Запятые разделительные и выделительные – Разделительные и выделительные знаки препинания

Предложения с запятыми для разделения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Тема: Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения

Вариант 1

1.На месте, каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Писарев (1) написавший свою знаменитую статью о Пушкине (2) выражал (3) взгляд известной части русского народа.

1)1, 2,3 2)2 3)1,2 4)2,3

2.Укажите предложение без пунктуационной ошибки

1)Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь - можно назвать геологическими деятелями.

2)Все явления природы – солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями.

3)Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями

4)Все явления природы – солнечное тепло, ветер, дождь - можно назвать геологическими деятелями.

3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Мальчики схватились за руки (1) и (2) поминутно спотыкаясь (3) и (4) набивая себе синяки (5) бросились бежать под защиту огромного дуба (6) стоявшего на берегу

1) 2,3,5 2)1,2,5 3)2, 3, 4, 5 4)2,5,6

4.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

    Обе фигуры были интеллигентные и приятные и напоминали мне почему-то героев Тургенева.

    Вся мебель: диваны, столы, стулья – была сделаны из красного дерева.

    В наших лесах встречаются и лоси, и олени.

    Мальчики обычно мечтают стать летчиками, или моряками.

5.На месте, каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Откуда-то из-за Волги нашли тучи (1) и (2) хотя они не предвещали ничего хорошего (3) путники все же двинулись дальше.

1)2, 3 2)1,3 3 ) 1 , 2,3 4)1 , 2 , 3,4

6.В каком предложении не ставится тире (знаки препинания не расставлены)?

1)В траве, в кустах кизила и дикого шиповника в виноградниках и на деревьях повсюду заливались цикады.

2)Стало светать можно было рассмотреть отдельные предметы.

3)Молодость как песня жаворонка на заре.

4)Мое сказал Евгений громко.

7.В каком предложении не ставится тире (знаки препинания не расставлены)?

    Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.

    Он настоящий ученый

    Семью семь сорок девять.

    Порядок одобрительно сказал Давыдов и вошел в полутемные сени.

8.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Я бреду вдоль леса () и день начинает медленно гаснуть.

  1. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

    Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

9.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

    Справа послышался глуховатый звон не то дорожных чайников, не то чего-то другого.

    Без усилия полился и сразу наполнил и овраг, и роту, и сад сильный серебряный тенор .

    Все эти птицы: утки всех пород и лебеди почти не боятся человека.

    Пушкин был не только первоклассный писатель, но и первоклассный читатель.

10.На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Я зачитался до того (1) что (2) когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце (3) не сразу понял (4) кто звонит (5) и зачем.

1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)1,3,5 4)2,3

Ключи

Разделительные и выделительные знаки препинания

Описание:

При участии проекта http://videouroki.net

Задание #1

Вопрос:

Отметьте ложные и правдивые утверждения.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

В сложных предложениях употребляются только разделительные знаки препинания.

К выделительным знакам препинания относятся двоеточие и точка с запятой

Выделительные знаки препинания употребляются в сложноподчиненных предложениях.

В бессоюзных сложных предложениях употребляются как выделительные, так и разделительные знаки препинания.

Задание #2

Вопрос:

Чтобы разделить предикативные части, в бессоюзных сложных предложениях употребляются...

1) двоеточие

3) запятая

4) точка с запятой

Задание #3

Вопрос:

Выберите предложение с выделительными знаками препинания.

1) Пес погнался за осой, та укусила его в нос.

2) Вадик пытался дотянуться до ветки, на которой висело краснобокое яблоко.

3) Мальчика впервые посадили за руль машины, и он был просто счастлив.

4) Мы вернулись поздно: концерт затянулся до полуночи.

Задание #4

Вопрос:

Выберите предложения с разделительными знаками препинания.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Я уснул незаметно: меня убаюкало мурлыканье кошки.

2) Василиса с утра взялась за чтение книг, а Иван решил сыграть в футбол.

3) Никогда нельзя сидеть и ждать, что таинственный волшебник решит за тебя все проблемы

buhof.ru

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме: Открытый урок. "Принципы русской пунктуации. Знаки препинания: отделительные, разделительные и выделительные."

Тема урока: Принципы русской пунктуации. Знаки препинания:

                       отделительные, разделительные и выделительные.

Тип урока:     формирование новых знаний

Форма проведения:   урок – практикум с  применением компьютерной

                                       презентации

Цели урока.        

Образовательная:  подчеркнуть, что знаки препинания являются важным

                                  средством оформления письменной речи, так как с их

                                  помощью происходит смысловое членение речи,  деление

                                  знаков препинания по своей функции на три группы:

                                   отделительные, разделительные и выделительные,

                                  особенности авторской речи, знаки препинания в

                                  предложении

Развивающая:   развитие устной и письменной речи учащихся,

                             активных форм познавательной деятельности

Воспитательная: воспитание речевой культуры, бережного отношения к

                                  родному слову                                

Оборудование урока:  компьютерная презентация

                                       «Знаки препинания - ноты при чтении» (А. П. Чехов)

Опережающие задания: Сообщение учащегося: «Из истории пунктуации»      

                                     

Ход урока

  1.  Знакомство с целями урока и эпиграфом:

                                        «Знаки препинания - ноты при чтении»

                                                                                              А. П. Чехов

                                      «…Знаки препинания имеют двоякое назначение:

                                       способствуют ясности в изложении мыслей,

                                       отделяя одно предложение от другого или одну

                                       часть его от другой, и выражают ощущение лица

                                       говорящего и его отношение к слушающему…»  

                                                                                                    Ф. И. Буслаев

                                План урока.

1. Вступление: «Слово о  пунктуации»

2. Сообщение учащегося: «Из истории пунктуации» 

3  Сообщение учащегося: «Три принципа русской пунктуации»                                     

4. Сообщение учащегося: «Знаки препинания: отделительные,

     разделительные и выделительные»                    

5. Составление схемы по теме «Знаки препинания»

6. Авторские знаки

7. Отделительные, разделительные, выделительные и авторские знаки в

    романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 

 8. Практикум по изученной теме (работа с компьютерной програм

                               

 Проблемные вопросы:

  • Для чего нужна пунктуация?                           
  • Каковы  принципы русской пунктуации?
  • На какие группы делятся знаки препинания

     по своей функции?

  • В чем особенность авторских знаков? 

1. Вступление: «Слово о  пунктуации»

   Тема сегодняшнего урока -  «Принципы русской пунктуации. Знаки препинания: отделительные, разделительные и выделительные»

  • Что же такое пунктуация? Подберите к этому слову однокоренные слова и попробуйте сформулировать
  • Для чего нужна пунктуация?                           

Вывод:  Пунктуация (от лат. punktum — «точка») — собрание правил о постановке знаков препинания. Знаки препинания (препинание — «остановка, перерыв») — это знаки, которые ставятся между словами или группами слов в письменной речи.

2. Сообщение учащегося: «Из истории пунктуации» 

«Пунктуация, как и орфография, составляет часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твердо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того, чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания». «Знаки препинания — ноты при чтении» — так характеризовал А. П. Чехов пунктуацию в одном из писем, датированных 1888 г.

            Знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение речи.  В отличие от орфографии, правила которой строятся с опорой на фонетический и морфологический строй каждого языка, пунктуация в значительной мере носит интернациональный характер. Пунктуация изобретена типографами братьями Мануциями в середине XV в. и в основных чертах была принята большинством народов Европы.

В современном  русском языке  10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, двоеточие, точка с запятой, запятая, тире, двойное тире, скобки. К знакам препинания условно можно отнести также кавычки. Кроме того, для чтения текста используются пробелы между словами, красная строка (начало абзаца) и другие графические средства.

3. Сообщение учащегося: «Три принципа русской пунктуации»                                     

      В основу правил русской пунктуации легли три основных принципа: логический (смысловой), структурно - синтаксический   и интонационный:

         1. Логический (смысловой) -  знаки препинания помогают расчленить речь   на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме  (смысловое членение),

         2. Структурно - синтаксический   делает наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части (синтаксическое членение),

создает стабильность системы пунктуации.

          3. Интонационный -  служат для обозначения интонационного оформления, средство выражения семантики (значения) в устной речи.

4. Сообщение учащегося: «Знаки препинания: отделительные,

     разделительные и выделительные»                    

     В зависимости от функции знаки препинания делятся на три группы: отделительные, разделительные, выделительные.

К отделительным знакам препинания относятся точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Эти знаки ставятся в конце предложения и служат средствами отделения одного предложения от другого в составе текста.

К разделительным знакам препинания относятся запятая, точка с запятой, тире и двоеточие. Эти знаки ставятся в простом предложении для разделения однородных членов предложения и для разделения простых предложений в составе сложного.

К выделительным знакам препинания относятся двойные (парные) знаки: двойные скобки, двойные кавычки, двойное тире, двойные запятые.

5. Составление схемы по теме: «Знаки препинания»

                                   

        

 

   

6. Авторские знаки (слово учителя)

    Особое положение в традиционной системе знаков препинания занимают так называемые авторские знаки. Их можно рассматривать как особые семантические знаки, так как употребление их обычно не мотивировано строением синтаксических единиц. Авторские знаки — один из пунктуационных способов выделения смысловых фрагментов предложения. Они являются важным компонентом информации, выражаемой предложением. В современной печати встречаются случаи нарушения некоторых правил пунктуации.

  • Чехов сравнивает знаки препинания с нотной грамотой,

а с чем бы сравнили бы вы, исходя из вашей профессии?

  •  В чем сходство и различие одежды и знаков препинания?

 7. Отделительные, разделительные, выделительные и авторские знаки в

      романе  М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»             

     А теперь обратимся к истории человека, который одежду сделал символом протеста. Михаил Афанасьевич Булгаков – автор знаменитых произведений

«Собачье сердце», «Бег», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»  - всю жизнь отстаивал право оставаться самим собой. «Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все  равно не  похож на пуделя», - писал М.А.Булгаков

     В феврале 1929 года  встретились двое: он был женат, она замужем; между ними возник роман, вначале тайный, как водится; затем все, по извечной схеме, выплыло, наружу; и слезы были, и револьвер ревнивого мужа замелькал, но все кончилось благополучно...

     А можно и так начать этот строгий рассказ о любви: в начале тридцатых годов жена крупного командира, начальника штаба московского военного округа Шиловского ушла к знаменитому писателю и стала его женой.

        В феврале 29-го они впервые увиделись, а в мае Михаил Афанасьевич начал писать свой великий роман «Мастер и Маргарита». Он о многом, этот роман, он о боге и черте, он о трусости как главном пороке человечества, он о несмываемом, неизбывном грехе предательства, он фантастически смешон и невыразимо печален, он  космичен, но прежде всего он о верной и вечной любви, о которой мы и думать-то забыли и которая приходит, может быть, только в счастливых снах о детстве, когда обливаешься слезами о невозвратном,  и не веришь уже, и жить без веры сил нет.

   «Мастер и Маргарита»— так он назвал роман, великий Мастер, не как-нибудь иначе. Роман, жизнь — как все переплелось, вросло друг в друга, когда одни кровеносные сосуды соединили жизнь и мечту, Елену Сергеевну и Маргариту Николаевну, но не будем забывать: Елена Сергеевна— Тайный Друг, Муза — это жизнь, прекрасная и скоротечная, а Маргарита Николаевна  - она же, но уже облитая светом бессмертия, дитя любви Мастера к женщине и к жизни

Из дневника Елены Сергеевны:

 «Это было в 29-м году в феврале, на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти туда, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились, и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь».

     Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе, ни даже надежды не мог дать ей Мастер: он был беден и - хуже того - проклят, слава его закатилась, оставив пену хулы и устойчивую, жуткую по тем временам и абсолютно несправедливую кличку «белогвардейца». А она? Красива, блестяща,

с необходимой изюминкой легкомысленности, что не дает мужчине привыкать подруге как к собственности, которая никуда уж денется...

Из дневника Елены Сергеевны:

«Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что, когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что. Но тогда же он мне сказал то, что, я не знаю почему, но приняла со смехом. Он мне сказал: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Если представить, что это говорил человек неполных сорока лет, здоровый, с веселыми голубыми глазами, сияющий от счастья, то, конечно, это выглядело очень странно. И я, смеясь, сказала: «Конечно, конечно, ты будешь умирать у меня на...» Он сказал: «Я говорю очень серьезно, поклянись». И в результате я поклялась...»

Уже не в романе, а в жизни Михаил Афанасьевич говорил Елене Сергеевне: «Против меня был целый мир— и я один. Теперь мы вдвоем  и мне ничего не страшно»

          Исследование отрывков из  романа  М.А.Булгакова

         «Мастер и Маргарита» по схеме  пунктационного анализа

Вы — писатель? — с интересом спросил поэт.

Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал:

—        Я — мастер,— он  сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М». Он надел эту шапочку и показался Ивану и в профиль и в фас, чтобы доказать, что он — мастер. Она своими руками сшила ее мне,— таинственно добавил он.

 — А как ваша фамилия?

— У меня нет больше фамилии,— с мрачным презрением ответил  странный  гость,— я  отказался от неё, как и вообще от всего в жизни. Забудем о ней.

                                      М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.1 гл.13

Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет!
     Она повернула с Тверской в переулок и тут повернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

                                    М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.1 гл.13        

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

                                           М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.» гл.19

...А я вдруг, и совершенно неожиданно понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?..

   .. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Так поражает молния, так поражает финский нож!

 Она - то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга  давным - давно, не зная друг друга,  никогда не видя...

и что она жила с другим человеком…  и я там, тогда… с этой… как её…

                                           М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.» гл.19

      «Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом... она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и  попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду».

                                            М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.» гл.19

ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Порядок пунктуационного разбора

1.  Объяснить условия (грамматические, смысловые, интонационные) постановки знаков препинания.

2. Дать характеристику знакам препинания по их употреблению (одиночные, повторяющиеся, парные).

3.  Охарактеризовать знаки препинания по их функции (разделительные, выделительные).

4.  Сформулировать правило постановки знаков препинания.

Примечание:

1. При полном анализе объясняются все знаки в тексте, при частичном —  знаки препинания объясняются выборочно.

2. При анализе желательно учитывать факультативные знаки, возможную вариативность знаков, индивидуально-авторские знаки, определяя их функционально-стилистическую роль.

Образец разбора:

        [1]

Ах! Погляди ко мне в окошко

                                             [2]

И дай мне весть о вышине,

            [3]                                                        [3]

Чтоб я, утешенный немножко,

                                                                            [4]

Увидел счастье хоть в окне.

                                                (Ф. Глинка.)

[1]! — восклицательный знак отделяет междометие от основного предложения и указывает на эмоциональную окрашенность предложения.

[2], — запятая отделяет придаточное предложение от главного.

[3] ... [3],..., — запятыми выделяется обособленное определение, выраженное причастным оборотом (знак парный, выделительный).

[4]. — точка в конце предложения.

8. Практикум по изученной теме (работа с компьютерной программой)

 

Домашнее задание:
    1. Проанализировать 10 – 15 предложений по схеме пунктационного

         анализа из художественного произведения (по выбору)

     2. Повторить правило о знаках препинания в конце простого предложения

       

nsportal.ru

Пунктуационный разбор предложения / Пунктуация / Синтаксис / Справочник по русскому языку 5-9 класс

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Синтаксис
  5. Пунктуация
  6. Пунктуационный разбор предложения

► Пунктуационный разбор предложения - это объяснение всех знаков препинания (завершения, разделения и выделения).

Правила расстановки знаков препинания на письме (пунктуационные правила или пунктограммы) изучает "Пунктуация", которая в свою очередь тесно связана с "Синтаксисом", т.к. служит для логического, структурно-синтаксического и интонационного оформления письменной речи.

♦ На пунктуационный разбор указывает цифра 5 над последним словом предложения.

План разбора

1. Знаки завершения предложения.

2. Знаки разделительные в предложении.

3. Знаки выделительные в предложении.

Например:

Ещё не сошёл снег, а уже на смородине, /лопаясь от тёплых солнечных лучей/, набухают почки5.

1. В конце предложения стоит точка, т.к. предложение повествовательное по цели высказывания и невосклицательное по интонации.

2. Запятая и сочинительный союз а разделяют простые предложения в составе сложного, сложносочинённого предложения.

3. В предложении запятыми выделяется обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Разделительные и выделительные знаки препинания

Способы передачи чужой речи

Пунктуационный анализ текста

Словосочетание

Порядок слов в предложении

Полные и неполные предложения

Сложноподчинённые предложения

Сложносочинённые предложения

Осложнённые предложения

Вводные и вставные конструкции

Обособленные члены предложения

Бессоюзие

Односоставные предложения

Второстепенные члены предложения

Виды сказуемого

Синтаксический разбор

Пунктуация

Интонация предложений

Синтаксис

Правило встречается в следующих упражнениях:

4 класс

Упражнение 535, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

6 класс

Упражнение 27, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 512, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 541, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 544, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 84, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 39, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 55, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 122, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 128, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 171, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 174, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 175, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 396, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 398, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 429, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


© budu5.com, 2019

Пользовательское соглашение

Copyright

budu5.com

Разработка урока по русскому языку "Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения" 9 класс


Тема: Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

 Цели: 

  • закрепление умения различать сочинительные и подчинительные союзы;

  • формирование навыка постановки запятой в сложном предложении;

  • развитие логического и творческого мышления, связной речи у детей;

  • воспитание интереса к русскому языку.

Задачи:  формировать навыки грамотного письма, умения постановки знаков препинания в сложном предложении.

Ход урока.

1.*Словарный диктант. (Один ученик на доске, остальные в тетради).

Оттого что, вследствие того что, в силу того что, благодаря тому что, чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.

2.Проверка знаний теории.

Закончите фразы:

- Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и …

- К служебным частям речи относятся…

- Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов, а также простых предложений в составе сложного, называется…

- Союзы бывают…

3.Работа по теме

1) Работа с таблицей на стр.30 (упр.53)

2)Сравните предложения, сделайте выводы:

Небо потемнело, и пошел дождь.

Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьями.

Небо потемнело,  потому что пошел дождь.

Вывод:

Союзы сочинительные подчинительные

Роль: Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного.

Союзы: а, но, да, зато, однако, то – то, не то – не то, или, либо, тоже, также.

Предложения, связанные сочинительными союзами называются сложносочиненными.

    Наступила ночь, и пошёл снег.    

Роль: Подчинительные союзы связывают простые предложения в составе сложного: одно из предложений подчинено другому, от одного к другому можно задать вопрос.

Союзы: что, чтобы, потому что, оттого что, где, когда, затем, пока, если бы, коль (коли), так как, словно, как, будто, если, поэтому, точно.

Предложения, связанные подчинительными союзами называются сложноподчиненными.

Книжки густо измазаны карандашами, (почему?)  
              потому что Серёжа любит раскрашивать картинки.

4.Тренировочные упражнения для усвоения темы:

1) Упражнение 54 (стр.31)

2)Запишите предложения, расставьте запятые, составьте схемы предложений:

Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.

Через несколько минут деревянный ставень поднялся, и старик высунул свою седую бороду.

День прошел благополучно, но в ночь Маша занемогла.

Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание.

5.Закрепление изученной темы:

Спишите, расставьте знаки препинания, укажите типы союзов:

По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла и в ней пропадают очертания низких берегов.

Река сверкала то голубым то зеленым светом.

Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору с которой было видно всю окрестность.

Вечерняя заря начинается когда солнце уже заходит за край земли.

Слуга вышел и объявил что лошади готовы.

6.Работа с заданиями ОГЭ:

Спишите предложения, выделите причастные и деепричастные обороты, замените их придаточными предложениями, составьте схемы СПП:

Большое дерево лежащее на земле загородило путь.

Перейдя через невысокий горный хребет отряд попал в долину поросшую густым лесом.

Замените придаточные предложения деепричастными и причастными оборотами.

Мы возвратились домой поздно так как заблудились в лесу.

Луна которая вышла из облаков осветила дорогу.

Вывод:

причастный оборот – обособленное определение

деепричастный оборот – обособленное обстоятельство

обособление – выделение запятыми

7.Подведение итогов урока

Выставление оценок

8.Домашнее задание: Параграф 9, упражнение 55 письменно.

multiurok.ru

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

2. Актуализация знаний.

Прежде чем перейти к изучению новой темы, необходимо повторить ранее изученные правила. Что изучает синтаксис?

Предложение – это основная единица синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию, т.е. служит средством общения. Предложения бывают сложные и простые. Составьте мне, пожалуйста, простое предложения.

Докажите, что это предложение простое.

Составьте мне сложное предложение. Докажите, что оно сложное.

Назовите сочинительные союзы.

Перечислите подчинительные союзы.

Молодцы! Сегодня мы с вами пройдем новую тему, которая называется «Знаки разделительные и выделительные знаки препинания между чатями сложного предложения».

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения.

Мы гуляем по осеннему парку.

Т.к. имеется только одна грамматическая основа. (мы – подлежащее, гуляем- сказуемое).

Сучок хрустнул, и ветка упала к нашим ногам. (Состоит из двух частей, две грамм. основы).

И, да, но, однако, а, либо, или и др.

Чтобы, что, когда ,если и др.

Ученики записывают тему урока в тетрадях.

Если класс путается в понятиях и определениях, дать несколько минут для повторения правил.

3. Объяснение нового материала.

Открываем учебники на странице 30. Прочитайте данные предложения, постарайтесь ответить на следующий вопрос: в каких предложениях знаки препинания разделяют, а в каких – выделяют части сложного?

Прочтение правила из учебника (стр. 30).

Знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В ССП и СБП они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в СПП выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.

Для того, чтобы понять, какую функцию выполняет знак в предложении, нужно потренироваться на упражнение. Давайте выполним задание №54. Определите тип предложения, функцию знака.

Молодцы! Тема оказалась несложной для вас. А сейчас к доске выйдет Бородин Иван. Слушаем задание. Я продиктую вам два предложения. Вам нужно поставить знаки препинания в них, подчеркнуть главные члены предложения и определить тип предложения, составить схему.

Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют.

Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река.

  1. Подул порывистый ветер. Зашумели деревья.

Подул порывистый ветер, и зашумели деревья.(Разделительная функция).

  1. Брат передал письмо. Он не стал ждать ответа.

Брат, когда передал письмо, не стал ждать ответа. (Выделительная функция),

  1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза. (БСП, разделит. Ф.)

  2. Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлаеют лошадей, и пошли вперед. (СПП, выделит.ф.)

  3. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух юыл недвижен и уныл. (БСП, разделит.ф.)

  4. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами. (ССП, разделит. Ф.)

  5. Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго. (СБП, разделит.ф.)

Простое предложение.

[ ]

ССП. [ ], и [ ].

Учитель сначала читает правило, а затем его рассказывает подробно.

4. Самостоятельная работа.

Задание: выделить грамматическую основу, начертить схемы, написать ССП или СПП, ПП.

Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил. Осень, и листья опадают с деревьев. В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум колес. Вспомнила она, что в зимние вечера дедушка обыкновенно играл с нею. На дворе была метель, ветер мвыл, ставни тряслись и стучали. Когда выглянуло приветливое солнце, Коля проснулся. С улицы послушался лай, и она хотела ответить на него, но вдруг неожиданно ею овладела грусть.

Под диктовку учителя ученики записывают предложения в тетрадях.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *