В каких случаях в простом и в сложном предложении ставится запятая перед союзом «И», а в каких нет?
В сложном ставится почти всегда, союз И отделяет простые предложения в составе сложного. Чтобы не путаться, всегда начинать нужно с грамматической основы. Определяешь основу (основы) и решаешь, простое предложение или сложное. Пример: Водитель захлопнул дверцу, и машина сорвалась с места. (Две грамматические основы — «водитель захлопнул» и «машина сорвалась», предложение сложное, запятая СТАВИТСЯ) . Бывают случаи, когда запятая между частями сложного предложения НЕ СТАВИТСЯ. Если в одной из частей есть какой-либо общий второстепенный член предложения, относящийся к обеим частям одновременно. Пример: ОСЕНЬЮ резко понижается температура воздуха и перелётные птицы торопятся в тёплые края. (Запятая не ставится, несмотря на то, что предложение сложное, в нём две грамматические основы ТЕМПЕРАТУРА ПОНИЖАЕТСЯ, ПТИЦЫ ТОРОПЯТСЯ) . Общий второстепенный член предложения — обстоятельство времени ОСЕНЬЮ. В простых предложениях запятая перед И может быть поставлена при наличии однородных членов предложения. Это совсем просто, есть в любом учебнике. Постановка запятой зависит от способа соединения однородных членов. Бывает последовательное соединение: О, О, О ИЛИ О, О, О, О и О. (Здесь при перечислении последний однородный член присоединяется с помощью союза) . Попарное соединение: О и О, О и О, О и О. Запятая ставится между парами. Соединение с помощью повторяющегося союза: и О, и О, и О, и О. Иногда бывает, что перед самым первым однородным членом союза нет: Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. (Предложение осложнено однородными дополнениями: верила (чему? ) преданьям, снам, гаданьям, предсказаниям) . Союз И здесь повторяющийся, но перед первым дополнением его нет. СРАВНИТЕ: Мама купила И апельсины, И клубнику, И яблоки.
примеры СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГДЕ НЕ СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ
touch.otvet.mail.ru
15 примеров сложносочиненных предложений с союзом «и»
В сложном предложении с союзом «и» соединяются простые предложения в законченное высказывание. Приведем примеры сложносочиненных предложений с союзом «и» из произведений художественной литературы.
Соединительный союз «и»
Союз «и» часто используется для связи простых предложений в сложное. Данный сочинительный союз служит для выражения соединительных отношений между частями сложносочиненного предложения, причём смысловая связь простых предложений, объединенных в сложное, бывает различной.
1. В сложносочиненном предложении сообщается о фактах и явлениях действительности, происходящих одновременно, например:
Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется (М. Лермонтов).
2. Союз «и» объединяет простые предложения, в которых события происходит последовательно, например:
Анисья тотчас к ней явилась, и дверь перед ними отворилась, и Таня входит в дом пустой (А. Пушкин).
3. Между простыми предложениями могут быть временные отношения, например:
Капитан остановил пароход, и все стали проситься погулять (В. Бианки).
Сравните:
Когда капитан остановил пароход, все стали проситься погулять.
4. Во втором простом предложении может выражаться результат того, о чем говорилось в первом:
Пугачёв дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили (А. Пушкин).
5. Между простыми предложениями могут существовать причинно-следственные отношения, например:
Вдруг налетела буря с крупным и частым градом и проливным дождём, и воздух превратился в водяную пыль (С. Аксаков).
Между простыми предложениями перед союзом «и» обычно ставится запятая, кроме особых случаев, когда в сложносочиненном предложении есть общие члены. Если в его составе имеются вопросительные, восклицательные, назывные предложения, то в сложносочиненном предложении запятая не ставится.
Примеры сложносочиненных предложений с союзом «и»
Окна почти замерзли и тусклы, и почти целую зиму мы никуда не ходили и не ездили (Лев Толстой).
Справа и слева бежали холмы, и по ним бледным золотом и сединой струился под ветром ковыль (К. Паустовский).
Вот ветер набежал, и зашумели верхушки деревьев (И. Тургенев).
Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метелица, и падают и падают снежинки на тихую задумчивую ель (Д. Бедный).
И трава зеленеет сквозь иней, и рябина сквозь иней горит (Л. Хаустов).
Солнце, небо, цветы, пчёлы с утра до ночи работают вместе, и с каждый день все больше и больше собирается мёду в ульях (М. Пришвин).
Веет легкий ветер, и легкий пар клубится у реки, и шумно солнцу радуются дети, и думают о жизни старики (М. Исаковский).
И по-прежнему цвели луга, и над ними летали с протяжным криком чайки, и воды текли своим путем, и птицы вили гнёзда в тростнике, и по-прежнему запустением веяло от дома, стоявшего в тени ясеней.
Вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи (Н. Гоголь).
Лениво и бездумно стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень (Н. Гоголь).
У Челкаша вздрагивали усы и глаза _ и в глазах разгорался огонёк (М. Горький).
На торфяном болоте поднялась утка _ и вслед за ней выбрался из кустов селезень (М. Пришвин).
В голубом небе плывут облака _ и проносятся перелётные птицы (М. Пришвин).
Здесь по ночам ухает филин _ и тоскливо надрывается кукушка (Д. Мамин-Сибиряк).
Обратим внимание, что в ряде сложносочиненных предложений с союзом «и» запятая не ставится перед ним.В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу _ и видны были стволы мачт (М. Горький).
russkiiyazyk.ru
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Подготовительный этап |
|
Слайд 1. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам предстоит много работы: мы будем выполнять задания в группах, в парах, самостоятельно. Каждый этап работы вы будете оценивать с помощью «Оценочных листов». Приложение 1 Я желаю вам успеха. И первое задание будет следующее: Орфографическая минутка: Слайд 2. Перед вами карточки. а) вставь в слова пропущенные буквы; б) подбери подходящие по смыслу союзы. |
|
Проверка задания. Слайд 3. – Какими правилами вы пользовались? Оцените свою работу (Лист оценивания п.1,2): 1. орфограммы – 5 – 2 балла 2. правильность постановки союза – 3 балла (по 1 баллу за каждый правильный союз в предложении). |
Учащиеся заполняют пропуски в словах, вставляют пропущенные союзы. Взаимопроверка в парах. Ответы учеников Запись баллов в оценочных листах. |
Внимательно посмотрите на предложения и ответьте на вопросы: 1. Что общего в этих предложениях? 2. Какое предложение лишнее? Почему? 3. Какие предложения называются простыми? 4. Какие предложения называются сложными? 5. Давайте теперь попробуем сами сформулировать тему нашего урока, то чем мы будем сегодня заниматься. Слайд 4. Какие цели перед собой поставим? |
1. Общее: словарные слова; предложения соединены союзами; в предложениях есть запятые. 2. Лишнее третье, т.к. оно сложное, а два других – простые. 3.4. Учащиеся повторяют правила. 5. Учащиеся формулируют тему урока. Формулировка целей урока |
Слайд 5. Оцените свою работу( Лист оценивания п.3) : – Активность и правильность ответов на вопросы (1 балл – активность; 1 балл – правильность) |
Запись баллов в оценочных листах. |
Этап применения знаний |
|
I. Давайте сейчас вспомним правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях, если в них есть союзы. Для этого попрошу вас разделиться на две группы. Задание всем группам: Слайд 6. Ваш ответ должен состоять из ответов на все три задания. Задание для группы №1. Приложение 2 Задание для группы №2. Приложение 2 Проверка работы в группах: Группа 1 – Слайд 7. Группа 2. – Слайд 8. Оценка работы в группе. (Лист оценивания п.4) |
Работа в группах
Учащиеся представляют свои работы. Учащиеся оценивают работу в группе в соответствии с таблицей, указанной в Приложении 3 |
II. Для выполнения следующего задания я попрошу изменить состав групп так, чтобы были представители группы простого и сложного предложений. Сравните случаи постановки знаков препинания в сложном и простом предложении. – Какие случаи похожи? – Какие случаи надо особенно проверять? Задание для групп: Дополните способ действий необходимыми словами. Приложение 4 Слайд 9. Проверка. Слайд 10. Оцените работу группы(Лист оценивания п.5). |
– Похожи случаи с союзами А, НО – Опасное место, где союз И.
Учащиеся дополняют способ действий словами для справок.
Представление работ групп. |
Контроль и самоконтроль |
|
Итак, перед нами алгоритм с помощью которого мы сможем грамотно расставить знаки препинания в сложном предложении с союзами И, А, НО и в простом предложении с однородными членами и союзами И, А, НО. I. Давайте применим наш алгоритм для выполнения следующего задания: «Поставьте пропущенные запятые». Задание 1-го уровня.
Задание 2-го уровня.
Задание 3-го уровня.
Оцените свою работу (Лист оценивания п.6) |
Учащиеся выполняют работу на карточке.
Осуществляется взаимопроверка в группах (парах) по уровням. |
Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе |
|
– Какие цели перед собой ставили? – Достигли мы их или нет? – Что самого важного для себя вы поняли на уроке? – Что было легко на уроке? Почему? – В чем затруднялись? Почему? Слайд 11. Выставляем оценку за урок. Подсчёт баллов. 22-19 баллов – «5» 18-15 балла – «4» 14 -11 баллов – «3» |
Воспроизводят формулировки целей, поставленных ими в начале урока, и делают вывод: получен ли на него ответ. Высказываются о том, что они освоили на уроке, какие приемы и способы они для этого использовали. |
Этап информации о домашнем задании |
|
Задание для домашней работы вы можете выбрать сами: 1 вариант. Поставить в предложениях знаки препинания.
2 вариант. Придумать предложения по схемам. |
Учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание. |
urok.1sept.ru