Знаки препинания прямая речь перед словами автора – «Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.»

Прямая речь и знаки препинания в предложениях: примеры, схемы

Довольно часто авторы используют прямую речь в своих текстах. Существует несколько способов для её обособления. Как же верно расставить все знаки препинания в прямой речи на письме?

Знаки препинания и прямая речь

Знаки препинания — это элементы в русском языке, несущие в себе вспомогательные функции разделения и выделения определенных отрезков в тексте.

Прямая речь персонажа (П), о котором говориться в произведении, сопровождается речью автора (А).

Выделение на письме

Рассмотрим знаки препинания при прямой речи в предложениях с примерами и на схемах.

 

  • Прямая речь перед словами автора.

В таком случае перед прямой речью мы ставим двоеточие и открываем кавычки, а в конце закрываем их. Если мы видим восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие, то пишем их до закрытия кавычек. Если же точка — после кавычек.

А: «П!»

Над моим ухом прозвучал громкий голос дворника: «Эй, посторонись!»

А: «П?»

Инопланетное существо помахало клешнёй и спросило: «А на какой я планете?»

А: «П…»

А завтра по утру маменька скажет: «Мы же проститься не успели…»

А: «П».

Папа мне сказал: «Мама ушла на работу, а тебя попросила погулять с собакой».

  • Слова автора после речи персонажа.

Если рассматривать данный случай, то в нём мы заключаем прямую речь в кавычки, а затем ставим тире.

Важно! Слова автора после прямой речи всегда пишутся с маленькой буквы.

«П!» — а.

«Поднимем бунт!» — закричали пираты соседнего корабля.

«П?» — а.

«Почему мама отправила меня сходить в магазин,а не Федьку?» — подумал я про себя.

«П…» — а.

«Думаю, я совершил плохой поступок» — сказал я Мише и заплакал.

«П», — а.

«Хотел бы я сейчас оказаться на том острове», — сказал я папе и пошёл в свою комнату.

  • Слова автора и прямая речь разрываются.

В таком случае перед и после слов автора ставится тире. Обратите внимание, затем ставится точка (запятая) и тире, а дальше идёт продолжение прямой речи. Если на месте разрыва не должно быть никакого знака препинания, то после слов автора ставится запятая и тире, а дальше продолжается прямая речь с маленькой буквы.

«П, — а, — п».

«Потом, — пообещал отец, — мы обязательно сходим в цирк».

Если же на месте разрыва должна быть точка, то после слов автора мы ставим её и тире, а дальше продолжаем прямую речь с большой буквы.

«П, — а. — П».

«Вот бы с кем подружиться, — подумал он еще. — Но его планетка уж очень крохотная. Там нет места для двоих…».

Если слова автора содержат два глагола,один из которых будет относиться к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то далее ставится двоеточие и тире, а вторая часть прямой речи начинается с большой буквы.

«П, — а: — П».

«Не сердись, — подумал я и добавил: — А то мы не сможем дойти до места».

  • Прямая речь стоит между словами автора.

Если прямая речь расположена внутри слов автора, то перед ней ставится двоеточие, после — запятая и тире. Запятая не ставится в том случае, если прямая речь должна заканчиваться на вопросительный знак, восклицательный или многоточие. Не стоит забывать, что далее слова автора начинаются с маленькой буквы.

А: «П!» — а.

Я прижался к перилам и пропустил девочку: «Опять!» — сказал я и пошёл дальше.

А: «П?» — а.

На вопрос: «Кто ходил в амбар?» — мне не ответили.

А: «П…» — а.

Светлана подняла гребень и со словами: «Надо расчесать волосы они запутались …» — посмотрела в зеркало.

А: «П», — а.

Андрей сказал нам: «Ребята, нам стоит поторопиться», — и продолжил идти вперёд.

Знаки препинания при оформлении диалога

Рассмотрим как постановку знаков препинания в прямой речи в диалогах.

Диалоги в предложении оформляются при помощи тире. Они используются при разговоре нескольких персонажей. Такие примеры очень часто встречаются в литературных произведениях.

  • Слова автора стоят перед высказыванием.

Диалоги такого типа оформляются без кавычек. После слов автора обязательно двоеточие, и тире. В последовательности двоеточие и тире обозначается высказывание автора перед фразами персонажа.

А: – П.

Умыв лицо, я сказал: -Нет, Марфа, дочь надо замуж выдавать.

А: – П!

Маменька была огорчена, и с досадой ответила: — Не трогай, это на ужин!

А: – П?

Учительница посмотрела на меня и спросила: -Ты выучил стихотворение?

  • Слова автора после высказывания в произведениях М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Высказывания персонажей начинаются с тире, далее соответствующий знак препинания, тире. Слова автора с маленькой буквы.

– П, –а.

− Нет, вы не ослышались, − учтиво ответил Берлиоз, − именно это я и говорил.

– П! – а.

− Ах, как интересно! − воскликнул иностранец.

– П? – а.

− А вы соглашались с вашим собеседником? − осведомился неизвестный, повернувшись вправо к Бездомному.

  • Слова автора разрывают высказывание.

– П, – а, – П.

-Нет, — сказал пудель, — я ищу мяч.

– П, – а. – П.

— Позвони, когда приедешь, — наказал мне отец. — И сладости передай сестре.

  • Прямая речь разрывает слова автора.

Речь автора пишется с большой буквы, перед выражением ставится тире. Разрыв высказывания автора словами персонажа, далее так же тире, последующие слова автора необходимо писать с маленькой буквы.

А:– П, – а.

Я посмотрела на сестру: — Больше так не делай, Акулина, — и отобрала игрушку.

А:– П! – а.

Катерина спросила маму: — А он вернется? — при этом не обронила ни слезинки.

А:– П? – а.

Князь промолвили слово: -Не надо тут стоять! — и они разошлись.

Справка! Многие используют цитаты в книгах, журналах, интервью и других СМИ и печатных изданий, а также социальных сетей. Цитатой называется дословное воспроизведение сказанного. Знаки препинания в них расставляются следующим образом. Дословное высказывание заключается в кавычки, автор и издание в скобки.

«Куда легче умереть, чем стойко сносить мученическую жизнь» (Иоганн Вольфганг Гёте. Страдания юного Вертера)

В русском языке достаточное количество нюансов, которые с первого раза трудно запомнить. В данной статье всё изложено достаточно лаконично, что легко воспринимается и запоминается, так как имеются наглядные примеры.

Полезное видео

Постановка знаков препинания при прямой речи на видео ниже:

7.10 Знаки препинания при прямой речи, цитировании

Видеоурок 1: Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Видеоурок 2: Знаки препинания при цитатах

Лекция: Знаки препинания при прямой речи, цитировании

Знаки препинания при прямой речи

Чужая речь – речь третьего лица или говорящего, произнесённая ранее. Её можно оформить на письме по-разному.

Прямая речь (ПР) – точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто произносил.

Пример:

«Прелестные горы!» – воскликнула Наташа.

«Прелестные горы!» – собственно ПР, воскликнула Наташа – слова автора.

  • ПР в кавычках стоит перед словами автора, следовательно, ставим соответствующий цели высказывания знак препинания и тире, а слова автора пишем с маленькой буквы.

Примеры:
«Горы красивы», – продолжала размышлять Наташа. «ПР», - а.
«Горы красивы!» – воскликнула Наташа. «ПР!» - а.
«Горы красивы?» – удивилась Наташа. «ПР?» - а.
«Горы красивы, но…» – вдруг Наташа замолчала. «ПР…» - а.
  • Слова автора стоят перед ПР, следовательно, ставим двоеточие и ПР пишем с большой буквы в кавычках.

Примеры:

Наташа воскликнула: «Прелестные горы!». А: «ПР!».
Наташа устало промолвила: «Горы прелестны». А: «ПР».
Наташа поинтересовалась: «Горы красивы?». А: «ПР?».
Наташа устало продолжила: «Горы прелестны, но….»?». А: «ПР…».
  • ПР стоит внутри слов автора, тогда после слов автора ставится двоеточие; затем в повествовательном предложении: кавычки, прямая речь с большой буквы, кавычки, запятая, тире, слова автора с маленькой буквы.

Пример: Валера промолвил: «Закрой за мной дверь», – и вышел. А: «ПР», -а.

Примеры:

Валера спросил: «Закроешь за мной дверь?» – и вышел. А: «ПР?» - а.
Валера воскликнул: «Закройте за мной дверь быстрее!» – и вышел. А: «ПР!» - а.
Валера сказал: «Закрыли бы вовремя за мной дверь, ничего не случилось бы…» – и вышел. А: «ПР…» - а.

 

  • ПР прерывается словами автора, следовательно, слова автора с обеих сторон выделяем запятыми и тире. В зависимости от знака препинания на конце ПР могут быть такие случаи.

Примеры:
«Закроешь за мной дверь? – спросил Валера, – я выйду». «ПР? - а, - пр».
«Закройте за мной дверь! – воскликнул Валера, – я выйду». «ПР! - а, - пр».
«Вы закройте за мной дверь, – продолжал Валера, – а я выйду». «ПР, - а, - пр».
«Закройте за мной дверь! – воскликнул Валера. – Я выйду». «ПР! - а. - ПР».
«Закроете за мной дверь? – спросил Валера. – Я бы вышел». «ПР? - а. - ПР».
  • Часть слов автора относятся к первой половине ПР, а другая часть – ко второй, следовательно, после слов автора ставим двоеточие и тире.

Пример: «Как красивы горы! – воскликнула Наташа и спросила: – А какова их высота?». «ПР! - а: -ПР?».

 

  • Эту же информацию можно передать косвенной речью (КР), которая передаёт чужую речь от лица автора, а не того, кто это произнёс.

Примеры:

Наташа воскликнула, что вид на горы прелестен.
Наташа попросила сына, чтобы он принёс ей стул.
Наташа спросила, принесёт ли он/она стул.

NB! В КР не бывает М. 1 и 2 лица, вопросительных и восклицательных знаков, обращений, междометий.

 

Знаки препинания при цитировании


Цитата – это дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-то слова.

Цитаты могут быть оформлены в виде ПР, КР или предложения с вводными словами:

1) Её оформляют как ПР. Примеры: «Краткость – сестра таланта» – писал А.П.Чехов. А.П.Чехов писал: «Краткость – сестра таланта».

2) Её оформляют как КР. Пример: 

Чехов писал, что «краткость – сестра таланта».

3) Её привели не полностью, значит, место пропуска обозначим многоточием:

  • Перед цитатой для указания, что цитата приводится не с начала предложения. Пример: И.Гёте писал: «...смешение реального и идеального никогда не проходит безнаказанно».
  • В середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри нее. Пример: М.Дитрих говорила: «Мужчина охотнее видит дома неубранную постель и счастливую жену… Заправляй постель и будь счастливой!».
  • После цитаты, если её  приводим  не до конца. Пример: По словам И.Канта, «война дурна тем, что создаёт больше дурных людей…» (Это случай цитаты, представленной в виде предложения с вводными словами).

4) После цитаты, заканчивающейся многоточием, ставим точку, если она не является самостоятельным предложением. Пример: По мнению Конрада Аденауэра, «все человеческие органы устают...».

5) Если цитата с пропущенным началом предложения стоит перед авторскими словами, первое слово надо писать с большой буквы. Примеры: «…Повторила бы те же ошибки. Однако немного раньше, чтобы дольше пользоваться их последствиями», – считала Марлен Дитрих. Марлен Дитрих считала: «…повторила бы те же  ошибки. Однако немного раньше, чтобы дольше пользоваться их последствиями».

6) За цитатой идёт указание на автора, берём его в скобки, а после них ставим точку. Пример: «О вкусе вишен и клубники нужно спрашивать у детей и воробьёв» (И.Гёте).

"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора."

Конспект по русскому языку

Урок 39.

Программа «Школа 2100»

Класс: 4 «В»

Тема: Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.

Цель: развитие умений на слух определять прямую речь после слов автора, находить её в тексте, «читать» и составлять схемы предложений с прямой речью, развитие умения анализировать знаки препинания в предложениях с прямой речью после слова автора и правильно их пунктуационно оформлять.

Задачи:

Предметные:

  1. повторить ранее изученные способы постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;

  2. познакомить с особенностями строения и пунктуацией предложений с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора;

  3. формировать умение обосновывать постановку знаков препинания и построение графических схем к предложениям с прямой речью.

Метапредметные:

  1. развивать умение осуществлять мыслительные операции (анализировать содержание, сравнивать, выделять главное, синтезировать отдельные части в единое целое)

  2. развивать коммуникативные навыки.

Личностные:

  1. проявлять интерес к познанию тайн русского языка;

  2. воспитывать умение адекватно проводить самооценку.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Средства и оборудование: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, меловая доска, презентация.

План урока:

I.Актуализация знаний – 10 минут

II.Формулирование проблемы – 5минут

III.Открытие новых знаний –10минут

IV. Первичное закрепление – 15 минут

V.Итог – 5 минут

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

1. Языковая разминка.

1. Работа с текстом.

– Прочитайте (текст появляется на слайде или предлагается ученикам в группах).

– Из чего состоит этот текст?

Дуб сказал тростинке: «Как ты слаба! Подует маленький ветерок, и ты затрясёшься, зашатаешься, закачаешься, даже пригнёшься к земле. А сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешься. Как ты жалка!»

2. – Из скольких предложений состоит прямая речь? Запишите сложное предложение с однородными членами. Подчеркните грамматические основы, обозначьте графически однородные члены.

3. – Выпишите словарные слова, составьте словосочетания сущ. + прил.

4. – Подчеркните изученные орфограммы в словах и между словами.

5. Выпишите слова, в которых количество звуков не соответствует количеству букв.

-Какой суффикс ОК, что означает, указывает:

6. Запиши слова, соответствующие схеме:

Беседа по вопросам.

- Когда мы используем предложения с прямой речью?

- Из чего она состоит?

- Что такое прямая речь?

-Что показывают слова автора?

– Как она оформляется на письме?

– Как пишется 1-е слово в прямой речи?

– Как разделяются на письме прямая речь и слова автора?

Двадцать второе октября

Из предложений с прямой речью.

Из 5.

Подует маленький ветерок, и ты затрясёшься, зашатаешься, закачаешься, даже пригнёшься к земле.

Маленький ветерок, шустрый воробей

Подует, маленький, затрясёшься, пригнёшься

маленький, ветерок

уменьшительно-ласкательный

когда хотим передать чужую речь дословно, без изменений

Прямая речь состоит из прямой речи и слов автора

Прямая речь – это слова, преданные от имени говорящего

Слова автора показывают, кому принадлежит речь

Заключается в кавычки.

С большой буквы.

Двоеточием.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

II. Формулирование проблемы.

На слайде появляются два предложения

Удав сказал: «Да, это было великое открытие».

«Да, это было великое открытие», – сказал удав.

– Что отличает эти два предложения?

– Сегодня на уроке мы рассмотрим первый случай. Сформулируйте тему урока и его цель.

В первом предложении слова автора стоят после прямой речи, а во втором-перед.

Прямая речь, стоящая после слов автора. Научиться находить прямую речь после слов автора и правильно оформлять предложения с прямой речью после слов автора на письме.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Личностные УУД

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Личностные результаты

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

III. Открытие новых знаний.

Углубление изученного.

1. Предлагается материал для наблюдений.

а) – Прослушайте отрывок из стихотворения.

Он опять поспал немножко И опять взглянул в окошко. Увидал большой вокзал. Потянулся и сказал:

«Что за станция такая,

Дибуны или Ямская?»

А с платформы говорят:

«Это город Ленинград».

Закричал он: «Что за шутки!

Еду я вторые сутки,

А приехал я назад,

А приехал в Ленинград!»

– Кто автор и откуда этот отрывок?

б) Фрагмент выводится на слайде

– Назовите прямую речь.

– Кому она принадлежит?

– Какие по цели высказывания и интонации эти предложения?

Чтение правила с.85

– Прочитайте правило в рамке на с. 85.

– Какой главный отличительный признак прямой речи на письме?

Кавычки – это двойной знак, т.е. он ставится два раза: в начале и в конце прямой речи, сначала внизу, а затем наверху.

– Кавычки как бы выделяют прямую речь. Поэтому они относятся к выделительным знакам, которые всегда двойные.

Учитель показывает, как ставятся кавычки на письме, ученики сравнивают кавычки с печатным образцом (возможны варианты в печатном тексте: « » и

” “).

– С какой буквы начинается первое слово в прямой речи?

– «Прочитайте» 1-ю схему и приведите пример к ней из стихотворного отрывка.

Затем ученики подбирают соответствующие примеры к двум другим схемам.

– Какой знак препинания ставится после слов автора?

С. Маршак. «Вот какой рассеянный»

1.«Что за станция такая,

Дибуны или Ямская?»

2.«Это город Ленинград».

3.«Что за шутки!

Еду я вторые сутки,

А приехал я назад,

А приехал в Ленинград!»

Человеку рассеянному и кому-то на платформе, вокзале.

1.«Что за станция такая,

Дибуны или Ямская?» (Вопросительное, невосклицательное)

2.«Это город Ленинград». (повествовательное, невосклицательное)

3.«Что за шутки

Еду я вторые сутки,

А приехал я назад,

А приехал в Ленинград!»

(восклицательное.)

Кавычки.

А: «П».

А с платформы говорят:

«Это город Ленинград».

А: «П!»

Закричал он: «Что за шутки!»

А: «П?»

Потянулся и сказал:

«Что за станция такая,

Дибуны или Ямская?»

Двоеточие.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

IV. Первичное закрепление.

Работа в учебнике.

1. Упр. 85 – развивается умение пунктуационно оформлять предложения с прямой речью.

  1. Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным».

А: «П».

Образцовое показание учителя выполнения этого упражнения на доске.

Выделить в словах суффикс с уменьшительным и ласкательным значением.

Словарная работа

Сколько слогов в слове коридор?

Как вы понимаете, что такое коридор?

Дополнительный материал:

Упр. 87 – обсуждаются варианты продолжения предложений с прямой речью. Запись самостоятельная по вариантам (по два предложения).

Методическая рекомендация: обязательно нужно обратить внимание учеников на то, что значит выделить слово пожалуйста запятыми. Это значит поставить запятую перед этим словом и после него, выделительные знаки препинания всегда двойные! (Кавычки – тоже выделительный знак.)

Выполнение у доски по 2 предложения с комментированием.

  1. Мишка бежал рядом и кричал: «Жми на педаль!»

А: «П!»

  1. Борис Сергеевич начал играть, а Мишка тихонько запел: «Как на тоненький ледок выпал беленький снежок…»

А: «П…»

  1. Павля покраснел, поглядел по сторонам и вдруг небрежно так обронил: «Что делал, что делал? Английский изучал, вот что делал.»

А: «П? П».

  1. Я спросил Бориса Сергеевича: «Это вы что играли?» Он ответил: «Это Шопен. Я его очень люблю.»

А : «П?» А: «П».

Ледок (-ок), снежок(-ок), тоненький(-еньк), беленький(-еньк).

3 слога

Коридор –

1. Проход (обычно длинный, узкий), соединяющий отдельные части квартиры, здания.

2. Полоса пролета для самолетов.

Выполняют по вариантам самостоятельно.

Образец записи:

Малыш попросил маму и папу: «Подарите мне, пожалуйста, на день рождения щенка!»

Малыш попросил маму и папу- слова автора.

Подарите мне, пожалуйста, на день рождения щенка!- прямая речь.

Мальвина крикнула из окна Артемону: «Собери, пожалуйста, ягод для варенья!»

Буратино попросил папу Карло: «Купи мне, пожалуйста, книгу».

Малыш снова стал упрашивать Карлосона: «Давай сегодня снова полетаем над городом».

Карабас-Барабас приказал хозяину харчевни: «Принеси мне бидон молока!»

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД

1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

V. Итог урока

Найдите ошибки в следующем тексте правила:

Прямая речь всегда стоит после слов автора.

Прямая речь заключается в скобки. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

Д/З: Правило в рамке с. 85.

Упр. 86(составить предложения, используя схемы из правила в рамочке на с.85.

Она может стоять перед словами автора и после них.

Прямая речь заключается в кавычки.

Регулятивные УУД: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

На основе анализа объектов делать выводы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск