Звуки согласные определение – Урок 47. как определить согласные звуки? какими буквами на письме обозначаются согласные звуки? — Русский язык — 2 класс

определение и примеры. Сонорные звуки в русском языке :: SYL.ru

Звук — это минимальная нерасчленимая единица озвученного речевого потока, которая не имеет значения. Изучению звукового строя языка, всех его проявлений и функций посвящен раздел лингвистики, называемый фонетикой.

Фонетическая система русского языка содержит в себе 42 звука, 6 из которых являются гласными, а остальные 36 — согласными. Особого внимания заслуживают сонорные звуки в русском языке. Как правило, произношение некоторых из них вызывает наибольшие трудности у детей, которые только учатся говорить. Чтобы понимать, что такое сонорные звуки, необходимо рассмотреть систему звуков русского языка в целом.

Каждому звуку присущи следующие характеристики:

  • акустическая;
  • артикуляционная;
  • функциональная (смысловая).

Акустическая характеристика

Охарактеризовать звук с точки зрения акустики — значит охарактеризовать то, как он звучит. Это можно сделать по его звучности, силе и высоте.

Звучность позволяет разделить вокальные и невокальные звуки. Невокальными являются все шумные согласные. К вокальным относятся все гласные и сонорные согласные звуки.

С точки зрения силы звуки могут быть консонантными и неконсонантными. Консонантными, т. е. слабыми, являются все согласные, а неконсонантными, т.е. сильными — все гласные.

С позиции высоты звук может быть, соответственно, высоким или низким. Высокими являются гласные переднего ряда, переднеязычные и среднеязычные согласные звуки. Все остальные гласные и согласные являются низкими звуками.

акустическая характеристика звуков

Понятие артикуляции

Артикуляцией называется процесс образования звуков. Речевой аппарат человека, с помощью которого образуются звуки, представлен достаточно большим набором органов. Сюда входят легкие, гортань, голосовые связки, полость носа, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть, губы и язык. Поток выдыхаемого воздуха выходит из легких и проходит через образованную голосовыми связками щель в гортани. При напряженных и колеблющихся голосовых связках образуется голос (тон). Он служит основой для гласных, звонких и сонорных согласных звуков. Если голосовые связки расслаблены, голос не образуется, возникает шум, который лежит в основе шумных согласных.

Дальнейшее разграничение звуков происходит в ротовой полости в зависимости от того, какую преграду встречает на своем пути воздушная струя.

артикуляция звуков

Характеристика гласных

Главной особенностью гласных звуков является то, что при их образовании струя воздуха, образовав в голосовых связках тон, не встречает больше никаких преград в ротовой полости. То есть они состоят только из тона (голоса) без добавления шума.

Гласными являются звуки а, о, у, и, ы, э. Артикуляция каждого гласного звука зависит только от положения активных органов речи (губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти).

Функциональной особенностью гласных звуков служит то, что они образуют слог, т.е. играют слогообразовательную роль.

гласные звуки

Характеристика согласных

При образовании согласного звука воздушная струя встречает на своем пути разного рода преграды. Во время преодоления преграды возникает шум. Поэтому главное отличие согласного звука от гласного — это наличие помимо тона (голоса) еще и шума. Возникновение конкретного согласного звука зависит от места образования преграды и способа ее преодоления. Таким образом, все они разделяются в зависимости от соотношения тона и шума, места и способа образования.

По соотношению тона и шума согласные делятся на сонорные звуки, звонкие и глухие согласные. Звонкие и глухие согласные являются шумными, т.к. в их образовании шум участвует или наравне с голосом (звонкие), или преобладает над голосом (глухие).

При произношении согласного звука преграда может быть образована языком или губами, поэтому все согласные делятся по месту образования на губные и язычные.

По способу образования, или по способу преодоления преграды, они бывают смычными, щелевыми, смычно-щелевыми (аффрикатами), смычно-проходными и дрожащими.

Еще одной характеристикой согласных является палатализованность (твердость/мягкость). Пары по твердости/мягкости не имеют только несколько согласных звуков: ж, ц (всегда твердые) и ч, j (всегда мягкие).

Характеристика сонорных звуков

Что такое сонорный звук, становится понятно уже из перевода данного определения. Слово «сонорный» происходит от латинского sonorus. Это означает «звучный». Действительно, при образовании такого звука преобладает голос, а шум настолько минимален, что сонорные звуки становятся близки к гласным. Сонорными звуками в русском языке являются м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, j.

сонорные звуки

Обратите внимание. Главное, в чем особенность сонорных звуков — то, что при прохождении через преграду в ротовой полости воздух, образующий звук, находит пути обхода. Так, например, при образовании звука л и его мягкой пары воздух обходит смычку, образованную языком и верхними зубами, по бокам. Соответственно, по месту образования этот звук является язычно-зубным. А по способу образования — смычно-проходным. При образовании звука р и его мягкой пары поток воздуха заставляет вибрировать смычку, образованную языком и твердым небом. Таким образом, он является по месту образования язычно-альвеолярным, а по способу образования — дрожащим (вибрантом). Интересно, что такой сонорный звук, как j (й) очень похож по своему образованию на гласный и. Однако во время его произношения происходит значительное сужение при прохождении потока воздуха. Из-за этого возникает незначительный шум, который и позволяет отнести данный звук к согласным. По месту образования j является язычно-средне-небным, по способу образования — щелевым, и бывает только палатализованным (мягким).

Все сонорные звуки в русском языке не имеют пары по глухости/звонкости и бывают только звонкими. На конце слова не происходит оглушение сонорных звуков, как бывает с остальными звонкими согласными.

произношение звука р

Ротовые и носовые сонорные звуки

В зависимости от положения небной занавески образуются разные согласные звуки. Если небная занавеска приподнимается и прижимается к задней стенке зева, проход в носовую полость для воздушной струи закрывается. Образующиеся таким способом звуки называются ротовыми. Или чистыми. Если же небная занавеска опускается, проход в носовую полость для воздушной струи открывается, и носовая полость служит дополнительным резонатором при образовании звука. Таким способом образуются звуки, называемые носовыми, или назальными.

В русском языке только четыре назальных звука: м, м’, н, н’. По месту образования м и его мягкая пара является губно-губным, а по способу образования — смычно-проходным. Звук н и его мягкая пара по месту образования является язычно-зубным, а по способу образования — смычно-проходным.

Итак, понимание, что такое сонорный звук, возможно лишь при полноценном осознании механизма образования звуков. То есть их артикуляции. Знание особенностей сонорных согласных звуков помогает определить их место в фонетической системе русского языка.

Конспект урока по русскому языку на тему «Согласные звуки. Как определить согласные звуки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №11 города Евпатории Республики Крым»

Урок русского языка

2 класс

«Согласные звуки. Как определить согласные звуки?»

Петрова Ирина Александровна,

Учитель начальных классов

2017

«Согласные звуки. Как определить согласные звуки»

Урок разработан по программе » Школа России». ( В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 2 класс)

Цели: уточнить общее представление о согласных звуках и их основных признаках, о буквах, которыми обозначаются согласные звуки на письме.

Формировать УУД:

Личностные:

— проявлять интерес к новым знаниям;

— выполнять правила поведения ученика на уроке.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; анализировать достигнутые цели

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре, взаимодействовать друг с другом.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

— знать признаки согласного звука;

— правильно произносить согласные звуки;

— находить в слове согласные звуки;

— различать согласные звуки и буквы, обозначающие их.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: ИКТ, беседа, самостоятельная работа с учебником, работа в паре.

Пособия для урока: Учебник « Русский язык». 2 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий с.112-113

Оборудование: презентация, карточки с вопросами, карточки с картинками красного яблока и жёлтого яблока.

Ход урока

1.Оргмомент. Психологический настрой.

1. Повернитесь друг другу и улыбнитесь. У нас на уроке гости, повернитесь гостям и подарите им улыбки. А теперь подарите свои очаровательные улыбки мне. Садитесь.

Урок русского языка проведу я. Зовут меня Ирина Александровна. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

2. Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке мы отправляемся в большое путешествие.

Любое большое путешествие начинается с маленького шага.

Маленький шаг мы сделаем к ручейку чистописания. hello_html_m2254c98e.png

1)Минутка чистописания.

Открыли тетради и записали число и классная работа.

Отгадайте загадку

Рисовать на окнах — мастер,
Но не требует фломастер…
Щиплет нам зимою нос.

Мороз.

-С какой буквы начинается это слово? (с буквы эм)

Напишите соединение заглавной и строчной буквы м до конца строки.

Подчеркните самое красивое соединение букв.

2)Словарно- орфографическая работа

Наш путь лежит в долину словарных слов hello_html_359bcb60.png

-Что обозначает слово мороз?

Это слово обозначает несколько значений. hello_html_2889fc06.png

  1. Холод, стужа.

  2. Холодная морозная погода

Откройте орфографический словарь на с.136. Найдите это слово в словаре.

Послушайте , как оно произносится (марос).

А теперь посмотрите, как пишется это слово.

Сколько слогов?

Куда падает ударение?

А теперь прочитаем как оно написано. (мороз)

Найдите опасное место слове, букву в написании которой можно допустить ошибку.(первая о)

Напишите это слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

-Как называется эта орфограмма? (непроверяемая безударная гласная)

-Подберите однокоренные слова. (морозный, заморозить, морозильник).

Спишите слова, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить, выделите корень.

Проверяем . Какой корень?

hello_html_m4a086aa.png.на доске

3.Целеполагание.

Произнесите за мной звуки.

А,о,у,и,э,ы.

Какие звуки мы произнесли?

Ж_Ж

З-з

С-С

Р-Р

А это какие звуки? (согласные)

А какое отличие между гласными и согласными?

-(Отличия согласных звуков от гласных.)

Вот на этот вопрос мы будем искать ответ.

— Сегодня этой теме будет посвящен наш урок.

4. Работа по теме урока.

1) — Откройте учебники на с. 112. Прочитайте тему урока.

— На какие вопросы мы найдем ответ?

(Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?)

— Эта тема новая? (Нет. Это повторение.) Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о согласных звуках.

Работа в паре hello_html_35cb6695.png

— Прочитайте правило самостоятельно.

Обсудите с соседом вопросы, и найдите ответы на эти вопросы

-Из чего состоит согласный звук? (1.из голоса и шума, 2. Из шума)

—Что встречает струя воздуха во рту при произнесении согласного звука? (встречает преграду: язык, губы, зубы)

— Может согласный звук образовать слог (нет, образует слог только вместе с гласным)

Давайте ещё раз прочитаем правило.

ФИЗМИНУТКА

hello_html_m35c84179.png

А мы ребята продолжаем свой путь, отправляемся на алфавитную поляну

2. Выполнение упр.178 с.112

Найдите упр.178.

Назовите правильно буквы цепочкой . Если правильно названа буква один хлопок.

Запишите эти буквы в алфавитном порядке. (если кто затрудняется в помощь алфавит в учебнике на с. 81)

Проверка

hello_html_m56403dce.png

hello_html_m3ce4ff2e.png

-Назовите буквы, которые обозначают только мягкие согласные

-Только твердые согласные?

-Сколько звуков обозначают эти буквы?

-А остальные? (по два )

Что нам указывает на мягкость или твердость согласного звука? (гласные звуки)

-Давайте произнесем звуки, которые обозначают эти буквы.

— Чего больше : согласных звуков или букв, обозначающих согласные звуки?

-Что мы ещё знаем о согласных, кроме того, что они могут быть твёрдыми и мягкими? (Они могут быть глухими и звонкими)

Назовите парные по звонкости –глухости.

hello_html_m4a086aa.pngна доске

hello_html_ea823ff.png

ФИЗМИНУТКА «Временный перевал»

Я буду вам показывать буквы, если я покажу букву, которая обозначает согласный звук, вы встанете, если гласный звук, вы сидите.

А мы отправляемся на плоскогорье скороговорок.

hello_html_49a59103.png

3 . Выполнение упр. 179 с.112

Найдите скороговорки в упр.179. прочитайте их.

Работаем в паре, прочитайте своему соседу скороговорку 3 раза.

1 ряд-1 скороговорка

2 ряд-2 скороговорка

3 ряд -3 скороговорка

Кто хочет рассказать скороговорку.

А теперь спишите эту скороговорку, которую вы проговаривали и подчеркните слова, которые различаются одним согласным звуком.

Проверка

hello_html_698923a8.png

hello_html_m4a086aa.png

  1. Закрепление материала

Ребята, отправляемся на гору звуков.

hello_html_220b94f9.png

1.-Укажите в каком ряду даны только согласные звуки?hello_html_m6f14da4b.png

[д], [ж], [к], [й ], [з], [м]

[д],[ж],[к],[и],[з],[м]

2. Выберите слова , в которых два согласных звука

Март, Дом, Кот, Яма, Забор, радуга

Выпишите эти слова.

hello_html_m4a086aa.png

  1. Итог:

— Чем же отличаются согласные звуки от гласных?

-Из чего состоят согласные ?

-Что встречает струя воздуха при произнесении?

-Может согласный звук образовать слог?

(Состоят из голоса и шума или только из шума, они не образуют слог, струя воздуха встречает преграду во рту.)

  1. А закончим наше путешествие в яблоневом саду.

hello_html_3b71157.png

  1. Рефлексия.

hello_html_m3fef8dda.png

-Если у вас на уроке все получилось, выберите красное яблоко.

-Если были трудности, выберите жёлтое яблоко.

hello_html_6de81c5d.png

  1. Домашнее задание:

-С.113, упр.181.

— Найти и записать загадки, где согласные звуки помогают найти отгадки

Наше путешествие подошло к концу. Ребята, в конце любого путешествия, похода выдаётся сухой паёк. Он у нас в виде конфет.

Спасибо вам за работу!

«Как определить согласные звуки?» — начальные классы, уроки

Урок 61. Как определить согласные звуки?

Цель: повторить изученный материал по теме «Согласные звуки».

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать глас­ные и согласные звуки; строить сообщения в устной и письменной форме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

— Отгадайте загадки. Напишите отгадки. Проверьте безудар­ные гласные.

С бородой, а не старик, С рогами, а не бык, Доят, а не корова. Лыко дерет, А лаптей не плетет. (Коза.)

Шубу дважды в год снимает. Кто под шубою гуляет? (Овца.)

Вечером наземь слетает, Ночью на земле пребывает, А утром опять улетает. (Роса.)

В нее льется, из нее льется, Сама по земле плетется. (Река.)

Только за окошком Попустил мороз. Потекли сосульки Бусинками слез. Ну а ты, дружочек, Отвечай теперь: Под моим окошком Что звенит? (Капель.)

По какому признаку можно разделить слова на две группы? (Далее учитель спрашивает, с гласного или согласного звука на­чинается каждое слово, сколько звуков в слове — четыре или пять.)

— В каком слове букв больше, чем звуков? (Белове капель.)

— В каком слове все согласные твердые? (В словах коза, роса, овца.)

2. Словарная работа

— Отгадайте еще одну загадку. Без рук рисует, Без зубов кусает. Не огонь, а жжется. (Мороз.)

Чем слово похоже на предыдущие слова? (Есть безударная гласная в корне.)

— Как проверите букву? (Это слово нельзя проверить, его нужно запомнить.}

Назовите од покоренные слова, в которых тоже запоминаем букву О. (Морозный, морозец, заморозил, морозильник.}

— Выделите корень, подчеркните букву, которую нужно за­помнить.

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель читает стихотворение.)

Гласные тянутся в песенке звонкой. Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать. Л согласные… согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Ссс.. — змеиный слышен свист. Щшш… — шуршит опавший лист. Жжж… — шмели в саду жужжат. Ррр… — моторы тарахтят.

В. Берестов

— Назовите тему стихотворения. (Отличия согласных звуков от гласных.)

Сегодня этой теме будет посвящен наш урок.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебники на с. 112. Прочитайте тему урока.

— На какие вопросы мьт найдем ответ? (Как определить соглас­ные звуки ? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки ?)

Эта тема новая? (Нет. Это повторение.} Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о согласных и пуках.

— Что умеют делать согласные звуки? (Шелестеть, шептать, скрипеть, фыркать и шипеть.}

Чего они не умеют делать? (Петь.)

— Прочитайте правило самостоятельно.

— Чем еще отличаются согласные звуки от гласных? (Состоят из голоса и шума или только из шума, они не образуют слог, струя воздуха встречает преграду во рту.)

Упр. 178 (с. 112).

(Вариант I хором читает первую строку, вариант II слушает и хлопком отмечает ошибки. Затем наоборот.)

— Чего больше — согласных звуков или букв? (Звуков. Одна буква может обозначать два звука: твердый и мягкий.)

Спишите буквы в алфавитном порядке. (Проверка. Хоровое чтение.)

Встаньте ребята, которые ни разу не ошиблись. Молодцы, хорошо знаете алфавит. Упр. 179 (с. 112).

— Прочитайте скороговорки.

— Проговорите три раза быстро скороговорку, которая вам понравилась. Кто хочет рассказать ее ребятам? (Отвечают два-три человека.)

— Спишите скороговорки.

Какие слова подчеркнули? (Сук и сух, овса и овца, добр и бобр.)

V. Физкультминутка

(Во время чтения стихотворения выполняется ходьба на месте.) Утром на лесной опушке Собираются зверушки. Все приучены к порядку: Дружно делают зарядку,

VI. Закрепление изученного материала Упр. 180 (с, 113).

Прочитайте стихотворение.

— О какой стране говорится в стихотворении? Расскажите об этой стране. (Отвечают два-три учащихся.)

— Самостоятельно по памятке приготовьтесь написать первое предложение по памяти.

— Закройте учебник. Напишите предложение.

— Откройте учебник, проверьте написанное.

— Оцените себя.

«!» — молодец, написал без ошибок.

«+» — хорошо, но есть неточности или одна ошибка.

«—» — поработал недостаточно.

VII. Рефлексия

Карточка

Спиши. Подчеркни согласные буквы. Выпиши их в алфавит­ном порядке.

Словно музыка степная, Золотая вьется рожь.

(Самопроверка. Сверка с образцом на доске: В, Ж, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т. Самооценка с помощью «светофора».)

VIII. Подведение итогов урока

— Прочитайте вопросы урока. Ответили ли мы на них?

— Чем отличаются согласные звуки от гласных?

Домашнее задание

Выполнить упр. 181 (с. 113).

 

 

 

определение понятия, толкование и значение лингвистического термина

Такой процесс, как оглушение согласных звуков в потоке речи — явление, с которым не понаслышке знакомы не только люди, получавшие образование по «языковому», филологическому профилю, но и логопеды и их посетители. Сам по себе этот процесс естественен, но в ряде случаев он становится причиной многих проблем. В частности, оглушение слова в неправильный момент может стать причиной неприятного впечатления от речи говорящего. А в случае с иностранным языками и вовсе полностью исказить значение произносимого слова и поставить человека в крайне неловкое положение. Именно по этой причине следует разобраться с возникновением оглушения согласного в неправильном месте и начать решение этой проблемы. Поскольку раннее начало работы над ней во многом определяет скорость получения результата и его уровень.

оглушение согласных

Речь и изменения звуков

Отчетливо выговаривать отдельные звуки — достаточно простая задача, однако необходимости в ней почти не бывает. К ней прибегают только в процессе работы над новыми звуками. Человеческая речь представляет собой поток звуков, в котором отдельные элементы так или иначе влияют друг на друга, определенным образом изменяя «соседей» и изменяясь самостоятельно.

Изменениям могут подвергаться как гласные звуки (например, они могут менять или утрачивать какие-либо из своих характеристик, получать призвуки), так и согласные звуки (могут, к примеру, уподобляться друг другу, выпадать, озвончаться или оглушаться). Какие-то из этих явлений являются произносительной нормой, какие-то — типичны для русского языка, а другие можно встретить лишь при изучении иностранного. В любом случае изменения звуков в потоке речи — явление неизбежное, особенно явно заметное на примере согласных звуков.

оглушение звонких согласных

Изменения согласных в потоке речи

Наиболее часто встречающееся в русском языке изменение согласного звука в потоке речи — ассимиляция. Суть явления, обозначаемого этим лингвистическим термином, заключается в уподоблении одного звука другому по какому-либо признаку. Сама ассимиляция бывает нескольких видов. Например, ее можно разделить на полную и неполную. Пример полной ассимиляции можно найти в слове «сшить», где звук «с» в начале слова полностью уподобляется следующему за ним звуку «ш». К примерам неполной ассимиляции и того, в каких словах происходит оглушение согласного, можно отнести «д» в слове «подкоп». Ассимиляцию можно также разделить на регрессивную и прогрессивную. Первая — влияние последующего звука на предшествующий согласный. Вторая, соответственно — наборот.

слова с оглушением согласных

Озвончение согласных

Озвончение согласных — достаточно распространенное явление, одно из наиболее частых фонетических процессов в потоке речи, наряду с оглушением звука. Чаще всего встречается в нескольких положениях:

  • В случае нахождения звука на стыке морфем. Например, в словах «просьба», «сбор» и «сделка» находящийся на стыке частей слова глухой согласный звук озвончается, переходя в свою пару.
  • При нахождении озвончаемого звука на стыке слова и предлога, стоящего перед ним, как, например, в словосочетаниях «к дому» и «с дачи».
  • На стыке слова со стоящей за ним частицей.

Озвончение согласного звука во многом связано его окружением в потоке речи и процессом неполной ассимиляции. Причем как регрессивной, так и прогрессивной.

Оглушение звонких согласных звуков

Наиболее часто встречающееся в русском языке и наиболее типичное для него явление, считающееся нормой. Это оглушение согласного на конце слова. Особенно в тех случаях, когда за ним следует пауза. Примерами слов с оглушением согласных на конце могут служить «дуб», «зуб», «огород». Вариантов можно указать немало. В данных ситуациях оглушение согласного имеет под собой физиологическую основу. В связи с тем, что следом за произносимым словом следует пауза, речевой аппарат в момент произнесения начинает приходить в состояние покоя, работать с меньшим напряжением. В результате согласный звук и теряет свою звонкость. Также согласные звуки могут оглушаться, если они находятся перед другими глухими согласными (упомянутая выше неполная ассимиляция).

в каких словах происходит оглушение согласного

Однако случается так, что порой человек не произносит звонких звуков вообще, оглушая их, или какую-то группу звуков. Это не всегда делает речь непонятной, но в значительной мере усложняет понимание того, что говорящий хочет донести до своего собеседника. Как правило, такое чрезмерное оглушение заметно уже в детском возрасте и исправляется занятиями со специалистом-логопедом, который с помощью специальных упраженний помогает ребенку овладеть правильной артикуляцией.

Работа над произношением

Как уже было сказано выше, оглушение — процесс естественный в ряде случаев. Это вполне нормальное явление. Однако порой случается так, что человек неосознанно по какой-либо причине оглушает согласный там, где он должен оставаться звонким. Такие ситуации становятся проблемой, требующей решения, в том числе помощи специалиста-логопеда.

В том случае, если оглушение — логопедическая проблема, оно имеет несколько возможных причин. Каких? Например, оглушение согласных может быть связано с нарушениями слуха, неправильной работой голосовых связок или несформированностью у человека процессов распознавания произносимых звуков. Так или иначе, исправление произношения имеет несколько этапов:

  • работа над щелевыми звуками;
  • работа над последовательностью взрывных звуков.
оглушение согласных звуков

Краткое подведение итогов

Оглушение согласного звука — процесс неизбежный и естественный. В некоторых случаях оно является частью произносительной нормы русского языка, в других — это ошибка, над исправлением которой следует усердно работать. Кроме того, в силу ряда причин некоторые люди непроизвольно оглушают звуки в неправильном месте. Но даже такие случаи поддаются коррекции. Работа над правильным произношением звуков необходима, в том числе и для того, чтобы речь говорящего соответствовала стандартам языка, была понятна его собеседнику. Более того, правильная речь является залогом хорошего первого впечатления о человеке. А первое впечатление, как известно, способно повлиять на многое, но исправить его бывает очень сложно.

Носовые согласные — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Носовы́е согла́сные образуются при помощи опущенного мягкого нёба, при котором воздух проходит через нос. Оральная полость по-прежнему служит в качестве резонансной полости для создания звука, но воздух проникает не через рот, поскольку он блокируется губами или языком, а через нос. Другие виды согласных также могут быть назализованы.

Акустически, все носовые взрывные являются сонорными, то есть они не препятствуют выходу воздуха, и практически всегда звонкие. Среди исключений — исландский, уэльский и бирманский языки в которых имеются глухие носовые согласные (ср. взрывные, которые полностью препятствуют выходу воздуха, и фрикативные, при артикуляции которых воздух проходит через узкий проход. Как взрывные, так и фрикативные чаще являются глухими, чем звонкими, и известны также как придыхательные (или обструенты)).

Однако по способу образования носовые являются также взрывными, так как поток воздуха через рот при их артикуляции полностью исключён. Тот факт, что прохождение воздуха через нос, что свойственно артикуляции сонорных, возникает одновременно с возникновением препятствия для воздуха во рту, означает, что носовые взрывные обладают одновременно свойствами сонорных и придыхательных согласных. Ради описания их акустических свойств их обычно считают сонорными, но во многих языках они могут происходить из взрывных или сочетаться с ними.

В акустике, носовые согласные находятся в диапазоне около 200 и 2000 Герц.

Возможно, только 2,3 %[1] всех языков не имеют носовых согласных. Это позволило некоторым учёным[2] предположить, что все языки мира имеют по крайней один главный носовой согласный.

Примеры языков, содержащих носовые согласные[править | править код]

Русский язык имеет носовые согласные [m] и [n].

Английский, немецкий и юэ имеют звуки [m], [n] и [ŋ]. В тамильском есть различные буквы для звуков [m], [n̪], [n], [ɳ], [ɲ] и [ŋ] (ம,ந,ன,ண,ஞ,ங).

Каталанский, окситанский, испанский и итальянский языки имеют фонемы [m], [n], [ɲ] и [ɱ], а также [ŋ] в качестве аллофонов.

  1. ↑ Maddieson, Ian. 2008. Absence of Common Consonants. In: Haspelmath, Martin & Dryer, Matthew S. & Gil, David & Comrie, Bernard (eds.) The World Atlas of Language Structures Online. Munich: Max Planck Digital Library, chapter 18. Доступно онлайн: http://wals.info/feature/18.
  2. ↑ См. Ferguson (1963)
  • Ferguson (1963) ‘Assumptions about nasals’, in Greenberg (ed.) Universals of Language, pp 50-60.  (англ.)
  • Saout, J. le (1973) ‘Languages sans consonnes nasales’, Annales de l Université d’Abidjan, H, 6, 1, 179—205.  (англ.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *