Задача на уравнение – Задачи на составление уравнений ℹ️ алгоритмы решения простых и сложных заданий для учеников 5 класса по математике, типы задач

Задачи на составление уравнений

Задачи на составление уравнений для 5 – 6 классов..

  • На полке стояло несколько книг. После того, как с неё сняли 8 книг, а затем положили 17, на ней стало 22 книги. Сколько книг было на полке первоначально?

  • На двух полках 120 книг. На первой полке в 4 раза больше книг, чем на второй. Сколько книг на каждой полке?

  • На трёх складах 72 тонны пшеницы. На первом в 3 раза больше, чем на втором, а на третьем в 4 раза больше, чем на втором. Сколько зерна на каждом складе?

  • Петя подарил Даше на 2 цветка больше, чем Саша. Сколько цветов подарил каждый мальчик, если вместе они подарили 8 цветов?

  • Лиза нашла грибов в 2 раза больше, чем Ваня. А Таня в 4 раза больше, чем Ваня. Сколько грибов нашёл каждый из ребят, если вместе они нашли 140 грибов?

  • Коля сказал Лере в 5 раз больше вежливых слов, чем Паша. А Сева сказал Лере в 10 раз больше вежливых слов, чем Паша. Сколько вежливых сказал каждый из мальчиков, если все вместе они сказали 32 слова?

  • В двух корзинах 24 кг помидоров. В первой корзине в 2 раза больше, чем во второй. Сколько килограммов помидоров было в каждой корзине?

  • Кирилл и Валера вместе собрали 60 грибов. Причём Кирилл в 4 раза больше, чем Валера. Сколько грибов собрал каждый?

  • Данила и Виталий получили вместе 40 отметок. Причём Данила в 3 раза больше, чем Виталий. Сколько отметок получил Данила?

  • Вика сказала в 5 раз больше вежливых слов, чем её подруга. Сколько вежливых слов сказала Вика, если вместе в этот день они сказали 24 вежливых слова?

  • Тимофею сделали на уроке математики в 7 раз больше замечаний, чем Ивану. Сколько замечаний получил каждый, если вместе они получили 24 замечания?

  • Злата исписала за год тетрадей в 4 раза больше, чем Лера. Сколько тетрадей исписала каждая, если вместе они в четвертом классе исписали 120 тетрадей?

  • Костя выучил за год в 10 раз больше стихотворений, чем Лера. Сколько выучил Костя, если вместе они выучили 110 стихов?

  • Маша прочитала на 7 книг больше, чем её подруга. Сколько книг прочитала подруга, если вместе за год они прочитали 77 книг?

  • В коробке красных шаров было в 7 раз больше, чем синих. А зелёных шаров на 10 больше, чем синих. Сколько шаров каждого цвета было в коробке, если всего в коробке было 100 шаров?

  • На одной полке в 5 раз больше книг, чем на второй. После того как с первой полки переложили на вторую 12 книг, на полках книг стало поровну. Сколько книг было первоначально на каждой полке?

  • На двух полках было книг поровну. Если на вто­рую полку положить еще 15 книг, то на ней книг ста­нет в 2,5 раза больше, чем на первой. Сколько книг было на каждой полке первоначально?

  • Задачи на составление уравнений (6 класс)

    1 вариант

    На одной автостоянке было в 4 раза меньше машин, чем на другой. Когда со второй стоянки на первую перевезли 20 автомобилей, машин на стоянке стало поровну. Сколько машин было на каждой стоянке первоначально?

    2 вариант

    Во второй корзине было в 3 раза больше огурцов, чем в первой. Когда в первую корзину добавили 25 кг огурцов, а из второй взяли 15 кг огурцов, то огурцов в обеих корзинах стало поровну. Сколько огурцов было в каждой корзине?

    3 вариант

    В первом букете было в 4 раза меньше роз, чем во втором. Когда к первому букету добавили 15 роз, а ко второму 3 розы, то в обоих букетах роз стало поровну. Сколько роз было в каждом букете первоначально?

    4 вариант

    В одной корзине было в 3 раза больше ягод, чем в другой. Когда из нее взяли 8 кг ягод, а в другую добавили 14 кг ягод, то ягод стало поровну. Сколько килограммов ягод было в каждой корзине первоначально?

    5 вариант

    В первом бидоне было в 2,5 раза меньше молока, чем во втором. Когда в первый бидон добавили 18,25 л молока, а из второго взяли 6,5 л, в обоих бидонах молока стало поровну. Сколько литров молока было в каждом бидоне первоначально?

    6 вариант

    Первое число в 1,4 раза больше второго. Если от первого числа отнять 5,2, а ко второму прибавить 4,8, то получатся равные результаты. Найдите эти числа.

    7вариант

    В первом вагоне в раза больше груза, чем во втором. Если из первого вагона взять 1 т, а во второй добавить т, то груза в вагонах будет поровну. Сколько тонн груза было в каждом вагоне?

    8 вариант

    В первом баке было 55 л масла, а во втором 45 л. После того как из первого бака наполнили 8 бутылей, а из второго 6 таких бутылей, масла в баках стало поровну. Сколько масла входит в одну бутыль?

    9 вариант

    У Сережи было 900 р., а у Тани 630 р. После того, как Сережа купил 8 конфет, а Таня купила 5 таких же конфет, денег у них стало поровну. Сколько стоит одна конфета?

    10 вариант

    У Вити было 50 р., а у Нины 37 р. После того как Витя курил две тетради, а Нина одну такую же тетрадь, денег у них стало поровну. Сколько стоит одна тетрадь?

    11вариант

    У Лены было 1 м 25 см, а у Кати 80 см проволоки. Лена сделала 5 игрушек из проволоки, а Катя 2 таких же игрушки. После этого проволоки у них стало поровну. Сколько проволоки уходит на одну игрушку?

    12 вариант

    На первой стоянке в 4 раза меньше автомашин, чем на второй. После того как на первую приехало 35 автомашин, а со второй уехало 25 автомашин, автомашин на стоянках стало поровну. Сколько автомашин было на каждой стоянке первоначально?

    13 вариант

    В трех цехах завода 470 человек. В первом цехе в 4 раза больше людей, чем во втором, а в третьем – на 50 человек больше, чем во втором. Сколько человек работает во втором цехе завода?

    14 вариант

    В трех цистернах 60 т бензина. В первой цистерне на 15 т больше, чем во второй, а в третьей – в 3 раза больше, чем во второй. Сколько тонн бензина во второй цистерне?

    Задачи на составление уравнения

    Самостоятельная работа «Решение задач с помощью уравнений»

    Вариант 1

    Количество яблок

    Вместе

    1

    30

    2

    х

    1.По таблице составьте уравнение

    2.Кто-то задумал число, уменьшил его на 24 и получил 75. Найдите задуманное число.

    3.Решите уравнение: а)11х-9х+10=48 ; б)4(х+2)+5(х+11)=198

    4.Теплоход за два дня перевез 260 пассажиров, причем в первый день им было перевезено на 20 человек больше, чем во второй. Сколько пассажиров было перевезено во второй день?

    5.В трех коробках лежит 60 карандаш, причем во второй коробке их в 8 раза больше, чем в первой, а в третьей – в 3 раза больше, чем в первой. Сколько карандашей лежит в первой коробке?

    Самостоятельная работа «Решение задач с помощью уравнений»

    Вариант 2

    Количество книг

    Вместе

    1

    х

    36

    2

    1.По таблице составьте уравнение

    2.Кто-то задумал число, увеличил его на 32 и получил 71. Найдите задуманное число.

    3.Решите уравнение: а)18х-7х+10=43 ; б)4(х+7)+5(х+9)=253

    4. Маршрут, длинной 48 км, турист прошел за два дня. В первый день он прошел на 20 км больше, чем во второй. Сколько километров прошел турист во второй день?

    5.В трех коробках лежит 63 карандаша, причем во второй коробке их в 5 раза больше, чем в первой, а в третьей – в 3 раза больше, чем в первой. Сколько карандашей лежит в первой коробке?

    Самостоятельная работа «Решение задач с помощью уравнений»

    Вариант 1

    Количество яблок

    Вместе

    1

    30

    2

    х

    1.По таблице составьте уравнение

    2.Кто-то задумал число, уменьшил его на 24 и получил 75. Найдите задуманное число.

    3.Решите уравнение: а)11х-9х+10=48 ; б)4(х+2)+5(х+11)=198

    4.Теплоход за два дня перевез 260 пассажиров, причем в первый день им было перевезено на 20 человек больше, чем во второй. Сколько пассажиров было перевезено во второй день?

    5.В трех коробках лежит 60 карандаш, причем во второй коробке их в 8 раза больше, чем в первой, а в третьей – в 3 раза больше, чем в первой. Сколько карандашей лежит в первой коробке?

    Самостоятельная работа «Решение задач с помощью уравнений»

    Вариант 2

    Количество книг

    Вместе

    1

    х

    36

    2

    1.По таблице составьте уравнение

    2.Кто-то задумал число, увеличил его на 32 и получил 71. Найдите задуманное число.

    3.Решите уравнение: а)18х-7х+10=43 ; б)4(х+7)+5(х+9)=253

    4. Маршрут, длинной 48 км, турист прошел за два дня. В первый день он прошел на 20 км больше, чем во второй. Сколько километров прошел турист во второй день?

    5.В трех коробках лежит 63 карандаша, причем во второй коробке их в 5 раза больше, чем в первой, а в третьей – в 3 раза больше, чем в первой. Сколько карандашей лежит в первой коробке?

    Урок «Решение задач на составление уравнений»

    Мотивационно-целевой

    Организационный момент

      Проверка готовности:

      -Проверьте все ли у вас готово к началу урока? На месте ли ручка, на месте тетрадка?

      — Здравствуйте, садитесь.

      -Кто сегодня отсутствует? (отмечает в журнале)

      2. Актуализация знаний

      — что означает этот знак (С2 «+»), он объединяет числа.

      -Вот неизвестный компонент (С3), скажите как он называется?

      -А это что за элемент, какое носит он названье? (С4)

      -Какой недостающий компонент этой разности? (С5)

      -Хорошо, я вижу, вы все хорошо знаете компоненты сложения и вычитания.

      Подведение к теме урока

        — А сейчас, ребята, посмотрите на экран. Скажите, можно ли по данным рисунка составить задачу?(С6)

        — Давайте составим задачу.

        (фиксирует краткую запись на доске)

        было -7б.

        Унес — ?

        Осталось – 2б.

        Давайте решим эту задачу.

        Сначала откроем тетради, запишем число.

        Запись на доске:

        Решение: 7-2=5 (бутылок)

        Ответ: 5 бутылок унес кот.

        А вы знаете, что эту задачу можно было решить при помощи уравнения.

        Вот посмотрите: 7-х=2

        Х=7-2

        Х=5

        Ответ: 5 бутылок унес кот.

        Ребята, посмотрите на решение задачи и скажите, какая тема нашего урока? Чем мы будем заниматься?

        Все — верно, будем решать задачи и уравнения. А вот я получила уравнение из условия задачи, если мы с вами объединим и задачи, и уравнения, то получим тему: «Решение задач на составление уравнений».

        Запишем тему урока. (фиксирует на доске)

        Цель и задачи урока

          Какую цель урока мы с вами поставим на данном уроке?

          (фиксирует цель на боковой доске).

          Чтобы прийти к поставленной цели, какие задачи необходимо решить?

          Нам нужно вспомнить, что такое уравнение?

          Итак, наша 1.задача: повторить понятие уравнения. (фиксирует на доске)

          — А мы знаем, по каким правилам выполняются решение уравнений на нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания?

          — Значит, надо вспомнить?

          2.задача: повторить правила нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. (фиксирует)

          — А зачем нам эти правила?

          А умеете ли вы по условию задачи составлять уравнения?

          Это будет нашей 3 задачей: Научиться составлять уравнения по условию задачи. (фиксирует)

          1. Организационный момент

          -Проверяют свою готовность к уроку (наличие тетради, ручки, учебника).

          -Приветствуют учителя, садятся за парты.

          -отчет дежурного об отсутствующих

          2. Актуализация знаний

          — Ответы учащихся: плюс

          -слагаемое

          — уменьшаемое

          — вычитаемое

          Подведение к теме урока

            — да.

            — Составляют: у кота было 7 бутылок молока. После того как он унес несколько бутылок, осталось 2. Сколько бутылок унес кот?

            Записывают число

            Записывают решение задачи.

            — Как?

            Смотрят, подсказывают как решить полученное уравнение.

            — решать задачи, решать уравнения.

            записывают

            Цель и задачи урока

              — научиться решать задачи на составление уравнений.

              — да.

              -да. Знаем, но немного забыли

              — чтобы правильно решать уравнения

              Нет.

              Слайд 1. дата

              Презентация

              Слайд 2.

              Слайд 3.

              Слайд 4.

              Слайд 5.

              Слайд 6

              Операционально-содержательный

              Решение поставленных задач

                — Что такое уравнение?

                Что значит решить уравнение?

                Как найти неизвестное слагаемое?

                -уменьшаемое?

                -вычитаемое?

                Хорошо, все верно.

                — А вы знаете, что лес играет огромную роль для человечества?

                — Молодцы, а еще он поддерживает влажность воздуха.

                Лес называют – зеленными легкими планеты. (С7)

                — Поэтому наши задачи сегодня будут связаны с лесом.

                Итак, внимание на экран: по рисунку составим условие задачи и решим ее. (С8)

                !!!А вы знали, что зайцы, являясь безобидным животным, может нанести вред лесу? Он объедает кору у осин и обкусывает верхушки у подроста лиственных парод.(С9)

                Внимание на экран, следующая задача. (С10)

                А вы знаете, какую роль для леса играют птицы? (С11)

                Физминутка

                Мы чуть-чуть уже устали

                Ну-ка дружно все мы встали.

                Превратимся на полминутки в деревцо.

                — ветер дует нам в лицо,

                Закачалось деревцо.

                Ветер тише, тише, тише…

                Деревцо все выше, выше, выше…

                Встали ровно, подтянулись и друг другу улыбнулись.

                — садитесь.

                Продолжаем работать. Следующая задача уже на экране. (С12)

                -береза имеет высоту 15 метров. Клен на несколько метров ниже березы, и его высота 10 метров. На сколько метров клен ниже березы?

                !!!А вы знаете, что клен и береза обладают бактерицидным действием.

                Береза живет 100-120 лет.

                Внимание на экран: на аллее растут 15 тополей и несколько хвойных деревьев. Всего 38 деревьев. Сколько хвойных деревьев растут на аллее? (С13)

                !!! А вы знаете, что тополь лучше других деревьев очищает воздух. Гектар тополей очищает воздух в 40 раз больше, чем гектар хвойных деревьев.

                За сутки один тополь выделяет кислорода, столько, что хватит для дыхания трех человек в течении этого времени.(14)

                Работа в парах

                  Ребята, сейчас мы с вами поработаем самостоятельно в парах. Ваша задача заключается в следующем: по рисунку составить краткую запись задачи, составить уравнение и решить его. (учитель дает консультацию ребятам по мере необходимости)

                  — Какой неизвестный компонент вы искали?

                  — Как найти неизвестное слагаемое?

                  Переверните карточку и проверьте получившееся уравнение. У всех получилось?

                  — Вы все постарались, выполняя задания, советовавшись друг с другом, поэтому у вас все получилось.

                  Решение поставленных задач

                    — это равенство с неизвестным компонентом.

                    — найти неизвестный компонент

                    — чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять разность.

                    — чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

                    — чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо от уменьшаемого отнять разность.

                    — да, он очищает воздух, дает нам много витаминов (ягоды, грибы, лечебные травы).

                    — Лес – это дом для растений и животных.

                    — белка и зайка собрали 9 грибов. Белка 4 гриба и зайка несколько. Сколько грибов собрал зайка?

                    Учащийся решает задачу у доски, с помощью учителя. Остальные записывают в тетрадь.

                    — комментируют

                     

                    Смотрят на презентацию, составляют задачу: на ветке сидело несколько птиц. После того как 3 птицы улетело, то осталось 5. Сколько птиц сидело на ветке?

                    Учащийся решает задачу у доски, с помощью учителя. Остальные записывают в тетрадь.

                    — Птицы защищают деревья от вредителей-насекомых. Совы защищают корни деревьев от грызунов (мышей).

                    Физминутка

                    Встали.

                    Выполняют физминутку

                    Садятся.

                    Смотрят.

                    Учащийся решает задачу у доски, с помощью учителя. Остальные записывают в тетрадь.

                    Комментируют.

                    Учащийся решает задачу у доски. Остальные записывают в тетрадь.

                    Комментируют.

                    Работа в парах

                      Работают.

                      слагаемое

                      — повторяют правило.

                      -да.

                      Слайд 7

                      Слайд 8

                      Слайд 9

                      Слайд 10

                      Слайд 11

                      Слайд 12

                      Слайд 13

                      Слайд 14

                      Дидактический материал (карточки с разным заданием для каждой пары)

                      Рефлексивно-оценочный

                      Подведение итогов

                        А сейчас давайте вернемся к нашим задачам. Все ли задачи решены?

                        1.задача: повторить понятие уравнения.

                        2.задача: повторить правила нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.

                        3 задача: Научиться составлять уравнения по условию задачи.

                        А что вы можете сказать про поставленную цель в начале урока, достигли ли ее?

                        Что нового и полезного вы узнали на уроке? (С15)

                        Прошу посмотреть на экран и закончить предложения.

                        Очень хорошо. Я рада вашим успехам.

                        Домашнее задание

                          Когда пойдете на прогулку, посчитайте, сколько тополей растет на школьном участке.

                          Оценивание

                            Учитель озвучивает отметки за работу на уроке. (ответы, работа у доски, активная работа на уроке)

                            Урок окончен, всего доброго.

                            Подведение итогов

                              Мы повторили понятие уравнения и правила нахождения неизвестных компонентов сложения и вычитания. Также мы научились составлять уравнения по условию задачи и решать их.

                              Мы ее достигли.

                              При помощи слайда рефлексии делятся впечатлениями.

                              Домашнее задание

                                Записывают.

                                Оценивание

                                  Выставляют отметки в дневники.

                                  Слайд 15

                                  Урок по математике «Решение задач на составление уравнения»

                                  Тема: Решение задач на составление уравнения.

                                  Цель: — закрепление вычислительных навыков;

                                  — закрепление умений решения уравнений;

                                  — формирование умений решения текстовых задач путем выделения трех этапов

                                  математического моделирования;

                                  — формирование умений записи обоснования уравнения, получаемого в ходе

                                  решения задачи.

                                  Ход урока:

                                  1.Организационный момент.

                                  2.Разминка (устные упражнения)

                                  Двое учащихся у доски записывают решения уравнений, которые были заданы на дом.

                                  С остальными проводится разминка – решений уравнений (слайд 1), (слайд 2).

                                  На экране появляются условия. Учащиеся производят вычисления устно.

                                  Слайд 1

                                  Разминка

                                  1) -6х = 12 4) hello_html_m7c63a344.gif

                                  2) 2х = — 2, 4 5) hello_html_m3583ea18.gif

                                  3) hello_html_5faa9ecf.gif 6) hello_html_5530286a.gif

                                  Слайд 2

                                  1) hello_html_m312173f1.gif

                                  2) hello_html_3ca6bddc.gif

                                  3) hello_html_514cd356.gif

                                  4) hello_html_fc26f84.gif

                                  3.Изучение нового материала.

                                  Учитель: Ребята, сегодня мы рассмотрим много уравнений. Мы с вами знаем, что часто уравнения помогают решать задачи. Появляются они а процессе решения, как математические модели ситуаций, которые описываются в задачах.

                                  Сегодня на уроке мы будем учиться правильно оформлять решения таких задач.

                                  Решим такую задачу: В одном бидоне молока было в 3 раза больше, чем в другом. Когда из одного бидона перелили в другой 5 литров, молока в бидонах стало поровну. Сколько литров молока было в каждом бидоне первоначально?

                                  Вопросы: 1) О каких величинах идет речь в задаче?

                                  1. Что известно об этих величинах?

                                  2. Что происходило, какие действия были выполнены?

                                  3. Что в итоге получилось?

                                  Учитель: Рассмотрим графическую модель ситуации, описанной в задаче, и составим ее аналитическую модель. (Демонстрируется слайд 3. В ходе демонстрации обсуждается, какую величину удобно принять за х, каким образом через х выражаются остальные величины, на основании чего можно составить уравнение).

                                  Слайд 3

                                  Решение задач на составление уравнений

                                  1 бидон

                                  5 л

                                  2 бидон

                                  5 л

                                  3х – 5 = х + 5

                                  Учитель: Теперь, когда мы обсудили, давайте посмотрим, как можно записать решение этой задачи. (Демонстрируется 4 слайд)

                                  Слайд 4

                                  1.Составление математической модели

                                  Пусть х л. – количество молока во 2 бидоне до переливания.

                                  Тогда 3х л. — количество молока в 1 бидоне до переливания;

                                  (3х – 5)л.- осталось в 1 бидоне, (х + 5)л. – стало во 2 бидоне.

                                  По условию задачи, после переливания молока в обоих бидонах стало поровну.

                                  Составим уравнение:

                                  3х – 5 = х + 5

                                  Учитель: Сначала вы записываете, что принимаете за х. (Появляется соответствующий текст слайда, учитель его читает). Затем записываете как через х выражаются остальные величины (появляется и читается текст до уравнения). Теперь нужно записать, на основании чего составляется уравнение, а затем и само уравнение (появляется соответствующий текст). Этот этап решения задачи называется составлением математической модели ( на экране появляется название этого этапа).

                                  Учитель: А что нужно делать дальше?

                                  Ученики: Решить уравнение.

                                  Учитель: Прежде, чем решать уравнение, запишем первый этап в тетради(ученики записывают). Теперь переходим к следующему этапу – работе с математической моделью, т.е. к решению уравнения. (Начинается демонстрация 5 слайда).

                                  Слайд 5

                                  2.Работа с математической моделью

                                  3х – 5 = х + 5,

                                  3х – х = 5 + 5,

                                  2х = 10,

                                  х = 5.

                                  3.Ответ на вопрос задачи

                                  5 л. – столько было молока во 2 бидоне

                                  5hello_html_2587898c.gif

                                  (л) – столько было молока в 1 бидоне.

                                  Ответ: 15л,5л.

                                  Учитель: Запишите этот этап в тетради самостоятельно. (Учащиеся записывают, а затем по просьбе учителя проговаривают решение уравнения по шагам). Уравнение решено. Какую величину мы нашли? Мы ответили на вопрос задачи?

                                  Ученики: Нет, потому что …

                                  Учитель: Запишите название третьего этапа: «Ответ на вопрос задачи». (Решение сначала проговариваются учащимися устно, затем появляется на экране). Теперь можно записать ответ?

                                  Ученики: Да. (появляется ответ)

                                  Учитель: Итак, мы сейчас решили задачу, выделяя три этапа математического моделирования. Назовите, пожалуйста, еще раз эти этапы.

                                  4. Закрепление нового материала.

                                  Задача: Надо расставить 380 книг на полки так, чтобы на второй полке было на 6 книг больше, чем на первой, а на третьей – на 9 книг больше, чем на второй. Как это можно сделать?

                                  Учитель: 1) О каких величинах в задаче идет речь?

                                  2) Что известно об этих величинах?

                                  3) Что получилось в итоге?

                                  4) Какую величину удобно принять за х?

                                  5) Как и каким образом через х выражаются остальные величины?

                                  6) На основании чего можно составить уравнение?

                                  Слайд 6

                                  1. Составление математической модели

                                  1 полка – х книг,

                                  2 полка – (х + 6) книг,

                                  3 полка – (х + 6) + 9 = х + 15 книг.

                                  По условию задачи на 3-х полках 380 книг.

                                  Составим уравнение: х + (х + 6) + (х + 15) = 380

                                  2. Работа с математической моделью.

                                  3. Ответ на вопрос задачи

                                  Учащимся предлагается записать таблицу в тетради и завершить решение задачи самостоятельно. Учитель, проходя между рядами, наблюдает за деятельностью учащихся и, при необходимости, корректирует их. Проверка осуществляется устно.

                                  hello_html_43d48615.gif

                                  Учитель: Можно ли расставить книги на полки таким образом.

                                  Ученики: Нет.

                                  Учитель: Почему?

                                  Ученики: Число книг на полке не может быть дробным.

                                  5. Задание на дом: №158, №161.

                                  6. Итог урока: — Что мы сегодня на уроке узнали нового?

                                  — Что мы сегодня научились делать?

                                  математической моделью, т. е.апишем первый этап в тетради(ученики записывают). появляется название этого этапа).

                                  Добавить комментарий

                                  Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *