Практика. Линейные уравнения и их системы. Часть 4. Решение задач с помощью систем линейных уравнений
Задача 4
Лодка за 3 ч движения по течению реки и 4 ч против течения проходит 114 км (Рис. 5). Найти скорость лодки по течению и ее скорость против течения, если за 6 ч движения против течения она проходит такой же путь, как и за 5 ч по течению.
Рис. 5. Иллюстрация к задаче 4
Решение
Введем обозначения:
- Скорость лодки по течению: .
- Скорость лодки против течения: .
Воспользуется формулой:
Лодка за 3 ч движения по течению реки и 4 ч против течения проходит 114 км, тогда .
За 6 ч движения против течения она проходит такой же путь, как и за 5 ч по течению: .
Запишем полученную систему линейных уравнений: .
Воспользуется методом подстановки. Во втором уравнении выразим через
– разделим обе части уравнения на : .Подставим полученное значение в первое уравнение: .
Выполним действие: .
Найдем :
Найдем : .
Ответ: км/ч; км/ч.
Задача 5
В двух ящиках лежат яблоки. Если из первого ящика переложить во второй 45 яблок, то в обоих ящиках их станет поровну (Рис. 6). Если же из второго ящика переложить в первый 20 яблок, то в первом станет в 3 раза больше яблок, чем во втором (Рис. 7). Сколько яблок лежит в каждом ящике?
Рис. 6. Иллюстрация к задаче 5
Рис. 7. Иллюстрация к задаче 5
Решение
Пусть изначально в первом ящике было яблок, а во втором – яблок. Если из первого ящика переложить во второй 45 яблок, то в обоих ящиках их станет поровну:
Если же из второго ящика переложить в первый яблок, то в первом станет в раза больше яблок, чем во втором: . Запишем полученную систему линейных уравнений: .
Раскроем скобки во втором уравнении: .
В обоих уравнениях выразим
через : .Воспользуемся методом подстановки – подставим выражение во второе уравнение: .
Во втором уравнении перенесем все слагаемые с переменной в левую часть, а без переменной – в правую: .
Найдем – количество яблок во втором ящике:
Ответ: .
Задача 6
Один металлический сплав содержит меди, другой – меди (Рис. 8). Сколько килограммов каждого сплава надо взять, чтобы получить 120 кг сплава, содержащего
меди (Рис. 9)?Рис. 8. Иллюстрация к задаче 6
Рис. 9. Иллюстрация к задаче 6
Решение
Пусть необходимо взять кг первого сплава и кг второго сплава. Тогда
Теперь посчитаем массу меди, она составляет: .
Мы знаем, что – это от чего-то (Рис. 10), значит, — это , т.е.
от – это .Аналогично от – это , а от – этоРис. 10. Иллюстрация к задаче 6
Запишем уравнение: . Запишем полученную систему линейных уравнений: .
В первом уравнении выразим через : .
Воспользуемся методом подстановки – подставим первое уравнение во второе: .
Раскроем скобки во втором уравнении: .
Во втором уравнении оставим слагаемые с переменной в левой части уравнения, а без переменной перенесем в правую: .
Выполним действия: . Найдем – количество кг второго сплава, которое необходимо взять: .
Найдем – количество кг первого сплава: .
Ответ: кг; кг.
Задача 7
Сумма цифр двузначного числа равна . Если поменять местами его цифры, то получим число, которое больше данного на . Найти данное число.
Решение
Обозначим двузначное число так: . Сумма цифр двузначного числа равна : .
Если поменять местами его цифры, то получим следующее число: . Так как в числе десятков и единиц, то , а в числе десятков и единиц, значит, .
Число на больше, чем , поэтому .
Перенесем все слагаемые с переменной в левую часть, а без переменной – в правую:
Запишем полученную систему линейных уравнений: .
В первом уравнении выразим через : .
Воспользуемся методом подстановки – подставим это выражение во второе уравнение: .
Во втором уравнении раскроем скобки: .
Перенесем все слагаемые с переменной в левую часть, а без переменной – в правую и выполним действия: .
Найдем – число единиц в числе :
Найдем – число десятков в числе :
Таким образом, исходным числом является .
Ответ: .
Заключение
На этом уроке мы потренировались решать различные уравнения и системы линейных уравнений, а также задачи, которые к ним сводятся.
Список рекомендованной литературы
- Никольский С.М., Решетников Н.Н., Потапов М.К., Шевкин А.В. Алгебра. 7 класс. Учебник. ФГОС, изд-во «Просвещение», 2017.
- Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Алгебра. 7 класс. Учебник, изд-во «Просвещение», 2014.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра. 7 класс. Учебник, изд-во «Просвещение», 2013.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал «school-assistant.ru» (Источник)
- Интернет-портал «yaklass.ru» (Источник)
- Интернет-портал «yaklass.ru» (Источник)
Домашнее задание
- Решите уравнение: .
- Решите графически систему уравнений: .
- Три утенка и четыре гусенка весят г, а четыре утенка и три гусенка весят г. Сколько весит один гусенок?
interneturok.ru
Тест: Решение задач с помощью уравнений
Выбери верный ответ
Математика 7 класс | ID: 243 | Дата: 24.10.2013
«;} else {document.getElementById(«torf1″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(1)==»1″) {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(2)==»1″) {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(3)==»1″) {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(4)==»1″) {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(5)==»1″) {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;}; } }Получение сертификата
о прохождении теста
testedu.ru
Урок алгебры «Решение задач на составление уравнений» для 7 класса
План-конспект урока
1. Ф.И.О. Чуприна Ольга Николаевна
2. Место работы МБОУ СОШ № 18 посёлка Паркового Тихорецкого района
3. Должность учитель математики
4. Предмет алгебра
5. Класс 7
6.Тема урока Решение задач на составление уравнений
7. Базовый учебник Алгебра. 7 класс: Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2017
8. Цель урока: Развить умения решать текстовые задачи алгебраическим способом: составлять уравнение по условию задачи, решать составленное уравнение.. проводить рассуждения, основанные на интерпретации условия поставленной задачи, для поиска целых корней некоторых несложных нелинейных уравнений
9. Планируемые результаты
личностные: вoспитание трудолюбия, коммуникабельности, интереса к умственной деятельности;
предметные: владеть базовым понятийным аппаратом по теме «Решение уравнений»
уметь применять свойства уравнений;
уметь решать уравнения;
уметь решать текстовые задачи способом составления уравнений.
Метапредметные: формировать умение создавать обобщение, развивать речь, внимание, мышление, память; решать задачи на составление линейного уравнения, по условию задачи
умение логически рассуждать; умение работать умение распознавать верные и неверные утверждения и решения; умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач; умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Тип урока: изучение новой темы
1. Организационный моментПостановка цели и задач урока.
Тема урока определяется учащимися при помощи диалога с учителем:
Подписать число, тему
Регулятивные— постанoвка учебной цели
2. Устная работа
Повторение изученного ранее материала: алгоритм решения линейных уравнений
Карточка 1 на каждой парте. Дети работают в парах. Первые справившиеся с заданием пары показывают свое решение с помощью документ-камеры, отвечают на вопросы одноклассников и учителя
Регулятивные — определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.
Познавательные -подведение под понятие, анализ объектов.
Коммуникативные-взаимоконтроль,
3. Объяснение нового материала.
Алгоритм решения задач с помощью уравнений:
I – х (ед.изм.) – это обычно то, что требуется узнать в задаче
II – через х выражается все остальное
III – составляется уравнение с помощью предложений в которых есть фразы «больше, меньше, во…, на…» Например: если х больше у на 10, то уравнение будет таким
х= у + 10
Цель учащихся научиться применять алгоритм решения задач с помощью уравнений для составления уравнения к любой задачи.
Познавательные-
выбор эффективных
способов решения задач, анализ
объектов для выделения свойств и признаков объектов, построение логической цепи рассуждения.
Регулятивные –
выявление объективной учебной информации
Коммуникативные—
использовать речевые средства для дискуссии и аргументации.
4. Разбор решения задачи 1 п.7.6 из учебника.
Решить задачи № №758(а), 759(а), 760(а), 762(а), 763(а).
Задачи №760 и 763 решают в парах
Карточка № 2 для каждой пары своя задача
Дети проводят работу по составлению и решению уравнений по условию задач на движение.
Карточку 2 решают дети в группах по 4 ученика. Затем защищают свое решение. Чтобы затратить меньше времени, дети свое решение показывают через документ- камеру
Познавательные-
выбор эффективных способов решения задачи,
рефлексия способов и условий действий.
Регулятивные-
контроль усвоения учебной информации
Коммуникативные-взаимоконтроль, работа в парах
5. Заключительный этап
Решаем старинную задачу: В 1881г. была найдена зарытой в земле близ Бахшали (северо-западная Индия) рукопись неизвестного автора, которая, как полагают, относится к VI-VIII вв. В этом памятнике, написанном на березовой коре и известным под названием ”Бахшалийской рукописи”, содержится такая задача:
“Из четырех жертвователей второй дал вдвое больше первого, третий – втрое больше второго, четвертый – вчетверо больше третьего, а все вместе дали 132. Сколько дал первый?”
Решение:
Пусть первый дал х то следующие дали 2х, 6х, 24х, все же вместе дали 132.
х+2х+6х+24х=132
33х=132
х=4
Следовательно, первый дал 4, второй 8, третий 24, четвертый 96.
Познавательные-
выбор эффективных способов решения задачи,
рефлексия способов и условий действий.
Регулятивные-
самодиагностика и коррекция собственных учебных действий.
Коммуникативные-взаимоконтроль,
6. Подведение итогов урока. рефлексия
Ответы учащихся. В соответствии с целью урока
Познавательные—
рефлексия способов и условий действия.
Регулятивные-
оценивание результатов выполненной деятельности.
Коммуникативные-
использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
7. Домашнее задание. №№№ №758(б), 759(б), 760(б), 762(б), 763(б).
Карточка 1. Решить уравнения:
1) 3х + 2 =11.
2) 5(х – 3) + 2 = 3 (х – 4) + 2х ‒ 1.
3) 2 (х + 3) = 5 – 6х.
4) – 6 (5 – 3х) = 8х – 7.
5) 5(x — 2) = 45
Карточка 2. Решить задачу:
I. За 9 ч по течению реки теплоход проходит тот же путь, что за 11 ч против течения. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 2 км/ч.
II. На солнышке грелось несколько кошек. У них лап на 10 больше, чем ушей. Сколько кошек грелось на солнышке?
III. (Старинная задача.) Послан человек из Москвы в Вологду и велено ему проходить во всякий день по 40 вёрст. На следующий день вслед ему был послан другой человек и велено ему проходить по 45 вёрст в день. Через сколько дней второй догонит первого?
IV. От турбазы до привала туристы шли со скоростью 4,5км/ч, а возвращались на турбазу со скоростью 4км/ч, затратив на обратный путь на 15 мин больше. На каком расстоянии от турбазы был сделан привал?
V. (Задача С.А. Рачинского.) Я дал одному ученику 3 ореха, а всем остальным по 5 . Если бы я всем дал по 4 ореха, у меня осталось бы 15. Сколько было орехов?
Решения:
№758(а)
х – (км/ч) – скорость туриста
(х + 10) –(км/ч) – скорость велосипедиста
0,5х(км) – прошел турист до встречи
0,5(х + 10)(км) – проехал велосипедист до встречи
0,5х + 0,5(х + 10) = 9
х = 4
4 км/ч – скорость туриста
Ответ: 4 км/ч
№759(а)
х – (км/ч) скорость пассажирского поезда
(х – 30) –(км/ч) – скорость электропоезда
2х –(км) — проехал до разъезда п.п.
2(х – 30) –(км) — проехал до разъезда эл.п.
2х + 2(х – 30) = 300
х = 90
2х = 180(км) – расстояние от А до разъезда
2(х – 30) = 120(км) — расстояние от В до разъезда
Ответ: 180 км от А, 120км от В
№ 760(а)
х – (км/ч) скорость 1 поезда
(х + 20) –(км/ч) – скорость 2 поезда
3х –(км) — проехал 1 поезд.
3(х + 20) –(км) — проехал до разъезда эл.п.
Всего проехали 480 км
3х + 3(х + 20) = 480
х = 70(км/ч) скорость 1 поезда
70 + 20 = 90(км/ч) – скорость 2 поезда
Ответ: 70 км/ч, 90км/ч.
№ 762(а)
х км/ч – скорость течения реки
(30 + х) (км/ч) – скорость катера по течению реки
(30 — х) (км/ч) – скорость катера против течения реки
3,5(30 + х) (км) – прошел катер по течению реки
4(30 — х) (км) – прошел катер против течения реки
3,5(30 + х) = 4(30 — х)
х = 2(км/ч) – скорость течения реки
3,5 * (30 + 2) = 112 (км) прошел катер по течению реки
Ответ: 2км/ч, 112км
№763(а)
х(ч) – плыла лодка по течению реки
(8 – х) (ч) – плыла лодка против течения реки
8 + 2 = 10(км/ч) –скорость лодки по течению реки
8 – 2 = 6(км/ч) – скорость лодки против течения реки
10х(км) – проплыла лодка по течению реки
6(8 – х) (км) — проплыла лодка против течения реки
10х = 6(8 – х)
х = 3(ч) – плыла лодка по течению реки
10 * 3 * 2 = 60(км) – проплыла лодка всего
Ответ: 3 часа, 60км.
Решение задач карточки 2
I.
х(км/ч) – собственная ск. теплохода
(х + 2)(км/ч) – скорость тепл-да по течению реки
(х – 2)(км/ч) – скорость тепл-да против течения реки
9(х + 2)(км) – прошел тепл-д по течению реки
11(х – 2)(км) – прошел тепл-д против течения реки
9(х + 2) = 11(х – 2)
х = 20(км/ч) – собственная скорость теплохода
Ответ: 20 км/ч.
II.
х(кошек) – грелось на солнышке
2х-было ушей
4х – было лап
4х = 2х + 10
х = 5(кошек) грелось на солнышке
Ответ: 5 кошек
III.
х (дней) – первый шел до встречи
(х -1) (дней) – второй шел до встречи
40х (верст) – прошел первый
45(х – 1) (верст) – прошел второй
40х = 45(х -1)
х = 9
через 9 дней после выхода первого второй его догонит
Ответ: через 9 дней
IV.
х(ч) – туристы шли до привала
(х + 15/60)(ч) = (х + 0,25) (ч) – туристы шли обратно
4,5х(км – туристы прошли до привала
4(х + 0,25)(км) – туристы прошли до турбазы
4,5х = 4(х + 0,25)
х = 2(км) от турбазы был сделан привал
Ответ: 2 км.
V.
х (учеников) всего
(х – 1) учеников получили по 5 орехов
3 + 5(х – 1)(орехов) – было всего
4х(орехов) — получили бы все ученики
3 + 5(х – 1) = 4х + 15
х = 17
4 * 17 + 15 = 83(ореха)
Ответ: 83 ореха.
infourok.ru
Решение задач с помощью уравнений. 7-й класс
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока:
- закрепление умения решать текстовые задачи с помощью уравнений;
- проверить уровень усвоения;
- развитие правильной математической речи;
- воспитание критичного отношения к себе.
Планируемые результаты:
- предметные: уметь применять алгоритм решения задач с помощью составления уравнений; уметь решать текстовые задачи с помощью уравнений; уметь работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
- личностные: уметь слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, дополнять и исправлять ответы других учащихся; способность сопереживать радость, удовольствие от верно решенной задачи; понимать смысл поставленной задачи;
- метапредметные: способность самостоятельно ставить цели учебной деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, владение основами самоконтроля, самооценки.
Познавательные УУД: анализировать и осмысливать текст задачи, применять алгоритм решения текстовых задач с помощью уравнений.
Регулятивные УУД: работать по алгоритму, сверять свои ответы с ответами одноклассников.
Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения, участвовать в диалоге, работать в группах.
В результате у учащихся формируются такие качества личности, необходимые в современном обществе, как интуиция, логическое мышление, определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Задачи:
- образовательные: продолжить формировать умение решать текстовые задачи;
- воспитательные: умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; прививать учащимся умение аргументировать свое мнение, повышая самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль; требовательное отношение к себе и своей работе;
- развивающие: развитие навыков и способностей критического мышления; развитие у детей способности рассуждать.
Тип урока: урок закрепления знаний и умений.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Необходимое оборудование: доска, интерактивная доска, компьютер, карточки для коммуникации.
Ход урока
1. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, предлагает обучающимся поделиться своим настроением с помощью карточек для коммуникации.
Доброе утро, садитесь. С каким настроением вы пришли ко мне на урок? Надеюсь, что с урока вы уйдёте с хорошим настроением и новыми знаниями.
Учащиеся слушают учителя, поднимают карточки.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Кто может сказать, чем мы с вами занимались на прошлом уроке?
Правильно. Мы начали с вами применять уравнения для решения задач.
- Как вы считаете, достаточно ли вами решено задач? (Нет).
- Какая цель может быть у нас сегодня? (Закрепить умение решать текстовые задачи с помощью уравнений).
- Что для этого необходимо? (Продолжить решать текстовые задачи на эту тему).
Сегодня на уроке мы продолжим решать задачи с помощью уравнений. Работать вы будете в группах, а это значит, что нужно активно участвовать в совместной работе, внимательно выслушивать каждого члена группы, не перебивать собеседника, не смеяться над ошибками других, а помочь им в работе. В конце урока каждый получит оценку за свою работу.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя и формулируют цель и задачи урока.
3. Устная работа
Проверим сначала, как вы научились решать линейные уравнения и составлять их по условию задачи? (Да).
Задания проецируются на экран. Презентация, слайд № 2.
№ 1. Составьте уравнение по условию задачи:
- В первой бригаде на 5 рабочих больше, чем во второй. Сколько рабочих в каждой бригаде, если всего в двух бригадах 77 человек?
- Длина прямоугольника в 2 раза больше ширины, а его периметр равен 138 см. Найдите размеры прямоугольника.
№ 2. Решите уравнение:
- 5 – 2х = 0;
- х – 8 = -4х – 9.
Учащиеся работают фронтально, выполняют предложенные задания.
4. Работа в группах
Повторение алгоритма решения задач с помощью уравнений. Перед вами на интерактивной доске алгоритм решения задач с помощью уравнения. Вам нужно найти ошибки и исправить их:
1. Обозначают все неизвестные числа буквой и, используя условие задачи, составляют уравнение.
2. Решают это уравнение.
3. Записывают полученный результат в ответ задачи.
Каждая из групп находит ошибки и подзывает учителя, даёт правильный ответ, потом ответ проверяется с помощью слайдов презентации.
5. Физкультминутка
Перед тем, как продолжить нашу работу, давайте немного передохнём.
— Встали. Потянулись. Поиграем в «Карлики – великаны».
6. Работа в группах
Решение задач
Каждая из групп решает задачу, показывает своё решение учителю, потом решение проверяется с помощью слайда презентации.
Задача 1: Три школы получили 70 компьютеров. Вторая школа получила на 6 компьютеров больше первой, а третья – на 10 компьютеров больше второй. Сколько компьютеров получила каждая школа?
Задача 2 (на движение): За 9 ч по течению реки теплоход проходит тот же путь, что за 11 ч против течения. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 2 км/ч.
7. Информация о домашнем задании
Решить задачи из учебника:
На свитер, шапку и шарф израсходовали 555 г шерсти, причём на шапку ушло в 5 раз меньше шерсти, чем на свитер, и на 5 г больше, чем на шарф. Сколько шерсти израсходовали на каждое изделие?
Можно ли 59 банок консервов разложить в три ящика так, чтобы в третьем было на 9 банок больше, чем в первом, а во втором – на 4 банки меньше, чем в третьем?
Тем, кому интересно, предлагаю решить старинную задачу:
Послан человек из Москвы в Вологду и велено ему проходить во всякий день по 40 верст. На следующий день вслед ему был послан другой человек и велено ему проходить по 45 верст в день. Через сколько дней второй догонит первого?
8. Рефлексия
С каким настроением вы заканчиваете урок? Покажите карточкой.
Предлагаю каждой группе написать на листочках ответы на следующие вопросы:
- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось на уроке?
9. Подведение итогов
Оценивается работа каждого обучающегося, выставляются оценки.
Список литературы и источников Интернета.
- Учебник для общеобразовательных организаций. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова; под ред. С.А.Теляковского. – М. : Просвещение, 2014.
- https://xn--80aa2aegbj2f.xn--p1ai/publications/igry-na-trave/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BC.%D1%80%D1%84/publications/igry-na-trave/
urok.1sept.ru
Конспект урока алгебры в 7 классе «Уравнения. Решение задач на составление уравнений»
Тема: Уравнения. Решение задач на составление уравнений
1) Организационный этап.
Приветствие, проверка присутствующих.
Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Математику не зря называют «царицей наук», ей больше, чем какой-либо другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики — любознательность. Постараемся доказать это на уроке. Скажите, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Уравнения. Решения задач с помощью уравнений). Посмотрите на экран, решали ли мы такие уравнения? (Ответы учащихся: да, решали). А такие? А хотели бы проявить любознательность и решить похожее уравнение? Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Предполагаемые цели ученика: научиться решать уравнения более сложные, чем те, способы решения которых ему известны.)
Мы изучили очень важную главу в курсе алгебры «УРАВНЕНИЯ». Вы знаете и умеете решать уравнения, приводимые к линейным, составлять различные уравнения по условию задачи. Знания не только надо иметь, но и надо уметь их показать, что вы и сделаете на сегодняшнем уроке, а я вам в этом помогу.
Итак, цель нашего урока: Повторение и закрепление полученных знаний по теме «Уравнения. Решение задач на составление уравнений», применение полученных знаний к решению уравнений и задач различного уровня сложности.
Откройте тетради, запишите число, тему. Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «Уравнения. Решение задач на составление уравнений».
3) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Начнём урок с проверки домашнего задания, потому что, чтобы узнать что-то новое, необходимо повторить уже изученный материал. У кого возникли трудности при решении домашнего задания? Все справились? Нет таких. А мне интересно, как вы справились с №157.
№157. Старинная задача. Послан человек из Москвы в Вологду и велено ему проходить во всякий день по 40 вёрст. На следующий день вслед ему был послан другой человек и велено ему проходит по 45 вёрст в день. Через сколько дней второй догонит первого?
Решение. Пусть второй человек догонит первого через х дней, тогда за эти дни он пройдет 45х верст. Первый человек, так как он шел на день дольше, пройдет 40(х + 1) верст. Зная, что они пройдут одинаковое расстояние, составим и решим уравнение:
х = 8.
Значит, второй человек догонит первого через 8 дней.
+ если ваши решения совпадают с решениями на доске
— если есть ошибки и вы не понимаете, почему не так
№150, №151, №153, №163.
4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)
1. Корнем уравнения называется…
2. Решить уравнение — …
3. Равносильные уравнения — …
4. Линейное уравнение с одной переменной — …
Задание 1. Запишите в виде выражения:
г) произведение суммы чисел a и b и числа с.
Задание 2. Установить соответствие между уравнением и его решением.
Ребята, у нас началась творческая работа. Был объявлен конкурс на составление уравнения. По итогам конкурса я предоставлю слово Мелешко Дарье, так как, на мой взгляд, её уравнение более сложное из всех представленных. Все остальные уравнения я также оценила, и мы будем рассматривать их на следующих уроках в качестве повторения темы.
(На слайде представлено уравнение, которое я составила самостоятельно. Так как в 5 классе мы решали уравнения с натуральными числами, дробями, в 6м – с использованием свойств сложения и вычитания, а также уравнения с пропорцией, у меня возникла идея, что получится, если соединить все те уравнения, которые мы решали в прошлых классах. И вот что у меня получилось:
Я предлагаю приступить к решению, в качестве подсказки на слайде выделено место для фиксирования промежуточного результата.)
Задание 3. Решить уравнение:
Ответ:
(57х — 6)/3 = 39 (х + 2)
Уравнение для Даши:
Ответ: 733/2000
Прежде чем приступить к решению задачи, давайте повторим этапы решения.
Задание 4. Расставить этапы решения задачи с помощью уравнения по порядку.
Задание 5. Задача. Из двух городов, расстояние между которыми равно 270 км, выехали одновременно навстречу друг другу автомобиль и автобус. Через 2 ч после начала движения расстояние между ними составляло 30 км. Найдите скорость автомобиля и автобуса, если скорость автомобиля на 10 км/ч больше скорости автобуса.
Решение с помощью презентации, уравнение решают самостоятельно.
(2х + 10) · 2 = 270 – 30,
(2х + 10) · 2 = 240,
2х + 10 = 120,
2х = 110,
х = 55.
Значит, скорость автобуса 55 км/ч, а скорость автомобиля – 65 км/ч.
Ответ: 55 км/ч, 65 км/ч.
Физкультминутка
Цель: снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
Упражнения:
1) «Черепаха»: наклоны головы вперед -назад.
2) «Маятник»: наклоны головы вправо-влево.
3) «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
4) «Сова»: поворот головы вправо-влево.
5) «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.
6) «Тянемся — потянемся»: руки вверх, вытягиваем позвоночник.
А теперь займемся решением задач
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Задача, составленная Соловьевой Юлией.
(Изучив все предложенные задачи в учебнике, я составила следующую задачу:
В магазин фруктов привезли ящики с бананами, апельсинами, грушами и персиками. Ящиков с грушами было на 20 штук меньше, чем ящиков с апельсинами и в 4 раза меньше, чем ящиков с персиками. Ящиков с бананами привезли в 3 раза больше, чем ящиков с апельсинами и грушами вместе. Найти, сколько всего ящиков привезли, если ящиков с бананами и грушами было на 50 штук больше, чем ящиков с персиками и апельсинами.
В качестве подсказки, я представляю схему условия, которую необходимо дополнить.)
Задача 6. В магазин фруктов привезли ящики с бананами, апельсинами, грушами и персиками. Ящиков с грушами было на 20 штук меньше, чем ящиков с апельсинами и в 4 раза меньше, чем ящиков с персиками. Ящиков с бананами привезли в 3 раза больше, чем ящиков с апельсинами и грушами вместе. Найти, сколько всего ящиков привезли, если ящиков с бананами и грушами было на 50 штук больше, чем ящиков с персиками и апельсинами.
Ответ: 140 ящиков
Уравнение (3(2х + 20) + х) – 50 = 4х + х + 20
Х = 5.
Груши – 5 шт., апельсины – 25 шт., персики – 20 шт., бананы – 90 шт.
Задача для Юли: Петя, Саша и Маша решали задачу. Петя решил её быстрее всех. Саша решил задачу только через 10 минут после того, как её решил Петя, а Маша решила задачу через 20 минут после того, как её решил Саша. Сколько минут решала задачу Маша, если эту задачу ребята решили ща 49 минут?
Уравнение: х + х + 10 + х + 10 + 20 = 49.
Ответ: Петя за 3 минуты, Саша за 13 минут, Маша за 33 минуты.
Самостоятельная работа
Ответы зафиксировать с помощью системы Mimio Vote.
1. Укажите уравнение, корнем которого является число 3.
А) (х — 3)(х + 3) = 2
Б) (х + 3)2 = 0
В) (х + 2)(х — 1) = 10
Г) |х| = -3
2. Какое из следующих уравнений имеет корни?
А) х + 2 = х + 3
Б) |x + 2| = -2
В) х2 = 0
Г) х2 = -4
3. Составьте по условию задачи уравнение, обозначив буквой х количество конфет, которые съела Алена.
Три подружки съели 23 конфеты. При этом Тамара съела в 3 раза больше конфет, чем Алена, но на 2 конфеты меньше, чем Наташа. Сколько конфет съела Алена?
А) 3х + 2 =23
Б) 7х + 2 = 23
В) 3х – 2 = 23
Г) 7х – 2 = 23
4. Укажите уравнение, которое не является линейным уравнением с одной переменной.
А) х(х — 5) = 0
Б) 2х + 3 (х — 4) = 5
В) 0,3 (х — 4) = 0,5 (х + 1)
В) x – 1 = 2 (x — 4)
5. Решите уравнение 0,3х – 0,45 = 0.
А) -15
Б) 15
В) 1,5
Г) -1,5
6. Укажите, при каком значении а уравнение ax – 5 = 0 имеет один корень.
А) а ≠ 0
Б) а = 0
В) а = 5
Г) нет таких значений а
7. Укажите, при каком условии уравнение a·x = 0 имеет бесконечно много корней.
А) а ≠ 0
Б) а = 0
В) а = 5
Г) нет условий
8. Выясните, какие из следующих уравнений равносильны:
1) х2 = 25; 2) х – 5 = 0; 3) (х — 5)(х + 5) = 0.
А) 2 и 3
Б) 1 и 2
В) 1, 2 и 3
Г) 1 и 3
9. Решите уравнение Укажите два целых числа, между которыми находится его корень.
А) 0; 1
Б) 3; 4
В) -4; -3
Г) -1; 0
10. Составьте уравнение к задаче, обозначив буквой х собственную скорость теплохода.
Расстояние от одной пристани на реке до другой теплоход проходит за 6 часов, а обратно за 5 часов. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки равна 2 км/ч.
А) 6х = 5(х + 2)
Б) 6(х + 2) = 5(х — 2)
В) 6(х — 2) = 5х
Г) 6(х — 2) = 5(х + 2)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
I уровень — №246, №248, №252.
II уровень — №1188, №1189.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Наше занятие подходит к концу. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением).
Вам для этого помогут слова:
1. Было интересно …
2. Было трудно …
3. Я выполнял задания …
4. Я понял, что …
5. Теперь я могу …
6. Я научился …
7. У меня получилось …
9. Я смог …
10. Меня удивило …
11. Мне захотелось …
12. Я попробую…
Резервные задания:
1. Верно ли решено уравнение
2. Правильно или неправильно составлено уравнение по условию задачи?
Обозначение неизвестногоУравнение
Верно/
неверно
1.
Расстояние от А до В автомобиль проехал за 2 часа, а грузовик за 2,5 часа. Чему равно расстояние от А до В, если известно, что скорость автомобиля была на 20 км/ч больше скорости грузовика?
х (км/ч) – скорость грузовика
2,5х = 2(х + 20)
+
2.
Сумма трёх чисел равна 92. Второе число меньше первого в 2 раза, больше третьего на 12. Найдите эти числа.
х – второе число
2х + х + (х + 12) = 92
—
3. Старинная задача
Уже около 4000 лет назад вавилоняне и египтяне решали разные задачи землемерия, строительства и военного дела с помощью уравнений. Уравнение первой и второй степеней умели решать в древности также китайские и индийские ученые.
Задача Бхаскара (крупнейший индийский математик и астроном XII века).
Некто сказал другу: «Дай мне 100 рупий, и я буду вдвое богаче тебя». Друг ответил: «Дай ты мне только 10, и я стану в 6 раз богаче тебя». Сколько было у каждого?
Решение:
170; 40. Вводя вспомогательное неизвестное, Бхаскара принимает, что первый имеет 2х – 100, тогда по условию задачи второй имеет х+100. Второе условие приводит к уравнению.
6(2х-100-10)=х+100+10, откуда х=70.
infourok.ru
Учебно-методический материал по алгебре (7 класс): Решение задач с помощью уравнений
ФИО: ЖиленкоЛилия Евгеньевна
Должность: учитель математики
Место работы: ГБОУ школа №480 г.Санкт-Петербург
Предмет: алгебра
Тема урока: «Решение задач с помощью уравнений»
Цель урока: создание условий для осознанного и уверенного владения навыком составления уравнений при решении текстовых задач.
Техническое обеспечение:
Алгебра 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2018 г.
Задачи:
— образовательные (формирование познавательных УУД):
создать условия для формирования умений решать задачи с помощью уравнений, выполнять действия по нахождению неизвестных компонентов уравнений, составлять план решения задач по заданным условиям и в жизненных ситуациях составлять собственные задачи по заданным условиям; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении уравнений и задач.
— развивающие (формирование регулятивных УУД)
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; фиксировать собственные затруднения на уроке; проводить рефлексию собственной деятельности и деятельности группы; находить информацию; осуществлять контроль правильности действий; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными
— воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
научить слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оценивать работу участников группы в тактичной форме, отражать результаты в устной и письменной речи, соблюдая правила речевого этикета, уметь использовать знаково-символические средства, воспитывать ответственность и аккуратность.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая.
Ход урока
1. Организационный момент.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушайте внимательно,
Пойметё обязательно.
Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.
2. Мотивация урока.
Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле?
Выслушиваются варианты ответов учеников.
Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный писатель М. Горький: «Знание — это абсолютная ценность нашего времени. Нет силы более могучей, чем знание, человек, вооруженный знанием, — непобедим». Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
3. Постановка целей урока.
Ребята. Сегодня мы с вами будем решать задачи. Это уже не ново для вас, мы решали задачи на вычисление периметра и площади прямоугольника, на нахождение части от числа и числа по его части, на движение и многие другие. А вот каким способом решения мы займемся сегодня – нам поможет узнать следующее задание.
Разгадайте ребус.
Итак, сегодня мы займемся решением задач с помощью уравнений. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научиться правильно составлять уравнения? Такой приём мы уже применяли при решении задач «по действиям».
Ученики в процессе обсуждения приходят к мнению, что нужно попробовать самим составлять задачи.
Значит, сегодня на уроке перед нами стоят следующие задачи.
С помощью учеников учитель формулирует задачи урока. Вот возможные варианты.
- Учиться составлять уравнения к задачам.
- Учиться составлять задачи.
- Учиться определять тип задач.
Запишите в тетради тему урока: «Решение задач с помощью уравнений».
4. Устная работа.
Задание 1. Какое слово лишнее?
А) Километр, метр, сантиметр, длина, миллиметр, дециметр.
Б) Тонна, центнер, масса, грамм, пуд.
В каком отношении находится лишнее слово в каждом из списков?
Задание 2. Решить уравнения, повторяя правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя.
а) х + 23=48; в) 10 – х = 2; д) х : 10 = 4;
б) у – 10 = 28; г) 72 : у =9; е) 25х = 75.
5. Изучение нового материала.
Задание 1.
В одном бидоне х л, а в другом – у л молока.
1. Расшифруйте выражения:
а) х + у
б) x + 4
в) y – 1
г) x – y
2. Расшифруйте равенства:
а) х + у = 70
б) x + 9 = y
в) 3x = y
г) x – 15 = y + 25
Задание 2. Решите задачу.
Поле площадью 28 га разделили на два участка. Найдите площадь каждого участка, если известно, что один из участков на 4 га больше другого.
Разбор задачи.
О чем говориться в задаче? (Предполагаемый ответ: в задаче говорится о поле)
На какие части можно условно разделить поле в задаче? (I участок, II участок)
Какая величина характеризует поле? (Площадь поля)
В чем она измеряется? (Гектарах)
Какова площадь поля? (28 га)
Какова площадь первого участка? (Неизвестна)
Какова площадь второго участка? (Неизвестна)
Какова зависимость между неизвестными величинами? (Площадь первого поля на 4 га больше площади второго участка)
Если в задаче неизвестны значения каких-либо величин, но известна зависимость между ними, то задачу можно решать с помощью составления уравнения. Для этого необходимо ввести переменную и составить уравнение.
Решение.
Пусть х га площадь второго участка, тогда х + 4 площадь второго участка. Зная что, площадь всего поля 28 га, составим уравнение.
х + х + 4 = 28
х + х = 28 – 4
2х = 24
х = 24 : 2
х = 12
Значит 12 га площадь второго участка.
12+4 = 16 (га) площадь первого участка.
Ответ. 12 га и 16 га.
Ребята, каким образом поступают при решении задач с помощью уравнений?
- Обозначают некоторое неизвестное число буквой, и, используя условие задачи, составляют уравнение.
- Решают уравнение.
- Истолковывают полученный результат в соответствии с условием задачи.
6. Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
7. Закрепление изученного материала.
Задание 1. Составьте несколькими способами уравнение для решения задачи.
Мотоциклист движется навстречу автобусу. Сейчас между ними расстояние 90 км. Они встретились через 1 час. Найдите скорость автобуса, если она больше скорости мотоциклиста в 2 раза.
Проверим решение задачи.
Пусть х км/ч- скорость мотоциклиста, тогда 2х км/ч – скорость автобуса.
Путь, который прошёл автобус: х∙1= х (км).
Путь, который проделал мотоциклист 2х∙1= 2х (км).
По условию задачи весь путь равен 90 км.
Возможные уравнения:
2х + х = 90
90 – х = 2х
90 – 2х = х
Какое из уравнений является самым простым для решения?
Решить № 34(чет),№37(чет)
8. Рефлексия.
Наше занятие подходит концу. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением).
Вам для этого помогут слова:
Я узнал…
Я почувствовал…
Я увидел…
Я сначала испугался, а потом…
Я заметил, что …
Я сейчас слушаю и думаю…
Мне интересно следить за…
9. Домашнее задание.
Для обязательного выполнения № 113,115
nsportal.ru
Решение задач с помощью уравнений (7 класс)
Решение задач с помощью уравнений-
7 кл.
Учитель Хренкова Г.Г.
Устный счет
Найди ошибку!
8х+40=8(х+2)+24;
8х+40=8х+16+24;
8х-8х=16+2 4 — 40;
0х=0;
х — любое число.
8х+40=8(х+2)+24;
8х+40=8х+16+24;
8х-8х=16+24 + 40;
0х=80.
уравнение корней не имеет.
Задача №1
Пусть Х- вес пустой коробки,
Пустая коробка в 4 раза легче коробки с сахаром
Тогда вес коробки с сахаром 4Х
Решение:
4х+4х+0,1=х+1+0,5;
С
С
А
А
Х
Х
А
А
р
р
4х+4х-х=1,5-0,1;
С
А
Х
А
р
1кг
7х=1,4;
500г
100г
х=1,4:7;
х=0,2;
0,2(кг) — пустая коробка,
Сколько весит сахар ?
0,2∙4=0,8(кг) -коробка с сахаром,
0,8-0,2=0,6(кг) — сахар.
Ответ: 0,6кг
Задача №2
Дано: АВСD – прямоугольник,
Р(АВСD)=64см,
АВ ‹ ВС на 8см.
1. 2х+2(х+8)=64;
Х+8
В
С
2. (х+х+8) 2=64 .
Х
D
А
Х = 12,
Значит одна сторона 12 см,
а вторая 12 + 8 = 20 (см)
Найти стороны ABCD
Составьте уравнение к задаче двумя способами.
Задача №3
Составить условие задачи по уравнению:
а) х+2х=15;
б) х +(х-2)=18.
По шоссе идут две автомашины с одной и той же скоростью.
Если первая увеличит скорость на 20 км/ч, а вторая уменьшит на 20 км/ч,
то первая за 2 ч пройдёт столько же, сколько вторая за 3 ч.
С какой скоростью идут автомашины?
Пусть х км/ч- скорость каждой машины.
1.
v,км/ч
t,ч
(х+20)
2.
(х-20)
S,км
2
3
(х+20)2
(х-20)2
По условию задачи, автомашины проехали одинаковое расстояние.
(х+20)2=(х-20)3;
2х+40=3х-60;
2х-3х=-60-40;
-х = -100;
Х=100;
100 км/ч-скорость каждой автомашины.
Ответ: 100 км/ч
Проверь себя!
В двух сараях сложено сено, причём, в первом сарае в 3 раза больше, чем во втором. После того, как из первого сарая увезли 20 т сена, а во второй привезли 10 т, в обоих сараях сена стало поровну. Сколько всего тонн сена было в сараях первоначально?
Пусть х т сена было во II сарае,
тогда (3х) т сена было в I сарае, а (3х-20) т стало в Iсарае,
(х+10)т стало во II сарае.
Известно, что в сараях сена стало поровну.
3х-20=х+10;
3х-х=10+20;
2х=30;
х=15; 15(т) было во II сарае;
15 ∙3=45(т) было в I сарае.
Ответ: 45 т
Дополнительные задания
Решите уравнения:
-2х=14;
3х=0;
0х=0;
0х=12;
(х-6)(х+11)=0;
Х(х+3)(х-1)=0.
kopilkaurokov.ru