Знаки препинания внутри предложения 4 класс – Упражнение 1 — ГДЗ 4 класс, Русский язык, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть. Страница 35

Творческая работа учащихся по русскому языку (4 класс) на тему: Проект «Похвальное слово знакам препинания»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Парбигская средняя общеобразовательная школа»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Похвальное слово знакам препинания»

Выполнили ученики 4 класса, руководители групп:

Глазачева Наталья, Малкач-оглы Евгения,

Таганова Алина, Худякова София

Руководитель: Макарова Наталья Куприяновна

с. Парбиг

2014 –2015 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт  работы

3-5

  1. История возникновения знаков препинания

6-8

  1. Роль знаков препинания (миниатюры)

9-11

  1. Правила постановки знаков препинания

11-13

  1. Упражнения для тренировки

13-21

  1. Проверка умения правильно ставить изученные знаки препинания

21- 22

  1. Занимательный материал о знаках препинания

22-27

ПАСПОРТ РАБОТЫ

Тема: «Похвальное слово знакам препинания»

Класс: 4

Вид проекта: долгосрочный,информационный.

Форма организации: групповая.

Режим работы: урочный,внеурочный.

Актуальность: на уроках русского языка изучая темы «Знаки препинания при однородных членах предложения», «Знаки при диалоге», «Знаки в конце предложения», мы сталкивались с ситуациями, когда было непонятно, где должны стоять знаки препинания. А придумывая сочинения – не только где, но и какие знаки. Поэтому стало интересно узнать, какие знаки препинания есть ещё, и какую роль они выполняют.

Проблема: часто мы не знаем, какие знаки препинания ставится в предложениях, и где их надо поставить.

Цель: закрепление и расширение знаний о знаках препинания в предложениях.

Задачи:

  1. Определить, сколько знаков препинания, и как они появились.
  2. Выяснить  значение  знаков  препинания  на  письме.
  3. Научиться ставить изученные знаки препинания.

План работы:

  1. Распределить задания.
  2. Найти справочный материал, упражнения и занимательный материал.
  3. Составить сборники упражнений, загадок и памяток.
  4. Решить задания с одноклассниками и сделать вывод об умении ставить знаки препинания.
  5. Представить полученные результаты и собранный материал на классной конференции.

Итоговый  продукт: книжки-малышки, брошюры, презентации.

Вывод:

Работая над проектом, мы узнали очень многое о знаках препинания: какие знаки есть, историю их появления, правила постановки. Также мы учились их ставить. И, хотя у нас ещё не всё получается правильно, такая работа необходима. Она помогает научиться расставлять не только точки, запятые,  но и точку с запятой, двоеточие, тире.

Проведённый нами эксперимент показывает, что не все ребята научились правильно расставлять изученные знаки препинания, и поэтому нам необходимо не только учить правила, но и учиться ставить знаки.  

 Правильно ставит знаки пунктуации очень важно, так как от этого зависит, поймут нас или нет. В устной речи мы изменяем голос, интонацию, делаем паузы, а на письме все это мы выражаем знаками препинания, которые точно передают наши мысли и чувства.  

А знание правил пунктуации позволит нам стать образованными людьми.

Список литературы

  1. Загадки по русскому языку для школьников. [www документ] — URL:http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-po-ruskomu-jazyku-dlja-shkolnikov.html
  2. Литературное чтение. 4 кл. в 2-х частях\Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. — М.: Просвещение, 2014 г.
  3. Пунктуация(илизнакипрепинания). [www документ] — URL:http://traditio-ru.org/wiki/
  4. Русский язык. 4 кл. в 2-х частях \ Канакина В.П., Горецкий В.Г. — М.: Просвещение, 2014 г.
  5. Стихи о знаках препинания/ Ирина Токмакова. [www документ] — URL: http://www.znaki-pr.ru/texts/znaki-pr_stihi&pics.html
  6. Точка, точка, запятая: происхождение знаков препинания. [www документ] — URL:http://origin.iknowit.ru/paper1234.html

ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗНАКОВ  ПРЕПИНАНИЯ

В русском языке есть такой очень важный раздел, как пунктуация. В нём изучаются знаки препинания, правила их расстановки. Знаки препинания: точка (.), вопросительный знак (?), восклицательный знак (!), многоточие (…), запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:), тире (-), скобки (круглые) ( ), кавычки (» «). Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами, или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е — запятая. Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки. В «Грамматике словесности» Мелентия Смотрицкого (1619 год) появился первый парный знак препинания — круглые скобки.

Самым древним знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Но в то время её употребление отличалось от сегодняшнего: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу строки, а посреди неё; в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. ТОЧКА, -и, ж. 1. След от прикосновения, укола чем-нибудь острым (кончиком карандаша, пера, иглы), вообще маленькое круглое пятнышко.

Самым распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Само слово «запятая» встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово произошло от запяти(ся) — „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“.

Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелентия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

Восклицательный знак [!] нужен для выражения восклицания (удивления). Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755). Восклицательный знак происходит от выражения «note of admiration» (пометка об изумлении). По одной из теорий его происхождения, это было латинское слово для обозначения радости (Io), написанное с буквой «I» над буквой «o».

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;]. Придумали вопросительный знак немецкие книгопечатники, которые работали в Венеции в XVI. И произошло это, видимо так: первые ученые писали по-латыни, они помещали слово questio — то есть «вопрос» — в конце предложения, которое, сокращённое до «Qo», ставилось в конце вопросительных предложений. Чтобы сэкономить ценное пространство, «Qo» сократили до «Q», в результате чего появилась еще одна проблема — читатели могли путать ее с окончанием слова. В результате «Q» стали помещать над «o», что и привело в конечном итоге, к образованию всем известного символа. Со временем «o» превратилась в точку, а «Q» в загогулину.

Тире [-] и многоточие […] относятся к более поздним знакам. Предполагалось, что тире изобрёл Н.М. Карамзин, однако оказалось, что в русской печати этот знак встречался уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова.

Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [« »]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка- „лягушка“. Таким образом, кавычки- „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.

Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать– «остановить, «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer.

Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть почти полвека назад.

РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

(миниатюры)

Каждый знак препинания играет свою роль.

«Кавычки»

Зимой  мы с мамой шли по городу, и прямо на улице увидели выставку картин. Я заметила картину « Грачи прилетели» и говорю маме:

— Мам, смотри, грачи прилетели.

А мама удивлённо на меня посмотрела и говорит:

— Доча, какие грачи, они только весной прилетают! А я показываю на картину и говорю:

— Мама! Картина «Грачи прилетели». И тогда она увидела выставку, и мы с ней долго смеялись»

ЗАПОМНИТЕ  НАВСЕГДА!

Название картин, рек, клички животных и т.п. ПИШЕТСЯ В «КАВЫЧКАХ»

«Восклицательный знак»

Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты, звучание голоса. В письменной речи «носителем самых разнообразных чувств» служит лишь восклицательный знак. В текстах восклицательный знакможет встречаться несколько раз, выполняя различные функции.

Во-первых, предложение «У меня лучшая профессия на свете!» с восклицательным знаком выражает радость.

Во-вторых, в предложении  «Это же жутко: бесполезный работник!» этот знак в конце предложения используется для выражения недоумения.

В-третьих, в предложении «Вы только подумайте, что за больной пошёл!» восклицательный знак помогает выразить удивление.

В-четвёртых, в предложении  «И все такие нервные, злые, все только о своих болячках и говорят!» этот знак используется для выражения неудовлетворения.

В-пятых, в предложениях «Нет, кто бы мне посочувствовал! Как мне трудно!» восклицательный знак будто бы привлекает внимание, призывает кого-то на помощь.

В-шестых, в предложениях «Не спеши! Не скачи! Подумай сперва как следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает приказ.

В-седьмых, в предложении «Смилуйся, государыня рыбка!» восклицательный знак выступает в роли «попрошайки», то есть используется для выражения просьбы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример! 

«Точка»

Если поставить точку неправильно, то получится  предложение с другим смыслом. Например, у меня есть друзьяЖеня и Ира. Один раз они мне прислали эсэмэску про своего друга: «В комнате живёт ёжик Алёша он за ним  ухаживает».  Я её прочиталатак: «В комнате живёт ёжик Алёша. Он за ним ухаживает».  Потом долго удивлялась этой эсэмэске.

Так что друзья, пишите правильно,  даже в эсэмэсках, разграничивая предложения, а то поймут не совсем так, как вы хотели!!!

«Точка с запятой»

Однажды я писала сочинение,и в нём оказалось предложение с огромным количеством запятых. Предложение выглядело вот так: «Это лето было тёплое, ласковое, милое, упрямое солнце светило с самого утра». Но куда ещё запятые, их и так много!! И тут я узнала у мамы про знак препинания точка с запятой. Он ставится, когда в предложении много запятых. И я написала предложение так:  «Это лето было тёплое, ласковое, милое; упрямое солнце светило с самого утра».Так я воспользовалась, совершенно новым для меня знаком препинания!!!

«Многоточие»

Моя подруга писала рассказ-описание о еже. Она старалась написать о ежике всё, что знала. Прочитав написанное сочинение в тетради, она вспомнила ещё кое-что, но писать уже устала. Что делать? И она позвонила мне: «Какой поставить знак, если есть ещё описание, а писать устала?». Я подумала и ответила: «Что есть знак препинания – многоточие. Этот знак ставится, когда ты ещё не закончил высказывание». Это был выход! Она очень обрадовалась и поблагодарила меня!

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

В тексте иногда встречаются такие места, когда непонятно, нужен ли знак препинания, и если да, то какой именно. Для ответа на эти вопросы необходимо применить определённое правило пунктуации.

Точка

На письме она используется для завершения предложений и отделения одного предложения от другого «На улице идет дождь. Я решил остаться сегодня дома.» и для сокращения слов «и т.д. — и так далее».

Запятая

Используется внутри предложения для отделения его частей друг от друга «Солнце светило так ярко, что даже насекомые спешили укрыться от него». Ставится при однородных членах предложения «Утром я проснулась, встала, умылась и пошла завтракать»; для выделения обращения «Дима, вставай, пора в школу».

Точка с запятой

Ставится в предложении, если в нем много составляющих и запятых, для разделения частей: «Солнечные блики скакали повсюду, отражаясь от водной глади; кто бы мог подумать, что такая погода может быть в середине осени».

Многоточие

Используется для обозначения паузы или незаконченной мысли: «Да, я все время думаю о том, как все могло бы сложиться, что было бы с нами… Почему ты спросил у меня об этом именно сейчас?».

Восклицательный знак

Он завершает предложение и обозначает эмоциональную окраску — волнение, удивление, гнев, сильную радость и многое другое, в зависимости от контекста самого предложения: «Скорей! Иначе мы опоздаем!». Восклицательный знак может ставиться не только в конце предложения, им можно выделять обращения: «Господа! Мы скоро начинаем» или после междометия: «Ах! Мне безумно жаль!».

Вопросительный знак

Обычно ставится в конце предложения и выражает вопрос или сомнение: «Зачем нужны знаки препинания в письменной речи?»

Двоеточие

Ставится внутри предложения и означает, что часть до него связана с частью после него. Двоеточие ставится при перечислении после обобщающего слова «Ах, как много было там цветов: ирисы, нарциссы, хризантемы, герберы, лилии и розы!». Также двоеточие используется в сложном предложении, если одна из частей дополняет или поясняет вторую: «Он принял это решение быстро, не задумываясь, у него были на то причины: он знал, что это правильно».

Тире 

Используется внутри предложения и часто заменяет пропущенные слова или союзы. «Любящая семья — настоящее счастье», тире используется вместо пропущенного слова «это». Также тире используют для обозначения прямой речи «Что это?» – спросил Костя.

  • Здравствуй, Ваня!
  • Привет, Миша.

Кавычки

Кавычки являются выделительным знаком. Прежде всего, кавычки выделяют в тексте чужую речь — отдельные слова, принадлежащие другому автору, цитаты, прямую речь:“Что же будет?” – подумал он.Выделяются необычно употребленные автором слова, названия картин «Золотая осень», книг «Заяц Коська и его друзья» и т.д.

Скобки

Скобки выделяют в предложении особо значимые части; особая значимость проявляется в дополнительной смысловой нагрузке: «В жаркое летнее время (это было в начале июля) мы отправились за ягодами».

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ

  1. Вставьте пропущенные знаки ( — )

Приплыла к нему рыбка, спросила: 
Чего тебе надобно, старче?
Ей старик с поклоном отвечает: 
Смилуйся, государыня рыбка! 
Еще пуще старуха бранится, 
Не даёт старику мне покою: 
Избу просит сварливая баба. 
Отвечает золотая рыбка: 
Не печалься, ступай себе с богом, 
Так и быть: изба вам уж будет.  

  1. Вставьте ( — ),где понадобится.

Из за братьев выступает

И, надувшись, отвечает:

Эта пара, царь моя,

И хозяин тоже я.

Ну, я эту пару покупаю!

Продаёшь ты?

Нет, меняю.

  1. Вставьте пропущенные ( , )

Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь:

Тоска предчувствие заботы

теснят твою всечасно грудь.

  1. Вставьте пропущенные ( , )

Море пламенем горит

Выбежал из моря кит:

«Эй пожарные бегите!

Помогитепомогите!»

Долго долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами

И сушёными грибами.

Прибегали два курчонка

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата

Поливали из ушата.

Тушаттушат — не потушат

Заливают — не зальют.

Тут бабочка прилетала

Крылышками помахала

Стало море потухать —

И потухло.

  1. Вставьте пропущенные ( ! )

«Прямо ехать — убитому быть

Влево ехать – женатому быть

Вправо ехать —  богатому быть

Всё судьбой сие предписано»

Во глубоком раздумье Илья,

Он стоит, сам себе говорит.

  1. Вставьте пропущенные ( ! )

В доме отдыха – плакат.

Объявления висят:

                «Въезд машинам запрещён,

                 Чтоб не портили газон»  

«Около подъезда

Песни петь не место»

            «В семь часов у нас подъём.

            А не ночью и не днём»  

  1. Вставьте пропущенные ( . )

Я возвращался с охоты собака бежала впереди вдруг она уменьшила шаги и стала красться на аллее я увидал воробышка молодой воробей выпал из гнезда он не умел летать и сидел неподвижно

  1. Вставьте пропущенные ( . )

Плывут паутины

Над сонным жнивьём,

Краснеют рябины

Под каждым окном

Хрипят по утрам

Петушки молодые

Дожди налегке

Выпадают грибные

Поют трактористы,

На зябь выезжая

Готовятся сёла

Ко Дню урожая

(1)Проверка:

Приплыла к нему рыбка, спросила: 
— Чего тебе надобно, старче? 
Ей старик с поклоном отвечает: 
— Смилуйся, государыня рыбка! 
Еще пуще старуха бранится, 
Не даёт старику мне покою: 
Избу просит сварливая баба. 
Отвечает золотая рыбка: 
— Не печалься, ступай себе с богом, 
Так и быть: изба вам уж будет 

(2)Проверка:

Из-за братьев выступает

И, надувшись отвечает:

-Эта пара, царь моя,

И хозяин тоже я.

-Ну, я эту пару покупаю!

Продаёшь ты?

— Нет, меняю.

(3)Проверка:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

(4)Проверка:

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!»

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами.

Прибегали два курчонка,

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша,

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата.

Тушат, тушат — не потушат,

Заливают — не зальют.

Тут бабочка прилетала,

Крылышками помахала,

Стало море потухать –

И потухло.

(5)Проверка:

«Прямо ехать — убитому быть!

Влево ехать – женатому быть!

Вправо ехать —  богатому быть!

Всё судьбой сие предписано!»

Во глубоком раздумье Илья,

Он стоит, сам себе говорит.

(6)Проверка:

В доме отдыха – плакат.

Объявления висят:

                «Въезд машинам запрещён,

                 Чтоб не портили газон!»  

«Около подъезда

Песни петь не место»

            «В семь часов у нас подъём.

            А не ночью! И не днём!»  

(7)Проверка:

Я возвращался с охоты. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. На аллее я увидал воробышка. Молодой воробей выпал из гнезда. Он не умел летать и сидел неподвижно.

(8)Проверка:

Плывут паутины

Над сонным жнивьём,

Краснеют рябины

Под каждым окном.

Хрипят по утрам

Петушки молодые.

Дожди налегке

Выпадают грибные.

Поют трактористы,

На зябь выезжая.

Готовятся сёла

Ко Дню урожая.

ПРОВЕРКА УМЕНИЯ ПРАВИЛЬНО СТАВИТЬ

ИЗУЧЕННЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

После того, как подобрали упражнения для тренировки в постановке знаков препинания, провели проверку, умеем ли мы правильно ставить знаки препинания. Для  этого раздали одноклассникам свои тексты, затем собрали выполненные работы, проверили правильность, посчитали количество ошибок, поставили отметки и сделали вывод,  что у нас получается лучше, а над чем ещё надо поработать. Мы получили следующие результаты:

Отметки

Вид задания

«5»

«4»

«3»

«2»

Поставить точки

7

4

8

5

Поставить запятые

5

9

0

10

Поставить тире

9

4

1

10

Поставить восклицательный знак

10

9

2

3

Вывод: лучше всего мы научились ставить восклицательный знак, умеем ставить точки. Запятые и тире умеют ставить только половина ребят, поэтому нам необходимо и учить правила и учиться ставить знаки препинания.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ О ЗНАКАХ ПРЕПИНАНИЯ

Загадки

***

Я фигурка небольшая,

Точка подо мной большая.

Коль спросить что соберешься,

Без меня не обойдешься. (Вопросительный знак)

***

Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнести должны. (Восклицательный знак)  

***

Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю… (точку)

***

Какая погода!

И снег замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой —… (восклицательный)

***

Знак такой: крючок и точка,

Напишу его на строчке.

Если что-то я спрошу,

То его в конце пишу.

Сколько? Где? Когда? Все просто…

После слов тех — … (знак вопроса)

***

Если текст вдруг незаконченный,

Вместо точки стоит… (многоточие)

***

Знак препинания очень нам нужный,

С точкой он схож и вообще с нею дружен.

Точки сестру с завитушкой смешною

Мы называем всегда… (запятою)

Стихотворения

Точка .
Точка ставится в конце.
Правда же, подружки?
Если точки на лице,
Их зовут веснушки.

Запятая ,
Я девица занятая,
Мое имя Запятая
Мне едва хватает дня,
Все, чуть что, зовут меня!

Точка с запятой ;
Если вдруг подъем крутой
Иль длинная дорожка,
Встретив точку с запятой,
Отдохни немножко!

Двоеточие :
Зовусь я двоеточие,
И я не то, что прочие,
Я знак ужасно важный,
Взгляни — я двухэтажный!

Тире —
Я не черточка, не минус,
Я прошу, не путай ты нас.
Все меня «тире» зовут, 
Нужно — буду тут как тут.

Скобки ( )
Нам друг без друга скучно,
Друг с другом мы — 
Неразлучно.

Кавычки » «
Что за глупые привычки:
Всюду врозь да всюду врозь.
Мы кавычки, мы сестрички,
Так у нас уж повелось:
Вместе мы гуляем, 
Праздники встречаем,
Очень крепко дружим,
В «Синтаксисе» служим.

Многоточие . . .
Рядом три 
Сестрички-точки,
Значит, нет конца 
У строчки,
На рисунке это здесь показано.
Многоточием зовемся,
Если за руки возьмемся,
Значит, в строчке
Что-то недосказано…

*** 
Внимание! Внимание!
Мы знаки препинания!
Тире, знак восклицания,
Кавычки, двоеточие,
И прочее, и прочее…

Восклицательный знак:
Друзья мои, приятели,
Живу я много лет,
Примите восклицательный
Мой пламенный привет!

Вопросительный знак:
Разные вопросы 
Задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?

nsportal.ru

Проект Знаки препинания» 4 класс

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №9» города Смоленска

(МБОУ «СШ №9»)

ПРОЕКТ

«Похвальное слово знакам препинания»

Подготовила: Коровкина Лариса Сергеевна,

классный руководитель 4А класса

2016

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Название проекта: «Похвальное слово знакам препинания»

Руководитель проекта: Коровкина Лариса Сергеевна, учитель начальных классов

Предмет: русский язык

Участники проекта: учащиеся 4А класса

Сроки реализации проекта: сентябрь 2016

Цель исследования – теоретический анализ пунктуационной системы русского языка, обобщение тенденций употребления основных знаков препинания в целом и в научной литературе, в частности.


Объект исследования – современная пунктуация как исторически сложившаяся система, её принципы и специфика, правила, функции, закономерности в употреблении основных знаков препинания.


Предмет исследования – базовые тенденции, правила, функции, закономерности в употреблении основных знаков препинания.


Задачи:
— проанализировать историю возникновения пунктуации, её принципы и главные черты;
— обобщить и рассмотреть тенденции, правила и закономерности в употреблении основных знаков препинания;


Гипотеза исследования – утвердиться о том, что пунктуация является базовым элементом русского языка в целом, выполняя различные семантико-синтаксические функции, служа целям коммуникации в различных её проявлениях.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1. Подготовительный


История возникновения знаков препинания

Сегодня нам трудно представить, что древние тексты представляли собой просто непрерывный поток букв без пробелов! В Древней Руси летописцы не использовали никаких знаков препинания. И тексты выглядели примерно так: «Нелеполиныбяшетъбратиеначятистарымисловесытрудныхъповестийопълкуигоревеигорясвятъславлича». Это очень затрудняло чтение и перевод.

Потребность в знаках начала ощущаться с появлением книгопечатания в XVв. Пунктуацию изобрели итальянцы.

Самым первым знаком пунктуации был крест. Писцы ставили его не по грамматическому смыслу, а когда прерывали работу. Крест защищал священный текст от нечистой силы. Позже Крест превратился в точку.

Точка является древнейшим знаком!  и встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако ее употребление отличалось от современного: точка ставилась не внизу на строке, посреди нее, потому что использовалась вместо пробела.

Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ• (Архангельское Евангелие, ХI век).

Вот какое объяснение слову «точка» дает В. И. Даль: «Точка — значок от укола острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина».

Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

А в русском языке XVI в. вопросительный знак назывался «точка вопросительная», восклицательный – «точка удивления». А учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек» или «о точечном разуме».

Наиболее распространенным знаком препинания в русском языке считается запятая. Её изобрёл в XV в. венецианский типограф АльдМануций.

В. И. Даль считает, что это слово произошло от глаголов  запять, запинать – т.е. «останавливать», «задерживать». Дело в том, что в 13-ом веке ввели другой знак препинания, обозначающий паузу:

слеш, или косая черта /. Позднее он опустился вниз и закруглился, превратившись в запятую.

Восклицательный знак ! Знаете ли вы о любопытном происхождении восклицательного знака? Он применяется для выражения восклицания (удивления) и назывался «удивительный знак»!

Давным-давно вместо восклицательного знака ставили две латинские буквы- io, выражающие радость. Постепенно i стали писать над о, точка отпала, о превратилось в точку, и получился восклицательный знак-!
Вопросительный знак ? Вы знаете, что этот знак препинания применялся для выражения вопроса или сомнение. Его происхождение аналогично происхождению восклицательного, но от слова quaestio (вопрос) – сначала писали qo, затем q над о, затем о превратилось в точку, а q «продырявилась» и изогнулась.

Скобки встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался «вместительным», так как внутри скобок было что-то написано, он как бы вмещал в себе какую-то информацию.

Тире и многоточие —более поздние знаки, под названием — «знак пресекательный».

«Тире» происходит от французского -(черта) Как только не называли этот знак! И «молчанка»,и «длинная черта»,и «горизонтальная черта», и «знак пресечения».

Дефис—происходит из немецкого — (чёрточка). Не менее интересна история появления знака кавычки! Оно образовано от глагола «кавыкать» — «ковылять», «прихрамывать». В русских диалектах «кавыш» — «утёнок», «кавка» — «лягушка».Таким образом, кавычки – «следы от утиных или лягушачьих лапок». Бывают кавычки французские – («ёлочки» ), немецкие – („лапки“ )В русском языке в печатном тексте применяются французские «ёлочки», а при письме – немецкие

„лапки“.

Основной

Важность и необходимость знаков препинания для передачи смысла, интонации и связи слов в предложении.

Знаки препинания – это вспомогательные элементы письменной речи, которые разделяют текст на смысловые части.

В школе изучают 10 знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки, кавычки. И делятся они на три группы:

Знаки завершения – они ставятся в конце предложения ( точка, вопросительный знак, многоточие.)
Знаки выделения – это парные знаки в середине предложения (скобки, кавычки)

Знаки разделения – запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

В качестве особого знака препинания выделяется красная строка, служащая для разделения крупных смысловых отрезков текста.

Изучает их пунктуация– это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

А знаете ли вы, что всего лишь одна запятая может изменить смысл всего предложения, и решить судьбу человека!

Все помнят мультфильм, где жизнь героя зависела от того, где он поставит запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать». Оказывается, это не совсем шутка!

Трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Король был взят в плен и ожидал решения своей судьбы. Его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать». Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они прочли письмо так, что король был убит. Получилась «кровавая запятая».

Сконструируйте текст записки так, чтобы король остался жив. Ведь это зависит от одной запятой!  

Расставьте все знаки препинания и попробуйте прочитать.

В реке рыбёшки на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поёт синичка в коридоре

Играют дети

Думаем, вы поймёте. Почему в языке возникла система знаков препинания!

Заключительный

Вывод.

Пунктуация служит взаимопониманию людей! От правильного понимания текстов зависят отношения между людьми, поведение, настроение, здоровье и жизнь!

infourok.ru

Проект по русскому языку. 4 класс. Похвальное слово знакам препинания.

«Похвальное слово знакам препинания»       проект по русскому языку  Автор: учитель начальных классов  МБОУ «Васильевская СШ»  Тихонова Т. П.

«Похвальное слово

знакам препинания»

проект по русскому языку Автор: учитель начальных классов МБОУ «Васильевская СШ» Тихонова Т. П.

Пунктуация –  это раздел науки о языке,  в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.  В письменном русском тексте 10 знаков препинания:

Пунктуация

это раздел науки

о языке,

в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

В письменном русском тексте

10 знаков препинания:

  • точка .
  • запятая ,
  • точка с запятой ;
  • двоеточие
    :
  • многоточие
  • вопросительный знак ?
  • восклицательный знак !
  • тире
  • скобки ( )
  • кавычки « »
До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами, Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса.  или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.  в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е — запятая

До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами,

Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса.

или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно

Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.

в 1480-е годы появилась точка,

в 1520-е — запятая

У неё особый пост В самой малой строчке. Если точка - вывод прост: Это значит точка. Фразу следует кончать, Если точка рядом. Точку надо уважать. Точку слышать надо. И хотя она твердыня В книге и в тетради, Без особого труда Можно с ней поладить, Если только мысли нить От воды избавить, Если точку не забыть Вовремя исправить. Точка помогает выде-лить на письме то, что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами разных длин и характера, то на пись-ме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного высказывания.

У неё особый пост

В самой малой строчке.

Если точка — вывод прост:

Это значит точка.

Фразу следует кончать,

Если точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слышать надо.

И хотя она твердыня

В книге и в тетради,

Без особого труда

Можно с ней поладить,

Если только мысли нить

От воды избавить,

Если точку не забыть

Вовремя исправить.

Точка помогает выде-лить на письме то,

что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами разных длин и характера, то на пись-ме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного высказывания.

В русском языке запятая используется:  для разделения  (между частями сложного  предложения, при одно- родных членах)  для выделения  (обращения ) Наиболее распространённым знаком препинания  в русском языке считается запятая.

В русском языке запятая

используется:

  • для разделения

(между частями сложного

предложения, при одно-

родных членах)

  • для выделения

(обращения )

Наиболее распространённым знаком препинания

в русском языке считается запятая.

От одной запятой может зависеть жизнь человека! Трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен. Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. Его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать» . Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит. Эдуард II

От одной запятой может зависеть жизнь человека! Трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен.

Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. Его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать» . Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит.

Эдуард II

Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чём? Вот какой я мастак – Вопросительный знак. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак

Разные вопросы

задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?

Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?

Кто? Кому?

Который? Чья? Какие? В чём?

Вот какой я мастак –

Вопросительный знак.

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак

Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим:  громко,  с волнением,  выражаем  удивление,  восхищение,  удовольствие,  гнев, возмущение,  презрение, радость, гордость  Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество!  Не зря я от рождения – Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнести должны.

Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим:

  • громко,
  • с волнением,
  • выражаем
  • удивление,
  • восхищение,
  • удовольствие,
  • гнев,
  • возмущение,
  • презрение,
  • радость,
  • гордость

Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения –

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнести должны.

Если есть неточности,  Или недомолвки –  Тут же многоточие  Устранит все толки...   Запятая, дефис,  Даже двоеточие –  Знаки – просто прелесть,  Так же, как и прочие!   Но всего важнее –  Вовремя проститься:  Точка! А под нею –  Пол пустой страницы! Знаки препинания Бегает по строчкам  Взгляд лукавых глаз,  Ищет многоточие...  Есть в стишке у Вас?   Знаки препинания  Обожаю издавна!  Привлеку внимание –  Знаками (невидными)!   Вот он – восклицательный,  Вытянулся в струнку…  Очень обаятельный  Знак! Как будто юнкер!   Знак же вопросительный  Что-то вопрошает –  Он такой стеснительный…  Ничего не знает?! Елена Ковалёва

Если есть неточности, Или недомолвки – Тут же многоточие Устранит все толки… Запятая, дефис, Даже двоеточие – Знаки – просто прелесть, Так же, как и прочие! Но всего важнее – Вовремя проститься: Точка! А под нею – Пол пустой страницы!

Знаки препинания

Бегает по строчкам Взгляд лукавых глаз, Ищет многоточие… Есть в стишке у Вас? Знаки препинания Обожаю издавна! Привлеку внимание – Знаками (невидными)! Вот он – восклицательный, Вытянулся в струнку… Очень обаятельный Знак! Как будто юнкер! Знак же вопросительный Что-то вопрошает – Он такой стеснительный… Ничего не знает?!

Елена Ковалёва

К знакам препинания надо относиться почтительно потому что, они расставляют акценты в тексте.  Знаки препинания - это возможность понимать друг друга с помощью литературы, печатного слова. Наши устные и письменные фразы должны быть яркими и понятными.  Очень важно писать и читать грамотно. Помните, что уважая пунктуацию, мы всегда будем поняты правильно.

К знакам препинания надо относиться почтительно потому что,

они расставляют

акценты в тексте.

Знаки препинания — это возможность понимать друг друга с помощью литературы, печатного слова. Наши устные и письменные фразы должны быть яркими и понятными.

Очень важно писать и читать грамотно.

Помните,

что уважая пунктуацию,

мы всегда будем поняты правильно.

intolimp.org

«Похвальное слово знакам препинания»- 4 класс проект по русскому языку

«Похвальное слово знакам препинания»- 4 класс проект по русскому языку

 В 4 классе на уроках русского языка при обобщении знаний детям в качестве домашнего задания предлагается подготовить проект, презентацию или сообщение на тему «Похвальное слово знакам препинания».

Когда  во 2-3 классах изучаются сложные предложения, мы начинаем использовать запятые. Запятые служат для соединения частей сложного предложения и не только. Запятая используется в предложениях с обращениями и перечислением однородных членов. Учитель снижает оценку, если изложение или сочинение состоит из простых предложений.

В 3 классе дети познакомились с однородными членами предложения, в 4 учатся определять сложные предложения и правильно в них расставлять знаки препинания. Использование восклицательного и вопросительного знаков изучалось в теме «Предложения по цели высказывания» в 1 классе.

Данный проект выполнен в форме презентации.

Скачать проект

Примеры слайдов презентации:

проект похвальное слово знакам препинания 

презентация 4 класс про знаки препинания 

знаки препинания проект 4 класс 

похвальное слово знакам препинания русский язык 4 класс 

Для закрепления полученных знаний в начальной школе предлагается детям работа над проектом «Похвальное слово знакам препинания». Дети систематизируют полученные навыки и представляют их в своих работах.

Могут быть различные формы: доклад, сообщение, театрализованные постановки сказок  про знаки препинания. Какой веселый проект получается когда дети разыгрывают представление на тему «Какой знак препинания самый главный?»

Смотрите также:

— Проект «Зачем нужны знаки препинания?» — 4 класс русский язык

— знаки препинания — картинки для школы

— стихи про знаки препинания

— сочинение рассуждение «Зачем нужны знаки препинания» 4 класс»

 

ucthat-v-skole.ru

Творческая работа ученика по русскому языку на тему «Похвальное слово знакам препинания»

hello_html_m4bbac97f.jpg

Ученицы 4 «В» класса школы № 6

Базык Вилены

Преподаватель: Анисимова О.М.

  1. Вспомните употребление знаков препинания:

а) В конце предложения ставятся знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, вопросительный и восклицательный знаки, также многоточие.

б) Внутри предложения «живут» знаки препинания: запятая, кавычки, двоеточие, точка с запятой, скобки.

в) Перед предложением ставится знак тире, когда идет диалог.

  1. Составьте рассказ от имени какого-либо знака препинания.

Рассказ о запятой.

Я – запятая, самый главный знак среди 10 возможных знаков препинания в русском языке. Мной разделяют сложные предложения. Меня ставят в предложениях, где однородные члены, соединены союзами «а» и «но». Если в предложении однородные члены соединены интонацией перечисления, пишут меня, запятую.

  1. В стихотворении «Няне» А.С. Пушкина проведено следующее исследование:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

  • В данном стихотворении употреблены следующие знаки препинания: точка, восклицательный знак, запятая, двоеточие.

  • В стихотворении больше всего запятых.

  • Мне нет неизвестных знаков препинания в данном стихотворении.

В произведении А.С. Пушкина «Няне» знаки препинания выполняют «работу» соединения интонацией перечисления однородных членов, также выражает радость восклицательный знак, двоеточие указывает на то, что часть текста после него связана пояснительным отношением с частью текста перед ним.

Знаки препинания помогли мне более выразительно прочесть стихотворение А.С. Пушкина «Няне».

hello_html_5593b924.jpg

hello_html_f021943.jpg

infourok.ru

Урок русского языка на тему «Знаки препинания в простых и сложных предложениях». 4-й класс

Цели: формировать умение различать простое и сложное предложения, закрепить навык употребления знаков препинания в сложных предложениях;

Предметные УУД: обучающиеся научатся различать простое и сложное предложения, закрепят навык употребления знаков препинания в сложных предложениях;

Метапредметные УУД: обучающиеся научатся выдвигать гипотезы и обосновывать их; научатся устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; научатся сосредотачиваться на решаемой учебной задаче.

Личностные УУД: у обучающихся будет развиваться эстетическое сознание через освоение художественного наследия России.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, у каждой группы карта РФ, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Самоопределение к деятельности

1. Звучит песня «Отчего так в России березы шумят…»

– Сегодняшний урок русского языка я хочу начать с песни. Послушайте и попробуйте догадаться, о чем на уроке пойдет речь.

2. Работа с текстом. Слайды 1-3.

Родина
Родина – могучее слово. Родина для нас всё. Она дала нам жизнь, для неё мы живём.
Родина – это вся наша страна. С гордостью сознаём мы, что наша страна самая большая в мире. Она располагается в двух частях света. Три океана омывают её своими водами.
Равнины нашей Родины покрыты плодородной почвой, ценными лесами. Мы гордимся нашей Родиной.

Задание: разобрать по членам 2-ое предложение первого абзаца и 1-ое третьего абзаца.

– Сформулируйте тему и цели урока.

– Путешествуя по России, мы будем выполнять задания и постараемся оценить себе. На карте нашей страны вы должны будете наклеивать полоски трех цветов:>

Задание не вызвало затруднений.

Над заданием пришлось «поломать голову».

Задание стало понятно, когда его объяснили.

III. Работа по теме урока.

1. Работа на интерактивной доске. Слайды 4-19.

а) Списать текст. Вставить пропущенные буквы и запятые. Построить схемы к предложениям.

Нал.тел сев.рный вет.р и з.ма спустилась в тайгу. Ничто (не) нарушает т.шины с.снового бора в нём всегда ст.ит зап.х хвои.
По алмазной скат.рти сн.гов проб.жали лё.кие ласки. Тихо прол.тела над снежными сугробами с.ва. В н.чной т.мноте она всё слышит и видит.

б) Работа над предложением.

Бурые, отъедаются, к, залегают, берлогу, осенью, жиреют, и, в, медведи, зиме

2. Самостоятельная работа

А. Прочитайте предложения. Подчеркните в них главные члены и определите, какие предложения являются сложными, а какие – простыми с однородными членами.

  1. Родился ландыш в майский день, и лес его хранит. (_____________)
  2. Ветер поднимал пыль, кружил в воздухе опавшие листья. (____________)
  3. Снег покрыл дорожки, деревья, крыши домов. (________________)
  4. Кошка дремлет в кресле, а котята играют с клубком. (________________)
  5. Весёлые голоса, шутки и смех разносились по долине.(_______________)
  6. Прошло жаркое лето, и наступила осень. (___________________)

В. Прочитайте предложения. Какими они являются: простыми или сложными? Расставьте запятые, где надо.

  1. Падал снег дул пронзительный ветер. (_______________)
  2. Начался ливень и мы побежали к сторожке. (______________)
  3. Лес зазвенел застонал затрещал. (_______________)
  4. Каштанка лизнула незнакомцу руку и заскулила ещё жалостнее. (________________)
  5. Дождь прошёл но землю не напоил. (___________________)
  6. Ветер разогнал тучи и небо прояснилось. (_____________________)

С. Прочитайте предложения. Расставьте, где надо запятые. Постройте схему каждого предложения.

  1. Книга в счастье украшает а в несчастье утешает. ___________________
  2. Лето собирает а зима поедает. ______________________
  3. Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту. _________________
  4. Первый луч солнца выглянул из-за тучи и заиграл на макушке высокой сосны. __________________

3. Проверка по эталону. Слайды 20-24.

IV. Рефлексия.

(Карты, с наклеенными полосками, вывешиваются на доску. Дети обосновывают свое решение)

V. Итог урока.

Приложения.

urok.1sept.ru

Конспект урока по русскому языку на тему «Знаки препинания (запятая) в сложных предложениях», 4 класс.

Смогли ли вы ответить на все утверждения? Сегодня нам с вами предстоит выяснить, верно ли вы рассуждали.

Давайте выполним следующее задание:

Прочитайте группы слов. Как они называются?

Вывод первый.

Группа слов, которая выражает законченную мысль называется предложением.

Прочитайте предложения ещё раз и подумайте, чем они отличаются друг от друга.

1)  Прозвенел звонок.

2)  Ребята зашли в класс.

3)  Начался первый урок.

4)  Прозвенел звонок, ребята зашли в класс, начался первый урок.

hello_html_491fbe80.jpg

Вывод второй.

Предложение, в котором одна грамматическая основа, — простое предложение.

1, 2 и 3 предложения простые, так как в каждом из них по одной основе.

hello_html_m12ea9c76.jpg

4 предложение сложное, состоит из трёх простых предложений. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены, своя основа.

Вывод третий.

Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений.

Определим, сложное предложение или простое. Сначала найдём главные члены (основы) предложений и посчитаем, сколько основ в каждом.

Мы сели в поезд, и мама помахала нам рукой.

Вдоль дорожки росла сирень, а в глубине сада отец посадил куст жасмина.

Вывод четвёртый.

Количество частей в сложном предложении соответствует количеству грамматических основ.

Как мы отличаем простое предложение от сложного?

Вывод пятый.

Чтобы доказать, что предложение сложное, надо посчитать в нём количество грамматических основ.

Понаблюдайте, как в сложных предложениях соединяются части. Важно ли научиться правильно ставить запятые в сложных предложениях?

  1. Открытие нового знания.

Давайте так же дружно продолжим наше знакомство со сложными предложениями. И научимся правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении.

  1. Как понять этот текст? Расставьте знаки препинания так, чтобы иностранцев встретили вовремя. Почему телеграмму можно понять по-разному?

Телеграмма

Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации:

Делегация выезжает утром встречайте.

Телеграмма вызвала переполох в заведении.

  1. Расставьте знаки препинания так, чтобы смысл предложения оказался верным:

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.

  1. Прочитайте небольшой рассказ. Поставьте в телеграмме верные знаки препинания так, чтобы было ясно, что родители согласны с бабушкой.

Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не отпускала её. Тогда девочка отправила телеграмму родителям в санаторий, а в ответ получила следующее:

Быть дома нельзя идти в поход.

А теперь исправьте знаки препинания так, чтобы девочка всё же смогла пойти в поход. Запишите исправленную телеграмму, которую девочка показала бабушке.

Быть дома нельзя идти в поход.

  1. Первичное закрепление.

Прочитайте сложные предложения. Понаблюдайте, с помощью чего соединяются части сложного предложения.

1) Зима приближается, холодное небо часто хмурится.

Части 1 сложного предложения соединяются при помощи интонации. Между частями предложения стоит запятая.

2) Днём пригревало солнце, а ночью морозы доходили до пяти градусов.

3) Ветер затих, и погода улучшилась.

4) Солнце только ещё поднималось, но его лучи уже освещали верхушки деревьев.

Части 2, 3, 4 предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но. Перед союзом стоит запятая.

Вывод шестой.

Части сложного предложения соединяются при помощи интонации и союзов или только при помощи интонации.

Каждый из союзов выполняет свою работу. Союз и соединяет слова, а союзы а, но ещё и помогают что-то противопоставить.

hello_html_m28aa495a.png

Вывод седьмой.

При письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы (и, а, но), запятая ставится перед союзом.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Упражнение в правильном употреблении союзов.

Наступило утро, а туристы отправились в поход.

Солнышко ещё не взошло, и на дворе уже светло.

Вода в реке Волге поднялась, но Волга стала широкой, как море.

Затем проходит коллективное обсуждение правильности употребления союзов.

Устное исправление ошибок.

Вывод: Следить за своей речью, правильно употреблять в речи даже маленькие союзы, чтобы все поняли, о чём идёт речь.

— Запишите предложения, графически докажите постановку запятой.

Проверка правильности постановки союзов.

Проверим, как определить место постановки запятой. Коллективное составление алгоритма по постановке запятой в сложном предложении на основе проверки задания:

Перед вами строчки из стихотворения Юнны Мориц «Попрыгать-поиграть».

Вам нужно определить, какое это предложение: простое или сложное, поставить, где нужно запятые и объяснить свой выбор.

Стоит в лесу избушка,
А в ней живёт Петрушка,
К нему идёт зверюшка
Попрыгать-поиграть!

— С чего стоит начать?

— Найди грамматические основы предложения. Что нам это даст? (Мы поймем сложное ли перед нами предложение). Как мы докажем, что предложение сложное?

— Определи, сколько частей в данном предложении (количество частей соответствует количеству грамматических основ)

— Итак, мы нашли в предложении грамматические основы. Их оказалось – три.

Вывод: мы имеем сложное предложение, состоящее из трёх простых.

— Найди союз, который связывает части сложного предложения.

— Два простых предложения в составе сложного связывает союз — а.

На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.

Перед третьим простым предложением союза нет, но запятая ставится.

-Вы правильно работали по алгоритму. Давайте составим для себя памятку.

Учись применять правило:

Алгоритм постановки запятой в сложном предложении.

1. Найти и подчеркнуть грамматическую основу.

2. Определить границы частей сложного предложения.

3. Между частями сложного предложения поставить запятую.

4. Если на границе частей сложного предложения есть союз и, а, но, поставить запятую перед союзом.

  1. Рефлексия деятельности.

А теперь достаньте свои листочки с утверждениями. Поставьте в правой колонке + или -. Оцените свою работу на уроке.

Итак, друзья, пришла пора проститься.

А я хочу вам пожелать

Всегда с охотою учиться,

Всегда с охотою трудиться,

И никогда не унывать!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *