Запятая в сложном предложении с союзом и – Постановка запятой перед союзом «и»

В каких случаях в простом и в сложном предложении ставится запятая перед союзом «И», а в каких нет?

В сложном ставится почти всегда, союз И отделяет простые предложения в составе сложного. Чтобы не путаться, всегда начинать нужно с грамматической основы. Определяешь основу (основы) и решаешь, простое предложение или сложное. Пример: Водитель захлопнул дверцу, и машина сорвалась с места. (Две грамматические основы — «водитель захлопнул» и «машина сорвалась», предложение сложное, запятая СТАВИТСЯ) . Бывают случаи, когда запятая между частями сложного предложения НЕ СТАВИТСЯ. Если в одной из частей есть какой-либо общий второстепенный член предложения, относящийся к обеим частям одновременно. Пример: ОСЕНЬЮ резко понижается температура воздуха и перелётные птицы торопятся в тёплые края. (Запятая не ставится, несмотря на то, что предложение сложное, в нём две грамматические основы ТЕМПЕРАТУРА ПОНИЖАЕТСЯ, ПТИЦЫ ТОРОПЯТСЯ) . Общий второстепенный член предложения — обстоятельство времени ОСЕНЬЮ. В простых предложениях запятая перед И может быть поставлена при наличии однородных членов предложения. Это совсем просто, есть в любом учебнике. Постановка запятой зависит от способа соединения однородных членов. Бывает последовательное соединение: О, О, О ИЛИ О, О, О, О и О. (Здесь при перечислении последний однородный член присоединяется с помощью союза) . Попарное соединение: О и О, О и О, О и О. Запятая ставится между парами. Соединение с помощью повторяющегося союза: и О, и О, и О, и О. Иногда бывает, что перед самым первым однородным членом союза нет: Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. (Предложение осложнено однородными дополнениями: верила (чему? ) преданьям, снам, гаданьям, предсказаниям) . Союз И здесь повторяющийся, но перед первым дополнением его нет. СРАВНИТЕ: Мама купила И апельсины, И клубнику, И яблоки.

Когда «И» как союз повторяется. Например: «Я люблю беленьких и рыжиньких, и черненьких, и т. д. ..

когда и как союз повторяется. у моей подруги черненькие и беленькие котята

примеры СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГДЕ НЕ СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ

touch.otvet.mail.ru

15 примеров сложносочиненных предложений с союзом «и»

В слож­ном пред­ло­же­нии с сою­зом «и» соеди­ня­ют­ся про­стые пред­ло­же­ния в закон­чен­ное выска­зы­ва­ние. Приведем при­ме­ры слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с сою­зом «и» из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Соединительный союз «и»

Союз «и» часто исполь­зу­ет­ся для свя­зи про­стых пред­ло­же­ний в слож­ное. Данный сочи­ни­тель­ный союз слу­жит для выра­же­ния соеди­ни­тель­ных отно­ше­ний меж­ду частя­ми  слож­но­со­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния, при­чём смыс­ло­вая связь про­стых пред­ло­же­ний, объ­еди­нен­ных в слож­ное, быва­ет раз­лич­ной.
1. В слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии сооб­ща­ет­ся о фак­тах и явле­ни­ях дей­стви­тель­но­сти, про­ис­хо­дя­щих одно­вре­мен­но, напри­мер:

Воздух дышит весен­ним аро­ма­том, и вся при­ро­да ожив­ля­ет­ся (М. Лермонтов).

2. Союз «и» объ­еди­ня­ет про­стые пред­ло­же­ния, в кото­рых собы­тия про­ис­хо­дит после­до­ва­тель­но, напри­мер:

Анисья тот­час к ней яви­лась, и дверь перед ними отво­ри­лась, и Таня вхо­дит в дом пустой (А. Пушкин).

3. Между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми могут быть вре­мен­ные отно­ше­ния, напри­мер:

Капитан оста­но­вил паро­ход, и все ста­ли про­сить­ся погу­лять (В. Бианки).

Сравните:

Когда капи­тан оста­но­вил паро­ход, все ста­ли про­сить­ся погу­лять.

4. Во вто­ром про­стом пред­ло­же­нии может выра­жать­ся резуль­тат того, о чем гово­ри­лось в пер­вом:

Пугачёв дал знак, и меня тот­час отпу­сти­ли и оста­ви­ли (А. Пушкин).

5. Между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми могут суще­ство­вать причинно-следственные отно­ше­ния, напри­мер:

Вдруг нале­те­ла буря с круп­ным и частым гра­дом и про­лив­ным дождём, и воз­дух пре­вра­тил­ся в водя­ную пыль (С. Аксаков).

Между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми перед сою­зом «и» обыч­но ста­вит­ся запя­тая, кро­ме осо­бых слу­ча­ев, когда в слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии есть общие чле­ны. Если в его соста­ве име­ют­ся вопро­си­тель­ные, вос­кли­ца­тель­ные, назыв­ные пред­ло­же­ния, то в слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии запя­тая не ста­вит­ся.

Примеры сложносочиненных предложений с союзом «и»

Окна почти замерз­ли и туск­лы, и почти целую зиму мы нику­да не ходи­ли и не езди­ли (Лев Толстой).

Справа и сле­ва бежа­ли хол­мы, и по ним блед­ным золо­том и седи­ной стру­ил­ся под вет­ром ковыль (К. Паустовский).

Вот ветер набе­жал, и зашу­ме­ли вер­хуш­ки дере­вьев (И. Тургенев).

Засыпала зве­ри­ные тро­пин­ки вче­раш­няя раз­гуль­ная мете­ли­ца, и пада­ют и пада­ют сне­жин­ки на тихую задум­чи­вую ель (Д. Бедный).

И тра­ва зеле­не­ет сквозь иней, и ряби­на сквозь иней горит (Л. Хаустов).

Солнце, небо, цве­ты, пчё­лы с утра до ночи рабо­та­ют вме­сте, и с каж­дый день все боль­ше и боль­ше соби­ра­ет­ся мёду в ульях (М. Пришвин).

Веет лег­кий ветер, и лег­кий пар клу­бит­ся у реки, и шум­но солн­цу раду­ют­ся дети, и дума­ют о жиз­ни ста­ри­ки (М. Исаковский).

И по-прежнему цве­ли луга, и над ними лета­ли с про­тяж­ным кри­ком чай­ки, и воды тек­ли сво­им путем, и пти­цы вили гнёз­да в трост­ни­ке, и по-прежнему запу­сте­ни­ем вея­ло от дома, сто­яв­ше­го в тени ясе­ней.

Вверху толь­ко, в небес­ной глу­бине, дро­жит жаво­ро­нок, и сереб­ря­ные пес­ни летят по воз­душ­ным сту­пе­ням на зем­лю, да изред­ка крик чай­ки или звон­кий голос пере­пе­ла отда­ет­ся в сте­пи (Н. Гоголь).

Лениво и без­дум­но сто­ят под­об­лач­ные дубы, и осле­пи­тель­ные уда­ры сол­неч­ных лучей зажи­га­ют живо­пис­ные мас­сы листьев, наки­ды­вая на дру­гие тем­ную, как ночь, тень (Н. Гоголь).

У Челкаша вздра­ги­ва­ли усы и гла­за _ и в гла­зах раз­го­рал­ся ого­нёк (М. Горький).

На тор­фя­ном боло­те под­ня­лась утка _ и вслед за ней выбрал­ся из кустов селе­зень (М. Пришвин).

В голу­бом небе плы­вут обла­ка _ и про­но­сят­ся пере­лёт­ные пти­цы (М. Пришвин).

Здесь по ночам уха­ет филин _ и тоск­ли­во над­ры­ва­ет­ся кукуш­ка (Д. Мамин-Сибиряк).

В гава­ни огни фона­рей стол­пи­лись в раз­но­цвет­ную груп­пу _ и вид­ны были ство­лы мачт (М. Горький).

Обратим вни­ма­ние, что в ряде слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с сою­зом «и» запя­тая не ста­вит­ся перед ним.

russkiiyazyk.ru

«Запятая в сложном предложении с союзами «и», «а», «но» и в простом предложении с однородными членами и союзами «и», «а», «но»». 4-й класс

Материал к уроку: презентация, карточки, схемы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Деятельность учителя Деятельность учащихся

Подготовительный этап

Слайд 1.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам предстоит много работы: мы будем выполнять задания в группах, в парах, самостоятельно.

Каждый этап работы вы будете оценивать с помощью «Оценочных листов». Приложение 1

Я желаю вам успеха.

И первое задание будет следующее:

Орфографическая минутка:

Слайд 2.

Перед вами карточки.

а) вставь в слова пропущенные буквы;

б) подбери подходящие по смыслу союзы.

 

Проверка задания.

Слайд 3.

– Какими правилами вы пользовались?

Оцените свою работу (Лист оценивания п.1,2):

1. орфограммы – 5 – 2 балла

2. правильность постановки союза – 3 балла

(по 1 баллу за каждый правильный союз в предложении).

Учащиеся заполняют пропуски в словах, вставляют пропущенные союзы.

Взаимопроверка в парах.

Ответы учеников

Запись баллов в оценочных листах.

Внимательно посмотрите на предложения и ответьте на вопросы:

1. Что общего в этих предложениях?

2. Какое предложение лишнее? Почему?

3. Какие предложения называются простыми?

4. Какие предложения называются сложными?

5. Давайте теперь попробуем сами сформулировать тему нашего урока, то чем мы будем сегодня заниматься.

Слайд 4.

Какие цели перед собой поставим?

 

1. Общее: словарные слова; предложения соединены союзами; в предложениях есть запятые.

2. Лишнее третье, т.к. оно сложное, а два других – простые.

3.4. Учащиеся повторяют правила.

5. Учащиеся формулируют тему урока.

Формулировка целей урока

Слайд 5. 

Оцените свою работу( Лист оценивания п.3) :

– Активность и правильность ответов на вопросы

(1 балл – активность; 1 балл – правильность)

Запись баллов в оценочных листах.

Этап применения знаний

I. Давайте сейчас вспомним правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях, если в них есть союзы.

Для этого попрошу вас разделиться на две группы.

Задание всем группам:

Слайд 6.

Ваш ответ должен состоять из ответов на все три задания.

Задание для группы №1.

Приложение 2 

Задание для группы №2.

Приложение 2 

Проверка работы в группах:

Группа 1 – Слайд 7.

Группа 2. – Слайд 8. 

Оценка работы в группе.

(Лист оценивания п.4)

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

Учащиеся представляют свои работы.

Учащиеся оценивают работу в группе в соответствии с таблицей, указанной в Приложении 3

II. Для выполнения следующего задания я попрошу изменить состав групп так, чтобы были представители группы простого и сложного предложений.

Сравните случаи постановки знаков препинания в сложном и простом предложении.

– Какие случаи похожи?

– Какие случаи надо особенно проверять?

Задание для групп:

Дополните способ действий необходимыми словами.

Приложение 4

Слайд 9.

Проверка.

Слайд 10. 

Оцените работу группы(Лист оценивания п.5).

 

 

 

– Похожи случаи с союзами А, НО

– Опасное место, где союз И.

 

Учащиеся дополняют способ действий словами для справок.

 

 

 

Представление работ групп.

Контроль и самоконтроль

Итак, перед нами алгоритм с помощью которого мы сможем грамотно расставить знаки препинания в сложном предложении с союзами И, А, НО и в простом предложении с однородными членами и союзами И, А, НО.

I. Давайте применим наш алгоритм для выполнения следующего задания: «Поставьте пропущенные запятые».

Задание 1-го уровня.

  1. Мороз ленивого за нос хватает а перед проворным шапку снимает.
  2. Началась гроза и дети бросились домой.
  3. Мы очень ждали прогулку в зимнем лесу и катание на санках.
  4. Ученики выполняли трудное но очень интересное задание.

Задание 2-го уровня.

Утром густой туман покрывал лесные поляны и вершины деревьев. Вот подул ветер и туман рассеялся. Стали видны и пихты и ели и берёзы. А лесные цветы стали издавать не резкий а очень нежный запах.

Задание 3-го уровня. 

«Впечатление от Айвазовского»
Легли на холст небрежные мазки
И побежала вдаль волна морская.
И след простыл печали и тоски.
Душа вспорхнула, волны догоняя.
Вода меняет цвет она горит
И сотни лун куда-то мчат потоки.
Вот-вот проглянет солнце на востоке
И океан покорно замолчит.
(А. Веселова)

Оцените свою работу (Лист оценивания п.6)

 

 

Учащиеся выполняют работу на карточке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляется взаимопроверка в группах (парах) по уровням.

Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе

 – Какие цели перед собой ставили?

– Достигли мы их или нет?

– Что самого важного для себя вы поняли на уроке?

– Что было легко на уроке? Почему?

– В чем затруднялись? Почему?

Слайд 11. 

Выставляем оценку за урок. Подсчёт баллов.

22-19 баллов – «5»

18-15 балла – «4»

14 -11 баллов – «3»

Воспроизводят формулировки целей, поставленных ими в начале урока, и делают вывод: получен ли на него ответ.

Высказываются о том, что они освоили на уроке, какие приемы и способы они для этого использовали.

Этап информации о домашнем задании

Задание для домашней работы вы можете выбрать сами:

1 вариант.

Поставить в предложениях знаки препинания.

  1. Лыжники шли дальше по лесу и читали на снегу следы зверей
  2. По улицам двигались тяжелые грузовики мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы.
  3. Сом днём выспится а ночью и рыбку схватит и рака и лягушку съест.
  4. Дубы растут долго но вырастают мощными и высокими.

2 вариант.

Придумать предложения по схемам. 

Учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание.

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *