Терапевтические сказки для детей | Аналогий нет
Терапевтические сказки для детей — прекрасный инструмент для решения главных детских проблем: детских страхов, беспокойства из-за рождения нового малыша, приучения к горшку и многого другого.
Сказкотерапия успешно решает проблемы малышей, подростков и взрослых мужчин и женщин, но традиционно считается детским методом психологии и педагогики.
Сборники терапевтических сказок
На основе метода проективной сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок.
Тут стоит упомянуть, что под персонализацией НЕ имеются ввиду дорогие модные тома «персонализированных» сказок с именем и отфотошопленной фотографией вашего ребенка. Содержание таких книг обычно далеко от необходимого для терапевтического эффекта.
Разворот книги Психология для малышей: #Дунины сказки. Продолжение занимательных историй знаменитой инста-мамы и психолога Ларисы Сурковой
Вообще, специалисты до сих пор спорят, корректно ли называть героя терапевтической сказки именем ребенка. В традиционной психотерапии ответ на этот вопрос — «нет». Ребенок сам анализирует и соотносит себя с героем терапевтической сказки в ходе работы со сказкой.
Сказкотерапия для дошкольников
Различные бытовые истории про самых маленьких тоже относятся к средствам сказкотерапии.
Малыши узнают про жизнь других малышей: их распорядок дня, игры, любимые занятия, взаимоотношения с другими ребятами и родителями — и впервые учатся сравнивать, анализировать, проводить параллели между самим собой и кем-то «таким же, как он«.
В отзывах про популярные книги жанра терапевтической сказки можно узнать, что такие нехитрые (но, как правило, отлично иллюстрированные) книги интересны даже самым непоседливым детям, помогают сконцентрироваться и успокоиться в конце дня.
Пример ненавязчивой терапевтической истории из книги И снова Бобо: истории в картинках для самых маленьких
Примером отличной серии терапевтических сказок для малышей от 1,5 лет может служить «Бобо» Маркуса Остервальдера. Каждая история — как маленький комикс с лаконичными, но обстоятельными иллюстрациями, и подробной законченной историей про эпизод из жизни малыша сони Бобо, подобный тому, что случается в жизни каждого ребенка.
Замечательно, что в конце каждой истории Бобо засыпает, поэтому серия Остервальдера идеально подходит для чтения перед сном, настраивая на нужный лад.
Бобо засыпает в конце каждой истории — разворот из книги Приключения маленького Бобо. Истории в картинках для самых маленьких
Бобо взрослеет от книги к книге, что можно заметить и количеству свечек на тортах в его книжные дни рождения. Поэтому годовасику лучше выбрать «Приключения маленького Бобо», а четырехлетке «Бобо отправляется гулять». Малышу, которого скоро ждет встреча с новорожденным братиком или сестричкой — «Бобо и сестренка Биби».
Если кого-то испугали картинки автора, Маркуса Остервальдера, обратите внимание на более поздние истории про Бобо, их иллюстрировала Доротея Бельке. Разворот из книги Бобо и сестренка Биби
Детские терапевтические сказки
Жанр детской книги, в героях которой дети могут узнать сами себя, становится все популярнее. Тут и Конни, и Пауль, и Маруся, и зайчик Сева.
Все это серии книг. Привыкая к любимому герою, ребенок долго не хочет с ним расставаться, и многому учится от него.
Разворот книги Маруся и её друзья. День рождения. Младший брат
Примечательно, что названные выше книги иностранных авторов написаны в разных точках мира 30, 40, а то и 50 лет назад. В то время как у нас жанр терапевтической сказки только начал развиваться.
Например, знаменитый инста-психолог Лариса Суркова представила свои Дунины сказки, а у издательства Карапуз свои бестселлеры: про Зайку и Про тебя и про меня.
Лучшие терапевтические сказки
Здесь — субъективная подборка лучших терапевтических сказок для детей: сборников, серий, отдельных книг.
Софья Прокофьева. Сказки про Машу и Ойку
Еще советские известные сказки про Машу и Ойку, написанные Софьей Прокофьевой в те времена, когда про сказкотерапию еще никто не слышал.
Разворот книги Маша и Ойка
Истории про меня. 2-4 года
Как вы думаете, хочет ваш ребенок послушать истории о себе? В настоящей, напечатанной книжке? Конечно. Для него это будет удивление и восторг. Главная особенность и оригинальность книжки в том, что герой рассказов — ваш ребенок, а также его братья и сестры (если они есть) или его друзья.
Истории про меня. 2-4 года близки и понятны каждому ребенку: что-то не получается, лень ходить ножками, не хочется идти в детский сад, складывать свою одежду на место и т.д. Дети увидят результаты своих возможных поступков или положительные стороны каких-то событий.
Про Зайку. 1-3 года
Книга про Зайку — для вашего малыша и о вашем малыше. Рассматривая иллюстрации, отвечая на вопросы, ребенок будет расширять знания об окружающем мире, развивать речь, память, образное мышление, научится эмоциональному сопереживанию героям книги, получит первоначальные представления о смене времен года, поймет, что у каждого есть свой дом, свои родители, семья.
Сопереживая Зайке, малыш сможет заранее пережить ожидающий его первый «выход в свет»: в детский сад, цирк, театр, поликлинику. Чтение терапевтической сказки — это незаметная адаптация к предстоящим событиям в уютной домашней обстановке.
Терапевтические сказки для детей Елены Ульевой
У Ульевой много интересных книг, сказок, развивашек, пособий, в том числе и терапевтические сказки для детей.
С помощью сказки Я побеждаю страхи. Энциклопедия для малышей в сказках ребенок узнает, как можно преодолеть свой страх, а мудрые советы подскажут ему, как правильно это сделать.
Разворот книги Я побеждаю страхи. Энциклопедия для малышей в сказках
В книге В детский сад без слез вы найдёте конкретные рецепты решения конфликтных ситуаций, диагностические тесты, развивающие игры и сказки — всё то, что поможет вашей семье без слёз пережить период адаптации малыша к детскому садику.
«Энциклопедия добрых дел» станет первым помощником в формировании положительных качеств у ребёнка. На примере историй о животных малыш узнает, что такое добро и зло, страх и храбрость, вежливость, внимательность, а также о многих других качествах.
Хотите, чтобы ваш малыш научился себя хорошо вести, вовремя ложился спать, убирал свои игрушки, не капризничал? Не нужно делать замечания и ругать ребёнка. Лучше показать с помощью книги Энциклопедия хорошего поведения для малышей в сказках, как это выглядит со стороны.
Терапевтические сказки от издательства Речь
Сказки от капризов — это самое вкусное лекарство, которое поможет ребенку избавиться от вирусов непослушания и плохого поведения. В этой книге вы найдете особые терапевтические сказки на все случаи жизни.
Ребенок отказывается есть, ложиться спать, убирать игрушки, дерется, не хочет ходить в детский сад и т. д. — прочитайте ему одну из сказок, и вы увидите, как изменится его поведение.
Разворот книги Сказки от капризов
Сонные сказки — тихие, медитативные истории успокоят самого разбуянившегося ребенка. А сказки, в которых главные герои, подобно малышу, отказываются спать, научат, что всему есть свое время и что сон может быть очень приятным и интересным.
Сказки от слез помогут родителям избежать детских слез, капризов и скандалов, научат малыша жить в мире взрослых и в мире со взрослыми, обосновывая нравственные ценности, закладывая представления о добре и зле.
Сказки про Зайчика Севу
Это не просто великолепно иллюстрированные истории про непоседливого зайку и его друзей для семейного чтения, но и материал для беседы, «что такое хорошо и что такое плохо». Полезные терапевтические сказки воспитывают ребёнка без крика и наказаний!
Разворот книги Зайчик Сева обиделся! Полезные сказки. ФГОС
В этом году Питер издал истории про зайчика Севу и в бюджетном варианте тоже — с мягкой обложкой.
Серия про Зайку Степу
Терапевтические сказки про Зайчонка Йорга Мюле
Вы уже догадались какой любимый герой у авторов терапевтических сказок? Да, заяц!
Книги Йорга Мюле — для самых-самых маленьких.
Сказки для эмоционального интеллекта
Сказки для эмоционального интеллекта Корнелии Спилман выпускает издательство Питер, как и сказки про зайчика Севу.
Вместе с Полиной. 8 историй с советами для родителей от монтессори-педагогов
«Вместе с Полиной» — это 8 книжечек о непоседливой малышке. В каждой книге девочка учит свою любимую игрушку Жужу чему-то, что уже знает и умеет сама. Короткие истории будут интересны и понятны малышу, а в героине он сможет легко узнать самого себя.
Истории: играем в саду; готовим пирог; идем на горшок; купаемся; спим днем; одеваемся; чистим зубы; спокойной ночи.
Серия Растем вместе. Истории про Каю
Серия про Макса
Библиотека умной мамы. Приключения компашки
Весёлая компашка от Хоббитека — это два брата и две сестрички. Лёва — самый старший и самый серьёзный. Помогает ему Лиза, хотя она чаще спорит с братом — ей тоже хочется быть главной. Тоше почти три года, он пока что многого не знает, даже не все слова выговаривает, но быстро учится. А маленькая Лёля — просто всеобщая любимица.
Девиз компашки: «Всё сможем вместе!» В мире столько всего сложного, но ребята справятся со всеми трудностями, ведь они всегда помогают друг другу.
50 сказок для исцеления капризов
Сборник 50 сказок для исцеления капризов отличается от обычных, в каждой сказке с тем или иным капризом борется «девочка (или мальчик), похожая на тебя» (на Вашего малыша). Такой прием дает ребенку возможность посмотреть на решение проблемы со стороны, не испытывая стресса. Недостаток — отсутствие иллюстраций.
Истории про непослушных детей Юлии Даниловой
Иногда каждый ребенок бывает нехотелкой, нечитайкой, неумейкой, растеряшкой или малоежкой. А есть и такие, которые кричат в магазине: «Купи-купи!». Не надо ругать ребят за это.
Лучше почитать им сказочные истории про таких же, как они, современных детей. А потом обсудить эти рассказы, вспомнить своё детство и посмеяться вместе. Можно читать по одной истории на ночь — 15-20 минут. А потом обязательно посвятить 5 минут на обсуждение.
Очень занятая мама. 16 историй про непослушных детей
Очень занятый папа. 12 историй про непослушных детей
Серия Сказкотерапия от Ранок
Серия Сказкотерапия от издательства Ранок поможет ребёнку адаптироваться к стрессовым ситуациям, с которыми он сталкивается почти каждый день. Поход в детский сад или к врачу, боязнь темноты или страх поссориться с лучшим другом — обо всех этих и многих других ситуациях ребёнок узнает со страниц книг данной серии.
Иллюстрация из книги «Сказкотерапия. Игры-сказки для маленьких трусишек«
Терапевтические сказки Ирины Даниловой
По мере взросления юный человек сталкивается с разными «важными» вопросами, ответы на которые и помогают найти книги Ирины Даниловой.
Бабушка, зачем быть послушным?
Бабушка, что такое Честность?
Бабушка, что такое Терпение?
Бабушка, я боюсь Темноты
Сказки Бригитты Венингер
Бригитта Венингер обрела популярность благодаря книжкам про малыша Пауля, но у нее есть много других интересных «воспитательных» сказок для детей.
Купить книгу Учиться — это весело
Купить книгу Делиться — это хорошо
Купить книгу Мячик для всех
Купить книгу Один за всех и все за одного
Купить книгу Котенок прощается с пустышкой!
Купить книгу Спокойной ночи, котенок
Купить книгу Двойной день рождения
Разворот книги Делиться — это хорошо
Ричард Скарри. Спасибо и пожалуйста. Книжка о хорошем поведении
Один из самых популярных американских сказочников и иллюстраторов Ричард Скарри рассказывает о хорошем поведении с помощью своих популярных героев: котенка Хакли и его сестренке, червячке Лоули, поросенке и других.
Разворот книги Спасибо и пожалуйста. Книжка о хорошем поведении
Лабиринт души. Терапевтические сказки. — О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев
Все истории, которые вы найдете в этой книге, являются проблемно-ориентированными. Иными словами, каждая из них предназначена для решения какой-то одной проблемы или нескольких сразу.
Лабиринт души
(сказка девочки Тани Шмидт)
Я стою у ворот и смотрю в Зеркало, чтобы запомнить себя перед дальней Дорогой. За воротами начинается Дорога. С первых шагов меня наполнила Любовь к Жизни, идти было легко и приятно. Вскоре показалась большая гора, на вершине которой светился огонь, а Дорога уходила в пещеру. Я зашла в эту пещеру и меня наполнило Тепло Щедрости, в котором я согрелась и поняла, что я должна подарить это Тепло и Любовь своим Задушевным Друзьям, в дом которых я иду. Я побежала дальше по Дороге и вдруг случайно наступила на мягкий Мох, который провалился под ногой. Чем глубже я проваливалась в Болото Жадности, тем больше мне хотелось оставить все себе, ничего никому не отдавать. Из последних сил я ухватилась за ветку Пальмы Верности, чтобы и ее забрать себе, но она вдруг стала меня вытаскивать, и чем выше тянула, тем мне становилось легче. Отряхнув остатки Жадности, я побежала к Дому Друзей, который был уже недалеко. Но в Доме никого не было, а на столе лежала записка, в которой говорилось, что надо терпеливо ждать, чтобы понять, куда идти дальше.
Ждать не хотелось, и я пошла по дороге, которую увидела из окна. Вскоре меня облепили Репейники Зависимости, от которых хотелось скорее избавиться. Отцепляя колючки, я не сразу заметила Туман, который окружил меня чувством Зла, и я поняла, что лучше скорее вернуться к надежным Друзьям и терпеливо ждать. Бегом я вырвалась из тумана и прибежала к Дому, где меня уже ждали Задушевные Друзья — мои Сны, Феи и Мысли. Они отвели меня к Озеру Доверия, в котором велели отмыться от Зла, Жадности и Зависимости.
Отдохнув у Друзей, я перешла по Мосту Доброты к Дороге Любви, но вскоре наткнулась на Стену Сомнений. С большим трудом вскарабкалась я по ней, ища надежные зацепки и опоры, и только поднявшись на самый верх Стены, я опять увидела свою Дорогу, по которой пошла дальше.
Вдруг по обеим сторонам Дороги стали поблескивать Цветные Камешки. Мне захотелось набрать их побольше. Когда карманы наполнились, я почему-то стала придумывать какие-то истории о том, что все эти камни мне подарил волшебник, но вдруг заметила Препротивную Старушку, которая подбрасывала эти камешки к Дороге. Она так мне не понравилась, что я скорее высыпала все эти Камни и почувствовала большое облегчение, потому что совершенно исчезло Желание Врать.
Вскоре вдали замерцало Зеркало Ворот. За воротами стояли мои Друзья.
Перед возвращением я посмотрела на себя в Зеркало, чтобы узнать, какая я стала за Время Пути. Я осталась той же девочкой, но у меня повзрослела Душа. Я точно теперь знаю, что есть Зло, Жадность, Ложь, Зависимость; и Дорога Любви оказалась не так легка, как мне казалось сначала, но она продолжается и в Жизни, в ней у меня тоже есть Друзья, с которыми я готова идти вперед.
Введение для родителей
— Вы хотите получше узнать своего ребенка?
— Вы хотите стать ребенку ближе, сделать так, чтобы у вас получалось лучше понимать друг друга?
— Вам кажется, что у вашего ребенка психологические проблемы и трудности?
— Вам хочется развлечь своего ребенка так, чтобы это приносило пользу?
— Вам нужно помочь ребенку справиться с естественными возрастными трудностями?
Тогда эта книга специально для Вас!
Зачем нужны сказочные истории?
Рассказывание историй — древнейший способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящих детям.
Так пишет про это известный психолог и психотерапевт Д. Бретт. «Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются,— на языке детской фантазии и воображения.
Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В своей книге, посвященной сказкам, Бруно Беттельхейм подчеркивает их исключительно важную роль, так как они помогают детям преодолеть тревоги и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться.
В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сестрами. В сказке о Гензеле и Гретель основная тема — боязнь быть покинутым. «Мальчик-с-пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами мощью. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир,— очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное — они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.
Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.
И на самом деле, рассказывание историй — для родителей вещь уникальная. Вы сами знаете, что вечернее чтение ребенку — одно из лучших средств примирения. Дело в том, что дети — в каком-то роде инопланетяне на нашей «взрослой» планете, прилетевшие в гости и, по воле судьбы, решившие остаться здесь навсегда. Они видят мир совершенно по-Другому, чем мы. Они наблюдают взрослых, слушают их, стараются понять и стать похожими на них. Однако этого хватает не всегда.
Дети постоянно сталкиваются с проблемами, схожих с которыми нет во «взрослом» мире. Даже если они и встречаются — все равно наши способы решения бесполезны для них. Объяснения и увещевания отлетают «как от стенки горох» — не правда ли знакомая картина? В результате дети, мышление которых подчас предельно однозначно («да—нет», «плохо—хорошо») приходят к выводу о том, что вы им помочь не можете.
Иногда взрослый, желая что-то подсказать ребенку «по жизни» или просто выразить свои чувства, не может найти для этого подходящих слов, не знает, как можно дать понять ребенку, что он не оставлен «один на один» со своими проблемами.
Выход здесь такой — самому погрузиться в мир фантазии и волшебства, в котором ребенок чувствует себя «как рыба в воде». В мир, где возможны самые непредсказуемые сочетания событий, героев и пр., но из которого ребенок с легкостью берет информацию для жизни в реальном мире. Надо отметить еще раз — фантазия абсолютно реальна для детей. И не потому, что дети не видят настоящей жизни. Просто фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. Это их язык, который мы, взрослые, успешно забыли.
Значит, надо вспоминать,— и именно в этом вам помогут сказочные истории. Огромную роль здесь могут сыграть самые обычные волшебные сказки, которые вы читаете или читали на ночь своему ребенку. Волшебная сказка — веками наработанная ценнейшая информация высочайшей плотности, детским языком поднимающая по-настоящему философские проблемы осмысления мира. Она настолько универсальна, что ее структура одинакова во всем мире — от Сибири до Южной Америки.
Однако каждый ребенок постоянно сталкивается с конкретными проблемами, подчас требующими «приземленного» и прагматичного решения, приносящего облегчение «на месте». Именно здесь вам помогут сказочные истории, написанные специально для наших с вами детей и ориентированные на конкретные проблемы. Эти истории помогут вашим детям найти выход из сложных ситуаций, с честью выдержать любые удары судьбы и быть Вам благодарными за это — ведь именно Вы прочитаете их своим детям.
Немного о содержании
Все истории, которые вы найдете в этой книге, являются проблемно-ориентированными. Иными словами, каждая из них предназначена для решения какой-то одной проблемы или нескольких сразу. Однако в русское название таких сказок закрадывается слишком большая однозначность,— как бы сказки «для проблем». Берешь ребенка «с проблемой», читаешь ему сказку, и… о чудо, да здравствует исцеление!
Английский же вариант звучит гораздо проще и мягче — «problem-solving», сконцентрированные на проблеме. Это говорит о том, что сказка скорее позволяет ребенку сосредоточиться на решении проблемы, показывает возможность, но не дает жестких рекомендаций. Ведь если нет двух одинаковых жизней,— значит и нет общих на всех способов приближения к счастью.
Безусловно, каждая из этих историй имеет определенную направленность. Такая история — это рассказ об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. Также в ней описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.
Что могут дать такие истории вашим детям?
Во-первых, они рождают у ребенка ощущение, что вы его понимаете, что вас интересуют его проблемы, что вы не «стоите в стороне», а готовы оказать посильную помощь. Реакция ребенка на эти истории может оказаться для него единственным способом, которым он «откроет» вам свою душу, расскажет о своих трудностях.
Во-вторых, в результате работы с «помогающими» историями у детей формируется «механизм самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности». Таким образом, они начинают следовать основной идее наших историй: «в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху».
В-третьих, истории представляют детям россыпи возможных вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций. Они показывают детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать — и окончание обязательно будет счастливым.
В книге вы найдете истории, предназначенные для трех возрастов: дошкольного, младшего школьного и подросткового. Это деление во-многом условно. Для вас основным критерием должен служить интерес ребенка к сказке и его живая реакция, отклик на события, описываемые в ней. Если он присутствует — сказка «идет».
Перед каждой сказкой обозначена ее направленность: круг проблем, на разговор о которых ориентирована сказка. В конце книги можно найти «проблемный указатель», где основные проблемы перечислены в алфавитном порядке с указанием номера соответствующих историй.
Однако любая история, приведенная здесь, будет полезна каждому ребенку — конечно, в большей или меньшей степени. Дело в том, что в сказочных историях можно выделить четыре группы тем, которые они поднимают.
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
Это естественные для каждого ребенка конфликты, противоречия, обиды и пр., возникающие в детском саду, в школе, дома и на улице.
2. Переживание ощущения себя человеком, у которого «что-то не так». Чувство неполноценности.
Практически все агрессивное поведение — результат ощущения собственной «малозначимости» и попытка таким способом доказать обратное. Ребенок, досаждающий вам и другим детям и тем самым демонстрирующий собственное Я, часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребенок, кажущийся слабым и «забитым».
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
Здесь самое важное не то, чего именно ребенок боится, а то, как он боится. Если он использует страхи для саморазвития, преодолевает их и на этом учится жизни — все в порядке. Если страх «тормозит» развитие, концентрируя на себе все внимание ребенка,— тогда требуется помощь. Еще надо помнить, что дети, отчаянно отстаивающие то, что они ничего не боятся, как раз и боятся-то больше всего. Просто они даже боятся признаться себе в своем страхе.
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.
Каждый возраст приносит ребенку новые трудности. Дошкольник сталкивается с тем, что ему нужно научиться обходиться одному, без мамы, научиться быть самостоятельным. Дальше ребенок идет в школу — и оказывается под ворохом самых разных трудностей, связанных с учебой. Подросток же встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность. Все это связано с многочисленными трудностями, большинство их которых отражено в этой книге.
Как использовать сказочные истории?
Самый простой и естественный способ — чтение ребенку вслух. Даже если ребенок прекрасно читает, важно, чтобы это делали вы. В этом случае содержание сказки как-бы автоматически одобряется вами и разрешается для обсуждения. Да и потом, какое несказанное удовольствие можно получить от того, что «тебе читают!», хотя, в общем, уже совершенно не обязаны этого делать.
Если же вашему ребенку 12 и больше лет, да и к тому же он мальчик, начинающий относиться со скепсисом к тому, что «не круто»,— ваша задача сложней. История должна быть выучена наизусть и достаточно естественно вставлена в будничные семейные разговоры. Как-бы «ненароком», вы рассказываете «байку», анекдот или просто «забавный случай», не показывая того, что вас вообще интересует его (ее) реакция. Конечно, в этом случае истории, приведенные в этой книжке, нуждаются в переделке — необходимо использование слов и способа мышления, присущих именно вашему ребенку. Однако результат, если все прошло удачно, может быть совершенно ошеломляющим. Здесь можно привести такое сравнение: воспитание детей чем-то похоже на рулетку — размер выигрыша изменяется в зависимости от поставленной суммы (сил, вложенных в детей).
Вернемся к детям более младшего возраста. Читая ребенку сказку, необходимо внимательно смотреть за тем, как он слушает. Если беспокойный обычно ребенок замер — это говорит об актуальности темы сказки. Если спокойный ребенок начинает вертеться — значит, либо тема абсолютно незначимая, либо сказка по форме трудна для понимания. Может быть еще третий вариант: тема «болезненная» настолько, что даже упоминание о ней совершенно в ином контексте приводит к отторжению. Однако здесь за невниманием ребенка легко разглядеть высочайшее внутреннее напряжение, связанное с любыми разговорами на данную тему.
В процессе чтения можно просить ребенка высказывать свое мнение относительно течения сказки. Может быть, он что-то добавит (например: на что еще обиделся мишка), что-то наоборот изменит, выскажет свое мнение по поводу действий героев и сюжета.
Вне зависимости от активности ребенка во время чтения, закончив, необходимо обсудить сказку. Здесь уже ваши возможности безграничны,— спрашивайте все, что вам придет в голову, делитесь своими мыслями и чувствами с ребенком. В качестве основы для обсуждения можно использовать примерные вопросы, приведенные после каждой истории. Однако необходимо соблюдать два основных правила.
Во-первых, ребенок должен иметь возможность сказать все, что он думает. Это значит, что вы не оцениваете ни единого слова из того, что он говорит. Вы вообще не употребляете выражения «правильно», «неправильно», «верно», «неверно», а говорите только «мне кажется», «на его месте я бы…» и т. п. Ребенок должен четко знать, что ни одно из его высказываний не будет подлежать осуждению.
Во-вторых, подталкивая ребенка на обсуждение истории, высказывая свое мнение, нужно по-возможности отдавать «бразды правления» в этом разговоре ребенку. Как только он хочет что-то сказать,— заканчивайте и слушайте его. Лучше всего если он будет сам задавать вам вопросы, а вы будете искренне на них отвечать.
Однако не стоит «затягивать» обсуждение. Если ребенок устал — это значит, что длительная эмоциональная активность такого рода для него сложна или сама тема отбирает очень много сил. Мы, взрослые, можем устать от получаса тяжелых переживаний больше, чем от дня работы. Поэтому лучше вернуться к обсуждению через день, чем сформировать у ребенка отвращение к подобным занятиям. Ведь основной принцип свободного диалога — удовлетворение желаний обеих сторон, то есть как ваших, так и ребенка.
Если ребенок не хочет ничего говорить,— не заставляйте его. Через некоторое время «дар слова» придет к нему, но это произойдет только при очень мягком и ненавязчивом игровом отношении с вашей стороны.
После обсуждения можно попросить нарисовать рисунок, иллюстрирующий эту сказку. Наилучшим вариантом было бы, если бы вы тоже приняли в этом участие, отдельно от ребенка нарисовав свой рисунок.
Рисование является важным закрепляющим фактором, а также при необходимости расслабляет и успокаивает ребенка, снимая напряжение, вызванное обсуждением проблемной темы.
После рисования (не обязательно сразу же, может быть, завтра или послезавтра), предметом обсуждения может стать уже сам рисунок. Дело в том, что ребенок скорее выберет сюжет наиболее значимый для него, значит, содержание рисунка может вам много сказать о реакции реб
Какую сказку рассказать ребенку? Сказки для детей перед сном
Не все знают, но сказки — это не просто детская забава и способ развлечения, они выполняют множество необходимых для воспитания каждого ребенка функций.
Сказки обучают, развивают воображение, раскрывают творческий потенциал, прививают малышам нормы морали, являются древнейшим способ передачи информации из поколения в поколение и, самое главное, что нас сейчас интересует, сказки исцеляют.
Само понятие «Сказкотерапия» обозначает – лечение сказкой, эта методика активно используется психологами, педагогами и даже врачами. Высокая эффективность и относительная простота использования детских терапевтических сказок, позволяют использовать сказкотерапию не только профессиональным психологам, но и обычным мамам, папам, бабушкам и дедушкам.
Даже простые всеми любимые, с детства известные сказки вроде «Репки», несут определенный терапевтический смысл, важно только правильно подобрать сказку, обсудить смысл прочитанного с малышом и вместе сделать правильные выводы. Или можно воспользоваться специальными детскими терапевтическими сказки, которые написаны профессиональными сказкотерапевтами и психологами. Например, такими:
Сказки для малышей ( 2-5 лет)
О дружбе
Жил был маленький котенок Вася. Он был очень добрым и веселым, но у него совсем не было друзей. Котенок не знал, как подружиться с другими зверятами, поэтому всегда играл один.
Однажды Вася, как это часто бывало, сидел возле дома со своим любимым мячиком и наблюдал за играми других зверят. И тут он заметил, что в кустах сидит щенок и, так же как и сам котенок, смотрит, как играют остальные.
Васе было страшно подойти к щенку, ведь всем известно, что собаки недолюбливают котов. Но котенок решил рискнуть. Он взял свой мячик и подошел к щенку.
-Привет, я Вася, давай вместе играть в мяч,- смущенно сказал котенок и протянул щенку свой мячик.
Щенок очень обрадовался, улыбнулся котенку и сказал:
-Давай! Меня зовут Кузя!
Вася и Кузя весь день вместе играли, сначала в мячик, а потом в прятки и догонялки. Котенок был очень рад. С тех пор, Вася и Кузя всегда играли вместе и помогали друг другу. Так у Васи появился первый настоящий друг.
Сказка на ночь, чтобы малыш спал в своей кроватке
Жил-был мальчик, которого звали Дима. Он очень любил спать вместе с мамой и папой в большой кроватке.
Однажды родители привезли из магазина маленькую кроватку для Димы. Кроватка эта была не простая, а волшебная, тому, кто в ней спал, она дарила самые прекрасные сны на свете.
Кроватка была очень красивой и уютной, мама Димы положила в нее пушистое одеяло и подушку, на них были нарисованы сказочные животные, которые очень понравились мальчику. Кроватка стала с нетерпением ждать встречи с Димой, ей не терпелось показать ему волшебный сон.
Пришло время ложиться спать: мальчик искупался, почистил зубки, переоделся в пижамку. Папа сказал, чтобы Дима ложился спать в свою новую кроватку. Но он почему-то испугался, и снова лег спать вместе с мамой и папой.
В ту ночь, кроватка так и не дождалась своего хозяина, ей стало очень грустно и обидно, она решила отправиться обратно в магазин.
Утром Дима увидел, что его волшебной кроватки нигде нет. Мама объяснила мальчику, что она решила вернуться в магазин, потому что она не нужна Диме. Теперь он всегда будет спать вместе с мамой и папой и никогда не сможет увидеть прекрасных волшебных снов.
Мальчик очень испугался и решил, что нужно обязательно попросить прощение и вернуть домой волшебную кроватку.
Дима вместе с папой отправился в магазин. Среди множества других кроваток нашел свою и попросил ее вернуться, пообещав, что будет спать только на своей кроватке. С тех пор, Диме сняться только самые прекрасные волшебные сны.
Терапевтические сказки для детей 3-7 лет
Релаксационная сказка от истерик
Когда вы видите, что ребенок на грани истерики, попытайтесь взять его на руки и спокойным умиротворенным голосом рассказать вот такую медитативную сказку.
Сегодня прекрасный солнечный день. Мы вместе с тобой садимся на большой воздушный шар, нас приветствует штурман и предлагает отправиться в путешествие. Мы, конечно же, соглашаемся. И шар начинает отрываться от земли, он медленно поднимается и нежный ветерок ласкает наши лица, мы слышим пение прекрасных птиц.
Шар потихоньку набирает высоту, мы видим верхушки деревьев, а затем и крыши домов нашего города. С высоты птичьего полета город кажется совершенно иным. Он такой маленький, как будто игрушечный, а по земле ходит много маленьких человечков похожих на муравьев.
Шар поднимается все выше и выше, ты чувствуешь себя легким как перышко. Видишь облака так близко, что, кажется – их можно пощупать, облака рисуют причудливые узоры, напоминающие животных и птиц.
Ты ощущаешь приятный прохладный ветерок. А внизу пейзажи сменяют друг друга — реки, леса и поля, все видно как на ладони. Солнышко начинает садиться, рисуя красочный закат, и мы понимаем, что нам пора возвращаться домой.
Воздушный шар начинает медленно опускаться, реки, леса и поля становятся все ближе и ближе. И вот мы уже опускаемся к своему родному городу, который стал привычных размеров. Корзина воздушного шара опускается на травку. Мы выходим и счастливые идем домой. Это путешествие было незабываемым, мы всегда будем вспоминать о нем с теплотой и радостью в душе.
Терапевтическая сказка для агрессивных детей
Жил-был мальчик Вовка, он был самым обычным мальчиком: играл в машинки, ходил в детский сад и любил конфеты.
Однажды Вовка увидел, как старший мальчик Денис, которого все боялись, обижал малышей на детской площадке. И Вовка подумал — «Вот здорово! Денис такой большой и важный, все его уважают! Я тоже таким буду!»
На следующий день Вовка пришел в детский сад. Во время прогулки все дети из его группы стали играть в «Выбивалы». Вовка присоединился к игре и стал, при любом удобном случае, толкать своих друзей и больно бить мячиком. Игра быстро закончилась, потому что девочка Вера расплакалась, побежала жаловаться воспитательнице и Вовку наказали.
После тихого часа, Вовка хотел показать своему лучшему другу Игорьку новый трактор, который подарил ему дедушка. Но Игорек, почему-то, не стал даже разговаривать с другом. Вовка удивился и подошел к своему приятелю Саше:
— Смотри, какой у меня трактор!- Саша отвернулся и ушел играть в кубики.
Вовке стало обидно, он решил пойти играть с девочками, но те, только увидев мальчика, схватили своих кукол и разбежались в разные стороны.
Весь оставшийся день мальчик играл один.
Вечером Вовка увидел возле дома того самого важного Дениса, среди других больших ребят. Ребята играли в прятки, а сам Денис сидел грустный один на скамейке и никто его не звал играть.
Вовка понял, что он ни за что не хочет быть таким как Денис. Поэтому завтра обязательно попросит у всех ребят в детском саду прощение, и больше никогда-никогда не будет драться.
Ирина Лозицкая, семейный психолог
Терапевтические сказки — Авторские сказки
Жили — были два веселых брата — поросята Хрюнь и Хряш. Весь день они весело бегали по двору с кошкой Муркой и щенком Тузиком, и играли. А вечером хозяйка кормила их вкусным ужином. Только вот Мурка с Тузиком вдруг перестали с поросятами ужинать. Уходили за угол и там вдвоем кушали. А потом и играть с
Черепашонок Кука собрался рассказать очередную историю, которая с ним произошла. Он стоял на высоком пеньке и оглядывал зрителей. Кого тут только не было! Зайчата привстали на задние лапки и открыли рты в предвкушении занимательного рассказа. Семейство ежиков расположилось по кустами и внимательно смотрели на черепашонка черными глазами-бусинками. Бельчата сидели на ветках деревьев, свесив длинные, рыжие
Жил – был комарик. Надоело ему с собратьями-комарами время проводить. -Друзья у меня скучные! — думал он. — Да и не любит меня здесь никто, мама с папой вон даже не обнимут никогда, пищат только все время и кушать заставляют. И надумал комарик других друзей найти. Решил он с людьми познакомиться поближе, пообщаться. Ведь они
Жила-была девочка Яночка. Красивая девочка получилась у мамы с папой. Глазки голубые, реснички длинные, губки бантиком, волосики кудрявые — прямо куколка, а не ребенок! И мама с папой, и бабушка с дедушкой очень Яночку любили. Ну, а как ее не любить? Такая девочка-красоточка, так бы и любовались ею целыми днями и с рук не спускали
Генка вышел во двор. Было раннее утро, кусочек от оранжевого солнечного круга только начал появляться над крышей соседнего дома. Мальчик оглянулся по сторонам и зевнул. Каникулы ведь! А во дворе — никого! Чего они все делают? — размышлял Генка, задумчиво шкрябая носком ботинка полоску серой, придорожной пыли. — Гена! — раздался возле него строгий мамин
Ариша радостно ждала наступления вечера. Скорее бы лечь спать! Конечно, в обычные дни укладываться в кровать не очень хочется – ведь вокруг столько интересного! Но сегодня не совсем обычный день….сегодня у Арины выпал зуб! Девочка уже положила его под подушку и с нетерпением ждала наступления ночи. Ведь ночью прилетит зубная Фея, заберет Аришин зуб, а
Котик любил спать у теплой печки. Сметанку любил кушать и молочко пить. Играть с клубком шерсти любил. А больше ничего делать не хотел. Хозяин на него ругался: -Что ты за кот такой! Мы тебя взяли, чтобы ты мышей и крыс ловил! Вон их полон чулан! А ты только ешь, да спишь целыми днями, никакого толку
Матвея отправили на лето к бабушке в деревню. Утром он позавтракал вкуснейшей бабушкиной кашей, выпил кружку домашнего молочка и отправился со своим другом -соседом Алешей прогуляться по окрестностям. На соседней улице жила рыжеволосая, голубоглазая хохотунья — девочка Алена, которая очень нравилась Матвею, и он надеялся встретить ее на лугу или на речке. Несмотря на ранний
Катя зашла с улицы домой и потихоньку прокралась в свою комнату. Она быстро переоделась и пошла на кухню. -Ты уже пришла? – воскликнула мама, хлопотавшая у плиты. – А я и не слышала! Руки вымыла? Садись ужинать! -Вымыла, вымыла! – соврала Катя. -Что-то я не слышала, чтобы в ванной вода шумела! – засомневалась мама. -Так
Ранним утром проснулась уточка, вышла во двор и начала звать своих утят: — Кря-кря-кря, Вы так долго спите зря! Занимается заря, Всем к реке давно пора! Выбежали утята и закричали: -Кря-кря, кря, Ну и что, что там заря! Мы еще поспать хотим И к реке не полетим! И ушли обратно спать. Мама утка подождала немного
Белочка сидела на ветке дерева, спрятавшись в листве, и с обожанием смотрела на лису — первую лесную красавицу. Лиса шла по тропинке, горделиво прогнув изящную спину, и помахивая рыжим, пушистым, шикарным хвостом. Звери оборачивались ей вслед и осыпали комплиментами. — Какая же она красивая! – вздохнула Белочка. -Какая грациозная, изящная! А мех какой! И как
Жил да был петушок. Молоденький еще совсем, только-только из цыпленка в петуха превратился. Никуда дальше двора птичьего он не ходил, гулять за воротами разрешалось только взрослым птицам. И все бы его устраивало, если бы не насмешки индюка-задиры. Уж очень любил индюк важность на себя напустить и поиздеваться над петушком. Вот и сегодня, взрослые птицы отправились
Мальчик Паша шагал по улице, крепко держа маму за руку. Они шли из магазина. В шуршащем, разноцветном пакетике, который несла мама, были не обычные покупки. В нем был подарок папе! Ведь завтра – 23 февраля, день защитника Отечества! Нужно будет обязательно поздравить любимого папочку! Сам Павлуша уже приготовил подарок своими руками. Нарисовал красивую картинку –
Петух Вася жил в тепле и сытости. Стены курятника защищали Васю и курочек от ветра, дождя и снега. На еду хозяева были щедры. Вобщем, не жизнь, а малина. Ешь, да спи весь день. Ну, еще покукарекай иногда, да с курами поболтай. И жил бы себе Вася, не зная печали, да только не давала ему покоя
Жила-была семья. Семья, как семья. Мама, папа и детишки. Мама и папа работали. А детишки играли и иногда баловались. И квартира у них была самая обычная. Мебель, плита, ванна. Вобщем, все, как у всех. Только вот жили они в волшебной стране — Звероландии. А обитателями Звероландии были не люди, а звери! Вот и эта замечательная
Мурзик считал себя важным и породистым. Кота не смущало, что хозяин нашел его на помойке, — ободранного и голодного, пожалел и принес домой. Он не был уверен в своей великой родословной, но рассказывать о королевском происхождении своим друзьям-котам ему это не мешало. Вот только имя подкачало. И что хозяину пришло в голову назвать его Мурзиком?
Принцессе Эльзе исполнялось 18 лет, все королевство готовилось к празднованию этого события. Король и королева собирались устроить грандиозное торжество – бал в огромном дворце для членов королевских семей и праздник на площади перед дворцом для всех подданных! Из других королевств съезжались принцы и короли, чтобы познакомиться с принцессой, и одного из них она должна была
Наташа ходила с мамой по большому магазину. Чего тут только не было! И фрукты разные, и овощи, и печенье, и конфеты, и даже игрушки! Девочке очень хотелось новую куклу и конфеты. Но мама набирала в тележку только всякую ерунду – курицу, картошку, молоко, хлеб. -Маааам, — потянула за рукав маму Наташа. – Куклу хочу! Вон
Гриша шел из школы. Настроения у него не было. Да и откуда ему было взяться, если завтра — последний учебный день перед новым годом, полугодие закончено, а в дневнике красовалась жирная двойка по математике. Мало того, что был не приятен сам факт получения плохой оценки, так теперь еще и вожделенного планшета на новый год не
Медвежонок по имени Медвежка очень любил мед. Вернее, любила. Потому, что это был этот медвежонок женского пола. Конечно, все медведи мед любят. Но она не просто его любила, а жить без него не могла! И ела мед в огромных количествах! -Хватит есть столько сладкого! Это вредно! – говорила ей мама. – Съешь вот лучше рыбку,
Собрались как-то раз два медвежонка, зайчонок и бурундучок. Решили пойти подальше в лес, набрать сладкой морошки, вблизи-то уже всю съели. -Я знаю, где много ягод! – сказал бурундучок. –Слышал, как папа собирался на болото, за морошкой. Пойдем туда! -Но ведь на болоте страшно, вдруг утонем!! – испугался трусливый зайчонок. -И идти туда далеко – поддержали
Жила – была девочка Света. Ей недавно исполнилось шесть лет. И мама с папой решили, что пора уже дочке в своей, отдельной комнате жить. Скоро в школу, нужно привыкать к самостоятельности. Сделали ей в комнате ремонт, мебель поставили новую — и кроватку красивую, мягкую, и шкаф, и тумбочку! Живи, и радуйся! Только вот Света привыкла
Зайчонок бежал по лесной тропинке. Он очень торопился к друзьям – медвежонку и ежику, они уже заждались его. Вдруг над ним мелькнула тень, и сверху на него что-то обрушилось и прибило к земле. Заяц вскочил, стряхнул с себя непонятный предмет и отскочил от него подальше в куст – на всякий случай. Подождав несколько минут, зайчишка
Жил-был мальчик Саша. И все время ему казалось, что у других жизнь лучше и легче, чем у него. Как-то раз, гулял Саша с мамой на улице. Мама на лавочку присела, рядом со старичком. А Саша вокруг крутится. Видит мальчик — кошечка лежит на солнышке греется и говорит – Везет же этой кошечке! Лежит себе, ничего
Кирилл очень боялся, что к нему не придет на новый год Дед Мороз. Он знал, что волшебный гость приходит и дарит подарки только тем деткам, которые ведут себя хорошо. Не то, чтобы Кирилл был плохим мальчиком, вовсе нет. Вполне себе обычный мальчуган. Но был у него маленький секрет. О нем никто не знал, даже мама,
Навигация по записям
Учебно-методическое пособие (младшая группа) по теме: Терапевтические сказки для будущих дошкольников
Уважаемые родители!
Поступления вашего ребенка в детский сад – очень важный для вас и вашего малыша этап. И он сопряжен с возможным появлением детских страхов (одиночества, общения, новых знакомств, отрыва от привычной жизни, и.т.д.)
Лучший способ борьбы с детскими страхами – терапевтические сказки.
Я подготовила для вас терапевтические сказки, которые вы можете читать ребенку перед сном. В сказках отражены наиболее часто встречающиеся проблемы, сопряженные с началом дошкольной жизни.
И помните:
- Уважайте страх своего ребёнка. Если ребёнок боится, то на это существуют причины. Ваш ребёнок, так же, как и вы, имеет право испытывать те чувства, которые он испытывает. Не говорите: «Ничего страшного! Не бойся, это пройдёт! Вашему ребенку необходима ваша поддержка, ему надо осознавать, что родители серьёзно относятся к его чувствам.
- Бойтесь вместе. Предложите бояться вместе с ним. Поверьте, страх поделенный на два становится меньше в два раза. Возможно в процессе «бояния» ваш ребёнок раскроет вам причины своего страха. Только не переусердствуйте и не нагоните ещё больше страху на малыша. Не заостряйте внимание на страхе ребенка без причины.
- Поиграйте в страх. Предложите ребёнку стать страхом и попугать вас. Это тоже может помочь вам выяснить причину. Любую болезнь легче вылечить, когда мы знаем её причину, то же относится и к страху.
- Творите волшебство. Испеките волшебное печенье, которое придаёт храбрости, или придумайте заклинание, которое отпугивает «барабашек». Если ребёнок, например, боится говорить прилюдно, запаситесь заколдованной игрушкой, которую надо держать в кулачке, произнося речь в присутствие большого количества людей.
- Расскажите ребёнку терапевтическую сказку. Пусть герой этой сказки борется с тем же самым страхом, который есть у вашего ребёнка, и побеждает его.
Удачи!
Педагог – психолог МБДОУ «Детский сад ОВ № 40» Шатунова Яна Николаевна
Терапевтические сказки про садик.
Как Оля полюбила садик (автор Людмила Цвирко)
Не пойду в детсад, — сказала Оля.
Оленька, деточка, мне нужно идти на работу, — просила её мама. — Если я не буду работать, у нас не будет денег, а если не будет денег, нам нечего будет есть.
Но Оля вертела головой и продолжала капризничать. С кухни прибежал кот Мурзик, прыгнул к Оле на колени и сказал: «Мяу, хочу вкусного молока и рыбку».
Гав-гав, — раздался звонкий лай пуделя Артемона. — вечно этот кот выпрашивает еду, я, может, тоже хочу вкусную косточку, но жду, когда меня покормят.
Ну, вот и животным нужна еда, — сказала мама. — И черепашка ждёт сочную капусту.
Оля посмотрела на животных и задумалась.
— Не так уж и плохо в детском саду: на Новый год подарки дарили, и дед мороз приходил, построили большую горку с ребятами и катались. Скоро 8 марта, и Анна Вячеславовна говорила, что будет утренник. Придут мамы и бабушки, а мы будем с ребятами петь, и танцевать, и читать стихи, будем дарить открытки, которые сами смастерили, и мама купит мне платье и красивый бант.
Мама вышла в прихожую. Оля, одетая в шубку и сапожки, ждала маму.
— Идём в детский сад, — сказала она маме. — Я пошутила.
С тех пор Оля всегда ходила в детсад и не капризничала. Там было всегда весело и много друзей, а когда возвращалась домой, её радостно встречали кот, пес и черепашка. У них всегда была еда. А Оле мама к утреннику купила очень красивое платье и бант.
Сказка про Грустинку
Жила-была девочка Маша. Сначала она была совсем малышкой, а потом росла-росла и подросла. Да так подросла, что можно теперь ей было в садик идти с ребятками играть. Мама и папа так обрадовались, что Маша большая. Устроили праздник. Мама торт испекла, и Маша даже сама свечки задувала.
На следующий день Машуля в первый раз в садик пошла, и так ей там понравилось, что даже уходить не хотела. Играла с игрушками, кушала кашу-вкусняшу. А еще у неё там дружок появился – Семён, такой весёлый мальчишка с кудряшками.
Целыми днями они вместе играли. Семён садился на одном конце комнаты и толкал Маше большой грузовик. Маша ловила его, нагружала в кузов кубики и отправляла к Семёну, а он строил большую башню. Весело им было вместе. Даже засыпать было нескучно, потому что кроватки стояли рядышком, и они вместе закрывали глазки и спали.
И вот в один осенний дождливый день, когда листья стали совсем жёлтыми, ветер принёс в детский садик Грустинку. Она была такая маленькая, серенькая, как пылинка, влетела в форточку и спряталась в кармашек к Маше. И тут Машу как подменили. Стало ей грустно, она почему-то расстроилась, маму потеряла и давай плакать. Все ребятки и воспитательница её успокаивали, успокаивали… А слёзки сами собой всё равно капают, так кап-кап-кап… И всё Маша знает, что мама скоро придёт, просто сходит на работку, потом купит вкусный йогурт и прибежит за Машей. Знает это Маша, а всё равно почему-то грустно – хочется, чтобы мама прямо сейчас пришла… А это всё грустная Грустинка сидит в кармашке и Машу расстраивает, плакать заставляет.
Семён Машу пытался развеселить: и в каравай предлагал поиграть, куклу ей в коляске прикатил — а Маша всё равно грустная. И тут Семён увидел, что у Машули глазки совсем мокрые. И решил ей помочь:
– Дай, — говорит, — я твой платочек достану, и слёзки вытрем, не плачь!
Вытащил Сёма Машин платочек, вместе с ним Грустинка из кармашка и вытряхнулась, и опять в форточку улетела. А Маша тут же улыбнулась, а потом засмеялась и стала снова весёлая. А Сёма и другие ребятки, конечно, очень обрадовались, что Грустинка совсем улетела, и все вместе побежали мультики смотреть.
С тех пор Маша всегда свой кармашек проверяет, не застряла ли там Грустинка и никогда в садике больше не грустит.
Как Кенгуреныш стал самостоятельным Возраст: 2-5 лет.
Направленность: Страхрасставания с мамой. Переживания, тревога, связанные с одиночеством.
Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь один».
Жила-была большая мама-Кенгуру. И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.
Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сжался, поджал коленки и пролез в сумочку.
Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще Дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые Дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.
День за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время. Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.
Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.
Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин — ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.
Вопросы для обсуждения
Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится оставаться один, без мамы?
Сказка о подсолнечном семечке Возраст: 3-5 лет.
Направленность: Тревога и беспокойство, связанные с отрывом от матери и вхождением в детский коллектив (детский сад). Страх самостоятельности, общая боязливость.
Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь!»
В огороде на высоком подсолнухе жила большая семья семечек. Они жили дружно и весело. Однажды — дело было в конце лета — их разбудили странные звуки. Это был голос Ветра. Он шелестел все громче и громче. «Пора! Пора!! Пора!!!»— звал Ветер.
Семечки вдруг поняли, что им действительно пора покидать корзинку родного подсолнуха. Они заторопились и стали прощаться друг с другом. Одних забирали птицы, другие улетали вместе с ветром, а самые нетерпеливые сами выпрыгивали из корзинки. Те, кто остался, с увлечением обсуждали предстоящее путешествие и то неизвестное, что ожидало их. Они знали, что их ждет какое-то необычайное превращение. Только одно семечко грустило. Ему не хотелось покидать родную корзинку, которую все лето грело солнышко и в которой было так уютно.
«Куда вы торопитесь? Вы никогда раньше не покидали дома и не знаете, что там, снаружи! Я никуда не собираюсь уходить! Я останусь здесь!»— говорило оно.
Братья и сестры смеялись над семечком, говорили: «Ты трус! Как можно отказаться от такого путешествия?». И с каждым днем в корзинке их оставалось все меньше и меньше.
И вот, наконец, пришел день, когда семечко осталось в корзинке одно-одинешенько. Никто над ним больше не смеялся, никто не называл его трусом, но и никто не звал его больше с собой. Семечку вдруг стало так одиноко! Ах! Ну почему оно не покинуло корзинку со своими братьями и сестрами! «Может я и правда трус?»—думало семечко.
Пошел дождь. А тут еще и похолодало, и ветер стал злым и уже не шептал, а свистел: «Торопис-с-с-с-с-сь!». Подсолнух гнулся до земли под порывами ветра. Семечку стало страшно оставаться в корзинке, которая, казалось, вот-вот оторвется от стебля и покатится неизвестно куда.
«Что будет со мной? Куда унесет меня Ветер? Неужели я больше никогда не увижу своих братьев и сестер? — спрашивало оно себя.— Я хочу быть вместе с ними. Я не хочу оставаться здесь один. Неужели я не смогу преодолеть свой страх?».
И тут семечко решилось. «Будь, что будет!»—»и, собравшись с силами, прыгнуло вниз.
Ветер подхватил его, чтобы оно не ушиблось, и бережно опустил на мягкую землю. Земля была теплой, где-то наверху Ветер уже завывал, но отсюда его шум казался колыбельной песней. Здесь было безопасно. Здесь было так же уютно, как когда-то в корзине подсолнуха, и семечко, утомленное и измученное, незаметно для себя уснуло.
Проснулось семечко ранней весной. Проснулось и не узнало самого себя. Теперь это было уже не семечко, а нежный зеленый росток, который тянулся к ласковому солнцу. А вокруг было множество таких же ростков, в которые превратив лись его братья и сестры-семечки.
Они все были рады встретиться снова, а особенно они радон вались нашему семечку. И теперь уже никто не называл его трусом. Все говорили ему: «Ты молодец! Ты оказался таким смелым! Ведь ты остался один, и некому было тебя поддержать». Все гордились им.
И семечко было очень счастливо.
Вопросы для обсуждения Чего боялось семечко? Что решило сделать семечко? Правильно ли оно поступило или нет? Чтобы произошло, если бы семечко продолжало бояться?
Белочка-Припевочка Возраст: 3-6 лет.
Направленность: Несамостоятельность.
Ключевая фраза: «Помогите, я сама не умею!»
В одном самом обыкновенном лесу, на одной из зеленых елей жила-была самая обычная беличья семья: мама, папа и дочка — Белочка-Припевочка. На соседних елях тоже жили белки. Ночью все спали, а днем собирали орехи, потому что очень их любили.
Мама и папа учили Белочку-Припевочку, как доставать орешки из еловых шишек. Но каждый раз Белочка просила помочь ей: «Мамочка, я никак не могу справиться с этой шишкой. Помоги мне, пожалуйста!». Мама доставала орешки, Белочка ела их, благодарила маму и прыгала дальше. «Папочка, у меня никак не получается достать орешки из этой шишки!». «Белочка!— говорил ей папа,— ты уже не маленькая и должна делать все сама». «Но у меня не получается!»— плакала Белочка. И папа помогал ей. Так Припевочка прыгала, веселилась, а когда ей хотелось съесть орешек, она звала на помощь маму, папу, тетю, дядю, бабушку или еще кого-нибудь.
Проходило время. Белочка росла. Все ее друзья уже хорошо собирали орехи и даже умели делать запасы на зиму. А Белочка всегда нуждалась в помощи. Она боялась сделать что-то сама, ей казалось, что она ничего не умеет. У взрослых уже не было достаточно времени, чтобы помогать Белочке. Друзья стали звать ее неумехой. Все бельчата веселились и играли, а Припевочка стала печальной и задумчивой. «Я ничего не умею и ничегошеньки не могу сделать сама»,— грустила она.
Однажды пришли дровосеки и срубили зеленый ельник. Пришлось всем белкам и бельчатам отправиться на поиски нового Дома. Они разошлись в разные стороны и договорились встретиться вечером и рассказать друг другу о своих находках. И Белочка-Припевочка тоже отправилась в дальний путь. Страшно и непривычно было ей прыгать по веткам в одиночестве. Потом стало весело, и Белочка была очень довольна, пока совсем не устала и не захотела есть. Но как же ей достать орехи? Никого нет рядом, не от кого ждать помощи.
Прыгает Белочка, ищет орехи — нет их и нет. День уже близится к концу, наступает вечер. Села Белочка на ветку и горько плачет. Вдруг смотрит, а на веточке шишка. Сорвала ее Припевочка. Вспомнила, как ее учили орешки доставать. Попробовала — не получается. Еще раз — опять неудача. Но Белочка не отступала. Она перестала плакать. Подумала немножко: «Попробую-ка я свой способ орешки доставать!».
Сказано — сделано. Поддалась шишка. Достала Белочка орешки. Поела, развеселилась/Огляделась, а вокруг большой ельник. На еловых лапах шишек видимо-невидимо. Перепрыгнула Белочка на другую елку, сорвала шишку — там орешки, другую сорвала — и та полная. Обрадовалась Белочка, собрала немного орешков в узелок, запомнила место и поспешила на назначенную встречу с ветки на ветку, с ветки на ветку. Прибежала, видит ее родные и друзья сидят грустные. Не нашли они орешки, устали, проголодались. Рассказала им Припевочка про ельник. Достала орешки из узелка, накормила. Обрадовались мама и папа, улыбнулись друзья и родные, стали Белочку хвалить: «Как же мы тебя неумехой звали — всех обогнала, всем силы придала и новый дом нашла! Ай, да Белочка! Ай, да Припевочка!».
На следующее утро белки пришли на то место, о котором рассказала Припевочка. И действительно, орехов там оказалось очень много. Устроили праздник-новоселье. Орешки ели, да Белочку-Припевочку хвалили, песни пели и хоровод водили.
Вопросы для обсуждения Почему так получилось, что Припевочку стали звать неумехой? Что помогло Припевочке достать орешки из шишки?
Случай в лесу Возраст: 3-6 лет.
Направленность: Неуверенность в себе. Тревожность. Страх самостоятельных действий.
Ключевая фраза: «У меня не выйдет!»
В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым и сделать что-нибудь до рое, полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ни-| чего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя. Поэтому все в лесу прозвали его «Зайчишка-трусишка». От этого ему становилось грустно, обидно, и он часто плакал, когда оставался один. Был у него один-единственный друг — Барсучонок.
И вот, как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Не когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска вдруг сломалась и он упал в реку. Барсучонок не умел плавать и стал барахтаться в воде, прося о помощи. А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка!» Не думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом , вытащил своего друга на берег. Барсучонок был спасен!
Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего друга. Когда же звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчонка, говорить, какой он смелый и добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. Он на всю жизнь запомнил одно очень важное и полезное правило: «Верь в себя и всегда и во всем полагайся только на свои силы!» И с тех пор больше никто и никогда не дразнил его трусишкой!
Вопросы для обсуждения
Почему Зайчонку было плохо и грустно? Какое правило запомнил Зайчонок? Согласен ли ты с ним?
Сказка про ежика Витю Возраст: 3-9 лет.
Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности.
Ключевая фраза: «Я плохой. Со мной никто не будет дружить!»
В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.
— Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой серой колючкой как ты? — говорила Вите лиса.
Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой,— бурчал медведь.
Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь,— пищал зайка.
— У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте — и те поют лучше тебя,— курлыкал ему прямо в ухо соловей.
Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального! слуха?»— плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел. Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький»,— подумал он. Но несмотря на страх Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.
Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик наконец добрался до старой сосны, там его ждала лиса.
— Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг, — сказала лиса. С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг. Ведь настоящий друг — это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг — это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.
Вопросы для обсуждения
За что было обидно ежику, почему он плакал? Что изменило жизнь ежика? Кто такой настоящий друг по мнению ежика? А как считаешь ты?
Янины Сказки — Терапевтические сказки-подсказки для детей и родителей
Маленький Бегемотик Лимончик очень хотел вырасти побыстрее, стать таким большим как мама или папа. Но он был маленький и очень боялся темноты. Однажды вечером, Лимончик был сам в комнате. Вдруг […]
ПодробнееЗа синими морями за высокими лесами за теплыми озерами и быстрыми реками в городе прекрасном жила была принцесса. Принцесса красивая, милая и очень веселая. Любила принцесса прыгать и скакать, с […]
ПодробнееКогда-то давным давно, когда даже папа был маленьким, жило было на небе Солнышко. Солнышко было веселым и любило петь песенки. Большое красивое дерево очень любило греться под ласковыми лучами Солнышка. […]
ПодробнееДобрый день, все мои дорогие подписчики, посетители и просто любители сказок. Давным давно не выходила я на связь, не печатала новые сказки, не рассказывала новые истории и не помогала детишкам. […]
ПодробнееЯнины сказки не пропали)) сказки пишутся и волшебство продолжается… Смотрите, тут у нас целый Новогодний сериал: Листайте страницу и ищите новые серии каждый день!!!
ПодробнееЭта история случилась со мной во сне. А может, и не во сне, а наяву, но точно однажды она произошла. Не помню, в каком городе или деревне, а может быть, […]
ПодробнееНа большом и широком поле где-то на окраине леса в землю из подсолнуха раньше своего времени выпало семечко. Маленькое и несмелое. Слабое и неуверенное. Но оно так торопилось в землю, […]
ПодробнееЖил был ручеек. Веселый, быстрый и очень радостный. Он шумел и всегда играл с маленькими лягушатами, хитрыми мальками и веселыми рыбками. Мама ручейка была большая и сильная речка. Но вот […]
ПодробнееКоротко о сказкотерапии, о том как писать сказки для детей, о влиянии сказок на жизнь взрослых. Интервью для проекта «Психология для всех»
ПодробнееТерапевтические сказки можно дарить по-разному. Вот одна маленькая девочка получает второй год свою особенную книгу. С важной и нужной историей именно о девочке и о том, что беспокоит и волнует. […]
Подробнее