Задачи по математике на движение 6 класс с решением – План-конспект урока по математике (6 класс): Конспект и презентация урока в 6 классе «Решение задач на движение»

«Задачи на движение по реке»

Вид урока: урок обобщения и систематизации.

Тип урока: урок самостоятельной работы.

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания по теме “Задачи на движение по реке”; проверить знание теоретического материала и умение решать задачи; формировать способность фиксирования собственных затруднений;
  • развитие кругозора, мышления, внимания, культуры математической речи; привитие интереса к изучению математики;
  • воспитание ответственности, аккуратности и самостоятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска

Ход урока.

I.  Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Прежде чем приступить к уроку, я бы хотела познакомить вас с письмом, которое пришло к нам по электронной почте.

(Слайд 1 с текстом письма на экране)

Дорогие ребята!

Пишет вам президент Клуба серьезных математиков. Я приглашаю всех желающих вступить в клуб. Наш клуб известен во всем мире. Как видно из названия, члены нашего клуба – трудолюбивые учащиеся. Они любят математику и не боятся трудностей. Для того, чтобы вступить в наш клуб, вам необходимо пройти испытания: сдать теоретический материал и выполнить практические задания по теме “Задачи на движение по реке” (задания прилагаются).

Я буду рад приветствовать новых членов нашего клуба. Желаю удачи!

– Я думаю, что мы можем принять участие в конкурсе. А вы как считаете? Попробуем?

– Откройте тетради, запишите число, “Классная работа”, а тему урока, я думаю, вы сформулируете сами.

– Сегодня задача каждого из вас – разобраться в том, как он освоил эту тему, и если потребуется доработать то, что еще не совсем получается.

(На экране слайд 2 с карточкой самоанализа)

(Напомнить принцип заполнения)

II. Актуализация знаний.

– Итак, первое задание теоретическое. (Фронтальная работа)

Вопрос

Ответ

1. Как вы понимаете, что такое собственная скорость лодки?

2. Как определяется скорость течения?

3. Запишите на доске формулу скорости по течению.

4. Как найти скорость против течения?

5. Чему равна собственная скорость объекта?

6. Как определить скорость течения реки?

Собственная скорость – это скорость в стоячей воде (на озере).

Скорость течения определяется по тому, на сколько река относит любой предмет – щепку, плот – за единицу времени.

V по теч. = Vсоб. + Vтеч.

Vпр. теч = Vсоб. – Vтеч.

Vсоб. = (Vпо теч. + Vпр. теч.) :2

Vтеч. = (Vпо теч. – Vпр. теч.) :2

 – Посмотрим, согласится ли с вами компьютер.

(Слайд 3 с формулами)

– Да, все записанное вами совпадает с тем, что выдал компьютер. Отметьте в карточке на сколько хорошо вы владеете формулами.

III. Самостоятельное применение знаний.

– С первым этапом вы справились хорошо. Показали достойное знание теории. Во второй части вы должны показать, как вы умеете решать задачи. Приступаем ко второму испытанию.

(Работа в группах по 4 человека)

– Каждой группе предлагается лист с 10 задачами, сложность которых постепенно увеличивается. В устных задачах вы записываете в тетрадь только ответ, в более сложных на, ваш взгляд, записываете и решение. Задание считается выполненным, если записи сделаны всеми членами группы. Учитывается также и аккуратность. На выполнение всего задания отводится 8 мин. После выполнения задания мы сверим ваши ответы с ответами на слайдах.

6 класс

Задачи на движение по реке и по озеру

(Проверка задач по слайдам 4 – 13. Если ответ не совпадает, выясняется место и причина ошибки)

По ходу проверки заполняется карточка самоанализа.

IV. Самостоятельная работа.

– Ребята, вы блестяще справились с работой. Но на этом успокаиваться рано, далее нас ждут более серьёзные испытания.

(Индивидуальная работа по вариантам с последующей проверкой по слайдам)

С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а

Вариант 1 Вариант 2

1. Составь выражение и найди его значение при данных значениях переменных:

“Собственная скорость теплохода х км/ч, а скорость течения реки у км/ч. С какой скоростью будет двигаться теплоход: а) по течению реки;

б) против течения реки? (х = 35,3; у = 2,8)”

2. Собственная скорость катера равна 15,4 км/ч, а его скорость против течения реки 12,1 км/ч. С какой скоростью течет река? Какова скорость катера по течению реки? Какое расстояние проплывет катер, если будет двигаться 1,4 ч по течению реки?

1. Составь выражение и найди его значение при данных значениях переменных:

“Скорость моторной лодки по течению реки т

км/ч, а скорость течения реки п км/ч. Какова собственная скорость моторной лодки? Какова ее скорость против течения реки? (т = 15,2; п = 2,8)”

2. Собственная скорость парохода 32,2 км/ч, а его скорость против течения реки 28,7 км/ч. С какой скоростью течет река? Какова скорость парохода по течению реки? Какое расстояние проплывет пароход, если будет двигаться 0,7 ч против течения реки?

– Отметьте в таблице правильность выполнения задачи по каждому вопросу.

(Слайды 14 – 15 с ответами к самостоятельной работе)

V. Подведение итогов урока.

– Посмотрите на свою карточку самоанализа. Может быть вы захотите что-то изменить, т.к. в течение урока усвоили этот вопрос. Учитывая количество пропусков в первом столбике, поставьте себе оценку по теме “Задачи на движение по реке”.

– Каждый из вас показал хорошую работу, и я поздравляю вас со вступлением в Клуб серьёзных математиков! (слайд 16 с дипломом)

VI. Определение домашнего задания.

(Слайд 17 с домашним заданием на экране).

1) № 233, № 250.

2) “SOS – задачка”. От пристани одновременно отправились два катара, у которых одинаковая скорость в стоячей воде. Один катер направился по течению, а другой – против течения. В это же время отчалил от пристани плот. Спустя 90 минут с плота поступил сигнал “SOS”. Оба катера сразу же направились к плоту. Который катер прибудет на помощь быстрее.

VII. Рефлексия.

– Удовлетворены ли вы своей работой? Отметьте, с каким настроением вы работали на уроке. Не забудьте сдать тетради с карточкой самоанализа на проверку, мне интересно узнать вашу самооценку.

Спасибо за урок! До свидания!

Карточка самоанализа по теме “Задачи на движение по реке”

Вопросы по теме

Знаю

Не знаю

Знаю, но не умею применять

Знаю, но еще допускаю ошибки

1.

Формула скорости по течению

 
 
   

2.

Формула скорости против течения

       

3.

Формула собственной скорости

объекта

       

4.

Формула скорости течения реки

       

5.

Задача 1

       

6.

Задача 2

       

7.

Задача 3

       

8.

Задача 4

       

9.

Задача 5

       

10.

Задача 6

       

11.

Задача 7

       

12.

Задача 8

       

13.

Задача 9

       

14.

Задача 10

       

15.

Сам. работа, задача №1 а)

       

16.

Сам. работа, задача №1 б)

       

17.

Сам. работа, задача №2 (1)

       

18.

Сам. работа, задача №2 (2)

       

19.

Сам. работа, задача №2 (3)

       
 

Итого:

       
 

Готов к контрольной работе?

       
 

Самооценка учащегося:

       

Удовлетворены ли вы своей работой? Отметьте, с каким настроением вы работали на уроке.

Презентация

urok.1sept.ru

Конспект урока по математиек «Решение задач на движение» (6 класс)

Дата: 1.03.17

Основной педагог: Пленкина Заменяющий педагог:

Учебная дисциплина/курс: Математика Класс: 6а

Тема: Задачи на движение

Тип: комбинированный

Цель: создать условия для закрепления умений вычислять скорость, время, расстояние; создание условий для формирования умений решать задачи на движение двух тел.

Задачи:

  1. формировать умения решать задачи на движение одного тела; двух тел, при выполнении дидактических упражнений «Шифровка», «Маршрутный лист»;

  2. коррекция математического мышления и умения правильно и последовательно рассуждать;

  3. воспитывать умение работать в парах, в группе

Формируемая компетенция: коммуникативная

Оборудование: Учебник, тетрадь, карточки, презентация Power Point

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

(продукт деятельности)

1.

Организационный момент. (2минут)

Цель этапа: 1.1 Подготовка обучающихся к работе на уроке, настрой на работу, концентрация внимания

— Какой сейчас урок?

— Что мы делаем на этом уроке?

— Что нам надо для этого?

— Давай посмотрим, всё ли ты приготовила к этому уроку. Очень хорошо!

Полная готовность класса, быстрое включение обучающихся в деловой ритм.

Математика

Мы решаем примеры, задачи.

Тетрадь, учебник, ручка, линейка, карандаш, ластик.

2.

Повторение ранее изученного материала (3 минуты)

Цель этапа: 2.1 Работа с карточкой;

умение различать геометрические фигуры;

отрабатывать понятия длины ломаной линии.

2.2 Закрепить понятия скорость, время расстояние

— Сегодня мы побываем в роли исследователей. Начнем исследование.

— Арина по дороге в школу, зашла к Яне, затем они зашли за Станиславом. И все вместе пошли в школу. Ваша задача вычислить расстояние от дома Арины до школы. На рисунке проложите путь, по которому шли ребята, соединив точки. Какая геометрическая фигура получилась? (Ломаная линия). Вычислите расстояние от дома Арины до школы.

— Что для этого нужно знать? (Сложить длины отрезков)

На чертеже дано расстояние от дома Арины до дома Яны 150, от Яны до Станислава 250, от Станислава до школы – 500.

В каких единицах измеряем путь пройденный ребятами? (В метрах)

Выполните вычисление.

Какой расстояние от Арины до школы? (900 метров)

Предлагаю игру, я назову прилагательные, а вы скажите к какой величине: скорости, времени или расстоянию они подходят?

-Быстрее, медленнее?

-Длиннее, короче?

— Раньше, позже?

Анализ рисунка.

Работа с понятием длина ломаной линии.

Обучающиеся соединяют точки отрезками, выполняют сложение длины этих отрезков.

3.

Проверка домашнего задания.

(3 минуты)

Цель этапа:

3.1. Развивать самостоятельность мышления, внимание и память.

3.2. Проверить знания обучающихся согласно их уровню подготовки

Проверка домашнего задания

hello_html_m1f824047.jpg

hello_html_2cbe3d33.jpg

hello_html_678c7ff2.jpg

Скорость

60 км в час

12 км в час

Время

2 часа

5 часов

Расстояние

500 км

48 км

— Как найти расстояние, если известны скорость и время?

— Как найти скорость, если известны расстояние и время?

— Как найти время, если известны расстояние и скорость?

Обучающиеся сравнивают домашнюю работу с изображением на слайде, определяют, правильно ли они выполнили задание

4.

Постановка цели и задач урока

(5 минут)

Цель этапа: Организовать познавательную деятельность учащихся.

Коррекционное упражнение «Шифровка», обучающиеся работают в парах.

Мотивация учебной деятельности

— Продолжаем исследование.

— чтобы узнать тему нашего урока, необходимо выполнить следующее задание.

— Решаем примеры. Проводим стрелочки к ответу ответы. Каждому ответу соответствует буква.

9 х 4 = 36 – И

14 : 2 = 7 – Ж

42 : 2 = 21 – В

7 х 10 = 70 – Н

12 х 2 = 24 – Д

33 : 3= 11 – Е

80 : 8 = 10 – И

— Как вы думаете, почему выбрано именно это слово?

— Подводим обучающихся к ответу, что тема нашего урока «Задачи на движение»

— Давайте вспомним: — Что же такое движение?

— Движущимися телами могут быть разнообразные объекты. Чаще – это люди (пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, наездники), машины, поезда, теплоходы, катера, лодки, животные (птицы, рыбы).

— На протяжении нескольких уроках вы научились решать простые задачи на движение, в которых движется одно тело.

— Сегодня мы расширим наши знания о задачах на движение, будем решать задачи на движение двух тел.

Зачем нам необходимо уметь решать задачи на движение?

Обучающиеся решают примеры, проводят стрелочки к нужному ответу, которому соответствует буква. Заполнив таблицу на доске получают слово движение.

Движение – это перемещение, какого-нибудь объекта.

Чтобы не опаздывать на встречи, уметь спланировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы не было аварий, и т.д.

5.

Разминка

Сигнальные карты «Светофор»

Встаньте из-за парт. Покажите в движении медленную ходьбу, быстрый бег, два шага вперёд, два шага назад, шаг влево, шаг вправо, попрыгаем на месте.

Сели на места

6.

Объяснение нового материала

(12 минут)

Цель этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и выполнения заданий

— Следующее исследование

Два друга давно не виделись и решили встретиться, но живут они в разных городах. Поехали они навстречу друг другу. Один ехал на легковой машине со скоростью 80км в час, а другой на грузовой машине со скоростью 60км в час. Через 2 часа они встретились. Ваша задача вычислить расстояние между городами.

Приглашаю к доске два ученика. Изображают движение автомобилей навстречу друг другу. Обучающиеся выполнявшие движение, чертят схему на доске.

Анализ задачи по следующим вопросам:

1) О чем говорится в задаче? (О движении двух машин)

2) Какие величины в задаче известны? (В задаче известно: скорость легковой машины и скорость грузовой машины и время)

3) Какую величину нужно найти? (Нужно найти расстояние между городами)

4) На примере ломаной линии, можно найти длину двух отрезков. Если взять за длину первого отрезка расстояние, пройденное легковой машиной, а длину второго отрезка – расстояние, пройденное грузовой машиной.

5) Пользуясь планом предлагаю вам решить задачу самостоятельно.

План:

1) Какое расстояние проехала легковая машина?

2) Какое расстояние проехала грузовая машина?

3) Чему равно расстояние между городами?

— Решив задачу, передайте свою тетрадь соседу по парте. Проверьте правильность решения, опираясь на слайд.

Активные действия обучающихся с объектом изучения.

Обучающиеся анализируют задачи, представляют свои ответы, объясняют свои результаты.

.

Решив задачу, обучающиеся меняются тетрадями и проверяют друг у друга правильность решения, опираясь на слайд.

7.

Деятельностное задание «Маршрутный лист»

(2 минуты)

Все исследователи занимаются поиском. По маршрутному листу нужно найти конверты, на котором написано задание. После выполнения, которого вы можете вскрыть конверты. Вас ждет сюрприз.

Обучающиеся используя маршрутный лист, ищут конверты с заданиями

7.

Закрепление и повторение изученного материала. (5 минут)

Цель этапа: Закреплять знания и умения, необходимые для самостоятельной работы обучающихся по новому материалу.

Выполняем задание, записанное на конвертах (работа с учебником)

1 группа – стр. 139 № 509; 2 группа – стр. 138, № 509, 3 группа – стр.228, № 1002 (2 задача). Антон С. решает задачу записанную на конверте ( Пешеход был в пути 3ч, двигаясь со скоростью 6км в час. Какое расстояние пройдет пешеход?)

Задачи на смекалку

  1. Ширина проезжей части дороги 24 метра. Зелёный сигнал светофора горит 2 мин. С какой скоростью должен двигаться пешеход, чтобы успеть прейти проезжую часть на зеленый сигнал светофора?

  2. Узнайте, нарушил ли правила дорожного движения водитель?

На участке дороги длиной 284 км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?

На уроке вы научились находить движение двух тел, движущихся навстречу друг другу, на следующем уроке будем решать задачи на движение двух тел движущихся в противоположные стороны.

Обучающиеся выполняют задание — решают задачи из учебника. В конвертах находится карточка с решением задачи.

8.

Итог урока. (2 минуты)

Цель этапа: Сделать вывод и подвести итог, как класс работал на уроке.

— Какие задачи сегодня решали?

— Что нужно знать для решения задач на движение?

— Что было трудно?

Ответы детей.

9.

Оценивание обучающихся

(2 минуты)

— На уроке активно работали …

— Точно вычисляли …

— Быстро и четко отвечали на вопросы …

10.

Домашнее задание (2 минуты)

Исследования продолжаются: 1. Возвращаясь домой, засеките время вашего пути, заполнив карточки, вычислите расстояние от школы до дома, а кто едет домой на автобусе, вычислите расстояние от школы до вашего поселка.

2. Используя компьютер, подготовьте рассказ о самом медленном и о самом быстром животном.

11.

Рефлексия (2 минуты)

Цель этапа: Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).

Оцените свою работу. Поднимите смайлики:

Я доволен Мне нужно ещё Я не доволен своей

своей работой потрудиться работой

Адекватность самооценки обучающегося.

infourok.ru

Разработка урока по теме «Решение задач на движение по воде» (6 класс)

Урок (специальный курс) по математике

Класс: 6А

Учитель: Разеева М.Г.

Тема: Решение задач на движение по воде

Цели урока: формировать и развивать навыки решения задач на движение по воде (по течению, против течения, в стоячей воде), используя приемы смыслового чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: ученик должен научиться решать задачи на движение по реке, определять скорость движения по течению, против течения.

Личностные и метапредметные:

Личностные УУД: проявление терпения и аккуратности, способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные УУД: решение текстовых задач арифметическим способом, используя зависимость между скоростью, временем, расстоянием; анализ и осмысливание текста задачи, строить логическую цепочку рассуждений, составление краткой записи в виде таблицы, чертежа

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Регулятивные УУД: осознание возникающих трудностей, поиск их причин и путей преодоления

Тип урока: комбинированный урок

Форма работы обучающихся: индивидуальная, коллективная.

Оборудование: карточки с текстами задач, рабочая тетрадь.

1.Организационный момент

Самоопределение к деятельности

Приветствие детей.

«Три пути ведут к знанию: путь размышления — этот путь самый благородный, путь подражания — этот путь самый лёгкий путь опыта — этот путь самый горький». Конфуций

Сегодня на уроке мы будем размышлять при решении математических задач и приобретем опыт, который нам поможет в дальнейшем при решении жизненных ситуаций.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Вспомним типы задач на движение, которые мы установили ранее. Какие ключевые слова позволяют установить, что перед нами задача на движение? Какая существует связь между величинами S, V, t? Выразим ее в виде формулы. Решим задачи, используя полученную зависимость.

Задача 1. Собственная скорость лодки 9 км/ч. Скорость течения реки 3 км/ч. Сколько времени понадобится, чтобы на этой лодке проплыть 48 км по реке и вернуться обратно?

Вспомним решение простейших задач на движение по реке. Пусть плывет лодка. Как, зная скорость течения и собственную скорость лодки, найти скорость лодки по течению? А против течения? Какие еще вы знаете формулы, связывающие эти величины?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Предлагают решение задачи, комментируя каждый шаг

Называют величины, которые использовались в задачах, составляют краткую запись в виде таблицы

V лодки = 9 км/ч

V течения = 3 км/ч

  1. 48:(9+3) = 4 ч время по течению

  2. 48:(9-3) = 8 ч время против течения

  3. 4 + 8 = 12 ч всего

Ответ: 12 ч

3.Постановка учебной задачи

Мы справились с заданием. Можем ли мы сказать, что решим теперь любую задачу на движение по реке? Решали мы ранее задачи такого типа? Хотели бы вы научиться их решать?

Какова цель нашего нашего занятия? (продолжить решение задач на движение по воде). Будем искать способы решения новых типов задач. Возможно, создадим алгоритм решения этого типа задач.

4.Решение задач.

Задача 2. Собственная скорость моторной лодки 17,2 км/ч. Скорость течения реки 2,7 км/ч. Сначала лодка плыла 1,5 ч против течения реки, а потом 3,2 ч — по озеру. Какое расстояние прошла моторная лодка за это время?

Вернемся к задаче о движении по воде.

Какие слова позволяют нам отнести ее к задачам на движение по реке?

Что нового появилось в условии?

Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Как найти путь по течению и путь против течения? Какую формулу мы применяем?

Учащиеся записывают условие задачи и алгоритм. Проговаривают его вслух, составляют краткую запись в виде таблицы

V лодки = 17,2 км/ч

V течения = 2,7 км/ч

  1. (17,2 – 2,7) 1,5 = 21,75 км против течения

  2. 17,2 3,2 = 55,04 км по озеру

  3. 21,75 + 55, 04 = 76,79 км всего

Ответ: 76,79 км

Задача 3. На моторной лодке турист плыл 3 ч по озеру, а потом еще 4 ч по реке, которая впадает в это озеро. Собственная скорость моторной лодки 8,5 км/ч. Скорость течения реки 2,4 км/ч. Какое расстояние преодолел турист?

Анализируя текст задачи (смысловое чтение), учащиеся приходят к необходимости выполнить схему (рисунок) к задаче, при этом уточняют, плыла лодка по течению или против него.

Далее оформляется краткая запись в виде таблицы

V лодки = 8,5 км/ч

V течения = 2,4 км/ч

  1. 8,5 3 = 25,5 км по озеру

  2. (8,5 – 2,4) 2,4 = 24,4 км против течения реки

  3. 25,5 + 24,4 = 49,9 км всего

Ответ: 49,9 км

5.Физминутка

Учащимся предлагается выполнить разминку для рук («ножки – рожки»), сменить вид деятельности.

6. Работа с самопроверкой по эталону.

Продолжаем решать задачи на движение. Разберем задачу.

Задача 4. Туристы проплыли на плоту 48 км за 16 ч. Обратно они вернулись на моторной лодке, собственная скорость которой — 15 км/ч. Сколько времени затратили туристы на обратный путь?

Какого типа эта задача? Можем ли мы ее решить, применив полученный алгоритм?

Учащимся предлагается решить задачу самостоятельно, сравнив после этого решение с эталоном на доске

На доске:

V лодки = 15 км/ч

V течения = ? км/ч

  1. 48:16 = 3 км/ч скорость течения

  2. 15 – 3 = 12 км/ч скорость против течения

  3. 48 : 12 = 4 ч на обратный путь

Ответ: 4 ч

7.Итог урока, рефлексия.

Учащимся предлагается продолжить фразы

Я похвалил бы себя…

На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…

Теперь я могу…

Сегодня мне удалось…

Приложение

Карточки с текстами задач

1.Собственная скорость лодки 9 км/ч. Скорость течения реки 3 км/ч. Сколько времени понадобится, чтобы на этой лодке проплыть 48 км по реке и вернуться обратно?

2.Собственная скорость моторной лодки 17,2 км/ч. Скорость течения реки 2,7 км/ч. Сначала лодка плыла 1,5 ч против течения реки, а потом 3,2 ч — по озеру. Какое расстояние прошла моторная лодка за это время?

3. На моторной лодке турист плыл 3 ч по озеру, а потом еще 4 ч по реке, которая впадает в это озеро. Собственная скорость моторной лодки 8,5 км/ч. Скорость течения реки 2,4 км/ч. Какое расстояние преодолел турист?

4. Туристы проплыли на плоту 48 км за 16 ч. Обратно они вернулись на моторной лодке, собственная скорость которой — 15 км/ч. Сколько времени затратили туристы на обратный путь?

infourok.ru

План-конспект урока по математике (6 класс): Конспект и презентация урока в 6 классе «Решение задач на движение»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа-интернат №2

г. о. Жигулевска

Открытый урок

в 6 Г классе

тема урока

«Решение задач на движение»

                                                                    Учитель математики Фролова Н.И.

2017 – 2018 у. г.

Открытый урок по математике

«Решение задач на движение»

Цели урока:

  1.  Образовательные цели урока направлены на усвоение и первичное закрепление навыка решения задач на движение, устранение пробелов в знаниях учащихся по данной теме. Совершенствовать умение составлять задачи по заданной схеме и выполнять схематический рисунок к задаче.
  2. Коррекционно – развивающие цели направлены развивать познавательные интересы учащихся, навык устного счета, речь, память, творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности. Умение применять знания в различных ситуациях, развитие умений самостоятельной работы.
  3. Воспитательные цели данного урока направлены на формирование положительной мотивации учения, созданию “ситуации успеха” на данном уроке.

Формирование коммуникативных УУД:  умение оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать математическую речь. Совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Средства обучения

ноутбук,  проектор, экран, мультимедийная презентация Power Point, раздаточный материал, карточки с разноуровневыми индивидуальными заданиями.

Формы организации учебной деятельности:

–        индивидуальная;

–        групповая;

–        игровая;

–        взаимопроверка.

Схема  урока.  

  1. Организационный этап. (1 мин)
  2.  Постановка целей и задач урока.

 Мотивация учебной деятельности учащихся. (4 мин)

  1. Содержательный этап. (25 мин)
  • Задание 1.   Составьте формулы по карточкам.
  • Задание 2. Вычислите скорость удаления или скорость сближения.  
  • Задание 3.  Решение задач на движение.  (устно)
  • Задание 4.  Решение задач на движение.  (в тетрадях)
  • Задание 5.  Решение задач на движение.  (самостоятельно)
  • Задание 6.  Практическая работа.
  1. Контрольно — оценочный этап. (5 мин)
  2. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин)

Работа учащихся состоит из шести  заданий. Класс делится на 3 группы. Итоги своей деятельности ребята фиксируют в «Рабочий лист». Самооценка за урок зависит от суммы набранных баллов за все задания.

Ход урока:

  1. Организационный этап. (слайд 1)

Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Сегодня на уроке нам пригодится:

— хорошее настроение;

— знание материала;

— добросовестная работа;

— взаимовыручка.

А ещё, высказывание одного известного американского математика и педагога,

венгерского происхождения: «Хочешь научиться плавать – смело заходи в

воду, хочешь научиться решать задачи – решай их!». Дьёрдь Пойа.

  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

учащихся. Введение в тему.

Ребята, чтобы узнать тему нашего урока нужно определить ключевые слова,

разгадав ребусы. (слайд 2)

Пишем в тетради число и тему урока. Домашнее задание в дневник. (слайд 3)

Психологический настрой. Подписываем рабочие листы. Выбираем, какое

настроение. (слайд 4)

С древних времен особым уважением пользовалось умение решать

арифметические задачи. Среди множества задач, которые приходится решать

встречаются задачи на движение. (слайд 5)

 Вопросы классу:

Ребята, кто мне скажет, какие объекты могут двигаться в этих задачах на

движение?- пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, автомобили, поезда,

самолеты, лодки  и  сказочные персонажи…

1. Что же такое движение? – это перемещение в нужном направлении.

2. Какие величины характеризуют любое движение? – расстояние, скорость и

время.

3. Что мы называем скоростью? – расстояние, пройденное за единицу времени.

4. Значит, как найти скорость? – расстояние разделить на время.

5.  В каких единицах измеряется скорость? – км/ч, м/мин, …

6. Как найти расстояние? – скорость умножить на время.

7. В каких единицах измеряется расстояние? – км, м,…

8. Как найти время? – расстояние разделить на скорость.

9. В каких единицах измеряется время? – ч, мин…

  1. Содержательный этап.
  • Задание 1.   Составьте формулы по карточкам. (слайд 6)

Проверка и выставление баллов.

Продолжим работу: ребята, посмотрите внимательно на слайд. (слайд 7)

Рассмотрим одновременное движение некоторых участников движения.

  1. Сколько участников движения? – 4.
  2. Какие виды движения вы знаете, и какие видите?

— встречное движение, (мотоцикл — машина)

— движение в противоположных направлениях, (машина-пешеход, машина- автобус)

— движение вдогонку, (мотоцикл – пешеход)

— движение с отставанием (пешеход – автобус).

(слайды 8,9,10,11) Вопросы:

  1. В каком направлении движутся?
  2. Как меняется расстояние?
  3. Как найти скорость сближения (удаления)?
  4. Как найти расстояние…?
  5. Как найти время движения?
  • Задание 2. Вычислите скорость удаления или скорость сближения. (слайд 12)

                      Проверяем. (слайд 13)

  1. Vсб. = 4,5 + 3,75 = 8,25 (км/ч)
  2. V уд.= 76,5 + 43,2 = 119,7 (км/ч)
  3. Vуд. = 10,2 – 4,6 = 5,6 (км/ч)

Проверка и выставление баллов.

  • Задание 3.  Решение задач на движение.  (устно)    (слайд 14)

                    Задачник. № 346.

Проверяем: а) расстояние уменьшится на 30 км в час;

                       б) расстояние увеличится на 30 км в час.

  • Задание 4.  Решение задач на движение.  (в тетрадях)   (слайд 15)

Задачник. №347.

Скажите, сколько вопросов в задаче? Три:

  1. Через сколько минут Ира догонит Юлю?
  2. На каком расстоянии от дома она её догонит?
  3. Успеет ли Ира догнать Юлю,  не доходя до школы?

Решаем.

  1. 80 – 60 = 20 (м/мин) – скорость сближения;
  2. 240 : 20 = 12 (мин) – Ира догонит Юлю;
  3. 80 ∙ 12 = 960 (м) – расстояние, пройденное Ирой.
  4. Успеет т.к. 960 м

Выставление баллов.

(слайд 16) Разминка для ума и тела.    Задача на движение по реке.

 Лодочнику нужно перевести по одному на другой берег реки волка, козу и капусту, но при этом волк не должен съесть козу, а коза – капусту?

Решение: сначала надо отвезти козу, приехать за капустой (или волком). Привезли капусту (или волка), козу забрали назад. Оставляем козу, берем капусту (или волка) и перевозим. Затем, едем за козой.

Выставление баллов.

  • Задание 5.  Решение задач на движение.  (самостоятельно)

1 группа. Задачник № 348. Вопросы: (слайд 17)

2 группа. Задачник № 350. Вопросы: (слайд 18)

3 группа. Задачник № 351. Вопросы: (слайд 19)

Проверяем решение и выставляем баллы.

  • Задание 6.  Практическая работа. (слайд 20)

Составить задачу с десятичными дробями, опираясь на следующее условие:

 Из города в противоположных направлениях …(выехали, вышли, вылетели)…(объект 1) и …(объект 2). Скорость одного  …. км/ч,  скорость другого…. км/ч. Найдите, какое расстояние (….. км), было между ними через 2 часа, после начала движения?

                            Проверяем  и выставляем баллы.

  1. Контрольно — оценочный этап. (слайд 21) 

5- 6 баллов – «5»;

4 балла – «4»;

3-2 балла – «3»

А теперь,  посчитайте итоговое количество баллов и выставите себе оценку. А ещё каждому выставляется оценка учителем, за активность, смелость, упорство. Ну, а если кому – то, сегодня не удалось набрать баллы на положительную оценку, то успех у вас ещё впереди, и он обязательно будет с вами в следующий раз.

5.Подведение итогов урока.  Рефлексия. (слайд 22)

«Тяжело в ученье – легко в бою»                      А.В.Суворов.

Кому принадлежат эти слова?

Как вы их понимаете?

Какие типы задач мы решали?

Чем отличаются и что общего в условиях этих задач?

С каким предложением вы согласны?

 1.Урок полезен, все понятно.

 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 3.Еще придется потрудиться.

 4.Да, трудно все-таки учиться!

    Выбираем, какое настроение.  (слайд 23)

Сегодня на уроке все работали хорошо.  Благодарю за урок! (слайд 24)

                                             

nsportal.ru

6 класс тема: «Задачи на движение»

Урок математики в 6 классе

Тема :» Решение задач на движение».

Цель урока: Отработка навыков решения задач на движение.

Задачи урока:

1. Коррекционно-обучающая:

— формирование у обучающихся представление о скорости, времени, расстоянии.

2. Коррекционно-развивающие:

-коррекция внимания путём решения кроссворда,

— коррекция и развитие зрительных восприятий,

— коррекция и развитие логического мышления, памяти, речи.

3. Коррекционно-воспитывающая:

— воспитание дружеских отношений в классе,

— привитие интереса к математике.

Ход урока

1. Организационный момент:

— Здравствуйте, ребята.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Сядем прямо, не согнёмся,

За работу мы возьмёмся.

На смайлике проставьте своё настроение на урок.

Создание эмоционального настроения, направленного на концентрацию внимания. Снятие напряжённости, тревожности. Психологическая подготовка обучающихся к общению и предстоящему уроку.

2. Поиграем в молчанку,

Будем отвечать кратко.

Даны фигуры:

С помощью веера цифр отвечаем на вопросы.

— Сколько треугольников в фигуре №1? (5)

— Сколько квадратов в фигуре №2? (5)

— Сколько кругов в фигуре №3? (2)

— Найдите фигуру с наибольшим количеством кружков.

Просматриваем внимательно фигуру, запоминаем цвета и фигуры, входящие в цветок.

После 5 сек. Закрываем фигуру и молча отвечаем на вопросы с помощью веера цифр.

— Сколько фигур жёлтого цвета в фигуре №4? (3)

— Сколько фигур оранжевого цвета? (3)

— Сколько синих треугольников? (1)

— Сколько зелёных кругов? (2)

Создание положительной установки на успех. Активизация работы долговременной памяти.

Метод-игра. Форма работы -индивидуальная, фронтальная.

Регуляция -пошаговая.

Эмоциональная мотивация, направленная на коррекцию внимания и наблюдательности.

3 Сообщение темы и цели урока. .Сегодня будем решать задачи. А по какой теме, сейчас узнаем.

(Кроссворд)

(движение) .

Подготовка детей к активному восприятию материала.

4 Вспомним, какие величины входят в формулу нахождения расстояния. (Ответ: скорость, время, расстояние)

Найдём обозначение букв.

A, C, V, S, N, T, R, F, E, M

Находим на доске эти латинские буквы.

Вспомним и напишем формулу нахождения расстояния.

S=V*t

— скорости V=S:t

— времени t=S:V

Развитие слухового восприятия, мелкой моторики рук, монологической речи. Взаимопроверка помогает анализу, ликвидации ошибок, способствует развитию у обучающихся чувства уверенности, взаимопомощи.

5. Физкультминутка.

Поднимает руки класс-это раз.

Повертелась голова-это два.

Руки вниз, вперёд смотри -это три.

Руки в сторону пошире -на четыре.

С силой их к плечам прижать –это пять.

Всем ребятам спасибо-это шесть.

— Из букв, которые висят по всему классу, составить слово( ОЛИМПИАДА).

Создание атмосферы разгрузки, сохранение работоспособности.

6. Для чего составили такое слово?

А сейчас будем решать задачи на движение.

Задача №1.

Конькобежец дистанцию в 1000 м пробегает за 20 сек. С какой скоростью бежит конькобежец?

Задача №2.

Скорость лыжника 25 км/ч. Весь путь лыжник прошёл за 2 часа. Найдите расстояние марафонской трассы.

Задача №3.Саночники двигаются по ледяному желобу со скоростью 100 м/с. За какое время они проедут расстояние в 2000 м?

Дифференциация заданий. Эмоционально-познавательная мотивация.

Активация работы долговременной памяти. Развитие монологической речи. Закрепление, уточнение и систематизация знаний обучающихся, пошаговая регуляция.

7. А сейчас сами попробуем проехать дистанцию.

Развитие самостоятельности в учебной деятельности.

8. Итог урока.

Мы пришли с вами на главный стадион Финиш, на котором вручаются медали победителям.

Рефлексия.

А сейчас я попрошу вас с помощью смайликов показать ваше настроение после урока. Итоговая регуляция повышения уровня осмысления изученного материала.

infourok.ru

План-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме: Урок математики 6 класс по теме: «Задачи на движение»


МКОУ «Новоярковская СОШ»













   Урок математики



«Задачи на движение»  















6 класс







Учитель: Комбарова Мария Анатольевна



























с. Новоярки


Урок математики, 6 класс

Тема: «Задачи на движение» (Приложение 1,слайд 1)

Тип урока: урок-практикум, в форме дидактической  игры — «бизнес — урок».

Цель: систематизировать знания учащихся по решению задач на движение.

Задачи:

  • повторить формулы на движение и закрепить умения их применять при решении задач;
  • развивать навыки внимания, мышления, самоконтроля, культуры работы в группе;
  • развивать познавательный интерес;
  • воспитывать умение организовывать свой труд;
  • воспитывать аккуратность, умение правильно излагать свои мысли.

Применяемые компетенции: учебно–познавательная, социально-трудовая, коммуникативная, компетенция личного самосовершенствования.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с задачами, карточки – акции.

Формы общения: индивидуальная,  групповая.

Регламент 40 минут

План урока таков:

  1. орг. момент;
  2. целеполагание;

3. актуализация опорных знаний и умений учащихся;

4.мотивация учебной деятельности

5. ознакомление с инструкцией

6. решение задач по карточкам;

7. подведение    итогов;

      8. творческое  домашнее задание

      9. рефлексия

При делении учащихся на группы удобно воспользоваться следующими данными об учащихся:

  1. положительно относящиеся к учебе и владеющими приемами учебной деятельности;
  2. положительно относящиеся к учебе и не владеющими приемами учебной деятельности;
  3. отрицательно относящиеся к учебе, но владеющими приемами учебной деятельности;
  4. отрицательно относящиеся к учебе и не владеющие приёмами учебной деятельности

  Эти условия позволяют по-разному формировать группы, или комбинировать по знаниям, или примерно одного уровня знаний. Но практика показывает, что положительный результат выше, если комбинировать. Данный класс разбивается комбинированным методом. Задачи подбираются соответственно по выбранному составу учащихся.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Учитель предлагает учащимся поприветствовать друг друга, пожелать успехов в работе.

Учитель обращается к учащихся эпиграфом. Эпиграфом к уроку взяты слова:  

«Через математические знания в школе, лежит широкая дорога к почти необозримым областям труда и открытий»  А. Маркушевич (слайд 2)

  1. Целеполагание

Учащиеся выполняют устные задания, (слайд 3), и ставят в соответствие стрелочками ответы. Каждому ответу сопоставлена буква. Учащиеся записывают их по порядку и получают слово движение.

0,5*2 =1 — Д

2,2*0,1=0,22 – В

15,5*10=155 – И

5* 6,6=33 – Ж

34,5*100=3450 – Е

2,5*40=100 – Н

45,5*4=182 – И

14,5*2=29 – Е

Учитель задаёт учащимся вопрос: «Как вы думаете, почему выбрано именно это слово?» В ходе обсуждение учащиеся формулируют цель урока – это решение задач на движение.

  1. Актуализация опорных знаний и умений
  1. Работа по готовым чертежам (слайд 4, 5,6)

Учащиеся отвечают на вопросы к чертежам слайда 4:

  1. Для каждого случая вычисляют скорость сближения.
  2. Для каждого случая определяют, кто мог двигаться с такой скоростью.
  1. Повторяются формулы движения по суше и воде.
  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель объясняет учащимся ещё раз о необходимости умения решать задачи на движения, с которыми мы сталкиваемся ежедневно: идя в школу, поехав в гости, и т. д.

 5. Ознакомление с инструкцией

Класс делится на 3 группы (в каждой 5 человек). Каждый в группе получает по 5 заданий и сколько заданий + две акции, в каждой группе лучше акции одного цвета, а в разных разного. В случае, если учащийся сам не справляется с заданием можно купить  решение в своей группе или даже в другой за одну акцию. (Обязательно отметить, у кого  купил). Можно купить ответ у учителя, заплатив две акции.

6. Решение задач по карточкам (приложение 2)

1. Расстояние между станциями 350 км. От этих станций одновременно навстречу друг другу отправились два поезда. Они встретились через 2,5 ч. Определите скорость первого поезда, если скорость второго 65 км/ч.

2. Из села  в город выехал велосипедист со скоростью 11,5 км/ч. Через 2,4 ч вслед за ним выехал мотоциклист со скоростью 46 км/ч. Через сколько часов и на каком расстоянии от города мотоциклист догонит велосипедиста, если от села до города 40 км?

3. Пароход двигался 4,5 часа против течения реки и  3,7  часа по течению. Какой путь преодолел пароход, если его скорость против течения 23,7, а скорость течения 1,5 км/ч?                                                                                                                

4. Два автобуса выехали одновременно из двух городов на встречу друг другу. Расстояние между городами 390 км. Скорость первого 65 км/ч, а скорость второго 45 км/ч. Через какое время расстояние между ними будет 60 км?

5. На просторах Якутии проводились соревнования по заезду на собачьих упряжках, между двумя командами. Обе упряжки должны были преодолеть по 3 круга, протяженность каждого круга 10,5 км. Скорость  первой упряжки 35 км/ч, а скорость второй  21км/ч. Какое расстояние пробегут собаки  второй упряжки за 0,8 часа?  Сколько времени потребуется каждой упряжке, чтобы пробежать три круга?                                                     

7. Подведение    итогов (слайд 7)

          а) Если все задания решены, но нет акций, то отметка только «3».

          б) Если верно решено хотя бы три задания самостоятельно то тоже «3»

          в) Три правильно решенных не своих заданий отметка «5».

          г) Отметка «5» у того, кто заработал больше всех акций.

      8. творческое  домашнее задание

 Придумать рекламу по теме: «Задачи на движение»

      9. рефлексия (слайд 8,9)

nsportal.ru

План-конспект урока (6 класс) на тему: открытый урок в 6 классе коррекционной школы «Решение задач на движение»

МБОУ ООШИ № 22 г. Томска

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО МАТЕМАТИКЕ

«Задачи на движение»

   

6 класс

2015 – 2016 уч. год

Открытый урок по математике

«Задачи на движение» (слайд 1)

Цель урока.

  • Повторить понятие, что такое движение, обобщить знания о зависимости между величинами: скорость, время, расстояние, совершенствовать умения решать задачи на движение.

Задачи урока

Образовательные:

  •  закрепить умение составлять и решать простые   задачи на  движение;
  •  закрепить знание формул нахождения скорости, расстояния, времени;
  •  закрепить умение составлять таблицу при решении задач на движение;

— закрепить знание единиц измерения скорости, времени, расстояния.

Коррекционные:

  •  коррекция памяти при припоминании формул, таблицы умножения;
  •  коррекция мышления и речи при составлении и решении задач;
  •  коррекция внимания при выполнении заданий.

Воспитательные:

  •  уметь правильно делать выбор.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная.

Вид урока: урок с использованием  мультимедийного оборудования.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Средства обучения

ноутбук, мультимедийный проектор, экран,

мультимедийная презентация « Задачи на движение»,

раздаточный материал – тесты. На партах – таблица умножения, формулы для нахождения скорости, времени, расстояния 

Ход мероприятия:

I.Сообщение темы и цели мероприятия.

Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними. Мы сегодня покажем, как мы научились решать задачи на движение.

Чтобы вспомнить основные понятия, связанные с движением, как они находятся и в каких единицах измеряются,   мы выполним тестирование. Верный ответ обведите в кружок.

II. Решение теста.

1.В чем измеряется скорость?

А) км, м, дм

Б) час, минута, секунда

В) км/ч, м/с, м/мин

2. В чем измеряется время?

А) метр, сантиметр, километр

Б) минута, секунда, час

В) км/ч, м/с

3. В чем измеряется расстояние?

А) м/мин, км/ч

Б) минута, час, сутки

В) сантиметр, метр, километр

4. Какое слово пропущено?

Чтобы найти скорость, надо расстояние … на время.

А) умножить

Б) разделить

В) увеличить

5.Какое слово пропущено?

Чтобы найти  время, надо расстояние … на скорость.

А) умножить

Б) разделить

В) увеличить

6.Какое слово пропущено?

Чтобы найти расстояние, надо скорость… на время

А) умножить

Б) разделить

В) увеличить

III. Проверка тестов

Ребята, сейчас поменяемся попарно работами, и проверим ваши тесты. И посчитаем количество ошибок. Проверка выполняется с помощью презентации, где повторяется вопрос с бумажного носителя, и выделены правильные ответы.

 Учащиеся проверяют работу соседа по парте, неправильные ответы обозначают «минусами». Затем  работы возвращаются, учащиеся смотрят на свои ошибки.

 — Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки, ни одного «минуса».

_ Поднимите руки, у кого одна ошибка. Спросить двух учащихся, какие ошибки допущены.

IV.Работа в тетрадях.

а). Составление задачи по рисунку и решение. (слайд )

Задача.

Вариант 2. Автобус от города до деревни  ехал 4 часа со скоростью 90 км/ч. Какое расстояние проехал автобус?

Анализ задачи по следующим вопросам:

1).О чем говорится в задаче?

2).Какие величины в задаче известны?

3).Какая величина является искомой?

8).Если известны время и скорость движения, что можно найти? Как?

Учащиеся строят таблицу, отмечают в ней известные величины.

Оформляют решение задачи.

Быстро успевающие учащиеся получают дополнительную задачу из учебника стр. 131.

Рефлексия.

-Поднимите руки, кто сегодня активно участвовал,  с заданиями справился успешно и  очень доволен собой.

— Поднимите руки, для кого не все задания оказались легкими, кому  было трудно, но он справился и  доволен собой

— Поднимите руки, для кого задания на уроке оказались трудными и ему нужна помощь.

Тест

Фамилия, имя__________________________________

1. В чем измеряется расстояние?

1) м/мин, км/ч

2) минута, час, сутки

3) сантиметр, метр, километр

2.В чем измеряется скорость?

1) км, м, дм

2) час, минута, секунда

3) км/ч, м/с, м/мин

3. Вычеркни лишнее

Скорость

V

время

t

Расстояние

S

м/ч

час

м

м/с

км

см

сутки

с

км/ч

4. Какое слово пропущено?

Чтобы найти скорость, надо расстояние … на время.

1) умножить

2) разделить

3) увеличить

5.Какое слово пропущено?

Чтобы найти  время, надо расстояние … на скорость.

1) умножить

2) разделить

3) увеличить

6. В чем измеряется время?

1) метр, сантиметр, километр

2) минута, секунда, час

3) км/ч, м/с

7.Какое слово пропущено?

Чтобы найти расстояние, надо скорость… на время

1) умножить

2) разделить

3) увеличить

Фамилия, Имя______________________________________

1.В чем измеряется скорость?

А) км, м, дм

Б) час, минута, секунда

В) км/ч, м/с, м/мин

2. В чем измеряется время?

А) метр, сантиметр, километр

Б) минута, секунда, час

В) км/ч, м/с

3. В чем измеряется расстояние?

А) м/мин, км/ч

Б) минута, час, сутки

В) сантиметр, метр, километр

4. Какое слово пропущено?

Чтобы найти скорость, надо расстояние … на время.

А) умножить

Б) разделить

В) увеличить

5.Какое слово пропущено?

Чтобы найти   время, надо расстояние … на скорость.

А) умножить

Б) разделить

В) увеличить

6.Какое слово пропущено?

Чтобы найти расстояние, надо скорость… на время

А) умножить

Б) разделить

В) увеличить

Фамилия, имя______________________________________

Скорость=_______________________________________________________

Расстояние = ____________________________________________________

Время= _________________________________________________________

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *