Действительно ли необходим детский сад?
Я ходила в детсад с трех лет и отчетливо помню, как окружающие меня дружно жалели, в один голос заявляя, что это слишком рано и зачем мучить ребенка. Впрочем, даже не с трех, а с пяти лет дошкольные учреждения тогда посещали немногие. В нашем классе таких бедолаг были единицы. Все остальные сидели до школы дома с бабушками.
Со временем ситуация менялась. И бабушки уже не торопились на пенсию, и детских садов становилось все больше, однако до недавнего времени необходимость отдать ребенка в садик воспринималась как вынужденная мера. Что называется, не от хорошей жизни. Если мама имела возможность не работать, вопрос о саде даже не поднимался. Само собой разумелось, что до школы она будет заниматься детьми сама? Ни родные, ни знакомые просто не поняли бы ее, если бы она, не ходя на службу, «запихнула» ребенка в сад. Теперь и в этом плане произошли заметные подвижки. Все чаще на моем профессиональном горизонте появляются семьи, у которых есть все возможности не водить ребенка в садик. Или жена совершенно не рвется работать даже «для души», а муж вполне в состоянии обеспечить семью. Или бабушка готова посвятить себя внуку, или у родителей есть деньги на няню. Но… ребенка с трех-четырех лет все равно отдают в детский сад. И ладно бы он там наслаждался общением и коллективными играми! Так нет же! Малыш садик не любит, по утрам хнычет, жалуется, что его обижают, просится хоть немножко побыть дома. А другой идет без возражений, но часто болеет. А третий стал нервным, раздражительным, агрессивным. Я уж не говорю про гиперактивных детей, которых сейчас, к сожалению, все больше и больше. Для них детский сад — совершенно непосильная психологическая нагрузка.
Но когда заводишь об этом разговор, нередко наталкиваешься на непробиваемую стену. Впервые я задумалась над природой такого сопротивления несколько лет назад, когда ко мне на консультацию пришла молодая пара с мальчиком четырех с половиной лет. Степа жался к маме, прятал лицо в ее колени, наотрез отказался пройти без родителей в соседнюю комнату посмотреть игрушки.
— Он всегда так себя ведет? — спросила я.
— С чужими — да. Когда освоится, будет, конечно, пораскованней, но вообще-то он у нас зажатый. Ходить никуда не любит, даже на прогулку не вытащишь. Детей боится до дрожи в коленках. Взрослых меньше, да тоже побаивается.
Я была абсолютно уверена, что уж этого-то ребенка родителям и в голову не пришло определить в детский садик. Но ошиблась! В сад Степа пошел с трех лет. Полгода, правда, беспрестанно болел, когда выходил «в свет», то целыми днями сидел на стуле, не реагируя на призывы поиграть с детьми. Теперь на стуле уже не сидит, но детей по-прежнему дичится.
— Они для него слишком шумные, кричат, дерутся, а он этого не понимает, — сказала мама. — Но хотя бы истерик, как прежде, не закатывает при расставании — и то хорошо. Привели Степу с жалобами на утомляемость, рассеянное внимание, плаксивость, капризы и ночное недержание мочи (энурез). Причем в два с половиной года, до садика, никакого энуреза у ребенка не наблюдалось. С ним тогда вообще не было проблем: тихий, спокойный, покладистый: мальчик. Чужих опасался, но совсем не так, как сейчас. Он даже с детьми пробовал играть, теперь же и слышать ни о ком не желает.
Картина очень напоминала психотравму, нанесенную ребенку ранним отрывом от семьи. О чем, говоря по правде, вполне можно было догадаться самим, без консультации специалиста. Но мама с папой не хотели видеть очевидного.
— Забрать из сада?! — ужаснулась мама. — Но… Где же ему тогда учиться общению? Нет, что вы! Об этом не может быть и речи! Дома он у нас совсем одичает.
Хотя именно в садике, а не дома Степа растерял даже те небольшие навыки общения, которые ему удалось приобрести до трех лет.
— А подготовка к школе? — подхватил папа. — Нет, мы не в состоянии научить ребенка всему тому, чему сейчас учат в детском саду.
Хотя внимание у Степы рассеивалось как раз в саду, при нервном перенапряжении. И до школы оставалось еще два с половиной года — для дошкольника огромный срок. Да и чему уж такому особенному учат детсадовские воспитательницы? Почему людям с высшим образованием (техническим и гуманитарным) не под силу освоить эту премудрость? И как еще недавно бабушки безо всякого высшего образования вполне успешно учили своих внучат-дошкольников читать и считать? А некоторые учат и до сих пор…
На эти и другие вопросы ответа у родителей не нашлось, но было понятно, что они даже не собираются их искать. Главный вопрос был решен давно, окончательно и бесповоротно. Степа в сад ходить будет при любых обстоятельствах, потому что БЕЗ САДА ПРОСТО НЕЛЬЗЯ.
Случай был настолько яркий, а родительское сопротивление так откровенно иррационально, что мысль о подсознательных механизмах этого сопротивления напрашивалась сама собой. На уровне сознания возразить было нечего. Но подсознание нашептывало Степиным родителям прямо противоположное, и его шепот оказывался сильнее. Почему?
«Безмамные мамы»
Лет 30 назад в Америке поставили опыт: у обезьян отняли детенышей, выкормили их и принялись наблюдать, как они будут воспитывать своих малышей.
Оказалось, что «безмамные мамы» (так ученые прозвали обезьян, выросших на людском попечении) не умеют ухаживать за детенышами и не испытывают к ним родственных чувств, поскольку в своем детстве не имели перед глазами образца материнской заботы. У них в памяти запечатлены совсем другие ранние образы (импринтинги). По тем же причинам и многие детдомовцы, вырастая, испытывают серьезные трудности в построении семьи. Нынешние молодые родители, конечно, не детдомовцы и уж тем более не обезьяны, но это, пожалуй, первое поколение, которое массово посещало детские сады.
— Мы же «ходили в сад — и ничего, выросли!»— рассуждают они, позабыв, как частенько бывает, о своих детских огорчениях и обидах.
И им трудно себе представить, как можно обойтись без садика, потому что коллективное воспитание для них — импринтинг. А ранние впечатления очень прочно укореняются в подсознании. Мы их вроде бы не помним, не осознаем, но они никуда не делись и, как серые кардиналы, незримо управляют нашими представлениями и чувствами.
Главное — домашний мир и покой
А между тем опытные врачи и педагоги говорят о том, что ребенку-дошкольнику нужнее всего материнская ласка и теплый (прежде всего — психологически), уютный дом, спокойная, доброжелательная атмосфера в семье. В такой обстановке он расцветает и нормально развивается.
Вообще-то умные люди предупреждали об этом больше ста лет назад, когда детские сады только-только начали появляться. «Как бы ни были рациональны в них занятия и игры детей, — писал известнейший русский педагог К. Д. Ушинский, они могут вредно подействовать на ребенка, если он проводит в них большую часть дня. Как ни умно то занятие или та игра, которым научатся в детском саду, но они уже потому дурны, что дитя не само выучилось, и чем навязчивей детский сад в этом отношении, тем они вреднее».
Ушинский предупреждал что «даже шумное общество детей, если ребенок находится в нем с утра до вечера, должно действовать вредно». «Для ребенка, — продолжал он, — необходимы совершенно уединенные и самостоятельные попытки детской деятельности, не вызываемые подражанием детям или взрослым».
Тогда еще не оперировали терминами «психологическая нагрузка» или «стресс», но саму опасность уловили правильно. Теперь те же самые выводы делаются уже на научной основе. Пару лет назад мне довелось услышать на одной конференции выступление нашего крупнейшего врача-педиатра, академика В. А. Таболина. Он говорил о вреде многих экспериментов, которые ставились в XX веке над маленькими детьми, и в том числе… о детских садах. Да-да, то, с чем мы настолько свыклись, что уже не мыслим себе без этого жизни, на самом деле — эксперимент, имеющий сравнительно небольшую историю. Суть его заключалась в том, чтобы изъять детей из семьи и передать их на воспитание государству. Ведь семья, по мнению идеологов построения нового общества, должна была вскорости отмереть. Но практика показала, что никто ничто не может заменить ребенку матери. Хотя последствия раннего отрыва ребенка от семьи могут аукнуться гораздо позже. Например, в подростковом возрасте. Вот очень характерный рассказ:
«До школы Маша была ко мне очень привязана. Даже чересчур. Сейчас у меня сжимается сердце, когда я вспоминаю, как она просила: «Мамочка, давай я сегодня не пойду в садик. Давай немножко побудем дома, я не буду тебе мешать». Но мне тогда было не до нее. Нет, я, конечно, очень любила дочку, старалась красиво ее одевать, покупала игрушки и сладости. Но работа увлекала меня гораздо больше. Да и в личной жизни были разные переживания. Теперь Маше шестнадцать. Мы живем с ней в одной комнате, но между нами как будто невидимая перегородка. И дело уже не во мне. Я хочу наладить с ней контакт, но она меня в свой мир не пускает. Она привыкла обходиться без меня, и, хотя я чувствую, что дочь одинока и страдает из-за этого, мы не можем восстановить утраченную связь. Наверное, потому что эта связь была утеряна так рано, еще не успев как следует сформироваться».
А как же общение с детьми?
Люди, мало знакомые с детской психологией, сильно преувеличивают потребность дошкольников в детском коллективе. Дети трех-четырех лет обычно играют, так сказать, рядом, но не вместе. Да и лет в 5-6 у них еще нет друзей в том смысле, который вкладываем в это понятие мы, взрослые .Дружба малышей нестойка, ситуативна. Сегодня один друг на детской площадке, завтра — другой. Часто даже именем «друга» не удосуживаются поинтересоваться и «Как зовут мальчика, который сегодня приходил к нам в гости?» — неоднократно спрашивала я своего старшего сына (которому, между прочим, было тогда не пять, а семь или восемь лет!).
— Не помню… Друг, — пожимал плечами Филипп.
И назавтра приводил домой другого мальчика, а предыдущего даже не вспоминал.
Потребность в настоящей дружбе появляется ближе к подростковому возрасту, а дошкольнику достаточно периодически поиграть с кем-то из сверстников, даже не обязательно ежедневно. Он пока еще не вышел из круга семьи. Для него пока в семейном кругу самые главные отношения и самое главное общение.
Но сейчас нередко получается наоборот. Дошкольника вырывают из семьи и на целый день погружают в детский коллектив. Хотя и взрослому-то человеку тяжело с утра до вечера находиться в чужом обществе. Что же говорить о малыше, который быстрее переутомляется, легче перевозбуждается?! Чем труднее ему общаться с детьми и взрослыми, тем осторожнее следует дозировать это общение. Иначе поведение ребенка усугубится, и трудности будут расти, как снежный ком.
А в школе как будет?
Это вопрос задают всегда. Но ведь в школе, по сравнению с детским садом, гораздо более щадящие условия. Вы удивлены? — Судите сами. Нормально общаться, обходясь без конфликтов, ссор и драк, очень многие дошкольники и младшие школьники еще не умеют. Но в детском саду малыши проводят практически целый день, а в начальной школе — всего несколько часов. При этом в школе они постоянно заняты и находятся «в свободном полете» только на переменах. В детском саду же, наоборот, целенаправленные занятия длятся недолго. Большая часть времени отводится на игры и прогулки. А воспитательница физически не в состоянии уследить за всеми, ведь дети в группе человек 20-25. Кого-то непременно начинают обижать, дразнить. Другие тоже не прочь «поддержать компанию». Поэтому чувствительному, обидчивому ребенку в саду приходится очень туго. И требовать от него, чтобы он себя переделал, просто глупо. Гораздо умнее будет не ставить ребенка в такую тяжелую психологическую ситуацию. Получить навыки общения, которые пригодятся ему в школе, он сможет, играя время от времени с детьми ваших приятелей или посещая пару раз в неделю какую-нибудь студию, благо их сейчас для малышей полно в каждом городе.
Кому сад не противопоказан?
Конечно, дети бывают разные. Некоторым сад даже необходим. Активным, инициативным ребятам к 5-6-ти годам часто становится дома скучно. Особенно если это единственный сын или дочь, а в квартире, кроме родителей, проживают еще и бабушка с дедушкой. Ребенку хочется большей самостоятельности, старые рамки становятся для него тесны, а родные не спешат их расширить. Да и как реализовать в таких условиях потребность ребенка в лидерстве? Кем он будет верховодить? Один мой маленький знакомый, психологически вполне дозревший до детского коллектива, но томившийся дома, потому что мама боялась отдать его в садик, тиранил ее и деда, как самый натуральный восточный деспот. А заодно еще и «гонял» попугая (так мама метко охарактеризовала его метод дрессировки, поскольку когда Саша не знал, чем заняться, он тыкал в птаху карандашом, заставляя ее метаться по его приказанию из одного угла клетки в другой.) Такое «лидерство», естественно, не радовало ни маму, ни дедушку, ни попугая, ни самого Сашу. Когда мальчика отдали в детский сад, его поведение нормализовалось.
Принят по собственному желанию
Но самым главным критерием при решении вопроса, устраивать ли ребенка в детский сад, на мой взгляд, должно быть его желание. (При условии, конечно, что обстоятельства позволяют сделать этот выбор.) Все-таки это еще не «работа», как часто внушают ребенку взрослые. Он еще успеет в своей жизни потянуть лямку, пусть хоть немного насладится детством.
А дети, которые ходят в садик с удовольствием, тоже встречаются. Хотя и не так часто, как хочется верить родителям.
Детсадовский опыт моего старшего сына был крайне неудачным. Хронический отит, полученный в результате постоянных простуд, чуть не кончился глухотой. Поэтому дочку я определять в сад не собиралась. Но в три года она буквально вынудила меня пойти в РОНО за направлением, потому что каждый день ныла и просилась «к детишкам».
— Но меня в садике не будет! — стращала я Кристину.
— Ничего! — бодро отвечала она.
— Тебе придется спать днем, — грозно предупреждала я. Она и на это была согласна, хотя про дневной сон дома забыла уже в два года.
Короче, я сдалась. Когда Кристина в первый раз не заплакала при расставании со мной, воспитательница решила, что это обычная история: ребенок еще не разобрался в ситуации. Но, когда и спустя неделю дочка спокойно отпускала меня, не обращая внимания на рев других трехлеток, мне было сказано, что ребенок у меня уникальный. А ведь на самом деле ничего уникального в Кристине не было. Просто она осуществила свою мечту. А если бы я навязывала ей сад насильно, и рев был бы, и болезни. А так она ни разу даже ОРЗ не болела!
Новое время — новые опасности
Но с другой стороны, сейчас я бы десять раз подумала, прежде чем отдавать дочку в садик. Ведь моя Кристинка была дошкольницей в середине 80-х, когда перестройка только начиналась, и максимум, что могли принести из сада дети, это какие-то бранные слова. Теперь же, увы, нравы настолько огрубели, что подобные инциденты считаются в порядке вещей. Дескать, как же иначе? Малыши всегда обучают друг друга всяким «глупостям»… Хотя это вовсе не факт! Раньше многие дети «просвещались» по части нецензурных ругательств гораздо позже. Я, например, пойдя в садик с трех лет, узнала их только по окончании третьего класса (то есть в десятилетнем возрасте!). Как сейчас помню, произошло это на даче, и большинству моих сверстников, которые при сем присутствовали, эти выражения тоже были в диковинку.
Да что там ругательства! Общаясь с родителями и педагогами, я теперь нередко сталкиваюсь с тем, что их не шокирует в поведении детсадовцев и многое другое, от чего раньше у взрослых волосы встали бы дыбом.
— Дети еще и не то видят по телевизору, — повторяют они, находя какое-то странное утешение в этих, по сути, чудовищных словах. И приводят примеры нынешних детских игр и развлечений, которые не хочется цитировать — настолько они непристойны. Пожалуй, самое мягкое, это «постельные эпизоды» в традиционной детской игре «дочки-матери».
Особенную опасность представляет такая среда для демонстративных детей, которые, как губка, впитывают все дурное. Или для слабовольных ребятишек, легко попадающих под чужое влияние. Ну и, конечно, для малышей с некоторой задержкой развития и одновременно тягой к риску — их все время тянет на «подвиги», а «тормоза» слабые, происходящее осознается ими плохо. У таких детей дурное влияние среды может привести к раннему формированию криминального типа личности.
«Как мы защищаем семью от разрушительных веяний? — сказал, отвечая на вопросы журналистки, отец двенадцати детей, священник Александр Ильяшенко. — Мы никогда наших детей не отдавали в детсад. При этом, безусловно, что-то теряешь, но приобретаешь гораздо больше… В семье ребятишек нежного возраста можно уберечь от растленного духа мира сего, где уже с молоком матери впитывается та страшная атмосфера, в которой живет наш народ. Этих людей, конечно, нельзя осуждать — они просто не видят ничего другого, доброго. Но мы старались своих детей всячески уберечь от противоестественного влияния окружающей среды. У них есть хороший круг общения — среди их друзей верующие люди. Мы с ними едины, и для них так же дорого то, что и нам дорого, и неприемлемо то же, что и для нас неприемлемо» (Венцы царские, венцы крестные. Семья в современном мире. М., Даниловский благовестник. 2000).
Постепенно это начинает понимать все больше людей. С одной стороны, многие православные семьи предпочитают обходиться без детских садов. С другой стороны, потихоньку возникают православные детские садики. Кое-где прихожанки объединяются, создают домашние мини-группы и совместно занимаются воспитанием детей. А некоторые договариваются отдать ребятишек в обычный сад, но в одну группу, чтобы они образовали там свое ядро, которому уже будут не особенно страшны чуждые влияния.
Пару лет назад в наш психологический кукол
Зачем ребенку детский сад
Боюсь отдать ребенка в детский сад. Что с ним там будет?! Зачем вообще ребенку детский сад? Начнутся эти сопли, слезы, болезни и прочая зараза. Нахватается он там всяких некультурностей. Воспитатели нынче такие неграмотные. Где их только находят! Еще наорут на моего ребенка… Ой, нет! Ни за что! Зачем этот детский сад? Ведь есть же мама!
Ребенок у меня такой нежный, такой домашний. Зачем ребёнку ходить в детский сад к этим диким безумным детям, которые бегают и орут, как ненормальные? Они же могут его обидеть, побить, игрушкой не поделиться, обозвать. Да все, что угодно! Как представлю его плачущим или одного в садике. И зачем нужен этот детский сад? Прекрасно и без него можно воспитать и вырастить замечательного человека.
Зачем нужен детский сад ребенку
Многие молодые мамы спрашивают: зачем нужен детский сад ребенку? Хочу успокоить таких мам и рассказать свою историю детства.
Мы все ходили в детский сад. Родители наши всегда работали, не с кем было оставить детей, поэтому нас отдавали в детский сад. Конечно, в детском саду всякое бывало, но это не помешало нам вырасти нормальными людьми.
Сначала в детском садике я много болела. Мама часто оставалась дома со мной и пропускала работу. Но у неё ни разу не возник вопрос, зачем нужен детский сад ребенку. Потом меня перевели в другой детский сад, где у меня появилось много друзей. Там нас учили читать стишки, танцевать, петь песни, играть в игры. Нам прививали культуру общения и взаимодействия в коллективе через чтение правильных сказок.
Благодаря этому я научилась дружить, научилась жить среди других детей. Каждое утро я шла в детский сад как на праздник. Ни одна мама не смогла бы заменить опыт общения в детском коллективе, который я получила в детском саду.
А сможете ли вы, милые мамы, вырастить малыша социально адаптированным, решив не отдавать ребенка в детский сад? Очень сомневаюсь. Сможет ли ребенок научиться общаться с ровесниками, дружить, уступать, делиться пищей и игрушками, не общаясь с детьми? Ведь этому всему можно научиться, только находясь в коллективе среди других людей. Вот зачем нужен детский сад ребенку.
Зачем ребенку нужен детский сад, какие дети наиболее адаптивные, а какие с трудом привыкают к детскому саду, хорошо описано в статье «Дикари, а не дети! Нам не страшен детский сад!»
Зачем детскому саду нужен сайт?
Нужен ли сайт детскому саду? Ответ однозначный — непременно нужен. Зачем? Давайте разбираться по порядку.
Определение целевой аудитории и её потребностей
Для начала определим вашу целевую аудиторию. Это мужчины и женщины преимущественно молодого возраста — 25–40 лет, у которых есть дети-дошкольники. Как правило, эта часть населения активно пользуется интернетом и ищет там всю необходимую информацию.
А теперь представьте: у вас есть маленький ребёнок и вам нужно подобрать для него детский сад. Как вы поступите? Скорее всего, зайдёте в интернет и приметесь искать там. Так поступит и большинство ваших потенциальных клиентов. Причем это не просто праздношатающиеся по просторам интернета, это ваша «горячая» целевая аудитория, которую можно и нужно привлечь. Если вас не будет в интернете, то эта ЦА так и не станет вашими реальными клиентами.
Какую информацию размещать на сайте?
От того, насколько информативным, полезным и привлекательным будет ваш ресурс, во многом зависит то мнение, которое сложится у посетителей о вашем садике. Разместите на нём информацию о преимуществах вашего заведения, указав:
— специализацию;
— по каким методикам вы работаете;
— какие дополнительные услуги оказываете или проводите занятия;
— полученные лицензии, сертификаты и награды.
Не лишним будет разместить фото педагогов и методистов, указать информацию о их образовании, квалификации, полученных сертификатах, грамотах и прочих заслугах. На сайте следует разместить также фото помещений детского сада, описать материально-техническую базу, опубликовать положительные отзывы клиентов.
Интернет-ресурс может оказаться весьма полезным также для взаимодействия с действующими клиентами и поддержания их лояльности. На страницах сайта вы можете размещать информацию о режиме работы детского сада, анонсировать различные события и мероприятия, выкладывать видео- и фотоотчеты с праздников, экскурсий и т. д. С помощью сайта вы можете проводить опросы, завести форум для общения родителей, воспитателей, методистов и администрации детского сада. Размещайте полезную для родителей информацию о воспитании и развитии малыша, рекомендации по сохранению здоровья, питанию, лайфхаки и другие интересные заметки.
Отслеживание посещаемости и продвижение интернет-ресурса
Вы всегда сможете отследить информацию о посетителях вашего ресурса, проанализировать статистику посещаемости, понять, какой контент оказался наиболее интересным. Всё это поможет вам наиболее эффективно заниматься продвижением вашего детского сада.
Отследить статистику сайта можно с помощью специальных инструментов. Наиболее популярные из них Яндекс.Метрика, Google Analytics и LiveInternet. Установить счётчики вы можете самостоятельно, пользуясь подсказками систем, или попросить сделать это разработчиков сайта. Счётчики позволят вам оценить не только количество посещений каждой страницы на сайте, но еще такие важные показатели, как время, проведённое на сайте, откуда пользователь попал на вашу страницу, и т. д.
Тема способов продвижения сайта в интернете очень обширна. Коснёмся кратко лишь основных вариантов позиционирования ресурса.
— SEO-продвижение. Поисковые системы (Яндекс, Google и другие) настроены выдавать ссылки на ресурсы по запросу пользователя по определенным алгоритмам. Не углубляясь в детали, можно сказать, что шанс попасть на первые страницы выдачи поисковика тем больше, чем полезнее ваш ресурс для пользователя. Поэтому постоянное наполнение сайта новым интересным содержанием поможет вам укрепить свои позиции в этом вопросе.
— Контекстная реклама. Поисковые системы, в частности Яндекс и Google, дают возможность размещать рекламу на страницах рунета, которая будет показываться вашей целевой аудитории. Вы можете попробовать разобраться с этим самостоятельно или обратиться к профессионалам.
— Покупка или бесплатное размещение ссылок на ваш ресурс на внешних сайтах. Речь идёт о размещении информации, содержащей ссылки на ваш ресурс, на разных тематических форумах, блогах и т. д.
— Ведение собственного youtube-канала с интересным тематическим контентом.
— Активное использование социальных сетей как инструмент продвижения сайта и самого детского сада.
— И многие другие способы.
Таким образом, сайт — это мощный инструмент для привлечения новых клиентов и для тесного эффективного взаимодействия с уже существующими. Пользуйтесь им по максимуму.
P.S. На самом деле не иметь интернет-ресурс для детского сада не только невыгодно, но и незаконно. Федеральный закон № 93-ФЗ от 01.01.11 г. «Об образовании в РФ» и Постановление Правительства № 582 от 10.07.13 г. обязывают руководство детских садов создавать сайты для заведений и размещать на них актуальную и полную информацию о их деятельности.
Зачем ребенку детский сад и нужен ли он вообще?
Сейчас у многих есть возможность не работать или работать удаленно, то есть не нужно посещать работу ежедневно. И поэтому очень часто родители принимают решение не водить малыша в детский сад. Безусловно ребенку дома хорошо.
Когда вы отдаете малыша в детский сад, он получает определенный стресс — смена обстановки; страх, что мама оставила навсегда. Да и большое количество детей дает большую вероятность заболеть.
Но это только одна сторона медали.
С другой стороны, малыш учится общаться со своими сверстниками, «выживать» в этой среде, болеет детскими болезнями (ведь гораздо лучше переболеть ветрянкой в детстве, чем в подростковом или взрослом возрасте). И, конечно же, развивается.
Сколько бы мы ни ругали наше дошкольное и школьное образование, оно очень много дает для наших детей.
Как я уже писала выше, это безусловно общение с другими детьми — умение играть вместе, уступать друг другу или, наоборот, отстаивать свое мнение. И, конечно, ребенок получает новые навыки и знания.Я когда-то работала в детском саду педагогом дополнительного образования. Я преподавала малышам кружок по ручному труду. И у меня была одна группа детей , как говорится, «домашних», т.е. им было по 5 лет, но они не ходили в детский сад, а ходили только ко мне на дополнительные занятия.
В первые дни занятий я была очень удивлена, детям было дано задание приклеить детальку на основной лист. Дети, не посещавшие детский сад, на меня смотрели и не могли понять, что нужно делать. Я же в ответ не понимала, почему они не выполняют эту работу.
Позже я была вынуждена объяснять им по-другому: «в руку берем кисть, щетинкой вниз, окунаем немножко в клей, мажем деталь клеем и прикладываем».
Мне самой было страшно от этой фразы. Потому что «садиковские» дети, как только слышали, что нужно клеить, сразу брали кисти, мазали и приклеивали. Их этому научил воспитатель еще в 3 года.Тоже самое было и с ножницами. Каждый второй ребенок мне говорил, что мама не разрешает брать в руки ножницы.
Конечно, ходить в детский сад вашему малышу или нет, решать только вам, но не забывайте, что порой у вас просто нет нужного опыта и терпения объяснить что-то вашему ребенку. Так пусть этим занимаются профессионалы.
Зачем нужен детский сад | Детский сад Монтессори Москва
Зачем вообще ребенку этот детский сад или вечная проблема с неожиданного ракурса. «Мы вполне можем позволить себе хорошую няню. Она будет читать ребенку Эдмона Ростане в подлиннике, поможет ему полюбить творчество Эдвина Черча и подготовит к поступлению в лучший лицей», – примерно так рассуждают многие родители, которые считают детский сад пережитком прошлого. Никого не интересует тот факт, что малышу не нужны в этом возрасте идеи романтизма и монументальные панорамы природы. Более того, важность подготовки к школе сейчас сильно преувеличена. А детский сад может дать малышу гораздо больше, чем идеальная няня.
Зачем ребенку детский сад
«Детский сад помогает ребенку социализироваться и подготавливает к школе», – эту заезженную фразу очень любят повторять многочисленные эксперты. Однако утверждение вызывает в душе родителей обоснованные сомнения. Во-первых, активный и общительный малыш не так уж сильно нуждается в пресловутой социализации. А во-вторых, существует масса других способов подготовки дошколенка к учебе. Давайте рассмотрим вопрос с другого ракурса и решим, нужен ли ребенку и его родителям детский сад.
Детский сад помогает ребенку проявить способности и определить свое место в жизни
Ребенок – далеко не чистый лист, на котором можно насильно написать что угодно. Уже в самом раннем возрасте у детей существуют склонности, которые в большинстве случаев они не могут проявить. Причина в том, что папа решает вырастить из наследника гениального экономиста и отдает его чуть ли не с пеленок в «Школу молодых экономистов-международников». Мама мечтает воспитать из него личность с богатым духовным миром, поэтому нанимает десяток репетиторов по живописи, литературе и музыке.
А ребенок на самом деле имеет незаурядные способности к химии и интуитивно понимает происходящие процессы. Но в силу своего возраста ограничен в самостоятельности, да и вообще в 4 года не знает о существовании такой науки. И никому из взрослых даже не приходит в голову попытаться выявить эту склонность. Конечно, она проявится гораздо позже. Но сколько времени будет потрачено зря на зубрежку законов макроэкономики и изучение нудных гамм!
Или, к примеру, у малыша есть склонность к моделированию и конструированию, он может стать великим изобретателем. Но у домашнего ребенка нет возможности познакомиться с робототехникой и понять, что наука – это очень увлекательно и интересно.
И как бы пафосно это ни звучало, детский сад действительно поможет быстрее найти свое место в жизни и заняться любимым делом.
Детский сад помогает стать самостоятельнее и организованнее
В детском саду монтессори малыши учатся складывать за собой игрушки, вытирать пыль, убирать на место дидактическое материалы, стирать, поливать цветы, пользоваться кухонной посудой, надевать шапку и сандалии. Зачем такой опыт маленькому ребенку? Он позволяет понять, что «Я могу!», «Я сам!», «Я делаю и у меня получается!».
Ребенок испытывает огромную радость от своих достижений. А потом еще с гордостью может продемонстрировать маме и папе цыпленка из пластилина, сделанного своими руками. И удивить бабушку способностью безошибочно отличать правый тапок от левого и самостоятельно обуваться. Ребенку важно ощущать свою значимость и понимать, что им гордятся.
В детском саду проходят праздники
Запомнившийся мультиками и конфетами Новый год или посиделками взрослых юбилей бабушки – это совсем не те праздники, которые нужны ребенку. В детском саду монтессори устраивают яркие и красочные утренники, в которых оживает сказка и случается волшебство. А чего стоят дни рождения с аниматорами! Ну а масленица с настоящими блинами с пылу, с жару, которые можно есть прямо на улице, запомнится на всю жизнь. Дома ребенок будет лишен таких праздников. Их не заменит персональный Дед Мороз, заказанный любящей бабушкой, или «кафешный» день рождения в кругу детей маминых подруг.
В детском саду ребенок получает первые жизненные уроки
Окружающий мир жесток и часто несправедлив. Заботливо ограждать от него любимое чадо и растить его в тепличных условиях долго все равно не удастся.
Детский сад дает ребенку понять, что он не пуп земли. Что рядом есть еще двадцать человек со своими желаниями и амбициями. И что если ему и кому-то еще срочно понадобилась одна и та же машинка, о нужно делиться или искать какой-то компромисс.
В детском саду ребенок учится отстаивать свою позицию и не давать себя в обиду. Например, если его пытаются обвинить в том, что он вылил на соседа компот, а на самом деле он этого не делал, то нужно постоять за себя и объяснить воспитательнице, что виноват сам непоседливый сосед.
Детский сад нужен и маме
Многие мамы сами создают миф о собственной незаменимости и фанатично в него верят. «Ну кто, если не я? Кто его научит, кто подскажет и поможет?», – думают они. Детский сад учит таких гиперзаботливых мам отпускать ребенка от себя. Дает возможность понять, что малыш имеет право на самостоятельность и собственные ошибки, на достижения.
Ждем вас в нашем детском саду монтессори!
Зачем отдавать ребенка в детский сад
Почему нужно отдавать ребенка в детский садикНесмотря на то, что сейчас много частных групп кратковременного пребывания ребенка в саду, школ раннего развития и тому подобных организаций, любой педагог скажет, что все-таки полезнее посещать дошкольное образовательное учреждение (детский сад). Почему?
Во-первых, именно находясь в условиях общей группы, дети раньше приучаются к самостоятельности. Дети гораздо легче осваивают навыки самообслуживания: учатся самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, соблюдать личную гигиену (См. « Когда и как приучать ребенка к горшку »), прибирать за собой .
Во-вторых, дети гораздо больше играют в саду, у них больше игрового пространства и больше партнеров для игр. Помимо просто ролевых игр, дети осваивают такие занятия, которые способствуют их физическому развитию, а также логическому мышлению, речи, развитию художественных и музыкальных способностей.
Наконец, посещение группы детского сада формирует у ребенка умение общаться в коллективе, учит взаимодействию друг с другом, умению договариваться, учитывать не только свои, но и чужие интересы. Особенно это важно для тех детей, кто является единственным ребенком в семье.
Детский сад: за и против
Как ни крути, именно детский сад – первая в жизни ребенка школа коллективного общения. Если бы в каждой семье было по 4-6 детей, как в прежние времена в крестьянских семьях, то в домашних условиях вполне можно было бы поработать над коллективизмом. А если у родителей единственное чадо, то как его воспитывать вне коллектива? Ведь человек – существо общественное, а значит, без общения ему в жизни будет очень тяжело.
Кроме того, ребенок, оторванный от семьи на весь день, становится более самостоятельным. Родители далеко, они не могут ему помочь ни одеться, ни поесть, ни поиграть с другими детьми. Вольно или невольно, но ребенку самому приходится решать все эти свои проблемы.
Противники детского сада приводят две главные проблемы: дети начинают часто болеть и учатся плохому. Действительно, на первый взгляд, все так и есть. Иногда уже на второй неделе после начала посещения детского учреждения отдельные дети начинают болеть. Это объясняется адаптацией, которую испытывают многие.
Однако некоторые медики склонны считать, что это даже способствует формированию иммунитета. Чем раньше, дескать, ребенок перенесет всевозможные инфекции, тем лучше ему будет дальше – в старшей и подготовительной группе, и уж тем более в школе. Что же касается дурного влияния… Порой наблюдаешь, как во многих очень благополучных семьях вырастают грубые и бессердечные дети. И дело здесь не в примере других. Может сработать и сила своего примера, когда отец кричит на мать, называет бранными словами.
Чаще же причина в другом – в так называемых СМИ. Обилие бессмысленных мультфильмов заполонило экраны телевизора. Многим мамашам вообще удобнее включить диск с мультиками часа на два и заниматься своими делами. Все замечательно: в доме тишина, никто не беспокоит. Но что получает для себя такой несчастный ребенок? Пару десятков дурацких шуток или бессмысленных выражений?
Что уж говорить об интернете! Когда пятилетний ребенок без ведома родителей посещает запретные сайты или общается в социальных сетях с незнакомыми людьми, что от этого можно ждать? Уж лучше в детском саду! По крайней мере, хороший воспитатель всегда одернет грубияна или сделает замечание тому, кто не слишком-то вежлив и воспитан.
Правила для родителей
Родителям, которые все-таки сделали свой выбор в пользу дошкольного образовательного учреждения, можно дать несколько правил, чтобы и для них адаптация проходила легче.
Правило 1. Ребенок должен ходить в детский сад с желанием. Он должен чувствовать, что это не тюрьма, не место лишения свободы на весь день, а радость общения, радость творчества и познания, знакомство с окружающим миром.
Правило 2. К посещению садика нужно готовиться заранее. Расскажите о своих воспоминаниях, связанных с этим временем. Возможно, у вас остались друзья, с которыми вы поддерживаете отношения с того периода. Постарайтесь заранее побывать недалеко от того места, куда скоро предстоит ходить ребенку. Понаблюдайте за тем, как весело ребятам на улице, как интересно проходят у них игры, соревнования. Тогда ребенок с нетерпением будет ждать начало новой жизни.
Правило 3. Приучайте ребенка к самостоятельности. Никто его не будет уговаривать есть с ложки, ему придется самому одеваться и раздеваться, и ваша подготовленная заранее почва для самостоятельности сослужит для него добрую службу и снимет лишние неврозы.
Правило 4. Любя своего ребенка, не воспитывайте из него эгоиста. Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь им, старайтесь не заронить в его сознание мысль о собственной исключительности. Ребенок должен знать, что и родители, и все близкие люди с радостью выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им совсем не потому, что они обязаны это делать, а только потому, что любят его. Уступая в чем-то ребенку, иногда просите и его пойти вам на уступки. Эгоистично настроенным детям в коллективе сверстников приходится довольно нелегко. Не стоит забывать об этом.
Правило 5. Предоставьте ребенку возможность любой эмоциональной разрядки. В первые несколько дней ребенок ведет себя скованно, сдержанно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или очень быстро бегает – это ему необходимо.
В том случае, если адаптационный период проходит слишком остро и значительно превышает допустимые сроки, нужно обязательно посоветоваться с психологом.
Когда отдавать ребенка в садик
Самым благоприятным периодом для начала посещения детского сада принято считать возраст с трех до четырех лет. Каждый родитель знает психологические особенности своего ребенка. Наблюдая за его поведением в первые дни, выслушивая его впечатления, каждый родитель в итоге должен сам сделать окончательный вывод: нужно ли его сыну или дочери посещать детский сад или лучше посидеть дома до того времени, когда у самого ребенка возникнет потребность проводить больше времени со сверстниками, нежели с родителями?
© Тимошенко Елена, Dealinda.ru
Зачем ребенку детский сад и нужен ли вообще?
Сейчас у многих есть возможность не работать или работать удаленно, то есть не нужно посещать работу ежедневно. И поэтому очень часто родители принимают решение не водить малыша в детский сад. Безусловно ребенку дома хорошо.
Когда вы отдаете малыша в детский сад, он получает определенный стресс — смена обстановки; страх, что мама оставила навсегда. Да и большое количество детей дает большую вероятность заболеть.
Но это только одна сторона медали.
С другой стороны, малыш учится общаться со своими сверстниками, «выживать» в этой среде, болеет детскими болезнями (ведь гораздо лучше переболеть ветрянкой в детстве, чем в подростковом или взрослом возрасте). И, конечно же, развивается.
Сколько бы мы ни ругали наше дошкольное и школьное образование, оно очень много дает для наших детей.
Как я уже писала выше, это безусловно общение с другими детьми — умение играть вместе, уступать друг другу или, наоборот, отстаивать свое мнение. И, конечно, ребенок получает новые навыки и знания.Я когда-то работала в детском саду педагогом дополнительного образования. Я преподавала малышам кружок по ручному труду. И у меня была одна группа детей , как говорится, «домашних», т.е. им было по 5 лет, но они не ходили в детский сад, а ходили только ко мне на дополнительные занятия.
В первые дни занятий я была очень удивлена, детям было дано задание приклеить детальку на основной лист. Дети, не посещавшие детский сад, на меня смотрели и не могли понять, что нужно делать. Я же в ответ не понимала, почему они не выполняют эту работу.
Позже я была вынуждена объяснять им по-другому: «в руку берем кисть, щетинкой вниз, окунаем немножко в клей, мажем деталь клеем и прикладываем».
Мне самой было страшно от этой фразы. Потому что «садиковские» дети, как только слышали, что нужно клеить, сразу брали кисти, мазали и приклеивали. Их этому научил воспитатель еще в 3 года.Тоже самое было и с ножницами. Каждый второй ребенок мне говорил, что мама не разрешает брать в руки ножницы.
Конечно, ходить в детский сад вашему малышу или нет, решать только вам, но не забывайте, что порой у вас просто нет нужного опыта и терпения объяснить что-то вашему ребенку. Так пусть этим занимаются профессионалы.