Сказки психологические детские: Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки

Содержание

Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки

  

Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки

 
Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов корректирования поведения и сознания ребенка. В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль.
 
Кто не хочет чистить зубки
Котенок Максик
Зачем нам мыло
Унесенные водой
Сон Колобка
Рыбка Буль-буль
Колобок и Колобик
Зайчик в детском саду
О вирусах и прививках
В темной норе
Почему Сережа не боится засыпать сам?
Сказка о солнышке
История о самолетике Тоше
Мокрая фея
Обещание
Страшный Страх
Карандаши
Сказка про то, как одежда обиделась
Сказка про электрический ток

Мишкина помощь
Сказка про горшочек
Сказка про пожар
Георгин и бабочка
Широкое небо
Сказка про медвежонка
Сказка про больные зубки
Сказка про соску
Сказка про Зайца-забияку
Сказка про лисенка
Сказка про животных во дворе
Сказка про высокий дуб
Сказка про запрещенные вещи
Сказка про хвастливого муравья
Сказка для папы и сына
Сказка про храбрую старшую сестру
Первый полёт Кирюши
Королевство Лентяев
Сказка о полезных овощах
Сказка о грустной тарелочке
Волшебные капли
Честный петушок из Барселуша
Зайчонок, который убегал от мамы
Тимошка и Темнота
Сказка про медвежонка-невежу
Сказка про грустный горшочек
Сказка про Непослушку
Слонёнок и шарики
Сказка про Колю и его друзей
Сказка про доброго Петю
Федя и компьютер
Как Костя стал умываться
Сладкоежки и сладкоежки
Сказка про Лягушонка Васю
Как Юля научилась говорить правду
Как Егорка ходил гулять
Сказка о вредной еде
Маленькая история о грозе
Как щенок нашел друга
О Темноте-Темноте
Сказка про Таню-ябеду
Про решительного бурундучка Борьку
Про ужасного крокодила Торри
Про Сеньку-отличника
Про волшебную палочку и девочку Настю
Про обезьянку Алиску
Сказка про Черного Тигра
Сказка про шкатулку желаний
Сказка про щенка Бусю
Сказка про бегемотика, который не хотел слушаться маму
Сказка о превращении гусенички
Сказка про скромного соловушку
Сказка про Зайчикова
Сказка про лисичек-сестричек
Сказка про Темноту и Фею из страны света
Сказка про волшебные конфеты
Сказка про Ежика и мудрого дедушку Ежа
Сказка о белочке Анфиске
Сказка о ненастоящем страхе
Сказка про мышонка
 

Читать еще больше терапевтических сказок
Читать короткие сказки на ночь детям
Читать другие сказки про…  

Терапевтические сказки

Терапевтические сказки. Сказкотерапия для детей

В любом даже самом коротеньком тексте сказки зашифрован код, который помогает бороться со страхами, найти свою мечту, научиться препятствовать трудным жизненным обстоятельствам, найти ответы на интересующие вопросы.

Психологи давно поняли, что с помощью сказки можно лечить людей, так и возник метод сказкотерапия, который подходит как маленьким пациентам, так и тем, кто давно повзрослел.

Содержание

Как Кенгуреныш стал самостоятельным

О подсолнечном семечке

Белочка-Припевочка

Случай в лесу

Про ежика Витю

Маленький гном

О песике по имени Тобик

Роза и ромашка

Цветок по имени Незабудка

Маленький медвежонок

Про Енота

Помидор Сашка

О Зайчике, который обиделся на свою маму

О глупенькой маме

Гномик

Про семью карандашиков

Маленький Котенок

О маленьком Тигренке

Серое ухо

Смелый Гномик

Медвежонок и Баба Яга

Мышонок и темнота

Белочка Нуся

Слоненок, который боялся темноты

Приключения медвежонка

О Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание

Фея Равнодушие и Страна Надежды

Кенгуренок Вася

Цветик-семицветик

Медвежонок и Старый Гриб

Котенок Маша

Шустрик и Обжорик

О простой царевне Любе, которой не хотелось учиться

Кораблик

О Котенке, или Чего мне волноваться?

О двух братьях и сильной воле

О непоседливой Обезьянке

Петя-Петушок

Один обычный год, или Чрезвычайное происшествие

Мальчик и Светлячок

Девочка Надя и Баба Яга

О Ежонке

Мальчик Сережа

Тип и Топ

Про маленькое Облачко

Маленькое Привидение

Часы

Хвостатик

Гусеница-крапивница

Нужная вещь

Скрипочка

Костерчик

Ловкая Лапка

На маленькой полянке

Щечка

Светлячок

Тёма и сон

Смелый мальчик и Тётушка Ночь

Про кроватку

Как Илюша животик кормил

Почему нужно кушать

Про Катюшину Капризку

Как Андрюша гостей встречал

Как Оля полюбила садик

Про смелого Алёшу

Бум-бум-бум

 

Профилактические и лечебно-психологические сказки

Профилактические сказки вооружают детей социальными умениями, знакомят детей с правилами жизни, способами общения с другими людьми и с возможными схемами поведения в различных ситуациях.

Воспитание характера сказкой научит малыша разбираться в своих ощущениях, разнообразит палитру его эмоций и избавит от множества капризов! Рассказывайте ребёнку сказки! 

Лечебно-психологические сказки незаметно воздействуют на ребенка и помогают ему разобраться в своих ощущениях и решить многие психологические проблемы или выбрать возможные варианты выхода из тупиковых ситуаций.  

 

Создавая терапевтическую  сказку, нужно исходить из проблемы своего ребенка: 

  1. Трудности в общении: необщительность, замкнутость  ребенка, обидчивость и т.п.
  2. Проблемы в поведении: агрессивность, жестокость, грубость, лживость и т.п.
  3. Эмоциональные и личностные проблемы: плохое настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность, неуверенность ребенка в себе, излишняя скромность и т.п.
  4. Проблемы, связанные с умственным развитием: неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т. д..
  5. Неврологические проблемы: нервозность, тики, повышенная утомляемость, плохой сон и т.д.

 

Зная проблему своего ребенка, вы можете использовать готовые психотерапевтические сказки или сами их сочинять для своего ребенка, используя следующую последовательность:

Зачин. Выбираем героя похожего на ребенка (по полу, возрасту и характеру). Для детей 3-4 лет героем может быть игрушка, маленькие человечки, животные. В 5-6 лет – принцессы и принцы, феи и волшебники.

Проблемная ситуация. Герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на ситуацию ребенка. Описываем все переживания героя.

Пути решения. Герой разбирается в данной проблемной ситуации, ищет выход из создавшегося положения, анализирует, что получится, если он поступит тем или иным образом.

Кульминация. Герой сказки справляется с трудностями.

Развязка. Хорошие герои побеждают, плохие наказываются.

Мораль сказки. Герой делает выводы из происходящего, возможно понимает свою неправоту и меняется в лучшую сторону.

Итак, попробуем сочинить свои психотерапевтические сказки.

 

 

Жил в одном лесу маленький ежик. Однажды пошел он грибы собирать. Идёт ёжик, по сторонам смотрит, вдруг слышит – трава шелестит. Испугался ёжик, свернулся клубочком и дышать перестал. Потом успокоился, пригляделся, а это жучок с травой играет. Пошел ёжик дальше. А тут сова  – как ухнет. Ёжик глаза от страха зажмурил и колючки выставил. Когда всё стихло, открыл ёж один глаз, другой, видит — нет совы. Развернулся ёжик и осторожно стал дальше пробираться.

Тут видит — мчится ему навстречу серый комочек с длинными ушами, а за ним волк гонится. Испугался ёжик, затрясся. Но потом подумал: «А зайцу-то ещё страшнее, чем  мне». Бросился ёжик волку под  ноги и свернулся клубочком.  Покатился волк кубарем, упал в канаву и завыл: «У-у-у».

Вот каким  ёжик смелым оказался!

 

 

Мальчик  Гоша очень боялся привидений. Он даже спал с включенным  светом. Но все равно, каждую  ночь, когда Гоша ложился спать, они появлялись в его комнате. Гоша звал маму, мама приходила, но привидение тут же исчезало. Гоша плакал, рассказывал маме про привидение. Мама, конечно, не верила и уходила  к себе.

Однажды Гоше на Новый год Дед Мороз подарил фотоаппарат. Первым делом Гоша решил сфотографировать привидение, чтобы показать фотографию маме. Он лёг спать, положил фотоаппарат под подушку и  стал ждать. Вскоре появилось привидение, Гоша достал фотоаппарат и быстро сделал несколько снимков. 

Утром он стал показывать снимки маме. Но… ни на одной фотографии приведения не оказалось. «Так значит приведений нет?» — удивился  Гоша. «Конечно нет», — засмеялась  мама.

С тех пор к Гоше никогда больше не приходили приведения, да и как они могли приходить – привидений же нет! 

 

 

 

Одна девушка, гуляя по лесу, потеряла свое колечко. Села она на пригорок и заплакала. Собрались вокруг плачущей девушки разные лесные звери и птицы. Сова сказала: «Не плачь, у меня глаза такие зоркие, что я найду твое кольцо». Заяц сказал: «Не плачь, я такой быстрый, что обегу весь лес и найду твоё кольцо». Мышка сказала: «Не плачь, я очень юркая  – в каждую дырочку загляну  и отыщу твое кольцо». Но однако же никто из них даже не сошел с  места, они только сидели и рассуждали. Зато муравьи ничего не сказали и ничего не обещали. Они  разбежались по лесу, нашли кольцо и принесли его девушке.  

 

 

В далекой Индии жил-был слоненок. Он был большой и сильный, но почему-то думал, что он слабый и маленький. Мама всегда ему говорила: «Когда вырастешь — будешь царем зверей». Но слоненок не верил: «Нет, скорее тигр будет царем зверей, чем я». А тигренок поддакивал: «Да, когда я вырасту, я буду царем зверей, потому что я самый сильный и смелый». Но когда слоненок и тигр выросли, произошла одна случайность. Наш слоненок, который к тому времени стал могучим слоном, случайно наступил спящему тигру на хвост. Тигр жалобно завизжал и закричал: «Слон! Ты самый сильный, самый смелый и самый главный! Ты — царь зверей! Только уйди с моего хвоста!».

Тогда слон наконец понял, что он и вправду самый сильный и достоин быть царем зверей!

 

Будем рады, если вы дополните статью, и мы совместными усилиями создадим некую базу терапевтических  сказок. 

 

 

 

 

 Автор статьи: Дарья Колдина

 

Другие статьи на эту тему:

 

Сказкотерапия для взрослых: целительная сила сказки

Сказкотерапия для взрослых: целительная сила сказки

Детство каждого ребенка неразрывно связано со сказками. Мы слушаем истории об удивительных приключениях фантастических героев и трудной дороги к счастью Принцессы на горошине; переживаем события сложного жизненного пути Колобка так же, как чуть позднее идем за Иванушкой спасать Василису. Это господство сказочных историй в мире детства неслучайно.

Издревле через сказки взрослые передавали жизненную мудрость младшему поколению еще тогда, когда не было школ и специальных образовательных программ.

Сказки учили основным законам жизни и нравственным нормам поведения, развивали внутренний мир ребенка, в зашифрованном виде передавая духовные знания. Сказка символична по своей сути и обращается сразу к бессознательной части психики, минуя ненужный контроль и излишний анализ.  Поэтому дети настолько охочи до сказок. Они тоже говорят на языке образов и метафор, и не задумываются о логичности услышанного. Для детей сказка — самый лучший способ познавать окружающий мир.

И все же, не только детям сказка может быть полезной. Часто взрослея мы забываем как это —  читать и сочинять сказки с удовольствием, лишая себя таким образом целого ряда переживаний. В тоже время, в каждом из нас сидит внутренний ребенок — творческий, жаждущий исследовать мир и способный давать нам энергию. Он совсем не прочь еще раз погрузиться в  разноцветную страну сказок.

Однажды психологи поняли это и превратили сказку в специальный метод психологии, в дальнейшем развив его в целое направление — сказкотерапию.

Сказкотерапия, как ясно из названия,  занимается лечением человеческих душ с помощью сказки, используя ее метафорические ресурсы; главный способ воздействия в сказкотерапии — это образ. Сказкотерапия опирается на два постулата — 1) сказка сама по себе является мощным терапевтическим оружием, ведь она взаимодействует с глубинными слоями психики  2) все люди умеют писать сказки, потому что каждый в детстве имел опыт сочинения историй, и надо эту способность только разбудить.

Сказки бывают разные, и профессиональные в том числе. В сказке находят отражение способы реагирования человека на происходящие с ним события. Поэтому в первую очередь сказку можно использовать как диагностический инструмент, то есть помощницу в определении ведущего сценария жизни человека и стратегии поведения личности.

Психологическая сказка — с обывательской точки зрения представляет собой рассказ, содержащий вымысле. Ее основная задача — воздействовать на личностное развитие человека. В метафорической форме психологическая сказка объясняет зачем любить, дружить, соблюдать нравственные законы. Похожа на нее  психокорекционая сказка, которую любят применять в работе детские психологи.  Путем сказочной истории до ребенка доносится информация о ситуации, в которой он оказался, и возможных вариантах ее последствия. Смысл подобных сказок в том, чтобы сначала продемонстрировать неэффективное поведение и его результаты, а потом предложить эффективное, показав его преимущество. Но сказки применяются не только в работе с детьми.

Все большее распространение приобретает сказкотерапия для взрослых. Сказки создаются специально для того, чтобы человек мог в безопасной и нетравматичной для себя форме соприкоснуться с негативной ситуацией, разобраться в ней и найти ресурсы для решения. Психотерапевтические сказки направлены на серьезные проблемы и затрагивают их первопричины. Например, развод или ситуация потери близкого хорошо прорабатываются именно в психотерапевтической сказке. Психотерапевтическая сказка целительная по своей сути и несмотря на кажущуюся простоту иногда дает такие результаты, которые удивляют и клиента, и терапевта.

Кроме психотерапевтических сказок, являющихся эффективным инструментом работы с людьми от 3 х до 103 лет,  удачным вариантом в психотерапии может быть медитативная сказка.  Это особый вид повествования, обращенный  непосредственно к бессознательному. Зачастую в ней нет сюжета и смысл ее заключается в искусстве психолога с помощью интонации создать конкретное переживание. Она сложна и применяется в основном в ситуации индивидуальной психотерапевтической работе, так как требует расслабленности человека  и внушения ему определенного эмоционального состояния. В тоже время, если научиться составлять медитативные сказки, в домашних условиях ее можно использовать для достижения состояния гармонии.

Как происходит сказкотерапия для взрослых? Самый простой вариант — обсуждение уже написанной сказки, в процессе которого происходит открытие для клиента новых граней прожитой истории. Во-вторых, сказку можно писать совместно с психологом, и тогда есть возможность найти психологическое решение проблемы в совместной деятельности со специлаистом. В-третьих, сказку можно разыграть. Этот способ применяется тогда, когда надо прожить сложные моменты и выразить чувства. А еще когда наглядно необходимо посмотреть на способы поведения, мешающие жить счастливо и требующие изменений.  Сказку можно нарисовать, вылепить из пластилина и как-то по-другому опредметить. Например, создать волшебного помощника, который станет талисманом в реальной жизни.

Кстати, о волшебных помощниках. Сказку можно попробовать написать самому. Любуая ситуация, требующая разрешения, представляется в виде метафорического образа.

 


Читайте также:
Барьеры общения: эффекты каузальной атрибуции
Как найти гармонию в себе, или где прячется радуга

Тэги: арт-терапия, дети, детские страхи, диагностика, женская психология, методы психологии, отношения в паре, подростки, постоянная тревога, психологическая коррекция, семья, сказкотерапия

Терапевтические сказки для детей — Аналогий нет

Просмотров 2. 8к. Обновлено

Терапевтические сказки для детей — прекрасный инструмент для решения главных детских проблем: детских страхов, беспокойства из-за рождения нового малыша, приучения к горшку и многого другого.

Сказкотерапия успешно решает проблемы малышей, подростков и взрослых мужчин и женщин, но традиционно считается детским методом психологии и педагогики.

Сборники терапевтических сказок

На основе метода проективной сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок.

Тут стоит упомянуть, что под персонализацией НЕ имеются ввиду дорогие модные тома «персонализированных» сказок с именем и отфотошопленной фотографией вашего ребенка. Содержание таких книг обычно далеко от необходимого для терапевтического эффекта.

Разворот книги Психология для малышей: #Дунины сказки. Продолжение занимательных историй знаменитой инста-мамы и психолога Ларисы Сурковой

Вообще, специалисты до сих пор спорят, корректно ли называть героя терапевтической сказки именем ребенка. В традиционной психотерапии ответ на этот вопрос — «нет». Ребенок сам анализирует и соотносит себя с героем терапевтической сказки в ходе работы со сказкой.

Сказкотерапия для дошкольников

Различные бытовые истории про самых маленьких тоже относятся к средствам сказкотерапии.

Малыши узнают про жизнь других малышей: их распорядок дня, игры, любимые занятия, взаимоотношения с другими ребятами и родителями — и впервые учатся сравнивать, анализировать, проводить параллели между самим собой и кем-то «таким же, как он«.

В отзывах про популярные книги жанра терапевтической сказки можно узнать, что такие нехитрые (но, как правило, отлично иллюстрированные) книги интересны даже самым непоседливым детям, помогают сконцентрироваться и успокоиться в конце дня.

Пример ненавязчивой терапевтической истории из книги И снова Бобо: истории в картинках для самых маленьких

Примером отличной серии терапевтических сказок для малышей от 1,5 лет может служить «Бобо» Маркуса Остервальдера. Каждая история — как маленький комикс с лаконичными, но обстоятельными иллюстрациями, и подробной законченной историей про эпизод из жизни малыша сони Бобо, подобный тому, что случается в жизни каждого ребенка.

Замечательно, что в конце каждой истории Бобо засыпает, поэтому серия Остервальдера идеально подходит для чтения перед сном, настраивая на нужный лад.

Бобо засыпает в конце каждой истории — разворот из книги Приключения маленького Бобо. Истории в картинках для самых маленьких

Бобо взрослеет от книги к книге, что можно заметить и количеству свечек на тортах в его книжные дни рождения. Поэтому годовасику лучше выбрать «Приключения маленького Бобо», а четырехлетке «Бобо отправляется гулять». Малышу, которого скоро ждет встреча с новорожденным братиком или сестричкой — «Бобо и сестренка Биби».

Если кого-то испугали картинки автора, Маркуса Остервальдера, обратите внимание на более поздние истории про Бобо, их иллюстрировала Доротея Бельке. Разворот из книги Бобо и сестренка Биби

Детские терапевтические сказки

Жанр детской книги, в героях которой дети могут узнать сами себя, становится все популярнее. Тут и Конни, и Пауль, и Маруся, и зайчик Сева.
Все это серии книг. Привыкая к любимому герою, ребенок долго не хочет с ним расставаться, и многому учится от него.

Разворот книги Маруся и её друзья. День рождения. Младший брат

Примечательно, что названные выше книги иностранных авторов написаны в разных точках мира 30, 40, а то и 50 лет назад. В то время как у нас жанр терапевтической сказки только начал развиваться.

Например, знаменитый инста-психолог Лариса Суркова представила свои «Дунины сказки», а у издательства Карапуз свои бестселлеры: про Зайку и Про тебя и про меня.

Лучшие терапевтические сказки

Здесь — субъективная подборка лучших терапевтических сказок для детей: сборников, серий, отдельных книг.

Софья Прокофьева.

Сказки про Машу и Ойку

Еще советские известные сказки про Машу и Ойку, написанные Софьей Прокофьевой в те времена, когда про сказкотерапию еще никто не слышал.

Разворот книги «Маша и Ойка»

Истории про меня. 2-4 года

Как вы думаете, хочет ваш ребенок послушать истории о себе? В настоящей, напечатанной книжке? Конечно. Для него это будет удивление и восторг. Главная особенность и оригинальность книжки в том, что герой рассказов — ваш ребенок, а также его братья и сестры (если они есть) или его друзья.

Истории про меня. 2-4 года близки и понятны каждому ребенку: что-то не получается, лень ходить ножками, не хочется идти в детский сад, складывать свою одежду на место и т.д. Дети увидят результаты своих возможных поступков или положительные стороны каких-то событий.

Про Зайку. 1-3 года

Книга про Зайку —  для вашего малыша и о вашем малыше. Рассматривая иллюстрации, отвечая на вопросы, ребенок будет расширять знания об окружающем мире, развивать речь, память, образное мышление, научится эмоциональному сопереживанию героям книги, получит первоначальные представления о смене времен года, поймет, что у каждого есть свой дом, свои родители, семья.

Сопереживая Зайке, малыш сможет заранее пережить ожидающий его первый «выход в свет»: в детский сад, цирк, театр, поликлинику. Чтение терапевтической сказки — это незаметная адаптация к предстоящим событиям в уютной домашней обстановке. 

Терапевтические сказки для детей Елены Ульевой

У Ульевой много интересных книг, сказок, развивашек, пособий, в том числе и терапевтические сказки для детей.

С помощью сказки Я побеждаю страхи. Энциклопедия для малышей в сказках ребенок узнает, как можно преодолеть свой страх, а мудрые советы подскажут ему, как правильно это сделать.

Разворот книги Я побеждаю страхи. Энциклопедия для малышей в сказках

В книге В детский сад без слез вы найдёте конкретные рецепты решения конфликтных ситуаций, диагностические тесты, развивающие игры и сказки — всё то, что поможет вашей семье без слёз пережить период адаптации малыша к детскому садику.

«Энциклопедия добрых дел» станет первым помощником в формировании положительных качеств у ребёнка. На примере историй о животных малыш узнает, что такое добро и зло, страх и храбрость, вежливость, внимательность, а также о многих других качествах.

Хотите, чтобы ваш малыш научился себя хорошо вести, вовремя ложился спать, убирал свои игрушки, не капризничал? Не нужно делать замечания и ругать ребёнка. Лучше показать с помощью книги Энциклопедия хорошего поведения для малышей в сказках, как это выглядит со стороны.

Терапевтические сказки от издательства Речь

Сказки от капризов — это самое вкусное лекарство, которое поможет ребенку избавиться от вирусов непослушания и плохого поведения. В этой книге вы найдете особые терапевтические сказки на все случаи жизни.

Ребенок отказывается есть, ложиться спать, убирать игрушки, дерется, не хочет ходить в детский сад и т. д. — прочитайте ему одну из сказок, и вы увидите, как изменится его поведение.

Разворот книги Сказки от капризов

Сонные сказки — тихие, медитативные истории успокоят самого разбуянившегося ребенка. А сказки, в которых главные герои, подобно малышу, отказываются спать, научат, что всему есть свое время и что сон может быть очень приятным и интересным.

Сказки от слез помогут родителям избежать детских слез, капризов и скандалов, научат малыша жить в мире взрослых и в мире со взрослыми, обосновывая нравственные ценности, закладывая представления о добре и зле.

Сказки про Зайчика Севу

Это не просто великолепно иллюстрированные истории про непоседливого зайку и его друзей для семейного чтения, но и материал для беседы, «что такое хорошо и что такое плохо». Полезные терапевтические сказки воспитывают ребёнка без крика и наказаний!

Разворот книги Зайчик Сева обиделся! Полезные сказки. ФГОС

В этом году Питер издал истории про зайчика Севу и в бюджетном варианте тоже — с мягкой обложкой.

Серия про Зайку Степу

Терапевтические сказки про Зайчонка Йорга Мюле

Вы уже догадались какой любимый герой у авторов терапевтических сказок? Да, заяц!

Книги Йорга Мюле — для самых-самых маленьких.

Сказки для эмоционального интеллекта

Сказки для эмоционального интеллекта Корнелии Спилман выпускает издательство Питер, как и сказки про зайчика Севу.

Вместе с Полиной. 8 историй с советами для родителей от монтессори-педагогов


«Вместе с Полиной» — это 8 книжечек о непоседливой малышке. В каждой книге девочка учит свою любимую игрушку Жужу чему-то, что уже знает и умеет сама. Короткие истории будут интересны и понятны малышу, а в героине он сможет легко узнать самого себя.

Истории: играем в саду; готовим пирог; идем на горшок; купаемся; спим днем; одеваемся; чистим зубы; спокойной ночи.

Серия Растем вместе. Истории про Каю

Серия про Макса

Библиотека умной мамы. Приключения компашки

Весёлая компашка от Хоббитека — это два брата и две сестрички. Лёва — самый старший и самый серьёзный. Помогает ему Лиза, хотя она чаще спорит с братом — ей тоже хочется быть главной. Тоше почти три года, он пока что многого не знает, даже не все слова выговаривает, но быстро учится. А маленькая Лёля — просто всеобщая любимица.

Девиз компашки: «Всё сможем вместе!» В мире столько всего сложного, но ребята справятся со всеми трудностями, ведь они всегда помогают друг другу.

50 сказок для исцеления капризов

Сборник 50 сказок для исцеления капризов отличается от обычных, в каждой сказке с тем или иным капризом борется «девочка (или мальчик), похожая на тебя» (на Вашего малыша). Такой прием дает ребенку возможность посмотреть на решение проблемы со стороны, не испытывая стресса. Недостаток — отсутствие иллюстраций.

Истории про непослушных детей Юлии Даниловой

Иногда каждый ребенок бывает нехотелкой, нечитайкой, неумейкой, растеряшкой или малоежкой. А есть и такие, которые кричат в магазине: «Купи-купи!». Не надо ругать ребят за это.

Лучше почитать им сказочные истории про таких же, как они, современных детей. А потом обсудить эти рассказы, вспомнить своё детство и посмеяться вместе. Можно читать по одной истории на ночь — 15-20 минут. А потом обязательно посвятить 5 минут на обсуждение.
Очень занятая мама. 16 историй про непослушных детей

Очень занятый папа. 12 историй про непослушных детей

Серия Сказкотерапия от Ранок

Серия Сказкотерапия от издательства Ранок поможет ребёнку адаптироваться к стрессовым ситуациям, с которыми он сталкивается почти каждый день. Поход в детский сад или к врачу, боязнь темноты или страх поссориться с лучшим другом — обо всех этих и многих других ситуациях ребёнок узнает со страниц книг данной серии.

Иллюстрация из книги «Сказкотерапия. Игры-сказки для маленьких трусишек»

Терапевтические сказки Ирины Даниловой

По мере взросления юный человек сталкивается с разными «важными» вопросами, ответы на которые и помогают найти книги Ирины Даниловой.
Бабушка, зачем быть послушным?

Бабушка, что такое Честность?

Бабушка, что такое Терпение?

Бабушка, я боюсь Темноты

Сказки Бригитты Венингер

Бригитта Венингер обрела популярность благодаря книжкам про малыша Пауля, но у нее есть много других интересных «воспитательных» сказок для детей.

Купить книгу Учиться — это весело
Купить книгу Делиться — это хорошо
Купить книгу Мячик для всех
Купить книгу Один за всех и все за одного
Купить книгу Котенок прощается с пустышкой!
Купить книгу Спокойной ночи, котенок
Купить книгу Двойной день рождения

Разворот книги Делиться — это хорошо

Ричард Скарри. Спасибо и пожалуйста. Книжка о хорошем поведении

Один из самых популярных американских сказочников и иллюстраторов Ричард Скарри рассказывает о хорошем поведении с помощью своих популярных героев: котенка Хакли и его сестренке, червячке Лоули, поросенке и других.

Разворот книги Спасибо и пожалуйста. Книжка о хорошем поведении

Сказка для ребенка, который не хочет спать! Нютик и Лютик.

Пару лет назад я писала сказки для серии «Сказки для умнички». Книга посвящена самостоятельности детей. И, конечно, одна из наболевших тем для родителей в этом вопросе — это детский сон.

Я обнаружила, что у меня есть лишняя сказка про сон, которая не войдет в книгу. Поэтому я решила выложить ее в общий доступ.

Дети очень часто не хотят спать, потому что бояться пропустить все самое интересное, потому что не понимают важность сна.

Сказка про Нютика и Лютика поможет вам объяснить детям, как же на самом деле важно спать.

Приятного чтения!

Сказка про Нютика и Лютика.

В одном лесу жили сестрицы-гусеницы. Они были очень дружными и веселыми, ну и, конечно, очень любили есть листики. Гусениц звали Нютик и Лютик.

Нютик любила больше всего есть листики березы, а Лютик – листики клена. Целыми днями они ели листики и росли.

Нютик любила спать по ночам и набираться сил. Когда начинало темнеть,  Нютик забиралась в цветочек, сворачивалась в калачик и крепко засыпала. И всю ночь она летала во сне. Как только начинался рассвет, Нютик просыпалась и снова ела листики.

А Лютику очень не нравилось спать, всю ночь она ворочалась в своем цветочке. Частенько даже выползала из цветочка, чтобы погрызть листики. И из-за этого Лютику совсем не снились сны, только совсем коротенькие. А как только наступал рассвет уставшая Лютик выползала из своего цветочка и снова ела листики.

Так шел день за днем, пока однажды не случилось нечто необычное… Однажды утром Нютик не выползла из своего цветка. Лютик сначала удивилась, а потом забеспокоилась. Она заползла в цветок Нютика и увидела, что та спит там, завернувшись в странный кокон.

«Нютик, хватит спать! Пошли грызть листики!» – крикнула  Лютик. Но Нютик ей не ответила, лишь продолжила сладко спать.

«Ну и ладно! Мне больше достанется!» – сказала  Лютик и уползла грызть листики.

Прошел один день, потом другой, а Нютик все крепко спала.

В это время Лютик решила спать как можно меньше, чтобы больше есть листиков и играть. Она ложилась спать очень поздно и часто выползала, чтобы погрызть листики. Лютик так уставала, что пару раз даже проспала рассвет.

И вот однажды Лютик услышала странные звуки из цветочка Нютика.

— Проснулась, соня? – крикнула она.

А в ответ увидела, как из цветка вылетела прекрасная бабочка.

Бабочка полетала немного и приземлилась прямо перед Лютиком.

-Ты кто такая? – настороженно  спросила Лютик.

-Ты меня не узнала? Это же я-Нютик! Мне снилось, что я летаю, и вот, смотри, я стала бабочкой! Правда, здорово?

-Ничего себе! Я тоже так хочу! А что для этого надо сделать?

Нютик задумалась и сказала: «Надо подумать. Я ела листики, и ты ела листики. Я крепко спала по ночам, а ты?»

-А я нет…

-По ночам мне снилось, что я летаю, — продолжала Нютик.

-А мне нет…

-Наверное, в этом все дело! Надо спать, чтобы расти и стать бабочкой! – сказала Нютик и взмахнула крыльями, — Летать  так здорово! Это моя мечта!

И Нютик улетела.

Лютик посмотрела ей вслед и пошла спать.

 

 

Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка

Механизм идентификации. По определению К. Юнга, идентификация – это бессознательная проекция какой-либо личностью себя на нечто иное, будь то другая личность, какое-либо дело, местоположение или что-нибудь другое, способное обеспечить или причину, или способ существования. В русских народных сказках главным героем, как правило, является младший из трех братьев, дурак, падчерица, т. е. герой, чем-либо обделенный и вызывающий сочувствие и сопереживание читателя. Ребенку легче отождествить себя с неумелым, внешне неприглядным персонажем, чем с сильным и уверенным в себе героем (как в мифах). Ребенок может без труда занять позицию героя произведения, пытаться преодолеть стоящие на его пути препятствия.

Малышу легче понимать смысл сказки, если он может опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Именно поэтому первые детские книжки должны быть с картинками. В возрасте 2-3 лет ребенку читают первые сказки – «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», в которых обязательно присутствие маленького съедобного персонажа, героев, олицетворяющих родителей («Жили-были дед да баба…»), и отрицательных персонажей, основная задача которых: «съесть» главного героя. Сказки заканчиваются «не в пользу» главного героя – вытягивают «на свет» репку («Репка»), разбивают родители яйцо («Курочка Ряба»), съедает колобка отрицательный персонаж («Колобок»). Сюжеты этих сказок отражают определенную последовательность событий: рождение («Репка»), взаимоотношения с родителями («Курочка Ряба»), взаимоотношения с незнакомыми («Колобок»). Благодаря сказке ребенок проигрывает ситуацию рождения, разрыва с матерью, ухода от родителей.

Освоение морально-этических норм поведения. В русских народных сказках женский образ наполняется такими качествами, как трудолюбие, домовитость, скромность, терпение («Рукодельница», «Марья-искусница»). Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. Плохой герой совершает отрицательные поступки, хороший – добрые.

Решение эмоционально-личностных проблем ребенка через снятие их уникальности. Персонажи сказок подвергаются испытаниям, они не всегда успешны в своих действиях, что позволяет ребенку прожить эти ситуации вместе с ними.

Получение нового опыта через сказку. Сказка предлагает ребенку различные модели поведения. В результате прослушивания, прочтения или драматизации сказки ребенок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он приобретает качества, необходимые для решения трудных ситуаций. В каждой сказке заложено противоречие, столкновение
доброго и злого начала. Выход из ситуации зависит от использования различных ресурсов.

Катарсис и снятие психоэмоционального напряжения. Сказочные сюжеты представляют метафоры смутных чувств, живущих в душе ребенка, которые не поддаются эмоциональному выражению. Снятие эмоционального напряжения происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок построен в этой же логике: встреча с противником, борьба, победа героя. Примерами таких сказок являются «Лягушка-царевна», «Кащей Бессмертный», «Змей-Горыныч».

Решение задач возраста посредством сказки. Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. В 2-3 года (на оральной стадии развития) – стремление к аутоэротическому наслаждению на фоне страха деструктивных влечений отражается в особенностях сказочных сюжетов («Колобок»). В возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главной героини («Маша и Медведь»), содействию помощников («Гуси-лебеди»), помощи со стороны родителей («Волк и семеро козлят»). Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации.

Возраст 5-7 лет связан с появлением Эдипова комплекса и комплекса Электры, с совершенствованием супер-Эго и расширением защитных механизмов Эго. На этой стадии появляются сказки для мальчиков и девочек. В сказках для мальчиков отсутствует мать. Как правило, это сказки об отце и трех сыновьях. Для девочек – сказки о мачехе и падчерице. В этом возрасте детям обычно читают волшебные сказки.

У ребенка начинает формироваться нравственное сознание; он пытается разобраться в таких категориях, как «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло». Обратим внимание на то, как много ябед среди 5-7-летних детей. Дети делают это не из вредности, а из желания поставить все на свои места; если они замечают, что кто-то ведет себя, с их точки зрения, «неправильно», то торопятся сообщить об этом факте родителям или педагогам. Тем самым они как бы убеждаются в правильности своих моральных суждений.

Возраст 5-7 лет также связан с формированием половой идентичности, понимания своей половой принадлежности, основанной не на случайных признаках («я ношу брюки, поэтому я – мальчик»), а на подражании взрослым. Отсюда сказки, адресованные мальчикам: «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый волк» и др., и девочкам: «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошечка», сказки о мачехе и падчерице. В мачехе проецируются страх и нелюбовь к собственной матери. В сказках присутствует глубокая эмоциональная связь главной героини с отцом и ненавистное отношение к матери. Сказки дают возможность девочке выразить амбивалентные чувства по отношению к матери.

Неотразимая психология сказок

Открытка с изображением золотого гуся из сказки братьев Гримм.

Архив Халтона / Getty Images

Ученые, более того, когда их заставляют рассмотреть проблему мотивации в сказках, призывать судьбу, случайность, неизбежность и магию. Не психология. Они утверждают, что рассказчики, слушатели и читатели сказок безоговорочно принимают достаточность судьбы, случая, неизбежности или магии. Совершенно верно. Тем не менее, мы должны спросить, почему.Что склоняет рассказчиков, слушателей и читателей принять судьбу или магию в качестве причины? Что это о сказке и человеческой психике, которая делает возможным это беспрекословное согласие в области дискурса, которая бросает вызов обычным способам понимания и здравому смыслу? Даже если бы больше нечего было исследовать, есть это. И, несомненно, это это психологический вопрос.

Марина Уорнер затрагивает этот вопрос в своей главе «Миры фей», где она напоминает нам момент в театральных версиях современной сказки Питер Пэн , когда Динь-Динь умирает от яд, который капитан Крюк предназначал Питеру, и зрителей просят аплодировать руки, чтобы спасти ее, если мы верим в фей.У детей с этим проблем нет но взрослые застенчиво хлопают, если вообще хлопают, говоря себе, что они делают это ради детей. Но реакция публики гораздо глубже, и Уорнер поражает, когда она утверждает, что причиной «этих ложных историй» является «необходимость выйти за пределы реальности». Это истина, исследованная психоаналитически. известным французским аналитиком Жанин Шассеге-Смиржель в 1984 году, когда она пишет: «Человек всегда стремился выйти за узкие рамки своего положения» (после который, однако, направляется в другом направлении).

Сказка возвращает нас к этому изначальному виду внимания, тому вниманию, которое мы уделяли миру, когда все было «впервые».

Приемка волшебства и роков в волшебных сказках можно плодотворно рассмотреть, я предлагаю, с точки зрения развития ребенка. Если мы примем эту точку зрения, мы сможем понять что наша уязвимость или восприимчивость проистекает из настойчивости в уме а восприимчивость у нас была, когда весь мир был новым. Сказка несет нас вернуться к этому изначальному виду внимания, тому вниманию, которое мы уделяли миру, когда все было «в первый раз».В раннем детстве, замечая и отмечая важнее всего. Вы видели, как маленький ребенок смотрит вокруг, позволяя своему взгляду поймать этим и этим? Вы просили ее рассказать вам о своем дне? Повествование будет быть дизъюнктивным, лишенным формальной причины, но наполненным всем, что действительно имеет значение: наполненным что видели, слышали, пробовали, трогали, обоняли, чувствовали. «Почему?» приходит позже. И конечно, такой способ восприятия полон удивления: и неожиданное наслаждение и террор. Вот как развивается типичная история: Что-то происходит.Тогда что-то еще. Другое явление. И другой. И еще раз другое. Но природа и порядок этих событий не поддается логике. Связи кажутся произвольными, если они вообще существуют и смежные в чисто временном регистре, с одним переживанием, просто следующим за Другая.

Давайте возьмем сказку братьев Гримм 42, в которой многодетный бедняк мечтает, что он должен спросите первого человека, которого он увидит, его крестным отцом. Он так и делает, и незнакомец дает ему бутылку воды, которая, по его словам, вылечит умирающего человека, если Смерть стоит у головы человека, но не в том случае, если Смерть стоит у ног человека.Короли ребенок заболевает. Смерть стоит у головы ребенка; бедняга исцеляет его. Короли ребенок снова заболевает, и все проходит так же. В третий раз Смерть стоит у изножье кровати; теперь ребенок умирает. Бедный человек идет рассказать крестному отцу. По дороге он замечает ссорящиеся лопату и метлу. Далее он встречает кучу мертвых пальцев, которые тоже говорят. Потом куча говорящих черепов. Наконец, он приходит на какую-то рыбу, которая жарится на сковороде. Каждая группа говорит ему подняться выше, чтобы найти крестного отца.Бедный человек так и делает и, наконец, заглядывает замочную скважину, где он видит крестного отца с парой длинных рогов. Крестный отец прячется под одеяло и, истолковав другие видения, отрицает, что он имеет рога: «Ну, это просто неправда», — говорит он, и история окончена!

11 классических сказок, которые не будут сниться детям в кошмарах

Однажды мои дети обсуждали фильм «Холодное сердце » и недоумевали, как Дисней придумал такую ​​историю.Я упомянул, что оригинальная сказка называется Снежная королева и отличается от фильма. Мои дети были ошеломлены. Они понятия не имели, что любимый ими фильм для хорошего самочувствия основан на истории, которой сотни лет. Внезапно они засыпали вопросами. Что произошло в «настоящей» версии истории? Какие еще фильмы и книги основаны на классических сказках и чем они отличаются?

На следующий день моя дочь пошла искать классические сказки в своей библиотеке начальной школы. Она пришла домой со стопкой книжек с картинками, чтобы мы могли читать вместе. Мы прекрасно провели время, читая книги и изучая оригинальные версии историй, которые мы любим.

Конечно, некоторые из оригинальных сказок мрачны, жестоки и больше всего вызывают у ребенка кошмары. К счастью, существует множество книжек с картинками, в которых пересказываются классические произведения без всяких страшилок, которые потенциально могут оставить шрамы на всю жизнь у ваших детей. Вот несколько книг, которые остаются верными оригинальной истории — за исключением ночных кошмаров.

  • Джек и бобовый стебель

    проиллюстрировано Карли Гледхилл

    Познакомьте своего ребенка с классической историей о Джеке и бобовом стебле с помощью этой прекрасно иллюстрированной настольной книги. Мать Джека отправляет его в город продать их семейную корову, но вместо этого он меняет корову на волшебные бобы.Когда бобы вырастают в бобовый стебель, достигающий неба, Джек взбирается на вершину и находит спящего великана и его дом, полный сокровищ.
    (от 0 до 3 лет)

  • Три поросенка

    проиллюстрировано Карли Гледхилл

    Очередная настольная книга для маленьких любителей сказок.Маленькие дети будут очарованы классической историей о трех поросятах, когда они отправятся на поиски пути в этот мир. Когда появляется волк и издевается над каждой свиньей по очереди, они боятся, что их новое приключение будет недолгим. Но волк встречает себе соперника, когда пытается разрушить прочный кирпичный дом третьего поросенка.
    (от 0 до 3 лет)

  • Принцесса на горошине

    Ганса Христиана Андерсена, иллюстрации Яны Кристи

    Кто знал, что горох может доставить столько хлопот? Принцесса теряет сон на всю ночь, когда крошечный овощ кладут ей под матрац.Сколько бы матрасов она ни нагромождала, она не может устроиться поудобнее. Эта прекрасно иллюстрированная классическая сказка пользуется популярностью у читателей от мала до велика!
    (от 2 до 5 лет)

  • Маленькая золотая книга Избранное сказки

    братьев Гримм и Ганс Христиан Андерсен

    Вы всегда можете рассчитывать на то, что Little Golden Books доставят прекрасно написанные и иллюстрированные классические истории, которыми будут наслаждаться поколения. В эту книгу входят рассказы Двенадцать танцующих принцесс , Дикие лебеди и Синяя книга сказок . Эта коллекция классических сказок с захватывающими дух иллюстрациями Гордона Лейта и Шейлы Беккет обязательно должна быть на книжной полке любого ребенка.
    (от 2 до 5 лет)

  • Спящая красавица

    от Tiger Tales, иллюстрировано Кирсти Дэвидсон

    Погрузитесь в эту классическую сказку о принцессе, злой фее и заклинании, которое усыпляет целое королевство.Эта адаптация «Спящая красавица » с яркими иллюстрациями и простым текстом — идеальный способ познакомить юных читателей с этой историей.
    (от 3 до 7 лет)

  • Пиноккио

    от Tiger Tales, иллюстрированный Ричардом Уотсоном

    Пиноккио счастлив быть живым, но он отдал бы все, чтобы стать настоящим мальчиком.Он хочет обычный нос, который не удлиняется каждый раз, когда он лжет. С помощью своей совести Пиноккио должен научиться быть добрым и честным, прежде чем его желание сбудется.
    (от 3 до 7 лет)

  • Золушка: сказка о любопытной вороне

    Nosy Crow, иллюстрировано Эдом Брайаном

    Дети и взрослые обожают эту классическую сказку о бедной служанке, которая находит настоящую любовь.В комплекте с королевским балом, феей-крёстной, волшебными туфлями и комендантским часом в полночь этот пересказ Золушка захватит ваше сердце и воображение.
    (от 3 до 7 лет)

  • Русалочка

    от Tiger Tales, иллюстрация Каси Нововейской

    Приготовьтесь к перегрузке привлекательности! Присоединяйтесь к русалочке, которая спасает тонущего моряка, влюбляется и рискует всем, чтобы найти его снова.От морских глубин до башен замка русалочка должна доказать свою храбрость в этой милой и красочной книжке с картинками.
    (от 3 до 7 лет)

  • Белоснежка

    от Tiger Tales, иллюстрации Ольги Демидовой

    Эта сказка уже более двух столетий очаровывает читателей. Когда Белоснежка убегает от своей ревнивой мачехи, она поселяется в лесу с семью крошечными человечками. Эта любимая классика была адаптирована в формате книжки с картинками и снабжена новыми яркими иллюстрациями, чтобы привлечь внимание совершенно нового поколения читателей.
    (от 3 до 7 лет)

  • Красавица и Чудовище

    Ян Бретт

    Красавица и Чудовище — одна из моих самых любимых сказок всех времен, и мне очень нравится это издание с потрясающими работами Яна Бретта.Красавица добровольно соглашается жить со Чудовищем, чтобы спасти своего отца от неминуемой гибели. Она рассчитывает найти монстра в заколдованном замке. Но вместо этого она находит доброго и нежного зверя, который искренне ищет любви и общения.
    (от 5 до 8 лет)

  • Гензель и Гретель

    Рэйчел Айседора

    Автор-иллюстратор Рэйчел Айседора создала сборник классических сказок, действие которых происходит в Африке. В ее книгах есть пышные, яркие иллюстрации коллажей и красиво оформленная проза. Отправляйтесь в африканские джунгли вместе с Гензелем и Гретель, перехитрив свою злодейскую мачеху, чтобы попасть в руки злой ведьмы в доме из сладостей.
    (6–8 лет)

Лучшие сказки и как они помогают развитию ребенка

Детям обязательно понравится эта коллекция лучших

Сказок для детей .

Чтение сказок для детей — это не только отличный способ скоротать время; Исследования показывают, что чтение детских сказок может принести пользу развивающемуся ребенку несколькими важными способами. По теме: Детские книги, которые преподают важные жизненные уроки

Сказки, народные сказки и другие мифы и легенды передавались устно, чтобы помочь детям развить самопонимание и стать полноценными людьми с незапамятных времен. В современное время сказки для чтения вслух могут привить любовь к чтению, улучшить словарный запас, развить творческое мышление, повысить интеллект и многое другое!

Прокрутите вниз, чтобы узнать, как обмен устными историями и чтение сказок вслух могут помочь детям. Рекомендуемые подходящие по возрасту книги сказок для дошкольников, детсадовцев и детей младшего школьного возраста обсуждаются и перечислены внизу этой статьи.

Польза сказок для детей

Исследования показали, что чтение сказок вслух для детей является отличным подспорьем в развитии ребенка. Из всех видов литературы сказки содержат графические образы, творческую символику, простые архетипы и духовные концепции, которые могут помочь детям стать творческими, разумными и цельными людьми.

Как трансперсональный психолог я познакомился с архетипами и паттернами человеческой психики, изучая юнгианскую психологию. Однако вам не нужно иметь докторскую степень в области психологии или понимать все об архетипах и метафорах, чтобы иметь общее представление о способности сказок помогать детям расти и превращаться в творческих, самосознательных и умных взрослых. .

Сказки могут не только помочь детям развить их творческие способности и интеллект, но и помочь укрепить нравственную жизнь детей. Символы и архетипы, найденные в сказках, могут жить внутри детей как семена, пока сила, которую эти бессознательные образы обеспечивают, не расцветет перед лицом невзгод много лет спустя.

Связанный: Лучшие книги для родителей по воспитанию детей от нуля до пяти

Как сказки способствуют психологическому и интеллектуальному развитию?

Вопреки своему названию, сказки на самом деле не о феях. Вместо этого сказки часто изображают преувеличенную версию борьбы между добром и злом.Таким образом, они наполнены уроками и историями триумфа, которые отражают трудности, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни, и, таким образом, могут помочь им победить свои страхи и выиграть битвы с помощью главного героя или Путешествия героя.

Сказки также могут помочь научить детей навыкам критического мышления и узнать о силе последствий. Когда дети слушают историю и следят за каждым персонажем, они начинают понимать, что то, что с ними происходит, в конечном счете зависит от каждого выбора, который они делают — хорошего или плохого, правильного или неправильного.

Когда дети слушают эти истории о кризисе, который в конечном итоге приводит к трансформации, они тоже психологически трансформируются. По мере того, как дети продолжают прорабатывать части истории через игру и в глубинах своего воображения, мораль этой истории поможет им развиться в психологически целостного человека, со всеми страшными частями и всем остальным.

Когда дети понимают кто они, они узнают, кем они не являются. Это открывает пространство для развития интеллекта.Когда ребенку больше не нужно открывать, кто он такой, он может начать понимать или узнавать о «другом». И, в конечном счете, эти открытия могут помочь им достичь еще более глубокого понимания самих себя.

Связанный: Книги, которые помогают детям понять свои чувства

Исследование сказок Бруно Беттельхейма

Подобно Платону до него, Беттельгейм считал, что литературное образование детей должно начинаться с рассказывания мифов. Его книга «Использование чар» стала первым исследованием пользы сказок для развития ребенка, основанным на фрейдистском психоанализе.

«Познать себя» — цель психоанализа. Это также цель чтения сказок вслух детям. Сказки могут привести читателя или слушателя к лучшему пониманию того, кто мы есть, когда мы трансформируемся вместе с персонажами в каждой истории.

Связанный: Детские книги об управлении гневом от малышей до подростков

Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки

Альберт Эйнштейн тоже понял всю прелесть чтения сказок вслух детям.Он считал, что сказки могут проложить путь к интеллекту и интеллектуальному росту.

Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были умнее, читайте им больше сказок.

~ Альберт Эйнштейн

Эйнштейн считал, что творчество и развитие воображения необходимы для интеллектуального развития. Он утверждал, что необходимым оборудованием любого настоящего ученого является полностью развитое воображение.Таким образом, Эйнштейн считал, что чтение сказок вслух детям — самый быстрый способ развить интеллект ребенка посредством творчества.

Связано: Лучшие книги о позитивной дисциплине для родителей и педагогов

Сказки в вальдорфском образовании

Рассказывание историй и рифмовка составляют основу ранней грамотности в вальдорфских школах и домашнем обучении по всему миру. Рудольф Штайнер, основатель вальдорфского образования, использовал сказки, чтобы помочь нашим детям стать эмоционально целостными, умными и творческими людьми.

Потребность в воображении, чувство истины и чувство ответственности — вот те самые силы, которые являются самым нервом образования.

~ Рудольф Штайнер

Почему в вальдорфском образовании сказки рассказывают устно?

Как и многие мифы и народные сказки, сказки изначально были устной традицией. Другими словами, сказки передавались устно от бабушки и дедушки к внуку, от учителя к ученику, из поколения в поколение, пока люди не начали записывать эти легенды и истории.

Вместо того, чтобы читать по книгам, вальдорфским педагогам дошкольного возраста рекомендуется делиться сказками, мифами, легендами, народной мудростью и сказками о природе точно так же, как наши предки передавали их из поколения в поколение еще до того, как они были напечатаны на бумаге такими авторами, как братья Гримм. Вот почему в вальдорфском детском саду полно устных рассказов, корзинок с историями, кукольных представлений и коротких пьес.

Штайнер считал, что устное повествование может укрепить способности ребенка к внутреннему воображению.Убежденный, что воображение и развитие внутреннего зрения являются важными навыками для творческого мышления и развития интеллекта, Штайнер смоделировал многие из своих теорий образования вокруг этого. Вот почему вальдорфские педагоги рассказывают большинство сказок и историй устно по памяти, а не читают по книжкам с картинками в дошкольном образовании. Это также причина того, что вальдорфские учителя по всему миру до сих пор используют рассказывание историй для введения в основные уроки.

Вальдорфские педагоги также призывают детей воздерживаться от просмотра телевизионных программ и сказок, экранизированных по той же причине.Просмотр картинок по телевизору и заполнение детского мозга образами взрослых никак не способствует развитию у детей способности воображать и создавать эти образы для себя.

По теме: 7 причин добавить вальдорфский цвет дня в свой ежедневный ритм

Чтение вслух сказок, иллюстраций и дилеммы тьмы против света

Вам может показаться, что мрачные сказки немного страшны и ненужны, и что детям лучше менее сказки давать менее страшные.Правда в том, что разбавленные чрезмерно иллюстрированные диснеевские версии этих классических сказок не могут помочь детям начать воображать или создавать что-либо для себя. Они также не помогают детям развить корни самопонимания, как это могут сделать оригинальные темные версии, знакомые братьям Гримм.

Хотите верьте, хотите нет, но многие детские страхи, обычно связанные со сказками, часто возникают из-за выбеленных версий этих историй, в которых пугающие персонажи НЕ преодолеваются должным образом.Другими словами, чего-то не хватает, обычно темного и страшного, в этих светлых версиях детских сказок. Оригинальные устные версии большинства сказок построены психологически, чтобы помочь ребенку развиваться социально и эмоционально. Когда вы убираете эти части, вы оставляете часть обучения!

Хотите хороших новостей? Ребенок будет только представлять, с чем он может справиться. Поэтому они будут создавать только тот образ, с которым готовы обращаться в своем воображении.Так почему бы не рассказать эти истории так, как они были задуманы изначально, как это делали бабушка и дедушка?

Почему чем меньше иллюстраций, тем лучше?

Иллюстрации прекрасны, но они не позволяют детям формировать картинки, которые они придумывают мысленно. Как мы можем ожидать, что наши дети будут развивать творческие способности, когда мы наполняем их ум изображениями, которые мы создаем?

Слушание сказок, рассказанных вслух, может помочь детям выработать привычку создавать для себя картинки, потому что именно развитие воображения может помочь детям научиться решать проблемы, думать самостоятельно и раскрывать тайны жизни.

Когда мы используем книги с иллюстрациями, мы можем навязывать им образ, к которому дети не готовы, или который на самом деле слишком пугает. Хуже того, мы никогда не позволим детям найти свою версию внешности Золушки, когда навязываем им диснеевскую версию.

Если у вас есть маленькие дети, и вы избегали читать им сказки, потому что думали, что это глупые истории, сочиненные из цельного куска ткани, потому что они могут напугать ваших детей, потому что вы не можете ответить на их вопросы о сказках, вы обманывая их от изучения того, что значит быть человеком.Вы ограждаете их от великих тайн жизни, которые сохраняются в сказках специально для того, чтобы помочь нам понять эти тайны, когда мы взрослеем. Заберите сказки у своих детей, и они, скорее всего, вырастут прекрасными, разумными взрослыми, живущими в пустынном мире, в котором нет ни волшебства, ни тайн, а только одна скучная вещь за другой.

~Рудольф Штайнер

Похожие: Социально-эмоциональные развивающие игры для детей

Чем полезно чтение сказок для детей?

Сказки богаты яркими метафорами и архетипами, которые помогают детям развиваться разумными людьми. Образы могут будоражить воображение ребенка, а конфликт между тьмой и светом может помочь детям научиться понимать себя.

Волшебство происходит, когда дети снова и снова слушают историю, рассказанную вслух. Звучит знакомо? Когда дети слышат историю снова и снова, они работают над тем, чтобы понять все о ней. Каждый раз, когда они слушают, дети укрепляют свои отношения с героем истории, поскольку они пересматривают выбор, который они будут делать каждый раз, когда она будет рассказана.При этом они заполняют пробелы собственным творческим воображением и начинают умственно и эмоционально развиваться.

У них также есть возможность выяснить, что означают некоторые из этих странных громких слов в контексте истории. Вы начинаете понимать, почему рассказывать эти истории снова и снова — это хорошо?

Готовы к другому? Повторное прослушивание сказок и других мифов, народных сказок и легенд также может помочь увеличить словарный запас ребенка за счет повторения и контекста.

Каждый раз, когда рассказывается рассказ, басня, легенда, миф или сказка, это еще одна возможность для детей развивать свой словарный запас, творческие способности, навыки критического мышления и весь моральный компас. Вот почему Эйнштейн сказал то, что сказал, а Штайнер создал вокруг этого целую теорию образования. В общем, чтение сказок вслух для детей — прекрасный способ подготовить детей к формальному образованию и жизни!

Связанный: Бытовые ритмы: сила рутины в доме

Выбор детских сказок по возрасту

Во многих сказках главный герой следует классическому Путешествию Героя и часто сталкивается с проблемой, которую нужно решить, или с противостоянием с чем-то темным или злым.

Легкие истории с несложными задачками больше подходят для дошкольников и детсадовцев, а мрачные и страшные задачки, прославленные братьями Гримм, больше подходят для детей младшего возраста и старше. По этой причине лучше всего придерживаться простых детских стишков, сказок о природе, содержательных книжек с картинками с простыми иллюстрациями и коротких рассказов для детей в возрасте до трех лет.

Рассказ, сочиненный мамой или папой, вполне подойдет. У малышей и дошкольников еще недостаточно развито воображение, чтобы справиться со сказками со сложными образами и страшными темами.В этом возрасте нет необходимости в темных образах, потому что маленький ребенок еще недостаточно ментально или эмоционально зрел, чтобы справляться с такими видами воображения. Если вы не любите придумывать свои собственные истории, попробуйте прочитать или запомнить несколько замечательных историй из «Расскажи мне сказку», одного из наших семейных любимых!

Детей дошкольного и детсадовского возраста в возрасте от 3 до 6 лет можно начать знакомить с мифами, народными сказками и сказками с простыми беззаботными темами и «долго и счастливо» в конце.Вы можете найти наши предложения ниже.

Когда дети поступают в начальную школу, примерно в возрасте 6 или 7 лет, они готовы слушать сказки с более мрачными сюжетными линиями и более сложными сражениями, как в оригинальных сказках братьев Гримм.

Похожие: Волшебные вальдорфские алфавиты для детей

Лучшие сказки для чтения вслух для детей: рекомендуемые издания и сборники

Хотя многие из этих мифов, басен, рассказов и сказок представлены в виде отдельных книг, мы рекомендуем полные сборники для вашей домашней библиотеки.Отдельные тома и маленькие золотые книжки милы для маленьких детей, но со временем они не послужат развитию наших детей.

Детям младшего школьного возраста лучше слушать сказки в оригинале с минимумом иллюстраций, чтобы будоражить воображение и способствовать развитию психики. Другими словами, чтение сказок вслух детям может привести к более высокому развитию творческих способностей и эмоционального интеллекта. И то, и другое приводит к развитию знаний с течением времени.

Нажмите на название каждой книги сказок для детей, чтобы узнать о ней больше. Затем, если вы нажмете кнопку «Купить», Rhythms of Play может получить небольшую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас.

1. Настоящая матушка-гусыня

Стихи

Mother Goose также являются неотъемлемой частью детства. Выберите сборник стишков, написанных как рассказаны и переданных из поколения в поколение бабушками и дедушками во всем мире. Простые стихи из настоящей гусыни могут помочь подготовить маленьких детей к более сложным персонажам и темам, встречающимся в сказках.

Мы рекомендуем начинать с стишков Матушки Гусыни при рождении. Ваш ребенок может не понимать, что вы говорите, но рифмы и ритмы все еще могут воздействовать на мозг младенца своей магией, предшествующей обучению грамоте; Понимание не нужно!

Будьте готовы читать эту книгу много-много раз в течение нескольких месяцев подряд. Может быть время, когда это все, что ваш ребенок хочет услышать. Но не волнуйтесь; это не будет длиться вечно. Я обещаю, что это тоже пройдет, и ваш ребенок получит от этого огромную пользу.Я перечитывал ее так много раз, что знаю ее наизусть и могу пересказывать страницу за страницей в дороге. Правдивая история!

2. Басни Эзопа

Басни — это короткие рассказы, преподающие моральные уроки. Некоторые из самых известных басен Эзопа включают в себя; Черепаха и Заяц и Гусыня, несущая золотое яйцо.

Рекомендуемое издание басен Эзопа

Классическая сокровищница басен Эзопа. В этом издании басен Эзопа есть 20 классических басен, которыми вы можете поделиться со своими детьми.

Идите в ногу с красочными животными, которые мчатся, ковыляют и прыгают на этих страницах! От быстроногой обезьяны до двуличной лисы — у каждого существа есть что рассказать и чему научить. Эти знаменитые сказки будоражат воображение и учат простым истинам, с которыми дети и взрослые сталкиваются каждый день.

3. Сказки Ганса Христиана Андерсена

Первые попытки Андерсена сочинять сказки были переработками историй, которые он слышал устно в детстве.Позже Ганс Христиан Андерсен адаптировал свои рассказы во что-то свое, в отличие от братьев Гримм, которые были наиболее известны тем, что собирали и пересказывали истории, которые они слышали в детстве.

Сегодня его рассказы о бессознательном и трансформации истинного «я» стали для наших детей дорожными картами на пути к самопознанию. Некоторые из самых известных сказок Ганса Христиана Андерсена включают в себя; «Гадкий утенок», «Русалочка», «Новое платье императора», «Снежная королева», «Дюймовочка», «Принцесса на горошине» и многие другие!

Любимые сборники сказок Ганса Христиана Андерсена:

Иллюстрированная сокровищница Ганса Христиана Андерсена – рекомендуемое ограниченное издание с иллюстрациями для детей младшего возраста (от 4 до 5 лет)

Классические сказки Ганса Христиана Андерсена о глупых императорах, одиноких русалках, ледяных королевах и умных принцессах уже почти два века восхищают детей и взрослых.Уникальная магия и чудо этих историй делают их незаменимыми для чтения в любом детстве.

Ганс Христиан Андерсен. Полное собрание сказок – Рекомендуемое полное издание для детей старшего возраста (от 6 до 7 лет)

Отличная книга сказок на ночь или для чтения в дождливый день, так как в нее включены как короткие, так и длинные анекдоты. Прикрепленная лента-закладка гарантирует, что вы никогда не потеряете свое место, когда будете блуждать в воображении одного из самых популярных детских писателей всех времен.Свернитесь калачиком с этой коллекцией классики и погрузитесь в детские воспоминания.

4. Сказки братьев Гримм

Сказки братьев Гримм – это сборник рассказанных устно сказок и басен, записанных братьями Якобом и Вильгельмом Гриммами. Этот сборник рассказов, впервые опубликованный в 1812 году, первоначально включал 86 сказок, известных как «Детские и домашние сказки». На сегодняшний день полное собрание сказок братьев Гримм насчитывает 216 рассказов.

Братья Гримм не были первоначальными авторами сказок в своем полном сборнике.Вместо этого они собирали и записывали каждую из услышанных фантастических историй. Прежде чем быть опубликованными как сказки братьев Гримм, они передавались устно от бабушки к внуку, из поколения в поколение.

Хотя некоторые оригинальные названия были изменены, чтобы отразить модернизированные версии этих классических сказок, некоторые из самых известных сказок братьев Гримм включают: Белоснежка, Красная Шапочка, Гензель и Гретель, Золушка, Спящая красавица и Рапунцель.

Рекомендуемое издание Полного собрания сказок братьев Гримм:

Полное собрание сказок братьев Гримм. Дополнение к пантеону — это перевод, который предпочитают вальдорфские преподаватели, и копия, которую мы больше всего рекомендуем. Этот всеобъемлющий том сказок Гримм содержит все 216 рассказов, собранных и написанных братьями Якобом и Вильгельмом Гримм. Это издание классических сказок братьев Гримм представляет собой кладезь увлекательных историй, которые вы и ваш ребенок можете читать и ценить в далеком детстве.

Истории о магии и мифах, собранные братьями Гримм, стали частью того, как дети и взрослые узнают о капризах реального мира. Золушка, Рапунцель, Белоснежка, Гензель и Гретель, Красная Шапочка (Красная Шапочка) и Шиповник (Спящая Красавица) — лишь некоторые из более чем двухсот очаровательных персонажей, включенных в этот том. Сказки представлены так, как их изначально изложили Якоб и Вильгельм Гримм: смелые, первобытные, достаточно пугающие и бесконечно увлекательные.

Другие мифы, народные сказки и сказки, которые ЛЮБЯТ дети!

Существует так много сборников детской литературы всех видов, включая мифы, фольклор и сказки для детей, что трудно понять, что лучше читать вслух своим детям. Однако за последние несколько лет мы собрали несколько версий, которые мы любим и рекомендуем.

Сокровищница детской литературы — отличная начальная версия для маленьких детей. Он содержит несколько стишков, рассказов, легенд, басен и сказок из каждой из наших рекомендаций, перечисленных выше.Истории НЕ являются одними и теми же версиями, потому что их переводили разные авторы, но мы нашли это идеальной стартовой коллекцией с ограниченным количеством иллюстраций для нашей семьи. Мы начали читать рассказы из этой книги нашей дочери, когда она была на третьем курсе.

Кельтские сказки: сказки и волшебные истории из Ирландии, Шотландии, Бретани и Уэльса. Традиционные истории Ирландии, Шотландии, Бретани и Уэльса переносят нас в фантастический мир кельтского фольклора.

Иллюстрированная сокровищница шотландского фольклора и сказок. Отмеченная наградами детская писательница Тереза ​​Бреслин собрала самые любимые сказки со всей Шотландии. Пересказывая каждую в своем индивидуальном стиле, она представляет забавные и трогательные сказки и очаровательные истории.

Связанный: Книги благодарности для детей, которые вдохновляют на благодарность

Лучшие сказки для чтения вслух для детей

Чтение сказок, народных сказок, мифов и легенд вслух нашим детям имеет много преимуществ.Во-первых, они могут способствовать развитию ребенка, помогая ему стать творческим, умным и эмоционально цельным человеком.

Сказки, прочитанные вслух на коленях заботливого взрослого, могут привить любовь к чтению, расширить словарный запас, развить воображение, повысить интеллект и многое другое! Вам также может понравиться эта коллекция детских книг, которые преподают важные жизненные уроки.

Узнайте больше о ритмах игры ЗДЕСЬ!

Если вам нравятся сказки и развитие детей, вам также может понравиться

О важности сказок

Сказки давно с нами. Некоторые из самых ранних были написаны на неаполитанском диалекте Джамбаттистой Базиле в Италии в начале 17 века: Lo cunto de li cunti overo lo tratenemiento de peccerille (по-неаполитански «Сказка сказок или развлечение для малышей»).

Эти оригинальные версии историй, таких как «Рапунцель», «Красная шапочка» и «Золушка», более жестоки и откровенно сексуальны, чем более поздние версии. Их снова подхватили, сделали более респектабельными и добавили к ним братья Гримм в Германии, а также Шарль Перро во Франции в своих «Рассказах о Матушке Гусыне».

Некоторые из этих историй, как Золушка, поистине универсальны, существуют во всем мире на всех языках от зулусского до шведского, с небольшими вариациями: стеклянная туфелька может стать, например, травяной, но в них, конечно, мы находим доказательство нашей общей человечности.

И все же, может быть, это веская причина, по которой мы должны продолжать читать эти старые и, в конце концов, часто пугающие сказки (о детях, потерявшихся в лесу и найденных ведьмой, которая откармливает их, чтобы съесть в «Гензеле и Гретель»). , или волки зарублены охотниками, чтобы бабка в Красной Шапочке убежала) нашим малышам?

И все же мне кажется очень важным, может быть, даже более важным сегодня, чтобы эти древние истории повторялись снова и снова.Насилие внутри них всегда заключено в удовлетворительной структуре с обращением и необходимым счастливым концом. Здесь добро и зло так удобно и совершенно отделены друг от друга. В сказке нет серых зон. Появление злодея позволяет ребенку свободно проецировать свои жестокие чувства на этих отдельных и вполне удовлетворительных злых существ. Не имея возможности прямо выражать гнев или ненависть к тем взрослым, от которых зависит ребенок, он может вытеснить эту естественную агрессию и дать ей волю в лице злодея: мачехи, злой волчицы или ведьмы.

В то же время, разделив добро и зло так полно и удовлетворительно, ребенок может идентифицировать себя с добрым героем или героиней. Он/она может доблестно проложить себе путь через густой лес, чтобы спасти спящую красавицу, или волшебным образом заполучить карету, великолепное платье и стеклянные туфли, чтобы очаровать принца. Ребенок может идентифицировать себя с маленьким, слабым или забитым (например, маленькая Золушка, подметающая очаг), которая в приятной неудаче способна преодолеть трудности и победить, выйдя замуж за принца.Таким образом, эти сказки позволяют выразить естественное насилие и в то же время сохранить ту существенную часть жизни, без которой ребенок не может процветать: надежду.

Этот поворот, который так часто лежит в основе любой хорошей истории (вспомните Джейн Эйр, которая в конце концов выходит замуж за мистера Рочестера, к тому же испорченного мистера Рочестера, в шедевре Шарлотты Бронте), особенно удовлетворяет маленьких, беспомощных и полностью зависимых ребенок. Здесь, в этих древних сказках, маленький мальчик или девочка могут через героя/героиню одержать победу над большими и часто опасными взрослыми вокруг него или ее.

Возможно, что еще более важно, тот факт, что эти сказки читают или рассказывают те самые взрослые, которых ребенок и любит, и боится, позволяет этому событию происходить снова и снова с таким утешением в пределах безопасного периметра дома. Есть что-то существенное в повторении одних и тех же слов, которые успокаивают ребенка, питают воображение и успокаивают его страхи.

Итак, давайте возьмем эти древние истории и поднимем наших детей и внуков на колени, чтобы услышать их еще раз.

Я автор многих книг, в том числе недавно вышедшей Dreaming for Freud.

Сказок необузданной силы, необходимой для эмоционального развития детей.

Доктор Фил Кронк | USA TODAY NETWORK -Tennessee

В кинотеатре было темно, ощущение возбуждения наполняло воздух, а на большом экране шли «Белоснежка и семь гномов».

Шел 1954 год, мне было пять лет. Мой отец сидел рядом со мной в темноте; мы всегда ходили в кино вместе.Он никогда не любил покупать конфеты, поэтому наши глаза были прикованы к экрану.

«Белоснежка и семь гномов» — классическая сказка. К тому времени, когда я сидел в темноте с отцом и наслаждался им, фильму уже исполнилось 17 лет, с момента его дебюта в 1937 году. Сегодня он остается вне времени.

Сказки давно стали частью культуры, искусства и литературы человечества. В отличие от величественной силы и героических достижений культурных мифов, сказка кажется простой и подходящей для детей.Ведь изначально сказки были и для взрослых, и для детей.

Психологи давно интересуются сказками. Детям нужны сказки.

Психологи знают, что сказки выполняют множество функций для детей, чьи ранние внутренние эмоциональные миры наполнены идеями волшебства, мечтательными желаниями, а также тревогами по таким вопросам, как разлука. Даже юная девушка, живущая в нищете и нужде, может представить себя принцессой.

Сказки предлагают тонкое решение эмоциональных проблем ребенка.Это говорит ребенку, что определенные эмоциональные конфликты с другими являются универсальными и от них страдают другие дети; что самые сокровенные страхи могут быть воплощены в форме злой ведьмы, разрушительного гиганта или большого злого волка.

Ребенок успокоен, ведь речь идет не о нем. Действие этой сказки происходит «далеко… и давным-давно». Сказка существует в сказочном месте, где болезненная реальность может быть на короткое время приглушена.

Изначально в сказках было много жестоких и страшных образов и ситуаций.Сказки могут отражать сильные страхи, а также вдохновлять нас. Мать Красной Шапочки велела ей не сходить с тропы из-за всех опасностей в лесу.

Родители иногда испытывают дискомфорт от содержания сказок. Г. К. Честертон сказал нам, что «Сказки не говорят детям, что драконы существуют. Дети уже знают, что драконы существуют. Сказки рассказывают детям, что драконов можно убить».

Наше общество справилось с этой силой сказок, изменяя их, очищая и морализируя с течением времени.Братья Гримм не узнали бы Уолта Диснея, если бы встретили его в запретном лесу.

Родители не должны бояться грубой силы сказок для своих детей. Дж.Р.Р. Толкин, автор «Хоббита» и «Властелина колец», понимал сказки как «осуществление воображаемого чуда». Сказки способны рассказать вашему ребенку психологическую правду о взрослении, будь то то, как стать личностью или как развить чувство моральной ответственности.

Будь вы в темном театре или в темном лесу, следуйте за Гензелем и Гретель и найдите эмоциональные хлебные крошки истины вместе с вашим ребенком.Наслаждайтесь силой сказок.

Филип Кронк, MS, Ph.D. детский и взрослый клинический психолог и клинический нейропсихолог на пенсии. Доктор Кронк имеет докторскую степень в области клинической психологии и постдокторскую степень в области клинической психофармакологии. Его годичная стажировка по клинической психологии проходила в Медицинской школе Университета Колорадо. Доктор Кронк ведет еженедельную пятничную онлайн-колонку о психическом здоровье для веб-сайта Knoxville News Sentinel, knoxnews.com.С ним можно связаться по телефону (865) 330-3633.

Перейти к основному содержанию Поиск