Знаки выделительные – Разделительные и выделительные знаки препинания. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения

Знаки препинания (основные случаи). Выделительные знаки

Последние:
  • Куда поехать зимой в россии
  • Рецепты алкогольных коктейлей для домашней вечеринки
  • Как засушить яблоки в домашних условиях?
  • Какие программы я устанавливаю на новый компьютер
  • Кратчайший пересказ «Алые паруса

Выделительные и разделительные знаки препинания примеры. Знаки препинания (основные случаи)

Разделительные и выделительные знаки препинания

Описание:

При участии проекта http://videouroki.net

Задание #1

Вопрос:

Отметьте ложные и правдивые утверждения.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

В сложных предложениях употребляются только разделительные знаки препинания.

К выделительным знакам препинания относятся двоеточие и точка с запятой

Выделительные знаки препинания употребляются в сложноподчиненных предложениях.

В бессоюзных сложных предложениях употребляются как выделительные, так и разделительные знаки препинания.

Задание #2

Вопрос:

Чтобы разделить предикативные части, в бессоюзных сложных предложениях употребляются…

1) двоеточие

3) запятая

4) точка с запятой

Задание #3

Вопрос:

Выберите предложение с выделительными знаками препинания.

1) Пес погнался за осой, та укусила его в нос.

2) Вадик пытался дотянуться до ветки, на которой висело краснобокое яблоко.

3) Мальчика впервые посадили за руль машины, и он был просто счастлив.

4) Мы вернулись поздно: концерт затянулся до полуночи.

Задание #4

Вопрос:

Выберите предложения с разделительными знаками препинания.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Я уснул незаметно: меня убаюкало мурлыканье кошки.

2) Василиса с утра взялась за чтение книг, а Иван решил сыграть в футбол.

3) Никогда нельзя сидеть и ждать, что таинственный волшебник решит за тебя все проблемы.

4) Алевтина сунула голову в шкаф, однако и там никто не прятался.

Задание #5

Вопрос:

Выберите предложение с выделительным союзом.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Охотник спустил курок − птица вскрикнула и забила крыльями в воздухе.

2) Тяжелые холодные капли медленно падали со свинцового неба, барабаня по листьям; в отдалении нервно взрыкивал гром.

3) Олег не раздумывал долго: он прыгнул в реку за тонущей девочкой.

4) Когда приходит пора взрослеть, мы с недоумением оглядываемся в свое детство.

Задание #6

Вопрос:

Проявите смекалку. Выберите союзы или союзные слова, перед которыми может стоять разделительный знак препинания.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

4) не только, но и

Задание #7

Вопрос:

В каком случае вы поставите выделительный знак препинания в сложном предложении?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) в предложении нет союзов

2) в предложении есть подчинительный союз

3) в предложении есть сочинительный союз

4) выделительные знаки в сложном предложении вообще не ставятся

Задание #8

Вопрос:

В трех предложениях части разделяются запятыми. И только в одном часть выделяется запятой. Найдите это предложение.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Мой друг хотел идти направо, меня же тянуло налево.

2) Никто не понял, как ему удалось поставить этот рекорд.

3) Я не решил простейший пример, какой же я после этого отличник!

4) Клоун тщательно наносил грим на лицо, а дрессировщик рассеянно щелкал кнутом.

Задание #9

Вопрос:

Вы уже знаете, что в сложноподчинённых предложениях между частями иногда может стоять тире. Прочитайте предложение.

Как б

Когда используется выделительные знаки препинания. Выделительные знаки

Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сложном предложении, перечнем знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов, особенностями интонации простого и сложного предложений и употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж»

Методическая разработка занятия

«Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения»

дисциплина «Русский язык»

Разработчик:

Букарова Ю. А., учитель

Санкт-Петербург

2018

Тема урока: «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения».

В русском языке много правил и много исключений из правил, поэтому наш язык один из самых сложных для изучения. Но, как правило, «справиться» с орфографической и с орфоэпической нормой для большинства носителей языка не составляет большого труда, чего нельзя сказать о норме пунктуационной. Ещё в начальных классах стоит объяснять ученикам, что не стоит ориентироваться на паузы учителя во время написания диктанта, не стоит ставить лишних запятых просто для украшения своей письменной речи, а ещё при чтении книг можно встретить необычную постановку знаков препинания – авторскую. К сожалению, часто складывается так, что к девятому, а то и к одиннадцатому классу, ученики прекрасно справляются с орфографическими правилами, но совершенно не владеют правилами русской пунктуации.

Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сложном предложении, перечнем знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов, особенностями интонации простого и сложного предложений и употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения.

В процессе урока предполагается составлять конспект и таблицы.

Цель урока: познакомить учеников с разделительной и выделительной функцией знаков препинания между частями сложного предложения.

Задачи:

1) Образовательные:

Познакомить с перечнем знаков препинания сложного предложения;

Познакомить с особенностями интонации сложного предложения;

2) Развивающие:

Научить разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения;

3) Воспитательные:

Содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;

Содействовать развитию интереса к изучению русского языка;

Обогащать словарный запас учащихся.

Тип: урок изучения нового материала.

Оборудование: Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова — Просвещение, 2014-2017г. (учебник), карточки с заданиями, медиапроектор.

Методы работы: слово учителя, беседа, наглядный метод.

Ход урока:

  1. Орг. Момент (1 мин.).

Приветствие учащихся.

  1. Проверка домашнего задания (6 мин.).

Что было задано на дом?

Упр. №51.

(Провести фронтальный опрос учащихся на знание орфографии и пунктуации, определение грамматической основы в предложениях. Правильный ответ на вопрос упражнения заключается в том, что предикативные части сложных предложений связаны между собой причастными оборотами, деепричастными оборотами и союзами).

  1. Актуализация материала (3 мин.).

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что такое сложное предложение (СП)?

(Предложение, состоящее из двух или нескольких грамматических основ).

Какие виды СП вы знаете?

(Сложносочинённые и сложноподчинённые).

Какие средства связи СП вы знаете?

(Союзные и бессоюзные) .

Что может служить средством связи союзных предложений?

(Союзы, союзные слова и интонация).

Что может служить средством связи бессоюзных предложений?

(Только интонация).

Сегодня на уроке мы продолжим изучать сложное предложение, познакомимся с разделительной и выделительной функцией знаков препинания между частями сложного предложения, рассмотрим интонацию сложного предложения.

4. Информационный блок 1 (10 мин.).

(На доске проецируется пунктуационный анекдот. Анекдот не окончен):

Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую». Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение, которое сильно сократило его расходы…

Подумайте, как при помощи запятой человек смог значительно сократить свои расходы?

(При помощи переноса запятой).

(Вторая часть анекдота):

«Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

Кроме этого анекдота, вам наверняка знакомы двусмысленные фразы…

(На интерактивной доске):

«Казнить нельзя помиловать»

«Снимаю порчу»

«Мама выезжает утром встречайте»

Как постановка запятых повлияет на смысл данных высказываний?
— Давайте ещё раз посмотрим на слайд и подумаем, меняется ли интонация при разной постановке запятой в данных предложениях?

(Читаем вслух)

Какие особенности изменения интонации?

Итак, все вы убедились, что знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В сложносочинённых и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчинённых выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.

— Знаки препинания в сложных предложениях могут выполнять разделительную и выделительную функции.

(Составление таблицы в тетради):

  1. Практический блок 1 (8 мин.)

В отрывках из сказок Андерсена найдите и назовите знаки препинания, выполняющие выделительную/разделительную функцию.

(Задания для устной работы на карточках. Два варианта)

Карточка №1

На крыше самого крайнего домика в одном маленьком городке приютилось гнездо аиста. В нем сидела мамаша с четырьмя птенцами, которые высовывали из гнезда свои маленькие черные клювы, — они у них еще не успели покраснеть. Неподалеку от гнезда, на самом коньке крыши, стоял, вытянувшись в струнку и поджав под себя одну ногу, сам папаша; ногу он поджимал, чтобы не стоять на часах без дела. Можно было подумать, что он вырезан из дерева, до того он был неподвижен.

Вот важно, так важно! — думал он. — У гнезда моей жены стоит часовой! Кто же знает, что я ее муж? Могут подумать, что я наряжен сюда в караул. То-то важно!» И он продолжал стоять на одной ноге. (Г. Х. Андерсен «Аисты»)

Карточка №2

Болотница была дома; пивоварню посетили в этот день гости: черт и его прабабушка, ядовитая старушка. Она никогда не бывает праздною, даже в гости берет с собою какое-нибудь рукоделье: или шьет из кожи башмаки, надев которые человек делается непоседой, или вышивает сплетни, или, наконец, вяжет необдуманные слова, срывающиеся у людей с языка, — все во вред и на пагубу людям! Да, чертова прабабушка — мастерица шить, вышивать и вязать! Она увидала Инге, поправила очки, посмотрела на нее еще и сказала: «Да она с задатками! Я попрошу вас уступить ее мне в память сегодняшнего посещения! Из нее выйдет отличный истукан для передней моего правнука!» (Г. Х. Андерсен «Девочка, которая наступила на хлеб»)

  1. Информационный блок 2 (5 мин.)

(Самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника)

Для чего она нужна?

В каких текстах она встречается?

Давайте рассмотрим несколько слайдов с предложениями, в которых встречаются авторские знаки препинания?

6. Практический блок 2 (8 мин.)

(На доске проецируются слайды. Ищем авторские знаки препинания. Устно анализируем, какой смысл передал автор тем или иным знаком, что особенного даёт такой знак в предложении. Закрепляем основную тему урока – находим выделительные и разделительные знаки препинания.)

Слайд №1

Сколько раз — он и я — по звенящим от засухи тропкам, или вовсе без тропок, по хребтам, в самый полдень.. .в непрерывности беседы и ходьбы — часами — летами — всё вверх, всё вверх. (Цветаева)

Слайд №2

Мать — не плакала. (Горький)

Слайд №3

Память, не ершись! Срастись со мной! Уверуй
И уверь меня, что я с тобой — одно. (Б. Пастернак)

К выделительным знакам относятся скобки и кавычки, знаки запятая и тире при парном употреблении. При этом неизменно парным употреблением характеризуются скобки и кавычки. Остальные знаки препинания употребляются с обеих сторон выделяемого компонента, если он располагается в середине предложения.

Если же он стоит в начале или в конце предложения, то

Разделительные и выделительные знаки препинания.

Интонация сложного предложения (§ 10)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с назначением знаков препинания в сложном предложении, употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения, перечнем знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов, особенностями интонации простого и сложного предложений, графическими способами их обозначения; 2) научить разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения, составлять схемы сложных предложений, уметь интонационно правильно читать указанные сложные предложения, интонационно правильно строить сложные предложения из указанных простых, составлять графические интонационные схемы сложных предложений.

I. Повторение правописания гласных в личных окончаниях глаголов.

Проецируется текст с заданием: спишите, вставьте пропущенные гласные в личных окончаниях глаголов. Аргументируйте постановку запятых.

ЕЩЁ ТРОЙКА

Тройка мчится, тройка скач..т,

Вьётся пыль из-под копыт,

Колокольчик звонко плач..т,

Раздаётся яркий звон,

То вдали отбрякн..т чисто,

То застон..т глухо он.

Словно леший ведьме втор..т

И аука..тся с ней,

Иль русалка таратор..т

В роще звучных камышей.

(П. А. Вяземский)

II. Изучение нового материала.

1. Учащиеся исследуют материал на с. 30, § 9, и отвечают на вопросы.

Какие знаки препинания помогают передать разнообразные смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложных?

В каких предложениях знаки препинания разделяют, а в каких — выделяют части сложного?

2. Девятиклассники приходят к выводу, что знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В сложносочинённых и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчинённых выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 54 на с. 31 выписываются предложения в следующем порядке: а) с разделительными знаками препинания; б) с выделительными знаками препинания.

2. В упр. 53 рассматривается таблица, ученики подтверждают ответ примерами из диктанта в упр. 55, составляют сложные предложения, делают устное сообщение на тему «Знаки препинания в сложных предложениях

IV. Материал для наблюдений на с. 32, § 10.

Учащиеся сравнивают по интонации простые предложения и сложное, далее читают выразительно отрывок из стихотворения Н. М. Рубцова на с. 32, наблюдают затем, как произносится сложное предложение в соответствии со знаками, показывающими паузу, повышение () и понижение тона ().

Девятиклассники отвечают на вопросы:

С какой интонацией произносится каждая из частей сложного предложения?

Обладает ли каждая из этих частей интонацией конца предложения, или эта интонация присуща только концу всего сложного предложения?

В каких случаях интонация выступает грамматическим средством связи простых предложений в сложном самостоятельно, а в каких — одновременно с союзом?

Учащиеся делают вывод: интонация сложного предложения имеет три основных элемента: сначала повышение голоса, затем пауза и постепенное снижение голоса к концу предложения. Интонация вместе с союзами или без них соединяет отдельные простые предложения в единое целое, поэтому она и является средством связи в сложном предложении.

Читается вслух теоретический материал на с. 33.

V. Закрепление материала и проверка понимания темы.

1. Учащиеся выполняют упр. 56 (составляют сложные предложения из данных простых с помощью нужного по смыслу союза и без него).

Рекомендации учителю : необходимо обратить внимание на то, с какой интонацией учащиеся будут произносить каждую из частей сложного предложения. Один учащийся выразительно читает сложные предложения, другие наблюдают, с какой интонацией он произносит каждую из частей сложного предложения, следят за повышением и понижением голоса, оценивают умение в произношении сложных предложений.

2. В упр. 57 учащиеся читают сложные предложения, учитель обращает внимание на произношение каждой из частей сложного предложения: сначала повышение голоса, затем пауза и постепенное понижение голоса к концу предложения. Далее девятиклассники составляют схемы сложных предложений, показывая графически особенности интонации.

VI. Подведение итогов урока. Выясняем, как ученики поняли материал, просим сделать вывод о функциях знаков препинания в сложных предложениях, об особенностях интонации сложного предложения.

VII. Домашнее задание:

а) выучить теоретический материал на с. 30-31, § 9, и с. 33, § 10;

б) первая группа учащихся выполняет упр. 58;

в) вторая группа (более подготовленная) выполняет упр. 59;

г) повторить теоретический материал по теме 4 Сложное предложение (§ 7-10), подготовиться к зачёту.

Урок 13. Урок-зачёт по теме «Сложное предложение»

Каждое задание выполняется на отдельном листочке и сразу же сдаётся. Проверяет работу консультационная группа.

Зачётные задания

1. Перечислите функции знаков препинания в сложных предложениях (I вариант).

2. Назовите основные виды сложных предложений, перечислите основные элементы интонации сложного предложения (II вариант).

3. Проверочная диагностирующая работа.

Запишите текст под диктовку. В сложных предложениях подчеркните грамматические основы, определите вид сложного предложения, охарактеризуйте графически интонацию сложных предложений, укажите функцию знаков препинания.

В Опухлики я приехал ночным поездом и через озеро плыл наугад. В деревне на том берегу все спали, не было видно ни огонька.

Тишина стояла осенняя. Над сизым овсяным полем висела полная, как переспелое антоновское яблоко, луна.

Я поднялся по лестнице, чтобы положить на чердак вёсла. Отсюда в конце овс

Урок 14. разделительные и выделительные знаки препинаниямежду частями сложного предложения — Русский язык — 9 класс


Урок 14. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Требования к сжатому изложению
Проанализируйте смысловые отношения между частями сложного предложения. Выберите правильное утверждение:
Бабушка сердилась внучка не слушалась.
а) между частями предложения нужно поставить запятую, так как передается значение последовательно происходящих событий
б) между частями предложения нужно поставить тире, так как передается значение противопоставления
в) между частями предложения нужно поставить двоеточие, так как передается значение причины
г) возможна постановка любого из перечисленных знаков препинания в зависимости от контекста
Сегодня мы рассмотрим разные функции знаков препинания между частями сложного предложения в зависимости от строения, интонации и смысловых отношений между его частями.
Основное содержание урока
Сложные предложения очень разнообразны по способам передачи смысловых отношений между частями, по своей структуре и интонации. Знаки препинания позволяют на письме передать эти особенности сложного предложения.
В сложных предложениях, части которых равноправны по отношению друг к другу, знаки препинания между частями выполняют разделительную функцию. Такие сложные предложения можно разделить на простые.
Сравните:
Ямщик свистнул, и лошади поскакали. – Ямщик свистнул. Лошади поскакали.
[Ямщик свистнул], и [лошади поскакали].
, — разделительный знак
Так, в сложносочиненных предложениях запятая, реже точка с запятой и тире являются разделительными знаками препинания. Например,
Солнце село, но в лесу ещё светло.
Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновенье; однако что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.
Мгновение — и ветер срывает парус.
В бессоюзных сложных предложениях разделительную функцию могут выполнять запятая, точка с запятой, тире или двоеточие. Например,
Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки.
Берёзы, тополя, черемуха распускали свои клейкие пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки.
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.
В сложноподчиненных предложениях одна часть (придаточная) всегда зависит от главной. Придаточное предложение выделяется запятыми, очень редко другими знаками препинания для того, чтобы подчеркнуть особую смысловую нагрузку передаваемой мысли. В сложноподчиненном предложении знаки препинания между частями являются выделительными.
какие?
[Метели, (что ломятся в дверцы), с дороги меня не собьют].
, — выделительный знак
Июльский ветер мне метёт — путь,
И где-то музыка в окне — чуть.
Ах, нынче ветру до зари — дуть
Сквозь стенки тонкие груди — в грудь.
Существует понятие авторской пунктуации, когда автор текста с помощью знаков препинания передает добавочный смысл. Понаблюдайте:
М.Цветаева
Таким образом, знаки препинания могут выполнять разные функции: разделительную в сложных предложениях с равноправными частями (бессоюзных и сложносочиненных) и выделительную в сложноподчиненных предложениях.
Первой частью экзамена по русскому языку является написание сжатого изложения по прослушанному тексту. К сжатому изложению предъявляются следующие требования.
1.Необходимо передать главное содержание как каждой микротемы (обычно их 3), так и всего текста в целом.
2. В каждой части нужно применить один или несколько приемов сжатия текста.
3. В работе не должно быть логических ошибок и нарушения последовательности изложения, а также нарушения абзацного членения текста.
Ключевые слова:
Бессоюзное сложное предложение, сложносочиненное и сложноподчиненное предложение, главная и придаточная часть предложения, разделительные и выделительные знаки препинания
Основные понятия:
Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого соединены с помощью интонации.
Сложносочиненное предложение – союзное сложное предложение, части которого соединены с помощью сочинительных союзов.
Сложноподчиненное предложение – союзное сложное предложение, части которого соединены с помощью подчинительных союзов или союзных слов. От одной (главной) части сложноподчиненного предложения можно задать вопрос к другой его части (придаточной)
Разделительные знаки препинания – знаки препинания, разделяющие равноправные части сложного предложения (бессоюзного и сложносочиненного)
Выделительные знаки препинания- знаки препинания, выделяющие придаточную часть сложноподчиненного предложения.
Разбор типового тренировочного задания
Укажите, в каких примерах знак препинания выделитель¬ный
а) Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
б) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.
в) День был серый и спокойный, в светлом воздухе пахло морем.
г) Ему вспомнился день, когда он уезжал.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;
2) найти грамматические основы;
3) установить границы простых предложений в составе сложного;
4) определить тип предложения: бессоюзное, сложносочиненное или сложноподчиненное;
5) определить функцию знака препинания
Ответ: б), г)
Разбор типового контрольного задания
Вставьте пропущенные знаки препинания
Вскоре Николай был произведён в ротмистры (?) и (?) когда полк был поставлен на военное положение (?) опять получил свой прежний эскадрон (?) в котором его помнили и любили.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложение;
2) найти грамматические основы;
3) установить границы простых предложений в составе сложного;
4) определить роль союза И в предложении;
5) расставить знаки препинания
Ответ:
Вскоре Николай был произведён в ротмистры и, когда полк был поставлен на военное положение, опять получил свой прежний эскадрон, в котором его помнили и любили

Методическая разработка по русскому языку (9 класс): « Разделительные и выделительные знаки препинания». 9 класс.

Тема урока:

« Разделительные и выделительные знаки препинания». 9 класс.

Дидактическая цель: Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сложном предложении, перечнем знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов, употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения. Знакомство с авторскими знаками.

Цели по содержанию:

образовательная:

— познакомить с перечнем знаков препинания сложного предложения;

— познакомить с понятием авторской пунктуации.

развивающая:

— научить разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения;

-подготовка к ОГЭ.

воспитательная:

 — увековечение памяти о Победе в Великой Отечественной войне, повышение исторической грамотности и патриотическое воспитание школьников;

— содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;

— содействовать развитию интереса  к изучению русского языка через     образцы художественной речи;

— обогащать словарный запас учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая фронтальная работа.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично – поисковый.

Средства обучения: тетрадь, классная доска, тач-панель, отрывки из  текстов  художественных произведений, ученические сочинения, презентация.

Технология реализации:

-развивающее обучение;

-проблемное обучение;

-развитие критического мышления;

-дифференцированный подход к обучению;

-создание ситуации успеха на уроке

Оборудование: Русский язык. 9 класс : учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова — Просвещение, 2014-2017г. (учебник), мультимедийный проектор, презентация PowerPoint (Приложение).

Методы работы: слово учителя, беседа, наглядный метод.

Ход урока.                                                                                   СЛАЙД 2

                                                           

                                                            Мне кажется порою, что солдаты,

                                                            С кровавых (не) пришедшие полей,

                                                            Не в землю нашу полегли когда(то),

                                                            А превратились в белых журавлей.

                                                                                              Р. Г. Гамзатов

1.Оргмомент.

Приветствие.

Записать число, классная работа.

— Прочитайте эпиграф. С какой темой будет перекликаться наш урок?

(С темой войны).                                                                                   СЛАЙД 3

-Более 74 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, но  человеческая память не дает забыть  страшные события тех лет.

2.Синтаксическая пятиминутка.      (В тетрадях).                               4 мин

-Записать эпиграф урока в тетрадь ,раскрыв скобки;

-подчеркнуть грамматические основы;

-определить тип предложения и вид связи.

(СПП, подчинительный союз «ЧТО»,1-е предложение главное,2-е-

-Дайте общую  характеристику ССП.

(Повествовательное,невосклицательное,СПП состоит из 2-х простых

предложений)

Задание по вариантам (каждый вариант записывает в тетрадь свое  выполнение задания , затем- другого варианта при проверке):            3 мин

1 вариант. Дайте  характеристику 1-му простому предложению в составе СПП.

2вариант.Дайте характеристику 2-му простому предложению в составе СПП.

 (1-е предложение: односоставное, безличное ,распространенное;

2-е предложение :двусоставное, распространенное, осложнено обособленным определением, однородными сказуемыми, соединенными союзом  «И»).

Устный опрос.                                                                                       4 мин

-Какой раздел русского языка изучаем? (Синтаксис).

-Какие синтаксические конструкции вы знаете?

 (Словосочетание, предложение, текст)

-А знаки препинания в каком разделе изучаются? Какие функции знаки препинания выполняют?

(выделительную/разделительную/завершения )

К. Г. Паустовский писал: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».                     СЛАЙД 4

3.Практический блок 1 Списать.                                      На слайде.  8 мин

— В отрывке из ученического сочинения ,посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, найдите и назовите знаки препинания, выполняющие выделительную/разделительную функцию. Графически объяснить.                                                                                      СЛАЙД 5

 В   шкафу ,на полке, стоит в рамочке старая  фотография. На ней мой прадед и моя прабабушка. Оба ,молодые и жизнерадостные. Оба счастливы : ведь к молодому  командиру артдивизиона приехала на границу красавица жена с двумя детьми. На фото надпись: 11 июля 1941 года.

 

4.Изучение нового материала.                                                               4 мин

1. Учащиеся исследуют материал на с. 30, § 9, и отвечают на вопросы.

— Какие знаки препинания помогают передать разнообразные смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложных?

— В каких предложениях знаки препинания разделяют, а в каких — выделяют части сложного?

(знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В сложносочинённых и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчинённых выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.)

5.Практический блок 2    Выписать                                                   СЛАЙД 6

                                                                                                                   8 мин

1) СП ,где знаки выполняют  разделительную функцию.

2) СП, где знаки выполняют выделительную функцию.  

  Подчеркнуть грамматические основы ,определить тип предложения.                                                                                                                                          

 (2 ученика у доски)                                                                               

(Слабые ученики выполняют упр. 54 на с. 31 по заданию: выписать предложения в следующем порядке: а) с разделительными знаками препинания; б) с выделительными знаками препинания, опираясь на таблицу упр.53.)

(Предложения из ученического сочинения.)

1.Пройдёт всего 11 дней, и часть будет атакована немцами.

2.Поезд, который вёз её домой, шёл по захваченной территории.

3.Ей придёт извещение, где будет написано:« Пропал без вести».

4.Как страшно, когда идёт война, не щадящая никого и ничто.

5.Я смотрю на фотографию в книжном шкафу и думаю, что тоже расскажу уже своим детям об этом горе.

6.Я понимаю взрослых, которые плачут, когда смотрят фильмы о войне или слушают душевные военные песни.

-Какое предложение не выписали?(3) Почему?( Знаки препинания, выполняющие выделительную и разделительную функции).

6.Информационный блок 2                                                                    5 мин

(Самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника)

— Прочитайте материал учебника об авторской пунктуации, стр. 31 – 32.

— Итак, что такое авторская пунктуация?

— Для чего она нужна?

— В каких текстах она встречается?

— Давайте рассмотрим предложение, в котором присутствуют авторские знаки препинания:

                                                                                                           СЛАЙД 7

7. Практический блок 3                                                                          3 мин

(На доске проецируется слайд. Ищем авторские знаки препинания. Устно анализируем, какой смысл передал автор тем или иным знаком, что особенного даёт такой знак в предложении. Закрепляем основную тему урока – находим выделительные и разделительные знаки препинания.)

Окопы, окопы, —
Заблудишься тут. (А.Ахматова)

8.Подведение итогов урока                                                                   2 мин 

-Какие функции выполняют знаки препинания в СП?
-Перечислите выделительные знаки препинания.
-Перечислите разделительные знаки препинания.
-Что такое авторская пунктуация?
-В каких текстах она чаще всего встречается?
— В чём вы видите особенности интонации сложного предложения?

-Закончить наш урок я хочу стихотворением ученицы 8 класса Дороговцевой Полины:                                                                                                    1 мин                                                                                                                           

День Победы.

Семьдесят  пять лет мы в мире живем.

Нашу Победу мы бережем.

Прадеды жизни свои отдавали,

Чтобы мы больше войны не узнали.

Долгим, тяжелым  путь был войны,

Но до Берлина всё же дошли.

И водрузили победный наш стяг

На их зловещий фашистский рейхстаг.

За каждую сотку земли воевали ,

И Родину нашу деды не отдали.

Знали они ,за что погибали.

И не жалели жизни своей:

За жен своих, матерей  и детей.

Вечная память погибшим в боях

Будет храниться в наших сердцах.

А ветеранам сказать мы должны:

«Живите подольше — вы так нам нужны!

Правду чтоб о войне рассказать…»

Мы не должны это все забывать.

Низкий поклон вам за ваш героизм:

Вы победили проклятый фашизм!

                                                                                                            СЛАЙД 8

9.Рефлексия.                                                                                             1 мин

На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно)

Я думаю, что мог бы работать ….

За работу на уроке я ставлю себе оценку …..

10.Оценки за урок.                                                                                         1 мин

11.Домашнее задание.                                                                                   1 мин 
1)выучить теоретический материал на с. 30—31, § 9,

2)упр. 54 или выписать из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» по 3 СП с выделительной и разделительной функцией;

Список использованной литературы:

  1. Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка.-М., 1988.
  2. Учебник по русскому языку для для 9 кл. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Научн. Редактор – ак. Н.М. Шанский. – М., 2013. – 208 с.
  3. Г. А. Бакулина. Интеллектуально-речевое развитие школьников на уроках русского языка. Журнал “Русский язык в школе” №1 2002 г.
  4. Сочинение ученицы 8 класса Ломасовой Екатерины , муниципальный конкурс,2018г,Победитель(2 место).
  5. Стихотворение «День Победы» ученицы 8 класса Дороговцевой Полины.

Электронный образовательный ресурс «Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения «

Форма проведения: тест

Тема: Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения

Текст контрольной работы:

Вариант 1

1.Укажите верный вариант постановки запятых в предложениях:

На взгляд-то он хорош (I) да зелен. Часовой дошел до противоположного угла (2) и по­вернул обратно. Он был ни то (3) ни сё.

  1. I, 2, 3

  2. I

  3. I, 3

  1. Укажите верный вариант постановки запятых в предложениях:

И берег (I) и море молчали. Татьяна верила преданьям простонародной старины (2) и снам (3)и карточным гаданьям (4) и предсказани­ям луны.

  1. 2,3,4

  2. 1. 2. 3, 4

  3. 1,3,4

  1. На месте каких цифр в предложении должны сто­ять запятые?

Очевидно (I) сторож укрылся от непогоды и теперь спал где-нибудь. Впрочем (2) писательство имеет и свои хорошие стороны. Это все (3) очевидно.

  1. 1,2, 3 2)1, 2 3) 1, 3

4.Укажите верный вариант постановки знаков пре­пинания в предложениях:

Безмолвие царствовало всюду (1) в поле(2) в роще (3) над рекой. Радостью (4) счастьем (5) надеждой (6) всем поде­лись со своим другом. Горы (7) и степь (8) цветущие деревья (9) и виднею­щаяся вдали лента реки (10) ничто не радовало глаз.

  1. (1:) (2,) (3,) (4,) (5,) (6-) (8,) (10-)

  2. (1-) (2,) (3,) (4,) (5,) (6-) (7,) (8,) (9,) (10 -)

  3. (1,) (2,) (3,) (4,) (5,) (6 -) (8,) (10-)

5.Укажите верный вариант постановки знаков пре­пинания в предложениях:

Страх (I) и отчаяние (2) надежда (3) и радость (4) разочарование (5) самые разнообразные чувства овладе­ли мной.

1) (1,) (2,) (3,) (4,) (5:) 2) (1,) (2,) (3,) (4,) (5-) 3) (2,)(4,)(5-)

6.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Собор (I) посвященный святому (2) был заложен еще 11 веке.

1)1,2 выделяют причастный оборот

2) 2 — отделяет причастный оборот

3)1, 2 выделяют деепричастный оборот

7.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Знакомясь с кем-либо(1) в Испании (2) старайтесь не молчать.

/


  1. 1 — отделяет причастный оборот

  2. 2 – отделяет причастный оборот

  3. 2 — отделяет деепричастный оборот

8.На месте каких цифр в предложении должны сто­ять запятые?

Друзья мои (1) прекрасен наш союз. Земля родная (2) о тебе и сны, и думы наши. Здравствуй (3) красавица Волга.

1)1,2,3 2)1,3 3)3

9.Выберите правильное объяснение пунктограммы в данном предложении:

Они уже не переносят изматывающих хлопот () и не могут приспосабливаться к серьезности.

  1. Предложение сложное, поэтому нужна запятая.

  2. Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому нужна запятая.

  3. Предложение сложное, сложносочиненное, есть общий второстепенный член, поэтому за­пятая не ставится.

Предложение простое с однородными члена­ми, запятая не нужна.

10. Выберите правильное объяснение пунктограммы в данном предложении:

У него в этот день было хорошее настроение () и он никому бы не позволил его испортить.

1)Предложение сложное, поэтому нужна запятая.

2)Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому нужна запятая.

3)Предложение сложное, сложносочиненное, есть общий второстепенный член, поэтому за­пятая не ставится.

4)Предложение простое с однородными члена­ми, запятая не нужна.

Вариант 2

  1. На месте каких цифр в предложении должны сто­ять запятые?

Кругом по песку валялись безо всякого порядка обру­чи (1) и торчали порожние бочки.

Вой волка восходил вверх начальными полутонами (2) и задерживался долго на пронзительной ноте. Скрипнула дверь (3) и в нее просунулась чья-то голо­ва.

1)1,2,3 2)1,3 3)3

  1. На месте каких цифр в предложении должны сто­ять запятые?

Он замечал ее издали (1) и сразу холодело в груди. От долгого сидения у него затекли ноги (2) и заболе­ла спина. Смеркалось (3) и крепкий сон овладел мною.

1)1,2,3 2)1,3 3)2,3

  1. Укажите верный вариант постановки знаков пре­пинания в предложениях

В саду играл оркестр (1) и пел хор песенников. Эти небо (2) и облака (3) деревья (4) и дом (5) напоминании ему о прошлом.

1)1,2,3,4,5 2)3,5 3)1,3,5 4)2, 3,4, 5

  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении

Собор (1) посвященный святому (2) был заложен еще в 11 веке.

  1. 1, 2 выделяют причастный оборот

  2. 2 — отделяет причастный оборот

  3. 1 ,.2 выделяют деепричастный оборот

  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Я люблю Россию до боли сердечной () и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России.

  1. В предложении есть однородные члены, соеди­ненные союзом И, запятая не ставится.

  2. Предложение сложносочиненное, ставится за­пятая.

  3. В предложении есть однородные члены соеди­ненные союзом И, запятая ставится.

  4. Предложение сложносочиненное, запятая не ставится.

  1. На месте каких цифр в предложении должны сто­ять запятые?

Не так-то просто (I) живи в отеле (2) и (3) разъ­езжая в автомобиле (4) почувствовать себя настоя­щим путешественником.

1)1 2)1,2,3,4 3)1,4 4)4

  1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Цвет топаза и при дневном, и при искусствен­ном освещении остается тем же.

  2. На экзамене предлагалось прочесть басню, или рассказ.

  3. Гость недолго гостит, да много видит.

  4. Везде: на стенах домов, беседках, оградах – ле­пился плюш.

  1. В каком предложении не нужно ставить тире?(Знаки препинания не расставлены)

  1. Северное солнце неяркое.

  2. Сейсмограф простой прибор для регистрации землетрясений.

  3. Тополиный пух был на земле, на крышах, на балконах всюду.

  4. Есть кто-нибудь в доме спросил один из спут­ников.

  1. На месте каких цифр в предложении должны сто­ять запятые?

Я думаю (1) что каждый (2) кто в детстве прочи­тал «Каштанку» (3) на всю жизнь сохранит (4) чувст­во восхищения талантом писателя.

1)1,2, 3,4 2)1,3 3)2,4 4)1,2,3

  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Грачи давно расхаживали по двору () и начинали вить гнезда в грачовой роще.

  1. В предложении есть однородные члены, соеди­ненные союзом И, запятая перед И не ставит­ся.

  2. Предложение сложносочиненное, перед И ста­вится запятая.

  3. В предложении есть однородные члены соеди­ненные союзом И, перед И ставится запятая.

  4. Предложение сложносочиненное, запятая пе­ред И не ставится.

Вариант 3

  1. На месте каких цифр в предложении должны сто­ять запятые?

Писарев (1) написавший свою знаменитую статью о Пушкине (2) выражал (3) взгляд известной части рус­ского народа.

1)1, 2,3 2)2 3)1,2 4)2,3

  1. Укажите предложение без пунктуационной ошибки

1)Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь — можно назвать геологическими деяте­лями.

2)Все явления природы – солнечное тепло, ве­тер, дождь можно назвать геологическими дея­телями .

3)Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятеля­ми

4)Все явления природы – солнечное тепло, ве­тер, дождь — можно назвать геологическими деятелями.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Мальчики схватились за руки (1) и (2) поминутно спотыкаясь (3) и (4) набивая себе синяки (5) бросились бежать под защиту огромного дуба (6) стоявшего на берегу

1

2,3,5 2)1,2,5 3)2, 3, 4, 5 4)2,5,6

  1. Укажите предложение с пунктуационной ошиб­кой.

  1. Обе фигуры были интеллигентные и приятные и напоминали мне почему-то героев Тургенева.

  2. Вся мебель: диваны,, столы, стулья – была сде­ланы из красного дерева.

  3. В наших лесах встречаются и лоси, и олени.

  4. Мальчики обычно мечтают стать летчиками, или моряками.

5.На месте каких цифр в предложении должны сто­ять запятые?

Откуда-то из-за Волги нашли тучи (1) и (2) хотя они не предвещали ничего хорошего (3) путники все же двинулись дальше.

1)2, 3 2)1,3 3)1,2,3 4)1,2,3,4

6.В каком предложении не ставится тире (знаки препинания не расставлены)?

1)В траве, в кустах кизила и дикого шиповника в виноградниках и на деревьях повсюду залива­лись цикады.

2)Стало светать можно было рассмотреть отдель­ные предметы.

3)Молодость как песня жаворонка на заре.

4)Мое сказал Евгений громко.

7.В каком предложении не ставится тире (знаки препинания не расставлены)?

  1. Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.

  2. Он настоящий ученый

  3. Семью семь сорок девять.

  4. Порядок одобрительно сказал Давыдов и во­шел в полутемные сени.

8.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Я бреду вдоль леса () и день начинает медленно гас­нуть.

  1. Сложное предложение, перед союзом И запя­тая не нужна.

  2. Простое предложение с однородными члена­ми, перед союзом И не нужна запятая.

  3. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

  4. Простое предложение с однородными члена­ми, перед союзом И нужна запятая.

9.Укажите предложение с пунктуационной ошиб­кой.

  1. Справа послышался глуховатый звон не то до­рожных чайников, не то чего-то другого.

  2. Без усилия полился и сразу наполнил и овраг, и роту, и сад сильный серебряный тенор.

  3. Все эти птицы: утки всех пород и лебеди почти не боятся человека.

  4. Пушкин был не только первоклассный писа­тель, но и первоклассный читатель.

10.На месте каких цифр в предложении должны сто­ять запятые?

Я зачитался до того (1) что (2) когда услыхал зво­нок колокольчика на парадном крыльце (3) не сразу по­нял (4) кто звонит (5) и зачем.

1

1,3,4 2)1,2,3,4 3)1,3,5 4)2,3

Ключи

Вариант 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

2

2

1

3

1

2

1

3

1

Вариант 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

2

1

1

3

3

2

1

4

1

Вариант 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

1

4

4

3

2

2

3

3

2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *