Математика в профессии машиниста: Презентация на тему «Математика в профессии «Машинист локомотива» – Математика в профессиях | Социальная сеть работников образования

Методическая разработка по математике на тему «математика в профессии тракторист-машинист»

hello_html_m106c94c8.jpg

Для профессии тракторист-маш с\х производства, при установлении нормы высева семян и внесения удобрений, при изучении маршрута поездок, разметки поля, замер убранной площади, при расчете почасового и погектарного расхода горючего, подсчете производительности агрегатов учащиеся должны оперировать понятием масштаба, знать свойства простейших геометрических фигур, производить расчеты по формулам.

В разделе « Допуски, технические измерения и стандартизация» требуется использование вычислительного аппарата, навыков обычных вычислений, а также некоторых теоретических основ, связанных с математикой.

Если с каждого квадратного метра хлебного поля поднять лишь один потерянный колосок, то можно получить 2304000т. хлеба. Сколько городов с населением 24 000 можно обеспечить хлебом в течении года, если одному человеку надо 135 кг хлеба в год?

Рассчитываем длину тормозного пути, норму расхода топлива и смазочных материалов.

hello_html_7f93d162.jpg

hello_html_61b3f060.jpg

учащимся приходится проводить исследования функций.

Изучение деталей машин в таких вопросах как соединения, детали вращательного движения, передачи – опирается на знание пропорций, элементарных сведений об окружности, радианное измерение длин и углов.hello_html_m744fc25b.jpg

При изучении устройства и принципов работы машин и оборудования необходимо умение пользоваться графическим материалом, чертежами. Учащимся нужно представлять внутреннее устройство агрегатов и оборудования не только статично, но и в движении и перемещении различных частей и деталей, в изменении их пространственного взаиморасположения друг относительно друга. Для этого необходимо обеспечить развитые геометрические представления учащихся на плоскости и в пространстве.

hello_html_11e2a1b6.jpg

hello_html_m50c6d72.jpg

hello_html_35368f6b.jpg

При расчетах вместимости зернохранилищ, силосных ям, поливных установок, холодильных установок, варочных котлов, автоклавов и т. д необходимо уверенное применение знаний об объемах многогранников и тел вращения.

Вывести формулу для определения объёма сена в скирде.

Вывести формулу для определения объёма сена в стогу.

При вычислении объёма стога сена непосредственно измерить его высоту трудно, поэтому вместо высоты определяют длину перекидки.

Поршень двигателя внутреннего сгорания состоит из цилиндрических, конической и шаровой поверхностей.

hello_html_6961499.png

Запальная свеча в двигателях внутреннего сгорания, которая предназначена для воспламенения горючего в цилиндрах двигателя, состоит из цилиндрических, винтовых и конических поверхностей, а также из шестиугольной призмы.

hello_html_m43129fcd.png

Клапан двигателя внутреннего сгорания состоит из цилиндрических, конических и других поверхностей вращения.

hello_html_m4d060217.png

клапан

hello_html_7ce14bff.jpg

Исследовательская работа «Математика в профессиях»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Калмыцкая национальная гимназия им. Кичикова А.Ш»

Математика в профессиях

Выполнил:

Дорджиев Алдар

Ученик 5 «Б» класса

Руководитель:

Окушкаева К.Б.

г. Элиста

2019 г.

Содержание

стр.

Введение………………………………….…………………….………………1

I.Теоретический этап.

Математика в профессиях……………………………………….………….…………4

II. Аналитический этап.

2.1. Анкетирование среди 5-классников…………………..….……….……………8

2.2. Влияние успеваемости по математике на отметки по другим школьным предметам………………………………………………….…………….……………11

2.3. Социологический опрос среди родителей………………………….…………..13

III. Заключение………………………………………………………………………..15

IV.Список литературы…………………………………………………………..……16

V. Приложения………………………………………………………………………..17

  1. Введение

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука

А-риф-ме-ти-ка!

Так поется в детской песенке. Математика — царица наук. Математика — гимнастика ума. С этими мудрыми высказываниями мы знакомы с детства. Нам часто говорят, математика нужна всем людям на свете. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Без математики невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние.

Если бы человек не знал математики, он бы не смог изобрести самолёт и автомобиль, стиральную машину и холодильник, телевизор и компьютер, а также наши любимые компьютерные игры. А, действительно, так ли важна математика в жизни человека? Ведь часто можно услышать высказывания типа: вот работает мой папа на заводе — он что, там задачки решает?

В скором времени и нам, пятиклассникам необходимо будет определиться с будущей профессией. Поэтому я считаю, что данная тема актуальна, а знание областей применения математики в последствие дает ученику стимул к учению, он будет заинтересован в изучении этого учебного предмета. 

Чтобы ответить на этот вопрос я и привел это исследование.

Цель исследования:

Доказать, необходимость изучения математики для овладения любой профессией.

Задачи исследования:

  • провести исследования, доказывающего, что знания в области математики необходимы для овладения и престижной профессии;

  • провести анкетирование среди учеников 5-х классов об успеваемости в школе и сделать вывод, связаны ли успехи или неуспехи по математике с оценками по другим дисциплинам;

  • провести социологический опрос среди взрослого населения на тему: как успешно они учились по математике в школьные годы и сказалось ли это на выборе будущей профессии;

  • выявить связи между математикой и другими предметами, изучаемыми в школе;

  • изучить влияния успешности по математике на выбор будущей профессии.

Объект исследования: математика в профессиях.

Гипотеза: математика необходима людям любой профессии.

Методы исследования:

•поиск информации о профессиях из различных источников;

•опрос учеников и родителей , статистическая обработка данных;

•наблюдения;

I.Теоретический этап.

Математика в профессиях.

Математика – один из наиболее важных школьных предметов. Она имеет большое значение в связи с ростом науки и технического прогресса.

Но мы не всегда хотим в школе учить математику, считая, что она в будущем нам не пригодится. Часто можно услышать от одноклассников: «Да не нужна мне эта математика.. Вот вырасту, пойду работать… , а там математика не нужна!». Это мнение ошибочно, ведь на данный момент профессии, связанные с математикой, широко распространены. И это я попытаюсь доказать в своей работе.

Не каждый из нас, учеников, знает, какую профессию он приобретет в будущем. Но кем бы мы ни стали, какую бы профессию не выбрали можно с уверенностью сказать, повторяя слова М.В.Ломоносова, что «математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Ведь не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретенные в школе.

В начале исследования я провел анкетирование. Как оказалось, что среди наших родителей есть водители, швеи, повара, автослесари, инженеры, осветители и т.д

А как же применяется математика в этих и других профессиях? Для этого я изучил справочники, книги о профессиях, использовал ресурсы Интернета.

Приведу краткое описание некоторых профессий, в которых необходимо знание математики.

Бухгалтер

Немаловажную роль математика играет в бухгалтерии. Она вообще не мыслима без основ математики. Так как необходимо производить оплату услуг партнеров, поставок различных материалов, делать начисления заработной платы и тут уж точно без математики никуда, ведь надо произвести сотни тысяч арифметических действий.

Вся эта забота отнимала бы огромное количество времени, если бы проводилась без помощи вычислительной техники. 

Например, необходимо сложить множество больших чисел. Если вести подсчеты в столбик на бумаге. То на это, скорее всего, уйдет уйма времени. Опытный бухгалтер справится с этим заданием с применение счет за более короткий промежуток времени. 

А электронно-вычислительной машине необходимо для такой работы всего лишь доли секунды. Более того, она проверяет вычисления несколько раз. Современные компьютеры в сотни тысяч раз быстрее работают, чем человек.

А вот создание и управление такими машинами было бы невозможно без математики.

Экономист

Архитектор

Застывшей музыкой называют архитектуру, и зодчий — творец этой музыки. Если же вы заглянете в словарь, то там архитектор определен как главный строитель. Действительно, в древности разницы между ними не было. Все строительство зодчий вел сам. Современный архитектор разрабатывает только проект здания в виде чертежей или макета.

Основанием для начала проектирования служат материалы изысканий. Это глубина промерзания грунта, максимальные и минимальные температуры воздуха, скорость и направление ветров, количество людей (больных, пассажиров, жильцов, зрителей) и пр. На их основании архитектор производит расчеты глубины заложения фундаментов, толщины стен, требуемых объемов здания.

Токарь

Токарь выполняет на токарном станке операции по обработке и расточке разнообразных поверхностей, торцевых плоскостей, а также нарезание резьбы, сверление, зенкерование, калибровку, используя в качестве заготовок металл и другие материалы.

Обеспечивает соответствие детали размерам, указанным на чертеже, заданную чистоту и точность. Применяет оснастку, измерительный инструмент, в том числе сложные приборы (индикаторы, микрометры). Поэтому токарю необходима хорошая подготовка по арифметике и геометрии, в области физики (механика, электротехника).

Водитель грузовых машин

Во время рейсов наблюдает за показаниями приборов, следит за работой всех агрегатов. Должен иметь хорошую подготовку по математике, физике, черчению и географии в пределах школьной программы, а также знать правила дорожного движения, устройство автомобиля, порядок и периодичность выполнения работ по техобслуживанию.

Автомеханик

Должен обладать достаточно высокой техникой вождения автомобиля, уметь проводить работу по техническому обслуживанию и ремонту. Необходимо уметь рассчитывать количество топлива, знать решение задачи на движение, проценты, площади и объемы, составление уравнений и систем уравнений. 

Продавец

Рекламирует имеющийся товар, предлагает взаимозаменяемый товар, подсчитывает его стоимость, проверяет реквизиты чека, упаковывает товар, выдает покупку. Подсчитывает чеки (деньги), сдает их в установленном порядке и т.п. Может работать за кассовым аппаратом. Должен иметь хорошие навыки устного счета, а также в зависимости от специализации знания по физике (радиомагазины), химии (хозяйственные магазины) и т.п., знания в области товароведения.

Инженер 

Инженер- специалист с техническим образованием. Ему нужна математика, потому, что надо делать расчёты. Название профессии имеет древние корни. Произошло оно от латинского слова. В переводе звучит как «изобретательность». Профессия инженер представлена во всех отраслях народного хозяйства, военного дела, транспорта и многих других направлениях производства. Инженеры трудятся в научно-технических институтах. Кроме того, инженеры знают, как воплотить свои проекты и разработки в реальность. Профессия инженер невидится без математики.

Таким образом, можно сделать вывод, что существует ряд профессий, которым математика нужна в «чистом» виде. Это: бухгалтер, архитектор, водитель, экономист, тракторист, продавец, токарь и многие другие профессии. Им необходимо умение вычислять, пользоваться различными формулами и т.д.

А есть ряд профессий, которым, на первый взгляд, математика совсем не нужна, например: милиционерам, врачам, художнику, повару, спортсмену и т. д. Но, если более внимательно изучить эти профессии, то окажется, что математика необходима людям любой профессии.

Повар

Математика повару нужна для калькуляции блюда, расчета калорийности порции, времени приготовления блюда, расчета дневной нормы питания в процентах,  объёма посуды. Надо уметь решать  задачи для нахождения площадей и объёмов. Для этой профессии важны задачи на проценты,

Врач— лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека. Врачу конечно нужна математика, как он без нее будет просчитывать, сколько нужно лекарства, когда лучше сделать операцию, и т.д. Кроме того, высококвалифицированный врач, например хирург, работает со сложной медицинской техникой, читает различные графики состояния больного (ЭКГ).

Математика и медицина часто требуют одних и тех же приемов: прежде всего — это наблюдения, анализ, диагностика, неоднократная проверка полученных результатов. Внимание, терпение и настойчивость, — вот качества, необходимые врачу и математику.

 

Парикмахер, парикмахер-стилист — специалист в области создания стиля человека с помощью причёски.

Геометрия стрижки. Это понятие включает стрижку контрольной полосы с параметрами, основные из которых — это угол оттяжки пряди волос, длина прядей и угол среза. Также надо правильно развести краску для волос, соблюдая указания инструкции.

Художник.

Художнику необходимы основы стереометрии, хорошо развитое пространственное воображение, которое развивается на уроках геометрии.

Тренер

Хороший спортсмен, как правило, становится тренером, и в его работе, на первый взгляд, нет места математике. Однако, каждый тренер задается вопросом: как выбрать оптимальную тактику на игру в зависимости от предматчевого расклада шансов? Укрепить ли оборону за счет ослабления атаки, или, наоборот? Ведь все это «чисто» математические задачи. И если бы тренер знал вероятности успеха, при том или ином способе действий, он бы, как мне кажется, более осознанно принимал свои решения, и сбросив с себя груз размышлений о том, что делать, смог бы более качественно продумать как делать!

Массажист так называется специалист, владеющий искусством профессионально массажа. Приблизительно около 450 мышц, прикрепленных симметрично к костям, сокращаясь, способствуют движению нашего тела.«Массаж — не гадание на кофейной гуще. Массаж — это точная наука, это математика тела».И.Нусинович.

Например: точечный массаж, нужно знать конкретно, сколько и где расположены те или иные точки, сколько по времени на них можно воздействовать. Рассчитать курс массажа.

ВЫВОД:

В ходе изучения литературы я узнал, что на свете существует много профессий и во всех профессиях знанием математики необходимо.

  1. Аналитический этап.

Существующие на сегодняшний день профессии подкрепляются фундаментальными знаниями по математике, ведь для того, чтобы закончить колледж или институт надо сдать экзамен по математике, а зачастую, не один. Школа – не исключение, аттестата выпускник не получит, если не сдаст экзамен по математике. Так зачем нам нужно изучение математики и почему без него никак нельзя идти дальше? Мы решили разобраться в этом вопросе и начали с наших ровесников, с тех, с кем мы учимся.

Кем стать многие школьники еще решают, но уже у каждого есть свои предпочтения в выборе будущей профессии.

    1. Результаты анкетирования среди 5-классников.

Мы провели анкетирование учащихся 5 классов нашей школы, состоящее из следующих пунктов:

  1. Какая профессия вам нравятся/ какие вы профессии считаете престижными, т.е. общественно уважаемыми?

  2. Используется ли математика в этой профессии?

Наглядное представление этой информации можно рассмотреть на диаграмме:

Среди учащихся 5 классов было опрошено 72 человека. Были названы следующие профессии, к которым ребята проявляют больший интерес и считают престижными: дизайнер и смежные с ним профессии строителя и архитектора, учителя, банкира, военного спортсмена, программиста модели (работника модной индустрии). На диаграмме отражено количество упоминаний о каждой из профессий. Как мы видим, все эти профессии относятся к разным отраслям: человек — техника, человек — человек, человек — знак, человек — художественный образ.

Большинство учащихся ребят отдали предпочтение дизайнера (и смежные с ними профессии архитектора и строителя). Без математики в этой профессии никуда! Расчеты (алгебра), чертежи (пространственная геометрия), перебор различных вариантов (комбинаторика), изучение характеристик (статистика): математика доминирует в этой профессии!

Многие ребят хотели бы стать учителями и преподавателями различных дисциплин. Казалось бы, зачем учителю, например, английского языка знать математику? Ни один из учителей не обходится без четкого планирования в своей работе! Подобрать задания, рассчитать время на их выполнение, распределить их, выстроить последовательность и логику урока, наконец, посчитать ребят на уроке! Без знания математики невозможно логически выстроить любую деятельность, грамотно распорядиться ресурсами и уметь вовремя корректировать свою деятельность, анализировать ее.

У банкира и подавно вся работа связана с расчетами и цифрами!

Военный живет по строгому распорядку дня, поэтому высчитывает время, которое необходимо для выполнения задания, и у военного хорошая память, много надо знать наизусть, а как известно, счет тренирует память человека. Военный умеет работать с чертежами, картами, находить расстояние, рассчитывать и планировать подготовку для выполнения заданий.

Спортсмен также рассчитывает нагрузки, планирует своей день, тренируется на время, постоянно производя расчеты в голове.

Программист использует в своей работе логику, теорию вероятности, статистику, формулы, модели для вычисления, поэтому эта профессия предполагает великолепное владение математикой!

И даже такая творческая профессии как модель, которая может показаться очень далекой от нашего предмета, предполагается хорошее знание математики. Расчет калорий и нагрузок, планирование распорядка дня, выбор наиболее выгодных условий (контракта), хороший вкус в одежде, т.е. умение подбирать одежду (комбинаторика), которая в нужных пропорциях выгодно подчеркнет достоинства и многое другое.

ВЫВОД:

Мы выявили, что без применения математических навыков: анализа, счета, сравнения, построения последовательности (алгоритма) и т.д., успешная профессиональная деятельность человека не сложится.

    1. Влияние успеваемости по математике на отметки по другим школьным предметам.

Оказалось, что около 70% учащихся, которые имеют по математике «хорошо» и «отлично» в четвертях, учатся без троек и по другим предметам. Математика развивает в нас умение размышлять, рассуждать, действовать логически, планировать выполнение каких-либо действий, сравнивать, анализировать, а без этих мыслительных операций невозможно быть успешным учеником.

Группы учащихся

Количество учащихся

Процент от общего

имеющих положительную оценку по математике и являющимися хорошистами (или имеющую «3» по русскому)

75

70

имеющих удовлетворительную оценку по математике и являющимися хорошистами по другим предметам

3

4

имеющих удовлетворительную оценку по основным предметам

20

26

2.3 .Социологический опрос среди родителей.

И вот, наконец, мы спросили у взрослых, у наших мам и пап: повлияла ли математика на выбор профессии, и пригождаются ли им знания по математике, полученные в школе?

У наших родителей профессии очень разнообразны: есть медработники, музыканты, рестораторы, инженеры, кассиры, строители, сотрудники полиции, социальной опеки и т.д. Абсолютно все родители ответили нам, что знания по математике им очень пригождаются в жизни, и в работе. Наш опрос среди взрослых выявил, что мнения разделились почти поровну, когда зашел вопрос о влиянии успешного обучения по математике на выбор будущей профессии. Однако стоит заметить тот факт, что многие из родителей, кто учился на «хорошо» и «отлично» по математике, связали свою жизнь с профессиями технической направленности, и это неудивительно, ведь там преобладает математика.

Мы провели опрос среди родителей нашего класса, знания каких школьных предметов им помогают больше всего в их работе? Мы попросили выделить 3, на их взгляд, самых важных предмета.

Результаты опроса приведены ниже в диаграмме:

Среди прочего были названы:

Математика – 24 раз,

Русский язык – 22 раз,

Физика – 18 раз,

Английский язык – 15 раз.

Черчение – 11 раз,

ОБЖ – 10 раз,

Технология – 8 раз,

География – 5 раз,

История – 4 раза.

Приняло участие в опросе 38 человек.

Здесь цифры говорят лучше слов! «Ничего нельзя сделать без математики» — и мы убедились в этом в нашем исследовании.

Выводы

Нами было проведено исследование, которое выявило всеобъемлющую роль «царицы наук» — математики в престижных профессиях, которые мы получим в будущем и в настоящем, которые получили наши родители. Трудно переоценить роль математики в деятельности человека, ведь она повсеместно присутствует в нашей жизни!

Результатами нашего исследования являются следующие утверждения:

  • если ученик успешен по математике, то с большой вероятностью, проблем с обучением у него не возникнет;

  • выбор профессии напрямую зависит от успеваемости по математике;

  • если ученик успешен в изучении математики, то с большой вероятностью, он выберет профессию технической направленности;

  • знания, полученные на уроках математики, необходимы в каждой профессии.

Тем самым, моя гипотеза подтверждена.

В заключение хоту добавить, что математика, на наш взгляд, нужна, как никогда раньше, когда в современном мире мы со всех сторон окружены компьютерами, цифрами и постоянно рвущемся вперед техническим прогрессом, который невозможен без математики. Не каждый, разумеется, сможет и захочет посвятить свою профессиональную деятельность математике, но каждый должен помнить, что в жизни математика нужна каждому!

III. Заключение

Работая над этим проектом, я понял, что математика пригодится нам не только в профессии, а, практически, во всей нашей будущей жизни. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить и применять нужные формулы, владеть приемами геометрических измерений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, составлять несложные алгоритмы.

Изучение математики развивает логическое мышление, приучает человека к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека, в данном случае в выборе будущей профессии. Я считаю, что в современном мире математика очень нужна, пожалуй, как никогда раньше. Ведь нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры. Мир входит в новую эпоху — эпоху цифр. Мы неразрывно связаны с математикой. Нам надо встать утром в определённое время, а это цифры — математика. Маленькому ребёнку нужно посчитать кубики, и даже это — математика . Без математики не движется прогресс, без неё мы не смогли бы сделать даже маленькое дело. Не каждый, разумеется, может и должен стать математиком, но математика в жизни нужна будет каждому.

Изучая различные источники, я более подробно познакомился с профессиями.

В результате проведённого исследования наша гипотеза подтвердилась: людям различных профессий необходимо знание математики. Для того, чтобы овладеть той или иной профессией необходимо изучать математику в школе.

Работу по составлению задач мы продолжим, а составленные оформим в свой первый задачник по математике 5 класса.

Наука в школе есть одна.

Во всех профессиях нужна

Учителям, врачам и поварам.

Бухгалтерам, певцам и продавцам.

Всем математика важна.

Царица всех наук она.

И пусть пора сейчас настала,

Компьютер знает наш немало.

Но, если сам всё будешь знать,

Успешным в жизни можешь стать.

IV.Список литературы

  1. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Авт. — сост. А.П. Савин и др. — М.: АСТ, 2007. — 480с.

  2. Википедия. http://enc-dic.com/enc_big/Professija-48627.html

3)Серия книг «Выбери профессию»: 2011 ,Издательство: КноРус

4). Шпорер З. Ох, эта математика! – М.: педагогика, 1985.

5). Энциклопедический словарь юного математика / cост. Савин А.П. – М.:

2.http://portfolio.1 september.ru/worr.php.?id=586528

6) http://www.ozhegov.org/онлайн — версии толкового словаря С.Ожегова

7) http://www.moeobrazovanie.ru/

Приложение 1

Анкета для родителей.

  1. Какому учебному предмету отдавали предпочтение, когда учились в школе?

2) Знания каких учебных предметов вы применяете в повседневной жизни?

3) Кто Вы по профессии?

  1. Нужна ли математика в Вашей профессии?

Анкета для учащихся.

1) Кем хочешь стать в будущем?

2) Нужна ли математика школьникам при выборе этой профессии?

3) Любимые предметы в школе.

4) Нужна ли математика в любой профессии?

Да- Нет- Не знаю-

17

Урок на тему : «Математика в профессии Автомеханик»

Урок на тему «Математика в профессии «Автомеханик»

Подготовительная работа к уроку:

Заблаговременно определяю тему и цель урока, планирую его проведение, формирую основные и дополнительные вопросы по теме, распределяю задания между обучающимися, с учетом их индивидуальных возможностей, подбираю литературу, провожу групповые и индивидуальные консультации, проверяю конспекты.

К данному уроку обучающимся предлагалось провести исследовательскую работу и ответить на вопрос: «Нужна ли математика в выбранной вами профессии?»

Обучающиеся в течение двух недель подбирают материал, оформляют в виде презентации, сообщения или сочинения. Собранный обучающимися материал проверяется, выставляется оценка за работу. Лучшее работы обучающихся заслушиваем на уроке, который проводиться во время недели математики.

Цели и задачи урока:

  • Формирования навыков и умений самостоятельного изучения обучающимися материала и обсуждение на занятии результатов их познавательной деятельности.

  • Воспитание умения выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения.

  • Развитие познавательных умений обучающихся, повышению культуры общения

Оборудование и наглядность к уроку: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, плакаты, выставка художественной и специальной литературы по профессии, портреты математиков.

Ход урока

I. Вступительное слово преподавателя:

Выступление преподавателя.

Первое условие, которое надлежит выполнять в математике, – это быть точным, второе – быть ясным и, насколько можно, простым.

Современный мир полностью держится на математике. Математика нужна всем людям на земле. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать.

Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести автомобиль и другую технику или компьютерную программу.

Нужны ли знания математики в нашей профессии, какие именно математические знания, умения и навыки необходимы автомеханику, машинисту автокрана, машинисту бульдозера, сварщику определенных этапах работы.

Математика нужна не только в профессии автомеханика, математика нужна всем людям на земле. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, измерить расстояние. Математика нужна в истории, физике, черчении и даже в русском языке. Она позволяет человеку думать.

Автомеханик — это рабочий широкого профиля, который выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, контролирует техническое состояние автомобилей с помощью диагностического оборудования и приборов, управляет автотранспортными средствами.

Познавая математику, необходимо изучать её историю, ведь исследуя прошлое, мы двигаемся в будущее.

История профессии автомеханик:

Первые автомеханики появились ещё в середине XVIII века в странах, где ранее всего появился транспорт, способный передвигаться самостоятельно. С тех пор самодвижущиеся механизмы постоянно изменялись и совершенствовались. Но любому механизму нужен своевременный уход и ремонт, поэтому требовались специально обученные и хорошо разбирающиеся в конструкции автомобиля люди. Так и возникла профессия автомеханика.…

Эта профессия позволяет увеличивать сроки эксплуатации автомобиля, осуществлять своевременную профилактику его функционального состояния, что обеспечивает безопасность дорожного движения.

Виды деятельности профессии автомеханика:

Установление технического диагноза путем внешнего осмотра и инструментального контроля; Своевременное и качественное проведение технического обслуживания автомобиля; Осуществление ремонта автомобиля и его деталей

Проведение технического осмотра, сборки, разборки, ремонта, замены всех соединений, узлов и электрооборудования автомобилей; Регулирование механизмов и замена при необходимости неисправных деталей; Проверка и испытание исправности деталей и узлов автомобиля; Поддержание в технически исправном, пригодном для эксплуатации состоянии автомобиля, его агрегатов, систем и механизмов. [1]

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности автомеханика

Область машины, где пригодятся знания по математике:

1. Автомобильные фары. Для того чтобы зеркало фар отражало лучи параллельным пучком, зеркалу нужно придать форму параболоида вращения, внутри которого в определенной точке находится лампочка. Параболоид вращения – это поверхность, которая образуется при вращении параболы вокруг ее оси. В курсе алгебры мы изучали эту тему: График функции y=x2 и ее свойства.

2. Чтобы изготовить шестеренку надо окружность разделить на n-равных частей. С этой задачей мы встречались на уроках геометрии: научились при помощи циркуля, линейки и транспортира делить окружность на любое количество равных частей.

3. Для подбора поршней к цилиндрам вычисляют зазор между ними. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм.

Диаметр поршня измеряют микрометром в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 51,5 мм днища поршня.

4. Пустить двигатель и установить колеса прямо. Слегка повернуть рулевое колесо в одну и другую сторону. В случае, если люфт a составляет более 30 мм, необходимо проверить рулевое управление и все детали рулевого механизма на чрезмерный люфт.

На легковом автомобиле люфт не должен превышать 10 градусов, на грузовом — 25 градусов, на автобусе — 20 градусов.

5. А сейчас я предлагаю решить несколько производственных задач с применением математического аппарата. (Решение задач показывается на компьютере).

Задача 1. реакция водителя не должна превышать – 1 сек. Какое расстояние пройдет автомобиль за 1 секунду при V = 80 км/ч.

Задача 2. Определить безопасную дистанцию при V = 90 км/ч.

Задача 3. Определить тормозной путь легкового автомобиля при  V = 40 км/ч на сухом асфальтобетонном покрытии, если при  он составляет 14.5 м.

Задача 4. Выдержит ли ледовая переправа грузовой автомобиль КАМАЗ-4310 массой 16000 кг, если толщина льда – 45 см?

Убедились, знание математики не только нужны, но и необходимы каждому автомеханику

Если вы удачно выбрали профессию и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет.

Вашему вниманию предлагаем интеллект – шоу.

В игре участвуют все желающие. В черном ящике находится предмет, связанный с математикой или вашей профессией. Вам будет предложено 4 вопроса – подсказки относительно предмета, находящегося в ящике.

Вопрос 1. В Черном ящике находится предмет, изобретение этого предмета 110 лет назад и внедрение технологий массового производства произвели настоящую революцию в мировой автомобильной промышленности. Это устройство является одним из важнейших элементов, определяющих качественную работу двигателя. От его состояния зависит качественный запуск двигателя, стабильность его работы на холостом ходу, приемистость автомобиля, максимально достижимая скорость, расход топлива.

Вопрос 2. Неисправность этого устройства может привести к выходу из строя других элементов системы зажигания (например, катушки, крышки трамблера или т.н. «бегунка»)

Вопрос 3. Как известно, одним из важнейших параметров этого устройства является её тепловая характеристика (калильное число). Калильное число характеризует степень теплопроводности

Вопрос 4. Нормальное состояние этого устройства – керамическая юбка центрального электрода равномерно покрыта серо-коричневыми или кофейного цвета отложениями. Черный маслянистый нагар на электродах и изоляторе – как правило, показывает на неправильный температурный режим или же попадание моторного масла в цилиндр.

В черном ящике находится свеча.

6. А сейчас проверим вашу внимательность и знания, которые вы получили во время нашего урока.

Вопросы для повторения:

  1. С чей легкой руки безбрежное пространство, которое бороздят космические корабли и спутники получило название «Космос». (Пифагора).

  2. Кто ввел в химическую практику весы? (Ломоносов).

  3. В каком году и кто начал проводить эксперименты с двигателем внутреннего сгорания?(1884г.Евгений Александрович Яковлев).

  4. Назовите фамилию немецкого инженера, который является изобретателем автомобиля. В 1885 году он построил первый в мире автомобиль. Патент на изобретение этого автомобиля был получен им в 1886 году. (Бенц)

  5. Назовите марку автомобиля, которую выпускал в Советском Союзе завод «Коммунар». Мощность двигателя – 30,1 кВт, (40 лошадиных сил), скорость – 118 км/ч. (Запорожец)

  6. Известно, что первый светофор представлял из себя вращающийся газовый фонарь, который излучал сигналы красного и зеленого цветов. Этот светофор был установлен в Лондоне в декабре 1868 года и предназначался для транспортных средств, что облегчало переход пешеходов через улицу. В январе 1869 года устройство взорвалось, ранив полицейского, и эта идея регулирования движения была реализована впоследствии только через 40 лет. Назовите фамилию человека, который изобрел светофор. (Найт)

Подводим итоги нашего урока. Выступления всех желающих. Всем Спасибо!

 Расчет остановочного пути

Выбирая скорость движения, водитель должен всегда помнить, что остановить автомобиль в один миг невозможно. Остановочный путь – это расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Состоит он из двух отрезков – это путь, проехавший автомобилем за время реакции водителя и тормозного пути, плюс зависимость от состояния дороги и многих других факторов.

Задача Легковой автомобиль движется по сухой дороге со скоростью 40 км/час. Тормозной путь легкового автомобиля при этой скорости, составляет 14,7 м. Какую длину составит остановочный путь, если реакция водителя составляет 1сек.

40 км = 40000м; 1час = 3600сек

1) 40000: 3600 = 11(м/сек) – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя

2) 11 + 14,7 = 25,7(м) – длина остановочного пути

6. Нахождение скорости и ускорения (с использованием производной).[6]

Точка движется прямолинейно по закону hello_html_8eaef67.jpg. Скорость и ускорение в момент времени t=1 c вычисляется:

hello_html_baaffa1.jpg

hello_html_65ee0d50.jpg

7. Нахождение пути и скорости (с использованием определенного интеграла).[6]

1)Тело движется со скоростью v(t) = Зt2+2t + 1. Длину пути, пройденного телом за промежуток времени от 0 до  2с вычисляется:

hello_html_m2b0b7af0.png

2) Тело движется с ускорением а(t) = 6t2+4t + 1. Скорость, пройденная телом за пятую секунду движения вычисляется:

hello_html_m7bbe2f5a.png 

8. Определение качества деталей отделом технического контроля. (Теория Вероятности) [6]

В ящике в случайном порядке разложены 25 деталей, причем 5 из них стандартные. Рабочий берет наугад 5 деталей. Вероятность того, что из взятых наугад деталей 3 окажутся стандартной находится:

hello_html_m1d9eccc5.jpg9. «Текстовые  задачи на движение»

1). Два грузовика выехали в рейс по взаимно — перпендикулярным дорогам. Скорость одного – 50 км/ч, скорость другого – 60 км/ч, в данный момент они находятся на  расстоянии  7 км и 10 км от начала пути. Через какое время расстояние между ними будет 35 км/ч?2. Два грузовика выехали в рейс по взаимно — перпендикулярным дорогам. Скорость одного – 50 км/ч, скорость другого – 60 км/ч, в данный момент они находятся на  расстоянии  7 км и 10 км от начала пути.  Через какое время расстояние между ними будет 35 км/ч? [5]

10.Задача  (про расход бензина)

1) Во время  поездки автомобиль на каждые 100 км пути тратит на 2 л бензина меньше, чем в городе.

2)Водитель выехал с полным баком, проехал 120 км по городу и 210 по загородному шоссе до заправки. Заправив машину, он обнаружил, что в бак вошло 42 литра бензина. Сколько литров бензина расходует автомобиль на 100 км. пробега в городе? [5]

11.Сколько брезента необходимо для пошива тента для кузова машины формы прямоугольного  параллелепипеда – имеющего размеры: 3х1.50х2 м. [5]

12. Хватит ли  20 м  арматуры  для изготовления  каркаса  кузова  для Камаза, имеющего форму  прямоугольного параллелепипеда, с измерениями: 2х1.5х2м? [5]

13.Задачи на  проценты

Автомеханик  установил  сначала 25% всех деталей машины при ремонте, потом 70% оставшихся деталей.  После этого осталось ещё установить 27 деталей. Сколько всего деталей  нужно было установить автомеханику? [5]

  Работая над этим проектом, я сделал вывод о том что Математика нужна не только в моей профессии автомеханика, математика нужна всем людям на земле. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, измерить расстояние. Математика нужна в истории, физике, черчении и даже в русском языке. Она позволяет человеку думать.

Используемые источники

1) http://www. kto-kem. ru/professiya/avtomehanik/

2) http://prof. biografguru. ru/

3) http://festival.1september. ru/articles/629582/

4) http://www. myshared. ru/slide/71463/

5) http://www. /presentations/557157/

6)Богомолов, занятия по математике [Текст] / -5-е изд. стер.-М:Высш. шк.,2002-495с.

Водитель выехал с полным баком, проехал 120 км по городу и 210 по загородному шоссе до заправки. Заправив машину, он обнаружил, что в бак вошло 42 литра бензина. Сколько литров бензина расходует автомобиль на 100 км. пробега в городе? [5]

11.Сколько брезента необходимо для пошива тента для кузова машины формы прямоугольного  параллелепипеда – имеющего размеры: 3х1.50х2 м. [5]

12. Хватит ли  20 м  арматуры  для изготовления  каркаса  кузова  для Камаза, имеющего форму  прямоугольного параллелепипеда, с измерениями: 2х1.5х2м? [5]

13.Задачи на  проценты

Автомеханик  установил  сначала 25% всех деталей машины при ремонте, потом 70% оставшихся деталей.  После этого осталось ещё установить 27 деталей. Сколько всего деталей  нужно было установить автомеханику? [5]

) Во время  поездки автомобиль на каждые 100 км пути тратит на 2 л бензина меньше, чем в городе.

Задачи.

1. Легковой автомобиль движется по сухой дороге со скоростью 40 км/час. Тормозной путь легкового автомобиля при этой скорости, составляет 14,7 м. Какую длину составит остановочный путь, если реакция водителя составляет 1сек?

2. Водитель выехал полным баком, проехал 120 км по городу и 210 км по загородному шоссе до заправки. Заправив машину, он обнаружил, что в бак вошло 42 литра бензина. Сколько литров бензина расходует автомобиль на 100 км пробега в городе? Во время поездки автомобиль на каждые 100 км пути тратит на 2 литра меньше, чем в городе.

3. Сколько брезента необходимо для пошива тента для кузова машины формы прямоугольного параллелепипеда, с измерениями 3х1.5х2 м?

4. Автомеханик установил сначала 25% всех деталей машины при ремонте, потом 70 % оставшихся деталей. После этого осталось еще установить 27 деталей. Сколько всего деталей нужно было установить автомеханику?

Математика в профессиях | Про профессии.ру

Математика в профессиях

Иногда можно услышать от некоторых людей фразы, чуть ли не характеризующих их достоинство, мол у меня не математический склад ума. Мол, зачем нужна математика в профессиях гуманитариев? Наука под названием математика в мире профессий необходима буквально повсюду, более того, она необходима на каждом шагу в повседневной жизни человека.

Без нее невозможно не только построить дом, но и соорудить даже собачью будку, посчитать мелочь в кармане и купюры в бумажнике, измерить расстояние до соседского забора.

Из истории известно, что древние греки рекомендовали изучать математику для познания окружающего мира, а римляне для того, чтобы строить города, дорожную и мостовую инфраструктуру, отмерять земельные участки легионерам. Если бы наши предки не знали математики, разве изобрели бы они самолет или ракету, холодильник или телевизор, автомобиль или велосипед?

Правда, некоторых людей из числа безуспешно придумывающих давно известные и распространенные приспособления называют не иначе, как изобретателями велосипеда.

Трудно перечислить все профессии в которых нужна математика, однако это не станет препятствием, для того чтобы рассказать о важной роли, которую имеет математика в профессиях людей.

Роль математики в профессиях

Каждому из людей как дома, так и на работе приходиться делать те или иные расчеты, иногда простые, а иногда и сложные расчеты. В одном случае для вычислений достаточно калькулятора, в другом – нужна специальная вычислительная техника. Иногда эти расчеты требуют использования лишь простых математических операций, а иногда нужны сложные формулы алгоритмических и тригонометрических вычислений.

Помимо этого, некоторые расчеты требуют владения приемами геометрических измерений, разбираться в информации, которая представлена в виде таблиц, диаграмм и графиков, схем алгоритмов выполнения различных заданий. Еще древние заметили, что математика заставляет человека постоянно думать. И в подтверждение этого первый «российский университет» М.В. Ломоносов говорил, что математику нужно учить потому, что она приводит в порядок мысли человека.

Математику называют «царицей всех наук», потому что математический стиль мышления и методы мышления применяются не только лишь в физике, технических и астрономических науках, она применяется и, казалось бы в таких далеких от нее науках, как биология, химия, в экономических науках, а также в метеорологии и археологии.

Поэтому трудно переоценить применение математики в профессиях, которые связаны с вышеперечисленными и многими другими науками, так или иначе, использующих «царицу всех наук».

Математика в профессии повара

Повар – это не столько который из самых обычных продуктов делает шедевры кулинарии, соблюдая рецептуру и параметры термообработки того или иного блюда.

Для нас потребителей, вкушающих шедевры поварского искусства, остаются за ресторанной или общепитовской стойкой кухни незаметными обязанности повара, которые напрямую связаны с математикой: — взять хотя бы калькуляции блюд. Это расписанные до каждого грамма веса продукты, а ведь каждый лишний грамм, если масштабировать его на всех посетителей заведения, то это выльется в огромные убытки; — расчет потери веса при термообработке. 100 грамм сырого мяса и 100 грамм готового шашлыка – это совсем не одно и то же. Поэтому повару нужно рассчитать, сколько нужно, взять той или иной степени влажности, того или вида мяса, той или иной филейной части тушки, чтобы в готовом блюде получилось 100 граммов шашлыка; — особые математические способности повар должен проявить при расчете продуктов для проведения корпоративных мероприятий, свадеб и других торжественных или печальных событий.

Математика в профессии врача

Основа математики – это точность и расчет, как раз то, что самый и важно в профессии врача. Что самое дорогое есть у человека, как не здоровье и не жизнь человека, которым врач не должен ни в коем случае навредить.

Поэтому будь то самое простое посчитать пульс пациента, или измерить давление крови больного и сопоставить эти показатели, чтобы определить точный диагноз болезни. Составить схему лечения пациента на основе применения тех или иных доз лекарственных препаратов, да и сами дозы высчитать врачу нужно таким образом, чтобы лекарство не стало для больного ядом. Все это строгие математические, хотя и врачебные процедуры.

При проведении хирургического вмешательства, врач — анестезиолог должен так рассчитать дозу наркоза, чтобы оперируемый не испытывал боли, и чтобы этого периода хватило на время проведения операции.

Математика в профессиях людей очень важна и пример применения математики во врачебной практике, подтверждает это.

Математика в профессии бухгалтера

Когда неожиданно задают вопрос, в каких профессиях нужна математика, то первое, что приходит на память это, конечно же, профессия бухгалтера. Тут, как говорится, сам Всевышний велел бухгалтерам быть хорошими математиками. От их математических способностей в некоторых случаях зависят судьбы даже компаний и фирм. Чего стоит ошибиться бухгалтеру в расчетах налоговых отчислений или начисления зарплаты сотрудникам? В первом случае – это штрафные санкции со стороны налоговиков, а то и уголовное дело от прокуратуры, а во втором — скандал и потеря репутации организации.

Математика в профессии автомеханика

Кстати, математика в профессии автомеханика тоже играет не последнюю роль. Выставить параметры необходимого развала – схождения колес автомобиля, отрегулировать свет фар и зазоры клапанов в двигателе, рассчитать остаточный ресурс мотора и всего автомобиля, даже зазор в свечах зажигания невозможно выставить без математических знаний. Между прочим, от всего перечисленного зависит безопасность, как самого автомобиля, так и водителя, а также его пассажиров и других людей, которые находятся на дороге.

Ответственность автомеханика, можно сравнить с ответственностью врача, потому что его ошибка в математических расчетах может привести к дорожной аварии с последствиями для жизни и здоровья людей.

Математика в профессии железнодорожника

Математика в различных профессиях, имея разную степень использования, лишь в одном может быть определяющей, когда она используется в профессиях, от которых зависит жизнь и безопасность других людей.

Такой же степенью ответственности, как у врача и автомеханика обладает математика в профессии железнодорожника. Правильно высчитать расстояние между колеей рельсов, определить и устранить их проседание с помощью подбивки шпал, рассчитать время прибытия, следующего товарного или пассажирского состава, определить допустимый зазор в буксах колесных пар – в этом и многом другом нужна математика железнодорожнику.

Математика в профессии учителя

Главная роль, которую играет математика в профессии учителя, – это любить эту науку самому и привить эту любовь своим ученикам. Не будем говорить о роли математики абсолютно во всех школьных дисциплинах, где требуется решение примеров или задач.

Даже на уроках пения, изучая или воспроизводя ту или иную музыкальную интонацию или аккорд, – все делается с помощью подсчета тактов для того, чтобы создавать гармоничное, симфоническое звучание.

Возможно Вас заинтересуют:

Профессии, связанные с математикой

Думаем, тебе хотя бы раз приходилось слышать фразу: «Учи математику, она понадобится тебе в жизни». И если в ответ ты с воодушевлением решал математические задачи и до сих пор это делаешь, рассмотри профессии, которые тесно связаны с математикой. Адукар собрал десять специальностей, в которых без этой науки не обойтись.

Математик (ученый, педагог)

Получив диплом о высшем математическом образовании, можно продолжить обучение в вузе и построить научную карьеру. Этот вариант подойдёт тем, кто хочет серьёзно заниматься научно-исследовательской деятельностью. За первой ступенью образования (бакалавриат) последует магистратура, аспирантура и докторантура, а с ними — написание научных работ и защита диссертации. Высшие учёные степени в Беларуси — кандидат наук и доктор наук.

Обычно научно-исследовательскую деятельность учёные совмещают с преподаванием в вузе. Здесь также есть своя иерархия. К примеру, преподавательские должности (ассистент, преподаватель, старший преподаватель) и учёные звания (доцент, профессор).

В талантливых математиках нуждаются не только вузы, но и другие образовательные учреждения: школы, гимназии, лицеи, колледжи, учебные центры. Но выбирая преподавание, тебе стоит учитывать не только математические, но и педагогические способности.

Блогер-математик? Почему бы и нет! Имея артистический тип личности и крепкие академические знания в математике, можно сыскать популярность на YouTube

Инженер

Тяга к изобретательству и любовь к точным наукам рождает высококлассных инженеров. Эти специалисты придумывают и конструируют любые технические штуки, начиная микроволновками и заканчивая космическими станциями. Работают инженеры в научно-исследовательских институтах, на фабриках, заводах, в строительных и других организациях. В общем, везде, где требуются новые технические решения.

Профессия инженера имеет множество специализаций: инженер-механик, инженер-электромеханик, инженер-программист, инженер-дизайнер, инженер-экономист, инженер-системотехник, инженер по радиоэлектронике и др. От направления во многом зависит специфика деятельности. Вузы Беларуси предлагают абитуриентам широкий спектр инженерных специальностей.

Экономист

Главная обязанность экономиста — вести и контролировать коммерческие дела компании так, чтобы обеспечить максимальную прибыль с наименьшими потерями. В этой профессии не обойтись без аналитических и математических способностей. Окончив экономическую специальность, можно работать собственно экономистом, либо устроиться на близкую позицию: бухгалтер, аудитор, экономист-менеджер, финансовый аналитик и др.

Экономист, как и инженер, — профессия универсальная. Такие специалисты нужны везде. Предприятия, фабрики, заводы, частные компании, банки и кредитные организации, налоговые и страховые организации, учреждения образования и здравоохранения с охотой принимают на работу грамотных специалистов.

Программист

Тот, кто с детства увлекается компьютерами и может похвастаться высокими отметками по точным наукам, нередко приходит в программирование. Работа программиста требует усидчивости, внимания к деталям и желания постоянно учить что-то новое. Помимо математического склада ума в этой сфере очень ценится творческое мышление, ведь по роду деятельности программистам часто приходится искать нестандартные подходы к решению задач, терпеливо перебирая множество вариантов.

Многое может получаться не сразу. Сегодня ты работаешь с одной технологией, а завтра тебе нужно прикрутить платёжную систему, которую ты совсем не знаешь. Нужно сидеть и разбираться!

Андрей, PHP Developer в компании Dzensoft

Отрасль ИТ активно развивается в Беларуси, поэтому привлекает множество абитуриентов. Освоить азы айтишных профессий можно в вузе, на курсах либо самостоятельно. В программировании есть множество направлений, поэтому выбор, кем работать дальше, достаточно велик: Developer, QA Engineer, Designer и др.

Архитектор

Ни один будний день архитектора не проходит без расчётов. Этот специалист разрабатывает детальные чертежи и макеты, от точности и правильности которых зависит, каким будет спроектированное здание. Не обойтись в этой профессии без пространственного мышления, конструкторских способностей, отличного глазомера и, безусловно, математического склада ума.

Выпускники специальности «Архитектурное дело» могут заниматься проектированием жилых и общественных зданий, а также их внутренних пространств. Работают архитекторы в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, в архитектурных подразделениях компаний и предприятий.

ыыАрхитектурный проект конгресс-холла на берегу Свислочи в Минске — один из нашумевших в 2019 году

Логист

Доставку товаров от места производства до точек реализации координирует специалист по логистике. Он продумывает самые оптимальные варианты доставки груза, чтобы товар дошёл до потребителя вовремя и с минимальными издержками.

Имея логистическое образование, можно работать на любом производстве. Ведь именно там нужны люди, умеющие управлять поставками. Грамотные специалисты по логистике нередко начинают карьерный путь с невысоких должностей и сперва работают комплектовщиками, фасовщиками, стикеровщиками, а затем уже переходят непосредственно к логистике.

ыы

Чтобы понять технологию грузообработки, нужно пройти весь путь от самого начала, а не сидеть в белой сорочке и крутиться на стуле.

Евгений Александрович Иванов, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой логистики Международного университета «МИТСО»

В наш топ профессий, связанных с математикой, добавим ещё несколько пунктов. Математическая точность и умение проводить расчёты понадобится штурманам, машинистам и другим специалистам, которые управляют транспортом. Они должны хорошо разбираться в числах и навигации. Незаменимой окажется математика и в военном деле. Снайперы, артиллеристы, ИТ-специалисты в армии и другие военные также проводят различные подсчёты. Без знания математики будет сложно продавцам и индивидуальным предпринимателям, так как успех их деятельности тесно связан с денежным оборотом.

Надеемся, ты смог присмотреть себе несколько профессий, связанных с математикой. Список специальностей, для поступления на которые необходимо сдавать ЦТ по математике, ты можешь посмотреть у нас в каталоге.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Telegram, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

ыы

«Математика в профессии водителя» Исследовательская работа(5 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Куезбашево

муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан

«Математика в профессии водителя»

Исследовательская работа

Автор: Григорьев Кирилл

ученик 5 класса

Руководитель:

учитель математики

Коврижникова Алина Валерьевна

с. Куезбашево

2017-2018 учебный год

Оглавление

Введение стр.3

1. Основная часть стр.4

    1. Сбор и статистическая обработка данных стр.4

1.2 Задачи, решаемые водителем в профессиональной деятельности стр.4

Заключение стр.6

Литература стр.7

Введение

Не каждый человек с начала своего образовательного пути знает, какую профессию он приобретет в будущем, но благодаря ответственному отношению к изучению математики, каждый ученик обеспечивает себя необходимыми знаниями, качествами, которые необходимы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Ведь не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретенные в школе. Опираясь на эти суждения, исследуем профессию водителя и убедимся, что математика необходима в его работе.

Актуальность моего исследования состоит в том, что в стране сейчас происходит огромное количество дорожно-транспортных происшествий. Одной из причин этих ДТП является неумение водителями решать дорожно-транспортные задачи. И нам, ученикам, полезно было бы в школе, анализировать дорожно-транспортные происшествия, узнавать о причинах случившегося, решать дорожно-транспортные задачи, закреплять математические знания в этой области и делать выводы. Изучение математики развивает логическое мышление, приучает человека к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека, в данном случае в профессии водителя.

Гипотеза исследования: если показать связь математики с профессией водителя, то это повысит качество математических знаний и уровень будущих профессиональных качеств водителя.

Цель:

  • Исследовать, какие задачи решает водитель в своей профессиональной деятельности;

  • Доказать, необходимость изучения математики будущим водителям.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи:

  • Доказать важность владения математическими знаниями, обеспечивающими успешность, благополучие в профессиональной деятельности водителя;

  • Провести анкетирование среди учащихся школы, родителей и учителей, чтобы узнать их отношение к изучению математики и мнение о роли математики в их будущей, (настоящей) профессии и провести статистическую обработку данных;

  • Увидеть связь между наукой и повседневной жизнью.

Объект исследования: профессия водителя.

Предмет исследования: математика в профессии водителя.

При работе над проектом мной были использованы следующие методы:

Опрос (анкетирование), анализ (статистическая обработка данных), работа с источниками информации, наблюдения.

  1. Основная часть

    1. Сбор и статистическая обработка данных

Проблема выбора профессии является одной из самых главных в жизни человека. Какие профессии хотят приобрести дети нашей школы? Как они видят математику в своей будущей профессии? Нужна ли математика будущему водителю? Кто хотел бы иметь свой личный автомобиль и управлять им? Чтобы ответить на эти вопросы, было проведено анкетирование среди учащихся нашей школы, учителей и родителей с целью изучения их представления о роли математики в профессии водителя (Приложение 1).

В опросе приняли участие 86 человек. Проанализировав результаты, можно сделать вывод, что большинство детей хотят стать дизайнерами, врачами, банкирами, юристами. В своей профессии математику видят лишь будущие банкиры, поэтому особое внимание уделяют этому предмету, углубленно его изучают, только те, кто хочет приобрести эту профессию. Остальные считают, что в их профессии математика их не коснется. (Результаты анкетирования отражены в диаграммах) (Слайды 5-7).

Проведя статистическую обработку данных, видно, что учащиеся недостаточно полно представляют роль математики в профессии. Это отношение учащихся к обучению математики и побудило исследовать профессию водителя. Проследить, как водители применяют математические знания в своей профессиональной деятельности.

1.2 Задачи, решаемые водителем в профессиональной деятельности.

На протяжении года было проведено исследование профессии водителя. Была изучена соответствующая литература [1], [2], [3], проведены беседы с водителями. За это время были определены задачи, которые решает водитель в своей повседневной профессиональной деятельности и которые также влияют на безопасность движения на дорогах.

  1. Расход топлива

Задача. Водителю необходимо преодолеть путь из села Тряпино в с. Куезбашево, протяженность этого пути 14 км. Автобус расходует 37 литров бензина на 100 км. Сколько потребуется бензина для преодоления пути в с. Куезбашево и обратно?

Решение

  1. 37:100=0,37(л) – расходуется на 1 км

  2. 0,37*14=5,18(л) – расходуется на путь в один конец

  3. 5,18*2=10,36(л) – потребуется на всю дорогу

Ответ: 10,36 литров(около 11литров)

hello_html_35e5c0e9.pnghello_html_44aec1a9.png

  1. Расчет времени, скорости, пути

Основной формулой, которой пользуется водитель для расчета скорости, времени и расстояния является формула пути, изученная в 5 классе [1], [2].

Формула пути: S=vt

Из этой формулы находим скорость по формуле: v=S:t

Время находим по формуле: t=S:v

Рассмотрим задачи на применение формулы пути, учитывая, что в населенных пунктах разрешается движение легковым автомобилям со скоростью не более 60км/ч, а вне населенных пунктов на автомагистралях – не более 110, на других дорогах – не более 90км/ч [3].

Задача 1. Путь от с. Толбазы до г. Уфы составляет 84 км. Это расстояние школьный автобус преодолевает со скоростью 60 км/ч. За какое время автомобиль преодолеет путь?

Решение

1) 84:60=1,4(ч) – время преодоления пути

Ответ: за 1ч 24 мин.

Задача 2. Из пункта А в пункт В навстречу друг другу выехали два автомобиля. Скорость автомобилей 55км/ч и 60км/ч. Через какое время автомобили встретятся, если расстояние между пунктами составляет 460 км?

Решение

1) 55+60=115(км/ч) – скорость сближения автомобилей

2) 460:115=4(ч) – время, через которое автомобили встретятся

Ответ: 4 часа

Задача 3. Расстояние в 240 км необходимо преодолеть за 4 часа. С какой средней скоростью должен двигаться автобус, чтобы прибыть в пункт назначения вовремя.

Решение

1) 240:4=60(км/ч) – средняя скорость движения

Ответ: 60 километров в час

Задача 4. Какой путь преодолеет автомобиль за 7 часов, если будет двигаться со скоростью 50км/ч?

Решение

1) 7*50=350(км) – путь, пройденный за 7 часов

Ответ: 350 километров

  1. Расчет остановочного пути

Выбирая скорость движения, водитель должен помнить, что остановить автомобиль в один миг невозможно. Остановочный путь – это расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки [3]. Состоит он из двух отрезков – это путь, проехавший автомобилем за время реакции водителя и тормозного пути, плюс зависимость от состояния дороги и многих других факторов.

Задача. Легковой автомобиль движется по сухой дороге со скоростью 40 км/час. Тормозной путь легкового автомобиля при этой скорости, составляет 14,7 м. Какую длину составит остановочный путь, если реакция водителя составляет 1сек.

Решение

40 км = 40000м; 1час = 3600сек

1) 40000: 3600 = 11(м/сек) – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя

2) 11 + 14,7 = 25,7(м) – длина остановочного пути

Ответ: 25,7 метров

  1. Разрешенная максимальная масса

Разрешенная максимальная масса – масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой [3]. Перегружать автомобиль запрещено, т.к. нарушается работа тормозной системы и рулевого управления, а это ведет к ДТП.

Задача. Масса легкового автомобиля 1050 кг, вместимость 5 человек, которые весят в среднем 70 кг, плюс 10 кг груза на каждого человека – это разрешенная максимальная масса для автомобиля. Необходимо на этом автомобиле, в котором едут 4 человека перевезти груз массой 220 кг. Соответствует ли вес разрешенной максимальной массе автомобиля.

Решение

1) 1050 + 5 * (70 + 10) = 1450 (кг) – разрешенная максимальная масса

2) 1050 + 4 * 70 + 220 = 1550 (кг) – необходимая масса

3) 1550 – 1450 = 100 (кг) – превышение разрешенной максимальной массы

Ответ: не соответствует, вес превышает на 100 килограммов

Заключение

Исследовав применение математики в профессии водителя, делаем вывод, что в его профессии математика играет большую роль. Это – умение решать постоянно меняющиеся дорожно-транспортные задачи, делать элементарные вычисления по определению скорости, времени, пройденного пути, объема двигателя, расчеты по расходу горюче-смазочных материалов и т.д. Все это важный фактор в профессии водителя, т.к. от объема знаний и умения применять эти знания в различных профессиональных ситуациях зависит благополучие нашего общества. Учащиеся недостаточно ясно представляют значимость математики в их будущей профессии;

В школьной программе очень мало задач с практическим применением, показывающих значимость математики в будущей профессиональной деятельности. Мы живем в красивом районе, где создаются комфортные условия для жизни, нужно стремиться к тому, чтобы жить было не только комфортно, но и безопасно. Многое в охране собственной безопасности и безопасности, окружающих зависит от нас, от нашей ответственности и отношения к обучению;

  • В результате анкетирования было выявлено, что профессию водителя мало кто хочет получить, но личный автомобиль хотели бы иметь 99% детей, 94% взрослых.

  • В нашей школе прошел конкурс «Дорожный эрудит», «В путешествие с математикой», «Математика – безаварийность – счастливое общество» в рамках Декады математики.

  • От математического образования зависит успешность вождения автомобиля, так как все хотят иметь свой личный автомобиль, безаварийно управлять им.

  • У учеников повышен интерес в основном к тем профессиям, которые транслируются по телевидению – банкир, врач, юрист.

  • Есть необходимость изучать математику, т.к. она нужна людям разных профессий.

Со своим исследованием я обратился к директору школы. В результате, в школе были организованы классные часы по правилам дорожного движения, в рамках недели «Математики» были организованы: выпуск стенгазет «Все профессии важны, с математикой дружны», проведены мероприятия по данной тематике.

Работая над этим проектом, я понял, что математика пригодится нам практически во всей нашей будущей жизни. В результате проведённого исследования наша гипотеза подтвердилась: водителям необходимо знание математики.

Литература

  1. Математика 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М. :Вентана — Граф, 2014

  2. Виленкин Н.Я. Математика: учебник для 5 кл. – Издательство «Просвещение», 2010

  3. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике, Саратов ОАО Издательство «Лицей», 2001

  4. Правила дорожного движения Российской Федерации, Москва. 2008. с.5, 19-20

  5. Борзенко В.И., Горелов А.Г. Требования к исследовательским работам по математике// Журнал «Исследовательская работа школьников», 2005.№3.с.63-64

  6. Черемных Г.В. Художественное оформление результатов исследовательской работы// Журнал «Исследовательская работа школьников», 2005.№3.с.65-82

Особенности преподавания математики с профессиональной направленностью.

Оськина Н.Н.
Учитель математики и
информатики.
КГУ Карагандинский
железнодорожный колледж

В Государственной программе развития образования Республики Казахстана 2011-2020 годы предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан — образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое процветание страны. Главная цель этой программы — это повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала для улучшения материального и духовного благосостояния граждан, устойчивого роста экономики путем обеспечения доступности качественного образования для всех.

В нашем колледже готовят квалифицированных рабочих по железнодорожным специальностям с одновременным получением среднего образования. Одно из основных условий успешной подготовки квалифицированных рабочих в нашем колледже — органическое единство общеобразовательной и профессиональной подготовки. Главная составная часть этого единства — установление межпредметных связей.

На уроках общего курса железных дорог студенты знакомятся с верхнем и нижним строением пути, где применяются такие понятия, как усечённая пирамида, радиус кривой, касательная, понятие тангенса угла, хорды. Знакомство с этими понятиями происходит на уроках математики.

Составление и решение задач с профессиональной направленностью требует определённой методики, основные принципы которой выражаются в следующем:

  1. Содержание и решение задач с профессиональным характером должно соответствовать определённой теме изучаемого курса математики.
  2. Содержание задачи должно отражать современный уровень развития науки, техники, производства.
  3. Условие задачи не должно содержать большого количества незнакомых терминов, должно быть кратким и доступным для понимания студентов.
  4. Решение задач должно сопровождаться пояснением технического содержания, терминологии. Математический смысл не должен растворяться в техническом содержании.
  5. Задачи с производственным содержанием часто сопровождаются усиленной вычислительной частью, поэтому здесь можно применить технические средства для вычисления (калькулятор, компьютер).
  6. Целесообразно к некоторым задачам иметь готовые чертежи, рисунки, использование которых на уроке позволяет экономить время и пробуждает интерес студентов.
  7. Задачи, составленные на материале спецдисциплин, должны органически врастать в общую систему задач и упражнений по математике.

В своей работе я стремлюсь разнообразить формы и методы работы на уроках в разных группах и обязательно связывать математику с будущей профессией студентов. Например, для помощников машиниста электровоза берутся обязательные задачи с движением поезда: Электровоз движется со скоростью 72 км/ч по горизонтальному железнодорожному пути.

Машинист включает тормоз, и сопротивление движению после начала торможения равно 0.2 веса электровоза. Найти время до полной остановки электровоза.

Помощники машиниста локомотива учатся расшифровывать запись скоростемерной ленты (график зависимости скорости от времени и пути) по теме «Исследование функции» 1 курса.

По теме «Объём цилиндра» 2 курс для помощников машиниста тепловоза берётся задача: Гнездо для водяного насоса тепловоза ТЭ-3 имеет форму цилиндра, наружный диаметр которого равен 17,8 см, внутренний 14 см, высота 20,5см. Определить объём детали.

Задачи также с профессиональной направленностью даются для групп дежурный по железнодорожной станции:

  1. Определить, сколько железнодорожных платформ грузоподъёмностью 25 т нужно для перевозки конусообразного штабеля угли высотой 7,5 м и шириной в основании 20 м. Объёмный вес угля равен 1,3 т/м3 .
  2. По кольцевому маршруту в обоих направлениях движутся поезда. Каждый поезд проходит кольцо за 2 ч. В одном направлении поезда идут с интервалом 10 мин., в другом — 15 мин. Сколько встречных поездов встретит поезд, следующий в одном, и сколько — в другом направлении за один круг?

Таким образом, решение задач профессионального характера на уроках способствует развитию интереса к математике как к науке и как к профессионально значимой дисциплине, показывает прикладной, реально ощутимый характер математики.
Основы знаний, заложенных в колледже, находят свое продолжение при дальнейшем обучении в высших учебных заведениях: студентам, имеющим навыки применения математики при решении профессиональных задач, легче дается более углубленное изучение спецпредметов с применением высшей математики.

Учитывая специфику содержания обучения в колледже, можно сделать вывод, что учебные задачи для колледжей имеют свои особенности.

Учитывая, что производственное обучение начинается с начала первого года обучения, не всегда можно выдержать желательную последовательность циклов общеобразовательный — общетехнический — специальный, хотя иногда опережение в профессиональном цикле способствует лучшему установлению межпредметных связей, давая возможность преподавателям общеобразовательных дисциплин осуществлять взаимосвязь и применять уже изученный материал по общетехническим и специальным предметам, а также использовать практический опыт студентов.

Будем считать, что задачи по математике с профессиональным содержанием — это задачи, для составления или решения которых необходимо привлечь знания, заложенные в предметах профессионального цикла, а задачи с производственным содержанием — это частный’ случай вышеназванных задач, когда поставленные в них вопросы могут встретиться (или уже встречались) студентов во время производственного обучения и в дальнейшей практической деятельности.

Всего комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *