Евгений Петрович стал объяснять сыну, что брать чужое нельзя, что человек имеет право пользоваться только своим добром. Он стал объяснять ему, что значит собственность, о вреде табака, о том, что табачный дым производит чахотку и другие болезни, от чего умирают.

Евгений Петрович мучительно думал о том, что ещё сказать сыну, чтобы овладеть его вниманием. Он видел, что Сережа его не слушает. Мальчик сначала ковырял пальцем дырку в суконной обивке стола, а потом залез на стул, стоявший сбоку стола, и начал рисовать.

И Евгению Петровичу казалась странным и смешным, что он, опытный правовед, полжизни упражнявшийся во всякого рода пресечениях, предупреждениях и наказаниях, не мог убедить мальчика в том, что он поступил дурно. Пробило десять часов. Евгений Петрович устало опустился в кресло. А Сережа, удобно устроившись на коленях отца, попросил: «»»» Папа, расскажи сказку».

Как и большинство деловых людей, Быковский не помнил ни одной сказки, так что всякий раз ему приходилось импровизировать.

— Слушай, — начал отец, поднимая глаза к потолку. – В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старый, престарый царь… Жил он в стеклянном дворце, который сиял и сверкал на солнце, как большой кусок чистого льда. Дворец стоял в громадном саду, где росли апельсины, черешни, цвели тюльпаны, розы, пели разноцветные птицы. На деревьях висели стеклянные колокольчики, которые, когда дул ветер, звучали так нежно, что можно было заслушаться…

У старого царя был единственный сын и наследник царства, мальчик, такой же маленький, как и ты. Но этот царевич начал курить, заболел и умер, когда ему исполнилось 20 лет.

Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи. Пришли враги, убили царя, разрушили дворец, и уже в саду ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков.

Сережа напряженно слушал. Его глаз подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом: «Не буду я больше курить…”

Беседа с учащимися:

− Что произошло? Почему в рассказе А.П. Чехова сказка оказалась лучшим воспитателем, чем вся логика фактов и убеждений?

Релаксация

− А сейчас сядьте удобнее. Закройте глаза. Ваши руки лежат спокойно и свободно…(звучит инструментальная музыка “Водопад”).

“Прочь тревоги и заботы. Погрузитесь в раздумья: музыка и звуки волшебницы природы унесут вас к сверкающему горному потоку. Нигде не найдете такого спокойствия и безмятежности – только здесь, близ прохладных, чистых вод., легко сбегающих по зеленому бархату замшелых камней. Берега потока устланы многоцветным ковром ярчайших цветов, а легкое дыхание ветерка разносит их восхитительные ароматы. В листве высоких деревьев распевают разнообразнейшие птицы. Вы лежите на берегу, глядя в небо, где проплывают пышные облака самых разных очертаний. Это чудное мгновенье может повториться лишь Сверкающей Порой Весны…”.

– Открой глаза. Улыбнись себе, соседу. Вам хорошо и спокойно. У.вас хорошее настроение. Итак, вы готовы слушать дальше.

Разработка IV. “Мир спасет красота”

Что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде? —

ответ на эти вопросы — в рассказе В.Вересаева “Состязание”.

Пересказ учителя с выборочным чтением конца рассказа на фоне музыки <♪ Бетховен “Лунная соната”> и репродукции картины Леонардо да Винчи.

Вывод:

Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.

Эпилог.

<♪ Инструментальная музыка>

Ты входишь в жизнь, как в двери мастерской.
В твоем распоряжении отныне
Прекрасный мир прекрасного, людской
Трагедией построенный в пустыне.
И на тебе горит его тавро
Ответственности, действия и слова.
В нем многое из нового старо,
И старое – значительно и ново.
Входи в него хозяином смелей!
Он ждет тебя и требует ответа.
Согрей его трагедией своей,
Прибавь ему ещё любви света!

− Сегодня на уроке вы приоткрыли художественный мир литературы, услышали произведения великих писателей, ощутили любовное внимание и уважение к живой жизни и человеку, природе, миру в целом.

urok.1sept.ru

Художественная литература как искусство слова, художественный образ — Теория литературы

Кратко:

Художественная литература (от лат. lit(t)eratura — букв, написанное) — «искусство слова», вид художественного творчества, изображающий действительность в словесных образах.

В широком смысле под художественной литературой понимается вся словесность — письменная и устная. В узком — только письменные произведения.

Предметом изображения в художественной литературе является человек. В словесных образах воссоздаются картины человеческого бытия: уклад жизни, убеждения, поступки, переживания и проч.

Слово в художественной литературе обладает огромными возможностями. Оно порождает в нашем сознании образы действительности, способные передать тончайшие движения души и возбудить ответные эмоциональные порывы. Как и в других видах искусства, изображение человека в художественной литературе имеет условный характер, так как автор воспроизводит личность не прямолинейно и не буквально. Отбросив малозначительное и несущественное и дополнив элементами вымысла, художник описывает образ в соответствии со своими представлениями об идеалах человеческого поведения.

В зависимости от способа организации речи различаются две главные разновидности художественной литературы — проза и поэзия. Произведения художественной литературы могут относиться к одному из трех основных родов — эпосу, лирике или драме.

Как вид искусства художественная литература связана с другими формами художественного творчества — театром, кино, живописью, музыкой, телевидением, скульптурой и архитектурой.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Что такое литература? В основе этого понятия лежит латинское слово «litera» — «буква». Значит, «literatyra» — это «написанное буквами», то есть все словесные произведения. Однако в большинстве случаев «литературой» принято называть только художественные произведения.

Определение «художественная» надо понимать, как «относящаяся к искусству». В толковом словаре это понятие определено так: «Художество — то же, что искусство».

А что же такое искусство? Лев Толстой ответил так: «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передаёт другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их».

Что же Л. Толстой называет «внешними знаками»? Это средства передачи чувств автора произведения читателям, слушателям, зрителям. У писателя таким средством является слово, у живописца краски, у музыканта — звуки, у скульптора — глина, камень. Например, свои впечатления об осени художник И. Левитан передал в картине «Золотая осень», композитор П. Чайковский в этюдах «Времена года», поэт Ф. Тютчев — в стихотворении «Есть в осени первоначальной…». Все авторы изобразили осень, но использовали для этого разные средства.

Однако у всех искусств есть и общее, то, что составляет ядро каждого из них. Это общее называется «художественным образом». Образ — это понятие, определяющее природу и форму любого произведения искусства — картины, симфонии, поэмы и др. Именно образами пользуется художник, воспроизводя (отражая) жизнь, в отличие от учёного, который оперирует фактами и понятиями. Если учёный доказывает, убеждает, приводит аргументы, то художник показывает жизнь в картинах. Эти картины можно представить, они останавливают внимание, рождают ассоциации, пробуждают чувства и в то же время несут информацию.

Для примера прочитаем два текста на одну тему: строфу из стихотворения С. Есенина и строки из газетной статьи.

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

 

Поздней осенью на деревьях почти нет листьев. Ветры в эту пору дуют сильнее, и дождь идёт чаще. Журавли и гуси улетают на зиму в тёплые края.

Тема обоих текстов одна — поздняя осень. Но есенинские строки, помимо конкретной информации, дают читателю ещё и то, чего нет в статье. Они погружают нас в настроение осени, мы отчётливо слышим в них ноты грусти. И вовсе не потому, что прошло золотое лето. Есенин писал о природе, но думал о человеке — скорее всего о себе. Свою душу он вложил в поэтические строки и вызвал у нас отклик. Мы тоже грустим о том, что не только «отговорила роща», но и жизнь человека течёт и проходит. И всё это благодаря образам.

Художественный образ имеет свои отличительные черты. Одна из основных — конкретность, проявляющаяся чаще всего в деталях. Именно детали создают неповторимость изображаемой картины.

Характерной чертой художественного образа является и зримость. Мы хорошо представляем позднюю осень С. Есенина, потому что он создал образ, показывающий, что золотая осень прошла («отговорила роща золотая»). Зримый образ усиливается звуковым. Раскатистое прощальное «р» слышится в словах «журавли… пролетая».

Художественная литература — это «слово о мире» (М. Бахтин). Но отражает она мир не «один к одному». Отталкиваясь от реального мира, художник создаёт собственный мир. Отражение мира в художественном произведении всегда личностное. Но автор, кроме правды, пережитой лично им, и правды своего времени, выражает ещё и нестареющую вечную правду. Что же такое «вечная правда»? Она касается духовной жизни человека, основные принципы которой в каких-то чертах вообще не меняются. Из века в век люди рождаются, умирают, любят, страдают, ненавидят, радуются, боятся, но всегда верят и надеются… Четыреста лет люди читают великие трагедии Шекспира и всё ещё ищут и находят в них смысл, который важен именно и только для них.

Источник: Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература: Учебник для 8 кл. — К.: Грамота, 2008

classlit.ru

Художественная литература как искусство слова

Религиозные догмы гласят: «Вначале было слово». И сейчас бессмысленно спорить о том, действительно ли это так. Слова – это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого человека. Благодаря им мы имеем возможность получать или передавать важную информацию, узнавать что-то новое. Слова воспринимаются чем-то обычным, но только в умелых умах они могут стать настоящим произведением искусства, которое все привыкли называть литературой.

Из глубин истории

Литература как искусство слова возникла еще в давние времена. Тогда наука и искусства переплетались, а ученые были как философами, так и писателями. Если обратиться к мифологии Древней Греции, то в ней можно отчетливо увидеть единство искусства и науки. Мифы о музах, дочерях Зевса, рассказывают о том, что эти богини покровительствовали поэзии, науке и искусству.

Если человек не владеет знаниями по литературе, ему будет трудно изучать другие науки. Ведь только тот, кто владеет словом, может познать бесчисленную информацию, которую человечество копило на протяжении веков.

литература как искусство слова

Что такое искусство?

Прежде чем отвечать на вопрос о том, почему литературу называют искусством слова, необходимо понять, что такое искусство.

В широком смысле под искусством подразумевают мастерство, исходящий продукт которого вызывает эстетическое удовольствие у потребителей. Искусство – это образное отображение действительности, способ показать мир в художественном контексте таким образом, чтобы он интересовал не только своего создателя, но и потребителей. Так же? как и наука, искусство является одним из способов познать мир во всех его аспектах.

Искусство имеет много понятий, но основное его предназначение — удовлетворять эстетические запросы индивида и прививать любовь к миру прекрасного.

Исходя из этого, можно с уверенностью заявить, что литература – это искусство. И художественная литература, как искусство слова, имеет полное право на создание собственной ниши среди всех разновидностей искусств.

художественная литература как искусство слова

Литература как вид искусства

Слово в литературе – это основной материал для создания шедевра. С помощью кружевных хитросплетений словесных оборотов, автор увлекает читателя в свой мир. Заставляет его переживать, соболезновать, радоваться и грустить. Написанный текст становится похожим на виртуальную реальность. Воображение рисует другой мир, что создается посредством словесных образов, и человек переносится в иное измерение, из которого можно выйти, лишь перевернув последнюю страницу книги.

Литература как искусство слова берет свое начало с истоков устного народного творчества, отголоски которого можно встретить во многих художественных произведениях. Сегодня литература является основой для развития многих культурных сфер человеческой деятельности.

Исток

Художественная литература как искусство слова стала первоосновой для создания театра. Ведь на основе произведений великих писателей разыгрывались многие театральные представления. Благодаря литературе было создано и оперное искусство.

Сегодня на основе текстовых сценариев снимают фильмы. Некоторые киноленты экранизируют известные художественные произведения. Особо популярные из них «Мастер и Маргарита», «Анна Каренина», «Война и мир», «Эрагон» и другие.

урок литература искусство слова

Часть общества и лидер искусства

Литература – это неотъемлемая часть общества. Именно в ней сосредоточен общественный, исторический и личный опыт в освоении мира. Благодаря литературе человек поддерживает связь с предыдущими поколениями, имеет возможность перенимать их ценности и лучше понимает структуру мироздания.

Литературу по праву можно назвать лидером среди других видов искусства, ведь она имеет огромное влияние не только на развитие отдельного индивида, но и на человечество в целом. Исходя из всего выше сказанного, литература, как искусство слова, стала объектом изучения на уроках в 9-м классе. Подобного рода уроки должны иметь определенную структуру. Ученики не только должны легко освоить информацию, но и быть заинтересованными весь урок.

Литература – искусство слова

Цель такого занятия: дать ученику понять, что литература – это своеобразный вид искусства, основным инструментом которого является слово. Соответственно, тема: «Литература как искусство слова».

почему литературу называют искусством слова

Один из оптимальных учебных планов урока может иметь следующую структуру:

  1. Эпиграф. Можно выбрать среди цитат известных людей об искусстве или прекрасном.
  2. Постановка проблемы. Как вариант, можно навести примеры из современной жизни, где много внимания уделяют политике, технике и науке, забывая при этом об обычных людских потребностях и искусстве в целом.
  3. Введение. Логично будет продолжить развивать проблематику. Стоит упомянуть о том, что художественная литература уже не занимает так много места в школьной жизни, как это было ранее. На смену ей пришли компьютеры, телевизоры, Интернет и телефоны. Чтобы заинтересовать учеников, можно пересказать краткое содержание книги Рея Бредбери «451° по Фаренгейту». В этой антиутопии рассказывается о городе, где чтение находится под строгим запретом. Людей, которые хранят книги, приговаривают к смертной казни, а их дома сжигают. И что, казалось бы, интересного в этих книгах? Но раз люди готовы за них умирать, значит, там действительно что-то есть.
  4. Опрос. На основе изложенного материала можно составить экспресс-анкету, в которой бы ученики написали, как бы они вели себя в городе Рея Бредбери.
  5. Литература – это искусство. Немного теории о том, что такое искусство и как возникла литература, не помешают.
  6. Художественна литература как пособие жизни. Можно привести несколько отрывков из книг классиков, где фигурируют книги. Например, рассказ А. П. Чехова «Дома».
  7. Разговор с учениками. Определить, что означает литература как искусство слова и ее роль в жизни человека. В конкретном случае следует разобрать, почему сказка превратилась в лучшего воспитателя, чем логические доводы и убеждения.
  8. Выводы. Ученики должны ответить на вопрос: «Как вы понимаете литература – это искусство слова?»
  9. Эпилог.

литература как искусство слова и ее роль

Секрет

После проведения урока «Литература как искусство слова» 9 класс часто задается вопросом о том, неужели писать так сложно, ведь слова доступны каждому. Возможно, все из-за подросткового максимализма, но суть не в этом.

Если говорить о сложности написания художественных произведений, то можно провести аналогию с рисованием. Допустим, есть два человека: один любит рисовать, другой предпочитает петь. Ни у одного из них нет специального художественного образования, никто не прославился как художник и не посещал специальных курсов. В целях эксперимента им выдают лист бумаги, простой карандаш и просят изобразить то, что вызовет эстетическое удовольствие.

Как и в случае со словами, они имеют одинаковые ресурсы, но результат у каждого разный. Лучший рисунок получился у человека, который любит рисовать. Возможно, у него и нет особого таланта, но окружающий мир он олицетворяет с рисунками.

Также и с литературой, секрет не в том, что слова доступным всем, а в том, чтобы уметь правильно ими пользоваться.

тема литература как искусство слова

Простой пример

Литература как искусство слова появляется из простых, повседневных слов. Кто-то определенно скажет, что все это бессмыслица. Из ничего нельзя создать шедевр. Вот только из этого «ничего» можно создать эмоции, открыть дверь в новую Вселенную и показать, что окружающий мир не имеет границ.

Искусство слова рождается глубоко в душе писателя или поэта. Он стремится не только рассказать историю, но заставить читателя пережить определенные эмоции. Завлечь его в свой мир и поговорить о чем-то важном. Простой человек напишет: «За окном шел дождь». Писатель скажет следующее: «Капли осеннего дождя, словно погребальные слезы, стекали по стеклу».

как вы понимаете литература это искусство слова

Так рождается искусство

В первом случае читатель узнает, что на улице просто испортилась погода. Захочется ли ему читать дальше? Вряд ли. Он ведь не знает, о чем будет читать. А вдруг это будет статья о метеорологических исследованиях в быту? Информация, конечно, полезная, но интереса не вызывает.

Второй случай обладает более обширной информацией. Читатель узнает, что события происходят осенью и вероятно, что главному герою очень грустно, ведь кого-то пришлось похоронить. Сразу возникают вопросы. Кто умер? Как это произошло? Что чувствует главный герой? И продолжает читать дальше.

По сути, два этих предложения говорят о том, что на улице просто идет дождь. Но стоит «одеть» предложение в дополнительные существительные, прилагательные и определения, как оно превращается в искусство. И это искусство цепляет, завораживает и заставляет погружаться все глубже и глубже в пучины слов. А выныривая из них, каждый читатель держит в руках бесценные сокровища и незабываемые воспоминания о разговоре с писателем, которого давно нет.

autogear.ru

Художественная литература как искусство слова — Сочинение по русской литературе — Подготовка к ЕГЭ

Подготовка к ЕГЭ — универсальный справочник

Художественная литература как искусство слова

Художественная литература наряду с музыкой, живописью и т. п. является одним из видов искусства. Слово «искусство» многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую определенное идейно-эстетическое содержание. При этом каждый вид искусства использует «свой» материал: музыка — звук, живопись — краски, архитектура — камень, дерево, металл и т. д. Специфика художественной литературы заключается в том, что это — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции человеческого языка. Таким образом, литература — это искусство слова.

Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование личности. Искусство слова давно уже стало частью той социальной и культурной среды, в которой развивается каждый человек. Литература сохраняет и передает из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь напрямую к сознанию человека, так как материальным носителем образности в литературе является слово. Взаимосвязь слова, точнее, речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово — результат мысли и ее инструмент. С помощью слов мы не только выражаем то, что думаем: сам мыслительный процесс имеет вербальную (словесную) основу и невозможен вне речи. И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли. В истории литературы можно найти множество примеров, подтверждающих это. Нередко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литературные произведения становились инструментом агитации и пропаганды (например, произведения советской литературы). Безусловно, это крайние проявления, но даже в том случае, когда литература напрямую не претендует на роль агитатора и наставника, она доносит до человека представления об определенных нормах, правилах, наконец, предлагает ему определенный способ видения мира, формирует его отношение к той информации, которую человек получает ежедневно.



scribble.su

Изучение литературы как искусства слова

Организуя процесс обучения литературе, учитель всегда должен помнить, что имеет дело с искусством слова.

Духовные потребности личности учащегося наиболее четко выражаются в образе жизни, основанном на эстетических началах, так как » эстетически – прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности»

( Вл. Соловьев), » красота спасет мир» (Ф. М. Достоевский).

Чувства никогда не появляются без эмоционального заряда. Чувства возникают в нас независимо от всякого мышления. Они возникают в той части нашего внутреннего мира, которая существует ниже уровня мышления, т.е. этот »уровень имеет характер фундамента, на котором строится рациональная часть нашей природы, над этим уровнем воздвигается надстройка мысли, и надстройка эта нормально функционировать может только тогда, когда фундамент в полном порядке…Когда зарождается мысль, она приносит с собой эмоции нового порядка – эмоции, которые могут возникнуть только у мыслителя, причем только потому, что его мысль движется тем, а не иным путем…Вторичная функция мысли, или мысль второго порядка, традиционно отличается от мысли первого порядка и называется »разум» в отличие от »понимания» (О.А. Кривцун).

Художественная литература, музыка, живопись объединяют людей, даже ели они не понимают языка друг друга, потому что у них общее устремление к красоте. В этом устремлении проявляется внутренняя сущность человека. »Это и есть то Божественное в человеке, что всех объединяет. В его свете мы все едины» (Р. Тагор).

Понять Красоту в ее существенном, космическом проявлении, может лишь высокодуховный человек, прекрасная душа.

Поэтому главная задача учителя литературы состоит в том, чтобы формировать у школьников духовные потребности и способности к их самостоятельному развитию. Не каждый ученик может развить у себя творческие способности до уровня Л.Н. Толстого или П.И. Чайковского, зато каждый способен и должен жить по эстетическим законам, освоить духовное наследие предшествующих поколений, обогатить себя и свою жизнь высоким духовным смыслом. Только тогда можно будет сказать, что ученик готов и способен полноценно выполнять систему социальных ролей, т.е. его личность станет гармонически развитой.

Классическая литература по своему содержанию способствует реализации принципа гуманизма, духовному обогащению учащихся. Однако отношение к литературе только как к »учебнику жизни» привело к тому, что школьники либо вообще не читают текстов произведений, либо читают их по диагонали, не замечая того, что делает произведение художественным, и не обогащая себя духовно.

Для того чтобы литература помогала людям понять друг друга, уважать другого, познать человечность, необходимо изучать литературу как искусство слова.

Базовым содержанием преподавания литературы как дисциплины эстетического цикла является не перечень авторов и текстов, а природа креативно-рецептивной художественной деятельности. Это содержание должно быть усвоено не в научно-теоретической форме, а в форме духовно-практических навыков эстетически «квалифицированного» чтения. Учитель литературы должен не сообщать о вычитанном из текстов, а учить читать, учить адекватному восприятию художественных произведений как специфических форм национальной и общечеловеческой духовной культуры

(В.И. Тюпа).

Как отмечает В.И. Тюпа («Инновационный стандарт литературного образования»), культурное развитие есть кумулятивный процесс накопления достигнутого на разных стадиях этого процесса. Становление художественной культуры европейского типа насчитывает к ХХ веку пять базовых стадий.

  1. Искусство слова является семиотической деятельностью, что проявляется

в конвенциональности литературного творчества, реализующего ряд условностей жанрового характера. Всякое произведение искусства – это высказывание на языке той или иной жанровой традиции.

Эта сторона искусства была осмыслена классицистами, видевшими в

писательстве особого рода «ремесленную деятельность» «по правилам». Составлению текста в таком случае может быть обучен любой человек.

  1. Искусство слова является эстетической деятельностью сопереживания,

сострадания, сорадования (М.М. Бахтин), что проявляется в специфической индивидуальной целостности художественных произведений, неподотчетной жанровым «правилам», но оцениваемой с позиций вкуса.

Данная сторона специфики литературы была осмыслена сентиментализмом в ходе «эстетической революции» европейского художественного сознания второй половины ХУ11века.

  1. Искусство слова является творческой (образотворческой) деятельностью

условного (воображаемого) миропорождения (Лермонтов: «В уме своем я создал мир иной / И образов иных существованье»). Образотворчество писателя является актом самовыражения его личности, вследствие чего особенно ценится гениальность (оригинальность в кантовском понимании) уникального творения в случае нарушения им жаровых «правил» или норм вкуса. Творческая специфика искусства обрела свое полное осмысление в эпоху романтизма.

Сотворческое овладение авторским текстом как материалом читательской самоактуализации и критерий оригинальности составляют романтический компонент культуры художественного восприятия.

  1. Искусство слова является познавательной деятельностью особого рода.

Специфический предмет художественного познания – генерализованная индивидуальность, обобщенно «я-в-мире». Познавательная природа искусства легла в основу классического реализма Х1Х века.

Отношение к художественному тексту как к «учебнику жизни»

(Н. Чернышевский), заключающему в себе типизацию частных фактов действительности и соотносимому с критерием достоверности, составляет реалистический компонент культуры художественно восприятия.

  1. Искусство слова является коммуникативной деятельностью особого рода.

Произведение искусства созидается автором не только и не столько в тексте (классицизм) или авторском сознании (сентиментализм, романтизм, реализм), сколько в сознании адресата. Читатель оказывается эстетическим субъектом и решающим (завершающим) звеном произведения искусства как смыслообразующего коммуникативного события.

Понимание искусства как особой формы духовного общения впервые было развито Л.Н. Толстым («Что такое искусство?»), а впоследствии легло в основание символизма, авангардизма, соцреализма. Оно выдвинуло критерий адресованности, обеспечивающей предпосылки «диалога согласия»

(М. Бахтин).

Подлинная культура художественного восприятия предстала в ХХ веке культурой интерпретации, не позволяющей себе ни читательского произвола по отношению к авторскому тексту, ни утраты смыслообразующей самостоятельности своего «восполняющего» (М. Бахтин) восприятия.

Исходя из названных стадий становления художественной культуры,

В.И. Тюпа предлагает пять ступеней изучения литературы как искусства слова.

Первая ступень (5 – 6 классы) – воспитание у читателя жанровости литературно мышления.

Стандарт первой ступени: жанровая идентификация школьником ранее неизвестных ему текстов; выявление в незнакомом тексте моментов его художественной организации: строфики, стихотворного размера, сюжета как системы эпизодов, композиции; умение имитировать художественные тексты стихотворений и прозы.

Стандартный объем начитанности школьника определяется не количеством страниц и текстов, а многообразием уверенно опознаваемым им жанров и жанровых форм (элегический дистих, бейт, терцет, хокку, катрен, рубаи, октава, сонет, эпиграмма, мадригал, гимн, инвектива, элегия, басня, ода, идиллия, баллада, афоризм, легенда, притча, анекдот, сага, новелла, эпопея, роман, трагедия, комедия, драма).

studfile.net

Литература как искусство слова

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры русской литературы.

Вводный урок литературы в 9 классе.

Цель урока:

Определить:

  • какова роль литературы в жизни человека;

  • в чем особенность творчества писателя и сотворчества читателя;

  • в чем специфика литературы по отношению к другим видам искусств;

  • познакомиться с программой и структурой учебника

1.Целевая установка

Что такое художественная литература? Почему она существует много веков? Что ищет в художественной литературе человек? Чем обусловлено появление все новых и новых произведений? На эти и многие другие вопросы постараемся ответить в течение наших уроков.

2.Выразительное чтение стихов

Художниками называют всех людей творческого труда. Каким художественным даром обладает писатель? В чем особенность писательского труда? Попробуем поразмышлять над этими вопросами, выслушав самих художников слова. Каждый из них нашел такие слова, которые найти мог только он.

— Сейчас прочитаем стихотворения, в которых поэты размышляют о тайнах писательского труда, о роли писателей в обществе.

— Что их объединяет?

Иван Бунин

Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,—
       Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
       Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
       Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
       Наш дар бессмертный — речь.

-Почему ,по мнению Бунина, слово- великий дар?

Действительно, только благодаря языку мы знаем о нашей истории. Действительно, язык — самое главное достояние народа. Потому-то надо беречь этот божественный дар.

А.Ахматова

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле — печаль-

И долговечней царственное Слово.

— Каково значение слова « Слово» в этом четверостишии? Почему оно написано с большой буквы? Найдите эпитет и объясните его значение.

(Поэт говорит о силе слова)

Д. Самойлов

Слова

Люблю обычные слова.

Как неизведанные страны,

Они понятны лишь сперва,

Потом значенья их туманны.

Их протирают, как стекло,

И в этом наше ремесло.

-Какова роль слова в художественном произведении?

Слово становится особым материалом, когда к нему прикасается рука художника. И это придает ему особый характер, особое звучание. ( Привести примеры из произведений)

-В чем же сила слова в художественной литературе?

(В способности раскрывать красоту мира, передавать чувства, мысли, отражать действительность)

Звучит аудиозапись. ( Можно любое произведение в актерском исполнении)

3. Беседа, выявляющая уровень литературного развития учащихся

— Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека?

— Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?

— Что из русского фольклора вы помните? Каково значение произведений устного народного творчества для современного читателя?

— Каким представляли себе счастье герои произведений русской литературы? Согласны ли вы с ними?

— Как картины природы, описанные в литературе, помогают в понимании человеческих характеров?

В 5-8 классах мы уже немало говорили о роли литературы в жизни человека. Книги необходимы каждому из нас. Все это знают.

-Задумывались ли вы над вопросом:: какой я читатель? (Чтение – это творчество, для овладения которым следует потратить усилия).

Может ли быть талантливым читатель? ( Нужна готовность к пониманию того, что создано автором. Готовность и умение понять мысли и чувства автора, по- своему повторить путь, который он прошел. Читательское восприятие связано с интерпретацией прочитанного, что порождает творческую инициативу, стимулирует чувства, мысли. Вот тогда и возникает сотворчество — единственно возможный путь постижения литературного произведения. Овладеть искусством сотворчества — это и значит развить в себе талант читателя.)

Но когда книги принесут пользу? (Кто хочет стать личностью должен воспринимать слово письменное и устное, а это непростое искусство. Нужно овладеть искусством читать книги)

— Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова? ( Искусство слова — художественно-образное освоение мира с помощью произведений литературы.)

Что значит освоение мира? ( Освоить мир — сделать его своим. Освоить через образы, созданные с помощью литературы по законам эстетики. Событие прежде чем войти в сознание художника, проходит через его душу через его сознание, через все его существо. Он преподносит событие так ,как его видит)

В чем своеобразие искусства слова , его отличие от других видов искусства? (Рассматриваем репродукцию картины М.Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» и сопоставляем с отрывком из «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» в переводе Н.Заболоцкого.)

Перевод Н.Заболоцкого

Уж с утра до вечера и снова

С вечера до самого утра

Бьется войско князя удалого,

И растет кровавых тел гора.

День и ночь над полем незнакомым

Стрелы половецкие свистят,

Сабли ударяют по шеломам,

Копья харалужные трещат.

…………………………….

Мертвыми усеяно костями,

Далеко от крови почернев,

Задымилось поле под ногами,

И взошел великими скорбями

На Руси кровавый тот посев.

Бились день. рубились день-другой,

В третий день к полудню стяги пали,

И расстался с братом брат родной

На реке кровавой, на Каяле.

Недостало русичам вина.

Славный пир дружины завершили —

Напоили сватов допьяна,

Да и сами головы сложили.

Степь поникла, жалости полна,

И деревья ветви приклонили.

-Сравним литературу и живопись.

И живописец, и литератор изображают явления жизни. Но поэт это делает с помощью слов, а художник рисует предметы красками, карандашом, углем. Хотя поэт и не может буквально нарисовать предмет так, как это делает живописец, зато он может нарисовать предметы и описать словами впечатление, которое произвел этот предмет или это явление. Язык способен точно выражать мысли и чувства, вызванные впечатлениями жизни. Словесное описание требует активной работы воображения читателя. Писатель рисует лишь отдельные черты, а наше воображение дорисовывает картину. Причем, естественно, картины у всех людей разные.

3.Знакомство с программой и структурой учебника.

В 9 классе вам предстоит сделать еще один шаг на пути познания и понимания литературы. Вас ожидает встреча с литературными шедеврами* Произведения, включенные в программу 9 класса, называют шедеврами русской культуры.

-Как вы понимаете слово шедевр? ( Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание автора.)

(ШЕДЕВР – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание мастера) разных времен, ставшими классикой* (КЛАССИКА – это то, что живет и сегодня, независимо от времени создания).

В текущем учебном году вы будете постоянно отвечать на вопрос: В ЧЕМ СЕКРЕТ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ КЛАССИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ?

«Книги имеют свою судьбу, смотря по тому, как их принимают»,- эта фраза родилась в Древнем Риме. Люди живут, пока их помнят. Книги бессмертны, пока их читают. Почему же сочинениям Гомера и Данте, Сервантеса и Шекспира, Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого и других великих мастеров выпал жребий вечной жизни, а их героям – счастье волновать сердца новых поколений? Трудный вопрос. Непростыми будут и ответы. И это здорово: настоящей литературе нужен настоящий читатель.

-Перелистаем учебник и назовем эти произведения.

-Какие произведения вы прочитали летом?

-Какие из прочитанных произведений вам запомнились и чем?

— Обратимся к учебнику, рассмотрим его структуру. Зачем необходимо рассмотреть учебник? (Задание: группа представляет главу из учебника о любом писателе).

— Почему разговор о писателе мы будем начинать с его биографии? (Конечно, художник, как и любой человек, проживает сложную, интересную жизнь, но его судьба интересна нам в той мере, в какой связаны с творчеством, преобразованы им. Затем следующий шаг-задуматься над тем, как в целом устроен художественный мир писателя. И только потом можно заняться анализом текста. Задача учебника не просто сообщить сумму знаний, а научить вас самостоятельно понимать замысел автора, самостоятельно вступать в диалог с произведением и его создателем.)

Для тех, кому покажется мало сведений учебника, кто хочет знать больше, в конце каждой главы приводится список рекомендуемой литературы.

Вопросы и задания помогут вам самостоятельно проверить свои знания, убедиться, что материал вами усвоен.

В конце темы приводятся также темы сочинений и рефератов.

Вам еще предстоит испытать наслаждение от общения с писателями 19 века.

М. Горький, обдумывая уроки русской литературы, сказал в статье «Разрушение

личности» (1909): «В России каждый писа­тель был воистину и резко индивидуален, но

всех объединяло одно упорное стремление — понять, почувствовать, догадаться о

будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле.

Как человек, как личность писатель русский доселе стоял освещенный ярким светом

беззаветной и страстной любви к ве­ликому делу жизни, литературе, к усталому в труде

народу, к грустной своей земле».

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *