Задание 4 по литературе егэ – Практический материал для подготовки к ЕГЭ по литературе (задание 4)

Задание №4 ЕГЭ по литературе

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ-2019 по литературе

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец… Что? как ты его находишь?

– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? -проговорил он внушительно.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.

– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shakehands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать». Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?

– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

Общие рекомендации к выполнению заданий 1-7

Анализ результатов ЕГЭ по литературе показывает, что трудности возникают при выполнении заданий, требующих знания содержания произведений художественной литературы (имен персонажей, названий мест события, значимых деталей и т.п.), а также заданий на установление различных соответствий: между персонажами и их характеристиками, авторами и названиями их произведений, героями и их репликами. Это объясняется недостаточным вниманием к самому художественному тексту при подготовке к экзамену. Нередко школьники пытаются подменить чтение полного текста литературного произведения знакомством с материалами, содержащими общие сведения о его сюжете и поэтике или сжатый пересказ, а также обращением к экранизациям и театральным постановкам.

Поэтому при подготовке к ЕГЭ по литературе необходимо акцентировать внимание на основных знаниях о литературном произведении, касающихся:

  1. Жанровой разновидности и родовой принадлежности произведения.
  2. Наличия эпиграфов и посвящений.
  3. Принадлежности произведения к определенному литературному направлению.
  4. Расстановки образов в сюжетной линии.
  5. Особенностей конфликта произведения, основной темы и идеи произведения.

В конечном итоге чтение учащимися литературных произведений должно быть направлено на построение системы образов персонажей. Необходимо уметь ориентироваться в героях, особенностях их взаимодействия друг с другом, выделять конфликтные ситуации, так как именно они определяют проблематику художественного произведения.

Задание 4

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и фактами их дальнейшей судьбы: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФАКТЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЫ

A) Евгений Базаров

Б) Николай Петрович Кирсанов

B) Павел Петрович Кирсанов

1) получает ранение на дуэли

2) женится на сестре Одинцовой

3) умирает от тяжёлой болезни

4) женится на Фенечке

Разбор задания

Данное задание проверяет знание текста произведения, его сюжетных линий. По статистике в данном задании допускается гораздо больше ошибок, чем в ответах на другие вопросы.

Ответ: А – 3, Б – 4, В – 1.

ЕГЭ-2020. Литература. Задания, ответы, комментарии

В книге содержатся материалы для успешной сдачи ЕГЭ: краткие методические комментарии по всем темам, задания разных типов и уровней сложности, тренировочные варианты ЕГЭ, словарь литературоведческих терминов, а также ответы ко всем заданиям. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в Интернете и покупать другие пособия. В данной книге они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену.

Купить

rosuchebnik.ru

Практический материал для подготовки к ЕГЭ по литературе (задание 4)

Задание 4 ЕГЭ по литературе.

1.Установите соответствие между персонажами пьесы А.Н.Островского “Гроза” и их высказываниями.

А) Борис

Б) Кулигин

В) Кудряш

1) “Да не спускаю и я: он — слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.”

2) “Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу.”

3) “Я и слушаю, что ж мне делать еще!”

4) “Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!”

Ответ

А Б В

3 2 1

2.Установите соответствие между героями и вещами из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.

А) Раскольников

Б) Соня

В) Алена Ивановна

1) пожелтелая меховая кацавейка

2) шляпа

3) Евангелие

4) перстень с желтым камнем

Ответ

А Б В

2 3 1

3.Установите соответствие между персонажами пьесы А.П.Чехова “Вишневый сад”и их дальнейшей судьбой.

А) Аня

Б) Трофимов

В) Лопахин

1) уезжает в Париж

2) собирается учиться и жить самостоятельно

3) покидает имение

4) становится хозяином вишневого сада

Ответ

А Б В

2 3 4

4. Установите соответствие между героинями романа М.Шолохова “Тихий Дон” и их дальнейшей судьбой.

А) Аксинья

Б) Наталья

В) Дуняша

1) бесследно исчезнет

2) обретет женское счастье

3) погибнет от шальной пули

4) умрет от болезни

Ответ

А Б В

3 4 2

5. Установите соответствие между персонажами драмы М.Горького “На дне” и их бывшим родом деятельности.

А) Клещ

Б) Сатин

В) Барон

1) слесарь

2) скорняк

3) телеграфист

4) служащий казенной палаты

Ответ

А Б В

1 3 4

6.Установите соответствие между героями произведения А.П.Чехова “Ионыч” и их дальнейшей судьбой.

А) Дмитрий Старцев

Б) Вера Иосифовна

В) Екатерина Туркина

1) отказывается от своих иллюзий

2) нравственно деградирует и опускается

3) не меняет своих привычек и образ жизни

4) покидает свое имение и уезжает за границу

Ответ

А Б В

2 3 1

7. Установите соответствие между персонажами произведения А.С.Пушкина “Капитанская дочка” и их поступками.

А) Гринев

Б) Савельич

В) вожатый

1) возглавил крестьянское восстание

2) будет ранен на дуэли

3) перейдет на сторону мятежников

4) бросится спасать барина от казни

Ответ

А Б В

2 4 1

8.Установите соответствие между персонажами пьесы М.Горького “На дне” и их поступками.

А) Сатин

Б) Актер

В) Клещ

1) так и не найдя работы, останется в ночлежке

2) убьет в драке хозяина ночлежки

3) покончит жизнь самоубийством

4) произнесет речь в защиту достоинства человека

Ответ

А Б В

4 3 1

9. Установите соответствие между персонажами пьесы М.Горького “На дне” и их поступками.

А) Костылев

Б) Актер

В) Клещ

1) потеряв надежду, останется в ночлежке

2) окажется в тюрьме

3) покончит жизнь самоубийством

4) будет убит в драке

Ответ

А Б В

4 3 1

10. Установите соответствие между персонажами “Старухи Изергиль” и соответствующими цитатами.

А) Данко

Б) Ларра

В) повествователь

1) “глаза его были холодны и горды, как у царя птиц”

2) “мрачные все, как демоны…А ведь ты молодой и сильный”

3) “красивые- всегда смелы”

4) “все лицо у него было изрублено крест-накрест саблями”

Ответ

А Б В

3 1 2

11. Установите соответствие между персонажами “Преступления и наказания” и их краткой характеристикой.

А) Лужин

Б) Порфирий Петрович

В) Разумихин

1) студент

2) мелкий чиновник

3) надворный советник

4) следователь

Ответ

А Б В

3 4 1

12.Установите соответствие между персонажами произведения И.С.Тургенева “Отцы и дети” и их дальнейшей судьбой.

А) Евгений Базаров

Б) Николай Кирсанов

В) Павел Кирсанов

1) получает ранение на дуэли

2) женится на сестре Одинцовой

3) умирает от тяжелой болезни

4) делает Фенечку законной женой

Ответ

А Б В

3 4 1

13. Установите соответствие между героями пьесы А.Островского “Гроза” и присущим им качествам.

А) Кабанова

Б) Катерина

В) Варвара

1) мечтательность

2) деспотизм

3) трусость

4) цинизм

Ответ

А Б В

2 1 4

14. Установите соответствие между персонажами пьесы Д.И.Фонвизина “Недоросль” и их дальнейшей судьбой.

А) Стародум

Б) Митрофан

В) Милон

1) лишается права управления имением

2) станет мужем Софьи

3) будет определен на службу

4) продолжит служение людям

Ответ

А Б В

4 3 2

15. Установите соответствие между персонажами “Тихого Дона” и их характеристикой.

А) Пан Листницкий

Б) Михаил Кошевой

В) Степан Астахов

1) муж Аксиньи

2) большевик-агитатор

3) убийца Петра Мелехова

4) хозяин имения Ягодное

Ответ

А Б В

4 3 1

16. Установите соответствие между персонажами “Евгения Онегина” и фактами их судьбы.

А) Татьяна

Б) Ленский

В) Онегин

1) едет в Москву

2) убит на дуэли

3) уезжает в Париж

4) путешествует

Ответ

А Б В

1 2 4

17. Установите соответствие между персонажами “Ревизора” и их социальным статусом в городе Н.

А) Петр Иванович Бобчинский

Б) Артемий Филиппович Земляника

В) Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

1) попечитель богоугодных заведений

2) городской помещик

3) судья

4) уездный лекарь

Ответ

А Б В

2 1 3

18. Установите соответствие между персонажами пьесы М.Горького “На дне” и родом их занятий.

А) Бубнов

Б) Клещ

В) Лука

1) рабочий

2) странник

3) картузник

4) артист

Ответ

А Б В

3 1 2

19. Установите соответствие между персонажами пьесы А.Островского “Гроза” и их ролевым статусом в произведении.

А) Кулигин

Б) Борис

В) Кудряш

1) племянник Дикого

2) купец

3) механик-самоучка

4) приказчик

Ответ

А Б В

3 1 4

20. Установите соответствие между персонажами пьесы А.Чехова “Вишневый сад” и их финальными поступками.

А) Раневская

Б) Лопахин

В) Гаев

1) устраивается на службу

2) уезжает в Париж

3) отдает сад под топор

4) уезжает с Петей Трофимовым

Ответ

А Б В

2 3 1

21. Установите соответствие между персонажами романа Л.Толстого “Война и мир” и героинями, с которыми они свяжут свою судьбу.

А) Николай Ростов

Б) Борис Друбецкой

В) Пьер Безухов

1) Наташа Ростова

2) Жюли Карагина

3) Вера Ростова

4) Марья Болконская

Ответ

А Б В

4 2 1

22. Установите соответствие между персонажами пьесы М.Горького “На дне” и их дальнейшими действиями в ходе сюжета.

А) Лука

Б) Пепел

В) Наташа

1) совершает убийство

2) покидает ночлежку

3) умирает от тяжелой болезни

4) становится жертвой мести Василисы

Ответ

А Б В

2 1 4

23. Установите соответствие между персонажами пьесы А.Грибоедова “Горе от ума” и их речевыми характеристиками.

А) Фамусов

Б) Молчалин

В) Чацкий

1) “в чинах мы небольших”

2) “я глупостей не чтец”

3) “учились бы на старших глядя”

4) “фельдфебеля в Вольтеры дам”

Ответ

А Б В

3 1 2

24. Установите соответствие между персонажами романа Л.Толстого “Война и мир” и фактами их дальнейшей судьбы.

А) Пьер Безухов

Б) Анна Павловна

В) маленькая княгиня

1) устраивает вечер в день Бородинского сражения

2) отдает подводы раненым в Москве

3) попадает в плен

4) умирает

Ответ

А Б В

3 1 4

25. Установите соответствие между персонажами романа Л.Толстого “Война и мир” и фактами их дальнейшей судьбы.

А) Пьер Безухов

Б) Андрей Болконский

В) отец Пьера граф Безухов

1) умирает в Москве

2) проигрывает в карты крупную сумму

3) женится на Элен

4) участвует в реформаторских проектах Сперанского

Ответ

А Б В

3 4 1

26. Установите соответствие между персонажами романа И.А.Гончарова “Обломов” и их судьбой в финале.

А) Штольц

Б) Захар

В) Обломов

1) цинично присвоит чужое имущество

2) тихо уйдет из жизни

3) окажется на паперти

4) женится на Ольге Ильинской

Ответ

А Б В

4 3 2

Задание 4 ЕГЭ по литературе.

1.Установите соответствие между персонажами пьесы А.Н.Островского “Гроза” и их высказываниями.

А) Борис

Б) Кулигин

В) Кудряш

1) “Да не спускаю и я: он — слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.”

2) “Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу.”

3) “Я и слушаю, что ж мне делать еще!”

4) “Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!”

2.Установите соответствие между героями и вещами из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.

А) Раскольников

Б) Соня

В) Алена Ивановна

1) пожелтелая меховая кацавейка

2) шляпа

3) Евангелие

4) перстень с желтым камнем

3.Установите соответствие между персонажами пьесы А.П.Чехова “Вишневый сад”и их дальнейшей судьбой.

А) Аня

Б) Трофимов

В) Лопахин

1) уезжает в Париж

2) собирается учиться и жить самостоятельно

3) покидает имение

4) становится хозяином вишневого сада

4. Установите соответствие между героинями романа М.Шолохова “Тихий Дон” и их дальнейшей судьбой.

А) Аксинья

Б) Наталья

В) Дуняша

1) бесследно исчезнет

2) обретет женское счастье

3) погибнет от шальной пули

4) умрет от болезни

5. Установите соответствие между персонажами драмы М.Горького “На дне” и их бывшим родом деятельности.

А) Клещ

Б) Сатин

В) Барон

1) слесарь

2) скорняк

3) телеграфист

4) служащий казенной палаты

6.Установите соответствие между героями произведения А.П.Чехова “Ионыч” и их дальнейшей судьбой.

А) Дмитрий Старцев

Б) Вера Иосифовна

В) Екатерина Туркина

1) отказывается от своих иллюзий

2) нравственно деградирует и опускается

3) не меняет своих привычек и образ жизни

4) покидает свое имение и уезжает за границу

7. Установите соответствие между персонажами произведения А.С.Пушкина “Капитанская дочка” и их поступками.

А) Гринев

Б) Савельич

В) вожатый

1) возглавил крестьянское восстание

2) будет ранен на дуэли

3) перейдет на сторону мятежников

4) бросится спасать барина от казни

8.Установите соответствие между персонажами пьесы М.Горького “На дне” и их поступками.

А) Сатин

Б) Актер

В) Клещ

1) так и не найдя работы, останется в ночлежке

2) убьет в драке хозяина ночлежки

3) покончит жизнь самоубийством

4) произнесет речь в защиту достоинства человека

9. Установите соответствие между персонажами пьесы М.Горького “На дне” и их поступками.

А) Костылев

Б) Актер

В) Клещ

1) потеряв надежду, останется в ночлежке

2) окажется в тюрьме

3) покончит жизнь самоубийством

4) будет убит в драке

10. Установите соответствие между персонажами “Старухи Изергиль” и соответствующими цитатами.

А) Данко

Б) Ларра

В) повествователь

1) “глаза его были холодны и горды, как у царя птиц”

2) “мрачные все, как демоны…А ведь ты молодой и сильный”

3) “красивые- всегда смелы”

4) “все лицо у него было изрублено крест-накрест саблями”

11. Установите соответствие между персонажами “Преступления и наказания” и их краткой характеристикой.

А) Лужин

Б) Порфирий Петрович

В) Разумихин

1) студент

2) мелкий чиновник

3) надворный советник

4) следователь

12.Установите соответствие между персонажами произведения И.С.Тургенева “Отцы и дети” и их дальнейшей судьбой.

А) Евгений Базаров

Б) Николай Кирсанов

В) Павел Кирсанов

1) получает ранение на дуэли

2) женится на сестре Одинцовой

3) умирает от тяжелой болезни

4) делает Фенечку законной женой

13. Установите соответствие между героями пьесы А.Островского “Гроза” и присущим им качествам.

А) Кабанова

Б) Катерина

В) Варвара

1) мечтательность

2) деспотизм

3) трусость

4) цинизм

14. Установите соответствие между персонажами пьесы Д.И.Фонвизина “Недоросль” и их дальнейшей судьбой.

А) Стародум

Б) Митрофан

В) Милон

1) лишается права управления имением

2) станет мужем Софьи

3) будет определен на службу

4) продолжит служение людям

15. Установите соответствие между персонажами “Тихого Дона” и их характеристикой.

А) Пан Листницкий

Б) Михаил Кошевой

В) Степан Астахов

1) муж Аксиньи

2) большевик-агитатор

3) убийца Петра Мелехова

4) хозяин имения Ягодное

16. Установите соответствие между персонажами “Евгения Онегина” и фактами их судьбы.

А) Татьяна

Б) Ленский

В) Онегин

1) едет в Москву

2) убит на дуэли

3) уезжает в Париж

4) путешествует

17. Установите соответствие между персонажами “Ревизора” и их социальным статусом в городе Н.

А) Петр Иванович Бобчинский

Б) Артемий Филиппович Земляника

В) Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

1) попечитель богоугодных заведений

2) городской помещик

3) судья

4) уездный лекарь

18. Установите соответствие между персонажами пьесы М.Горького “На дне” и родом их занятий.

А) Бубнов

Б) Клещ

В) Лука

1) рабочий

2) странник

3) картузник

4) артист

19. Установите соответствие между персонажами пьесы А.Островского “Гроза” и их ролевым статусом в произведении.

А) Кулигин

Б) Борис

В) Кудряш

1) племянник Дикого

2) купец

3) механик-самоучка

4) приказчик

20. Установите соответствие между персонажами пьесы А.Чехова “Вишневый сад” и их финальными поступками.

А) Раневская

Б) Лопахин

В) Гаев

1) устраивается на службу

2) уезжает в Париж

3) отдает сад под топор

4) уезжает с Петей Трофимовым

21. Установите соответствие между персонажами романа Л.Толстого “Война и мир” и героинями, с которыми они свяжут свою судьбу.

А) Николай Ростов

Б) Борис Друбецкой

В) Пьер Безухов

1) Наташа Ростова

2) Жюли Карагина

3) Вера Ростова

4) Марья Болконская

22. Установите соответствие между персонажами пьесы М.Горького “На дне” и их дальнейшими действиями в ходе сюжета.

А) Лука

Б) Пепел

В) Наташа

1) совершает убийство

2) покидает ночлежку

3) умирает от тяжелой болезни

4) становится жертвой мести Василисы

23. Установите соответствие между персонажами пьесы А.Грибоедова “Горе от ума” и их речевыми характеристиками.

А) Фамусов

Б) Молчалин

В) Чацкий

1) “в чинах мы небольших”

2) “я глупостей не чтец”

3) “учились бы на старших глядя”

4) “фельдфебеля в Вольтеры дам”

24. Установите соответствие между персонажами романа Л.Толстого “Война и мир” и фактами их дальнейшей судьбы.

А) Пьер Безухов

Б) Анна Павловна

В) маленькая княгиня

1) устраивает вечер в день Бородинского сражения

2) отдает подводы раненым в Москве

3) попадает в плен

4) умирает

25. Установите соответствие между персонажами романа Л.Толстого “Война и мир” и фактами их дальнейшей судьбы.

А) Пьер Безухов

Б) Андрей Болконский

В) отец Пьера граф Безухов

1) умирает в Москве

2) проигрывает в карты крупную сумму

3) женится на Элен

4) участвует в реформаторских проектах Сперанского

26. Установите соответствие между персонажами романа И.А.Гончарова “Обломов” и их судьбой в финале.

А) Штольц

Б) Захар

В) Обломов

1) цинично присвоит чужое имущество

2) тихо уйдет из жизни

3) окажется на паперти

4) женится на Ольге Ильинской

multiurok.ru

Задание 17 ЕГЭ по литературе: разбор примеров

Статьи

Среднее общее образование

Литература

Предлагаем вашему вниманию разбор 17 задания по литературе к ЕГЭ 2019 с комментариями

03 октября 2018

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ – 2019 по литературе

Выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений(17.1-17.4) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).

Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).

Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Правила подсчёта слов совпадают с правилами ЕГЭ по русскому языку: «При подсчётеслов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитываетсялюбая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно

слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например,«М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, приподсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

17.1 Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

17.2 Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения)

17.3 Тема родной природы в лирике С.А. Есенина.

17.4 Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе.

(На примере одного-двух произведений 1990-2000-х годов)

Общие рекомендации

«В части 2 участникам ЕГЭ предложено выбрать одну из четырех тем (17.1–17.4) и написать полноформатное развернутое высказывание на литературном материале – сочинение, благодаря чему к отработанному в части 1 анализу художественных произведений добавляется еще один содержательный компонент проверяемого курса. Внутренняя логика компоновки заданий части 2 определяется несколькими подходами. Темы сочинений охватывают важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса и формулируются по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в., литературы ХIХ–ХХI в. (включая новейшую литературу 1990–2000-х гг.). В наборе тем могут использоваться разные формы предъявления задания: в виде вопроса или тезиса (утверждения). Темы задания 17.1–17.4 различаются также особенностями формулировок. Одна из них может иметь литературоведческий характер (на первый план выдвигается литературоведческое понятие). Другая нацеливает экзаменуемого на размышление над тематикой и проблематикой произведения(-ий) конкретного автора. В наборе может быть представлена тема, ориентирующая экзаменуемого на создание сочинения, близкого к читательскому дневнику. Однако ее не следует рассматривать как «свободную», поскольку она строго прикреплена к конкретному литературному материалу и требует его анализа. Еще один вариант в заданиях 17.1–17.4 – это тема, близкая к литературному обзору. Обращение к теме такого типа позволяет экзаменуемому свободно выбирать текст и дает ему возможность проявить свои читательские интересы.

Выпускник выбирает только одну из предложенных тем и пишет по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию». (С.А. Зинин, М.А. Барабанова, Л.В. НовиковаМетодические рекомендации для учителей, подготовленные на основеанализа типичных ошибок участниковЕГЭ 2018 года по литературе.)

Требования к выполнению задания 17
  1. Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена (3 балла)
  2. Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекается для анализа не менее трёх стихотворений), фактические ошибки отсутствуют (3 балла)
  3. Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют (2 балла)
  4. Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена (3 балла)
  5. Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка (3 балла)

Максимальная оценка – 14 баллов.

ЕГЭ-2020. Литература. Задания, ответы, комментарии

В книге содержатся материалы для успешной сдачи ЕГЭ: краткие методические комментарии по всем темам, задания разных типов и уровней сложности, тренировочные варианты ЕГЭ, словарь литературоведческих терминов, а также ответы ко всем заданиям. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в Интернете и покупать другие пособия. В данной книге они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену.

Купить

rosuchebnik.ru

Задание 16 (на сопоставление). ЕГЭ литература

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 

Специфика задания 16

Составитель Валеева Д.Р.

МАОУ «МСОШ №16»

 

АННОТАЦИЯ

Данный тип заданий имеет особую сложность. Самый низкий показатель в ЕГЭ 2015 года виден в задании 16 на сопоставление лирических произведений. Результаты по анализу лирики стали традиционной проблемой. Анализ лирического стихотворения дается ученикам намного сложнее, чем анализ отрывка из эпического или драматического произведения. Связано это со спецификой стихотворного текста (сложной образностью, символичностью, ассоциативными связями и т.д.). Очевидно, что в школьной практике необходимо развивать навыки анализа лирического стихотворения. В старших классах ослаблена работа по сдаче стихотворений наизусть. Кроме этого, низкие результаты по данному заданию объясняются следующими, на мой взгляд, причинами: в заданиях 2015 года большинство текстов стихотворений было взято не из кодификатора. Эта ситуация не могла не вызвать затруднений при выполнении учащимися заданий ЕГЭ, поскольку при подготовке учителя ориентировались на списки кодификатора. Хотя в пояснениях кодификатора указывается на возможность такого подхода к выбору лирических произведений. Как и в прошлые годы, в КИМы ЕГЭ по литературе были включены произведения объективно сложные для понимания (А. Тарковский «К стихам», Б. Пастернак «Бабье лето», А. Блок «В густой траве пропадешь с головой…»). Думается, что успешной сдаче экзамена по литературе будет способствовать и более «реалистичный» отбор произведений. Включение в КИМы текстов высочайшей сложности практически обрекает работу на низкие баллы

Представляю вашему вниманию дидактический материал. Данный ресурс рекомендуется использовать для подготовки к ЕГЭ по литературе.

                                  СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 

Специфика заданий 16

  Выполнение заданий 16 требует включения рассматриваемого произведения в литературный контекст.

Подобные задания требуют краткого связного ответа в объеме 5–10 предложений и являются своеобразным итогом работы с текстом. Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Задания этого типа (их в экзаменационной работе два) по существу представляют собой проблемный вопрос, который связан с конкретным произведением и при этом нацеливает на рассмотрение художественного текста в определенном литературном контексте. Без обращения к контексту нельзя в полной мере оценить целостность восприятия выпускниками курса литературы, их умение устанавливать аналогии, соотносить и сопоставлять различные литературные факты, осмысливать логику литературного процесса.

Повышенный уровень освоения материала характеризуется умением применять полученные знания для анализа литературных произведений различных жанров в их взаимосвязи; решать различные задачи на основе конкретных действий: делать выводы, сравнивать произведения разных авторов и различных эпох, обобщать имеющиеся знания. Содержание заданий этого уровня отвечает как минимуму содержания литературного образования средней (полной) школы, так и содержанию курса литературы, рекомендуемого для углубленного изучения литературы в профильных классах и школах. Посредством этих заданий проверяются не только умения, необходимые для базового уровня усвоения материала, но и те, с помощью которых достигается расширение и углубление основных системных знаний по предмету. К ним относятся:

— умение интерпретировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте;

— умение проводить сравнительно-сопоставительный анализ различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций.

 Эти задания проверяют:

1) умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;

2) умение анализировать содержание текста;

3) умение обобщать наблюдения над художественным текстом;

4) умение находить литературные аналогии;

5) умение убедительно обосновывать выбор каждого произведения;

6) умение убедительно сопоставлять выбранные произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа;

7) умение выявлять авторскую позицию и не искажать её при анализе произведения;

8) умение логично и последовательно излагать мысли.

Задания обладают хорошей дифференцирующей способностью и помогают осуществить объективный отбор наиболее сильных выпускников.

 

Для успешного выполнения заданий данного типа, экзаменуемые должны владеть умением устанавливать внутрипредметные связи, позволяющие воспринимать художественное произведение не как единичное явление литературы, а как часть единого литературно-художественного пространства. Выделенный параметр проверяет именно это умение выпускника. Если экзаменуемый в целом отвечает на поставленный вопрос верно, но затрудняется в установлении аналогий с другими изученными произведениями, то его ответ оценивается минимальным количеством баллов. Привлечение литературного контекста должно быть аргументировано не только личной позицией экзаменуемого, но, в первую очередь, правильным пониманием смысла вопроса: о каком именно компоненте формы или содержания произведения идет речь, какой аспект творчества писателя предложен для рассмотрения.

Выполняя задания 16, выпускник самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст).  При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. и А.К. Толстые; В.Л. и А.С. Пушкины). Ответ необходимо аргументировать, опираясь на текст произведения, учитывать авторскую позицию и при необходимости излагать свою точку зрения.

В критериях оценивания заданий 16 нет требования обязательного использования теоретико-литературных понятий. Однако многие задания построены таким образом, что без опоры на эти понятия и без умения использовать их при анализе выполнить задание будет затруднительно (в этом случае отметка по первому критерию будет неизбежно снижена).

В заданиях 9 и 16 требуется написать развёрнутый ответ на вопрос о связи прозаического фрагмента или предложенного стихотворного текста с произведениями других русских писателей и поэтов. 

Формулировки заданий можно разбить на два типа.

1. Задание состоит из двух подвопросов. Первый относится к самому произведению, а второй проверяет умение сопоставлять литературные явления, находить тематические, образные, персонажные и т.д. параллели. Например:

9. Как автор «Слова о полку Игореве» относится к своему герою и в каких ещё произведениях русской литературы можно увидеть неоднозначное отношение автора к героям?

16 . Каков философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Туча» и кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?

2. Другой тип задания требует назвать авторов и произведения, соотносящиеся с проанализированным текстом тематически, образно, эмоционально и т.д., а далее самостоятельно обосновать выявленные параллели. Например:

9. Что сближает с комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума» другие произведения русской классики, обращённые к злободневным вопросам? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)

16. Каким русским поэтам близок С.А. Есенин своим отношением к Руси? С.А. Есенин. «Запели тёсаные дроги…» (Приведите 2–3 примера стихотворений и обоснуйте свой выбор).

 

Примерный план для развернутого сочинения на сопоставление.

1.Вступление (= тезис)

2.Ответ на вопрос:

а) первая позиция сопоставления, общее и различия в изображении, приемах, подходе к материалу и т.д.

б) вторая позиция сопоставления, общее и различия в изображении, приемах, подходе к материалу и т.д.

3. Заключение (= вывод), соответствующий тезису. 

 

Обратимся к примеру.

Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Фета? 

К теме родной природы и до, и после А.А. Фета обращались многие русские поэты, ведь отражённое в стихах настроение и состояние природного мира зачастую позволяет автору выразить свои переживания.

В «Зимнем утре» А.С. Пушкина картины природы вызывают у лирического героя ассоциации с чем-то светлым, чудным, потому что его переполняет чувство любви, окрашивающее восторженным отношением всё вокруг: и блестящий на солнце снег, и “речку подо льдом”, то есть самые обыденные, привычные детали пейзажа. Этот мотив “прекрасного в обыденном” и сближает пушкинское стихотворение с «Вечером» Фета. 

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» проникнуто чувством умиротворения и гармонии. Лермонтову, как и Фету, свойственно понимать и одушевлять природу. Более того, одушевлённая природа будто вступает в диалог с лермонтовским героем: “студёный ключ лепечет таинственную сагу”, “ландыш серебристый приветливо кивает головой”. Гармония, царящая в мире, помогает смирить тревогу в душе лирического героя. В этот момент и происходит единение с природой, с миром: “И счастье я могу постигнуть на земле, // И в небесах я вижу Бога”. 

Итак, стихотворение Фета с пушкинским сближает мотив красоты, которую поэт видит в родных зимних пейзажах. Мотивы единения с природой и умиротворяющей красоты окружающего мира — общие у Лермонтова и Фета. Лирические герои Пушкина и Лермонтова, подобно фетовскому, чувствуют неразрывную связь человека и природы. 

Комментарий.

В работе привлечение литературного контекста основано прежде всего на правильном понимании смысла вопроса. Особенно ценно в этой работе то, что выбор произведений продиктован личной позицией экзаменуемого: по его мнению, сближают стихи Пушкина и Лермонтова с «Вечером» Фета мотивы одушевления природы, её умиротворяющей красоты, прекрасного в обыденном. Автор сочинения объясняет, что дало ему повод для сопоставления, аргументирует свои рассуждения цитатами и кратким комментарием, показывающим, на каком основании сближаются в его сознании названные стихотворения. Последний абзац содержит вывод-итог, краткое обобщение сказанного.

Оценка задания — 3 балла: экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, называет два произведения двух поэтов, в лирике которых есть общие с фетовскими мотивы; даёт содержательное обоснование сопоставления, приводит необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют. 

Критерии оценивания заданий 9 и16 — общие. Требования к ответам 9-16 таковы: понимание специфики заданияточность и полнота ответа на главный (центральный) вопрос, привлечение литературного контекстаобоснование сопоставления (оно может опираться на изученный материал или предлагать собственные аспекты сопоставления), полнота аргументации, точность фактического материала. При этом привлечение литературного контекста следует обосновывать в первую очередь с литературоведческой точки зрения, и только во вторую — с позиции пишущего. Главное здесь — правильное понимание смысла вопроса

Примечание. При выполнении задания 16 для сопоставления с лирическим стихотворением можно использовать  только стихи. (Поэмы, роман в стихах – это иные жанры). 

ТЕМА ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ

Кто из русских поэтов обращался к традиционной теме дружбы?

«И.И. Пущину» А.С. Пушкин

Мой первый друг,

Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Стихотворение «19 октября»

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…

С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил…

 

Обращаясь к теме дружбы в поэзии Александра Сергеевича Пушкина, нельзя не отметить, что истоки понимания поэтом этого чувства берут начало в его счастливых лицейских годах. Именно во время учебы в Царскосельском лицее поэт проникся духом товарищества и братства. Своим друзьям он посвятил немало произведений, одно из которых — «19 октября». Поэт с тоской вспоминает о своих товарищах, которые в этот день «пируют» «на брегах Невы», размышляет о том, «еще кого не досчитались» его лицейские друзья. В его воспоминаниях друзья, которых он обрел в Царскосельском лицее, предстают как единственно надежные и верные, а сам Лицей — как «отечество», родной дом. Горечь одиночества смягчается, когда в воображении поэта возникают образы милых его сердцу людей. Дружба спасает его от ―сетей судьбы суровой‖, помогает преодолеть мучительность ссылки и дарит ему надежду на встречу в будущем.

Стихотворение «По улице моей который год…» Б. Ахмадулина.

По улице моей который год

звучат шаги — мои друзья уходят.

Друзей моих медлительный уход

той темноте за окнами угоден.

Запущены моих друзей дела,

нет в их домах ни музыки, ни пенья,

и лишь, как прежде, девочки Дега

голубенькие оправляют перья.

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх

вас, беззащитных, среди этой ночи.

К предательству таинственная страсть,

друзья мои, туманит ваши очи.

О, одиночество, как твой характер крут!

Посверкивая циркулем железным,

как холодно ты замыкаешь круг,

не внемля увереньям бесполезным.

Так призови меня и награди!

Твой баловень, обласканный тобою,

утешусь, прислонясь к твоей груди,

умоюсь твоей стужей голубою.

Дай стать на цыпочки в твоем лесу,

на том конце замедленного жеста

найти листву, и поднести к лицу,

и ощутить сиротство, как блаженство.

Даруй мне тишь твоих библиотек,

твоих концертов строгие мотивы,

и — мудрая — я позабуду тех,

кто умерли или доселе живы.

И я познаю мудрость и печаль,

свой тайный смысл доверят мне предметы.

Природа, прислонясь к моим плечам,

объявит свои детские секреты.

И вот тогда — из слез, из темноты,

из бедного невежества былого

друзей моих прекрасные черты

появятся и растворятся снова.

 

Этот же мотив можно заметить и в стихотворении Б. Ахмадулиной. Люди взрослеют, у них остаётся мало времени на общение друг с другом. У каждого свои дела и заботы. И лишь изредка они ненадолго встречаются и «растворяются снова». В молодости люди больше времени проводят с друзьями, заводят какие-то новые знакомств. А в зрелом возрасте они иногда встречаются с самыми близкими, прощая им многое и дорожа их памятью:

«Если друг оказался вдруг» В. Высоцкий

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а — так,

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош,-

Парня в горы тяни — рискни!

Не бросай одного его,

Пусть он в связке в одной с тобой

Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах — не ах,

Если сразу раскис и — вниз,

Шаг ступил на ледник и — сник,

Оступился — и в крик,-

Значит, рядом с тобой — чужой,

Ты его не брани — гони:

Вверх таких не берут, и тут

Про таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но — шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но — держал,

Если шел за тобой, как в бой,

На вершине стоял хмельной,-

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

«Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B. Высоцкого, посвященное теме дружбы как наивысшей нравственной категории. В этом стихотворении поэт рисует образ настоящего друга, который не предаст никогда.

А. Блок

Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух.
Да, таким я и буду с тобой:
Не для ласковых слов я выковывал дух,
Не для дружб я боролся с судьбой.
Ты и сам был когда-то мрачней и смелей,
По звездам прочитать ты умел,
Что грядущие ночи — темней и темней,
Что ночам неизвестен предел.
Вот — свершилось. Весь мир одичал, и окрест
Ни один не мерцает маяк.
И тому, кто не понял вещания звезд,—
Нестерпим окружающий мрак.
И у тех, кто не знал, что прошедшее есть,
Что грядущего ночь не пуста,—
Затуманила сердце усталость и месть,
Отвращенье скривило уста…
Было время надежды и веры большой
Был я прост и доверчив, как ты.
Шел я к людям с открытой и детской душой,
Не пугаясь людской клеветы…
А теперь — тех надежд не отыщешь следа,
Всё к далеким звездам унеслось.
И к кому шел с открытой душою тогда,
От того отвернуться пришлось.
И сама та душа, что, пылая, ждала,
Треволненьям отдаться спеша,—
И враждой, и любовью она изошла,
И сгорела она, та душа.
И остались — улыбкой сведенная бровь,
Сжатый рот и печальная власть
Бунтовать ненасытную женскую кровь,
Зажигая звериную страсть…
Не стучись же напрасно у плотных дверей,
Тщетным стоном себя не томи:
Ты не встретишь участья у бедных зверей
Называвшихся прежде людьми.
Ты — железною маской лицо закрывай,
Поклоняясь священным гробам,
Охраняя железом до времени рай,
Недоступный безумным рабам.

В русской лирике есть множество стихов, славящих и воспевающих дружбу как одно из самых прекрасных чувств, связывающих людей между собой. Резким диссонансом в поток этих стихов врывается лирика Блока, в которой дружба предстает в совершенно ином свете и почти каждое слово о ней словно облито злостью, горечью, желчью, пронизано духом сарказма. Пожалуй, нет другого поэта, в творчестве которого дружба подвергалась бы таким ожесточенным нападкам, как это мы видим в лирике Блока. Лишь только в ней заходит речь о дружбе – кажется, что горло поэта перехватывает судорога боли и гнева и он не может найти иных слов, кроме самых резких и язвительных. Для того чтобы уяснить характер стихов Блока о дружбе, нам следует принять во внимание то, что их порождало, отношения поэта с окружающей его средой, с людьми, которые становились ему на какой-то период наиболее близкими и в конце концов переходившими (как это обычно бывало) в стан его ожесточенных и непримиримых врагов.

ТЕМА ПАМЯТНИКА

Кто из русских поэтов обращался к традиции создания стихотворения -«памятника», в котором подводил итог своего поэтического творчества, и в чём сходство и различие этих стихотворений?

Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Так, ода Горация “К Мельпомене” в переводе М.В. Ломоносова послужила основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о “памятнике”. Основные ее аспекты – процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения “нерукотворного” памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Сегодня на уроке мы сопоставим стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина. Проследим, как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях, чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравним художественные средства, с помощью которых выражена точка зрения поэтов.

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски

И перьвому звенеть Алцейской лирой.

Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.

М. Ломоносов.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный;

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! – весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселена будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелям Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О Муза! Возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай. Державин

ПАМЯТНИК

Sume superbiam… Horatius

[Преисполнись гордости… — Гораций (лат.)]

Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.

Кричите, буйствуйте, — его вам не свалить!

Распад певучих слов в грядущем невозможен, —

Я есмь и вечно должен быть.

И станов всех бойцы, и люди разных вкусов,

В каморке бедняка, и во дворце царя,

Ликуя, назовут меня — Валерий Брюсов,

О друге с дружбой говоря.

В сады Украины, в шум и яркий сон столицы,

К преддверьям Индии, на берег Иртыша, —

Повсюду долетят горящие страницы,

В которых спит моя душа.

За многих думал я, за всех знал муки страсти,

Но станет ясно всем, что эта песнь — о них,

И, у далеких грез в неодолимой власти,

Прославят гордо каждый стих.

И в новых звуках зов проникнет за пределы

Печальной родины, и немец, и француз

Покорно повторят мой стих осиротелый,

Подарок благосклонных Муз.

Что слава наших дней? — случайная забава!

Что клевета друзей? — презрение хулам!

Венчай мое чело, иных столетий Слава,

Вводя меня в всемирный храм.

Июль 1912 В. Брюсов

Я памятник воздвиг себе иной!
К постыдному столетию — спиной.
К любви своей потерянной — лицом.
И грудь — велосипедным колесом.
А ягодицы — к морю полуправд.

Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять, —
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталось вознесла.

Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят, —

в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струёй воды ударю в небеса.

И. Бродский

К традиции создания стихотворения-памятника обращались многие русские поэты. Исследователи насчитывают двенадцать подобных произведений. Среди них наиболее известными являются такие стихотворения, как «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»М. В. Ломоносова и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина. С одой Г.Р. Державина их объединяет общая тематика. Все три произведения посвящены теме бессмертия поэта и высокого назначения поэзии. В своих «памятниках» поэты декларируют огромное значение творений в жизни общества. Как показывает история, эти великие поэты: Державин, Ломоносов и Пушкин — предвидели своё бессмертие в сердцах читателей.

Несмотря на общность тем, стихотворения имеют ряд отличий друг от друга. Так, А. С. Пушкин отступает от наследия Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова. В своих размышлениях поэт размышляет о «жестоком веке», о своей судьбе и неизмеримой силе поэзии. Он пишет, что в памяти людей останется потому, что славил свободу и «милость к падшим призывал». Стихотворение – «памятник» Пушкина – произведение, наследующее традиции классицистов, но при этом проникнуто личными переживаниями поэта. «Памятники» М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина являются переложениями оды «Горация». Но в отличие от Ломоносова, чья «памятниковая» ода ближе к оригиналу, Державин высказывает собственное мнение на роль поэтического творчества. По мнению поэта, предназначение его стихотворений – это распространение просвещения. Приверженец абсолютизма, он мог бесстрашно «истину царям с улыбкой говорить».

Итак, «Памятники» Ломоносова, Державина и Пушкина, несмотря на созвучность поднимаемых тем, отличаются смысловыми акцентами.

ОБРАЗ АНГЕЛА

«Ангел» М. Ю. Лермонтов

По небу полуночи Ангел летел
И тихую песню он пел.
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов.
О Боге Великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой,

И долго на свете томилась она
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Христианские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова – это очень глубокая и многогранная тема. Она включает в себя религиозные, библейские мотивы, богоборческую и демоническую темы.

«Ангел» — самое загадочное стихотворение, написанное Лермонтовым в возрасте шестнадцати лет, в 1831 году. Повествует оно о рождении нового человека, душу которого несет ангел, чтобы воссоединить ее с телом еще до того, как ребенок появится на свет. Во время этого загадочного ночного путешествия ангел поет удивительную по красоте песню, в которой восхваляет достоинства праведной жизни и обещает пока еще безгрешной душе младенца вечный рай. Однако реалии земной жизни весьма далеки от небесного блаженства, ребенку с детства предстоит столкнуться с болью и унижениями, печалью и слезами. Но отзвук волшебной песни ангела навсегда остался в душе человека, и он пронес через всю свою долгую жизнь. Думается, образ ангела, воспетый в стихотворении, – это образ души Лермонтова, которая ищет воплощение его мечты и идеалов

А. Блок «Сусальный ангел»

На разукрашенную елку
И на играющих детей
Сусальный ангел смотрит в щелку
Закрытых наглухо дверей.

А няня топит печку в детской,
Огонь трещит, горит светло…
Но ангел тает. Он — немецкий.
Ему не больно и тепло.

Сначала тают крылья крошки,
Головка падает назад,
Сломались сахарные ножки
И в сладкой лужице лежат…

Потом и лужица засохла.
Хозяйка ищет — нет его…
А няня старая оглохла,
Ворчит, не помнит ничего…

Ломайтесь, тайте и умрите,
Созданья хрупкие мечты,
Под ярким пламенем событий,
Под гул житейской суеты!

Так! Погибайте! Что в вас толку?
Пускай лишь раз, былым дыша,
О вас поплачет втихомолку
Шалунья девочка — душа…

Стихотворение А. Блока “Сусальный ангел” — поэтический отклик на рассказ

Л. Андреева “Ангелочек”, в нем символически звучит образ ангела. Центральным мотив — человека над земной обыденностью возвышает мечта, порыв к возвышенному. Однако образа тающего ангела подчёркивает трагическую безысходность земного бытия. Ничего не осталось от ангела, воплощающего собой все чистое и прекрасное — лишь только душа будет хранить воспоминания об этом, пусть остальные и растопчут все хрупкие мечты

Александр Пушкин

В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.

Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
 

И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.

«Прости,- он рек,- тебя я видел,
И ты недаром мне сиял:
Не все я в небе ненавидел,
Не все я в мире презирал.

В  основе сюжета антитеза. Пушкин противопоставляет нежного ангела и мрачного демона. Вначале перед нами предстает образ ангела с поникшей головой. Тут же появляется мятежный демон, летающий над адской бездной. Ангел сравнивается с чистым духом, а демон – с духом отрицанья и сомненья. Это лирическое стихотворение, относящееся к романтизму. Если в начале произведения происходит сравнение двух образов, то в конце демон у ангела просит прощения. Он говорит о том, что на самом деле не является таким злым, каким его все представляют. Демон не все презирал и ненавидел. В итоге добро все-таки восторжествовало и даже «мрачный демон» не устоял перед «нежным ангелом».

Анна Ахматова

Божий Ангел, зимним утром
Тайно обручивший нас,
С нашей жизни беспечальной
Глаз не сводит потемневших.

Оттого мы любим небо,
Тонкий воздух, свежий ветер
И чернеющие ветки
За оградою чугунной.

Оттого мы любим строгий,
Многоводный, темный город,
И разлуки наши любим,
И часы недолгих встреч.

 

                                                                           ОБРАЗ ДЕМОНА

М. Лермонтов «Мой демон»

Собранье зол его стихия;
Носясь меж темных облаков,
Он любит бури роковые
И пену рек и шум дубров;
Он любит пасмурные ночи,
Туманы, бледную луну,
Улыбки горькие и очи
Безвестные слезам и сну.

К ничтожным хладным толкам света
Привык прислушиваться он,
Ему смешны слова привета
И всякий верящий смешон;
Он чужд любви и сожаленья,
Живет он пищею земной,
Глотает жадно дым сраженья
И пар от крови пролитой.
Родится ли страдалец новый,
Он беспокоит дух отца,
Он тут с насмешкою суровой
И с дикой важностью лица;
Когда же кто-нибудь нисходит
В могилу с трепетной душой,
Он час последний с ним проводит,
Но не утешен им больной.

И гордый демон не отстанет,
Пока живу
я, от меня
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствия блаженства,
Не даст мне счастья никогда.

 

Христианские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова – это очень глубокая и многогранная тема. Она включает в себя религиозные, библейские мотивы, богоборческую и демоническую темы.

В первых восьми строках стихотворения Лермонтов изображает Демона через природу, создавая при этом отчетливый мотив движения – шум дубров, пена рек, носясь меж облаками. Приносящему разрушения и страдания Демону по душе «роковые бури». Символ мятежного начала, Демон привлекает юного поэта силой духа, своим неутомимым стремлением к действию. Титан, презревший власть Бога, восседает на своем «недвижном троне», властвуя над миром человеческих чувств, страстей, пороков. Демон ненавидит мир, весь смысл его существования – губить все доброе. Поэт рисует фигуру Демона, этого воплощения зла («Собранье зол его стихия»), во всем своем страшном и одновременно притягательном величии. Но при этом лермонтовский Демон удивительным образом сочетает величие и мощь титана с печалью и унынием («Сидит уныл и мрачен он»): обрекший сам себя на такое существование, Демон бесконечно одинок в этом мире, его окружают лишь «ветры онемевшие», и ни одна живая душа не разделит его одиночество.

Демон» А.С. Пушкин

В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья,-
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь,-
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

 

«Демон» написан Пушкиным в 1823 году, в то время, когда в душе поэта царил скепсис. «Злой гений», посещающий лирического героя «Демона», олицетворяет глубокую разочарованность в окружающем мире. Он презирает вдохновение, не верит в любовь и свободу, глядит насмешливо на жизнь. Приход демона обозначает перелом в сознании человека, который в молодости был полон мечтами и надеждами, а повзрослев, понял их ничтожность. Пушкинское стихотворение «Демон» построено целиком в форме прошедшего времени, как рассказ пережитом, уже не имеющем отношения к настоящему. Встреча с демоном у Пушкина — лишь эпизод в развитии внутреннего мира поэта, и сам образ демона выступает как бы сквозь дымку воспоминания, обрисованный сжато и

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Задание 9 ЕГЭ по литературе: разбор примеров

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ – 2019 по литературе

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец… Что? как ты его находишь?

– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? -проговорил он внушительно.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.

– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shakehands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать». Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?

– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

Задание 9

В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

В данном задании традиционно требуется сопоставить анализируемое произведение с другими произведениями русской классики. Сопоставить значит сравнить для получения каких-то выводов. Сравнивая, мы можем отметить как сходства, так и различия.

Алгоритм сопоставительного анализа произведений
  1. Найти черты сходства двух текстов на уровне:
    сюжета или мотива;
    образной системы;
    лексики;
    изобразительных средств;
    синтаксических конструкций;
    других параметров, подсказанных самими текстами.
  2. Найти различия на тех же уровнях.

В литературе четко выражены несколько характерных конфликтов: любовный, идейный, философский, социально-бытовой, символический, психологический, религиозный, военный.

Конфликт поколений может быть бытовым и разворачиваться в пределах одной семьи, как например, в «Грозе» Островского: Дикой и Кабанова с одной стороны; Борис, Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш – с другой. Дикой и особенно Кабаниха обвиняют молодое поколение в отсутствии почитания старших. Настоящие страдания доставляет Кабанихе мысль, что дети её живут неправильно, не по её примеру. Тихон уехал, а Катерина по нему «не воет». В детях своих Кабаниха не видит ни поддрежки, ни опоры. В «Отцах и детях» тоже можно привести пример семейного конфликта между Павлом Петровичем, Николаем Петровичем и Фенечкой. Николай Петрович не решается жениться на матери своего ребенка Фенечке из-за брата. Ему кажется, что Павел Петрович этого бы никогда не одобрил. Но это не основный конфликт романа.

Главное противоречие связано с такими героями, как Базаров и Павел Петрович, которые вступают в спор друг с другом по идейным соображениям.

Подобный конфликт изображён в комедии Грибоедова «Горе от ума». Чацкий противопоставляет себя всему фамусовскому обществу. Он открыто критикует государственный строй России, нравственный облик дворян и помещиков, обвиняя их в низкопоклонстве и лицемерии.

Базаров и Чацкий близки в одном: они не видят ничего положительного в России «отцов». «Не замечая о себе, что старее, то хуже», – категорически заявляет герой Грибоедова в одном из своих монологов. Думаю, если бы Базаров не отрицал литературу, то слова Чацкого пришлись ему по душе.

Требования к выполнению задания 9
  1. Названо первое произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена (2 балла)
  2. Названо второе произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена (2 балла)
  3. Для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (4 балла)
  4. Отсутствуют логические, речевые ошибки (2 балла)

Максимальная оценка – 10.

ЕГЭ-2020. Литература. Задания, ответы, комментарии

В книге содержатся материалы для успешной сдачи ЕГЭ: краткие методические комментарии по всем темам, задания разных типов и уровней сложности, тренировочные варианты ЕГЭ, словарь литературоведческих терминов, а также ответы ко всем заданиям. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в Интернете и покупать другие пособия. В данной книге они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену.

Купить

rosuchebnik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *