Явления природы химические явления 5 класс – План-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме: Методическая разработка: » Использование электронных образовательных ресурсов при изучении темы «Физические и химические явления» на уроках природоведения в 5 классе.

Конспект урока по теме «Физические и химические явления» (5 класс)

Учитель: Здравствуйте! Сегодня наша 1-я встреча во 2 четверти и я надеюсь, что посвежевшие и отдохнувшие вы с новыми силами продолжите свои открытия в науке биология.

Вашему вниманию я представлю ряд фрагментов. Постарайтесь обозначить их 1-2 словами. Слайды 1-6!!!

— Это явления природы.

Давайте зафиксируем тему нашей встречи _(№7) Что вы знаете об этом? Что нам предстоит узнать?

ТЕМА:ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Планируемый результат: умения выделять явления и находить различия между ними.

Личностная значимость: осознание того, что вокруг происходят явления.

Цель: сформировать представление о физических и химических явлениях природы.

Задачи:

  1. Научить учащихся различать явления природы. Выявить различия между химическими и физическими явлениями. Обобщить знания о свойствах веществ.

  2. Учить приемам мыслительной деятельности: анализу, сравнению, обобщению; учить делать выводы. Развивать наблюдательность.

Оборудование: раздаточный материал для изучения нового материала, парафин, спиртовка, зажим, лучина, спички.

— Что такое явления ? (стр.57.) (№8) !

Для того, чтобы понять отличия между явлениями проведем опыты (демонстрационные опыты).

Инструктаж по технике безопасности при работе со спиртовкой.

Таблица в тетради и на доске. Заполнение таблицы по мере проведения опытов.(слайд №9)!

опыты

наблюдения

выводы

 Стеклянная палочка

 Стало мягким, изменило форму

 При данном явлении не произошло изменение вещества. Изменилось только его состояние и форма.

С лучиной (нагревание в пламени спиртовки)

Лучина почернела

Образовалось новое вещество.

Физические явленияэто явления при которых вещества, меняя состояние не превращаются в другие вещества

Химические явления — явления, при которых одни вещества превращаются в другие.(слайд №10)!

hello_html_3d2c77fc.jpg 

Слайд №11!

1.  Вода при нагревании может переходить в пар, а при охлаждении – в лед.

2.   Длина медных проводов изменяется летом и зимой: увеличивается при нагревании и уменьшается при охлаждении.

3.   Объем воздуха в шаре увеличивается в теплом помещении.

Изменения с веществами произошли,  но при этом вода осталась водой, медь – медью, воздух – воздухом.

 Новых веществ, несмотря на их изменения, не образовалось.

Виды физических явлений:

1)Механические (явления. Связанные с изменением положении тела по отношению к другим телам) № 12 ! ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2)Тепловые (явления. связанные с нагреванием и охлаждением тел) Нагревание и охлаждение, испарение и кипение, плавление и отвердевание, конденсация — все это примеры тепловых явлений.

hello_html_m3f05e31.jpg слайд № 13! а где ранее мы видели?

3)Электрические (!!! Видео) Притягивание пыли к одежде (опыт)
Удары током от статики
Электрохимическая коррозия
Северное сияние Слайд 14 !

Полярное сияние — свечение) верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.

4)Световые

(явления,связанные со светом) слайд №15!!

Радуга; тень, отбрасываемая предметом; голубое небо; многоцветье окружающего нас мира — вот лишь несколько примеров световых явлений.

Источники света вам хорошо знакомы. Их можно разделить на естественные (Солнце, звезды) и искусственные (электрические лампы).

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ!!!! (слайд 16)

Задание:
Из предложенных физических явлений выписать примеры: 1 варианттепловых, световых явлений;
2 вариант- электрических, механических.

  • Вспышка молнии, таяние снега, спуск с горы на санках, плавление металлов, работа электрического звонка, радуга на небе, солнечный зайчик, перемещение камней водой, кипение воды.

Станция «Проверяй — кА»

вспышка молнии, работа электрического звонка,

Световые: радуга на небе, солнечный зайчик,

Механические: спуск с горы на санках, перемещение камней водой,

Учитель: С какими явлениями нам ещё предстоит познакомиться?

-Совершенно верно Для того, чтобы чётко определиться относится ли данное явление к химическим, мы выясним какие признаки характерны для течения химических реакций. Итак. Мы продолжаем!!!

Опыт 1. Выпадение осадка известковая вода и углекислый газ сульфат цинка+нитрат бария

Опыт 2. Изменение цвета гидроксид натрия+фенолфталеин+соляная кислота, крахмал + йод

Опыт 3. Выделение газа карбонат натрия + соляная кислота (лимонная к-та)

hello_html_m3797608f.jpg

Гашение соды уксусом

Опыт 4. Изменение запаха сульфид натрия+соляная кислота

Опыт 5. Выделение света и тепла«Вулкан

»

hello_html_m280150a8.png1. Любые изменения, которые происходят с телами.

2. Явления, в результате которых одни вещества превращаются в другие.

3. Реакция, сопровождающаяся выделением тепла и света.

4. Явление, связанное со светом.

5. Явление, связанное с изменением положения какого-либо тела по отношению к другим телам.

6. Тела, способные после натирания притягивать лёгкие предметы.

7. Горючие материалы, сжигаемые для использования выделяющейся теплоты.

8. Реакция взаимодействия веществ с кислородом.

9. Энергия, получаемая на тепловых электростанциях.

10. Явления, при которых вещества остаются прежними.

11. Тела, излучающие свет.

12. Явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел.

13. Процесс медленного окисления питательных веществ в живом организме.

hello_html_m7697ce0b.png

Презентация к уроку по природоведению (5 класс) на тему: Презентация Явления природы.Физические и химические явления.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку «Физические и химические явления»

Материал презентации позволяет наглядно показать физические и химические явления, которые сопровождают нас в природе и повседневной жизни….

Презентация к уроку химии 8 класс «Физические и химические явления»

Презентация к уроку химии 8 класс «Физические и химические явления» позволит ввести новые понятия: физические и химические явления; познакомить с признаками химических реакций и условиями их протекани…

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия.

Тема урока: Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Цели урока: рассмотреть распространение алю…

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций….

Презентация по химии «Физическое и химическое явление»

Данная презентация поможет провести урок по химии в 8-м классе по теме «Физические и химические явления&quot…

Презентация » Явления» к уроку химии в 8 классе по теме»Физические и химические явления».

Данная презентация позволяет  сформировать представление о химической реакции, о химических явлениях и физических явлениях, выяснить их отличительные особенности. Обучающиеся знакомятся с признак…

Презентация к уроку химии в 8 классе «Физические и химические Явления. Химические реакции»

Презентация к уроку химии в 8 классе «Физические и химические Явления. Химические реакции&quot…

Урок по теме «Физические и химические явления» (5-й класс)

Планируемый результат: умения выделять явления и находить различия между ними.

Личностная значимость: осознание того, что вокруг происходят явления.

Цель: сформировать представление о физических и химических явлениях природы.

Задачи:

  1. Научить учащихся различать явления природы. Выявить различия между химическими и физическими явлениями. Обобщить знания о свойствах веществ.
  2. Учить приемам мыслительной деятельности: анализу, сравнению, обобщению; учить делать выводы. Развивать наблюдательность.

Оборудование: раздаточный материал для изучения нового материала, парафин, спиртовка, зажим, лучина, спички.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Опрос:

Задание: Распределите вещества на карточках на простые и сложные. Объясните свой выбор.

III. Изучение нового материала:

1) Актуализация знаний:

Выполнение задания № 1 [1]. Работа по группам.

У доски двое учащихся выполняют задание на интерактивной доске.

Приложение можно получить у автора статьи.

Вступительное слово учителя:

В природе с момента ее зарожденья:
Все время с телами идут превращенья.
Про эти природные измененья
Мы с вами сказали бы: “Это явленья!”
Явленья бывают различными,
Рассмотрим химические и физические.

Должны научиться мы их наблюдать,
А главное самое уметь различать.

Сформулируйте цель сегодняшнего урока. Запись темы урока.

2) Явления, которые нас окружают:

Учитель зачитывает сказку:

Один день из жизни Незнайки[2], или удивительное рядом.

Незнайка решил, что он непременно должен быть полезен своим друзьям. Он проснулся к обеду, зажег газ и поставил чайник на плиту. А сам сел лепить из пластилина. Незнайка так увлеченно лепил маленьких человечков, что не заметил, как чайник закипел. Он все продолжал свое занятие, пока Шпунтик, сердито ворча, не убрал с плиты выкипевший чайник. Чай не получился. Незнайка задумал приготовить кашу. Для этого достал из холодильника молоко и поставил его на стол. Делать ему больше ничего не хотелось, и он развлекал себя тем, что доставал кубики льда из холодильника и катал их по кухонному столу. Стол вскоре стал мокрым. А Незнайка, забыв о своем обещании, убежал гулять. Вернулся он поздно и вспомнил про молоко. Но в пакете на столе молоко стало кислым. Вот какой помощник!

Вопросы классу:

– Хороший ли помощник Незнайка?

– Была ли опасная ситуация в его действиях?

– Что он сделал неправильно?

– Сколько явлений вы заметили?

– Чем они различаются?

Вывод: Нас в повседневной жизни окружают разнообразные явления.

3) Физические и химические явления:

Для того, чтобы понять отличия между явлениями проведем опыты (демонстрационные опыты).

Инструктаж по технике безопасности при работе со спиртовкой.

Таблица в тетради и на доске. Заполнение таблицы по мере проведения опытов.

Опыты Наблюдения Выводы
С парафином (нагревание на предметном стекле) Парафин из твердого стал жидким, а затем снова твердым. При данном явлении не произошло изменение вещества. Изменилось только его состояние и форма.
С лучиной (нагревание в пламени спиртовки) Лучина почернела. Образовалось новое вещество.

Беседа по сказке о различиях между явлениями.

Общие выводы:

– Чем явления отличаются друг от друга?

– Что такое физические и химические явления?

IV. Закрепление:

Загадки:

1. Растенья, поглощая свет,
Нам кислород дают в ответ.
В листе зеленом сахар создают.
Процесс же – фотосинтезом зовут.

2. Предупреждаю вас я, дети,
За безопасность вы в ответе.
Весной к реке не подходи.
Ведь тонкий лед, где полыньи.

3. Астрономический ответ:
Дадите ли ответ?
Что за явленья среди звезд
Раз видим мы их свет?

V. Домашнее задание: П. 13, по 2 примера физических и химических явлений.

Использованная литература:

  1. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. Рабочая тетрадь Природа неживая и живая. 5-й класс М., Дрофа, 2007.
  2. Незнайка – персонаж из книги Н. Носова.

Урок природоведения на тему «Химические явления в живой и неживой природе». 5-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: 

  • Закрепить понятие – явление.
  • Уметь отличать физические явления от химических.
  • Уметь доказывать, что живая и неживая природа – фабрика химических превращений.

Задачи урока.

  • Образовательные: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях.
  • Развивающие: развивать творческое мышление, интеллектуальные способности учащихся; развивать умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование ИКТ, развить коммуникативные качества, сформировать навыки работы в группах, развивать творчество и сотрудничество, формировать чувство прекрасного.

Оборудование: макет молекулы воды, яблоко, задания для самостоятельной работы, компьютер, проектор, экран.

Тип урока: закрепление материала

Ход урока

I. Организационный момент. (слайд 1-2)

II. Актуализация знаний. (слайд 3)

В форме беседы учащиеся вспоминают, какие явления называются физическими, химическими, чем они отличаются. Вспоминают признаки химических и физических явлений. Приводят примеры явлений уже изученных ранее, особое внимание следует обратить на реакцию горения и признаки химических реакций.

Опыт с яблоком:

1. Разрезаем яблоко. Какое явление произошло?

2. Оставим яблоко на время.

III. Закрепление материала. (слайд 4-16)

1. Свойства химических и физических явлений. (слайд 4)

Чем отличаются физические явления от химических?

2. Определите, в каких из перечисленных случаев речь идет о химических реакциях? (слайд 5).

Работа на листах – выбрать нужные фразы.

3. Назовите признаки химических явлений. (слайд 6)

В предложенных видео роликах опытов определить конкретный признак химической реакции.

4. Вспомним состав тела. (слайд 7)

Тело природы состоит из веществ. Вещество – из молекул. Молекула – из атомов.

5. Поясни схему: в каком случае схема иллюстрирует физическое явление, а в каком – химическую реакцию. (слайды 8-10)

Из моделей атомов воды (выполненных из пластилина) продемонстрировать химическое и физическое явления. (работа в группе).

6. Тело природы – фабрика химических превращений. (слайд 11-16)

Назовите вещества, образуемые растениями.

Дайте определения каждому веществу.

В тетради приведите примеры растений, образующие фитонциды, дубильные вещества, витамины, яды.

Вернемся к опыту с яблоком. Какая химическая реакция произошла с яблоком?

IV. Подведем итоги. (слайд 17)

1. На листах дописать определения.

Вариант 1

  • Выделение света и тепла – признак химической реакции __________. (горение)
  • Для каждой химической реакции необходимы определенные _______________. (условия)
  • Нагревание, измельчение, охлаждение веществ – условия, оказывающие воздействия на ход _______________. (химической реакции)

Вариант 2

  • Присутствие кислорода в воздухе – первое необходимое условие реакции ____________. (горения)
  • Фитонциды – вещества, которые _____________________________. (убивают бактерии или подавляют их развитие)
  • Витамины – вещества, которые ______________________________. (требуются организму для нормальной жизнедеятельности).

2. Сделаем выводы.

3. Выставление оценок.

V. Домашнее задание

Определить, какие химические явления происходят на кухне ежедневно.

Конспект урока «Природные явления» 5 класс

Открытый урок по естествознанию в 5 классе

Тема урока: «МНОГООБРАЗИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ»

Цель урока: пробудить у учащихся познавательный интерес к предметам естественно-математического цикла – химии, физике , биологии ;вовлечь их в исследовательскую деятельность; показать необходимость изучения предметов для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни человека. Показать связь наук между собой. Формировать умения проводить опыты и эксперименты. Воспитывать познавательный интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА.

1.Орг.момент

-Здравствуйте ,уважаемые гости и ребята! Сегодня у нас необычный урок ,а урок путешествие по естествознанию на тему «Многообразие природных явлений» по удивительному континенту трех наук- химии, физике и биологии-СИМБИОЗИИ. СЛАЙД №1

Итак в путь! В главном дворце страны знаний, этого континента хранятся несметные богатства и чтобы добраться до сокровищницы знаний необходимо пройти нелегкий путь и изрядно потрудиться. Многие пытались проникнуть в этот дворец и им не хватало главного ключа –знаний. СЛАЙД №2

Для совершения путешествия ставим цели: сделать остановку в стране Физике ,пройти по стране Биологии ,добраться до страны Химии, перейти границу и оказаться в царстве Знаний. Где растет необычное дерево ,на котором по ходу путешествия начнут расти яблоки ,цветы. Яблоки –это пятерки, цветы –это четверки. Чем больше яблок ,тем быстрее мы попадем в царство знаний. Сегодня у нас присутствуют старшеклассники ,которые будут помогать мне и вам и будут нашими экспертами. СЛАЙД №3

Эпиграфом нашего урока стали слова Гете «Мало знать ,надо и применять ,мало хотеть, надо и делать».

КАРТА СТРАНЫ, дерево (цветки ,яблоки,листья)

У каждого из вас есть оценочные листы для работы на уроке. Баллы

(от 1 до 5)

-Вначале мы проверим как вы усвоили прошлые темы.

2) Актуализация знаний.

А)Фронтальный опрос СЛАЙД №4

-Что такое физическое тело?

-Что такое вещество?

-Что такое атом?

-Чем измеряют тела?

-Какие существуют весы?

-Единицы измерения массы веществ?

Теперь возьмите листы №1 и в течении 5 минут ответьте на вопросы.

3)Тесты СЛАЙД №5 Тесты по теме « Естествознание»

1.Рассвет и закат это:

А)тело;Б)вещество;В)явления;Г)реакция;

2.К ествественным наукам не относится:

А)история;Б)астрономия;В)физика;Г)химия;

3.Наука о живой природе:

А)экология;Б)география;В)биология;Г)геология;

4.Наука о растениях:

А)анатомия;Б)физиология;В)ботаника;Г)геология;

5.Наука изучающая явления природы:

А)биология;Б)химия;В)физика;Г)география;

СЛАЙД №6

3)Распределите по столбцам слова: ложка,солнце,гвоздь,белка,береза,лягушка,оса ,дерево,книга

Живые тела

Неживые тела

4) «Лишнее слово» СЛАЙД №7

Зачеркните лишние слова

А)железо,золото ,гвоздь,алюминий

Б)книга, ручка,стакан,стекло

В)слон,телефон,собака ,рысь

5)Составьте правильно слова из слов-перевертышей:

ЩЕТОСВЕВ

ФУФЗИЯДИ

ГОЛОРАМИМК

3)Новая тема. СЛАЙД №8

А)Ну а теперь в путь !

-Человек издавна пытался объяснить необъяснимое ,увидеть невиданное ,услышать неслышное. Оглядываясь вокруг себя ,он размышлял о природе и пытался решить загадки ,которые она перед ним ставила. Миру природы свойственны многие явления. Процессы происходящие в природе называются ЯВЛЕНИЯМИ.

СЛАЙД №9

Различают физические ,химические ,биологические явления. Все явления можно объяснить с научной точки зрения. Б)ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ СЛАЙД №10

Начинаем с физических явлений.

Первая остановка с стране Физики.

Физика (от греческого слова «фюзис» — природа). Физика изучает разнообразие явлений природы, со многими из которых мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. Например, движение тел, изменения, которые происходят с телами при нагревании и охлаждении, электричество, звук, свет. Именно физика отвечает на вопросы, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает эхо, что такое радуга. Но физика не только объясняет то, что можно увидеть в природе. Она является основой техники. Без знания физики невозможно сделать ни автомобиля, ни самолета, ни холодильника, ни подъемного крана, ни компьютера. Трудно даже представить, какой была бы наша жизнь, если бы не существовало науки физики. (Сообщение старшеклассников)

Зачем нужна физика?

Создать автомобиль, самолет, холодильник, подъемный кран, компьютер.

Процессы в природе, при которых меняется форма и состояние. (запись в тетрадь).Некоторые из них посмотрим и воспроизведем. Световые –фонарики на сотках. Звуковые –похлопаем в ладоши. Тепловые –потрем ладошки.

Физические опыты

1.Световые явления (Биологическая люминисценция)-это как физическое ,так и биологическое явление.

«Биологическая люминисценция»(сообщение учащихся)

СЛАЙД №11,12,13,14,15

Забудьте о мерцающих в ночном небе звездах. Настоящие светящиеся красоты находятся сотни метров под поверхностью океана – это биологически флуоресцентные и люминесцентные организмы, населяющие коралловые рифы в мировом океане.

ЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ. СВЕЧЕНИЕ ВЕЩЕСТВ. Слово «люминесценция» произошло от латинского lumen – свет.

 Какова же разница между биологической флуоресценцией и люминесценцией? Биологически флуоресцентный организм – это тот, что впитывает свет из внешнего источника для свечения, в то время как источник света для биологически люминесцентного организма находится внутри и является результатом ряда выделяющих свет химических реакций, происходящих в организме.

  Зеленое свечение 

Биологическая люминесценция происходит благодаря белку под названием «зеленый флуоресцентный белок», или ЗФБ. В 2008 году Нобелевская премия по химии была присуждена группе исследователей, которые открыли и изучили использование ЗФБ у биолюминесцентных медуз Aequorea victoria. Коралловые полипы акропоры на фото вырабатывают ЗФБ и, соответственно, светятся зеленым при воздействии на них синим светом. СООБЩЕНИЕ уч-ся

2.Звуковые явления СЛАЙД №16

Звук-это колебания воздуха ,воспринимаемые нашим ухом. Звук измеряется в децебеллах. Скажите друг другу шепотом ,что-нибудь приятное. Шепот содержит всего 30 ДБ.А звук реактивного самолета-190 ББ.
 Вывод: Звук — физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые в связи с тем, как они воспринимаются органами чувств животных и человека

3.Магнитные явления СЛАЙД №17

Существуют магнитные явления .

3 опыт «Как достать скрепку не замочив руки»

(Магнит, стакан, скрепки) Магнитная сила действует через стекло.

Вывод: Магнитное поле — это особый вид материи, через которую передается силовое воздействие на движущиеся электрические заряды и тела, обладающие магнитным моментом. Магнитное поле может создаваться как током, так и намагниченными телами.

4.Электрические явления

Как можно показать электрические явления?

Наэлектризованные бумажки и ручки.

Физические опыты (работа в группах)

1опыт Сначала наливаем воду в пластиковую бутылку и растворяем в ней соду. Затем размешиваем добавляем уксус через воронку. Надеваем шарик и закрепляем скотчем. Шарик надувается .

Вывод: Пищевая сода и уксус вступают в реакцию, выделяя углекислый газ. Он повышает давление и надувает шарик.

2опыт «Рис в газировке»

Вывод:Посмотрите зерна –неугомонные и постоянно двигаются. Это происходит из-за того ,что в жидкости содержится газ, он постоянно находится под давлением ,его плотность ниже ,чем у жидкости в банке, поэтому пузырьки поднимаются на поверхность. Зернышки прилипают к ним и поднимаются к поверхности. Освободившись от газа зернышки идут вниз. Потом повторяется все сначала. Происходит до тех пор пока газ не выйдет.

В)ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.(Для профилактики близорукости, дальнозоркости) СЛАЙД №18

Г)Биологические явления

А теперь переместимся в страну БИОЛОГИЮ и узнаем удивительные истории о животном мире.

Демонстрация ВИДЕО ФИЛЬМОВ СЛАЙД №19,20

«Маскировка камбалы»(сообщение учащихся)-МИМИКРИЯ

Камбала плавает плашмя, прижимаясь ко дну, и всегда маскируется под грунт, подбирая нужный цвет тела. Иногда она зарывается в песок полностью. Камбала обладает способностью быстро изменять окраску той части тела, где расположены глаза. И эта окраска изменяется в зависимости от рисунка и цвета дна. Рыба становится, так похожа на окружающий ландшафт, что ее почти невозможно увидеть.

Если бы камбала держала тело вертикально, как нормальные рыбы, то в одну сторону она бы смотрела двумя глазами, а с другой стороны ничего бы не видела.

Она прижимается ко дну, чтобы обеспечить безопасность снизу и обзор сверху, и чтобы при необходимости быстро скрыться в песке. Камбала питается вкусными морскими жучками вроде креветок и червячков, которые живут у самого дна. Наверно, именно из-за этого она всегда плавает у дна и поэтому получила от природы такую оригинальную конструкцию тела. Плавники камбалы тоже переехали на верхнюю сторону.

Сообщение учащихся

ИЗМЕНЕНИЕ ОКРАСКИ ХАМЕЛЕОНА (ВИДЕОСЮЖЕТ) СЛАЙД №22

Сообщение учащихся

БИОНИКА СЛАЙД №23,24,25

Прикладная наука о применении в тех .устройствах и системах принципов организации свойств ,функций и структур живой природы.

Робот***-это автоматическое устройство с антропоморфным действием ,которое частично или полностью заменяет человека при выполнении работ для жизни.

4) «Химические явления» СЛАЙД №26,27,28

Все, что нас окружает — это тела. Тела состоят из веществ.

Вещества изучает — химия.

Химия-это царица наук. Остановка в государстве Химии.

Хи́мия — одна из важнейших и обширных областей естествознания, наука о веществах, их составе и строении, их свойствах, зависящих от состава и строения, их превращениях, ведущих к изменению состава — химических реакциях, а также о законах и закономерностях, которым эти превращения подчиняются. 

В проведении опытов образуются изменение цвета ,выделение газа, выпадение осадка , нагревание веществ. СЛАЙД №29,30

Демонстрация опытов учителем

1 опыт «Резиновое яйцо». Необходимо взять уксусную эссенцию и поместить яйцо в раствор. Через 42 часа яйцо станет резиновым.(УЧИТЕЛЬ)

2 опыт (УЧИТЕЛЬ)

1)Крахмал в пробирку с водой +иод

2)Нагреть пробирку-цвет измениться

3)затем в стакан с холодной водой

3 опыт

Марганцовка ,глицерин

На салфетку насыпаем в тарелку марганцовку +глицерин ,затем заворачиваем салфетку –она загорается

Опыты ,проводимые учениками.

1 опыт «Дымовуха» гидроперит и анальгин (1т+1т)в пиалушку

2 опыт «Змея» (Старшеклассник)

Поджечь на сухом спирте сверху положить кальция глюконат

3 опыт «Шипучка»

Вода +сода +уксус

5)Метеорологичесие явления СЛАЙД №31,32,33

Торнадо,град,снег,гром,молния,цунами идр.

Все явления природы взаимосвязаны между собой.

Заполнить оценочный лист

Учитель раздает оценочные листы к уроку «Многообразие природных явлений»

Викторина.

1.Изменения, происходящие в природе. (Явления)  
2. Солнечное затмение – это магнитное явление. (Нет. Световое явление)
3. Расшифруйте схему «Источник звука – передающая среда – приемник» ( пение птиц – воздух – ухо)  
4. Приведите примеры явлений природы. (Метеорологические, световые, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, физические, химические, биологические, механические)  
5. Какие биологические и метеорологические явления можно наблюдать в разные времена года? (Зимой: снег, ветер, вьюга, метель; весной: природа пробуждается от зимнего сна, рост, развитие; таяние снега, дождь, ветер, радуга; летом: цветение, созревание плодов; дождь, град, ветер)  
7. Перечислите источники света. (Солнце, лампа, фонарь, свеча…)

8. Перечислите тепловые явления. (Солнце, батарея, обогреватель, лампа…)

9. Назовите по порядку цвета спектра. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

Игра «Горячий стул»(новые понятия- физические явления, химические явления, биологические явления ,робот ,люминисценция, мимикрия)

Д/З –Пар.№35,принести сообщение о метеорологических явлениях

Итог урока.Вот мы и посмотрели с вами удивительные природные явления и добрались до страны Знаний. Это только маленькая крупица того ,что вам предстоит узнать . -Что вы сегодня узнали на уроке? Что вам запомнилось больше всего? Если вам очень понравился урок принесите мне красное яблоко, если не совсем –цветок. Наше дерево расцвело буйным цветом. Посмотрите сколько яблок выросло на нем. Надеюсь вы почерпнули много нового и интересного. Удачи вам и успехов в учебе! СЛАЙД 34

Напишите на стикере слово,характеризующие наш урок.

Урок по природоведению «Явления природы. Физические явления и их разнообразие» (5 класс)

Природоведение 5 класс

Урок

Тема. Явления природы. Физические явления и их разнообразие.

Миллионы людей видели, как падают яблоки,

но только Ньютон спросил почему.

Бернард Барух

Цели: начать формировать у пятиклассников представлений и знаний об особенностях неживой природы и науках ее изучающих. Познакомить с понятием физического эксперимента.

Обучающие: повторение и закрепление понятий о разных видах физических явлений.

Развивающие: развитие мыслительных способностей и творческой активности на основе наблюдения и выполнения эксперимента.

Воспитывающие: воспитание уважительного отношения к точке зрения одноклассников, умения отстаивать свою точку зрения.

Задачи урока:

*Дать понятие о предметах естественнонаучного цикла.

*Пробудить у детей интерес к изучению естественных наук.

*Пояснить связь наук между собой.

*Развивать любознательность

*познакомить с методами исследования физических явлений

Оборудование: компьютер, мультимедийный диапроектор, презентация, оборудование для исследовательской работы (мел, лед, бумага, шарик, эбонитовая палочка, фонарик, металлические опилки , пробирки, пестик, ступка, нагреватель, магнит).

Базовые понятия: явления, физические явления.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи:

география — явления географической оболочки;

химия – химические явления;

физика – физические явления.

Ход урока.

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

-Что изучает природоведение?

-Что называют физическими телами?

-Приходилось ли вам наблюдать изменения тел в природе?

Приведите примеры.

III. Мотивация.

Какие науки изучают природу нашей планеты? (физика, география, химия)

Нас окружает бесконечно многообразный мир веществ и явлений.

С позиции этих наук мы попытаемся рассмотреть, какие изменения происходят в окружающем мире непрерывно.

В природе наблюдаются разнообразные явления. Мы часто сталкиваемся с понятием «явление». А что , на ваш взгляд означает данное слово?

Слайды (биологические явления), рис на ст. 54 учебника

Прочитать, что такое «Явление» в учебнике.

А сейчас внимательно прослушайте стихотворение А.А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка.»

Мама! глянь-ка из окошка-

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело.

Посветлело, побелело-

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней-

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Назовите явления, описанные в стихотворении. Что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Записываем тему урока в тетрадях и на доске.

Итак мы сегодня познакомимся с классификацией явлений, происходящих в природе и жизни человека, с разнообразием физических явлений.

IV. Изучение нового материала .

Рассказ учителя с элементами беседы и составление схемы.

Человек живет в мире непрерывных изменений физических тел и образующих их веществ. Какие изменения происходят с нами здесь и сейчас?

Ученики отмечают, что учитель говорит, произносит звуки. что можно включить и выключить свет; что кто-то из детей двигает ногой, головой или что-то перемещает по парте; что паста в ручке или мел оставляют след на бумаге или доске; что можно открыть или закрыть книгу; что за окном по небу движутся облака или идет дождь. Этих изменений очень много и можно продолжить их ряд, например: охлаждение, нагревание, испарение, плавление, изменение формы или размера, движение, дыхание, сгорание, свечение лампочки или светлячка, ржавление и многое другое.

Слайды

Дети приходят к выводу, что в окружающем мире происходят различные изменения. В природе все виды явлений взаимосвязаны, все они очень сложные. Чтобы разобраться в мире явлений лучше их рассматривать отдельно (для удобства изучения).

Ученые делят все явления на: физические, химические, биологические

Слайды, рисунки на стр.54,55,56

Прочитать, что такое биологические (ст.54) физические (ст.55) и

химические (ст.56) явления.

Мы с вами более подробно познакомимся с физическими явлениями

Физические явления – явления, во время которых изменяются размеры, форма, размещение, агрегатное состояние тел и веществ.

Выполнение исследовательской работы в парах

Сейчас мы будем выполнять работу по определению физических явлений.

Ученики выполняют опыты по технологическим картам (Приложение 1)

Анализ результатов работы.

1) Какую группу явлений мы изучали?

2)К каким явлениям относится измельчение мела?

3)К каким явлениям относится таяние льда?

4)К каким явлениям можно отнести прыжки человека?

5)Какие явления происходят с водой в разные времена года?

6)Произошли ли изменения с веществами?

7)Каковы признаки физических явлений?

По рисунку 32 на ст.57 выясните, на какие группы разделяют физические явления. Нарисуйте схему в тетрадь

В технологической карте отметьте виды физических явлений.

Слайды.

Посмотреть рис. на ст.58.59,60,61

V. Закрепление и обобщение знаний

В народном творчестве: в прибаутках, загадках мы встречаемся с физическими явлениями.

О каких явлениях идет речь?

«В мороз лежит, в тепло — бежит, прозрачна, а не стекло, пригреешь – собрать не успеешь.»

«Куй железо пока горячо».

О каких явлениях идет речь в стихотворении?

И вот, в туманной вышине

Запели птички и восток

Озолотился; ветерок

Сырые шевельнул листы.

М.В.Лермонтов

Солнце греет, ветер веет

С поля на долину,

Над водою гнет вербою

Красную калину.

Тарас Шевченко

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То как волк она завоет,

То заплачет как дитя.

А.С.Пушкин

V. Оценочно-рефлексивный этап.

Учитель обращает внимание на поставленные в начале урока задачи.

Справились ли мы с поставленными задачами?

См. учебник ст. 57, слайд

Любой исследователь должен иметь прочные знания. Вам предлагается диктант, который позволит выяснить насколько успешно и плодотворно вы провели исследование ( Приложение 2)

Определите тепловое и механическое явление.

Вариант 1—- тепловое явление

(связано с нагреванием или охлаждением тел)

Вариант2 —— механическое (связано с движением)

Выписать номера.

Взаимопроверка и выставление баллов (1 правильный ответ – 1 бал)

Оцените свою работу на уроке. Если возникли трудности, отметьте какие.

VI. Подведение итогов работы класса на уроке, особое внимание обращается на самых активных учеников, слаженность работы в паре, взаимопомощь при выполнении исследования

VII. Домашнее задание. Прочитать параграф 13,14.

Ответить на вопросы 1-3 ст.62

Провести дома эксперимент: выяснить притягиваются ли к магниту монеты 5коп., 10коп., 50коп.

Какой металл используют при изготовлении картинок-магнитов на холодильники?

Приложение 1.

Технологическая карта исследовательской работы

Опыт

Явление

Вид физического явления

1.

Поместить в ступку

кусочек мела и тщательно

его растереть пестиком

2.

Поместить в пробирку кусочек льда и нагреть в пламени спиртовки

3.

Лист бумаги разорвите на мелкие кусочки

4.

Попрыгайте на одной ноге

Запуск надувного шарика

5.

Прилипание мелких листочков к натертой

эбонитовой палочке (или просто палочке)

6.

Включение и выключение электрической лампочки или фонарика

7.

Показать распределение магнитного поля при помощи металлических опилок

8.

Потереть ладошки рук

Вопросы.

1)Что наблюдали при дроблении мела?

Признак этого явления – изменение________________________________

2)Что наблюдали при плавлении льда?

Признак этого явления — изменение________________________________

3)Что изменилось в опыте 3?

Признак этого явления____________________________________________

4)Что изменилось при прыжках на одной ноге?

Признак этого явления____________________________________________

5)Что наблюдали при проведении опыта №5?

Признак этого явления____________________________________________

6)Что наблюдали в опыте №6?

Признак этого явления_____________________________________________

7)Что наблюдали в опыте №7?

Признак этого явления___________________________________________

8)Что ощущали при трении ладошек_______________________________

Итоги: к признакам физических явлений относятся___________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Смотри ст. 55 учебника.

Приложение 2.

Диктант «Определи явления »

1.Сжатие пружины.

2.Ледоход на реке.

3.Течет река.

4.Летит самолет.

5.Кипячение молока.

6.Земля вращается вокруг своей оси.

7.Падает снег.

8.Таяние снега.

9.Замерзание воды.

10.Образование росы.

Урок по биологии » Явления природы» (5 класс)

Тема урока: «Явления природы: физические и химические»

ФИО

Брылева Алла Львовна

Место работы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8», г. Нижнекамск РТ

Должность

учитель высшей категории

Предмет

биология

Класс

5

Цели:

  • Познакомить учащихся с понятиями: явления, явления природы, физические и химические явления

  • Показать разнообразие физических явлений, их различия.

  • Развивать способности: сравнивать, делать выводы, формулировать определения, рассуждать, доказывать свои суждения.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора.

Познавательные УУД:

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

Коммуникативные УУД:

  • Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Оборудование: презентация, химические стаканы 2 шт, пипетка, йод, крахмал, кусочек хлеба, уксусная кислота, пищевая сода, свеча, спиртовка, спички.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка пройденного материала (10 минут)

Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему «Строение и свойства вещества». Как сказал великий Франческо Петрарка: «Что толку в том, что ты многое знаешь, раз ты не умеешь применять знания в своей жизни» (слайд 1). Поэтому урок начнем с проверки наших знаний по теме, а в конце урока «определим» как эти знания мы сможем применить в своей жизни.

Фронтальный опрос:

— Что такое тело?

— Какой состав имеет любое тело?

— Из чего состоят вещества?

— На какие группы можно разделить вещества по составу?

— Какие вещества называют неорганическими?

— Какие вещества называют органическими?

Проверочная работа по вариантам (слайд 2-4)

Задание 1(выполняется фронтально): Изучите предложенный список тел и веществ: стакан, карандаш, древесина, вода, капля росы, воздух, кислород, соль, тетрадь, стекло. Что из перечисленного относится к телам, а что к веществам?

Задание 2 (выполняется индивидуально): Изучите предложенный список веществ: кислород, углекислый газ, вода, озон, поваренная соль, глюкоза, железо, азот. Выпишите названия I вариант – простых веществ, II вариант – сложных веществ (самопроверка по доске)

Задание 3 Изучите предложенный список веществ: вода, белок, углевод, минеральная соль, металл, жир. Выпишите названия I вариант – органических веществ, II вариант – неорганических веществ (самопроверка по доске).

Рефлексия: выявление справившихся учеников и их оценивание («5»)

  1. Изучение нового материала

  1. Прежде чем приступить к изучению новой темы урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Внимательно рассмотрите картинки и ответьте на следующие вопросы (слайд 5):

— как называются происходящие с веществами изменения? (явления природы)

— что происходит с веществами в этих явлениях?( одни изменяют состояние, другие состав и свойства)

— какую тему мы сегодня будем изучать на уроке? (явления природы)

— что мы хотим узнать о явлениях природы?

2. Учащиеся записывают тему урока в тетрадях (слайд 6)

А сейчас внимательно прослушайте стихотворение  А.А. Фета «Мама! глянь-ка из окошка» (слайд 7)


Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты. Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь
:
«Ну, скорей гулять!»

Учащиеся называют явления, описанные в стихотворении.

Явления могут происходить не только с телами природы, но и с искусственными телами: горит свеча, зажигается электрическая лампочка, лопается шарик.

Вопрос учителя: Что же такое явление? (ответы учащихся)

Явление – это любое изменение, которое происходит с телом (запись определения в тетрадь).

— Какие бывают явления? (ответы учащихся)

— Явления бывают физическими, химическими (слайд 8).

— Сегодня на уроке мы рассмотрим физические и химические явления, узнаем, чем они отличаются, и научимся их определять.

4. Проанализируйте следующие картинки и ответьте на вопрос (слайд 8). Что происходит с водой, медной проволокой и воздухом в шарике?

— Вода при нагревании превратилась в пар, а при охлаждении в лед.

— Длина медных проводов изменяется летом и зимой: увеличивается при нагревании и уменьшается при охлаждении.

— Объем воздуха в шаре увеличивается при нагревании.

Выводы:

Изменилось состояние или форма вещества.

Демонстрация видеофрагмента (слайд 10).

Вопрос:

— Какие явления называются физическими? Делается запись определения в тетрадь (слайд 11).

Физическими, называются явления, при которых происходит изменение состояния или формы вещества, но не изменяется его состав.

Слайд 12.

А физический процесс

Он всегда рядом,

И природу всю

Пронизал он.

Дождь и снег,

Спокойствие и ветер –

Облик свой

Не раз он изменял.

Он рождает

Плазму и заряды,

Гром, грозу,

Давленье создает.

Испаренью

Морским приливам

Много лет

Угаснуть на дает.

Учителькакие физические явления описаны в стихотворении.

5. В живой и неживой природе постоянно протекают различные химические реакции. Понаблюдаем за некоторыми из них.

Демонстрация опытов:

  1. В стаканчик с крахмалом добавим немного воды, размешаем и капнем капельку йода.

Что мы наблюдаем? Происходит изменение цвета.

Вывод: произошла химическая реакция, крахмал превратился в другое вещество.

  1. Разведем в стакане небольшое количество питьевой соды. Добавим в стакан несколько капель уксуса.

Что мы наблюдаем? Выделение газа.

Вывод: произошла химическая реакция, образовалось новое вещество – углекислый газ.

  1. Подержим над огнем кусочек сахара.

Что мы наблюдаем? Сахар почернел и появился запах.

Вывод: произошла химическая реакция, образовалось новое вещество уголь.

Вопрос:

— Какие явления называются химическими? Делается запись определения в тетрадях (слайд 13).

Химическими, называются явления (реакции) при которых происходит изменение состава вещества.

Процесс химический!

Мы гимн ему поем!

Он вездесущ,

И в нем такая сила!

Из элементов

Он рождает вещество,

И в этом суть Преобразованья мира.

Процесс химический. Подарит свет, тепло,

И пищу, и одежду,

И стекло.

Не сможем мы

И ехать без него!

Ведь смысл его –

Создание всего!

Вопрос:

— Вы наблюдали несколько опытов, по каким признакам можно было определить, что произошла химическая реакция? В каких ещё условиях происходят химические явления, мы узнаем из текста учебника: на стр. 53 прочитайте третий абзац и ответьте на поставленный вопрос.

Вывод:

Химическую реакцию можно определить по следующим признакам (слайд 14).

Признаки химических реакций

Изменение цвета исходного вещества

Изменение вкуса исходного вещества

Выпадение осадка

Выделение газа

Появление запаха

  1. Закрепление

Задание 1: Какие признаки характеризуют физические явления, а какие химические?

Задание 2: Выписать в два столбика примеры физических и химических явлений (слайд 14).

  1. Сжатие пружины

  2. Образование накипи при кипячении воды

  3. Гниение растительных остатков

  4. Ледоход на реке

  5. Ковка металла

  6. Горение спирта

  7. Прокисание яблочного сока

  8. Растворение уксусной кислоты в воде

  9. Обугливание лучинки

  10. Замерзание воды

  11. Прокисание молока

  12. Горение природного газа

  13. Образование инея

• Из перечня явлений выписать номера, под которыми указаны

 Вариант 1 – физические явления

 Вариант 2 – химические явления

• Взаимопроверка и выставление оценок (1 правильный ответ – 1 балл)

Поднимите руку, кто получил «5», «4» — «Молодцы»

Вопрос учителя: Как вы думаете где или как в жизни вам могут пригодиться полученные сегодня на уроке знания?

  1. Домашнее задание: Параграф № 13, выучить термины, нарисовать на альбомном листе примеры химических и физических явлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *