Звуки и буквы русского языка фонетика – .

1.1 Звуки и буквы

Видеоурок: Звуки и буквы

Лекция:  Звуки и буквы

                                                                                                                                                       

Как в мире много звуков! Нам важны звуки речи, которые отличны тем, что именно с их помощью образуются слова.

Звуки представляют собой самые маленькие нечленимые единицы речи. Они создают звуковую оболочку слов и выполняют смыслоразличительную функцию.


Звуки делят на: 

  • гласные,

  • согласные. 

Гласные создаются при помощи голоса. В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].

Гласные могут быть под ударением и без. 

Звуки, при возникновении которых струя воздуха встречает во рту преграду, есть согласные

Согласные делятся на: 

  • твёрдые и мягкие, 

  • звонкие и глухие. 

У многих согласных звуков есть:

  • пара по твёрдости-мягкости: [б] – [б’],   [в] – [в’],   [г] – [г’],   [д] – [д’],   [з] – [з’],   [к] – [к’],   [л] – [л’],   [м] – [м’],   [н] – [н’],   [п] – [п’],   [р] – [р’],   [с] – [с’],   [т] – [т’],   [ф] – [ф’],   [х] – [х’],

  • по звонкости-глухости: [б]- [п],   [в]- [ф],   [г]- [к],   [д]- [т],   [ж]- [ш],   [з]- [с]. 

Звуки, не составляющие пару по звонкости-глухости: 

  • глухие: [х],  [х’],  [ц],  [ч’],  [щ’], 

  • звонкие: [р],  [л],  [м],  [н],  [й’].


NB! «Степка Фец, хочешь щец?» – все глухие согласные.

      «Умная голова, разбирай Божьи дела!» – все звонкие.

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

Для обозначения на письме звуков, применяют буквы – графические символы.

 

В русском алфавите 33 буквы: 

  • 10 означают гласные, 

  • 21 – согласные, 

  • а ещё ъ и ь, которые не означают звуки.

NB! Буквы мы пишем и читаем, звуки мы говорим и слышим.


Буквы е, ё, ю, я играют двойную роль. Два звука они означают: 

1) после гласного (се[й’а]ть), 

2) в начале слова ([й’у]ла), 

3) после разделительных ь и ъ знаков (вь[й’у]га). 

Когда они стоят после согласного, то означают один звук ([э], [о], [у],[ а]) и мягкость предыдущего согласного: о[р’о]л.

Единицей чтения и письма является слог. Слог произносится одним выдыхательным толчком.

NB! Сколько гласных, столько и слогов!

Ударение – произнесение одного слога с большей силой. Иногда только ударение помогает различать слова.


cknow.ru

Конспект урока по русскому языку на тему «Фонетические единицы»

Раздел. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Тема. Фонетические средства языка. Орфоэпические нормы.

Сопоставление устной и письменной речи

Цели урока (90 мин):

Образовательная: систематизировать основные знания, умения, навыки по фонетике; выработать четкое представление о системе гласных и согласных звуков, а также способах их обозначения на письме; показать соотношение звукового и буквенного облика слова; закрепить навыки произношения.

Воспитательная: воспитывать  интерес  к  изучению  русского  языка и самостоятельную  активность  учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Развивающая: развивать умение оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний по фонетике и орфоэпии.

Повторение теории.

Фонетика — раздел языкознания, изучает звуки речи, ударение, слоги.

Звуки (фонема) –самая малая единица языка, выполняют смыслоразличительную функцию: запирать — забирать

Буква – это графическое обозначение звука на письме.

В русском алфавите 33 букв: 10 гласных, 21 согласных, 2 знака.

Все звуки речи делятся на две группы гласные [а], [о], [э], [и], [ы], [у], согласные — 36 Гласные образуются только голосом, согласные — шумом, или голосом и шумом.

Буквы е, ё, ю, я обозначают звуки е-[й’э], ё-[й’о], ю-[й’у], я-[й’а]

— в начале слова: яма — [й’а]ма; юла — [й’у]ла;

— после разделительных ъ, ь: вьюга — в[й’у]га; съезд — с[й’э]зд;

— после гласных букв: армия — арми[й’а]; знаем — зна[й’э]м.

Гласные звуки бывают ударные и безударные.

Согласные звуки бывают твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.

Пары согласных по звонкости и глухости: [б-п], [г-к], [в-ф], [д-т], [з-с], [ж-ш].

Непарные звонкие (сонорные) согласные: [р], [л], [м], [н], [й’].

Непарные глухие: [ц], [ч’], [х].

Мягкость согласного обозначается буквами ь, е, ё, и, ю, я после согласного.

Всегда твёрдые согласные: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие: [ч’], [й’], [щ’].

Шипящие: [ж], [ш] [щ’] [ч’].

Ударение – это выделение слога в слове большей силой голоса.

Ударение в русском языке:

1) разноместное – в разных словах оно падает на разные слоги: мИлый, кольцО.

2) подвижное – в разных формах одного слова оно может стоять на разных слогах: слОво -словА.

Большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное. Сложные слова имеет добавочное ударение, которое стоит на первом месте: элЕктромонтЁр.

Есть слова с вариативным (двояким) ударением: твОрог – творОг.

Служебные части речи: частицы, союзы, предлоги – не имеют ударения: под горой, принеси-ка.

Ударение в слове может различать: Разные слова: мука – мука, замок – замок.

Некоторые формы разных слов: ношу – ношу, кружки – кружки.

Формы одного слова: снега – снега, носите – носите.

Ударение бывает словесное и логическое: Мы сегодня идем в кинотеатр.

Слог – это один или несколько звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха: во-да, на-у-ка.

В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Если слог состоит из 2 или более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

Слоги бывают:

открытыми: ра-ку-шка

закрытыми: жук, бол-тун.

В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходит к последующему слогу: но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Дополнительно. Правила слогораздела:

  1. Сочетание сонорного согласного с шумным между гласными имеет слогораздел внутри: стен-ка, тор-чит, мол-ва, тол-стый;

  2. Сочетание шумного согласного с сонорным между гласными переходит к следующему слогу: ве-сна, кра-сный;

  3. Сочетание шумных согласных переходит к следующему слогу: ча-шка, ло-жка, бле-стит, кре-пкий;

  4. Сочетание сонорных согласных между гласными переходит к следующему слогу: ко-рма, о-фо-рми-тель, но-рма-льно;

  5. Буква й всегда остается с предшествующим гласным: чай-ка, май-ка.

Фонетический разбор слова.

  1. Слушаем слово и определяем ударный звук.

  2. Делим на слоги.

  3. Выписываем каждый звук и даем ему характеристику.

  4. Количество букв и звуков.

О б р а з е ц:

1. приятель – приЯтель

2. при-я-тель

3. [п] — согласный, глухой парный, твёрдый парный

[р’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный.

[и] — гласный, безударный.

[й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.

[а] — гласный, ударный.

[т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный.

[е] — гласный, безударный.

[л’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный.

4. 8 букв – 8 звуков. Буква я обозначает два звука – [jа́]. Буква ь не обозначает звука.

Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах.

Орфоэпия – это совокупность правил литературного произношения.

Орфоэпические нормы — правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм. Орфоэпическая норма – это:

  1. норма ударения,

  2. норма произношения.

К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся:

1. Редукция – ослабления произношения гласных звуков в безударной позиции: дом – д[а]ма.

2. Оглушение – звонкие согласные перед глухими и на конце слова произносятся как глухие: дуб[п].

3. Озвончение – глухие перед звонкими произносятся как звонкие: сделать-[з]делать.

4. Смягчение – процесс, при котором твердые согласные становятся мягкими под влиянием последующих мягких: казнь.

5. Выпадение (упрощение) – в сочетаниях согласных стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение cогласных: солнце. праздник, солнце, прелестный

6. Стяжение – процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносятся как один долгий звук:

Сочетания

1. сш и зш

2. сж и зж

3. зж и жж

4. сч и зч

5. тч и дч

6. тц и дц

7. ться

Произносятся как

[ш]

[ж]

[ж’] или [ж]

[щ’]

[ч’]

[ц]

[ца]

Примеры

низший- ни[ш]ий, высший- вы[ш]ий

разжать -ра[ж]ать, сжарить -[ж]арить

позже- по[ж’]е и по[ж]е

дрожжи дро[ж’]и и дро[ж]и

счастье-[щ]астье, приказчик- прика[щ]ик

докладчик -докла[ч’]ик, летчик- ле[ч’]ик

двадцать- два[ц]ать, золотце- золо[ц]е

учиться— учи[ца], смеяться-смея[ца]

Запомните:

— Во многих иностранных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твёрдо:  кафе [фэ],  стенд [тэ], тест, пюре.

— На месте сочетания чн произносить [шн]: коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о.

— Вместо сочетания чт произносить [шт]: [шт]о, кое-[шт]о, [шт]обы, но нечто [чт].

Закрепление темы.

  1. Решение фонетических задач.

  1. Сделать фонетический разбор слов: счастье, дождь, чувство, сберечь.

  1. Образуйте новые слова, прочитав в обратном порядке звуки данных слов, сделаем предварительный фонетический разбор, затем произнесем звуки в обратном порядке: лед, торг, лес, лещ, куль. Получатся слова: толь, крот, сель, щель, люк.

  1. Сколько звуков «с» и сколько «з» в предложении: Позже раздался резкий звук, словно сделанный железкой по стеклу.

(в предложении 4 звука [c] в словах резкий, словно, железкой, по стеклу и 3 звука [з] в словах раздался, звук, сделанный. В слове позже нет этих звуков: [ж] уподобляет себе предыдущий звук и произносится как удвоенный [ж]).

  1. Объяснительный словарный диктант: Охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие в словах, приведите свои примеры:

кружка, молотьба, зуб, обижаться, местный, песня.

Первичная проверка знаний. Тестовая работа.

Вариант 1

1. В каком слове звуков меньше, чем букв?

1) просвещение 2) обидеть 3) рейтинг 4) семена

2. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) праведник 2) бежевый 3) освятить 4) недуг

3. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1) наёмник 2) ориентир 3) приозерье 4) талант

4. В каком слове все согласные звуки глухие?

1) плавать 2) житейский 3) втекать 4) песня

5. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1)семиклассник 2) резерв 3) принести 4) месить

6. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) грамм 2) алюминий 3) ель 4) юла

Вариант 2
1. В каком слове звуков меньше, чем букв?

1) резкий 2) семья 3) праздник 4) ёжик

2. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) каприз 2) ориентир 3)лицензия 4)голуби

З.В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1) государство 2) рассвет 3) лучший 4) партия

4. В каком слове все согласные звуки глухие?

1) провода 2) отсыпать 3) корова 4) паства

5. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) анемия 2) сеньор 3) репетитор 4) певунья

6. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) яблоко 2) юность 3) гарант 4) великий

Вариант 3

1. В каком слове звуков меньше, чем букв?

1) ирландский 2) ясень 3) малярия 4)яхта

2. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) фракция 2)галерея 3)воздать 4)каталог

3. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1) индекс 2) жалеет 3) отцвести 4) весна

4. В каком слове все согласные звуки глухие?

1) темперамент 2) длительный 3) скаут 4) столяр

5. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) реакция 2)сорить 3) сельдерей 4)береста

6. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) съехал 2) армия 3) клеймо 4) кедр

Вариант 4

1. В каком слове звуков меньше, чем букв?

1) стена 2) дельта 3) осветление 4) кровля

2. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1)волк 2) флаг 3) дельфин 4) жёлуди

3. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1)должен 2) вырасти 3) верблюд 4) сосенка

4. В каком слове все согласные звуки глухие?

1)физкультура 2) истец 3) юмореска 4) эпический

5. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) эпидемия 2) резюме 3) сердце 4) гарантия

6. В каком слове звуков больше, чем букв?

1)колесо 2)аллея 3)здание 4) медицина

Вариант 5

1. В каком слове произносится звук [т].

а) медь б) отдых в) посадка г) надеяться

2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

а) смеюсь б) рыдать в) приют г) съесть

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

а) подстричь б) нежное в) каюта г) еловый

4. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) размечтаться б) алюминиевый в) раскрепоститься г) проглоченная

5. В каком слове все согласные глухие?

а) всходы б) колесо в) поход г) редкий

6. В каком слове все согласные звонкие?

а) разгневанный б) лошадь в) мягкость г) снег.

Вариант 6

1. В каком слове все согласные глухие?

а) всходы б) колесо в) поход г) редкий

2. В каком слове все согласные звонкие?

а) разгневанный б) лошадь в) мягкость г) снег.

3. В каком слове произносится звук [п’]?

а) используется б) голубь в) продавец г) попадья

4. В каком слове произносится звук [с]?

а) мороз б) сдоба в) сбить г) ошибиться

5. В каком слове произносится звук [ф]?

а) эффект б) завтрак в) бенефис г) дефект

6. В каком слове одинаковое количество букв и звуков?

а) свекров б) рассердиться в) вьюжная г) въедливый.

Домашнее задание

Подготовиться к связному ответу по теме урока.

Вариант 1

  1. Сделайте транскрипцию следующих слов и разделите их на слоги, расставьте ударения:

коробка, бесконечный, борется, водица, водиться, терраса, сладкозвучная.

  1. Сделайте фонетический разбор слов: дуб, ясный, маяк, группа, ненастная, колонна, садовод, льёт, окрестность.

Вариант 2

  1. Охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие в словах, приведите свои примеры:

мужчина, жизнь, радостно, сбежать, дорожка,

  1. Сделайте транскрипцию следующих слов и разделите их на слоги, расставьте ударения:

отстаивать, выдвигаться, обоняние, приятный, подушка, убегать, аккордеон.

Тема. Фонетические средства языка. Орфоэпические нормы

Фонетика— раздел языкознания, который изучает звуки речи, ударение, слоги.

Звуки выполняют смыслоразличительную функцию: быть — бить

Буква — графическое обозначение звука на письме.

В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная, 2 знака.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласные образуются только голосом, согласные — шумом, либо голосом и шумом.

Буквы е, ё, ю, я обозначают звуки е-[й’э], ё-[й’о], ю-[й’у], я-[й’а]

— в начале слова: яма — [й’а]ма; юла — [й’у]ла;

— после разделительных ъ, ь: вьюга — в[й’у]га; съезд — с[й’э]зд;

— после гласных букв: армия — арми[й’а]; знаем — зна[й’э]м.

Гласные звуки бывают ударные и безударные.

Согласные звуки бывают твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.

Пары согласных по звонкости и глухости: [б-п], [г-к], [в-ф], [д-т], [з-с], [ж-ш].

Непарные звонкие (сонорные) согласные: [р], [л], [м], [н], [й’].

Непарные глухие: [ц], [ч’], [х].

Мягкость согласного обозначается буквами ь, е, ё, и, ю, я после согласного.

Всегда твёрдые согласные: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие: [ч’], [й’], [щ’].

Шипящие: [ж], [ш] [щ’] [ч’].

_________________________________________________________________________________

Ударение – это выделение слога в слове большей силой голоса.

Ударение в русском языке называется:

1) разноместным – в разных словах оно падает на разные слоги: мИлый, кольцО.

2) подвижным – в разных формах одного слова оно может стоять на разных слогах: слОво -словА.

Сложные, сложносокращенные слова помимо основного ударения имеют добавочное, которое стоит на первом месте: свЕрхдержАва, интЕрклУб.Есть слова с вариативным (двояким) ударением: твОрог – творОг. Слова могут быть безударными (служебные части речи): под нЕбом.

Ударение бывает словесное и логическое: Мы сегодня идем в кинотеатр. ________________________________________________________________________________

Слог – это часть слова, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха.

В слове столько слогов, сколько гласных. Слоги бывают: открытыми: но-чка, ра-ку-шка. и закрытыми: жук, бол-тун.

Орфоэпия – это совокупность правил литературного произношения.

Орфоэпические нормы — правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм. Орфоэпическая норма – это норма ударения и норма произношения.

Основные фонетические процессы, происходящие в слове:

1. Редукция – ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: дом – д[а]ма.

2. Оглушение – звон. согл. перед глухими и на конце слова произносятся как глухие: дуб[п].

3. Озвончение – глухие перед звонкими произносятся как звонкие: сделать-[з]делать.

4. Смягчение – процесс, при котором тв. согл. становятся мягкими под влиянием последующих мягких: казнь, смирно.

5. Выпадение – в сочетаниях согласных стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение согласных: праздник, солнце, прелестный.

6. Стяжение (уподобление) – процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносятся как один долгий звук: низший- ни[ш]ий, разжать -ра[ж]ать.

Тема. Фонетические средства языка.

2. В каком слове неверно выделена буква,

3. В каком слове неверно выделена буква,

4. В каком слове неверно выделена буква,

5. В каком слове верно выделена буква,

6. В каком слове верно выделена буква,

7. В каком слове неверно выделена буква,

8. В каком слове неверно выделена буква,

9. В каком слове верно выделена буква,

10. В каком слове неверно выделена буква,

2. В каком слове неверно выделена буква,

3. В каком слове неверно выделена буква,

4. В каком слове неверно выделена буква,

5. В каком слове верно выделена буква,

6. В каком слове верно выделена буква,

7. В каком слове неверно выделена буква,

8. В каком слове неверно выделена буква,

9. В каком слове верно выделена буква,

10. В каком слове неверно выделена буква,

Ключ к тесту: 1) г; 2) г; 3) б; 4) а; 5) в; 6) а; 7) б; 8) а; 9) в; 10) б.

Вариант 6 1) в; 2) а; 3) б; 4) а; 5) б; 6) г.

infourok.ru

Разработка урока по русскому языку на тему «Фонетика. Звуки и буквы» ( 5 класс)

Школа при Казахско-Американском Университете

HANDOUTS

русский язык

Класс: 5 D2

Урок: № 1

Четверть: 1

Тема урока: Фонетика. Звуки и буквы.

Учитель: Нурпеисова Г.А.

Словарный диктант

— Запишите слова, обозначьте орфограммы:

Зной, лапки, сапожки, весело, опушка, завалинка, град, лед, дождь, рассказ, рябинка, репродукция.

Актуализация новы знаний.

Существует еще много различных азбук и других народов мира.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Звуки мы произносим и слышим. Но ведь мы умеем читать и писать. Видим и пишем мы буквы.

Графика – раздел науки о языке, изучающий обозначение буквами звуков речи на письме.

Алфавит – буквы, расположенные в определенном порядке.

В русском алфавите 33 буквы. 10 букв обозначают гласные звуки и 21 – согласные. Две буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.

Что означает термин транскрипция? (В переводе с латинского – переписывание; это запись слов в полном соответствии с их звучанием.)

Работа в тетради. Запись на доске:

[рот] – род, [флак] – флаг, [каз’ба] – косьба, [гд’эр’иву] – к дереву, [усный] – устный, [сонцэ] – солнце.

– Обратите внимание на особые знаки фонетической транскрипции.

Партер – партэр.

– Объясните приведенный пример: что отличного в буквенной записи слова и в его транскрипции?

— Что означает слово партер? ( 1. Нижний этаж зрительного зала с местами для зрителей.

2. Плоская открытая часть сада, парка с газонами, цветниками.) 

Игра «Ванька! Встань-ка!»

Группа учеников, фамилии которых начинаются на одну букву, должны встать по «алфавиту».

Игра «Шифровальщик»

Прочитайте и запишите зашифрованные слова. (Заранее выписать на доске.)

9, 1, 4, 1, 5, 12, 1
9, 3, 21, 12, 10
2, 21, 12, 3, 29
22, 16, 15, 6, 20, 10, 12, 1
1, 13, 22, 1, 3, 10, 20

Контрольный тест

1. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы я, ю, е, ё обозначают два звука:

1) яма, ёж, день, юла, семья;

2) якорь, енот, юбка, баян, жюри;

3) дело, ель, обезьяна, книга;

4) яблоко, поезд, ёлка, подъезд.

2. Определите, сколько букв и звуков в слове подъезд:

1) 7 букв, 7 звуков;

2) 7 букв, 8 звуков;

3) 6 букв, 6 звуков;

4) 6 букв, 7 звуков.

3. Найдите согласные глухие звуки:

1) [ч]; 4) [к];

2) [ж]; 5) [ф];

3) [н]; 6)[ц].

4. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) Тень; 3) собака;

2) подвиг; 4) барабан .

Глоссарий

Задания на СРС: Затранскрибировать слова «Варежки», «коньки», «метель», «дождь», «листья».

Задания на Office-Hours: выучить слова из глоссария.

Список литературы

1. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. школы/Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.- Просвещение.- 2012.-192с.;

infourok.ru

Учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме: Фонетика. Звуки и буквы.

Цели урока:

1.        Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование ценностных ориентиров: саморегуляция, самооценка; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

2.        Метапредметные: самостоятельное выделение и формулировка познавательных задач; обучение построению монологического речевого высказывания; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

3.        Предметные: знать предмет изучения фонетики, группы звуков речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков, элементы транскрипции, знать о смыслоразличительной роли звуков.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Задачи: обеспечить комфортную обстановку для работы на уроке. Воспроизведение звуков окружающего мира с помощью техники.

II.        Актуализация знаний, выявление затруднений в деятельности.

Вопросы учителя:

— Звуки кого или чего вы услышали?

Давайте  попробуем передать шум ветра, раскаты грома, шум моря.звуков в окружающем нас миреочень много, они разные. На урока русского языкамы будем говорить о звуках речи.

— Ребята, тема нашего урока «Фонетика.  Звуки речи и буквы. Гласные звуки».  

Давайте сформулируем цели урока:

Используйте следующие слова маячки: узнать, сравнить, вспомнить, повторить.

  1. Повторить изученное о звуках речи.
  1. Сравнить гласные звуки и согласные звуки.
  2. Узнать,  какую роль играют звуки речи.
  3. Вспомнить чем отличаются звуки от букв.)

Молодцы! А для того, чтобы цели были достигнуты, что нам необходимо? (хорошая дисциплина, внимательность, сообразительность).

(слайд 5)

— Как называется раздел науки, который изучает звуки речи? (фонетика)

— Какие вы знаете слова с таким же корнем, -фон-?      

(- Телефон, магнитофон, микрофон, диктофон, фонограмма …       )                                             — Что общего в значении этих слов?                                                                                             (Эти предметы предназначены для передачи звуков).  

— итак, ребята, запомним, что наука изучающая звуки речи, называется… (все вместе) фонетика. Молодцы!

На какие две группы делятся все звуки?

Ребята, ученый В.А. Богородицкий дал звукам  такие названия: ртораскрыватели и ртосмыкатели.

Какие звуки он так назвал? (гласные и согласные)  Почему?    

                                                                 

Эксперимент. – Какие звуки произносить легче? Почему?

 (- При образовании гласных воздух свободно проходит через полость рта — рот открыт; при образовании согласных воздух встречает во рту какую-нибудь преграду — рот почти закрыт).                                                                                                                                              

— Ответьте, пожалуйста, а что будет, если в слове заменить один звук на другой (например, дом-том, кот-кит). (получится новое слово)

— вы совершенно правы. Если мы меняем хоть один звук, то получаем другое слово. И каждый звук помогает различать слова по смыслу.

. Выньте один звук.

Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран).(слайд8)

Добавьте один звук.

Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус).(слайд9)

— Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.

— Эти звуки – смыслоразличители.

Давйте отдохнём и проведём физминутку.

— Отгадайте загадку: Его не видно, в руки не взять, зато слышно. (звук)

А каким же образом мы можем увидеть звук? (написать его буквами)

Почему?(Звуков больше, потому что одна и та же  буква может обозначать разный звук – мягкий или твёрдый, глухой или звонкий, некоторые гласные обозначают два звука)

— Давайте сделаем вывод, чем отличаются буквы от звуков?

(буквы мы пишем, звуки – слышим и произносим)

— Сравните две записи одного и того же слова, чем они отличаются? Как называется запись звукового состава слова? (Транскрипция) Скажите, а где мы ещё встречаемся с транскрипцией? (на уроках иностранного языка.)

Коньки – [кан’к’и]

Всегда ли написание слова совпадает его звуковым обликом?

Выпишите в первый столбик слова, которые пишутся по произношению, а во второй столбик, которые пишутся не так, как произносятся.

(Работа в парах)

1 вариант. Варежки, игра, книга, метель, мир, снежки

2 вариант Роса, спор, город, успех,  известный, вокзал

Обменяйтесь работами и проверьте по образцу.

Запишите транскрипцию слова роса и город (два человека у доски)

— Прочитайте словосочетания. Что между ними общего? В чем разница?

                  Запись на доске: Что между ними общего? В чем разница?

  1. сп..ши стихи – сп..ши в школу                                                                                                                                                                                  2. зап..вать песню – зап..вать лекарство

3. прим..рять костюм – прим..рять друзей

(- В этих словосочетаниях глаголы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.)                              — Вставим пропущенные буквы, подобрав проверочные слова

 (Учащиеся вставляет цветным мелом на доске попущенные буквы)

— Всегда ли значение слова можно определить по тому, как оно слышится? Что для этого нужно сделать?                                                                                                                                (- Подобрать подходящее по смыслу проверочное слово.  )                                                                                                                                                                                                                                                                        — Какую орфограмму мы повторили?                                                                                           — (Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. )

Ребята, пожалуйста,  назовите гласные звуки?

— Скажите, а какой характеристикой обладают гласный звуки (ударные и безударные).  (слайд 15)    

Есть у ударения и смыслоразличительная роль. Сейчас вы в этом убедитесь, если правильно назовёте слова к четверостишиям-загадкам.

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение

И превращаюсь я в конфетку.

Ответ: и5рис — ири5с.

Я сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения:

Захочешь — превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.

Ответ: а5тлас — атла5с.

IV. Закрепление знаний, умений и навыков.

Тренировочное упражнение.

Составьте словосочетания, из смысла которых было бы ясно, как

произносится слово, запишите их.

Образец: полки. Книжные по5лки. Армейские полки5.

Вариант 1. мука,  орган

Вариант 2. хлопок, жаркое.

Для слабеньких: расставьте ударение в словах: велосипед, гимнастика, маршрут, новинка, Итоги

  1. Каждый ряд получает вопросы по теории фонетики. Представитель от ряда озвучивает ответы. Я надеюсь на вашу взаимопомощь и сотрудничество.
    «Заморочки из бочки»
  1. Что изучает фонетика?
  2. На какие две группы делятся звуки?
  1. Какими бывают гласные?
  2. В чем отличие ударных гласных от безударных?
  1. Чем отличается буква от звука?
  2. Как называется запись слов в полном соответствии с их звучанием?

Хорошо, молодцы! Теперь вспомним цели, которые мы ставили и подведём итог.

Рефлексия деятельности (итог урока):

1.Я узнал…

3.Я запомнил…

4.У меня возникли трудности

Кто был самым активным на уроке?

А кто самым грамотным?

Ребята поднимите руку, кто работал хорошо и даже отлично.

Спасибо ребята за работу, мне очень понравилось с вами работать. Все были молодцы, особенно хочу выделить…….

Д.З. параграф 50-51, упр. 265.  

Конспект урока русского языка

Фонетика. Звуки и биквы»

5 класс

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №3»

 Вихрова Наталья Михайловна

2015

nsportal.ru

Методическая разработка урока по русскому языку «Фонетика.Гласные звуки» (5 класс)

Информационная карта урока русского языка.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Класс: 5

Тема: Фонетика. Гласные звуки.

УУД:
Личностные: умение правильно оценивать себя: это позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивает значимость решения учебных задач;

Регулятивные: умение ставить себе конкретную цель, прогнозировать возможные ситуации;

Познавательные: целеполагание, умение самостоятельно собирать нужные сведения, проводить наблюдения, делать вывод;

Коммуникативные: донесение своей позиции до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

Цель и задачи:

Цель: повторение изученного по теме «Фонетика», показ того, как образуются гласные звуки; развитие орфографических навыков, навыков самостоятельной работы, мотивации к познавательной и творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные: углубить знания об отличии гласных звуков от согласных.

Развивающие: развивать мыслительные операции посредством наблюдения, сравнения, обобщения, сознательного восприятия учебного материала;

Воспитывающие: воспитывать языковую культуру, мотивацию к познавательной деятельности.

Основной дидактический метод: деятельностный

Частные методы и приемы: словесные, наглядные, игровые приемы.

Образовательные технологии: технология проблемного обучения, групповой работы, индивидуального подхода.

Описание методов оценивания: самооценка, оценка учителем.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ответственности за произнесенное;

Предметные: осознание того, какое место занимает фонетика в системе наук о языке; понимание, как образуются звуки речи, умение отличать гласные звуки от согласных, различение понятия «звук» и «буква», понимание значения ударения, умение объяснять языковые явления;

Метапредметные: использование толкового словаря, извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Цель: проверка готовности обучающихся к уроку, их настрой на работу

Длительность этапа: 1 минута

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная

Функция преподавателя на данном этапе: организаторская

Приемы и формы работы: приветствие учителя, проверка готовности детей к работе

Форма контроля: контроль учителя

  1. Актуализация знаний, введение в тему.

Цель: повторение ранее усвоенных знаний, подведение детей к формулировке темы.

Длительность этапа: 5 минут

Иллюстративные и дидактические материалы: оформление доски.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная (создание проблемной ситуации).

Функции преподавателя на данном этапе: координирующая.

Приемы и формы работы: дидактическая игра «Собери слово», «корзина» идей.

Форма контроля: оценка учителем правильности рассуждения.

Слово учителя:

— Ребята! Вы ничего не замечаете?

— школьная доска прикрыта

— нет темы ( как вы думаете, я забыла ее написать, не успела или сделала это специально?)

Слово учителя:

— Давайте же вместе сформулируем тему нашего урока, а чтобы вам было легче это сделать, нам поможет небольшая игра: составим слово из первых букв слов, которые я вам буду называть:

Фонограмма, Озвучить, Написать, Естественный, Транскрипция, Изучение (изменение), Квадратные, Алфавит.

— получилось слово «Фонетика»

— Что означает данное слово? ( наука, которая изучает звуки)

— Какие звуки вы изучали в начальных классах? ( гласные, согласные, ударные, безударные, твердые и мягкие)

Посмотрите внимательно на доску, вас ничего не смущает?

Примерные ответы детей:

( число и классная работа написаны без гласных букв – пишем буквы, произносим звуки)

— Какая же у нас сегодня тема урока?

(ответы детей)

— запись темы на доске и в тетрадях: Фонетика. Гласные звуки.

3. Овладение новыми знаниями

Цель: обеспечение условиями для восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

Длительность этапа: 15 минут

Иллюстративные и дидактические материалы: учебник, таблица, дидактические игры

Форма организации деятельности: фронтальная

Функции преподавателя на данном этапе: координирующая

Приемы и формы работы:

Игра «Четвертый лишний» (один ученик у доски )

— т, к, м, а; — н,з,х,о; — с,и,м,р; — л, й, ы, ф; — г, м,э,ж; — у, д, х,ч; -я, н, з,т; -ё, к,ж,с; -е,м,щ,й; -ю,в,ч,ц.

— Скажите мне, пожалуйста, это перед нами гласные звуки или буквы? (буквы)

— В русском языке больше гласных букв или звуков? (букв – 10,звуков – 6, не все буквы могут обозначать звуки) – ученик записывает гласные звуки на доске, остальные дети в тетрадях

— разобраться в том, как образуются гласные звуки, чем они отличаются от согласных звуков нам поможет сказка

Сказка «Кому живется лучше?»

Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.

– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?

– А я гласный. Как ты поживаешь?

Согласный отвечает:

– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?

Гласный восклицает:

– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!

Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?

Согласный с унынием в голосе отвечает:

– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?

Гласный восторженно:

– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:

hello_html_m33a46628.png

– Я и песня нерасторжимы.

Согласный:

– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!

Гласный: Ты не прав!!! Давай дружить!!! Вместе мы справимся с любыми трудностями!!!

Чтение правила – с.122-123

Учитель обращает внимание на то, что гласные и согласные звуки пишутся в квадратных скобках.

Понятие «транскрипция» (запись слова по его звучанию)

Форма контроля: контроль правильности рассуждений учителем

4 этап Динамическая пауза

Учитель: Я буду называть слова, если в слове один гласный звук, вы поднимаете руки вверх, если два, то хлопаете в ладоши.

Сам, парта, сом, ручка, рак, лоб, глаза, корень, пол, мыло, поле, стул, уши, рот.

5 этап. Закрепление.

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового материала ( 15 минут)

Иллюстративные и дидактические материалы: работа с таблицей, диктант « Плюс – минус»

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная

Функции преподавателя: консультативная

Приемы и формы работы: работа с таблицей «Гласные звуки», диктант «Плюс и минус», словарная работа со словами из рамки на стр.124

Форма контроля: взаимопроверка, самопроверка, контроль учителя

К каждому звуку подберите и запишите по два односложных слова

Диктант «Плюс и минус»

Если звук А в слове ударный, то плюс, если безударный – минус:

Щука, луна, книга, кошка, апельсин, часы, доска, вагон, мечта, салют, чернила.

(-,+,-,-,-, -, +,+,-,-) – один ученик у доски

— упр.267, стр.124 – работа в парах

6 этап. Обобщение изученной темы. Домашнее задание.

Цель: обобщение усвоенного, комментарий к домашнему заданию ( 5 минут)

Форма работы: фронтальная

Роль преподавателя: координирующая, консультативная

Формы и приемы работы:

— методика незаконченных предложений:

Звуки речи изучает…(фонетика)

Звуки речи бывают…(гласные, согласные…)

Гласные звуки состоят только…(из голоса)

При произношении гласных звуков…(нет препятствий)

Для того, чтобы мы лучше с вами запомнили отличие гласных звуков от согласных, нам помогут четверостишия:

— выразительное чтение учениками четверостиший о звуках

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не жалеют свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Контроль учителя за ответами детей, за записью в дневниках, оценки за урок

Домашнее задание: правило, стр.122-123, словарная работа со словами из рамки на стр.124

  1. Найти и записать значение слов, поставить ударение.

  2. Записать слова, заключив вквадратные скобки, гласные звуки

  3. Составить предложения с данными словами

Удивительный, изумительный, поразительный, дивный ,чудесный

7 этап рефлексия деятельности

Цель: подведение итогов совместной и индивидуальной работы учеников, достижения поставленной цели. ( 2 минуты)

Прием: «Самооценка учащихся»

Роль преподавателя: координирующая

Интернет-источники:

1. https://gigabaza.ru/doc/63411.html

infourok.ru

Звуки и буквы. Русский язык. 2 класс. Разработка урока

УМК «Русский язык. 2 класс» Т. Г. Рамзаевой.

Цели:

  • уточнение представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков; развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ
  • систематизировать имеющиеся у детей знания о звуках и буквах;
  • учить определять звуки, находить и различать их;
  • развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу,
  • развивать орфографическую зоркость;
  • обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями;

Задачи урока:

  • Образовательная: закрепить умение определять звуки и буквы.
  • Развивающая: развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности; развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащегося.
  • Воспитательная: прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка ; культуры общения, чувства взаимовыручки; воспитывать прилежание, активность; воспитывать организованность, усидчивость, ответственность.

Технологии:

  • проблемно-ориентированного обучения;
  • информационно-коммуникативные;
  • технология сотрудничества.

Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, метод проблемного обучения, дедуктивный, наглядный, словесный, поощрение.

Средства обучения:

  • Презентация  Power Point “Части речи”.
  • Компьютер, проектор.
  • Музыкальное сопровождение к физкультминутке.
  • Карточки для индивидуальной работы, листы с текстами для работы учащихся.
  • Толковый словарь
  • Цветные карандаши.
  • Учебник русского языка (Т.Г.Рамзаева) 2 класс, I часть.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода, пыхтит чайник на плите, гремят посудой.

Выходим из дома– и опять нас окружают звуки. Но вот за спиной голос прохожего: «Вы не знаете, который час?». Вы посмотрели и ответили. Каким образом из потока уличных звуков ( шуршания шин, скрип снега, шум дождя) вы уловите те, которые передали вам информацию? Чем отличаются звуки речи от других звуков?

В языке все имеет звуковое выражение. Сами по себе звуки будто бы ничего не обозначают: произнесите звуки [о], [д], [м]– никто ничего не поймет. Но если вы произнесете те же звуки в другом порядке, сразу станет ясно, о чем идет речь ( дом).

С незапамятных времен на протяжении многих тысячелетий звуки речи, складывались в определенном порядке, становились словами, которые имели значение и смысл. Теперь каждый звук в слове занимает свое место. Если заменишь один– меняется смысл целого слова: кот– ток, сила– лиса, аист– лист и т.д.

Звуковую сторону речи изучает фонетика. Само название образовалось от греческого слова phone, сто значит «звук». Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям и, конечно, детям. Не случайно обучение в школе начинается с букв и звуков. Вот и вспомните все, что мы говорили о звуках в первом классе.

II. Чистописание

– Сегодня на уроке мы будем работать над буквами п и т.

– На что похожи печатные буквы п и т?

– Вот что себе представляют авторы веселых стихов.

Буква П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
(А. Шибаев).

На хоккее, на футболе
Буква П– ворота в поле.
(В. Степанов).

Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.
(Е. Тарлаплан).

При написании этих букв следует обратить внимание на параллельность одинаково направленных штрихов, равное расстояние между ними.

– Спишите с доски:

пт пт пт

– Спишите следующие буквосочетания:

Пт пе ти ть

– Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте быстро скороговорку, Спишите.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа, тупа, тупа .

III. Словарно-орфографическая работа

– Отгадайте загадку:

За деревьями, кустами
Промелькнуло, будто пламя.
Промелькнуло, пробежало –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лисица)

– Что вы знаете об этом животном? (Лисица– хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.)

Учащиеся записывают словарное слово в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают безударную гласную.

Учащиеся придумывают предложение с новым словарным словом .Учитель выслушивает предложение учеников, отмечает самые удачные. Одно предложение по мнению учителя ученики с комментированием записывают в тетрадь.

– Поставьте в словах предложения ударение.

IV. Работа по теме урока

1. Картинный диктант

Учитель показывает картинку, ученики записывают существительное в тетрадь.

Лес, птица, ручей, капуста, ежик, орех, юла.

– Подчеркните гласные буквы. Какие буквы они обозначают? Почему они так называются? ( Гласные не встречают на пути ни каких преград.)

– Какие слова нельзя разделить для переноса? Почему?

– В каких словах звуков больше, чем букв.

– Сколько в русском языке гласных букв и гласных звуков?

2. Запись под диктовку

Лева, юра и Сима играли. У Левы мяч. У Юры шар. У Симы кукла.

 – Подчеркните в предложениях буквы, которые обозначают согласные звуки.

– Какие звуки называются со гласными? (Если при произношении звука воздуху приходится преодолевать преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос

То это согласные звуки.)

3. Игра « Подбери словечко»

– Подбери согласные так, чтобы получились новые слова.

..ом, …ом, …ом, пру…, пру…, лу…, лу… .

– Подбери гласные так, чтобы получились разные слова.

Д..м, д…м, д..м, с..к, с..к, ст..л, ст..л, р..ка, р..ка, в..л, в..л.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Учащиеся самостоятельно выполняют упр.9,10.

Во избежание ошибок в упр.9 необходимо вспомнить с учащимися орфограмму « Заглавная буква в именах собственных». Проверку упражнения можно закончить стихотворением «Звуки речи» (отрывок).

Мы – не буквы, мы – звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы – не буквы, мы – звуки речи,
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достигнет,
Кому чередованье их подвластно.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос чувствует, голос зовет
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

– Подберите слова, которые начинаются с гласной буквы.      

Некоторые слова после проговаривания учащиеся записывают. Гласные буквы подчеркивают.

– Подберите слова, которые начинаются с согласной буквы.

Учащиеся записывают с проговариванием несколько слов.

– Подберите слова, которые нужно написать две гласные буквы.

– Сколько слогов в этих словах? Почему?

VII. Звуковой анализ слова

– Отгадайте загадки. В отгадках назовите по порядку каждый звук. Определите гласный он или согласный. Отгадки запишите,

У кого усатая
Морда полосатая?
Спинка, словно мостик?
За мосточком – хвостик (кот)

Приходит по луже,
Уходит по стуже. (Осень)

Лед на речке – мы бежим. (Коньки)

На доске записан текст.

– Найдите в тексте слова, В котором букв больше, чем звуков. Выпишите их.

ЗИМОЙ.

Ребята идут в лес. Они несут корм для птиц. В лесу тихо. У дуба старый пень. Он весь в снегу. Пушистый зверь прыгнул на ель.

VIII. Итог урока

– Давайте подведем итог сегодняшнего урока.

– Чем отличаются буквы от звуков?

– Какие бывают звуки?

– Чем они отличаются? (Произношением, гласный звук образует слог.)

Домашнее задание: упр. 11

rosuchebnik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *