Задачи на составление систем уравнений 7 класс: Задачи по теме Системы линейных уравнений 7 класс – 1. Текстовые задачи на составление систем с двумя линейными уравнениями

Конспект урока по алгебре в 7 классе ««Решение задач с помощью систем линейных уравнений»

Аннотация: Урок объяснения нового материала. На уроке рассматриваются три разных способа решения одной задачи. Тем самым школьники приучаются анализировать условие задачи и выбирать более простой способ решения. Первый опыт применения уравнений для решения текстовых задач у учащихся уже имеется. Различные способы решения систем линейных уравнений уже изучены. И одна из целей урока — показать использование системы уравнений как математической модели реальной ситуации. Использование на уроке технических средств позволяет сделать урок ярким, насыщенным, полным и дает возможность мгновенно осуществить проверку решаемых на уроке заданий. Это очень важно, так как экономится время, а учащиеся, работающие самостоятельно, получают возможность проверить себя и вернуться назад, чтобы устранить свои ошибки. Тем самым осуществляется самоконтроль, внутренняя обратная связь — важнейший фактор самоуправления процесса обучения.

Тема: «Решение задач с помощью систем линейных уравнений»

Цели

  • Показать использование системы линейных уравнений как математической модели реальной ситуации

  • Применение знаний по теме «Системы линейных уравнений» для решения текстовых задач.

  • Учить анализировать условие задачи и выбирать более простой способ решения.

Ход урока

Устная работа:

Решите задачу, составив числовое выражение:

Купили 7 тетрадей по 2р. и 2 ручки по 4р. Сколько денег заплатили?

Турист ехал 2ч на поезде со скоростью 60км/ч и 3ч шел пешком со скоростью 5км/ч. Какое расстояние он преодолел?

Решите задачу, составив буквенное выражение:

Купили 10 тетрадей по Х р и 3 ручки по У р. Сколько заплатили за всю покупку?

Турист ехал 3ч на автобусе со скоростью Х км/ч и 2ч шел пешком со скоростью 4км/ч

Перейдите от словесной модели к математической:

Числа В и С равны

Число А на 18 больше числа В

Число Х в 6 раз меньше числа У

Разность Р и Н на 17 больше их частного

Создайте реальную ситуацию по модели:

a=2b

a+7=b

a-b=3

3a=b

I Этап. Объяснение нового материала.

Задача На турбазе имеются палатки и домики. Всего их 25. В каждом домике размещается по 4 человека, в каждой палатке — по 2 человека. Сколько палаток и сколько домиков на турбазе, если на ней отдыхает всего 70 человек?

Решим задачу арифметически.

25*2=50(чел) разместилось бы, если селить по 2

70-50=20(чел) не расселили

20:2=10(домиков), т.к. подселяют еще по 2

25-10=15(палаток)

Ответ: 10 домиков, 15 палаток.

Решим эту задачу с помощью уравнения.

(Вспомним этапы математического моделирования)

II этап. Составление математической модели.

Пусть на турбазе Х палаток, тогда домиков 25-Х. Т. к. в каждой палатке по 2 человека, то 2Х чел живут в палатках. Т. к. в каждом домике по 4 человека, то 4(25-Х) чел. живут в домиках. Зная, что всего на турбазе 70 чел, составим уравнение:

2Х+4(25-Х)=70

III этап. Работа с моделью.

2Х+100-4Х=70

-2Х= — 30

Х=15

IV. этап. Ответ на вопрос задачи: 15 палаток и 10 домиков.

Самый трудный этап в решении задач — составление математической модели. Ученик всегда затрудняется, что удобнее обозначить за Х. Всегда возникает желание обозначить за Х то, о чем спрашивается в задаче. Но в данной задаче два вопроса. Две искомые величины. Можно ли решить эту задачу, введя два неизвестных? Попробуем.

Пусть Х — палаток, а У — домиков. Т. к их всего 25, то Х+У=25. 2Х чел живут в палатках, а 4У чел — в домиках. 2Х+4У=70 Получили два уравнения и оба с двумя незвестными.

Как же их решить? Составить систему двух уравнений с двумя неизвестными и решить ее.

Х+У=25

2Х+4У=70

Вспоминаем способы решения систем линейных уравнений.

Решив систему, получаем тот же ответ: 10 домиков, 15 палаток.

Делаем вывод: Система линейных уравнений тоже может быть использована как математическая модель реальной ситуации. Чтобы решить задачу с помощью системы надо ввести два неизвестных и составить два уравнения с ними. Способ решения системы надо выбирать тот, который представляется более уместным, или тот, который больше нравиться. Этапы математического моделирования те же, что и при решении задач с помощью уравнения.

Закрепление изученного материала.

Решите с помощью системы уравнений:

1. У причала находилось 6 лодок, часть из которых была двухместными, а часть — трехместными. Всего в эти лодки может поместиться 14 человек. Сколько двухместных и сколько трехместных лодок было у причала?

2. В хозяйстве имеются куры и овцы. Сколько тех и других, если у них вместе 19 голов и 46 ног?

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: параграф 14 , №14.7, 14.14.

Конспект открытого урока по алгебре 7 класс по теме «Решение задач с помощью систем уравнений»

Алгебра, 7 класс.

Урок 94.

Тема: Решение задач с помощью систем линейных уравнений

Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и

способов деятельности.

Формируемые результаты:

предметные: формировать навык решения текстовых задач на движение, в которых используют системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математической модели реальных ситуаций;

личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения;

метапредметные: формировать умение использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Планируемые результаты: обучающийся научится решать текстовые задачи на движение, в которых используют системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математической модели реальных ситуаций.

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент.

Определите свое положение на лестнице успеха

hello_html_19df1903.png

2. Проверка домашнего задания.

3. Фронтальная работа.

 Вес сердца взрослого человека 300 граммов, а ребёнка до года 30

граммов. Во сколько раз больше весит сердце взрослого

человека? (Сердце приводит в движение кровь. Сердце имеет толстые мышечные стенки. Его можно сравнить с насосом. Оно с силой выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Сердце работает непрерывно

всю жизнь человека)

 Сокол видит стрекозу с расстояния 800 метров, а человек на 700 метров ближе. Во сколько раз дальше видит сокол, чем человек? (Зрение –

способность воспринимать величину, форму, цвет и расположение предметов. Правила гигиены по уходу за зрением: читать, писать при

хорошем освещении. Свет должен падать слева. Расстояние до книги

при чтении должно быть 30 – 35 см, поэтому нельзя читать лёжа.

Расстояние до телевизора 2 – 3м, смотреть не больше 1,5 часа в день.

Не тереть глаза руками, чтобы не занести микробов. Глазам нужен

отдых. Не стесняться носить очки.)

Познавательные УУД

Развиваем умения:

1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

2. — отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации

3 — добывать новые знания: извлекать информацию

II Формулирование темы и целей урока.

4 6

Фронтальная работа.

1. Пользуясь схемой, составьте задачу:

hello_html_m6134a8a0.jpg

(В первый день туристы проехали на велосипедах 4 ч со скоростью 12 км/ч, а во второй прошли пешком 3 ч со скоростью 5 км/ч. В какой день туристы преодолели большее расстояние и на сколько километров?)

Определённые виды туризма способствуют формированию специфических навыков. Так, пеший и велосипедный туризм развивают силу ног, учит правильному дыханию. Учёные подсчитали, что в ногах сосредоточено 72 тысячи нервных окончаний, которые связаны с различными частями тела. «Сидячий» образ жизни не позволяет задействовать их в полной мере, а вот активная ходьба во время похода обеспечивает давление на эти точки, а они стимулируют деятельность внутренних органов.

1 2

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

— Давайте определим вид задач, которые мы выполним в классе.

— Чему будем учиться?

4 — перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

5 — делать выводы на основе обобщения умозаключений.

6 — преобразовывать информацию из одной формы в другую:

— представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту

III. Повторение

и систематизация изученного.

4 5 1

1. Работа в паре.

Задание № 1088.

Из Брянска и Смоленска, расстояние между которыми 256 км, выехали одновременно навстречу друг другу автобус и автомобиль и встретились через 2 ч после начала движения. Найдите скорость каждого из них, если автобус за 2 часа проезжает на 46 км больше, чем автомобиль за 1 ч.

Решение.

Пусть х км/ч скорость автобуса, а у км/ч скорость автомобиля. За 2 часа до встречи автобус проезжает 2х км, а автомобиль 2у км, что вместе составляет 256 км, т. е 2х+2у=256.

Если за 2 ч автобус проезжает на 46 км больше, чем за 1 час автомобиль, то 2х-у=46.

Ответ: скорость автобуса 58 км/ч, скорость автомобиля 70 км/ч.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать в задании?

– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

— Какого уровня сложности было задание?

— Оцените свою работу.

.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:

1 – самостоятельно формулировать цели урока после

предварительного обсуждения;

2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3 – составлять план решения отдельной учебной задачи

совместно с классом;

III. Первичное закрепление (применяем…).

6 2 3

1. Фронтальная работа.

Задание № 1090.

Из села на станцию вышел пешеход. Через 30 мин из этого села на станцию выехал велосипедист и догнал пешехода через 10 мин после выезда. Найдите скорость каждого из них, если за 3 ч пешеход проходит на 4 км больше, чем велосипедист проезжает за полчаса.

Решение.

Зная, что до встречи пешеход и велосипедист преодолели одинаковое расстояние, составим уравнение. Зная, что пешеход проходит на 4 км больше, составим уравнение.

Составим и решим систему:

Ответ: 4 км/ч скорость пешехода, а 16 км/ч скорость велосипедиста.

-О чем может свидетельствовать ответ «скорость равна 0»?

4 – работая по плану, сверять

свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

Физкультминутка.

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идёт.

IV. Выбираем задания и тренируемся.

6 2 3 5

Задание № 1094

Моторная лодка за 3 часа движения против течения реки и 2,5 ч по течению реки проходит 98 км. Найдите собственную скорость лодки и скорость течения, если за 5 ч движения по течению она проходит на 36 км больше, чем за 4 ч против течения реки.

Решение.

Пусть х км/ч собственная скорость лодки, а у км/ч скорость течения.

Зная, что пройдено 98 км составим уравнение 2,5(х+у)+3(х-у) = 98. Зная, что по течению лодка проходит на 36 км больше, составим уравнение

Составим и решим систему:

Ответ: 18 км/ч собственная скорость лодки, а 2 км/ч скорость течения.

Посмотрите какие красоты природы можно увидеть путешествуя на моторной лодке (видеофрагмент путешествия по Байкалу).

5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:

1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить

свою точку зрения;

4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить

вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя;

отделять новое от известного;

5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

V. Рефлексия. Итог урока.

5

Определите свое положение на лестнице успехаhello_html_19df1903.png

Помните: успех не возможен без хорошего здоровья!

Личностные результаты:

1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

VI. Возможное

домашнее задание.

Задача № 1089,1091, 1095

Самоанализ урока по теме:

«Решение текстовых задач с помощью систем линейных уравнений»; 7класс.

В начале урока основной целью было быстро включить учащихся в деловой ритм, были актуализированы знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся.

Для создания проблемной ситуации в начале урока были использованы уравнения, само задание не вызвало затруднения в нахождении результата, но проблемная ситуация мотивировала поиск нахождения ответа для изучения нового материала.

При изучении нового материала старалась, чтобы учащиеся сами анализировали задания, в результате чего, сами приходили к нужному ответу, я старалась только направлять класс, для поиска нужного результата. На данном этапе прослеживалась межпредметная связь. В процессе первичного закрепления задания решались с комментированием. При комментировании шла работа над речевой деятельностью, в которой они своими словами выражали суть выполняемых преобразований.

При работе в парах учащиеся развивали свою коммуникабельность, формировали умение работать в паре. При выполнении самостоятельной работы над задачей каждый ученик смог себя проверить, осознать: все ли он понял, запомнил ли. Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться, что изученный материал им освоен (или не освоен), о чем свидетельствовали результаты их самооценки. На уроке был использован дифференцированный подход к учащимся.

Контроль усвоения материала осуществлялся в форме самоконтроля, взаимоконтроля. Использовала следующие принципы: принцип научности, принцип последовательности в овладении нового материала, принцип доступности, принцип прочности.

На этапе рефлексии учащиеся подвели итоги, получили достоверную информацию о достижении собственных планируемых результатов, оценили свои знания, увидели, что они не усвоили и над чем стоит еще поработать.

План урока выполнен, цели реализованы.

Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, оно дано с комментированием. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

Урок по алгебре в 7 классе «Решение задач с помощью систем уравнений «

«Решение задач с помощью систем уравнений»

Девиз «Где есть желание, найдется путь».

Цель:

образовательная: способствовать совершенствованию полученных знаний по применению и развитию при работе с задачами,

развивающая: проверить уровень самостоятельной деятельности обучающихся по применению знаний в различных ситуациях,

воспитательная: способствовать развитию любознательности и творческой активности обучающихся

Оборудование: тетради, учебники, компьютеры, карточки для выполнения групповой и индивидуальной работы.

Планируемый результат:

Знать:

  • способы решения систем линейных уравнений,

  • алгоритм решения задач,

Уметь:

  • применять удобный способ решения систем линейных уравнений,

  • применять алгоритм решения задач на практике,

  • использовать различные источники знаний,

  • работать с карточками различного содержания,

  • работать в группах, индивидуально.

Ход урока

Мы сегодня на уроке будем решать задачи, определяя свой рациональный путь.

Работа в группах

Первая группа тест (проверка с помощью компьютера)

  1. Выразить х через у
    1) х=6-3у,
    2) х=-6-3у,
    3) х=6+3у

  2. Выразить у через х

2х-у=3
1) у= 3-2х,
2) у =-3 +2х,
3) у=3+2х.

  1. Решением системы уравнений является пара http://festival.1september.ru/articles/529698/img1.gif
    1) (-40;-20)
    2) (40, 20),
    3) (40 -20)

  1. Результат сложения уравнений х+5у =7, 3х-2у=4 равен
    1) 4х-3у =11,
    2) 4х+7у 11,
    3) 4х+3у =11

  2. Графики прямых параллельны, то система имеет решение:
    1) единственное,
    2) много решений,
    3) не имеет решений

2 группа

Задача В двух седьмых классах 67 учеников, причем в одном на три ученика больше, чем в другом. Сколько учеников в каждом классе?

3 группа

Решить систему уравнений

http://festival.1september.ru/articles/529698/img2.gif

Работа с классом

Отряд туристов вышли в поход на 9 байдарках, часть из которых двухместные, а часть — трехместные. Сколько двухместных и сколько трехместных байдарок было в походе, если отряд состоит из 23 человек?

Придумайте задачу, которая описывает следующую систему уравнений с двумя неизвестными

http://festival.1september.ru/articles/529698/img4.gif

Домашнее задание. Придумать или найти необычную задачу, которая решается с помощью системы уравнений, решить её и оформить все на альбомном листе.

Итог урока

На каких уроках вы уже встречались со словом система уравнений?

Физика – Международная система единиц.

Биология – система кровообращения человека.

Химия – периодическая система элементов Д.И.Менделеева

Русский язык – система частей речи, система гласных.

«Всякая хорошо решенная математическая задача доставляет умственное наслаждение» Г.Гессе

Что сегодня на уроке вам понравилось?

Самооценка

вид работы

оценка

1

сделал тест

2

правильно оформил и решил задачу № 1

3

 составил систему уравнений

4

решил систему

5

активно работал на уроке

Конспект урока алгебры по теме «Решение задач с помощью систем уравнений» (7 класс)

Учитель математики МОУ «Соболёвская ООШ» Трофименко С.А

Тема урока: решение задач с помощью систем уравнений

Цели : совершенствовать навыки решения задач с помощью систем уравнений, закрепить способы

решения систем уравнений, повторить решение задач на движение;

развивать логическое мышление, память, речь;

воспитывать внимательность, самостоятельность, умение оценивать свои возможности

Оборудование : презентация, сигнальные карточки-цифры, карточки

а) работа по карточкам (2 человека) решить систему уравнений

б) устная работа

тест (презентация) ответ сигналят карточками с номером правильного ответа

1. Выразите х через у в уравнении х+5 у=14

  1. х = -14-5у,

  2. х = 14-5у,

  3. х = 14+5у,

  4. х=-14+5у

2. Выразите у через х в уравнении 4х-у=6

  1. у = 6 — 4х,

  2. у = -6 — 4х,

  3. у = -6+4х,

  4. у = 6-4х.

3.Результат сложения уравнений 4х-2у=6 и -2х+5у=-12 равен

  1. 6х-3у= -6,

  2. 2х-3у=-6,

  3. 2х+3у= -6,

  4. 2х+3у=6.

4. Если графики прямых совпадают, то система имеет решение:

1) единственное,

2) много решений,

3) не имеет решений

5. Способы решения систем уравнений (назвать лишнее)

1) подстановки

2) вычитания

3) сложения

Проверка заданий у доски (способы решения систем уравнений)

Вопросы: 1.Как найти расстояние , пройденное за определённое время?

2.Как найти время?

3. Как найти скорость?

4.Скорость лодки 12 км/ч, скорость течения 3 км/ч.

Чему равна скорость лодки по течению? Чему равна скорость лодки против течения?

5.Два мальчика вышли одновременно навстречу друг другу. Скорость одного 4 км/ч, а скорость другого 5 км/ч. Какое расстояние было между ними, если они встретились через 2 часа?

3. Сообщение целей и задач урока. ( Решение задач на движение с помощью систем уравнений)

4. Работа над темой урока

Алгоритм решения задач с помощью систем уравнений

1112

Вопрос по условию: как правильно заполнить колонку со временем — на какой путь затрачено меньше времени?

Собственная скорость -? км/ч

Решение

Пусть х км/ч- собственная скорость лодки, у км/ч скорость течения. Так как лодка проходит один и тот же путь по течению за 4 часа , а против течения за 5 часов, то составим I уравнение системы:

(х+у)4= (х-у)5.

Так как за 3,5 ч по течению лодка проходит 70 км, то составим II уравнении системы 3,5 (х+у)= 70.

Решим полученную систему уравнений:

hello_html_6e5954c0.gifх+у)4= (х-у)5,

3,5 (х+у)= 70

Ответ:

1108 анализ условия , решить задачу самостоятельно

Х км/ч- скорость автомашины

У км/ч- скорость поезда

hello_html_m4126e6fa.gif4х+7у=640,

у — х= 5

ответ

1111 разбор задачи у доски, составление системы коллективное, решают систему самостоятельно,

1 ч у доски

t=4 ч

hello_html_4da5243c.gifIт ? км/ч ? км/ч IIт

_hello_html_m23a160e7.gifhello_html_m5a5ff376.gifhello_html_65b8c9ca.gifhello_html_65b8c9ca.gif________________________________

hello_html_22b36a0b.gif

38 км

S1>S2 на 2 км

х км/ч- скорость первого туриста, у км/ч скорость второго туриста

hello_html_6e5954c0.gif4х+4у=38,

4х-4у=2.

Ответ :

5. Итог, выставление оценок

6. Домашнее задание

7.Рефлексия

— Я узнал …

— Мне понравилось…

— Вызвало затруднения….

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *