Земля среди других планет солнечной системы 5 класс – План-конспект занятия по географии (5 класс) на тему: Контрольная работа по теме «Земля- планета Солнечной системы»

Урок 4. Земля среди других планет Солнечной системы (§3) — Рабочая тетрадь 5 класс

1. Земля в Солнечной системе.

Задания по рисунку.

1) Подпиши названия планет Солнечной системы.

2) Укажи среднее расстояние Земли от Солнца.

3) Обозначь положение пояса астероидов знаком

Впиши пропущенное слово в определение.

Солнечная энергия — основной источник для процессов, происходящих на поверхности Земли.

Перечисли планеты земной группы и их черты, сделай вывод.

Планеты земной группы — Меркурий, Венера, Земля, Марс.

  1. Размеры: относительно малы.
  2. Внутреннее строение: плотное ядро, мантия, кора.
  3. Наличие атмосферы: есть.
  4. Плотность веещства: высокая. 

Вывод: у всех планет земной группы сходное внутреннее строение, имеется газовая оболочка, атмосфера, плотность вещества достаточно высокая, размеры планет небольшие.



2. Возникновение Земли.

Сделай иллюстрированную «Историю возникновения и развития Земли».

Для каждого периода истории Земли подбери соответствующий рисунок на цветной вкладке, вырежи и наклей в рамки в хронологическом порядке. При затруднении используй текст и рисунки учебника.

Сначала происходит столкновение каменных тел, которые падали на поверхность Земли и выделяли газы, которые начали образовывать воздушную оболочку планеты, 1-3 периоды — образование атмосферы, 4-6 — формирование озонового слоя.



3. Форма и размеры Земли.

Задания по рисункам на с.9.

1) Обведи на рисунках те фигуры, которые соответствовали представлениями людей о форме Земли до и после экспедиций Французской академии наук в середине XVIII в., проверявших гипотезу И. Ньютона.

2) Обозначь и подпиши значения длин соответствующих радиусов.


Школа географа-следопыта.

План работы.

1) Определи по глобусу длину экватора и длину окружности, проходящей через Северный и Южный полюсы Земли.

2) Сравни результаты измерений и сделай вывод о форме глобуса и Земли.

Результаты измерений по глобусу длины экватора  80 см 
 Результаты измерений по глобусу окружности, проходящей через полюсы  90 см

 Вывод: Так как длины экватора и окружности, проходящей через полюсы, на глобусе почти одинаковы, то глобус имеет шарообразную форму, что соответствует форме Земли.


Технологическая карта урока на тему «Земля среди других планет Солнечной системы» (5 класс)

Технологическая карта урока географии в соответствии с требованиями ФГОС

Тема: «Земля среди других планет Солнечной системы»

УМК Алгоритм успеха Автор учебника А.А.Летягин

На экране появляется портрет Ю.А.Гагарина. Кто может назвать этого человека.

Чем известен этот человек.

Что называют космосом? Какие космические тела, входящие в состав солнечной системы, вам известны?

Относится ли Земля к космическим телам?

Назовите тему урока

Определите цель урока

Называют Ю.А.Гагарина.

Первым совершил полет в космос.

Предлагают варианты определения слова «космос»,

Называют космические тела.

Высказывают свою точку зрения

Называют тему.

Исследование планеты Земля как планеты Солнечной системы

Регулятивные:

Определение темы урока, постановка цели урока

Формулирование задач урока

Какие вопросы нам предстоит изучить на уроке?

Составьте план изучения темы, опираясь на текст учебника.

Сформулируйте задачи урока, используя в своем ответе глаголы: изучить….

ознакомиться…

определить…

Высказывают свои предположения.

Составляют план:

1 Земля в Солнечной системе.

2Возникновение Земли

3Форма и размеры Земли.

Называют задачи урока.

1Изучить место Земли в Солнечной системе

2 Ознакомиться с историей возникновения Земли

3 Определить форму и размеры Земли.

Регулятивные:

Определять тему, задачи урока, составлять план

Создание мотивационной установки

Для чего современному человеку необходимо знать историю возникновения Земли?

Высказывают свое мнение.

Личностные результаты: формирование мотивационной основы учебной деятельности

Изучение нового материала

Земля в Солнечной Системе

Солнечная система включает в себя звезду-Солнце, вокруг которой вращаются планеты, астероиды, кометы, метеоры и метеориты.

В тексте п. 3 найдите информацию о возникновении Солнечной системы?

Что представляет собой Солнце?

Посмотрите на рис 5 и назовите планеты Солнечной Системы?

Чем они отличаются?

Давайте совершим небольшое путешествие по планетам. Показ слайдов, каждый слайд озвучивает ученик, заранее подготовив материал о планете (коротко)

Определите основные отличия планет земной группы от планет- гигантов.

Какие особенности имеет планета Земля?

Земля несравненная!

Чудо природы!

Её населяют зверье и народы.

Жизнь на Земле беззащитна, хрупка

Плохо её защищают пока

Чтоб жизнь на Земле сохранить

Надо стараться её не грязнить!

Солнечная Система возникла 4,5-5 млрд. лет назад из газопылевого облака.

Солнце-это раскаленный шар, температура которого на поверхности 55000 С. Излучает солнечный свет.

Перечисляют планеты.

Планеты земной группы-небольшие по размерам, планеты- гиганты-имеют крупные размеры, большой массой, сильно удалены от Солнца.

Индивидуальные задания.

Называют факты, используя текст учебника

Предметные

Определять место планеты Земля среди других планет

Познавательные:

Учащиеся научатся работать с дополнительными источниками информации

Предметные:

особенности планет,

отличительные особенности планеты Земля.

Выстраивание логической цепочки происхождения живых организмов на планете Земля

Возникновение Земли

Используя рис 6, текст с пропущенными словами составьте алгоритм (последовательность) процессов возникновения жизни.

1 Планета образовалась…(1), в результате столкновения …(2)

2 Из недр Земли вырывались раскаленная …(3) и …

3Эти газы составили первичную…(4)

4При охлаждении Земли образовались…(5) и выпадали ливни

5Дождевая вода пополняла воды первичного …(6)

6В древнем океане зародилась…(7)

7 Морская вода защищала водоросли от …(8)

8В результате деятельности растений атмосфера стала пополняться…(9)

9В атмосфере образовался тонкий слой …(10), который поглощал УФЛ.

10 Только тогда живые организмы могли выйти на сушу.

Слова: жизнь, озон, кислород, облака, 4,6 млрд лет, планетоиды, океан, магма и газы, атмосферу, УФЛ.

Читают текст, находят нужные слова.

Работа в парах.

Проговорить последовательность друг другу.

Коммуникативные:

Научаться работать в паре

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

Проявление интереса к географической науке

Форма и размеры Земли

Впервые высказал предположение о том, что Земля не имеет форму идеального шара И. Ньютон. Вследствие вращения Земли вокруг своей оси земля сплюснута у полюсов.

Этот факт доказывает величина экваториального и полярного радиусов. Так полярный радиус на 21382м меньше экваториального.

Школа географа-следопыта

Внимательно прочитайте задания, выполни работу и запиши вывод.

Измеряют вдоль линии экватора через полюса. Сравнивают цифры, делают вывод

Стр. 9 рабочая тетрадь

Предметные:

Измерять «земные окружности», используя модель земли –глобус

Коммуникативные:

Сотрудничество со сверстниками при выполнении практического задания.

Применение полученных знаний на практике

Выполните задание 1,3 в рабочей тетради

Ответьте на вопрос 6 стр. 18

В 1909 г. Роберт Пири с четырьмя спутниками достиг Северного полюса. В 1960 .. Жак Пиккар, используя батискаф «Триест», опустился в Марианскую впадину на глубину 10910м. Кто из этих исследователей оказался ближе к центру Земли?

Выполняют задание.

Высказывают свои предположения.

Коммуникативные:

Умение устно выражать свои мысли, идеи.

Предметные:

Получат знания о солнечной системе, планетах

Познавательные:

научаться сравнивать результаты измерений для подготовки вывода о форме Земли,

устанавливать причинно-следственную связь,

переводить информацию из графической формы в текстовую

Рефлексия

Закончите фразу

Чтобы определить особенности Земли как планеты солнечной Системы, мы на уроке…

Восстанавливают ход своей деятельности

Личностные:

Научаться осваивать новые социальные роли

Итог. Самооценка

Подводит итог. Комментирует и выставляет оценки за урок. Объясняет домашнее задание п. 3 зад. 2 раб. тетрадь

Составить презентацию о различных гипотезах происхождения Земли.

Дают оценку своей деятельности и достигнутых результатов обучения. Записывают в дневник домашнее задание

Личностные:

Устанавливать связь между целью деятельности и понимание успеха в учебной деятельности.

Земля среди других планет Солнечной системы. Космос

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Французский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Французский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
    • Испанский язык
    • Казахский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература

§3 Урок 4. Земля среди других планет Солнечной системы (Страницы 7,8,9)

Главная › 5 класс › География › Дневник по географии Летягин 5 класс

1. Земля в Солнечной системе.

Задания по рисунку.

1) Подпиши названия планет Солнечной системы.

2) Укажи среднее расстояние Земли от Солнца.

3) Обозначь положение пояса астероидов знаком

Дневник географа-следопыта - §3 Урок 4. Земля среди других планет Солнечной системы - 1

Дневник географа-следопыта - §3 Урок 4. Земля среди других планет Солнечной системы - 2

Впиши пропущенное слово в определение.

Солнечная энергия — основной источник для процессов, происходящих на поверхности Земли.

Перечисли планеты земной группы и их черты, сделай вывод.

Планеты земной группы — Меркурий, Венера, Земля, Марс.

  1. Размеры: относительно малы.
  2. Внутреннее строение: плотное ядро, мантия, кора.
  3. Наличие атмосферы: есть.
  4. Плотность веещства: высокая.

Вывод: у всех планет земной группы сходное внутреннее строение, имеется газовая оболочка, атмосфера, плотность вещества достаточно высокая, размеры планет небольшие.



2. Возникновение Земли.

Сделай иллюстрированную «Историю возникновения и развития Земли».

Для каждого периода истории Земли подбери соответствующий рисунок на цветной вкладке, вырежи и наклей в рамки в хронологическом порядке. При затруднении используй текст и рисунки учебника.

Дневник географа-следопыта - §3 Урок 4. Земля среди других планет Солнечной системы - 3

Сначала происходит столкновение каменных тел, которые падали на поверхность Земли и выделяли газы, которые начали образовывать воздушную оболочку планеты, 1-3 периоды — образование атмосферы, 4-6 — формирование озонового слоя.


3. Форма и размеры Земли.

Задания по рисункам на с.9.

1) Обведи на рисунках те фигуры, которые соответствовали представлениями людей о форме Земли до и после экспедиций Французской академии наук в середине XVIII в., проверявших гипотезу И. Ньютона.

2) Обозначь и подпиши значения длин соответствующих радиусов.

Дневник географа-следопыта - §3 Урок 4. Земля среди других планет Солнечной системы - 4



Школа географа-следопыта.

План работы.

1) Определи по глобусу длину экватора и длину окружности, проходящей через Северный и Южный полюсы Земли.

2) Сравни результаты измерений и сделай вывод о форме глобуса и Земли.

Результаты измерений по глобусу длины экватора 80 см
Результаты измерений по глобусу окружности, проходящей через полюсы 90 см

Вывод: Так как длины экватора и окружности, проходящей через полюсы, на глобусе почти одинаковы, то глобус имеет шарообразную форму, что соответствует форме Земли.


§2 Урок 3. Наблюдения — метод географической науки — стр. 5-6§4 Уроки 5-6. Движение Земли по околосолнечной орбите — стр. 10-12

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

Контрольный тест в 5 классе на тему: «Земля

Контрольное тестирование на тему «Земля планета Солнечной системы»

  1. Какая по счету планета Земля от Солнца

1.3 2.4 3.2 4.5

2. как называется галактика, в которой расположены Земля и другие планеты Солнечной Системы

1. Магеллановы Облака 2. Туманность Андромеды

3. Млечный Путь 4. Созвездия зодиака

3. Полный оборот Земля совершает вокруг Солнца за…

1. 367 суток 2. 365 суток 3. 362 суток 4. 24 часа

4. Относительно Солнца планеты расположены так:

1) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Сатурн, Уран, Юпитер;
2) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Сатурн, Юпитер, Уран;
3) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

5. на каком расстоянии Земля находится от Солнца

1. на 150 млн км 2. 200 млн км 3. 120 млн км 4.  230 млн км

6. с какой скоростью Земля движется вокруг Солнца за секунду

1. 50 км/ч 2. 30 км/ч 3. 40 км/ч 4. 15 км/ч

7. Какая сила удерживает Землю на определенном расстоянии от Солнца и заставляет ее возвращаться через год в свое прежнее положение по отношению к Солнцу? 

1. Сила Кориолиса 2. Закон Всемирного притяжения 3. Магнитное поле Земли

8. Какой ученый стал автором «Гелиоцентрической системы мира»

1. И. Ньютон 2. Н. Армстронг 3. Г-Галилей 4. Н. Коперник

9. за какое время Земля делает полный оборот вокруг своей оси? Чему равны земные сутки?

1. 23 ч, 56 мин и 4 с 2.24ч, 54 мин, 4 с 3. 23ч. 58 мин. 4.24 ч.

10. В какой из этих дней оба полушария освещены одинаково

1. 31 декабря 2. 22 июня 3. 21 марта 4. 12 августа

11. В какой день в Северном полушарии день длиннее ночи

1. 22 декабря 2. 22 июня 3. 21 сентября 4. 23 марта

12. Чему равен угол наклона Земной оси

1. 65° 2.32° 3. 23,5° 4.15°

Дополните предложение

1.Если бы Земная ось не была наклонена, тогда бы на Земле не происходила …_______________________________

2.Естественным спутником Земли является _____________________

3.Солнце это_______________________________________________________

Ключи

Смена времен года 2. Луна

3.это звезда с диаметром в 109 раз большим, чем диаметр Земли. Общеизвестно, что солнечное тепло и свет — источники нашей жизни.

Конспект урока «Земля — планета Солнечной системы» 5 класс ФГОС

Тема урока «Земля – планета Солнечной системы», 5 класс

Цель: сформировать представление об уникальности Земли, как части Солнечной системы; выделить отличительные признаки планеты Земля от других планет.

Задачи урока:

  1. Обеспечить усвоение и первичное закрепление новых сведений о Солнечной системе, ее составе; познакомить с планетами земной группы; показать уникальность Земли как единственной планеты, на которой существует жизнь.

  2. Развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

  3. Осознание себя как части целостности природы

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: понимание уникальности планеты Земля, как части Солнечной системы.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как неотъемлемой части Солнечной системы

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям Солнечная система, Млечный Путь, Галактика, Вселенная; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: учитывать позиции других людей, уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении

проблемы.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок усвоения нового материала, практикум.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование:  учебник, атлас, раздаточный материал для практического задания, плакат “Планеты Солнечной системы”, тетрадь-тренажёр, электронный учебник, презентация.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Регулятивная

Коммуникативная

Осуществляе

мые действия

Формируемые УУД

Формируемые УУД

Формируемые УУД

1.Мотивация к знаниям.

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок географии?

Давайте определим, что мы должны узнать сегодня на уроке, решим кроссворд

( Приложение №1)

Формулировка темы и целей урока.

В прошлом году вы изучали разные планеты Солнечной системы и многое узнали и о нашей планете.

Установление причинно- следственных связей Просмотр слайдов, ответы на вопросы

Принятие учебной задачи Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью

Нахождение общего решения в совместной деятельности Формулирование своего мнения.

2.Актуализация знаний.

3. Введение в тему. Постановка цели и задач урока.

. Мы знаем, что Земля — одна из планет Солнечной системы.

  • Что такое Солнечная система(при затруднении- определение из электронного учебника)

  • Солнечная система вместе со всеми звездами образует Галактику (определение на диске).

  • Наша Галактика носит имя Млечный Путь (рисунок на экране), а скопление разных Галактик

  • образует Вселенную (показ разных галактик).

Давайте попытаемся написать точный «космический» адрес Земли, используя тетрадь-тренажёр на стр.36 “Работаем с текстом”, №1.

Проверка через документ камеру

Умение сформулировать тему урока, умение формулировать проблему, цель Анализ, сравнение, установление причинно- следственных связей

Принятие учебной задачи Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью

Нахождение общего решения в совместной деятельности Формулирование ответа на поставленный вопрос

  1. Формулирование проблемы.

Таким образом, Земля — часть Вселенной и часть Солнечной системы.

2. Работа с атласом стр. 14-15

Согласно современным представлениям, наше Солнце миллиарды лет назад окружало огромное холодное облако, состоявшее из газов и пыли. Именно из него, с течением большого количества времени сформировались планеты Солнечной системы. (Вопросы (Приложения №2)

Демонстрирует схему на доске — Планеты Солнечной системы.

Акцентирует внимание на то, что по своим особенностям планеты Солнечной системы делятся на 2 группы:

1.планеты гиганты

2.планеты земной группы

Анализ, сравнение, установление причинно- следственных связей Ответы на вопросы

Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Выдвижение различных предположений с использованием речевых средств. Понимание возможности различных позиций других людей и умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

5. Решение проблемы в малых группах. Обмен полученной информацией. Создание способов решения проблемы

Организация беседы для выявления отличительных признаков планеты Земля, создание проблемной ситуации.

Организация работы групп, разработка формы схемы, таблицы, коррекция результатов работы.

Сейчас вам предстоит выполнить практическую работу. У каждого из вас есть таблица (Приложение №3), в которую вы должны будете внести сведения. Для того, чтобы сократить время работы, вы будете работать в парах. Каждая пара должна ответить на один вопрос и занести этот ответ себе в таблицу ответов. В дальнейшем, когда будем проверять, вы внесёте и другие ответы. Вопрос, на который должна найти ответ ваша пара выделен. Ответы должны быть краткими. На работу вам даётся 5 минут. (Приложение №4)

Выделение отличительных признаков планеты Земля. Умение находить в тексте сведения и факты, данные в явном виде, выделять главное, осуществлять анализ, сравнение, классификацию, формулировать выводы. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика планет» по изученному материалу с выделением особенностей объектов изучения.

Осуществление итогового и пошагового контроля по результату. Обмен информацией в группе

Контролирование правильности и полноты проведённого анализа содержания учебного материала в ходе заслушивания ответов членов группы.

Осознанное построение речевого высказывания. Владение элементами коммуникативной рефлексии.

6.Сравнение полученного результата с эталоном (контроль)

7. Физминутка

Составление эталона

Проверяет полученный результат

Проверка выполнения практической работы и заполнение таблицы всеми учащимися. (с использованием презентации- 

Приложение №5)

В практической работе мы указали планеты, у которых отсутствуют спутники, а есть ли спутники у Земли?

— Как он называется?

Полетели на Луну – 
Руку в сторону одну. 
А вторую вверх подняли, 
Словно крылья замахали. 
Подскочили высоко – 
Вот Луна, недалеко! 
Потянулись – вот она 
На ладонях вся ЛУНА!

Сравнение выделенных отличительных признаков планеты Земля с эталоном, предложенным учителем Выделение главного. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Внесение необходимых корректив в полученный результат. Самостоятельное оценивание правильности выполненной работы

8. Включение полученных знаний в систему знаний

Познавательные вопросы различной сложности

Опережающее задание – сообщение о Луне.

А сейчас я расскажу вам сербскую сказку «Почему у Месяца нет платья?» (Приложение №6)

Давайте узнаем, почему внешний вид Луны изменяется (учебник, стр.57, и показ слайд-шоу “фазы Луны”)

— Как узнать, глядя на небо фазу Луны?

— Почему на Луне нет жизни?

Проверяет усвоение нового материала в тестовой форме

Т.т. с.34 №1-5 (взаимопроверка через документ камеру)

Проверка результатов.

Всё верно -“5”, 4 верных ответа- “4”, 3 верных ответа “3” и т.д.

— Поднимите руки кто получил “5”, “4”, “3”, “2”. Теперь вы сами видите, над чем надо поработать дома.

Выбор задания посильной трудности. Ответы на вопросы. Анализ, сравнение, установление причинно – следственных связей

Выполнение заданий Различение способа и результата действия

Ответы на предложенные вопросы Построение монологического высказывания

9. Рефлексия.

Учитель консультирует, помогает

Метод незаконченных предложений

Сегодня на уроке я узнал о…

Мне было интересно, потому что…

Больше всего мне понравилось…

Мои ощущения на уроке…

Было трудно…

Этот урок дал мне для жизни…

На уроке я работал активно / пассивно

Своей работой на уроке я доволен / не доволен

Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Мое настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке 2 3 4 5

Самостоятельное оценивание результатов своего труда

10. Домашнее задание

Предлагает несколько заданий на выбор

Объясняет д/з §21,

Т.т. с.36 №2, с.40 №1-6

Модель Солнечной системы,

Рисунок, сообщение на тему: «Земля-уникальная планета Солнечной системы»

Выбирают задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей Адекватно оценивать свои возможности

Приложение № 1.

  1. Я-небесное тело. Представляют собой светящийся массивный газовый шар. Обычно состою из гелия и водорода.(звезда)

  2. Я — твёрдое тело космического происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного тела. Большинство имеют вес от нескольких граммов до нескольких килограммов. Крупнейший из найденных — Гоба (вес 60 тонн). Полагают, что в сутки на Землю падает 5–6 т , или 2 тысяч тонн в год.(метеорит)

  3. Я известна с глубокой древности. Небесное тело, которые становятся все ярче и ярче по мере приближения к Солнцу, а также приобретают длинные и тоже очень яркие хвосты, — появлялись довольно редко, а главное — неожиданно. Из-за необычного вида их считали предвестниками несчастий: голода, стихийных бедствий, эпидемий, войны или смерти правителя.(комета)

  4. Я, естественный спутник Земли, среднее расстояние от Земли 384000 км, средний диаметр 3476 км. Я практически лишена атмосферы.(Луна)

  5. В трёхмерном пространстве звёзды, которые мы видим на небесной сфере рядом, могут быть расположены очень далеко друг от друга. С древнейших времён люди видели некоторую систему во взаимном расположении звёзд и группировали их в соответствии с ней в нас.Кто мы? (созвездия)

Приложение № 2.

  1. Назовите небесные тела, входящие в состав Солнечной системы?

  2. Какое небесное тело находится в центре Солнечной системы?

  3. Сколько планет входит в состав Солнечной системы?

  4. Самая ближняя к Солнцу планета?

  5. Самая удаленная планета от Солнца?

  6. Соседи планеты Земля?

  7. Самая большая планета?

  8. Самая маленькая планета?

  9. Какие сведения о Солнце вы знаете?

  10. Почему Солнце кажется нам маленьким, когда мы смотрим на него?

  11. Почему именно Солнце освещает планеты, а не другая звезда?

  12. Какое значение имеет Солнце для Земли?

  13. В чём заключается уникальность планеты Земля?

  14. Чем отличается Сатурн от других планет?

  15. Между какими планетами проходит пояс астероидов?

  16. Какие общие черты есть у всех планет?

  17. Что такое орбита?

  18. На какие группы можно разделить все планеты?

  19. К какой группе планет относится Земля?

Приложение № 3.

Сравнительная характеристика планет солнечной системы.

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

Масса в массах Земли

МЗемли*102 4 кг

0,06

0,82

1,0

0,11

318

95,2

14,6

17,2

Радиус

Км

2440

6050

6351

3397

69900

58000

25400

24300

Среднее расстояние от Солнца

Млн Км

57,9

108,2

149,6

227,9

778,3

1426,9

2870,9

4497,7

Период обращения вокруг Солнца

лет

0,2

0,6

1

1,8

11,8

29,6

84

164,4

Орбитальная скорость

Км/с

49,7

35,0

29,8

24,1

13,1

9,6

6,8

5,4

Период вращения вокруг своей оси

Дни,

Часы,

Минуты,

секунды

58д

234д

23ч

56м

24ч

37м

22с

50м

10ч

14м

10ч

49м

15ч

48м

Число спутников

1

2

16

18

17

8

Наклон оси к плоскости орбиты

о

89

– 86,6

66,5

65,5

87

63,5

– 8

61

Средняя температура

о С

125

470

18

-30

-150

-180

-210

-220

Атмосфера, состав

Углекислый газ,азот, водяной пар

Азот,

Кислород

Углекислый газ

Водород, гелий

Водород, гелий

Водород, гелий, метан, аммиак

Водород, гелий, метан

Приложение №4

Вопрос

Ответ

1. Самая большая планета. Во сколько раз её масса больше массы Земли?

2. Самая маленькая планета. Во сколько раз её масса меньше массы Земли?

3. Самая холодная планета. Как отличается её температура от температуры Земли?

4. Самая горячая планета. Как отличается её температура от температуры Земли?

5. Самая далекая планета. На каком расстоянии она находится от Земли?

6. У какой планеты скорость движения по орбите:

А) самая большая?

Б) самая маленькая?

7. Ближайшая к Земле планета. На каком расстоянии она находится от Земли?

8. У какой планеты самый большой радиус. На сколько он больше земного радиуса?

9. У какой планеты самая большая скорость вращения вокруг Солнца? Во сколько раз она больше скорости Земли?

10. У какой планеты скорость вращения вокруг своей оси сравнима с земной? (почти одинаковые скорости)

11. Какие планеты имеют близкий к земному угол наклона оси к плоскости орбиты.?

12. У каких планет отсутствуют спутники?

Используя дополнительный (статистический) материал ответьте на вопросы и запишите ответы в таблицу. 

Вопрос

Ответ

1. Самая большая планета. Во сколько раз её масса больше массы Земли.

Юпитер . её масса в 318 раз больше земной

2. Самая маленькая планета. Во сколько раз её масса меньше массы Земли

Меркурий, в 17 раз

3. Самая холодная планета. Как отличается её температура от температуры Земли

Нептун, она холоднее Земли на 202 градуса

4. Самая горячая планета. Как отличается её температура от температуры Земли

Венера, она теплее Земли на 452 градуса

5. Самая далекая планета. На каком расстоянии она находится от Земли?

Нептун, она удалена от Земли на 4348,1 млн.км

6. У какой планеты скорость движения по орбите:

А) самая большая

Б) самая маленькая

А)Меркурий

Б) Нептун

7. Ближайшая к Земле планета. На каком расстоянии она находится от Земли?

Венера, она находится на расстоянии 41,4 млн.км от Земли

8. У какой планеты самый большой радиус. На сколько он больше земного радиуса.

Юпитер, он больше земного радиуса на 63549 км

9. У какой планеты самая большая скорость вращения вокруг Солнца? Во сколько раз она больше скорости Земли?

Меркурий, его скорость больше земной в 5 раз

10. У какой планеты скорость вращения вокруг своей оси сравнима с земной? (почти одинаковые скорости)

Марс

11. Какие планеты имеют близкий к земному угол наклона оси к плоскости орбиты.?

Марс, Сатурн

12. У каких планет отсутствуют спутники

Меркурий, Венера

Сообщение о Луне

Предполагают, что когда-то Луна была самостоятельной планетой, но гигантский метеорит столкнул её со своей орбиты и она попала в поле притяжения Земли. Луна оказывает огромное влияние на процессы, происходящие на Земле. Шарообразная форма Луны и её большие размеры позволяют рассматривать Землю и Луну как двойную планетную систему с общим центром вращения вблизи земной поверхности. Сила притяжения Луны, и сила, возникающая при взаимном вращении Земли и Луны приводят к образованию приливов и отливов на Земле.

Почему у Месяца нет платья? (Сербская сказка) Приложение № 6.

Решил Месяц сшить себе платье.

Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. А платье узко и коротко.

— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу.

В назначенный срок пришел Месяц за платьем. Опять платье мало.

— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить.

В третий раз Месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый Месяц, не Месяц, а целая Луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашел.

Так и остался Месяц без платья.

Исаак Ньютон (1643-1727), английский физик, математик и астроном, предположил, что ряд явлений вызваны одной причиной – силами тяготения. Проведя многочисленные расчеты, ученый пришел к выводу, что все тела в природе притягиваются друг к другу.

В. Учебник: с. 44. Рассматривание иллюстрации. Ответы на вопросы.

Учитель: Единственный достаточно тяжелый предмет поблизости – это наша планета. Поэтому в повседневной жизни мы ощущаем только земное притяжение. Все живые существа на земле чувствуют притяжение Земли. Кузнечик, подпрыгнув, опускается на Землю, потому что Земля притягивает его. Деревья, как и остальные растения, также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру земли, а стебель вверх. Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду озер, рек, морей, океанов, дома, самолеты, спутники и т.д. Сила, с которой Земля притягивает к себе другие тела, называется силой тяжести. (Далее – рассказы подготовленных детей).

Г. 1-й ученик:«Мы постоянно видим влияние силы тяжести на все окружающее нас. Это она ориентирует по вертикали и деревья, и цветы, и отвес, и самих нас — людей, управляет движением капель дождя, стоком речной воды и образованием различных осадков, удерживает на Земле атмосферу и воду, не дает нам улететь в пространство под влиянием центробежной силы, связанной с вращением Земли».

2-й ученик: «Это сила тяжести создает опасные лавины, камнепады, управляет движением грозных селевых потоков, мешает спортсменам делать невиданные прыжки, мешает взлету самолетов и ракет и отнимает у человечества огромные энергоресурсы на преодоление сил притяжения Земли. Все эти лифты, лебедки, подъемные краны и многие другие механизмы работают для преодоления силы тяжести. В то же время она частично и восполняет нам энергию; ведь без нее вода не вращала бы турбины гидроэлектростанций».
– Попытайтесь самостоятельно привести примеры действия силы тяжести на тела. (Тетрадь: с.14, задание 1 в помощь)

Методическая разработка урока географии. 5 класс. Тема» Земля среди других планет Солнечной системы»

МКОУ Инзенская сш №3 им. Д.П. Ознобишина

Багрянская Т.В.

Технологическая карта урока географии 5 класс. Учебник. А.А. Летягин. Начальный курс. 5 класс.

Тема урока. «Земля- среди других планет Солнечной системы »

Предмет

География

Класс

5

Тема урока

Земля- среди других планет Солнечной системы

Цель урока

Сформировать представления о положении Земли в Солнечной системе, о возникновении Земли, о форме и размерах Земли.

Задачи урока

Предметные: углубить знания о Солнечной системе и её планетах

Метапредметные: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Личностные: воспитание любви  и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.

Планируемые результаты

Предметные:

Представление о Солнце как источнике энергии для географических процессов, о Солнечной системе и положении в ней Земли, о сходстве строения планет земной группы. Представление об основных этапах развития природы Земли.

Представление о форме и размерах земли.

Умение работать с глобусом-моделью Земли, изменять экватор и окружность, проходящую через полюсы; делать вывод о форме глобуса

Метапредметные:

Межпредметные понятия

Жизнь, космос, метод, модель, небесное тело(звезда), небесное тело (планета), планета Земля, пространство( форма, размер), процесс, Солнечная система, Солнце.

УУД

Регулятивные:

умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные:

 самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Личностные результаты

осознание ценностей географического знания  как важнейшего компонента научной картины мира.

Основные понятия

Солнечная система; планеты земной группы; планеты-гиганты; атмосфера; гидросфера; земная кора; биосфера; Мировой океан.

Межпредметные связи

Биология, астрономия

Ресурсы урока

Учебник, атласы, глобус, компьютер, проектор, интернет.

Формы урока

Фронтальная, групповая.

Технологии

Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1) Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку.

Подготовка к уроку, приветствие учителя

Самоконтроль готовности к уроку (Р)

2) Мотивация учебной деятельности

Предлагает посмотреть видеофрагмент «Дело о планете Земля: Рождение Земли» и сформулировать тему и цели урока.

Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока.

Просмотр видеофрагмента.

Формулирование темы и цели урока.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока (Р)

3) Изучение нового материала

1. Земля в Солнечной системе.

Предлагает

 определить (по тексту учебника):

— Что общего у Земли с другими планетами Солнечной

системы?

— В чем уникальность нашей планеты?

Подводит к выводу: что все планеты, входящие в Солнечную систему, имеют и  общие черты, и существенные различия.

2.Возникновение Земли. Этапы развития нашей планеты.

1.этап-образование «твердой» Земли. (Когда? В результате каких процессов?)

2.этап-образование первичной атмосферы-газовой оболочки Земли.( Когда? В результате каких процессов?)

3.этап-образование первичного океана-первичной гидросферы-водной оболочки Земли (Когда? в результате каких процессов)

4.этап-зарождение жизни, образование биосферы-оболочки жизни. (Когда? Где).

3. Формы и размеры Земли

Работают со схемой «Модель Солнечной системы»

Предлагают свои варианты общих черт и различий, самостоятельно определяют общие черты планет Солнечной системы

Просматривают, сравнивают планеты земной группы, принимают участие в диалоге с учителем

Работа с текстом учебника (П.3, с.15-16) как источником информации: определение последовательности этапов возникновении Земли.

Работа с текстом учебника(п.3,с.16-17) как источником информации: гипотеза Исаака Ньютона о форме Земли

Заполнение таблицы:

Общие признаки

Отличи-

тельные признаки

Записать в тетради новые понятия

Рисунок в тетрадь. Форма и размеры Земли.

Земля не имеет форму идеального шара та как сплюснута у полюсов.

Сравнение планет Солнечной системы по различным параметрам.

Понимание  значимости знаний об уникальности Земли для практической жизни  людей, поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Выполнение  учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

4) Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)

«Игра на внимание»

Говорит утверждения:

1.Юпитер-планета-гигант.

2.Земля- самая большая планета.

3.Нам известна лишь одна Галактика.

4.Луна- естественный спутник Земли.

5.Марс-планета земной группы.

Слушают утверждения и если верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок.

Играют, демонстрируя свои знания по новой теме.

5) Закрепление нового материала.

Школа географа следопыта «Осваиваем метод моделирования»

 

Организует работу с глобусом, текстом учебника (с.17).

Подводит к выводу: что глобус, имеющий форму шара, можно назвать достаточно точной моделью Земли. В отличие от других планет земная поверхность разделена на океаны и огромные массивы суши — материки.

Анализируют текст и выбирают необходимые сведения.

Рассматривают внешний вид Земли на глобусе.

Обмениваются полученной  информацией.

Записывают в тетради новые понятия.

Запись результатов и вывода в РТ (с.9)

Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Рассуждение (Л), поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей (П).

Формулирование ответов, применяя полученные знания (Р) Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

6) Закрепление новых знаний

Задает вопросы для беседы:

Перечислите планеты Солнечной системы в порядке увеличения расстояния их от Солнца.

Когда возникла Солнечная система?

Сравните Землю с другими планетами солнечной системы. Что является основным источником энергии для процессов, происходящих на поверхности Земли?

Опишите этапы развития нашей планеты.

5. Какую форму имеет Земля? Каков радиус Земли по современным данным

Демонстрируют знания.  Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Использование приобретенных знаний и умений.

Устная речь (П). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

7) Рефлексия

Подводит итоги урока.

-Продолжите фразу на листочке:

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке             2 3 4 5

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.

Оценка достигнутых результатов (Р)

8) Домашнее задание

Параграф 3(вопрос 6 с.18.). Составьте презентацию о различных гипотезах происхождения Земли.

Для выполнения работы используйте дополнительную литературу, интернет-ресурсы и справочную литературу.

Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике

Самоконтроль и взаимоконтроль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *