Знаки препинания в конце предложения русский язык 2 класс – Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

Учитель начальный классов Горбачёва Е.Ю.

КГУ СОШ №30 г. Караганда

Открытый урок по русскому языку во 2 классе

Тема: Знаки препинания в конце предложения.

Цели: формирование представлений о знаках препинания, которые ставятся в конце предложения; вырабатывать умение правильно определять интонацию предложения и в зависимости от этого ставить точку, вопросительный или восклицательные знаки; развивать внимательность и аккуратность, языковое чутьё, умение отличать предложение от набора слов; продолжить работу над умением анализировать содержание устного и письменного текста; развивать мелкую моторику; воспитывать у учащихся любовь к русскому языку, положительное отношение к тексту как к источнику определённой интонационно окрашенной информации.

Оборудование: паровоз и пять вагонов из картона, на паровозе написано слово «речь», на вагонах – «предложение», «слова», «слоги», «звуки речи», «буквы»; Стихотворение И. Токмаковой «8:0»; таблица «Знаки препинания»; отрывок из стихотворения Д. Хармса «Врун»; карточки с заданиями.

Ход урока:

1.Повторение изученного материала

Ребята, раньше мы с вами много занимались чистописанием. Научились правильно писать не только буквы, но и слова. Однако, для того чтобы быть по – настоящему грамотными, мы с вами должны ещё освоить много правил русского языка.

-Скажите, все, что я вам сообщила , -что это? (Речь.)

-Давайте вспомним, какая бывает речь? (Устная и письменная.)

-Посмотрите на доску. Паровозик – речь, пока ехал к нам в гости, растерял все свои вагончики. Вот они. Давайте вместе правильно составим поезд. Из чего состоит речь? (Из предложений.)

-Тогда какой вагончик мы прикрепим к паровозику первым? (Вагончик – предложение.)

-Из чего состоит предложение? Какой вагончик мы прикрепим дальше? (Из слов, вторым будет вагончик – слово и т.д.)

Посмотрите, какой длинный поезд у нас получился!

Речь – предложение – слово – слоги – звуки речи – буквы.

-Именно на этом паровозике мы с вами отправимся в путешествие по стране Грамматика. Сегодня мы с вами поедем во втором вагоне и поговорим …(о предложении).

-Однако сначала проведём минутку чистописания. Запишите в тетрадях: л, м, я, ям, ла, ам.

Если штангой сделать М,

Если штангой сделать Л

И забить в ворота Е,

Будет…(мел).

Если О забить, как гол,

Будет…(мол).

У забьём – вратарь уснул.

Будет…(мул).

И – мил, Ы – мыл, А – мал, я – мял, Е – мел. 8:0

-Запишем эти слова в тетрадь: мел, мол, мул, мил, мыл, мал, мял, мел. Подчеркните мягкие согласные зелёным карандашом, а твёрдые – синим. Какой гласный указывает на твёрдость согласного? (О, у, ы, а.)

-Какой гласный указывает на мягкость согласного? (Е, и, я, ё.)

-Что же такое предложение? (Это слова, выражающие законченную мысль.)

Я буду читать, а вы должны сказать, предложение это или нет.

-Верхушка ель на дятел. (Это не предложение. Слова не связаны по смыслу, нет законченной мысли.)

-Подул холодный ветер. (Это предложение.)

-О чём вы узнали из этого предложения? ( О том, что подул холодный ветер.)

-Как пишем первое слово в предложении? (С большой буквы.)

-Сколько слов в предложении? (3.)

-Что мы поставим в конце предложения? (Точку.)

-Запишем это предложение в тетрадях под диктовку.

2.Работа над новым материалом

-Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? (Паузой и интонацией, повышением голоса в начале, понижением голоса в конце предложения.)

-В письменной речи мы отделяем одно предложение от другого с помощью знаков препинания. Какой знак препинания мы уже ставили с вами в конце предложения? (Точку.)

-Попробуйте назвать, какие знаки препинания мы ещё можем поставить в конце предложения.

Ликует природа!

Денёк замечательный!

В конце предложения

Знак…(восклицательный).

Не знаешь ответа?

Раздумье мучительно?

Спроси у соседа,

А знак…(вопросительный).

-Так какими знаками препинания мы отделяем предложения в письменной речи? (Точкой, восклицательным знаком, знаком вопроса.)

-С какой интонацией мы произносим предложение, в конце которого стоит восклицательный знак? (С повышенной.)

-С какой интонацией мы произносим предложение, в конце которого стоит знак вопроса? (С вопросительной.)

-На доске я написала слова. Поставьте в конце предложений нужные знаки препинания:

покрылся зимой дети

лес красив делают

снегом лес зимой

зимой как что

-Какие предложения вы составили? (Зимой лес покрылся снегом. Как красив лес зимой! Что делают дети зимой?)

-Какой знак препинания мы поставим в первом предложении? (Точку.)

-Какой знак препинания мы поставим во втором предложении? Почему? (Восклицательный знак, предложение звучит с восклицательной интонацией.)

-Какой знак препинания мы поставим в третьем предложении? (Знак вопроса, потому что в предложении звучит вопрос.)

Я вам прочитаю отрывок из стихотворения Даниила Хармса, а вы внимательно послушайте и подумайте, какие знаки препинания поставил здесь автор.

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

Что собаки – пустолайки

Научилися летать?

Научились, точно птицы,-

Не как звери,

Не как рыбы –

Точно ястребы летать?

-Ну! Ну! Ну! Ну!

Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!

Ну, как звери,

Ну, как рыбы,

Ну, ещё туда – сюда,

А как ястребы,

Как птицы,-

Это просто ерунда!

-Какая интонация у нас звучит в первой части стихотворения?

(Вопросительная.)

-Значит, какой знак препинания мы поставим при написании этих предложений? (Знак вопроса.)

-Какая интонация звучит во второй части стихотворения? Что мы поставим на письме в этом случае? (Восклицательная, поставим восклицательный знак.)

Давайте немного отдохнём и потренируем наши пальчики.

Пальцы тянутся вперёд.

(Плотно соединяют ладошки.)

Кто из них сильней нажмёт?

(Сжимают пальцы в замок, кроме указательных, которые остаются прямыми и давят друг на друга.)

А потом они согнулись,

(Указательные пальцы прижимаются друг к другу ногтями.)

Головами вдруг столкнулись.

(Указательные пальцы в заданном положении давят друг на друга.)

Пальцы средние у нас

(Сжимают пальцы в замок, выпрямив средние пальцы.)

Стать сильней хотят сейчас.

(Средние пальцы давят друг на друга.)

Хоть и сила им важна,

(Сгибают средние пальцы, прижав друг к другу ногтями.)

Гибкость тоже им нужна.

(Средние пальцы в заданном положении давят друг на друга.)

Безымянные ребятки

(Пальцы сплетены в замок, безымянные остаются прямыми.)

Тоже делают зарядку:

(В прямом положении нажимают друг на друга.)

То сильнее нажимают,

(Сгибают безымянные пальцы, прижав их ногтями друг к другу.)

То головки нагибают.

(В заданном положении давят друг на друга.)

Посмотрите на доску.

(На доске слова «по», «колючий», «бегать», «ёжик», «тропинка».)

Сейчас мы немного поиграем. Первый ряд составит из этих слов предложение, в конце которого можно было бы поставить вопросительный знак. Второй ряд составит из этих слов предложение, которое заканчивалось бы точкой. Третий ряд составит предложение с восклицательным знаком. Дополнительно вы можете использовать слова «каков», «когда».

-Какие предложения придумал и записал первый ряд? ( «Когда колючий ёжик бегал по тропинке?», «Колючий ёжик бегал по тропинке?» и т.д.)

-Какой знак препинания поставил первый ряд в конце своих предложений? (Знак вопроса.)

-Какие предложения получились у второго ряда? ( «По тропинке бегал колючий ёжик». «Колючий ёжик бегал по тропинке».)

-Какой знак препинания поставил второй ряд в конце своих предложений? (Точку.)

-Какие предложения получились у третьего ряда? ( «Каков колючий ёжик – бегал по тропинке!» и т.д.)

-Какой знак препинания поставил третий ряд? (Восклицательный знак.)

-А сейчас я проверю, как вы усвоили тему, которую мы изучили на этом уроке. Каждый из вас получит карточку с несколькими предложениями. Ваша задача – за несколько минут отделить одно предложение от другого и расставить в этих предложениях знаки препинания. Вспомним, с какой буквы мы начинаем каждое предложение? (С большой.)

Карточка для детей первого уровня

Смотрите Смотрите Что такое кругом Светлым – светло, а на зелёном дереве огонёк вспыхнул А потом на другой ветке появился и погас Это не огонёк Это ярко – красный хвостик птички горихвостки блеснул (Н. Леденцов)

(Смотрите! Смотрите! Что такое кругом? Светлым – светло, а на зелёном дереве огонёк вспыхнул. А потом на другой ветке появился и погас. Это не огонёк. Это ярко – красный хвостик птички горихвостки блеснул!)

Карточка для детей второго уровня

Доводилось ли вам видеть в поднебесье летающего ягнёнка бесспорно, скажите: нет так почему же в весенние дни из небесной выси можно услышать блеяние барашка как он туда забрался вон в вышине какой – то комочек показался быстро, быстро вниз летит летит и поёт а песня его действительно на блеяние барашка похожа (Н.Леденцов).

(Доводилось ли вам видеть в поднебесье летающего ягнёнка? Бесспорно, скажете: нет! Так почему же в весенние дни из небесной выси можно услышать блеяние барашка? Как он туда забрался? Вон в вышине какой – то комочек показался. Быстро, быстро вниз летит! Летит и поёт! А песня его действительно на блеяние барашка похожа!)

Карточка для детей третьего уровня

Обычно в мае – июне такое бывает в чаще леса вдруг послышалось ржание лошади странно: как она сюда забралась и собака там же залаяла да что лошадь и собака – паровоз загудел колокол зазвонил пила заскрипела дети засмеялись да что такое ведь по – прежнему никого не видно

А причиной всему, оказывается птица лирохвост, живущая в лесах Австралии это она может услышать звуки повторять удивительная музыкальная способность птицы нет ей равной в подражании (Н .Леденцов)

(Обычно в мае – июне такое бывает. В чаще леса вдруг послышалось ржание лошади. Странно: как она сюда забралась? И собака там же залаяла! Да что лошадь и собака – паровоз загудел! Колокол зазвонил! Пила заскрипела! Дети засмеялись! Да что такое? Ведь по – прежнему никого не видно?

А причиной всему оказывается птица лирохвост, живущая в лесах Австралии! Это она может все услышанные звуки повторять! Удивительная музыкальная способность птицы, нет ей равной в подражании.)

3.Подведение итогов

-О чём мы с вами говорили на этом уроке? (О предложениях, о знаках препинания.)

-Что такое предложение? (Слова, связанные по смыслу и выражающие законченную мысль.)

-Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? (Паузой, интонацией, в начале предложения интонация повышается, в конце предложения интонация понижается.)

-Как в письменной речи предложения отделяются друг от друга? (С помощью знаков препинания.)

-Какие знаки препинания мы с вами сегодня ставили в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак.)

-Что нужно всегда помнить при записи предложения? (Каждое новое предложение мы начинаем с большой буквы.)

Домашнее задание

Придумать три предложения, в первом из которых нужно было бы поставить точку, во втором восклицательный, а в третьем вопросительный знаки.

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: конспект урока по русскому языку по теме «Знаки препинания в конце предложения».

Тема урока «Знаки препинания в конце предложения.»

Цели урока

Закрепить умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употребление прописной буквы в начале предложения, точки, восклицательного, вопросительного знаков в конце предложения;

Задачи урока

1. Формировать умение отличать предложение среди группы предложений; правильно оформлять предложение из данных слов в письменной речи; употреблять большую букву в начале предложения и знаки препинания (точка, вопросительный, восклицательный знаки) в конце  предложения.

2. Развивать и корректировать навык каллиграфии, речь, память, мышление, внимание.

3. Воспитывать усидчивость, старание.

Оборудование: учебник русского языка Л.М. Зеленина 2 класс, часть 1, тетрадь, тесты.

План проведения урока.

I. Организационный момент.

У.С добрым утром!

Начат день!

Первым делом гоним лень!

На уроке не зевать,

А работать и писать!

У. Прежде чем мы начнем урок русского языка давайте вспомним четыре золотых правила грамматики

Писать красиво, чисто, аккуратно, правильно!

Проверка домашнего задания.

-Ребята, дома вам было предложено списать и отгадать загадки. Давайте проверим, правильно ли вы отгадали. Откройте ваши тетради.

II. Чистописание.

У. Ребята, а теперь проведем «Минутку чистописания», вспомним написание заглавной и строчной буквы О, о;

А сейчас найдите пожалуйста в ваших словариках слова на букву о.

Одежда.

Выпишите его. Поставьте ударение и выделите гласную , которую надо запомнить.

Запишите это слово еще раз и посчитайте сколько в нем звуков и сколько букв?

Давайте составим предложение с этим словом.

(Дети составляют предложения с этим словом.)

III. Работа над темой урока.

У.  Из чего состоит наша речь

Д. Наша речь состоит из предложений.

У. Сегодняшняя тема нашего урока – обобщение знаний о предложении.

У. Что называется предложением

Д. Предложение – это слово или группа слов, связанных между собой по смыслу.

2. Работа над определением предложений.

У.  Прочитай записанные ряды слов, и выпишите только предложения. (Доска.)

Наступила зима.

На птица сидела ветке.

Подул холодный ветер.

На верхушке ели …….

У. Какие предложения вы выписали

Д. 1 и 3.

У. А 2 и 4  Почему их нельзя назвать предложениями

Д. Здесь слова между собой не связаны и они  не выражают законченную мысль.

Ребята предлагают свои варианты, анализируется каждый ответ.

3.    Деформированные предложения.

— Что записано на доске

воробей, обедал, Где.

в, хорошо, лесу, Как, весной.

поют, В, птицы, саду.

— Составьте из слов каждой строчки предложения. Подумайте, какой знак нужно поставить в конце предложений. (Разбор каждой строчки и запись предложений под диктовку учащихся.)

— Прочитайте  предложение, в котором  о чём-то спокойно  сообщается, т. е  повествуется  (В саду  щебечут  птицы).

— Какой  знак  поставили  в конце  предложения, если  в  нем о  чём-либо  сообщается

— Найдите  предложение, которое  надо  произнести  с чувством восхищения и радости. (Как  хорошо  весной  в лесу!)

— Какой  знак  поставили  в конце этого  предложения.

— Прочитайте  предложение,  в котором  содержится  вопрос. (Где  обедал  воробей).

— Какой  знак   поставили  в конце  такого предложения

Итог работы. Оценивание работы.

iv. Работа над пунктуацией в предложении.

У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы

Кто Кого Откуда Как

Прибежал чудак –

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит

Ура! Долой! Привет! Домой!

                    ( С. Маршак)

Что вы знаете о пунктуации в предложении Какие знаки препинания ставятся в конце предложений

Д. Предложение пишется с большой буквы, а в конце предложений ставится точка, восклицательный и вопросительный знаки.

У. Когда ставится точка, восклицательный и вопросительный знаки

Д.Если в предложении о чём-либо сообщается, то в конце предложения ставится точка. Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак. Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак.

У. Произнесите предложение « Прозвенел  звонок.» с разной интонацией.

6. Работа с карточками.

У. А теперь поработаем с карточками, которые лежат у каждого из вас на парте.

Прочитайте предложение,

поставьте в конце предложения нужный знак препинания.( . !  )

Что ты, ёж, такой колючий

Это я на всякий случай

Знаешь, кто мои соседи

Лисы, волки да медведи

У. Прочитайте только вопросительные предложения и запишите их в тетрадь.

Д. Что ты, ёж, такой колючий

      Знаешь, кто мои соседи

 ( взаимопроверка, учащиеся меняются тетрадями и проводят проверку).

 Физкультминутка.

Шуршат на дереве листы

Шуршат осенние кусты

Шуршит камыш

И дождь шуршит

А ты садись и не шурши,

И всё красиво напиши.

v. Тест на тему « Предложение». ( подготовка к ЕГЭ)

1. Первое слово в предложении пишется

а) с маленькой буквы;                              б) с большой буквы;

2.Предложение состоит из

а) букв;             б) звуков;          в) слогов;            г) слов;  

3.Если в предложении о чём-либо сообщается, повествуется, то в конце предложения ставится

а) вопросительный знак;             б) точка;          в) восклицательный знак;            

4.Какой знак нужно поставить в конце предложения.

Какой замечательный вечер сегодня…

а) вопросительный знак;             б) точка;          в) восклицательный знак;            

Ответы  записываются индивидуально каждым учеником

YI. Итог урока.

1.Наша речь состоит из …..

2.Предложение состоит из ….

3.Предложение выражает …..

4.Слова в предложении связаны…..

5.Первое слово в предложении……

6.В конце предложения ставится…

— Выставление оценок за урок.

YII. Домашнее задание.

Спасибо вам всем за работу. Мне с вами было интересно!

nsportal.ru

Урок русского языка во 2 классе «Знаки препинания в конце предложения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сарагашская средняя общеобразовательная школа»

Урок русского языка во 2 классе по теме

«Знаки препинания в конце предложения»

Учитель: Непомнящая Светлана

Анатольевна

Сарагаш — 2013

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Тип урока: Усвоение новых знаний

Цель урока: Развитие умения правильно оформлять предложение на письме, употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения.

Задачи: 1. Формировать регулятивные УУД:

— организовывать свои действия, оценивать свой личный результат и правильность выполненного действия, учиться высказывать свои предположения.

2. Формировать познавательные УУД:

— работать с информацией: читать, осмысливать, использовать ее

— строить речевое высказывание в устной и письменной форме

— добывать новые знания, находить ответы на вопросы

— уметь применять новые знания.

3. Формировать коммуникативные УУД:

— строить монологическое высказывание

— ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

— слушать и понимать речь других, уметь выражать свои мысли.

4. Формировать личностные УУД:

— мотивировать к учебной деятельности

— формировать внутреннюю позицию обучающихся на уровне положительного отношения к учебе

— развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

— осознавать себя частичкой детского коллектива.

Оборудование: учебник «Русский язык» для 2 класса, карточки со знаками препинания в конце предложения, 3 домика для знаков, рисунки «Солнышка» большого и маленького размера 13 шт., словарные слова для каждого ряда, набор предложений без знаков препинания в конце.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Подготовка класса к работе, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Чистописание

— Назовите одинаковый звук в словах: зонт, зебра, узнать, зеленый. Охарактеризуйте этот звук.

— Какой буквой на письме обозначается этот звук?

(Письмо буквы Зз и буквосочетаний за, зе, зу, зл, зя, зо)

— Какое лишнее, почему?

На доске: Землю красит солнце, а человека труд.

Прочитайте. Докажите, что это предложение.

Сделайте вывод: Что называется предложением?

Объясните смысл пословицы.

— Осенью солнышко уже не такое приветливое, но на уроке оно согреет нас своим теплом.

Запись предложения. (1ряд подчеркнет согласные, 2 – гласные, 3 — мягкие согласные)

Проверка. – Кто выполнил правильно, раскрасит лучик у своего солнышка красным цветом, кто затруднялся – желтым.

3. Работа над новым материалом.

На доске: С деревьев дождем сыплются листья

Вы были осенью в лесу

Как прекрасен осенний лес

— Что заметили? Я ничего не пропустила? Объясните. Прочитайте с нужной интонацией.

— Сформулируйте тему урока.

— Сегодня мы должны ответить на вопрос: Для чего нужны знаки препинания в конце предложения?

1 ряд докажет, для чего нужна точка

2 ряд — ?

3 ряд — !

Собрались как-то знаки препинания и придумали себе прозвища: точка -сообщалка, ! — кричалка, ? — почемучка. Почему они так себя назвали? Объясните (каждый ряд — свой знак).

Работа по учебнику: — Прочитайте правило на с.69 и узнаете, верно ли вы ответили.

— Раскрасьте еще один лучик на своем солнышке.

4. Словарная работа.

— Какую работу мы выполним со словарными словами? Для чего это нужно?

Работа в группах. – Найдите лишнее слово. Проверка.

— Оцените себя, раскрасьте лучик.

— Составьте предложения с этими словами. (1ряд с точкой в конце предложения, 2 ряд — с вопросительным знаком, 3ряд — с восклицательным знаком)

— Напишите понравившееся предложение. Раскрасьте лучик.

5. Физминутка. Игра на узнавание предложений. (Встает тот ряд, если услышит свое предложение)

Что за прелесть эти сказки! Выпал первый пушистый снежок.

Знаете ли вы пословицы о дружбе? Ты выучил стихотворение?

Медведь готовится к зимней спячке.

У тебя есть хомяк? Летом мы купались и загорали.

Слава миру на земле!

-Молодцы! Раскрасьте лучик.

6.Актуализация знаний.

-А сейчас я хочу вам сообщить, что у знаков препинания, как и у вас, есть свои домики. Давайте расселим их в домики.

Групповая работа. Дети ставят знак в конце предложения и помещают его в нужный домик на доске. Проверка. Раскрасьте лучик.

7. Итог урока.

— Вернемся к нашей проблеме. Для чего нужны знаки препинания в конце предложения?

(каждая группа рассказывает о своем знаке)

— Верно. Знаки препинания помогают передать смысл высказывания. Чтобы все одинаково понимали записанную речь, чтобы мы могли выразить свои эмоции.

Сказка о пользе знаков препинания:

— Человек потерял запятую, стал бояться длинных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства. К концу жизни остались у него кавычки. Он совсем разучился мыслить и дошел до точки. Берегите знаки препинания!

— Вот такая невероятная история.

8.Рефлексия.

— Посмотрите, у солнышка на доске пропали лучики, остались только следы. Давайте вернем их на место. Вы рассказываете о предложении, и солнышко станет ярче светить. (Дети рассказывают о предложении и приклеивают лучики на место)

— Оцените свои достижения и раскрасьте лучик.

На доске: МЫ ХОРОШО РАБОТАЛИ НА УРОКЕ

— Прочитайте фразу с вопросительной интонацией. А теперь с восклицательной. Согласны?

— Выразите отношение к уроку, нарисовав ротик солнышку.

9.Домашнее задание по выбору: составить письмо или несколько предложений, используя разные знаки препинания.

— И я, заканчивая урок, говорю спасибо и ставлю точку.

infourok.ru

План-конспект урока по математике (2 класс) по теме: «Знаки препинания в конце предложения» Методическая разработка урока русского языка во 2 классе

Открытый урок по русскому языку (традиционная программа) во 2 классе учителя МОУ «СОШ №5» Шавруковой Аллы Юрьевны 2009-2010 учебного года.

Тема: «Знаки препинания в конце предложения.»

Цели:

1.Познакомить с пунктуацией в конце предложения. Учить анализировать, сопоставлять и рассуждать.

2. Закрепить знания о видах и составе речи; развивать умение правильно оформлять предложение в письменной речи, развивать творческие возможности детей.

3. Воспитывать желание самостоятельно добывать знания, любовь к русскому языку.

Оборудование:

  1. Ноутбук
  2. Мульмедийный комплекс
  3. Спокойная музыка
  4. Необычный шум (фанфары для превращения)
  5. Сказочные точка, вопросительный знак, восклицательный знак.
  6. Листочки для рисунков детей.

План урока:

  1. Организационный момент (настрой детей).
  2. Постановка темы урока, целей.
  3. Повторение пройденного материала о речи.
  4. Словарно – орфографическая работа.
  5. Минутка чистописания.
  6. Физминутка.
  7. Новый материал (подготовка к восприятию – деформированные предложения)
  8. Творческая работа.
  9. Закрепление знаний нового материала.
  10. Домашнее задание.
  11. Обобщение.
  12. Итог урока.

План – конспект урока.

  1. Организационный момент (настрой детей).

— Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

Улыбнитесь мне…   друг другу…

Сядьте…. НОЧЬ. (под медленную музыку повторяют все за учителем)

— Я настроюсь на урок…

Отвечать я буду в срок.

Слушать, мыслить, говорить,

Помнить, радовать, творить.  (ДЕНЬ)

2слайд презентации.

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом.

  1. Постановка темы урока, целей.

Прочитайте тему урока, записанного на доске ( Предложение Предложение Предложение) Как вы думаете, чего не хватает в конце каждого предложения?

Тема нашего урока: «Знаки препинания в конце предложения.»

Сегодня мы будем творчески работать, сочинять, играть, рисовать, и даже…, но это потом. А так же ответим на вопрос Почемучки (учебник с.63) Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа.

  1. Повторение пройденного материала о речи.

Для начла вспомним то, что вы уже знаете с предыдущих уроков.

— С помощью чего общаются животные? (Звуков)

— При помощи чего общаются люди между собой? (речи)

— Какая бывает речь? (устная и письменная)

Давайте вспомним из чего состоит речь. У меня на доске уже составлена схема речи. Всё ли здесь верно…

РЕЧЬ – СЛОВА—ЗВУКИ (БУКВЫ) – ПРЕДЛОЖЕНИЕ

3 слайд презентации

РЕЧЬ—ПРЕДЛОЖЕНИЕ—СЛОВА—ЗВУКИ (БУКВЫ)

  1. Словарно – орфографическая работа.

 Раздаю карточки для индивидуальной работы – 3шт.

А сейчас поиграем в игру «Молчащие слова»

Я показываю слова молча, а вы записываете их и подчёркиваете пропущенные буквы.

4 слайд презентации

     П.тух,  з.вод, в.р.бей, с.рока, р.бочий,  д.журный, т.варищ, п.суда, м.ш.на, р.бота, к.р.ндаш, л.сица, дев.чка,  уч.ник.

— На какие две группы можно разделить слова? (кто? и что?)

5 слайд презентации

— Проверьте, правильно ли вы записали слова…

— Составьте с одним из слов предложение.  Как в устной речи мы выделяем предложение? Запишите…

      — Из записанных ранее слов найдите слова, в которых есть мягкий  

      шипящий звук. (девочка, товарищ)

— Назовите букву, которая стоит раньше по алфавиту? (Ч)

Проверка индивидуальной работы по карточкам)

  1. Минутка чистописания.

6 слайд презентации

ЧОЧ   ЧОЧ   ЧОЧ   ЧОЧ

Часовщик чинил часы.

— Как двумя чёрточками букву О превратить в часы, которые показывают три часа дня, а ночи?..

— Что записано на второй строчке? (скороговорка)

— Можно ли сказать, что это предложение? Докажите…

  1. Физминутка. (пальчиковые игры)
  2. Новый материал.

Подготовка к восприятию нового материала.

Деформированные предложения:

Воробей обедал где?

В красиво лесу как осенью!

Щебечут в  птицы саду.

———- Необычный звук для превращения…

— Что произошло? Сказочная точка ожила…

7 слайд презентации

УЧЕНИЦА:

У меня особый пост в самой малой строчке.

Если Точка – вывод прост: это значит – Точка.

Фразу Следует кончать, если точка рядом.

Меня надо уважать. Меня слушать надо.

И хотя я твердыня в книге и в тетради,

Без особого труда можно со мной ладить,

Если только мысли нить от воды избавить,

И меня не позабыть вовремя поставить.

— Когда же ставится точка? (с. 64 первая часть правила)

— Как читаются такие предложения? Прочитайте из учебника… Приведите свои примеры…

————- Необычный звук для превращения…

Появляется живой сказочный восклицательный знак.

8 слайд презентации

УЧЕНИК.

Ребята! В произведениях стою я для того,

Чтоб выразить волнение, тревогу, восхищение,

Победу, торжество! Не зря я от рождения противник тишины!

Где я, те предложения с особым восхищением

Произнестись должны!

— Правило с. 64 вторая часть правила. Как правильно прочитать предложение из учебника? Приведите свои примеры восклицательных предложений…

———— Необычный звук для  превращения…

Появляется сказочный  живой вопросительный знак…

9 слайд презентации

УЧЕНИИК:

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?

Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?

Что? Кому? Который? Чья? Какие? В чём?

Вот какой я мастак – вопросительный знак!

— Правило на с. 64, третья часть… Прочитайте вопросительные предложения из учебника… Приведите свои примеры…

МИНИ ИТОГ: Ответ на вопрос Почемучки из учебника…

— Как вы думаете, какой знак препинания важнее?

10 слайд презентации

Сценка: ведущий, восклицательный знак, вопросительный знак, точка.

В: У последней точки на последней строчке

Собралась компания знаков препинания.

Прибежал чудак восклицательный знак.

Никогда он не молчит, оглушительно кричит.

!: УРА! ДОЛОЙ! КАРАУЛ! РАЗБОЙ!

В: Притащился кривоносый вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы.

?: КТО? КОГО? ОТКУДА? КАК?

В: И сказала Точка, Точка – одиночка:

.: Мной кончается рассказ,

Значит я важнее вас!

В: Но права ли Точка, Точка – одиночка?

Что вы скажете в ответ? Всех важнее точка?

Все:

Нет! Знаки всякие нужны!

Знаки всякие важны!

  1. Творческая работа.

11 слайд презентации

Вот перед вами листки бумаги. Нарисуйте из них цветок, используя знаки препинания: точку, восклицательный знак и вопросительный знак.

Пусть у вас получатся красивые и оригинальные цветы… (2 минуты)

  1. Закрепление изученного материала:

— Прочитайте предложения, определите, какой знак надо поставить в конце.

12 слайд презентации

СМИЛУЙСЯ, ГОСУДАРЫНЯ РЫБКА (Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке)

ДА ТОЛЬКО ВОЗ И НЫНЕ ТАМ (Крылов «Лебедь, рак и щука»)

КТО НАУЧИЛ ТЕБЯ ЧИТАТЬ (Толстой «Филиппок»)

— Из каких произведений эти предложения? Спишите. Поставьте нужный знак.

  1.  Домашнее задание:

Найдите на с. 65 упр. 125. Что не понятно? Будите ли списывать весь текст. Запишите задание в дневник.

  1.  Обобщение:

13 слайд презентации

— Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения?

ЗАГОРАЖИВАЕТ ПУТЬ, ПРЕДЛАГАЕТ ОТДОХНУТЬ. (точка)

ВЕЧНО ДУМАЯ НАД СМЫСЛОМ, ИЗОГНУЛСЯ КОРОМЫСЛОМ (?)

ПОЛНЫМ ЧУВСТВАМ НЕТ КОНЦА, БУРНЫЙ НРАВ У МОЛОДЦА (!)

  1.  Итог:

—Что узнали нового? Что понравилось? Оценки. (попробуйте себя сами оценить.)

14 слайд презентации

nsportal.ru

Конспект урока по русскому языку 2 класс Школа России «Предложение. Знаки препинания в конце предложения»

Урок русского языка

Тема: Предложение. Знаки препинания в конце предложения

2 класс

УМК Школа России

Составил учитель начальных классов

Смирнова Надежда Ивановна

«Школа №1636 «НИКА» г.Москвы

Тема: Предложение. Знаки препинания в конце предложения.

Цель: развивать умения правильно оформлять предложение в письменной речи, употреблять большую букву в конце предложения; точку, вопросительный, восклицательный знаки – в конце;

учить распознавать предложения по интонации;

развивать речь через правильное построение ответов на вопросы.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями, запись вопросов на листах, сигнальные карточки со знаками препинания.

  1. Орг. Момент

Цель: эмоциональный настрой на урок

-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.

-Я желаю вам, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока

  1. Проверка дом. задания

Цель: обобщить знания о тексте.

-Что называется текстом?

-Какие части в нём можно выделить?

-Что такое тема текста?

-Что такое главная мысль текста?

-Из чего состоит текст?

-Из чего состоит предложение?

3.Актуализация знаний.

-Отгадайте ребус, какое слово в нём зашифровано? (родина) Слайд 2

-Красиво прописываем его в тетради. ( 1 ученик у доски)

-Какие пословицы вы знаете о родине? ( Дети читают с доски и объясняют смысл) Слайд 3

-Пословица- это предложение?

-Вспомним всё, что вы знаете о предложении. С.24 дети читают правило.

-Какая группа слов составляет предложение? Слайд 4

-В нашем предложении есть новое словарное слово- родина,

-Спишите предложение, поставьте ударение и выделите орфограмму в слове родина

-Придумайте свои предложения с этим словом.

-Можем ли мы из данных слов составить предложение? Слайд 5

-Какой знак мы поставим в конце этого предложения? Слайд 6

— Ребята, интересно вам узнать, когда в конце предложения мы будем ставить ? и ! знаки? Давайте определим тему нашего урока , цель урока. Слайд 7

4.Словарная работа. СЛАЙД 7-13

Цель: повторить правописание безударных гласных непроверяемых ударением,

закрепить написание словарных слов, развивать умение составлять предложения и отгадывать загадки.

А вот ещё одно задание

Отгадать загадки, а отгадки записать в тетрадь самостоятельно..Слайд 8

Загадки: 1) Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу

Петух СЛАЙД 9

2) Верещунья белобока,

А зовут её …..

Сорока СЛАЙД 10

3) Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает

Воробей СЛАЙД 11

  1. Чёрная, серая, крикливая

Старая, умная…. Ворона СЛАЙД 12

5) Хвост пушистый

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. Лисица СЛАЙД 13

  1. Заворчал живой замок.

Лёг у двери поперёк

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи. Собака СЛАЙД 14

Проверка словарных слов( ударение, безуд. гл.)

5.Работа над новым материалом

Цель: развивать умения правильно составлять предложения и оформлять их на письме, учит распознавать предложения по интонации

Работа у доски (Дети из карточек составляют предложения и записывают в тетрадь)

  1. Воробей, обедал, где

–Какой знак поставим в конце предложения?

-Почему?

-Открываем учебники на с. 25 и находим ответ на этот вопрос в упр.22

( 1 ученик зачитывает вслух)

  1. Ребята, птиц, увидели.

-Какой знак поставим в конце предложения? Почему? Найдите ответ в упр.22

  1. У ,лисицы, какой ,хвост, пушистый

-Какой знак поставим в конце предложения? Почему? Найдите ответ в упр.22

6.Первичное закрепление.

Игра «Угадай-ка» Работа в паре, одна пара работает у доски.

( На доске знаки препинания и определение. Нужно соединить знак с определением)

? сообщается о чём -либо

! содержит вопрос

. произносится с сильным чувством

Вывод:

-Какую роль играют в речи знаки? ( помогают выразить мысли и чувства, понимать речь.) (Учитель вывешивает карточки на доску)

Физкультминутка

Игра на внимание (УСТНО)

Поставьте нужный знак ( встать и показать) ( хлопок . ! руки вверх ? руки в сторону

Русский народ сочинил мудрые пословицы и поговорки.

Ты любишь отгадывать загадки?

Кто быстрее прочитает скороговорку?

Молодец, Катя!

7.Закрепление изученного

Цель: закреплять умение правильно ставить знаки препинания в конце предложения

1)Выполнение упр. 23 (устно)

2)Игра «Немое письмо» (1 ученик работает на доске)

Я читаю предложение, а дети показывают сигнальными каточками знаки препинания, которые стоят в конце предложения

Здравствуй, милая мамочка!

Я часто вспоминаю тебя, своих братьев, наш лес. Мне нравится учиться в школе. Очень интересно на уроках русского языка. Что интересного в вашей жизни? Когда мы увидимся? Как я по вам соскучился!

Проверка ( ! . . . ?? ! )Запись на обратной стороне доски

-Поднимите руку кто ошибся

3)Самостоятельная работа. Работа по карточкам (на партах у каждого)

Однажды Коля увидел на дороге воробья откуда он здесь взялся воробей дрожал от холода Коля принес его домой и отогрел какой добрый поступок

-Списать все предложения и поставить знак препинания в конце предложения

Слайд 15. Проверка Слайд 16

8.Итог урока

— Что выражает предложение?

— Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

-Какую роль играют в речи знаки?( помогают выразить мысли и чувства, понимать речь.)

9.Рефлексия

Цель: оценить свою работу на уроке

-Предлагаю оценить вашу работу на уроке знаками препинания.

-Как вы думаете, какой знак какой оценке подходит? (!)-у меня все отлично, (.) я все хорошо понял, (?)-остались еще вопросы.) (9 слайд)

-Поднимите подходящие для оценки вашей работы  знаки

7. Домашнее задание.

С.26 упр.24

infourok.ru

Конспект урока «Знаки препинания в конце предложения» (2 класс)

Русский язык

Урок №

Дата проведения:

Тема: «Знаки препинания в конце предложения»

Цели: повторить какие знаки препинания ставятся в конце предложения; отработать умение правильно ставить знаки препинания в конце предложений; продолжить развивать орфографическую зоркость.

Ход урока

Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».

Минутка чистописания

Пр пр

Ед ед

Словарная работа

Сейчас, потом, теперь, сегодня, завтра, до свидания, здравствуй (-те-).

— Какое слово лишнее? Почему?

Работа над темой урока

— Из чего состоит наша речь? (наша речь состоит из предложений)

— Сегодняшняя тема нашего урока – знак в конце в конце предложения.

— Что называется предложением? (Предложение – это слово или группа слов, связанных между собой по смыслу).

-Какие знаки можно поставить в конце предложения? Стр.12-13 правило читать

Работа над определением предложений и расстановкой знаков препинания в конце предложения

— Прочитайте записанные ряды слов, и выпишите только предложения. (Доска.)

Наступила зима.

На птица сидела ветке.

Подул холодный ветер.

На верхушке ели …….

— Какие предложения вы выписали? (1 и 3)

— А 2 и 4?  Почему их нельзя назвать предложениями? (Здесь слова между собой не связаны и они не выражают законченную мысль)

-Какие знаки вы поставили в конце этих предложений? А какие знаки ещё можно поставить в конце предложений?

Бурным чувствам,

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца. (!)

Вечно думая

Над смыслом, 

Изогнулся

Коромыслом. (?)

Когда?

Справочное пособие стр.11 упр.2

 Деформированные предложения.

— Что записано на доске

воробей, обедал, Где.

в, хорошо, лесу, Как, весной.

поют, В, птицы, саду.

— Составьте из слов каждой строчки предложения. Подумайте, какой знак нужно поставить в конце предложений. (Разбор каждой строчки и запись предложений под диктовку учащихся.)

— Прочитайте предложение, в котором о чём-то спокойно сообщается, т. е повествуется (В саду щебечут птицы).

— Какой знак поставили в конце предложения, если в нем о чём-либо сообщается

— Найдите предложение, которое надо произнести с чувством восхищения и радости. (Как хорошо весной в лесу!)

— Какой знак поставили в конце этого предложения.

— Прочитайте предложение, в котором содержится вопрос. (Где обедал воробей).

— Какой знак поставили в конце такого предложения

Работа с карточками

А теперь поработаем с карточками, которые лежат у каждого из вас на парте.

Прочитайте предложение,

поставьте в конце предложения нужный знак препинания.( . !  )

Что ты, ёж, такой колючий

Это я на всякий случай

Знаешь, кто мои соседи

Лисы, волки да медведи

— Прочитайте только вопросительные предложения и запишите их в тетрадь.

Что ты, ёж, такой колючий

 Знаешь, кто мои соседи

 ( взаимопроверка, учащиеся меняются тетрадями и проводят проверку).

Тест на тему « Предложение».

1. Первое слово в предложении пишется

а) с маленькой буквы;                              б) с большой буквы;

2.Предложение состоит из

а) букв;             б) звуков;          в) слогов;            г) слов;  

3.Если в предложении о чём-либо сообщается, повествуется, то в конце предложения ставится

а) вопросительный знак;             б) точка;          в) восклицательный знак;            

4.Какой знак нужно поставить в конце предложения.

Какой замечательный вечер сегодня…

а) вопросительный знак;             б) точка;          в) восклицательный знак;            

Ответы  записываются индивидуально каждым учеником

Итог урока

1.Наша речь состоит из …..

2.Предложение состоит из ….

3.Предложение выражает …..

4.Слова в предложении связаны…..

5.Первое слово в предложении……

6.В конце предложения ставится…

— Выставление оценок за урок.

Домашнее задание

Спасибо вам всем за работу. Мне с вами было интересно!

  1. Наступила зима.

  2. На птица сидела ветке.

  3. Подул холодный ветер.

  4. На верхушке ели …….

воробей, обедал, Где.

в, хорошо, лесу, Как, весной.

поют, В, птицы, саду.

Что ты, ёж, такой колючий

Это я на всякий случай

Знаешь, кто мои соседи

Лисы, волки да медведи

infourok.ru

Урок 11. какие знаки препинания ставятся в конце предложения? — Русский язык — 2 класс

Русский язык. 2 класс.

Урок 11. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Границы предложения в деформированном тексте.

2) Выбор знака препинания в конце предложения.

Тезаурус:

Восклицательный знак ставится в конце тех предложений, в которых выражаются сильные чувства: радость, восхищение, негодование, гнев и т.п.

Точка ставится в конце тех предложений, в которых о чём-то рассказывается, сообщается о чём — либо без особых эмоций.

Вопросительный знак ставится в конце предложений, содержащих вопрос.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 25–26.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 24.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

  1. Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Наша устная речь состоит из предложений. В зависимости от того, что выражается в предложении – сообщение, утверждение, вопрос, просьба – и с какой интонацией оно произносится на письме, в конце предложения могут быть поставлены разные знаки.

Вопросительный знак

Спрашивать можно без помощи особых слов, только меняя интонацию:

Ты поел?

Мама рада?

Но многие предложения начинаются с вопросительных слов (где, куда, когда, откуда, почему, зачем, как и другие).

Где же ты пропадал всё это время?

Откуда ты знаешь про мой день рождения?

Почему ты предпочитаешь футбол, а не хоккей?

Восклицательный знак

Восклицательный знак ставится в конце тех предложений, в которых выражаются сильные чувства: радость, восхищение, негодование и т.п.

Не подходите близко к клетке с тигром!

У вас очень смышлёный ребенок!

Какая отвратительная погода на улице!

Точка

Точка ставится в конце тех предложений, в которых о чём-то рассказывается, сообщается о чём-либо без особых эмоций.

Мы с классом ходим в театр каждую четверть

Пушистая белочка прыгает с ветки на ветку.

В этой реке водятся караси и пескари.

Одно и то же предложение может быть произнесено так, что в конце будут ставиться разные знаки:

Мама любит фрукты!

Мама любит фрукты?

Мама любит фрукты.

Примерный разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Вопросительный знак.

На конце каких предложений нужно поставить вопросительный знак?

Подсказка: при правильном выборе предложение изменит цвет.

Правильный ответ:

А) А что вы думаете по этому поводу_

Б) В каком месяце твой день рождения_

В) Вот и наступила зима_

Г) Не ломайте, пожалуйста, ветки_

Задание. Письмо бабушке.

Расставьте знаки препинания.

Подсказка: предложение заканчивается перед словом с заглавной буквой.

Правильный ответ:

Здравствуй, бабушка. Как у тебя дела? У меня всё отлично! Я скоро к тебе приеду.

Твой внук Ваня.

resh.edu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *