Вид связи оба друга – Виды словосочетаний. Таблица с примерами

Ответы@Mail.Ru: Слово «Оба» (друга) — какой части речи? подскажите плиз, и какая связка в этом словосочетании?

Именно часть речи «оба» — собирательное числительное. Но тебя, наверное, интересует какой частью предложения является это словосочетание — тогда следует привести предложение целиком.

Это местоимение…

как подсказывает мне дочь — местоимение

собирательное числительное или местоимение — надо читать предложение полностью. а связь — согласование, в этом ты права

скорее всего, собирательное числительное)

Это собирательное числительное.

Собирательные числительные, их всего девять штук: 1) двое, 2) трое, 3) четверо, 4) пятеро, 5) шестеро, 6) семеро, 7) восьмеро, 8) девятеро, 9) десятеро… все! вывод — .

touch.otvet.mail.ru

К ЗАДАНИЮ 7. Виды подч.связи в словосоч

Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях

Задание 7 ОГЭ по русскому языку проверяет знания по теме «Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях».

Примерная формулировка задания: 

Замените словосочетание книжный шкаф (предложение 21), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

По опыту могу сказать, что это одно из самых трудных заданий ОГЭ по русскому языку. Для начала повторим теорию.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ — это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (при помощи подчинительной связи):

узнать (что?) правду, яблоко (какое?) зеленое, научиться (чему?) писать

Примечание Следовательно, словосочетанием не считаются слова, связанные при помощи сочинительной связи: мороз и солнце, не ветер, а дождь. Не считается словосочетанием и сочетание предлога и существительного: в течение дня (= за день), около стола (= у стола), перед домом (= около дома, у дома), вследствие  неприятностей (= из-за неприятностей). Также не считается словосочетанием грамматическая основа, ибо это уже предложение, а не словосочетание: ветер подул, море взволновалось и т.п.

Итак, словосочетание — это слова, связанные подчинительной связью. В структуре словосочетания выделяется главное и зависимое слово. Зависимое слово связано с главным по смыслу, по вопросу, по форме. Такая связь может быть трех видов:

согласование, управление или примыкание.

Согласование

СОГЛАСОВАНИЕ — Это такой вид связи, при котором зависимое слово согласовано с главным в роде, числе и падеже. Чаще всего главное слово — существительное или местоимение. Зависимое — прилагательное, причастие.

Например: шкаф (какой?) книжный. Главное слово — шкаф, так как от него задаем вопрос к зависимому. Шкаф — мужского рода, единственного числа, Именительного или Винительного падежа, следовательно, и зависимое слово книжный имеет форму мужского рода, единственного числа, Именительного или Винительного падежа. При изменении формы главного слова обязательно изменится форма зависимого, ср.: шкафы (какие?) книжные, шкафов (каких?) книжных, о шкафе (каком?) книжном

Управление

УПРАВЛЕНИЕ

— Это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово управляет зависимым при помощи вопросов косвенных падежей (всех, кроме Именительного). Главное слово чаще всего является глаголом, существительным, прилагательным, зависимое — существительным, количественным числительным, местоимением.

Например:  ждать (чего? Р.п.) помощи, удивляться (чему? Д.п.) решению, вижу (кого? В.п.) друга, нарисовать (чем? Тв.п.) красками, говорить (о ком? П.п.) обо мне. При изменении формы главного слова форма зависимого слова не изменится: жду (чего?) помощи, буду удивляться (чему?) решению, видел (кого?) друга, нарисую (чем?) красками, говорит (о ком?) обо мне.

Примыкание

ПРИМЫКАНИЕ — Это такой вид подчинительной связи, при котором слова связаны только по смыслу, примыкают друг к другу. Главное слово может быть выражено глаголом, существительным, наречием, прилагательным. А на месте зависимого слова могут быть только 

неизменяемые части речи или неизменяемые формы слов: наречия, наречия в сравнительной степени, деепричастия, притяжательные местоимения, неизменяемые существительные, начальная форма глагола (инфинитив).

Например: говорить (как?) громко — наречие, идти (как?) быстрее — наречие в сравнительной степени, читать (как?) лёжа — деепричастие, шарф (чей?) её — притяжательное местоимение, цвета (какого?) беж — неизменяемое существительное, научить (чему?) читать —   инфинитив. Как видим, вопросы к зависимому слову могут быть разными, да и само зависимое слово будто случайно примкнуло к главному. Вы никогда не перепутаете примыкание с другим видом связи, если запомните, что на месте зависимого слова стоит неизменяемая часть речи или форма!

Теперь мы и сами без труда сможем определить, что словосочетание книжный шкаф построено на основе согласование. Ведь при изменении главного слова поменяется и зависимое. Теперь следует вспомнить понятие

синонимичное словосочетание.

СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — это словосочетания, которые имеют одинаковое значение, но разные грамматические связи, то есть разный вид связи.

Например: платье (чье?) — мамино (согласование) — платье (кого?) мамы (управление), хрустальная ваза (согласование) — ваза из хрусталя (управление), радостно прижимая (примыкание) — прижимая с радостью (управление).

Трудности, которые могут возникнуть при выполнении задания 7:

Случай 1. При замене словосочетания книжный шкаф у девятиклассников, как правило, возникает выбор меду словосочетанием шкаф для книг и шкаф с книгами. Но задумайтесь на секунду о лексическом значении данных словосочетаний. Любой ли шкаф с книгами является книжным шкафом? Скажем, шкаф может быть платяной, но сейчас в нем стоят книги. Является ли он шкафом для книг? А если шкаф, предназначенный для книг, то есть книжный шкаф, будет без книг, разве он перестанет быть книжным шкафом? Конечно же, нет. Поэтому синонимичными являются словосочетания

книжный шкаф — шкаф для книг.

Случай 2. Многие девятиклассники словосочетание книжный шкаф перестраивают как шкаф книжный. Это ошибка, потому что вид подчинительной связи при этом не меняется. В обоих случаях вид связи — согласование. 

Как выполнить задание 2 ОГЭ по русскому языку?

1. Перед вами словосочетание, построенное, например, по типу примыкания грустно смотреть. Вам необходимо заменить его синонимичным со связью управление. Вспоминаем виды подчинительной связи.

2. Определяем главное слово в словосочетании: смотреть (как?

) грустно. Главное слово смотреть, так как от него задается вопрос.

3. Главное слово выписываем, не изменяя его, — смотреть. Далее перебираем в голове вопросы косвенных падежей и предлоги, которые употребляются вместе с падежами, поскольку переделать нужно в управление:

Р.п. (кого? чего?) предлоги: у, около, с, до, из, от Д.п. ому? чему?) предлоги: по, к В.п. (кого? что?) предлоги: на, в, под, за, через Т.п. (кем? чем?) предлоги: за, над, с, под, перед, между П.п. (о ком? о чем?) предлоги: о, в, на

4. Определяем, что подходит вопрос Творительного падежа (чем?) и предлог с, получается смотреть (с чем?) с грустью.

studfile.net

расскажите о словосочетании как единице синтаксиса, о видах связи слов в словосочетании

Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Компоненты словосочетания связаны друг с другом подчинительной связью, которая бывает трех видов: согласование, управление, примыкание Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках. Главное слово при согласовании — сущ или любая часть речи в функции существительного: В саду слышны птичьи трели Зависимое слово при согласовании может быть выражено 1) прил в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения) , которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать, 2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их) , согласование то же: мою книгу, 3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу, 4) прич; согласование то же: прочитанную книгу, 5) сущ — согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам) : мамой-учителем, 6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде (см. раздел морфологии) : обеих девочек, обоих мальчиков. — — — Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него. Главное слово при управлении выражается 1) глаг в любой форме: читать / читал / читающий / читая книгу, 2) сущ: чтение книги, 3) прил: довольный успехом, 4) количественным числительным в И. (В. ) падеже: три стула, пять стульев. Зависимое слово при управлении — существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего. — — — Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия) . Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу. Главное слово при примыкании: 1) глагол: бежать быстро, 2) прилагательное: очень быстрый, 3) наречие: очень быстро, 4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше. Зависимое слово при примыкании выражается 1) нареч, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее, 2) дееприч: говорил заикаясь, 3) инфинитивом: просил написать, 4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше, 5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки, 6) местоименным прилагательным его, ее, их: его дом / книга / окно, 7) сущ — несогласованным приложением: в газете «Известия» . — — — В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные. В именных словосочетаниях главное слово выражается существительным, прилагательным, причастием, числительным, местоимением: беседа наедине, намерение поговорить, по-весеннему свежий, участвующий в работе, два друга, один из нас, кто-то из нас. В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: аплодировать артисту (аплодируя артисту) , выступать убедительно (выступая убедительно, выступив убедительно) . В наречных словосочетаниях главное слово выражается наречием или словом состояния: довольно громко, по-домашнему уютно, темно в доме

touch.otvet.mail.ru

Виды связи слов

Слово может существовать само по себе. Например, в словарной статье. Однако при использовании слова нужно уметь связывать его с другими словами.

Все слова в предложении соединяются между собой по смыслу и грамматически. Такую связь создают союзы, порядок слов, окончания и предлоги. Связь бывает двух видов: сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь предполагает соединение равноправных слов: дождь и снег; то мороз, то оттепель.

Эта связь нужна для распространения предложения однородными членами: Я сел на пень и стал смотреть на цветы и деревья.

Подчинительная связь основана на выделении главного и зависимого слов: большая помощь, сидеть на берегу, прочитал вчера. Так из словосочетаний образуются предложения.

Не являются словосочетаниями предлоги со словами: между нами, около школы, напротив аптеки. Ряды однородных членов или обособленные члены предложения, а также грамматическая основа. От подлежащего и сказуемого можно задать вопросы к другим словам.

Например, в предложении «На нашей очень шумной по обычным дням улице стояла тишина» есть словосочетания разных типов: согласование (на нашей улице, на шумной улице, по обычным дням), управление (стояла на улице, стояла по дням), примыкание (очень шумной).

По главному слову словосочетания бывают глагольными, именными и наречными.

 

Глагольные

Именные

Наречные

Начал работу

Ехал на машине

Не беспокоясь ни о чем

Выбывший из строя

Быстро начал

Начал считать

Синее небо

Крыша сарая

Его рассказ

Очень быстро

Слишком редко

 

 

По зависимому слову можно определить характер смысловых отношений между словами: определительные (отвечают на вопросы «какой?», «чей?», как определения), объектные (вопросы косвенных падежей, как дополнения), обстоятельственные (вопросы наречий).

При согласовании главное и зависимое слова согласуются друг с другом в роде, числе и падеже: мой друг, моего друга, моему другу, о моем друге.

Узнать этот вид связи легко, нужно всего-навсего задать вопросы: «какой?», «чей?», «который?». На такие вопросы отвечают чаще всего прилагательные и местоимения, числительные и причастия. Все они зависят от имени существительного: на синем льду, птичий хор, своим пеналом, другой дом, первый раз, решенная задача.

При управлении главное слово командует зависимым словом и заставляет его стоять в форме какого-либо падежа. Изменяя главное слово, мы не можем изменить падеж зависимого (думаю – думает – думал – буду думать – думай о себе). По главному слову управление бывает глагольным (иду по тропе) или именным (нежен со мною).

Зависимым словом является существительное с предлогом или без него (предложное или беспредложное управление). Вопросы, которые задаем от главного слова, выраженного чаще глаголом, чем существительным, называются вопросами косвенных падежей. Хотя к некоторым словам можно поставить и смысловой вопрос. Но надо помнить, что зависимое слово – это изменяемое слово: писал другу, думает о маме, пение птиц, рассказ писателя, шел к тебе, искать вас, богат озерами, немного книг.

Примыкание основано на особых условиях. Зависимое слово примыкает к главному, являясь неизменяемой частью речи, и отвечает на смысловые вопросы (как, где, когда, куда, откуда, зачем, почему). Примыкают наречия (бежать быстро), деепричастия (сидел наклоняясь), неопределенная форма глагола (поехал учиться, желание рисовать), притяжательные местоимения его, ее, их (его ручка).

Итак, если вы хотите без труда определять вид связи в словосочетании, научитесь выделять словосочетания из предложения, быстро находите главное слово, ставьте от него вопрос и обращайте внимание на части речи.

 

Порядок подробного разбора словосочетания

 

  1. Найдите главное слово, определите его часть речи.
  2. Указать тип словосочетания по главному слову (глагольное, именное, наречное).
  3. Найти зависимое слово, определить его часть речи.
  4. Определить смысловые отношения между словами по зависимому слову (определительные, объектные или дополнительные, обстоятельственные).
  5. Поставить вопрос от главного к зависимому слову.
  6. Назвать тип связи словосочетания.

 

Образец разбора словосочетания

 

В маршрутном такси папа молча и задумчиво смотрел в окно, как будто вспоминал детство всего человечества (Ю. Алешковский).

1. В маршрутном такси – главное слово «такси» – имя существительное, словосочетание именное. Зависимое слово «маршрутном» – имя прилагательное. В такси каком? – определительные отношения, оба слова согласуются в роде, числе и падеже – это согласование.

2. Задумчиво смотрел – главное слово «смотрел» – глагол, словосочетание глагольное. Зависимое слово «задумчиво» – наречие. Смотрел как? – обстоятельственные отношения, зависимое примыкает к главному – это примыкание.

3. Вспоминал детство – главное слово «вспоминал» – глагол, словосочетание глагольное. Зависимое слово «детство» – существительное без предлога в Винительном падеже. Вспоминал что? – объектные или дополнительные отношения, главное управляет зависимым словом – это управление.

4. Всего человечества – главное слово «человечества» – имя существительное, словосочетание именное. Зависимое слово «всего» – местоимение. Человечества какого? – определительные отношения, оба слова согласуются в роде, числе и падеже – значит, это согласование.

5. Детство человечества – главное слово «детство»  имя существительное, словосочетание именное. Зависимое слово «человечества» – имя существительное без предлога в Родительном падеже. Детство кого? – дополнительные отношения, главное управляет зависимым словом – это управление.

 

Тренировка

 

Выпишите словосочетания из предложений и определите тип связи.

Время до нашего отлёта тянулось долго-долго. Ещё дольше, чем последний день четвёртой четверти.

Проверка

Потом красивая девушка принесла нам минеральную воду и конфетки, которые едят в небе, и опять велела всем пассажирам застегнуть ремни.

Проверка

Посмотрев вдаль, он снова сел в машину, и мы поехали дальше.

Проверка

В глубине дворика стоял небольшой белый дом. К нему вела выложенная из того же самого камня, что и ограда и ступеньки, дорожка. И по обеим сторонам дорожки росли разноцветные розы.

Проверка

 

Самостоятельная работа «Типы словосочетаний»

 

ВАРИАНТ 1

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Широко распростёрлись нижние сучья старой ели, а из-под них, как бы напоказ, выбежало на тенистую лу­жайку целое созвездие красных грибков.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

В соломенной шляпе, голос отца, остроумие автора, холщовая сумка, собачий ошейник, укоризненно вздохнув.

3. Определи тип подчинительной связи:  ещё блестели, звенели в вышине, наши голоса, вязал узлы, беспомощные руки, с какого-то времени, так улыбаюсь, совсем невозможно, как-то узнал, её автора.

 

ВАРИАНТ 2

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Лилово-голубые колокольчики качаются на ветерке, и кажется, это они вызванивают прощальную симфонию летних грёз в немом осеннем лесу.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Телефонная трубка, металлическая банка, за справочником туриста, диковина города, больно вспоминать, катушки ниток.

3. Определи тип подчинительной связи: едва заметна, улыбаться кому-то, та девушка, чувствую запах, физически приятно, стать свидетелем, отметить про себя, другие люди, их слова, установили летом.

ВАРИАНТ 3

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Пройдёт неделя, другая, подует ветерок — и вот уже закружился над землёй золотой, красный, бурый хоровод.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

В окнах города, европейское платье, рассказал подробно, гнёзда птиц, суп из рыбы, со стеклянным колпаком.

3. Определи тип подчинительной связи: теряя дыхание, привёз из Турции, доныне бережёт, приятель друга, тебя угостить, вытянула из-за печи, моя косыночка, давно было, их работа, очень жалко.

 

ВАРИАНТ 4

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Оказывается, прежде чем взять орех, кедровка легонько стукает по нему клювом и по звуку определяет, пустой он или нет.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Телефонными шутками, мышца лица, отцовские коллеги, фото на память, в печной трубе, не без грусти вырвал.

3. Определи тип подчинительной связи: плакать от смеха, все люди, необыкновенно полезный, говорить по-немецки, осыпающейся листвой, вовремя уйти, обещала угостить, с одним рогом, про него говорили, серые глаза.

ВАРИАНТ 5

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

И чудится мне, что полнится воздух тонким, как паутина, золотым звоном уходящей осени.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Гребень петуха, лучи солнца, птица из леса, полосатыми половиками, любовь мамы, заботливо прочистил.

3. Определи тип подчинительной связи: другой для них, хорошо знакомых, после этого открытия, не видна окружающим, пахнет туманом, капли росы, этот хвост, из-за её плеча, сытая корова, очень памятный.

ВАРИАНТ 6

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Целые тетеревиные стаи пасутся на каменных осыпях да на галечниках, потихоньку склёвывают мелкие камешки.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Стебель мяты, деревянная шкатулка, на бумажной ленте, закатное небо, трудно разглядеть, дом из кирпича.

3. Определи тип подчинительной связи: незадолго до этого, путается теперь, на том берегу, в верхушках леса, вытирая руки, её благоухание, знал его, уверенно пойдёт, бедовый парень, чересчур мало.

ruslita.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *