Советы по подготовке к егэ – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по теме: Советы психолога при подготовке к ГИА

Содержание

Советы участникам ЕГЭ

Выпускники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, инвалиды также могут выбрать ЕГЭ как форму государственной итоговой аттестации в соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 24.12.2013 №1400).

Кто относится к выпускникам с ограниченными возможностями здоровья

Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, выпускнику, имеющему ограниченные возможности здоровья, для получения права выбора формы государственной итоговой аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) необходимо обратиться в территориальную (окружную) ПМПК.

После получения соответствующего заключения ПМПК Ваш ребенок получает право выбора формы государственной итоговой аттестации и вместе с Вами определяет, какие экзамены он будет сдавать и в каком формате (ЕГЭ или ГВЭ). Обращаем Ваше внимание, что ни школа, в которой обучается Ваш ребенок, ни ПМПК не имеют права определять форму государственной итоговой аттестации Вашего ребенка без Вас или за Вас. Школа обязана принять Ваше заявление с перечнем предметов и выбранной формой сдачи, а ПМПК определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья.

Напоминаем, что заявление в школу с перечнем экзаменов и формами их сдачи Вы должны сдать не позднее 1 февраля текущего года. Для того чтобы понять, есть ли у Вашего ребенка право выбора между ЕГЭ и ГВЭ и определиться с формой сдачи экзаменов, необходимо получить соответствующее заключение ПМПК.

Не откладывайте обращение в ПМПК на последние дни!

Особенности проведения ЕГЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья

Государственная итоговая аттестация проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Это означает, что при проведении итоговой аттестации в зависимости от имеющихся у выпускника ограниченных возможностей здоровья предусмотрены: меньшая наполняемость аудиторных помещений, увеличение продолжительности экзамена, присутствие ассистентов, наличие специального оборудования и т.п.

Подробная информация о требованиях к аудитории и оборудованию на пунктах приема экзаменов содержится в методических рекомендациях Рособрнадзора

Особенности проведения ГВЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья

Государственный выпускной экзамен проводится, как правило, на базе образовательной организации, в которой обучался выпускник.

На основании заключения ПМПК по согласованию с родителями (законными представителями) образовательная организация может организовать проведение государственного выпускного экзамена для выпускника с ограниченными возможностями здоровья на дому.

При проведении государственного выпускного экзамена для выпускников с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены: увеличение продолжительности государственного выпускного экзамена на 1,5 часа; присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, в частности, помогающего выпускнику занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором; возможность использования необходимых технических средств.

В продолжительность государственного выпускного экзамена не включаются перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Поступление в вуз выпускников с ограниченными возможностями здоровья

При поступлении в ВУЗы лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.

Таким образом, заключение ПМПК необходимо будет представить в приемную комиссию ВУЗа.

Выпускник с ограниченными возможностями здоровья, имеющий результаты ЕГЭ, поступает на общих основаниях по конкурсу. То есть выпускные/вступительные экзаменационные испытания выпускник проходит один раз и по результатам ЕГЭ поступает или не поступает в ВУЗ.

Выпускник с ограниченными возможностями здоровья, который выбрал государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (не имеющий результатов ЕГЭ), сдает экзаменационные испытания дважды: в образовательной организации сдает ГВЭ, а в ВУЗе проходит вступительные испытания, проводимые ВУЗом самостоятельно.

Обращаем Ваше внимание на то, что заключение ПМПК не освобождает Вашего ребенка от государственной итоговой аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) и не дает никаких льгот при поступлении в ВУЗ!

www.ege.edu.ru

советы экспертов / Новости города / Сайт Москвы

Близится пора выпускных экзаменов. И чем ближе день сдачи ЕГЭ, тем сильнее стресс. Mos.ru узнал у специалистов, как школьникам и их родителям справиться с тревогой и волнением.

Ирина Вшивкова: Мозгу нужна передышка

Педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра

Время перед ЕГЭ не менее ответственный период, чем сам экзамен. За день до него лучше всего заняться решением бытовых вопросов. Например, уточнить время и место проведения экзамена, продумать маршрут, завести будильник на утро, приготовить одежду, чтобы потом не тратить на это время. Заранее нужно собрать все, что может пригодиться на экзамене. Как минимум — взять паспорт и ручку.

Учить все в режиме нон-стоп не продуктивно. Мозгу нужна передышка. Если не можете оторваться от учебников, попробуйте позаниматься на свежем воздухе.

Не забудьте сделать что-то приятное для себя. К примеру, прогуляться, поболтать по телефону, почитать книжку или посмотреть любимый фильм.

Повторение материала лучше всего закончить в первой половине дня. Не пытайтесь срочно выучить то, что не успели, — пользы от этого не будет.

Лечь спать лучше до 23:00. Полноценный отдых перед экзаменом — залог того, что вы на следующий день все вспомните и будете готовы к успешной сдаче ЕГЭ.

Чего категорически не стоит делать, так это учить «до потери пульса». Эффективность от такой подготовки будет намного ниже. Заниматься ночью тоже не рекомендуется. Готовиться к экзамену лучше в одиночестве, а не с друзьями, если только они не разбираются в материале лучше вас. Такая подготовка чаще всего оборачивается пустой тратой времени. И конечно же, шпаргалки нужно оставить дома. Соблазн заглянуть в них будет мешать думать, а их использование, уж поверьте, не останется незамеченным.

Секретный помощник 

Непосредственно в день экзамена нужно спокойно собраться. На место проведения ЕГЭ лучше прийти пораньше, чтобы пообщаться с друзьями и немного отвлечься.

Во время сдачи экзамена рекомендую просмотреть все вопросы и начать с самых легких. Обязательно нужно оставить время на проверку ответов. Даже если с заданиями вы справились быстро, спешить со сдачей работы не нужно, лучше лишний раз проверить, все ли выполнено верно.

Оказывается, правильная еда тоже помогает сдать ЕГЭ на отлично. Это ваш секретный помощник.

Обязательно позавтракайте перед экзаменом. Завтрак должен быть питательным и максимально полезным. Это может быть яичница, отварное мясо, рыба, фасоль, тост с медом, овсянка, мюсли. Можно съесть пару бананов, немного изюма, выпить фруктовый или молочный коктейль.

Не стоит налегать на кофе. В большом количестве он может вызвать сонливость. Если утро без этого напитка для вас невозможно, то лучше ограничиться одной чашкой. С собой можно взять небольшую шоколадку, сухофрукты, орехи. После экзамена попейте воды или чая, подкрепитесь фруктами и отправляйтесь отдыхать.

Какие продукты помогут сдать экзамены 

Грызите морковку при подготовке к сдаче математики и истории. Витамин А и каротин хорошо стимулируют кровообращение и обмен веществ в мозге — это важно для запоминания формул и дат. Шоколад или чашка какао с молоком прямо перед экзаменом повысят производительность клеток мозга.

Шпинат, петрушку, кинзу и тмин лучше есть каждый день во время подготовки к ЕГЭ. Витамины в них активизируют внимание и память. 100–150 граммов креветок в день помогают преодолеть апатию и упадок сил, подпитывают мозг белками и минералами.

Бананы улучшают работу мозга, сердца и сосудов, легко утоляют голод, их можно съесть прямо перед экзаменом. Ягоды (черника, малина, клюква, смородина) полезны для работы мозга, зрения и пищеварения. Включите их в ежедневный рацион, если надо освоить большой объем информации.

Орехи (грецкие, фисташки и миндаль) укрепляют нервную систему и помогают мозгу дольше сохранять активность. Их рекомендуют есть каждый день и прямо перед экзаменом для заряда энергией. Ананас улучшает память, укрепляет иммунитет, поможет в запоминании большого количества информации.

Три способа снижения тревоги 

Вода. На экзамене она поможет снять стресс, успокоить нервы, снизить тревожность. Когда зайдете в кабинет, сразу налейте стакан воды из кулера и поставьте себе на стол. Если стало трудно и мозг отказывается работать, выпейте медленно один-два глотка.

Дыхание. Чем больше стресс, тем чаще мы начинаем дышать. Замедление дыхания приводит к снижению тревоги, расслабляет нервы, усиливает приток крови к мозгу, помогает четкости речи и мысли.

Отвлечение внимания. Сконцентрируйтесь на окружающих предметах, изучите в деталях каждый из них. Обращайте внимание на их особенности и проговаривайте их про себя. Чем подробнее и детальнее описание, тем эффективнее отвлечение от главной проблемы. Задействуйте воображение. Например, мысленно перенеситесь в спокойное место — на берег моря или в тихий лес. Пока вы отвлекаете внимание, мозг, освобождаясь от вашего давления, в спокойной ситуации находит ответ.

Никита Чернов: Тревога и напряжение — это нормальная реакция психики на стрессовую ситуацию

Заведующий отделением психотерапевтической помощи и социальной реабилитации клинической психиатрической больницы имени Н.А. Алексеева

Конечно, экзамены — это в той или иной мере стресс для человека. А наиболее распространенной реакцией на стресс является повышение уровня тревоги и беспокойства. Но это нормальная реакция. Все зависит от степени ее выраженности. А на это влияют многие факторы. Например, тип нервной системы человека, личные и социальные факторы.

Для одних людей стресс становится стимулом, он мобилизует их ресурсы. А для других, наоборот, нарастание тревоги и беспокойства приводит к тому, что человек теряется и забывает даже хорошо знакомый материал.

К социальным факторам можно отнести наличие или отсутствие поддержки в семье, значимость получения хорошей оценки для поступления в вуз. На нагнетание тревожности у подростков влияет уровень тревожности учителей, для которых ЕГЭ является проверкой их работы.

Как я уже говорил, тревога и напряжение — это нормальная реакция психики на стрессовую ситуацию. Поэтому важно не пытаться от них избавиться любой ценой. Скорее всего, это не получится. Более того, сама попытка избавиться от тревоги приведет к ее усилению.

Принимать лекарства, даже такие вроде бы безобидные, как валериана, без совета врача, не стоит. Во-первых, вы не знаете, как этот препарат подействует на ваш организм. И совершенно не исключена ситуация, что вы настолько успокоитесь, что уснете прямо на экзамене.

Лучше заранее освоить немедикаментозные способы регуляции эмоционального состояния. Это, прежде всего, различные дыхательные практики и методы работы со вниманием. Если вы считаете, что без медикаментозной поддержки все же не обойтись, посоветуйтесь с врачом.

Ольга Акимова: Родителям нужно верить в своего ребенка и сохранять спокойствие

Заместитель руководителя филиала «Северо-Западный» Московской службы психологической помощи населению

Когда наступает пора выпускных экзаменов, родителям нужно быть спокойными самим. Если вы очень волнуетесь, можно проконсультироваться у врача и попить успокоительное.

Главное — верить в своего ребенка, говорить ему, что он справится, что вы его любите и всегда будете любить независимо от результатов ЕГЭ. Не забывайте напоминать, что вы всегда рядом и в любой ситуации поможете ему.

Обязательно нужно иметь план Б, а также планы В, Г на случай непредвиденной ситуации. Изучить вузы, куда можно будет подать документы, продумать несколько вариантов на тот случай, если баллов будет не хватать для поступления. Это может быть пересдача на следующий год, армия, устройство на работу.

Запасной план нужен еще и для того, чтобы понимать, как утешить ребенка и себя, если экзамен будет сдан недостаточно успешно. Не стоит нагнетать атмосферу, в школе детей достаточно мотивируют, оставайтесь просто родителем. А во время подготовки и сдачи экзаменов помогайте детям физически: обеспечьте нормальный сон, правильное питание, отдых. Почаще гуляйте с ребенком. При такой поддержке у него все получится.

www.mos.ru

5 рекомендаций по подготовке к ЕГЭ по обществознанию

Полезные советы учителя к самому популярному школьному экзамену

ЕГЭ по обществознанию остается самым популярным у школьников. Так в 2016 году его планируют сдавать 59% выпускников российских школ. «Мел» объясняет причину востребованности дисциплины и дает несколько важных рекомендаций по подготовке к экзамену. Консультирует учитель обществознания Лицея НИУ ВШЭ Никита Бешта.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

В том, что ЕГЭ по обществознанию — фаворит выпускников, нет ничего удивительного. Его результаты необходимы для поступления практически на все гуманитарные специальности.

Заблуждаются те, кто думают, что в освоении обществознание ощутимо проще других предметов. Интегративное устройство курса создает определенные трудности, как учителям в преподавании, так и ученикам в подготовке к экзамену. Школьники занимаются и экономикой, и социологией, и политологией, и культурологией одновременно. Все это осложнено несовершенством учебников: их обвиняют в отсутствии четкой структуры и большом количестве информации, которая не используется в контрольных срезах. В прошлом году вокруг одного из учебников по обществознанию развернулся скандал: авторы лишили инвалидов с психическими заболеваниями сторон сущности, которые связывают их с обществом. Именно поэтому учителя используют в работе авторские наработки и материалы, которые становятся отличным подспорьем, в том числе, в сдаче государственного экзамена.

Никита Бешта

Учитель обществознания Лицея НИУ ВШЭ

ЕГЭ по обществознанию не только один из самых популярных экзаменов, но и один из самых сложных. Это объясняется самой природой учебного предмета. Он включает в себя основы экономики, права, политологии, социологии и философии. Сложность в том, что не всегда подросток, который захотел стать социологом, будет легко и с удовольствием изучать остальные разделы, но для ЕГЭ ему это сделать придется. Но даже не это яркое многообразие делает экзамен трудным, лично мне, среди всех пяти тематических разделов ЕГЭ: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика» и «Право», именно первый раздел представляется самым сложным. В ЕГЭ необходимо показать, что ты усвоил различные базовые понятия, но формализованная структура некоторых заданий часто позволяет проверить только то, насколько хорошо ты выучил определения из одобренного Минобром учебника.

В этом году требования к проверке знаний выпускников резко выросли. Мы уже писали о том, что из ряда предметов, в том числе, и обществознания будет изъята тестовая часть. В части 1 остались только задания на множественный выбор из предложенных вариантов. Число возможных ответов не оговаривается, а это значит, что шансы случайно угадать правильный ответ стали гораздо ниже.

Из-за перегруппировки заданий различных типов первая часть экзамена стала на семь вопросов короче (общее количество заданий 29 вместо 36). Максимальный первичный балл за выполнение всей работы, по-прежнему, 62, минимальный — 42. Время экзамена — 235 минут. Средний тестовый балл по обществознанию в прошлом году составил 56,65.

Важные рекомендации:

1. Все типы заданий описаны в материалах Федерального института педагогических измерений. Узнайте, что конкретно требуется в каждом ответе, и как именно он оценивается.

2. Учите терминологию каждой из пяти дисциплин, входящих в ЕГЭ по обществознанию и тренируйтесь мыслить логически.

3. Уточните объем ответа в развернутых заданиях.

4. При подготовке к государственному экзамену внимательно отнеситесь к выбранным пособиям. В них обязательно должны быть отражены изменения, которые внесены в ЕГЭ-2016 по сравнению с 2015 годом.

5. Не забывайте, что недостаточное количество часов обществознания в сетке предметов могут компенсировать дополнительные курсы или занятия с репетитором в индивидуальном порядке.

Никита Бешта

Учитель обществознания Лицея НИУ ВШЭ

Основной совет — заранее подготовить себя к формату заданий, чтобы не упустить баллы, просто неверно что-то интерпретировав или недоделав задание до конца. Конечно, не стоит бездумно «натаскиваться» на формат, нужно стараться вникнуть в логику заданий. Делая каждое задание, стоит спрашивать себя: «что от меня здесь требуется?», и если, например, вы поняли, что задание на знание элементов классификации чего-либо, надо постараться вспомнить ее до конца, а не просто отметить, все что подходит под правильный ответ. В качестве общего совета, можно порекомендовать не зацикливаться на одной теме, вести учет усвоенных тем, чтобы не тратить попусту время, читая все подряд, внимательно изучить критерии оценки (особенно эссе), больше практиковаться, выполняя реальные задания, меньше заучивать учебник целыми страницами.


ИНТЕРЕСНОЕ НА «МЕЛЕ»:

9 неожиданно разумных тезисов Жириновского об образовании. Вице-спикер Госдумы удивляет адекватными предложениями

Гадкий Я. Почему подростки живут в состоянии постоянного стыда и что с этим делать

Что звучало на школьных дискотеках в начале 90-х. 10 треков от главного редактора Rolling Stone Александра Кондукова

mel.fm

Рекомендации выпускникам при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПУСКНИКАМ ПРИ СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом — абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям — оказать своему ребенку правильную помощь.

ПОМОЩЬ ПРИ СДАЧЕ ЕГЭ и ОГЭ

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом — абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям — оказать своему ребенку правильную помощь.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПУСКНИКАМ

ЕГЭ и ОГЭ — лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать экзамены. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Некоторые полезные приемы

Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10—15 минутные перерывы после 40—50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы родителям» (см. ниже).

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное — распределение повторений во времени.

Повторять рекомендуется сразу в течение 15—20 минут, через 8—9 часов и через 24 часа.

Полезно повторять материал за 15—20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2—3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Психологические рекомендации при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Единый государственный экзамен в психологическом плане для школьников это самое настоящее испытание. Сегодня в напряженно ожидающем состоянии находятся девятиклассники, одиннадцатиклассники, их учителя и родители.

Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как ученик выучил материал, насколько хорошо знает тот или иной предмет, насколько уверен в своих силах. Иногда бывает так: ученик действительно хорошо выучил материал, и вдруг на экзамене у него возникает чувство, что все забыл, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, сильно бьется сердце. Для того чтобы этого не произошло, выпускники должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации. В нашей школе проводится психологическая поддержка учащихся: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах, тестирования.

Экзамен требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Для решения этих задач предлагаем наши методические рекомендации.

Рекомендации выпускникам


Подготовка к экзамену

— Сначала подготовь место для занятий (убери лишни вещи, можно ввести в интерьер комнат в жёлтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность).

  • Составь план занятий на каждый день.
  • Активно работай с изучаемым материалом при его чтении. Пользуйся следующими методами:
  • Отмечай главное карандашом;
  • Делай заметки;
  • Повторяй текст вслух;
  • Обсуждай возникшие вопросы с одноклассниками.
  • Для оптимального размещения информации в памяти пользуйся такими приёмами:

— Метод опорных слов;

— Метод ассоциаций.

  • Позанимавшись около часа, сделай короткий перерыв.
  • Если тебя начинает клонить в сон настолько сильно, что ты не можешь сосредоточиться, то лучше ложись спать. При сильном утомлении трудно сконцентрировать внимание. Поспи, затем продолжай занятия.

Накануне экзамена

  • Верь в свои силы, возможности, способности. Настраивайся на ситуацию успеха.
  • Для того чтобы не охватило экзаменационное волнение, рекомендуем представить себе обстановку экзамена и письменно ответить на вопросы заранее. Будучи в спокойном состоянии, ты можешь стать менее чувствительным и не так сильно нервничать во время настоящего экзамена.
  • В последний вечер перед экзаменом не надо себя переутомлять. Перестань готовиться. Соверши прогулку, прими душ и хорошо выспись, чтобы явиться на экзамен отдохнувшим, бодрым, собранным.

Во время экзамена

Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!

Экзаменационные материалы состоят из трех частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и отвечают образовательному стандарту. Задания части «С» отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе — они доступны для тебя!

  • Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
  • Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения экзамена в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, не пропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).
  • Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
  • Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и всё твоё внимание потом будет направлена на более трудные вопросы.
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти–семи (что гораздо труднее).
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
  • Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
  • Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Удачи тебе!

ПОМНИ:

  • ты имеешь право на подачу апелляции по процедуре проведения экзамена в форме ЕГЭ руководителю пункта проведения экзамена в день выполнения работы, не выходя из пункта проведения экзамена;
  • ты имеешь право подать апелляцию в конфликтную комиссию в течение трех дней после объявления результата экзамена.
  • сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признавать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – ещё один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное движение всё же лучше, чем полная бездеятельность.
  • Практикум по саморегуляции учащихся
  • Рекомендуем упражнения на релаксацию:
  • Настройка на определенное эмоциональное состояние (вспомни то место, где ты был счастлив).
  • «Улыбка». (Упражнение на улыбку помогает снять мышечное напряжение. Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы).
  • «Точечный массаж» (Помассируйте указательными пальцами обеих рук (до 10 раз) точки на лбу между бровями, на висках и за ушами).
    «Конфета во рту» (Возьми с собой на экзамен конфету).
  • Дыхательное упражнение

Сядьте удобно. Сконцентрируйте внимание на дыхании.

1 фаза (4—6 сек.): глубокий вдох через нос;

2 фаза (2—3 сек.): задержка дыхания;

3 фаза (4—6 сек.): медленный, плавный выдох через нос;

4 фаза (2—3 сек.): задержка дыхания и т. д.;

Упражнения выполняются 2—3 минуты.

  • Аутогенная тренировка (3–5 минут)

Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе. Мысленно повторите 5–6 раз: «Правая рука тяжелая».

Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».

Затем снова 5–6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая».

Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»

Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.

nsportal.ru

Рекомендации выпускнику по подготовке к ЕГЭ.

Рекомендации выпускнику по подготовке к ЕГЭ.

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом — абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям — оказать своему ребенку правильную помощь.

ПОМОЩЬ ПРИ СДАЧЕ ЕГЭ и ОГЭ

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом — абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям — оказать своему ребенку правильную помощь.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПУСКНИКАМ

ЕГЭ и ОГЭ — лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать экзамены. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Некоторые полезные приемы

Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10—15 минутные перерывы после 40—50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы родителям» (см. ниже).

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное — распределение повторений во времени.

Повторять рекомендуется сразу в течение 15—20 минут, через 8—9 часов и через 24 часа.

Полезно повторять материал за 15—20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2—3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Психологические рекомендации при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Единый государственный экзамен в психологическом плане для школьников это самое настоящее испытание. Сегодня в напряженно ожидающем состоянии находятся девятиклассники, одиннадцатиклассники, их учителя и родители.

Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как ученик выучил материал, насколько хорошо знает тот или иной предмет, насколько уверен в своих силах. Иногда бывает так: ученик действительно хорошо выучил материал, и вдруг на экзамене у него возникает чувство, что все забыл, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, сильно бьется сердце. Для того чтобы этого не произошло, выпускники должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации. В нашей школе проводится психологическая поддержка учащихся: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах, тестирования.

Экзамен требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Для решения этих задач предлагаем наши методические рекомендации.

Рекомендации выпускникам
Подготовка к экзамену

— Сначала подготовь место для занятий (убери лишни вещи, можно ввести в интерьер комнат в жёлтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность).

  • Составь план занятий на каждый день.

  • Активно работай с изучаемым материалом при его чтении. Пользуйся следующими методами:

  • Отмечай главное карандашом;

  • Делай заметки;

  • Повторяй текст вслух;

  • Обсуждай возникшие вопросы с одноклассниками.

  • Для оптимального размещения информации в памяти пользуйся такими приёмами:

— Метод опорных слов;

— Метод ассоциаций.

  • Позанимавшись около часа, сделай короткий перерыв.

  • Если тебя начинает клонить в сон настолько сильно, что ты не можешь сосредоточиться, то лучше ложись спать. При сильном утомлении трудно сконцентрировать внимание. Поспи, затем продолжай занятия.

Накануне экзамена

    • Верь в свои силы, возможности, способности. Настраивайся на ситуацию успеха.

    • Для того чтобы не охватило экзаменационное волнение, рекомендуем представить себе обстановку экзамена и письменно ответить на вопросы заранее. Будучи в спокойном состоянии, ты можешь стать менее чувствительным и не так сильно нервничать во время настоящего экзамена.

    • В последний вечер перед экзаменом не надо себя переутомлять. Перестань готовиться. Соверши прогулку, прими душ и хорошо выспись, чтобы явиться на экзамен отдохнувшим, бодрым, собранным.

Во время экзамена

Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!

Экзаменационные материалы состоят из трех частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и отвечают образовательному стандарту. Задания части «С» отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе — они доступны для тебя!

    • Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

    • Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения экзамена в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, не пропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).

    • Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!

    • Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

    • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и всё твоё внимание потом будет направлена на более трудные вопросы.

    • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

    • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

    • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.

    • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти–семи (что гораздо труднее).

    • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).

    • Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

    • Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.

    • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Удачи тебе!

ПОМНИ:

    • ты имеешь право на подачу апелляции по процедуре проведения экзамена в форме ЕГЭ руководителю пункта проведения экзамена в день выполнения работы, не выходя из пункта проведения экзамена;

    • ты имеешь право подать апелляцию в конфликтную комиссию в течение трех дней после объявления результата экзамена.

    • сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признавать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – ещё один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное движение всё же лучше, чем полная бездеятельность.

    • Настройка на определенное эмоциональное состояние (вспомни то место, где ты был счастлив).

    • «Улыбка». (Упражнение на улыбку помогает снять мышечное напряжение. Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы).

    • «Точечный массаж» (Помассируйте указательными пальцами обеих рук (до 10 раз) точки на лбу между бровями, на висках и за ушами).
      «Конфета во рту» (Возьми с собой на экзамен конфету).

    • Дыхательное упражнение

Сядьте удобно. Сконцентрируйте внимание на дыхании.

1 фаза (4—6 сек.): глубокий вдох через нос;

2 фаза (2—3 сек.): задержка дыхания;

3 фаза (4—6 сек.): медленный, плавный выдох через нос;

4 фаза (2—3 сек.): задержка дыхания и т. д.;

Упражнения выполняются 2—3 минуты.

Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе. Мысленно повторите 5–6 раз: «Правая рука тяжелая».

Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».

Затем снова 5–6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая».

Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»

Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.

multiurok.ru

Статья (11 класс) на тему: Советы по подготовке к ЕГЭ

Советы психолога

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом — абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям — оказать своему ребенку правильную помощь.

Советы выпускникам

ЕГЭ — лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Некоторые полезные приемы

Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы родителям».

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное — распределение повторений во времени.

Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Советы родителям

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

Поведение родителей

В экзаменационную пору основная задача родителей — создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное — спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) — самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы лучше растут».

Организация занятий

Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса — ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе «Советы выпускникам»). Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

Питание и режим дня

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!»

Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Накануне экзамена ученик должен отдохнуть и как следует выспаться.

С утра перед экзаменом  съешьте шоколадку… разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!

* Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса «Искусство памяти»; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. «Хорошая память на каждый день», бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.

nsportal.ru

5 полезных блогов, которые расскажут (и покажут), как готовиться к ЕГЭ

Готовиться к ЕГЭ, как говорят школьники-блогеры, стоит заранее. Что-то можно сделать уже в октябре, а какие-то вещи лучше распланировать. А вдохновение, если приуныли, и советы по подготовке — можно найти в блогах «Мела» про ЕГЭ. На них, кстати, даже можно подписаться, чтобы ничего не пропустить.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Как выбрать вуз и поддерживать ребёнка во время ЕГЭ (полезно для старшеклассников и родителей)

Мария Кучерова начала вести блог после того, как её сыновья-близнецы Иван и Егор сдали ЕГЭ. Один поступил на бюджет, второй учится платно, а Мария призналась, чего стоила подготовка к экзаменам всей её семье. Мария написала уже 27 постов, и самое популярное слово здесь, конечно, ЕГЭ. Тут есть и лайфхаки для поступающих, и советы завалившим экзамен, и полный список вузовских олимпиад (со ссылками) и вся статистика по проходным баллам в главные вузы. Это точно самый полезный блог для старшеклассников и их родителей.

«Год был откровенно тяжёлым. Мама одной нашей одноклассницы сказала: „Мне кажется, что за эти девять месяцев выпускного класса я в итоге заново родила свою дочь“. Согласна с ней на все 200%, так как мне опять пришлось умножать всё на два. Но главное, что было драматичным, на мой взгляд, не страдания или разочарования. Самым ценным оказался колоссальный опыт, которым с удовольствием поделюсь с вами».

Читать блог Марии


2. Как сдать ЕГЭ по английскому (и вообще подтянуть язык)

Преподаватель школы английского Анна Анащенко рассказывает про способы изучения иностранного. Анна составила подробный план, как учить язык в разных классах, чтобы к 11-му свободно на нём говорить и тем более сдать ЕГЭ. Если, к примеру, в 9 классе перевести все гаджеты на английский, найти в соцсетях друзей по переписке из других стран и читать книги, то в выпускных классах останется только преодолеть языковой барьер (если он останется) и пополнять словарный запас.

«С каждым годом ребёнок, превращаясь в подростка, а затем во взрослого, овладевает всё более многообразным знанием о себе и мире. В идеале ровно так и должен выглядеть его прогресс в изучении иностранного языка: книжки сложнее и объёмнее, разговоры острее и глубже. Кроме того, с каждым годом развитие языковых способностей растёт все быстрее. В девятом классе школьник должен написать письмо в 80 слов другу, уметь задавать вопросы по теме и отвечать на них. А в 11 классе (всего-то через два года!) нужно писать эссе, сравнивать явления в устной речи, дискутировать, работать с текстом».

Читать блог Анны


3. Как распланировать подготовку к ЕГЭ (и не забывать про развлечения)

Основатели курсов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ LUDI Илья Созонтов и Андрей Гречко ведут один из самых интересных блогов о подготовке к экзаменам. Они рассказывают, как учиться, если приуныл, об основах тайм-менеджемента для старшеклассников и как совмещать тусовки и учёбу (это нужно обязательно!). А ещё LUDI предлагают готовиться к сочинению по русскому с помощью сериалов. Во-первых, приводить примеры из той же «Игры престолов» не запрещено. Во-вторых, вряд ли вы перепутаете Ланнистеров со Старками. А вот Базарова с Обломовым — запросто.

«В задании к сочинению на ЕГЭ говорится, что вы должны опираться в первую очередь на свой читательский опыт. Нет ни слова о том, что использовать можно только русские классические произведения. Не сказано и о художественной литературе. Это значит, что если один из двух аргументов будет из текстов (художественных, публицистических или даже научных), то вы получите максимальный балл — три. Это подтверждают критерии оценивания».

Читать блог центра LUDI


4. Как интересно готовиться к ЕГЭ по литературе

Преподаватель литературы Елизавета Тимошенко написала диссертацию по «Гарри Поттеру», а теперь раскрывает секреты настоящих писателей и рисует иллюстрации. На ЕГЭ по литературе, по её мнению, пригодится и понятное объяснение про фоновой материал (на примере из «Голодных игр»), и умение смотреть на простые вещи взглядом писателя. Но самый интересный пост — школьная программа по литературе, которую преподаватель предлагает разделить по темам, а не по времени написания. Творческие задания заслуживают особого внимания: нарисуйте комикс с героями Пушкина или Лермонтова, кто из сегодняшних писателей главный идеолог? С такими заданиями не только подготовишься к ЕГЭ, но ещё и поймёшь всю эту сложную школьную литературу.

«Я испытывала серо-зелёную тоску, глядя на длинный список произведений, указанных в кодификаторе, которые мы должны были проанализировать, разобрать темы, идеи, образную систему, композицию… Литература для меня немыслима без творчества, но как же быть, если перед нами узкая и строгая задача: подготовиться к ЕГЭ?

И в какой-то момент меня осенило: да, конечно, мы с ученицей скованы по рукам и ногам кодификатором и требованиями, но никто не запрещает нам проходить произведения в том порядке и той связи, какую я усматриваю. В основе школьной программы лежит хронологический принцип, но кто сказал, что он так уж хорош?».

Читать блог Елизаветы


5. Как готовиться к ЕГЭ самостоятельно (и какими ссылками пользоваться)

Специалисты сервиса для самостоятельной подготовки к ЕГЭ Examer утверждают, что сдать экзамены без репетиторов реально. Весь секрет в грамотном планировании. Они написали про четыре главных принципа подготовки и собрали ну просто самые необходимые ссылки для будущих выпускников.

«ЕГЭ перестаёт быть страшным, когда знаешь его вдоль и поперёк: как проходит, что проверяют, по каким критериями оценивают.

Изучите формальности, особенно кодификаторы, чтобы узнать, по какому принципу строятся задания и на что нужно обратить внимание.

Затем приступайте к сбору базы знаний. Учебники, книжки ФИПИ, тесты прошлых лет — это стандартный набор. Вы можете пополнить арсенал материалами выпускников, наработками репетиторов и онлайн-справочниками».

Читать блог сервиса Examer

Иллюстрация на обложке: iStockphoto (271221)

mel.fm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *