Знаки препинания простые предложения – Задание 15. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.

Содержание

Знаки препинания в простом предложении

Знаки препинания при обособленных членах предложения (определениях, обстоятельствах).

Определение – это второстепенный член предложениях, который отвечает на вопрос какой? чей?

Помни! На эти вопросы отвечают ДВЕ части речи:

  • причастие
  • прилагательное.

Правило.

Определение в зависимости от позиции и слова, от которого оно зависит, может выделяться запятыми.

Помни! Причастие и прилагательное может быть с зависимыми словами (то есть от причастия и прилагательного можно задать вопросы к другим словам)! Поэтому если ты выделяешь определение запятыми, то обособляй весь оборот (причастие или прилагательное + зависимые от них слова).

Различай!

знаки препинания в простом предложении

В задании А20 представлены не все виды обстоятельств, а только те, которые могут на письме обособляться запятыми. К ним относятся:

  • деепричастие и деепричастные обороты;
  • конструкции несмотря на.., невзирая на…

Правило.

Деепричастие и деепричастный оборот ОБОСОБЛЯЮТСЯ С ДВУХ СТОРОН, НЕЗАВИСИМО ОТ ПОЗИЦИИ!

знаки препинания в простом предложении с деепричастным оборотом

Алгоритм действий.

1. В предложении найти определения (вопрос какой?) и обстоятельства (что делая? что сделав?).

2. Определить, есть ли у определения и обстоятельства зависимые слова.

3. Выделить запятыми, если необходимо.

Подсказка. Цифры обычно стоят на возможной границе определений и обстоятельств.

Разбор задания.

https://5-ege.ru/znaki-v-prostom-predlozhenii/

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.

1) 1, 2

2) 1, 2, 3, 4

3) 3, 4

4) 1, 3

Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.

Находим в предложении определении и обстоятельства. В этом предложении обстоятельств нет, но есть три определения: нависшая, высокими, моросящими. У слова нависшая есть зависимые слова: нависшая над высокими вершинами тополей. Находим слова, к котором относятся определения: туча (какая?) нависшая, вершинами (какими?) высокими, дождиком (каким?) моросящим. Все определения зависят от существительного, но только одно стоит после него, поэтому его и выделяем запятыми с двух сторон, не забывая о зависимых от него словах:

Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала моросящим дождиком.

Потренируйся.

1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Старый штурман (1) перенесший на своем долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.

1) 1, 2, 3              2) 3, 4               3) 1, 3, 4                 4) 1, 3

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.

1) 1, 2                 2) 1, 4                  3) 2, 3, 4              4) 1, 2, 3, 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

С непривычки облака (1) отраженные в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4) похожими на материки.

1) 1, 2                 2) 2                      3) 3                       4) 1, 2, 4

Ответы: 3, 4, 4.

Рекомендуем:

7.9 Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение)

Видеоурок: ЕГЭ по русскому языку. Знаки препинания

Лекция: Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение)

1. Обращение всегда обособляется запятыми либо восклицательным знаком (при воскл. интонации) О. бывает односложное либо распространенное.

Примеры:

  • Пойдём гулять, Сашка! (нераспр.)

  • О лучезарная, луноликая, ясноглазая Шахеризада, расскажи сказку! (распр.)

NB!  Междометие О, стоящее при О., не обособляется.

NB!  Если в О. входят ты и вы, они запятыми не отделяются: Доброе утро, солнышко ты моё!

NB!  Частицы а либо да перед повторяющимися О. запятыми от них не отделяются: «Сашка, а Сашка, что это ты здесь делаешь?» - спросил Севка.

NB!  При нескольких О. действует правило однородных членов: Мальчишки и девчонки, а также их родители, весёлые истории увидеть не хотите ли?

NB!  Когда О. разделено другими словами, выделяем каждую его часть: Сильнее, громкоголосая, пой для нас, птичка!

2. Вводные слова, конструкции и предложения при произнесении выделяют интонацией, на письме запятыми (реже скобками). 


Пример: Таким образом, вражда между семействами после нелепых смертей Джульетты и Ромео прекратилась.

В случае, когда вводные конструкции стоят сразу после с., их нужно отделять запятыми.

Пример: Но, как всегда, на первое место по общекомандным баллам вышла команда нашей школы.

Иногда с. А входит в вводную конструкцию, тогда запятую не ставим.

Пример: Это собака, а может быть, корова?

NB! Не могут быть вводными  целый ряд слов: авось, ведь, вот, будто, словно, именно, едва ли и др.

Различайте вводные слова, конструкции и омонимичные им слова. Примеры:

  • Во-вторых, хочется немного вафель с ягодами клубники, ежевики и малины.

  • Во вторых строчках своего письма расскажу немного о том, как живёт Машенька. 

3. Вставные конструкции – слово, с/ч либо предложения, уточняющие, дополняющую информацию, на письме выделяются запятыми, скобками и тире. Примеры:

  • Все приглашённые (их было пятеро) сидели на балконе.

  • По представлениям приглашённых – и Наташи тоже – постановка будет увлекательной.

  • Когда внутри вставной конструкции должны быть знаки препинания, они остаются (даже? и! в конце):

  • Здесь – рот, глаза, дрожанье плеч (и разноцветных писем ворох, напоминающий – не сжечь!)

Если по условиям контекста нужны запятые между элементами основного предложения, эти запятые ставятся либо перед вторым тире, либо после вторых скобок. Примеры:

  • Пехота шла не рядами – на это не посмотрели на сей раз, – а по цепочке.

  • Крокодил (Нина чуть не наступила, подумав, что бревно!) отплыл к другому берегу.

4Однородными членами предложения бывают и главные, и второстепенные. Примеры:

Однородные члены иногда выражаются словами разных частей речи. Пример:

В одном предложении нередко встречается не один ряд однородных членов.

Примеры:

 

В последнем предложении Г. повторяется, чтобы показать длительность действия, но сказуемые не однородны.

Устойчивые сочетания с двойными союзами и…и, ни…ни тоже не однородные члены (и так и сяк, ни рыба ни мясо и др.), поэтому запятые не нужны. Пример: Сидел Иванушка ни жив ни мёртв.

Однородные члены связываются сочинительными союзами и интонацией либо только интонацией. Примеры:

Могут соединяться:


1) Соединительными союзами и, да=и, ни…ни. Пример:

2) Разделительными или, то…то, либо и др. Пример:

3) Противительными а, но, да=но и др. Пример: Мама объясняла тихо, но внятно.


NB! Определения однородны, если характеризуют предмет с одной стороны, объединены сочинительной связью и произносят их с перечислительной интонацией:

Во втором предложении не однородны, т.к. характеризуют столик с разных сторон, размер и материал, поэтому запятой не отделяем.

Двоеточие и тире. В предложениях с однородными членами могут встречаться обобщающие слова:

1) Обобщающее слово стоит перед однор., следовательно, нужно двоеточие. Пример:

2) Обобщающее слово стоит после однор., следовательно, нужно тире. Пример:

5. Второстепенные члены предложения могут выделяться интонацией по смыслу и называются тогда обособленными. Примеры:

 

*См. обособленные обстоятельства, обособленные определения.

6Уточняющие члены предложения служат для конкретизации и пояснения других членов предложения. Уточняющий член и тот, который он уточняет, «работают» в одной синтаксической роли, отвечают на один вопрос, и к нему можно задать вопрос где именно, как именно? и др. Они обособляются запятыми. Примеры:

Задание 15. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.

Справочная информация

Вспомни основную закономерность:

Запятая перед и ставится

  1. Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и разделяет простые предложения в его составе

    Стало холодно, и мы затопили печь.

    [ ], 
    и
     [ ]

Запятая перед и не ставится

  1. Простое предложение с однородными членами  и неповторяющимся союзом и

    Белые, красные и жёлтые розы цвели у крыльца.

    О, О и О.
  2. Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и не ставится, если его части имеют общий второстепенный член (распространитель) или в других случаях, приведённых ниже*.

    Зимой на даче холодно и мы топим печь.

    1) холодно (когда?, где?) зимой на даче
    2) мы топим печь (когда?, где?) зимой на даче
    [общ.распространитель] и [ ]

 

Не путай:

В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном – две и более. 

Рассмотрим основные случаи подробнее.

I. Пунктуация при однородных членах предложения

Запятая не нужна:

1) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их.

Схема: о, о и о

2) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их.

Схема: о и о

2) в устойчивых сочетаниях, например:

ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря

Запятая ставится:

1) между однородными членами, не связанными союзами, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

Схема: о, о, о, о, о (здесь и далее: о – однородный член)

2) между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.

Схема: о, о, о, но о

3) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами:
сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то) , например:

Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.

Схема: и о, и о, и о, и о, и о

4) перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др., например:

Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

Схема: не только о, но и о, о, о, о

5) между парными однородными членами, связанными союзами и и или, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.

Схема: о и о, о и о

 

 II. Пунктуация в сложносочинённом предложении с союзом и

*Знаки препинания не ставятся:

1. Если есть общий член предложения, например:

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:

Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3.

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

Примечание:

В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью , но есть и повторяющийся союз: и… и…, поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли…, поэтому запятая нужна)

4. Если части сложносочинённого предложения являются:

  • вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?
  • побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!
  • восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!
  • назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.
  • безличными предложениями, например:  Жарко и душно. Холодно и дождливо.

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

А20. Знаки препинания в сложносочинённом предложении и в простом предложении с однородными членами. А25. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Тема: Подготовка к ЕГЭ

Урок: А20. Знаки препинания в сложносочинённом предложении и в простом предложении с однородными членами. А25. Знаки препинания в сложноподчинённом 

Задание А20 проверяет умение определять необходимость постановки запятой в сложносочиненном предложении и в простом предложении с однородными членами.

1. Правила постановки запятой в сложносочиненном предложении и в простом предложении с однородными членами

Рассмотрим пример задания А20.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2. Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Мы видим, что для того, чтобы выполнить это задание, нужно понять, что именно соединяет союз И: однородные члены предложения или части сложносочиненного предложения. Поставить запятую – или не ставить ее. И найти ответ.

Прежде всего необходимо вспомнить, что если неповторяющийся союз И соединяет однородные члены предложения, то запятая перед ним не нужна.

Если же неповторяющийся союз И соединяет части сложносочиненного предложения, запятую ставить нужно.

Вместе с тем, если у двух частей сложносочиненного предложения есть общий второстепенный член, вводное слово или общее придаточное, запятая перед И не нужна.

Проанализируем примеры.

Решил он к нам приехать на несколько дней и о приезде своем известил телеграммой.

В коридорчике было совсем темно, и через узкую щель приотворенной двери виднелся только кусок стены над плитой.

В начале апреля уже шумели птицы и летали в саду желтые бабочки.

Иными словами, время уже истекло и надо было уходить.

Когда из-за туч вышла луна, все вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка.

В первом предложении союз И соединяет сказуемые – он что сделал? – решил приехать и известил. Неповторяющийся союз. Запятая не нужна.

Следующее предложение – сложносочиненное. Две части – было темно, кусок виднелся. Здесь нет общего второстепенного члена предложения, общего вводного слова, общего придаточного. Запятая нужна.

А вот в третьем предложении тоже две основы – птицы шумели, бабочки летали. Но есть общее обстоятельство – в начале апреля. Не нужна запятая.

В четвертом предложении есть общее вводное слово – иными словами. Запятая не нужна.

В последнем предложении есть общее придаточное предложение времени – когда из-за туч вышла луна. Запятая перед И не нужна.

Кроме того, запятая перед союзом И не ставится в следующих случаях (см. рис. 1):

Рис. 1. Запятая перед союзом И в сложносочиненном предложении не ставится

2. Разбор заданий типа А20

Теперь выполним задание из демоверсии 2013. Об этом задании уже шла речь вначале.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2. Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Прежде всего, найдем основы: их две.

М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

Значит, предложение сложное. Варианты ответа 1 и 4 не подходят. Теперь смотрим, нет ли здесь общего второстепенного члена. Может быть, дополнение – Ломоносовым? Нет. Это дополнение относится только к сказуемому – было намечено. Значит, ответ №3.

Выполним ещё одно задание типа А20.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Тем не менее, он быстро пришел в себя, взял принесенные мною два экземпляра договора, вынул перо, подписал, не читая почти, оба () и подпихнул мне оба экземпляра.

1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2. Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Прежде всего, найдем основы.

Тем не менее, он быстро пришел в себя, взял принесенные мною два экземпляра договора, вынул перо, подписал, не читая почти, оба () и подпихнул мне оба экземпляра.

Предложение длинное, но основа только одна: пришел в себя, взял, вынул, подписал, подпихнул – это однородные сказуемые. Значит, варианты 2 и 3 не подходят. Смотрим, повторяется ли союз И. Нет. И обособления никакого рядом нет. Значит, запятая не нужна. Ответ №1.

  

Список литературы

  1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.
  2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.
  3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Nsportal.ru (Источник).
  2. Evartist.narod.ru (Источник).
  3. Festival.1september.ru (Источник).

 

Домашнее задание

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Рис. 2. Задание типа А20 (Источник)

2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Рис. 3. Задание типа А20 (Источник)

3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении

Рис. 4. Задание типа А20 (Источник)

4.* Используя полученные на уроке знания, составьте 4 задания типа А20, объясните ход их решения.

Методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме: Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Составитель Краснова Н.В.

2011 – 2012 учебный год

Запомни!

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ

  1. Однородными членами могут быть любые члены предложения (и подлежащие, и сказуемые, и дополнения, и определения, и обстоятельства).
  2. Однородные члены предложения
  1. относятся к одному и тому же слову, от которого задаётся один и тот же вопрос ко всем однородным членам;
  2. являются одним и тем же членом предложения.

Запятая ставится:

1.При перечислении

   …        ,         ,        …

2.Перед союзами а, но

   …       , а     …

   …       , но     …

3.Перед повторяющимися союзами и, или

…и      , и       , и     …

…или     , или     , или    …

Запятая не ставится:

   …         и     …

   …       да (=и)     …

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

(Сложное предложение состоит из двух или более синтаксических основ. В сложном предложении ВСЕГДА ставится запятая.)

               ,            .                                 , НО          .

              , И          .                                ,  а       .

Простые и сложные предложения.

  1. Вспыхнет ёлка огнями а на верхушке засияет звезда.
  2. Дорожка заросла травой а по бокам её толпились ёлочки.
  3. Володя поднялся на гору но съехать не решился.
  4. В роще застрекотала сорока за болотом загукала выпь.
  5. Наступил день и мы отправились в путь.
  6. Наступило утро но рота из разведки не возвращалась.
  7. Охотники дошли до избушки осторожно постучали в дверь.
  8. На кочках сидела лягушка она смешно раздувала щёки.
  9. Сад был густой и ветвистый но яблок в нём не было.
  10. Солнце скрылось и ночной туман медленно поднимался с озера.
  11. Писатель приехал в Ялту и поселился у моря.
  12. Вдруг самолёт резко развернулся и понёсся к земле.
  13. Шуршали  опавшие листья хрустели ветки под ногами.
  14. По кустам и деревьям распевали птицы.
  15. Лёгкий ветерок гонит торопит облака.
  16. Зима сначала освобождает землю от снега а затем ломает на реках лёд.
  17. Белочка свернулась в клубочек бельчонок прижался к ней.
  18. Сначала мы ехали на электричке а затем мы шли лесом на лыжах.
  19. Лёнька закинул подальше удочку и поплавок тут же ушёл под воду.
  20. Лев смотрел на собачку но не трогал её.
  21. Небо затянулось тучами начал накрапывать дождь.
  1. Самолёт набрал скорость и оторвался от земли.
  2. Мама попросила меня почистить картошку и я с удовольствием согласился.
  3. Снег засыпал все дороги и  многие горожане опоздали на работу.
  4. Птенец подрос но из гнезда еще не вылетал.
  5. Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет.
  6. Буря промчалась и земля освежилась.
  7. Туча по небу идёт бочка по морю плывёт.
  8. В темнице там царевна тужит а бурый волк ей верно служит.
  9. К ним народ на встречу валит хор церковный бога хвалит.
  10. Белки песенки поёт да орешки всё грызёт.
  11. Гости князю поклонились вышли вон и в путь пустились.
  12. Мама уехала а мы с Мишкой решили рыбу половить.
  13. Нарезали мы хлеба намазали его вареньем и пошли на реку.
  14. Растопили мы плиту Мишка насыпал в кастрюлю крупы.
  15. Он насыпал полную кастрюлю крупы  и воды налил до верху.
  16. Я за печкою смотрю а Мишка кашу варит.
  17. Вдруг крышка на кастрюле приподнялась и из-под неё каша полезла.
  18. Старик ловил неводом рыбу старуха пряла свою пряжу.
  19. Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово.
  20. Стал он кликать золотую рыбку приплыла к нему рыбка и спросила.
  21. За столом сидит она царицей служат ей бояре и дворяне.
  1. Воротился старик ко старухе рассказал ей великое чудо.
  2. Подбежали бояре и дворяне старика взашей затолкали.
  3. Мама налила в блюдце молока и котёнок с жадностью принялся лакать.
  4. На опушке стоял сгорбленный старичок с ружьём а за кочкой от него прятался зайчонок.
  5. Ручей то пузырился и пенился то тихо струился по равнине.
  6. Дама сдавала в багаж диван чемодан саквояж.
  7. С моря дул влажный но холодный ветер.
  8. Мы долго стучали в калитку но из дома так никто и не вышел.
  9. Воздух наполнился запахом печёного хлеба яблок и мёда.
  10. День клонился к вечеру и тени становились всё длиннее.
  11. Струна натянулась дрогнула и издала тонкий пронзительный звук.
  12. Бабушка подоила корову и она мирно щипала траву у калитки.
  13. Раздавались чьи-то голоса слышался шум машин.
  14. Яблоки налились соком и ветки под их тяжестью опустились до самой земли.
  15. На горизонте показался берег мы приближались к цели но вдруг поднялся ветер и море заволновалось.
  16. Появились сильные волны они захлёстывали лодку.
  17. Туча над нами быстро росла ветер крепчал.
  18. Гребцы налегли на вёсла но лодка шла плохо.
  19. Мы испугались но продолжили свой путь.
  1. Люди удвоили усилия и мы благополучно достигли берега.
  2. Солнце село сумрак опускался на землю.
  3. Костры трещали синий дым рассеивался в воздухе.
  4. После сенокоса мы поужинали и усталость стала отступать.
  5. Я лежал на берегу озера рядом бил родник а в осоке журчал ручеёк.
  6. Вдали стояли ивы над ними повисла луна.
  7. Надвигалась ночь и в небе загорались звёзды.
  8. Всюду распевали птицы. Весна началась внезапно а лето подкралось незаметно.
  9. Солнце высоко стояло в небе но на полях ещё блестела роса.
  10. По кустам и деревьям пробежал ветерок.
  11. Я остановился и оглянулся.
  12. Я читал книгу а кот дремал у меня в ногах.
  13. Охотник прицелился но заяц заметил его и мигом скрылся в чаще.
  14. И лошадь и собаки и путники остановились.
  15. Мороз студил землю ветер свистел над полем.
  16. Ветер не шумит птицы не щебечут.
  17. Мы едва тащились мокрый снег прилипал к колёсам и тормозил их.
  18. Волки подошли к стаду и притаились.
  19. Вспыхнули искры и дрова загорелись.
  20. В темноте сверкали далёкие маяки.
  21. Лисёнок испугался он попятился спрятался за куст.
  1. Засвистел ветер сгустились тучи и потемнело небо.
  2. Дрова лежали горкой на поляне и Витя иногда подкладывал их в костёр.
  3. Папа купил мяч и положил его в шкаф.
  4. Котята выбрались из коробки и затеяли игру.
  5. В аквариуме колышутся причудливые водоросли плавает рыбка с длинным хвостом.
  6. За рыбкой следит кот но она не боится его.
  7. На улице загорелись фонари смолкли звуки.
  8. В класс вошёл учитель за ним вошёл директор.
  9. Миша идёт по осеннему лесу а над его головой кружатся жёлтые листья.
  10. Солнце поднялось из-за облаков и яркий свет осветил верхушки деревьев.
  11. Саша упал на траву и долго лежал с закрытыми глазами.
  12. Ребята разожгли костёр и повесили над огнём котелок с водой.
  13. Играют волны ветер свищет и мачта гнётся и скрипит.
  14. На ветке сидели снегири они с опаской и нетерпением глядели на Олю.
  15. Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно.
  16. Дед всегда ходил за ёлкой в лес и брал с собой внука.
  17. Ванька свернул исписанный лист и вложил его в конверт.
  1. Письма опускаются в почтовые ящики а из ящиков развозятся по всей земле.
  2. На печи сидит дед и читает письмо кухаркам.
  3. Ваня крепко спал и ему снилась печка.
  4. Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом.
  5. Полежал снежок и растаял.
  6. Деревья горят жёлтыми багровыми оранжевыми огнями осени.
  7. Снег за ночь запорошил тропинки побелил крыши домов.
  8. Дождь смочил пашню и солнце нагрело её.
  9. Грачи скворцы жаворонки улетели на юг.
  10. За окном послышалась песня и где-то вдалеке отозвалась гармошка.
  11. Максим посмотрел на тёмное окно в нём отражался тусклый светильник.
  12. Медвежата возились в траве срывали ягоды с кустов малины.
  13. Кукушка вылетела из леса и села на верхушку ели.
  14. Я слушаю старинную музыку а перед глазами возникают картины детства.
  15. Озеро проснулось но цапля не выходила из своего укрытия.
  16. Прогремел выстрел и в камышах всполошились утки.
  17. Дремали лесные озёра и реки с пресной водой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *