Язык сколько букв и звуков в слове – Фонетический разбор слова язык — транскрипция, слоги, звуки

Звуко-буквенный разбор слова «язык»

Чтобы выяс­нить, сколь­ко зву­ков в сло­ве «язык», про­ве­дем звуко-буквенный раз­бор. Начнем с того, что под­счи­та­ем коли­че­ство глас­ных в этом сло­ве и раз­де­лим его на фоне­ти­че­ские сло­ги:

я-зык.

Звуко-буквенный раз­бор сло­ва «язык» пред­по­ла­га­ет несколь­ко шагов, кото­рые нуж­но после­до­ва­тель­но выпол­нить.

Вспомним поря­док фоне­ти­че­ско­го раз­бо­ра.

Фонетический разбор

  1. про­чи­тать сло­во; уста­но­вить, сколь­ко в нём сло­гов.
  2. Определить удар­ный слог.
  3. Назвать зву­ки, из кото­рых состо­ит дан­ное сло­во.
  4. Охарактеризовать зву­ки; глас­ный звук: удар­ный или без­удар­ный; оха­рак­те­ри­зо­вать соглас­ный звук:  звон­кий или глу­хой, твер­дый или мяг­кий.
  5. Подытожить, сколь­ко в сло­ве зву­ков и сколь­ко  букв.

Звуко-буквенный разбор слова «язык»

В рас­смат­ри­ва­е­мом сло­ве содер­жит­ся два глас­ных зву­ка, кото­рые орга­ни­зу­ют два фоне­ти­че­ских сло­га.

Поставим уда­ре­ние и послу­ша­ем, как зву­чит это суще­стви­тель­ное:

[й’ и з ы́ к].

В без­удар­ном поло­же­нии глас­ный звук пер­во­го сло­га зву­чит неяс­но и иска­жа­ет­ся (реду­ци­ру­ет­ся, если упо­тре­бить линг­ви­сти­че­ский тер­мин). Из-за того что бук­ва

«я» нахо­дит­ся в абсо­лют­ном нача­ле сло­ва, она обо­зна­ча­ет два зву­ка. Это зна­чит, что в этом суще­стви­тель­ном коли­че­ство букв и зву­ков раз­ное: зву­ков боль­ше, чем букв.

Запишем бук­вы и зву­ки сло­ва вер­ти­каль­но. Охарактеризуем каж­дый звук:

  • бук­ва «я» — это звук [й’] соглас­ный звон­кий непар­ный, мяг­кий непар­ный;
  • [и] глас­ный без­удар­ный;
  • бук­ве «з» соот­вет­ству­ет звук [з] соглас­ный звон­кий пар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «ы» — это звук [ы] глас­ный удар­ный;
  • бук­ва «к» обо­зна­ча­ет звук [к] соглас­ный глу­хой пар­ный, твер­дый пар­ный.

Подведем итог:

в сло­ве «язык» содер­жит­ся  5 зву­ков и 4 бук­вы.

russkiiyazyk.ru

Звукобуквенный разбор слово язык

Речь, что произносим и слышим, отличается от этого же текста написанного на бумаге. Ударение, сочетание букв — все это влияет на речь. Поэтому мы имеем 33 буквы в языке, а звуков гораздо больше. Звук — это первооснова любого языка. Из звуков состоят слова, из которых мы затем составляем предложения. Фонетический разбор слова — это анализ букв, звуков слова. 

План фонетического разбора слова

  1. Записать слово.
  2. Разделить на слоги, указать ударный слог.
  3. Показать возможные варианты переноса слова.
  4. Транскрипция.
  5. Охарактеризовать все звуки в слове. Записать звук, рядом его характеристика: звонкий, ударный, гласный, твердый и все остальные.
  6. Указать сколько букв и звуков в слове.
  7. Отменить случаи, не совпадения звука букве.

В потоке речи с буквами происходят разные явления. 
Например, гласные произносим чисто только в ударной позиции. В безударном положении происходит изменение звука из-за слабой позиции.

Гласная «я», стоящая в начале слове является йотированной и обозначает два звука [йи]. Например, транскрипция «я» в нашем слове «язык» будет: [й’и].

Во время фонетического разбора рекомендуется несколько раз произнести слово вслух и вслушаться. Так удастся не упустить каких-либо тонкостей в процессе работы.

Фонетический разбор слова «язык»

  1. Язы́к.
  2. Слово «язык» состоит из двух слогов: я-зык. Ударение падает на второй слог.
  3. Наше слово переносить нельзя. По правилам русского языка одну букву оставлять на строчке нельзя, поэтому вариант я-зык не подходит. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной, поэтому и вариант яз-ык не может быть использован для переноса.
  4. Транскрипция слова: [й’изык].
  5. Характеристика звуков:

я — [й’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий;
       [и] — гласный звук в безударном положении;
з — [з] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый;
ы — [ы] — гласный звук под ударением находится;
к — [к] — согласный, парный глухой, парный твёрдый;

В слове 4 букв и 5 звуков.

Количество букв и звуков не совпадает, потому что буква «я» обозначает два звука.

vashurok.ru

Фонетический разбор / Звуки и буквы / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Звуки и буквы
  5. Фонетический разбор

Фонетический разбор — это характеристика каждого звука, из которого состоит слово. Слово, заданное для фонетического разбор, обозначается в тексте цифрой 1, которая ставится после слова для разбора (петь1).

При фонетическом разборе записывается:

! Обрати внимание, что количество букв и звуков в слове могут не совпадать!

Например:

петь [п’эт’] — 4 буквы, но 3 звука (т.к. мягкий знак звука не даёт).

ёж [й’ош] — 2 буквы, но 3 звука (т.к. буква ё в начале слова даёт 2 звука — согласный [й’] и гласный [о]).

 

Примеры фонетического (звуко-буквенного) разбора:

Багаж1 был сдан в камеру хранения.

  Бага́ж [бага́ш] — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

б [б] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый парный;

а [а] – звук гласный, безударный;

г [г] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый парный;

а [а] – звук гласный, ударный;

ж [ш] – звук согласный, глухой парный, твёрдый непарный.

В полях поспевала золотая рожь1.

  Рожь [рош] – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

р [р] – звук согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;

о [о] – звук гласный, ударный;

ж [ш] – звук согласный, глухой парный, твёрдый непарный;

ь [-]

По дорожке семенил маленький ёжик1.

  Ёжик [й’о́жык] – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.

ё [й’] – звук согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;

   [о] – звук гласный, ударный;

ж [ж] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый непарный;

и [ы] – звук гласный, безударный;

к [к] – звук согласный, глухой парный, твёрдый парный.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Алфавит

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

Согласные звуки и буквы, их обозначающие

Слог

Ударение

Звуки и буквы

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 46, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

3 класс

Упражнение 120, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 186, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 263, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 96, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 8, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 13, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 140, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 185, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 250, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 263, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 147, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 151, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 205, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 245, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 131, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 135, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 325, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 384, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 549, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 610, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 311, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 320, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 340, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 342, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 31, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 32, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 36, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 37, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 51, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 100, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 112, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 512, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 551, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 567, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 587, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 588, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 6, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 165, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 359, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 18, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 25, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 230, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 243, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 338, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 369, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 414, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 458, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 465, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 150, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 17, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 50, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 87, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 107, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 155, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 206, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 301, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 370, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 385, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 392, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


© budu5.com, 2019

Пользовательское соглашение

Copyright

budu5.com

Как узнать, сколько звуков в слове? Пример звуко-буквенного анализа

Чтобы узнать, сколь­ко зву­ков в сло­ве, выпол­ним его звуко-буквенный ана­лиз, для чего пред­при­мем несколь­ко шагов:

  • поста­вим уда­ре­ние;
  • раз­де­лим сло­во на сло­ги;
  • запи­шем зву­ча­ние сло­ва, учи­ты­вая фоне­ти­че­ские про­цес­сы, кото­рые про­ис­хо­дят в нем при про­из­но­ше­нии;
  • запи­шем зву­ки вер­ти­каль­но  по-одному ;
  • дадим харак­те­ри­сти­ку каж­до­му зву­ку;
  • под­счи­та­ем коли­че­ство букв и зву­ков в сло­ве и сде­ла­ем ито­го­вую запись.

 

Фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова

Пример звуко-буквенного анализа слова

Возьмем для звуко-буквенного ана­ли­за сло­во «звез­да».

Поставим уда­ре­ние на конеч­ный глас­ный [а]. В сло­ве два глас­ных зву­ка и столь­ко же сло­гов:

зве-зда.

Запишем его зву­ча­ние: [з в’ и з д а].

Запишем по вер­ти­ка­ли бук­вы и соот­вет­ству­ю­щие им зву­ки и оха­рак­те­ри­зу­ем их:

  • бук­ва «з» — [з] — соглас­ный звон­кий пар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «в» — [в’] — соглас­ный звон­кий пар­ный, мяг­кий пар­ный;
  • бук­ва «е» — [и] — глас­ный без­удар­ный;
  • бук­ва «з» — [з] — соглас­ный звон­кий пар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «д» — [д] — соглас­ный звон­кий пар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «а» — [а] — глас­ный удар­ный.

В сло­ве 6 букв, 6 зву­ков.

Фонетические процессы в словах

Чтобы пра­виль­но выпол­нить звуко-буквенный ана­лиз сло­ва, учи­ты­ва­ем, что в нем могут про­ис­хо­дить сле­ду­ю­щие фоне­ти­че­ские про­цес­сы:

  • оглу­ше­ние звон­ких соглас­ных;
  • озвон­че­ние глу­хих соглас­ных.

Оглушение звон­ких соглас­ных про­ис­хо­дит в пози­ции перед после­ду­ю­щим глу­хим соглас­ным, напри­мер:

  • кол­довство [к а л д а ф с т в о],
  • указка [ у к а с к а],
  • изредка [и з р’ и т к а].

При про­из­но­ше­нии слов конеч­ный звон­кий соглас­ный заме­ня­ет­ся пар­ным ему глу­хим соглас­ным:

  • столб [п]
  • сустав [ф]
  • утюг [к]
  • поход [т]
  • пей­заж [ш]
  • паро­воз [с].

Озвончаются глу­хие соглас­ные, когда нахо­дят­ся перед звон­ки­ми, напри­мер:

  • рюкзак [р’ у г з а к]
  • сдать [з д а т’]
  • отбежать [а д б’ и ж а т’]
  • сдоб­ный [з д о б н ы й’].

Также пом­ним, что бук­вы «е», «ё», «ю», «я» могут обо­зна­чать два зву­ка в несколь­ких пози­ци­ях:

1. в нача­ле слов:

  • ено́т [й’ и н о т]
  • ёкать [й’о к а т’]
  • ю́бка [й’ у п к а]
  • ярмо́ [й’ а р м о];

2. после раз­де­ли­тель­ных мяг­ко­го и твер­до­го зна­ков:

  • барьер [б а р’ й’ э р]                    съехать [с’ й’ э х а т’]
  • льёшь  [л’ й’ о ш]                          подъём [п а д й’ о м]
  • обезьяна [а б’ и з’ й’ а н а]        объявить [а б’ й’ а в’ и т’]
  • вьюжный [в’ й’ у ж н ы й’]          адъюнкт [а д й’ у н к т] 

3. после дру­го­го глас­но­го зву­ка:

  • поездка [п а й’ э с т к а]
  • таёжный [т а й’ о ж н ы й’]
  • июльский [и й’ у л’ с к’ и й’]
  • пиявка [п’ и й’ а ф к а].

При напи­са­нии зву­ча­ния сло­ва сле­ду­ет учи­ты­вать так­же, что двой­ные соглас­ные обо­зна­ча­ют один длин­ный звук, напри­мер:

  • ванна [в а н а]
  • ссора [с о р а]
  • жужжать [ж у ж а т’]
  • аллея [а л’ э й’ а]

Обратим вни­ма­ние на сло­ва с непро­из­но­си­мы­ми соглас­ны­ми, в кото­рых букв боль­ше, чем зву­ков:

  • ненастный [н’ и н а с н ы й’]
  • солнце [с о н ц а]
  • здравствуй [з д р а с т в у й’]
  • поздно [п о з н а]

Чтобы пра­виль­но под­счи­тать коли­че­ство зву­ков, учтем, что соче­та­ния соглас­ных «зж», «сч» обо­зна­ча­ют один шипя­щий звук, напри­мер:

  • расчёска   [р а щ’ о с к а]
  • визжать    [в’ и ж а т’]

В гла­го­лах конеч­ные -ться и -тся фоне­ти­че­ски пре­вра­ща­ют­ся в [ц а]:

  • сме­яться [с’ м’ и й’ а ц а]
  • кра­сится [к р а с’ и ц а]

И, конеч­но, твер­дый и мяг­кий знак не обо­зна­ча­ют зву­ка. Мягкий знак после соглас­ных, кро­ме шипя­щих, обо­зна­ча­ет их мяг­кость, напри­мер:

  • фасоль [ф а с о л‘]
  • рабо­тать [р а б о т а т‘]
  • бук­варь [б у к в а р‘]
  • олень [а л’ э н‘]

На кон­це суще­стви­тель­ных после шипя­щих мяг­кий знак не зву­чит, а толь­ко обо­зна­ча­ет их при­над­леж­ность к жен­ско­му роду:

  • вещь [в’ э щ’]
  • блажь [б л а ж]
  • ветошь [в’ э т а ш]
  • течь [т’ э ч’]

Учитывая все эти пере­чис­лен­ные нюан­сы фоне­ти­ки, запи­шем пра­виль­но зву­ча­ние слов и узна­ем коли­че­ство зву­ков, содер­жа­щих­ся в них.

russkiiyazyk.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о