Знаки препинания в простом предложении
Знаки препинания при обособленных членах предложения (определениях, обстоятельствах).
Определение – это второстепенный член предложениях, который отвечает на вопрос какой? чей?
Помни! На эти вопросы отвечают ДВЕ части речи:
- причастие
- прилагательное.
Правило.
Определение в зависимости от позиции и слова, от которого оно зависит, может выделяться запятыми.
Помни! Причастие и прилагательное может быть с зависимыми словами (то есть от причастия и прилагательного можно задать вопросы к другим словам)! Поэтому если ты выделяешь определение запятыми, то обособляй весь оборот (причастие или прилагательное + зависимые от них слова).
Различай!
В задании А20 представлены не все виды обстоятельств, а только те, которые могут на письме обособляться запятыми. К ним относятся:
- деепричастие и деепричастные обороты;
- конструкции несмотря на.., невзирая на…
Правило.
Деепричастие и деепричастный оборот ОБОСОБЛЯЮТСЯ С ДВУХ СТОРОН, НЕЗАВИСИМО ОТ ПОЗИЦИИ!
Алгоритм действий.
1. В предложении найти определения (вопрос какой?) и обстоятельства (что делая? что сделав?).
2. Определить, есть ли у определения и обстоятельства зависимые слова.
3. Выделить запятыми, если необходимо.
Подсказка. Цифры обычно стоят на возможной границе определений и обстоятельств.
Разбор задания.
https://5-ege.ru/znaki-v-prostom-predlozhenii/
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.
1) 1, 2
2) 1, 2, 3, 4
3) 3, 4
4) 1, 3
Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.
Находим в предложении определении и обстоятельства. В этом предложении обстоятельств нет, но есть три определения: нависшая, высокими, моросящими. У слова нависшая есть зависимые слова: нависшая над высокими вершинами тополей. Находим слова, к котором относятся определения: туча (какая?) нависшая, вершинами (какими?) высокими, дождиком (каким?) моросящим. Все определения зависят от существительного, но только одно стоит после него, поэтому его и выделяем запятыми с двух сторон, не забывая о зависимых от него словах:
Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала моросящим дождиком.
Потренируйся.
1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Старый штурман (1) перенесший на своем долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.
1) 1, 2, 3 2) 3, 4 3) 1, 3, 4 4) 1, 3
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.
1) 1, 2 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
С непривычки облака (1) отраженные в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4) похожими на материки.1) 1, 2 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 4
Ответы: 3, 4, 4.
Рекомендуем:
7.9 Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение)
Видеоурок: ЕГЭ по русскому языку. Знаки препинания
Лекция: Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение)
1. Обращение всегда обособляется запятыми либо восклицательным знаком (при воскл. интонации) О. бывает односложное либо распространенное. Примеры:
Пойдём гулять, Сашка! (нераспр.)
О лучезарная, луноликая, ясноглазая Шахеризада, расскажи сказку! (распр.)
NB! Междометие О, стоящее при О., не обособляется.
NB! Если в О. входят ты и вы, они запятыми не отделяются: Доброе утро, солнышко ты моё!NB! Частицы а либо да перед повторяющимися О. запятыми от них не отделяются: «Сашка, а Сашка, что это ты здесь делаешь?» — спросил Севка.
NB! При нескольких О. действует правило однородных членов: Мальчишки и девчонки, а также их родители, весёлые истории увидеть не хотите ли?NB! Когда О. разделено другими словами, выделяем каждую его часть: Сильнее, громкоголосая, пой для нас, птичка!
2. Вводные слова, конструкции и предложения при произнесении выделяют интонацией, на письме запятыми (реже скобками).
Пример: Таким образом, вражда между семействами после нелепых смертей Джульетты и Ромео прекратилась. В случае, когда вводные конструкции стоят сразу после с., их нужно отделять запятыми.Пример: Но, как всегда, на первое место по общекомандным баллам вышла команда нашей школы.
Иногда с. А входит в вводную конструкцию, тогда запятую не ставим.
Пример: Это собака, а может быть, корова?NB! Не могут быть вводными целый ряд слов: авось, ведь, вот, будто, словно, именно, едва ли и др.
Различайте вводные слова, конструкции и омонимичные им слова. Примеры:
Во-вторых, хочется немного вафель с ягодами клубники, ежевики и малины.
Во вторых строчках своего письма расскажу немного о том, как живёт Машенька.
3. Вставные конструкции – слово, с/ч либо предложения, уточняющие, дополняющую информацию, на письме выделяются запятыми, скобками и тире.
Все приглашённые (их было пятеро) сидели на балконе.
По представлениям приглашённых – и Наташи тоже – постановка будет увлекательной.
Когда внутри вставной конструкции должны быть знаки препинания, они остаются (даже? и! в конце):
Здесь – рот, глаза, дрожанье плеч (и разноцветных писем ворох, напоминающий – не сжечь!)
Если по условиям контекста нужны запятые между элементами основного предложения, эти запятые ставятся либо перед вторым тире, либо после вторых скобок. Примеры:
Пехота шла не рядами – на это не посмотрели на сей раз, – а по цепочке.
Крокодил (Нина чуть не наступила, подумав, что бревно!) отплыл к другому берегу.
4. Однородными членами предложения бывают и главные, и второстепенные. Примеры:
Однородные члены иногда выражаются словами разных частей речи. Пример:
В одном предложении нередко встречается не один ряд однородных членов. Примеры:
В последнем предложении Г. повторяется, чтобы показать длительность действия, но сказуемые не однородны.
Устойчивые сочетания с двойными союзами и…и, ни…ни тоже не однородные члены (и так и сяк, ни рыба ни мясо и др.), поэтому запятые не нужны. Пример: Сидел Иванушка ни жив ни мёртв.
Однородные члены связываются сочинительными союзами и интонацией либо только интонацией. Примеры:
Могут соединяться:
1) Соединительными союзами и, да=и, ни…ни. Пример:
2) Разделительными или, то…то, либо и др. Пример:
3) Противительными а, но, да=но и др. Пример: Мама объясняла тихо, но внятно.
NB! Определения однородны, если характеризуют предмет с одной стороны, объединены сочинительной связью и произносят их с перечислительной интонацией:
Во втором предложении не однородны, т.к. характеризуют столик с разных сторон, размер и материал, поэтому запятой не отделяем.
Двоеточие и тире. В предложениях с однородными членами могут встречаться обобщающие слова:
1) Обобщающее слово стоит перед однор., следовательно, нужно двоеточие. Пример:
2) Обобщающее слово стоит после однор., следовательно, нужно тире. Пример:
5. Второстепенные члены предложения могут выделяться интонацией по смыслу и называются тогда обособленными. Примеры:
*См. обособленные обстоятельства, обособленные определения.
6. Уточняющие члены предложения служат для конкретизации и пояснения других членов предложения. Уточняющий член и тот, который он уточняет, «работают» в одной синтаксической роли, отвечают на один вопрос, и к нему можно задать вопрос где именно, как именно? и др. Они обособляются запятыми.
Задание 15. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.
Справочная информация
Вспомни основную закономерность:
Запятая перед и ставится
|
Запятая перед и не ставится
|
Не путай:
В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном – две и более.
Рассмотрим основные случаи подробнее.
I. Пунктуация при однородных членах предложения
Запятая не нужна:
1) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом, например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их.
Схема: о, о и о
2) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару, например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их.
Схема: о и о
2) в устойчивых сочетаниях, например:
ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря
Запятая ставится:
1) между однородными членами, не связанными союзами, например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.
Схема: о, о, о, о, о (здесь и далее: о – однородный член)
2) между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.
Схема: о, о, о, но о
3) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами:
сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то) , например:
Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.
Схема: и о, и о, и о, и о, и о
4) перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др., например:
Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.
Схема: не только о, но и о, о, о, о
5) между парными однородными членами, связанными союзами и и или, например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.
Схема: о и о, о и о
II. Пунктуация в сложносочинённом предложении с союзом и
*Знаки препинания не ставятся:
1. Если есть общий член предложения, например:
Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.
(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)
2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:
К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.
(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)
3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:
Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3.
(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)
Примечание:
В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:
Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.
(есть общий член: осенью , но есть и повторяющийся союз: и… и…, поэтому запятая нужна)
К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.
(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли…, поэтому запятая нужна)
4. Если части сложносочинённого предложения являются:
- вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?
- побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!
- восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!
- назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.
- безличными предложениями, например: Жарко и душно. Холодно и дождливо.
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
А20. Знаки препинания в сложносочинённом предложении и в простом предложении с однородными членами. А25. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Тема: Подготовка к ЕГЭ
Урок: А20. Знаки препинания в сложносочинённом предложении и в простом предложении с однородными членами. А25. Знаки препинания в сложноподчинённом
Задание А20 проверяет умение определять необходимость постановки запятой в сложносочиненном предложении и в простом предложении с однородными членами.
1. Правила постановки запятой в сложносочиненном предложении и в простом предложении с однородными членами
Рассмотрим пример задания А20.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2. Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Мы видим, что для того, чтобы выполнить это задание, нужно понять, что именно соединяет союз И: однородные члены предложения или части сложносочиненного предложения. Поставить запятую – или не ставить ее. И найти ответ.
Прежде всего необходимо вспомнить, что если неповторяющийся союз И соединяет однородные члены предложения, то запятая перед ним не нужна.
Если же неповторяющийся союз И соединяет части сложносочиненного предложения, запятую ставить нужно.
Вместе с тем, если у двух частей сложносочиненного предложения есть общий второстепенный член, вводное слово или общее придаточное, запятая перед И не нужна.
Проанализируем примеры.
Решил он к нам приехать на несколько дней и о приезде своем известил телеграммой.
В коридорчике было совсем темно, и через узкую щель приотворенной двери виднелся только кусок стены над плитой.
В начале апреля уже шумели птицы и летали в саду желтые бабочки.
Иными словами, время уже истекло и надо было уходить.
Когда из-за туч вышла луна, все вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка.
В первом предложении союз И соединяет сказуемые – он что сделал? – решил приехать и известил. Неповторяющийся союз. Запятая не нужна.
Следующее предложение – сложносочиненное. Две части – было темно, кусок виднелся. Здесь нет общего второстепенного члена предложения, общего вводного слова, общего придаточного. Запятая нужна.
А вот в третьем предложении тоже две основы – птицы шумели, бабочки летали. Но есть общее обстоятельство – в начале апреля. Не нужна запятая.
В четвертом предложении есть общее вводное слово – иными словами. Запятая не нужна.
В последнем предложении есть общее придаточное предложение времени – когда из-за туч вышла луна. Запятая перед И не нужна.
Кроме того, запятая перед союзом И не ставится в следующих случаях (см. рис. 1):
Рис. 1. Запятая перед союзом И в сложносочиненном предложении не ставится
2. Разбор заданий типа А20
Теперь выполним задание из демоверсии 2013. Об этом задании уже шла речь вначале.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2. Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Прежде всего, найдем основы: их две.
М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
Значит, предложение сложное. Варианты ответа 1 и 4 не подходят. Теперь смотрим, нет ли здесь общего второстепенного члена. Может быть, дополнение – Ломоносовым? Нет. Это дополнение относится только к сказуемому – было намечено. Значит, ответ №3.
Выполним ещё одно задание типа А20.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Тем не менее, он быстро пришел в себя, взял принесенные мною два экземпляра договора, вынул перо, подписал, не читая почти, оба () и подпихнул мне оба экземпляра.
1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2. Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Прежде всего, найдем основы.
Тем не менее, он быстро пришел в себя, взял принесенные мною два экземпляра договора, вынул перо, подписал, не читая почти, оба () и подпихнул мне оба экземпляра.
Предложение длинное, но основа только одна: пришел в себя, взял, вынул, подписал, подпихнул – это однородные сказуемые. Значит, варианты 2 и 3 не подходят. Смотрим, повторяется ли союз И. Нет. И обособления никакого рядом нет. Значит, запятая не нужна. Ответ №1.
Список литературы
- Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.
- Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.
- Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Nsportal.ru (Источник).
- Evartist.narod.ru (Источник).
- Festival.1september.ru (Источник).
Домашнее задание
1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Рис. 2. Задание типа А20 (Источник)
2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Рис. 3. Задание типа А20 (Источник)
3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении
Рис. 4. Задание типа А20 (Источник)
4.* Используя полученные на уроке знания, составьте 4 задания типа А20, объясните ход их решения.
Методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме: Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Составитель Краснова Н.В.
2011 – 2012 учебный год
Запомни!
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
- Однородными членами могут быть любые члены предложения (и подлежащие, и сказуемые, и дополнения, и определения, и обстоятельства).
- Однородные члены предложения
- относятся к одному и тому же слову, от которого задаётся один и тот же вопрос ко всем однородным членам;
- являются одним и тем же членом предложения.
Запятая ставится:
1.При перечислении
… , , …
2.Перед союзами а, но
… , а …
… , но …
3.Перед повторяющимися союзами и, или
…и , и , и …
…или , или , или …
Запятая не ставится:
… и …
… да (=и) …
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
(Сложное предложение состоит из двух или более синтаксических основ. В сложном предложении ВСЕГДА ставится запятая.)
, . , НО .
, И . , а .
Простые и сложные предложения.
- Вспыхнет ёлка огнями а на верхушке засияет звезда.
- Дорожка заросла травой а по бокам её толпились ёлочки.
- Володя поднялся на гору но съехать не решился.
- В роще застрекотала сорока за болотом загукала выпь.
- Наступил день и мы отправились в путь.
- Наступило утро но рота из разведки не возвращалась.
- Охотники дошли до избушки осторожно постучали в дверь.
- На кочках сидела лягушка она смешно раздувала щёки.
- Сад был густой и ветвистый но яблок в нём не было.
- Солнце скрылось и ночной туман медленно поднимался с озера.
- Писатель приехал в Ялту и поселился у моря.
- Вдруг самолёт резко развернулся и понёсся к земле.
- Шуршали опавшие листья хрустели ветки под ногами.
- По кустам и деревьям распевали птицы.
- Лёгкий ветерок гонит торопит облака.
- Зима сначала освобождает землю от снега а затем ломает на реках лёд.
- Белочка свернулась в клубочек бельчонок прижался к ней.
- Сначала мы ехали на электричке а затем мы шли лесом на лыжах.
- Лёнька закинул подальше удочку и поплавок тут же ушёл под воду.
- Лев смотрел на собачку но не трогал её.
- Небо затянулось тучами начал накрапывать дождь.
- Самолёт набрал скорость и оторвался от земли.
- Мама попросила меня почистить картошку и я с удовольствием согласился.
- Снег засыпал все дороги и многие горожане опоздали на работу.
- Птенец подрос но из гнезда еще не вылетал.
- Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет.
- Буря промчалась и земля освежилась.
- Туча по небу идёт бочка по морю плывёт.
- В темнице там царевна тужит а бурый волк ей верно служит.
- К ним народ на встречу валит хор церковный бога хвалит.
- Белки песенки поёт да орешки всё грызёт.
- Гости князю поклонились вышли вон и в путь пустились.
- Мама уехала а мы с Мишкой решили рыбу половить.
- Нарезали мы хлеба намазали его вареньем и пошли на реку.
- Растопили мы плиту Мишка насыпал в кастрюлю крупы.
- Он насыпал полную кастрюлю крупы и воды налил до верху.
- Я за печкою смотрю а Мишка кашу варит.
- Вдруг крышка на кастрюле приподнялась и из-под неё каша полезла.
- Старик ловил неводом рыбу старуха пряла свою пряжу.
- Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово.
- Стал он кликать золотую рыбку приплыла к нему рыбка и спросила.
- За столом сидит она царицей служат ей бояре и дворяне.
- Воротился старик ко старухе рассказал ей великое чудо.
- Подбежали бояре и дворяне старика взашей затолкали.
- Мама налила в блюдце молока и котёнок с жадностью принялся лакать.
- На опушке стоял сгорбленный старичок с ружьём а за кочкой от него прятался зайчонок.
- Ручей то пузырился и пенился то тихо струился по равнине.
- Дама сдавала в багаж диван чемодан саквояж.
- С моря дул влажный но холодный ветер.
- Мы долго стучали в калитку но из дома так никто и не вышел.
- Воздух наполнился запахом печёного хлеба яблок и мёда.
- День клонился к вечеру и тени становились всё длиннее.
- Струна натянулась дрогнула и издала тонкий пронзительный звук.
- Бабушка подоила корову и она мирно щипала траву у калитки.
- Раздавались чьи-то голоса слышался шум машин.
- Яблоки налились соком и ветки под их тяжестью опустились до самой земли.
- На горизонте показался берег мы приближались к цели но вдруг поднялся ветер и море заволновалось.
- Появились сильные волны они захлёстывали лодку.
- Туча над нами быстро росла ветер крепчал.
- Гребцы налегли на вёсла но лодка шла плохо.
- Мы испугались но продолжили свой путь.
- Люди удвоили усилия и мы благополучно достигли берега.
- Солнце село сумрак опускался на землю.
- Костры трещали синий дым рассеивался в воздухе.
- После сенокоса мы поужинали и усталость стала отступать.
- Я лежал на берегу озера рядом бил родник а в осоке журчал ручеёк.
- Вдали стояли ивы над ними повисла луна.
- Надвигалась ночь и в небе загорались звёзды.
- Всюду распевали птицы. Весна началась внезапно а лето подкралось незаметно.
- Солнце высоко стояло в небе но на полях ещё блестела роса.
- По кустам и деревьям пробежал ветерок.
- Я остановился и оглянулся.
- Я читал книгу а кот дремал у меня в ногах.
- Охотник прицелился но заяц заметил его и мигом скрылся в чаще.
- И лошадь и собаки и путники остановились.
- Мороз студил землю ветер свистел над полем.
- Ветер не шумит птицы не щебечут.
- Мы едва тащились мокрый снег прилипал к колёсам и тормозил их.
- Волки подошли к стаду и притаились.
- Вспыхнули искры и дрова загорелись.
- В темноте сверкали далёкие маяки.
- Лисёнок испугался он попятился спрятался за куст.
- Засвистел ветер сгустились тучи и потемнело небо.
- Дрова лежали горкой на поляне и Витя иногда подкладывал их в костёр.
- Папа купил мяч и положил его в шкаф.
- Котята выбрались из коробки и затеяли игру.
- В аквариуме колышутся причудливые водоросли плавает рыбка с длинным хвостом.
- За рыбкой следит кот но она не боится его.
- На улице загорелись фонари смолкли звуки.
- В класс вошёл учитель за ним вошёл директор.
- Миша идёт по осеннему лесу а над его головой кружатся жёлтые листья.
- Солнце поднялось из-за облаков и яркий свет осветил верхушки деревьев.
- Саша упал на траву и долго лежал с закрытыми глазами.
- Ребята разожгли костёр и повесили над огнём котелок с водой.
- Играют волны ветер свищет и мачта гнётся и скрипит.
- На ветке сидели снегири они с опаской и нетерпением глядели на Олю.
- Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно.
- Дед всегда ходил за ёлкой в лес и брал с собой внука.
- Ванька свернул исписанный лист и вложил его в конверт.
- Письма опускаются в почтовые ящики а из ящиков развозятся по всей земле.
- На печи сидит дед и читает письмо кухаркам.
- Ваня крепко спал и ему снилась печка.
- Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом.
- Полежал снежок и растаял.
- Деревья горят жёлтыми багровыми оранжевыми огнями осени.
- Снег за ночь запорошил тропинки побелил крыши домов.
- Дождь смочил пашню и солнце нагрело её.
- Грачи скворцы жаворонки улетели на юг.
- За окном послышалась песня и где-то вдалеке отозвалась гармошка.
- Максим посмотрел на тёмное окно в нём отражался тусклый светильник.
- Медвежата возились в траве срывали ягоды с кустов малины.
- Кукушка вылетела из леса и села на верхушку ели.
- Я слушаю старинную музыку а перед глазами возникают картины детства.
- Озеро проснулось но цапля не выходила из своего укрытия.
- Прогремел выстрел и в камышах всполошились утки.
- Дремали лесные озёра и реки с пресной водой.