Звуко-буквенный разбор слова «язык»
Чтобы выяснить, сколько звуков в слове «язык», проведем звуко-буквенный разбор. Начнем с того, что подсчитаем количество гласных в этом слове и разделим его на фонетические слоги:
я-зык.
Звуко-буквенный разбор слова «язык» предполагает несколько шагов, которые нужно последовательно выполнить.
Вспомним порядок фонетического разбора.
Фонетический разбор
- прочитать слово; установить, сколько в нём слогов.
- Определить ударный слог.
- Назвать звуки, из которых состоит данное слово.
- Охарактеризовать звуки; гласный звук: ударный или безударный; охарактеризовать согласный звук: звонкий или глухой, твердый или мягкий.
- Подытожить, сколько в слове звуков и сколько букв.
Звуко-буквенный разбор слова «язык»
В рассматриваемом слове содержится два гласных звука, которые организуют два фонетических слога.
Поставим ударение и послушаем, как звучит это существительное:
[й’ и з ы́ к].
В безударном положении гласный звук первого слога звучит неясно и искажается (редуцируется, если употребить лингвистический термин). Из-за того что буква «я» находится в абсолютном начале слова, она обозначает два звука. Это значит, что в этом существительном количество букв и звуков разное: звуков больше, чем букв.
Запишем буквы и звуки слова вертикально. Охарактеризуем каждый звук:
- буква «я» — это звук [й’] согласный звонкий непарный, мягкий непарный;
- [и] гласный безударный;
- букве «з» соответствует звук [з] согласный звонкий парный, твердый парный;
- буква «ы» — это звук [ы] гласный ударный;
- буква «к» обозначает звук [к] согласный глухой парный, твердый парный.
Подведем итог:
в слове «язык» содержится 5 звуков и 4 буквы.
russkiiyazyk.ru
Звукобуквенный разбор слово язык
Речь, что произносим и слышим, отличается от этого же текста написанного на бумаге. Ударение, сочетание букв — все это влияет на речь. Поэтому мы имеем 33 буквы в языке, а звуков гораздо больше. Звук — это первооснова любого языка. Из звуков состоят слова, из которых мы затем составляем предложения. Фонетический разбор слова — это анализ букв, звуков слова.
План фонетического разбора слова
- Записать слово.
- Разделить на слоги, указать ударный слог.
- Показать возможные варианты переноса слова.
- Транскрипция.
- Охарактеризовать все звуки в слове. Записать звук, рядом его характеристика: звонкий, ударный, гласный, твердый и все остальные.
- Указать сколько букв и звуков в слове.
- Отменить случаи, не совпадения звука букве.
В потоке речи с буквами происходят разные явления.
Например, гласные произносим чисто только в ударной позиции. В безударном положении происходит изменение звука из-за слабой позиции.
Гласная «я», стоящая в начале слове является йотированной и обозначает два звука [йи]. Например, транскрипция «я» в нашем слове «язык» будет: [й’и].
Во время фонетического разбора рекомендуется несколько раз произнести слово вслух и вслушаться. Так удастся не упустить каких-либо тонкостей в процессе работы.
Фонетический разбор слова «язык»
- Язы́к.
- Слово «язык» состоит из двух слогов: я-зык. Ударение падает на второй слог.
- Наше слово переносить нельзя. По правилам русского языка одну букву оставлять на строчке нельзя, поэтому вариант я-зык не подходит. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной, поэтому и вариант яз-ык не может быть использован для переноса.
- Транскрипция слова: [й’изык].
- Характеристика звуков:
я — [й’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий;
[и] — гласный звук в безударном положении;
з — [з] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый;
ы — [ы] — гласный звук под ударением находится;
к — [к] — согласный, парный глухой, парный твёрдый;
В слове 4 букв и 5 звуков.
Количество букв и звуков не совпадает, потому что буква «я» обозначает два звука.
vashurok.ru
Фонетический разбор / Звуки и буквы / Справочник по русскому языку для начальной школы
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Звуки и буквы
- Фонетический разбор
Фонетический разбор — это характеристика каждого звука, из которого состоит слово. Слово, заданное для фонетического разбор, обозначается в тексте цифрой 1, которая ставится после слова для разбора (петь1).
При фонетическом разборе записывается:
! Обрати внимание, что количество букв и звуков в слове могут не совпадать!
петь [п’эт’] — 4 буквы, но 3 звука (т.к. мягкий знак звука не даёт).
ёж [й’ош] — 2 буквы, но 3 звука (т.к. буква ё в начале слова даёт 2 звука — согласный [й’] и гласный [о]).
Примеры фонетического (звуко-буквенного) разбора:
Багаж1 был сдан в камеру хранения.
Бага́ж [бага́ш] — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
б [б] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый парный;
а [а] – звук гласный, безударный;
г [г] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый парный;
а [а] – звук гласный, ударный;
ж [ш] – звук согласный, глухой парный, твёрдый непарный.
В полях поспевала золотая рожь1.
Рожь [рош] – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
р [р]
– звук согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;о [о] – звук гласный, ударный;
ж [ш] – звук согласный, глухой парный, твёрдый непарный;
ь [-]
По дорожке семенил маленький ёжик1.
Ёжик [й’о́жык] – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.
ё [й’] – звук согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
[о] – звук гласный, ударный;
ж [ж] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый непарный;
и [ы] – звук гласный, безударный;
к [к] – звук согласный, глухой парный, твёрдый парный.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Алфавит
Гласные звуки и буквы, их обозначающие
Согласные звуки и буквы, их обозначающие
Слог
Звуки и буквы
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 46, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
3 класс
Упражнение 120, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 186, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 263, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 96, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 8, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 13, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 частьУпражнение 140, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 185, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 250, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 263, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
4 класс
Упражнение 147, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 151, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 205, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 245, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 131, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 135, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 325, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 384, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 549, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 610, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
5 класс
Упражнение 311, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 320, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 340, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 342, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 31, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 32, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 36, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 37, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 51, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
6 класс
Упражнение 100, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 112, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 512, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 551, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 567, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 587, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 588, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 6, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 165, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 359, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
7 класс
Упражнение 18, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 25, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 230, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 243, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 338, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 369, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 414, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 458, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 465, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 150, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 17, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 50, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 87, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 107, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 155, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 206, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 301, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 370, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 385, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 392, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
© budu5.com, 2019
Пользовательское соглашение
Copyright
budu5.com
Как узнать, сколько звуков в слове? Пример звуко-буквенного анализа
Чтобы узнать, сколько звуков в слове, выполним его звуко-буквенный анализ, для чего предпримем несколько шагов:
- поставим ударение;
- разделим слово на слоги;
- запишем звучание слова, учитывая фонетические процессы, которые происходят в нем при произношении;
- запишем звуки вертикально по-одному ;
- дадим характеристику каждому звуку;
- подсчитаем количество букв и звуков в слове и сделаем итоговую запись.
Пример звуко-буквенного анализа слова
Возьмем для звуко-буквенного анализа слово «звезда».
Поставим ударение на конечный гласный [а]. В слове два гласных звука и столько же слогов:
зве-зда.
Запишем его звучание: [з в’ и з д а].
Запишем по вертикали буквы и соответствующие им звуки и охарактеризуем их:
- буква «з» — [з] — согласный звонкий парный, твердый парный;
- буква «в» — [в’] — согласный звонкий парный, мягкий парный;
- буква «е» — [и] — гласный безударный;
- буква «з» — [з] — согласный звонкий парный, твердый парный;
- буква «д» — [д] — согласный звонкий парный, твердый парный;
- буква «а» — [а] — гласный ударный.
В слове 6 букв, 6 звуков.
Фонетические процессы в словах
Чтобы правильно выполнить звуко-буквенный анализ слова, учитываем, что в нем могут происходить следующие фонетические процессы:
- оглушение звонких согласных;
- озвончение глухих согласных.
Оглушение звонких согласных происходит в позиции перед последующим глухим согласным, например:
- колдовство [к а л д а ф с т в о],
- указка [ у к а с к а],
- изредка [и з р’ и т к а].
При произношении слов конечный звонкий согласный заменяется парным ему глухим согласным:
- столб [п]
- сустав [ф]
- утюг [к]
- поход [т]
- пейзаж [ш]
- паровоз [с].
Озвончаются глухие согласные, когда находятся перед звонкими, например:
- рюкзак [р’ у г з а к]
- сдать [з д а т’]
- отбежать [а д б’ и ж а т’]
- сдобный [з д о б н ы й’].
Также помним, что буквы «е», «ё», «ю», «я» могут обозначать два звука в нескольких позициях:
1. в начале слов:
- ено́т [й’ и н о т]
- ёкать [й’о к а т’]
- ю́бка [й’ у п к а]
- ярмо́ [й’ а р м о];
2. после разделительных мягкого и твердого знаков:
- барьер [б а р’ й’ э р] съехать [с’ й’ э х а т’]
- льёшь [л’ й’ о ш] подъём [п а д й’ о м]
- обезьяна [а б’ и з’ й’ а н а] объявить [а б’ й’ а в’ и т’]
- вьюжный [в’ й’ у ж н ы й’] адъюнкт [а д й’ у н к т]
3. после другого гласного звука:
- поездка [п а й’ э с т к а]
- таёжный [т а й’ о ж н ы й’]
- июльский [и й’ у л’ с к’ и й’]
- пиявка [п’ и й’ а ф к а].
При написании звучания слова следует учитывать также, что двойные согласные обозначают один длинный звук, например:
- ванна [в а н а]
- ссора [с о р а]
- жужжать [ж у ж а т’]
- аллея [а л’ э й’ а]
Обратим внимание на слова с непроизносимыми согласными, в которых букв больше, чем звуков:
- ненастный [н’ и н а с н ы й’]
- солнце [с о н ц а]
- здравствуй [з д р а с т в у й’]
- поздно [п о з н а]
Чтобы правильно подсчитать количество звуков, учтем, что сочетания согласных «зж», «сч» обозначают один шипящий звук, например:
- расчёска [р а щ’ о с к а]
- визжать [в’ и ж а т’]
В глаголах конечные -ться и -тся фонетически превращаются в [ц а]:
- смеяться [с’ м’ и й’ а ц а]
- красится [к р а с’ и ц а]
И, конечно, твердый и мягкий знак не обозначают звука. Мягкий знак после согласных, кроме шипящих, обозначает их мягкость, например:
- фасоль [ф а с о л‘]
- работать [р а б о т а т‘]
- букварь [б у к в а р‘]
- олень [а л’ э н‘]
На конце существительных после шипящих мягкий знак не звучит, а только обозначает их принадлежность к женскому роду:
- вещь [в’ э щ’]
- блажь [б л а ж]
- ветошь [в’ э т а ш]
- течь [т’ э ч’]
Учитывая все эти перечисленные нюансы фонетики, запишем правильно звучание слов и узнаем количество звуков, содержащихся в них.
russkiiyazyk.ru