Звуки и буквы русского языка — схема, таблица, транскрипция
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.
Что такое звук?
Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт — спорт, ворона — воронка), набором звуков (лимон — лиман, кошка — мышка), последовательностью звуков (нос — сон, куст — стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка — катер, лес — парк).
Какие звуки бывают?
В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].
Как произносятся звуки?
Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки — приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.
Транскрипция слова
Транскрипция слова — запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а — буква, [а] — звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п — буква, [п] — твёрдый звук, [п’] — мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение — апострофом перед гласным ударным звуком.
Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики.
Цветовая схема
В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.
Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.
Гласные | а о у э и ы я ю е ё |
Согласные | ц ш ж б в г д з к л м н п р с т ф х ч щ й |
ь, ъ | ь ъ |
Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.
Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.
Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!
Гласные звуки и буквы, их обозначающие
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Звуки и буквы
- Гласные звуки и буквы, их обозначающие
В русском языке 10 гласных букв: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.
И всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Гласный звук при произнесении не встречает преград и произносится только с помощью голоса.
Гласные бывают ударные и безударные. Под ударением мы различаем все шесть гласных звуков: т.е. произносится то же, что и пишется.
Например: мо́ре [мо́р’э], поэ́т [паэ́т]
Исключением является буква «и» в положении после шипящих согласных — ц, ш, ж
(мы слышим звук [ы], а пишем и). Например: цирк [цырк], шип [шы́п].В безударном положении мы различаем не все гласные звуки, т.е. можем писать одну букву, а произносить другую.
Например: моря́ [мар’а́] — пишем о, а произносим [а].
Таблица гласных букв и звуков
Буквы | Звуки | |
В ударном положении | В безударном положении | |
а | [а́] лавр [лавр] | [а] ло́дка [ло́тка] |
е | [’э́] те́сто [т’э́сто] | [и] весло́ [в’исло́] [э] мо́ре [мо́р’э] |
ё | не бывает | |
и | [’и́] мирт [м’ирт] [ы] цирк [цырк] | [’и] свисто́к [св’исто́к] [ы] цита́та [цыта́та] |
о | [о́] торт [торт] | [а] вода́ [вада́] |
у | [у́] стул [стул] | [у] пурга́ [пурга́] |
ы | [ы́] пры́гнул [пры́гнул] | [ы] прыжо́к [прыжо́к] |
ю | [’у́] лю́стра [л’у́стра] | [’у] слюна́ [сл’уна́] |
я | [’а́] пять [п’ат’] | [’а] пла́мя [пла́м’а] [’и] пята́к [п’ита́к] |
Гласные е, ё, ю, я, и смягчают предыдущие согласные (кроме твёрдых непарных согласных). В фонетической записи мы обозначаем мягкость согласного значком [’].
Например: весна́ [в’эсна́], клён [кл’он], свист [св’ист]
Буквы е, ё, ю, я могут обозначать по два звука — согласный звук [й] и гласные звуки:
1). в начале слова:
е: [й’э] ель [й’эл’]
[й’и] езда́ [й’изда́]
ё: [й’о] ёж [й’ош’]
ю: [й’у] ю́бка [й’у́пка]
я: [й’а] яд [й’ат]
[й’и] язы́к [й’изы́к]
е: [й’э] прие́хали [пр’ий’э́хал’и]
[й’и] твоему́ [твай’иму́]
ё: [й’о] поё́т [пай’о́т]
ю: [й’у] пою́т [пай’у́т]
я: [й’а] стоя́т [стай’а́т]
[й’и] заяви́л [зай’ив’и́л]
3). после разделительных твердого и мягкого знаков — Ъ, Ь (кроме всех перечисленных букв, два звука в этом случае обозначает также буква И):
е: [й’э] съел [с’й’эл]
[й’и] уче́нье [уч’э́н’й’и], съеди́м [с’й’ид’и́м]
ё: [й’о] пьёт [п’й’от], объё́м [аб’й’о́м]
ю: [й’у] вью́га [в’й’у́га]
я: [й’а] семья́ [с’им’й’а́]
[й’и] семьяни́н [с’имй’ин’и́н]
и: [й’и] воробьи́ [вараб’й’и́]
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Алфавит
Согласные звуки и буквы, их обозначающие
Слог
Ударение
Фонетический разбор
Звуки и буквы
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 7, Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 28, Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 122, Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 1, Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 23, Полякова, Учебник
Упражнение 25, Полякова, Учебник
Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 12, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
2 класс
Упражнение 83, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 86, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 131, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 56, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 92, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 35, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 46, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 132, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 148, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 149, Полякова, Учебник, 1 часть
3 класс
Упражнение 265, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 87, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 95, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 37, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 28, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 123, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 34, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 38, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 253, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
4 класс
Упражнение 107, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 109, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 146, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 6, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
5 класс
Упражнение 264, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 310, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 1, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 182, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 192, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 193, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
6 класс
Упражнение 213, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
7 класс
Упражнение 17, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 481, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 21, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 22, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 23, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 24, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 28, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 30, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 34, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 36, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
© budu5.com, 2019
Пользовательское соглашение
Copyright
budu5.com
Звуки и буквы / Справочник по русскому языку для начальной школы
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Звуки и буквы
В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы — пишем и видим (когда читаем). На письме звуки обозначаются буквами.
Для обозначения звуков мы тоже используем буквы, но ставим их в квадратные скобки. Это фонетическая запись букв.
Например: звук [м], буква — «эм»
Фонетическая запись букв — это транскрипция. Она помогает понять нам, как мы говорим, отражает живое звучание речи, учит правильно произносить слова.
При оформлении транскрипции учитывай:
- оно оформляется в квадратных скобках
- каждому звуку соответствует один знак
- большая буква не используется
- в словах обязательно ставится ударение
- мягкость согласного обозначается значком [ ‘ ] — по́лька — [по́л’ ка], листо́к — [л’ исто́к]
- долгота звука обозначается значком [ ¯ ] — он используется, когда из двух букв получается один звук: ссо́ра — [со́ра]
Постановка ударения очень важна для правильной фонетической записи. Ударение, его особенности и правила постановки в русском языке изучает наука акцентология.
Звуки бывают: гласные и согласные.
Буквы бывают:
В русском языке звуков больше, чем букв.
Выполнить фонетический разбор — значит охарактеризовать все звуки, из которых состоит слово для разбора.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Алфавит
Гласные звуки и буквы, их обозначающие
Согласные звуки и буквы, их обозначающие
Слог
Ударение
Фонетический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 2, Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 4, Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 11, Полякова, Учебник
Упражнение 15, Полякова, Учебник
Упражнение 64, Полякова, Учебник
Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
2 класс
Упражнение 203, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 72, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 216, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 55, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 31, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 21, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 138, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 34, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 8, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 9, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
3 класс
Упражнение 94, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 56, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 38, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 2, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 154, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 155, Полякова, Учебник, 1 часть
4 класс
Упражнение 109, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 323, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 15, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 54, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 2, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 117, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 2, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 8, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
5 класс
Упражнение 291, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 292, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 318, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 20, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 21, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 22, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 35, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 189, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 190, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 205, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
6 класс
Упражнение 595, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
7 класс
Упражнение 221, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 482, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 21, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 24, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
© budu5.com, 2019
Пользовательское соглашение
Copyright
budu5.com
Правила фонетического разбора слов, фонетика гласных и согласных
Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы.
Обозначения
Используемые при фонетическом разборе обозначения:
- Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с’им’й’а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с’им’й’а ́];
- Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с — [с], и — [и], м — [м’] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь — [–];
- Мягкость звука помечается знаком апострофа: м — [м’];
- Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т’эн’:ис], грузчик → [грущ’:ик];
вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком; - В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.
Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице план и примеры.
Правила для ь, ъ
- Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
- Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
- Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.
Фонетика гласных
- Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
- Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
- Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл’]. - Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
Мяч → [м’ач’], мел → [м’эл]. - Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
Рябина → [р’эб’ина], пятно → [п’итно], весело → [в’эс’ила], корова → [карова]. - Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о] (под ударением) и я → [й’и], е → [й’и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
- Буква и после ь обозначает звук [й’и].
Ручьи → [руч’й’и]. - Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].
Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:
а | о | и | е | у | ю | ё | я | э | ы | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
под ударением | а | о | и | э | у | у | о | а | э | ы |
без ударения | а | а | и | и | у | у | о | э, и | э, и | ы |
в начале слова | а | о | и | й’э | у | й’у | й’о | й’а | э | ы |
после гласных | а | о | и | й’э | у | й’у | й’о | й’а | э | ы |
после ь, ъ | а | о | й’и | й’э | у | й’у | й’о | й’а | э | ы |
после ж, ш, ц | ы | о | ы | ы | у | у | о | а | э | ы |
Фонетика согласных
- В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ‘: [л’], [с’], [ч’] и т.д.
- В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж], [ц].
- Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
- Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки: [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
- Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й’].
- Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
- Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
- Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
столб → [столп], поезд → [пой’эст]. - Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
чувство → [ч’уства], солнце → [сонц’э]. - Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис]. - Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
миллион → [м’ил’ион], аллея → [ал’эй’а].
В некоторых случаях:
- Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
сделал → [з’д’элал]. - Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
когти → [кокт’и], мягкий → [м’ах’к’ий’] - Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
зонтик → [зон’т’ик]. - Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
стаканчик → [стакан’ч’ик], сменщик → [см’эн’щ’ик]. - Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
конечно → [кан’эшна], скучно → [скушна], что → [што].
Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:
- Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
изжить → [иж:ыт’], уезжать → [уиж:ат’]. - Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
купаться → [купац:а]. - Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
звёздный → [зв’озный’], лестница → [л’эс’н’ица]. - В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
золотого → [залатова], синего → [син’эва]. - Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ’]:
счастливый → [щ’асливый’], извозчик → [извощ’ик], перебежчик → [п’ир’иб’эщ’ик].
Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»
Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].
Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!
phoneticonline.ru
Гласные и согласные звуки — урок. Русский язык, 5 класс.
Звуки речи делятся на гласные и согласные.
Звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы] — гласные, их всего \(6\).
Гласные звуки состоят только из голоса.
При произнесении гласных звуков воздух через рот проходит свободно, не встречая преград. Гласные звуки можно протянуть, пропеть.
Согласных звуков в русском языке гораздо больше — \(36\).
При произнесении согласных звуков наряду с голосом присутствует шум.
Согласные в русском языке делятся на шумные и сонорные.
Шумные согласные, в свою очередь, делятся на глухие и звонкие.
Согласные, которые состоят лишь из шума, называют глухими:
[п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [х], [ц], [ч].
Согласные, которые состоят из голоса и шума, называют звонкими:
[б], [в], [г], [д], [ж], [з].
Согласные, в которых почти нет шума, а преобладает голос, называют сонорными:
[м], [н], [л], [р], [j’].
Согласные могут быть твёрдыми и мягкими —
[б]/[б’] [к]/[к’] [д]/[д’] и т. д.:
[выл] — [в’ил], [был] — [б’ил].
Твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные бывают
парными и непарными.
Согласные, парные по твёрдости/мягкости:
твёрдые | [б] | [в] | [г] | [д] | [з] | [к] | [л] | [м] | [н] | [п] | [р] | [с] | [т] | [ф] | [х] |
мягкие | [б`] | [в`] | [г`] | [д`] | [з`] | [к`] | [л`] | [м`] | [н`] | [п`] | [р`] | [с`] | [т`] | [ф`] | [х`] |
Согласные непарные твёрдые: [ж], [ш], [ц].
Согласные непарные мягкие: [ч`], [щ`], [j`].
Согласные, парные по звонкости/глухости:
звонкие | [б] | [б`] | [в] | [в`] | [г] | [г`] | [д] | [д`] | [ж] | [з] | [з`] |
глухие | [п] | [п`] | [ф] | [ф`] | [к] | [к`], | [т] | [т`] | [ш] | [с] | [с`] |
Согласные звонкие непарные: [j’], [л], [л`], [м], [м`], [н], [н`], [р], [р`].
Согласные глухие непарные: [х], [х`], [ц], [ч`], [щ`].
www.yaklass.ru
Правила по русскому языку по разделу «Фонетика».
ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.
Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.
различиев одном звуке
различие в двух и более звуках
сыпь – осыпь
ворона – воронка
сор – сорт
порт – спорт
спор — спорт
лимон – лиман
задор – забор
тоска – доска
поток – потёк
кошка – мышка
урок – крот
фасоль – пароль
загар – затор
куст – стук
нос – сон
баржа – жабра
школа – ученик
сом – белуга
грач – щегол
слива — крыжовник
Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.
Согласные звуки в русском языке делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Твёрдые и мягкие согласные бывают парными и непарными. Парные твёрдые и мягкие согласные различают слова, например, конь [кон’] и кон [кон]; лук [лук] и люк [л’ук].
Парные и непарные согласные по твёрдости/ мягкости.
Непарные согласные
по твёрдости / мягкости
твёрдые
мягкие
твёрдые
мягкие
только твёрдые
только мягкие
[б]
[в]
[г]
[д]
[з]
[к]
[л]
[м]
[б’]
[в’]
[г’]
[д’]
[з’]
[к’]
[л’]
[м’]
[н]
[п]
[р]
[с]
[т]
[ф]
[х]
[н’]
[п’]
[р’]
[с’]
[т’]
[ф’]
[х’]
[ж], [ш], [ц]
[ч’], [щ’], [й’]
Парные и непарные согласные по звонкости/глухости.
Непарные согласные
звонкие
глухие
только звонкие
только глухие
[б], [б’]
[в], [в’]
[г], [г’]
[д], [д’]
[ж]
[з], [з’]
[п], [п’]
[ф], [ф’]
[к], [к’]
[т], [т’]
[ш]
[с], [с’]
[й’], [л], [л’],
[м], [м’], [н],
[н’], [р], [р’]
[х], [х’],
[ц], [ч’],
[щ’]
Чередование звуков.
Чередование звуков – это мена звуков в одной и той же части слова, например: забросить – забрасывать, пеку – печёт, сохнуть – засыхать – сухой.
На месте ударных гласных [а`], [о`], [э`] в безударном положении в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки, например: [во`ды] – [вада`], [во`с] – [ваз’и`т’], [л’э`с] – [л’исо`к]. В этом случае говорят: ударные чередуются с безударными.
Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (дуб [п], пробка [п]).
Глухой парный согласный перед звонким согласным заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением согласного (просьба [з’]).
Ударение.
Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. Иногда только ударение различает слова, например: па`рить и пари`ть. Ударение всегда падает на гласный звук в слоге. Ударение в слове может занимать всегда одно и то же место (ба`сня, ба`снями), но может переходить с одного слога на другой (вода` – во`ды).
Слог.
Слог – это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги), либо на согласный (это закрытые слоги).
Буквы русского письма.
Для передачи звуков в русском письме используются особые знаки – буквы. Совокупность букв, расположенных в определённой последовательности, составляет алфавит.
Русский алфавит и названия букв.
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл
«а» «бэ» «вэ» «гэ» «дэ» «е» «ё» «жэ» «зэ» «и» «и краткое» «ка» «эль»
Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш
«эм» «эн» «о» «пэ» «эр» «эс» «э» «у» «эф» «ха» «цэ» «че» «ша»
Щщ ъ ы ь Ээ Юю Яя
«ща» «твёрдый знак» «ы» «мягкий знак» «э» «ю» «я»
Не смешивайте в устной речи звуки и названия букв этих звуков: [л] – звук, «эль» — буква. Две буквы ъ и ь не имеют звукового значения, т. е. не обозначают звуков. Они используются в сочетании с другими буквами для обозначения мягкости согласных (ь) и раздельного произнесения (ь, ъ).
Мягкий согласный [й’] обозначается специальной буквой й и некоторыми буквосочетаниями.
На конце слова иперед другими согласными
Перед гласными в начале слова
После согласных перед гласными
сарай, май
й [й’] сарайчик
майка
е – ель [й’э`]
ё – ёлка [й’о`]
ю – юла [й’у`]
я – яблоко [й’а`]
ъе – съезд ье — ателье
ъё – съёмка ьё — шьём
ъю – адъютант ью — льют
ъя – объявление ья – семья
ьи — воробьи
Фонетический разбор слова.
Образец разбора: е`ль-ник – 2 слога
е – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный — «е»
[э] – гласный, ударный
л – [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный — «эль»
ь — [-] — «мягкий знак»
н — [н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный — «эн»
и — [и] – гласный, безударный — «и»
к — [к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный — «ка»
6 букв, 6 звуков
При сокращении слов обязательно ставим точку: звон. парн., мягк. непарн., глух. непарн., тв. парн., согл., гласн..
а – а е – й΄ я – й ΄
я – а э а
э – э ё – й ΄ ю – й΄
е – э о у
о – о 1. в начале слова – якорь
ё – о 2. в середине слова после
у – у разделительных ъ и ь знаков – подъём, семью
ю – у 3. в середине слова после гласной буквы – весёлая, поём
и – и
ы – ы
10 – 6
Транскрипция – запись звучания речи.
Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:
[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж — [й΄ош];
[΄] – обозначение мягкости согласного : пел — [п΄эл];
[־] – обозначение долгого согласного: ссора – [сора].
Способы обозначения звука [щ΄]:
счёты — [щ΄оты]; сч [щ΄]
возчик — [вощ΄ик΄]; зч
мужчина — [мущ΄ина]. жч
Способы обозначения звука [ц]:
купаться — [купаца]; тьс [ц]
дерётся — [д΄ир΄оца]. тс
Возьмите на заметку!
1. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются: гриб — [гр΄ип], сказка — [скаска].
2. Глухие согласные перед звонкими озванчиваются: сбить — [зб΄ит΄].
3. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский — [с΄эл΄ск΄ий΄].
4. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся: чувство — [ч΄уства], сердце — [с΄эрцэ], солнце — [сонцэ], властный — [власный΄].
Запомните! Все глухие согласные есть во фразе:
Словообразование – раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
Состав слова.
Слово состоит из основы и окончания. В основу входят: приставка, корень, суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание – части слова (или морфемы).
Основа – это часть изменяемого слова без окончания. Например: море – моря – морю. В основе слова заключено его лексическое значение.
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова, например: конь — коня – коню.
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный – подводный – водяной – водник – водянистый. Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них входит корень вод-. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. В слове может быть один корень (водный) или два корня (сложные слова: водонос, водопад, водоснабжение, водохранилище).
Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением, например: бежать – вбежать, выбежать, забежать, перебежать, сбежать, подбежать, отбежать, пробежать. В слове могут быть не одна, а две и более приставки: вы-ход, без-вы-ходное (положение).
Способы образования слов.
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую.
При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово.
Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Так образуются слова всех самостоятельных частей речи. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи.
Приставочно – суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
План разбора слова по составу.
Определить, к какой части речи относится анализируемое слово.
Выделить окончание и основу. Для этого слово следует изменить (например, ранним – ранний – раннего – раннему; утром – утро – утра – утру).
Определить, состоит ли основа только из корня или в ней есть приставка и суффиксы. Для этого сопоставить однокоренные слова.
Выделить корень, приставку (если есть), суффикс (если есть).
Доказать, что данные приставки и суффиксы имеются в других словах. Для этого подбираются аналогичные слова.
infourok.ru
Что обозначают буквы е, ё, ю, я. Видеоурок. Русский язык 2 Класс
Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука
Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.
Лук – люк
Мал – мял
Нос – нёс
Мэр – метр
Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук – твёрдый, во втором – мягкий.
Запомните: буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.
Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес – звук [э], мёд – звук [о], брюки – звук [у], мяч – звук [а].
Рис. 1. Лес (Источник)
Рис. 2. Мёд (Источник)
Рис. 3. Брюки (Источник)
Рис. 4. Мяч (Источник)
Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.
Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука
Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.
Рис. 5. Ёль (Источник)
Рис. 6. Ёжик (Источник)
Рис. 7. Юла (Источник)
Рис. 8. Яблоко (Источник)
Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.
Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:
буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа]. Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука – [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.
Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.
В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].
Рис. 9. Маяк (Источник)
Красное яблоко.
Рис. 10. Красное яблоко (Источник)
В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука [йэ].
Запомните:
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:
- В начале слова (юг, яма)
- После гласных (заявка, поют)
- После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).
Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот.
Закрепление знаний на практике
Закрепим полученные знания, выполнив задания.
Разделим слова на два столбика: первый столбик – где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик – 2 звука.
Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.
Проверим правильность выполнения задания:
Ветка пьёт
Петя поют
Алёша друзья
мята съели
берёза синие
люстра
В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик – где Я обозначает два звука.
Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.
Проверим правильность выполнения задания:
Тянуть яркий
Петя деревья
Мяч ясно
Аня растения
рябина ястреб
швея
Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья
Проверьте правильность выполнения задания:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак – это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.
Список рекомендованной литературы
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- School.xvatit.com (Источник).
- Nsportal.ru (Источник).
- Genon.ru (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 95 С. 67.
- Отгадай загадки. В словах-ответах найди буквы Е, Ё, Ю, Я и подчеркни их одной чертой, если они означают 1 звук, или двумя чёрточками, если они означают 2 звука.
Рис. 11. Загадки о ягодах (Источник)
- * Используя полученные на уроке знания, придумай сказку о буквах Е, Ё, Ю, Я.
interneturok.ru