Советы первокурсникам ℹ️ напутственные слова и пожелания от старшекурсников,памятка и полезные рекомендации о том, как правильно готовиться к сессии
Некоторые советы первокурсникам помогут им наладить отношения с преподавателями и товарищами, подготовиться к сессии и научиться правильно вести себя на занятиях и в общежитии.
Учеба после школы
В вузе учиться гораздо сложнее, чем в школе. Занятия длятся в два раза дольше, поэтому называются парами. Они делятся на лекции и практики. На первых порах студенты просто прослушивают и записывают теоретическую часть материала. А на вторых они выполняют практические или лабораторные задания.
Осенних и весенних каникул в большинстве институтов и колледжей нет, есть только зимние и летние. Каждый из двух семестров оканчивается сессией, которая включает экзамены и зачеты. Если в течение полугода хорошо учиться и посещать все занятия, то можно получить оценку автоматом.
Первый курс считается самым сложным. Студент должен полностью погрузиться в учебу и постараться выжить на сессии, работать в этот год нежелательно. Готовиться к экзаменам нужно в течение семестра, но обычно все это делают за 3−4 дня до сдачи. Из-за бессонных ночей, недоедания, постоянной зубрежки информации у многих сдают нервы. Лучше постепенно запоминать материал в течение учебного времени.
После первой сессии можно немного расслабиться. Университет — это место, где не только дают знания, но и позволяют завести полезные знакомства.
Участие в самодеятельности, различных клубах и кружках поможет найти работу или получить хорошие рекомендации.
Отношения с преподавателями
У некоторых студентов тяжело складываются отношения с преподавателями. Педагогам не нравятся заносчивые ребята, которые позволяют себе слишком много. Но есть и чрезмерно требовательные учителя.
В любом случае нужно уметь вести себя с преподавательским составом независимо от положения и научных достижений преподавателя. Правила поведения для всех студентов одинаковые, их легко придерживаться:
- проявлять вежливость;
- не грубить и не насмехаться над ошибками и недостатками;
- не задавать провокационных и личных вопросов;
- не угрожать;
- ходить на все занятия;
- выполнять домашнее задание и активно вести себя на парах;
- не отказывать в дополнительной помощи.
Такая памятка студенту-первокурснику поможет показать себя прилежным и ответственным. Обязательно нужно здороваться с преподавателями и отвечать на их вопросы. Не стоит обращать внимания на некоторые недостатки — застенчивость или даже заносчивость. За много лет работы педагоги отдаляются от студенческого возраста, поэтому смотрят на все с точки зрения взрослого человека. Они могут не понимать современных увлечений и нововведений. Не стоит испытывать терпение преподавателя.
Личные вопросы неуместно задавать на занятии при всем потоке. Если необходимо что-то узнать не по изучаемому предмету, то лучше подойти к педагогу после пар. Угрозы и мольбы при выставлении оценок в большинстве случаев не помогают, а только злят научного сотрудника. Посещение всех занятий дает шанс получить минимальный балл, а еще лучше выполнить все домашние задания.
Если преподаватель просит помочь, то лучше согласиться. В будущем это может положительно сказаться на результатах экзамена или зачета.
Страхи перед сессией
Даже круглые отличники нервничают перед сессией. А на первом курсе тревога ощущается сильнее всего. Помогут небольшие советы для студентов.
Готовиться к сессии нужно заранее. Достаточно выполнять все задания и ходить на пары. Но если пришлось пропустить несколько пар, то можно взять у преподавателя дополнительные задачи и решить их дома.
Во многих универах сегодня педагоги активно веду переписку со студентами в социальных сетях или по электронной почте. Это облегчает учебный процесс, но готовиться к сессии все равно придется.
- нужно разделить материал на две части — изученный и непонятый;
- повторить то, что уже известно;
- незнакомую информацию разделить на теорию и практические задания;
- изучать непонятный материал в течение нескольких недель, а не за одну ночь.
Для лучшего запоминания можно использовать наглядные примеры. Помогут фильмы, обучающие видео, модели, проекты, документы по дисциплине. Практически все студенты применяют шпаргалки на экзаменах, а преподаватели делают вид, что этого не замечают. Хотя это нечестно, переписывание материала поможет быстрее его запомнить. Возможно, на сдаче получится написать все самостоятельно.
Что касается взяток, то их берут далеко не в каждом университете. И если вести себя активно и учиться весь семестр, то преподаватель не попросит платить за его предмет. Обычно за всю группу договаривается староста, ему и сообщают требования к каждому студенту. Если нет желания или возможности платить, то можно обратиться к педагогу за дополнительными заданиями. Их выполнение позволит закрыть дисциплину без взяток.
Волноваться перед сессией не нужно, хотя принимать успокоительные препараты не рекомендуется. Важно понимать, что из-за пересдачи из института не выгонят. А результат любого экзамена — это всего лишь оценка. Учащимся на бюджетной основе труднее, ведь они должны набрать достаточное количество баллов для стипендии.
А тем, кто на контракте, оценки не повлияют на учебу. И не всегда выставленный в зачетке балл соответствует реальному уровню знаний студента.
Новые друзья
В любых напутственных словах первокурсникам присутствуют фразы о появлении новых товарищей. Процесс обучения важен, но знакомства не менее полезны. Ведь успешными студентами считаются вовсе не отличники, а те, кто всегда находится в центре внимания.
Начать общение проще всего с однокурсниками.
А позже можно добиваться популярности другими путями:
- записаться в КВН или участвовать в другом виде самодеятельности;
- найти клуб по интересам;
- в общежитии общаться с соседями по комнате и блоку;
- помогать другим студентам разобраться в материале;
- предложить группе или потоку собраться на пикнике;
- организовать туристический поход для любителей природы;
- быть приветливым, вежливым со всеми.
Нужно стать помощником, советчиком и хорошим другом, тогда студенты сами будут знакомиться с первокурсником. Хорошую репутацию можно получить, помогая с выполнением домашних заданий или хобби.
Легче найти друзей в общежитии. Там приходится общаться с соседями, делиться с ними переживаниями. А тем, кто проживает с родителями или арендованной квартире, можно сойтись с однокурсниками на почве общих интересов. Фильмы, музыка, книги, рисование, спорт — все это объединяет студентов.
Если человек неприятен и общаться с ним нет желания, не стоит говорить это прямо. Лучше несколько раз отказаться от встречи по важным причинам, тогда он сам все поймет. Также не стоит постоянно заговаривать с теми, кто явно избегает студента. Единомышленников можно заметить сразу, они моментально находят общий язык.
Правила общежитий
Почти всегда с пожеланиями первокурсникам от старшекурсников переходят и правила поведения в общежитии. Хотя есть установленные внутренние законы, студенты умеют их нарушать так, чтобы не подвергнуться наказаниям.
Каждому иногороднему учащемуся вуз предоставляет место в общежитии. Комнаты рассчитаны на 2−4 человек, поэтому места будет немного. Не всегда найдется, куда деть свои вещи. Лучше привозить предметы первой необходимости и все, что нужно для учебы и увлечений.
Приглашать кого-то еще на ночевку нельзя. Посещение друзьями и родственниками разрешено только в установленные часы. Запрещено приносить и распивать спиртные напитки, принимать наркотические вещества. Нельзя также проходить мимо вахты в состоянии опьянения. Некоторые вузы недавно разрешили оставаться на ночь родственникам студентов при предъявлении соответствующих документов.
У каждого студента есть свои обязанности в общежитии. Нужно поддерживать чистоту в комнате, блоке, душевой и санузле. Готовить еду можно на общей кухне, там также нужно убирать. Нельзя шуметь после одиннадцати вечера, желательно в это время уже ложиться спать. Не стоит громко включать музыку, использовать множество электрических приборов сразу. Учащийся обязан соблюдать дисциплину и тишину.
Многие студенты научились обходить эти предписания. Ни один праздник в общежитии не обходится без спиртного, которое переливают в другие бутылки или проносят в дорожных сумках. Пригласить кого-то в гости на ночь также можно, если провести человека незаметно — во время отсутствия вахтерши. А иногда студенты забираются по пожарной лестнице, чтобы попасть сразу на второй этаж.
Правила можно нарушать, но в пределах разумного. Важно, чтобы это не повлияло на учебный процесс и качество жизни в общежитии. Если о мелких проделках никто не узнает, и они не мешают соседям, то ничего страшного не случится.
Отдых и развлечения
Первокурсники поступают в вузы для получения диплома по выбранной специальности. Они усердно учатся, получают оценки и самосовершенствуются. Но нельзя забывать об отдыхе и развлечениях, ведь студенческие годы этим и запоминаются.
Прогулки по городу, ночные клубы, музеи, собрания больших компаний с гитарами, туристические походы — все это отвлекает от занятий и помогает расслабиться. Кто-то предпочитает отдыхать в общежитии с книгой или за просмотром фильма. Другим необходимо активное времяпровождение, и они занимаются разными видами спорта. А кому-то проще провести ночь в клубах, танцуя до изнеможения.
Несмотря на все напутствия родителей и преподавателей, нужно прожить активную юность. Студенческие годы начинаются сразу после школы, снижается опека родственников, появляется личная свобода.
Это нужно ценить, важно правильно распределять свое время — учиться, развлекаться, работать, искать себя в новых увлечениях, знакомиться и ошибаться.
ТОП 10 советов студенту
Сегодня решил поиграться с памятью студенческой жизни и вспомнить самые дикие и самые неэффективные действия совершенные мной, пока я был студентом. Проанализировать процесс обучения. Вынуть из памяти самые ценные моменты.
Свести всю эту кашицу в советы и дать очень много ценности читателям.
Для чего это всё? — Если вы будите следовать советов, возможно избежите многих ошибок.
Наш физик говорил следующее: «На своих ошибках не учатся. На чужих тем более.» Кто сможет понять, что именно он имел в виду, тому дам семизначную аську в подарок.
Итак начнем Топ советов от админа:
10. Базовое правило студента — ДО 2-го курса ты работаешь на зачетку, после — зачетка работает на тебя. Базовые усилия приложите вначале — потом реально только легче.
9. Занимайтесь научной работой. Очень полезно и в тоже время очень сильно поднимет ваш студенческий статус.
8. Каждый поход в Учебное заведение делайте для себя интересным, каждую лекцию познавательной. Если учеба для вас мучение, для галочки, лучше бросьте. Лично моё мнение.
7. Четко представляйте себе зачем вы учитесь. Мотивация и четкое виденье цели не такие уж и второстепенные вещи, как может показаться.
6. Философский совет. На экзамене не нервничайте и не парьтесь. Всё ваше обучение в масштабах вселенной пылинка. Подумайте об этом.
5. Во время ответственной контрольной точки не помогайте никому, пока не уверены на 100%, что свою работу вы сделали полностью. Звучит эгоистично, но работает. Поймите — у каждого своя жизнь. И помощь товарищу это прекрасно, но не забывайте одну простую вещь — вы учитесь прежде всего для себя.
4. Не давайте никому свои лекции на дом. 🙂 . Не будьте жлобом, просто поставьте это в принцип, потому что я много раз наблюдал, как люди теряют много времени на восстановление пропавших лекций, некоторые умудрялись портить отношения из-за каких то там конспектов.
3. Ставьте сон в высший приоритет. Раньше я этого не понимал, а теперь начал понимать довольно отчетливо. Не учите ночью в ушерб сну. Без сна сильно снижается эффективность.
2. Перед тем, как нести диплом за подписью к зав.кафу обязательно узнайте, что он конкретно смотрит и за что цепляется. Так я опрометчиво понес диплом на подпись, и в самом популярном месте у меня нашли ошибку — формулы были без расшифровки. Пришлось расшивать весь диплом и заново сшивать. Молчу о том, что вся нумерация сбилась 🙂 .
1. Не включайте гордость, когда речь идёт об оценке. Так я потерял свою повышенную стипендию. Тот самый физик предложил мне прийти в следующий раз и нормально рассказать на 5-ку, я гордо отказался, сказав ставьте 4, поскольку час дополнительных вопросов сбил всю мотивацию пересдавать.
Успехов в обучении.
Удачи в жизни.
Небольшая коммерческая заметка: Любишь теплые страны? Тогда только для тебя — обучение на мальте (http://londongroup.ru/course_young_malta.htm) . Тепло и продуктивно.
Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:
Как успешно сдать сессию без читерства: советы бывалого студента
Как известно, все уважающие себя студенты готовятся к сдаче экзамена в последнюю ночь, перед этим проведя полтора часа возле открытой форточки, неистово зазывая «Халяву». Ночной «мозговой штурм» каждый организовывает по-своему. Кто-то старательно пишет шпоры, полагая, что попутно в голове останется весь материал курса (таких студентов немного – метод не отвечает реалиям времени, когда шпоры продают на каждом углу). Кто-то ищет друга, который завтра с утра согласится посидеть «на телефоне» и помочь сдать экзамен благодаря современным средствам связи (таких больше, так как это не только, что называется, в духе времени, но еще и своего рода авантюра: «Профессор, лопух, приём!»). Ну а кто-то (таких совсем мало), проклиная себя, что не спохватился раньше, старательно зубрит.
Посочувствовать надо и тем, и другим и третьим, ведь тяжела доля студента. Однако третьим можно не только посочувствовать, но и помочь. Есть несколько простых правил, которые существенно облегчат процесс запоминания и в разы увеличат КПД мозга.
Правило 1. Дайте себе правильную установку
Сложно встретить студента, который бы не изучал философию, еще сложнее встретить того, кто бы вспомнил из нее больше, чем «Гегель создал учение об абсолютном духе…». И не потому, что предмет скучный и довольно сложный, просто большинство студентов воспринимают его как «ненужный» и учат философию по принципу «сдать и забыть». Такая установка прекрасно работает: только получив заветный росчерк пера в зачетке, из памяти студента стирается все, что он выучил. И ничего с этим не поделаешь – психология. Поэтому важно перед началом подготовки к экзамену дать себе установку, что этот материал нужен вам для дальнейшей профессиональной деятельности и успешной карьеры.
Правило 2. Не старайтесь объять необъятное
Сколько препод начитывал вам лекции? Семестр? То есть даже если в неделю по 1 лекции, то за семестр получится в среднем 25 пар, 20 часов. Многовато для одной ночи, не так ли? Даже, если Вы умудритесь прочитать (не выучить!) все, то студенческую столовую еще долго можно будет не посещать, а питаться кашей из вашей головы. Поэтому не стремитесь объять необъятное! Вернее, лекции нужно прочесть все, чтобы сложилась общая картина, представление об изучаемом курсе, но читать нужно не скрупулезно и вдумчиво, а обзорно, главное уловить суть. Старайтесь при этом запоминать часто встречающиеся термины и словосочетание (тем самым вы будете наращивать понятийный аппарат) и уделяйте внимание примерам – они помогут вам быстрее разобраться в теме.
Правило 3. Мыслите логически
Мы уже определились, что вовсе необязательно заучивать все лекции, как стихотворение, главное понять их «соль». Это проще всего сделать, логически осмыслив изучаемый материал. И для этого, как говорится, все средства хороши: представляйте картину визуально (как два маленьких атома «встретились» на безлюдной улице и решили «жить вместе», объединившись в молекулу), рисуйте схемы и таблицы, попросите друга прочитать лекцию и объяснить вам «своими словами». Главное, чтобы вы хорошо уяснили процесс и могли легко о нем рассказать, просто опираясь на логику и ваше понимание того, как это устроено, как все происходит. Ведь психологами давно доказано, что запоминание, основанное на логическом осмыслении информации в 4 раза эффективнее механической зубрежки. Для закрепления логического осмысления материала попробуйте выстроить обратную цепочку. Например, охарактеризуйте сначала функции отдельно взятого банка, затем Центрального банка РФ и только потом всю банковскую систему России.
Правило 4. Выучите определения
Многие студенты недооценивают значение определений. На самом деле, определения (у «технарей» – еще и формулы), действительно должны «отлетать от зубов», как этого обычно и требуют преподаватели.
Во-первых, в грамотно составленном определении, как правило, содержится ответ на целый вопрос билета, а то и не один. Например, на вопрос «Понятие и признаки чего бы то ни было» в 99% случаев можно ответить, зная только одно определение, так как в длинных и «замудренных» определениях и содержатся все признаки:
Право – это система общеобязательных формально-определенных правил поведения в обществе. Признаки права: системность, обязательность, формальная определенность.
Раскрыть признаки и понятие более подробно Вы сможете благодаря сформировавшемуся общему представлению об изучаемом курсе.
Во-вторых, в любой учебной дисциплине определений, которые нужно знать и которыми нужно уметь пользоваться, не больше 30, то есть это всего лишь 30 предложений. Выучить их в среднем можно за 30 минут, но чтобы они не забылись к утру, повторите их через час после того, как выучили, а потом еще через 2-3 часа и обязательно перед тем, как идти на экзамен.
И, наконец, в-третьих, сколько раз Вам приходилось от сокрушенного вашими «знаниями» препода слышать: «Хоть определение экономики (философии, политологии, педагогики и т.д.) как науки мне дай и поставлю я тебе “тройку”»?
Правило 5. Не перегружайте себя
Это правило общеизвестно и очевидно: каждый час-два в подготовке нужно делать 5-10-минутные перерывы, следует встать размяться, подышать свежим воздухом, выйти в другую комнату и т.д. Это необходимо, чтобы внимание и память не работали тщетно, так как все психические процессы замедляются и притупляются при непрерывном обращении к ним свыше 60 минут. И, главное, если Вы чувствуете, что «больше не можете», глаза закрывается, а учебник падает из рук, то не стоит «насиловать» себя и пить литрами кофе. Вероятно, правильнее будет лечь спать, ведь на экзамен нужно идти со «свежей» головой.
Ни пуха, ни пера! 🙂
первокурсникам, будущим студентам и их родителям
Межличностные отношения Тоталитарный контроль Выбор руководителя научного проекта – дело ответственное, и принять решение необходимо, даже если Вы решили заказать практическую часть диплома . В первую очередь имейте в виду, что, выбирая руководителя – Вы выбираете определенный круг тем, который он согласится курировать. Поэтому, если вы уже знаете, на какую тему будете писать, выбирайте того преподавателя, который будет для вас максимально…Читать полностью
Порядок проведения аккредитации Цель аккредитации Преимущество обучения в аккредитованном учебном заведении Государственная аккредитация высшего учебного заведения – это процедура признания качества образовательного учреждения и его соответствия стандартам образования, проводимая государственными органами качества. Процедура аккредитация ВУЗа проходит раз в пять лет. Открывшиеся университеты или их отдельные новые филиалы аккредитацию могут…Читать полностью
Психологические приемы на экзамене Ваша основная задача – сделать умный вид Не молчите! Анекдот в тему Не стройте свой ответ на «сухих» книжных фразах Не спорьте с преподавателем Говорите внятно и громко Главное – наглядный и раздаточный материал Психологические приемы на экзамене Преподаватели тоже люди вопреки расхожему мнению среди студентов. И им не чуждо ничего…Читать полностью
Полезные советы Вот и настал час Х: вы держите ответ за учебный семестр. С волнением вы тянете билет под пристальным взором экзаменатора, вспоминая все возможные считалочки и рекомендации на тему «Как вытянуть счастливый билет». В голове тем временем копошатся сожаления и самотерзания о том, что не корпели весь семестр над конспектами. Обращаясь ко всем возможным силам за помощью, вы обещаете в следующем семестре непременно перейти из «завсегдатая»…Читать полностью
Хочешь сдать — учись! Список мистических примет и обрядов студентов Хочешь сдать — учись! Едва ли задумывается студент между сессиями о том, что самый верный способ сдать экзамены успешно – учиться на протяжении семестра. Активная работа мозга в поисках путей успешной сдачи сессии «без хвостов» начинается непосредственно перед самой сессией: такова природа студента. Стоит заметить, что и незадолго до сессии можно выучить материал,…Читать полностью
Советы по подготовке шпаргалки Делаем бомбы Шпаргалки на неизвестном преподавателю языке Шпаргалка на телефоне Шпаргалка из резинового жгута Шпаргалка на MP3 плеере Клочок бумаги в корпусе наручных часов Шпаргалки на носовом платке Шпаргалки на подошве ботинок Шпаргалки на руке Ни разу не списывавший студент – не студент вовсе! Так гласит студенческий…Читать полностью
Список советов для сдачи сессии «Запомнитесь» преподавателю Задавайте вопросы преподавателю, но не переборщите Ведите конспект лекций Начинайте с вопроса, который знаете хуже Ох уж эти первокурсники! Только вырвались из-под родительского крыла и понеслись по волнам эйфории свободы. Печально, но для многих первокурсников понятие свободы не далеко ушло от понятия безответственности: раз уж учиться никто не…Читать полностью
Советы для подготовки к экзамену Поиск необходимой для подготовки литературы Список вопросов Дни на подготовку План подготовки Время подготовки Длительность подготовки Следуйте плану Повторенье – мать ученья Терпение и еще раз терпение Вы все знаете Советы для подготовки к экзамену Поиск необходимой для подготовки литературы Прежде чем…Читать полностью
7 золотых правил спокойствия Тщательная подготовка Главное спокойствие Не сравнивайте себя с другими! Долой паникеров Переведите дух Составьте план ответа Не драматизируйте! Экзамены – это сильнейший стресс как для впервые поступающего в ВУЗ человека, так и для студента n -го курса. Также не менее волнительно писать итоговую работу, поэтому иногда стоит подумать о том, кому доверить…Читать полностью
5 способов сдать на «отлично» Правильное питание Режим сна Расписание изучения материала Изучение основ, а не частностей Позитив Методика запоминания Уже не за горами зимняя сессия, которая принесет с собой ежедневные переживания, связанные со сдачей экзаменов, бессонные ночи изучения конспектов и пособий. В таком напряженном ритме жизни важно правильно расставить акценты, чтобы избежать…Читать полностью
Возможности для студентов, о которых вы, возможно, не знали / Habr
Есть много причин недолюбливать нынешнюю образовательную систему — учат плохо, технологии устаревшие, много ненужной информации и т.д. Я так тоже считал и в той или иной степени считаю. Но, несмотря на это, у студентов есть много возможностей, о которых они даже не догадываются. В этой статье я решил собрать советы, которые должны пригодиться студентам во время учебы. К сожалению, о многом я узнал на последнем курсе, а то и вовсе после окончания университета.Итак, поехали…
ISIC
ISIC — это международный студенческий билет, который действует по всему миру. С его помощью вы можете получать большие скидки (до 50%) на авиа и жд билеты, скидки на посещение библиотек, музеев кинотеатров, магазинов, баров, ресторанов и т.д. Скидки могут варьироваться от 5% до 50%. Оформление такого билета стоит копейки, а профит можно получить большой. Как правило, он необходим при посещении зарубежных стран (в Украине ISIC по настоящему действует только в крупных городах).
Нужно сказать, что по международным стандартам к студентам приравниваются также магистры и аспиранты.
Программное обеспечение
Разработчики программного обеспечения очень любят студентов — как правило, кроме коммерческих лицензий вендоры предоставляют образовательные лицензии для обучения совершенно бесплатно (как правило) или со значительной скидкой (реже).
Например, Microsoft предоставляет большое количество ПО в рамках программы DreamSpark — регистрация по ISIC или по студенческому билету.
Олимпиады
Как ни странно, но каждый год проходит большое количество олимпиад по разным направлениям — причем эти олимпиады могут проходить как на базе университетов, так и на базе независимых организаторов. Рекомендую принимать участие и в тех, и в других. Бумажки и дипломы, которые вы получите, могут вам и не пригодиться, а вот полученный опыт пригодится и не раз.
Также следует обратить внимание на международные конкурсы — например, Microsoft Imagine Cup — возможность посетить зарубежные страны, получить реальный опыт разработки и выступления.
Программы обмена студентами и летние школы
Всегда думал, что это какая-то фигня. Но ошибался. Сейчас можно без проблем отправить пару-тройку резюме и получить приглашение в какой-нибудь вуз для на годик. Там можно и язык подучить и сравнить системы образования.
Отдельным пунктом идут летние школы — возможность посетить зарубежные вузы летом (2-3 месяца) в рамках какой-то спецтемы.
В России и Украине летние школы проводят некоторые вузы, а также Microsoft Research и Яндекс. Процедура простая — прислать резюме (часто просят еще научные работы и отзыв руководителя) и ждать результатов отбора.
Рабочие каникулы
Во многих вузах практикуют практику аля work and travel — рабочие поездки с целью поработать на каникулах, заработать денег и заодно подтянуть иностранный язык. Как правило, такие поездки совершенно безопасные, то лучше все таки перед окончательным принятием решения проверить всю «родословную» работодателя.
Награды
Если быть достаточно активным, то можно получить специальные награды (awards). Например, у Microsoft есть программа Microsoft Student Partners для поощрения активных студентов, у Opera — программа Campus Crew. Уверен, если погуглить, то можно будет найти множество подобных программ.
Для этого необходимо быть участником сообщества — организовывать мероприятия, вести блоги и т.д.
Гранты
Если очень сильно постараться, то можно получить денежный грант или возможность дальнейшего обучения за границей. В этом месте можно долго рассказывать, если будет интересно — опишу отдельно. Для этого, конечно, надо иметь ряд идей, научиться писать бизнес-планы и проводить презентации.
Конференции
У студентов много свободного времени. Если вы студент и считаете иначе, то вы плохой студент. Итак, у вас много времени, почему бы не потратить его на самообучение? А один из способов — походить по различным мероприятиям, познакомиться с докладчиками и специалистами (возможно, они даже помогут определиться с направлением трудовой деятельности).
Ну и, конечно, вам могут взять на стажировку — а это уже совсем другой уровень. Вы сможете набраться реального опыта и на момент окончания университета вас уже будут ждать. В хорошем смысле этого слова.
Дисклеймер. У меня было достаточно много опыта по каждому из этих пунктов — где-то хороший, где-то плачевный. Главная проблема — незнание своих прав и возможностей.
P.S. Я приводил Microsoft в качестве примеров, так как больше с ними сталкивался. Буду рад, если в комментариях вы напишите возможности от других компаний и организаций.
Спасибо за внимание!
Update. По просьбе трудящихся добавляю некоторые известные мне ссылки:
Советы бывалых первокурсников
СОВЕТ №1.
Не теряйся. В первые дни, и даже недели учебы ты наверняка будешь испытывать дискомфорт, а то и подавленность — все вокруг незнакомое, народу тьма, никому до тебя нет дела. Это неприятное, но совершенно нормальное состояние, связанное с адаптацией к новой обстановке, которое очень скоро пройдет. Пока ты плохо ориентируешься в хитросплетении коридоров и нумерации аудиторий, возьми себе за правило выходить из дома (общежития) на 10-15 минут раньше, чем того требует время на дорогу в ВУЗ. Во – первых, не опоздаешь на первую пару, а во – вторых, не будешь излишне нервничать.
СОВЕТ №2.
Расписание – это закон! Поэтому найди в расписании занятия вашего курса и перепиши его. В отличие от школьного, институтское расписание может меняться, поэтому не ленись заглядывать в него. В АГНИ существуют четная и нечетная недели, во время которых расписание отличается.
Не забывай читать объявления на стендах кафедр, деканата.
СОВЕТ №3.
Не оттягивай посещение библиотеки (А 125). Теоретически учебников должно хватить на всех студентов. На деле же действует принцип «кто не успел, тот опоздал», и проигравшим в этой гонке достаются самые старые и потрепанные издания, а то и вовсе ничего. Не достался учебник? Не переживай, всегда можно прийти в читальный зал, где наверняка найдешь нужную тебе книжку.
В АГНИ существует электронная библиотека (адрес в сети Интернет http://elibrary.agni-rt.ru). Здесь есть многие учебники и методические пособия по предметам.
СОВЕТ № 4.
С блокнотом в руках обойди все подразделения, которые могут понадобиться – лингафонный кабинет, интернет – классы, спортзалы, лаборатории и т.д. Запиши дни и часы их работы, выясни, что нужно для пользования ими. Кстати, поинтересуйся, до которого часа открыта столовая. Поспеши свести знакомство с одногруппниками. Как правило, эти люди становятся твоими друзьями на всю жизнь. Все в тот же полезный блокнот запиши номера их телефонов и адреса электронной почты, особенно домашний и сотовый телефоны старосты группы. Не стесняйся звонить сокурсникам, чтобы уточнить расписание, срок сдачи контрольных и рефератов и т.д.
СОВЕТ № 5.
Запасись достаточным количеством тетрадей. Тот, кто, не желая таскать лишнюю тяжесть, пишет все конспекты в одну тетрадь, совершает большую ошибку – готовиться к экзаменам по таким записям будет невероятно трудно. На обратной стороне обложки запиши фамилию, имя, отчество преподавателя, читающего предмет. На соответствующей кафедре узнай дни и часы, когда он бывает в институте, и внеси туда же – когда придет время сдавать рефераты, научные работы и курсовые, эта информация окажется очень ценной.
СОВЕТ № 6.
Позаботься о том, чтобы в сумке всегда лежали про запас 1-2 ручки.
На лекциях очень полезно иметь при себе ручку красного или зеленого цвета или цветной маркер – с их помощью ты сможешь по ходу дела подчеркивать наиболее важные формулы и определения, ставить памятные знаки на полях, выделять новые термины и т.д.
СОВЕТ № 7.
Как можно быстрей научись конспектировать лекции. Это несложно, главное разработать систему символов и понятных тебе сокращений. Все символы вместе с расшифровкой запиши на обратной стороне тетрадной обложки. Конспектируя, не экономь на бумаге. Оставляй в тетради поля для дополнительных заметок. Помни, лекция – не диктовка, поэтому не нужно записывать за лектором слово в слово. Записывай лекцию в виде тезисов.
СОВЕТ № 8.
Настройся на то, что подготовка к сессии начинается с первого занятия. В АГНИ действует балльно-рейтинговая система, по условиям которой до сессии допускаются студенты, набравшие строго определенное количество баллов. Перед очередной лекцией не ленись хотя бы бегло просмотреть конспект предыдущей. Заодно выясни, много ли осталось совершенно темных мест. Если прояснить их не удается даже с помощью учебника, не стесняйся обратиться к преподавателю – лучше, если ты спросишь его сейчас, чем он тебя потом – на экзамене. Читать литературу тоже нужно начинать сразу. На семинарах не отсиживайся в уголке, а веди себя активно (набирай баллы) – отвечай на вопросы преподавателя, выступай с уточнениями, дополнениями, задавай вопросы. Если при этом будешь посещать все занятия и вовремя сдавать рефераты, имеешь реальный шанс успешно сдать сессию.
СОВЕТ № 9.
Ты и твои родные можете посмотреть рейтинговые баллы по предметам, результаты сессии, электронную копию зачетной книжки, расписание занятий по адресу в сети Интернет http://is.agni-rt.ru).
СОВЕТ № 10.
В первые же дни разведай, где находится деканат твоего факультета, познакомься с куратором вашей группы. Это поможет потом оперативно решать разные вопросы.
СОВЕТ № 11.
Ты – студент престижного и авторитетного высшего учебного заведения, поэтому твой внешний вид, речь и поведение должны соответствовать этому уровню.
СОВЕТ № 12.
Когда ты разберешься с учебным процессом, немного привыкнешь к новым условиям, помни, что в ВУЗе ты сможешь найти себе дело по душе: заняться общественной работой, наукой, танцами, пением, стать организатором студенческих мероприятий, совершенствовать себя в каком-либо виде спорта. Информацию обо всем этом ты можешь получить в деканате первокурсника (страница вконтакте деканата первокурсника: http://vkontakte.ru/club23857510), от куратора группы, старосты, профорга, заместителя декана по воспитательной работе, в ДОЦ (досугово-оздоровительном центре) АГНИ (корпус В, телефон 31-01-12).
Советы студенту-первокурснику, увлеченному наукой — Молодой ученый
Наука – сфера деятельности, требующая не только ума, но прежде всего – времени. Ни один известный ученый не «выезжал» на одном таланте или эрудиции. До того, как стать известным, каждый из них долго и упорно «грыз гранит науки». Опыт подсказывает: чем раньше вы начнете свой научный путь, тем больше шансов, что путь этот будет плодотворным. В данной статье мы решили дать несколько советов студенту-первокурснику: с чего, как и почему нужно начинать свою научную карьеру. Впрочем, и другим студентам эти советы тоже будут полезны. Поэтому к чтению приглашаются все желающие.
Мы разделили все советы на четыре блока для удобства чтения. Итак, приступим!
1. Учитесь читать научные книги
1.1. Учитесь читать большие книги
Совет, на первый взгляд, достаточно смешной, особенно для вчерашнего выпускника школы, который уже знаком с «Войной и миром» и «Тихим Доном». Но совет этот я считаю необходимым и самым важным. И вот почему.
Все вы, наверное, слышали ворчание людей старшего поколения: «Молодежь мало читает». Это не просто ворчание, разница в чтении между условно старыми и молодыми людьми есть. Только она не в количестве, а в качестве.
Сначала определим, что условные «старики» и «молодежь» различаются, по сути, не возрастом, а наличием или отсутствием интернета в детстве и юности. У «стариков» в школе и хотя бы отчасти в вузе интернета не было, а у молодых уже был. В сущности, разница буквально в 5-7 лет, но она – определяющая.
Автор данной статьи принадлежит в вышеупомянутом смысле к «старикам»: компьютер у меня появился в старших классах школы, а интернет – примерно на третьем курсе института. Поэтому в школе я вынужден был читать толстые книги, ходить в библиотеку, «гуглить» вручную – на библиотечных полках, в словарях и энциклопедиях. Информация не давалась «с лету»: чтобы найти нечто нужное, приходилось перелопатить горы всего. А для того, чтобы знать, что и как «лопатить», нужно было внимательно прочитать нудные и длинные, зато фундаментальные книги. Чтобы читать такие книги, нужен определенный навык. Я им владею с юности. Мне он кажется чем-то самим собой разумеющимся. Однако это не так.
Человеку, у которого гугл под рукой с начальной школы, не составляет труда найти любую информацию за пару секунд (у меня на это уходили дни, иногда – недели). «Молодые» в этом смысле – прекрасные поисковики. Однако подлинная наука предполагает не только поиск, но и анализ, обработку информации. И вот тут-то у молодых, не приученных к чтению длинных и занудных книг, возникают трудности. Потому что читать одну книгу в течение нескольких дней кажется им колоссальной тратой времени! Легче нагуглить – методику, приемы и прочее. А не учиться им из занудного научного труда.
Но без этого, с одним гуглом, науки не получится. «Гугл» в каком-то смысле только помогает собрать пазл из готовых кусков рисунка. Однако наука работает не только с «готовыми кусками» — иногда она вынуждает взяться за кисть, чтобы нарисовать этот еще никем не созданный рисунок.
И вот тут без «больших книг» не обойтись. Чтение фундаментальных трудов учит думать, анализировать, строить гипотезы. Учит, иначе говоря, самостоятельному научному мышлению. У него есть и другие плюсы, но пока достаточно этих.
1.2. Изучайте методику научного познания
В обычных университетских курсах этому уделяется прискорбно мало времени. С одной стороны, понятно почему: далеко не все студенты пойдут в аспирантуру. Но вот те, кто впоследствии решат связать свою жизнь с наукой, испытают немало трудностей. Им придется изучать методику научного познания «с чистого листа».
А ведь сама логика научной работы требует эту методику, как легкие кислород. К примеру. Я – молодой ученый. Но я собираюсь изучать не весь мир, а конкретный его элемент. Так я выбираю объект исследования. «Внутри» этого объекта я выбираю «предмет», то есть исследую не весь объект, а одну его характерную черту, нечто самое ценное в нем.
Однако я невольно задумываюсь: а будет ли мое исследование полезным, новым, откроет ли что-то важное или поставит насущный вопрос перед обществом? Отвечая на все эти вопросы, я формирую представление об актуальности и новизне, а также об области применения результатов исследования. Ну и, наконец, если ответами на все предыдущие вопросы я удовлетворен, я начинаю искать методологию. Объект – штука, как говорится, хитрая, ее голыми руками не возьмешь. Поэтому нужно обратиться к предшественникам, поискать, как они решали подобного рода задачи. А в предшествующей науке, как правило, можно найти не только конечные выводы, но и те способы, с помощью которых ученые приходили к этим выводам и делали открытия. Это, собственно, и будет методология, с помощью которой я смогу исследовать свой объект.
Это – вкратце. На самом деле все гораздо интереснее и глубже. Поэтому мы и даем совет – изучайте логику этого познания, читайте соответствующие книжки!
1.3. Учитесь разбираться во вспомогательных дисциплинах
Во-первых, это полезно для расширения кругозора. Во-вторых, слово «вспомогательные» образовано от слова «помощь» — эти дисциплины помогут вам разобраться в сложностях основных предметов и избавят от траты сил и времени.
Есть, скажем, такая дисциплина, как источниковедение. Она объясняет, какие источники информации существуют, чем они отличаются друг от друга, каким источникам можно доверять, а каким нет и так далее. Для гуманитариев разбираться в этом – критически важное умение. Ведь если историк или филолог не может определить достоверность источника – его труд окажется попросту ненаучным!
В целом изучение вспомогательных дисциплин – это закладка фундамента вашей будущей научной работы.
1.4. Изучайте английский язык
Английский язык сейчас рекомендуют изучать «для всего». Однако для науки он важен вдвойне, так как является не только языком международного общения, но в каком-то смысле и международным языком науки. В свое время такими были латынь и немецкий. Конечно, мы пишем научные тексты на родном языке. Однако для публикации в международных изданиях все-таки предпочтительнее уметь писать на английском.
Статьи ученых всего мира переводятся именно на английский язык – все последние данные и исследования можно прочитать почти исключительно на нем. Две крупнейшие научные базы – Scopusи Web of science – также существуют в англоязычном секторе интернета. Поэтому английский необходим как для ознакомления с научными трудами, так и для того, чтобы самому впоследствии войти в международное сообщество ученых. Также возможны участие в международных грантах, обучение по обмену (с зарубежными вузами), поступление в магистратуру за границу и впоследствии получение PhD. Все это предполагает знание английского языка.
1.5. Учитесь отличать научно-популярную литературу от собственно научной
Это не значит, что научпоп хуже, чем научный текст. Вовсе нет. Просто у них разные сферы применения, задачи и адресаты. Научный текст обращен к научному сообществу. Научно-популярный – к обычным людям, которые интересуются наукой. Однако если вы хотите стать ученым, то вам прежде всего нужно будет заслужить признание ученых, а не простых людей. А с помощью научпопа (под который часто маскируются и совсем не научные труды) это сделать никак нельзя.
2. Учитесь научному поиску
2.1. Не бойтесь спрашивать у преподавателей
Многие стесняются спрашивать, думая, что преподаватель подумает, что они глупы. Но поверьте, гораздо глупее выглядит человек, которому «все понятно». А вот если вы спрашиваете, значит, вы уже действительно кое-что поняли и теперь уточняете. Не говоря уже о том, что вы интересуетесь, что преподавателю всегда приятно. Ну и плюс: конкретный вопрос предполагает конкретный ответ, который иногда может дать больше, чем целая «общая» лекция.
2.2. Ознакомьтесь с базами научных статей
Сегодня, как и раньше, все еще нужно рыться в библиотеке, но теперь эта библиотека – в вашем компьютере. Существуют базы научных статей и диссертаций, в которых можно быстро найти нужные публикации. Некоторые из них бесплатные, некоторые – с платной подпиской. Баз этих множество, в том числе и по отраслям знаний, назовем только некоторые из них: Академия Гугл, КиберЛенинка, Библиотека eLibrary, РГБ, Scopus. Даже если вы в первое время не будете активно работать над научной статьей, то, ознакомившись с этими базами, будете иметь представление, где можно взять нужную информацию.
2.3. Сайт «Молодой ученый»
На сайте «Молодой ученый» также есть поиск по статьям – в верхней части страницы. А еще журнал публикует научные статьи, в том числе начинающих ученых, студентов.
3. Учитесь писать научные статьи
3.1. Учитесь усидчивости
Самая большая добродетель ученого – это не талант, не эрудиция, не умение схватывать все на лету, а усидчивость. Да, да, вот такая, совершенно лишенная всякого пафоса и рисовки черта. Наибольших успехов достигает человек не просто со «светлой головой», но еще и с, прошу прощения, «железной задницей». И очень просто объяснить почему.
Наука, выражаясь метафорически, – это своеобразный склад, где очень много всего. И нельзя просто прийти на этот склад и выкинуть всё, ведь среди «хлама» хранятся бесценные вещи. Поэтому ученый приходит и – перед тем, как начать собственное исследование, а также во время его проведения – много лет тратит на то, чтобы «прибраться на складе». А это требует усидчивости.
Особенно показательны в этом отношении гуманитарные науки. Вот представьте. Берет какой-нибудь совершенно не имеющий отношения к филологии человек в библиотеке книгу, скажем, «Жизнь и творчество Есенина». Он читает и думает: «Ха, я тоже так могу написать, ничего сложного». И не догадывается, сколько пришлось автору просидеть в архивах, прочитать книжек, прежде чем написать свою. Попробуйте написать, я не говорю книгу – хотя бы статью про поэзию Есенина, а потом покажите ее какому-нибудь филологу с просьбой оценить научный уровень. Думаю, что преподаватель оценит ваше рвение, но приготовьтесь к критике! Потому что этот «простой» литературоведческий текст, оказывается, требует специальных знаний и умений, которые нарабатываются с помощью прежде всего усидчивости.
3.2. Овладевайте научным стилем
О том, как овладеть научным стилем, мы уже писали, отсылаем к этой статье – «Как овладеть научным стилем».
Обратите внимание, что научный стиль в науке – это не какой-то каприз высокоумных «очкариков». Науке он жизненно необходим, так как удовлетворяет ее требованиям: точности, однозначности, эмоциональной нейтральности. Научный стиль – кузница если не мысли, то способа ее выражения. Но на самом деле и мысли тоже. Попробуйте писать научным стилем, и вы сразу ощутите, что думать стало труднее. Зато интереснее. И в конечном итоге – правильнее, объективнее.
3.3. Пробуйте писать научные статьи
Лучший способ как-то актуализировать свое увлечение наукой – пробовать писать статьи. Перейти, так сказать, от теории к практике. Тем более что есть научные журналы, которые публикуют студентов. Но даже если вы не попадете в РИНЦ, то, по меньшей мере, опубликуетесь в каком-нибудь студенческом сборнике и получите опыт написания статей.
Конечно, сразу заниматься узкой научной проблемой сложно. Поэтому можно начать с обзорных статей: подготовить материал о той литературе, которая уже существует по интересующей вас теме, и грамотно все это изложить. За время написания такой статьи вы научитесь навыкам сбора материала и выстраиванию его в последовательный, научно аргументированный текст.
Также можно писать аналитические статьи: брать некую научную проблему, сопоставлять взгляды на нее разных школ и ученых, делать выводы. Безусловно, такие статьи – еще не совсем научная работа в полном смысле слова, но очень хороший приступ к ней (который, кстати, пригодится в будущем).
4. Участвуйте в научных мероприятиях
4.1. Студенческие научные общества, кружки
Подобные общества и кружки – огромное подспорье для студента, желающего связать свою жизнь с наукой. Недавний выпускник школы, первокурсник едва ли четко понимает, как устроена научная жизнь. Кружки и общества помогут ему разобраться в этом, ведь ими руководят преподаватели-ученые. Мало того, участвуя в жизни студенческого научного общества, первокурсник узнает о конференциях, семинарах и сможет на них поработать. Также контакт с преподавателем в таких кружках – менее формален, чем во время обычного учебного процесса, что позволяет первокурсникам раскрыться, а научным работникам – более адресно и четко помочь своим молодым коллегам.
4.2. Вузовские конференции, кафедральные семинары
Конференции проводятся почти во всех учебных заведениях (о семинарах – и говорить нечего). С первого же курса лучше всего принимать в них участие – хотя бы в качестве зрителя и слушателя. Даже такое пассивное участие все равно очень много даст в понимании специфики науки. А уж если вы подготовите доклад, выступите, преодолевая волнение и даже попытаетесь ответить на вопросы – лучшего опыта для первокурсника и желать нельзя.
4.3. Участие в грантах
Иногда люди говорят, что можно совмещать приятное с полезным. Участие в грантах – как раз об этом. Конечно, чисто студенческих грантов не так много. Однако можно принять участие в составе группы, руководимой преподавателем или аспирантом. Вы не только сможете окунуться в науку: проводить нужные эксперименты, проявить публикационную активность, — но и почувствуете определенную отдачу. Ведь грант нацелен на результат, который исследовательская группа должна выдать на выходе. А также есть у него и приятный, пусть и не очень большой материальный бонус.