Темы интересные для детей – Окружающий мир — познавательная рубрика для детей. Много уникальных материалов о нашей вселенной, космосе, о различных профессиях, животных, явлениях природы.

Окружающий мир — познавательная рубрика для детей. Много уникальных материалов о нашей вселенной, космосе, о различных профессиях, животных, явлениях природы.

30 ноября, 09:34

Авторы лучших работ-наши победители

21 ноября, 12:59

Млекопитающие с высоким интеллектом и социальной жизнью способны совместно убить хищницу-одиночку. Всё очень просто. Дельфины дружелюбны, счастливые и социальные, у них очень высокий уровень интеллекта, они имеют развитую …

19 апреля, 16:47

1.Англичане изучающие русский язык, для успешного усвоения трудной фразы «я люблю вас» пользуются мнемоникой «yellow-blue bus», буквально переводится как «желто-голубой автобус» 2. Камбоджийский язык имеет самый большой в мире …

23 февраля, 12:28

Раньше, до того как были придуманы современные лекарства — особенно антибиотики, от инфекционных заболеваний умирало гораздо больше людей, чем сегодня.

23 февраля, 11:59

Брови и ресницы защищают глаза. Глаза — очень уязвимый орган человека, и защищать их необходимо, потому что люди получают информацию об окружающем их мире, полагаясь на зрение больше, чем на другие способности организма.

18 февраля, 18:19

Наши внутренние часы работают не так, как часы на руке. Вот почему иногда нам кажется, что время летит со страшной силой, а иногда оно тянется очень долго. Попробуем разобраться и понять почему так происходит.

2 декабря, 09:36

Руины Мачу-Пикчу — «затерянного города инков» — скрыты в зарослях джунглей высоко в Перуанских Андах (Южная Америка) и с трёх сторон окружены бурной горной рекой Урубамба. Город построен как святилище в 1438 году девятым правителем Империи Инков — Пачакутеком Юпанки.

2 ноября, 13:34

Лемуры — самые примитивные члены отряда приматов, который включает в себя и обезьян. В наше время лемуров можно встретить на Мадагаскаре, в Африке и в некоторых странах Азии. Когда-то они жили в Америке и Европе, где находят их окаменелые останки.

16 августа, 11:40

Посмотрите на карту мира. А теперь взгляните на Южную Америку и Африку. Вы видите выступ в очертаниях Южной Америки справа, где находится Бразилия, и впадину в контуре Африки слева? Вам не кажется, что их можно сложить вместе, и из них получится один континент?

15 августа, 10:31

Возможно, вы не знаете, что великая африканская река Нил имеет свою загадку. Во всяком случае, одно обстоятельство, касающееся великой реки, озадачивало людей на протяжении тысячелетий.

14 августа, 10:21

Тысячи лет тому назад по дремучим лесам, покрывавшим Землю, бродили гигантские чудовища многочисленных разновидностей. И даже несмотря на свои невообразимые размеры, они не смогли выдержать трудностей, которые пришли вместе с изменением климата и исчезновением пищи. Они погибали один за другим, пока не вымерли все, кроме двух видов — африканского и азиатского слона.

13 августа, 12:57

1.Полюса Земли меняются Все мы знаем, что Северный полюс находится выше Аляски, а Южный — в пределах полярного плато Антарктиды. Но географические и магнитные полюса планеты — не одно и то же. За последние 20 млн лет магнитные …

13 августа, 11:28

Хранение информации — это память, а запоминание тесно связано с обучением. Психологи издавна старались объяснить, как люди запоминают и почему они забывают многие вещи, которые они учили. Но ни один еще не нашел ответы на эти вопросы.

10 августа, 11:18

Время от времени мы сталкиваемся с некоторыми вопросами, относящимися к нашей Земле, которые представляются нам таинственными и на которые еще не найдено ответов. Например, наличие соли в воде океанов. Как она туда попала?

9 августа, 11:28

Первыми людьми, принявшими год в качестве единицы измерения времени и разделившими его на приблизительно равные части, были древние египтяне. Они создали лунный (месячный) календарь, в основу которого было положено появление новой луны каждые двадцать девять — тридцать дней. Но этот календарь был не совсем точным

8 августа, 11:18

Когда мы произносим слово «страна», то обычно имеем в виду независимое государство с определенной территорией и собственным правительством.

7 августа, 10:05

Когда мы смотрим на небо и видим там большие тяжелые тучи, мы, вероятно, думаем, что скоро пойдет дождь. И мы склонны думать, что тучи — это единственное, что нужно для того, чтобы пошел дождь. Но в действительности дождь — это результат длительного и сложного процесса.

6 августа, 11:23

Многим детям очень нравится держать в своем доме хомяков и морских свинок. За этими очень приятными и сообразительными грызунами легко присматривать.

6 августа, 11:11

Глаз — это один из самых замечательных органов нашего тела. Он представляет собою нечто вроде фотокамеры, с регулируемым отверстием для того, чтобы впускать свет, с линзой- хрусталиком, фокусирующим световые волны, чтобы получился зрительный образ, с чувствительной пленкой, на которой эти образы запечатлеваются.

3 августа, 10:35

Все хорошо знают, что землетрясения — это стихийные бедствия, довольно часто случающиеся то в одном, то в другом месте на нашей планете, Земля начинает дрожать под ногами, в ней открываются широкие трещины, похожие на бездонные ущелья, качаются и рушатся дома и другие строения. Некоторые, особенно сильные землетрясения приобретают размер ужасающих катастроф, в них гибнут сотни и тысячи людей.

Чем увлекаются современные дети, исследование

Результаты масштабного онлайн-исследования «Игрология», проведенного в 25 странах по инициативе ИКЕА компанией Family kids and Youth совместно с Research now!, содержат в числе прочего две новости – хорошую и плохую.

Начнем с хорошей: современные дети лучше, чем мы о них думаем. Например, игры с друзьями они считают гораздо более привлекательным занятием, чем сидение у телевизора или за компьютером. Плохая новость, впрочем, является таковой только для производителей игрушек: дети нуждаются в них не так сильно, как хотелось бы владельцам «игрушечного бизнеса». И это только некоторые из опровергнутых исследованием стереотипов. Но обо всем по порядку.

В ходе исследования было опрошено 7500 родителей (по 300 в каждой стране, поровну мужчин и женщин), а также 2500 детей (по 100 в каждой стране) в возрасте от 7 до 12 лет. Опрос проводился в Австрии, Австралии, Бельгии, Канаде, Китае, Чехии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Венгрии, Ирландии, Италии, Японии, Нидерландах, Норвегии, Польше, Португалии, России, Словакии, Испании, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США. Исследованием руководила Барби Кларк (Barbie Clarke), главный исполнительный директор компании Family Kids and Youth, занимающаяся изучением молодежной среды более 20 лет.

«Один из наиболее интересных полученных нами результатов – то, что дети больше всего хотят общения, – считает Кларк. – 30 % участников нашего исследования в качестве любимого времяпрепровождения выбрали игры с друзьями. Второе по популярности занятие – видеоигры (15 %), затем игры с родителями – 10%».

Заметим, что в то время как дети почти не играют с родителями (10% – это совсем немного), последних мучает чувство вины из-за отсутствия достаточного времени для ребенка. При этом Россия, в которой 57% респондентов согласились с этим утверждением, стоит в списке стран, для которых упомянутая проблема наиболее актуальна. Комплекс вины присущ также родителям из Китая, Португалии, Венгрии, Италии, Ирландии и Франции.

Возможно, подобный разрыв связи поколений образовался из-за разницы в понимании роли игры. Большинство родителей в России – 66% – считают, что «лучшая игра – та, которая чему-то учит ребенка». Однако у детей обратное мнение: 66% предпочли бы скорее играть, чем учиться. Может быть, несмышленыши просто не понимают своего счастья? Не совсем так. Они его понимают иначе.

«Представление о том, что детское развитие, непосредственно связано с интеллектом ребенка, в известной степени верно, однако здесь важно соблюсти меру, – продолжает Кларк. – Мне кажется, что некоторые слишком сознательные родители могут просто переутомлять детей своим вниманием. А ребенок, скорее всего, этого не оценит».

Родительская любовь должна проявляться вовсе не в том, чтобы постоянно сидеть с детьми, учить их, ухаживать за ними – на самом деле нет ничего важнее эмоциональной связи. Детям совсем необязательно постоянно ощущать присутствие родителей в их жизни. Конечно, они должны понимать, что их в чем-то ограничивают, защищают от опасности, но это не должно превращаться в гиперзаботу. А что думают об этом дети?

Двое из пятерых считают, что родители слишком сильно их опекают. «Это довольно много, учитывая беспокойство родителей по этому поводу, – считает Кларк. – Дети говорят: «Вы чересчур о нас заботитесь». И не забудем – им нет еще и двенадцати, это даже не подростки, которые всегда жалуются на переизбыток родительского внимания.

При этом дети всегда надеются на лучшее. Как оказалось, в России только 23% опрошенных детей хотели бы, чтобы родители придумывали им занятия после школы, видимо, понимая, что эти «придумки» в большинстве случаев будут весьма дидактическими. Зато почти половина детей были бы рады, если бы мама и папа играли с ними больше, подсознательно надеясь на то, что это поддержит ту самую эмоциональную связь. Очевидно, что фабричные игрушки для поддержания этой связи играют подчиненную роль, в отличие от сделанных взрослыми совместно со своими детьми своими руками.

Интересно, что телесмотрение, на которое делают ставку занятые собой родители (и производители товаров для детей!), это, скорее, вынужденный вариант времяпровождения юных созданий. Когда у детей спросили, что им больше по душе, телевизор, игры с друзьями или родителями, 89% выбрали игры с друзьями, 73% – с родителями и только 11% детей на первое место поставили телевизор.

Как объединить интересы разных поколений? Как показал опрос, одной из точек соприкосновения часто противоположных точек зрения может стать… кухня. Больше половины российских детей «рады были бы провести время, готовя что-нибудь на кухне с мамой и папой» и примерно такое же количество родителей согласились с тем, что «очень важно, чтобы дети и родители собирались вместе за едой».

Кухня, очаг – это не только место для кулинарного творчества. Это место встречи поколений. Исследование показало, что информационная революция не слишком разорвала эту связь. «Очень интересной мне показалась информация о том, кому доверяют родители, – рассказывает Барби Кларк. – В наше время большинству из них доступен огромный объем информации о воспитании детей. Однако чаще всего они обращаются за советом к собственным родителям. Несмотря на наличие книг, журналов, интернета и т.д., они спрашивают у своих мам и пап: «Как мне поступить?» Этому не стоило бы удивляться лет 15–20 назад, но сейчас, когда воспитание детей – уже целая индустрия, это поражает».

Таблица 1. Каким источникам вы обращаетесь за рекомендациями по воспитанию своих детей?

Источник: исследование «Игрология» компаний Family kids and youth и Research now!

Правда, детальное изучение численных результатов исследования показывает, что сдвиги все же есть. Взрослые доверяют советам своих родителей, но вот родственники «котируются» у них на уровне ТВ-программ и интернет-видео. В традиционных обществах все было иначе. Но тогда не было ни ТВ-программ, ни тем более, интернет-видео. Так что, подобные опросы имеет смысл время от времени повторять. Капля в виде высокотехнологичных новинок точит камень в виде общественных устоев.

10 недетских тем для разговора с ребенком

Дети — самое дорогое что есть у нас в жизни. Но часто за бытовыми хлопотами — что поел, какие оценки принес, вымыл ли посуду — мы забываем обсудить с ними гораздо более важные вещи. Или не находим слов. Или считаем, что они еще не доросли.

Мы собрали несколько тем, на которые стоит поговорить со своим ребенком, чтобы ваша любовь и взаимопонимание стали еще крепче.

О теле
Знание анатомии и физиологии помогает понять, правильно ли работает организм или пора обратиться к врачу. Расскажите ребенку о его теле, об интимной гигиене. Ни одна часть тела не может быть стыдной. Стоит сразу учить детей верным названиям половых органов — «пенис» и «вульва». Тогда у детей появятся здоровое отношение к своему телу и сексуальности, право говорить о них без смущения и возможность рассказать о сексуальных домогательствах.

Вопросы для обсуждения с детьми постарше:

  •     Почему у людей такие разные тела?
  •     Что важнее — душа или тело?
  •     Можно ли делать татуировки? Вдруг они потом разонравятся?

О сексе
Ребенку помладше расскажите все без лишних деталей: «Когда мужчина и женщина любят друг друга, они целуются и обнимаются. Папа передает маме свою клеточку, она соединяется с маминой, и в животе появляется ребенок». В 5–6 лет можно поговорить про сперматозоиды и яйцеклетку, в средней школе — о мастурбации, сексуальном желании, правилах предохранения и о том, что сексом можно заниматься, только получив однозначное согласие: «нет» значит «нет».

Вопросы для обсуждения с детьми постарше:

  •     В каком возрасте люди начинают заниматься сексом?
  •     Можно ли отказаться от секса, если ты согласился, а потом передумал?
  •     Кто отвечает за то, что в результате секса наступила случайная беременность?

О личном пространстве
«Круги общения» помогают предотвратить физическое и психологическое насилие. Обсудите с ребенком, что можно и нельзя делать людям из разных кругов — кто может обнять и поцеловать, а с кем нужно соблюдать дистанцию. Самая важная идея — что никто не может прикасаться к ребенку без его согласия, даже близкие. Если ребенку некомфортно, он должен не бояться сказать «нет» и рассказать об этом другим взрослым.

Научите ребенка уважать свое и чужое личное пространство. Начните с простого — прежде чем войти в детскую комнату, стучите.

Вопросы для обсуждения с детьми постарше:

  •     Что такое уважение?
  •     Как научиться говорить «нет»?
  •     Можно ли заставлять других делать то, чего они не хотят?

О любви
Любовь — это нежность, желание быть рядом, уважение и ответственность друг за друга. Любовь бывает разной — к родным, друзьям, мужчине или женщине и может выражаться по-разному: в заботе, утешении, объятиях, поцелуях и поддержке. Любовь не бывает «за что-то». Никто не вправе говорить: «Я буду любить тебя, если ты станешь таким-то или сделаешь то-то».

Вопросы для обсуждения с детьми постарше:

  •     Нужно ли во всем соглашаться с человеком, которого любишь?
  •     Что делать, если любовь безответна?
  •     Чем отличается любовь от влюбленности?

О смерти
Когда ребенок спрашивает о смерти, не обманывайте его. На вопрос «Я умру?» ответьте: «В далеком будущем, ведь обычно люди умирают в старости, а до этого с тобой произойдет много важного и интересного. Твоя жизнь только начинается». О себе можно сказать: «Я собираюсь жить и быть рядом с тобой еще очень долго».

Говорите «люди умирают» вместо «мы уходим в мир иной». Не сравнивайте смерть со сном — это может породить у ребенка страх умереть во сне.

Если умер кто-то из тех, кого ребенок знал, не скрывайте этого. Говорите коротко: «У нас горе, дедушка умер». Объясните, что плакать и горевать — естественно, что нужно время, чтобы печаль прошла и что образ любимого человека останется в сердце навсегда.

Вопросы для обсуждения с детьми постарше:

  •     Есть ли жизнь после смерти?
  •     Для чего мы живем?
  •     Нужно ли бояться смерти?

О вере
Атеист вы или верующий, свою позицию ребенку лучше не навязывать. Говорите нейтрально: есть люди, которые верят, что существует бог, они ходят в церковь и убеждены, что, если тебе плохо, можно попросить бога о помощи, и он поможет. Расскажите о разных религиях и их отличиях.

Вопросы для обсуждения с детьми постарше:

  •     Зачем людям нужен бог?
  •     Почему в мире столько разных религий?
  •     Люди сами выбирают, как поступать, или все происходит по воле бога?

О толерантности

О толерантности можно говорить проще или сложнее в зависимости от возраста ребенка, но главная мысль должна быть одна: ни пол, ни внешность, ни национальность, ни вес, ни цвет кожи, ни интеллектуальные способности не повод считать человека хуже других, обижать и дразнить его. Если бы все люди в мире были одинаковыми, это было бы ужасно скучно!

Вопросы для обсуждения с детьми постарше:

  •     Что такое травля?
  •     Почему у людей появляются враги?
  •     Почему существуют войны?

О деньгах
Воспитывать в ребенке презрение или любовь к деньгам одинаково неверно. Отношение к ним должно быть нейтральным. Деньги — это инструмент, которым нужно научиться пользоваться. Такие установки, как «честный не может быть богатым», «деньги в семье должен зарабатывать мужчина», могут помешать ребенку установить здоровые отношения с финансами.

Карманные деньги можно еженедельно выдавать уже с 5 лет. Не указывайте, как ребенку тратить их, даже если покупки кажутся вам глупыми.

Вопросы для обсуждения с детьми постарше:

  •     Почему в мире есть бедные и богатые?
  •     Что лучше — взять кредит или накопить?
  •     Можно ли купить счастье за деньги?

О безопасности в сети
Даже если ребенок не ищет запретную информацию, она сама находит его в виде всплывающих окон и сообщений от незнакомцев. Научите ребенка правилам поведения в интернете:
  •     Не публиковать личную информацию: адрес, телефон, сведения о себе и своей семье. Имя лучше заменить ником.
  •     Не встречаться с виртуальными друзьями в реальности, не сообщив об этом взрослым.
  •     Не отвечать на угрозы и подозрительные сообщения и рассказать об этом родителям.
  •     Не участвовать в розыгрышах призов и лотереях в сети, не отправлять СМС для подтверждения регистрации на сайтах.
Установите «родительский контроль», но не запрещайте ребенку пользоваться соцсетями — он все равно будет это делать втайне от вас, а вы не сможете видеть, с кем он общается и чем интересуется.

О безопасности на улице
Избегайте общих фраз «никуда не ходи с посторонними», «не заходи в лифт с чужими». Расскажите, что именно нужно делать. Предупредите, что незнакомые взрослые не должны обращаться к ребенку на улице, просить его о помощи. А если обратились, с ними не нужно быть послушным и вежливым. Отрепетируйте ответы: «Я не буду с вами разговаривать», «Меня ждут, я спешу». В случае опасности можно делать что угодно: падать в лужу, пинаться, кричать «Отпустите, я вас не знаю!»

Вопросы для обсуждения с детьми постарше:

  •     Что делать, если видишь, что взрослый силой уводит ребенка?
  •     Как поступить, если на улице малыш стоит один и плачет?
  •     Рассказать ли взрослым, если твои друзья собираются сделать что-то опасное?

Чтобы узнать, усвоил ли ребенок правила безопасности, пройдите с ним тест.

О чем бы ни шла речь, подбирайте простые слова для малышей или рассказывайте подробнее, если ребенок старше, но в любом случае говорите спокойно и честно. Если ребенок задал вопрос, значит, готов услышать ответ.

Хорошее начало разговора может звучать так: «Я не знаю об этом всего, но постараюсь ответить на любые твои вопросы или мы вместе можем найти на них ответ в книге. Если ты забудешь что-то спросить сейчас, обязательно спроси, когда будет нужно».

8 самых сложных тем для разговоров с детьми

Всегда бывает непросто начать с ребёнком разговор на серьёзную и пограничную тему. Сложные отношения в семье, половое созревание, нехватка денег — ребёнок чувствует все эти процессы, вы это видите, но не знаете, как подойти к разговору. Ждать, когда он спросит, или лучше начать самому? Разбираемся, что делать, если поговорить надо, а как — не совсем понятно.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Как говорить с детьми о разводе родителей

Развод родителей — тема болезненная и деликатная. Вокруг неё возникает много вопросов сразу же, как это решение созревает. И столько же — когда ребёнок привыкает жить без мамы или папы. Ответ на вопрос «посвящать ли детей в суть конфликтов между родителями» — нет. Другое дело, когда дома дым столбом, летают табуретки, каждый вечер скандал с мордобоем и дверь стоит аккуратно прислонённая к стеночке. А вот там, где развод родителей падает на ребёнка как «снег на голову», немного другой расклад.

Всем людям, и детям в первую очередь, необходима определённость в вопросах мироустройства. Детям нужно знать, как будет организована их жизнь на ближайшем отрезке. Поэтому, как только решение о разводе принято, надо как можно скорее сообщить детям, каким образом теперь всё будет функционировать. Кто уходит, а кто остаётся, где мы будем жить и на что, останутся ли прежние увеселения или придётся всё бросить. Хотя в нашей довольно мутной и хаотичной реальности родители зачастую забывают вообще сообщить даже о самом факте развода.

Читать дальше


2. Как говорить с детьми о деньгах

Разговоры о деньгах помогут ребёнку не только наполнить копилку мелочью, но и избавят его от тревоги, зародившейся после того, как дедушка стал вслух комментировать новости и использовать слово «нищеброды». Обсуждая, почему копейка рубль бережёт, кроме собственно образовательной задачи мы решаем ещё одну: избавляем ребёнка от лишних эмоций, которыми неизбежно обрастает проблема денег. С раннего детства человек оказывается окружённым экономическими понятиями. Он слушает сказки о богатстве и бедности, близкие говорят о выгоде и тратах, а разбитые предметы почему-то определяются их стоимостью, а не размером. Замалчивать, вообще не говорить про презренный металл, равно как и посвящать каждый семейный ужин вопросам отцовских бонусов — это неверные стратегии. Оба пути ведут к сакрализации денег.

Общий посыл: спокойное отношение. Есть деньги — даём, нет — не даём, но объясняем, что это вовсе не конец света. Может, Мальдивы в этом году как-то обойдутся без нас, но мы можем позвать на бабушкину дачу всех друзей и неплохо провести время, пока бабушка не проснулась. Если ребёнок хочет гаджет, как у одноклассников, то либо мы покупаем без всяких истерик, либо покупаем дешёвый аналог с объяснением: «Пусть пока что он работает только подключённым к духовке, но если мы составим семейный бюджет и хорошенько сэкономим, то в будущем году…»

Читать дальше


3. Как говорить с ребёнком о половом созревании и не выглядеть идиотом

Ещё до разговора о половом созревании очень важно (и мы это подразумеваем), чтобы к шести-семи-восьми годам ребёнок уже знал и то, как происходит размножение человека, и то, что его тело — только его собственное, и никто не должен трогать его без разрешения. Сначала ребёнок должен узнать о созревании, сексе, размножении, любви, обоюдном согласии «абстрактно», пока ещё без эмоций, без личного отношения. И желательно задолго до того, как всё это начнёт с ним в реальности происходить. Теория должна на несколько лет опережать практику, и периодически теорию стоит повторять, проверяя, не забылось ли.

Важно, чтобы разговор о сексе был свободен от стыда. Не от нормального смущения, а именно от стыда как «ощущения ненормальности, грязи, скверны». И слова здесь примерно одни и те же для мальчиков и для девочек — как об удовольствии, так и о безопасности.

Читать дальше


4. Как говорить с детьми о коррупции

Кажется, что дети и так знают, что воровать плохо, а жизнь всё равно заставит брать или давать взятки — «по-другому никак». Но настраивать детей на такой пессимистичный сценарий — деструктивный подход. Основная цель такого разговора — чтобы они задумались. Чтобы, когда вырастут, не рассуждали так: «Да, я в этой ситуации обязательно дам взятку, ну, а как иначе?». Есть очень большая опасность, когда начинают говорить о коррупции страшилками. То есть «кто-то кому-то дал взятку, и все умерли». Плюс не надо ограничиваться Уголовным кодексом, надо обсуждать шире. Это кажется, что проблема юридическая, а на самом деле она социальная. И важно объяснить само определение.

Родителям при детях, особенно за столом, как это у нас часто бывает, не стоит обсуждать, кто кому и что дал, взял, купил. Лучше выбрать какой-то случай и обсудить его с ребёнком. Например, когда вы всей семьёй смотрите новости или кино. Ребёнку стоит сказать: «Вот смотри, герой фильма дал взятку, чтобы его не посадили, но при этом он не виноват. Его отпустили. Как ты думаешь, он правильно поступил?». И надо объяснить, что это не единственно правильный вариант, есть много случаев, когда побеждают честные граждане. А коррумпированных людей привлекают к ответственности.

Читать дальше


5. Как говорить с детьми о смерти

Известно, что дети к шести-семи годам осознают факт конечности жизни. Часто в одиночку, не делясь с родителями, переживают первый «экзистенциальный удар»: чистый животный страх смерти («когда-то наступит такой день, такая минута, когда меня не будет»). В наши дни тема смерти для ребёнка превратилась в оцифрованный квест. В XXI веке среди детских ответов на вопрос «На что похожа смерть? Какой ты её представляешь?» всё чаще встречаются ответы типа: «Смерть похожа на сломанный гаджет»; «Смерть — это терминатор, злой и огромный»; «Смерть — такой киборг с базукой». Поэтому надо научить ребёнка отличать настоящие события и переживания от мнимых. Подчёркивать масштаб и горечь настоящих трагедий, учить сопереживать и поддерживать близких в горе.

Не надо «прятать» ребёнка от похорон, поминок и других ритуальных церемоний: он учится жить в обществе и должен воспринимать смерть как естественное событие, уметь прощаться. Присутствие на таких мероприятиях следует дозировать, но не отменять.

Читать дальше


6. Как говорить с детьми об этике

Этические вопросы необходимо обсуждать, подробно разбирать на семейном совете, при этом наделяя детей полноценным правом голоса в таких дискуссиях. Такие разговоры не должны носить покровительственный характер: «Ладно, я сейчас объясню, как правильно». Например, когда вы говорите ребёнку: «Ты должен быть терпимым по отношению к другим людям», — он, скорее всего, пропустит это «очередное родительское нравоучение» мимо ушей. Но если вы приведёте яркие примеры и поможете ребёнку сделать собственное умозаключение, возможно, он сам решит, что толерантность лучше нетерпимости. Важно, что это будет его собственное мнение. То есть привить ребёнку терпимость легче, не приказав ему быть таковым, а направив к самостоятельному выбору в пользу терпимости.

Ценное умение для родителей — способность «разжечь» дискуссию, сделать так, чтобы разговор стал захватывающим и запоминающимся, а не «потух», не успев начаться. Когда ребёнок озвучит свою точку зрения, спросите, почему он так думает. Задавайте как можно больше вопросов — так вы сможете направлять ход их мыслей. Кстати, короткое слово «почему» (или «зачем») прекрасно подогревает обсуждение.

Читать дальше


7. Как говорить с детьми о войне

Многие считают, что тему войны не стоит поднимать в разговоре с ребёнком. Вроде бы и так всё понятно: по телевизору парад, у памятника Вечный огонь, а к пуговицам детей привязаны георгиевские ленточки. Однако обсудить её всё же нужно, во-первых, потому что проблема, которая касается жизни и смерти, добра и зла, требует проживания и поддержки значимого взрослого. Во-вторых, война до сих пор актуальна для нас.

Многие родители, пытающиеся что-то поведать о народном подвиге, рискуют свалиться вот в такую клюкву: рассказать о том, что война — это пушки (бах-бах!) и все отважно бегут в атаку. А потом звучит громкое «Ура!», и под звуки оркестра героям вручают ордена. Другая крайность — посвятить летние каникулы подробным рассказам об устройстве фашистских концлагерей и описанию сцен каннибализма в блокадном Ленинграде. Важно детям показать именно две стороны: есть и слава, но и другая — грязная, тяжёлая, грустная — тоже есть. Воевать — это работа, и мы чествуем тех, кто её делает, а ещё мы сочувствуем им. Но нужно ли романтизировать её? Вряд ли.

Читать дальше


8. Зачем, когда и как говорить с детьми о политике

Казалось бы, беседы о том, как устроено государство, что такое быть гражданином, что такое быть ответственным, беседы о правах и обязанностях — естественная часть процесса воспитания. В этом и есть наша родительская роль: рассказать, как устроен мир и предложить модели взаимодействия с этим миром.

Если вы не любите нынешнюю власть до зубного скрежета, так и скажите. Но только объясните свою позицию, желательно управляя эмоциями и следя за выражениями. Не перестанет ли ребёнок любить Родину оттого, что мама не любит президента? Нет, Родина — всё же нечто большее, чем кучка людей. Не стоит отождествлять эти два понятия. Вместо навешивания ярлыков, обсуждайте конкретные вещи: налоги, реформу образования, медицину, уборку снега на улицах, скамейки во дворе, что важнее — космическая программа или новые социальные дотации. Самый лучший вариант, когда у вас нет чёткого ответа и есть поле для размышлений.

Читать дальше


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

5 фраз, которые навязывают ребёнку гендерные стереотипы

Скрупулёзный дуршлаг: 7 слов, в которых мы постоянно путаем буквы

6 советов о том, как правильно запрещать

Примерные темы исследовательских работ для начальных классов

Темы исследовательских работ для школьников 1 – 4 классов

Представляем перечень интересных и актуальных тем исследовательских работ для школьников начальных классов, на основе которых которые можно сформулировать свою тему исследования: расширить или сократить формулировку.

В процессе выполнения исследовательской работы, согласно выбранной теме, школьники более углубленно изучают выбранный ребенком объект наблюдения (изучения), наблюдают за животными, растениями, процессами и в результате исследования получают ответы на свои вопросы.

Темы исследовательских работ начальной школы рассчитаны для ребят с 1 по 4 класс, выбираются и выполняются с консультациями учителя и помощью родителей. Главное, чтобы ребенок выбрал тему по своим интересам и увлечениям.

Темы исследовательских работ и проектов общей тематики:

  • А прочно ли куриное яйцо?
  • Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
  • Детские фантазии
  • Загадка клавиатуры
  • Искусство создания книги
  • Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
  • Краски в нашей жизни
  • Маленькая история о моей большой семье
  • Математика на кухне
  • Метеоцентр «Народные приметы» сообщает…
  • Мультфильмы: что это?
  • Мир ребёнка: взгляд сквозь время
  • Молодежный жаргон в речи современных школьников
  • Образ дракона в детской литературе
  • О некоторых способах выжить в природе
  • О чем рассказывают следы на снегу
  • Оригами и математика
  • Откуда в хлебе столько дырочек
  • Откуда хлеб на стол пришёл?
  • Польза бумаги
  • Почему вода в небольших водоемах зеленая?
  • Почему высохла лужа
  • Почему корабли не тонут
  • Почему море солёное
  • Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
  • Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?
  • Почему скисает молоко?
  • Почему стреляет попкорн?
  • Почему сугроб полосатый?
  • Почему хлеб бывает чёрный и белый?
  • Почему чай заваривают в горячей воде?
  • Путешествие водяной капельки
  • Речевая агрессия младших школьников или некоторые тайны слов
  • Русский богатырь: воплощение моей мечты
  • Сказка – ложь, да в ней намёк…
  • Спать или не спать? Вот в чем вопрос!
  • Хлеб всему голова!
  • Цвет и дети
  • Что такое микроскоп?
  • Что такое эксперимент?
  • Что у нас в солонке и в сахарнице?
  • Чудесные превращения, или Что такое сыр?
  • Темы исследовательских работ для начальных классов о семье:
  • Влияние компьютера на детей
  • Волшебство красок
  • Война и наша семья
  • Генеалогическое дерево моей семьи
  • Из истории детских обязанностей
  • Имя в жизни человека
  • Моя родословная
  • Лента времени моей семьи
  • Награда в нашем доме
  • Праздники нашей семьи
  • Письмо моей бабушки внуку
  • Семейные традиции
  • Семейные реликвии
  • Спортивная жизнь моей семьи
  • Наш дом. Наш двор.

Темы исследовательских работ о природе:

  • А у нас ананас!
  • «Белая береза под моим окном»
  • Береза моя, березонька!
  • Вечнозелёная красавица леса
  • Жизнь леса
  • Кто красит листья в зеленый цвет?
  • Лес — наш друг
  • Мой райский сад
  • Мой любимый фрукт апельсин
  • Новогодняя красавица
  • Отчего осенью листья меняют цвет?
  • О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю
  • Полезные свойства калины
  • Портрет яблони
  • Почему в яблоке не прорастают семена?
  • Путешествие косточки
  • Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
  • Почему у елки колкие иголки?
  • Русская берёзка
  • Что мы знаем о древесной коре?
  • Что такое береста?
  • Что такое листопад?
  • Этот мексиканский незнакомец – авокадо
  • Яблоня и яблоко
  • Янтарь — волшебные слезы деревьев
  • Я садовником родился

Темы проектных работ о растениях

  • В гостях у белой кувшинки
  • Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?
  • Мой маленький мир дикорастущих растений
  • Одуванчик — маленькое солнышко
  • Портрет земляники
  • Посмотрите, одуванчик!
  • Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь?
  • Почему подсолнух называют цветком солнца?
  • Почему растёт растение
  • Про вершки и корешки
  • Природное сообщество – луг
  • Роль растения в жизни человека
  • Что за ягода малина?
  • Что мы знаем о подсолнухе?
  • Ягодная азбука
  • Ягода Арбуз.
  • Выращивание кактусов в домашних условиях
  • Зелёный подоконник в школе
  • Кактус – колючий друг
  • Кто ты, кислый лимон?
  • Лечат ли комнатные растения простуду?
  • Мир кактусов
  • Мир растений на подоконнике
  • Можно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера?
  • Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?
  • Мои зеленые друзья
  • Мой любимый цветок — бегония
  • Мой цветник
  • Мой сад
  • Мой чудо-цветок
  • Моё увлечение — кактусы
  • О комнатных растениях
  • Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
  • Секреты «бабушкиной герани»
  • Удивительные кактусы
  • Фиалка для мамы
  • Фиалки в подарок бабушке
  • Что мы знаем о лимоне?

Темы исследовательских работ о животных:

  • Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
  • Зачем ежу яблоко?
  • Крокодиловы слезы
  • Кролики
  • Кто живет у нас в лесу?
  • Кто как приспосабливается к окружающему миру
  • Кто под бугорком живёт?
  • Кто строит дом на реке?
  • Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?
  • Кто такой слон?
  • Кто ты, собака?
  • Кулинарные пристрастия белочки
  • Любимое домашнее животное
  • Люблю тебя, мой друг мохнатый!
  • Любознательный зверёк — белка
  • Люди и кошки.
  • Люди и дельфины
  • Мамонты — древние и могучие
  • Медведь сказочный и настоящий
  • Мир забавных животных
  • Мир зебр
  • Мир китов
  • Мир лошадей
  • Мир собак
  • Может ли хомяк заменить байбака, а байбак хомяка?
  • Мой пудель
  • Мой кот
  • Мое домашнее животное — немецкая овчарка
  • Мое любимое животное — дельфин
  • Можно ли подружиться с лошадью?
  • Мои домашние питомцы
  • Мои загадочные кошки
  • Мои кошки
  • Мои любимые кролики
  • Мои любимые лошадки
  • Мои любимые хомячки
  • Мои питомцы
  • Мои четвероногие друзья
  • Мой верный друг — собака
  • Мой домашний питомец — сирийский хомячок
  • Мой домашний питомец — скотч-терьер
  • Мой любимчик — морская свинка
  • Мой пушистый ласковый кот Рыжик
  • Мой рыжий непоседа — кот
  • Мой щенок: первый месяц жизни
  • Морская свинка — идеальное животное для детей любого возраста
  • Моя любимая кошка
  • Моя любимая собака
  • Моя удивительная встреча с дельфинами
  • Наблюдение за бобрами
  • Наблюдение за золотистыми хомячками
  • Наблюдение за развитием крольчонка при искусственном вскармливании
  • Наблюдения за домашними и дикими мышами
  • Нам не страшен серый крыс!
  • Наш любимый зоопарк
  • Необычные факты про обычного ежика
  • Нора – это дом. Жилища животных
  • О леопардах
  • Образ жизни и поведение моего кота
  • Образ жизни летучих мышей
  • Один день из жизни хомяка
  • О кошках
  • Олени — наши друзья
  • Отличие в поведении больших и маленьких собак
  • Очень длинношеее животное под чудным названием — жираф
  • Поведение домашних свиней
  • Поведение кошек
  • Потерянный мир динозавров
  • Почему вымерли динозавры?
  • Почему киты всплывают на поверхность и выпускают фонтан воды?
  • Почему корова даёт молоко?
  • Почему на Земле вымерли динозавры
  • Почему скрипит косатка
  • Почему тигр полосатый?
  • Почему у Хомки толстые щечки?
  • Почему у кошки в темноте светятся глаза?
  • По следам уссурийского тигра
  • Привычки и повадки моих кошек
  • Про зайцев…
  • Пушистые чудики
  • Разные породы лошадей
  • Рядом с нами живут белки…
  • Свинья ли свинья?
  • Собака — друг человека
  • Собака друг человека или человек друг собаки?
  • Собака — настоящий друг
  • Содержание и воспитание щенка
  • «Существа, любящие нас больше, чем самих себя»
  • У кого длиннее хвост?
  • У кого язык на ноге?
  • Удивительные кошки
  • Удивительные дельфины
  • Удивительный мир динозавров-великанов
  • Умели ли динозавры летать?
  • Умеют ли разговаривать дельфины
  • Умеют ли животные считать?
  • Умственные способности кошки
  • Усы, лапы и хвост, или Что хочет сказать нам кошка?
  • Хвостатые гидростроители.
  • «Хвостик, хвост, хвостище»
  • Хомяк в поисках истины
  • Хомячки-пуховички.
  • Хорёк. Может ли он заменить кошку?
  • Царь динозавров
  • Чей нос лучше?
  • Чем заяц отличается от кролика
  • Чем лечатся слоны?
  • Что я знаю о дельфинах
  • Что я узнал о кошках
  • Что мы знаем о кошках?
  • Ягуар — величественный хищник
  • Я за любовь ко всем собакам.

Темы исследовательских проектов о грибах:

  • Грибное лукошко
  • Его величество боровик
  • О чём говорят нам названия грибов?
  • Плесень — это тоже гриб!
  • Ты, лисичка, рыжий гриб!
  • Удивительное царство грибов
  • Удивительная находка
  • Угадай-ка грибок!
  • Что за гриб на тонкой ножке?

Темы исследовательских работ о птицах:

  • Как зимует воробей
  • Кто же в гнёздышке живёт?
  • Кто такие птицы?
  • Кто такие амадины?
  • Курица — птица не простая!
  • Ласточка — вестник добра и счастья
  • Ласточкино гнездо
  • Мир наших увлечений. Волнистые попугайчики
  • Мир птиц
  • Может ли учащийся начальной школы держать дома страуса?
  • Мои журавлики
  • Мои любимые пингвины
  • Мои наблюдения за деревенской ласточкой
  • Мои певчие канарейки
  • Мои пернатые друзья
  • Мой волнистый друг
  • Мой домашний любимец — попугай Кеша
  • Мудрый ворон
  • Мы учили попугая
  • На крыльях весну принесли…
  • Наблюдение за птицами, посещающими кормушку
  • Наблюдение за образом жизни домашней песчанки и изучение влияния температуры на форму её гнезда
  • Наблюдение за поведением и размножением кряквы обыкновенной в домашних условиях
  • Наблюдения за популяцией городской ласточки
  • Наблюдения за трясогузкой
  • О воробьях
  • Пернатые архитекторы
  • Поведение птиц зимой
  • Поведение синицы зимой
  • Покормите птиц зимой!
  • Поможем зимующим птицам
  • Попугай корелла. Мое маленькое исследование
  • Почему зимой птичка стучит в окно?
  • Почему крик петуха раздается на рассвете в одно и то же время?
  • Почему многие грачи зимой не улетают?
  • Почему попугайчик волнистый
  • Почему птицы летают?
  • Почему птицы осенью улетают?
  • Почему у снегиря грудка красная?
  • Птицы – наши друзья
  • Птицы двора нашей школы
  • Птицы за моим окном
  • Птицы — наши друзья
  • Что за птица воробей?
  • Что за птица эта галка?
  • Чудо из яйца
  • Чье это гнездо?
  • Чьи гнезда лучше?

Темы проектных работ о земноводных:

  • Кто такие змеи?
  • Лягушка с душою царевны
  • Мир моей черепахи
  • Мой друг — черепаха
  • Моя домашняя черепаха
  • Наблюдение за развитием лягушки остромордой, болотной (Rana arvalis Nilsson) в аквариуме
  • Необычные ящерицы
  • О черепашках
  • Опасны ли змеи?
  • Полезны ли ящерицы?
  • Почему лягушки зеленые?
  • Почему у ящерицы хвост обрывается?
  • Царевна-лягушка, или Как я вырастила лягушку сама
  • Это сказочное существо – лягушка

Темы исследовательских работ о рыбах:

  • Аквариум и его обитатели
  • Аквариумные рыбки — какие они?
  • Ловись, рыбка, большая и маленькая…
  • Мой аквариум
  • Мы создали аквадом, веселятся рыбки в нем
  • Наблюдение за поведением обыкновенного карася при содержании его в аквариуме
  • Наблюдение за рыбками-попугаями
  • Обитатели водоёмов
  • Обитатели пресных водоемов
  • Почему у камбалы глаза на одной стороне
  • Рыбы наших вод
  • Хищнее щуки рыбы нет…
  • Что случилось с кетой?

Темы исследовательских работ о насекомых:

  • Комар: казнить нельзя, помиловать…
  • Кто живет в компьютере?
  • Кто как приспосабливается к окружающему миру
  • Кто такая медведка
  • Кто такие пауки?
  • Маленький, да удаленький, или Как двигаются насекомые
  • Медовая братва
  • Мир жуков
  • Мир стрекоз
  • Моё открытие о мухе
  • Моя коллекция насекомых
  • Муравьи и их царство
  • Муравьиная жизнь
  • Наблюдение за циклом развития бабочки павлиний глаз
  • Наблюдение за особенностями жизни и поведения богомола в неволе
  • Наблюдение за циклом развития колорадского жука
  • Наблюдения за развитием муравейника
  • Насекомые моего двора
  • Насекомые. Какие они?
  • О пауках
  • Откуда пришли рыжие и куда они нас ведут?
  • Ох уж эти комары!
  • Ох уж эти шершни!
  • Паук – человеку друг
  • Покровительственная окраска животных (Почему кузнечик зеленый?)
  • Понимаем ли мы животных, или как привлечь бабочек в свой сад
  • Порхающие цветы
  • Почему бабочки не живут в городе?
  • Почему водомерка ходит по воде?
  • Почему не тонет водомерка?
  • Про муравьев
  • Пчела — друг человека
  • Пчелиная семья
  • Разумны ли муравьи?
  • Сколько точек у божьей коровки?
  • Удивительный мир бабочек
  • Хвала пчеле!
  • Чем интересны пауки
  • Чудесное превращение гусеницы в бабочку

Темы исследовательских работ по географии:

  • Достопримечательности нашего города
  • Есть ли будущее у нашей деревни?
  • Есть ли в воздухе вода?
  • Как рождается снежинка
  • Кто в Африке живет?
  • Кто предскажет нам погоду?
  • Маршрут поиска капитана Гранта (по книге Ж. Верна «Дети капитана Гранта»)
  • Мое любимое место отдыха
  • Незнайка на Луганщине.
  • От кого река бежит?
  • Откуда пришёл к нам чай?
  • Почему вода на Земле не иссякает
  • Почему вулкан назван вулканом и отчего он «огнём дышит?»
  • Почему извергаются вулканы?
  • Почему морская вода соленая?
  • Почему появляются водопады?
  • Почему у елки колкие иголки?
  • Разноцветные моря
  • Снежные исследования
  • Семь чудес света
  • Семь чудес России
  • Семь чудес Украины
  • Цвет и названия морей
  • Что такое айсберги?
  • Что такое кварц?

Темы исследовательских работ по экологии:

  • Были о пыли
  • Бездомные животные – проблема каждого из нас
  • Живая вода
  • Живи, родник!
  • Как спасти нашу реку?
  • Какую воду мы пьём
  • Каким воздухом мы дышим
  • Как мультфильмы влияют на психику ребенка
  • Охранять природу — значит охранять мир
  • Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
  • Экология моего поселка
  • Экология нашего водоёма
  • Экопродукты моего огорода.

Темы исследовательских работ по физкультуре:

  • Если хочешь быть здоров
  • Здоровый образ жизни
  • История лыж
  • Мой режим питания
  • Молоко полезно детям
  • Опасности двора
  • Профилактика кариеса у ребят младшего возраста.
  • Полезно ли мороженое
  • Полезны или вредны дрожжи?
  • Полезные свойства кумыса
  • Польза и применение витаминов.
  • Спортивная жизнь семьи
  • Что такое витамины?
  • Художественная гимнастика.
  • Шоколад – вред или польза.
  • Я – велосипедист.

Темы исследовательских работ по русскому языку и литературе:

  • Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит».
  • Несказочные размышления о сказке (анализ основных черт характера героев сказок о животных).
  • Пиноккио и Буратино
  • По тропинкам Басни
  • Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно.
  • Сказка о царе Салтане.

Темы исследовательских работ по математике:

  • Авторские задачи по математике для учащихся 1-го класса.
  • Арифметика — наука о числе.
  • Веселые задачки
  • Веселый математический поезд
  • Весёлые задачи «Лесная математика».
  • Весёлые задачки для юных рыбаков.
  • Древние единицы длины
  • Единицы измерения в Древней Руси
  • Задачи в рисунках
  • Задачи для внимательных и сообразительных.
  • Задачи на свежем воздухе
  • Задачи-сказки
  • Искусство отгадывать числа
  • Как быстро выучить таблицу умножения
  • Как хорошо уметь считать!
  • Математика в жизни кошки.
  • Математические пословицы
  • Математические раскраски для 1-го класса.
  • Математические сказки
  • Математический калейдоскоп.
  • Меры и их измерения
  • Мое домашнее задание
  • Мое любимое число
  • Можно ли назвать натуральные числа удивительными?
  • Мои замечательные друзья – цифры
  • На уроке математики
  • Натуральные числа в жизни человека.
  • Наше творчество в математике.
  • О дюймах, вершках и сантиметрах.
  • От сложения до деления
  • Приемы быстрого счета
  • Про число ноль
  • «Раз, два, три, четыре, пять начинаем измерять»
  • Развивающие задания по математике
  • Разговор о нуле
  • Решаю задачи с радостью
  • Секреты таблицы умножения
  • Система мер длины
  • Сколько стоит килограмм картофеля с моего огорода?
  • Старинные денежные единицы
  • Старинные меры длины, объёма и веса в русских пословицах и поговорках.
  • Страна доброй математики
  • Таблица умножения на пальцах
  • Умеют ли животные считать?
  • Умножение с увлечением
  • Числовые великаны
  • Чудо-задачник.

Темы исследовательских работ по музыке:

  • «Стихи, которые поют» (песни на стихи поэта-сказочника С.Г. Козлова).
  • Баю-баюшки-баю (колыбельные песни русского и якутского народов).
  • Видение музыки через рисунок.
  • Влияние музыки на аквариумных рыб.
  • Гармоника в нашей семье.
  • Детские музыкальные инструменты
  • Детские ударные инструменты
  • Занимательная история ксилофона.
  • История одного инструмента.
  • История происхождения балалайки.
  • Ложки как музыкальный инструмент.
  • Любимые песни моей бабушки.
  • Музыкальные краски
  • Поговорим о маме музыкой.
  • Сергей Прокофьев. Музыка для детей.
  • Сказка в музыке.
  • Частушки про цифры.

Темы исследовательских работ начальной школы об огороде:

  • Аптека на грядке: бабушкина капуста
  • Ах, картошка, картошка!
  • Ах, морковка, объедение!
  • Без окон, без дверей полна горница людей
  • «Весёлая фасоль»
  • Где лучше растет лук?
  • Где растут мочалки?
  • Загадки про овощи и фрукты
  • Кто его раздевает, тот слезы проливает
  • Любимая картошка в жизни нашей семьи
  • Лук от семи недуг
  • Наблюдение за развитием лука
  • Наш друг — лук порей
  • Нужна ли подкормка рассаде кабачков?
  • Обитатели приусадебного участка
  • Опыт с фасолью. Проращивание
  • Органическое земледелие
  • Откуда к нам пришли помидоры и почему их так назвали
  • Подбор растений для альпинария
  • Польза картофеля для здоровья человека
  • Помидор — плод здоровья
  • Праздник картофеля — Бульба
  • Сеньор-помидор
  • Фасоль — хороший или плохой сосед на грядке?
  • Раз горох, два горох…
  • Что наша жизнь? Игра? Нет – кабачковая икра!
  • Ступеньки жизни. История жизни фасолевого семечка

Темы исследовательских проектов начальных классов о лекарственных растениях:

  • Бабушкина аптека
  • Крапива. Что я знаю о ней?
  • Лекарства- сорняки
  • Лечат ли комнатные растения простуду?
  • Нежность ромашки — для души и тела
  • Отчего крапива жжется?
  • Польза алоэ
  • Я не степью хожу, я хожу по аптеке…

Темы исследовательских работ младших школьников о цветах

  • Выгонка гиацинта к 8 Марта — «Подарок маме»
  • Вырастим тюльпаны сами, а потом подарим маме
  • Мои любимые розы
  • Чудо цветы – бархатцы
  • Подари цветок маме
  • Наблюдение за ростом и развитием садовых и сортовых тюльпанов
  • Подсолнух – солнечный цветок
  • Почему пахнут цветы?
  • Почему цветы разноцветные
  • Почему у бабушки на даче самые красивые цветы
  • Путешествие по царству цветов. Ландыш
  • Путешествие по царству цветов. Лотос
  • Путешествие по царству цветов. Одуванчик
  • Путешествие по царству цветов. Подснежник
  • Сохрани ландыш майский!
  • Тюльпан для мамы
  • Цветок Солнца
  • Цветок для мамы
  • Цветы для дома и души
  • Цветы в саду и дома
  • Чудесный мир ароматов
  • Я маме букет подарю…

Перечень тем исследовательских работ взят с сайта «Обучонок»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *