Явления природы химические явления 5 класс – План-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме: Методическая разработка: » Использование электронных образовательных ресурсов при изучении темы «Физические и химические явления» на уроках природоведения в 5 классе.

Разработка урока естествознания 5 класс «В мире физических и химических явлений»

ТЕМА: В мире физических и химических явлений

1. познакомить учащихся с физическими и химическими явлениями протекающими в природе; научить находить отличия и сходства физических и химических явлений, которым подвержены встречающиеся в природе тела и вещества. 
2. развивать познавательную потребность: умение наблюдать, сравнивать, прогнозировать результат и делать выводы. 

3. воспитывать познавательную активность. 

ОБОРУДОВАНИЕ: Физическая карта мира, учебник.

Атомы — это мельчайшие частицы, из которых состоят все тела

Молекулы — это группы, в которые соединены атомы.

Диффузия — процесс распространения молекул в жидкостях и газах

2. Операционно-познавательный этап

1. Изучение нового материала

Естествознание – совокупность естественных наук о природе. Какие естественные науки изучают природу? 

В природе с момента ее зарожденья:
Все время с телами идут превращенья.
Про эти природные измененья 
Мы с вами сказали бы: “Это явленья!”
Явленья бывают различными,
Рассмотрим химические и физические.
Должны научиться мы их наблюдать,
А главное самое уметь различать.

Окружающая нас природа постоянно изменяется, все процессы, происходящие в ней, называются явлениями.

— Какие явления природы вам известны? 

— Что называется физическим телом? Веществом? (приводят примеры)
— Изменения, происходящие с физические телами и веществами в природе называются физическими и химическими явлениями.

На каждой парте лист бумаги с перечислениями явлений природы:

таяние льда, набухание почек на деревьях, сверкании молнии, гроза, распускание почек, горение свечи

Посмотрите, пожалуйста, на листы перед вами, прочтите.

Что за процессы там у вас перечислены?

Верно, все это явления природы. Они отличаются друг от друга? Чем отличаются? (происхождением)

Явления:

физические химические

Сегодня рассмотрим физические и химические явления.

Опыт 1: кусочек льда нагревается. Что происходит со льдом?

Продолжаем нагревание. Что происходит? Если долго нагревать что произойдет?

Вывод: в процессе нагревания твердое вещество превращается в жидкое, жидкое – в пар.

Вода осталась тем же веществом , но изменяется ее состояние.

Если поместить над кастрюлей с кипящей водой холодный предмет, то вскоре на его поверхности можно заметить маленькие капельки воды. Т. е. вода из газообразного состояния при охлаждении вновь переходит в жидкое. К какому виду явления относится этот процесс?

Физическое явление – это изменение состояния или формы вещества.

Какой пример физического явления можете привести вы?

(изменение осадков по сезонам года, изменение формы алюминиевой проволоки под ударом молотка и т. д.)

Опыт 2: смесь порошка серы и железа нагревается в пробирке.

При нагревании меняется окраска, становится черной. Это новое вещество или тоже самое?

Опустим этот кусочек в воду, поднесем к магниту. Что происходит?

Значит при нагревании железа и серы, образовалось новое вещество. (сульфид железа, которое обладает другими свойствами , чем сера и железа в отдельности.

Это химическое явление.

Химическое явление – это превращение веществ, в результате которого образуется одно или несколько новых веществ.

Химические явления происходят в условиях нагревания веществ, при действии на них электрическим током, сильным давлением и др..

— Какие примеры химических явлений можете привести вы?

(получение металлов из руд, дубление кожи и т. д.)

Где происходят химические явления? В окружающей природе.

Так же химические реакции протекают в живых организмах. Благодаря им организмы живут, питаются, движутся, растут.

2. Самостоятельная работа в тетради. Диктант «Определи  явления»

План-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме: Методическая разработка: » Использование электронных образовательных ресурсов при изучении темы «Физические и химические явления» на уроках природоведения в 5 классе.

Действия учителя

Действия учащихся

СЛАЙД 1(тема урока)

Беседа, объяснение нового материала, которое сопровождается  презентацией

  1.  Явления природы. Явления.
  1. Что происходит с телами природы осенью?
  2. Как можно назвать эти события?  

Явления могут происходить не только с телами природы, но и с искусственными телами: горит свеча, зажигается электрическая лампочка, лопается шарик.

Явления – это любые изменения, которые происходят с телами.    СЛАЙД 2 (1)

 2 . Явления бывают физические и химические.

СЛАЙД 2 (2)

  1. В чём их различия?     Демонстрация опыта с использованием гиперссылки (видеоролик «Физические и химические явления»)

 СЛАЙД 2 (2)

 СЛАЙД 2 (3) – обобщение сказанного

  1. Физические явления. Их виды.
  1. Механические
  2. Тепловые
  3. Электрические  (демонстрация опыта с янтарём)
  4. Световые                      

СЛАЙД 3 объяснение и демонстрация материала с использованием Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/115f360a-a517-40c5-9c5c-6857279ad230/7_22.swf)

В. Обобщение материала.

  1. СЛАЙД 4 -7: демонстрируется вид физического явления без названия.

После обсуждения появляется формулировка.

  1. Тепловые явления связаны с нагреванием и охлаждением тел.
  2. Механические явления связаны с изменением положения тела по отношению к другим телам, движением.
  3. Световые явления  связаны со светом
  4. Электрические явления связаны с электрическими зарядами и их движением.
  1. Работа по учебнику.

4 вопрос  после §13. (устно)

Г. Оценивание учащихся, самооценка, выставление отметок

 Д.   Д.з. §13. Задание 45 Рабочей тетради по природоведению.

Записывают тему урока в тетради

Предполагаемые  краткие ответы учащихся: 

  1. опадают листья, понижается температура, идёт дождь, снег, трава покрывается инеем, желтеет и т.д.
  2. явления природы, изменения природы

Записывают текст  в тетради

Записывают текст  в тетради. Отвечают на вопросы.

Приводят свои примеры физических явлений с пояснениями.

Узнают вид физического явления, объясняют, почему так решили, формулируют определение, делают соответствующую запись в тетради.

Записывают Д.з. в дневник.

Урок в 5 классе «Многообразие явлений в природе»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28»

Открытый урок в 5 классе по курсу «Природоведение»

на тему:

«Многообразие явлений в природе».

Составитель: Огрина Светлана Юрьевна

Г.О. Саранск

Цель обучения:

1.Раскрыть на примерах понятие явления в природе.

2. Выяснить на практике: чем физические явления отличаются от химических.

Цель воспитания:

1. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к получению знаний.

2. Воспитание дисциплинированности.

Цель развития:

1. Развитие мышления – (аналитического) формирование умения выделять существенные признаки и свойства, (синтезирующего) развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, развитие умения классифицировать, делать обобщающие выводы, развитие умений применять знания на практике.

2.Развитие познавательных умений -формирование умений наблюдать, делать опыты; развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности – частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение).

3. Развитие общетрудовых и политехнических умений — развитие умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие операционно-контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментами, планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.

4. Развитие умений учебного труда — развитие приемов наблюдения – цель, последовательность, состав объектов.

5. Развитие воли и самостоятельности -развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, добиваться намеченной цели, умения действовать самостоятельно.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Вид урока: урок-беседа.

Методы и приемы обучения: эвристический, исследовательский.

План урока:

Оборудование: пружина, спиртовка, спички, медная проволока, зажим, ступка с пестиком, мел, раствор лимонной кислоты, лист бумаги и ножницы, компьютер.

Организационный момент.

1. Актуализация прежних знаний.

2. Формирование новых понятий и способов действия.

3. Формирование умений и навыков.

4. Домашнее задание.

На прошлом уроке мы познакомились с веществами и телами. Сейчас мы с вами проверим , насколько вы хорошо различаете эти понятия.

1. Актуализация прежних знаний.

1.Что такое тело? Приведите примеры.

2. Что такое вещества?

3. Из каких веществ состоят следующие тела? Слайд

4. Игра в «крестики-нолики» Покажите выигрышный путь, который составляют названия

А) тел

вилка

графит

Воск

Линейка

свеча

Капля

кислород

Соты

железо

Б) веществ

Глина

полиэтилен

Льдинка

Пробирка

Свинец

Капля

батарея

Чугун

Провод

5. Какие вещества называют чистыми?

Вещества в природе встречаются в виде смесей. В смеси каждое вещество сохраняет свои свойства. Зная эти свойства, смеси можно разделять на составные части. Например, мы с вами отправились в поход. Но питьевая вода быстро закончилась. Перед нами небольшая речка. Как в походных условиях очистить и обеззаразить воду и сделать ее пригодной для питья?

Речную воду от песка и других тяжелых примесей отстоять, осторожно слить, профильтровать через несколько слоев чистой материи (например, носовой платок), прокипятить, полученную воду можно употреблять для питья и приготовления пищи.

6. Откуда берет свое начало поверье, что рассыпанная соль – к ссоре? Как помирить людей, поссорившихся из-за рассыпанной соли?

Поверье, что рассыпанная соль – к ссоре, берет свое начало с того времени когда соль стоила очень дорого. Рассыпанная соль означала новые расходы на ее покупку, и того, кто рассыпал — за это ругали.

Что бы помирить людей можно собрать всю рассыпанную соль вместе с мусором, попавшим в неё, растворить в воде, отстоять – крупный, тяжелый мусор осядет, осторожно слить раствор, профильтровать, очищенный раствор выпарить. Таким образом, получим туже, но очищенную от мусора соль.

Ребята приготовили сообщения о влиянии соли на организм человека. Даша и Никита.

Соль необходима организму, т.к. содержит натрий, который участвует в водно-солевом балансе организма. Без натрия невозможна нормальная работа нервных окончаний, а также замедляется передача импульса по нервным окончаниям и мышечным волокнам. Кроме того, без натрия невозможно усвоение питательных веществ, особенно в тонком кишечнике и почках.

Особенно важно учитывать то, что влияние соли на организм человека увеличивается при физической нагрузке, когда выделение пота намного больше, а вместе с потом, организм теряет и соль, которую следует пополнять за счет минеральной воды, овощей и фруктов, в которых содержится достаточное количество соли.

Влияние соли на организм человека бывает и отрицательным и это связано с тем, что люди не учитывают наличие соли в продуктах и чем человек больше солит пищу, тем больше ему хочется кушать более соленую пищу. Таким образом, появляются излишки ее в организме, и это приводит к почечной недостаточности, сердце также начинает работать с нагрузкой. Согласно рекомендуемой норме, в сутки соли нужно съедать до 5 грамм.

7. Как разделить смесь серы и железных опилок? С помощью магнита. Клип.

8. Какие агрегатные состояния веществ вы знаете?

2. Формирование новых понятий и способов действия.

С телами природы постоянно происходят изменения. Тает снег, кипит вода, разрушаются горы,ржавеет железо, гремит гром. И цель нашего сегодняшнего урока раскрыть многообразие этих изменений, понять, какие явления происходят в природе.

Давным –давно , ещё в 6 веке до н.э. в Греции жил философ Гераклит .Вот посмотрите на фотографию бюста, на которой запечатлён учёный муж в раздумьях. Прожил он длинную жизнь. Однажды, созерцая природу, он сказал: «Всё течёт, всё изменяется». С тех пор прошло 26 столетий. Сегодня я предлагаю обсудить верность этих слов. Но на веру мы ничего принимать не будем, а будем проводить эксперименты и доказывать.

Давайте рассмотрим примеры:

  1. Вот перед вами пружина . Её можно растянуть, сжать, изогнуть. Что изменится? ( Длина, расположение в пространстве).

2. А сейчас я возьму белый лист бумаги, сложу его и вырежу красивую снежинку. Что сейчас изменилось? ( Форма, размеры)

3. Каждое утро мы пьем чай. Для этого нужно вскипятить воду. Что происходит с водой?

Вот какие изменения могут происходить.

4. Вот сейчас вы сидите и внимательно слушаете меня. А теперь я говорю: « Встали дети из-за парт, подняли руки кверху, потянулись, потянулись, опустили руки. присели, подпрыгнули и сели за парты. Что же сейчас с нами происходило? ( Изменение тел в пространстве).

5. Ну а теперь у меня вопрос. Чтобы изменения произошли, нужно обязательно перемещаться? А если тело находится в состоянии покоя могут ли в нем происходить изменения? ( да, могут) Например, яблоко спокойно лежало и вдруг превратилось из сочного и вкусного в гнилое.

6. Многим из вас нравится чай с лимоном. Что происходит с чаем, если в него положить лимон? Изменится цвет.

7 .А вот кусочек медной проволоки. Она красная и блестящая. Сейчас мы её нагреем на пламени спиртовки. Что произошло? (Она почернела и изменила свой внешний вид)

Мы рассмотрели разные виды изменений . Все изменения происходящие в природе называются явлениями. ( Записываем правило в тетрадь).

Если это химические изменения, то это химические явления.

Если это физические изменения, то это физические явления

Следовательно, мы наблюдали сегодня несколько видов явлений. Давайте вспомним, примеры каких явлений мы сегодня изучили? Для этого заполним таблицу.

Химические явления

Физические явления

1.Почернение медной проволоки.

2. Изменение цвета чая, в присутствии лимона

3. гниение яблока.

1.Изменнения длины пружины

2.Вырезание снежинки.

3.Физические упражнения.

4. Кипение воды.

Признаки химических реакций:

  1. Изменение цвета;

  2. Изменение запаха;

  3. Выпадение (растворение) осадка;

  4. Выделение газа;

  5. Выделение (поглощение) теплоты.

Правила ТБ

Вещества в лаборатории на вкус не изучаются –

Это строго-настрого запрещается.

Нельзя смешивать или сливать

Все химические вещества подряд.

С едкими веществами (кислоты, щелочи) работать можно,

Но крайне осторожно.

Если кислоты или щелочи на тебя попадают,

Их большим количеством воды немедленно смывают.

Кислоту в воду добавляют –

Только так кислоту разбавляют.

Если жидкость воспламеняется легко,

Работаешь с ней от огня далеко.

С приборами нагревательными

Работай очень внимательно.

На рабочем месте – порядок и чистота,

Правило это выполняешь всегда.

3. Формирование умений и навыков.

А сейчас мы на практике рассмотрим физические и химические явления. Опыты выполняют учащиеся

Опыт 1. Растирание в ступке мела.

Какое явление наблюдаете?

Опыт 2. Приливание к растертому мелу слабого раствора кислоты (лимонной).

Какое явление наблюдаете?

III. А сейчас проверим свои знания.

а. Что такое явления природы?

б. Чем физические явления отличаются от химических?

в. Работа с ТПО,упр.6, с.40. Проанализировать список: Химические явления- встаем.

Вывод:

  • Мысль Гераклита верна: окружающий мир постоянно меняется.

  • Изменения, происходящие в природе, называют явлениями.

4. Домашнее задание.

  1. Стр.67-71.

2.Нарисовать на альбомном листе примеры физических и химических явлений.

Разработка урока по биологии «Физические и химические явления»

Тема урока: Физические и химические явления. 5 класс

Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии

ГУ «СШ № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Цели: дать представлении учащимся о физических и химических явлениях.

Задачи:

Образовательные:

сформировать представления о явлениях: физических и химических, их различиях;

показать практическую значимость знаний о химических и физических явлениях.

Развивающие:

развивать умение анализировать, работать по плану, систематизировать полученные знания.

Воспитательные:

осуществлять экологическое воспитание и показать важность химических знаний в жизни.

Оборудование: компьютер, презентация, свеча, спички, лоток, фенилфтолеин, фосфорная кислота, видео, флеш — ролики.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Мотивационно – ориентационный этап.

  4. Изучение новой темы.

  5. Закрепление новой темы.

  6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Чтоб природе другом стать

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать

Учимся мы наблюдать.

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет все узнать, наша любознательность.

— Здравствуйте, ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и садитесь.

  1. Проверка д/з:

А). Вставьте пропущенные слова (слайд 2):

Вокруг нас происходят постоянные … . Это — … природы.

Б). Устно:

  1. Что вы используете, когда включаете светильник, смотрите телевизор?

  2. Рассказать об электрических явлениях. Привести примеры.

  3. Какую роль играет электрический ток в жизни человека и животных?

  4. Что называют магнитным явлением? Привести примеры.

В). Решение задач.

Задача 1. В жаркий день в пустыне верблюд может выдержать увеличение температуры тела до 410С. Способность выдержать такую температуру уменьшает потение и потерю воды. Избыток выделяется ночью.

Задача 2. Девочка случайно положила в карман шоколадную конфетку, и она растаяла. Можно ли это назвать явлением? (Да).

Задача 3. Вам во сне приснился добрый волшебник, подарил много мороженного, которым Вы угостили своих друзей. Как вы считаете, можно ли считать появление волшебника физическим явлением? (Нет).

Задача 4. Сережа ловил девочек, окунал их в лужу и измерял глубину погружения каждой девочки. Ваня просто стоял рядом и наблюдал, как девочки барахтаются. Чем отличаются действия Сережины от Ваниных, и как такие действия называют физики?

(И физики и другие ученые назовут хулиганством. Но с точки зрения науки Ваня производил наблюдения, а Сережа ставил опыты).

Г). Разделите на три группы следующие слова (слайды 3- 4):

стул, древесина, дождь, железо, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, компас.

Физические тела – стул, звезда, воздух, компас.

Вещества – древесина, железо, кислород.

Явления — дождь, ветер, молния, землетрясение,

  1. Мотивационно – ориентационный этап. (слайды 5 — 6).

(на столе зажженная свеча).

Учитель читает отрывок из стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь»:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

? Ребята, какие явления вы наблюдаете, при горении свечи? (Химические).

А как называются такие явления, как плавление парафина (переход из твердого состояния в жидкое), затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние).

  1. Изучение нового материала

Тема урока «Физические и химические явления».

Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления.

— В природе постоянно происходит множество различных явлений.

Вспомните круговорот воды в природе. Вода встречается в трех своих состояниях: жидком, твердом, газообразном. То есть происходит изменение агрегатного состояния – здесь мы наблюдаем физическое явление. Но стоит только воде в любом своем состоянии подействовать, например, на гвоздь, гвоздь покрывается ржавчиной.

Ржавчина – есть новое вещество. Образование нового вещества свидетельствует о протекании химического явления (слайд 7)

Итак, учащиеся подытоживают и записывают схему с собственными примерами

явления

физические химические

(изменение агрегатного состояния) (образуется новое вещество)

(слайды 8-10).

Физическое явление – это изменение состояния вещества или его формы.

Например: изменение формы гвоздя при ударе молотком, растворение сахара в воде,

плавление парафина видеофрагмент «Плавление парафина».

Проведение опыта № 1: Кусочек рафинада растолочь и ответить на вопросы:

Это интересно:

  • На одной из его центральных площадей стоит единственный в мире памятник кусочку сахара-рафинада.

  • Моравский городок Дачица вошел в историю как город, давший миру кусковой сахар.

(В первом опыте исходное вещество не изменилось. Молекулы сахара остались неизменными. Новые вещества не образовались, значит, какое это явление природы?).

Кроме физических есть ещё и химические явления, но это совсем иное явление. (слайды 11- 12).

Химическое явление – образование одного или нескольких новых веществ.

Проведение опыта № 2:

Что происходит с сахаром при нагревании?

(Произошло обугливание сахара при нагревании. Произошел распад молекул сахара на атомы. Образовалось новое вещество).

«Вулкан на столе» (флеш – ролик).

(Извержение вулкана сопровождалось не только выделением тепла, но и света).

Какое природное явление напоминает этот опыт?

(слайд 13). Перед вами картина Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи» (1833), на которой он показал беспощадную стихию разрушения. 24 августа 79 года при извержении Везувия был уничтожен итальянский город Помпеи. Он оказался залитым 20-метровым слоем раскаленной лавы и застывшей смеси пепла, камней и горячего грязевого потока. Погибло все население – 2000 жителей.

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом, пламя

Широко развилось, как боевое знамя,

Земля волнуется – с шатнувшихся колон

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным прахом

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

А.С. Пушкин

Горение сыграло в развитии цивилизации большую роль. Для первобытного человека огонь стал источником тепла, способом защиты от диких зверей, средством труда. Люди с его помощью научились готовить пищу, добывать соль, плавить руду. Горение стало первым процессом, которым человек научился управлять.

В искусстве огонь символизирует горение души, самопожертвование во имя других, творческое начало. Горящая свеча – символ нашего горения перед Богом, символ нашего единения.

Стихотворение «Огонь».

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок.

Вот, ломая прутья клетки

Хищный делает бросок!

Да, огонь бывает разный –

Бледно – желтый, ярко – красный,

Синий или золотой,

Очень добрый,

Очень злой.

Значение химических явлений.

Химические явления лежат в основе жизни всех живых организмов, используются в быту.

Разложение:

  • бумага- 2 – 10 лет;

  • консервная банка – более 90 лет;

  • фильтры от сигарет – 100 лет;

  • полиэтиленовые пакеты – более 200 лет;

  • пластмасса – 500 лет;

  • стекло – более 1000 лет.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: бережное отношение к природе.

  1. Физминутка

Не зевай по сторонам Будет вправо поворот.

Ты сегодня ученик! Раз – хлопок, два – хлопок,

Начинаем тренировку, Повернись ещё разок!

Чтобы сильным стать и ловким. Раз, два, три, четыре,

Руки в стороны поставим, Плечи выше, руки шире.

Правой левую достанем, Опускаем руки вниз

А потом наоборот — И за парты вновь садись!

Механические явления (слайды 14- 19).

А к какому явлению относят ветер? Воздух состоит из молекул газов. Молекулы — это маленькие тела. Значит, при ветре они передвигаются. Такие явления называют механическими.

  • Просмотр видеофрагмента «Биение сердца» — краткая беседа: почему сокращение сердца физическое явление?

  • Просмотр видеофрагмента «Движение лёгких при дыхании» — краткая беседа: почему движение лёгких физическое явление?

  • Просмотр видеофрагмента «Движение грудной клетки при дыхании» — краткая беседа: почему движение грудной клетки физическое явление?

Физические явления в живых организмах (слайды 20 – 27).

Обсуждение содержания анимированных рисунков.

  • Можно ли эти явления, происходящие с растениями отнести к физическим, механическим?

  • Назовите явление, изображённое на рисунке (движение крыльев бабочки, физическое, механическое).

  • Животные, в отличие от растений, активно передвигаются. Какое из изображённых животных движется быстрее? Движение характеризуется скоростью.

  • Способы передвижения животных разнообразны. Какие вы ещё знаете способы передвижения животных, не изображённые на рисунках?

  • Назовите изображённые на рисунках механические явления.

Разъяснение понятия «тепловые явления». Приведите ещё примеры тепловых явлений в организмах (слайд 28).

Тепловыми называют физические явления, связанные с изменением температуры.

Звуки вокруг нас создаются разными источниками: шумит лес, гудит автомобиль, люди играют на музыкальных инструментах. У человека есть органы восприятия звука (ухо) и его создания (речевой аппарат: рот, язык, голосовые связки). Если звук тихий – его можно усилить при помощи микрофона (слайды 29-30).

(слайд 31).

  • Обсуждение понятия «электрическое явление» и возможности его возникновения в живых организмах.

  • Существует интересное животное – электрический скат, который в качестве защиты от врагов использует электрический разряд.

  • Обсуждения понятия «световые явления» и возможности их возникновения в живых организмах (слайд 32).

  1. Закрепление:

Проверь себя (слайды 33- 34).

  1. Какие признаки относятся к физическим, а какие – к химическим явлениям:

  1. Изменение состояния или формы веществ.

  2. Образование из одного вещества новых веществ.

  3. Образование новых веществ не происходит.

  4. Образуются новые вещества.

  1. Выписать в два столбика примеры физических и химических явлений

  1. Таяние снега

  2. Горение спички

  3. Кипение воды

  4. Горение свечи

  5. Превращение алюминиевой проволоки из круглой в плоскую при ударе молотком.

  1. Выводы урока (слайды 35 – 36).

  1. В организмах происходит большое разнообразие физических явлений.

Можно сгруппировать их по природе на: механические, звуковые, тепловые, электрические,

световые.

  1. При физических явлениях молекулы не разрушаются, поэтому новые вещества не образуются.

  2. При химических явлениях молекулы распадаются на атомы, которые разрушаясь, группируются в молекулы новых веществ, отличающихся по своим свойствам от исходных.

  1. Слайд 37. Д/З: Прочитать параграф 40,

выполнить творческие задания по желанию:

Найти стихи, пословицы и поговорки о физических и химических явлениях.

  1. Слайд 38. Подвести итоги нашего урока я хочу словами Р. Ролана:

«Высокая цель человека науки проникать в самую сущность наблюдаемых явлений, понимать их сокровенные силы, их законы и течения, чтобы управлять ими».

5


Игра «Явления природы» 5 класс

Данные об авторе

Автор(ы): 

Девина Ольга Васильевна

Место работы, должность: 

МОУ «СОШ № 59 с уип», учитель физики и астрономии

Регион: 

Саратовская область Характеристики ресурса

Уровни образования: 

основное общее образование

Класс(ы): 

5 класс

Предмет(ы): 

Внеклассная работа

Предмет(ы): 

Естествознание

Предмет(ы): 

Природоведение

Целевая аудитория: 

Классный руководитель

Целевая аудитория: 

Учащийся (студент)

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: 

сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса: 

Материалы могут использоваться учителями природоведения и естествознания для ознакомлениями с физическими и химическими явлениями в 5-ом кл., а также классными руководителями при проведении мероприятий познавательного характера.

 

ИГРА «Явления природы». 5 класс

(3 команды)

            ВСТУПЛЕНИЕ: Ведущий: Нас окружает бесконечно разнообразный мир веществ и явлений. В нём происходят непрерывно изменения. Посмотрите сюда (слайд). Что мы здесь видим? Так, вот ребята любые изменения, которые происходят с телами, называются явлениями. Рождение звёзд, смена дня и ночи, таяние льда, набухание почек на деревьях, сверкание молнии при грозе – это явления природы.

— Давайте вспомним: все тела состоят из веществ. Заметим, что при одних явлениях вещества тел не меняются, а при других меняются.

— Явления, при которых могут изменяться размеры, форма тел, состояние веществ, но вещества остаются прежними, не превращаются в другие, называются физическими явлениями (испарение воды, свечение электрической лампочки, звучание струны музыкального инструмента).

            1 конкурс «УГАДАЙ ЯВЛЕНИЕ: (за правильно угаданное явление                1 балл — атом).  Найдите физическое и химическое явления:

1) школьный мелок упал и раскололся; в печи сгорели дрова; закипела вода в чайнике; 2) стальной гвоздь заржавел; прозвучал звонок на урок; гребенка, которой расчесались, притянула бумажки; 3) на стене появился солнечный «зайчик»;  гвозди притянулись к магниту; бумага сгорела и превратилась в пепел.

— Физические явления чрезвычайно разнообразны. Среди них различают: механические,  тепловые, электрические, световые.

            ДЕШИФРОВЩИК  для определения порядка старта.

1. Дается образец: Угадать из чего состоит молекула?  (АТОМ).

2. Угадать физическое явление (ДИФФУЗИЯ).

3. Угадать химическое явление (ГОРЕНИЕ).

            2 конкурс БЛИЦ-ТУРНИР: (за правильный ответ 2 балл)

            Физические явления:

1. Если над кастрюлей с кипящей водой поместить зеркальце, то на его поверхности  образуются капельки воды. Как это происходит? (Пар превращается в воду).

2. Почему иногда у человека волосы встают «дыбом»? (От электризации)

3. Почему электромонтерам нужно надевать резиновые перчатки? (Резина – изолятор).

4. Что такое гром? (Взрыв раскаленного газа)                                                                                                             

5. На каком расстоянии от одиноко стоящего дерева нужно находиться во время грозы? (На 10-15 м).

6. Если вы нечаянно раскололи термометр, то разлившуюся ртуть нужно собрать. Почему необходимо сделать это немедленно? (Пары ртути вредны для здоровья и вызывают сильное отравление).

                        Химические явления:

1. Куда исчезают опавшие в лесу листья деревьев? (Они подвергаются гниению и превращаются в другие вещества).

2. Какая часть пламени свечи самая горячая? (Внешняя).

3. Как можно потушить горящий бензин? (Погасить песком или углекислым газом из огнетушителя).

4. Почему после каждого урока в классе необходимо открывать форточки?

5. Что выделяют растения днем, а что – ночью? (На свету кислород, а ночью – углекислый газ).

6. Какие вещества называют сложными? (Если они состоят из атомов разных элементов).

 

            ДЕШИФРОВЩИК  для определения порядка старта.

Дается образец: найдите соответствие между словами: октябрь – осень, март – весна, январь – зима, июль – лето.

            Объедините в пары следующие слова: вещество, явление, смесь, частица и молекула, морская вода, кислород, таяние льда. (ОТВЕТ: вещество-кислород, явление – таяние льда, смесь – морская вода, частица – молекула).

 

            3 конкурс «КОНКУРС ЗАГАДОК»:  (с помощью таблички: ученикам предлагают запомнить номера ячеек выбранного цвета: красные – на улице, желтые – в нашем доме, синие – на кухне). За правильный ответ 1 балл, за угаданную загадку соперника – 2 балла.

1. (желтая) Я под мышкой посижу и что делать укажу:                                                 Или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Термометр).

2. (красная) Не похож я на коня, а седло есть у меня.                                                    Спицы есть … Они, признаться, для вязанья не годятся. (Велосипед).

3. (синяя) Чудо-юдо – не мальчишка. Нос, как хобот у слона, 

На макушке самой шишка и рука всего одна.(Чайник)                                                                                                                   

4. (желтая) В нашем доме под окошком приросла к стене гармошка,                          Не беда, что не играет – всю квартиру согревает. (Батарея).

5. (красная) С виду это самолет. Крылья есть и есть пилот.                                        Хорошо летать умеет, но мотора не имеет! (Планер).

6. (синяя) Жесткая, дырявая, колючая, корявая,                                                            Что на спину ей положат, всё она тотчас изгложет. (Терка).

7. (желтая) Я вам, не хвастая, скажу: я всех друзей омоложу.                                       Идут ко мне унылые, с морщинами, со складками.                                                   Уходят очень милыми, веселыми и гладкими. (Утюг).

8. (красная) Не живой я, но шагаю, землю рыть я помогаю.                                         Вместо тысячи лопат я один работать рад. (Экскаватор)

 9. (синяя) Четыре синих солнца у бабушки на кухне,                                                    Четыре синих солнца горели и потухли.                                                                    Поспели щи, шипят блины, до завтра солнца не нужны. (Газовая плита).

10. (желтая) То снизу вверх, то сверху вниз 

Он целый день послушно ходит.

Ты только к кнопке прикоснись

Он тут же сам к тебе подходит. (Лифт).      

11. (красная) Он укажет непогоду, путь на север и на юг,                                            Он всегда со мной в походе, догадайтесь, кто мой друг? (Компас).

12. (синяя)   В этом белом сундуке мы храним на полках пищу.                                   На дворе стоит жарища, в сундучище – холодища. (Холодильник).

13. (желтая) Угадай, что мы купили, в комнату едва втащили:                                    Лакированный, огромный, с узкой крышкой ящик черный.                                     Надо клавиши нажать, чтобы звуки услыхать. (Пианино).

14. (красная) Я горячее храню – и холодное храню,                                                       Я и печь и холодильник вам в походе заменю. (Термос).

15. (синяя) Дом – стеклянный пузырек, а живет в нем огонек,                                 Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется. (Лампочка).

16. (запасной вопрос) У меня который год ежик в комнате живет.                              Если пол намазать воском, он натрет его до лоска. (Электрополотер).

                                             

           

 

Рабочая программа по физике (5 класс) по теме: рабочая программа к факультативному курсу для 5кл «Физические и химические явления в природе»

Рассмотрена и одобрена на заседании  кафедры математики, физики и информатики

 Руководитель каф.___________

       Утверждена руководителем                                             образовательного учреждения
 
____________/А.В. Шевораков /

/Л.М. Прахова/                                    

«28» августа 2011г.                                      «30»__августа_2011г.
 
 
 

Рабочая программа

факультативного курса Физические и химические явления в природе         в 5 классе
(наименование предмета)


 
 
 

Составитель: Макарова Ольга Александровна,

 учитель физики


 
 

2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                                                                                                                                                 

     Комплексный подход к решению технических, экономических, экологических проблем на основании интеграции особенно необходимо в настоящее время. Решение  любой серьезной проблемы требует изучения природных  явлений и процессов с разных сторон, исследования каждого явления с привлечением методов разных наук, то есть многомерного видения каждого явления. Поэтому в настоящее время возникла необходимость повышения уровня естественнонаучного образования.

   Интегрированный курс «Физические и химические явления в природе» рекомендован учащимся 5-6 классов и рассчитан на 68ч.  Целесообразно изучение курса в 5 и 6 классах по  34 часа.

   В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в результате формируется научное мировоззрение  учащихся.

   Данный курс знакомит учащихся с широким кругом физических и химических явлений, практически значимых в повседневной жизни.

    Этот курс служит логическим продолжением курса «Окружающий мир» и является пропедевтическим для предметов естественнонаучного цикла. Программа этого курса и систематических курсов составляют единое целое.

         Большое  значение при изучении физики и химии имеют  экспериментальные умения и навыки, которые формируются при проведении практических и лабораторных работ. Поэтому одной из задач курса является привитие учащимся начальных элементарных умений обращения с простейшими инструментами и приборами.

    Наиболее запоминающимися и интересными для учащихся являются опыты. Поэтому большую часть времени курса отводим на демонстрацию опытов, лабораторные работы, домашние эксперименты. Таким образом, решаем еще одну задачу  нашего курса, формирование навыков  исследовательской работы.

    В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в результате формируется научное мировоззрение  учащихся.

     Курс имеет большие возможности для развития творческих способностей учащихся. Учащиеся сочиняют стихи, сказки, ребусы, загадки, кроссворды и т. д.. Учитель создает условия для творческого применения знаний (викторины, конкурсы, настольные игры).

     Введение этого факультативного курса —  это прекрасная возможность, не перегружая детей, используя игровые формы, привить интерес  к предметам естественного цикла и постепенно подготовить их к дальнейшему изучению

базовых курсов физики и химии.    

Цель курса: формирование познавательных запросов к изучению физики и

                        химии.

Основные задачи курса:

  1. Формирование у учащихся научного мировоззрения, целостного представления о природе и о всеобщей связи явлений природы.
  2. Овладение специальными практическими умениями и навыками в области физики и химии.
  3. Удовлетворение индивидуальных запросов  учащихся, определение наклонностей и развитие их творческих способностей.
  4. Привитие интереса к изучению явлений природы.

Формы контроля и отчетности:

Презентации, рефераты, исследовательские, проектные и творческие  работы учащихся.

Тематическое планирование по дисциплине «___физика и химия____»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I.

Введение

9

4

5

II.

Строение вещества

7

6

1

III.

Силы в природе

10

6

4

 4

Законы в природе

3

3

5

Физика и химия в знакомых вещах

5

4

1

 

Итого

34

Календарно — тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Дата проведения занятия

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Самостоятельная работа, ч.

1

Введение

9

5

сентябрь

1.1

Что изучает физика и химия

1.2

Физические и химические явления

1

1.3

Знакомство с правилами ТБ

1.4

Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием

1

1.5

Характеристики тел и веществ

1

октябрь

1.6

Агрегатные состояния вещества

1.7

Измерения. Измерительные приборы

1

1.8

Масса. Измерение массы

1

1.9

Температура. Термометры

1

ноябрь

2

Строение вещества

7

2.1

Строение вещества: молекулы,  атомы, ионы.

2.2

Движение и взаимодействие частиц вещества.

1

2.3

Строение атома

2.4

Химические элементы

декабрь

2.5

Периодическая система Д.И. Менделеева

2.6

 Игра «Путешествие по периодической системе».

2.7

Итоговое занятие

1

3

Силы в природе

10

январь

3.1

Всемирное тяготение. Притяжение тел к Земле

3.2

Вес тела. Невесомость

3.3

Сила упругости. Деформации в природе

1

февраль

3.4

Сила трения. Виды трения

1

3.5

Трение в природе, технике, быту

3.6

Давление твердых тел , жидкостей и газов

1

3.7

Выталкивающая сила. Плавание тел

1

март

3.8

Водный и воздушный транспорт

3.9

Передвижение живых организмов в воде и в воздухе

3.10

Итоговое занятие

4

Законы природы

3

4.1

Периодический закон. Периодические явления в природе

апрель

4.2

Закон сохранения массы и энергии

4.3

Симметрия и асимметрия в природе

5

Физика и химия в знакомых вещах

5

5.1

Яйцо: физика и химия в скорлупе яйца

май

5.2

Вода- самое удивительное вещество на планете

5.3

Молоко

1

5.4

Бумага

5.5

Итоговое занятие

Итого

34

Требования к знаниям и умениям учащихся:

— иметь первые представления о физических и химических явлениях;

— знать об использовании физических и химических знаний в

  практической деятельности человека;

— иметь представление о физических телах, их свойствах, характеристиках;

— иметь представление о химических веществах, их свойствах и их

  превращениях;

— усвоить символики записи некоторых физических величин,  химических

  знаков и химических формул;

— знать строение атома;

— знать простейшую классификацию веществ;

— знать расположение химических элементов в периодической таблице и

  распространение их в природе;

— ознакомить учащихся с важнейшими законами природы;

— соблюдать правила техники безопасности при выполнении опытов;

— уметь обращаться с простейшим физическим и химическим

  оборудованием;

— уметь проводить простейшие опыты;

— уметь наблюдать и анализировать происходящие явления, делать

  выводы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34ч)

1. Введение. Методы изучения природы. (9ч)

      Введение. Тела и вещества. Понятие о физических и химических явлениях. Правила техники безопасности. Научные методы: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторное оборудование. Химическая посуда. Простейшие измерительные приборы и инструменты.

Лабораторные работы:

1 Наблюдение физических и химических явлений

2 Приемы обращения с лабораторным штативом

3 Определение физических свойств вещества

4 Измерение размеров физического тела и объема жидкости

5 Измерение массы с помощью рычажных весов

   2.Строение вещества. (7ч)

      Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах этих частиц. Строение молекулы. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Доказательства существования притяжения и отталкивания между частицами. Пояснение строения твердых тел, жидкостей, газов на основе знаний о строение вещества.

    Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; масса этих частиц. Заряды протонов и электронов, заряд ядра.

    Химические элементы как группы атомов с одинаковым зарядом ядра. Знаки химических элементов. История открытия химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева: группы, периоды, номера химических элементов. Распространение различных химических элементов в природе.

    Простые и сложные вещества. Формулы химических веществ.

Лабораторные работы:

1 Наблюдение явления диффузии

 3.Силы в природе. (10ч)

    Сила как характеристика взаимодействия. Всемирное тяготение. Притяжение тел к Земле. Сила тяжести, ее зависимость от массы тела.

    Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг и кручение. Возникновение силы упругости при деформации тел. Объяснение возникновения силы упругости с точки зрения молекулярного строения вещества. Проявление силы упругости в природе, в быту, учет и использование ее в технике.

    Сила трения: ее проявление в природе, в быту, условия и причины ее возникновения.

    Сила давления.  Давление твердых тел, жидкостей и газов.

     Выталкивающая сила и ее измерение. Плавание тел. Водный и воздушный транспорт. Передвижение живых организмов  воде и воздухе.

Лабораторные работы:

1 Наблюдение возникновения силы упругости при деформации

2 Измерение силы трения

3 Вычисление давления тела на опору

4 Выяснение условий плавания тел

  1. Законы природы. (3ч)

    Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодические явления в природе. Индивидуальное развитие организмов. Солнечная система.

   Закон сохранения массы. Сохранение массы веществ в химических реакциях Опыты М.В. Ломоносова. Круговорот веществ в природе.

   Закон сохранения энергии. Взаимопревращение различных видов энергии.

Симметрия и асимметрия в окружающем мире. Снежинки. Кристаллы. Цветок. Животные.  

  1. Физика и химия в знакомых вещах. (5ч)

Яйцо: физика и химия в скорлупе яйца.

Вода — самое удивительное вещество на планете.

Молоко.

Бумага.

Лабораторная работа:

1 Анализ молока

Конспект урока по естествознанию в 5 классе Многообразие явлений природы. Световые явления. Тепловые явления. Звуковые явления

5 класс 22 урок

Тема: Многообразие явлений природы. Световые явления. Тепловые явления. Звуковые явления
Цель урока:
 
обобщить и закрепить у учащихся представление о явлениях в природе (световых, тепловых, звуковых явлениях). 
Задачи урока: 
образовательная – проверка и закрепление знаний учащихся о явлениях, происходящих в природе; 
развивающая – развитие познавательного интереса; умения высказывать свое мнение и обосновывать его; развитие внимательности и способности быстро принимать решения и отвечать на вопросы; 
воспитательная – воспитание у учащихся любви и интереса к природным явлениям; прививание детям творческого подхода в изучении предмета. 
Оборудование и материалы: интерактивная доска, презентация Ms Power Point Приложение 1, жетоны трех цветов (зеленого, желтого и красного) и жетоны черного цвета, конверты с вопросами. 
Тип урока: обобщения и систематизации знаний (урок-викторина) 
Методы: игровые; самостоятельная работа; наглядные: презентация. 
Ход урока: 
I. Организационный момент
 
Здравствуйте, ребята! Садитесь. 
II. Проверка д/з. 
Наш сегодняшний урок будет посвящен явлениям природы (Слайд № 4). Мы с вами изучили три группы явлений: световые, тепловые и звуковые явления. На этом уроке мы проверим, как вы усвоили данные темы. А чтобы вам было интереснее, мы поиграем в занимательную игру. Но в начале, я проведу маленький блиц-опрос, за каждый правильный ответ вы получите желтый жетон: 
1. Что называется явлениями природы? (Все процессы, происходящие в природе) 
2. Назовите явления, происходящие в окружающем нас мире (метеорологические, световые, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, физические, химические, биологические, механические). 
3. Приведите примеры световых явлений (Солнце, луна, свеча, лампа, звезда) (Слайд № 5, 6, 7) 
4. Приведите примеры тепловых явлений (Солнце, батарея, печь, обогреватели) (Слайд № 8) 
5. Приведите примеры звуковых явлений (Пение птиц, голос, эхо, музыка) (Слайд № 9) 

III. Игра «Умники и умницы». (Слайд № 10). 
На доске в форме лесенки закреплены вопросы в конвертах (зеленого, желтого и красного цветов). На зеленой дорожке допускается 2 ошибки, на желтой – 1, на красной – ни одной. Игроки, дошедшие до финиша и не допустившие ошибок, получают оценку «5». Прохождение зеленой и желтой дорожек с одной ошибкой оценивается оценкой «4». Прохождение зеленой дорожки с двумя ошибками оценивается оценкой «3». 
Если участник игры не может ответить на вопрос, то право ответа получает другой игрок и за верный ответ ему вручается жетон цвета соответствующей дорожки. 
Ученик, не ответивший на вопрос или давший неправильный ответ, а также ученик, нарушающий дисциплину, получает жетон черного цвета. 
Конкурс 1 
«Вопрос-ответ»
 
(Слайд № 11) 
Зеленому цвету соответствует уровень А (более легкие задания), желтому цвету – уровень В (задания средней сложности), красному цвету – уровень С (сложные задания). 
1. Изменения, происходящие в природе. (Явления) (зеленый цвет) 
2. Солнечное затмение – это магнитное явление. (Нет. Световое явление) (желтый цвет) 
3. Расшифруйте схему «Источник звука – передающая среда – приемник» (Н.-р, пение птиц – воздух – ухо) (красный цвет) 
4. Приведите примеры явлений природы. (Метеорологические, световые, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, физические, химические, биологические, механические) (зеленый цвет) 
5. Какие биологические и метеорологические явления можно наблюдать в разные времена года? (Зимой: снег, ветер, вьюга, метель; весной: природа пробуждается от зимнего сна, рост, развитие; таяние снега, дождь, ветер, радуга; летом: цветение, созревание плодов; дождь, град, ветер) (желтый цвет) 
6. Как образуется ветер? (В жаркий солнечный день теплый воздух поднимается высоко над землей, его место занимает холодный воздух. Ночью суша охлаждается быстрее, чем море, теплый воздух поднимается над морем, и его сменяет холодный воздух с суши) (красный цвет) 
7. Перечислите источники света. (Солнце, лампа, фонарь, свеча…) (зеленый цвет) 
8. Какие световые явления исходят от естественных и искусственных источников света? (Естественные: солнце, звезды, луна…, искусственные: лампа, фара, свеча, фонарь…) (желтый цвет) 
9. Как и почему образуется тень от предметов? (Свет распространяется прямолинейно, т.е. по прямым линиям, которые называются лучами. С обратной стороны непрозрачных тел образуется тень) (красный цвет) 
10. Перечислите тепловые явления. (Солнце, батарея, обогреватель, лампа…) (зеленый цвет) 
11. Назовите по порядку цвета спектра. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) (желтый цвет) 
12. Почему снег растает быстрее, если его посыпать золой? (Т.к. темный цвет притягивает тепло) (красный цвет) 
13. Что является хорошим проводником тепла? (Металл) (зеленый цвет) 
14. Объясните опыт, изображенный на рисунке. (Колебание звуковых волн). (желтый цвет) (Слайд № 12–13). 

15. Что такое теплообмен? Объясните опыт, изображенный на рисунке. (Теплообмен – процесс, при котором тела обмениваются теплом). (красный цвет) (Слайд № 15–16). 

16. Приведите примеры изоляторов тепла (вода, воздух, дерево) (зеленый цвет) 
17. Объясните, почему в жарких странах предпочитают носить белые одежды. (Потому что белые и блестящие поверхности отражают тепло). (желтый цвет) 
18. Дайте определение теплопроводности. Как проводят тепло предметы, состоящие из различных веществ? (Теплопроводность – процесс передачи тепла от более нагретого участка тела к менее нагретому. Хорошие проводники тепла — металлы, плохие проводники тепла – дерево, вода, воздух) (красный цвет) (Слайд № 15–17). 

19. Что является приемником звука? (Ухо). (зеленый цвет) 
20. Объясните, что произойдет с аэрозолями, если их оставить вблизи огня. (Внутри упаковок аэрозолей находятся газы, которые при расширении могут привести к взрыву) (желтый цвет) (Слайд № 12–14). 

21. Объясните опыт, изображенный на рисунке. Какой ученый впервые получил спектр солнечного света? (Цвета, составляющие белый цвет, называются спектром. Особая форма призмы позволяет ей разлагать лучи на различные цвета. И. Ньютон получил спектр солнечного света). (красный цвет) (Слайд № 15–18). 

Конкурс 2 
«Загадки-шарады»
 
(Слайд № 19) 
За каждый правильный ответ учащийся получает красный жетон. 

1. Я есть направленное движение заряженных частиц, но поставь предо мною две буквы, превращусь в зимнее развлечение (ток – каток) 
2. Я грозное природное явление и начинаюсь с буквы «г», а поменяй на букву «б», тотчас стану иным перевоплощением – химическим элементом (гром – бром) 
3. Я очень грозное стихийное явление, но, если уберешь последнюю букву «ч», а прибавишь две другие, стану естественным концом для всего живого (смерч – смерть) 
4. С буквой «б» я результат природного явления, а с буквой «п» – награда в конкурсах и играх (бриз – приз) 
5. С буквой «р» я образуюсь ранним утром на растении, но отними ее, и я улечу, порхая прозрачными крылышками (роса – оса) 
6. Я вода в твердом состоянии, но поменяй последнюю букву на «н», превращусь в растение (лед – лен) 

Конкурс 3 
«В мире природных явлений»
 
(Слайд № 20) 
Учащиеся на листочках выполняют предложенное задание. После того как закончат задание, обмениваются листочками с соседом по парте и проверяют правильность выполнения задания. Если работа выполнена без ошибок, ставится оценка «5», если ученик допустил 1 ошибку – оценка «4», 2 ошибки – оценка «3». Приложение 2. 

Предлагаемую ниже таблицу начертите на листочке, и впишите цифры, соответствующего явления, относящегося к световым, тепловым, звуковым явлениям: 
1. Свинец плавится, 2. Холодает, 3. Слышны раскаты грома, 4. Снег тает, 5. Звёзды мерцают, 6. Вода кипит, 7. Наступает рассвет, 8. Эхо, 9. Сверкает молния, 10. Шелестит листва, 11. Электрическая лампа 
(Слайд № 21). 
http://doc4web.ru/uploads/files/19/18215/hello_html_m625f8c0b.jpg
IV. Закрепление. (Слайд № 22). 
На доске написаны анаграммы (явления природы). Они разгадываются поочередно. Тот, кто первым догадается о том, какое слово зашифровано, поднимает руку и дает ответ. Если ответ верен, ученик получает жетон красного цвета. 
Анаграммы 
В О П Л О Т Е П Р О С Т Ь Д Н О (теплопроводность) 
Л О О Т Е П М Е Н Б (теплообмен) 
У Ч Е И З Л Н И Е (излучение) 
Ц И Я В Е К К О Н (конвекция) 
У Х З Д В О (воздух) 
Н И К В О Д П Р О (проводник) 
Л Я И З О Т О Р (изолятор) 
Е Л Ц И Д Е Б (децибел) 
Н И Е Л Е Б А К О (колебание) 
. Подведение итогов 
В конце урока учитель вместе с учениками делает выводы по изученной теме. Подсчитывает количество набранных жетонов каждым отвечавшим учеником и проставляет на этом основании оценки. 
Общие выводы: 
1. все, что нас окружает, тела живой и неживой природы состоят из веществ. 
2. в природе вещества находятся в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. 
3. окружающий нас мир постоянно меняется: испаряется вода, разрушаются скалы, гремит гром и т.д. Такие изменения называют явлениями. 
4. явления делятся на физические и химические. В результате химических явлений происходит образование новых веществ, а в результате физических нет. 
5. к физическим явлениям относят тепловые, механические, световые, электрические и магнитные явления. 
6. основным источником тепловых и световых явлений является Солнце. 
7. звук – очень важный информатор, сигнал о происходящих событиях. 

VI. Д/з: подготовить краткое сообщение о наиболее интересном явлении природы. (Слайд № 23). 

Рефлексия (Слайд № 24). 
На листочках поставьте знак: 
! – все понял, было интересно. 
? – есть вопросы, какие. 
– – ничего не понял

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *