Знаки препинания при вводных словах вводных предложениях: Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях – Знаки препинания при вводных словах

Русский язык. Пунктограммы. №13. Знаки препинания при вводных словах, вводных предложениях и вставных конструкциях.

Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми.

Примеры.

К счастью, всё закончилось хорошо.

 

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ.

 

·        Если вводное слово стоит в начале или в конце оборота, то оно НЕ выделяется запятыми, если в середине- то выделяется.

Примеры. Очевидно опасаясь непогоды, руководитель группы отменил движение по маршруту

Ребёнок, испугавшийся, по-видимому, лошади, подбежал к матери.

 

·        Ели в вводном словосочетании пропущено слово, то на месте пропук  ставится ТИРЕ.

Пример.

Чичиков велел остановиться по двум причинам: с одной стороны

, чтобы дать отдохнуть лошадям, с другой — чтобы и самому отдохнуть и подкрепиться

·        Если вводное слово стоит при обобщающих словах в предложениях с однородными членами, то запятая ставится с одной стороны, а с другой — тот знак, который требуется при обобщающих словах.

Примеры.

Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях – словом, все её достоинства точно родились в ней (Тургенев).

Я знаю несколько иностранных языков, а именно: английский, испанский, итальянский.

·        Если перед вводным словом стоит союз А, то чаще всего после него нет запятой.

Пример.

Он дал слово, а следовательно, должен его сдержать.

·        Однако.

Если это слово стоит на начале предложения, то это союз, равный НО, нет запятой. Если же в середине и в конце предложения – есть запятые, это вводное слово.

Примеры.

Однако долг, вы понимаете, прежде всего (Тургенев).

По каким-то причинам он, однако, не мог мне сказать больше, чем сказал.

·        Наконец. Это слов является вводным только при перечислении однородных членов, в остальных случаях – это не вводное слово, нет запятых.

Примеры.

Наконец тропа была найдена, и мы весело пошли дальше.

Они убирались, отмывали, отчищали, наконец, красили – делали всё, чтобы достойно встретить гостей.

 

·        Отличайте вводные слова о похожих на них не вводных слов. Вводные слова легко убрать из текста.

Пример.

В тонком сумерке летней ночи лицо её

кажется (сказуемое) бледнее и моложе.

Сегодня, кажется ( вводное слово), будет дождь.

 

·        Не являются вводными и, следовательно, не выделяются в предложении слова и словосочетания:

авось, мало-помалу, в начале, вдруг, будто, буквально, ведь, якобы, вроде бы, в конечном счете, вряд ли, всё равно, все-таки, даже, едва-ли, исключительно, именно, как будто, почти, как бы, как раз, к тому же, между тем, просто, по решению, по постановлению, приблизительно, притом, почти, поэтому, просто, пусть, решительно, однажды, словно, только, исключительно, вот, примерно, даже и др.

Их нужно ЗАПОМНИТЬ.

Русский язык. Пунктограммы. №13. Знаки препинания при вводных словах, вводных предложениях и вставных конструкциях.

Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми.

Примеры.

К счастью, всё закончилось хорошо.

 

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ.

 

·        Если вводное слово стоит в начале или в конце оборота, то оно НЕ выделяется запятыми, если в середине- то выделяется.

Примеры. Очевидно опасаясь непогоды, руководитель группы отменил движение по маршруту

Ребёнок, испугавшийся, по-видимому, лошади, подбежал к матери.

 

·        Ели в вводном словосочетании пропущено слово, то на месте пропук  ставится ТИРЕ.

Пример.

Чичиков велел остановиться по двум причинам: с одной стороны, чтобы дать отдохнуть лошадям, с другой — чтобы и самому отдохнуть и подкрепиться

·        Если вводное слово стоит

при обобщающих словах в предложениях с однородными членами, то запятая ставится с одной стороны, а с другой — тот знак, который требуется при обобщающих словах.

Примеры.

Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях – словом, все её достоинства точно родились в ней (Тургенев).

Я знаю несколько иностранных языков, а именно: английский, испанский, итальянский.

·        Если перед вводным словом стоит союз А, то чаще всего после него нет запятой.

Пример.

Он дал слово, а следовательно, должен его сдержать.

·        Однако. Если это слово стоит на начале предложения, то это союз, равный НО, нет запятой. Если же в середине и в конце предложения – есть запятые, это вводное слово.

Примеры.

Однако долг, вы понимаете, прежде всего (Тургенев).

По каким-то причинам он, однако, не мог мне сказать больше, чем сказал.

·        Наконец. Это слов является вводным только при перечислении однородных членов, в остальных случаях – это не вводное слово, нет запятых.

Примеры.

Наконец тропа была найдена, и мы весело пошли дальше.

Они убирались, отмывали, отчищали, наконец, красили – делали всё, чтобы достойно встретить гостей.

 

·        Отличайте вводные слова о похожих на них не вводных слов. Вводные слова легко убрать из текста.

Пример.

В тонком сумерке летней ночи лицо её кажется (сказуемое) бледнее и моложе.

Сегодня, кажется ( вводное слово), будет дождь.

 

·       

Не являются вводными и, следовательно, не выделяются в предложении слова и словосочетания:

авось, мало-помалу, в начале, вдруг, будто, буквально, ведь, якобы, вроде бы, в конечном счете, вряд ли, всё равно, все-таки, даже, едва-ли, исключительно, именно, как будто, почти, как бы, как раз, к тому же, между тем, просто, по решению, по постановлению, приблизительно, притом, почти, поэтому, просто, пусть, решительно, однажды, словно, только, исключительно, вот, примерно, даже и др.

Их нужно ЗАПОМНИТЬ.

Урок по русскому языку на тему «Знаки препинания пр вводных словах и вставных конструкциях» (11 класс)

Тема урока «Знаки препинания при водных словах и вставных конструкциях»

повторить и систематизировать материал по теме «Вводные слова и пунктуация»

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык» (автор Н.Г. Гольцова), сборник для подготовки к ЕГЭ (автор Сенина), таблицы, раздаточный материал.

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успехов.

Сегодня у нас интересный урок: мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные за все 11 лет вашей учёбы в школе, но ещё будем готовиться к главному испытанию по русскому языку – экзамену в форме и по материалам ЕГЭ.

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1. На столах у вас листы со словами. Ваша задача  записать эти слова и правильно расставить в них ударение.

А ещё грамотный человек должен правильно писать слова. Орфография учит нас этому. Выполните орфографическую разминку.

А13 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Чисто прибра(1)ая белё(2)ая хата, украше(3)ая вышитыми рушниками, была заполне(4)а народом.

В1 Задание: определите способ образования слов:

В3 Задание: определите тип подчинительной связи в словосочетаниях

II. Повторение и систематизация по теме

Возьмите вводные слова.

И замедляют нашу речь.

О чем, смущаясь, говорим.

Пусть что угодно говорят.

И радуюсь всему подряд.

Слова «во-первых», «во-вторых».

Не знаю где была душа.

(Александр Кушнер «Вводные слова»)

    1. Фронтальный опрос по теме «Вводные конструкции»

(слайды №8,9, 10,11,12)

Русский учёный-лингвист Александр Матвеевич Пешковский считал, что вводные конструкции — это

«… инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению».

hello_html_m4d466bb7.pngКак вы думаете, почему Пешковский считает вводные слова «внутренне чуждыми приютившему их предложению»?

hello_html_m4d466bb7.pngКакие слова называются вводными?( Вводные слова – это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает)

hello_html_m4d466bb7.pngЯвляются ли вводные слова членами предложения?( Вводными называются слова или словосочетания, грамматически не связанные с предложением. К вводным словам нельзя задать вопрос от другого члена предложения, а значит, вводное слово не является членом предложения.)

    1. Сообщение ученика «Группы вводных слов»

(с использованием интерактивного плаката)


Слова, выражающие чувства (к сожалению, к счастью, к несчастью, к радости)
Слова, выражающие оценку реальности (конечно, возможно, вероятно, очевидно, несомненно, наверное)
Слова, указывающие на источник сообщения (говорит, по-моему, по-твоему, по вашим словам, по сообщению)
Слова, указывающие на последовательность мыслей, их связь (во-первых, во-вторых, итак, наконец, следовательно)
Слова, употребляемые с целью привлечения внимания (видишь ли, простите, допустим, предположим)
Слова, указывающие на приемы и способ оформления мысли (словом, одним словом, иначе говоря, вообще, вернее, точнее, как говорится)
Слова, указывающие меру того, о чем говорится в сообщении (по крайней мере, самое большее)
Слова, выражающие экспрессивность (честно говоря, смешно сказать, по правде, по правде сказать, не в обиду будь сказано)
Слова, выражающие степень обычности того, о чем говорится (бывало, по обычаю, по обыкновению)

    1. Устный ответ у доски «Знаки препинания при вставных конструкциях»

Вставные конструкции – это словосочетания и целые предложения, которые содержат добавочные, попутные замечания, уточнения, поправки. Конструкции грамматически не связаны с предложением, расположены обычно в середине и в конце его.

Вставные конструкции выделяются скобками или тире.

А Каракатица (так по-настоящему называют госпожу К.) не спеша — ведь она была уверена, что добыча от неё не уйдёт! — бесшумно подплывала всё ближе. (Б.Заходер)

Слово учителя

2.5 Вводные конструкции в заданиях ЕГЭ-2013 (слайд №13)

А 22 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

В5 Простое осложнённое предложение

В8 Речь. Языковые средства выразительности

С1 Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации

    1. Коллективная работа «Повторение трудных случаев употребления вводных слов с опорой на схемы» (слайды № 14,15,16,17,18,19)

Трудности

1)Отличие вводных слов от служебных частей речи, а также от некоторых слов – членов предложения ;

2) Разграничение одних и тех же форм в роли вводных слов и в роли членов предложения

3) Определение синтаксической роли слов: однако, наконец, вообще, значит, точнее, собственно, вернее и др.

Пути их преодоления

  1. Запомните те слова, которые никогда не употребляются в роли вводных слов

  2. Определите синтаксическую роль слов

  3. Определите лексическое значение слова путём подбора синонима

Важно!
Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания

  • Якобы как раз

  • Словно к тому же

  • Даже по решению

  • Едва ли по представлению

  • Вдруг поэтому

  • Буквально вдобавок

  • Будто в конечном счёте

  • Ведь небось

  • Вряд ли как будто

  • Всё-таки

Отличие вводных слов (конструкций) от других слов в предложении

Члены предложения связаны между собой синтаксической связью, поэтому каждому из них можно поставить вопрос от другого члена предложения

Она кажется утомлённой

Вводные слова (конструкции) не являются членами предложения, поэтому к ним нельзя поставить вопрос, их можно опустить или перенести в другую часть предложения

Я, кажется, вас поняла

Слово «Однако»

Запятая не ставится — В начале предложения или во второй части ССП однако = но и не является вводным

Однако (=но) письмо он так и не получил

Запятая ставится — В середине или в конце предложения является вводным и выделяется запятыми.

Долго, однако, нам пришлось тебя ждать.

Ты опоздал, однако.

Слово «Значит»-

Запятая не ставится

Значит = «означает» или стоит между подлежащим и сказуемым

Твоё доброе отношение к моим детям значит для меня очень многое.

Запятая ставится

Значит – «стало быть», «следовательно»

Ты, значит, к поезду не успел?

Слово «Наконец»

Запятая не ставится Наконец = «под конец», «напоследок». Можно прибавить частицу – то

Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал и наконец (-то) дождался

Запятая ставитсяУказывает на связь мыслей и завершает собой перечисление. Наконец = «и ещё»

А.П.Чехов был драматургом, новеллистом и, наконец, образцом самовоспитания

Ш. Закрепление материала

Тестовая работа

  1. Тестовый тренинг (слайды № 20-31)

А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые ?

1.Их дружба (1) казалось (2) будет вечной.

Это место (3) казалось ему (4) наилучшим выражением русской природы.

1)1,2,3 2)1,2,4 3)1,2,3,4 4)1,2

2.Она мужественно отнеслась (1) к несчастью (2) постигшему семью.

К несчастью (3) начавшаяся метель задержала вылет самолёта.

1)1,2 2) 2 3)1,2,3 4) 2,3

3.Пособие следует отредактировать и (1) главным образом (2) дополнить новым материалом.

Между тем (3) солнце катилось к закату.

1)1,2 2)1, 2,3 3) 3 4) 2,3

4. Уже совсем стемнело, когда он выбрался (1) наконец (2) из тайги. Ребёнок к вечеру совсем выбился из сил: во-первых, уроки в школе, во-вторых, кружок по рисованию и (3) наконец (4) выполнение домашнего задания.

1)1,2 2)3,4 3) 1,2,3,4 4) 4

5. Вы (1) верно (2) перевели это стихотворение, без ошибок?

Вы (3) верно (4) переведены сюда из России?

1)1,2 2)3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,3

6. Есть люди, о которых говорят: «Это (1) несомненно (2) человек слова!» Значит (3) на такого человека можно положиться — он (4) как считают (5) выполнит свое обещание без напоминания.

1)1,2,4,5 2)1,2,3,4,5 3)3,4,5 4)1,2,3

7. Он шагал по гостиной, изящно встряхивая головой и (1) очевидно (2) что-то замышлял. Нигде, как на этих вечерах, не высказывался так (3) очевидно (4) градус политической температуры.

1) 2 2)2,4 3) 1,2 4) 1,2,3,4

8. Я уверен, что в сердце каждого человека (1) должно быть (2) что-либо незыблемое. Мы (3) однако (4) далеко не всегда чувствуем эту нравственную опору.

1) 1,2 2)1,2,3,4 3) 2,3,4 4),3,4

9. Слушателей изумила (1) правда (2) об их прошлом, так неожиданно услышанная. Однако (3) рассказчик заметил, что некоторых она (4) конечно (5) очень смутила.

1) 1, 2

2) 4, 5

3) 3

4) 1, 2, 3, 4, 5

10. Учитель (1) очевидно (2) был прекрасно образован и начитан. По мнению многих (3) его влияние на учеников было (4) очевидно.

1) 3, 4

2) 1, 2, 3

3) 1, 2, 3, 4

4) 1, 3, 4

Проверь себя

Ответ

1

4

2

4

3

1

4

2

5

2

6

2

7

3

8

4

9

2

10

2

Работа над сочинением. Проверяем!

IV. Работа с текстом (слайды №32,33,34)

Определите проблему, поднятую автором в тексте

(1)Зависть – это болезнь. (2)Сравнивая себя с другим человеком, мы заранее признаем свое поражение, ведь сильному человеку никогда не при придет в голову сравнивать себя со слабым. (3)На мой взгляд, для того чтобы быть совершенным, человеку достаточно быть собой.(4)Идя своей дорогой, не оглядываясь на успехи других, не примеривая себе одежды с чужого плеча, сравнивая свои успехи сегодня с теми, что были вчера, человек оказывается неподвластным этому горькому чувству. (5)Но, с другой стороны, можно чувство зависти сделать источником для своего личностного роста. (6)Видя, как другие успешно применяют свои способности и имеющиеся возможности, напрячь все свои силы, помериться силами с судьбой и прыгнуть выше головы – разумное занятие для достойного человека.

(Д. С. Лихачев)

— Напишите фрагмент сочинения, используя вводные слова

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем текста.

Считаю, на мой взгляд, думаю, по-моему, несомненно, как мне кажется и т.д.

Сформулируйте позицию автора.

По мнению автора, бесспорно,

надо полагать,

кроме того,

с одной стороны, с другой стороны и т.д.

Выскажите своё мнение по проблеме, поднятой Д.С. Лихачёвым. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Несомненно, конечно, например, допустим, вообще говоря, словом и т.д.

Чтение сочинений

V.Итоги урока. (Слайд №35)

1. Вводные конструкции в предложении имеют характер дополнительной (но не обязательной ) информации.

2. Вводные слова, словосочетания, предложения не являются членами предложения, не связаны грамматически с другими членами.

3. Вводные конструкции обособляются паузами, запятыми, тире, скобками.

4. Для вводных слов характерно быстрое произнесение

VI. Домашнее задание (слайд № 36)

1.Повторить на странице 93 – 97 теоретический материал по теме «Вводные слова и предложения» (сборник Н.А.Сениной).

2. Выполнить тестовые задания:

286 — №299

Выделительные знаки препинания при вводных слова,

. Конспект урока

Тема: Выделительные знаки препинания при вводных слова,

вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

Цель: сформировать умение выделять на письме вводные слова,

вводные сочетания слов и вводные предложения

Задачи:

-образовательная: закрепить умение находить вводные слова , вводные сочетания слов и вводные предложения в тексте, правильно ставить знаки препинания;

-развивающая: развивать умение находить в художественном тексте вводные конструкции, выделять устно с помощью интонации, на письме – знаками препинания; развивать устную и письменную речь учащихся;

-воспитывающая: воспитывать интерес к художественной литературе, к слову.

Тип урока: комбинированный.

Методы: репродуктивный, наглядный, словесный, практический, поисковый.

Формы: самостоятельная работа, беседа, рассказ, работа со словарем, индивидуальная и групповая работа.

Оборудование

: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, таблица, толковый словарь. Презентация в Power Point

Ход урока:

I. Орг. момент (оформление классной работы).

II. Синтаксическая разминка ( слайд №1-2)

III. ловарно – лексическая работа

— Чтобы идти в ногу со временем, быть человеком образованным, нужно много читать, уметь извлекать нужную и полезную информацию. Какова этимология и лексическое значение слов информация, информировать?(слайд №3)

IV. Проверка домашнего задания:

1) Один ученик работает у компьютера (выполняет тест).

2) Беседа по вопросам:

— Расскажите, какие слова называются вводными.

— Какие значения могут иметь вводные слова?

— Примеры приведите из домашних упражнений.

V. Тренировочные упражнения

1) Задача:

Записывая предложение под диктовку, ученик расставил знаки препинания следующим образом: Вдалеке, видно, озеро. Правильно ли выполнена работа? Докажите.

2) Выпишите предложения с вводными словами, укажите их значение ( слайд №4)

VI. Новый материал и закрепляющие упражнения

1) Упр.372

2) Итак, продолжаем работу с вводными конструкциями.

Прослушайте текст из журнала «Наука и жизнь» (при чтении определяем значение вводных конструкций)

Для чего люди читают? Очевидно, можно выделить три причины, побуждающие людей к чтению. Во – первых, они читают для овладения какой – нибудь специальностью. Во – вторых, читают, чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному. Наконец, мы читаем, чтобы получить информацию об окружающем нас мире.

Правда, может быть есть и ещё одна причина- «убить время». К сожалению, есть ещё люди, которые не знают, куда себя деть. Таким образом, чтение может приносить огромную пользу, но может и не оставить заметного следа в уме и сердце человека. Всё дело в умении читать.

(Очевидно – различная степень уверенности; во-первых, во-вторых, наконец – порядок мыслей и их связь; к сожалению – различные чувства; таким образом – замечания о способах оформления мыслей).

— Выпишите то предложение, которое соответствует вашему представлению “Для чего люди читают? Постройте предложение таким образом:

Люди читают, я думаю, чтобы…

(чтобы овладеть какой-нибудь специальностью; чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному; чтобы получить информацию об окружающем нас мире; чтобы “убить время”).

— Таким образом, мы записали предложение на новую тему. Наряду с вводными словами выражать свои чувства помогут нам и вводные предложения.

Назовите вводное предложение. По значению к какому вводному слову оно близко? (по-моему – источник сообщения).

— Обратите внимание, что вводное предложение, также как и вводные слова, на письме выделяются запятыми, а при произнесении интонацией.

(Читаем вслух еще раз с учетом правила)

Прочитайте теоретический материал учебника и найдите синтаксические конструкции с вводными предложениями.

Информация учителя: вводные предложения по своей структуре бывают двусоставные (я знаю, как сообщают газеты), односоставные неопределённо-личные (как мне пишут, говорили о нём), безличные (как мне казалось, можно полагать).

— Используя данные вводные предложения выполните следующее задание (слайд №5)

VII. Итог урока. Выставление оценок.

— Сегодня на уроке мы познакомились с понятием «вводные предложения», с особенностями постановки знаков препинания при них.

А также с помощью КНИГИ, извлекая полезную информацию, постигли непреложные истины.

Закончить урок я хотела бы словами народного артиста России А.Баталова: «…И всё – таки именно книга – единственный верный источник, сохраняющий и передающий тайну и мудрость жизни. Никакие другие виды информации не заменят и не отменят её» (слайд №6)

— В тетради запишем эту мысль с помощью вводного предложения:

Именно книга, как утверждал А.Баталов, единственный верный источник, сохраняющий и передающий тайну и мудрость жизни.

— Пусть каждый из вас любит книгу.

VIII. Домашнее задание. Записать 3-4 цитаты о книге, употребив в них вводные конструкции.

Презентация№2

Знаки препинания при вводных словах и предложениях — Студопедия.Нет

Вводные слова, словосочетания выделяются запя­тыми Праздник, конечно, будет ярким.
Между рядом стоящими вводными сло­вами ставится запятая Правда, по мнению твоего друга, ты вёл себя не лучшим образом.
Если вводное сочетание представляет собой неполную конструкцию, то вме­сто одной запятой ставится тире По сведениям разведчиков, враги засе­ли в местечке, по моим же — движут­ся в нашу сторону.
Если вводное слово словом (одним словом) стоит после однородных чле­нов перед обобщающим, то перед ним ставится тире, а после него — запятая Альпинизм, горные лыжи, плавание, теннис — словом, его привлекало очень многое.
Между сочинительным союзом и ввод­ным словом ставится запятая, если вводное слово можно опустить. Если это невозможно, то запятая не ставится. И, кстати, мной уже приготовлен ужин. Не год, а, может быть, десять лет прожил Иван Георгиевич за одну ночь. Начались первые заморозки, а следо­вательно, речи о сплаве по реке уже не велись.
Запятыми выделяются вводные предложения в следующих случаях: Если они безличные или неопределённо-личные: Пропавший отряд, мне кажется, нужно искать на другом склоне горы.
Если они личные нераспространённые предложения Дождь, я думаю, скоро закончится.
Если начинаются союзами или союзными словами:   Я пришёл в такое волнение, в такой азарт, как говорил Евсеич, что у меня дрожали руки и ноги.

 

Обратите внимание! Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосоче­тания: якобы, словно, даже, едва ли, вдруг, буквально, будто, ведь, вряд ли, все-таки, как раз, к тому же, по решению, по представлению, поэто­му, вдобавок, в конечном счете, небось, как будто

Слово однако если оно стоит в середине или в конце предложения является вводным и выделяется запятыми. В начале предложения оно имеет значение союза но и не является вводным: Долго, однако, нам пришлось тебя ждать. Ты опоздал, однако. Однако (=но) письмо он так и не получил.
Слово наконец является вводным и выделяется запятыми, если указывает на связь мыслей и завершает собой перечисление и его можно заменить выражением «и ещё»: А.П. Чехов был драматургом, новеллистом и, наконец, образцом са­мовоспитания. Слово наконец не является вводным и не выделяется запятыми, если употребляется в значении «под конец», «напоследок», «в результате все­го». В подобных случаях к слову наконец можно прибавить частицу -то: Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал и наконец дож­дался. (Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал и наконец-то дождался).
Слово вообще является вводным и выделяется запятыми, если упот­ребляется в значении «вообще говоря»: Вообще, мне хотелось бы услышать эту историю из твоих уст. Если вообще имеет значения «в общем», «всегда», «совсем», «в це­лом», «ни при каких условиях», «во всех отношениях», то оно не выделя­ется: Ты меня вообще не жди. От приглашения твоего я вообще отказал­ся. За подобные поступки он вообще наказывал строго.
Слово значит является вводным и выделяется запятыми, если его можно заменить словами «стало быть», «следовательно»: Над уроками ты сидишь редко, значит, вряд ли следует ждать хо­роших результатов. Ты, значит, к поезду не успел? Если значит заменить словом означает или оно стоит между подле­жащим и сказуемым, то оно не выделяется запятыми: Твоё доброе отношение к моим детям значит для меня очень многое. Отвечать грубо — значит показывать свою невоспитанность.
Слова собственно, точнее, скорее, вернее являются вводными, если после них можно поставить слово говоря: Что, собственно, тебе от меня нужно? Это, точнее, было в конце прошлого столетия.

 

Отличие вводных слов от членов предложения

Часто вводными словами или членами предложения могут выступать одни и те же слова (см. таблицу).

Необходимо помнить, что в некоторых случаях вводные слова можно опустить, и смысл предложения не изме­нится: Бобрята, верно, решили, что они в полной безопасности — вводное слово верно можно опустить.

Она поступила верно — в данном случае слово верно опустить нельзя; вводные слова можно заменить другими, близкими по значению: Бобрята, верно (очевидно, вероятно, наверное), решили, что они в полной безопасности. Она поступила верно (т.е. правильно).

Вводные слова Члены предложения
1. Оказалось, Анахарео прилетела сюда со своих золотых россыпей на самолёте. {Оказалось — односоставное безлич­ное вводное предложение.) 1. Так оказалось, что направление было взято неверное, и Серая Сова решил вер­нуться назад, к ручью. В свете предстоя­щей новой жизни всё это оказалось про­сто жизненными мелочами. {Оказалось — что сделало? — это сказуемое.)
2. К счастью, нашёлся один француз, который разрешил раскинуть лагерь на своей собственной земле. (К сча­стью — вводное слово, выражающее чувство говорящего, в данном слу­чае — счастье.) 2. К счастью для всех участников этого  дела, они ушли часа на два раньше прихо­да Серой Совы и теперь находились где-нибудь в безопасности, дома. (К счастью — как? — обстоятельство образа действия.)
3. К сожалению, сова от большой важности казалась вроде как дохлой. (К сожалению — вводное слово, вы­ражающее чувство говорящего, в данном случае — сожаление.) 3. К сожалению об утраченном времени, добавилась тревога за бобров. (К сожале­нию — к чему? — дополнение.)
4. Напротив, бобры Серой Совы показались торговцу превосходными и произвели на него сильное впечат­ление. (Напротив — вводное слово, указывающее на связь мыслей.) 4. Напротив бобровой хатки они вытащи­ли пять капканов. (Напротив (хатки) — в данном случае это производный предлог.)
5. Без бобра, казалось, исчезал вся­кий смысл в природе. (Казалось — односоставное безличное вводное предложение.) 5. Странникам леса казалось, что они теперь навеки отрезали себя от родины и друзей. (Казалось — что делало? —  это сказуемое.)
6. Бобры, видно, были в прекрасном расположении духа. (Видно — ввод­ное слово, указывающее на степень уверенности; в данном случае — предположение.) 6. Было видно, как бобры, играя, плескались в воде. (Видно — сказуемое в безличном предложении.)
7. Правда, и радости эти несмышле­ныши доставляли немало. (Правда — вводное слово, выражающее уверен­ность.) 7. Правда звучала в каждом её слове. (Правда — что? — подлежащее.)
8. Он, видимо, не ожидал меня. (Ви­димо — вводное слово, указывающее на предположение.) 8. Здоровье матери видимо улучшалось. (Видимо — то есть зримо, очевидно для окружающих; улучшалось — как? — видимо — это обстоятельство.)
9. Многое вам, может быть, будет неприятно. (Может быть — ввод­ное слово, указывающее на предпо­ложение.) 9. Самый близкий человек может быть страшным и чужим.  (Может быть — часть составного именного сказуемого.)

 

Характеристика лексики

Синонимы – слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.

Антонимы— слова, противоположные по лексическому значению.

Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению.

(омоформы, омофоны, омографы)

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

 

Слова с точки зрения количества значений

Однозначные

Многозначные

  Прямое значение

Переносное значение

    По сходству Метафора Глазное яблоко, лампочка горит, хвост поезда По смежности Метонимия Внимательная аудитория, праздничный стол, съел две тарелки По целому или части Синекдоха Студент нынче не тот пошел

 

Лексика с точки зрения происхождения

Исконно русская Мать, видеть, дерево, вдруг, ласковый, уметь Заимствованная Квартира, барабан, каникулы, режиссер, кекс

 

Лексика с точки зрения употребления

Общеупотребительная

Ограниченная в употреблении

  Диалектизмы Курень, кочет, гутарить, инда Жаргонизмы Предки, общага, потрясно, ямщик Профессионализмы, Проф. жаргонизмы Кегль, пленэр, аська, бродилка, Просторечная лексика Просадить деньги, ихний, сбрендить

 

 

Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса

Лексика активного запаса Повседневно используемые слова, значение которых понятно всем говорящим на русском языке

Лексика пассивного запаса

Не всегда понятны носителям языка: либо устарели, либо ещё не стали достаточно известными

 

устаревшая

Новая (неологизмы)

  Историзмы Вышли из употребления, как и обозначаемые ими предметы и явления: камзол, боярин, рекрут Архаизмы Заменились более современными синонимами: злато, длань, сиречь Общеязыковые (появились для обозначения новых понятий) СМИ, диск Индивидуальные (авторские) глаза звездились
     

 

 

Лексика с точки зрения стилистической окраски

Нейтральная Институт, общество, дом, книга Книжная Дерзновенный, сподвижник, созидательность Разговорная Домик, жадина, глубинка, вкуснятина

 

Типы и стили речи

  О чем говорится в тексте Строение (композиция) Типичные языковые особенности
Повествование   Много кадров фотопленки (сколько действий) Рассказ о событиях, происшествиях, действиях (что происходит?) Завязка Развитие действий Кульминация развязка · Ведущая часть речи – глагол (чаще совершенного вида), обозначающий динамику. · Последовательность событий, частотны наречия места и времени. · Синтаксис индивидуален (используются все типы предложений) и зависит от стиля речи и стиля автора.
Описание Один кадр фотопленки Изображение какого-либо явления действительности Портрет (описание человека или его состояния) Пейзаж (описание природы, состояние среды) Интерьер (описание внутреннего пространства помещения) Перечисление общего и частных признаков, впечатление о ком-либо или о чем-либо, возможен вывод · Ведущие части речи – существительные и прилагательные; глаголы как правило несовершенного вида, позволяющие передать статичность, вневременность описания. · Передается чаще всего простыми предложениями; частотны назывные и неполные предложения. · Характерна однотипность средств и композиции в целом.
Рассуждение Нельзя сфотографировать Размышления о том, почему произошло что-либо, почему человек поступает именно так, почему автор так считает, что из этого следует; подтверждение какой-либо мысли; причины и следствия событий, явлений, поступков людей. Тезис (основная мысль) Аргументы (доказательства) выводы · Частотна абстрактная лексика. · Частотны вводные слова, производные предлоги и составные союзы. · Более сложный синтаксис, · Наличие обособленных оборотов, вставных конструкций, сложноподчиненных предложений

Основные особенности публицистического стиля:

1. Сфера употребления публицистического стиля: общественно­-экономические, политические, культурные отношения; используется в га­зетах, журналах.

2. Задача речи: информирование, передача общественно значимой ин­формации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убежде­нием его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побужде­нием его к определенным поступкам, действиям.

3. Стилевые черты. Для публицистического стиля характерны логич­ность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страст­ность, общедоступность.

4. Языковые средства:

а) общественно-политическая лексика;

б) эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фра­зеологизмы, термины в переносном значении;

в) побудительные и вопросительные предложения;

г) риторические вопросы;

д) распространенные обращения;

е) вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные син­таксические конструкции.

5. Жанры публицистики: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступлении по радио, телеви­дению, на собрании, доклад.

 

Упражнения и тест по вводным словам и обращениям

1. В приведенных ниже предложениях расставлены все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Проводник рассердился, (1) повернулся и быстро пошёл по тропе обратно. Задерживать его теперь было, (2) конечно, (3) бесполезно.

2. В приведенном ниже предложении расставлены все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Напуганный двумя дурными,(1) по его мнению,(2) предзнаменованиями, (3) наш проводник отказался идти дальше.

3. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции:

Казалось(1) тишина(2) и покой(3) царствовали на земле.

4. Найдите предложения, в которых есть вводные конструкции (знаки препинания не расставлены):

1) Мне кажется что скоро пойдет снег. 2) Кажется скоро пойдет снег. 3) Может быть мы больше не увидимся. г) Иногда в природе может быть очень тихо.

5. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

На дворе не было (1) видно (2) ни зги.

Видно (3) еще письмо не дошло по адресу.

1) 3

2) 1,2,3

3) 1,2

6. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Поезд мчал меня (1) к счастью.

Станция (2) к счастью (3) была недалеко.

1) 1,2,3

2) 2,3

3) 1

7.На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Очевидно (1) сторож укрылся от непогоды и теперь спал где-нибудь.

Впрочем (2) писательство имеет и свои хорошие стороны.

Это все (3) очевидно.

1) 1,2,3

2) 1,2

3) 1,3

8. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

К несчастью его (1) никто (2) конечно (3) не остался равнодушным. К несчастью (4) проливные дожди продолжали затапливать поле.

1) 2,3,4

2) 1,2,3,4

3) 1,4

9. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Матвей Лезинский (1) разумеется (2) не знал еще (3) к своему несчастью (4) местных обычаев. Я (5) вряд ли (6) успею вернуться.

1) 1,2,3,4

2) 1,2,3,4,5,6

3) 3,4,5,6

10. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

По всей видимости (1) случилось что-то из ряда вон выходящее.

Видимо (2) проект не отвечает всем современным требованиям.

Видимо-невидимо (3) собралось народу.

1) 1,2,3

2) 1,2

3) 2,3

11. Укажите, чем осложнено данное предложение (знаки препинания не расставлены): С одной стороны это был человек очень добрый с другой – вспыльчивый и резкий.

1) обращением; 2) вводными словами; 3) вводными предложениями; 4) вставной конструкцией.

1. Выпишите номера предложений, в которых есть обращение (знаки препинания не расставлены)

1. Широко ты Русь по лицу земли в красе царственной развернулась.

2. Родина многих выдающихся открытий Россия.

3. Люблю твою Россия старину.

4. Дни весны долгожданны, но коротки.

2. Укажите номера правильных вариантов. В этих предложениях вводное слово обозначает различные чувства.

1. Из всех певчих птиц, пожалуй, самая близкая к человеку птица — скворец.

2. Может, вместо зимы на полях лебеди сели на луг?

3. К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про нее свой толк всё к худшему клонит.

4. К счастью, погода была тихая, а пруд словно заснул.

3. Выпишите номера предложений, в которых слово видно будет вводным словом (знаки препинания не расставлены).

1. Из предыдущей главы уже видно, в чем состоял главный предмет его вкуса и склонностей.

2. Видно было, как всё сильнее росло её удивление.

3. И вдали за рекой видно за опушкой, сонный сторож стучит мертвой колотушкой.

4. Предположения и соображения, блуждавшие по её лицу, видно были очень приятны.

4. Среди предложений 8-12 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

(8) Мы направились на шум прибоя. (9) Но наши приключения не закончились. (10) Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. (11) Один раз наш соратник чуть было не сорвался. (12) К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели.

5. В приведенных ниже предложениях расставлены все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, (1) но, (2) к величайшей нашей досаде, (3) совсем потеряли тропу и не могли её найти.

6. В приведенном ниже предложении расставлены все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Это, (1) по всей вероятности, (2) нам удалось бы, (3) но один из путников решил над ним подтрунить.

7. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции:

Говорят(1) что (2)завтра(3) погода изменится.

8. Укажите предложение с вводным словом (знаки препинания не расставлены):

1) Я верю тебе дядя. 2) Тимур Тебя ищет твой дядя. 3) Правда утром он сделал ошибку. 4) Ему ли карлику тягаться с исполином?

9. Найдите предложения, в которых есть вводное предложение:

1) Печорин, я уже, кажется, говорил, страстно любил охоту. 2) Ты, сказывают, петь великий мастерище. 3) Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы. г) Я, к сожалению, должен прибавить, что в этом же году Павла не стало.

10. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Наш сосед (1) должно быть (2) заболел. Строительство к осени (3) должно быть (4) закончено.

1) 1,2,3,4

2) 1,2

3) 3,4

11. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Эта маленькая птичка с большой головой и большим клювом (1) казалось (2) дремала. Сквозь тучи на небе неясно просвечивало солнце, и это (3) казалось (4) мне хорошим знаком.

1) 1,2,3,4

2) 1,2

3) 3,4

12. В каком предложении (-ях) должна быть одна запятая?

1) Ты письмо мое милый не комкай…

2) Здравствуй тяжкая работа.

3) О муза ты была мне другом!

4) Нет дорогой ты не прав!

13. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Очевидно (1) все уехали в город за покупками. Я видел счастливого человека (2) заветная мечта которого осуществлялась так (3) очевидно.

1) 1,2,3

2) 1

3) 2,3

4) 1,2

14. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Я (1) возможно (2) уеду на этой неделе. Я думаю, что это (3) возможно.

1) 1,2,3 1,2

2) 1,2

3) 3

4) 2,3

15. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Кстати (1) он сам (2) видимо (3) не знал о случившемся.

Все, что мы принесли оказалось (4) кстати.

1) 1,4

2) 2,3

3) 1,2,3

4) 1,2,3,4

16. Выпишите номера предложений, в которых подчеркнутые сочетания являются вставными конструкциями (знаки препинания не расставлены)

1. Его интересовало всё и разборка и чистка оружия и рассказы из военной жизни.

2. Мне я вам прямо скажу нянчиться с вами некогда.

3. Мы переночевали в избе у мальчика его звали Лёнька Зуев выкурили по папиросе и легли спать.

4. Пушкин это великий русский поэт.

17. Укажите, чем осложнено данное предложение (знаки препинания не расставлены): Две фигуры в темных платьях они прежде были в светлых стояли над чем-то:

1) обращением; 2) вводным словом; 3) вводным предложением; 4) вставной конструкцией.

18. Найдите предложения, содержащие вставные конструкции (знаки препинания не расставлены):

1) Вы я думаю привыкли к этим великолепным картинам.

2) Весь месяц за исключением нескольких дней стояла тридцатиградусная жара.

3) Владимир Сергеевич так звали молодого человека в пальто с недоумением посмотрел и торопливым шепотом заговорил.

4) Часто приходилось общаться жестами чужого языка я просто не знал и многие принимали меня за немого.

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Знаки препинания при вводных словах»

Северо-Казахстанская область

Район имени Габита Мусрепова

КГУ «Чистопольская средняя школа»

Урок русского языка

в 8 классе

Тема: «Знаки препинания при вводных словах»

Учитель русского языка и литературы:

Стрекозина Татьяна Алексеевна

2015 г.

Тема урока: Знаки препинания при вводных словах

Цель: обобщение изученного о вводных словах и о знаках препинания в предложениях с вводными словами.

Задачи: 1)закрепить умение находить в предложении вводные слова и определять их значение; 2) совершенствовать пунктуационный навык обособления на письме вводных слов, умение производить синтаксический разбор предложений, осложнённых вводными словами; 3) воспитывать любовь к музыке, стремление применять полученные знания на практике.

Эпиграф урока:

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся.

Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, её слушать.

Благодаря музыке вы, бесспорно, найдёте в себе новые,

неведомые вам прежде силы.

Д.Шостакович

Ход урока

  1. Оргмомент, приветствие.

  2. Опрос «Мягкая посадка»: учитель задаёт вопросы по теме, тот, кто отвечает, садится. Учащиеся, не сумевшие ответить на заданный им вопрос, садятся, получив карточку для индивидуальной работы.

Вопросы для устного опроса:

*Какие слова называются вводными?

*Какое место в предложении они могут занимать?

*Что общего между вводными словами и обращениями?

*Как вводные слова выделяются на письме?

*Какие группы вводных слов по значению вы знаете?

*Назовите вводные слова, обозначающие большую степень уверенности.

*Какие слова обозначают меньшую степень уверенности?

*Перечислите вводные слова, обозначающие различные чувства.

*Что обозначают вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, наконец, таким образом?

*Укажите значение вводных слов: одним словом, короче говоря, кстати сказать.

Карточка для индивидуальной работы

Задание: списать предложения, найти и графически обозначить вводные слова, расставить запятые, вставить пропущенные буквы.

  1. Наст…ящая музыка безусловно способна выражать только гуманные чу…ства.

  2. Музыка по моему мнению захватыва…т сильнее, чем живопись потому что она разумеется больше сбл…жает человека с человеком.

  3. К счастью музыка способна заглушить самую большую печ…ль.

Учащиеся, ответившие на вопросы учителя, производят синтаксический разбор предложения (один ученик выполняет разбор на доске):

Музыка, как известно, воздействует на этическую сторону души, и, значит, она способна воспитывать молодёжь. (Повеств., невоскл., сложное, союзное, ССП с соединит. союзом: 1) двусост., распростр., осложнено вводным словом; 2) двусост., распростр., осложнено вводным словом)

  1. Закрепление изученного о вводных словах, их значении и пунктуации (тренировочные упражнения)

Учитель: Какой лексической теме посвящён наш урок? Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы поняли слова великого композитора? Найдите в этом высказывании вводные слова. Каково их значение? Как они выделяются при чтении? А на письме?

  1. Творческий диктант: вставьте в текст подходящие по значению вводные слова. Определите эти значения. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки (тексты распечатаны для каждого ученика).

______________ ни одно другое иску…тво так настойчиво не вт…ргает(?)ся в жизнь человека, как музыка. (Не)устанный труд увлеч…нные занятия большие мысли и глубокие чу…ства — _________ всё, чем живёт человек, нашло отр…жение в музыке. ______________ для композитора (не)обходима боль познания чужих бед. Музыка _________________ делает человека добрее бл…городнее красивее. __________________ есть люди, которых хорошая музыка (н…)как и (н…)чем (не)увлекает и (не)волнует. Главным в музыке _______________ всегда остаёт(?)ся человек его мысли его чу…ства его отн…шение к миру.

Слова для справок: пожалуй, одним словом, по мнению Чайковского, без сомнения, к сожалению, конечно же.

Дифференцированное задание: 1 группа (сильные) – обозначить графически грамматические основы во 2-ом и в 4-ом предложениях. 2 группа (слабые) – графически обозначить все вводные слова.

Учитель: Как вы поняли значение третьего предложения? Согласны ли вы с мнением, что музыка делает человека добрее, благороднее, красивее?

  1. Упражнение на отличие вводных слов от слов, являющихся членами предложения: «Цифровой диктант» с последующей взаимопроверкой по ключу.

Вводные слова

Члены предложения

Предложения для графического диктанта:

1.К несчастью музыканта никто не остался раводушным.

2. К несчастью, далеко не все люди способны понимать музыку.

3. Я, верно, смогу достать билеты в филармонию, по крайней мере, постараюсь.

4. Я верно записал в нотной тетради заданный мне отрывок из музыкальной пьесы.

5. Объявление о предстоящем концерте действительно до конца месяца.

6. Действительно, музыка оказывает на человека благотворное влияние.

7. Эта музыкальная пьеса кажется мне очень оригинальной и интересной.

8. Слушателям, кажется, очень понравилось исполнение скрипача.

9. Оркестр, может быть, уже в следующем месяце отправится в гастрольный тур.

10. Это произведение вполне может быть исполнено на аккордеоне.

11. К счастью и радости слушателей добавился восторг.

12. Мы, к счастью, ещё не раз сможем насладиться этой музыкальной композицией.

Ключ к цифровому диктанту:

Вводные слова

Члены предложения

2, 3, 6, 8, 9, 12

1, 4, 5, 7, 10, 11

  1. Проверочная работа (тесты) с последующей самопроверкой по ключу.

1.Укажите предложение с вводным словом:

А. Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.

Б. Я, может, никогда бы не вступил на путь искусства, если бы в детстве не полюбил музыку.

В. Музыка может исцелять души людей, она делает их сильными и мудрыми.

Г. Песня, песня, что ты можешь сделать с сердцем человека!

2.Укажите количество запятых в предложении:

Я желал бы всеми силами своей души чтобы музыка моя распространялась чтобы увеличивалось число людей любящих её находящих в ней подпору и утешение. (П.И.Чайковский)

А. 2

Б. 3

В. 4

Г. 5

3.Найдите предложение с вводным словом, имеющим значение «источник высказывания»:

А. По мнению Бетховена, музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств.

Б. Музыка, бесспорно, — могучий источник мысли.

В. Таким образом, музыка – это разум, воплощённый в прекрасных звуках.

Г. Итак, без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.

4. Определите, на месте каких цифр необходимо поставить запятые в предложении

Музыка (1) без сомнения (2) воодушевляет весь мир (3) снабжает душу крыльями (4) и (5) конечно (6) способствует полёту воображения (7) делая человека счастливым.

А. 1,2,3,4,5,6,7

Б. 2,4,5,6

В. 1,2,3,6,7

Г. 1,2,3,5,6,7

5. Укажите, чем осложнено предложение (знаки препинания не расставлены):

Друзья мои по моему глубокому убеждению никогда не следует считать потерянным время посвящённое концерту.

А. Обращением и вводным словом.

Б. Обращением, вводным словом, обособленным определением.

В. Вводным словом и однородными членами предложения.

Г. Обращением, вводным словом и обособленным обстоятельством.

Ключ к тестам: 1. Б, 2. В, 3. А, 4. Г, 5. Б.

5.Заключительное слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке мы не просто повторили тему «Вводные слова», не просто учились находить их и ставить знаки препинания, но и прикоснулись, пусть только немного, к великому искусству – музыке. Я хочу прочитать стихотворение известного вам уже поэта Константина Бальмонта «Музыка», и пусть оно ещё хоть чуть-чуть приблизит вас к этому величайшему творению человечества – музыкальному искусству.

Когда и правая, и левая рука
Чрез волшебство поют на клавишах двухцветных,
И звездною росой обрызгана тоска,
И колокольчики журчат в мечтах рассветных,—

Тогда священна ты,— ты не одна из нас,
А ты, как солнца луч в движении тумана,
И голос сердца ты, и листьев ты рассказ,
И в роще дремлющей идущая Диана.

Всего острей поет в тебе одна струна—
Чрез грезу Шумана и зыбкий стон Шопена.
Безумие луны! И вся ты—как луна,
Когда вскипит волна, но падает, как пена.

6.Оценивание работы учащихся на уроке.

7.Домашнее задание: 1 группа – написать сочинение-миниатюру «Под звуки музыки…». 2 группа: найти в интернете 4 высказывания известных людей о музыке, списать их, добавив подходящие по смыслу вводные слова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *