Задание 7 огэ – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: ОГЭ: Задание 7 (Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях)

Разбор задания №7 ОГЭ по русскому языку


Разбор типовых вариантов задания №7 ОГЭ по русскому языку


Первый вариант задания

Первый пример из демонстрационного варианта ОГЭ по русскому 2017:

Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Находим главное и зависимое слово: шкатулка (какая?) деревянная. Главное слово – шкатулка, зависимое – деревянная. Связь согласование характеризуется тем, что при изменении главного слова, меняется и зависимое: шкатулки (какой?) деревянной, шкатулке (какой?) деревянной, шкатулку (какую?) деревянную и т.д.
  2. Для связи управление в качестве зависимого слова требуется существительное или местоимение, отвечающее на вопросы косвенных падежей.
  3. Шкатулка (из чего?) из дерева.

Ответ: шкатулка из дерева.

Примеры аналогичных замен:

Зимнее царство — царство зимы

Клык волка — волчий клык

Нести с гордостью — нести горделиво

Произнести торжественно — произнести с торжественностью

 


Второй вариант задания

Словосочетание ПАДАЕТ БЕЗЗВУЧНО предложения 2 построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

(1) Тяжёлые шапки снега склонили вниз ветви. (2) Снег падает с них совершенно беззвучно, оставляя вмятины на белоснежной пелене под деревьями. (Зверев М.)

Алгоритм выполнения задания:
  1. Находим главное и зависимое слово: падает (как?) беззвучно. Главное слово – падает, зависимое – беззвучно. Связь примыкание характеризуется тем, что при изменении главного слова, зависимое не изменяется: падал (как?) беззвучно, падали (как?) беззвучно и т.д.
  2. Для связи управление в качестве зависимого слова требуется существительное или местоимение, отвечающее на вопросы косвенных падежей.
  3. Падает (без чего?) без звука.

Ответ: падает без звука.


Третий вариант задания

Словосочетание В ЗАРОСЛЯХ ВЕРЕСКА из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

У самого края леса в зарослях болотного вереска блеснуло озерко с тёмной водой цвета крепко заваренного чая. (Носов Е.)

Алгоритм выполнения задания:
  1. Находим главное и зависимое слово: в зарослях (чего?) вереска. Главное слово – в зарослях, зависимое – вереска. Связь управление характеризуется тем, что при изменении главного слова, зависимое не изменяется: зарослям (чего?) вереска, зарослями (чего?) вереска и т.д.
  2. Связь согласование характеризуется тем, что при изменении главного слова, меняется и зависимое. Вопросы, которые можно задать от главного к зависимому –
    какой? чей?
  3. Заросли (какие?) вересковые.

Ответ: в вересковых зарослях.

Тест по русскому языку (9 класс) по теме: Задание №7 ОГЭ

I вариант

Замените словосочетание «кружевной шарф», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «парижских сражений», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «бессонных ночей», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «колосьев ржи», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «гудок парохода»,  построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «школьные будни», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «в водяных дорожках»,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «на прибрежном песке», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «шмелиное жужжание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «студенческого хора», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «книжный магазин», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «говорит радостно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «стая гусей», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «голубкинская совесть», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «железный рычаг», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «насмешливо сказала», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «глебовская власть», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «стального цвета», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «пасть собаки», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

II вариант

Замените словосочетание «Лялиной красотой», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «собачьего языка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «человеческая жизнь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «бумажных голубей», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «ракетный хвост», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «к железным воротам», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «увлечённо читал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «в хрустальной вазе»,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «палуба корабля», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «фарфоровые собаки»,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «нежно гладит», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «бревенчатый домик»,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «дно колодца»,  построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «известия с фронта»,  построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «к Алкиному дому»,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «деревянные сиденья»,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «суконным одеялом» ,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «человеческая вера»,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «детские игрушки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

III вариант

Замените словосочетание «в детском лагере»,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «утренняя пробежка»,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «детское ликование»,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «музыкальный кружок»,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «школьный зал»,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «боксёрскую грушу»,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «берег моря», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «вечерней прохладой»,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание

Замените словосочетание «степные метели»,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «культурные ценности», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «мамин совет»,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «маминого альбома»,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «радостно сообщил»,  построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «народным горем», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «папиной ручкой»,   построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «немецкие танки»,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «отнестись юмористически»,  построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «немецкие танки»,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Средства выразительности ОГЭ — задание 7 ОГЭ по русскому языку 2020

Теория для задания 7 ОГЭ по русскому языку. Анализ средств выразительности.Тропы: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.

Тесты ОГЭ 2020 
Теория ОГЭ 2020

Формулировка задания:

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет. 

 1) Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла? 
 2) И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца. 
 3) К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз. 
 4) Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. 

 5) Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий.


1. Внимательно прочитайте задание, выделив для себя, какое именно средство выразительности необходимо найти.

2. Для выполнения задания 3 достаточно знать следующие термины: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.

3. Не путайте метафору, сравнение и сравнительный оборот:

Метафораскрытое сравнение, потому не содержит ни союзов, ни лексических средств выражения сравнения.

Сравнение может быть выражено несколькими способами (не только при помощи союзов) Об этом читайте ниже.

Сравнительный оборот – разновидность сравнения, в котором словами-подсказками будут союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧЕМ и др.


4. Особую сложность представляет нахождение фразеологизмов. Чтобы найти фразеологизм, важно знать:

А) фразеологизм  часто можно заменить одним словом.
Вешать лапшу на уши = обманывать.

Б) фразеологизм  — это словосочетание. Если его разделить на отдельные слова, то его значение теряется.
Например, фразеологизм «бить баклуши» = лениться, но по отдельности слово «бить» — значит нанести удар , а «баклуша» = обрубок древесины.

В) некоторые фразеологизмы настолько часто употребляются в речи, что мы перестали обращать на них внимание, потому такие выражения как «играть роль», «иметь в виду», «от всего сердца», «не покладая рук», «от мала до велика», «плыть по течению» «сгорать от нетерпения» мы не воспринимаем как фразеологизмы, однако их тоже нужно научиться замечать в тексте.

Г) к фразеологизмам не относятся предложно-падежные сочетания вроде «под мышкой», «с кондачка»

5. Отличайте эпитет от обычного прилагательного, причастия.

Стальной утюг: «стальной» – обычное определение, которое обозначает материал, из которого изготовлен утюг. «Стальной» взгляд: «стальной» – (эпитет) яркое, образное определение, которое употребляется в переносном смысле.



6. В зависимост

ОГЭ 2020 (задание 7) | Педагогический портал «Тривиум»

(1)Помнишь ли ты свою первую книгу?

(2)Нет, не ту, что прочитана бабушкой или мамой возле постели, когда у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать над каждой страницей, и не ту тонкую книжицу, по которой ты, словно птенец, пробуя звуки собственного голоса, складывал из букв знакомые слова.

(3)Нет, я спрашиваю про книгу, которую ты выбрал — или тебе помогли выбрать — среди множества других, которую ты раскрыл дома, оставшись один, и которая навсегда запала в твою память чудесными мыслями, волнующими словами, чернотой отчётливых, красивых букв, рисунками, переплётом — прекрасным или вовсе неказистым — и далее запахом — резким запахом типографской краски, смешанной с клеем, или запахом какого-то другого дома, в котором, перед тем как оказаться у тебя, побывала эта книга.

(4)Я помню очень хорошо.

(5)Книга «Что я видел» была сразу большой и толстой. (6)Выпущенная перед войной, к третьей военной осени она вспухла от прикосновения многих рук, жёлтая картонная обложка обтёрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья, а внутри на некоторых страницах встречались следы стаканов неаккуратных читателей и даже чернильные кляксы. (7)Но тем милей казалась эта книга!

(8)Едва выучив уроки, я уселся за свой «десерт», за это лакомое блюдо. (9)Герой книги плыл по Волге на пароходе, и вместе с ним плыл я, но ведь всё дело в том, что там, на Волге, ещё зимой шла война. (10)Каждое утро Анна Николаевна передвигала на карте в нашем классе красные флажки, и прошлой зимой там, на Волге, у самого Сталинграда, флажки словно застряли. (11)Анна Николаевна приходила хмурая, можно было подумать, что она весь день останется такой, но учительница постепенно оживала, смеялась, даже смешила нас какими-нибудь шутками.

(12)Потом она нам рассказывала, что знала, про Сталинградскую битву, про то, как наши сперва защищались, как держались за каждый камень, а в это время готовились силы, подходили к Волге новые войска и, наконец, наши окружили фашистов, захватили клещами, будто какой-нибудь ржавый гвоздь, да и выдернули его.

(13)В кино тогда показывали пленных немцев: как идут они длинными колоннами, откуда-то из-за горизонта, а наши командиры в белых полушубках глядят на них презрительно. (14)И вокруг одни печи торчат вместо домов.

(15)А в книжке, которая мне досталась, никакой войны нет, по Волге плывёт пароход, похожий на льдину, такой он белый и чистый, и на нём плывёт мальчик, который видит много всяких интересных вещей.

(16)Первый раз в моей жизни прошлое не походило на настоящее и оттого было ещё прекраснее.

(17)Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое, время от времени вставал из-за стола и шёл к бабушке, вспоминая, как мы записывались в библиотеку.

— (18)Но почему ты сказала, что так, как одета Татьяна Львовна, раньше барыни одевались?

— (19)До революции, — говорила бабушка. — (20)Видать, приезжая, старушка-то!

— (21)Откуда ты взяла? — смеясь, спрашивал я.

— (22)Да я и сама не знаю откуда, — улыбалась бабушка.

(23)Я снова возвращался к книге, прочитывал ещё одну главу и переспрашивал бабушку:
— Значит, через десять дней, если не прочитаю, надо вернуть?

—(24)Не вернуть, а продлить, — отвечала бабушка. — (25)И книгу можно не носить. (26)3айдёшь, попросишь, чтобы продлили.

— (27)Надо её газетой обвернуть, — говорил я.

— (28)Да и корешок неплохо подклеить. (29)Страницу какую, если порвана.

(30)Так мы вспоминали строгие библиотечные правила, выполнять которые мне хотелось неукоснительно и с радостью.

(31)Одетую мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, и я, уединившись в библиотечных кулисах, множил, вдохновлённый похвалой, свои образцы. (32)Благоговейная тишина и запахи книг оказывали на меня магическое действие. (33)На моём счету числилось пока ничтожно мало прочитанного, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали! (34)Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дома, когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях, а вот именно здесь, в тишине закутка, со счастливой охотой, точно играя в поддавки, ярко и зримо представали передо мной яркие, расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых неожиданных героев.

(35)Кем я только не был!

(36)И Филипком из рассказа графа Льва Толстого, правда, я при этом замечательно и с выражением умел читать, и, когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь, я с выражением шпарил все слова подряд, без ошибок, приводя в недоумение и ребят в классе, и учителя, и, наверное, самого графа, потому что весь его рассказ по моей воле поразительно менялся. (37)Я улыбался и въявь, и в своём воображении, будучи маленьким Филипком, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке, и вообще поражал воображение присутствующих.

(38)Конечно, я представлял себя царевичем, сыном Гвидона, и опять менял действие сказки Пушкина, потому как поступал, на мой взгляд, разумнее: тяпнув в нос или в щёку сватью и бабу Бабариху, я прилетал к отцу, оборачивался самим собой и объяснял неразумному, хоть и доброму, Гвидону, что к чему в этой затянувшейся истории.

(39)Или я был Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. (40)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не могла задеть меня, потому что этого не хотел я, и меня не убивали, как Гавроша, нет, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах, потом садился на судно, которое шло в Ленинград, а дальше ехал в родной город поездом и оказывался здесь, в библиотеке, точнее, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.

(41)Сочиняя новые сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, и, может, ещё и рот у меня открывался — одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой. (42)И чтобы окружающие не таращились на меня, я предпочитал оставаться совершенно один, как тут, в закутке.

(43)Однажды Татьяна Львовна как-то тихо зашла мне за спину и повернула лицом к себе.

(44)В руке у неё была толстенная книга в зелёном переплёте и золотыми буквами на нём.

— (45)Вот Пушкин, — сказала она изменившимся, дрогнувшим голосом. — (46)У него необыкновенная судьба. (47)Он эвакуирован из Ленинграда. (48)Эвакуировался вместе со мной.

(49)Татьяна Львовна закашлялась, точно поперхнулась. (50)Потом произнесла ещё тише:
— Пушкин, Лермонтов и Гоголь — три великих писателя. (51)Я не могла представить себя без них. (52)Возьми, Коля, эвакуированного Александра Сергеевича. (53)Почитай с бабушкой и мамой. (54)Лучше всего вслух. (55)Это собрание сочинений в одном томе. (56)Издание Вольфа. (57)Книга моей юности.

(58)Я протянул руку — Татьяна Львовна отдала книгу не сразу. (59)Она быстро глянула на меня, и улыбка скользнула по её лицу. (60)Татьяна Львовна передавала мне огромный красивый том так, чтобы я не сразу, а постепенно почувствовал его тяжесть. (61)Я протянул вторую руку: конечно, я мог держать такую громадную книгу только двумя руками, да и то изо всех сил, и тогда библиотекарша, наконец, отпустила том.

(62)Кажется, я даже покачнулся и принял Пушкина к себе.

(63)Вышло так, что мы обнялись с великим поэтом.

(64)Вернее, это я обнял его.

(По А.А. Лиханову*)
* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.)
русский писатель, общественный деятель.

Задание 7 ОГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Виды подчинительной связи в словосочетании.



1) Внимательно ознакомьтесь с заданием. Обычно формулировка выглядит так: «Замените словосочетание …, построенное на основе согласования (управления, примыкания), синонимичным словосочетание со связью управление (согласование, примыкание). Напишите получившееся словосочетание.»    
2) Изучите необходимую теорию: 3) Определите тип получившегося словосочетания (Найдите зависимое слово, проверьте, изменяется ли оно. Если изменяется, определите, на какой вопрос отвечает) 4) Обязательно проверьте получившийся ответ, подставив его в предложение, из которого взято словосочетание. 
Словосочетание – соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной синтаксической связи, связанных по смыслу и грамматически. 

Не являются словосочетанием следующие сочетания слов: 

  • подлежащее + сказуемое (это уже предложение), 
  • ряд однородных членов (они объединены сочинительной связью), 
  • составные формы слов (буду читать, более интересный), 
  • фразеологические обороты (водить за нос), 
  • предлог + существительное (в течение недели)

Подчинительная связь подразумевает, что одно из слов в словосочетании будет зависеть от другого. От главного слова можно задать вопрос к зависимому. Деревянный стол — стол (какой?) деревянный Стол из дерева — стол (из чего?) из дерева Говорить громко — говорить (как?) громко Синонимичное словосочетание – это близкое или совпадающее по значению словосочетание.  

Типы связей слов в словосочетаниях.  



СОГЛАСОВАНИЕ — тип связи слов в словосочетание, при котором зависимое слово – изменяемая часть речи. При изменении главного будет меняться и зависимое.

Зависимое слово может быть выражено: 

  • прилагательным 

  • местоимением 

  • причастием 

  • порядковым числительным 

Примеры:  

  • Деревянный стол (прил.) 

  • Твой брат (мест.) 

  • Сделанная работа (прич.) 

  • Первый день (числ.) 

  

УПРАВЛЕНИЕ — тип связи слов в словосочетание, при котором зависимое слово – изменяемая часть речи. От главного к зависимому задаем вопрос падежей. 

Зависимое слово может быть выражено: 

Примеры:  

 

ПРИМЫКАНИЕ — тип связи слов в словосочетание, при котором зависимое слово – неизменяемая часть речи. 

Зависимое слово может быть выражено: 

  • наречием 

  • деепричастием 

  • неопределенной формой глагола 

  • сравнительной степенью наречия или прилагательного 

Примеры: 

  • Говорить громко (нар.) 

  • Шел не оглядываясь (дееприч.) 

  • Помог встать (н.ф. гл.) 

  • Говорил громче (ср. степень) 


Все типы словосочетаний 
Замените словосочетание, построенное на основе согласования, на управление
Замените словосочетание, построенное на основе управления, на согласование 
Замените словосочетание, построенное на основе примыкания, на управление

Задание 7 ОГЭ-2019 по русскому языку: разбор и решение

Разбор заданий демоверсии ОГЭ – 2019 по русскому языку

Прочитайте текст и выполните задания 2–15.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. –

(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –

(28)И пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну…

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна

Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.

(47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву*)

Задание 7

Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Общие рекомендации

Задание касается темы «Типы связи в словосочетании».

Тип связи в словосочетании определяется характером вопроса между главным и зависимым словом:

Падежный вопрос

Смысловой вопрос (как? где? куда? когда? и т.п.)

Данное в задании словосочетание необходимо заменить словосочетанием другого типа связи: поменять согласование на управление или наоборот, заменить управление на примыкание и наоборот.

Самое важное при этом понять, что «заменить» – это не значит переставить слова местами.

Заменить – значит подобрать к зависимому слову в данном словосочетании однокоренное слово другой части речи: к имени прилагательному, деепричастию или наречию – имя существительное; к имени существительному – или имя прилагательное, или деепричастие, или наречие. В этом и заключается смысл замены.

Замена слова иной частью речи приводит к изменению вопроса, который задается от главного слова к зависимому. А именно вопрос определяет тип связи в словосочетании.

Логика рассуждений:

Чтобы изменить тип связи, необходимо изменить вопрос. Это, в свою очередь, требует изменения части речи. Изменить часть речи – значит подобрать однокоренное слово: для управления – имя существительное, для согласования – имя прилагательное, для примыкания – наречие или деепричастие.

Разбор задания

«Деревянная шкатулка» – это словосочетание с типом связи «согласование». Его надо изменить таким образом, чтобы связь стала управление. Необходимо сделать так, чтобы связь между словами в словосочетании была выражена не вопросом «какая?», а падежным. Для этого к прилагательному «деревянная» подбираем однокоренное существительное «дерево».

Соединяем в словосочетание слова «дерево» и «шкатулка» и получаем – шкатулка из дерева.

Контрольная проверка: проверяем, поменялся ли вопрос.

Шкатулка (из чего?) из дерева? Вопрос поменялся на падежный. Это управление.

Ответ: шкатулка из дерева.

ОГЭ. Русский язык. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

ОГЭ. Русский язык. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

Вниманию выпускников 9 классов образовательных организаций предлагается учебное пособие для подготовки к основному государственному экзамену (ОГЭ) по русскому языку, которое содержит 450 тематических тренировочных заданий. Задания сгруппированы в 13 блоков по проверяемому на экзамене языковому материалу и видам умений, что позволяет акцентировать внимание на технологии работы с каждым типом заданий. Последовательность блоков соответствует последовательности заданий в варианте КИМ. Ко всем типам заданий даны краткие методические комментарии.

Купить

Захарова Татьяна Александровна

Учитель русского языка и литературы Школы №7 г. Касимов, заместитель директора по УР, автор методических пособий по русскому языку

Поделитесь в соц.сетях

Сказать спасибо автору

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

ОГЭ. Задание 7

Задание 7

Синонимическая замена словосочетаний

Варианты задания 7 из открытого банка ФИПИ

1. Замените словосочетание «книжный магазин», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

2. Замените словосочетание «культурные ценности», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

3. Замените словосочетание «голубкинская совесть», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

4. Замените словосочетание «человеческая жизнь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

5. Замените словосочетание «человеческая вера», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

6. Замените словосочетание «вечерней прохладой», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

7. Замените словосочетание «стая гусей», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

8. Замените словосочетание «школьные будни», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

9. Замените словосочетание «палуба корабля», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

10. Замените словосочетание «собачьего языка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

11. Замените словосочетание «бревенчатый домик», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

12. Замените словосочетание «дно колодца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

13. Замените словосочетание «к железным воротам», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

14. Замените словосочетание «немецкие танки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

15. Замените словосочетание «театральный двор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

16. Замените словосочетание «деревянные сиденья», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

17. Замените словосочетание «в детском лагере», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

18. Замените словосочетание «гудок парохода», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

19. Замените словосочетание «бумажных голубей», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

20. Замените словосочетание «фарфоровые собаки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

21. Замените словосочетание «кружевной шарф», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

22. Замените словосочетание «глебовская власть», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

23. Замените словосочетание «школьный зал», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

24. Замените словосочетание «бессонных ночей», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

25. Замените словосочетание «в водяных дорожках», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

 

Что необходимо знать?

Три типа подчинительной связи:
                                                              согласование
                                                              управление
                                                              примыкание.

Не являются словосочетаниями:
1. Сочетание самостоятельного и служебного слова: у дома; благодаря помощи – существительное с предлогом.
2. Слова, связанные сочинительной связью: выразительно, но неуверенно.
3. Фразеологизмы (неделимые цельные словосочетания): спустя рукава, очертя голову.
4. Составные формы слова (степени сравнения, составное будущее время глагола со связкой «будет/будут»и т.д.): более прочный.
5. Подлежащее и сказуемое (грамматическая основа): наступила осень. Связь между ними не подчинительная, а обоюдная.
Согласование – зависимое слово (то, к которому задаётся вопрос) согласуется с главным, т.е. ставится в том же роде, числе и падеже. Следовательно, зависимым словом здесь может быть прилагательное, причастие, а также местоимение или числительное, похожие на них:
утренняя встреча, отложенная встреча, моя встреча, вторая встреча.
При изменении главного слова изменяется и зависимое: утреннюю встречу, утренней встречи.
Управление – зависимое слово (то, к которому задаётся вопрос) ставится при главном в определённом падеже, т.е. «управляется». Следовательно, зависимым словом здесь может быть существительное, а также местоимение, по форме схожее с существительным:
увидеть друга, увидеть тебя.
При изменении главного слова зависимое не изменяется: увидимдруга, увиделдруга.
Примыкание – зависимое слово (то, к которому задаётся вопрос) присоединяется («примыкает») к главному только по смыслу, оно не изменяется. Следовательно, зависимым словом здесь может быть неизменяемая часть речи (наречие, деепричастие) или инфинитив (неопределённая форма глагола):
говорил громко, смотреть улыбаясь, просили спеть.

 

Как выполнить задание 7?

  1. Определите главное и зависимое слово.
  2. Определите, чем выражено зависимое слово.
  3. Если зависимое слово выражено наречием,деепричастием,неопределенной формой глагола,простойсравнительной степенью прилагательного (не сказуемое), несклоняемым существительным (метро, пальто, кафе), притяжательные местоимения их, её, его.

 

         то это ПРИМЫКАНИЕ

 

  1. Если другими частями речи, то смотрим…

 

          Изменяются оба слова                                                                        Изменяется главное слово, а зависимое слово остаётся в

                                                                                                                в определённом косвенном падеже

 

             СОГЛАСОВАНИЕ                                                                                                        УПРАВЛЕНИЕ

 

Красивый человек (согласование, т.к. изменяется оба слова)

 

Читать быстро (примыкание, т.к. зависимое слово выражено наречием)

 

Шёл в школу (управление, т.к. зависимое слово выражено существительным в косвенном падеже)

 

Выполните тренировочные тесты по заданию 7 ОГЭ по русскому языку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *