где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Художник-мультипликатор — это художник, работающий в мире мультипликационного кино. Он создаёт рисунки ключевых моментов движения персонажей и определяет промежуточные фазы на листе экспозиции. Мультипликация (лат. Multiplicatio — умножение) представляет собой создание и многократное умножение большого количества кадров с небольшим смещением элементов в каждом последующем кадре. При скоростной демонстрация этих кадров и получается мультфильм. Художник-мультипликатор — более широкое понятие, чем современный аниматор, который занимается только оживлением персонажей. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Художники-мультипликаторы классифицируются на несколько специализаций в зависимости от технологии анимации и масштаба проекта. При создании небольших мультфильмов один художник может выполнить все технологические задачи. Крупные проекты требуют командной работы, в которой каждый художник специализируется на определённой операции по объектам мультипликации.
Специализации художников-мультипликаторов зависят от применяемой технологии мультипликации:
- рисованный фильм;
- кукольная мультипликация;
- трёхмерная графика.
В рисованных крупномасштабных мультфильмах существует множество специализаций по объектам мультипликации:
- художник-постановщик — самый главный художник мультфильма, разрабатывающий общий стиль фильма в тесном сотрудничестве с режиссером и руководящий всем процессом создания мультфильма;
- художник по персонажам создаёт образы героев мультфильма, работает над их действиями и диалогами;
- художник-фоновщик, или художник-декоратор, или мультипликатор заднего плана создаёт фон, панораму, интерьер и прочий антураж;
- художник-контуровщик осуществляет перенос рисунка с бумаги на плёнку;
- художник-фазовщик создаёт промежуточные фазы действий персонажей между рисунками, учитывая характер их движения;
- художник-прорисовщик созда
мультипликатор — это… Что такое Художник-мультипликатор?
Художник-мультипликатор, мультипликатор, аниматор — художник мультипликационного кино. В настоящее время художники-мультипликаторы работают в различных индустриях: кино, телевидение, видеоигры, Интернет. При создании анимации используются разнообразные технологии, включая рисунки, кукольную мультипликацию, трёхмерную графику. Эти особенности приводят к значительным различиям художников-мультипликаторов по специализации.
Название профессии
Название профессии — «мультипликатор» — является производным от вида киноискусства, к которому принадлежит художник. Мультипликация (от лат. multiplicatio — умножение) основана на изготовлении («умножении») большого число кадров, отличающихся небольшими смещением элементов, движение которых нужно изобразить, и их быстрой последовательной демонстрации.
В англоязычных странах, а с некоторых пор — и в России, художника-мультипликатора называют аниматором (от лат. animatio — оживление), однако эти слова не являются полными синонимами. К аниматорам не относят художников, рисующих фон, создающих образы героев или занимающихся раскадровкой, хотя они участвуют в создании мультфильма и являются художниками-мультипликаторами.
По мнению известного мультипликатора Фёдора Хитрука, использование в СССР терминов «мультипликация», «мультипликатор» связано с технологией, использовавшейся до внедрения классической рисованной анимации — созданием изображений при помощи накладываемый на лист элементов персонажей, что сродни аппликации. По созвучию с этим словом новое искусство было названо мультипликацией[1].
История профессии
Первые шаги в мультипликации были сделаны задолго до появления кинематографа. Попытки запечатлеть движение в рисунке начались в первобытную эпоху, продолжились в античные времена и привели к появлению примитивной мультипликации в первой половине XIX века. Дальнейшее развитие этой технологии в сочетании с фотографией привело к изобретению киноаппарата [2].
В первые годы после появления кино мультипликация отошла на второй план, пока её повторно не возродили Джеймс Стюарт Блэктон, выпустивший рисованный мультфильм Humorous Phases of Funny Faces (1906), и Александр Ширяев, снявший кукольный фильм о балете (1906). Создателей первых мультфильмов ещё не называли мультипликаторами, хотя фактически они ими были.
В 1914 году Уинзор Мак-Кей создает первого в истории героя мультфильма, наделённого яркими личностными качествами — динозавра Герти. Одновременно, огромное количество рисунков, сделанных для фильма, потребовали изобрести новую технологию производства, впервые привведя к разделению труда между художником-аниматором и художником-фоновщиком: в то время как Мак-Кей прорисовывался фазы движения динозавра, нанятый им студент копировал с образца на каждый лист контуры гор, озера и дерева (целлулоидная плёнка в то время ещё не применялась)
Специализация мультипликаторов
Специализации художников-мультипликаторов в первую очередь определяются технологией анимации. При этом некоторые специализации могут существовать при любом способе производства мультфильмов, а другие — быть уникальными для конкретного и не встречаться в других случаях. Также разделение на специализации связано с масштабностью производства: в небольших коллективах один художник может выполнять несколько технологических операций. Следует отметить, что по мере развития анимации специализация художников-мультипликаторов становилась всё более узкой.
Рисованая мультипликация
- Художник по персонажам — художник, создающий визуальный образ героя мультфильма, осуществляющий его последующую разработку и сопровождение на производстве анимационного фильма[4].
- Художник-контуровщик — художник, задачей которого является перенос рисунка с бумаги на целлулиодную плёнку[2].
- Художник-мультипликатор рисованного фильма (художник-аниматор) — художник, создающий рисунки ключевых фаз движения мультипликационного героя (компоновочные рисунки) и определяющий промежуточные фазы на экспозиционном листе[2].
- Художник-постановщик — главный художник анимационного фильма. Совместно с режиссером, художник-постановщик определяет визуальный стиль будущего произведения, осуществляет руководство и контроль за производством[2].
- Художник-прорисовщик — художник, создающий чистовые компоновочные рисунки (ключевые кадры) на основе изображений, созданных художником-аниматором. Задача художника-прорисовщика заключается в том, чтобы, не нарушая анимации, придать герою мультфильма максимальную схожесть с образом, разработанным художником по персонажам[2].
- Художник-фазовщик
— художник, создающий промежуточные фазы движения героя мультфильма между компоновочными рисунками[2]. - Художник-фоновщик (художник-декоратор) — художник, создающий фоновые рисунки и панорамы, на которых действуют мультипликационные герои[2].
Кукольная мультипликация
Компьютерная мультипликация
- мультипликатор трёхмерной графики — создает отрывки мультипликации при помощи компьютерного моделирования
Специализация по объектам оживления
При работе над крупными проектами мультипликаторы делятся по объектам оживления. Встречаются:
- мультипликаторы персонажей, работающие над движениями живых существ, диалогами, действиями.
- мультипликаторы спецэффектов, занимающиеся необычными воздействиями и природными явлениями, такими, как дождь, снег, течение воды.
- мультипликаторы заднего плана, контролирующие побочные явления, фоновые картинки, а также антураж — автомобили, механизмы и другие нестатичные детали.
Примечания
Литература
- Вано И. Рисованный фильм. — Госкиноиздат, 1950. — 84 с.
- Хитрук Ф. Профессия — аниматор. — М.: Гаятри, 2008. — Т. 1.
Профессия Мультипликатор (аниматор)
Это специалист широкого профиля, который должен придумывать героев мультфильма, рисовать эскизы, раскрашивать, воссоздавать их движения, мимику и жесты.
Профессия аниматор-мультипликатор – это особый вид искусства. Люди, работающие в этой сфере, создают целые миры, наполненные живыми персонажами и неподдельными эмоциями. Мультипликатор занимается не только прорисовкой и раскадровкой мультипликационных сцен, его работа начинается с проработки сценария и продумывания будущих персонажей. Чтобы сюжет был положительно воспринят зрителями, всё должно быть идеально: от цвета одежды героев до плавности и чёткости их движений, мимики и жестикуляции. Далее мультипликатор выполняет эскизы, прорисовывает героев и декорации, после чего приступает к анимированию ключевых и промежуточных фаз.
Художник-мультипликатор — более широкое понятие, чем современный аниматор, который занимается только оживлением персонажей. При создании небольших мультфильмов один художник может выполнить все технологические задачи. Крупные проекты требуют командной работы, в которой каждый художник специализируется на определённой операции по объектам мультипликации. Специализация художников-мультипликаторов зависит от применяемой технологии мультипликации: рисованный фильм, кукольная мультипликация или трёхмерная графика. Анимация тоже бывает разной: классическая рисованная анимация, живопись на стекле, современная анимация (2D, 3D), кукольная или пластилиновая анимация, песочная (силуэтная), комбинированный вариант. Среди мультипликаторов различают мультипликаторов ключевых кадров, мультипликаторов промежуточных кадров, мультипликаторов персонажей, мультипликаторов спецэффектов, мультипликаторов заднего плана.
Области знания: Рисование. Черчение. Анатомия и физиология. Обществознание. Мировая художественная культура. Математика. Актерское мастерство. Психология
Компетенции
- Создание концептов и эскизов персонажей и декораций
- Подбор вместе с режиссёром художников разных специализаций
- Организация и распределение работы между всеми специалистами
- Контроль работы художников по созданию персонажей и фонов для мультфильма
- На стадии производственного этапа: организация процессов создания персонажей и фонов, прорисовки, заливки; проработка движений и мимики, раскадровка и колорирование; анимирование ключевых и промежуточных фаз; создание чистовых компоновок
Важные качества
Личные качества: хорошая образная память, хороший глазомер, глубокая наблюдательность, внимательность, умение ухватывать суть характера, чувство стиля, художественный вкус, актерские способности, целеустремленность, терпение, работоспособность, ответственность
Soft skills: креативный подход, пространственное воображение и мышление, коммуникабельность, работа в команде, управление персоналом
Профессиональные навыки: владение современными компьютерными программами: 3ds Max (3d Studio Max), Maya, Cinema 4D, LightWave, Softimage XSI, Blender, знание теории мультипликации, актерской техники, искусства, психологии, понимание принципов динамики и движения
Где работает
- Мультипликационные студии
- Киностудии
- Телевидение
- Рекламные агентства
- Студии web-дизайна
- Компании по созданию компьютерных игр
- Фриланс
Потенциальные работодатели
- «Союзмультклуб» (г. Москва)
- Компания «PlayFlock» (г. Москва)
- Издательский дом «Дрофа» (г. Москва)
- AdMe (г. Москва, г. Санкт-Петербург)
- Рекламное агентство «Qmobi Ltd» (г. Санкт-Петербург)
- Студия анимационного кино «ЛАД» (г. Самара)
- Школа телевидения (г. Новосибирск)
- Семейный клуб «Фамилия моя» (г. Екатеринбург)
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии «Мультипликатор (аниматор)»
- Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств
- Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова
- Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
- Ростовский-на-Дону филиал Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова
- Рязанский государственный радиотехнический университет
- Тюменский государственный институт культуры
- Уральский государственный архитектурно-художественный университет
- Киноколледж № 40 «Московская международная киношкола»
- Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Федорова
- Омский музыкально-педагогический колледж
- Отделение среднего профессионального образования Иркутского филиала Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова
- Школа-студия «ШАР»
Познакомиться с высшими учебными заведениями, осуществляющими подготовку по смежным специальностям, вы можете на сайтах:
«Поступи онлайн»
«Поступай правильно»
Компании-партнеры
описание, обязанности, навыки и знания, обучение
- Подробности
- Обновлено: 21.01.2020 18:45
- Автор: Сергей Краковский
Художник-мультипликатор – это главный человек в создании мультфильма.
Он, в отличие от аниматора, не просто оживляет персонажи, а создает их, наделяет характером и индивидуальностью, рисует каждое их движение и каждую гримасу.
Если мультфильм короткий, то художник работает над ним сам, над более масштабными проектами трудится целая команда специалистов.
Содержание:
История профессии
Как ни странно, но первые художники-мультипликаторы появились намного раньше кинематографа. Еще в первобытные времена люди пытались зарисовать события и людей в движении. В первой половине 19 века появились примитивные мультфильмы.
После появления кино мультипликация утратила былую популярность, но в начале 20 века о ней вспомнили вновь. Немаловажное значение в развитии и распространении мультипликационных фильмов сыграл известный всем Уолт Дисней.
Сейчас мультфильмы любят и дети, и взрослые, они пользуются такой же популярностью, как и фильмы.
Особенности профессии
В профессии мультипликатора есть много преимуществ:
- возможность творческой реализации;
- престижность;
- хорошая зарплата;
- востребованность;
- комфортные условия труда, в некоторых случаях можно работать удаленно.
Работа художником имеет и свои минусы:
- Во-первых, приходится все рабочее время сидеть за компьютером, что может привести к проблемам с позвоночником и зрением.
- Во-вторых, иногда нужно выполнять однообразные задания.
Профессия художник-мультипликатор объединяет несколько специализаций:
- художник по персонажам;
- художник-постановщик;
- фоновщик;
- контуровщик;
- фазовщик;
- заливщик;
- прорисовщик;
- мультипликатор спецэффектов.
Существует три типа мультфильмов: кукольный, рисованный, 3Д.
Мультипликаторы могут работать не только там, где рисуют мультики, то и в рекламных агентствах, студиях веб-дизайна, компаниях, создающих компьютерные игры.
Обязанности
Создание мультфильма включает в себя несколько этапов. Сначала продумываются идея и персонажи, создаются эскизы. Затем, если проект масштабный, то подбираются художники, между которыми распределяется работа.
Художники сначала рисуют фона и персонажей, а потом их тщательно прорисовывают и заливают цветом.
Следующий этап — проработка мимики, жестов, движений. После этого наступает очередь колорирования и раскадровки. Готовые изображения анимируют.
Заключительная часть — создание чистовых компоновок.
Важные качества
Профессия художник-мультипликатор требует хорошего вкуса, чувства стиля, понимания принципов движения и динамики, умения увидеть и передать суть характера, пространственного мышления и воображения, наблюдательности, глазомера, чувства экранного времени (кинематики).
Часто для того, чтобы правильно изобразить эмоции и жесты, художнику приходится срисовывать их с себя, поэтому в профессии важны актерские способности.
Для качественного выполнения работы понадобятся работоспособность, ответственность, целеустремленность, аккуратность, терпение. Не лишними будут оптимизм и умение работать в команде.
Навыки и знания
Чтобы создавать хорошие мультфильмы, мало уметь рисовать. Художник-мультипликатор – это тот, кто знает теорию мультипликации и законы творчества, разбирается в искусстве и психологии, освоил актерскую технику и знаком с особенностями разных видов искусства.
Далеко не каждый талантливый художник может создавать мультфильмы. Чтобы стать мультипликатором необходимо овладеть особым стилем рисования.
Перспективы и карьера
Мультипликатор может совершенствовать свои способности и попасть в команду по созданию полнометражного мультфильма.
Если говорить о карьерном росте, то он имеет шанс стать руководителем проекта, а затем директором студии мультипликации.
Сейчас есть возможность нарисовать свой собственный мультфильм и выложить его в интернет.
Обучение
Работа художником-мультипликатором не требует диплома. Достаточно хорошо рисовать, владеть необходимым минимумом знаний и уверенно работать в хотя бы одной специализированной компьютерной программе. Но лучше все же получить нужное образование.
Всему необходимому можно обучиться на курсах, в колледжах или ВУЗах. Существуют обучающие программы для всех возрастов – от младших школьников до студентов.
Поделитесь в сети:Знаменитые мультипликаторы
История мультипликации ведётся уже более века. За это время многое изменилось. Изменились сами мультфильмы, аудитория и, конечно же, сам процесс их изготовления. Но в разные времена существовали люди сделавшие многое для развития этого вида искусства, — мультипликаторы.
Первые мультипликаторы
Многое сделал для развития мультфильмов первый в мире мультипликатор Эмиль Рено. Он не только создал технологию изготовления мультипликационных фильмов и аппарат для их показа, но использовал звуковое сопровождение.
Эмиль Рено
Революционером мультипликации можно считать знаменитого Уолта Диснея, который сначала в 1928 году создал первый мультфильм со звуком, а через 9 лет благодаря его усилиям появился и первый цветной мультфильм «Белоснежка и семь гномов». В дальнейшем студия Уолта Диснея и его мультфильмы стали самыми известными в мире.
Теодор Гейзел, более известен как Доктор Сьюз. Он был не только мультипликатором, но и автором знаменитого обучающего американского мультфильма «Кот в шляпе». Уникальность произведения заключалась в использовании писателем в сценарии всего лишь 220 слов, по мнению заказчика мультфильма, необходимых для детей определённого возраста.
Доктор Сьюз
Джозеф Барбера и Уильям Ханна из «Метро Голдвин Мейер» в середине прошлого столетия одно время конкурировали с великим Диснеем. Произошло это благодаря известному во всём мире мультсериалу о приключениях кота и мышонка «Том и Джерри». Этот мультфильм остаётся популярным до наших дней.
Мультипликаторы нашей страны
Не менее замечателен вклад русского режиссёра Владислава Александровича Старевича, открывшего новый вид анимации – кукольную. Произошло это в 1912 году, когда он, снимая фильм о насекомых, использовал их покадровую съёмку.
В. А. Старевич
В нашей стране, безусловно, самым известным мультипликатором считают Вячеслава Михайловича Котёночкина. Он является режиссёром таких известных мультфильмов как «Ну, погоди!», «Лягушка-путешественница» и «Котёнок с улицы Лизюкова», а также аниматором и художником десятков других советских и российских мультфильмов, снятых главным образом по различным сказкам.
В. М. Котёночкин
Кто нарисовал «Ну, погоди!»?
Мультсериал «Ну, погоди!» обычно связывают с именем прославленного мультипликатора Вячеслава Михайловича Котёночкина. Он действительно является по сути автором и создателем знаменитого мультсериала, однако в качестве режиссёра «Ну, погоди!», а нарисовал персонажей мультфильма Светозар Кузьмич Русаков.
Светозар Кузьмич Русаков
Русаков на фронте
Светозар Кузьмич Русаков родился в Московской области в городе Тучков в 1923 году. Учился в художественной школе Центрального дома пионеров. В начале Великой Отечественной войны его призвали в армию. Первое время он работал военным корреспондентом сначала в «Окнах ТАСС» Новосибирска, а позже в газете «Красная звезда». В рядах действующей армии оказался в 1943 году. Сначала был пехотинцем и принимал участие в боях Украинского и Белорусского фронтов, после этого был переведён в арт-разведчики Отдельного противотанкового батальона. В бою был ранен и контужен, после чего получил II группу инвалидности.
Из армии Русаков демобилизовался только в 1946 и сразу же поступил в художественно-промышленное училище имени Калинина. Его он окончил с красным дипломом и продолжил обучение теперь уже на художественном факультете ВГИКа. С отличием окончив ВГИК, Светозар Кузьмич устроился на работу художником-постановщиком на киностудию «Союзмультфильм», где проработал 30 лет. Лишь выйдя на пенсию, он нашёл время для собственной выставки, несмотря на то, что к тому времени в его коллекции было уже довольно много работ.
Герои мультфильмов Русакова
Святозар Кузьмич Русаков стал лауреатом Государственной премии, членом Союза художников и кинематографистов. Награжден множеством наград, в том числе орденами Славы и Великой Отечественной войны и «За боевые заслуги», а также многими другими. Он ушёл из жизни в августе 2006 года.
Среди персонажей мультфильмов не только волк и заяц из «Ну, погоди!». Он также является художником, создавшим знаменитых хоккеистов из мультфильма «Шайбу, шайбу!». Кроме того, он был художником-постановщиком таких мультфильмов как «Сказка о Емеле», «Приключения Буратино», «Попался, который кусался» и нескольких десятков других известных советских мультфильмов.
м/ф Шайбу, шайбу!
Кто создал мультфильм «Ежик в тумане»?
Один из известнейших мультфильмов не только в нашей стране, но и во всём мире. Он был выпущен в 1975 году на студии «Союзмультфильм». Уже в 1976 году он завоевал первые призы на всесоюзном фестивале мультипликационных фильмов, а также на Фестивале фильмов детей и юношества. По прошествии почти трёх десятилетий, уже в 2003 году он был признан лучшим мультфильмом всех времён и народов. Произошло это на Мультипликационном фестивале Лапута в Токио, в опросе участвовало 140 мультипликаторов.
Кто работал над мультфильмом?
Сценаристом мультфильма был Сергей Козлов, художником-постановщиком Франческа Ярбусова, а роли озвучивали знаменитые актёры Алексей Баталов, Мария Виноградова (Ёжик), Вячеслав Невинный (Медвежонок). Однако создателем мультфильма по праву считают режиссёра и аниматора Юрия Норштейна.
Юрий Борисович Норштейн родился в начале Великой Отечественной войны в 1941 году в Пензенской области в деревне Андреевка, где его родители в то время находились в эвакуации. Но детство его прошло в Москве. Юрий Норштейн окончил курсы мультипликаторов и вскоре в 1961 года устроился на работу на студию «Союзмультфильм». Первое время он работал художником-постановщиком вместе с известным режиссёром-мультипликатором Иваном Петровичем Ивановым-Вано.
Юрий Борисович Норштейн
Так как высшего образования он так и не получил, делать свои мультфильмы ему долго не давали. Первый его мультфильм «25, первый день» в сотрудничестве с Аркадием Тюриным вышел лишь в 1968 году. В нём был использованы работы советских художников 20-х годов.
Как Норштейн делал мультфильмы объёмными?
В создании мультфильмов Норштейн применил своеобразную технику многоярусной перекладки изображения. Это придавало мультфильмам эффект объемного трёхмерного изображения. Он абсолютно не пользовался компьютерной графикой. В работе над мультфильмами ему помогала жена – Франческа Ярбусова, которая является бессменным художником-мультипликатором его работ. Кроме «Ёжика в тумане», довольно известным является другой его мультфильм «Сказка сказок», также отмеченный призами на нескольких фестивалях. Юрий Норштейн является народным артистом России.
Уолт Элиос Дисней
Уолт Элиос Дисней родился в самом начале прошлого века в 1901 году в Чикаго. Вскоре родители переехали из большого шумного города и поселились на тихой ферме поблизости от городка Марселин в штате Миссури. Ещё в детстве у Уолта проявились творческие способности, но так как семья была бедной, первый рисунок им был нарисован не карандашом на бумаге, а смолой на стене дома.
Детство и юность Уолта Диснея
На ферме Диснеи прожили недолго и переехали в Канзас. Там в 8 лет Уолт уже сам начал зарабатывать деньги, вставая в 4 часа и разнося утренние газеты. Уже тогда его привлекали рисунки в комиксах, но времени на рисование не было, да и жестокий отец не одобрял этого занятия сына, хотя сам Элиос Дисней менял занятия и работу как перчатки и был то фермером, то плотником, то строителем.
Несмотря на всевозможные препятствия Уолту всё же удалось поступить в чикагский Институт Искусств, где, наконец, получил признание своих талантов. В 1918 году Дисней попытался поступить на военную службу, но не подошёл по возрасту. Тогда он пошёл в Красный Крест, где он год работал водителем санитарной машины.
В 1919 году он вернулся в Канзас-сити и стал работать художественным директором в коммерческой студии. Именно там состоялась его встреча с будущим партнёром Убом Айверксом. Вместе они открыли собственную студию, на которой первое время снимали короткие рекламные ролики. Позже их студия переехала в Лос-Анджелес, поближе к Голливуду. Но этого Уолту было мало, он уже тогда решил делать мультфильмы. В этом ему помог брат, у которого было такое же желание, а главное побольше средств. Вскоре Уолт и Рой открыли первую студию, исполняя одновременно функции директора, актёра, звукооператора и сценариста.
Мультфильмы студии Диснея
В 1928 году появился новый мультперсонаж – мышь по имени Мортимер. А вскоре, в том же году, и первый в мире озвученный мультфильм «Пароход Уилли». В нем в качестве капитана корабля впервые появился Микки Маус, а озвучил его сам Дисней. Через 9 лет появился первый полнометражный цветной мультфильм «Белоснежка и семь гномов», а чуть позже Гуффи и Плуто – знаменитые собаки мультфильмов Диснея. В 40-м году вышел мультфильм «Пиноккио».
м/ф Гуффи и Плуто
В 1955 году появился первый основанный Диснеем парк аттракционов «Диснейленд», а в 1961 Дисней основал в Калифорнии Институт Искусств. За свою жизнь Дисней создал множество мультфильмов как по собственному сценарию, так и по мотивам различных сказок. «Золушка», «Питер Пэн», «Красавица и чудовище» лишь немногие произведения, созданные на студии Диснея. Он ушёл из жизни в 1966 году.
Поделиться ссылкой
Савченко, Анатолий Михайлович (мультипликатор) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Са́вченко Анато́лий Миха́йлович (30 июня 1924, Новочеркасск — 18 августа 2011, Москва) — советский и российский мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Среди самых известных работ Анатолия Савченко — «Мойдодыр», «Малыш и Карлсон» и «Карлсон вернулся», «Возвращение блудного попугая» и другие.
Ранние годы[править | править код]
Анатолий Савченко родился 30 июня 1924 года в Новочеркасске — в Донском округе Юго-Восточной области СССР в семье работающего фармацевтом художника-самоучки. Первые мультфильмы, произведшие на юного Анатолия сильное впечатление, будущий мультипликатор увидел ещё в 1930-е годы.[1]
С 17 лет принимал участие в Великой Отечественной войне в пехотных войсках, в боях на Северном Кавказе был ранен в ногу. Был награждён орденом «Отечественной войны» и рядом медалей. Демобилизовался в 1947 году[2]. Практически сразу после демобилизации Анатолий Михайлович уехал в Москву и с первой попытки поступил во ВГИК, получив максимально возможные оценки за рисунок, живопись, и за композицию. ВГИК Савченко окончил в 1953 году. Своим учителем Анатолий Михайлович называл Анатолия Пантелеймоновича Сазонова — известного мультипликатора и книжного иллюстратора, преподававшего во ВГИКе в то время.[1]
Художник-мультипликатор[править | править код]
Образ Карлсона был создан самим Савченко, не читавшим ЛиндгренЗакончив институт, Анатолий Михайлович получил распределение на работу в «Союзмультфильм», где он проработал художником-постановщиком 37 лет, до выхода на пенсию в 1990 году. Первым мультфильмом, в создании которого принял участие начинающий аниматор, стал «Лесной концерт», на работу над которым его пригласил Иван Петрович Иванов-Вано[2]. В компании с ним год спустя Савченко работал над «Мойдодыром», после чего ушёл в группу Евгения Райковского и Бориса Степанцева[2]. В паре с режиссёром Борисом Степанцевым Анатолий Михайлович Савченко создал большое количество своих мультфильмов. Среди работ тандема — «Петя и Красная Шапочка», «Вовка в Тридевятом царстве», «Карлсон», «Щелкунчик». Всего же в послужном списке Савченко около 25 мультфильмов.[1] Для мультфильмов о Карлсоне Савченко сам разработал образ главного персонажа и он же предложил на озвучивание роли «домомучительницы» Фрекен Бок пригласить Фаину Раневскую[3].
Последней работой Анатолия Михайловича стал мультфильм «Мужество попугая Кеши», созданный им совместно с Елизаветой Жаровой после 20-летнего перерыва[4].
Про свои работы Анатолий Михайлович говорил[2]:
… я очень любил работать именно на весёлых фильмах. И своих персонажей старался делать смешными, теплыми и, самое главное, добрыми. Герои мультфильмов должны быть обязательно добрыми |
Достижения и заслуги[править | править код]
Хорошо отзывались о Савченко многие люди, работавшие с ним в разное время. Так, например, о нём говорил советский мультипликатор, режиссёр и художник Эдуард Назаров[2]:
…Таких, как Савченко, больше не было и нет. И на экране, и в книгах его персонажей ни с кем не спутаешь, они всегда острые, характерные. И «цветоводом» он был необыкновенным. Помните быстро проскакивающие тона в «Малыше и Карлсоне»? Если их остановить и разглядеть – это ж красота небесная! Господа импрессионисты могли бы потесниться. И при всей своей гениальности Анатолий Михайлович всегда оставался скромнейшим человеком, не влезавшим ни в какие «политические» баталии. Более доброго человека на «Союзмультфильме» нельзя было встретить. |
Несмотря на успех созданных им мультфильмов, никаких государственных наград и премий Анатолий Михайлович за свою карьеру не получил, не считая поздравительной телеграммы от президента России Владимира Путина 30 июня 2004 года и тогда же — телеграммы Никиты Михалкова от Союза кинематографистов России. Остальные награды — только фестивальные. Например, «Ника» 1988 года за «Возвращение блудного попугая».[1] Среди других наград: приз международного фестиваля в Аннеси за мультфильм «Петя и Красная Шапочка» (1958 год), приз международного фестиваля в Карловых Варах за мультфильм «Мурзилка на спутнике» (1960 год), приз международного фестиваля в Мамае за мультфильм «Окно» (1966 год), призы Международного фестиваля фильмов, посвящённых работе Красного Креста, в Варне (1973 год) и приз Международного фестиваля соцстран по охране здоровья (1972 год) за мультфильм «Сердце», приз международного фестиваля детских фильмов в Хихоне за музыкальный мультфильм «Щелкунчик» (1974 год) и другие.[5]
После выхода на пенсию[править | править код]
После выхода на пенсию и почти до самой смерти Анатолий Савченко занимался иллюстрированием детских книг[1], в том числе «Мальчик-с-пальчик» и «Красная Шапочка» Шарля Перро, русские народные сказки — «Гуси-лебеди», «Репка» и другие[5].
Умер Анатолий Михайлович Савченко 18 августа 2011 года в своей квартире в Москве на 88-м году жизни[6][7]. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище[8].
Художник-постановщик[править | править код]
Художник[править | править код]
Обсуждение:Художник-мультипликатор — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Аниматор — не только художник мультфильмов; это любой, кто рисует анимацию — будь то мультфильм, компьютерная игра или что ещё. Фраза «занимающийся отрисовкой» подчёркивает постоянный характер деятельности. Предлагаю вернуть взад? 😉 — Himself 16:27, 23 сентября 2006 (UTC)
- «Отрисовка» — сленговое словечко в миру посвящённых, посему в начале статьи я и переделал на «гражданский манер», всё-таки пишем эту энциклопедию и для «простых людей». А дальше в теле статьи «отрисовка» сохраняется, надеюсь, что благодаря этому мостику «простые» не будут гундеть, будто в Вики «не знают падежов»:). О’key:)? —Okman 20:36, 23 сентября 2006 (UTC)
- А всё равно получилось коряво; может тогда [вот так]? Это и точнее: аниматор — не только тот, кто рисует картинки; если он в максе рендерит видео — он тоже аниматор. — Himself 11:45, 24 сентября 2006 (UTC)
- Пожалуй, что да. Да и художники в кукольных мультах тоже вроде бы аниматоры.—Okman 20:15, 24 сентября 2006 (UTC)
- А всё равно получилось коряво; может тогда [вот так]? Это и точнее: аниматор — не только тот, кто рисует картинки; если он в максе рендерит видео — он тоже аниматор. — Himself 11:45, 24 сентября 2006 (UTC)
Ключевые кадры — называются компоновками Промежуточные кадры — фазами По поводу правильного названия «аниматор» или «мультипликатор»: если употребляется без дополнительно поясняющего «художник», то правильно говорить «мультипликатор», если с поясняющей частью, то верно и «художник-аниматор» и «художник-мультипликатор» (последнее стало употребляться чаще, в связи с появлением в русском языке такого понятия как актер-аниматор).
Профессии подразделяются на: — художник-аниматор (или мультипликатор если нравится) на короткометражках и часто бывает ведущий(е) художники-аниматоры (мультипликаторы) на полном метре. Их основная задача рисовать наиболее важные ключевые кадры. — художник-фазовщик (рисует промежуточные кадры «фазы») — художник-прорисовщик – приводит анимацию и фазовку в надлежащий образу вид в соответствии с разработкой персонажа (см. ниже) — художник по персонажам (или по созданию персонажей) – рисует схемы по разработке персонажей (эмоции, характерные позы, и пр.) по сути являющиеся шаблоном для художника-прорисовщика, который должен соблюдать при прорисовке пропорции, массу, размеры (внешний вид) при этом не нарушив анимацию. — художник по фонам (фоновщик) – рисует фоны (жарг. — «задники») — художник-постановщик определяет стилистику проекта, его цветовую гамму, работает над сложными участками проекта в качестве художника. — заливщик (красит персонажа) — иногда есть еще художник рисующий сториборды (раскадровку) на полном метре. На короткометражках, обычно режиссер делает раскодровку (режиссерский сценарий) сам. — художник-контуровщик – наверно эта специальность уже не встречается, но иногда она применялась в производстве (выравнивание линии методом перерисовки с нижней кальки, при этом художник должен был уделять большое внимание нажиму на карандаш, следя за толщиной контурной линии). Сейчас эта профессия на мой взгляд не актуальна.
Про анимацию, информацию наверняка можно найти в сети, в книге Хитрука «Тайминг в анимации», по персонажам немного есть здесь — http://art-character.re-animate.com/ , еще по сети гуляла хорошая статья по фазовке, но я уже не помню чья и как называется. 2011 (UTC) 85.141.156.139 20:58, 21 марта 2011 (UTC) 85.141.156.139 20:59, 21 марта 2011 (UTC)
Аниматор — не только художник :)[править код]
Аниматорами ещё называют людей, которые развлекают людей (каламбурчег), если я не ошибаюсь 🙂 Калий обс. 03:21, 24 сентября 2006 (UTC)
- Угу. Дисамбиг? —Okman 20:15, 24 сентября 2006 (UTC)
- Скорее всего 🙂 Калий обс. 04:21, 25 сентября 2006 (UTC)
Список выдающихся аниматоров[править код]
Добавить? —Yuriy Lapitskiy 15:04, 18 октября 2006 (UTC)
P.S. См. en:Category:Animators. У нас кстати только [1], а [2] нет… —Yuriy Lapitskiy 15:07, 18 октября 2006 (UTC)
Аниматор — это ещё и массовик-затейник. В конкретном случае это может быть и инструктор по йоге, и учитель танцев, и организатор детского досуга… 169.252.4.21 07:14, 8 февраля 2010 (UTC)