Художественная литература как искусство слова урок 9 класс: План-конспект урока по литературе (9 класс) на тему: Конспект урока литературы в 9 классе «Роль художественной литературы как искусства слова и её связь с другими видами искусства» – Литература как искусство слова. План -конспект урока

Методическая разработка по литературе (9 класс) на тему: Конспект урока литературы в 9 классе «Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека».

Конспект урока литературы в 9 классе

«Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека».

Цели урока:

-выявить уровень литературного развития учащихся;

-познакомить учащихся с учебной программой и задачами курса литературы в 9 классе.

-углубить представления учащихся о литературе как искусстве слова, о её роли в духовной жизни человека;

Задачи:

— работать над развитием монологической речи учащихся на заданную тему

   -продолжить работу по воспитанию гордости за родную литературу.

Оборудование: учебник литературы 9класса.

                                                          Ход урока.

1Организационный момент.

1)Вступительная беседа.

–Какие книги вы прочитали за лето?

-Какие из них заинтересовали вас? Почему?

-Как знания ,умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие годы, помогали вам читать и понимать книги?

2.Изучение нового материала.

                                                                   «Литература- учебник  жизни.»

                                                                                                         А.М.Горький.

— Вдумайтесь в тему урока и попробуйте сформулировать его цели.

1.Учитель об основной задаче курса и его программе.

Основная задача курса литературы 9 класса –познакомить вас с богатством русской литературы, с многообразием ее форм. Обратимся к  учебнику, чтобы познакомиться с программой курса.

Запись в тетради: Основные разделы курса литературы 9 класса:

  1. Древнерусская литература.
  2. Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм.
  3. Литература XIX века. Романтизм. Реализм.
  4. Литература XX века.

2)Беседа

-Какие художественные произведения включены в учебную хрестоматию?

-Что нового  в содержании учебника?

-По какому принципу расположен учебный материал?(хронология)

-Произведения каких писателей и жанров вызывают интерес?

3)Чтение вступительной статьи «Слово к девятиклассникам»(Учебник  для 9 класса в 2-х частях под редакцией В.Я.Коровиной,с.3)

-Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»?

-Какого чтения потребуют изучаемые произведения?

Слово учителя.

. В течение 9 класса мы будем изучать произведения древнерусской литературы, 18, 19, 20 веков. Будут меняться эпохи, литературные направления, течения, авторы. Литература всегда охватывала и будет охватывать события,  отражающие историю нашей Родины. А у нас  достаточно событий, которые учат чести, порядочности, благородству, смелости, великодушию, милосердию. Как вы думаете, о каких событиях идет речь? (Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 14 декабря 1825 года, отмена крепостного права в 1861 году, Октябрьская революция, гражданская война,  Великая Отечественная война 1941-1945 годов….) Поступки героев мы можем «примерить» на себя, это поможет нам различать добро и зло, правду и ложь.

Понять сегодняшнюю тему нам поможет эпиграф к уроку. Как вы понимаете это высказывание М.Горького?(Подвести учащихся к итогу , что главное назначение литературы –воспитывать духовность в человеке и развивать его лучшие качества).

  1. Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении слова «литература». Опираясь на этимологию слова, дайте ему определение.(Литература(лат.)-«написанное»
  2. Мы с вами изучаем художественную литературу. А какой ещё может быть литература?
  3. Что является характерной особенностью художественной литературы?
  4. Кто является создателем художественной литературы? Какие задачи решает писатель, работая над книгой? Какому читателю он её адресует?

-. Давайте на примере ранее изученных произведений и определим, чему может учить тот или иной герой. ( «Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Станционный смотритель » А. Пушкина, «Повесть о Петре и Февронии  Муромских», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри» М. Лермонтова….)

— Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, насколько велика роль литературы в духовной жизни человека. . Перелистаем страницы учебника, чтобы познакомиться с составляющими нашего курса.

1 Древнерусская литература.

Временем возникновения древнерусской литературы ученые склонны считать конец X века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением, сохранившим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце XII столетия.

Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» неповторима. Поэма влечет к себе людей с неодолимой силой, как загадочный магнит.Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и мужество, отвага и верность… «Слово…» — драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени, пощаженная веками, таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца. Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.

2 Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм» (запись в тетради).

Живым примером судьбы талантливых людей в условиях самодержавного произвола стала судьба М. В. Ломоносова — реформатора русского литературного языка и стихосложения, великого ученого, поэта и художника, о котором Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Открыв «истинные источники нашего поэтического языка», Ломоносов указал единственный правильный путь его развития — путь сближения литературного языка с языком народным».

3 Литература 19 века.

А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А, Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!

 4 Литература XX века

XX век — век военных и революционных потрясений -вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.

Идет «перекличка» тем и имен.

До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого времени прочное место заняли А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есенин, в прозе — И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.

После 1917 г. часть писателей эмигрировала из России, и русская литература разделилась на две ветви, развивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья -И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Адамович и др.

В советской литературе 20-х гг. господствовала тема Гражданской войны, с 1930-х началось художественное осмысление свершившихся в стране событий — в произведениях М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского.

С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны.

В литературе 50-70-х гг. происходит переосмысление многих событий войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни.

Трагическая судьба узников сталинских лагерей вызвала к жизни книгу А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и много других произведений.

4. Завершающее слово учителя.

Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории новейшей русской литературы XX века, с которой нам предстоит познакомиться, названы далеко не все имена писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль.

Итог урока: Итак, нам предстоит познакомиться с удивительными творениями русской литературы, играющей большую роль в духовной жизни человека. «Литература-это трибуна…»Писатель-пророк, призванный «глаголом жечь сердца людей».

5 Рефлексия: — какова роль литературы в духовной жизни человека?

                              _ почему литературу называют учебником жизни?

6 Комментарий оценок.

7 Домашнее задание: повторить жанры древнерусской литературы, прочитать статью учебника «Древнерусская литература».

План-конспект урока по литературе (9 класс): «9 класс Урок №1. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека»

«9 класс Урок №1. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека»

Белякова Оксана Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №9»г. Воскресенска

Московской области

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

Периоды развития русской литературы в ее жанровом и стилевом многообразии.

Цели урока:

  • познакомить с литературоведческими понятиями: историко-литературный процесс, художественное направление, стиль; основными периодами мирового литературного процесса;
  • развивать мыслительные способности, речь учащихся, навыки социального взаимодействия и самооценивания;
  • способствовать выявлению заложенных в произведениях литературы вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся знают основные периоды мирового литературного процесса; умеют разграничивать понятия «литературное направление» и «литературное течение», «стиль литературы» и «стиль писателя»; создают устные монологические высказывания разного типа; учатся общаться в группе при выработке решения; внимательно слушать и защищать свое мнение; приходить к обоснованным заключениям и решениям, давать оценку деятельности на уроке.

Ход урока.

Вызов. Вводная беседа.

  • Любите ли вы читать?
  • Одинаковые ли это понятия – «любить читать» и «уметь читать»?
  • Могут ли телевидение, интернет заменить художественную литературу?
  • Что из прочитанного летом запомнилось?
  • Есть ли любимые авторы, произведения, герои?
  • Что бы вы посоветовали прочитать своим друзьям?

Работа с эпиграфом. Словарная работа.

Эпиграф урока

Литература – это исповедь,

Под видом исповеди – проповедь,

Для тех, кто ненавистен – отповедь,

Для всех, кого любишь, заповедь.

Л. Ошанин

Объясните смысл эпиграфа, опираясь на словарные статьи, приведите примеры.

Исповедь. Обряд покаяния в своих грехах перед священником (у христиан).

перен. Откровенное признание кому-л. в чем-либо.

Про́поведь. Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения.

перен. разг. Наставление, нравоучение.

Распространение какого-л. вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией.

перен. разг. Пропагандирование каких-л. взглядов, чьих-л. идей.

Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы

Отповедь. Строгое и неодобрительное возражение, выговор.

устар. То же, что: ответ.

 За́поведь. Религиозно-нравственное предписание; изречение, содержащее такое предписание.

перен. Непреложное предписание, повеление; строго обязательное правило поведения.

Словарная работа:

Что такое литература? Сформулируйте самостоятельно.

Литература –

1. Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение.

2. Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. Совокупность произведений такого вида искусства.

3. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой – либо отрасли знания, к какому – либо вопросу.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000

— Какое определение подходит нашему сегодняшнему разговору?

История возникновения термина «литература» (работа с энциклопедической статьей):

Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения). Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).

— Составьте 2 вопроса к энциклопедической статье.

Работа с терминами. Основная терминология.

Литературоведение –

наука, изучающая мир художественной литературы, закономерности развития, своеобразие как отдельных произведений, так и творческого наследия писателя, связь с традициями национальной и мировой литературы.

Хронологический принцип —

принцип, отражающий жизнь человека т общества с древнейших времен и до наших дней

Направление художественное –

литературное понятие, обозначающее общность содержательных и эстетических принципов, жанрово-тематических и стилистических особенностей, характерных для творчества нескольких писателей, творческих групп и школ.

Течение литературное –

Устойчивая разновидность литературного направления, являющая собою художественную общность определенной стилевой манеры в пределах одного и того же направления

Стиль —

Инструмент освоения и передачи действительности писателем, сквозной принцип построения художественной формы, определяющий целостность и единый тон произведения, единство формы и содержания

Лекция учителя.

Развитие и смена жанров, творческих методов и стилей отражают этапы литературного прогресса.

Историко-литературный процесс – процесс исторического развития литературы, при котором сформировались три литературных рода (эпос, лирика, драма), сменилось несколько литературных направлений, появились новые стихотворные и прозаические жанры. В ходе исторического развития выделилась целая плеяда писателей и поэтов, которые посредством своего творчества в разные эпохи отражали жизнь народа, актуальные проблемы человечества в целом и отдельного человека в частности, эстетические задачи искусства и моральные ценности.

История русской литературы, являясь частью мирового историко-литературного процесса, развивается по хронологическому принципу, подразделяясь на определенные периоды и стили.

«Периоды развития русской литературы в ее жанровом и стилевом многообразии» (кратко, ознакомительно):

Вехи развития, под запись

Древняя русская литература ХV- ХVII вв.

Близость к фольклору (УНТ)

Летопись, житие, поучение и проповедь, хождение

Литература ХVIII века

Классицизм

Ода, трагедия, басня, комедия

Ломоносов, Державин

Литература первой половины ХIХ века

Сентиментализм

Сентиментальная повесть, элегия

Карамзин

Романтизм

Романтическая поэма

Жуковский, Пушкин и Лермонтов (раннее творчество)

Реализм

Исторические повести, поэмы, трагедия, комедия, роман

Грибоедов, Пушкин и Лермонтов (позднее творчество), Гоголь

Литература второй половины ХIХ века

Реализм

Роман, трагедия, комедия, рассказ

Тургенев, Толстой, Достоевский, Некрасов, Чехов, Островский

Литература ХХ века

Неоромантизм

Рассказ

Короленко, Гаршин, Горький (раннее творчество)

Модернизм

Стихотворение

Блок, Гумилев, Ахматова и др.

Реализм

Подведение итогов.

Прием «Микрофон»

  • С какими литературоведческими терминами познакомились на уроке?
  • Чем различаются стиль как явление литературы и стиль как явление языка?
  • Что обозначает хронологический принцип в литературе?
  • Каковы хронологические рамки изучения литературы в 8 классе?

Заключительное слово учителя.

В ходе изучения литературы в 8 классе мы познакомимся с творчеством русских и зарубежных писателей, принадлежащих к таким литературным направлениям, как классицизм, сентиментализм и романтизм, реализм и неоромантизм, выясним основные черты и свойства, литературные формы и особенности развития каждого направления.

Рефлексия «Повторил-узнал новое-хочу изучить»

Домашнее задание:

Прочитайте высказывания о книгах и литературе. Выберите понравившееся высказывание, напишите на его основе небольшое сочинение-рассуждение (свое мнение_свое отношение_мысли_примеры_согласие_точка зрения).

Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. В. Г. Белинский

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Франческа Петрарка

Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют. Екатерина II

Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго

Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать. Бэкон Фрэнсис

Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела. Джозеф Аддисон

Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же — и при десятом. Гораций

Язык есть исповедь народа,

Его душа и быт родной. П. А. Вяземский

Книга — такое же явление жизни, как человек, она — тоже факт живой, говорящий, и она менее «вещь», чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком. Максим Горький

Литература, в которой не бьется тревога совести,— это уже ложь. Д. Лихачев

Литература, созданная русским народом, — это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью. Д. Лихачев

Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом — стала щитом ее единства, щитом нравственным. Д. С. Лихачев

Урок литературы в 9 классе с использованием интеллект-карты. Тема «Художественная литература как искусство слова»

План-конспект урока литературы  в 9-Б классе

Урок № 1                                                                                              Дата_________________

Тема. Введение. Художественная литература как искусство слова, её место среди других видов искусств. Общая характеристика исторического развития мировой литературы. Познание мира и своего «Я» сквозь призму художественной литературы.  Творческий диалог с оригинальным и переводным произведениями.

Цели:

развивающая: развивать культуру связной речи, логическое мышление, внимание, память; обогащать словарный запас учеников; формировать кругозор, мировоззрение;

образовательная: дать понятие о художественной литературе как искусстве слова, литературном процессе, истории литературы; диалоге с литературным текстом;

воспитательная: воспитывать у учеников эстетические чувства.

Оборудование: учебник Интегрированный курс литература (русская и зарубежная) Н.С.Полулях, Т.В.Надозирная, лист сопровождения,  интеллект-карта «Литература».

Тип урока: комбинированный.

Эпиграфы. Слово — это тончайший резец…

Уметь пользоваться им — большое искусство.

В. Сухомлинский

Кто много читает, тот много знает.

 Народная пословица.

Ход урока

 

І. Организационный этап

Ознакомление учащихся с программой изучения курса русского языка в 9 классе.

ІІ. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

.

Слово учителя. Полноценной ли будет жизнь человека, если он  будет есть, спать, чистить зубы, зарабатывать деньги, чтобы купить машину, дом, вещи, все, что делает  жизнь комфортной?  Скорее нет, чем да. Человек ходит на концерты, любуется произведениями живописи, архитектуры, он вышивает крестиком, рисует, он нуждается в прекрасном.

Скульптура и симфония, картина и повесть, кинофильм и дворец, спектакль и танец – всё это произведения различных видов искусства.

Искусства классифицируют по разным критериям. Изобразительные искусства показывают в художественных образах внешнюю действительность, неизобразительные виды искусства выражают внутренний мир. Неизобразительные искусства: музыка, танец и литература, а также архитектура. Существуют и смешанные (синтетические) виды искусств: кино, театр, балет, цирк и др.

Одним из важнейших видов искусства является художественная литература. Литература происходит от латинского литера — буква. Прямое значение этого слова — то, что написано буквами. О художественной литературе как искусстве слова мы и поговорим на сегодняшнем уроке.

III. Работа над темой урока.

1. Подберите ассоциации к понятию художественная литература (книга, автор, манускрипт, чтение, писатель, роман, проза, поэзия, стиль, предание, лира, словесность и др.)

2. Работа с учебником (стр.4-5). Найти определение понятиям «литературный процесс», «история литературы».

3. Работа с лентой времени.

Мифология, УНТ

Античность

Средние

века

Возрождение

Классицизм

Сентиментализм

Романтизм

Реализм

Модернизм

Постмодернизм

 

VIII cт. до н.э. –  V н.э.

V – XIII

XIV – XVII

Конец XVII – XVIII

XVIII -XIX

XIX – XX

Конец XX – начало XXI

Учитель. Вспомните произведения, которые вы изучали в 8 классе и соотнесите их с лентой времени.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

1. Заполнить лакуны в таблице.

Понятие

Характеристика

Художественная литература

 

 

Средство образного отражения жизни в художественной литературе

Литературный процесс

 

 

Литературоведческая дисциплина, которая исследует творческие биографии писателей, историю литературных направлений и жанров, национальных и всемирной литературы

 

2. Комментирование эпиграфов.

3. Задание учащимся. Сформулируйте 3 вопроса по теме сегодняшнего урока.

4. Творческая работа в парах. Сочинить сенкан «Литература» (используем опору – интеллект-карту).

Пример сенкана:

1. Литература

2. Образная, художественная.

3. Рассказывает, исследует, влияет.

4. Художественная литература – вид искусства.

5.Картина мира.

 

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя.

Язык искусства – совсем особый язык. Чем проницательнее наш взгляд, тем глубже отрывается художественный космос того или иного произведения. При внимательном чтении мы узнаем об авторе, пожалуй, не меньше, чем о его действующих лицах. Страница за страницей сообщит нам о том, как жил автор, в какой обстановке, что его волновало, как относился он к окружающим людям, что почитал счастьем или горем.

Отличительная черта литературы как одного из видов искусства – образность. Художественный образ – это картина мира, созданная художником и проникнутая его мыслями, чувствами, переживаниями. Две составляющие художественного образа: то, что хотел сказать автор, и то, как понимает сказанное читатель (зритель, слушатель). Сила художественного образа – в безграничных возможностях его восприятия.

VI. Домашнее задание.

  • Ответить на вопросы учебника стр.7
  • Сочинить сенкан по теме урока (Писатель, Книга, Чтение и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист сопровождения к уроку № 1

Вспоминаем понятия

  • Искусство – образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе.
  • Культура — совокупность достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении.

— Работаем  с лентой времени.

Мифология, УНТ

Античность

Средние

века

Возрождение

Классицизм

Сентиментализм

Романтизм

Реализм

Модернизм

Постмодернизм

 

VIII cт. до н.э. –  V н.э.

V – XIII

XIV – XVII

Конец XVII – XVIII

XVIII -XIX

XIX – XX

Конец XX – начало XXI

— Заполняем пробелы в таблице.

Понятие

Характеристика

Художественная литература

 

 

Средство образного отражения жизни в художественной литературе

Литературный процесс

 

 

Литературоведческая дисциплина, которая исследует творческие биографии писателей, историю литературных направлений и жанров, национальных и всемирной литературы

Сочиняем сенкан  (обращаемся к интеллект-карте)

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема

                  сенкана, выраженное в форме существительного.

 2 строка – два прилагательных (какой?).

 3 строка – три глагола (что делает?).

 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

———————————————————————————————————————————————

Лист сопровождения к уроку № 1

Вспоминаем понятия

  • Искусство – образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе.
  • Культура — совокупность достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении.

— Работаем  с лентой времени.

Мифология, УНТ

Античность

Средние

века

Возрождение

Классицизм

Сентиментализм

Романтизм

Реализм

Модернизм

Постмодернизм

 

VIII cт. до н.э. –  V н.э.

V – XIII

XIV – XVII

Конец XVII – XVIII

XVIII -XIX

XIX – XX

Конец XX – начало XXI

— Заполняем пробелы в таблице.

Понятие

Характеристика

Художественная литература

 

 

Средство образного отражения жизни в художественной литературе

Литературный процесс

 

 

Литературоведческая дисциплина, которая исследует творческие биографии писателей, историю литературных направлений и жанров, национальных и всемирной литературы

Сочиняем сенкан  (обращаемся к интеллект-карте)

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема

                  сенкана, выраженное в форме существительного.

 2 строка – два прилагательных (какой?).

 3 строка – три глагола (что делает?).

 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественная литература как искусство слова

Тема: Художественная литература как искусство слова. Тематическое и жанровое богатство устного народного творчества

Цели: дать понятие о литературе как искусстве слова; уточнить содержание понятий «УНТ» и «художественная литература», рассказать учащимся о своеобразии предмета «Русская литература», значении книги в жизни человека, об эпических, лирических, драматических произведений в УНТ и авторской литературе.

Ход урока

1 Орг. момент. Объявление цели и темы урока

2 Подготовка к восприятию новой темы с опорой на ранее изученное в начальной школе

2.1 Постановка проблемного вопроса

-Что такое художественная литература? Почему она существует много веков? Что ищет в художественной литературе человек?

2.2 Беседа по вопросам

Почему литературу называют искусством слова? Как вы понимаете искусство слова? Какие виды искусства вы знаете? В чем их отличие? (чтение стихотворения А. Плещеева «Осень наступила», фрагмент музыкального произведения из цикла Времена года» «Осень» Чайковского, иллюстрации картин Левитана, Поленова)

В чем же сила слова в художественной литературе? (в способности раскрывать красоту природы, мира, передавать чувства, мысли, отражать действительность)

3 Художественная литература как искусство слова. Тематическое и жанровое своеобразие произведений

Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества – песни, сказки, героического эпоса.

Литература – это то, что создано писателями и записано на бумаге.

3.1 Работа с литературоведческим словарем

ЛИТЕРАТУРА – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии

3.2 Работа с учебником

Ст. 5-7 (Составление таблицы «УНТ и литература»)

УНТ

Литература

  • Коллективное творчество

  • Существует в устной форме

  • Вариативность

Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду.

В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Какова роль слова в художественном произведении?

4 Обобщение. Притча Шалвы Амонашвили «Единственная красота»

Мальчик размечтался перед сном. «Вот скоро стану взрослым и что я сделаю для людей? — подумал он. — Подарю всем жителям Земли что-то самое прекрасное, чего никогда не было и не будет».

И начал он перебирать, какую такую Красоту подарить людям. «Построю великолепный Храм». Но сразу передумал: храмов прекрасных очень много. Подумал ещё: «Сочиню необыкновенную Песню!». Но опять замешкался: песен тоже много. «Лучше изваяю нерукотворную Скульптуру!». И снова отбросил мысль: скульптур нерукотворных много.

И он загрустил. Так и заснул с этой мыслью. И увидел сон. Пришёл к нему Мудрец.

Ты хочешь подарить людям нечто самое прекрасное? — спросил он.

Да, очень хочу! — с жаром ответил мальчик.

Так подари, чего медлишь?

Но что? Всё уже сотворено!

И начал перечислять:

Хотел построить Храм, но все храмы уже построены…

Мудрец прервал его:

Не хватает одного единственного Храма, который можешь построить только ты…

Мальчик продолжил:

Хотел сочинить Песню, но их тоже много…

Мудрец опять прервал его:

Людям не хватает одной единственной Песни, и её можешь сочинить только ты и спеть её в Храме том…

Думал изваять великолепную Скульптуру, но разве осталось что-либо не изваянное?

Да, — сказал Мудрец, — не изваяна одна единственная Скульптура, которая так нужна людям, и можешь изваять её только ты и украсить ею Храм твой.

Мальчик удивился:

Ведь всё уже сделано!

Да, но всей той Красоте мира не хватает только одного великолепия, творцом которого можешь стать ты, — сказал Мудрец.

И что это за Красота, которая выпала на мою долю?

И произнёс Мудрец волшебным шёпотом:

Храм есть ты, сделай себя великолепным и благородным. Песня есть душа твоя, утончай ее. Скульптура есть твоя воля, изваяй свою волю. И получит планета Земля и вся Вселенная Красоту, которую не познал ещё никто.

Мальчик проснулся, улыбнулся Солнцу и шепнул самому себе: «Теперь я знаю, какую Красоту могу подарить людям!»
-Ребята, о какой красоте идет речь в этой притче?

А что нам поможет построить такой храм? Почему? (произведения литературы)

5Поведение итогов урока

6 Рефлексия

7 Д.З.

С. 7 ответить на вопросы

План-конспект урока по литературе (9 класс) на тему: Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

Дата                                                                                  Урок№1

Литература как искусство слова и ее роль в  духовной жизни человека

Цель урока:  сформировать представление о литературе как искусстве слова и ее роли в духовной жизни человека.

Задачи:

— повторить изученные языковые средства художественной выразительности,

— работать над развитием  монологической речи учащихся на заданную тему,

— продолжить работу по воспитанию чувства гордости за родную литературу.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска, эпиграф.

                                                          Ход урока.

1) Организационный момент. Разминка  на определение языковых средств художественной выразительности (отработка задания №3 ОГЭ по русскому языку)

          Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

        

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.


Учащиеся должны определить эпитеты, метафору,  олицетворение, инверсию. Параллельно вспомнить автора строк, его произведения.

2) Работа с раздаточным материалом по отрывку из произведения Владимира Лидина. Чтение, анализ.

« Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортеры и танки. На одной из улиц через разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. …По стеллажам я определил библиотеку. … Вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. Часть книг уже стояла на полках. Я подошел к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая- библиотекаршей районной  библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где  те пережили всю оккупацию. Я взял в руки одну из книг- это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я  с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.

— Работа нам предстоит немалая,- сказала одна из женщин,- дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому  списку… Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные станицы, и нам удалось спасти почти все, что подлежало уничтожению…, так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.

… Две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожении. Книги  другие названия или вкладывая их в другие переплеты. А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки.

В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.  

 Вопросы на закрепление:

— Как выдумаете, почему поступок  этих двух женщин можно считать геройским или мужественным?

Подвести учащихся к итогу, что в годы Великой отечественной войны женщины рисковали жизнью, чтобы спасти книги, они переклеивали корешки. А должным ли образом мы к ним относимся сейчас?

3) Работа по теме. Понять сегодняшнюю тему нам поможет эпиграф. Это слова М.Горького. Великий русский писатель утверждал: «Литература- учебник жизни» Как вы понимаете это высказывание? …. (Подвести учащихся к итогу, что главное назначение литературы- воспитать духовность в человеке и развить его лучшие качества)

4) Знакомство с учебником. В течение 9 класса мы будем изучать произведения древнерусской литературы, 18, 19, 20 веков. Будут меняться эпохи, литературные направления, течения, авторы. Литература всегда охватывала и будет охватывать события,  отражающие историю нашей Родины. А у нас  достаточно событий, которые учат чести, порядочности, благородству, смелости, великодушию, милосердию. Как вы думаете, о каких событиях я сейчас говорю? ( Освобождение от монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 14 декабря 1825 года, отмена крепостного права в 1861 году, Октябрьская революция, гражданская война,  Великая Отечественная война 1941-1945 годов….) Поступки героев мы можем «примерить» на себя, это поможет нам различать добро и зло, черное и белое, правду и ложь. Давайте на примере ранее изученных произведений и определим, чему может учить тот или иной герой. ( «Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Станционный смотритель » А. Пушкина, «Повесть о Петре и Февронии  Муромских», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри» М. Лермонтова….)

  Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, насколько велика роль книги в духовной жизни человека. И снова мне бы хотелось обратиться к высказыванию М. Горького. В свое время он писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Объясните, как вы понимаете это высказывание в 3-5 предложения.( самостоятельная работа-закрепление на 5-7 минут)

5) Резерв. Фронтальный опрос.

— Какие книги, прочитанные летом,  вас  заинтересовали?

— Какие книги вы прочитали самостоятельно, и сем они вам запомнились?

— У кого дома есть своя библиотека, любимая книга, автор?

6) Подведение итогов, комментарий отметок.

7) Домашняя работа: подготовить сообщение 5-7 предложений на тему «Эту книгу надо прочитать»

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека

Сегодня на уроке мы:

·     поговорим о видах искусства;

·     порассуждаем, чем отличается литература от других видов искусства;

·     попробуем понять, какую роль играет литература в нашей жизни;

·     выясним, насколько важно для нас чтение книг.

С самого детства нам твердят о том, что нужно много читать.

И читать мы должны не журналы и статьи в интернете, а книги.

При этом нам советуют отложить свежие бестселлеры и взяться за классику.

«Читать полезно!», слышим мы снова и снова. Но в чём проявляется польза чтения?

Что такого важного в литературе, без чего мы не сможем обойтись?

И действительно ли необходимо нам знать классическую литературу? Чтобы ответить на все эти вопросы, для начала порассуждаем о том, что такое литература.

Литература – это вид искусства.

С помощью искусства человек может отразить действительность творчески, в художественных образах.

Как давно появилось искусство? Учёные говорят, что оно зародилось ещё в каменном веке.

Первобытный человек после охоты возвращался к себе в пещеру и рисовал на стенах животных и сцены охоты.

От этих наскальных рисунков и произошла живопись.

Из камня, глины, дерева или кости человек делал фигурки животных и людей. Так появилась скульптура.

Песня и танец в древние времена были неразделимы.

С их помощью первобытный человек призывал богов или праздновал победу над врагом.

С развитием цивилизации все эти виды искусства сильно изменились.

Кроме того, появились новые: театр, кино и многие другие.

В современном искусстве выделяется более четырёхсот видов!

И у каждого из этих видов есть свои особенные способы, которыми художественные образы доносятся до зрителя.

К примеру, скульптура использует объём, в живописи это краски, в музыке – звуки, а в кино и театре применяются сразу все эти виды.

Например, для постановки спектакля используются декорации, костюмы, музыка.

Так чем же литература отличается от других видов искусств? Литература – это вид искусства, в котором носителем художественного образа является слово.

Само слово «литература» происходит от латинского литера – буква.

Прямое значение этого слова – то, что записано буквами.

В это трудно поверить, но художественная литература возникла ещё до появления письменности. Первые литературные произведения передавались людьми из уст в уста.

Взрослые рассказывали детям сказки и пели колыбельные.

Люди пели во время работы и даже во время игр: на каждый случай жизни была своя песня или потешка.

Особую роль играли странствующие сказители.

У британцев их называли бардами, у русских – каликами, а в странах Скандинавии – скальдами. Сказители устраивали целые представления.

Они рассказывали былины и саги, подыгрывая себе на музыкальных инструментах.

Суровые викинги после хорошего выступления одобрительно стучали по столам кружками, досыта кормили и награждали скальдов.

А плохого рассказчика могли забросать объедками или побить.

С появлением письменности необходимость в исполнении отпала.

Устное народное творчество сохранилось, но развитие получили другие виды литературы.

 

 

 

 

Различают три рода литературы: эпос, лирика, драма

Эпос – род литературы, который рассказывает о человеке и событиях, которые с ним происходят.

Знаменитый греческий философ Аристотель говорил, что эпос, в отличие от лирики и драмы, беспристрастен и объективен в момент повествования.

К эпическим жанрам относятся: эпопея, роман, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, очерк.

Также к эпосу относятся фольклорные жанры: сказка, эпопея, былина, историческая песня.

Лирика – род литературы, который отражает внутренний мир человека: чувства, переживания, раздумья.

Если в эпосе и драме человек показан целостно и с разных сторон, лирику интересует конкретное состояние человеческого характера.

Основными лирическими жанрами называют: оду, гимн, элегию, сонет, послание, мадригал, романс, рондо, эпиграмму.

Драма – род литературы, в котором взаимоотношения и конфликты людей раскрываются через их поступки и выражаются в форме монологов и диалогов.

Автор может прямо выразить свою точку зрения только в ремарках.

К драматическим жанрам относятся: комедия, трагедия, драма, водевиль, фарс и трагифарс.

Основа любого вида искусства – художественный образ, который автор создаёт, чтобы как можно полнее раскрыть объект или явление, которое он описывает.

Как мы уже говорили ранее, основным средством создания художественного образа в литературе является слово.

Поэт Вадим Шефнер написал о силе слова такие строки:

Есть слова    словно раны, слова   словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Слово – необыкновенно пластичный материал.

С помощью слова можно отразить всё что угодно: события, предметы, эмоции.

Поэтому через призму литературы мы можем увидеть и то, что создано при помощи других видов искусства.

Например, Виктор Гюго так подробно описывает в романе «Собор Парижской Богоматери» Гревскую площадь и собор Нотр-Дам де Пари, что можно легко представить их размеры, форму построек, барельефы и статуи.

В литературных произведениях можно встретить блестящие описания картин, скульптуры и даже танца:

Как спичка, чиркнув, через миг-другой

Выбрасывает языками пламя,

Так, вспыхнув, начинает танец свой

Она, в кольцо зажатая толпой

И кружится все ярче и упрямей.

И вот – вся пламя с головы до пят.

Воспламенившись, волосы горят,

И жертвою в рискованной игре

Она сжигает платье на костре,

В котором изгибаются, как змеи,

Трепещущие руки, пламенея.

(Райнер Мария Рильке «Испанская танцовщица»)

Существует и обратная связь. Литературные образы получают воплощение в живописи и скульптуре.

Например, элегия Ивана Петровича Мятлева «Розы» послужила источником вдохновения для скульптора Владимира Беклемишева.

Розы

Как хороши, как свежи были розы

В моём саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

Как я берёг, как я лелеял младость

Моих цветов заветных, дорогих;

Казалось мне, в них расцветала радость,

Казалось мне, любовь дышала в них.

Художник Михаил Врубель был буквально одержим поэмой Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон».

Он старался воплотить образ демона не только в живописи, но и в скульптуре.

И конечно же, нельзя не вспомнить о кино. Именитые режиссёры раз за разом обращаются к классике литературы.

Только у «Ромео и Джульетты» Шекспира насчитывается более пятидесяти вариантов экранизаций, среди которых фильм-опера, фильм-балет и мюзикл.

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Идиот» не раз экранизировали в России, Франции, Великобритании, Индии и Японии.

При этом знаменитый японский режиссёр Акира Куросава перенёс русскую историю на японскую почву.

Если посмотреть несколько фильмов, снятых по одному и тому же роману или пьесе, можно заметить, что характер персонажей, мотивация, оценка их поступков и даже внешность порой очень сильно различаются.

Например, вот так выглядит Анна Каренина в представлении разных режиссёров:

Это явление связано с уникальной особенностью литературы как вида искусства. Эта особенность – обязательное взаимодействие писателя и читателя.

Писатель создаёт с помощью слова художественный образ. В процессе творчества он использует свой жизненный опыт.

Но разве могут быть два человека с абсолютно одинаковым мировоззрением и опытом? Разумеется, нет.

Писатель обрисовывает отдельные черты, а полная картина складывается в голове читателя, который при этом дорисовывает её своими красками.

Писатель Эрнест Хэмингуэй говорил:

«Хорошая книга подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой».

В одной и той же книге каждый читатель найдёт нечто, созвучное только ему.

Из нескольких важных тем обратит внимание на одни и не придаст значение другим. Даже один и тот же персонаж одному человеку покажется храбрецом, а другой назовёт его глупым.

Книги, которые признаны мировой классикой, очень многогранны. Теперь подумаем, может ли фильм заменить книгу?

Как у любого вида искусства, у кино есть свои законы. Например, слишком сложный разветвлённый сюжет трудно воспринимать с экрана.

Он попросту запутает зрителя. Так же, как большое количество персонажей.

В угоду зрелищности сценаристы зачастую убирают персонажей и сюжетные линии, которые важны для книги. Поэтому даже самая лучшая экранизация книгу не заменит.

А главное, кинорежиссер в первую очередь тоже читатель.

Так что, если мы выбираем фильм, мы заведомо подчиняемся чужому мнению и позволяем ему управлять собой.

Французский писатель Бернар Вербер сказал об этом:

«Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает»

Вы когда-нибудь думали о том, что обычные книги обладают самой настоящей магией?

Читая книгу, мы переносимся в разные эпохи и страны, переживаем вместе с героями невероятные приключения.

Чтение позволяет испытать неизведанные чувства и задуматься над идеями, которые раньше в голову не приходили.

«Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, переживает только одну», – сказал писатель Джордж Мартин.

А знаменитый испанский драматург Лопе де Вега оставил в назидание потомкам такие слова:

Любая книга  –  умный друг:

Чуть утомит, она смолкает;

Она безмолвно поучает,

С ней назидателен досуг.

Добро пожаловать в волшебный мир литературы!

Конспект урока литературы в 9 классе

МБОУ СОШ р. п. Жадовка МО «Барышский район» Ульяновской области

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

 

«Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Составитель:

учитель русского языка и литературы

Красноперова Яна Владимировна

Цель урока:

-Определить роль литературы в духовной жизни общества,

-Сформировать понимание учащихся литературы как искусства слова,

-Выявить уровень литературного развития учащихся.

                                                                                  Кроме литературы, чем и дышать,

                                                                                  Опускаясь на дно морское…

                                                                                     М.Щербаков. Целое лето

1. Орг. Момент

2.  Беседа над вопросом осмысления цитаты, вынесенной в эпиграф урока

 (Михаил Щербаков, московский поэт, создатель авторской песни, наш современник).

3. Обсуждение высказываний русских писателей

— Как вы понимаете высказывания русских писателей о литературном труде и роли книг в духовной жизни человека, попытайтесь подтвердить или опровергнуть высказанные ими позиции.

Цитаты:

«Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли.  Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою… » В.Розанов.

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев.

4. Выразительное чтение стихов

— Сейчас прочитаем стихотворения, в которых поэты размышляют о тайнах писательского труда, о  роли писателей в обществе.

Иван Бунин «Слово»

 Молчат гробницы, мумии и кости,—

        Лишь слову жизнь дана:

 Из древней тьмы, на мировом погосте,

        звучат лишь Письмена.

 И нет у нас иного достоянья!

        Умейте же беречь

 Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

        Наш дар бессмертный — речь.

А.Ахматова «Творчество»

Бывает так: какая-то истома;

 В ушах не умолкает бой часов;

 Вдали раскат стихающего грома.

 Неузнанных и пленных голосов

 Мне чудятся и жалобы и стоны,

 Сужается какой-то тайный круг,

 Но в этой бездне шепотов и звонов

 Встает один, все победивший звук.

 Так вкруг него непоправимо тихо,

 Что слышно, как в лесу растет трава,

 Как по земле идет с котомкой лихо…

 Но вот уже послышались слова

 И легких рифм сигнальные звоночки,—

 Тогда я начинаю понимать,

 И просто продиктованные строчки

 Ложатся в белоснежную тетрадь.

Б. Пастернак

Во всем мне хочется дойти

 До самой сути.

 В работе, в поисках пути,

 В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

 До их причины,

 До оснований, до корней,

 До сердцевины.

 Всё время схватывая нить

 Судеб, событий,

 Жить, думать, чувствовать, любить,

 Свершать открытья.

 О, если бы я только мог

 Хотя отчасти,

 Я написал бы восемь строк

 О свойствах страсти.

 О беззаконьях, о грехах,

 Бегах, погонях,

 Нечаянностях впопыхах,

 Локтях, ладонях.

 Я вывел бы ее закон,

 Ее начало,

 И повторял ее имен

 Инициалы.

 Я б разбивал стихи, как сад.

 Всей дрожью жилок

 Цвели бы липы в них подряд,

 Гуськом, в затылок.

 В стихи б я внес дыханье роз,

 Дыханье мяты,

 Луга, осоку, сенокос,

 Грозы раскаты.

 Так некогда Шопен вложил

 Живое чудо

 Фольварков, парков, рощ, могил

 В свои этюды.

 

 Достигнутого торжества

 Игра и мука —

 Натянутая тетива

 Тугого лука.

 

5. Беседа по вопросам

— Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова?

— Вспомните произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература?

— Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека?

— Как литература помогла вашему собственному духовному развитию?

— Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?

 

6. Беседа, выявляющая уровень литературного развития учащихся

— Что из русского фольклора вы помните? Каково значение произведений устного народного творчества для современного читателя?

— Какие вечные вопросы поднимались русскими писателями? Как они их решали?

— Как в произведениях русской литературы отразились гуманистические мысли авторов? Назовите произведения, в которых поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию.

— Каким представляли себе счастье герои произведений русской литературы? Согласны ли вы с ними?

— Как картины природы, описанные в литературе, помогают в понимании человеческих характеров?

Определите произведения по фрагменту:

1)      Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!

 

2)      «Ты хочешь знать, что видел я  

На воле? — Пышные поля,  

Холмы, покрытые венцом  

Дерев, разросшихся кругом,  

Шумящих свежею толпой,  

Как братья в пляске круговой.  

Я видел груды темных скал,  

Когда поток их разделял,  

И думы их я угадал:  

Мне было свыше то дано!  

Простерты в воздухе давно  

Объятья каменные их,  

И жаждут встречи каждый миг;  

Но дни бегут, бегут года —   

Им не сойтися никогда!  

— Какими способами писатели вызывают у читателя смех, грусть, горечь, негодование и другие чувства?

— Какова роль антитезы в литературном произведении? Приведите примеры из русской прозы или поэзии.

— Какую роль играет в художественном произведении герой-повествователь? Приведите примеры из произведений, изученных в 8 классе.

 

8. Домашнее задание

1)      Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина?

2)      Какие нравственные ценности утверждает поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

3)      Что «дурное в России» высмеивают Н.В.Гоголь в пьесе «ревизор» и М.Е. Салтыков-Щедрин в сказках?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *