Пунктуация и орфография. Знаки препинания знаки завершения, разделения, выделения
Урок 2. Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения
Цели: восстановить знания и умения, полученные в 5—7 классах; обобщить и систематизировать знания об употреблении знаков препинания; развивать умения готовить сообщения и выступать с ними.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Педагогические задачи: создать условия для обучения разграничению знаков препинания по их функциям; организации и проведения объяснения синтаксических условий употребления знаков препинания. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)
Метапредметные:
Познавательные — адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Регулятивные — определяют цели деятельности, последовательность действий.
Коммуникативные — осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель спрашивает, почему важно изучать русский язык; организует проверку домашнего задания
1. Упр. 2 — пересказ текста.
2. Упр. 3 — краткие сообщения о старославянском, греческом и латинском языках, доклад о трудах М. В. Ломоносова как лингвиста.
III. Актуализация знаний
— Каковы основные функции языка, в том числе русского?
— Назовите официальные языки ООН.
— В каких сферах международного общения применяется русский язык?
— Каков главный источник развития русского языка?
IV. Работа по теме урока
1. Беседа по вопросам
— С какими разделами науки о языке связаны орфография и пунктуация?
— Почему устная и письменная речь должна соответствовать нормам литературного языка?
2. Работа по учебнику
1. Прочитайте отрывок из семейного письма А. Чехова на с. 7 учебника. Почему писатель воспроизвел в письме меню? Все ли сразу понятно в этой записи? Почему? Почему важно соблюдать орфографические и пунктуационные нормы? Докажите свою мысль на примере известной фразы: «Казнить нельзя помиловать»
2. Упр. 5 — обсуждение вопросов и заданий, выразительное чтение стихотворения.
3. Изучение таблицы (с. 10), обсуждение вопросов после таблицы.
— Какие знаки препинания вы знаете?
— Каждый знак препинания выполняет свою функцию. Посмотрите на таблицу на с. 8-10 учебника и назовите назначение знаков препинания.
— Какие знаки препинания мы можем поставить в конце предложения? Как знак препинания влияет на интонацию предложения? Покажите это на примере четверостиший из упр. 5.
— Какие знаки препинания относятся к знакам выделения? Почему знаки выделения так называются? Что они могут выделять в предложении?
Комментарии
Наибольшее количество знаков содержит группа «Знаки разделения». Чаще других разделительных знаков употребляется запятая.
4. Закрепление материала и проверка понимания темы (упр. 7).
— Найдите в тексте упражнения предложения с разделительными запятыми. (Обращает внимание на словарные слова, приведенные в рамках; устно разбирает с классом орфографические случаи.) Выпишите их, графически обозначьте синтаксические конструкции, для разделения которых служат знаки препинания.
По этому же принципу проводит работу с предложениями: 1) со знаками выделения, 2) знаками выделения и разделения.
3. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамки (с. 11).
— Объясните лексическое значение слов.
— Составьте с ними предложения.
V. Закрепление изученного материала
1. Практическое задание
— Запишите предложения, объясните знаки препинания, определите группы, к которым они принадлежат.
1) Короткий день догорал, и над землёй смыкались неуютные сумерки.
2) «Ты откуда приехал, капитан?» — важно спросила Ассоль. (А. Грин)
3) Сибирская тайга — бесценное творение природы.
4) Вдоль забора, заросшего кустами сирени, мы вышли к калитке.
Комментарии
Знаки завершения — точки в предложениях 1—4; знаки разделения — запятая в предложении 1, тире в предложениях 2 и 3; знаки выделения — запятая в предложении 2, запятые в предложении 4.
2. Работа по учебнику
(Упр. 9 — письменное выполнение.)
Работа с четверостишием Е. Баратынского.
И вот сентябрь! Замедля свой в..сход
С..яньем хладным солнце блещ..т
И луч(?) его в з..рцале зы(б,п)ком вод
(Не)верным зол..том тр..пещ..т
Ученики списывают четверостишие с доски, вставляют пропущенные буквы, раскрывают скобки, расставляют знаки препинания. Над разделительными знаками препинания надписывают букву р, над выделительными — в.
Графически обозначают условия употребления знаков препинания
VI. Подведение итогов урока
(Упр. 6 — устное выполнение.)
— На какие три группы делятся знаки препинания по своему назначению?
— Какие знаки препинания относятся к знакам завершения предложения? Как они влияют на интонацию предложения?
— Какие знаки препинания относятся к знакам разделения? Что они разделяют?
— Какие знаки препинания относятся к знакам выделения? Что они выделяют?
Домашнее задание
Упр. 8, 10, 11.
«Пунктуация. Знаки завершения, разделения, выделения и их роль в письменной речи».
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Тема: Пунктуация. Знаки завершения, разделения, выделения и их роль в письменной речи.
Проверка домашнего задания.
Формулировка темы урока.
Опрос-закрепление. Старое знание
— Составьте из слов предложение
— Без чего не может жить предложение? Что формирует предложение? ( грам основа и знаки препинания)
— Какие знаки препинания вы уже знаете?
— Угадайте, о каких знаках препинания идёт речь:
1)Для неё главное конец.
2) Он всегда спрашивает?
3)Знак, который не любит скуку!
4)Минус в математике, но знак другой в грамматике -.
5)Стоят три кумушки рядком. Ведут беседу, но – тайком, какими-то далёкими, туманными намёками… 6)Словам раскрывают объятья: “Ждём в гости вас, милые братья!”
4. Новое знание (опорный конспект на доску и в грам. Тетради
— Проговариваем 3—4 раза.
— Записать отрывки из знаменитой сказки Пушкина (какой?) («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») на доске и в тетради, расставить ЗП:
1.Царь с царицею простился()
В путь-дорогу снарядился()
И царица у окна
Села ждать его одна()
2. На него она взглянула()
Тяжелёшенько вздохнула()
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла()
3.Я ль на свете всех милее()
Всех румяней и белее()
4. Что ж качаешь головою()
Аль отказываешь нам()
Аль товар не по купцам()
5.За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет()
Нет как нет() Он горько плачет()
6.И трубит уже молва:
Дочка царская жива()
5.Закрепление темы.
— определение пунктуации в грам. тетрадь
— работа в тетради. №123 (по заданию). Классифицируйте ЗП.
— №122 исправить, записать в исправленном виде
6.Самостоятельная работа. Сформулировать ответ на вопрос:
Какую функцию выполняют ЗП в РЯ? (с помощью ЗП мы передаём не только мысли, но и чувства)
Переведите при помощи ЗП письменный диалог:
-Как дела?
-Отлично!
8. Д/З №127(по заданию)
: «Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения».
Урок 3
ТЕМА: «Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения».
ТИП УРОКА: обобщение и повторение изученного материала.
ЦЕЛИ УРОКА:
• закрепить навыки сознательного, грамотного применения знаков препинания.
• повторить орфограммы, изученные в 5—7 кл.
• проверить навыки определения темы текста, стиля текста, типа текста.
НА ДОСКЕ:
изве..ный посв..тить фонарём нена..ный посв..тить рассказ радо..ный интере..ная ж..знь ме..ный параш..т ноч..ной вку..ный брош..ра мощ..ный чуде..ный ж..ри клян..чить опа..ный соч..нение г..ризонт Поставьте ударение: толерантный, значимый, зубчатый, украинский красивее |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Работа в тетради
• Запишите слова, записанные на доске, в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.
• Производите взаимную проверку по парам (один ученик по желанию выходит к доске, вставляет пропущенные буквы и комментирует орфограммы).
4. Слово учителя
М. В. Ломоносов писал: «Знаки ставятся по силе разума». В этом основоположник русской грамматики был прав. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда даже вместо слов. Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак «?». Издатель также ответил письмом без слов «!». Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем! Письмо Виктора Гюго содержит тревожные вопросы («Ну как? Понравилось ли? Можно ли будет это издать?»). Ответ издателя может имёть примерно такое словесное выражение: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-либо держал в руках! Я её немедленно издам!»
(Г. Граник, С. Бондаренко «Секреты пунктуации»)
5. Беседа
— Какие выводы можно сделать из этого рассказа о значении знаков препинания? (каждый пунктуационный знак имеет важное, смысловое значение, синтаксическую роль…)
— Какие чувства выражал «?»?
— Какие мысли передавал «!»?
6. Работа с учебником
Упр. 5.
• Прочитайте тексты стихотворений Тютчева и других авторов. Проанализируйте значения поставленных знаков препинания. Пользуясь таблицей знаков препинания на стр. 6, 7, ответьте на вопрос: «К какой группе знаков по значению можно их отнести?»
Работа с таблицей.
• На какие группы по значению делят знаки препинания?
• Прочитайте информацию о знаках завершения. Придумайте свое предложение с применением этих знаков. Запишите его (один ученик работает у доски).
• Проанализируйте информацию о знаках разделения. Придумайте свой пример с использованием этих знаков.
• Приведите примеры употребления знаков выделения.
• Придумайте предложения со знаками выделения (проверка с комментированием).
Выполнение упр. 10 (по заданию).
• дополнительное задание: 1) определите основную мысль текста; 2) озаглавьте его; 3) произведите полный синтаксический разбор последнего предложения и составьте его схему; 4) определите тип текста; 5) определите стиль текста.
• Проверка выполненного задания.
7. Подведение итогов урока
8. Сообщение домашнего задания
§ 2 упр. 7, 8.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Запятая — от глагола запять — «задержать» (ср. запонка) (Этимологический словарь русского языка).
О происхождении слова запятая.
У названия знака препинания «запятая» долгая история. В средневековой литературе название это употреблялось для обозначения различных письменных знаков. От глагола запяти (остановить, пнуть) образовалась запятая.
Это название знака утвердилось на Руси в первой половине ХVI в.
Разработка урока на тему: «Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Итеево
муниципального района Илишевский район
Республики Башкортостан
Разработка урока на тему:
«Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения»
в 8 классе
Разработала учитель
русского языка и литературы:
Хамитова Р.Р
2018
ТЕМА: «Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения».
ТИП УРОКА: обобщение и повторение изученного материала.
ЦЕЛИ УРОКА:
• закрепить навыки сознательного, грамотного применения знаков препинания.
• повторить орфограммы, изученные в 5—7 кл.
• проверить навыки определения темы текста, стиля текста, типа текста.
НА ДОСКЕ:
изве..ный посв..тить фонарём
нена..ный посв..тить рассказ
радо..ный интере..ная ж..знь
ме..ный параш..т ноч..ной
вку..ный брош..ра мощ..ный
чуде..ный ж..ри клян..чить
опа..ный соч..нение г..ризонт
Поставьте ударение: толерантный, значимый,
зубчатый, украинский красивее
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Работа в тетради
• Запишите слова, записанные на доске, в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.
• Производите взаимную проверку по парам (один ученик по желанию выходит к доске, вставляет пропущенные буквы и комментирует орфограммы).
4. Слово учителя
М. В. Ломоносов писал: «Знаки ставятся по силе разума». В этом основоположник русской грамматики был прав. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда даже вместо слов. Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак «?». Издатель также ответил письмом без слов «!». Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем! Письмо Виктора Гюго содержит тревожные вопросы («Ну как? Понравилось ли? Можно ли будет это издать?»). Ответ издателя может имёть примерно такое словесное выражение: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-либо держал в руках! Я её немедленно издам!»
(Г. Граник, С. Бондаренко «Секреты пунктуации»)
5. Беседа
— Какие выводы можно сделать из этого рассказа о значении знаков препинания? (каждый пунктуационный знак имеет важное, смысловое значение, синтаксическую роль…)
— Какие чувства выражал «?»?
— Какие мысли передавал «!»?
6. Работа с учебником
Упр. 5.
• Прочитайте тексты стихотворений Тютчева и других авторов. Проанализируйте значения поставленных знаков препинания. Пользуясь таблицей знаков препинания на стр. 6, 7, ответьте на вопрос: «К какой группе знаков по значению можно их отнести?»
Работа с таблицей.
• На какие группы по значению делят знаки препинания?
• Прочитайте информацию о знаках завершения. Придумайте свое предложение с применением этих знаков. Запишите его (один ученик работает у доски).
• Проанализируйте информацию о знаках разделения. Придумайте свой пример с использованием этих знаков.
• Приведите примеры употребления знаков выделения.
• Придумайте предложения со знаками выделения (проверка с комментированием).
Выполнение упр. 10 (по заданию).
• дополнительное задание: 1) определите основную мысль текста; 2) озаглавьте его; 3) произведите полный синтаксический разбор последнего предложения и составьте его схему; 4) определите тип текста; 5) определите стиль текста.
• Проверка выполненного задания.
7. Подведение итогов урока
8. Сообщение домашнего задания
§ 2 упр. 7, 8.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Запятая — от глагола запять — «задержать» (ср. запонка) (Этимологический словарь русского языка).
О происхождении слова запятая.
У названия знака препинания «запятая» долгая история. В средневековой литературе название это употреблялось для обозначения различных письменных знаков. От глагола запяти(остановить, пнуть) образовалась запятая.
Это название знака утвердилось на Руси в первой половине ХVI в.
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Урок русского языка в 5 классе «Знаки препинания и их роль в письменной речи (завершение, разделение, выделение)»
Тема: Знаки препинания и их роль в письменной речи
(завершение, разделение, выделение)
Знаки препинания — это как нотные знаки,
они твёрдо держат текст и не дают ему
рассыпаться.
К. Паустовский
Цель: научить определять роль знаков препинания в письменной речи.
Задачи: — дать понятие о роли знаков препинания в письменной речи;
— формировать пунктуационную грамотность обучающихся;
— развивать навык выразительного чтения, соблюдая знаки
препинания;
— развивать речь учащихся, их мышление, творческие
способности;
— воспитывать в детях чувство коллективизма, взаимопомощи.
I. Оргмомент
Приветствие, запись в тетрадь даты и вида работы.
II. Лингвистическая разминка
Построить схемы предложений, не записывая их в тетрадь.
(Один ученик у доски)
Горный воздух, несомненно, действует благотворно на здоровье человека.
Расскажи мне о себе Элли о своей стране.
Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки ромашки одуванчики.
Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лёг первый снег.
Самопроверка
III. Постановка проблемы (слайд 3)
— Определите тему и цели урока.
Запись темы.
ПРОБЛЕМА
Зачем нужны знаки препинания? (на доске)
Можно ли без них обойтись?
— А как вы считаете, ребята, можно ли обойтись без знаков препинания?
— Как можно определить, какой знак препинания нужно ставить?
IV. Наблюдение по учебнику (с. 153), обобщение и систематизация материала.
Упр. 286 (устно коллективно по «шагам» задания: чтение предложений по группам).
— С какой целью используются знаки препинания каждой из групп?
— Какие знаки препинания вы знаете?
— Как бы вы их классифицировали?
— Кто такой вития? (см. словарь, с.185)
V. Работа с текстом (слайд 4)
— Прочитайте текст. Легко ли его понять? Почему?
…вдруг все кругом задрожало что это да это гроза туча растет все кругом потемнело
— Расставьте знаки препинания. Запишите в тетрадь.
(… Вдруг всё кругом задрожало. Что это? Да это гроза! Туча растет. Все кругом потемнело…)
По И.С.Тургеневу «Записки охотника»
VI. Работа с таблицей
— Возьмите таблицы, которые лежат у вас на парте. Как называются столбцы в таблице?
Знаки препинания | Какую роль выполняют |
-Прочтите еще раз текст и выпишите знаки препинания.
(. ? ! …)
— Какую роль выполняют на письме?
( завершения) (на доске)
— Когда ставятся эти знаки препинания?
(В конце предложения)
— Прочтите предложения и выпишите знаки препинания, которые не встретились в предыдущем тексте. (слайд 5)
… Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. Не слыхать, не видать ни одной птицы.
По И.С.Тургеневу «Голуби»
— Какие знаки препинания вы выписали?
(; : ,)
— Как вы думаете, какую роль они выполняют на письме?
(Разделение) (на доске)
— Какие смысловые отрезки они разделяют?
(однородные члены предложения, части сложного предложения)
— Прочтите предложения и выпишите знаки препинания, которые не встретились в предыдущем тексте (слайд 6).
…Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: «Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!.»
По В.П.Астафьеву. «Последний поклон»
— Какие знаки препинания вы выписали?
(кавычки, две запятые)
— Как вы думаете, какую роль они выполняют на письме?
(Выделение) (на доске)
— Какие смысловые отрезки они выделяют?
(Вводные слова, обращение, прямая речь)
Физминутка
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
Упр. 287
— Сравните выводы, полученные нами, с таблицей.
VII. Развитие умений определять роль знаков препинания в письменной речи
— Вы в таблице распределили знаки препинания по группам. На какие группы вы их разделили?
(Знаки препинания завершения, разделения, выделения) (слайд 7)
— Теперь работаем по рядам. Приведите свои примеры предложений. Можно пользоваться примерами из упр.289
1 ряд- со знаками препинания завершения;
2 ряд – со знаками препинания разделения;
3 ряд – со знаками препинания выделения.
— Проверим, что у вас получилось?
VIII. Развитие устной речи учащихся
— Ребята, давайте вернемся к проблеме урока. Сейчас будете работать в парах. Подготовьте устное сообщение по теме: «Знаки препинания и их роль в письменной речи».
( Знаки препинания очень важны в письменной речи. Они делают нашу речь понятной, яркой, выразительной. В письменной речи знаки препинания выполняют роль завершения, когда в конце предложения ставится точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Также роль разделения, когда разделяют однородные члены предложения и части сложного предложения, разделяют запятой, двоеточием, точкой с запятой.
Еще знаки препинания выполняют роль выделения, когда в предложении находятся обращения, вводные слова, прямая речь, на письме выделяются запятыми, кавычками).
IX. Решение пунктуационной задачи (слайд 8)
X. Подведение итогов
— Вам понравился урок?
– Что понравилось?
— На какие группы делятся все знаки препинания?
— Зачем нужны знаки препинания? Согласны ли вы с высказыванием К.Г.Паустовского, взятым в качестве эпиграфа к нашему уроку?
Знаки препинания — это как нотные знаки: они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться (слайд 9)
— Можно ли без них обойтись?(слайд 10)
Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слова, а был только знак: «!» Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем!
– Расскажите, как вы понимаете смысловое и эмоциональное «содержание» этих писем.
Конечно, мы понимаем, что письмо В. Гюго содержало вопросы: «Ну, как? Понравилось ли? Можно ли будет издать?» Ответ: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-то держал в руках! Я ее немедленно издам!»
Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.
— Определите роль знаков препинания в следующих предложениях?
Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык. (Запятая — разделительный знак)
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (Точка — знак завершения)
Скоро, вероятно, пойдет снег.. (Две запятые — выделительный знак.)
Выставление оценок
XI. Домашнее задание (слайд 11)
Сочинить сказку «Зачем нужны знаки препинания».
Задания к уроку
1.Построить схемы предложений, не записывая их в тетрадь.
Горный воздух, несомненно, действует благотворно на здоровье человека.
Расскажи мне о себе Элли о своей стране.
Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки ромашки одуванчики.
Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лёг первый снег.
Текст №1
…вдруг все кругом задрожало что это да это гроза туча растет все кругом потемнело
- Расставьте знаки препинания. Запишите в тетрадь.
Работа с таблицей
Знаки препинания | Какую роль выполняют |
- Перенесите таблицу себе в тетрадь
- Прочтите еще раз текст и выпишите знаки препинания.
Текст №2
… Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. Не слыхать, не видать ни одной птицы.
По И.С.Тургеневу «Голуби»
- Выпишите знаки препинания, которые не встретились в предыдущем тексте
Текст №3
…Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: «Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!»
По В.П.Астафьеву. «Последний поклон»
- Выпишите знаки препинания, которые не встретились в предыдущем тексте
Какие знаки препинания привели к искажению смысла предложения? Исправьте ошибки.
А) Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
В) В продажу поступили музыкальные инструменты: телевизоры, радиотовары, фотоаппараты, бинокли.