Задачи на составление уравнений
Задачи на составление уравнений для 5 – 6 классов..
На полке стояло несколько книг. После того, как с неё сняли 8 книг, а затем положили 17, на ней стало 22 книги. Сколько книг было на полке первоначально?
На двух полках 120 книг. На первой полке в 4 раза больше книг, чем на второй. Сколько книг на каждой полке?
На трёх складах 72 тонны пшеницы. На первом в 3 раза больше, чем на втором, а на третьем в 4 раза больше, чем на втором. Сколько зерна на каждом складе?
Петя подарил Даше на 2 цветка больше, чем Саша. Сколько цветов подарил каждый мальчик, если вместе они подарили 8 цветов?
Лиза нашла грибов в 2 раза больше, чем Ваня. А Таня в 4 раза больше, чем Ваня. Сколько грибов нашёл каждый из ребят, если вместе они нашли 140 грибов?
Коля сказал Лере в 5 раз больше вежливых слов, чем Паша. А Сева сказал Лере в 10 раз больше вежливых слов, чем Паша. Сколько вежливых сказал каждый из мальчиков, если все вместе они сказали 32 слова?
В двух корзинах 24 кг помидоров. В первой корзине в 2 раза больше, чем во второй. Сколько килограммов помидоров было в каждой корзине?
Кирилл и Валера вместе собрали 60 грибов. Причём Кирилл в 4 раза больше, чем Валера. Сколько грибов собрал каждый?
Данила и Виталий получили вместе 40 отметок. Причём Данила в 3 раза больше, чем Виталий. Сколько отметок получил Данила?
Вика сказала в 5 раз больше вежливых слов, чем её подруга. Сколько вежливых слов сказала Вика, если вместе в этот день они сказали 24 вежливых слова?
Тимофею сделали на уроке математики в 7 раз больше замечаний, чем Ивану. Сколько замечаний получил каждый, если вместе они получили 24 замечания?
Злата исписала за год тетрадей в 4 раза больше, чем Лера. Сколько тетрадей исписала каждая, если вместе они в четвертом классе исписали 120 тетрадей?
Костя выучил за год в 10 раз больше стихотворений, чем Лера. Сколько выучил Костя, если вместе они выучили 110 стихов?
Маша прочитала на 7 книг больше, чем её подруга. Сколько книг прочитала подруга, если вместе за год они прочитали 77 книг?
В коробке красных шаров было в 7 раз больше, чем синих. А зелёных шаров на 10 больше, чем синих. Сколько шаров каждого цвета было в коробке, если всего в коробке было 100 шаров?
На одной полке в 5 раз больше книг, чем на второй. После того как с первой полки переложили на вторую 12 книг, на полках книг стало поровну. Сколько книг было первоначально на каждой полке?
На двух полках было книг поровну. Если на вторую полку положить еще 15 книг, то на ней книг станет в 2,5 раза больше, чем на первой. Сколько книг было на каждой полке первоначально?
1 вариант На одной автостоянке было в 4 раза меньше машин, чем на другой. Когда со второй стоянки на первую перевезли 20 автомобилей, машин на стоянке стало поровну. Сколько машин было на каждой стоянке первоначально? |
2 вариант Во второй корзине было в 3 раза больше огурцов, чем в первой. Когда в первую корзину добавили 25 кг огурцов, а из второй взяли 15 кг огурцов, то огурцов в обеих корзинах стало поровну. Сколько огурцов было в каждой корзине? |
3 вариант В первом букете было в 4 раза меньше роз, чем во втором. Когда к первому букету добавили 15 роз, а ко второму 3 розы, то в обоих букетах роз стало поровну. Сколько роз было в каждом букете первоначально? |
4 вариант В одной корзине было в 3 раза больше ягод, чем в другой. Когда из нее взяли 8 кг ягод, а в другую добавили 14 кг ягод, то ягод стало поровну. Сколько килограммов ягод было в каждой корзине первоначально? |
5 вариант В первом бидоне было в 2,5 раза меньше молока, чем во втором. Когда в первый бидон добавили 18,25 л молока, а из второго взяли 6,5 л, в обоих бидонах молока стало поровну. Сколько литров молока было в каждом бидоне первоначально? |
6 вариант Первое число в 1,4 раза больше второго. Если от первого числа отнять 5,2, а ко второму прибавить 4,8, то получатся равные результаты. Найдите эти числа. |
7вариант В первом вагоне в раза больше груза, чем во втором. Если из первого вагона взять 1 т, а во второй добавить т, то груза в вагонах будет поровну. Сколько тонн груза было в каждом вагоне? |
8 вариант В первом баке было 55 л масла, а во втором 45 л. После того как из первого бака наполнили 8 бутылей, а из второго 6 таких бутылей, масла в баках стало поровну. Сколько масла входит в одну бутыль? |
9 вариант У Сережи было 900 р., а у Тани 630 р. После того, как Сережа купил 8 конфет, а Таня купила 5 таких же конфет, денег у них стало поровну. Сколько стоит одна конфета? |
10 вариант У Вити было 50 р., а у Нины 37 р. После того как Витя курил две тетради, а Нина одну такую же тетрадь, денег у них стало поровну. Сколько стоит одна тетрадь? |
11вариант У Лены было 1 м 25 см, а у Кати 80 см проволоки. Лена сделала 5 игрушек из проволоки, а Катя 2 таких же игрушки. После этого проволоки у них стало поровну. Сколько проволоки уходит на одну игрушку? |
12 вариант На первой стоянке в 4 раза меньше автомашин, чем на второй. После того как на первую приехало 35 автомашин, а со второй уехало 25 автомашин, автомашин на стоянках стало поровну. Сколько автомашин было на каждой стоянке первоначально? |
13 вариант В трех цехах завода 470 человек. В первом цехе в 4 раза больше людей, чем во втором, а в третьем – на 50 человек больше, чем во втором. Сколько человек работает во втором цехе завода? |
14 вариант В трех цистернах 60 т бензина. В первой цистерне на 15 т больше, чем во второй, а в третьей – в 3 раза больше, чем во второй. Сколько тонн бензина во второй цистерне? |
Задачи на составление уравнения
Самостоятельная работа «Решение задач с помощью уравнений» Вариант 1 | Количество яблок | Вместе |
1 | 5х | 30 |
2 | х |
1.По таблице составьте уравнение
2.Кто-то задумал число, уменьшил его на 24 и получил 75. Найдите задуманное число.
3.Решите уравнение: а)11х-9х+10=48 ; б)4(х+2)+5(х+11)=198
4.Теплоход за два дня перевез 260 пассажиров, причем в первый день им было перевезено на 20 человек больше, чем во второй. Сколько пассажиров было перевезено во второй день?
5.В трех коробках лежит 60 карандаш, причем во второй коробке их в 8 раза больше, чем в первой, а в третьей – в 3 раза больше, чем в первой. Сколько карандашей лежит в первой коробке?
Самостоятельная работа «Решение задач с помощью уравнений»
Вариант 2
Количество книг
Вместе
1
х
36
2
2х
1.По таблице составьте уравнение
2.Кто-то задумал число, увеличил его на 32 и получил 71. Найдите задуманное число.
3.Решите уравнение: а)18х-7х+10=43 ; б)4(х+7)+5(х+9)=253
4. Маршрут, длинной 48 км, турист прошел за два дня. В первый день он прошел на 20 км больше, чем во второй. Сколько километров прошел турист во второй день?
5.В трех коробках лежит 63 карандаша, причем во второй коробке их в 5 раза больше, чем в первой, а в третьей – в 3 раза больше, чем в первой. Сколько карандашей лежит в первой коробке?
Самостоятельная работа «Решение задач с помощью уравнений»
Вариант 1
Количество яблок
Вместе
1
5х
302
х
1.По таблице составьте уравнение
2.Кто-то задумал число, уменьшил его на 24 и получил 75. Найдите задуманное число.
3.Решите уравнение: а)11х-9х+10=48 ; б)4(х+2)+5(х+11)=198
4.Теплоход за два дня перевез 260 пассажиров, причем в первый день им было перевезено на 20 человек больше, чем во второй. Сколько пассажиров было перевезено во второй день?
5.В трех коробках лежит 60 карандаш, причем во второй коробке их в 8 раза больше, чем в первой, а в третьей – в 3 раза больше, чем в первой. Сколько карандашей лежит в первой коробке?
Самостоятельная работа «Решение задач с помощью уравнений»
Вариант 2
Количество книг
Вместе
1
х
36
2
2х
1.По таблице составьте уравнение
2.Кто-то задумал число, увеличил его на 32 и получил 71. Найдите задуманное число.
3.Решите уравнение: а)18х-7х+10=43 ; б)4(х+7)+5(х+9)=253
4. Маршрут, длинной 48 км, турист прошел за два дня. В первый день он прошел на 20 км больше, чем во второй. Сколько километров прошел турист во второй день?
5.В трех коробках лежит 63 карандаша, причем во второй коробке их в 5 раза больше, чем в первой, а в третьей – в 3 раза больше, чем в первой. Сколько карандашей лежит в первой коробке?
Мотивационно-целевой | Организационный момент Проверка готовности: -Проверьте все ли у вас готово к началу урока? На месте ли ручка, на месте тетрадка? — Здравствуйте, садитесь. -Кто сегодня отсутствует? (отмечает в журнале) 2. Актуализация знаний — что означает этот знак (С2 «+»), он объединяет числа. -Вот неизвестный компонент (С3), скажите как он называется? -А это что за элемент, какое носит он названье? (С4) -Какой недостающий компонент этой разности? (С5) -Хорошо, я вижу, вы все хорошо знаете компоненты сложения и вычитания. Подведение к теме урока — А сейчас, ребята, посмотрите на экран. Скажите, можно ли по данным рисунка составить задачу?(С6) — Давайте составим задачу. (фиксирует краткую запись на доске) было -7б. Унес — ? Осталось – 2б. Давайте решим эту задачу. Сначала откроем тетради, запишем число. Запись на доске: Решение: 7-2=5 (бутылок) Ответ: 5 бутылок унес кот. А вы знаете, что эту задачу можно было решить при помощи уравнения. Вот посмотрите: 7-х=2 Х=7-2 Х=5 Ответ: 5 бутылок унес кот. Ребята, посмотрите на решение задачи и скажите, какая тема нашего урока? Чем мы будем заниматься? Все — верно, будем решать задачи и уравнения. А вот я получила уравнение из условия задачи, если мы с вами объединим и задачи, и уравнения, то получим тему: «Решение задач на составление уравнений». Запишем тему урока. (фиксирует на доске) Цель и задачи урока Какую цель урока мы с вами поставим на данном уроке? (фиксирует цель на боковой доске). Чтобы прийти к поставленной цели, какие задачи необходимо решить? Нам нужно вспомнить, что такое уравнение? Итак, наша 1.задача: повторить понятие уравнения. (фиксирует на доске) — А мы знаем, по каким правилам выполняются решение уравнений на нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания? — Значит, надо вспомнить? 2.задача: повторить правила нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. (фиксирует) — А зачем нам эти правила? А умеете ли вы по условию задачи составлять уравнения? Это будет нашей 3 задачей: Научиться составлять уравнения по условию задачи. (фиксирует) | 1. Организационный момент -Проверяют свою готовность к уроку (наличие тетради, ручки, учебника). -Приветствуют учителя, садятся за парты. -отчет дежурного об отсутствующих 2. Актуализация знаний — Ответы учащихся: плюс -слагаемое — уменьшаемое — вычитаемое Подведение к теме урока — да. — Составляют: у кота было 7 бутылок молока. После того как он унес несколько бутылок, осталось 2. Сколько бутылок унес кот? Записывают число Записывают решение задачи. — Как? Смотрят, подсказывают как решить полученное уравнение. — решать задачи, решать уравнения. записывают Цель и задачи урока — научиться решать задачи на составление уравнений. — да. -да. Знаем, но немного забыли — чтобы правильно решать уравнения Нет. | Слайд 1. дата Презентация Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6 | Операционально-содержательный | Решение поставленных задач — Что такое уравнение? Что значит решить уравнение? Как найти неизвестное слагаемое? -уменьшаемое? -вычитаемое? Хорошо, все верно. — А вы знаете, что лес играет огромную роль для человечества? — Молодцы, а еще он поддерживает влажность воздуха. Лес называют – зеленными легкими планеты. (С7) — Поэтому наши задачи сегодня будут связаны с лесом. Итак, внимание на экран: по рисунку составим условие задачи и решим ее. (С8) !!!А вы знали, что зайцы, являясь безобидным животным, может нанести вред лесу? Он объедает кору у осин и обкусывает верхушки у подроста лиственных парод.(С9) Внимание на экран, следующая задача. (С10) А вы знаете, какую роль для леса играют птицы? (С11) Физминутка Мы чуть-чуть уже устали Ну-ка дружно все мы встали. Превратимся на полминутки в деревцо. — ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише… Деревцо все выше, выше, выше… Встали ровно, подтянулись и друг другу улыбнулись. — садитесь. Продолжаем работать. Следующая задача уже на экране. (С12) -береза имеет высоту 15 метров. Клен на несколько метров ниже березы, и его высота 10 метров. На сколько метров клен ниже березы? !!!А вы знаете, что клен и береза обладают бактерицидным действием. Береза живет 100-120 лет. Внимание на экран: на аллее растут 15 тополей и несколько хвойных деревьев. Всего 38 деревьев. Сколько хвойных деревьев растут на аллее? (С13) !!! А вы знаете, что тополь лучше других деревьев очищает воздух. Гектар тополей очищает воздух в 40 раз больше, чем гектар хвойных деревьев. За сутки один тополь выделяет кислорода, столько, что хватит для дыхания трех человек в течении этого времени.(14) Работа в парах Ребята, сейчас мы с вами поработаем самостоятельно в парах. Ваша задача заключается в следующем: по рисунку составить краткую запись задачи, составить уравнение и решить его. (учитель дает консультацию ребятам по мере необходимости) — Какой неизвестный компонент вы искали? — Как найти неизвестное слагаемое? Переверните карточку и проверьте получившееся уравнение. У всех получилось? — Вы все постарались, выполняя задания, советовавшись друг с другом, поэтому у вас все получилось. | Решение поставленных задач — это равенство с неизвестным компонентом. — найти неизвестный компонент — чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять разность. — чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. — чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо от уменьшаемого отнять разность. — да, он очищает воздух, дает нам много витаминов (ягоды, грибы, лечебные травы). — Лес – это дом для растений и животных. — белка и зайка собрали 9 грибов. Белка 4 гриба и зайка несколько. Сколько грибов собрал зайка? Учащийся решает задачу у доски, с помощью учителя. Остальные записывают в тетрадь. — комментируют
Смотрят на презентацию, составляют задачу: на ветке сидело несколько птиц. После того как 3 птицы улетело, то осталось 5. Сколько птиц сидело на ветке? Учащийся решает задачу у доски, с помощью учителя. Остальные записывают в тетрадь. — Птицы защищают деревья от вредителей-насекомых. Совы защищают корни деревьев от грызунов (мышей). Физминутка Встали. Выполняют физминутку Садятся. Смотрят. Учащийся решает задачу у доски, с помощью учителя. Остальные записывают в тетрадь. Комментируют. Учащийся решает задачу у доски. Остальные записывают в тетрадь. Комментируют. Работа в парах Работают. слагаемое — повторяют правило. -да. | Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Дидактический материал (карточки с разным заданием для каждой пары) | Рефлексивно-оценочный | Подведение итогов А сейчас давайте вернемся к нашим задачам. Все ли задачи решены? 1.задача: повторить понятие уравнения. 2.задача: повторить правила нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. 3 задача: Научиться составлять уравнения по условию задачи. А что вы можете сказать про поставленную цель в начале урока, достигли ли ее? Что нового и полезного вы узнали на уроке? (С15) Прошу посмотреть на экран и закончить предложения. Очень хорошо. Я рада вашим успехам. Домашнее задание Когда пойдете на прогулку, посчитайте, сколько тополей растет на школьном участке. Оценивание Учитель озвучивает отметки за работу на уроке. (ответы, работа у доски, активная работа на уроке) Урок окончен, всего доброго. | Подведение итогов Мы повторили понятие уравнения и правила нахождения неизвестных компонентов сложения и вычитания. Также мы научились составлять уравнения по условию задачи и решать их. Мы ее достигли. При помощи слайда рефлексии делятся впечатлениями. Домашнее задание Записывают. Оценивание Выставляют отметки в дневники. | Слайд 15 |
Урок по математике «Решение задач на составление уравнения»
Тема: Решение задач на составление уравнения.
Цель: — закрепление вычислительных навыков;
— закрепление умений решения уравнений;
— формирование умений решения текстовых задач путем выделения трех этапов
математического моделирования;
— формирование умений записи обоснования уравнения, получаемого в ходе
решения задачи.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Разминка (устные упражнения)
Двое учащихся у доски записывают решения уравнений, которые были заданы на дом.
С остальными проводится разминка – решений уравнений (слайд 1), (слайд 2).
На экране появляются условия. Учащиеся производят вычисления устно.
Слайд 1
Разминка
1) -6х = 12 4)
2) 2х = — 2, 4 5)
3) 6)
Слайд 2
1)
2)
3)
4)
3.Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, сегодня мы рассмотрим много уравнений. Мы с вами знаем, что часто уравнения помогают решать задачи. Появляются они а процессе решения, как математические модели ситуаций, которые описываются в задачах.
Сегодня на уроке мы будем учиться правильно оформлять решения таких задач.
Решим такую задачу: В одном бидоне молока было в 3 раза больше, чем в другом. Когда из одного бидона перелили в другой 5 литров, молока в бидонах стало поровну. Сколько литров молока было в каждом бидоне первоначально?
Вопросы: 1) О каких величинах идет речь в задаче?
Что известно об этих величинах?
Что происходило, какие действия были выполнены?
Что в итоге получилось?
Учитель: Рассмотрим графическую модель ситуации, описанной в задаче, и составим ее аналитическую модель. (Демонстрируется слайд 3. В ходе демонстрации обсуждается, какую величину удобно принять за х, каким образом через х выражаются остальные величины, на основании чего можно составить уравнение).
Слайд 3
Решение задач на составление уравнений
1 бидон
5 л
2 бидон
5 л
3х – 5 = х + 5
Учитель: Теперь, когда мы обсудили, давайте посмотрим, как можно записать решение этой задачи. (Демонстрируется 4 слайд)
Слайд 4
1.Составление математической модели
Пусть х л. – количество молока во 2 бидоне до переливания.
Тогда 3х л. — количество молока в 1 бидоне до переливания;
(3х – 5)л.- осталось в 1 бидоне, (х + 5)л. – стало во 2 бидоне.
По условию задачи, после переливания молока в обоих бидонах стало поровну.
Составим уравнение:
3х – 5 = х + 5
Учитель: Сначала вы записываете, что принимаете за х. (Появляется соответствующий текст слайда, учитель его читает). Затем записываете как через х выражаются остальные величины (появляется и читается текст до уравнения). Теперь нужно записать, на основании чего составляется уравнение, а затем и само уравнение (появляется соответствующий текст). Этот этап решения задачи называется составлением математической модели ( на экране появляется название этого этапа).
Учитель: А что нужно делать дальше?
Ученики: Решить уравнение.
Учитель: Прежде, чем решать уравнение, запишем первый этап в тетради(ученики записывают). Теперь переходим к следующему этапу – работе с математической моделью, т.е. к решению уравнения. (Начинается демонстрация 5 слайда).
Слайд 5
2.Работа с математической моделью
3х – 5 = х + 5,
3х – х = 5 + 5,
2х = 10,
х = 5.
3.Ответ на вопрос задачи
5 л. – столько было молока во 2 бидоне
5
Ответ: 15л,5л.
Учитель: Запишите этот этап в тетради самостоятельно. (Учащиеся записывают, а затем по просьбе учителя проговаривают решение уравнения по шагам). Уравнение решено. Какую величину мы нашли? Мы ответили на вопрос задачи?
Ученики: Нет, потому что …
Учитель: Запишите название третьего этапа: «Ответ на вопрос задачи». (Решение сначала проговариваются учащимися устно, затем появляется на экране). Теперь можно записать ответ?
Ученики: Да. (появляется ответ)
Учитель: Итак, мы сейчас решили задачу, выделяя три этапа математического моделирования. Назовите, пожалуйста, еще раз эти этапы.
4. Закрепление нового материала.
Задача: Надо расставить 380 книг на полки так, чтобы на второй полке было на 6 книг больше, чем на первой, а на третьей – на 9 книг больше, чем на второй. Как это можно сделать?
Учитель: 1) О каких величинах в задаче идет речь?
2) Что известно об этих величинах?
3) Что получилось в итоге?
4) Какую величину удобно принять за х?
5) Как и каким образом через х выражаются остальные величины?
6) На основании чего можно составить уравнение?
Слайд 6
1. Составление математической модели
1 полка – х книг,
2 полка – (х + 6) книг,
3 полка – (х + 6) + 9 = х + 15 книг.
По условию задачи на 3-х полках 380 книг.
Составим уравнение: х + (х + 6) + (х + 15) = 380
2. Работа с математической моделью.
3. Ответ на вопрос задачи
Учащимся предлагается записать таблицу в тетради и завершить решение задачи самостоятельно. Учитель, проходя между рядами, наблюдает за деятельностью учащихся и, при необходимости, корректирует их. Проверка осуществляется устно.
Учитель: Можно ли расставить книги на полки таким образом.
Ученики: Нет.
Учитель: Почему?
Ученики: Число книг на полке не может быть дробным.
5. Задание на дом: №158, №161.
6. Итог урока: — Что мы сегодня на уроке узнали нового?
— Что мы сегодня научились делать?
математической моделью, т. е.апишем первый этап в тетради(ученики записывают). появляется название этого этапа).