Задачи по физике на движение 7 класс с решением – Конспект «ЗАДАЧИ на движение с решением»

Содержание

Физика 7 класс. Решение задач по теме «Равномерное прямолинейное движение»

равномерное приямолинейное движение авто
В этой статье мы разберем несколько типовых задач по теме различных уровней сложности.

Другие задачи на тему  «Равномерное прямолинейное движение» смотрите в этом разделе!

Доброго времени суток, дорогие семиклассники и те, у кого есть вопросы по задачам!
Итак, для решения задач на данную тему нам понадобятся следующие формулы:
skorost ravn pryam dvigh
перемещение при равномерном прям движ
vremia ravnom pram dvigh

Начнем с самого простого:
«Пассажирский поезд, двигаясь равномерно, за 30 мин прошел путь 30 км. Какова скорость поезда?»

1) В данном случае, рациональнее всего будет представить 30 минут как 1/2-ую часа.
2) Проведем наисложнейший расчет по первой формуле: 30/ (1/2)= (30*2)/1= 60 км/ч
Ответ: 60 км/ч
Все подобные задачи решаются путем подстановки нужных значений в формулу, поэтому смысла разбирать еще задачи такого уровня я не вижу.

Задачи следующего типа основываются на переводе величин в одну систему измерения и их дальнейшем сравнении/умножении/делении.

Задача на сравнение:

«Самолет летит со скоростью 900 км/ч. Является ли этот самолет сверхзвуковым? Скорость звука примите равной 330 м/с.»

1) Переведем 900 км/ч в м/с: (900км*1000м)/3600с= 250 м/с
2) Сравним 250 м/с и 330 м/с и поймем, что самолет летит не со сверхзвуковой скоростью.
Ответ: Нет, не является

Задача на перевод единиц и умножение: «Какое расстояние пролетает самолет за 1,5 мин, если он летит со скоростью 800 км/ч «

1) Переведем 1,5 минуты в часы: 60мин/1,5мин= 1\40, то есть 1,5минуты это одна сороковая часа
2) умножим 800 км/ч на 1/40 и получим 20 км
Ответ: 20 км

Перейдем к более сложным задачам
Расчетная задача: «Один велосипедист в течении 12 с двигался со скоростью 6 м/с, а второй проехал этот же путь за 9 с. Какой была скорость второго велосипедиста? «

1) Тк первый и второй велосипедисты прошли равные пути, то найдем путь с помощью первого и затем, зная путь, скорость второго.
12 с* 6 м/с= 72 м — их пути.
(72 м)/9 с= 8 м/с
Ответ: 8 м/с

Остальные задачи тоже сводятся к измерению пути/скорости/времени одного тела (по формуле, где все параметры известны), и с помощью полученных данных требуется провести расчеты для другого тела. Разобравшись в общем принципе, решение подобных задач не составит труда.

А теперь наиболее трудные задачи данной темы.
Классическая задача, которая присутствует практически в каждом задачнике: «Поезд длиной 240 м, двигаясь равномерно, въезжает на мост. С того момента, когда локомотив въехал на мост, до момента, когда с моста съехал последний вагон, прошло 2 мин. Какова скорость поезда, если длина моста 360 м?»

1)На этот раз, мы не обойдемся без рисунка:
поезд
2) По рисунку видно, что поезд, а точнее локомотив прошел путь равный длине моста + свою собственную длину. S= L+l, где L-длина моста, l-длина поезда S=240+360=600 м
3) Осталось разделить пройденный путь на время, предварительно переведя минуты в секунды. Получаем: 600м/120с=5м/с
Ответ: 5 м/с

Задача на относительность движения: «По параллельным путям в одну сторону движутся два электропоезда. Скорость первого поезда 54 км/ч, а второго — 10 м/с. Сколько времени будет продолжаться обгон, если длина каждого поезда 150 м?»

1) Для начала, переведем 54 км/ч в м/с. 54км*1000м/3600с = 15м/с
2) Самый главный вопрос задачи: выбор системы отсчета. Конечно, мы можем рассматривать движение поездов относительно какого-либо неподвижного объекта, но проще будет считать относительно более медленного поезда. Если принять, что поезд, имеющий скорость 10 м/с не движется, тогда второй поезд движется относительно первого со скорость равной 5 м/с (15 -10 =5)
3) Остается подсчитать сколько времени 2-ой поезд будет обгонять первый. (150 м) / (5 м/с) = 30 с
Ответ: 30 с
Вот собственно основные задачи по физике для 7-го класса. Надеюсь Вам было понятно решение, если остались вопросы, то спрашивайте в комментариях или в разделе «Отправить задачу«!. © RazborZadach.com

razborzadach.com

Физика 7 класс. Решение задач по теме «Неравномерное прямолинейное движение»


неравном движ

В этой статье мы решим задачи по физике на тему «Прямолинейное неравномерное движение»

Решение других задач по теме «Прямолинейное неравномерное движение» смотрите в этом разделе!

Для решения задач на неравномерное движение нам потребуется знание того, что: Средняя скорость при неравномерном движении равна отношению отрезков пути ко времени, за которое они были пройдены.

Начинаем, как всегда, с самого простого:

«Пешеход шел 1 ч со скоростью 4 км/ч, а потом 1 ч ехал на велосипеде со скоростью 16 км/ч. Какова средняя скорость на всем пути? «

Имеем два отрезка пути 1) 1 ч * 4 км/ч 2) 1 ч * 16 км/ч средняя скорость будет равна: (1*4+1*16)/(1+1)= 10 км/ч Ответ: 10 м/с
Самые простые задачи сводятся к подставлению известных значений в формулу. Не будем на этом задерживаться.

Немного посложнее:

«Вагон, двигаясь равномерно под уклон, проходит 120 м за 10 с. Скатившись с горки, он проходит до полной остановки еще 360 м за 1,5 мин. Определите среднюю скорость вагона за все время движения.»

Единственное, что может затруднить Вас в решении подобных задач — езда под уклоном. Траектория движения тела НЕ ВЛИЯЕТ на его среднюю скорость.
Все остальное решаем по формуле, предварительно переведя 1,5 минуты в 90 секунд. Средняя скорость = (120 + 360)/(90+10)= 4,8 м/с Ответ: 4,8 м/с

Похожая задачка: «Автомобиль проехал 200 км за 7 ч, а затем 5 ч ехал со скоростью 80 км/ч. Определите среднюю скорость автомобиля на всем пути.»

Пути будут следующие: 1) 200 км 2) 80 км/ч * 5 ч= 400 км Находим среднюю скорость: (200+400)/(5+7)= 50 км/ч Ответ: 50 км,ч

Задачи средней сложности:

«За первые 3 ч пешеход прошел 12 км, в следующие 2 ч его скорость составляла 3 км/ч, последний час он двигался со скоростью 2 км/ч. Определите среднюю скорость движения пешехода на всем пути.»

Пути пешехода: 1) 12 км 2) 2 ч* 3 км/ч = 6 км 3) 1 ч * 2 км/ч= 2 км Средняя скорость: (12+6+2)/(3+2+1)= 3,333333 км/ч = 3,3 км/ч Ответ: 3,3 км/ч

«Турист ехал на велосипеде 1 ч со скоростью 10 км/ч, затем 0,5 ч отдыхал, потом за 1,5 ч прошел 7,5 км пешком. Найдите среднюю скорость туриста на всем пути. «

Так как не сказано, нужно ли учитывать время остановки, то оно учитывается, но путь буден равен нулю. Пути пешехода таковы: 1) 1 ч* 10 км/ч= 10 км 2) 7,5 км Средняя скорость: (10+0+7,5)/(1+0,5+1,5)= 5,83333 км/ч= 5,83 км,ч Ответ: 5,83 км/ч

Задачи высокой сложности:
«Из одного пункта в другой мотоциклист двигался со скоростью 60 км/ч, а обратный путь им проделан со скоростью 10 м/с. Определите среднюю скорость мотоциклиста за все время движения.»

Для начала переведем 10 м/с в 36 км/ч
Мы не знаем путь, но можем записать формулу средней скорости, выразив путь туда как S, весь путь 2S. Тогда время движения туда S/(60 км/ч), а время движения обратно S/(36 км/ч). [center]Вынесем S и сократим его. Получаем уравнение следующего вида :[/center]
уравнение для средней скорости
Проводим расчет и получаем, что средняя скорость равна 45 км/ч Ответ: 45 км/ч

«Первую половину пути автомобиль шел со скоростью в 8 раз большей, чем вторую. Средняя скорость автомобиля на всем пути равна 16 км/ч. Определите скорость автомобиля на второй половине пути »

Запишем уравнение, аналогичное предыдущему, только с неизвестной скоростью, но известной ср. скоростью, сократим S и получим уравнение с одной неизвестной: [center]2задача на ср скор
Решим его и получим, что скорость на второй половине пути равна 9 км/ч Ответ: 9 км/ч

Итак, мы решили основные задачи на неравномерное движение. Если у Вас есть вопросы по разбору пишите в комментарии, а если Вы не можете решить задачу, раздел «Отправить задачу» Вам в помощь!

razborzadach.com

Методическая разработка по физике (7 класс) по теме: «Решение задач по теме «Механическое движение»» 7 класс

 Тема: «Решение задач по теме «Механическое движение»»

Цели:

  • Образовательные: повторить основные понятия, формулы, научиться решать задачи на формулы скорости, пути, времени при равномерном движении тел.
  • Развивающие: создать условия для развития у школьников речевых навыков, содействовать развитию способностей к анализу и синтезу, способствовать развитию умений находить связь между физическими величинами и представлять их графически.
  • Воспитательные: содействовать воспитанию уважения друг к другу, развитию умения сотрудничать, выслушивать товарища; создать условия для развития у школьников стремления к познанию.

Тип урока: урок решения задач.

Ход урока.

  1. Организационный

I I. Актуализация знаний

1.  повторение понятий: траектория, путь, скорость (слайд2)

2.  Вспомним формулы (проверка знаний формул, обозначений физических величин и их единиц измерения). (слайд 3)

                         

 А.              Обозначения            единицы  измерения

    Скрость

    Путь

    Время

            Б.                Ѵ=S/?                S=t∙?               t=   S/?

           В. Переведи в систему “СИ  (слайд 4)

I вариант

II вариант

5сут=

7 сут=

15 мин=

3 ч =

72 км/ч =

360 км/ч =

23км=

25см=

7,9 км/с =

6 км/мин =

                       

            I I I. Решение задач: 

                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                     

   А.  Устно (слайд 5)

  1. Относительно каких тел пассажир, сидящий в движущем вагоне, находится в состоянии покоя?
  2. Как называют линию, которую описывает тело при своем движении?
  3. Какое из перечисленных движений равномерное?

IV. Учимся решать задачи (слайд 6,7,8)

  1. Внимательно прочитать условие задачи                                                                                                        Какой путь пролетит самолёт, двигаясь со скоростью 720 км/ч за 30 мин? Изобразите графически (стрелкой) скорость самолёта.
  2. Выделить все физические величины                                                                                                                путь -неизвестен, скорость — 720км/ч и время -30мин  
  3. Записать условие задачи  и перевести в СИ  

 Дано:                         СИ                                                                                                                                                       Ѵ  = 720км/ч          20 м/с                                                                                                                                                     t=  30мин                 1800с                                                                                                                                                              

S=  ?                             ?  м      

  1. В решении записать основную формулу, подставить    данные в формулу и произвести необходимые вычисления. Записать ответ.        

   Дано:                         СИ          Решение                                                                                                                                             Ѵ  = 720км/ч          20 м/с          S= V ∙t                                                                                                                                          t=  30мин                 1800с         S= 20м/с ∙1800с =36000м=36 км                                                                                                                                                    

S=  ?                             ?  м          Ответ:36 км

V. Самостоятельно решить задачу (слайд 9)

   А)   От дома до школы расстояние 900 м. Этот путь ученик прошел за 15 мин. С какой средней

   скоростью   шел ученик?

Дано:         СИ                 Решение

 S=  

 t=  

 V=                              

       В)    Лифт поднимается равномерно со скоростью 3 м/с. На какую высоту он поднимется за 10 с?

 VI.  Графические задачи   (слайд10,11,12,

   

Задания уровня «А»

1. На рисунке 1 показан график зависимости пути равномерного движения тела от времени. По этому графику найдите:

— каков путь, пройденный телом за 8 с;

— чему равна скорость движения тела?

рис. 1

2. На рисунке 2 показан график зависимости пути равномерного движения тела от времени. По этому графику определите:

— каков путь, пройденный телом за 10 с;

— чему равна скорость движения тела?

3. На рисунке 3 показан график зависимости скорости равномерного движения тела от времени. По этому графику найдите:

— скорость движения тела;

— рассчитайте путь, который пройдет тело за 10 с.

Рис3

VII.  Подведение итогов

Что нового вы узнали на уроке? Что вызвало затруднение? Что осталось непонятным? Что заинтересовало?

Анализ и оценка успешности достижения целей урока.

Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке.

VIII.   Домашнее задание.(слайд 13)

Составить условие и решить задачу, используя данные:

1 ряд – путь 5 км;

2 ряд – время 32 часа;

3 ряд – средняя скорость 6 км/ч.

nsportal.ru

Примеры решения задач по физике для 7 класса — смешные и серьезные

Примеры решения задач по физике для 7 класса — смешные и серьезные

Задачи по физике — это просто!

Серьезные задачи по физике для 7 класса


Средняя скорость. Решение задач ………. смотреть

Плотность. Решение задач. 7 класс ………. смотреть

Механическое движение. Решение задач. 7 класс ………. смотреть

Сила тяжести, вес тела, сила упругости. Решение задач. 7 класс ………. смотреть

Смешные задачи для юных физиков Григория Остера


Как решить задачу по физике? ………. смотреть

Воздухоплавание ………. смотреть

Что изучает физика? ………. смотреть

Наблюдения, опыты, физические величины ………. смотреть

Строение вещества ………. смотреть

Диффузия. Агрегатные состояния ………. смотреть

Взаимодействие тел. Движение ………. смотреть

Взаимодействие тел ………. смотреть

Масса. Плотность ………. смотреть



Сила. Вес тела ………. смотреть

Силы в физике ………. смотреть

Трение ………. смотреть

Давление ………. смотреть

Сила тяжести ………. смотреть

Давление в жидкости и газе ………. смотреть

Давление. Барометр. Манометр. Насос ………. смотреть

Выталкивающая сила. Плавание тел ………. смотреть

Механическая работа ………. смотреть

Механическая мощность ………. смотреть

Простые механизмы ………. смотреть

Энергия ………. смотреть

Лабораторные работы ………. смотреть

Знаете ли вы?

Физиологи установили


… что работа дыхательных органов человека в течение суток достигает 20 тыс. килограммометров. 1 ватт-час соответствует 367 килограммометрам. Следовательно, суточной работы легких достаточно для накаливания 10-вт электрической лампы в течение 5,5 часа.

За сутки человек выдыхает в среднем 1—2 кг углекислого газа, а в год примерно полтонны. Таким образом, все человечество выдыхает ежегодно в атмосферу Земли около миллиарда тонн углекислого газа.

Возможно ли это?

Два человека рассуждали о том, какое светило, солнце или луна, заслуживает преимущества.

Один, не колеблясь, назвал солнце, но другой глубокомысленно заметил: а я так думаю, что луне принадлежит эта честь; что за важность светить, когда солнце, днем, когда и без того светло, а ведь месяц светит ночью, когда темно.

Скажи, могла бы светить луна, если бы не было солнца?

Некто утверждает, что в полдень 22 июня видел радугу на небе.

Возможно ли это?

Оказывается, радуга видна лишь тогда, когда высота солнца над горизонтом не превышает 42 градусов.

22 июня в полдень солнце стоит на небе выше, и нет возможности увидеть радугу.

Интересно, что с земли радуга выглядит обычно как часть окружности, а с самолета она может представлять собой и целую окружность!

class-fizika.ru

Решение задач на тему «Механическое движение». 7-й класс

Цели:

  • Образовательные: повторить основные понятия,
    формулы равномерного движения, закрепить навыки
    решения задач на формулы скорости, пути, времени
    при равномерном движении тел, изучить
    графическое представление движения.
  • Развивающие: создать условия для развития у
    школьников речевых навыков, содействовать
    развитию способностей к анализу и синтезу,
    способствовать развитию умений находить связь
    между физическими величинами и представлять их
    графически.
  • Воспитательные: содействовать воспитанию
    уважения друг к другу, развитию умения
    сотрудничать, выслушивать товарища; создать
    условия для развития у школьников стремления к
    познанию.

Ход урока



1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, предлагаю вам
составить сегодня на уроке осенний букет.

Осень – чудесная пора. Такая игра красок.
Солнышко уже обманчиво, светит, но не греет. Но от
солнечного света на душе всегда очень радостно.
Давайте перенесем этот свет и игру красок на наш
урок.

Сегодня в ходе урока мы должны закрепить навыки
работы по теме “Механическое движение”: перевод
единиц измерения физических величин в систему
СИ, расчет пути, скорости и времени движения, и
получить новые знания – научиться графически
описывать механическое движение.

На рабочих столах вы видите листы самоконтроля
и самооценки.

Лист самооценки и самоконтроля.

Фамилия, имя ______________________________






№ задания Оценка Затруднения, которые испытывал(а) при
выполнении задания
Задание №1    
Задание №2    
Задание №3    

Оценка за урок:

В этих листах в течение всего урока вы сами
будете оценивать выполняемые задания.

Итак, начнем.

2. Давайте вспомним основные понятия темы
“Механическое движение”.

Презентация.

Вопросы для фронтального опроса: (вопросы
выведены на мультимедийный экран – слайд №2)

  • Что называют механическим движением?
  • Приведите примеры механического движения.
  • Что такое траектория движения?
  • Какие виды прямолинейного движения существуют?

Учитель: Сегодня мы с вами порешаем
задачи на равномерное движение.

Назовите один из важных моментов при решении
задач. (умение переводить в систему СИ)

Давайте разомнемся.

Возьмите листочки с заданием №1 “Перевод в
систему СИ”








I вариант II вариант
2 ч = 30 мин =
400 см = 20 км =
7,9 км/с = 6 км/мин =
1 сут = 2 сут =  
72 км/ч = 108км/ч =

Проверим, как выполнено задание. (ответы
появляются на доске — слайд № 4)

На экране появляются ответы — слайд № 4)

Ребята оценивают себя сами — количество
правильных ответов соответствует оценке.
Полученную оценку ставят в листы самоконтроля и
самооценки.

Учитель: Чем отличается движение
различных тел?

Ученики: У всех тел различная
скорость.



Задание №2. (его можно выполнять в рабочих
тетрадях)  слайд №5.

Учитель: У кого самая большая
скорость? А у кого самая маленькая? Расставить в
порядке убывания скоростей.








Участник соревнований Скорость Скорость в м/с Место
Жираф 14,6 м/с    
Ласточка 175 дм/с    
Скворец 12360 дм/мин    
Заяц 72 км/ч    
Акула 8,3 м/с    

Ребята проверяют выполненное задание (слайд №6)
и в листах самоконтроля ставят оценку.








Участник соревнований Скорость Скорость в м/с Место
Жираф 14,6 м/с 14,6 м/с 4
Ласточка 175 дм/с 17,5 м/с 3
Скворец 12360 дм/мин 20,6 м/с 1
Заяц 72 км/ч 20 м/с 2
Акула 8,3 м/с 8,3 м/с 5

Учитель задает вопрос по интерактивной модели
(рисунок 1).

На предыдущем уроке мы установили, что все тела
могут двигаться равномерно или неравномерно.
Причем, они могут двигаться в разных
направлениях, быстро и медленно, замедляя или
ускоряя свое движение, проделывая разный путь.

 

Учитель: Чем отличаются движения
данных тел?

Учащиеся: Все тела прошли различное
расстояние, у всех тел разная скорость.

Учитель: Предлагаю посчитать скорость
всех тел и убедиться в том, что она,
действительно, разная. Вспомним, как рассчитать
скорость тела?

v = S / t

Расчет скорости на интерактивной модели.

В международной системе (СИ) за единицу
скорости принимают скорость такого равномерного
движения, при котором движущееся тело за 1
секунду проходит путь, равный 1 метру. Эту единицу
называют 1 метр в секунду и обозначают 1м/с.

В нашем примере поезд за 5 с проехал 100м,
велосипедист – 60 м, а муха пролетела 25 м.

Вычислите скорости движения этих тел.

К интерактивной доске выходят поочередно 3
учащихся и рассчитывают скорости движения
поезда, велосипедиста и мухи.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Ученики: Чем больше скорость движения
тела, тем больше пройденное телом расстояние.

Учитель: Как в математике называется
такая зависимость?

Ученики: Прямая зависимость.



3. Графическое представление движения.

Анализ графиков зависимости пути от времени и
зависимости скорости от времени.

Путь, пройденный телом, и скорость его движения
с течением времени могут изменяться. Поэтому для
большей наглядности эти изменения часто
изображают графически. Для построения графиков
на горизонтальной оси (абсцисс) откладывают
время, а на вертикальной оси (ординат) путь,
пройденный телом или его скорость. Тогда график
будет наглядно отображать зависимость пути от
времени или скорости от времени.

Посмотрите, как выглядят графики зависимости
пути от времени и скорости тела от времени при
равномерном движении.

Начертить графики в тетради.

Решим несколько задач письменно в тетрадях.



Задача 1. Какой путь пройдет трактор за 30
минут, двигаясь со скоростью 30 км/ч?



Задача 2. За какой промежуток времени,
плывущий по течению, плот пройдет 1 км, если
скорость течения 0,5 м/с?



Задача 3. Трактор за 5 минут проехал 600 м. Какой
путь он проедет за 0,5 ч, двигаясь с такой же
скоростью.

На листах самоконтроля поставьте оценку за
решение расчетных задач, а также итоговую оценку
за урок. Листы самоконтроля и самооценки сдайте.



4. Домашнее задание:

Придумать задачу на тему “Механическое
движение”



5. Рефлексия

Учитель: В начале урока мы с вами собирались
составить осенний букет. Предлагаю тем ребятам,
кто стал лучше разбираться в данной теме,
поставить кленовый листочек в вазочку.

Итог урока: Букет из осенних листьев
получился очень яркий и красивый.

Презентация

urok.1sept.ru

Задачи к уроку по теме «Механическое движение» 7 класс

7 КЛАСС.

1. МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Задача 1. Маленький кубик съезжает из точки А с горки (см. рис.1) и останавливается в точке В.

АС=СВ=50см

Путь, пройденный кубиком,

1) равен 100см, так же как и модуль перемещения

2) равен 100см, а модуль перемещения 89см

3) равен 89см, а модуль перемещения 100см

4) и модуль его перемещения не могут быть оценены на основании этих данныхhello_html_m166c88f3.png

hello_html_318fe0e6.png

Решение.

Шаг 1.

путь – это длина траектории, вдоль которой движется тело;

траектория – линия, вдоль которой движется тело;

перемещение – направленный отрезок, соединяющий начальное и конечное положение тела.

Шаг 2. Реконструкция текста: последовательность учебно-поисковых действий, открывающих смысловую часть задачи.

Определим пройденный путь и перемещение.

Выделим на рисунке траекторию движения тела. Становится очевидным, что

hello_html_181ccb2b.gif

Путь равен 100см

Модель 1

Изобразим вектор перемещения

hello_html_26223ef.gif

Зафиксируем единичный отрезок

hello_html_m5f25a28e.gif

На отрезке АВ укладывается около 9 единичных отрезков, следовательно, можно определить модуль перемещения, он равен примерно 90см.

Модель 2

Изобразим вектор перемещения hello_html_26223ef.gif

Достроим треугольник до прямоугольного hello_html_3a47eabc.gif

Измеряем катеты:

hello_html_308d161b.gif

По теореме Пифагора

Ответ: путь равен 100см, а модуль перемещения 89см

Рассмотрим примеры работы над текстом задачи при изучении темы «Движение и взаимодействие тел» (7 класс).

Задача 2. Один автомобиль, двигаясь со скоростью 12м/с в течение 10с, прошел такой же путь, что и другой за 15с. Какова скорость второго автомобиля, если он двигался равномерно?hello_html_m166c88f3.png

Шаг 1. Графическое кодирование текста задачи.

  • Ученик переписывает условие задачи в текстовой форме в тетрадь.

  • Ученик совместно с учителем графически выделяет слова, которые необходимо заместить символами и проговаривает вслух процедуру замены: выделим тела, о которых идет речь в задаче прямоугольниками, значения физических величин – овалами. Введем буквенные обозначения физических величин — , и т.д. Найдем главный вопрос задачи и применим символ вопроса — ?

  • После завершения графического кодирования на тексте условие задачи выглядит следующим образом:

hello_html_m286223a3.png

Шаг 2.

равномерное движение – движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит равные пути;

скорость – физическая величина, равная отношению пройденного пути ко времени его прохождения;

путь – это длина траектории, вдоль которой движется тело;

траектория – линия, вдоль которой движется тело.

  • После завершения этой деятельности перевода слов в символы ученику гораздо легче создать графическую модель движения (она создает образное представление условия задачи), записать и понимать краткую запись.

Шаг 3. Работа над текстом задачи. Перевод каждого предложения условия задачи в представления.

Один автомобиль, двигаясь со скоростью 12м/с в течение 10с, прошел некоторый путь.

Второй автомобиль прошел такой же путь за 15с. Какова скорость второго автомобиля, если он двигался равномерно?

hello_html_m532263f6.png

Шаг 4. Математическая модель решения

Дано:

hello_html_m7e5c056e.png

Решение.

hello_html_m546d96e5.pnghello_html_m5e06d99a.pngНайдем пройденный путь

hello_html_m546d96e5.pnghello_html_m5e06d99a.png

  1. По условию задачи

  1. Найдем скорость второго автомобиля

Ответ:

Задача 3. Автомобиль, двигаясь со скоростью 30 км/ч, проехал половину пути до места назначения за 2 ч. С какой скоростью он должен продолжить движение, чтобы достигнуть цели и вернуться обратно за такое же время?hello_html_m166c88f3.png

Решение.

Шаг 1.

равномерное движение – движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит равные пути.

скорость – физическая величина, равная отношению пройденного пути ко времени его прохождения

Шаг 2. Работа над текстом задачи. Перевод каждого предложения условия задачи в представления.

hello_html_m262a56bb.gif

1. Сконструируем образ задачи (переведем слова в графическое изображение). Представим движение автомобиля на координатном луче (первый участок пути).

Из рис. 1 становится очевидным то, что неизвестна часть пути, пройденная автомобилем за первые два часа

hello_html_3fd8993d.gif

Рис 1. Движение автомобиля на 1 участке пути

2. Представим движение автомобиля на втором участке пути

Очевидно, что для нахождения скорости движения автомобиля на втором участке, необходимо знать пройденный путь

Рис 2. Движение автомобиля на 2 участке пути

Шаг 3. Математическая модель решения

Дано:

hello_html_m7e5c056e.png

Решение.

hello_html_m546d96e5.pnghello_html_m5e06d99a.pnghello_html_m546d96e5.pnghello_html_m5e06d99a.png

  1. Найдем пройденный путь

  1. По условию задачи

  1. Найдем скорость автомобиля на втором участке

Ответ:

Задача 4. В таблице показаны длины отрезков пути , пройденных катером за первую, вторую, третью, четвертую секунды.

Тело двигалось равномерно

1) только первую секунду

2) только первые три секунды

3) только 3, 4 и 5-ю секундыhello_html_m166c88f3.png

4) во все промежутки времени

Вспомним.

Решение.

Шаг 1. Представим пространственную модель движения. Отметим положение катера на координатном луче в моменты времени 0, 1, 2, 3, 4 и 5с.hello_html_m17adc1f4.gif

hello_html_108f4aa0.gif

Шаг 2. Укажем последовательные интервалы времени.

Шаг 3. Т.к. при равномерном движении тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые пути, зафиксируем эти интервалы времени.hello_html_25c5d0eb.gif

Итак, тело двигалось равномерно 3,4 и 5-ю секунды.

Ответ: тело двигалось равномерно 3) только 3, 4 и 5-ю секунды

Задача 5. Поезд длиной 280м, двигаясь равномерно, прошел мост за 3мин. Какова скорость поезда, если длина моста 440м?hello_html_m166c88f3.png

Решение.

Шаг 1. Графическое кодирование текста задачи

Поезд длиной 280м, двигаясь равномерно, прошел мост за 3мин.hello_html_m38b98044.png

Какова скорость поезда, если длина моста 440м ?

Шаг 2.

равномерное движение – движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит равные пути;

скорость – физическая величина, равная отношению пройденного пути ко времени его прохождения;

путь – это длина траектории, вдоль которой движется тело;

траектория – линия, вдоль которой движется тело.

Шаг 3. Реконструкция текста: последовательность учебно-поисковых действий, открывающих смысловую часть задачи.

hello_html_m57106104.png

hello_html_7f050c0f.pnghello_html_m27948028.pnghello_html_m72163541.gif

hello_html_m3c32e10e.png

hello_html_m709089ad.pnghello_html_m38b98044.png

Шаг 4. Математическая модель решения

Дано:

hello_html_m7e5c056e.png

Решение.

hello_html_m546d96e5.pnghello_html_21471be.png

  1. Найдем пройденный путь

hello_html_m546d96e5.pnghello_html_21471be.png

  1. Найдем скорость поезда

Ответ:

Задача 6. Колонна пехоты длиной 400м движется со скоростью 4 км/ч. Командир, находящийся во главе колонны, послал адъютанта с приказом к замыкающему. Через какое время адъютант вернется, если он едет на лошади со скоростью 20 км/ч?hello_html_m166c88f3.png

Решение.

Шаг 1. Графическое кодирование текста задачи

Колонна пехоты длиной 400м движется со скоростью 4 км/ч. Командир, находящийся во главе колонны, послал адъютанта с приказом к замыкающему. Через какое время адъютант вернется, если он едет на лошади со скоростью 20 км/ч?hello_html_m38b98044.png

Шаг 2. Реконструкция текста: последовательность учебно-поисковых действий, открывающих смысловую часть задачи.

hello_html_m62be3d4.pnghello_html_1aef03be.png

Движение адъютанта к замыкающему

Движение адъютанта к командиру

hello_html_5a306bea.pnghello_html_m2025424f.png

Рис. 1 Рис. 2

Шаг 3. Математическая модель решения

Дано:

hello_html_m7e5c056e.png

Решение.

hello_html_m546d96e5.pnghello_html_21471be.pnghello_html_m546d96e5.pnghello_html_21471be.png1) Найдем время движения адъютанта на 1 участке

— скорость движения адъютанта относительно колонны

hello_html_m546d96e5.pnghello_html_21471be.png2) Найдем время движения адъютанта на 2 участке

— скорость движения адъютанта относительно колонны

  1. Все время

Ответ:

2. ГРАФИКИ ПРЯМОЛИНЕЙНОГО РАВНОМЕРНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Задача 1. Велосипедист едет прямолинейно и равномерно со скоростью 2 м/с. Построите график зависимости пути от времени для трех секунд движения велосипедиста.

Решение.

Шаг 1. Представим движение велосипедиста на координатном луче, отметим его положение в моменты времени 0с, 1с, 2с, 3с

hello_html_237d0ee1.png

Шаг 2. Представим временную развертку движения велосипедиста

Шаг 3. Преобразуем временную развертку движения в график зависимости пути от времени. Произведем замещение изображения велосипедиста точками, соединим эти точки и повернем полученный график на против часовой стрелки.

hello_html_3de4773c.png

Задача 2. Из поселка одновременно выехали велосипедист и автомобиль. Скорость велосипедиста равна 20км/ч, а скорость автомобиля 60км/ч. Построить для них графики зависимости пути и скорости от времени.hello_html_41f08357.gif

Решение.

Шаг 1. Представим движение велосипедиста и автомобиля на координатном луче, отметим его положение в моменты времени 0ч, 1ч, 2ч, 3ч.

Шаг 2. Представим временную развертку движения велосипедиста и автомобиляhello_html_321592c5.gifhello_html_50217bd3.gif

А) Отметим положения велосипедиста на дороге последовательно в моменты времени 0, 1, 2, 3с.hello_html_m2f26ac5b.gif

В) Добавим горизонтальную ось пути и вертикальную ось времени.hello_html_m72f81e5c.gif

С) Отметим положения автомобиля на дороге последовательно в моменты времени 0, 1, 2ч.

D) Добавим горизонтальную ось пути и вертикальную ось времени.

Шаг 3. Преобразуем временную развертку движения велосипедиста и автомобиля в график зависимости пути от времени. Построим график зависимости пути и скорости от времени.hello_html_m66c66d84.gif

hello_html_298e0883.gif

Задача 3. Автомобиль ехал 1ч со скоростью 80км/ч, а затем 1ч стоял, а потом ехал еще 2 ч

со скоростью 60км/ч. Постройте график зависимости пути от времени.

hello_html_m166c88f3.png

Решение.

равномерное движение – движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые пути

график зависимости пути от времени — это наглядное изображение кинематических величин, отражающее зависимость пути от времени.

hello_html_560ec8e4.gif

Шаг 1. Представим движение автомобиля на координатном луче, отметим положения автомобиля на дороге в моменты времени 1ч, 2ч, 3ч, 4ч

Рис 1. Движение автомобиля

.

Шаг 2. Представим временную развертку движения автомобиляhello_html_ba13ecb.gif

hello_html_m26c43ce6.gif

А) Отметим положения автомобиля на дороге последовательно в моменты времени 0, 1, 2, 3, 4ч.

В) Добавим горизонтальную ось пути и вертикальную ось времени.

Шаг 3. Преобразуем временную развертку движения в график зависимости пути от времени. Произведем замещение изображения автомобиля точками, соединим эти точки и повернем полученный график на против часовой стрелки.hello_html_43cb4afc.gif

hello_html_m5367174f.gif

infourok.ru

Урок в 7-м классе по теме «Решение задач на движение»

Цели:

  1. Отработать математические понятия, применяемые в формулах
    движения: скорость, время, пройденный
    путь;
  2. Совершенствовать навыки
    перевода единиц, применяемых в формулах на движение.
  3. Научить учащихся использовать полученные знания в
    повседневной жизни.
  4. Сформировать у учащихся знания, умения, навыки по
    здоровому образу жизни.
  5. Повторить с учащимися
    элементарные  «Правила дорожного движения».

Оборудование: плакаты «Дорожные знаки», правила дорожного
движения, стенгазетами с соответствующей тематикой (кабинет оформляется
за неделю до урока), презентация Power Point «Дорожные знаки».

Ход урока

I. Разбор
задач (коллективная поисковая работа)

Задача № 1. Сколько времени потребуется водителю автомобиля,
движущегося со скоростью 54 км/ч, чтобы обогнать стоящий на стоянке автобус длиной 12м? Почему опасно переходить дорогу, обходя автобус спереди? Средняя скорость пешехода— 1,5м/с.

Решение:

1). 54 км/ч=54000 м/3600 с =15 м/с

2)12 м:15м/с = 0,8 с — время обгона автомобилем автобуса.

3) 15м*0,8=1,2м — путь, проделанный пешеходом.

Ответ: Люди, вышедшие из передней двери и начавшие переход
спереди автобуса, могут попасть под колеса автомобиля, идущего в том же
направлении.

Задача № 2. При ограничении скорости 40 км/ч автомобиль двигался со скоростью 50 км/ч. На сколько процентов он превысил скорость?

Решение:

1) 50 — 40=10 км/ч

2) 10:40=1/4

З) 1/4 * 100%=25%

Ответ: Водитель превысил скорость на 25 %, это очень опасно
для уличного движения.

Задача № 3. На расстоянии 40 км от пешехода движется автомобиль со скоростью 36 км/ч. Как должен поступить пешеход, которому нужно пересечь дорогу шириной 6 м? Скорость пешехода 1,5м/с.

Решение:

1) 36 км/ч=10м/с.

2) 40м:10 м/с = 4с — время, которое потребуется автомобилю,
чтобы поравняться с пешеходом.

3) 1,5 м/с*4с-6м – путь, который может за это время пройти
пешеход.

Ответ: Анализируя, можно сделать вывод, что пешеход успевает
пересечь дорогу. Но пешеходу следует помнить о том, что при переходе дороги
могут возникнуть помехи его движению: он может поскользнуться, споткнуться,
столкнуться со встречным пешеходом и т.п., следовательно, в этой ситуации
безопаснее пропустить автомобиль.

Задача № 4. Какие места в районе школы следует считать
наиболее опасными для движении пешеходов? Почему?

Задача № 5. Успеет ли водитель начать торможение, если на
расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал ученик нашей школы?
Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т. к. скорость
машины 10 м/с).

Задача № 6. Какие Дорожные знаки есть в районе нашей школы?
Объясните их предназначение. (Приложение 1)

II. Самостоятельная работа (по
вариантам)

Решить две задачи и к каждой задаче написать соответствующее
правило дорожного движения,

Вариант № 1.

1. Ученик переходит дорогу по зеленому сигналу светофора со
скоростью 1,2 м/с. Ширина дороги — 15м. С двух сторон к переходу, не снижая
скорости, приближаются два автомобиля со скоростью 36км/ч. Светофор горит 10с.
В момент включения светофора расстояние от автомобилей до перехода составляло 100 м. Оцените ситуацию. Как должен поступить ученик?

Решение:

1) 36 км/ч =36000м/3600с= 10 м/с

2) 100 м: 10 м/с =10 с — потребуется автомобилям, чтобы
поравняться с пешеходным переходом.

3) 1,2 м/с * 10 с =12м — путь, который может пройти пешеход.

4) 15м> 12м

Ответ: Ученик не успевает пересечь дорогу, он должен
переждать на осевой линии или на островке безопасности.

2. Выразите скорость 25 м/с в км/ч. Не будет ли эта скорость
выше разрешенной в городе?

Решение:

1) 25 м/с=25 м/с*3600/1000м=90 км/ч.

2) 90 км/ч >60 км/ч.

Ответ: Скорость будет выше разрешенной.

Вариант № 2.

1. Ширина проезжей части дороги 9 м. Скорость движения школьников 0,9 м/с. Успеют ли они все перейти пешеходный переход по зеленому сигналу светофора, если длина колонны школьников 18 м, сигнал горит 20 с? Как должны идти дети?

Решение:

1) 18м+9м=27м—путь, который должен пройти последний школьник.

2) 27м :0,9 м/с = 30 с — потребуется времени, чтобы вся
колонна прошла через проезжую часть дороги.

3) 30с> 20 с

Ответ: Не успеют. Дети в колонне должны идти с флажком.
Транспорт обязан пропустить колонну.

2. Автомобиль движется так, что каждые 200 м проходит за 10 с. Нарушает ли водитель «Правила дорожного движения», если на обочине стоит знак ограничения скорости до 40 км/ч?

Решение:

1) 200: 10=20 м/с

2) 20 м/с =20 м/с*3600с/1000= 72 км/ч — скорость автомобиля

3) 72 км/ч > 40 км/ч

Ответ: Водитель нарушил правила.

(после самостоятельной работы, учащиеся говорят ответ и
зачитывают выводы правила, которые они записали к каждой задаче).

III. Домашнее задание

1. Задача: При сухой погоде тормозной путь автомобиля — 23м,
а при гололеде он увеличивается до 69 м. Какую часть тормозной путь до гололеда составляет от тормозного пути во время гололеда? Во сколько раз увеличился тормозной путь? Как это можно учитывать водителю, пешеходу?

Решение:

1) 23:69=23/69 =1/3 часть

2) 69:23 = 3 (раза).

Ответ: Водитель должен двигаться с меньшей скоростью,
начинать торможение дальше от пешеходной дорожки, перекрестка. Пешеход должен
переходить дорогу только в установленных местах и строго по разрешающему
сигналу светофору

2. Нарисовать маршрут дороги от дома до школы. На нем
указать расположение всех встречающихся дорожных знаков. Объяснить их
предназначение.

3. Можно дать дополнительные задачи, в зависимости от
подготовки класса и степени усвоения материала. (Приложение
2)

Дополнительный материал к уроку

Как родились ПДД?

Пока человек ходил по земле, все было просто и ясно. Но
стоило ему оседлать коня и сесть на облучок повозки, все сразу осложнилось.
Одни, следуя в экипажах, ни за что не хотели уступать дорогу другим.
Доставалось и пешеходам: то их собьет с ног быстро несущийся экипаж, то лихой
кучер огреет зазевавшегося прохожего. Так появились первые пострадавшие и
первые нарушители порядка на дороге.

Прообразом современных ПДД стали указы царствующих особ
строго соблюдать правила езды и хождения. Так, царица Анна Иоанновна пыталась
навести порядок строгими мерами. В 1730 году она издала указ: «Извозчикам и
прочим всяким чинов людям ездить со всяким опасением и осторожностью, смирно. А
тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу».

Скоро правила дополнились новыми положениями: «Когда
случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все
стороны», «на мостах через реки карет не обгонять». Еще позже появились указы,
позволяющие ездить только по мостовым, а не по тротуарам. А в 1812 году в
Москве уже действовали самые настоящие правила, ограничивающие скорость
передвижения и указывающие место остановки экипажей.

Когда на дорогах появились первые автомобили, на них
поначалу ополчились все: и власти, и обыватели, и церковь, увидевшая в них
победу науки над религией. Например, в Риме запрещалось ездить на автомобиле
после 9 часов вечера. В Германии при встрече с лошадью надо было не только не
остановиться, но и заглушить двигатель, чтобы «не пугать несчастных животных».
В Англии «механическими повозками» должны были управлять, по крайней мере, 3
персоны. В городах перед механической повозкой должен был бежать человек с
красным флагом, чтобы предупреждать тем самым об опасности. Сейчас и
представить себе трудно, как это перед каждым движущимся автомобилем пустить
пешехода, чтобы он бежал и подавал какой-либо сигнал.

Про дорогу и улицу

Слова «улица» и «дорога» — не «родственники» но, тем не менее,
имеют немало общего. Значения этих слов в современном русском языке являются
смежными: улица — это пространство между двумя рядами домов в населенном
пункте. Дорога — это пространство для проезда или перехода. В городах улицы
широкие, и дороги «исчезают» в проезжих частях (для транспорта) и тротуарах
(для пешеходов). А в небольших деревнях (есть ведь и такие, где всего лишь одна
улица!) улица, особенно если она узкая, может совпадать с дорогой. Поэтому эти
слова нередко выступают как синонимы.

Такое их употребление мы видим в диалектах русского языка и
в отдельных славянских языках. Так, слово «улица» обозначает в некоторых
диалектах дорогу, а слово «дорога» — улицу. В верхнелужицком языке «groha»
значит и «дорога», и «улица». В чешском языке «ulica» — это не только «улочка»,
«переулок», но и «проход». Французское слово «rue» — улица сходно по
происхождению c латинским ruga — «дорога»; итальянское «strada»  означает
«дорога, улица», польское «alega» — это «аллея, улица».

Как же выглядят «метрики» наших слов?

Слово «улица» было создано с помощью суффикса -иц- на базе
существительного «-ула-»,   родственного   слову «улей». Слово «дорога»
произошло от праславянского «dorga», означавшего очищенное в лесу, пустое
пространство. Оно было образовано с помощью суффикса -г- и основы -дор-. 

Как видим, слова «улица» и «дорога» хотя и не из одной
семьи, но тем не менее близкие лексические товарищи, товарищи по одному
значению и дальнейшей языковой судьбе.

По материалам книги Н.М. Шанского «В мире слов»

Кто придумал светофор?

Первый уличный светофор появился в Лондоне в 1868 году.
Придумал его английский инженер Найт. Прототипом, по всей видимости, послужил
железнодорожный светофор, который к тому времени уже достаточно давно
применялся для регулирования железнодорожных перевозок. Прежде чем ввести
светофор в действие, в газетах Лондона были опубликованы подробные правила, из
которых люди впервые узнали, что означает зеленый цвет, а что — красный.
Установленный перед зданием английского парламента, первый светофор был механическим:
цветные сигналы менялись в нем с помощью системы приводных ремней. Для этого
рядом служил — дежурил специальный полицейский.

Вскоре устройство оснастили газовым фонарем, чтобы изменения
цветов были видны и в темное время суток. Однако это нововведение оказалось
роковым для судьбы первого уличного светофора. Фонарь однажды взорвался и
смертельно ранил находившегося поблизости полисмена. С тех пор история
светофора прервалась почти на полвека.

Новое рождение автоматического регулятора уличного движения состоялось
в 1914 году в американском Кливленде, а чуть позднее — в Чикаго и Нью-Йорке.
Светофоры были, на сей раз электрическими, но так же, как и лондонский, имели
лишь два сигнала — красный и зеленый. Желтый цвет появился только в 1918 году.

В России первый светофор был установлен в 1924 году в Москве
на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка. С развитием техники постепенно
внедрялось автоматическое управление. Так, в 1955 году в столице на Садовом
кольце появилась первая «зеленая волна», состоящая из пяти светофоров:
автомобиль, попадавший на первом светофоре на зеленый свет, беспрепятственно
проезжал все остальные.

Автоматический регулировщик

Организация движения была проблемой задолго до появления
автомобилей. Юлий Цезарь был, вероятно, первым правителем в истории, который
ввел правила дорожного движения. Он, например, принял закон, по которому
женщины не имели права управлять колесницами в Риме.

С возникновением автомобилей появились первые регулировщики,
которые стояли на дорогах и рукой показывали направление движения. Потом им
выдали сигнальные фонари. Но они не могли решить всех проблем.

В 1927 году два человека запатентовали «автоматического
регулировщика». Один из светофоров, изобретенный Гарри Хау из Йельского
университета, был установлен в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, в апреле 1928
года.

Этот механизм работал так: машина, подъезжая к такому
указателю, давала сигнал в сигнальную будку, и оттуда исходила команда включить
для подъехавшей машины разрешающий сигнал. Этот тип светофора, но только теперь
уже с применением светового сигнала, существует и в наши дни.

Чарльз Адлер в 1928 году также изобрел регулятор дорожного
движения, в котором использовался микрофон для подачи сигнала в сигнальную
будку. Водитель, видя красный свет, дул в рожок. Микрофон передавал звук в
сигнальную будку, оттуда поступал ответный сигнал сменить цвет светофора. В
наши дни существуют разные виды дорожных регуляторов, которые тоже реагируют на
звук для переключения светофора.

urok.1sept.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск